Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Географический рисунок зарубежной европы. Хозяйство зарубежной европы. Изучение нового материала. Выполнение практической работы в группах

Большая административная карта Европы.

1. Характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения зарубежной Европы.
1) ЭГП стран Зарубежной Европы определяется двумя главными чертами:
- соседским положением этих стран по отношению друг к другу;
- приморским положением подавляющего большинства стран, многие из которых расположены вблизи от самых оживленных морских путей.
2) География природных ресурсов:

Карта промышленности и сельского хозяйства Зарубежной Европы.

В северной части распространены как рудные полезные ископаемые, так и топливные;

Гидроэнергетические ресурсы довольно велики, но приходятся в основном на районы Альп, Скандинавских и Динарских гор.

3) География и характеристики населения:

Зарубежная Европа является главным мировым очагомтрудовой иммиграции;

Подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье;

Уровень урбанизации один из самых высоких в мире.

2. Основные черты территориальной структуры расселения и хозяйства зарубежной Европы.

Европа - один из наиболее густо населенных регионов мира м населением свыше 100 человек на 1 кв.км. Размещение населения, прежде всего определяется географическим положением городов. В Зарубежной Европе преобладает западноевропейский тип города. Экономическую мощь региона составляют в первую очередь четыре страны, входящие в "большую семерку" стран Зпада - ФРГ, Франция, Великобритания, Италия.

3. Основные черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности и главные промышленные районы.

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Ориентировано машиностроение прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям. Но например, в ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Чехии машиностроение рассредоточено.

4. Основные черты размещения сельского хозяйства и его типы.

Главные отрасли сельского хозяйства - растениеводство и животрноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложилось три типа с/х:

Североевропейский (преобладание молочного животноводства) распространен в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании;

Среднеевропейский (преобладание молочного и молочно-мясного животноводства);

Южноевропейский (преобладание растениеводства) распространен в Южной Европе.

5. Основные черты региональной транспортной системы зарубежной Европы.

Региональная транспортная система зарубежной Европы относится к западноевропейскому типу. Очень высока густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Конфигурация сухопутной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение.
6. Основные черты географического рисунка населения и хозяйства зарубежной Европы.
Основной чертой расселения населения и хозяйства является их близкое расположение по отношению к "центральной оси" развития, простирающейся по территории восьми стран. Ее стержнем служит "главная улица Европпы" - линия Рейн - Рона. В границах это "оси" живет 120 млн человек при плотности 300 человек на 1 кв. км и сосредоточено 2/3 всего экономического потенциала региона, находятся его главные промышленные регионы.
7. Субрегионы зарубежной Европы.
Существует два подхода к выделению субрегионов зарубежной Европы:
1) При подразделении на 2 субрегиона различают Западную и Центрально-Восточную Европу;
2) Принято подразделять зарубежную Европу на 4 субрегиона: Северную, Западную, Южную и Восточную Европу.
8. ФРГ как самая экономически мощная страна зарубежной Европы.

Федеративная Республика Германия.

ФРГ- самое мощное в экономическом отношении государство зарубежной Европы. Эта страна входит в состав «большой семерки» стран Запада. Она играет значительную роль в мировой экономике и политике. Важнейшая особенность ЭГП ФРГ - это ее центральность. По форме правления ФРГ - парламентская республика с двухпалатным парламентом (бундестаг и бундесрат) и правительством, которое возглавляет канцлер. По форме административно-территориального устройства - федеративное гос-во, состоящее из 16 исторических земель. Это самая большая по численности населения страна зарубежной Европы, но это и страна с очень сложной демографической ситуацией. ФРГ - одна из наиболее высокоурбанизированых стран мира. Эта страна находится на постиндустриальной стадии развития. По размерам промышленного производства ФРГ занимает четвертое место в мире. Территориальная структура хозяйства ФРГ отличается полицентрическим характером. Географический рисунок хозяйства ФРГ в первую очередь определяется размещением ее главных промышленно-городских агломераций.

Разделы: География

Класс: 11

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: коллективная работа, практическая работа.

Цели урока :

  1. Показать типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, структуру и основные промышленные районы региона.
  2. Развивать мировоззренческую идею « Европа - общий дом» всех европейцев, где география и история тесно связали между собой судьбу десятков стран и народов.
  3. Продолжить формирование географических умений: анализировать карты, статистические материалы, составлять схемы.
  4. Продолжать формирование общеучебных умений: анализировать текст, сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать, составлять краткие характеристики.
  5. Закреплять навыки и умения работы в группе, оформлять единый ответ.

План урока :

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение нового материала - практическая работа в группах.
  4. Закрепление изученного материала. Подведение итогов. Рефлексия.
  5. Задание на дом.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка Д.З.

