Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Повышение налога на землю задним числом. Судебная практика по перерасчету земельного налога. Основания для перерасчета земельного налога

Бланк документа «Заявление о перерасчете налога» относится к рубрике «Заявление». Сохраните ссылку на документ в социальных сетях или скачайте его себе на компьютер.

В Федеральную налоговую службу, Межрайонную ИФНС РФ № __ по _________ области
Адрес: __________________________________

Заявитель: _____________________________
Адрес: ______________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я, ______________________ ____________ г.р. являюсь собственницей земельного участка, расположенного по адресу: ______________________ с кадастровым номером ________________.
Недавно, Межрайонной ИФНС России № ___ по __________ области в мой адрес было направлено Налоговое уведомление № _______, в котором мне было сообщено, что мне начислена сумма налога в размере ________ руб. ___ коп.
Так же, в уведомлении указывалось, что по состоянию на __________ г. у меня имеется недоимка в сумме ____________ руб. ___ коп. и задолженность по пени в размере ________ руб. ___ коп. (копию уведомления прилагаю).

Для сведения мне было сообщено, что если я имею право на налоговые льготы, то в соответствии с законодательством о налогах и сборах мне необходимо предъявить в налоговый орган документы, являющиеся основанием для предоставления налоговых льгот.
Во исполнение вышеуказанного требования, сообщаю следующую информацию.

В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Я, ______________ являюсь получателем пенсии по старости, ветераном труда, что подтверждается соответствующими удостоверениями (копии удостоверений прилагаю).
Так, же, с ____________ года мне установлена вторая группа инвалидности по причине общего заболевания. Инвалидность установлена мне бессрочно, в связи с чем я являюсь нетрудоспособной.

В соответствии со ст. 391 НК РФ если земельный участок находится в собственности, в том числе, лица, являющегося инвалидом II группы (если инвалидность установлена до ___________ г.) то налоговая база, с которой и рассчитывается сумма налога, подлежит уменьшению на сумму в размере ____________ руб. ___ коп.

Так же, в соответствии со ст. 395 НК РФ некоторым категориям налогоплательщиков предоставляются налоговые льготы (то есть, они освобождаются от уплаты земельного налога).

Считаю, что я, как пенсионерка, инвалид второй группы имею право на получение соответствующих налоговых льгот, установленных в Тульской области.
Так же, в случае наличия у меня права на получение соответствующих льгот, прошу возвратить мне излишне уплаченную сумма налога за последние три года. Указанную сумму прошу перевести на мой счет в сбербанке _________________________________.

Более того, для разрешения вопроса об уменьшении суммы взимаемого с меня налога мне пришлось прибегнуть к помощи юристов, за услуги которых мной было уплачено_________ руб. ___ коп. Указанную сумму так же прошу перевести на вышеуказанный счет.

Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 2 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»

1. Осуществить перерасчет начисляемого Заявителю налога, в соответствии с имеющимися у него льготами;
2. Излишне уплаченную сумму налога возвратить Заявителю путем перечисления ее на вышеуказанный счет;
3. О решении принятом по настоящему заявлению прошу сообщить мне по вышеуказанному адресу в письменном виде;

Приложение:
1. Копия Социальной карты Москвича;
2. Копия Налогового уведомления;
3. Копия справки о наличии инвалидности;
4. Копии пенсионного удостоверения и удостоверения Ветерана труда;
5. Копия договора возмездного оказания юридических услуг с копиями платежных документов;

« »______________ г. ______________/_____________



  • Не секрет, что офисный труд негативно сказывается и на физическом, и на психическом состоянии работника. Фактов, подтверждающих и то и то, существует довольно много.

  • На работе каждый человек проводит значительную часть своей жизни, поэтому очень важно не только то, чем он занимается, но и то, с кем ему приходиться общаться.

  • Сплетни в рабочем коллективе – вполне обыденное явление, причем не только среди женщин, как это принято считать.

Каждый гражданин РФ обязан периодически уплачивать законодательно установленные налоги и сборы. Эта обязанность установлена ст.57 Конституции РФ.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Налоги и сборы – основная статья дохода государства, поэтому их взимание помогает обеспечивать финансирование нужд и задач страны.

Нормы закона

Налоги и сборы – законодательно установленные платежи в государственный бюджет.

Обратимся к законодательству РФ для первоначального рассмотрения понятия земельного налога:

  • Об этом налоге нам говорит Налоговый кодекс РФ, в частности, глава 31.
  • Налоговые ставки определяются местными властями самостоятельно, в пределах, установленных .
  • Объектом налогообложения считаются земельные участки, которые расположены в рамках муниципального образования (ч.1 ).
  • В ч.2 ст.389 приводится перечень объектов, не облагаемых земельным налогом. Это земли, выведенные из оборота, ограниченной оборотоспособности, земли в составе лесного фонда, земли, занятые водными объектами водного фонда, земли под многоквартирным домом.

Таким образом, земельный налог – налог, устанавливаемый муниципальными органами власти, которым облагаются земельные участки, находящиеся на территории данного муниципального образования.

Плательщики

Понятие плательщиков земельного налога (например, на дачу) дается в п.1 . Это физические и юридические лица, которые обладают правом собственности, бессрочного пользования, пожизненного владения участком.

От чего зависит размер?

Размер земельного налога находится в зависимости от объективных показателей.

Это размер налоговой ставки, кадастровая стоимость участка и льготы.

