Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Выгодные и невыгодные эгп. Экономико-географическая характеристика России. Влияние ЭГП на современное социально-экономическое положение страны

На этом уроке вы познакомитесь с темой «Экономико-географическое, транспортно-географическое и геополитическое положение России». В начале занятия вспомните, что собой представляет понятие «экономико-географическое положение», повторите, кто первый ввел это определение, на каких уровнях оно изучается. После этого приступите к изучению экономико-географического, транспортно-географического и геополитического положения России.

Тема: Географическое положение России

Урок: Экономико-географическое, транспортно-географическое и геополитическое положение России

Понятие « экономико-географическое положение ввел географическую науку теоретик и популяризатор географии автор школьных учебников Николай Николаевич Баранский. (см. рис 1)

Рис. 1. Н.Н.Баранский (1881 - 1963)

Чтобы оценить экономико-географическое положение России на разных уровнях, следует обратить внимание на наших соседей. Россия граничит по суше с 14 государствами. Пограничные государства - это соседи первого порядка. Большая часть соседей первого порядка - это страны СНГ [Л1] .

Главная задача СНГ- объединить образовавшие его государства для экономического, культурного и военного сотрудничества.

Страны СНГ - важны для хозяйства России ведь на них приходится 16% экспорта и 24% импорта России. Главные торговые партнеры - Украина, Казахстан, Беларусь. В свою очередь страны СНГ заинтересованы в сохранении экономического сотрудничества с Россией, поскольку на нее приходится более 70% их хозяйственных связей.

ЭГП России на глобальном уровне (макроуровне) характеризует положение страны по отношению к главным центрам мировой экономики и торговли. Это положение исключительно выгодное. Россия имеет потенциальные возможности для развития и углубления своих экономических связей со странами всех материков. На сегодняшний день это отражено в том, что Россия является членом более 200 международных организаций. И все же основными внешнеэкономическими партнерам, кроме СНГ, для России являются страны ЕС [Л2] и в последнее время - странАТР [Л3] . Например, на долю европейских стран приходится 59% торгового оборота России, а из них -51% на долю стран ЕС. На долю стран Азиатско-Тихоокеанского региона

(кроме стран американского региона) -18%.

(см. рис. 2).

Рис. 2. Факторы ЭГП России на макроуровне

На особенности географического положения влияет транспортно-географическое положение России. После распада СССР многие железнодорожные, автомобильные, трубопроводные, газопроводные остались в пределах независимых государств. Использование их потребует дополнительных затрат на перевозку транзитных грузов. Поэтому в настоящий момент в стране разрабатывается строительство новых дорог и реконструкция старых. Российская империя и СССР имели четыре основных выхода в мировой океан: во-первых, на Балтику, прорубленную Петром в 18 веке, во-вторых, Черноморский, в-третьих, в Северный и в-четвёртых, в Тихоокеанский. В связи с распадом СССР и образованием новых независимых государств у России ухудшилось транспортно-географическое положение. Резко сократилось количество портов в Балтийском и Черном морях. У России на Балтике остались Калининградский, Санкт-Петербургский и Выборгский порты, а Сталинский, Вентспилский, Рижский стали портами суверенных государств. (см. рис.3)

Рис. 3. Балтийские порты (белым отмечены российские, красным - порты суверенных государств)

В Азовско-Черноморском бассейне ситуация почти такая же, России принадлежат два порта: Туапсе и Новороссийск, а Одесса и Херсон стали портами независимой Украины. (см. рис.4)

Рис. 4. Порты Азовско-Черноморского бассейна (белым отмечены российские, красным - порты суверенных государств)

Порты Балтии и Украины редко используются этими странами, поскольку были построены для обеспечения всего СССР. России необходимо заключать новые торговые соглашения по об эксплуатации данных транспортных путей.

Транспортно-географическое положение на Дальнем Востоке характеризуется как достаточно благоприятное для нашей страны. Так как Россия может выступить трансконтинентальным «коридором» между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы, то для этого необходимо новое строительство мостов.

До распада СССР Россия жила в «двухполярном мире»: с одной стороны - это Советский Союз, а с другой стороны - США; с одной стороны - это страны НАТО, а с другой - страны Варшавского договора.

После распада СССР мир постепенно стал многополярным (см. рис.5) и поэтому для определения своего геополитического положения России нужно ориентироваться на следующие моменты:

· Россия крупнейшая страна на постсоветском пространстве и поэтому ей надо выстраивать новое отношение со странами СНГ;

· Россия является крупнейшей страной мира, которая простирается на евразийском пространстве от Атлантики на западе, до Тихого океана на востоке;

· Россия является северной страной, потому что 64% территории относится к планетарной зоне Севера.

Рис. 5. Современное геополитическое положение России

Новая Россия в своей геополитике должна ориентироваться на следующие группы стран:

· Страны СНГ и другие новые независимые государства не только приграничные государства, но и соседи второго порядка (Молдова, Армения, государства средней Азии) и третьего порядка (Таджикистан) ;

· Страны Западной и Южной Европы, объединенные в Европейское Экономическое сообщество (ЕС), среди которых возрастает роль Германии - нового мирового геополитического полюса; (см. рис. 6)

Рис. 6. Германия - новый мировой геополитический полюс

· Страны Восточной Европы, тесно связанные в течение всего послевоенного периода с СССР, с которыми Россия должна обновить и усилить связи;

· Страны бассейнов Балтийского и Черного моря - с ними Россия уже заключила многосторонние соглашения: культурно-экономические, по проблемам охранной природы, по правам человека;

· Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно, новые полюса мировой экономики и политики: Япония, Китай, Южная Азия, Индия;

· Особая роль принадлежит укреплению и развитию разносторонних связей России и США. Наша страна уже заключила соглашение о коренном разоружении и освоении космоса, наряду, с развитием экономических и научно-технических связей;

· Большое значение приобретают связи России с Канадой и Северной Европой в обмене опытом по освоению северных территорий.

Домашнее задание

  1. Назовите соседей России 1-го и 2-го порядка России?
  2. Как можно оценить геополитическое положение на севере России?
  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром Атлас.
  3. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012

Другие уроки на эту тему

  • Географическое положение и границы России. Геополитическое положение ().

Узнай больше

  1. Официальный сайт СНГ ().
  2. На этом сайте можно узнать все о портах России ().

[Л1] В декабре 1991 года прекратил свое существование СССР, большая часть возникших в его бывших границах новых независимых государств приняли решение о создании СНГ(Содружества Независимых государств)

[Л2] Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, нацеленный на региональную интеграцию (объединение).

[Л3] Азиа́тско-Тихоокеа́нский регио́н (АТР) — политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в самом океане.

К вне его лежащим объектам, имеющим то или иное экономическое значение, - все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому). Другими словами, ЭГП - положение в экономическом пространстве, которое определяется по отношению и к природным элементам окружающей среды, и к созданным человеком элементам искусственной среды, и к размещению самого населения.

Анализ ЭГП проводится по следующим его компонентам

  • транспортно-географическое
  • промышленно-географическое
  • агрогеографическое
  • рыночное
  • демографическое
  • рекреационно-географическое

Выделяют следующие типы ЭГП:

  • центральное;
  • периферийное;
  • пограничное;
  • транзитное;
  • приморское;
  • глубинное.