В рабочей тетради ученики письменно отвечают на вопросы:

  1. В населении З. Европы преобладают народы языковой семьи...
  2. Крупнейший мегалополис материковой части Европы...
  3. Господствующая религия в З. Европе...
  4. Средняя плотность населения… чел. на 1 км. кв.
  5. Средний уровень урбанизации
  6. Для стран З. Европы характерны… темпы роста населения.
  7. Особенности демографической ситуации в странах З. Европы: (выбрать правильное утверждение)
    1. Растущая доля молодёжи в населении.
    2. Снижающий коэффициент смертности населения.
    3. Низкие показатели естественного прироста, а в некоторых странах убыль населения.
    4. Наибольшая доля пожилых людей.
    5. Преобладание мужского населения над женским населением..

3. Изучение нового материала. Выполнение практической работы в группах.

Вводное слово учителя. Мы сегодня должны выявить типичные черты хозяйства стран Зарубежной Европы, структуру и основные районы промышленности региона.

Работать вы будете самостоятельно в группах. Для выполнения работы учащиеся делятся на группы и получают задание и инструкцию по работе.

Инструкция по работе для 1 группы

Цель работы: выявить отрасли «авангардной тройки» З. Европы, крупнейшие районы этих отраслей.

  1. Какие отрасли относятся к «авангардной тройке»? Что называется отраслью международной специализации?
  2. Дайте краткую характеристику отраслям «авангардной тройки» Зарубежной Европы в виде таблицы. Выделите следующее:
    1. на что ориентируется отрасль;
    2. название отрасли;
    3. крупнейшие районы и узлы данной отрасли
  3. Заполните таблицу (приложение 1), сделайте вывод об общих и отличительных особенностях отраслей и их роли для всего региона.
  4. Проверьте себя.
  5. Сделайте общий вывод; в выводе укажите уровень развития данных отраслей.

Инструкция по работе для 2 группы

Цель работы: выявить уровень развития лёгкой, лесной промышленности, крупнейшие районы и узлы этих отраслей.

  1. Что называется отраслью международной специализации?
  2. Дайте краткую характеристику лёгкой, лесной промышленности Зарубежной Европы. Выделите следующее:
    1. на что ориентируется отрасль
    2. название отрасли;
    3. крупнейшие районы и узлы данной отрасли в странах Зарубежной Европы.
  3. Заполните таблицу (приложение 2), сделайте вывод об уровне развития отраслей и их роли для всего региона.
  4. Поверьте себя.
  5. Сделайте общий вывод, в выводе укажите уровень развития данных отраслей.
  6. Выберите выступающего, который представит результаты вашей работы и заключительные выводы.

Инструкция по работе для 3 группы

Цель работы: выявить уровень развития сельского хозяйства Зарубежной Европы, крупнейшие районы.

  1. Что такое «товарное и потребительское сельское хозяйство»?
  2. Дайте краткую характеристику сельскому хозяйству:
    1. название отрасли;
    2. на что ориентируется;
    3. крупнейшие сельскохозяйственные районы.
  3. Заполните таблицу (приложение 3), сделайте вывод об уровне развития отраслей сельского хозяйства и их роли для всего региона.
  4. Проверьте себя.
  5. Сделайте общий вывод, укажите уровень развития отраслей сельского хозяйства.
  6. Выберите выступающего, который представит результаты вашей работы и заключительные выводы.

Инструкция по работе для 4 группы

Цель работы: нарисовать географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы.

Выделить «центральную ось» развития, определив территориальную структуру.

  1. Вспомните территориальную структуру хозяйства экономически развитых стран.
  2. Определите уровень «зрелости» территориальной структуры.
  3. Определите, как насыщена Западная Европа:
    1. промышленными районами;
    2. центрами;
    3. городскими агломерациями;
    4. транспортными узлами;
    5. районами интенсивного сельского хозяйства.
  4. Результаты работы отразите на контурной карте в виде прямоугольника, где высокая концентрация хозяйства - своего рода каркас всей территории. Карта представляется классу с комментариями.
  5. Докажите, что в странах З. Европы сложилась система трёх экономических районов:
    1. с высоким уровнем развития;
    2. депрессивные районы;
    3. отсталые аграрные районы.
  6. Проверьте себя.
  7. Сделайте заключительный вывод.
  8. Выберите выступающего, который расскажет о результатах работы и сделает заключительный вывод.

Инструкция по работе для 5 группы

Цель работы: выявить уровень развития транспорта, науки, финансов, отдыха и туризма З. Европы.

Выделить крупнейшие районы этих отраслей.

  1. Вспомните различия в транспортной системе. Что такое «отрасль международной специализации?»
  2. Проанализируйте карту:
    1. сделайте вывод об обеспеченности транспортной сетью З. Европы, подтвердите статистическими данными;
    2. определите роль науки и финансов, крупнейшие финансовые центры;
    3. почему З. Европа является главным районам международного туризма?
  3. Сделайте вывод о развитии этих отраслей. Заполните таблицу (приложение 4).
  4. Проверьте себя.
  5. Обсудите вывод, выберите выступающего, который представит результаты работы и сделает выводы.

Инструкция по работе 6 для группы

Цель работы: определить уровень развития стран Зарубежной Европы и региона в целом.

Выявить страны, определяющие мощь региона.

