Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Значение налоговой системы в жизни. Роль налогов в современном обществе. Современная налоговая система и ее составляющие

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РОЛЬ НАЛОГОВ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Введение

1. Налоги: понятие, виды

Заключение

Список литературы

Введение

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Налоги появились вместе с государствами и со временем, после введения денежной системы, стали играть главную роль в формировании его казны. У властей были популярны чрезвычайные (на случай войны) и целевые налоги (например, на содержание госслужащих), когда определенная государственная нужда финансировалась путем введения специального налога. Таким образом, формировалась финансовая система государства. К современному обоснованию существования налогов человечество пришло не сразу. Вначале преобладала идея дара - гражданин делал подарок властелину в благодарность за защиту от врагов. Затем ее сменила идея смиренной просьбы правительства к народу о поддержке ради решения общих задач нации. Эта идея плавно переросла в представление о необходимости помощи граждан своему правительству денежными средствами. Четвертой ступенькой восхождения к современным налогам стала идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства. Пятой - теория о долге гражданина перед государством. Шестой уровень развития идеи налогообложения - убежденность в праве государства принудительно изымать деньги у граждан ради общего блага страны.

И, наконец, на седьмой ступеньке налогового прогресса родилось представление о налогах как о необходимой плате за жизнь в цивилизованном обществе. На Руси финансовая система начала складываться с конца IХ в., с момента объединения Древнерусского государства. Основным источником доходов княжеской казны была дань - сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда ее привозили в Киев, и «полюдьем», когда князь или его дружины сами ездили за ней.

Также существовали на Руси и косвенные налоги в виде различных торговых и судебных пошлин. Такая пошлина, как "мыт", взималась за провоз товаров через городские заставы. "Гостиная" - за право иметь склады, "вес" и "мера" - за взвешивание товаров. "Вира" представляла собой штраф за убийство. "Продажа" - штраф за прочие преступления.

В годы татаро-монгольского ига основным налогом был "выход" - дань, которую русские князья платили Золотой Орде. В то время главным источником внутренних доходов Русского государства стали пошлины. Историк П.Н. Павлов провел очень интересное исследование размеров дани, выплачиваемой Русью татарской Золотой Орде. Оказалось, что на душу населения годовая величина дани составляла 1-2 рубля (в современной стоимости). Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года: "Об основах налоговой системы в РФ", "О налоге на прибыль", "О налоге на добавленную стоимость", "О подоходном налоге на физических лиц". Эти законодательные акты - фундамент налоговой системы России.

Целью данной работы является определение понятия налогов и их роли в жизни общества и современного государства.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. раскрыть понятие налогов, их виды;

2. определить место налогов в обществе и государстве.

Основным методом решения поставленных задач стало изучение научной и правовой литературы.

1. Налоги: понятие, виды

Налоги - один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. Помимо налогов для пополнения своей казны современные государства используют и другие виды поступлений и платежей (сборы). Сборы - обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в интересах плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Но первое место среди них по своему значению и объему занимают налоги.

Налоги в настоящее время являются основным источником доходов бюджетов всех уровней в Российской Федерации. Систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливает Налоговый Кодекс РФ. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля.

Понятие налога включает ряд элементов:

1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами;

2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога - доход, из которого выплачивается налог;

4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость - налог, представляющий собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения;

2) акцизы - по способу взимания делятся на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные - устанавливаются на отдельные виды товаров и услуг и взимаются по твердым ставкам с единицы измерения товара (услуг). Универсальные - устанавливаются в процентах к стоимости товаров или услуг;

3) налог на доходы физических лиц - основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц. Плательщиками являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ (т. е., лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году), а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

a) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;

б) от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ;

4) налог на прибыль организаций - основной прямой налог на юридических лиц. Плательщиками являются:

а) российские организации;

б) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Объектом налогообложения является прибыль организации, под которой понимаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину расходов в соответствии с положениями, установленными налоговым законодательством;

5) налог на добычу полезных ископаемых - налог, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей, признаваемых пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Объектом налогообложения являются добытые полезные ископаемые;

6) водный налог - налог, взимаемый с организаций и физических лиц, осуществляющих специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов - сборы за разрешения (лицензии) на охоту, взимаемые с целью контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания;

8) государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в уполномоченные органы, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий (включая выдачу документов, их копий, дубликатов).

