Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

На что выделяют субвенции pdf. Чем отличаются субвенция, субсидия и дотация

денежные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации. Подлежат возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования по целевому назначению в установленный срок (см. Закон РФ 1993 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»). Предоставляются для выравнивания социально-экономического развития различных муниципальных образований в случае недостаточности собственных и регулирующих доходов муниципального образования. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» 1997 относит субвенции к средствам бюджетного регулирования. В отличие от дотаций местным бюджетам субвенция имеет строгое целевое назначение, указанное в решении о ее предоставлении. Контроль за целевым использованием субвенций осуществляет исполнительный орган власти того уровня, из бюджета которого субвенции были выделены (Правительство РФ или правительство субъекта Федерации). Субвенции подразделяются на текущие (направленные на финансирование текущих расходов) и инвестиционные (направляемые на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизводством). Общими условиями предоставления и использования субвенций являются: - направление субвенций на финансирование конкретных мероприятий; - осуществление субвенционного финансирования в форме долевого участия в расходах местных бюджетов; - орган, предоставляющий субвенцию, устанавливает назначение и объем субвенции, получателя и условия ее предоставления в соответствии с законодательством РФ; - орган, предоставивший субвенции, вправе контролировать их использование, а получатель обязан отчитаться об их использовании. Субвенции местным бюджетам следует отличать от компенсаций местным бюджетам - выделяемых в порядке финансирования отдельных государственных полномочий, передача которых муниципальному образованию повлекла увеличение расходов или уменьшение доходов местного бюджета. Г.В. Чирков

Помощь, оказываемая одним бюджетам за счёт других, позволяет реализовать различные проекты, преодолеть последствия чрезвычайных ситуаций, выполнить иные социально-значимые задачи. Понятия дотации и субвенции зачастую отождествляются, однако они имеют целый ряд различий. Попробуем разобраться, насколько они существенны и как влияют на принципы получения и расходования денежных средств.

Определение

Дотация – это денежные средства, которые предоставляются нижестоящему бюджету вышестоящим для текущих расходов на условиях безвозвратности и безвозмездности. Это ещё и метод финансового регулирования рынка, который позволяет производителям снизить свои издержки за счёт государства, что приводит к фиксированию цены.

Субвенция – это денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящим на определённые цели, соблюдение которых обязательно. Если данный принцип не соблюдается, то финансовые ресурсы подлежат обратному возвращению.

Сравнение

Таким образом, важнейшее отличие между категориями – это их целевое назначение, которое определяет необходимость возврата или отсутствие такого обязательства. Дотация выделяется бюджету для текущих расходов, и это связано с недостаточным количеством денежных средств. Субвенция предоставляется под конкретный проект, поэтому целевое расходование обязательно. При любых нарушениях средства подлежат возврату.

Соответственно, контроль за эффективным использованием дотаций, как правило, не осуществляется. А о расходовании субвенции обязательно нужно отчитаться, предоставив документы, подтверждающие её целевое оприходование.

Выводы сайт

  1. Целевое назначение. Дотация выделяется на текущие расходы, связанные с необходимостью дополнительного финансирования. Субвенция выделяется на определённые нужды.
  2. Контроль и отчёт. Как правило, расходование дотации не подлежит проверке: главное, чтобы средства не были истрачены с нарушением закона. В отличие от неё, отчёт о тратах по субвенции обязателен.
  3. Необходимость возврата. Никаких целей по дотации не ставится, поэтому и возвращать эти средства не нужно. Если же субвенция использована нецелевым образом, то средства подлежат возврату.
  4. Особенности предоставления. Субвенция выделяется под конкретный проект, а дотация – в связи с недостатком денег для текущих расходов нижестоящего бюджета.

ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ


доходов;

Фонд социального страхования РФ создан в 1992 г.

Понятие субсидий в бюджетном учреждении и их виды

в целях обеспе­чения гарантий в системе социального страхования и повышения контро­ля за правильным и эффективным расходованием средств.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ образован в 1991 г. Он создается на федеральном и территориальном уровне. Через не­го средства должны направляться страховым компаниям, учредителями которых выступает соответствующий уровень публичной власти и кото­рые имеют лицензию на обязательное медицинское страхование. Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, медицинские про­граммы и т. п.