План характеристики ЭГП страны (региона)

В школьном курсе географии описание ЭГП обычно идёт по плану следующего типа:

  1. Положение по отношению к соседним странам.
  2. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
  3. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.
  4. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.
  5. Изменение ЭГП во времени.
  6. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Lamb
  • Ликург Афинский

Смотреть что такое "Экономико-географическое положение" в других словарях:

    ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ - положение региона или страны относительно других объектов, имеющих для него экономическое значение. Э. г. п. категория историческая, может измениться в связи со строительством ж. д. или электростанции, началом разра­ботки месторождения полезного… … Географическая энциклопедия

    Экономико-географическое положение - положение месторождения, предприятия, города, района, страны или иного экономико географического объекта по отношению к прочим экономико географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение. Оценка ЭГП объекта зависит от его положения … Финансовый словарь

    ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Большой Энциклопедический словарь

    географическое положение - положение какого либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по… … Энциклопедический словарь

    Географическое положение - положение какого либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. Под Г. п. в математической географии понимается широта и долгота данных пунктов или местности, в… …

    транспортно-географическое положение - положение города, района (региона) или страны по отношению к транспортной сети, сети транспортных узлов и потоков. Особенности положения экономико географических объектов определяются характером территориального охвата (выделяют макроположение,… … Географическая энциклопедия

    Чили. Экономико-географический очерк - Добыча железной руды на месторождении Альгарробо (провинция Уаско). Чили. Экономико географический очерк Общая характеристика экономики. Ч. относится к числу относительно развитых латиноамериканских стран. Она стоит на 5 м месте в Латинской… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    ЭГП - Экономико географическое положение ЭГП 6 энергетический гетерогенный петлевой реактор 6 петель циркуляции теплоносителя … Википедия

    Экономическая география - экономическая и социальная география, общественная наука, изучающая закономерности территориального размещения общественного производства, условия и особенности его развития и размещения в различных странах и районах. Предмет исследования … Большая советская энциклопедия

    Луганская область - Луганська область Герб (описание) … Википедия

Книги

  • Географическое положение и территориальные структуры. Памяти И. М. Маергойза , . Сборник посвящен памяти выдающегося советского экономико-географа Исаака Моисеевича Маергойза. Свое имя - ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ -сборник получил от двух…

Тема. ЭГП России.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Закрепить знания о географическом положении России;

Выяснить сущность понятий «экономико-географическое положение», «танспортно-географическое-положение», «геополитика»;

Познакомиться с новым вектором международных отношений России.

Методы, применяемые на уроке: фронтальный опрос, диалог «ученик-ученик», работа с картой у доски, рассказ учителя, показ слайдов.

ХОД УРОКА.

Проверка знаний.

1.Что изучает «социально-экономическая» география. (Дегтярев)

2.Что означает понятие «географическое положение» объекта. Почему изучение любого объекта в предыдущих классах мы начинали с изучения географического положения. (Кузнецова)

Учитель: давайте вспомним основные черты географического положения:

Опрос в виде диалога: Кузнецова, Коликова

Величина территории России-17.1 млн. км.кв.

Располагается в 2 частях света: Европа и Азия.

Занимает северо-восточную часть материка Евразия.

Имеет протяженность границ: сухопутные-14.3 тыс. км; морские – 44.3 тыс.

Протяженность с запада на восток составляет 9 тыс.км.

Протяженность с севера на юг составляет около 4тыс. км.

Таким образом, какой вывод позволяют сделать нам полученные данные.

Итак, давайте вспомним влияние величины территории на ГП.(Селина)

Учитель : Россия имеет большую протяженность границ

3. Какое количество морей омывают территорию России и какое значение моря играли в жизни государства.(Ковалева)

4. Вспомните, какое количество соседей имеет России. Покажите их на карте.(Рыжков)

Учитель: протяженность с запада на восток имеет для России огромное значение, почему?(Бабарыкина)

СЛАЙД 2. Показ слайда с разнообразными природными условиями.

Учитель: Мы вспомнили, что означает географическое положение страны, а сегодня мы познакомимся с понятием, с которым мы часто будем встречаться при изучении данного курса.

СЛАЙД 3. Определение ЭГП России.

Новые понятия: экономико-географическое положение, факторы, влияющие на географическое положение, геополитическое положение, векторы международного сотрудничества.

Экономико- географическое положение – это положение государства относительно важных объектов природы, соседей, способствующих или тормозящих развитие хозяйства.

Такими особенностями являются:

-положение на материке;

-величина территории;

-выход к морям и океанам;

-близость и выход к мировым транспортным артериям;

-близость к источникам сырья и возможности их доставки;

-приграничные государства (в том числе соседи второго и третьего порядка);

-положение относительно полюсов мировой экономики и политики.

Именно эти особенности географического положения мы рассмотрим при составлении характеристики ЭГП России.

Учитель : давайте оценим ЭГП с точки зрения «плюс», «минус».

Положительные стороны Отрицательные стороны

Россия имеет большую территорию, что способствует разнообразию ресурсов, а следовательно хозяйственной деятельности. Находится в северо-восточной части Евразии.

Большая часть страны находится в сложных для освоения условиях, что приводит к дополнительным издержкам при освоении. Слабая транспортная освоенность территории и заселенность отдельных районов.

Росси я имеет обширные морские границы. Балтийское море дает возможность выхода к странам Европы, а моря Дальнего Востока по-зволяют иметь выход к центрам мировой экономики и политики: США, Японии, Китаю, Индии. Дальневосточные моря отличаются уникальностью флоры и фауны.

На западе, в связи с распадом СССР, Россия потеряла некоторые морские порты, а северные морские трассы работают очень короткий промежуток времени. Удаленность Дальнего Востока приводит к ослаблению связей между Центром и регионом и тормозит развитие после-днего.

Россия граничит со странами СНГ. Наличие добрососедских отношений со странами СНГ не требует дополнительных затрат на обустройство границ. Сохранилась общая транспортная структура, что облегчает торговые отношения.

Несмотря на добрососедские отношения с соседями у России сократилась возможность выхода в Балтийское море и Европу. Многие транспортные перевозки осуществляются через территорию Беларуси и Литвы, а это удорожает стоимость перевозок.

Наличие «анклава»- Калининградская область через порты Санкт-Петербурга позволяет иметь выход в страны Европы, т.е. к центрам мировой торговли.

Транзит (проезд) осуществляется через Литву, которая не входит в состав СНГ.

Транспортный канал через Беларусь проходит по территории единого таможенного пространства.

Большая загруженность транспортного коридора.

В перспективе Россия может стать основным транзитным коридоро м между полюсами мировой экономики Европа – Азия (Китай-Индия).

Очень отдаленная перспектива

Учитель: Какой вывод мы сможем сделать проанализировав эти данные? (Мы рассмотрели географическое положение и его возможное влияния на развитие хозяйства. Проведенные исследование показали, что экономико-географический потенциал России велик и ее ЭГП может способствовать дальнейшему благополучному развитию(Коликова).

Учитель : рассмотрев экономико-географическое положение России мы зна-комимся с понятием «геополитическое положение». Здесь вы можете выделить два слова. Какие? География и политика . При рассмотрении геополитического положения рассматриваются политические связи со странами, с которыми страна тесно сотрудничает. Как вы думаете, какие это страны?

Предполагаемый ответ: прежде всего это страны СНГ, страны Европы, и конечно, страны Азии: Китай, Япония, страны Юго-Восточной Азии. Киселев)

Слайд 4.Морские порты Владивосток и Находка.

Учитель.

Слайд 5.

ГЕОПОЛИТИКА –одно из направлений внешней политики государства, исходящих из необходимости учета особенностей географического положения страны.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

1.Какие причины могут повлиять на изменение географического положения?

2.Перечислите положительные стороны экономико-географического

положения?

3.Назовите отрицательные стороны экономико- географического положения России?

4.Укажите векторы экономического и политического сотрудничества.

Домашнее задание: п.2, на к.к обозначить моря и подписать государства, с которыми Россия граничит, подготовить сообщения о сотрудничестве со странами СНГ по западным, южным, восточным границам.

