Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Контроль со стороны подрядчика. Строительный контроль заказчика. Дополнительные услуги по работе с исполнительной документацией

К.Кондрашев

Обязанность по проведению строительного контроля при осуществлении строительных работ предусмотрена ст. 53 Градостроительного кодекса. При этом выполнение этой обязанности вменено лицу, осуществляющему строительство. В том случае, если строительство осуществляется на основании договора, строительный контроль проводится застройщиком или техническим заказчиком. Также возможна передача функций строительного контроля третьему лицу на основании заключенного с ним договора.

В соответствии со ст. 55.8 ГрК РФ выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вправе только организации и индивидуальные предприниматели, имеющие выданное саморегулируемой организацией (СРО) свидетельство о допуске к таким работам.

При этом существует мнение, что технический заказчик (застройщик), осуществляющий строительный контроль самостоятельно, не обязан иметь свидетельство о допуске к работам по строительному контролю и, следовательно, быть членом строительной СРО, поскольку в Перечне видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утвержден Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624), есть п. 32 «Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем». И поскольку в данном пункте говорится о лице, привлекаемом на основании договора, и ничего не указано о самом техническом заказчике (застройщике), появилось такое мнение.

В рамках данной статьи постараемся дать ответ, насколько такая точка зрения обоснованна.

Данный вопрос имеет важное значение в силу того, что ст. 9.5.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к таким работам, если данное свидетельство является обязательным.

Прежде всего необходимо определить, что же представляет собой строительный контроль.

В силу ч. 8 ст. 53 ГрК РФ Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее — Положение).

В соответствии с п. 2 Положения предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений. А п. 3 Положения устанавливает, что строительный контроль осуществляется как подрядчиком, так и застройщиком (заказчиком).

Не углубляясь в данный вопрос, отметим, что содержание работ по строительному контролю отличается в зависимости от того, кто его осуществляет, о чем говорят п. 5 (строительный контроль, осуществляемый подрядчиком) и п. 6 (строительный контроль, осуществляемый заказчиком) Положения. К примеру, подрядчик в ходе строительного контроля проверяет качество строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства, соблюдение последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства и т.д. А заказчик проверяет полноту и соблюдение установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов, полноту и соблюдение установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов и т.д.

Кроме названного Положения, существует также Свод правил «Организация строительства» (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 781) (далее — СП 48.13330.2011), который также отчасти регламентирует порядок действий, направленных на реализацию строительного контроля.

В соответствии с п. 5.5 СП 48.13330.2011 лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль переданной ему для исполнения рабочей документации, передает застройщику (заказчику) перечень выявленных в ней недостатков, проверяет их устранение. Также лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль представленной застройщиком проектной документации, включая анализ ПОС и рабочей документации, проверив при этом комплектность и наличие согласований и утверждений (п. 7.1 и 7.1.1).

При этом застройщик должен осуществлять контроль и надзор за выполнением работ по договору строительного подряда.

Обратимся теперь к судебной практике и попытаемся выявить позиции арбитражных судов по вопросу определения содержания строительного контроля.

ФАС Московской области в Постановлении от 07.05.2013 по делу N А40-120139/12-139-1152, в рамках которого рассматривалась законность привлечения подрядчика к ответственности по ч. 1 ст. 9.4 «Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)» КоАП РФ, со ссылкой на Положение и СП 48.13330.2011 указал, что при размещении заказа на строительные работы строительный контроль проводится и заказчиком, и подрядчиком (генеральным подрядчиком). В результате этого суд признал обоснованным наложение на генерального подрядчика штрафа в размере 250 тыс. руб.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 04.06.2013 по делу N А55-31805/2012 рассматривалась правомерность наказания в виде административного приостановления деятельности застройщика по строительству объекта сроком на 60 суток за нарушения, допущенные при строительстве пристроя к зданию торгово-развлекательного центра (ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ). Суд отметил, что общество как собственник земельного участка, на котором осуществляется строительство, является застройщиком и субъектом вменяемого административного правонарушения и что обществом не были приняты зависящие от него меры по надлежащему осуществлению строительного контроля.

Таким образом, можно разделить строительный контроль заказчика, выражающийся в контроле за выполнением подрядчиком работ по договору строительного подряда, и строительный контроль подрядчика, заключающийся в проверке некоторых действий заказчика (например, проверка представленной проектной и рабочей документации на наличие всех необходимых согласований и утверждений).

Коснемся теперь вопроса, обязан ли заказчик иметь свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее — допуск СРО).

Если исходить только из формулировок нормативно-правовой базы, то заказчику не требуется получать свидетельство о допуске СРО.

Градостроительный кодекс не содержит упоминаний по данному вопросу.

Однако п. 32 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624), сформулирован следующим образом: «Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем». В то же время в этом Перечне есть п. 34 «Работы по осуществлению строительного контроля застройщиком либо привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (виды работ N 23.7, 24.32, группа видов работ N 21)», в котором прямо указано, что строительный контроль осуществляется заказчиком (застройщиком).

Таким образом, исходя из данного Перечня, заказчик не обязан получать допуск СРО для осуществления строительного контроля (если только он не осуществляется при строительстве объектов атомной энергетики).