Ставка может быть либо 1,5%, либо 0,3% - это зависит от категорий земель-объектов налогообложения.

Кроме того, субъекты вольны устанавливают свою ставку, но не выше законодательно установленной.

Второй параметр, влияющий на размер – кадастровая стоимость участка.

Раз в 5 лет государство оценивает стоимость земли – это и является кадастровой стоимости.

Последний параметр – льготы , которые могут быть положены определенным категориям граждан-налогоплательщикам.

Льготы

Для некоторых групп граждан и юридических лиц законодательно определен ряд льгот. Каждая категория в свою очередь делится на налоги федерального и местного уровня.

Федеральные льготы

Граждане и общины, относящиеся к коренным народам Сибири, Севера и Дальнего Востока полностью освобождаются от выплаты налога на землю при условии, что земельные участки, имеющиеся у них в пользовании, эксплуатируются для промыслов, обеспечения традиционности хозяйственного и жизненного уклада.

Стоит отметить, что индивидуальные предприниматели (ИП) приравниваются к физ.лицам и порядок уплаты налога ИП ничем не отличается от уплаты налога физическим лицом.

Местные льготы

Как уже отмечалось выше, налог на землю (например, на гараж) отчасти определяется муниципальными госорганами, поэтому муниципалитеты вправе устанавливать местные льготы для определенных категорий налогоплательщиков.

Для получения информации об этих льготах следует обратиться в представительные госорганы муниципального образования.

Для юридических лиц

Федеральные льготы для юр.лиц представляют из себя изъятые из объектов налогообложения определенные группы земельных участков.

В их перечень входят:

  • участки, выведенные из оборота;
  • участки, ограниченной оборотоспособности;
  • участки с размещенными на них заповедниками, заказниками;
  • участки земли с объектами водного фонда РФ;
  • участки земли, входящие в лесной фонд РФ.

Для физических лиц

Согласно Налоговому кодексу, некоторые группы граждан имеют право уменьшить налоговую базу на 10 000 руб.

Ниже приводится перечень таких групп:

  • герои СССР, Герои Российской Федерации, полные кавалеры Ордена Славы;
  • граждане, которые перенесли лучевую болезнь;
  • инвалиды с детства, инвалиды III группы либо I и II групп, но при этом получившие инвалидность до 01.01.04г.;
  • инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, участники боевых действий;
  • граждане, участвующие в ликвидации аварии на ЧАЭС;
  • граждане, принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия.

Как рассчитать земельный налог в 2019 году?

Теперь следует выяснить основные правила и нормы расчета налога на землю за год, а также по каким формулам его можно вычислить.

Порядок исчисления

Наконец мы подобрались к главному вопросу статьи: как рассчитать земельный налог в 2019 г.

Стоит обозначить, что налоговый период составляет один год, то есть земельный налог подлежит уплате ежегодно.

Налоговая база

С 2016 г. расчет суммы налога на землю производится с учетом кадастровой стоимости земельного участка.

Ранее, до 2016, земельный налог рассчитывался через балансовую стоимость участка, что было заметно менее обременительно для владельцев.

Таким образом, с 2016 года налоговой базой земельного налога считается кадастровая стоимость участка, определяющаяся с учетом требований Кодекса РФ о земле.

Данные о кадастровой стоимости земли возможно отыскать на вебсайте Росреестра.

Процентная ставка

Кроме налоговой базы, на величину земельного налога влияет и процентная ставка.

Она определяется муниципальными госорганами и не может быть больше 0,3% и 1,5% в зависимости от того, к какой категории относится земля.

Налоговая ставка в три десятых процента служит для расчета налога на землю:

  • отнесенных к землям сельхозназначения;
  • занятых жилым фондом и объектами коммунальных систем жилищного комплекса либо полученных для жилого строительства;
  • приобретенных для ведения подсобного хозяйства(прим.– в СНТ, являющееся юр.лицом, приходится платить налог на землю с участков в размере 0,3%);
  • ограниченных в обороте, а также представленных для оборонительных целей, обеспечения безопасности и таможенных нужд;
  • иные участки земли, не подпадающие под этот список, облагаются налогом со ставкой в 1,5%.

Базовая формула

Базовая формула расчета налога на землю для физ.лиц выглядит таким образом:

S = (КСт – Л) * P, где

  • S – общая сумма налога;
  • КСт – кадастровая стоимость земли;
  • Л – льготы, равные 10000р., если они предусмотрены;
  • P – процентная ставка, равная максимальному значению в 0,3% для физ.лиц.

Базовая формула расчета налога для юридических лиц аналогична формуле для физ.лиц, за исключением вычета 10 000р. льгот и процентной ставки в 0,3%, которая для юридических лиц составляет 1,5%.

Это обусловлено тем, что во владении юридических лиц могут находиться любые земельные участки, а во владении физических лиц лишь те, ставка для которых установлена в 0,3%.

Итого, формула для юридических лиц имеет вид:

S = КСт * P, где

  • S – общая сумма налога;
  • P – процентная ставка, равная максимальному значению в 1,5% для юр.лиц.

Кто определяет сумму?

Сумму налога юридические лица определяют самостоятельно, физические лица получают готовые расписки из ФНС.

Расчет на примере

Проведем расчет земельного налога на нескольких примерах.

Для юридических лиц

ООО «Роза» владеет земельным участком в Московской области, приобретенным для строительства швейной фабрики. Кадастровая стоимость участка – 67 700 567 руб. Налоговая ставка в Московской области для данного типа земельных участков – 1,5%.

