Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Регистры учета начисленных налогов вг. Правила заполнения регистров налогового учета

В специальных регистрах. Налоговый учет организуется своими силами, а порядок его ведения закрепляется в учетной налоговой политике (ст. 313 НК РФ). Регистры налогового учета, в которых ведется учет, тоже разрабатываются самостоятельно, поскольку налоговые органы устанавливать обязательные учетные формы не вправе. В этой статье мы рассмотрим, какими бывают налоговые регистры, как они ведутся, и приведем образцы заполнения.

Разработка формы регистров налогового учета

НК РФ не содержит перечня налоговых регистров, необходимых для формирования базы по налогу. Каждая организация разрабатывает регистры сама, поэтому и выглядеть они могут совершенно по-разному. Как правило, это таблицы, из содержания которых понятно, как фирмой формируется налоговая база. Вести регистры налогового учета можно электронно в виде таблиц Excel, в специальной бухгалтерской программе или на бумажных носителях.

За основу при разработке регистров можно взять регистры бухучета и дополнить их всем необходимым, или же создать налоговые регистры «с нуля». В любом случае они должны содержать все строки и графы, необходимые для отражения данных.

Налогоплательщик сам решает, какие данные содержат регистры, но существуют и обязательные реквизиты, которые должны включаться в любые виды аналитических регистров налогового учета предприятия. К ним относятся (ст. 313 НК РФ):

  • наименование;
  • дата составления или период,
  • денежное выражение операции, а если возможно, то и натуральное,
  • наименование хозопераций,
  • подпись (с расшифровкой), ответственного за составление регистра.

В качестве шаблона при разработке документов налогового учета можно использовать и регистры налогового учета, перечень которых был рекомендован налоговой службой в помощь налогоплательщикам еще в 2001 году (Рекомендации МНС РФ для исчисления прибыли в соответствии с гл.25 НК РФ, опубликованные 19.12.2001).

Составлять отдельный регистр на каждую строку декларации по налогу на прибыль не требуется. Количество налоговых регистров фирма устанавливает учетной политикой, при условии, что они в полной мере обосновывают данные, указанные в декларации. Налоговики могут привлечь к ответственности за отсутствие только тех регистров, которые предприятию необходимо вести согласно своей учетной политике (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.2009 № А65-27027/2007).

Требования НК РФ к налоговым регистрам

Формы аналитических регистров налогового учета, являющиеся приложением к учетной политике предприятия, служат подтверждению данных наравне с первичными документами и расчетом налоговой базы (ст. 313 НК РФ). Требования, которые налоговое законодательство предъявляет к ним, следующие:

  • недопустимо вносить данные в регистр без соблюдения хронологического порядка и непрерывности;
  • аналитический учет налоговых данных в регистрах должен раскрывать порядок формирования налоговой базы;
  • хранить регистры следует так, чтобы исключить несанкционированное исправление данных в них;
  • за правильность отражения хозопераций в регистрах отвечают лица, их составляющие; каждое вносимое в налоговый регистр исправление ошибок должно подтверждаться подписью ответственного лица, с обоснованием исправления и указанием даты;
  • данные налогового учета, в том числе и регистры, составляют налоговую тайну; лица, имеющие к ним доступ, несут ответственность за разглашение налоговой тайны согласно законодательству.

Регистры налогового учета: минимальный перечень

Какие регистры понадобятся предприятию для учета налога на прибыль? Поскольку налоговым объектом является прибыль, чтобы определить ее размер следует знать сумму доходов и расходов налогоплательщика, а значит, в любом случае должны присутствовать регистры налогового учета:

Регистры налогового учета, образец которых можно скачать ниже, заполняются согласно данным бухучета по счетам 20, 26, 40, 43, 44, 90, 91 и др., с учетом положений главы 25 НК РФ. При этом нужно помнить, что не все доходные и расходные бухгалтерские операции учитываются в налоговом учете, а значит, и в налоговые регистры они не вносятся. Доход от реализации не включает сумму НДС. Некоторые расходы в целях налогообложения нельзя принять в полной сумме, а только в пределах установленных норм.

Необходимость заполнения иных регистров налогового учета может возникнуть, если предприятие ведет несколько видов деятельности, или совершает операции, облагаемые налогом в особом порядке.

1. Организация системы налогового учета

Глава 25 НК РФ предусматривает в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль ведение налогового учета. Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с Налоговым кодексом (ст. 313 НК РФ).

Основные задачи налогового учета - формирование полной и достоверной информации о величине доходов и расходов учреждения, определяющих размер налоговой базы отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога на прибыль.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Аналитические регистры налогового учета - совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Система налогового учета организуется учреждением самостоятельно исходя из принципа последовательности перехода от одного налогового периода к другому. В связи с тем, что единых утвержденных форм регистров налогового учета не существует, учреждение должно разрабатывать их самостоятельно либо вносить в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета. И в том и в другом случае регистры необходимо указывать в учетной политике для целей налогообложения , утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ). Организация вправе использовать данные аналитического учета, разработанные в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, при условии, что информация содержит все необходимые сведения для расчета налога на прибыль (Письмо Минфина России от 01.08.2007 № 03-03-06/1/531).

Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Таким образом, первичные документы служат основанием для организации как бухгалтерского, так и налогового учета.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы обеспечивал непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности и раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

Наименование регистра;
- период (дату) составления;
- измерители операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Еще одно немаловажное замечание касается формата отражения данных в регистрах налогового учета. В соответствии со ст. 314 НК РФ корреспонденция счетов бухгалтерского учета в налоговом учете не указывается - отражаются только наименование хозяйственной операции (или группы одноименных операций) и их сумма.

По мнению автора, чтобы облегчить встречную сверку данных бухгалтерского и налогового учета, весьма полезным может оказаться включение в форму регистра налогового учета корреспонденции счетов (но как справочной, а не основной информации).

Согласно ст. 314 НК РФ правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

При составлении регистров должно быть обеспечено достижение следующих целей:

Минимизация трудозатрат для дальнейшей обработки информации;
- возможность переносить данные налоговых регистров в налоговую декларацию непосредственно или после незначительной обработки;
- возможность проводить последующие проверки правильности переноса данных из регистров бухгалтерского учета.

2. Виды регистров

Для организации налогового учета ФНС рекомендовало ведение следующих регистров учета (Рекомендации МНС России "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации"; данный документ носит рекомендательный, а не обязательный характер).

Регистры учета хозяйственных операций.

1. Регистр учета операций приобретения имущества (работ, услуг, прав).
2. Регистр учета операций выбытия имущества (работ, услуг, прав).
3. Регистр учета поступлений денежных средств.
4. Регистр учета расхода денежных средств.
5. Регистр учета сумм начисленных штрафных санкций.
6. Регистр учета расходов на оплату труда.
7. Регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах. Настоящий перечень включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. В отношении проводимых учреждением операций по признанию задолженностей и иных установленных НК РФ объектов налогообложения перечень может быть дополнен. В частности, в нем отсутствуют регистры по учету операций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества (кроме амортизируемого имущества и ценных бумаг).

Регистры учета состояния единицы налогового учета.

1. Регистр информации об объекте основных средств.
2. Регистр информации об объекте нематериальных активов.
3. Регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).
4. Регистр информации о приобретенных партиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).
5. Регистр информации о движении товаров, учитываемых по методу средней себестоимости.
6. Регистр информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости.
7. Регистр учета расходов будущих периодов.
8. Регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности.
9. Регистр учета операций по движению кредиторской задолженности.
10. Регистр учета расчетов с бюджетом.
11. Регистр движения резерва по сомнительным долгам.
12. Регистр учета расходов на гарантийный ремонт.
13. Регистр учета расчетов по штрафным санкциям.

Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, сведения о которых используются более одного отчетного (налогового) периода. Ведение регистра должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени. Содержащиеся в регистрах сведения о величине показателей используются для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями.

1. Регистр учета поступлений целевых средств.

2. Регистр учета использования целевых поступлений.

3. Регистр учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.

Регистр учета поступлений целевых средств формируется для обобщения информации по денежным средствам, другому имуществу, работам, услугам, полученным в рамках благотворительной деятельности, в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований, других целевых поступлений, средств целевого финансирования и средств, полученных в виде безвозмездной помощи (содействия), поступившим некоммерческим организациям, включая бюджетные учреждения, в течение налогового периода в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ, пп. 6 и 8 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 2 ст. 251 НК РФ (целевые средства) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. В соответствии со ст. 251 НК РФ ведение учета доходов и расходов целевых средств, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с получением доходов от реализации, и внереализационных доходов и расходов производится раздельно.

В регистре отражаются средства, признанные в соответствии с гл. 25 НК РФ для некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения, целевыми средствами по каждому факту их поступления, в момент фактического получения имущества, товаров, работ, услуг и прав. Ведение регистра учета поступлений целевых средств в течение налогового периода производится в хронологическом порядке с указанием вида поступлений - наименования полученных целевых средств и присвоенного кода.

Регистры промежуточных расчетов.

1. Регистр-расчет "Формирование стоимости объекта учета".
2. Регистр-расчет "Учет амортизации нематериальных активов".
3. Регистр-расчет стоимости списанного сырья и (или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО).
4. Регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО).
5. Регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде.
6. Регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.
7. Регистр-расчет сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода.
8. Регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.
9. Регистр учета договоров на добровольное страхование работников.
10. Регистр учета расходов по добровольному страхованию работников.
11. Регистр-расчет расходов по добровольному страхованию работников текущего периода.
12. Регистр-расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода.
13. Регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах.
14. Регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам.
15. Регистр-расчет резерва расходов на гарантийный ремонт.
16. Регистр-расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт.

Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, указанном гл. 25 НК РФ.

Под промежуточными понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в декларации, то есть их значения хотя и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя.

Показатели регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.

Регистры формирования отчетных данных.

1. Регистр-расчет "Учет амортизации основных средств".
2. Регистр-расчет стоимости товаров, списанных (реализованных) в отчетном периоде.
3. Регистр учета прочих расходов текущего периода.
4. Регистр-расчет "Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества".
5. Регистр учета стоимости реализованного прочего имущества.
6. Регистр-расчет учета остатка транспортных расходов.
7. Регистр учета внереализационных расходов.
8. Регистр-расчет финансового результата от реализации прав, которые были приобретены ранее в рамках операций по оказанию финансовых услуг (п. 3 ст. 279 НК РФ).
9. Регистр-расчет финансового результата от уступки прав требования (расходы по реализации прав, кроме ситуаций продажи ранее приобретенных прав).
10. Регистр учета доходов текущего периода.
11. Регистр учета убытков обслуживающих производств.
12. Регистр-расчет "Финансовый результат от деятельности обслуживающих производств и хозяйств".

3. Ведение регистров

Ведение регистров формирования отчетных данных обеспечивает информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой декларации.

Обобщающим признаком для всех вышеперечисленных регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности. Одновременно в этих регистрах как результат расчетов выявляется и систематизируется и иная информация, переносимая в регистры учета состояния единицы налогового учета или регистры промежуточных расчетов.

Инструкцией № 25н (утверждена приказом Минфина России от 10 февраля 2006 года) определено, что в целях бюджетного учета учреждение обязано определять доходы и расходы методом начисления. В таком случае и в целях налогового учета целесообразно применять метод начисления, так как применение одного и того же метода признания доходов и расходов для бюджетного и налогового учета позволит избежать двойного учета, а также использовать в целях налогового учета регистры бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 8 ст. 254 НК РФ для определения размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), учреждение обязано утвердить в учетной политике для целей налогообложения один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:

По стоимости единицы запасов;
- по средней стоимости;
- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
- по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Напомним, что Инструкцией № 25н предусмотрено два способа списания материальных запасов:

По фактической стоимости каждой единицы;
- по средней фактической стоимости.

Согласно п. 3 ст. 259 НК РФ в целях налогового учета налогоплательщики самостоятельно определяют метод начисления амортизации (линейный или нелинейный). Нелинейный метод достаточно громоздок и неудобен, а применение одного и того же метода в налоговом и бюджетном учетах позволит избежать двойного учета. Однако нелинейный метод позволяет организации увеличить расходы, а следовательно, уменьшить налог на прибыль в первые периоды использования данного метода. Также следует учесть, что по основным средствам, приобретенным до 01.01.2002, остаточная стоимость определяется в виде разницы между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бюджетного учета за период эксплуатации такого объекта. Выбранный бюджетным учреждением метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества.

Согласно п. 1.1 ст. 259 НК РФ с 01.01.2006 налогоплательщикам предоставлено право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% (30% - для 3-7 амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Применять или не применять амортизационную премию - право, а не обязанность налогоплательщиков, следовательно, это решение принимается бюджетным учреждением самостоятельно. Решение об использовании премии, а также размер, в котором должны признаваться данные расходы, отражаются в учетной политике. В случае принятия решения о применении амортизационной премии учреждению необходимо разработать и утвердить в учетной политике регистры налогового учета, отражающие начисление амортизации в целях налогового учета , так как в бюджетном учете данные расходы не предусмотрены.

В соответствии с п. 10 ст. 259 НК РФ по решению руководителя учреждения, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения, допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных НК РФ. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода.

Ответственность за несоставление регистров налогового учета.

В ст. 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Под грубым нарушением понимается, в частности, отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета. Налоговые регистры в данной норме не упоминаются. Таким образом, при отсутствии регистров налогового учета требования ст. 120 НК РФ не нарушаются.

Ответственность по ст. 126 НК РФ наступает в том случае, если учреждение не представило в установленный срок документы и другие сведения, предусмотренные налоговым законодательством. Однако налоговые органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (ст. 313 НК РФ). А раз нет утвержденных форм налоговых регистров, то требовать их не следует. Ведь, чтобы запросить документы, инспекция должна знать их перечень и количество.

Значит, оштрафовать учреждение за неведение регистров налогового учета по ст. 126 НК РФ нельзя. В ст. 122 НК РФ установлена ответственность за неуплату или недоплату налога в результате занижения налоговой базы или других неправомерных действий. И даже если отсутствие налоговых регистров привело к недоимке по налогу, то штраф назначат именно за недоплату, а не за отсутствие налоговых регистров. Следует отметить, что налоговое законодательство не содержит санкций за отсутствие регистров налогового учета.