Более того, аналогичное мнение высказано в письме Минрегиона России от 06.12.2010 N 40915-ИП/08, в котором указано, что свидетельство о допуске требуется только лицу, привлекаемому застройщиком или заказчиком для осуществления строительного контроля на основании договора. Здесь необходимо оговориться, что существует также письмо Минрегиона РФ от 30.04.2010 N 17906-иП/08, в котором указывается на необходимость получения застройщиком допуска СРО. Однако данное письмо было опубликовано до вступления в силу вышеуказанного Перечня.

Проанализируем судебную практику.

В деле N А60-7214/2011 Управление государственного строительного надзора Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ФГОУ ВПО «Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», являющегося заказчиком строительства, к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ за выполнение работ по строительному контролю без свидетельства СРО о допуске к таким работам.

Судами первой и апелляционной инстанций привлечение Управлением государственного строительного надзора к ответственности было признано законным. При этом ссылка института на расширительное толкование п. 32 Перечня судами не была принята во внимание. Суд апелляционной инстанции, основываясь на Положении и СП 48.13330.2011, указал: застройщикам, осуществляющим работы по строительному контролю, необходимо получить свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией. Если строительный контроль осуществляется не силами застройщика или заказчика, а привлекаемой организацией, то соответствующее свидетельство о допуске должно быть у привлекаемой организации.

В результате институт был оштрафован. Законность вынесенных судебных актов была подтверждена высшей судебной инстанцией (Определение ВАС РФ от 09.11.2011 N ВАС-14190/11).

Подобный вывод содержится и в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013 N 17АП-5069/2013-АКу по делу N А60-3434/2013. В рамках данного дела Управление государственного строительного надзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ФКУ «Объединенная дирекция единого заказчика Федеральной налоговой службы» по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ за осуществление строительного контроля без допуска СРО. Решением суда первой инстанции ФКУ «Объединенная дирекция единого заказчика Федеральной налоговой службы» привлечено к административной ответственности.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства (ГрК РФ, Перечень, СП 48.13330.2011), отметил, что лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, наличие которых и возможность реализации которых при осуществлении строительного контроля подтверждается свидетельством о допуске к такому виду работ, выданному саморегулируемой организацией.

Отсутствие в Перечне вида работ по осуществлению строительного контроля непосредственно застройщиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль, но и не дает оснований полагать, что для проведения строительного контроля собственными силами заказчика не требуется получение свидетельства о допуске.

При этом суд отмечает, что Перечнем установлены виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, а также отдельно установлены виды объектов капитального строительства, проведение работ на которых требует получения свидетельства о допуске, разграничений по субъектному составу для получения свидетельств о допуске к видам работ указанный Перечень не имеет.

Как и в первом случае, рассмотрение данного дела также дошло до ВАС, который вновь согласился с мнением нижестоящих инстанций (Определение от 01.08.2013 N ВАС-10699/13).

Аналогичное мнение содержится и в Постановлении ФАС Московского округа от 04.06.2012 по делу N А40-142460/10-141-1178. Суд пришел к выводу, что, согласно п. 3 ст. 52 ГрК РФ, заказчик (застройщик), самостоятельно осуществляющий строительство, обязан соответствовать требованиям, указанным в п. 2 той же статьи, в силу которого виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Таким образом, сложилась ситуация, при которой в законодательстве отсутствует четкое указание на необходимость наличия либо отсутствия у заказчика (застройщика) допуска СРО при проведении строительного контроля, и судебные органы в данном случае трактуют положения законодательства расширительно. Это в свою очередь приводит к привлечению заказчиков (застройщиков), осуществляющих строительный контроль без допуска СРО, к административной ответственности по ст. 9.5.1 КоАП, предусматривающей штраф в размере 40 000 — 50 000 руб.

Следовательно, с целью избежания возможного привлечения к административной ответственности заказчику (застройщику) следует получить допуск СРО на проведение строительного контроля.

1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

2.1. В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.

3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.

7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.

8. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 53 ГрК РФ

1. Наряду с выдачей разрешения на строительство, которое является формой превентивного контроля за качеством строительства, ведется также и постоянный контроль непосредственно за процессом строительства. Комментируемая статья достаточно подробно регулирует вопросы, связанные с осуществлением контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте за соблюдением соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка (соответственно если проектная документация разрабатывалась на основе архитектурно-планировочного задания, то требованиям архитектурно-планировочного задания).

Согласно ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» до вступления в силу соответствующих технических регламентов (но не позднее 1 июля 2010 г.) требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В соответствии с разъяснениями Госстроя России до вступления в силу соответствующих технических регламентов в области строительства подлежат обязательному исполнению требования действующих нормативных документов в строительстве, принятых до 1 июля 2003 г., направленные на достижение целей технического регулирования и обеспечивающие:
———————————
Письмо Госстроя России от 22 декабря 2003 г. N ЛБ-8381/9 // Бюллетень строительной техники. 2004. N 1.

— право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности при осуществлении градостроительной деятельности;

— надежность зданий и сооружений и их инженерных систем в расчетных условиях эксплуатации, прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований;

— устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей в расчетных условиях опасных природных воздействий (в том числе сейсмических) и при пожарах;

— охрану здоровья людей в процессе эксплуатации зданий и сооружений (в том числе необходимые параметры внутреннего климата, акустический и световой режимы помещений);

— доступность среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения;

— безопасность строительных материалов и изделий, процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации для жизни или здоровья людей и окружающей среды;

— размерную и функциональную совместимость и взаимозаменяемость в строительстве;

— правила приемки и методы контроля в строительстве;

— сокращение расходов топливно-энергетических ресурсов при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;

— охрану окружающей среды, экологическую безопасность и соблюдение санитарных правил при осуществлении градостроительной деятельности (в том числе рациональное использование природных ресурсов).