СБАЛАНСИРОВАННОСЬ БЮДЖЕТА

Субсидия и субвенция – это два вида помощи за счет бюджетных средств. Эти термины применяются в области государственных финансов, ими обозначаются виды трансфертов от одного бюджета другому (например, из бюджета области в городской бюджет). Также данные понятия могут использоваться для обозначения видов льгот.

Субсидия – понятие и предназначение

Субсидия – это сумма денег, предназначенная для материальной помощи гражданам.

Субсидия – что это такое и кому положено субсидирование?

Она выделяется из бюджета любого уровня на какую-то определенную цель на условиях софинансирования. Примером может служить субсидия на приобретение жилья для молодых семей. Субсидия по этой программе покрывает лишь часть стоимости квартиры, остальные деньги молодая семья должна внести самостоятельно.

Что такое субвенция

Субвенция – выделяемые из бюджета любого уровня деньги, потратить которые можно на строго определенную цель. Ошибочно субвенциями могут считать средства, выделяемые гражданам на приобретение одежды, лекарств и прочих товаров первой необходимости. Субвенции гражданам не предоставляются. Это строго публичное явление, то есть это средства, передаваемые от бюджета к бюджету.

Что общего между субвенцией и субсидией

Субсидия и субвенция – это трансферты, то есть суммы, которые передаются от одной стороны другой.

Признаки, присущие обеим выплатам:

  • они безвозвратные, то есть возвращать их не нужно;
  • и субсидия, и субвенция выделяются безвозмездно – за их получение не нужно выплачивать комиссию или платить начисленные проценты.

Помимо субсидии и субвенции существует также дотация – это средства, выделяемые без конкретной цели использования, потратить эти деньги можно на что угодно.

Чем отличается субвенция от субсидии

Как было сказано выше, гражданам могут выделяться только субсидии (а также дотации). Субвенции в области социальных выплат не встречаются. Субвенции могут иметь только денежное выражение, а субсидии могут быть и материальными – деньги, лекарства, учебники и т. д. Субвенции могут выделяться бюджету города или района для выплаты материальной помощи, но опять-таки это будут средства, распределяемые между бюджетами разного уровня.

Таким образом, гражданам могут выделяться из бюджета субсидии или дотации. Если у выплаты есть определенная цель, то это будет субсидия, а если цели нет, то дотация.

Определение термина Субсидия

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетные ассигнования можно классифицировать с точки зрения цели их предоставления и с учетом статуса получателяю.

ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Социальная политика - это область деятельности государства по от­ношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводст­ву человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию соци­альной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уров­нях.

Инструментами реализации социальной политики государства слу­жат законы, программы, нормы и нормативы финансирования, соответст­вующие стандарты и т. д. Сложившаяся в том или ином обществе модель социального развития является общественным компромиссом, результа­том поиска общественно-политического баланса, равновесия интересов различных групп и слоев населения.

Долгосрочной целью государственной социальной политики должно стать обеспечение уровня и качества жизни граждан по критериям по­стиндустриального общества.

Существуют следующие индикаторы уровня жизни населения:

1) среднедушевые денежные доходы;

2) среднемесячная начисленная заработная плата;

3) покупательная способность денежных доходов;

4) распределение населения по уровню среднедушевых денежных
доходов;

5) коэффициент дифференциации доходов населения;

6) прожиточный минимум (физиологический и социальный);

7) минимальная продовольственная корзина;

8) показатели дефицита низких доходов (т. е. недостаток по отношению к прожиточному минимуму);

9) обеспеченность населения товарами длительного пользования, услугами;

10) удельный вес расходов на образование, здравоохранение в ВВП и др.