центральный район

1. Экономико-географическое положение

Москва, Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области

Площадь 483 тыс. км2, население 29,4 млн человек

Центральный район - район с наиболее развитой обрабатывающей про­мышленностью. Это обусловлено его выгодным экономико-географиче­ским положением, наличием потребителей и квалифицированной рабо­чей силы.

Макроположение. Положение района - центральное, выгодное в транспортном и других отношениях на длительном этапе исторического развития. Район расположен в центральной части Европейской России. Занимая около 3% площади страны. Это древнее ядро Русского государства, главный очаг культуры и формирования русского народа. Преимущества ЭГП этого района заключены в удобстве привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов, в возможности включения в межрайонные (и международные) экономические связи и выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению ко всей территории страны и особенно её европейской части. Центральный экономический район - исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России - город Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль. Площадь района составляет 485.1 тыс. кв. км.

Микроположение. Центральный район граничит с севера с Северным и Северо-западным районами, с востока с Волго-вятским районом. И с юга с Чентрально-черноземным, с запада со странами западной Европы Белоруссией и Украиной. Это несомненно делает его положение более выгодным, ведь оно обеспечивает связь с другими Европейскими странами. При этом на данной по граничной территории на возникает пограничных проблем.

Ресурсно-географическое положение. Основными природными ресурсами ЦЭР являются бурый уголь Московского буроугольного бассейна. Кроме залежей бурого угля ЦЭР богат ресурсами торфа. Запасы торфа-сырца около 35 млрд. куб м. Промышленные торфяники находятся в Тверской, Костромской, Ивановской, Ярославской и Московской областях .

Район располагает небольшими запасами агрономических руд – фосфатов в Брянской (Полыпинское месторождение) и Московской (Егорьевское месторождение) областях.

Демографическое положение. ЦЭР сосредоточивает около 20% населе­ния страны. Для района характерна высокая степень урбанизации: в нем насчи­тывается примерно 1/5 общего количества городских поселений страны. Более 4/5 его жителей - горожане. Кроме того, большая часть сельского населения работает в промышленности, на транспорте и т. д.

Эколого-географические. Кризис воспроизводства населения связан со многими причинами, в том числе с ухудшением экологической ситуации, трудностями экономической жизни. Изменением социальной психологии и ухудшением здоровья людей. Сказываются последствия чернобыльской катастрофы, особенно в Брянской, Орловской, Тульской, Рязанской и Калужской областях . Почти все территории Центрального экономического района перегружены опасными предприятиями, отходами и свалками.

Агро-географическое. Природно-климатическая обстановка территориально-дифференцирована. Лучшие природные условия в южных областях – Тульской и особенно Орловской. Здесь имеются значительные лесостепные участки с преобладанием черноземов. В центральной части района широко распространены серые и темно-серые, а также серые лесные почвы. На севере (Тверская, Ивановская, Ярославская, Костромская области) почвы в основном дерново-подзолистые, требующие больших мелиоративных работ (осушение заболоченных земель, известкование кислых почв, противоэрозионные мероприятия и др.) и внесения удобрений для повышения их низкого естественного плодородия.

ЦЭР не может полностью прокормить себя, в первую очередь столичный регион и север. Сюда приходится завозить из других регионов большое количество продовольствия, а также сельскохозяйственного сырья для легкой и пищевой промышленности .

Среди биологических ресурсов хочется отметить запасы леса. Свыше половины лесов представлены хвойными породами. Наибольший лесистостью характеризуется северная часть района, особенно Костромская и Тверская области . Южнее леса истощены и в основном имеют экологическое, водоохранное, рекреационное значение. Запасы леса не удовлетворяют хозяйственные потребности района. Значительная часть лесного сырья и пиломатериалов ввозится из Северного, Волго-Вятского и других районов. Местное некондиционное лесное сырье и отходы используются слабо. А ведь на этом можно немало сэкономить – производить лесопродукцию дешевле и выгодно продавать ее.

Агропромышленный комплекс в ЦЭР развивается довольно интенсивно. Здесь производится около половины сельскохозяйственной продукции Нечерноземной зоны РФ. Возрастает его значение в общероссийских сборах ржи, пшеницы, крупяных культур, сахарной свеклы, овощей и плодов, а также в производстве молочной и мясомолочной животноводческой продукции. Выделяется несколько зон специализации сельского хозяйства :

северо-западная льняная и животноводческая со значительной переработкой молока (Смоленская, Тверская. Костромская области)

зона товарного овощеводчества (Ярославская область)

центральная зона – специализирована на производстве овощей, картофеля, молока, говядины, свинины, мяса птицы (развито пригородное хозяйство – Московская область, часть Ивановской и Владимирской областей)

южная зона – основная зерновая база района, в том числе по выращиванию пшеницы, ржи, ячменя, гречихи, зернобобовых и др. культур. Из технических культур возделываются и перерабатываются на месте сахарная свекла и картофель – Орловская и др. области.

Транспортно-географическое положение. ЦЭР отличается особенно развитым транспортным комплексом. По плотности железнодорожной сети район занимает 1-е место и значительно превосходит среднероссийский показатель. Район первенствует в РФ по протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием. Транспортный баланс пассивен. Крупнейший транспортный центр – Москва, которая является узлом 11 железнодорожных линий, 15 автомагистралей, многочисленных воздушных трасс и трубопроводов, важного участка Единого водного пути европейской части РФ. Он обладает мощным экономическим потенциалом, разветв­ленной сетью железных и шоссейных дорог, трубопроводов и линий электропередачи. Чрезвычайно широки его межрайонные связи.

Наиболее важные предпосылки экономического и социального разви­тия Центрального района:

1) центральное геополитическое и геоэкономическое положение в

2) столичные функции Москвы и ее ближайшего окружения;

3) мощный экономический и научно-технический потенциал;

4) инвестиционная привлекательность;

5) высокая степень экономической, в том числе транспортной освоен­ности территории;

6) наличие развитой производственной и социальной инфраструкту­ры ;

7) обеспеченность квалифицированными кадрами;

8) функционирование уникальной научно-исследовательской и опыт­но-конструкторской базы;

9) огромный потребительский спрос на разнообразную продукцию.

2. Население

Численность населения ЦЭР – 30 млн человек. До 90-х годов население росло несмотря на снижение рождаемости, старение, прежде всего селян. Небольшой естественный прирост дополнялся притоком рабочей силы и квалифицированных кадров из других районов страны и из-за рубежа. За последние 3 года неблагоприятная демографическая ситуация в районе крайне обострилась. Смертность превысила рождаемость не только в отсталых подрайонах и малых селениях, он и во многих городах, областных центрах, в том числе в г. Орле и даже в Москве. Лишь в сельской местности Подмосковья и южных областей, например Орловской, численность населения несколько увеличилась за счет притока мигрантов и закрепления части молодежи на селе в результате начавшейся земельной реформы, создания фермерских и других крестьянских хозяйств. Однако в целом в ЦЭР продолжается уменьшение численности населения. Естественная убыль вместе с эмиграцией населения не перекрывается растущим механическим приростом мигрантов: военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев.

В Центральном районе самая высокая в стране плотность населения. Средний ее показатель 61,8 человека на 1 км2, в пределах Московской обл. - 143,4, в зоне Подмосковного угольного бассейна (Тульская обл .) - до 70,8; самая низкая плотность - 13,4 человека на 1 км2 - в Заволжье (Костромская обл.). Население в районе достигло большой численности не только благодаря естественному приросту, но и в резуль­тате миграции из других районов страны. Притягательными для миг­рантов центрами были Москва и другие большие города, позднее - но­вые города, возникшие в Подмосковье. В настоящее время население района увеличивается только благодаря миграционным процессам внутри страны. Более 85% всего населения - 24,9 млн человек - горо­жане. В районе 647 городских поселений: 250 городов и 397 поселков городского типа. В крупных городах (более 100 тыс. жителей) сосредото­чено 3/4 городского населения района. Большинство этих городов нахо­дится в междуречье Волги и Оки.