Также обязательны требования специальных технических условий на строительство особо сложных и уникальных зданий и сооружений, согласованных в установленном порядке с органами государственного надзора.

Строительный контроль должен осуществляться при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте любого объекта капитального строительства.

2. Обязанность осуществлять строительный контроль лежит прежде всего на лице, осуществляющем строительство (так называемый производственный контроль). Федеральными законами могут предусматриваться и особенности осуществления такого контроля. Так, Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает проведение производственного контроля в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль), осуществляемого в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. При этом субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представить сведения об организации производственного экологического контроля в федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством (ст. 67). Кроме того, указанный Закон предусматривает возможность проведения общественными и иными некоммерческими организациями, а также гражданами общественного экологического контроля, результаты которого в обязательном порядке подлежат рассмотрению органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (ст. 68).

Осуществлять строительный контроль (технический надзор) — это право застройщика (заказчика).

Застройщик (заказчик) может привлекать лицо, подготовившее проектную документацию, для осуществления авторского надзора. Так, согласно ст. 12 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» архитектор и юридическое лицо на основании договора с заказчиком (застройщиком) имеют право осуществлять авторский надзор за строительством архитектурного объекта или по поручению заказчика (застройщика) быть его ответственными представителями на строительстве данного объекта, осуществляя контроль за качеством строительных материалов, качеством и объемом выполняемых строительно-монтажных работ и финансовый контроль. В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.

В случае если строительство, реконструкция и капитальный ремонт осуществляются на основе договора строительного подряда, то в соответствии со ст. 749 ГК РФ заказчик также имеет право привлекать к осуществлению контроля и надзора за строительством и принятию от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком инженера (инженерную организацию) без согласия подрядчика. Привлечение инженера (инженерной организации) осуществляется, как правило, посредством заключения с ним договора поручения. Если инженер является работником заказчика, то соответственно он работает на основании трудового договора (контракта). При привлечении инженера (инженерной организации) его правомочия в отношении дачи подрядчику обязательных указаний и иные функции определяются в договоре строительного подряда.

3 — 7. В ч. 3 — 7 комментируемой статьи 53 ГрК РФ: закрепляются обязанности лица, осуществляющего строительство, по проведению строительного контроля, права застройщика (заказчика) (в случае осуществления строительства на договорной основе); устанавливается обязанность проводить контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта, контроль за которыми не может быть проведен после выполнения других работ или устранение недостатков которых не может быть проведено без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения; устанавливается обязанность письменного оформления актов, составляемых по результатам строительного контроля, а также замечаний застройщика (заказчика), привлекаемых им для осуществления строительного контроля лиц. Требование письменного оформления указанных замечаний и актов по результатам осуществления строительного контроля имеет важное значение. Такие документы должны в обязательном порядке учитываться при расследовании случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате отступления от проектной документации, нарушения требований технических регламентов.

8. Согласно ч. 8 комментируемой статьи порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации. В качестве таких нормативных правовых актов необходимо отметить Свод правил СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений», одобренный Постановлением Госстроя России от 10 июня 1999 г. N 44 , и СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», одобренные Постановлением Госстроя России от 19 апреля 2004 г. N 70 . Указанные документы носят рекомендательный характер.
———————————
Бюллетень строительной техники. 1999. N 7.

Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2004. N 3.

Так, согласно СНиП 12-01-2004 при выполнении лицом, осуществляющим строительство, производственного контроля за качеством строительства следует выполнять следующие действия:

— входной контроль проектной документации, представленной застройщиком (заказчиком);

— приемку вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы;

— входной контроль применяемых материалов, изделий;

— операционный контроль в процессе выполнения и по завершении операций;

— оценку соответствия выполненных работ, результаты которых становятся недоступными для контроля после начала выполнения последующих работ.

При входном контроле проектной документации следует проанализировать всю представленную документацию, включая проект организации строительства и рабочую документацию, проверив при этом: ее комплектность; соответствие проектных осевых размеров и геодезической основы; наличие согласований и утверждений; наличие ссылок на материалы и изделия; наличие перечня работ и конструкций, показатели качества которых влияют на безопасность объекта и подлежат оценке соответствия в процессе строительства; наличие предельных значений контролируемых по указанному перечню параметров, допускаемых уровней несоответствия по каждому из них; наличие указаний о методах контроля и измерений, в том числе в виде ссылок на соответствующие нормативные документы. При обнаружении недостатков соответствующая документация возвращается на доработку.

Входным контролем в соответствии с действующим законодательством проверяют соответствие показателей качества покупаемых (получаемых) материалов, изделий и оборудования требованиям стандартов, технических условий или технических свидетельств на них, указанных в проектной документации и (или) договоре подряда. При этом проверяют наличие и содержание сопроводительных документов поставщика (производителя), подтверждающих качество указанных материалов, изделий и оборудования. При необходимости могут выполняться контрольные измерения и испытания указанных выше показателей. Методы и средства этих измерений и испытаний должны соответствовать требованиям стандартов, технических условий и (или) технических свидетельств на материалы, изделия и оборудование. Материалы, изделия, оборудование, несоответствие которых установленным требованиям выявлено входным контролем, следует отделить от пригодных и промаркировать. Работы с применением этих материалов, изделий и оборудования следует приостановить. Застройщик (заказчик) должен быть извещен о приостановке работ и ее причинах.