Компания может хранить документы бухгалтерского и налогового учета в электронном виде при условии, что все они заверены электронной цифровой подписью (письмо Минфина России от 24 июля 2008 года № 03-02-071-314).

С формальной точки зрения основания для такого вывода есть. Подпись – это обязательный реквизит любого первичного документа (пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Регистры бухгалтерского и налогового учета тоже должны быть подписаны составившими их лицами. Это следует из абзаца 8 статьи 314 НК РФ, а также пункта 2 статьи 9 и пункта 3 статьи 10 Закона № 129-ФЗ. Закон не ставит эти требования в зависимость от того, в каком виде компания хранит документы - бумажном или электронном. А единственная возможность завизировать электронный документ – использовать электронную цифровую подпись (статья 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 1-ФЗ).

Чем грозит отсутствие подписи? Специального штрафа за это нарушение нет. Есть штраф за отсутствие первичных документов и бухгалтерских регистров – 5 тыс. рублей (статья 120 НК РФ). Однако, в контрольном управлении ФНС России считают, что к этому нарушению нельзя приравнивать ситуацию, когда документ составлен, но не подписан. Кроме того, налоговиков в ходе проверки интересуют документы в бумажном виде, а не в электронном – соответственно с «живой» подписью.

Проблемы могут быть, только если в ходе проверки инспекция истребует документы, которые не подписаны. И то при условии, что нет возможности сразу же их распечатать и подписать. Например, если главный бухгалтер на больничном или вообще уволился. В результате инспектор может не зачесть расходы или отказать в вычете НДС.

Во избежание таких проблем на случай проверки любую первичку и регистры лучше хранить в бумажном виде и с подписями. Распечатывать документы целесообразно по окончании каждого квартала (налоговый период по НДС), а также перед увольнением главного бухгалтера или директора.

Регистры налогового учета - это документы, куда вносятся все исходные (первичные) данные, необходимые для исчисления налога. Какие требования надо соблюдать при создании регистров налогового учета и как с их помощью правильно сформировать налоговую базу, расскажем в нашей статье.

Как создаются регистры налогового учета

Значимое место в деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей занимает налоговый учет. С целью организации этой работы и для группировки данных по платежам в бюджет создаются регистры налогового учета , куда сводится информация из первичных документов, необходимая для исчисления различных налогов.

Для создания регистров налогового учета налогоплательщик может воспользоваться собственными идеями, а может применять уже имеющиеся формы. Весь перечень форм следует обязательно отразить в учетной политике и утвердить путем издания соответствующего приказа. На это нацеливает норма, содержащаяся в абз. 7 ст. 314 НК РФ.

Субъектам предпринимательства предоставляется право выбора формы того или иного регистра налогового учета . Главное, чтобы из нее было видно, как и из каких первичных документов создается данный регистр. Более того, разрешено группировать сведения в таблице или излагать в текстовой форме.

Но есть и строгое предписание обязательно указывать в регистрах налогового учета ряд реквизитов. Их перечень определен в НК РФ.

Посмотрим, как выглядит список обязательных реквизитов в реестрах для налога на прибыль. Согласно абз. 10 ст. 313 НК РФ это должны быть:

  • название регистра;
  • дата его формирования;
  • единицы измерения операций (как денежных, так и натуральных);
  • название учетного объекта или операции;
  • подпись лица, отвечающего за внесение данных в регистр.

Правила заполнения налоговых регистров

В ст. 314 НК РФ определено, что внесение данных в регистры налогового учета производится последовательно по датам. Каждый первичный документ должен находиться на своем месте в соответствии с этим правилом. Изъятие или лишние вставки не допускаются.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Чтобы подтвердить достоверность данных, внесенных в регистры налогового учета , можно использовать в том числе бухгалтерскую первичку, если она удовлетворяет требованиям законодательства. На этот счет есть письмо Минфина России от 17.01.2014 № 03-03-06/1/1156, в котором это положение обосновано отдельно.

В налоговых регистрах иногда допускаются ошибки. Исправлять их можно, но только при соблюдении 2 условий:

  • для исправления должны быть серьезные причины;
  • коррективы должны заверяться подписью ответственного лица с указанием даты внесения изменений.

Разглашать данные, содержащиеся в регистрах, запрещено, поскольку эта информация относится к налоговой тайне. Согласно письму Минфина России от 12.04.2011 № 03-02-08/41 нарушителю грозит не только административная, но и налоговая ответственность.

Налог на прибыль: требуемые регистры налогового учета

Рассмотрим, какие регистры налогового учета по налогу на прибыль нужны для заполнения соответствующего отчета. Это позволит понять общий принцип сведения данных.

Для данной декларации нужны как минимум 2 регистра:

  • по доходам;
  • по расходам.

Разница между данными из этих регистров позволит вычислить прибыль.

Однако на практике все не так просто, поскольку и доходы, и расходы могут как относится к производству и реализации по основной деятельности, так и быть внереализационными - в зависимости от деятельности и разновидностей операций. В таком случае вводятся дополнительные регистры налогового учета .