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций - объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), относящееся к объектам основных средств данной организации;

2) налог на игорный бизнес - взимается с организаций и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса. Объектом налогообложения являются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор;

3) транспортный налог - налог с лиц, на которых зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения. Налогом облагают автомобили, мотоциклы, автобусы, самолеты, яхты и другие транспортные средства, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством РФ.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог - один из целевых налогов, одна из форм платы за землю в связи с установлением платности землепользования. Плательщиками являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения;

2) налог на имущество физических лиц - объектом налогообложения являются виды имущества, как то: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок).

Налоги - обязательные платежи, взимаемые по ставке, установленной в законодательном порядке, центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты. Налоги - основной источник средств, поступающих в государственную казну. Налогам свойственна регулярность уплаты при наличии у налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения (имущества, дохода и т. п.).

Налоги подлежат систематическому внесению в казну в предусмотренные сроки.

Объектами налогообложения являются:

Прибыль (доход);

Стоимость определенных товаров;

Добавленная стоимость продукции;

Имущество юридических и физических лиц;

Операции с ценными бумагами;

Отдельные виды деятельности;

Другие объекты, установленные законом.

Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год). Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы. Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории. По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с организаций и налоги с физических лиц. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др.

Ко второй - налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц. Вместе с тем для настоящего времени характерно появление в России группы налогов, общих для юридических и физических лиц. Это земельный налог, транспортный налог. Они регулируются общими для тех и других субъектов нормативными актами, по своему основному содержанию данные налоги в отношении них совпадают. В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения, а они в большей части таковыми и являются, зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются во внебюджетные или бюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования. Целевым является, в частности, транспортный налог, средства от сбора которого идут на ремонт дорог соответствующего региона. В зависимости от формы возложения налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными. Прямые налоги непосредственно обращены к налогоплательщику - его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения.

Исторически прямые налоги (дань) - наиболее ранняя форма налогообложения. В настоящее время в Российской Федерации прямыми налогами являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, земельный налог, налог с имущества и др., составляющие большую часть среди всех налогов действующей системы. При такой форме взимания ясно видно, кто и сколько платит в казну.

В настоящее время Россия переходит к активному использованию косвенных налогов. Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учетом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, т. е., по существу он является сборщиком косвенного налога, а покупатель - его плательщиком. Косвенные налоги действуют в форме акцизов, налога на добавленную стоимость. Косвенное налогообложение отличается своей замаскированностью. Косвенные налоги находят широкое применение. Чем объясняется предпочтение, отдаваемое такой форме налогообложения? Прежде всего, это наиболее удобная для мобилизации доходов в казну форма, позволяющая оперативно и регулярно получать крупные суммы. Помимо того, в ней заложены и возможности воздействия на экономику, стимулирования или сдерживания производства по тем или иным направлениям, возможности регулирования потребления, при этом - быстрого реагирования на экономические процессы.

Экономисты и политики считают, что косвенные налоги несправедливы, поскольку, чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов.

2. Роли и значение в жизни общества и государства

Рассмотрение роли налогов можно свести к раскрытию их функций. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как инструмента распределения и перераспределения доходов государства.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.

Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейший экономический субъект.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для удовлетворения интересов общества и государства, т. е., осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.). Из фискальной функции вытекает следующая - функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, над получением доходов гражданами, источниками этих доходов, над использованием имущества, в том числе земли. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

В налогах заложены большие возможности по регулированию государством социальных и экономических процессов в стране (регулятивная функция). При умелом использовании налоги могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - государство при помощи налоговых льгот и санкций либо стимулирует развитие отдельных отраслей, либо наоборот сдерживает какие-либо экономические процессы. С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог. В налогах заложены и возможности регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления. Например, бережному отношению к окружающей среде призваны способствовать платежи за пользование природными ресурсами.