Многие малые города района имеют функции туризма или отдыха. Таковы, например, Суздаль, Ростов, Плес, Таруса. Особый тип малых городов в районе - города науки. Первый из них, г. Жуковский, возник в 20-е годы XX в. После Великой Отечественной войны в районе было со­здано несколько десятков городов такого типа. Среди них Обнинск, Дуб­на, Пущине, Протвино.

На формирование системы городского расселения и создание системы городов Центра решающее влияние оказывает Москва. Вокруг нее сло­жилась радиально-кольцевая структура расселения, которую принято считать агломерацией первого порядка. Это сама Москва и прилегающие к ней города Московской обл., развитие которых тесно связано с по­требностями столицы. Зона влияния Москвы простирается на западе до границ района с Белоруссией, на северо-западе соприкасается с зоной влияния Санкт-Петербурга, на востоке подходит к Нижнему Новгороду.

В Московской обл. вокруг некоторых городов уже сложилась система аг­ломераций второго порядка. Продолжается процесс формирования но­вой системы сельского расселения. В Центральном районе сложилась непростая демографическая ситуация, которая определяется отрица­тельным естественным приростом населения, особенно городского. Вследствие этого, например, в районе сокращается численность населе­ния.

Почти во всех областях района и в самой Москве происходит процесс старения населения, особенно городского. Проблему обеспечения района трудовыми ресурсами частично решают путем привлечения сюда вре­менных мигрантов из Украины, с Северного Кавказа.

В районе сохраняется высокий уровень безработицы , особенно в Ива­новской, Костромской и Брянской областях .

3. Природные условия и ресурсы.

ЦЭР не богат топливно-энергетическими ресурсами. Запасы топлива представлены Подмосковным буроугольным бассейном, который расположен на территории пяти областей – Тверской, Смоленской, калужской. Тульской и Рязанской. Балансовые запасы угля составляют 4,4 млрд. тонн, глубина залегания до 60 м. Мощность пласта 20-46 м, горно-геологические и гидрологические условия неблагоприятны. Добыча преимущественно шахтная. Энергетические подмосковные угли низкого качества. Они имеют невысокую калорийность, многозольные, содержат серу и переувлажнены, а значит и малотранспортабельны, но важны для электроэнергетики района. До последнего времени затраты на их использование в ЦЭР были выше, чем на потребление кузнецкого угля, не говоря о природном газе. Однако с изменением экономической ситуации и системы ценообразования , с резким увеличением энерго - и транспортных тарифов прежние оценки меняются. Срок эксплуатации угольных шахт невелик (15-25 лет), и многие уже закрыты. Затраты на использование в районе подмос­ковного угля выше, чем донецкого и кузнецкого угля, а тем более при­родного газа, поэтому его добыча сокращается.

Кроме залежей бурого угля ЦЭР богат ресурсами торфа. Запасы торфа-сырца около 35 млрд. куб м. Промышленные торфяники находятся в Тверской, Костромской, Ивановской, Ярославской и Московской областях. Месторождения в значительной степени выработаны. Торф используется на месте электростанциями, в сельском хозяйстве и т. д. Глубокая химическая переработка торфа могла бы дать большой эффект в районах концентрации ресурсов. Торфяные болота имеют площадь 1,4 млн га. Про­мышленных торфяников, площадью 5 тыс. га и больше, насчитывается 35, и они сосредоточивают более 1/4 всех запасов торфа. Залежи его силь­но выработаны.

Преодолев нынешние финансово-экономические трудности, можно будет максимально использовать преимущества экономики ЦЭР. Для этого нужно осуществить структурную перестройку машиностроения, отказаться от устаревших производств, в том числе ВПК, и прекратить выпуск продукции, не пользующейся спросом, модернизировать перспективные предприятия. Необходимо углубить специализацию машиностроения на производстве продукции высоких технологий и товарности. А это залог эффективного развития других отраслей хозяйства района, база его самофинансирования и укрепления всей российской экономики.

Вторая важнейшая отрасль рыночной специализации промышленности района - химическая, ориентированная на его высокий производственный потенциал, научную базу и квалифицированные кадры, на потребителя внутри района и отчасти на местное сырье (каменная соль, фосфориты, бурый уголь). За последние десятилетия органическая химия и производство азотных удобрений переориентированы с подмосковного угля на нефть и газ, поступающие в район по трубопроводам и в цистернах из других районов (Западная Сибирь, Север, Поволжье и др.). Правда, это сырье сегодня слишком подорожало.

По развитию химической промышленности ЦЭР лидирует среди других районов. Здесь производится 10% минеральных удобрений РФ. Фосфорные удобрения выпускаются в Воскресенске на привозных апатитовых концентратах. Добыча фосфоритов и их переработка в муку находятся в Московской и Брянской областях. Главными центрами производства азотных и сложных удобрений является Новомосковск, а в Смоленской области - Дорогобуж.

В ЦЭР сложилась крупная нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность (Москва, Ярославль, Рязань). На этой основе, а также на привозном вторичном углеводородном сырье развивается органическая химия. Производство синтетических смол и пластмасс находится в Московской и Тульской областях, а изделий из пластмасс - в Москве, Орехово-Зуеве и в Сафонове (Смоленская область). Район занимает ведущее место в России по выпуску химических волокон (Клин, Серпухов, Рязань, Тверь, Мытищи).

Синтетический каучук производится в Ярославле и Ефремове на привозном нефтегазовом сырье. В Ярославле и Москве выпускается 25 /о производства шин РФ. Здесь же сконцентрировано производство резинотехнических изделий, а в Москве - резиновой обуви. В Ивановской области размещается производство синтетических красителей, а в Ярославской и Московской областях - изготовление лаков, красок, химических реактивов, фотохимических препаратов.

Перспективное развитие химической промышленности района сдерживается дефицитом сырья, воды, энергии и сложной экологической ситуацией. Химия должна обрести чистые технологии и ориентироваться прежде всего на внутренний рынок. Целесообразно также укрепление производственно - экономических связей с местными предприятиями.

Третья отрасль рыночной специализации ЦЭР - легкая промышленность . На долю района приходится 1/3 производства продукции этой отрасли в РФ. Развитие легкой промышленности здесь обусловлено исторически. Имеются крупная научно - производственная база, кадры и большой потребительский спрос, разветвленные транспортно-экономические связи. Старейшей и самой крупной отраслью легкой промышленности является текстильная. В районе производится почти 83% хлопчатобумажных, 78^/о льняных, более 58/о шерстяных, 43% шелковых тканей России. Почти вся текстильная промышленность работает на привозном сырье. Кроме этого, в больших масштабах используются химические волокна, производимые местными комбинатами. В текстильной промышленности развивается внутриотраслевая кооперация в рамках единого технологического цикла.

Значительны и межотраслевые производственные связи, например с машиностроением, химической промышленностью, сельским хозяйством района.

Ныне из-за экономических трудностей, кризиса неплатежей, дефицита сырья, большей частью устаревшей технологии и оборудования производство тканей резко сокращается. Но на предприятиях, выпускающих качественную продукцию, заметно возрастает ее экспорт, в том числе в страны Западной Европы.