Если у налогоплательщика нет желания формировать свои регистры налогового учета , он может применить уже имеющиеся образцы. Их можно найти еще в документах Министерства по налогам и сборам РФ от 19.12.2001, которые посвящены системе налогового учета и рекомендованы для расчета налога на прибыль. Данные рекомендации актуальны и поныне, поэтому использование регистров из предлагаемого списка будет оправданным.

Пример

Бухгалтерия ООО «Спектр» вносит сведения, требуемые для определения размера налога на прибыль за 1-е полугодие 2016 года, в регистры налогового учета, а именно:

  • «Доходы от реализации».
  • «Расходы, уменьшающие доходы от реализации».
  • «Внереализационные доходы».
  • «Внереализационные расходы».

Получилось так, что в указанный период у компании не было доходов вне реализационного процесса, не было и соответствующих расходов, поэтому в следующей главе рассмотрим только налоговые регистры, оформляемые в рамках основной деятельности.

Заполняем регистр по доходам

Продолжение примера

Структура доходов ООО «Спектр» в 1-м полугодии 2016 года такова (указывается выручка):

  • Реализация товаров, изготовленных на своем производстве, - 14 569 000 руб.
  • Реализация товаров, ранее приобретенных у партнеров, - 10 450 000 руб.
  • Реализация иного имущества - 430 000 руб.

Включать в данный регистр надо всю реализацию, кроме той, которая указана в ст. 251 НК РФ. НДС и акцизы в сумму реализации не включаются.

Данные для внесения в этот регистр налогового учета берутся из бухучета, а именно со счета 90, на котором записываются продажи, и счета 91, где отражаются прочие доходы и расходы.

Чтобы налогоплательщику было легче ориентироваться, на нашем сайте размещены регистры налогового учета. Образец доходного реестра можно увидеть, пройдя по следующей ссылке.

Заполняем расходный регистр налогового учета по налогу на прибыль

Регистр, в который вносятся расходные операции для определения размера налога на прибыль, вести сложнее, чем тот, куда вносятся доходы. Дело в том, что отдельные расходы по-разному учитываются в налоговом и бухгалтерском учете. В результате приходится делать корректировки.

Продолжение примера

Бухгалтерия ООО «Спектр» создала налоговый регистр под названием «Расходы, снижающие величину реализационных доходов». В нем были отражены затраты:

  • на приобретение сырья и материалов;
  • заработную плату вкупе с начисленными страховыми взносами;
  • амортизацию;
  • оплату электроэнергии и пр.

Данные брались со счетов 20, 26, 44, 91 и других. Все произведенные расходы признаются по одинаковым правилам в налоговом и бухгалтерском учете. По этой причине корректировки данных не производились.

На нашем сайте есть эти налоговые регистры. Образец представлен ниже.

Регистры налогового учета могут быть разработаны самим налогоплательщиком при соблюдении непременного условия: в этих документах должны найти место обязательные реквизиты. Но формы можно взять и из доступных источников на сайте ФНС или нашем сайте, где также есть примеры их заполнения.

Жесткие условия налоговики предъявляют и к информации, вносимой в регистры налогового учета. Все сведения должны быть достоверны, и проверяющим должно быть ясно, каким путем формировались данные.

Правильная организация ведения налоговых регистров поможет предпринимателю избежать штрафа от налоговой инспекции. А рассмотренные образцы налоговых регистров по налогу на прибыль помогут сделать правильные выводы.

Организации и предприятия, которые зарегистрированы налогоплательщиками, в обязательном порядке должны вести регистры налогового учета по требованиям, предъявляемым налоговыми инстанциями.

Вести регистры доходов и расходов обязаны не только плательщики налога на прибыль, потому что это условие не указано в налоговом кодексе, что служит предметом возникновения споров и неразберих.

Общепринятые правила ведения регистров налогов

Ведение налогового регистра – это систематизация и сводка данных за налоговый или отчетный период, которые не имеют распределения в сфере счетов бухгалтерского учета.

Обязательными реквизитами для налогового регистра являются: название, дата составления или период, измерители проведения операции в форме денежного или натурального эквивалента, а также отображение самой операции. Подтверждается регистр подписью ответственного лица, которая в обязательном порядке должна иметь расшифровку. Такие требования предъявлены статьей 313 НК.

В качестве налогового регистра можно использовать также регистр бухгалтерского учета, дополнив его необходимыми сведениями, что также предусматривает статья 313.

Регистры подлежат ведению и в бумажной, и в электронной форме.

Для бухгалтеров, которые не справляются с составлением регистров, налоговые службы разработали примерные формы образцов налоговых регистров по налогу на прибыль.

При этом налогоплательщик вправе сам составлять форму налогового регистра и определять порядок ведения учета для подключения к учетной политике и налогообложению. Это указано в статье 314 НК.