Одна из функций, способствующих поддержанию социального равновесия - распределительная. Налоги изменяют соотношение между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними, что обеспечивает социальную стабильность общества.

Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Отечественной войны, Героев СССР и Российской Федерации). Налоги - это один из экономических рычагов, при помощи которых государство обеспечивает социальную и экономическую стабильность.

Только всесторонний учет всех вышеперечисленных функций налогов может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны.

Заключение

Итак, налоги играют ведущую роль в жизни современного общества и государства. Они выполняют важнейшие функции по формированию доходов государственной или муниципальной казны, по регулированию социально - экономических процессов, а также, по осуществлению контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и граждан. В современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.

Развитие и изменение форм государственного устройства должно всегда сопровождаться преобразованием налоговой системы. Налоги связаны с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др.

Налоги являются объективной необходимостью, т. к., обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны. денежный бюджет налогообложение

Налоги должны соответствовать особенностям страны, стадии экономического развития. Ведь они являются важной «кровеносной артерией» государственной бюджетно-финансовой системы, которая способствует осуществлению основной задачи государства - обеспечения достойных условий жизни человека и гражданина.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. - М.: Издательство «Омега - Л», 2009. - 63 с.

2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая. Часть вторая. - М.: Издательство «Омега - Л», 2010.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение и анализ налогов как обязательных платежей, взимаемых государством с физических и юридических лиц, их роль современной экономике. Виды налогов по объекту, характеру налогообложения. Структура налоговой системы России. Проблемы налогообложения.

    курсовая работа , добавлен 04.09.2014

    История возникновения и экономическое содержание налогов как обязательных платежей, взимаемых в целях обеспечения деятельности государства. Содержание, порядок расчета и уплаты налогов: НДС, ЕСН, акцизов, налогов на имущество и транспортного налога.

    контрольная работа , добавлен 16.02.2011

    Определение налогов и сборов как обязательных, индивидуальных безвозмездных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц. Рассмотрение фискальной, регулирующей и контрольной функции пошлин. Классификация налоговых льгот: изъятия, скидки, кредиты.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2012

    Натуральная форма налогов, существовавших ранее в виде бессистемных платежей. Появление первой организованной налоговой системы в Древнем Риме. Развитие налогообложения в XVII-XIX вв. Современная роль налогов как основного источника доходов государства.

    презентация , добавлен 06.10.2013

    Экономическая сущность налогов, их классификация. Принципы и функции налогообложения. Роль налогов с физических лиц в доходах бюджета. Механизм налогообложения индивидуальным подоходным налогом. Порядок исчисления налогов на собственность физических лиц.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2010

    Теоретические основы и правовые аспекты учета налогообложения сельскохозяйственных предприятий. Состав и структура товарной продукции. Организация бухгалтерского учета налогообложения. Характеристика взимаемых налогов и обязательных платежей в бюджет.

    дипломная работа , добавлен 29.03.2009

    Изучение происхождения налогов: Древний Рим, Древнерусское государство. Сущность налогообложения и налогов - обязательных платежей, взимаемых государством на основе закона. Характеристика видов и функций (фискальная, регулирующая, стимулирующая) налогов.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2010

    Экономическое содержание налогообложения российских предприятий. Виды налогов, взимаемых с юридических лиц, и порядок их исчисления. Место ЕСН в системе налогов. Анализ налогообложения предприятия с целью выявления трудностей, недочетов и проблем.

    дипломная работа , добавлен 23.01.2011

    Изучение теоретических основ налогообложения юридических лиц. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей налогообложение предприятий и налоговых платежей, взимаемых с предприятия за анализируемой период. Обобщение зарубежного опыта налогообложения.

    курсовая работа , добавлен 15.08.2011

    Налоговая система государства как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Классификация налогов по способу взимания, уровню управления, целевой характеристике, субъекту, уровню бюджета и срокам уплаты.

Какая социально-экономическая роль налогов в общественной жизни, Вы узнаете из этой статьи.

Налоги – это древнейший экономический инструмент, который применялся в обществе. Они возникли вместе с появлением государства и служили основным источником средств к содержанию органов власти. В процессе развития государства и человеческого общества происходили различные изменения, но главное предназначение налогов было постоянно стабильным.