Расчет налога будет таковым: 67 700 567*1,5 = 1 015 508,505

Для физических лиц

Цена на земельный участок в 260 кв.м составляет 2,3 млн.руб. Налоговая ставка — 0,2%.

Налог на землю рассчитывается так: 2 300 000*0,2/100=4 600 руб.

По кадастровой стоимости

Стоимость территории составляет 1 млн.руб. От данной денежной величины требуется вычислить 0,3%, что является ставкой по сбору: 1 000 000*0,3=3 300 руб.

Эту сумму и надо выплачивать ежегодно.

В Москве

Гражданин Д. владеет земельным участком в Москве, который был приобретен им для жилищного строительства. Кадастровая стоимость участка оценивается в 8 567 089 рублей. Гражданин Д. – инвалид 1 группы, инвалидность получил в 2003 году.
Налоговая ставка по Москве для данного типа земельных участков – 0,1%.

Расчет налога будет таковым: (8 567 089 – 10 000) *0,1 = 25 671,267.

Итого – 25 671,267 р. – сумма, подлежащая уплате гражданином Д.

Авансовые платежи

Авансовые платежи – сумма, которая ежеквартально отчисляется в местный бюджет юридическими лицами (п.6 ст.396 НК РФ).

Налоговый расчет авансовых платежей по налогу на землю рассчитывают по итогам каждого из первых 3-ех кварталов текущего года. Потом на основании общей суммы авансов на протяжении года высчитывают итоговый платеж.

Из ст.396 НК РФ возможно вывести общую формулу расчета квартального авансового платежа:

A=КСт*P*1/4, где

  • КСт – кадастровая стоимость земельного участка;
  • P – процентная ставка

За неполный месяц

П.7 ст.396 НК РФ дает ответ на вопрос о расчете, если предприятие владело землей неполный квартал.

Смотрят на два обстоятельства - дата регистрации собственности на участок и дата прекращения владения:

  • регистрация до пятнадцатого числа – месяц считают;
  • регистрация после пятнадцатого числа – месяц не считают;
  • прекращение владения до пятнадцатого числа – месяц не считают;
  • прекращение владения после пятнадцатого числа – месяц считают.

Способы и сроки уплаты налога

Органы муниципалитета путем принятия нормативных актов устанавливают конкретные сроки уплаты авансовых платежей. Юр.лица самостоятельно рассчитывают сумму выплат.

В конце налогового периода уплачивается оставшаяся неуплаченной после авансовых платежей сумма налога.

Для юридических лиц:

  • Сроки выплаты – с 1 февраля года, который следует за отчетным, до даты, определенной местными актами.
  • Способ выплаты – перечисление средств через банк с помощью платежного поручения.

ИП и физ.лица выплачивают налог на основании уведомлений, полученных из органов ФНС.

Налог уплачивается разными способами, будь то через терминал, будь то через мобильное приложение ФНС или другими способами. Таким образом, процедура для физических лиц гораздо проще, чем для юридических.

Касаемо сроков, то каждый год устанавливаются даты уплаты в каждом регионе.

В 2019 году, например, в Москве, физ.лица обязаны заплатить налог до 01.12.17 г.

Ответственность за неуплату

Неуплата земельного налога считается нарушением, за которую предусмотрена ответственность.

В РФ – это пени, наложение штрафных санкций в размере 20% за несоблюдение сроков выплаты налога в размере 40%.

Как рассчитать пени?

Нюансы

В заключение к данной статье стоит отметить несколько нюансов, связанных с земельным налогом. Это наиболее часто встречающиеся вопросы налогоплательщиков.

Нужен ли перерасчет при изменении кадастровой стоимости?

Налог за год, в течение которого изменилась кадастровая стоимость, не изменяется. Однако уже в следующем году налог будет рассчитан по-новому.

Если кадастровая стоимость отсутствует

Существует такой показатель как нормативная цена земли, которая рассчитывается исполнительными госорганами власти субъектов России. Эта цена рассчитывается исходя из зон, областей, административных районов.

Тем самым, в данном случае аналог кадастровой стоимости – нормативная цена.

Если налоговое уведомление так и не пришло

Неполучение уведомления не освобождает от ответственности за просрочку. Поэтому если уведомление не пришло, обратитесь в налоговый орган.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!