Согласно требованиям налоговых служб, регистры заполняются на базе первичных учетных документов. Запрещено:

  • Заполнять регистры, не соблюдая хронологический порядок проведения операций.
  • Делать безосновательные изъятия из них информации по операциям.
  • Безосновательно добавлять какие-либо учетные мероприятия.
  • Вести регистр беспорядочно.

Очень важным моментом является внесение поправок в уже составленный регистр. Эта документация должна быть защищенной от вмешательства несанкционированного характера. Поправки и исправления имеет право вносить лишь то лицо, которое отвечает за ведение регистров, это же лицо обязано заверить внесенную поправку своей подписью и датой исправления.

Учет налога на прибыль

Заполняя декларацию на прибыль, требуется минимум 2 регистра налогового учета по налогу на прибыль. Один из них будет отображать налоговый учет доходов, а другой – расходов. Информация, предоставленная на базе регистров, является необходимой для расчета налоговой базы – прибыли, ведь без этого этапа расчет самого налога на прибыль невозможен.

Дополнительные регистры обязательно понадобятся организации, если ее деятельность имеет несколько разновидностей. В таком случае каждый вид проводимых операций заносится в содержание регистра.

Отдельной регистрации также требуют операции, которые облагаются налогами в специальном порядке.

Например, минимальный перечень необходимых регистров для расчета налога на прибыль ООО «Цветочек»:

  1. Регистр налогового учета по доходам от реализации.
  2. Регистр налогового учета операций, которые уменьшают доходы от реализации.
  3. РНУ о внереализационных доходах.
  4. РНУ о внереализационных расходах.

Оформляя доходные регистры, стоит помнить, что сумма за реализованные товары заполняется без учета НДС и что некоторые операции не включаются в список доходов, перечень их можно найти в Налоговом кодексе.

Расходы, которые отображаются в бухгалтерском учете, не всегда налогоплательщик вправе отобразить в налоговом учете и, соответственно, заносить их в расходный налоговый регистр. Эти моменты также стоит не забывать и учитывать при ведении регистров. Некоторые затраты, которые в бухучете отображаются полностью, имеют установленные налоговым кодексом рамки, поэтому отображать их в учете налоговом следует только после внесения корректировок и поправок.

М.П. Захарова, юрист

Все ли документы налогового учета - регистры?

За отсутствие или неправильное заполнение каких налоговых регистров могут оштрафовать по ст. 120 НК РФ

По ст. 120 НК может быть штраф :

  • <если> нарушения совершены в течение одного налогового периода и не повлекли занижения налоговой базы - 10 000 руб.;
  • <если> нарушения совершены в течение более одного налогового периода - 30 000 руб.;
  • <если> нарушения повлекли занижение налоговой базы - 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

После многолетнего обсуждения необходимости введения налоговой ответственности за отсутствие регистров налогового учета или неправильное их заполнение такая ответственность в НК РФ появилась. С 3 сентября прошлого года грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения считается, в частностист. 120 НК РФ ; подп. «в» п. 45 ст. 1 , п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ :

  • отсутствие регистров налогового учета;
  • систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение в регистрах налогового учета операций, движения денег, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Не возникает сомнений в том, что налоговые органы, руководствуясь обновленной ст. 120 НК РФ, будут штрафовать за отсутствие или неправильное заполнение книг покупок и продаж, книги учета доходов и расходов упрощенцев, регистров по налогу на прибыль.

“ Если согласно НК РФ налогоплательщик обязан вести какой-либо учетный документ в целях исчисления налога, то этот документ с полным правом можно отнести к регистрам налогового учета. К таким документам, в частности, относятся книги продаж и покупок, книга учета доходов и расходов, хотя они и не названы регистрами. Поэтому отсутствие или систематическое неправильное заполнение книг покупок и продаж, книги учета доходов и расходов упрощенцев являются грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, ответственность за которые установлена ст. 120 НК РФ.
Правила ведения регистров налогового учета, предусмотренные ст. 313 НК РФ, предполагают известную долю свободы налогоплательщика, однако их ведение является обязательным. И за их отсутствие налогоплательщиков также можно оштрафовать по ст. 120 НК РФ” .

Так ли это на самом деле?

Что такое регистры налогового учета

При внесении поправок разработчики упустили из виду, что в первой части НК РФ не дано понятие регистра налогового учета. Регистры там лишь вскользь упоминаютсяп. 4 ст. 88 НК РФ . В частности, сказано, что в ходе камеральной проверки налогоплательщик может представить в инспекцию выписки из регистров налогового учета.

В Законе о бухгалтерском учете есть понятие регистра бухгалтерского учетап. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» . Однако вывести из него понятие налогового регистра тоже нельзя. Ведь это термин налогового законодательства, и его должен определить именно НКп. 3 ст. 11 НК РФ .