  1. Вспомните, по каким показателям определяется уровень экономического развития стран.
  2. Определите:
    1. уровень развития отдельных стран Зарубежной Европы;
    2. уровень развития З. Европы в целом. Сравните показатели и сделайте вывод
  3. Сравните карты атласа и рисунок учебника, выявите страны, которые определяют экономическую мощь Зарубежной Европы.
  4. Результаты нанесите на контурную карту, выделите границы стран и подпишите их названия. Озаглавьте карту.
  5. Проверьте себя.
  6. Докажите, что в отличие от четырёх главных стран, имеющих широкую специализацию, другие страны З. Европы специализируются на отдельных отраслях, и страны В. Европы занимают особое место.
  7. Обсудите ответ.
  8. Выберите выступающего ученика, который представит результаты работы и заключительные выводы.

4. Закрепление, подведение итогов, рефлексия.

В результате практической работы вы выявили типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, учились анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы и таблицы, давать краткую характеристику отраслям. Вы работали в малых группах, учились делать совместные выводы, принимать общие решения. Вы повторили необходимые понятия и термины и выполняли задания по изучения нового материала. В ходе практической работы вы делали закрепление нового материала - заполняли таблицы, формулировали выводы.

Ученики, слушая ответы одноклассников, делали записи в тетради, оформляли таблицы и схемы.

В итоге, мы пришли к общему выводу, что четвёртка стран: ФРГ, Великобритания, Франция, Италия имеет самый высокий уровень развития, многоотраслевую структуру хозяйства, сформировавшую территориальную структуру и активно участвуют в интеграционных процессах.Каждый ученик оценивает свою деятельность на уроке, свою активность в работе в группе, анализирует, что у него получилось, а в чём были затруднения.

5. Задание на дом .

Проанализируйте записи, сделанные на уроке; задание в печатной тетради по теме; стр.167.

Тема урока: Географический рисунок расселения и хозяйства Европы.

Цель урока: изучение географического рисунка расселения и хозяйства стран Зарубежной Европы.

Задачи урока:

Рассмотреть главные особенности географического рисунка расселения и хозяйства Зарубежной Европы, выявить причины его формирования;

Развивать познавательную самостоятельность, творческие способности, продолжить формирование географических умений: анализировать карты, статистические материалы, составлять схемы; продолжать формирование общеучебных умений: анализировать текст, сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать, составлять краткие характеристики;

Воспитывать культуру общения, способствовать проявлению интереса к совместной деятельности, вызвать заинтересованность к коллективной работе (работе в группах)

Планируемые результаты:

Знать: особенности географического рисунка расселения и хозяйства стран Зарубежной Европы.

Уметь: применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за социально-экономическими процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;сопоставлять географические карты различной тематики;

Техническое обеспечение урока:

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): атласы 10 класс, учебник, раздаточный материал, распечатанный материал «Политическая карта Европы» на магнитной доске.

Ход урока

  1. Организационный момент - 1 мин
  2. Изучение нового материала – 24 мин

Обратите ваше внимание на доску. Подумайте, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (на магнитной доске «Политическая карта Европы» (формат А3), термин «Географический рисунок хозяйства»). Учащиеся определяют тему урока и ставят задачи.

Верно, тема нашего занятия «Географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы».

«?»: - Как вы думаете, что такое географический рисунок хозяйства? Из каких показателей складывается географический рисунок хозяйства? (Учащиеся формулируют определение, корректировка учителем).

Географический рисунок хозяйства – это расположение городских и промышленных районов, сельскохозяйственных зон, рекреационных территорий, крупных транспортных магистралей.

Географический рисунок

Моноцентрический (одноцентровый) Полицентрический (многоцентровый)

Географический (или пространственный) рисунок хозяйства в Европе существенно отличается от других регионов мира. У него две главные специфические черты. Во-первых, освоенность территории. В Европе почти нет неосвоенных районов. Во-вторых, относительно небольшая территория и высокий уровень развития хозяйства обусловили хозяйственное единство Европы. Не случайно часто говорят о едином экономическом пространстве региона от Атлантики до Урала.

В процессе исторического развития географический рисунок европейского хозяйства менялся и все более усложнялся. На определенных этапах развития главными в экономическом отношении были различные территории: происходила смена лидеров в европейской хозяйственной иерархии. На протяжении последних двух тысяч лет (н. э.) было несколько специфических периодов, которые оставили свой след в современном пространственном рисунке европейского хозяйства.

В начале нашей эры основной «центр тяжести» европейского хозяйства концентрировался на юге региона, в Средиземноморье. Во времена Римской империи именно вокруг Средиземного моря были сосредоточены главные хозяйственные очаги. Чем дальше от побережья, тем менее развитым было хозяйство. Хозяйственной периферией в то время были такие территории, как современная Англия, Германия и Скандинавия.

В период раннего феодализма (V-X вв.) самым экономически развитым было Франкское государство. В его границы входили территории многих современных стран. Земледельческое франкское государство было первым классическим феодальным образованием в Европе. Помимо земледелия франки занимались и животноводством, особенно было распространено свиноводство. В то время свиней обычно держали круглый год в лесу, на подножном корму.