Операционным контролем исполнитель работ проверяет: соответствие последовательности и состава выполняемых технологических операций технологической и нормативной документации, распространяющейся на данные технологические операции; соблюдение технологических режимов, установленных технологическими картами и регламентами; соответствие показателей качества выполнения операций и их результатов требованиям проектной и технологической документации, а также распространяющейся на данные технологические операции нормативной документации. Места выполнения контрольных операций, их частота, исполнители, методы и средства измерений, формы записи результатов, порядок принятия решений при выявлении несоответствий установленным требованиям должны соответствовать требованиям проектной, технологической и нормативной документации.

В целях осуществления технического надзора застройщик (заказчик) может выполнять: проверку наличия у исполнителя работ документов о качестве (сертификатов в установленных случаях) на применяемые им материалы, изделия и оборудование, документированных результатов входного контроля и лабораторных испытаний; контроль соблюдения исполнителем работ правил складирования и хранения применяемых материалов, изделий и оборудования (при выявлении нарушений этих правил представитель технадзора может запретить применение неправильно складированных и хранящихся материалов); контроль соответствия выполняемого исполнителем работ операционного контроля указанным требованиям; контроль наличия и правильности ведения исполнителем работ исполнительной документации, в том числе оценку достоверности геодезических исполнительных схем выполненных конструкций с выборочным контролем точности положения элементов; контроль за устранением дефектов в проектной документации, выявленных в процессе строительства, документированный возврат дефектной документации проектировщику, контроль и документированную приемку исправленной документации, передачу ее исполнителю работ; контроль исполнения исполнителем работ предписаний органов государственного надзора и местного самоуправления; контроль соответствия объемов и сроков выполнения работ условиям договора и календарному плану строительства; оценку (совместно с исполнителем работ) соответствия выполненных работ, конструкций, участков инженерных сетей, подписание двусторонних актов, подтверждающих соответствие; контроль за выполнением исполнителем работ требования о недопустимости выполнения последующих работ до подписания указанных актов; заключительную оценку (совместно с исполнителем работ) соответствия законченного строительством объекта требованиям законодательства, проектной и нормативной документации. Для осуществления технического надзора застройщик (заказчик) при необходимости может сформировать службу технического надзора, обеспечив ее проектной и необходимой нормативной документацией, а также контрольно-измерительными приборами и инструментами.

Авторский надзор осуществляется на основании договора (распорядительного документа) и проводится, как правило, в течение всего периода строительства и ввода в эксплуатацию объекта, а в случае необходимости — и начального периода его эксплуатации. При осуществлении авторского надзора за строительством объекта регулярно ведется журнал авторского надзора за строительством, который составляется проектировщиком и передается заказчику. Основные обязанности лица, осуществляющего авторский надзор, заключаются в: проведении выборочной проверки соответствия производимых строительных и монтажных работ рабочей документации и требованиям строительных норм и правил; выборочного контроля за качеством и соблюдением технологии производства работ, связанных с обеспечением надежности, прочности, устойчивости и долговечности конструкций и монтажа технологического и инженерного оборудования; своевременном решении вопросов, связанных с необходимостью внесения изменений в рабочую документацию в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.101-97 «Основные требования к проектной и рабочей документации», и контроле за исполнением, информировании застройщика (заказчика) о несвоевременном и некачественном выполнении указаний специалистов, осуществляющих авторский надзор, для принятия оперативных мер по устранению выявленных отступлений от рабочей документации и нарушений требований нормативных документов. Лица, осуществляющие авторский надзор, вправе, а в случаях, предусмотренных федеральными законами или договором с застройщиком (заказчиком), обязаны участвовать в освидетельствовании скрываемых возведением последующих конструкций работ, от качества которых зависят прочность, устойчивость, надежность и долговечность возводимых зданий и сооружений, и в приемке в процессе строительства отдельных ответственных конструкций.

Второй комментарий к Статье 53 Градостроительного кодекса

1. Строительный контроль — это комплекс мероприятий, которые осуществляются непосредственно застройщиком или лицом, осуществляющим строительство. Комментируемая статья 53 ГрК РФ определяет цели и порядок проведения такого контроля. Строительный контроль не следует отождествлять с государственным надзором, поскольку они имеют различное правовое регулирование, отличаются по субъектному составу, а также по полномочиям данных субъектов (см. решение ВС РФ от 17 октября 2008 г. N 3-40/08). Целями строительного контроля являются проверка соответствия выполняемых работ проектной документации требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, а с 1 января 2017 г. — также и разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. Такой контроль осуществляется непосредственно в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Пример: поскольку строительство — это создание зданий, строений, сооружений, реконструкция — изменение параметров объектов и их частей, капитальный ремонт — замена или восстановление строительных конструкций или элементов таких конструкций, то проверка в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта может быть осуществлена только при строительном контроле лицом, осуществляющем строительство, а кроме того, на основании договора также застройщиком или заказчиком. Таким образом, в соответствии с требованиями ГрК РФ к полномочиям органов государственного строительного надзора деятельность, связанная с осуществлением проверки на предмет соблюдения норм градостроительного законодательства при размещении, проектировании, вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства, соблюдения порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий (градостроительных планов земельных участков), разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, не отнесена (см. решение Волгоградского областного суда от 31 января 2006 г. N 3-4/2006).