Налоговый орган имеет право производить перерасчет земельного налога, подлежащего уплате физическим лицом, не более чем за три года, предшествующих году направления налогового уведомления. Если в результате перерасчета у налогоплательщика — физического лица возникла сумма к доплате, налог следует перечислить в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, которое должно быть направлено не позднее чем за 30 дней до срока уплаты налога. Обоснование: Согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ физические лица, признаваемые налогоплательщиками земельного налога, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 52 НК РФ, в случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 52 и абз. 2 п. 4 ст. 397 НК РФ налоговые органы исчисляют подлежащий уплате физическими лицами земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, и направляют налоговое уведомление (не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления). Налогоплательщики — физические лица уплачивают земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абз. 2 п. 4 ст. 397 НК РФ. В случае, указанном в абз. 2 п. 2 ст. 52 НК РФ (то есть когда обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган), при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной п. 2.1 ст. 23 НК РФ (сообщения налогоплательщиком о наличии у него объекта (объектов) недвижимого имущества), исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность (абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ). Таким образом, в п. 2 ст. 52 НК РФ специально выделен случай исключения из общего правила исчисления налога налоговыми органами за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Других исключений из общего правила исчисления и/или перерасчета земельного налога налоговыми органами за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, ни ст. 52, ни ст. 397 НК РФ не предусмотрено. При этом по смыслу указанных положений НК РФ налоговым органом может быть проведен перерасчет налога за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, как в большую, так и в меньшую сторону, даже если налогоплательщик уплатил ранее исчисленную налоговым органом сумму налога. В случае если в результате перерасчета у налогоплательщика возникает сумма земельного налога к доплате (например, если ранее сумма налога исчислялась ошибочно с применением более низкой налоговой ставки), данный налог подлежит перечислению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее чем за 30 дней до срока уплаты налога. В силу п. 4 ст. 57 НК РФ обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговый орган произвел перерасчет земельного налога физическому лицу за три предыдущих года в связи с ошибочным применением ставки налога, кадастровая стоимость и разрешенный вид использования земли не менялись. Налог, указанный в ранее полученных уведомлениях, физическое лицо уплатило полностью. Правомерен ли такой перерасчет в связи с ошибкой налогового органа? Если действия налогового органа правомерны, то в каком порядке и в какие сроки физическое лицо обязано уплатить доначисленный земельный налог?

Материалы по теме

По новому закону можно заново пересчитывать налоги на землю и имущество за последние три года.

Извещения о налогах за прошлый год «приятно» удивляют россиян - кто-то прежде платил за свои сотки по 200 рублей в год, а теперь должен платить по 10 тыс. Значит, рост налогов вместо обещанных правительством 20% составил до 5000%?

Суммы у всех разные. Многим сельчанам приходят квитки на 20 тыс. и даже больше.

Но, что называется, нет предела совершенству - согласно новым поправкам от 04.10.2014 в Федеральный закон №284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации...», вам могут не просто в 50 раз повысить налоги, но еще и повысить их задним числом.

«К нам обращаются дачники и сельчане, которым уже приходят «письма счастья» из налоговой с требованием «доплатить» налоги за последние три года - 2011-й, 2012-й и 2013-й. Им «доначислена» сумма, которая в среднем в 17 раз выше, чем в 2010 году. Оказывается, их участки раньше неправильно оценивали по кадастровой стоимости. Зато теперь новый закон позволяет налоговым органам начислять кратно увеличенный налог за предыдущие три года в случае обнаружения технической ошибки по кадастровой оценке недвижимости», - рассказывает глава профсоюза садоводов России Людмила Голосова .

Почему именно за три года? Потому что по закону тремя годами ограничивается срок исковой давности по долгам за коммунальные платежи и налоги.

Понятно, что не все смогут заплатить многократно увеличенные налоги, да еще и сразу за несколько лет. На этот счет законодатели не придумали ничего лучше законопроекта об упрощении порядка изъятия у граждан земельного участка, а также сноса строений, расположенных на нем.

К тому же в российском законе отсутствуют смягчающие обстоятельства, которые имеются в европейских странах. Так, например, в большинстве стран ЕС действуют нормы о замораживании судебных действий против должников, которые не в состоянии исполнить свои обязательства в связи с потерей работы, снижением доходов из-за кризиса и так далее.

У нас, в России, несмотря на сложную экономическую ситуацию, законы о замораживании почему-то не принимаются. Зато принимаются законы прямо противоположные.

Но и это еще не все. В конце декабря правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий шестикратное увеличение земельного налога на участки для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Его заплатят те, кто либо не хочет, либо не может строиться.

Всего один год новому покупателю участка под ИЖС дадут возможность платить налоги без повышающего коэффициента. Если в течение первого года дом не будет построен (!), то налог увеличат вдвое.

В правительстве объясняют свое ноу-хау тем, что в России сейчас слишком много пустующих участков под ИЖС. Вот и решили высокие чиновники подстегнуть народ - пускай, мол, дорогие россияне без дела не сидят. Лопату в руки, кирпичи на тачку. Что нам стоит дом построить! Тем более за такой длинный срок - за 12 месяцев!

Как объясняется в пояснительной записке к законопроекту, земли в России используются неэффективно и из-за этого бюджет недополучает налоги. А еще есть среди граждан такие, которые дома строят, но не регистрируют, чтобы налоги за них не платить. Теперь скрывать свой дом от налоговой будет себе дороже.

«Законопроект, предусматривающий пятикратное увеличение налогов, а учитывая, что их уже увеличили в 15-20 раз, это действительное увеличение налогов в 100 раз! Обнищавшего гражданина - владельца земельного участка, у которого нет денег строить дом, еще и обложат 100-кратным налогом, который он не в состоянии будет оплатить. Это явится основанием изгнать его с земли за долги и отнять участок», - констатирует Голосова.

Аделаида Сигида

Земельный участок в проектируемом дачном поселке в Ярославской области.Принадлежит физлицу. Земли общего пользования (дороги, пожарный пруд и т.д.) Облагался по ставке 0,3%. В январе 2017 (по словам сотрудника ИФНС) была проверка из вышестоящей и по результатам была изменена ставка на 1,5%. Прислали уведомление с требованием доплатить разницу за 2014 и 2015 года. Насколько правомерно применение новой ставки к прошлым периодам? Налог за 2014 и 2015 года был уплачен полностью, в соответствии с выставленными уведомлениями. Претензий со стороны ИФНС не было. Задолженностей тоже.