В период развитого феодализма (XI-XIV вв.) хозяйственная деятельность опять перемещается к морю. Развитие ремесел, а позднее и торговли, дали приморским территориям солидное преимущество. В отличие от времен Римской империи большое значение имели не только южные, но и северные моря. На юге самыми мощными были городские республики Северной Италии (Венеция, Генуя, Флоренция). На севере наиболее развитыми и богатыми были прибрежные районы Балтийского и Северного морей. Ганзейский союз объединил большинство торговых городов Балтики и Северного моря.

XV-XVII вв. - эпоха позднего феодализма и Великих географических открытий . Европа «повернулась» в сторону Атлантики, оставив в «экономической тени» и Средиземноморье и Балтику. Произошла смена лидеров. На европейскую авансцену выдвигаются страны Пиренейского полуострова - Испания и Португалия, более всего выдвинутые к Атлантике. Другие лидеры - Англия и Нидерланды, отставая от Пиренейских стран по колониальным захватам, развивают свое хозяйство - мануфактуру, торговлю, финансовую сферу. Приток золота и серебра из американских колоний подорвал производство в Испании и Португалии.

В XVIII-XIX вв . развитие промышленности происходило в первую очередь в районах, хорошо обеспеченных природными и трудовыми ресурсами. В среднеевропейских государствах и России формируются настоящие промышленные районы, сложившиеся к середине XIX в. Это самые старые в мире индустриальные районы (В то время сложились такие крупные промышленные районы Европы, как Рур, Средняя Англия, Силезия, Центральная Россия, Урал, Донецко-Приднепровский.). Именно тогда были заложены основы современной географии европейского хозяйства. Главные в экономическом отношении территории - это изначально индустриальные районы.

В первой половине XX в. больших изменений в географии хозяйства не произошло. Происходило дальнейшее усиление старых индустриальных районов. Главное изменение было связано с усилением экономического потенциала Советского Союза в результате мощной социалистической индустриализации. Однако территориальных сдвигов это не вызвало, так как индустриализация охватила опять-таки старые промышленные районы. Единственным исключением стало Поволжье, где нефтяная промышленность и машиностроение сформировали практически новый крупный район.

В «экономической тени» по-прежнему оставалась большая часть Восточной Европы, которой отводилась роль «санитарного кордона» между Советским Союзом и остальной Европой.

Образование группы социалистических государств на востоке Европы после второй мировой войны и индустриализация ранее отсталых европейских городов создала новый, довольно крупный экономический очаг в Европе.

В настоящее время в европейской экономике наибольшее значение имеют несколько ареалов. Их условно можно назвать западно-, центрально- и восточно-европейскими. В их границах сосредоточена основная часть промышленной и нематериальной сферы. Таков современный пространственный рисунок европейского хозяйства - три ареала концентрации экономики, причем два из них объединяются вместе с прилегающими территориями в так называемое «европейское экономическое ядро».

Европейский хозяйственный рисунок можно увидеть и на примере экономических центров и главных направлений международных экономических связей. «Центр тяжести» европейского хозяйства размещен на западе региона и охватывает небольшую часть Европы, образуя главную европейскую экономическую ось , протягивающуюся от Глазго до Рима.

В границах европейского экономического ядра происходит формирование новых хозяйственных центров Европы, получивших наименование «еврогородов», т. к. они работают на всю Европу и их значимость давно перешагнула государственные границы.

Практическое задание (практическая работа) на формирование учебных действий

Составление картосхемы «Географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы», выделение «центральной оси» развития региона и районов: высокоразвитых, старопромышленных, отсталых аграрных, нового освоения.214

Предлагаю поработать сегодня в группах для достижения целей и задач урока. Каждая группа получит свое задание и инструкцию. В конце работы каждая группа представит свой конечный результат, итогом которого будет оформление современного рисунка хозяйства Европы на копии «Политическая карта Европы» на доске (результаты сравнения отразить на карте в виде прямоугольника, в пределах которого высокая концентрация хозяйства).Время работы 15 мин

1 группа: Цель: Изучение «Центральная ось» развития Европы

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на странице 197-198
  2. Выделите факторы формирования современного географического рисунка Европы
  3. Составьте схему «Центральная ось развития Европы» на основе данного материала
  4. Оформите схему на формате А3 для презентации

2 группа: Цель: Изучение высокоразвитых районов Европы

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на странице 198-200
  2. Выделите лидирующие отрасли экономики и экономические центры высокоразвитых районов Европы.
  3. На основе полученной информации определите географию высокоразвитых районов Европы, оформите в контурной карте
  4. Выберите выступающего из состава группы

3 группа: Цель: Изучение старопромышленных районов Европы

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на странице 200-201
  2. Выявлять особенности заселения и истории хозяйственного освоения территории Зарубежной Европы.
  3. Проанализируйте полученную информацию
  4. Выделите главный фактор для размещения старопромышленных районов и отрасли специализации хозяйства
  5. На основе полученной информации оформите карту «География старопромышленных районов Европы».
  6. Выявлять проблемы и перспективы социально-экономического развития региона.

4 группа: Цель: изучение отсталых аграрных районов Европы.