Необходимо отметить, что действующее законодательство не различает понятий строительного контроля и технического надзора. Поэтому в судебной практике эти понятия отождествляются (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 января 2011 г. по делу N А78-2301/2010).

Одним из видов строительного контроля является авторский надзор (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 февраля 2015 г. по делу N А53-14376/2014; письмо Министерства регионального развития РФ от 30 апреля 2010 г. N 17906-ИП/08). Авторский надзор — один из видов услуг, оказываемых заказчику, по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за строительством, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте. Необходимость проведения авторского надзора относится к компетенции заказчика и, как правило, устанавливается в задании на проектирование объекта. Порядок проведения авторского надзора устанавливается в Своде правил СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» (введен в действие Постановлением Госстроя России от 10 июня 1999 г. N 44), Своде правил СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений» (утв. Приказом Минстроя России от 19 февраля 2016 г. N 98/пр).

2. Субъектами строительного контроля являются:

— лицо, осуществляющее строительство;

— застройщик или технический заказчик, с 1 июля 2017 г. — также лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или региональный оператор. При этом заключение договора с техническим заказчиком не освобождает заказчика реконструкции (строительства) от ответственности за ненадлежащее осуществление строительного контроля. Право заказчика на привлечение иного лица для осуществления производственного контроля корреспондирует с его обязанностью такой контроль обеспечить либо собственными силами, либо силами привлеченных специалистов (см. Постановление ФАС Московского округа от 20 декабря 2013 г. по делу N А40-169148/2012);

— физическое или юридическое лицо, привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора;

— лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Необходимо отметить, что подрядчик не может осуществлять строительный контроль одновременно и за себя и за заказчика.

Пример: заявитель посчитал, что действующее законодательство не содержит запрета на осуществление подрядчиком функций строительного контроля заказчика, запрет на проведение строительного контроля со стороны заказчика и подрядчика одним субъектом не установлен. Суд указал, что если заказчик не обладает специальными познаниями либо по иным причинам не желает в полном объеме выполнять функцию заказчика по контролю и надзору за строительством, то осуществление этой функции и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком он вправе доверить третьему лицу — профессиональному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Проанализировав п. п. 5 и 6 Положения о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468, суд пришел к верному выводу о том, что строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, и строительный контроль, осуществляемый заказчиком, содержательно отличаются и не могут осуществляться одним лицом, поскольку обратное нивелирует цели и задачи строительного контроля заказчика (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 февраля 2016 г. по делу N А60-19907/2015, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июня 2016 г. по делу N А32-42596/2014).

В правоприменительной практике спорным является вопрос о необходимости иметь свидетельство о допуске к соответствующему виду работ при осуществлении строительного контроля. В одних случаях суды полагают, что лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, которые подтверждаются соответствующим свидетельством.

Пример: отсутствие в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утв. Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624, вида работ по осуществлению строительного контроля непосредственно застройщиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль, однако не дает оснований полагать, что для проведения строительного контроля собственными силами заказчика, застройщика не требуется получение свидетельства о допуске к соответствующему виду работ. Перечнем установлены виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, а также отдельно установлены виды объектов капитального строительства, проведение работ на которых требует получения свидетельства о допуске, разграничений по субъектному составу для получения свидетельств о допуске к видам работ указанный Перечень не имеет (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 февраля 2015 г. по делу N А60-1100/2014).

В других случаях суды указывают, что лица, осуществляющие строительный контроль, не обязаны иметь выданные ГрСРО свидетельства о допуске к таким видам работ.

Пример: работы по осуществлению строительного контроля застройщиком (за исключением осуществления строительного контроля при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии) не включены в Перечень, что не исключает право застройщика (заказчика) на самостоятельное проведение строительного контроля и означает лишь отсутствие у него обязанности по получению свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства (см. Постановление ВС РФ от 24 июня 2016 г. N 304-АД16-6361).

Особенность финансовой стороны строительного контроля заключается в том, что заказчик не обязан возмещать подрядчику стоимость услуг контролирующей организации. Функции строительного контроля подрядчик обязан осуществлять по общему правилу. Заказчик же имеет право на осуществление этих функций. Таким образом, на подрядчике лежит обязанность осуществлять строительный контроль, тогда как у заказчика данной обязанности нет (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 июля 2015 г. по делу N А76-8705/2014). Также комментируемая часть не предусматривает право заказчика на контроль за стоимостью приобретаемых застройщиком строительных материалов и истребования документов, ее подтверждающих. Соответственно, заказчик не имеет права требовать уменьшения твердой цены договора в связи с тем, что стоимость строительных материалов является завышенной (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 25 июля 2013 г. по делу N А55-26153/2012).

3. Части 3, 4 определяют обязанности, которые возложены на лицо, осуществляющее строительство, при проведении строительного контроля. К ним относятся:

— обязанность извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства. При этом выполнение работ в соответствии с проектной документацией не освобождает от исполнения этой обязанности (см. Постановление ФАС Московского округа от 8 августа 2013 г. по делу N А40-146191/2012);

— обязанность проводить контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ или устранение недостатков которых невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций. При этом должны проводиться испытания конструкций и составляться акты освидетельствования скрытых работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Отсутствие актов освидетельствования работ влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 2 апреля 2010 г. по делу N А63-23244/2008-С6-39).