Роль налогов: обеспечение функционирования государства

Какую роль играют налоги?

Налоги в современном обществе являются основной формой государственного дохода. Механизм налогов представляет собой финансовую функцию, которая при помощи экономических инструментов воздействует на общественное производство, его динамику и структуру, а также на научно - техническое развитие.

Налоги в жизни общества влияют на рыночные отношения, укрепляют их и стимулируют развитие предпринимательства. Кроме того, они способствуют процессам производства и служат барьером в социальном обнищании населения, финансово необеспеченного.

При помощи налогов распределяется и перераспределяется ВВП, некая их часть выделяется на обеспечение населения и социальную сферу. Кроме того, они оказывают влияние на кругооборот капитала на всех его стадиях. Таким образом, государство контролирует массу спроса и предложения на товары и капитал, ведь спрос населения является результатом функционирования производства, как одной из фаз капитала.

В чем важность уплаты налогов для общества?

Налоги нужны для наполнения бюджета. Средства, которые поступили от налогового сбора, участвуют в государственных программах финансирования, предусмотренные законами о годовом бюджете. Другими словами, налоги являются необходимой составляющей общественных экономических отношений.

Важность налогообложения стоит острым вопросом для многих государств: население не желает уплачивать налоги, ведь не видит в этом никакого толка. Но налогообложение представляет собой важную часть взаимодействия между человеком и государством. Здесь дело в другом, в том, как человек принимает налоги. Население должно в себе воспитать культуру добросовестности перед своей страной. В пример можно навести американцев, которые считают для себя честью уплатить налог государству вовремя и в полной мере.

Экономическая и социальная роль налогов в обществе, основные направления современной налоговой политики.

Налоги выступают источником формирования доходов бюджета гос-ва, в связи с этим они неразрывно связаны с функционированием самого гос-ва. Напрямую зависят от уровня развития самого гос-ва. Посредством налогов гос-во изымает и присваивает себе часть производственного национального дохода, и в связи с этим налоги и налоговая система напрямую зависит от развития гос0го механизма.

Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всœех уровней. Средства полученные от сборов налогов, участвуют в финансировании гос-ых программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год. За счёт налоговых взносов формируются финансовые ресурсы гос-ва, аккумулируемые в его бюджетных и внебюджетных фондах и расходуемые на решение социальных задач. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношении хозяйствующих субъектов, граждан и гос-ва. Налоги с одной стороны, явл-ся инструментом регулирования экономики, с другой –источником доходов гос-ва.

Экономическую сущность налогов можно представить таким образом. Общество производит определœенные товары и оказывает различные услуги. В процессе производства товаров и в ходе действия механизма рыночной цены формируются доходы хозяйствующих субъектов. Гос-во путем изъятия части доходов, сформированных в процессе деятельности хозяйствующих субъектов, формирует доходную часть бюджета. Через налоги реализуются перераспределœение совокупного продукта общества между его реальными производителями и гос-ом. Совокупная стоимость всœех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории страны без разделœения ресурсов, использованных на их производство, составляет валовой внутренний продукт (ВВП).

Основным методом перераспределœения ВВП стало прямое изъятие гос-ом в свою пользу его определœенной части. Это применяется для формирования централизованных финансовых ресурсов бюджета гос-ва, что и составляет экономическую сущность налогообложения. Перераспределœение ВВП в пользу гос-ва осуществляется между участниками общественного производства: от работников в форме налога с доходов физ. лиц, от хозяйствующих субъектов в форме налога на прибыль, налога на имущество организаций и т.д. Объем ВВП определяет возможности удовлетворения гос-ых потребностей и расширения общественного производства.

Экономическая природа налогов раскрывается в том,что налоги выступают косвенным регулятором развития экономики; явл-ся инструментом структурного, антиинфляционного регулирования; это обязательный атрибут участников деловых отношений; это основной источник регулирования дефицита госбюджета; это одноиз действенных средств достижения приемлемого социального равенства и справедливости в условиях рынка, распределœение и перераспределœение доходов различных социальных слоев населœения; это один из инструментов на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов.