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на странице 201.
  2. Выявлять особенности заселения и истории хозяйственного освоения территории Зарубежной Европы.
  3. Проанализируйте полученную информацию.
  4. Выделите экономические проблемы аграрных районов и их причины.
  5. Предложите пути решения этих проблем.
  1. На основе полученной информации определите географию аграрных районов Европы, оформите в контурной карте
  2. Выявлять проблемы и перспективы социально-экономического развития региона.
  3. Выберите выступающего из состава группы.

5 группа: Цель: изучение районо Нового освоения Европы

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на странице 199, 201.
  2. Проанализируйте полученную информацию.
  3. Определите отрасли специализации для районов нового освоения Европы.
  4. Определите круг экологических проблем районов Нового освоения
  5. Нанесите на контурную карту район Нового освоения Европы
  6. Выявлять проблемы и перспективы социально-экономического развития региона.
  7. Выберите выступающего из состава группы.

Выступление групп –10 мин. В результате работы групп у каждого учащегося в тетради краткие записи сделанные группами, на доске - «Современный рисунок хозяйства Европы».

1.Наиболее яркими примерами высокоразвитых районов, которые концентрируют новейшие отрасли промышленности, инфраструктуру, науку, культуру, сферу услуг, могут служить столичные регионы Большого Лондона и Большого Парижа.

Фишки для любознательных. Интересные факты про Париж

1.В парижском метро пассажиры самостоятельно должны открывать и закрывать двери в вагонах. Кроме того, в парижском метро (которое имеет небольшую глубину) не объявляют названия станций, а у турникетов вы не найдете служащих метрополитена – это своеобразная система самообслуживания.

2.Французы очень ревностно относятся к своему языку. В 1994 году был принят специальный закон, который регламентирует нормы по употреблению английских слов. Ряд новых терминов и понятий был введен лингвистами Франции специально для замены тех, появление которых было обусловлено новыми зарубежными научными разработками и развитием технологий. Жители Парижа более чем уверены, что их родной язык ничем не хуже английского и довольно часто делают вид, что не знают английского вообще.

Найдите подобные интересные факты про Лондон с помощью интернета и расскажите другой части класса про них. Для выполнения задания ученики делятся на несколько команд (количество таких групп определяется учителем в зависимости от количества учеников и компьютеров в классе).

Учитель рассказывает, почему Париж и Лондон считаются крупнейшими промышленными центрами.

2. Ни в одном другом регионе мира нет такого количества старопромышленных районов с преобладанием базовых отраслей, как в зарубежной Европе. Наиболее крупные из них возникли на базе каменноугольных бассейнов. Но и среди таких районов особенно выделяется Рурский, который на протяжении многих десятилетий по праву считается индустриальным сердцем Германии.

В зарубежной Европе есть еще немало довольно отсталых, преимущественно аграрных районов. Яркий пример такого рода - Юг Италии, который занимает 40% территории страны, концентрирует более 35% населения и только 18% занятых в промышленности. Доход на душу населения здесь почти в два раза ниже, чем на Севере.

Интересные факты:

3. Учитель рассказывает о влиянии международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства.

Рецензирование работ групп.

  1. Закрепление изученного материала – 8 мин

Фронтальный опрос:

1) О каком городе Зарубежной Европе идет речь? На гербе данного города изображен серебристый кораблик с надписью «Его качает, но он не тонет»

2) О каком районе Зарубежной Европы идет речь?

А)В данном районе возникла экологическая катастрофа, так как буквально море нашпиговано буровыми платформами, здесь находится крупное месторождение газа –Слохтерен -

Б)В данном районе концентрируются новейшие отрасли промышленности, инфраструктура, наука, культура, сфера услуг -

В) Индустриальное сердце Германии

Г)Данный район перепрофилировался с сельского хозяйства, здесь построены крупные металлургические, нефтехимические комбинаты, которые работают на привозном сырье -

3) Продолжите:

А) «Главная улица Европы» - …, почему?...

Б) «Западные ворота» города Рура…

В)Бывшая сточная канава Европы - …

Г) Для разработки газового месторождения…в районе нового освоения (Северное море), была построена гигантская буровая платформа, данная платформа превосходит Эйфелеву башню

Д)В столице данной страны размещается более 700 международных политических, экономических и общественных организаций, среди них ЮНЕСКО, Международная торговая палата, Международное энергетическое агенство, Международная организация криминальной полиции (Интерпол). О каком городе идет речь?....

V. Закрепление, подведение итогов, рефлексия - 3 мин

Задает учащимся вопросы: «Достигли ли мы поставленной цели урока? Какой вывод из всего изложенного можно сделать?»

В результате практической работы вы выявили типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, учились анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы и таблицы, давать краткую характеристику отраслям. Вы работали в малых группах, учились делать совместные выводы, принимать общие решения. Вы повторили необходимые понятия и термины и выполняли задания по изучения нового материала. В ходе практической работы вы делали закрепление нового материала - заполняли таблицы, формулировали выводы.

Ученики, слушая ответы одноклассников, делали записи в тетради, оформляли таблицы и схемы.