Застройщик или технический заказчик при выявлении по результатам проведения контроля недостатков может потребовать проведения повторного строительного контроля (ч. 5 комментируемой статьи). Ненадлежащее осуществление строительного контроля может повлечь административную ответственность (см. Постановление ВС РФ от 24 февраля 2016 г. N 305-АД15-19871, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 июня 2016 г. по делу N А40-151243/2015).

4. Часть 6 комментируемой ст. 53 ГрК России определяет особенности проведения строительного контроля в случаях выполнения других работ по истечении более чем шести месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля. При этом строительный контроль должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов. Орган государственного строительного надзора имеет право выдать предписание о проведении повторного контроля (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июня 2015 г. по делу N А53-21664/2014).

5. Несмотря на то что ч. 7 комментируемой статьи обязывает оформлять в письменной форме замечания к подрядчику по осуществлению строительного контроля составлять акт и об устранении указанных недостатков, комментируемая часть не предусматривает возможность выдачи заказчиком или застройщиком предписаний подрядчику по выявленным нарушениям.

Пример: в связи с этим судом не было принято во внимание в качестве доказательства надлежащего осуществления строительного контроля выданное застройщиком подрядчику предписание (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17 февраля 2011 г. по делу N А51-9505/2010).

6. В соответствии с ч. 8 комментируемой статьи 53 Градостроительного кодекса РФ порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами РФ. В качестве таких нормативных правовых актов необходимо отметить:

— Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»;

— Методику проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства СДОС-04-2009 (принята решением Наблюдательного совета Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве от 20 июля 2009 г. N 30-БНС);

Строительный контроль – это организационная форма обеспечения качества. Он включает в себя ряд других видов контроля. В результате получается многоуровневая система проверки. Виды контроля взаимосвязаны между собой. Состав определяется работами, которые выполняют на объекте.

Цель и задачи строительного контроля

Под контролем понимается создание замкнутой цепи обратной связи между заданными характеристиками строительной продукции и процессами их получения. Характеристики продукции установлены в проектных решениях и нормативно-технической документации. Проверка дает информацию о реальных значениях. Основная цель строительного контроля - обеспечить соответствие объекта принятым проектным решениям и нормативам.

Достижение этой цели возможно за счет решения задач контроля. Задачи распределяются по видам деятельности.

На этапе строительства выделяют следующие виды деятельности:

  • управление работами;
  • поставки материалов, оборудования и комплектующих;
  • выполнение строительно-монтажных работ;
  • проведение приемо-сдаточных мероприятий;
  • документирование работ.

В ходе управления работами строительный контроль должен решать следующие задачи:

  • координировать деятельность всех участников строительства. В строительстве участвует множество организаций. Каждая из них выполняет определенные виды контроля. Они должны дополнять друг друга. Для этого необходима координация деятельности по контролю;
  • оценивать влияние организационных, технических и экономических факторов на результаты работ. В ходе строительства происходит большое количество изменений. Они влияют на исходные проектные решения. Такие изменения вызваны организационными, техническими и экономическими факторами. Строительный контроль должен оценивать влияние изменений на технические характеристики и характеристики безопасности строительного объекта;
  • повышать эффективность работы. Для получения одного и того же результата подходят разные строительные технологии. Каждая технология требует применения своего метода контроля. В таких ситуациях необходимо обеспечить эффективное использование методов и средств контроля.

В отношении поставок материалов, оборудования и комплектующих строительный контроль должен решать следующие задачи:

  • оценивать качество поставляемых материалов, оборудования, комплектующих. От качества поставок напрямую зависит качество выполняемых работ и конечный результат – законченный строительством объект. Материалы, оборудование и комплектующие должны полностью соответствовать требованиям нормативной и проектной документации;
  • проверять условия транспортировки и перемещения материалов, оборудования и комплектующих. Отдельные виды поставок требуют особых условий перемещения и транспортировки. Свойства материалов могут изменяться, если эти условия нарушены. Строительный контроль необходим для выявления таких случаев до начала применения материалов, оборудования или комплектующих;
  • проверять условия хранения и обработки материалов. Условия хранения и обработки материалов являются одной из составляющих качества и безопасности строительства. Решение этой задачи снижает вероятность порчи материалов и их пересортицы.

В отношении строительно-монтажных работ строительный контроль должен решать следующие задачи:

  • проверять соблюдение технологической дисциплины. Каждый вид работ имеет определенный порядок действий и правила выполнения. Для производства работ требуется наличие подготовленного персонала, соответствующего оборудования, соблюдение внешних условий и режимов работы. Эти элементы относятся к технологической дисциплине. Задача строительного контроля - проверка соблюдения требований нормативной и проектной документации в отношении этих элементов;
  • оценивать выполнение технологических процессов. Ход и последовательность работ необходимо отслеживать. Строительные процессы сильно влияют друг на друга. Отступление от установленного порядка действий в одном процессе сказывается на результатах работы по другим процессам.

В отношении приемо-сдаточных меропритяий строительный контроль должен решать следующие задачи:

  • учитывать несоответствия по качеству работ, поставок, технологической дисциплине. Приемо-сдаточные мероприятия проводятся по: видам работ, элементам строительного объекта, процессам, системам, строительному объекту в целом. Каждый вид приемо-сдаточных мероприятий подводит «итог» за определенный период времени. Строительный контроль необходим для анализа статистических данных по несоответствиям;
  • проверять объем и сроки выполнения работ. Законченный строительством объект должен соответствовать требованиям проекта, техническим регламентам и нормативной документации. Для этого строительные работы необходимо выполнить в полном объеме, в установленные сроки и с заданным качеством. В ходе приемо-сдаточных мероприятий одной из задач контроля является проверка этих составляющих.