Ответы юристов (7)

Алексей, добрый день! Такое требование правомерно, если ранее в отношении объекта налогообложения применялась неверная ставка. Однако поскольку согласно ст. 397 НК

4. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

то требование не противоречит закону, при этом нет оснований для выставления штрафных санкций естественно. Что касается собственно самого основания для изменения ставки (точнее применения ранее иной ставки) то тут надо смотреть основания ее изменения - если налоговая ничего не разъяснила - сделать письменный запрос и возможно оспорить

Уточнение клиента

Применяли ставку 0,3 как для земель под дачку. Теперь отнесли к категории «другие земли». Дороги, пожарный пруд и прочая инфраструктура разве не относятся к дачке? Кто занимается этим вопросом? Куда бежать?

Есть вопрос к юристу?

В основном такие случаи бывают, когда кадастровая стоимость задним числом меняется. Но в принципе случай с изменением ставки задним числом аналогичен.

Есть письмо ФНС России от 18.03.2011 № ЗН-4-11/ (consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=112339&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.5327620013450607#0), в котором указано, что:

Поэтому если по решению органа Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка, величина которой распространяется на предыдущие налоговые периоды, то в этом случае следует производить перерасчет земельного налога за предыдущие налоговые периоды.
В случае, если исправление технической ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости земельного участка и осуществлено по решению суда, то, по мнению Департамента, это является основанием для осуществления перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды и необходимости предоставления уточненных налоговых деклараций.

То есть перерасчет земельного налога за прошлые периоды нужно производить, если Росреестром проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка. в противном же случае перерасчет налога производится только когда исправление технической ошибки произведено по решению суда.

Хотя это касается кадастровой стоимости. Но ставка, видимо, была ниже также по причине технической ошибки. Поэтому можно применить аналогию закона, т.е. если решения суда нет, то перерасчет неправомерен.

Поэтому можно попытаться обжаловать выставленное уведомление в вышестоящем налоговом органе (п. 1 ст. 138 НК РФ). Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, который направил вам оспариваемое уведомление. Подать жалобу можно в течение года с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

С Уважением, Олег Рябинин.

Да, правомерно, судебная практика говорит о том, же. Главное, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии со статьёй 54 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчётным) периодам, в текущем налоговом (отчётном) периоде перерасчёт налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Согласно пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Таким образом, по смыслу пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации, являющегося специальной нормой, регулирующей порядок и сроки уплаты земельного налога, с 1 января 2010 года налоговый орган может направить уведомление на уплату физическим лицом земельного налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, а налогоплательщики - физические лица, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Доводы жалобы о том, что налоговым органом нарушен срок направления налогового требования не может быть принят судебной коллегией.На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Уточнение клиента

Налоговая база не менялась. Изменили ставку. Где-то есть указание, по-моему в НК, что если нормативные акты ухудшают положение налогоплательщика, то они не могут применяться к прошлым периодам. Сюда это подходит?

Алексей, речь о статье 5 НК

2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

но у вас я предполагаю что ситуация иная немного - т.е. изначально по действавшим в т.ч. в 2014 и 2015 годах НПА данный участок должен был облагаться по 1,5 % а не 0,3, если так то законно. Если же пересчитывают по НПА, принятому позже и отнесшему данную категорию к облагаемым по 1,5 а не 0, 3 - тогда ст. 5 НК может применяться.

Уточнение клиента

Про ставку в 2014-2015 пока не знаю, уточню. Они поменяли категорию земли. из дачки перекинули в «другие земли» . это возможно? и опять-таки как это относится к прошлым периодам?

Кроме ст.5 НК РФ, еще есть Конституция РФ:

Конституция РФ ст.57: Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Само требование без личных данных к вопросу можете прикрепить? Согласно ст. 394 НК

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

Письмо Минфина России от 11.01.2017 N 03-05-04-02/160

Что касается положения «за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса», то данное положение относится к земельным участкам, находящимся в долевой собственности.
Например, если на земельном участке, находящемся в долевой собственности, располагается жилой дом, в котором находятся жилые и нежилые помещения (магазины, офисы, гаражи и др.), то при исчислении земельного налога в отношении долей земельного участки, приходящихся на нежилые помещения, не может применяться налоговая ставка, установленная в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

может в этом дело, в общем тут как минимум в налоговую нужно письменно обращаться и материалы проверки видеть на основании чего налоговая применяет 1,5 ставку

Уточнение клиента

Уведомление чуть позже прилеплю.

Могу дать кадастровый номер

Участок в проектируемом дачном поселке под дороги, пожарный пруд и т.д.и т.п.

ИФНС считала его «под дачное строительство», вышестоящая отнесла к «другие земли»

Письменно ничего не получали, только уведомление в личный кабинет.

Разрешая заявленные ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что в спорные налоговые периоды административному ответчику принадлежал на праве собственности земельный участок, являющийся объектом налогообложения. Суд также указал, что налоговой инспекцией осуществлён правомерный перерасчёт налога в связи с неправильным первоначальным применением налоговым органом налоговой ставки, поскольку земельный участок отнесён к категории земель – земли поселений, вид разрешённого использования установлен – для эксплуатации здания столовой.Поскольку для такого вида разрешённого использования в 2012, 2013 годах ставка составляла 1,25%, а в 2014 году – 1,5%, в то время как налоговым органом применены ставки 0,3% ко всем налоговым периодам, суд согласился с правильностью перерасчёта, основанного на уточнении сведений об объекте налогообложения.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Перерасчёт аренды при изменении кадастровой стоимости

Получили решение комиссии о снижении кадастровой стоимости зу. С какого числа дмс должен сделать перерасчет арендных платежей, с момента вынесения постановления комиссии или с 01.01.16г? Если с 01.01 то на что сослаться в заявлении о перерасчете? Администрация настаивает что с момента вынесения решения.