В итоге, мы пришли к общему выводу, что четвёртка стран: ФРГ, Великобритания, Франция, Италия имеет самый высокий уровень развития, многоотраслевую структуру хозяйства, сформировавшую территориальную структуру и активно участвуют в интеграционных процессах. Каждый ученик оценивает свою деятельность на уроке, свою активность в работе в группе, анализирует, что у него получилось, а в чём были затруднения.

Выставление и комментирование оценок.

VIII. Домашнее задание – 1 мин

Проанализируйте записи, сделанные на уроке, с.218-221


«Редактирование рисунков» - Основные операции редактирования изображений. Установка параметров рисунка. Выделенная область. Ctrl. Рисунок атрибуты ширина высота Ок Увеличение рисунка: 1. Выделить необходимую область выделение произвольная область 2. Скопировать. Наклон рисунка. Schift. Создание рисунка. Создание и редактирование рисунка.

«Расселение славян» - Религиозные верования славян. Сварог бог вселенной. Проверка д/з Тест. Решение задачи – новеллы. Южные. Славянские идолы. Боги. Выберите занятия восточных славян: Восточные славяне. Наука, изучающая народное творчество, произведения, создаваемые народом: Идолы – деревянные или каменные статуи языческих богов.

«Географическая карта» - Различия карт: По масштабу; По охвату территории; По содержанию. Работа с контурными картами, которые являются основой для обозначения географических объектов. Такую возможность дает географическая карта. Эпиграф к уроку. Географическая карта – плоское. «Географическая карта». Карта мира. Оборудование урока: физическая карта России, физическая карта полушарий.

«Географическое положение» - Положение на материке, части света. Изучение новой темы. Площади материков. Дежнева; б)м. Флигели; в)м. Челюскин. Положение по отношению к экватору. Площади государств. Соседние государства. Задания по контурной карте. Отметить на контурной карте государственную границу России. План характеристики географического положения страны.

«Рисунок осенние листья» - И. И. Левитан «Золотая осень». Кленовый лист. Первый шаг. Прорисуйте индивидуальные отличия вашего листика. Последовательность рисования осеннего листика клёна. Осенние листья. Второй шаг. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873-1885). Последовательность рисования осенней веточки клёна.


⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 13Следующая ⇒

В пределах зарубежной Европы, согласно документам ООН, выделяют четыре субрегиона: Восточную Европу (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния и Болгария), Западную Европу (три страны «Большой Семерки», страны Бенилюкса, Австрию и Швейцарию), Северную Европу (Скандинавские страны, Дания, Финляндия и страны Балтии) и Южную Европу (Средиземноморские страны). Существует другое деление зарубежной Европы на субрегионы: Западная и Центрально-Восточная Европа. В состав Западной входят 24 страны, которые давно вступили на путь рыночной экономики и по старой терминологии называются «капиталистическими». В состав Центрально-Восточной Европы входят 15 постсоциалистических стран, которые до 80-х годов ХХ века входили в мировую систему социализма.

Страны большой семерки (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ). Их лидерство определяется высоким уровнем производительности труда, неоспоримыми успехами в развитии науки и техники. Их отличает высокий уровень социально-экономической интеграции. Лидеры этих государств на ежегодных саммитах определяют главные стратегические магистрали развития международных политических и экономических отношений.

Швейцария, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Скандинавские страны – это малые страны Западной Европы. Отличительная черта этих стран – высокий уровень развития экономики и участия в международной торговле. Очень высокий ВВП и ИЧР Главными особенностями этих стран являются:

Самые высокие в мире показатели экспорта и импорта на д.н.

Сравнительно узкая специализация в международном географическом разделении труда

Стабильность экономики и валюты, что позволяет использовать не только собственные капиталы, но и привлекать их со всего мира. Географическую специфику рассмотрим на примере Швейцарии. Швейцария расположена в Центральной Европе. S =41,3 тыс. км2, население 8,1 млн. чел.(2015г) ВВП – свыше 90 тыс. долларов США. (2015г) Географическое положение выгодное, т.к. располагается на пересечении главных транспортных магистралей Европы. Доходы от торговых операций и транспортных перевозок, а также вклады иностранцев, постоянно живущих или приезжающих в Швейцарию, положили начало накоплению капитала в банках Швейцарии. Банковское дело является одной из отраслей международной специализации в этой стране. Природные условия Швейцарии необычайно привлекательны для развития туризма. Доходы от туризма в Швейцарии сравнимы с доходами от всего промышленного производства. Швейцария многонациональная страна. Основная часть населения говорит на немецком языке, 20% — на французском, 6% — на итальянском 1% разговаривает на ретроманском языке, близком древнему латинскому, поэтому в этом государстве 4 официальных языка. Средний возраст населения страны -41 год. Экономически активная часть населения (15-64 лет) составляет 67,8%. Прирост населения всего 0,2% Средняя продолжительность жизни населения высокая м-80лет; ж-83; В хозяйстве страны лидируют банковское, курортное и туристическое дело. Из-за отсутствия минеральных ресурсов в стране развивается трудоемкие производства: точное машиностроение, электроника, часовая, ювелирная, фармацевтическая промышленность. Сельское хозяйство – использует богатые горные пастбища. Превосходные швейцарские сыры и масло экспортируются во многие государства мира.