В отношении документирования работ строительный контроль должен решать следующие задачи:

  • проверять наличие и правильность ведения документации. Все виды строительных работ обеспечены документацией. Одна из задач контроля - проверка наличия и правильности проектной и исполнительной документации, документации по закупкам, сметной документации и пр.;
  • предоставлять достоверную и актуальную отчетную документацию. Контроль сопровождается регистрацией данных и оформлением отчетных документов. Для эффективного контроля они должны быть достоверными и актуальными. Отступление от данной задачи делает мероприятия по контролю бесполезными.

Конкретный перечень задач зависит от организационно-технических условий на объекте строительства. Задачи имеют привязку к объектам контроля.

Контроль не может существовать в отрыве от конкретных объектов. В проектной и действующей нормативно-технической документации для каждого объекта устанавливается: круг контролируемых параметров, периодичность проверки, методы контроля, состав измерительного оборудования.


В обобщенном виде объектами строительного контроля являются:

  • технологические процессы. Проверяется соответствие процессов установленным требованиям к производству работ. Определяющими факторами контроля являются: масштаб строительного производства, виды работ, разнообразие состава и сложность оборудования, технология работ;
  • материалы и оборудование. Проверяется соответствие материалов и оборудования требованиям по качеству, количеству и составу. Исходными данными для проверки служат: проектно-сметная документация, сертификаты и паспорта качества на материалы и оборудование, накладные. В ходе проверки оценивают условия хранения, складирования и обращения с материальными ресурсами;
  • производственный персонал. Проверяется квалификация и подготовка персонала, наличие допусков и аттестация кадров. Строительный контроль необходим для гарантии того, что к выполнению работ привлекаются специалисты, квалификация которых не ниже требований, предъявляемых к данному виду работ;
  • приемы и методы работы. Проверяется последовательность и состав выполняемых действий. Один и тот же результат можно получить разными методами. В каждом случае стоимость результата будет своя. Проверка приемов и методов работы выявляет эффективные способы выполнения работ;
  • условия окружающей среды. Для выполнения процессов хранения и обработки материалов, применения технологий требуются определенные условия окружающей среды. Нарушение этих условий может привести к несоответствиям. В ходе строительного контроля проверяется соблюдение допустимых норм по условиям окружающей среды;
  • документация. Выполняется проверка документации, сопровождающей строительство. Документацию проверяют на предмет: наличия, правильности ведения, регистрации, внесения изменений, актуальности.

Строительный контроль характеризуется одновременной проверкой нескольких объектов. Для каждого из них применяются свои виды контроля. Проводить контроль могут разные участники строительного процесса.

Кто проводит строительный контроль

Строительный контроль могут проводить разные участники процесса. Каждый из них решает свои задачи и выполняет свой набор мероприятий по проверке соответствия строительного объекта требованиям проектной и нормативной документации.


Строительный контроль должны проводить:

  • лицо, осуществляющее строительство (подрядчик). Проводит оперативный (текущий контроль) на строительном объекте. К задачам подрядчика относятся: проверка поступающих материалов и оборудования, контроль условий хранения и обработки материальных ресурсов, проверка правильности выполнения технологических процессов. Эти задачи подрядчик решает самостоятельно (т. е. выполняет самоконтроль). Задачи, связанные с приемо-сдаточными мероприятиями он решает совместно с заказчиком. К таким задачам относятся: освидетельствование скрытых работ, приемка отдельных видов работ и этапов строительства, проверка соответствия законченного строительством объекта;
  • застройщик. Осуществляет периодический контроль подрядчика. К задачам застройщика относятся: проверка сроков и объемов работ, ведение подрядчиком документации по контролю, оценка объемов и сроков проверки подрядчиком технологических процессов. Совместно с подрядчиком застройщик выполняет: приемку отдельных видов работ и этапов строительства, приемку скрытых работ, проверку соответствия проектной и нормативной документации законченного строительством объекта;
  • заказчик (технический заказчик). Застройщик может выступать в роли заказчика и технического заказчика. Строительный контроль со стороны заказчика включает в себя те же задачи, что и задачи застройщика. Только в данном случае проверка выполняется детальнее. Она может быть постоянной (ежедневное присутствие представителя заказчика на объекте строительства) или периодической;
  • проектировщик. Проводит авторский надзор за процессом строительства. Наличие такого контроля зависит от желания заказчика (или застройщика). К задачам проектировщика относятся: оценка соответствия объекта проектным решениям, контроль соблюдения технологии производства работ, контроль применения материалов и конструкций, установленных проектом. Проектировщик выполняет контроль от имени заказчика или застройщика;
  • надзорная организация. Это внешняя организация, которая специализируется на проведении строительного контроля. Она действует только от имени заказчика или застройщика. Её привлекают в случае, если застройщик (заказчик) не может решать возложенные на него задачи строительного контроля на должном профессиональном уровне.

Как правило, контроль осуществляют все из перечисленных выше участников строительства, но только в разных объемах и с разной периодичностью. Организация строительного контроля должна осуществляться таким образом, чтобы максимально использовать возможности взаимодействия всех участников (совместная оценка качества, взаимоконтроль, обмен информацией, согласование действий и пр.).