Хлопчатобумажная промышленность сконцентрирована в Иванове и области, а также в Москве и Подмосковье (Орехово-Зуево, Серпухов), в Твери и Вышнем Волочке. Довольно развита эта отрасль в Ярославской и Владимирской областях.

Производство шерстяных тканей сосредоточено в Москве и ее ближайшем окружении. Здесь же, а также в Рязанской, Владимирской, Ивановской областях размещается и шелковая промышленность.

На производстве льняных тканей специализируются Костромская, Владимирская и

Ярославская области. Главный центр льняной промышленности - Кострома. Все предприятия отрасли вырабатывают ткани из местного льна-долгунца и сырья, которое частично поставляется из соседних областей Северо-Запада и Севера (Вологодская область).

Текстильная промышленность активно участвует в общероссийском и международном территориальном разделении труда, имеет высокую товарность. Из района вывозится 3/4 всей текстильной продукции, в том числе более 4/5 хлопчатобумажной.

Отраслью рыночной специализации в районе также является полиграфическая промышленность, представленная крупными полиграфическими комбинатами -"Правда", "Известия" в Москве, а также в Чехове Московской области, в Твери, Ярославле, Владимире.

В ЦЭР развиваются многие другие отрасли легкой промышленности, а также пищевая, промышленность строительных материалов и строительная индустрия, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая и др.

Базовую роль в экономике района играет высокоразвитая электроэнергетика. Определенное значение имеет топливная промышленность . ЦЭР - один из самых крупных в РФ производителей и потребителей электроэнергии, а также тепла.

Топливная промышленность лишь частично удовлетворяет местные потребности. Добыча угля в Подмосковном бассейне сокращается, что в современных условиях не совсем оправдано. Добыча торфа (Московская, Ярославская и Тверская области) не имеет значения в энергобалансе. Снабжение топливом осуществляется в основном за счет других районов. Сюда поступает природный газ, энергетические угли, а из Поволжья с нефтеперерабатывающих заводов - мазут. Часть его производится на Ярославском, Московском и Рязанском нефтеперерабатывающих заводах. Основу электробаланса составляют тепловые станции - ГРЭС и ТЭЦ. Самая мощная электростанция - Костромская ГРЭС на газе. Крупные электростанции - Конаковская и Рязанская ГРЭС на мазуте, а также Калининская и Смоленская АЭС . В столичном регионе расположены мощные ТЭЦ, использующие в качестве топлива природный газ и мазут, иногда уголь.

Каширская и Шатурская ГРЭС раньше работали на местном торфе, а теперь используют природный газ. На углях Подмосковного бассейна действуют Новомосковская, Черепетская. Роль гидроэлектростанций в электробалансе района невелика. Недавно пущена в эксплуатацию Загорская гидроаккумулирующая станция (ГАЭС - Сергиев Посад) для снятия пиковых нагрузок в энергосистеме. Все электростанции объединены в Центральную энергосистему, которая является главным связующим звеном Единой энергосистемы (ЕЭС) России, а также стран СНГ. Через Смоленскую АЭС, Беларусь и Польшу предполагается выход ЕЭС РФ в Западную Европу.

Возможности значительного увеличения масштабов производства электроэнергии в ЦЭР ограничены не столько из-за дефицита энергоносителей, сколько по причине экологически опасных оборудования и технологии, особенно на АЭС.

Черная металлургия ЦЭР частично обеспечивает его машиностроение качественным металлом и метизами, хотя большую часть готового проката приходится ввозить. Основным металлургическим предприятием является Новотульский комбинат, выпускающий чугун, сталь и прокат, металлический порошок, а также успешно занимающийся переработкой отходов основного производства. Около Тулы находится Косогоре кий металлургический завод, использующий местные руды и выпускающий литейный чугун, ферросплавы.

Специальные марки стали (подшипниковая, нержавеющая, инструментальная и др.) производят Московский завод "Серп и молот" и завод в г. Электростали. Здесь для выплавки стали используются лом и отходы машиностроения, что снижает себестоимость металла. В Орле размещаются сталепрокатные заводы, поставляющие машиностроительным предприятиям разнообразную металлопродукцию.

В условиях перехода к рынку будут происходить изменения в специализации Центрального экономического района вследствие удорожания энергоносителей, сокращения импорта материалов для легкой и химической промышленности, уменьшения оборонного заказа. В машиностроительном комплексе района сократится доля химического, строительно-дорожного машиностроения, производства машин для АПК и легкой промышленности. Часть мощностей этих отраслей может быть перепрофилирована на производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности, а также оборудования, машин и механизмов для крестьянских и подсобных хозяйств, небольших мастерских. Увеличится доля наукоемких отраслей: приборостроения , станкостроения, электроники, а также автостроения. Эти отрасли в перспективе могут стать основой экспортного потенциала района. Наибольшие структурные изменения произойдут в конверсионных отраслях машиностроения, где будет осуществляться перепрофилирование предприятий (по разным оценкам 15-30%) на производство оборудования для топливно-энергетического и химико-лесного комплексов, транспорта и связи; возрастет роль электроники и производства средств автоматизации и управления.

В легкой промышленности сократится доля текстильной подотрасли из-за трудностей с обеспечением сырьем. Основные перспективы в отрасли будут иметь производства, либо ориентированные на местный рынок (чулочно - носочные, трикотажные, швейные), либо имеющие экспортные возможности (льняное, особо модные изделия по моделям отечественных художников, народные промыслы).

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА

Наряду с природными различиями для Центрального района характерны и внутрирайонные экономические различия.

Громадный удельный вес в районе занимает хозяйство Москвы - крупнейшего центра квалифицированного машиностроения, химической, легкой, пищевой и полиграфической промышленности. Продукция столицы имеет большой удельный вес в промышленной продукции Центрального экономического района и всей страны.

Рыночная специализация Московской области совпадает со специализацией Центрального экономического района. По численности и объему промышленной продукции это наиболее крупная область нашей страны. Более 2/3 продукции области выпускают предприятия тяжелой индустрии. Сельское хозяйство Подмосковья носит пригородный характер, оно снабжает Москву цельным молоком, яйцами, картофелем, овощами. Крупными машиностроительными центрами являются Коломна, Люберцы, Мытищи, Электросталь, Дмитров, Подольск; химическая промышленность размещена в Воскресенске и других городах; текстильная промышленность концентрируется в Павловском Посаде, Орехово-Зуеве, Ивантеевке, Яхроме, Балашихе. В Московской области ограничивается новое промышленное строительство .

Выпуск продукции будет возрастать главным образом за счет повышения производительности труда и внедрения на предприятиях достижений науки и техники.

В Ярославской области рыночными отраслями являются машиностроение и нефтехимическая промышленность, развито также текстильное производство. В сельском хозяйстве области важное место занимают кормовые культуры, картофель, овощи, лен и молочное животноводство.

Промышленность области в основном концентрируется в Ярославле и Рыбинске.

Ярославль - крупный центр текстильной, машиностроительной, нефтехимической, лесопильной, полиграфической и пищевой промышленности. В Рыбинске развиты судостроение, производство полиграфических и дорожных машин.

В Ивановской области ведущая роль принадлежит текстильной промышленности.

Другие отрасли промышленности (машиностроение, химия) тесно связаны с текстильной промышленностью. В посевных площадях области главное место занимают кормовые культуры, картофель, лен, рожь. Животноводство имеет мясомолочное направление.

Крупнейший промышленный центр - Иванове с текстильной промышленностью всероссийского значения. Созданы новые отрасли текстильной промышленности - производство штапельных и шелковых тканей. С основной специализацией города связано текстильное машиностроение и производство красок. Появились новые отрасли - станкостроение, производство торфяных, подъемно-транспортных и дорожных машин и автомобильных кранов . Кроме Иванова в области выделяется ряд городов с текстильными фабриками - 111уя, Вичуга, Тейково, Приволжск, Родники и др. На Волге расположен порт и промышленный город Кинешма, где развита текстильная, машиностроительная и химическая промышленность.