Ответы юристов (8)

Так и есть - только с момента вынесения решения.

Вопрос: Об определении налоговой базы по земельному налогу, если в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, на основании решения суда.

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 12 июля 2013 г. N 03-05-05-02/27214
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу об определении налоговой базы по земельному налогу и сообщается следующее. Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом («п. 1 ст. 391» Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с «п. 5 ст. 65» Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно «ст. 3» Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
На основании «п. 3 ст. 66» Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в «Постановлении» от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. В
ступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации («ст. 6» Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

Таким образом, территориальные органы Росреестра обязаны исполнить решение суда и внести в государственный кадастр недвижимости изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, по состоянию на дату, указанную в данном решении суда. При этом указанные изменения учитываются при исчислении земельного налога только после их внесения в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем право на перерасчет сумм земельного налога возникает только с даты изменения кадастровой стоимости земельного участка, указанной в государственном кадастре недвижимости.

Одновременно сообщается, что выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере земельных отношений, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, а также осуществление регулирования оценочной деятельности относятся к компетенции Минэкономразвития России. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Р.А.СААКЯН 12.07.2013

С Уважением.
Васильев Дмитрий.

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте! Уточните речь идет об организации и какова причина изменения кадастровой стоимости?

Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» , сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания .

Уточнение клиента

Здание коммерческое но оформлено на частное лицо. Уменьшение стоимости до рыночной

Уточнение клиента

но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Мне вот этот момент не понятен. С 01.01 .16 город поднял кад стоимость но зафиксировал ее только 25.02.16 а посчитал по новой стоимости с 01.01.

В этой ситуации необходимо руководствоваться статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»:

Статья 24.20. Внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания .

По этому же поводу есть разъяснения Верховного Суда (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»):

28. Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Уточнение клиента

Здесь все решает дата, когда изменения были внесены в кадастр.

Уточнение клиента

И как она решает? Хотелось бы получить более точный ответ на свой вопрос

Если вопрос об арендной плате, то кадастровая стоимость после вынесения решения учитывается с 1 января календарного года, в котором подано заявление.

Для земельного налога с даты внесения изменений в государственный кадастр.

То есть, Для разных целей предусмотрены разные даты.

Уточнение клиента

Вот это конкретный ответ, спасибо.

Верховный суд РФ уже все решил.

Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости .

Уточнение клиента

А можно номер документа

Уточнение клиента

Я ссылался на этот документ - пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»

Уточнение клиента

Спасибо вам за развернутый ответ!

Коллега уже ответил, но дублирую.

это разъяснено в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28

«О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

Снижение ставки земельного налога и пересчет с 2015г

Здравствуйте. У меня банальная проблема с зем. налогом на физ.лицо. Получал в 2010г. участок по договору купли-продажи под уже имеющееся в собственности нежилое капитальное здание, использовал и использую как дачу. Запросил 22, 5 сот. с ВРИ «под нежилое строение, исп. для организации отдыха граждан», т.к. это рекреационная зона Калуги и зона возм. затопления. но фактически выделено 15, 037сот согласно норме под ижс., повторное обращение за доп площадью после оформления документов результата не дали. Целевое использование осталось прежним В результате подведение коммуникаций оказалось к одному строению нецелесообразным, а канализации невозможным (есть заключение водоканала) Кроме того, в 2015г весь участок попал в водоохранную зону (+рекреационная зона Р-2 на карте, а в кадастровом паспорте только категория указана,- Земли населенных пунктов) с ограничением хоз. использования, в.т.ч. для отдыха граждан без канализации (ст. 65 ВК), но налог из-за возросшей кадастровой оценки увеличился с 3 до 13 тыс. Возможно ли начиная с 2015г. оспорить ставку налога, которая 1,5% до 0.3 с пересчетом суммы налога? Кадастровую стоимость не очень хочется снижать.

Ответы юристов (6)

Здравствуйте, Федор. Если налог увеличился из-за кадастровой оценки, оспаривать следует не ставку налога, а кадастровую стоимость недвижимости, требуя признать ее равной рыночной стоимости.

Заявления о пересмотре кадастровой стоимости недвижимости рассматриваются по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.

Верховный Суд РФ разъяснил, что в суд следует обращаться не позднее пяти лет с даты внесения в реестр результатов определения кадастровой стоимости недвижимости. Этот срок установлен частью 3 статьи 245 КАС.

Следует помнить, что пропуск пятилетнего срока не является основанием
для отказа в принятии заявления, если по истечении установленного законом
периода в кадастр не внесены очередные результаты определения кадастровой
стоимости. В этом случае общий срок исковой давности к
заявлениям о пересмотре кадастровой стоимости не применяется.

Для обращения в суд вам придется получить отчет оценщика о рыночной стоимости земельного участка.

Уточнение клиента

Здравствуйте, Татьяна. Насколько я уже выяснил, оспаривание кадастровой стоимости дорогое (одна оценка может стоить до 90000р) и для небольших участков неперспективное занятие, результаты которой буду действовать лишь до ближайшей всеобщей переоценки. у меня вызывает недоумение не она, а общий рост платы за землю при одновременном значительном снижении ее полезности из-за установки водоохранного знака в 2015г.