Зарубежная Европа на протяжении 70 лет является авангардом мировой экономики, конкурентная борьба предполагалась только с Англо-Америкой и Японией. В настоящее время на мировой уровень выходят новые сильные игроки, которые способны начать новый виток развития планеты, это Китай, Индия, страны НИС и молодая РФ

Домашнее задание:

1.Проанализируйте место и роль Зарубежной Европы в мире.

2. Укажите особенности географического положения региона. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства Европы

Занятие №21

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

1 Бакланова С.Л. 1

1 ФГБОУ ВПО Алтайская государственная академия образования им.

В.М. Шукшина

1. Бакланова С.Л. Роль педагогического рисунка в активизации познавательной деятельности школьника // Психодидактика высшего и среднего образования: материалы V Всерос.

науч.-практ. конф. Барнаул: БГПУ, 2004. С. 155-157.

2. Важова Е.В. Рисунок как отражение привлекательности природы Алтая // Успехи современного естествознания. 2013. № 11. С. 192.

3. Средства обучения [Электронный ресурс]: сайт.

URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения 16.06.2014).

Особенностью изучения географических дисциплин является формирование пространственных образов, поэтому при изучении географии используются наглядные средства обучения. Ключевым словом обучения в условиях реализации ФГОС является деятельность. Так как все дети любят рисовать, то рисунок один из признанных методических приемов обучения географии. Рисунок на уроке используется, когда необходимо показать географические явления в динамике, когда отсутствует наглядное пособие, когда наглядное пособие имеется, но требуется его дополнить или детализировать рисунком.

И.П. Подласый приводит информацию о том, что органы зрения пропускают в мозг в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и в 13 раз больше, чем тактильные органы .

По своей цели рисунки в преподавании географии могут быть пояснительными, иллюстративными, контрольными . В этом отношении рисование имеет дидактические преимущества перед показом картины.

Географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы

Рисунок ученик делает сам, а в процессе рисования происходит выделение из множества признаков предмета самых существенных, характерных. Целесообразно использовать набросок, схематический рисунок . Ценность рисунка на доске в том, что он создается поэтапно и параллельно фиксируется учащимися в тетради. Географические рисунки могут быть перспективными и без изображения перспективы.

На уроках, когда учащиеся рисуют, развивается логическая последовательность мышления, воображение, наблюдательность, повышается интерес к изучаемому материалу, активируется познавательная деятельность обучающихся.

Библиографическая ссылка

Бакланова С.Л. РИСУНОК В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 9-1. – С. 162-162;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34217 (дата обращения: 04.07.2018).

Гуманитарные науки / Экономическая география / 6.3. Типы экономических регионов

В экономически развитых странах развивались экономические регионы трех основных типов:

1) высокоразвитые регионы , характеризующийся динамичным развитием производственной и непроизводственной сферы, преобладанием наукоемких отраслей. Это области крупнейших компаний.

Примеры включают Большой Париж и Большой Лондон в Европе, Великий Токио в Японии, Большой Лос-Анджелес в США;

2) угнетенные области , которые обычно называют старыми промышленными регионами с преобладанием основных отраслей промышленности, которые не подвержены воздействию СТР и в состоянии застоя достаточно;

3) последние сельскохозяйственные регионы , В целом, цивилизация сильно пострадала.

Назад в сельские районы.

В целях улучшения существующей территориальной структуры экономики большинство экономически развитых стран осуществляют определенную региональную политику.

Региональная политика представляет собой комплекс законодательных, экономических, административных и природоохранных мер, которые способствуют более рациональному распределению производительных сил и выравниванию уровня жизни. Задачи региональной политики включают в себя рост затронутых районов и сбалансированность различий между ними и высокоразвитыми регионами; индустриализация и общее развитие отсталых аграрных регионов; ограничение роста и "разгрузка" некоторые из крупнейших городов и городских агломераций; Создание новых зон разработки, например, северной Канады, внутренних регионов Австралии и севера Скандинавии.

Основные особенности территориальной структуры развивающихся стран также были сформированы в колониальной или полуколониальной зависимости.

Региональная структура колониального типа характеризуется центральным использованием территории, в которой капитал играет роль главного центра, а роль вспомогательных центров — специализация экспорта, расположенного во внутренних районах.

Поэтому основными задачами региональной политики в развивающихся странах являются преодоление фрагментации частей территории, смягчение различий между центром и периферией, управление городским процессом и развитие глубоких ресурсов.

Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы сложилась еще в 19-ом веке, когда главным фактором был природно-ресурсный. В настоящее время в регионе насчитывается около 400 городских агломераций и около 100 промышленных районов. Самые значительные из них находятся в пределах так называемой «центральной осиразвития», которая простирается по территории восьми стран (Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, ФРГ, Италия, Австрия, Швейцария).