Государство использует два метода в решении социальных задач:

1) адаптивный - это метод установления минимума прав и соци­альных гарантий для работающих. Он реализуется через проведение ак­тивной политики содействия занятости; социального партнерства в регу­лировании оплаты труда и распределения доходов; оптимизацию налого­обложения и системы социального страхования;

2) защитный - для нетрудоспособных и социально незащищенных, не имеющих возможности обеспечить свое существование без помощи го­сударства. Он реализуется через формирование фондов денежных средств для обеспечения социальной защиты населения. В настоящее время фор­мируется система адресной социальной помощи. В реализации этого ме­тода ключевое значение имеет государственное финансирование. Эта сис­тема государственного социального обеспечения.

Обеспечение социальной защиты населения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, а также за счет государственных вне­бюджетных фондов.

Внебюджетные фонды - это целевые фонды финансовых средств, предназначенные для обеспечения дополнительными источниками финан­сирования приоритетных направлений социального развития общества.

Средства внебюджетных фондов не входят в состав казны и, соот­ветственно, на них не могут распространяться требования кредиторов РФ (субъекта РФ), относящиеся к погашению долговых обязательств. Так как в настоящее время в форме внебюджетных существуют исключительно фонды социальной направленности, вышеуказанная обособленность вне­бюджетных фондов обеспечивает стабильность социального развития при любой экономической ситуации в стране.

Государственные внебюджетные фонды представляют целевые цен­трализованные фонды денежных средств, формируемые за счет целевых обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пен­сионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные фонды являются одним из методов перераспределе­ния национального дохода государством в пользу определенных социаль­ных групп населения.

Наименование внебюджетного фонда отражает направление его ис­пользования.

К доходам внебюджетных фондов относятся специальные целевые налоги и сборы; средства бюджета, перечисляемые в эти фонды; прибыль от предпринимательской деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом (где это разрешено законом); кредиты, полученные фондом в банке.

В настоящее время в нашей стране существуют только три внебюд­жетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд РФ образован в 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Из этого фонда выпла­чиваются пенсии по старости и социальные пенсии (военнослужащим, в случае потери кормильца, по инвалидности и т. д.). Для выплаты пенсий по старости аккумулируются средства работодателей и работников.

Средства на выплату социальных пенсий поступают из бюджета.

Фонд социального страхования РФ создан в 1992 г. в целях обеспе­чения гарантий в системе социального страхования и повышения контро­ля за правильным и эффективным расходованием средств.

Он предназначен для финансирования выплат различных пособий: по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, для санаторно-курортного лечения и т. п.

Источники средств данного фонда - обязательные страхование взно­сы работодателей, добровольные взносы юридических и физических лиц, доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда и др.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ образован в 1991 г. Он создается на федеральном и территориальном уровне. Через не­го средства должны направляться страховым компаниям, учредителями которых выступает соответствующий уровень публичной власти и кото­рые имеют лицензию на обязательное медицинское страхование.

Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, медицинские про­граммы и т. п.

Средства Фонда формируются за счет обязательных взносов работо­дателей (для работающих граждан) и средств бюджета (для неработающих граждан или работников бюджетных учреждений).

СБАЛАНСИРОВАННОСЬ БЮДЖЕТА

Соотношение между доходами и расходами бюджета может быть различным:

1) расходы равны доходам (бюджет сбалансирован);

2) расходы меньше доходов (бюджет сведен с профицитом);

3) расходы больше доходов (бюджет сведен с дефицитом). Бюджет должен быть сбалансирован. В случае наличия профицита или дефицита бюджета требуется комплекс мероприятий по его сбаланси­рованию.

По общему правилу финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется за счёт субвенций из публично-правового образования, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ передает полномочие.

При этом это правило при передаче на местный уровень закреплено в К.РФ (ст.132).

Применительно к передаче полномочия от РФ к субъекту какой-либо конституционной гарантии не установлено, регулирование установлено в ФЗ № 184. Там предусмотрена ситуация, когда государственные полномочия передаются без предоставления субвенций:

— когда отсутствует крайне важно сть создания новых органов власти,

— когда отсутствует крайне важно сть создания новых учреждений или унитарных предприятий,

— когда не предусматриваются увеличение штатной численности государственных гражданских служащих субъекта и работников государственных учреждений субъекта.