Понятие налогового регистра можно найти в гл. 25 «Налог на прибыль организаций». Так, аналитические регистры налогового учета - это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения по счетам бухгалтерского учета. В регистрах должна систематизироваться и накапливаться информация из принятых к учету первичных документов и аналитические данные налогового учета для расчета налоговой базыст. 314 НК РФ .

Согласитесь, определение очень удачное. И, например, книги учета доходов и расходов упрощенцев вполне ему соответствуют. Только вот распространять понятие регистра, данное для целей налога на прибыль, на остальные налоги без специального указания на это непосредственно в НК нельзяРешение ВАС РФ от 26.01.2005 № 16141/04 . А его нет.

Как видим, состав правонарушения в ст. 120 НК сформулирован недостаточно определенно, а это противоречит принципам установления ответственностип. 4 мотивировочной части Определения Конституционного суда РФ от 06.12.2001 № 257-О .

Внимание

По ст. 120 НК РФ можно штрафовать за отсутствие или неправильное заполнение только документов, прямо названных налоговыми регистрами в НК РФ.

А значит, это тот редкий случай, когда можно говорить о неясности налогового законодательства, которая должна толковаться в пользу налогоплательщикап. 7 ст. 3 НК РФ . Поэтому если какой-либо документ Кодекс прямо не называет налоговым регистром, то и штрафовать за его отсутствие или неправильное заполнение нельзя.

Это общие правила. А теперь рассмотрим, какие конкретные налоговые документы можно назвать регистрами.

Книги покупок и продаж

Все плательщики НДС должны вести книги покупок и продаж. Но регистрами налогового учета их не называют ни Кодексп. 3 ст. 169 НК РФ , ни даже Правила ведения этих книгутв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 . Забавно, но можно сказать, что сам Минфин России не считает книги покупок и продаж регистрами. Если мы заглянем в разработанный им Порядок заполнения налоговой декларации по НДС, то увидим, что она составляется на основании книг продаж, книг покупок и данных регистров налогового учетап. 4 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н .

Вывод

Несмотря на то что и бухгалтеры, и суды часто называют книги покупок и продаж налоговыми регистрамиПостановления ФАС ВВО от 24.08.2009 № А82-15261/2008-27 ; ФАС ВСО от 11.05.2010 № А33-3985/2008 ; ФАС УО от 05.05.2010 № Ф09-2994/10-С2 ; ФАС СЗО от 14.03.2006 № А56-1646/2005 ; Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 № 09АП-15822/2008-АК, 09АП-16330/2008-АК , для целей привлечения к ответственности по ст. 120 НК они регистрами налогового учета не являются. За их отсутствие или неправильное заполнение штрафовать нельзя.

Книга учета доходов и расходов у упрощенцев

Называет ли НК РФ этот документ налоговым регистром? В главе по УСНО нет ни слова о налоговых регистрах. В ст. 346.24 «Налоговый учет» НК РФ говорится лишь о том, что упрощенцы должны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу при УСНО в книге учета доходов и расходов.

Минфин России и налоговые органы ранее иногда называли книгу учета доходов и расходов упрощенцев налоговым регистромПисьма Минфина России от 15.04.2003 № 16-00-14/132 , от 15.12.2003 № 04-02-05/1/108 ; Письмо УМНС России по г. Москве от 27.12.2001 № 03-12/150 . Сейчас налоговые инспекции, обосновывая привлечение упрощенцев к ответственности за неправильное заполнение или отсутствие книги учета доходов и расходов, скорее всего, вспомнят о том, что даже ВАС РФ однажды назвал ее регистром налогового учетаРешение ВАС РФ от 08.09.2004 № 9352/04 . Однако тогда ВАС не рассматривал вопрос о привлечении к налоговой ответственности за неправильное ведение книги по новой редакции ст. 120 НК. Так что нельзя сказать, что позиция ВАС по рассматриваемому нами вопросу уже сформирована.

Вывод

Неправильное заполнение книги учета доходов и расходов или даже ее отсутствие не является основанием для привлечения упрощенца к налоговой ответственности по ст. 120 НК РФ.

Относительно книг покупок и продаж, книги учета доходов и расходов у организаций, применяющих упрощенку, такого же мнения придерживается и судья Высшего арбитражного суда РФ.

Из авторитетных источников

Судья Высшего арбитражного суда РФ, кандидат юридических наук

“ По моему мнению, нельзя привлекать к ответственности по ст. 120 НК РФ за отсутствие или неправильное заполнение книг покупок и продаж, книги учета доходов и расходов упрощенцев, поскольку в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ они не названы регистрами налогового учета. Однако как будет складываться практика судов, сказать трудно” .

Налоговые регистры по налогу на прибыль

В гл. 25 НК РФ содержится понятие регистров налогового учетаст. 314 НК РФ . Но дело в том, что регистры по налогу на прибыль организации ведут по собственному желанию, если в бухгалтерских регистрах недостаточно информации для определения налоговой базы.

А заставить налогоплательщиков вести эти регистры налоговые органы не могутст. 313 НК РФ .