Во Владимирской области главные отрасли промышленности - машиностроение, химическая, текстильная и стекольная промышленность . Сельское хозяйство характеризуется развитием свиноводства и птицеводства. В посевных площадях значительный удельный вес занимают кормовые культуры и картофель; из зерновых культур - рожь, пшеница и гречиха.

Важнейший промышленный центр области - Владимир, где развито тракторостроение, производство электромолотов, автотранспортных приборов, пластмасс и т. д. Из других промышленных городов следует отметить Муром с машиностроительной (производство холодильников), текстильной и деревообрабатывающей промышленностью; Ковров, где производятся экскаваторы, мотоциклы, изделия легкой и пищевой промышленности; Гусь-Хрустальный, знаменитый своими стеклянными и хрустальными изделиями; Кольчугино, предприятия которого выпускают кабель и электропровода , широкий ассортимент товаров народного потребления; Вязники, где ткут льняные ткани, и Александров, где размещены предприятия радиотехнической промышленности, комбинат искусственных кож, текстильные, трикотажные и другие фабрики.

Основными отраслями рыночной специализации Тульской области являются машиностроение и металлообработка, угольная, химическая и металлургическая промышленность. В сельском хозяйстве области большой удельный вес занимают зерновые культуры (рожь, пшеница, гречиха), картофель и овощи.

Животноводство имеет молочно-мясное направление.

Промышленность концентрируется в основном в Туле - важном промышленном центре области. Здесь производятся зерновые и картофелеуборочные комбайны, дорожные и швейные машины , радиоаппаратура, скобяные изделия и т. д. В районе Тулы размещены Косогорский и Новотульский металлургические заводы.

Быстро растут новые промышленные города области Новомосковск - крупный центр химической и угольной промышленности.

Главные отрасли промышленности Смоленской области - машиностроение, пищевая и легкая. Здесь производятся масло и сыры, молочные консервы, льняные и хлопчатобумажные ткани. В последние годы быстро развивается машиностроение, производство приборов, радиотехнических и электротехнических изделий, пластмасс и азотных удобрений.

Сельское хозяйство специализируется на выращивании льна, кормовых культур, картофеля и молочном животноводстве.

Промышленность концентрируется преимущественно в Смоленске - важном промышленном центре области, на долю которого приходится более 40 /о валовой продукции промышленности. Значительными транспортными узлами с обрабатывающей промышленностью (квалифицированное машиностроение, легкая и пищевая) являются города Рославль и Вязьма. В Гагарине развивается , в Рудне - молокоперерабатывающая и торфяная промышленность.

Формируются новые промышленные узлы в Ярцеве, Дорогобуже и др.

В Тверской области ведущее место занимают машиностроение и текстильная промышленность, а в сельском хозяйстве - льноводство и молочное животноводство.

Основной промышленный центр - Тверь. В городе производятся вагоны, машины для торфяной и текстильной промышленности; экскаваторы, хлопчатобумажные ткани, искусственные волокна, резиновые подошвы и заменители кожи. В Твери расположен большой полиграфический комбинат. Значительным промышленным городом является Вышний Волочек с развитой хлопчатобумажной промышленностью; в Конакове построена мощная ГРЭС и работает фарфоро - фаянсовый завод; в Бежецке производятся льноуборочные машины, в Торжке - продукция легкой промышленности. Осташков стал одним из центров по производству изделий кожевенно-обувной промышленности.

В Костромской области развиты машиностроение, лесная, деревообрабатывающая и льноткацкая промышленность. Основные направления в сельском хозяйстве - молочное животноводство, льноводство и зерновое хозяйство.

Город Кострома считается мировым центром производства льняных тканей. Здесь также развиты машиностроение (выпускаются экскаваторы, текстильные машины, деревообрабатывающие станки), деревообработка и пищевая промышленность.

Карья, Мантурово, Нея, Галич, Буй - значительные центры лесопиления и деревообрабатывающей промышленности.

В Калужской области быстро растет промышленность, особенно машиностроение (электротехническое, производство железнодорожного оборудования) и химическая. Главные отрасли сельского хозяйства - молочно-мясное животноводство, картофелеводство, зерновое хозяйство и коневодство.

Главный экономический и культурный центр - Калуга, где развиты машиностроение (турбиностроение), производство спичек и т. п. В Людинове выпускаются тепловозы, в Кондрове развита бумажная, в Боровске - шерстяная и кожевенная отрасли промышленности.

Рыночная специализация Рязанской области - машиностроение, химическая и легкая промышленность. Сельское хозяйство области специализируется на выращивании зерновых культур, картофелеводстве, молочно-мясном животноводстве и семеноводстве.

Промышленность сконцентрирована преимущественно в Рязани, где развито производство сельскохозяйственных, токарно-винторезных станков , кузнечно - прессового оборудования, приборостроение, электротехническая и радиотехническая промышленность, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Значительную роль играют отдельные отрасли легкой (кожевенно-обувная, трикотажная) и пищевой (макаронная, кондитерская, мясная) промышленности. В Касимове развивается в основном легкая промышленность.

В Брянской области главная отрасль рыночной специализации - машиностроение, производящее дизели и экскаваторы, дорожные машины и тепловозы, станки, электропоезда и автопогрузчики , тракторы. Основными сельскохозяйственными культурами Брянской области являются зерновые (особенно рожь и овес), картофель, конопля и лен. Животноводство имеет молочно-мясное направление. Главный промышленный центр области - Брянск. Здесь развито машиностроение - производство тепловозов, вагонов-холодильников, дорожных и строительных машин. Клинцы - город текстильной промышленности, преимущественно шерстяной, в Дятькове размещены стекольный (хрустальный) завод, деревообрабатывающие и другие предприятия.

Основная специализация Орловской области- машиностроение, легкая и пищевая индустрия. Здесь производятся машины для текстильной и пищевой промышленности, запасные части к тракторам, автопогрузчикам и т. д. Построены предприятия сахарной, спиртовой и крахмало-паточной промышленности. Сельское хозяйство области специализируется на выращивании зерновых культур, конопли, сахарной свеклы, картофеля и на молочно-мясном животноводстве. Орел - крупный транспортный узел. В городе размещены заводы по производству различного технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности. Имеются завод по выпуску дорожных машин и ряд других промышленных предприятий. Вблизи города расположен сталепрокатный завод.

Важными центрами машиностроения и пищевой промышленности области стали Мценск и Ливны.

Транспорт

Транспорт одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном экономико-географическом организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует каркас территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей. Он не создает новую продукцию, а лишь перемещает уже созданную другими отраслями хозяйства, увеличивая тем самым ее стоимость на величину транспортных издержек.

Полные транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют около 10% от валового общественного продукта страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производительных сил.

Транспорт, являясь одной из наиболее фондоемких отраслей хозяйства, требует для своего развития крупных долгосрочных инвестиций . В последние десятилетия удовлетворение потребностей в перевозках шло за счет использования созданных ранее резервов пропускной и провозной способности транспортной системы страны, которые были, в конце концов, исчерпаны.

В результате в 80-90-е годы структурная диспропорция , возникшая между производством и транспортом, стала приводить к регулярным сбоям в работе транспортной системы страны, особенно ее важнейшего звена железнодорожного транспорта. Только экономический кризис 90-х годов с резким падением производства в России и странах ближнего зарубежья привел к адекватному снижению объемов грузовых перевозок, что снизило остроту проблемы, но не сняло ее с повестки дня . Поэтому на этапе выхода России из депрессии и начала экономического роста транспорт наряду с энергетикой станет тем узким местом, которое будет серьезно тормозить весь процесс социально-экономического развития страны, что мы, и наблюдаем в последние годы.