Есть вопрос к юристу?

Для сведения о кадастровой стоимости можете почитать постановление Пленума ВАС от 30 июня 2015 г. N 28 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ»
(файл прилагаю)

Полагаю, что ставку налога Вам не снизить.

Уточнение клиента

Спасибо, Олег. Я пока не готов играть на поле кадастровой переоценки

Для изменения ставки вам пришлось бы оспаривать решение Совета депутатов, которым эти ставки установлены, доказывать, что оно нарушает ваши права, противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, что еще проблематичнее, чем ведение спора оспариванию кадастровой стоимости. Вряд ли депутаты не подстраховались экономическим обоснованием размера ставок, а само по себе их установление - компетенция органа местного самоуправления.

Уточнение клиента

С депутатами я спорить не готов, конечно, тем более после принятия новой шкалы ВРИ они по идее должны пересмотреть шкалу налогов, правда до 2020г, и там объекты для рекреации имеют свою графу, скорее всего ставка будет не выше 0.3, почему на фоне мытарств с переоценкой и возникла навязчивая идея проверить законность отнесения участка к прочим землям со ставкой как для коммерческих объектов, хотя это индивидуальная дача, (например, в соответствии с 66фз).

Доброго времени суток.

В соответствии с законодательством об оценочной деятельности результаты определения

кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению
споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия)(порядок
создания и работы комиссий утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены:

физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;

Возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии предусмотрена статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №
135-ФЗ и порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.03.2012 № 263.

Комиссии созданы и функционируют при каждом управлении Росреестра по субъекту Российской Федерации.

Для обращения в Комиссию необходимо оформить заявление о пересмотре кадастровой стоимости

Оспаривание кадастровой стоимости в суде осуществляется в
установленном законодательством порядке если вы не согласны с выводами
комиссии.

Причем для оспаривания физическими лицами результатов
определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию
не является обязательным.

Как правило комиссия снижает кадастровую стоимость

Можно, как вариант, попробовать перевести из нежилого помещения в жилое.

При этом должны выполняться требования, которым должно отвечать жилое помещение (раздел II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47).

Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47

При отказе администрации в переводе, перевод возможен только через суд.

Уточнение клиента

пока написал письмо в горуправу на изменение ВРИ на «для ведения дачного хозяйства», даже если согласятся, за три года повышенный налог все равно будет висеть, вопрос в осн. в нем.

За то время, пока земельный участок имел другое разрешенное использование, налог не снизите. Налог будет изменен только с момента изменения разрешенного использования земельного участка. А этот момент наступит после принятия соответствующего постановления. Задним числом решение принять нельзя. Соответственно, и налог снизить - тоже.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

Правомерен ли перерасчет земельного налога за прошлые периоды?

За 2011 и 2012гг. мною своевременно были оплачены налоги на землю на основании полученных налоговых уведомлений. В этом году я получила из налоговой уведомление, в котором содержится перерасчет налогов на землю за указанные два года (как я выяснила, в связи с изменением кадастровой стоимости земли).

1. Правильно ли я понимаю, что это требование незаконно, т.к. на основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу только если они улучшают положение налогоплательщиков?

2. Я отправила в налоговую инспекцию письменное обращение с просьбой отменить требование о повторной уплате налогов за 2011 и 2012гг. Прошло уже 1.5 месяца, но ответа нет (должны были выслать на эл.почту). Дозвониться до них не могу. Неделю назад написала эл.жалобу в ФНС, но они перенаправили мой запрос в инспекцию ФНС по Мытищам, к которой я отношусь. Ответа пока нет. Подскажите, как мне действовать дальше?

Ответы юристов (11)

Можно обратиться в суд с иском о признании действий налоговиков незаконными, приложив к иску их уведомления и копии ваших обращений в ФНС, так как добровольно меры не принимаются.

Уточнение клиента

Наталья, добрый день! Вы не могли бы подробно написать, на основании каких законов действия налоговиков суд может признать незаконными? Спасибо!

Есть вопрос к юристу?

Вы все в принципе сделали как нужно. В суд никакой необходимости обращаться нет. Если же в суд обратится налоговая инспекция, представьте свои возражения. Но я думаю, что до суда дело не дойдет, поскольку сотрудником готовившим уведомление допущена правовая неграмотность.

Уточнение клиента

Федор, добрый день!

У меня через неделю заканчивается срок оплаты налогов; у меня появится задолженность и мне начнут начислять пени. Более того, меня могут не выпустить за границу. Поэтому я боюсь бездействовать и ждать иска от налоговой.

Дело не в конкретном сотруднике, выславшем мне уведомления — я ходила в налоговую дважды, и дважды разные инспектора мне объясняли, что перерасчет налогов за последние 3 года произвели из-за повышения кадастровой стоимости земли. Они настаивают, что действуют правомерно и никаких законов не нарушают. Сказали, что я могу обращаться в суд.

п.4 ст. 5 НК РФ о котором Вы пишете:

4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

не относится к Вашему вопросу, так как в этом пункте речь идет о законодательных актах, например о размере ставок налогов или установление новых налогов. В Вашем случае, скорее всего, имеет место перерасчет размера налога, в связи с изменением налогооблагаемой базы (стоимости имущества), а не ставки налога.

В связи с этим, необходимо получить ответ на Вашу жалобу, чтобы оценить правомерность или не правомерность действий ФНС, раз Вы уже направили её в их адрес. Тем более, что срок в течение которого Вам обязаны были направить ответ - 30 дней.