Регионы Европы. Экономическое объединение европейских стран

Стержнем этой оси служит главная линия Рейн – Рона. В ее пределах проживают 120 млн человек и сосредоточено около половины всего экономического потенциала зарубежной Европы. В регионе можно выделить и ряд подобных «осей» меньшего масштаба (промышленно-городской пояс вдоль общих границ Польши, Чехии и ФРГ; дунайская «ось» ; полосы вдоль нефтепроводов; некоторые приморские зоны).

Промышленные районы Зарубежной Европы условно можно разделить на четыре группы:

1) Высокоразвитые районы, сосредоточившие высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, крупнейшие банки, биржи, штаб-квартиры монополий, ведущие научные учреждения и т.п.:

  • столичные регионы Большого Лондона и Большого Парижа;
  • южный район ФРГ с центрами в Штутгарте и Мюнхене;
  • «промышленный треугольник» Милан-Турин-Генуя в Италии;
  • промышленно-городская агломерация Рандстад в Нидерландах и др.

2) Старопромышленные районы, где преобладают базовые отрасли, возникшие в 19-ом, начале 20-го веков:

  • Рур в ФРГ;
  • Ланкашир, Йоркшир, Южный Уэльс в Великобритании;
  • Эльзас и Лотарингия во Франции;
  • Верхне-Селезский район в Польше;
  • Остравский район в Чехии и др.

3) Отсталые аграрные районы, где доход на душу населения ниже, преимущественное занятие населения – сельское хозяйство:

4) Районы нового освоения:

  • северная часть Скандинавии;
  • акватория Северного моря.

Географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы википедия
Поиск по сайту:

Центральная ось развития. Высокоразвитые районы

Центральная ось развития Зарубежной Европы — главный элемент территориальной структуры региона. Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы в основном сложилась еще в XIX в., когда едва ли не главным фактором размещения был природно-ресурсный, и когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, других стран.

После второй мировой войны наибольшее влияние на эту структуру оказали факторы трудовых ресурсов и выгод ЭГП, а в последнее время также — наукоемкости и экологический. Всего в регионе насчитывается примерно 400 городских агломераций и около ста промышленных районов. Самые значительные из них находятся в пределах Центральной оси развития, простирающейся по территории девяти стран (Франция, Германия, Великобритания, Бельгия, Австрия, Люксембург, Нидерланды, Северная Италия, Швейцария).

Ее стержнем служит "главная улица Европы" — линия Рейн — Рона. В границах этой оси живет более 120 млн.

Контрольная работа по теме «Зарубежная Европа» 10 класс

человек, и сосредоточено более половины всего экономического потенциала региона. В зарубежной Европе можно выделить еще несколько подобных осей меньших масштабов.

Высокоразвитые районы Зарубежной Европы.Наиболее яркими примерами высокоразвитых районов, которые концентрируют новейшие отрасли промышленности, инфраструктуру, науку, культуру, сферу услуг, могут служить столичные регионы Большого Лондона и Парижа.

И Лондон, и Париж выросли прежде всего как административно-политические центры своих стран, которыми они служат уже более восьми веков. Обе столицы являются крупными промышленными центрами, в которых широко представлены высокотехнологичные наукоемкие отрасли, а в Париже также выпуск так называемых "парижских изделий" (швейных, ювелирных и др.), благодаря которым он уже на протяжении ряда веков выступает в роли законодателя мод для всего мира.

Но еще важнее то, что именно здесь сосредоточены крупнейшие банки и биржи, штаб-квартиры монополий, ведущие научные учреждения, а также резиденции множества международных организаций. В соответствии с региональными программами проводится разгрузка центральных частей обоих столичных регионов. Примерами других высокоразвитых районов зарубежной Европы могут служить: южный район ФРГ с центрами в Штутгарте и Мюнхене, промышленный треугольник Милан — Турин — Генуя в Италии и др.

1. Париж (Источник)

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 |

Ответьте левой гость

Области новой разработки, часто труднодоступные и плохо обеспеченные из-за экстремальных условий окружающей среды, но богатых различными природными ресурсами.

Достижения научно-технической революции в области технологий и технологий позволили развивать такие области.

Основными направлениями нового развития являются север Канады и Аляска, центральная, северная и западная части Австралии, амазонка в Южной Америке, Сибири и на Дальнем Востоке в России.

В экономически развитых странах существуют территориальные различия между более развитыми и более отстающими регионами, но постепенно они компенсируются.

Аграрные регионы мира

И географический рисунок и экономика, хребет их территории становится более сложным.

Так что для долговременной территории зарубежной Европы области нового развития обычно не типичны. Их обычно упоминали только в северной части Скандинавии. Но открытие в начале шестидесятых. большой нефтяной и газовый бассейн в Северном море изменил ситуацию.

К началу девяностых. В этот «золотой день» было обнаружено более 250 месторождений нефти и газа. Кроме того, в Нидерландах одно из крупнейших газовых месторождений в мире находится вблизи побережья.

Площадь Северного моря удовлетворяет 1/3 потребностей зарубежной Европы в нефти и 2/3 потребностей в природном газе. Сегодня море буквально «перепутано» с буровыми установками, прокладывая тысячи километров труб по дну. Но в этом отношении существует огромная экологическая угроза, не говоря уже о рыбалке, которая наносит непоправимый урон.