Вернуться назад на

В Постановлении ФАС Поволжского округа по делу N А55-31805 рассматривалась правомерность наказания в виде административного приостановления деятельности застройщика по строительству объекта сроком на 60 суток за нарушения, допущенные при строительстве пристроя к зданию торгово-развлекательного центра (ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ). Суд отметил, что общество как собственник земельного участка, на котором осуществляется строительство, является застройщиком и субъектом вменяемого административного правонарушения и что обществом не были приняты зависящие от него меры по надлежащему осуществлению строительного контроля.

Таким образом, можно разделить строительный контроль заказчика, выражающийся в контроле за выполнением подрядчиком работ по договору строительного подряда, и строительный контроль подрядчика, заключающийся в проверке некоторых действий заказчика (например, проверка представленной проектной и рабочей документации на наличие всех необходимых согласований и утверждений).

Коснемся теперь вопроса, обязан ли заказчик иметь свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - допуск СРО).

Если исходить только из формулировок нормативно-правовой базы, то заказчику не требуется получать свидетельство о допуске СРО.

Градостроительный кодекс не содержит упоминаний по данному вопросу.

Однако п. 32 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утвержден Приказом Минрегиона РФ N 624), сформулирован следующим образом: «Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем». В то же время в этом Перечне есть п. 34 «Работы по осуществлению строительного контроля застройщиком либо привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (виды работ N 23.7, 24.32, группа видов работ N 21)», в котором прямо указано, что строительный контроль осуществляется заказчиком (застройщиком).

Таким образом, исходя из данного Перечня, заказчик не обязан получать допуск СРО для осуществления строительного контроля (если только он не осуществляется при строительстве объектов атомной энергетики).

Более того, аналогичное мнение высказано в письме Минрегиона России N 40915-ИП/08, в котором указано, что свидетельство о допуске требуется только лицу, привлекаемому застройщиком или заказчиком для осуществления строительного контроля на основании договора. Здесь необходимо оговориться, что существует также письмо Минрегиона РФ N 17906-иП/08, в котором указывается на необходимость получения застройщиком допуска СРО. Однако данное письмо было опубликовано до вступления в силу вышеуказанного Перечня.

Проанализируем судебную практику.

В деле N А60-7214 Управление государственного строительного надзора Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ФГОУ ВПО «Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», являющегося заказчиком строительства, к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ за выполнение работ по строительному контролю без свидетельства СРО о допуске к таким работам.

Судами первой и апелляционной инстанций привлечение Управлением государственного строительного надзора к ответственности было признано законным. При этом ссылка института на расширительное толкование п. 32 Перечня судами не была принята во внимание. Суд апелляционной инстанции, основываясь на Положении и СП 48.13330, указал: застройщикам, осуществляющим работы по строительному контролю, необходимо получить свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией. Если строительный контроль осуществляется не силами застройщика или заказчика, а привлекаемой организацией, то соответствующее свидетельство о допуске должно быть у привлекаемой организации.

В результате институт был оштрафован. Законность вынесенных судебных актов была подтверждена высшей судебной инстанцией (Определение ВАС РФ N ВАС-14190).

Подобный вывод содержится и в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5069-АКу по делу N А60-3434. В рамках данного дела Управление государственного строительного надзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ФКУ «Объединенная дирекция единого заказчика Федеральной налоговой службы» по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ за осуществление строительного контроля без допуска СРО. Решением суда первой инстанции ФКУ «Объединенная дирекция единого заказчика Федеральной налоговой службы» привлечено к административной ответственности.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства (ГрК РФ, Перечень, СП 48.13330), отметил, что лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, наличие которых и возможность реализации которых при осуществлении строительного контроля подтверждается свидетельством о допуске к такому виду работ, выданному саморегулируемой организацией.

Отсутствие в Перечне вида работ по осуществлению строительного контроля непосредственно застройщиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль, но и не дает оснований полагать, что для проведения строительного контроля собственными силами заказчика не требуется получение свидетельства о допуске.

При этом суд отмечает, что Перечнем установлены виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, а также отдельно установлены виды объектов капитального строительства, проведение работ на которых требует получения свидетельства о допуске, разграничений по субъектному составу для получения свидетельств о допуске к видам работ указанный Перечень не имеет.

Как и в первом случае, рассмотрение данного дела также дошло до ВАС, который вновь согласился с мнением нижестоящих инстанций (Определение N ВАС-10699).

Аналогичное мнение содержится и в Постановлении ФАС Московского округа по делу N А40-142460/10-141-1178. Суд пришел к выводу, что, согласно п. 3 ст. 52 ГрК РФ, заказчик (застройщик), самостоятельно осуществляющий строительство, обязан соответствовать требованиям, указанным в п. 2 той же статьи, в силу которого виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Таким образом, сложилась ситуация, при которой в законодательстве отсутствует четкое указание на необходимость наличия либо отсутствия у заказчика (застройщика) допуска СРО при проведении строительного контроля, и судебные органы в данном случае трактуют положения законодательства расширительно. Это в свою очередь приводит к привлечению заказчиков (застройщиков), осуществляющих строительный контроль без допуска СРО, к административной ответственности по ст. 9.5.1 КоАП, предусматривающей штраф в размере 40 000 - 50 000 руб.

Следовательно, с целью избежания возможного привлечения к административной ответственности заказчику (застройщику) следует получить допуск СРО на проведение строительного контроля.

1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

2.1. В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.

3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.

7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.

8. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.