С уважением, С.Сергеев

Уточнение клиента

Да, действительно, в п.4 ст.5 говорится об актах законодательства. Но в той же статье в пункте 5 написано: «Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления».

Увеличение кадастровой стоимости земли является нормативным правовым актом органов местного самоуправления, как я понимаю. Более того, я нашла письма Минфина, в которых разъясняется, что вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, только в том случае, если улучшается положение налогоплательщика: письма от 18.12.2012 № 03-05-04-02/105 и от 30.10.2012 № 03-05-05-02/110.

Но я не юрист, и мне очень сложно с этим всем разбираться ((Если я права, и налоговая неправомерно начислила мне налоги за предыдущие годы, что мне делать? Идти в суд? Или просто не платить — тогда что мне за это будет? Ведь будут начисляться пени; наверное, могут из страны не выпустить.

И есть ли способ заставить налоговую ответить мне? Они явно не торопятся. А могут и вообще проигнорировать мои обращения. Куда жаловаться? Ведь они нарушают закон, по которому в течение 30 дней они обязаны дать ответ.

Добрый день, Людмила.

Земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости на 01 января отчетного года. Верно ли произвели перерасчет?

Уточнение клиента

Елена, добрый день!

Если Вы имеете в виду, соответствует ли новая кадастровая стоимость рыночной стоимости — то да, соответствует.

Вы написали: «земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости на 01 января отчетного года». Я, к сожалению, не знаю, когда изменили кадастровую стоимость у нас в Мытищах. Можно ли это как-то выяснить? И нужно ли? Вроде по закону возможно изменение кадастровой стоимости задним числом. А вот перерасчет налога за предыдущие периоды правомерен, только если это улучшает положение налогоплатильщика, что подтверждают письма Минфина от 18.12.2012 № 03-05-04-02/105 и от 30.10.2012 № 03-05-05-02/110.

За 2011 и 2012гг. мною своевременно были оплачены налоги на землю на основании полученных налоговых уведомлений. В этом году я получила из налоговой уведомление, в котором содержится перерасчет налогов на землю за указанные два года (как я выяснила, в связи с изменением кадастровой стоимости земли). 1. Правильно ли я понимаю, что это требование незаконно, т.к. на основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу только если они улучшают положение налогоплательщиков?

Напомним, гл. 31 НК РФ (в частности, п. 1 ст. 391, п. 12 ст. 396) определяет, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается по состоянию на 1 января налогового периода. То есть данный налог начисляется на участки, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимость (далее - ЕГРП) и которым присвоен соответствующий кадастровый номер (ст. ст. 1, 5 Закона о кадастре). Как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», объект обложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован. При этом сама сумма земельного налога, соответственно, зависит от ставки налога и налоговой базы, исчисленной исходя из кадастровой стоимости участка (ст. ст. 391, 394, п. 1 ст. 396 НК РФ).
измененная кадастровая стоимость (изменилась вследствие вступившего в силу решения суда) применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены эти изменения в кадастр недвижимости.
Кроме того, из буквального прочтения п. 1 ст. 391 НК РФ следует, что налоговая база по земельному налогу, размер которой зависит от кадастровой стоимости, определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.Исключением является ситуация, когда кадастровая стоимость земельного участка изменяется в течение налогового периода, о чем прямо сказано в решении суда. Иначе говоря, корректировка кадастровой стоимости происходит по состоянию на 1 января года, являющегося текущим или предшествующим налоговым периодом, или другую дату указанных периодов. Можно ли рассчитать земельный налог исходя из новой (уточним, уменьшенной) стоимости, в том числе и за прошлые периоды, установленной судебным решением? В Письме Минфина России от 13.03.2013 N 03-05-04-02/7507 на этот счет приведены следующие разъяснения. Ввиду отсутствия правового механизма, определяющего особый порядок исчисления налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедшем в текущем налоговом периоде, при расчете суммы налога целесообразно использовать коэффициент, аналогичный тому, что установлен в п. 7 ст. 396 НК РФ.
это требование Налогового и если они хотят получить деньги пусть обратятся в суд. там же вы предоставить требование и платёжку, и заявите о незаконности нового требования. не вижу основания ранее этого времени тратить свои нервы.

Уточнение клиента

Сергей, несколько раз перечитывала Ваш ответ, но ничего не поняла про кадастровую стоимость. Если Вы сможете простыми словами мне это объяснить, я буду Вам очень благодарна.

Подскажите, я правильно понимаю, что требование налоговой незаконно на основании п. 4 ст. 5 НК РФ? Я еще нашла письма Минфина от 18.12.2012 № 03-05-04-02/105 и от 30.10.2012 № 03-05-05-02/110 — они вроде тоже подтверждают, что перерасчет налога за предыдущие периоды правомерен, только если это улучшает положение налогоплатильщика.

Я боюсь бездействовать. С налоговой шутки плохи — мне могут отказать в выезде за границу; пени будут начислять.

В данном случае, необходимо проверить порядок и сроки направления Вам соответствующего уведомления.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 января 2018 г. № 2н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, […] Консультант пульс всегда в курсе событий Налог на имущество 2013 Нововведением по налогу на имущество с 2013 года является то, что все движимые основные средства налогом на имущество больше не облагаются (ст.374 НК, Федеральный закон № 202-ФЗ от 29 ноября 2012 г.). К ним относятся все […]