Вывод

Даже за отсутствие или неправильное заполнение регистров по налогу на прибыль штрафовать нельзя.

Однако судья ВАС РФ с нами не согласилась.

Из авторитетных источников

“ Поскольку регистры по налогу на прибыль ведутся по желанию налогоплательщиков, то организация, утверждая учетную политику, одновременно определяет и регистры налогового учетаст. 313 НК РФ . Полагаю, что в связи с этим налоговые органы вправе оштрафовать организацию за отсутствие только тех регистров по налогу на прибыль, которые она сама утвердила в качестве обязательных в учетной политике” .

ВАС РФ

Таким образом, будет лучше, если в учетной политике вы утвердите только те регистры налогового учета по налогу на прибыль, которые точно будете вести.

Карточка учета доходов физических лиц

С 2011 г. упоминание о регистрах налогового учета появилось еще и в гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. Кодекс называет так карточки учета доходов физических лиц, которые ведут налоговые агентып. 1 ст. 230 НК РФ ; п. 16 ст. 2 , п. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ . Но по ст. 120 НК РФ можно оштрафовать только налогоплательщиков. Ведь в определении понятия грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения говорится именно о налогоплательщикахст. 120 НК РФ . Кроме того, штраф за это правонарушение, повлекшее занижение налоговой базы, исчисляется от суммы неуплаченного налогап. 3 ст. 120 НК РФ . Но налоговый агент налог не уплачивает, он лишь перечисляет его в бюджетст. 19 НК РФ , п. 1 ст. 24 НК РФ .

Внимание

За отсутствие или неправильное заполнение книг покупок и продаж, книги учета доходов и расходов при применении УСНО, регистров по налогу на прибыль, карточки учета доходов физических лиц по ст. 120 НК РФ штрафовать нельзя.

Суды также не раз приходили к выводу, что по ст. 120 НК налоговых агентов штрафовать нельзяПостановления ФАС МО от 09.08.2007 № КА-А41/7340-07 ; ФАС СЗО от 07.06.2004 № А66-838-04 , от 25.11.2003 № А21-4891/03-С1 , от 20.02.2003 № А05-10341/02-535/14 , от 16.06.2003 № А05-15583/02-872/13 ; ФАС ПО от 01.04.2004 № А49-4573/03-206А/17 ; ФАС ЦО от 06.08.2004 № А35-6672/03-С23 . Обосновывая такую позицию, ФАС Западно-Сибирского округа, в частности, указал, что понятие грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения сформулировано применительно к налогоплательщику, а расширение в правоприменительной практике сферы действия норм налоговой ответственности недопустимоПостановление ФАС ЗСО от 21.04.2005 № Ф04-2289/2005(10564-А45-32) .

Хотя в арбитражной практике встречались и случаи, когда суды подтверждали правомерность привлечения налоговых агентов к ответственности по ст. 120 НКПостановления ФАС ДВО от 24.11.2004 № Ф03-А24/04-2/2967 ; ФАС ЗСО от 07.04.2005 № Ф04-1832/2005(9990-А27-7) .

Вывод

Налоговые агенты не могут быть привлечены к ответственности по ст. 120 НК РФ за отсутствие или неправильное заполнение карточек учета доходов физических лиц.

Вот что по вопросу о возможности привлечения к ответственности налоговых агентов думает судья ВАС РФ.

Из авторитетных источников

“ Поскольку в ст. 230 НК введена обязанность ведения налоговыми агентами регистров налогового учета, должна быть и ответственность за неисполнение ими этой обязанности.
Но ст. 120 НК сформулирована таким образом, что из нее невозможно понять, можно ли штрафовать налоговых агентов. До внесения этих поправок практика судов была неоднозначна. А после внесения поправок арбитражная практика еще не сформировалась. И по какому пути она пойдет - не известно .

Внимание

Налоговых агентов и предпринимателей по ст. 120 НК штрафовать нельзя.

Поэтому предпринимателей нельзя привлекать к ответственности за отсутствие или неправильное заполнение, например, книги учета доходов и расходов для целей исчисления НДФЛПриказ Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 или ЕСХН .

К тому же и налоговыми регистрами эти документы не признаются. В гл. 23 НК РФ вообще ни слова не говорится о необходимости ведения предпринимателями книги учета доходов и расходов. А в главе, посвященной ЕСХН, у предпринимателя есть обязанность заполнения книги учета, но регистром налогового учета ее не называет ни Кодексп. 8 ст. 346.5 НК РФ , ни Минфин в Порядке ее заполненияПриказ Минфина России от 11.12.2006 № 169н .

Конечно, нужно вести книги покупок и продаж, а также книги учета доходов и расходов, так как это упростит расчет налогов. К тому же штраф по ст. 120 НК РФ за отсутствие или неправильное ведение этих документов, несомненно, придется оспаривать в суде. А согласятся ли суды с нашими аргументами - покажет время.