Социальная роль налогов состоит в перераспределœении доходов гос-ва, полученных от налоговых поступлений, между различными категориями населœения. Через налогообложение поддерживается социальное равновесие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ достигается путем изменения соотношения между доходами отдельных соц-ых групп. Гос-во финансирует деятельность гос-ых медицинских, культурных и образовательных учреждений.

Налоговая политика Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования осуществляемых гос-вом. Налоговая политика явл-ся частью экон-ой политики гос-ва, направленной на формирование оптимальной налоговой системы, и представляет собой систему актов и мероприятий, проводимых гос-ом в области налогообложения. Главная задача нал-ой полит.т – обеспечение бюджетов всœех уровней финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения всœех функций гос-ва.

В теории налогообложения выделяют три типа направлений налоговой политики. 1) политика максимальных налогов характеризуется повышенными ставками налогов и стремлением гос-ва максимизировать налоговые поступления. Эта полит. Приводит к тому, что следствием повышения налогов становиться снижение гос-ых доходов. 2) Полит. разумных налогов учитывает интересы гос-ва и налогоплательщиков, основывается на нахождении оптимальных налоговых ставок, способствующих развитию предпринимательства и обеспечивающих функционирование гос-ва. 3) полит. высоких налогов и сильной социальной защиты предусматривает высокий уровень налогообложения, однако гос-во предоставляет большой набор социальных услуᴦ.

При формировании налоᴦ. Полит. важным вопросом явл-ся определœение границ и нахождение критической точки налогообложения. При этом учитываются два фактора: размеры потребностей гос-ва в фин-ых средствах для реализации своих функций и способность физ. и юр.
Размещено на реф.рф
лиц уплачивать налоги.

Экономическая и социальная роль налогов в обществе, основные направления современной налоговой политики. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экономическая и социальная роль налогов в обществе, основные направления современной налоговой политики." 2017, 2018.

Рассмотрение роли налогов можно свести к раскрытию их функций. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как инструмента распределения и перераспределения доходов государства.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.

Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейший экономический субъект.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для удовлетворения интересов общества и государства, т.е. осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.) .

Из фискальной функции вытекает следующая - функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений; над получением доходов гражданами; источниками этих доходов; над использованием имущества, в том числе земли. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

В налогах заложены большие возможности по регулированию государством социальных и экономических процессов в стране (регулятивная функция). При умелом использовании налоги могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - государство при помощи налоговых льгот и санкций либо стимулирует развитие отдельных отраслей, либо наоборот сдерживает какие-либо экономические процессы.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены и возможности регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления. Например, бережному отношению к окружающей среде призваны способствовать платежи за пользование природными ресурсами.

Одна из функций, способствующих поддержанию социального равновесия - распределительная. Налоги изменяют соотношение между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними, что обеспечивает социальную стабильность общества.

Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Отечественной войны, Героев СССР и Российской Федерации).

Налоги - это один из экономических рычагов, при помощи которых государство обеспечивает социальную и экономическую стабильность. Только всесторонний учет всех вышеперечисленных функций налогов может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны .

Итак, налоги играют ведущую роль в жизни современного общества и государства. Они выполняют важнейшие функции по формированию доходов государственной или муниципальной казны, по регулированию социально - экономических процессов, а также, по осуществлению контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и граждан.

В современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства должно всегда сопровождаться преобразованием налоговой системы.

Налоги связаны с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Налоги являются объективной необходимостью, т.к. обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

Налоги должны соответствовать особенностям страны, стадии экономического развития. Ведь они являются важной «кровеносной артерией» государственной бюджетно-финансовой системы, которая способствует осуществлению основной задачи государства - обеспечения достойных условий жизни человека и гражданина.

Налоги – одна из древнейших экономических категорий. Они появились вместе с возникновением государства. Государство для выполнения своих функций нуждается в финансовых ресурсах, источником которых выступает главным образом национальный доход. Собственность государства в условиях частной собственности относительно невелика, поэтому его участие в перераспределении национального дохода ограничено. Оно (государство) осуществляет главным образом вторичное распределение (перераспределение) национального дохода. Т.о. налоги являются главным методом мобилизации государством национального дохода и по своей природе являются огосударствленной частью национального дохода. В этом их экономическая сущность. Поскольку существование налогов обусловлено объективными предпосылками и они выражают отношение между государством и налогоплательщиками, то налоги всегда можно определить как экономическую категорию, котораая выражает отношения между государством и юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода и формирования основного централизованного фонда государства.