Решение данной проблемы в обозримой перспективе крайне затруднено, так как для исправления сложившегося положения необходимо в течение ближайшихлет практически удвоить мощность транспортных коммуникаций России, а инвестиционные ресурсы для этого практически отсутствуют.

В то же время необходимо отметить, что скачкообразный рост транспортных издержек в 90-х годах связан не с развитием специализации и системы территориального разделения труда в России, а с отпуском цен на энергоресурсы и транспортные тарифы. В результате для Сибири и Дальнего Востока условия территориального разделения труда в пределах России и стран ближнего зарубежья настолько ухудшились, что возникла альтернатива или их переориентации на другие рынки, или значительного увеличения региональной замкнутости.

Таким образом, перспективное социально-экономическое развитие России в целом и ее отдельных экономических районов будет происходить преимущественно при возрастании значения транспортного фактора и удорожании перевозок.

Важной особенностью транспортной системы России является ее тесная взаимосвязь с производством. В их взаимоотношениях выделяют три стадии.

На первой стадии производство и транспорт находились в непосредственном единстве, между ними нельзя было провести разграничительную черту.

На второй стадии они сформировали самостоятельные системы, функционирующие и развивающиеся достаточно автономно. При этом транспорт выделился в самостоятельную народнохозяйственную отрасль со сложившейся устойчивой внутренней структурой, собственными критериями максимизация пропускной способности транспортных магистралей и показателями работы учет транспортных расходов и проделанной работы.

На третьей стадии производство и транспорт должны объединиться в такую производственно-транспортную систему, в рамках которой они взаимодействуют в качестве отдельных подсистем. При этом меняются не только целевые функции обеих подсистем, но и критерии и показатели их работы. На первый план выступает задача минимизации потерь при их взаимодействии.

Транспортный комплекс района выделяется высоким уровнем развития и огромными масштабами перевозок грузов и пассажиров. Он обеспечивает не только ввоз сырья, топлива, продовольствия и вывоз готовой промышленной продукции, но и значительные транзитные перевозки.

Район имеет пассивный транспортный баланс: по весу ввоз грузов значительно превышает вывоз.

Транспортную сеть района составляют железные и автомобильные дороги, речные пути, трубопроводы и авиатрассы. Центр ее - Москва. Отходящие от нее по 11 направлениям электрифицированные железные дороги связывают район со всеми частями страны. Границы Московского железнодорожного узла выходят за черту города. С целью разгрузки его от транзитных грузовых и пассажирских маршрутов узел имеет две кольцевые дороги: в пределах города и большое железнодорожное кольцо на расстоянии 40-60 км от него. Практически сформировано третье железнодорожное кольцо.

В структуре транспортной сети района велика роль автомобильных дорог. Москва связана системой автотрасс со всеми центрами субъектов РФ в европейской части страны. Наиболее важные автомагистрали, в том числе с выходом в страны ближнего зарубежья: Москва - Минск - Брест , Москва - Киев, Москва - Симферополь, Москва - Санкт-Петербург, Москва - Ростов-на-Дону, Москва - Нижний Новгород. Большое транспортное значение имеют две кольцевые автомобильные дороги, которые проходят по периферии Московской области и на удалении от города на 30-50 км. Быстро растут дальние грузовые автоперевозки, в том числе и международные.

В пределах Центрального района имеется несколько речных портов. Самые большие из них находятся в Москве. Речные суда Московского пароходства перевозят грузы по рекам Оке и Москве с выходом на Волгу и Волго-Балтийскую систему, а также осуществляют пассажирские и туристские речные маршруты на Санкт-Петербург, Пермь, Уфу, Астрахань и Ростов-на-Дону.

В районе сложилась новая территориальная организация воздушных перевозок. Москва - один из самых крупных авиационных узлов мира. Функции аэропортов с регулярными перевозками пассажиров выполняют для внутренних рейсов московские аэропорты Шереметьево-1, Домодедово, Внуково, Быково, Чкаловский, Мячково. Регулярные международные рейсы осуществляются с аэропортов Шереметьево-2 и Внуково. Аэропорт Шереметьево-2 обслуживает также важные международные грузовые перевозки по маршруту Япония - Россия - Западная Европа. Имеется проект строительства принципиально нового бизнес-аэропорта в Тушине для обслуживания частных самолетов.

Выросла роль построенного в Брянске и конверсионных аэропортов в Рязани, Твери, Иванове, Ермолине в организации пассажирских и грузовых чартерных рейсов преимущественно в Турцию и страны Персидского залива.

Велика в районе роль трубопроводного, транспорта. Вокруг Москвы проложен кольцевой газопровод, к которому подходят дальние трассы газопроводов из Западной Сибири. Газифицированы все областные центры, многие города и сельские населенные пункты района. Его территорию пересекают два нефтепровода (один - на Ярославль, далее на Кириши и в Прибалтику, другой - на Рязань и Москву) и несколько продуктопроводов для подачи светлых нефтепродуктов в Москву.

Транспортная сеть района развита неравномерно: она гуще в центре и менее развита на периферии. В центральной части района основные усилия по ее совершенствованию направлены на повышение класса транспортных магистралей, а на периферии продолжают работу по дальнейшему развитию самой сети. В условиях Центрального района существенную роль играет координация работы разных видов транспорта, их взаимодействие.

В связи с тем, что Центральный район стал пограничным, принципиальное значение приобретает вопрос о конфигурации его транспортной сети, о развитии новых магистральных направлений на Северный Кавказ в обход территории Украины. В соответствии с принятым в Европе планом развития международных транспортных коридоров предполагается усиление транспортной инфраструктуры в направлении Москва - Минск - Брест и Москва - Санкт-Петербург. Имеются проекты развития этих коридоров до Нижнего Новгорода.

Российская Федерация – это самое большое государство в мире, которое располагается одновременно в Европе и Азии и на большей части евразийского континента. Стране принадлежит 1/9 часть всей суши , что дает ее множество преимуществ. Плюсы и минусы географического положения России требуют детального рассмотрения.

Вконтакте

Природный потенциал и география

Россия занимает треть от всего Евразийского , а ее площадь равняется 17 125 191 км². Благодаря своим размерам и расположению страна сочетает в себе огромные запасы всех известных человечеству природных ресурсов:

  • минеральные – уголь, газ, нефть, все химические соединения, все ископаемые;
  • земельные – 130 миллионов гектаров пахотных земель;
  • лесные – около 60% лесов, из которых около 50% пригодны для промышленного использования;
  • водные запасы – около 120 тыс. рек, более 2 млн. озер, свыше 60 тыс. км² ледников.

Природные богатства Российской Федерации в 3,8 раза выше богатств США и в 4,5 раза выше богатств Китая, что приносит стране определенные выгоды.

Кратко о местонахождении РФ

Государство полностью расположено в Северном полушарии и по большей части в Восточном, за исключением части Чукотского округа, который лежит в плоскости Западного полушария. Омывают территорию державы Тихий и Северный Ледовитый океан, а также моря Атлантического, что делает ее обладательницей самой длинной береговой линией — 37 653 км.