В соответствии с налоговым кодексом РФ ч.1 , ст. 8 – «под налогом понимаются обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащей им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований».

В соответствии с налоговым кодексом СБОР – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов в госорганы органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами, юр значимых действий,включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

НАЛОГИ – выполняют несколько функций, при этом среди экономистов нет единой точки зрения о количестве и содержании этих функций. Наиболее распространенной является точка зрения, которая отстаивает две функции: фискальную и регулирующую.

Фискальная функция заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения его функций (деятельности). Она является главной. При этом значение фискальной функции во всех государствах возрастает, т.к. увеличиваются расходы государства, а, соответственно, и увеличивается потребность в налоговых поступлениях. Сегодня налоги занимают 70-80% доходов всех государств. Однако рост налогообложения имеет определенные экономические и социальные границы, за которыми оно становится социально опасным для государства.

Экономические - после уплаты налогов у налогоплательщика должны остаться средств а, как минимум обеспечивающие простое воспроизводство.

Социальные - недовольство и открытые выступления налогоплательщиков против проводимой государством налоговой политики.

Регулирующая функция – государство с помощью налогов вмешивается в процесс общественного воспроизводства и регулирует отдельные экономические процессы. Оно (регулирование) может происходить в различных направлениях:

С помощью налоговой политики государство может ускорить процесс накопления капитала, предоставляя налоговые льготы на ту часть прибыли, которая идет на инвестиции

Налоговая политика способствует решению проблемы реализации товара. Так, государство, устанавливая высокие таможенные пошлины, сдерживает приток иностранных товаров, и тем самым способствует росту спроса на национальную продукцию. В то же время, с товаров, предназначенных к вывозу, налоги не взимаются, или предоставляется отсрочка платежа налогов

Налоги регулируют движение капитала между странами. Так, более высокие налоги на доходы иностранных компаний сдерживает приток иностранного капитала. Поощрение экспорта своего капитала осуществляется государством предоставлением льгот при обложении доходов от иностранных капиталовложений.

С помощью налоговой политики государство может изменять отраслевую структуру хозяйства, территориальное размещение производительных сил с целью уменьшить глубокие диспропорции, порожденные рыночной экономикой

С помощью налогов можно сглаживать цикличность развития производства. Так, в период экономического спада государство может снижать налоги для поощрения активности частных капиталов, а при подъеме увеличивать налоги в целях сдерживания экономического развития.

И другие.

Основы построения налогов

Каждый налог содержит следующие элементы:

Субъект (налогоплательщик)

Налоговая база

Источник

Единица обложения

Налоговая ставка

Налоговый оклад

Налоговые льготы

Налоговый период

Субъект (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, уплачивающее налог по закону

Объект налогообложения – предмет, подлежащий обложению (имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров)

Налоговая база – представляет собой стоимостную физическую или иную характеристику объекта налогообложения

Источник – доход налогоплательщика, из которого уплачивается налог (зарплата, прибыль и др.)

Единица обложения – единица измерения объекта (в денежном и натуральном выражении)

Налоговая ставка (квота) – величина налога на единицу обложения. Различают твердые и процентные ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Процентные ставки выражаются в сотых долях объекта обложения и подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные:

Пропорциональные – ставки, действующие в едином % к объекту обложения (НДС и т.д.)

Прогрессивные – ставки, которые увеличиваются с ростом объекта обложения. Существует 2 вида прогрессии: простая и сложная. При простой растет ставка налога применительно ко всему объекту обложения; при сложной объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, т.е. повышающая ставка применима не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень.

Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта

Налоговые льготы – скидки, вычеты при обложении налогом. К льготам относят и необлагаемый минимум.

Налоговый период – под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, применительный к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.


Похожая информация.