Природно-географическое положение России уникально – она одновременно располагается в Восточной Европе и Азии. Граница между двумя этими географическими областями проходит через . Территориальный центр приходится на Красноярский край. Если давать характеристику географии кратко, то ее можно выразить списком:

  • занимает крайне обширное пространство;
  • население и хозяйственное освоение крайне неравномерно;
  • богата разнообразными климатическими условиями и минеральными ресурсами;
  • граничит с 18 странами по суше и морю;
  • большая часть – равнинная, а горы есть в основном на юге (Кавказ, Алтай) и востоке (Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь и др.);
  • часть страны располагается в умеренно-континентальном климате, часть — в континентальном и суб­арктическом климатических поясах;
  • северные области располагаются в многолетней мерзлоте, что мешает развитию хозяйства и затрудняет освоение территории.

Выгоды положения центральной России позволяет сконцентрировать там все производственные мощности и промышленные центры. Благодаря своим обширным площадям РФ обладает огромным потенциалом.
Экономико-географическое, транспортно-географическое и геополитическое положение России

Преимущества благодаря географии

Огромные площади всегда дают широкие возможности, ведь можно не только заниматься сельскохозяйственной и индустриальной деятельностью, но и эффективно работать на экспорт. Российская Федерация обладает следующими основными преимуществами по отношению к другим странам:

  1. Открытые выходы в Черное, Азовское, Баренцево, Балтийское моря и возможность развивать флот и морскую промышленность, добывать нефть и другие богатства с морского дна.
  2. Выход в Тихий и Северо-ледовитый океан , что дает право торговать по всему миру без уплаты пошлин на транзит и непосредственно сообщаться со всеми державами, имеющими выход к морю.
  3. Наличие многочисленных соседей дает преимущество в торговле и большой рынок экспорта.
  4. На границах нет вооруженных конфликтов.
  5. Благодаря равнинным площадям территории хозяйственная деятельность населения достаточно простая и приносит большие урожаи.
  6. Почвы в центральных и восточных районах страны черноземные , что благоприятствуют развитию сельского хозяйства.
  7. Наличие и многочисленность разнообразных дает возможность развивать промышленность. Добыча железа, угля, руды и прочих богатств позволяют эффективно развивать металлургию и поставлять металл и детали из него на внутренний и внешний рынки.
  8. Благодаря большим топливным ресурсам (уголь, газ, нефть) РФ стала одной из энергетических держав.
  9. Обширные леса дают основу развитию целлюлозной промышленности, звероловству и лесному хозяйству.
  10. Лесные ресурсы и богатые водные представляют собой большую базу для рекреационных зон.

Природные условия позволяют нам успешно развивать аграрную отрасль и промышленность, не тратя при этом на их развитие огромных денежных средств.

Важно! Благодаря выгодному географическому местонахождению, богатству природных ресурсов, наличию плодородных почв Россия стала одной из самых успешных держав мира.

Недостатки местонахождения

Территориальное расположение, несмотря на приличное количество преимуществ, все же имеет свои минусы. Основные недостатки географического положения России вырастают из двух основных факторов, которые наглядно демонстрирует таблица:

Большая площадь Климат
Обширные территории делают тяжелыми логистику и сообщение между городами, на что тратится большое количество ресурсов и средств. Огромное количество земель от общей площади малопригодна или совсем не пригодна для обработки из-за мерзлоты.
Из-за проблем в логистике наблюдается существенное разделение между плотностью населения в центральных регионах и отдаленных районах. Вечная мерзлота на севере не позволяет осваивать земли и затрудняет добычу полезных ископаемых.
Субарктический климат вынуждает людей переезжать, либо тратить значительные суммы денег на строительство основательных домов и их постоянное отопление.
Холодные зимы заставляют тратить средства на отопление не только жилых, но и промышленных площадок, что повышает себестоимость выпускаемой продукции

Влияние расположения на экономику

При анализе мощностей государства не обходится без экономико-географического положения страны и его характеристик. Особенности экономико географического положения заключаются в следующем:

  • транспортное положение — характеризуется недостаточно развитой сетью, но самой обширной в мире (120 тыс. км ж/д путей, 1 млн. км шоссе, 230 тыс. км трубопроводов и 100 тыс. км речных путей);
  • геополитическое – государство имеет 14 соседей по суше и 4 по морским коридорам. Все соседи мирные и Россия не граничит с областями, где ведутся военные действия;
  • сельскохозяйственное – Россия имеет более 130 гектар пахотных земель, а умеренный климат делает сельское хозяйство успешно развивающейся и прибыльной отраслью экономики;
  • рыночное — наличие множества соседей дают преимущество в торговле и экспорте продукции. Выход к нескольким морям и двум океанам позволяют торговать напрямую со всем миром и не оплачивать транзитные пошлины;
  • демографическое – население составляет 142 905 200 человек. Несмотря на такое большое число, заселение российских территорий неравномерное и имеет множество пустынных мест.

Экономико географическое положение – это географическое расположение объектов (природных и антропогенных), которые имеют влияние на экономику государства.

Важно! Следует отметить, что обширная территория – это преимущество и недостаток одновременно.

Площадь дает большие преимущества РФ и снабжает природными ресурсами и возможностью активно развивать сельское хозяйство и промышленность. Но в то же время большие пространства сложно управляемые и контролируемые. Кроме того, существует большая проблема логистики и транспортировки грузов.

Экология

Эколого-географическое положение России имеет свои проблемы, которые делятся на две части:

  • исторические – это проблемы, которые оставил после себя СССР, где не очень заботились о влиянии промышленности на экологию;
  • современные – проблемы, которые возникли уже на современном историческом этапе государства.

Несмотря на огромные площади лесов, морей и озер, Россия имеет серьезные экологические проблемы:

  • загрязнение окружающей среды вследствие активного развития промышленности и несоблюдения экологических норм;
  • истощение запасов природных ресурсов ;
  • сокращение животного и растительного мира;
  • использование атомной энергии и загрязнение ее остатками больших площадей, не считая серьезных аварий;
  • загрязнения и окружающей среды промышленным мусором.

Источниками этих проблем являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, которые не соблюдают правил и норм экологической политики. Не менее разрушающее влияние оказывает деятельность человека при обеспечении своих бытовых нужд.

Как влияет местонахождение на политику

Поскольку Россия граничит с большим количеством стран, добрососедские отношения крайне важны. Часть границ остаются такими же, какими и были во времена СССР. Они закреплены международными соглашениями и находятся охраняются войсками с действующими таможенными законами.

Экономико-географическое положение существенно ухудшилось после развала СССР и политико-географические условия стали иными:

  • уменьшился выход в моря;
  • страна удалилась на 1250 км от Западной Европы;
  • усложнились отношения с НАТО;
  • границы РФ уменьшились до границ времен Петра Первого;
  • положение усложняется из-за роста НАТО и вступление в него стран-соседей (Прибалтика, Польша, Болгария).

С начала 1995 года и до сегодняшнего дня геополитическое положение государства усложняется. Оно оказалась зажатым между двумя крупными военными блоками НАТО и Китая. А вот с экономической точки сложность в том, что оно занимает промежуточное место между мощными центрами экономики: Европейским союзом, Японией и Китаем.

Месторасположение по отношению к другим государствам

Российская Федерация старается поддерживать со всеми соседями мирные отношения , основанные на взаимовыгодных положениях (торговый приоритет). Поэтому положение России по отношению к другим, соседствующим, странам преимущественно деловое и мирное. Однако обойтись без конфликтов и напряженных ситуаций в целом нельзя:

  • ужесточение позиций Балтийских стран и возникновение территориальных претензий;
  • конфликт с Украиной начался в 2014 году и до сих пор не имеет завершения;
  • существует противоречия Молдавия - Приднестровье.

Экономическая географическая характеристика Российской Федерации

Географическое положение России, Россия на карте часовых поясов

Вывод

Крайне важно укрепить дружественные отношения с Украиной, Казахстаном и Беларусью, поскольку именно эти государства весьма важны для геополитических интересов РФ.