В общем, сводиться всё это к тому, что не нужно осуществлять каких-то дополнительных расходов в связи с осуществлением переданных полномочий. Сложно представить такое полномочие…

Второй случай, когда допускается не предоставление субвенции, это, когда посчитали по методике и получился 0.

Получается, в случае если мы передаем полномочие на уровень МО, то всœегда должны передать субвенцию.

А когда передаем полномочие от федерации к субъекту, возможны случае, когда субвенция не предоставляется.

Понятия ʼʼсубвенцияʼʼ нет в бюджетном законодательстве.

Иван Климов

Законодатель пошел по пути определœения субвенций применительно к каждому виду субвенций.

Общим является для всœех субвенций то, что это МТ, передаваемый на финансирование полномочий того субъекта͵ который передает субвенцию.

Почему БК не дал определœения? Неясно…

Напоминаю, что субвенции — ϶ᴛᴏ доход бюджета͵ которому передано соответствующее полномочие и это единственный доход, который не относиться к собственным доходам бюджета.

Еще хотелось бы напомнить о специфики субвенций в контексте исполнения расходных обязательств. Ст. 85-86 – расходные обязательства, возникающие при выполнении переданных государственных полномочий, исполняются только в пределах и за счёт субвенций. Использование своих собственных средств становится обязанностью, только если получающий субвенцию субъект где-то ошибся и превысил нормативы в рамках исполнения переданного полномочия.

Субвенции из федерального бюджета:

— бюджетам субъектов, предоставляемые на исполнения отдельных расходных обязательств субъекта͵

*это классический вариант.

— субвенции бюджетам субъектов, предоставляемые для исполнения отдельных расходных обязательств МО,

— субвенции городу Байконур,

*в ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год. Финансируем на основании соответствующего международного соглашения.

Субвенции из субъекта РФ:

— местным бюджетам,

· Субвенции в местные бюджеты, предоставляемы с целью финансового обеспечения отдельных государственных полномочий ФОГВ (Те субвенции, которые дала РФ для дальнейшей передачи МО),

· Субвенции в местные бюджеты, предоставляемы с целью финансового обеспечения отдельных государственных полномочий ОГВ субъектов РФ (При передачи субъектом своего собственного полномочия),

— бюджетам автономных округов, когда те входят в состав краев и областей.

Для большинства субъектов РФ единственными субвенциями, которые они предоставляют, остаются субвенции местным бюджетам.

Субвенции из федерального фонда ОМС территориальным фондам ОМС: передается полномочие РФ в сфере ОМС на уровень субъекта.

Единственное условие предоставления субвенций – передача полномочий.

*соблюдение законодательства, критерии дотационности – всё это не для субвенций!

Субвенция формирует в соответствующем бюджете фонд компенсации (когда субвенция предоставляется из федерального бюджета и из бюджета субъекта). Про ФФ ОМС – ничего про фонд компенсации не сказано.

Распределяются субвенции законом о предоставляющем бюджете.

Допускается утверждение нераспределœенной субвенции в объёме не превышающем 5% общего объёма субвенции, целью утверждения этой нераспределœенной субвенции является то, чтобы её потом распределить между получающими субъектами без внесения изменений в закон о бюджете.

Все налоги, собираемые с юридических и физических лиц, поступают в Федеральное Казначейство. Часть налогов являются нерегулируемыми. Они, в соответствии с БК РФ, полностью перечисляются либо в федеральный, либо в региональный, либо в местный бюджет. Другая часть налогов является регулируемой. Они, в соответствии с утверждаемым при принятии бюджета процентным соотношением, распределяются по двум или по каждому из трех уровней .

Каждый из трех уровней бюджетов имеет свои источники наполнения. Но если в федеральный бюджет, кроме налогов, поступают и другие суммы, например, за продажу сырьевых ресурсов, региональный и местный бюджеты наполняются, в основном, только за счет налоговых поступлений.

Кроме того, собираемость налогов и их объем зависят от региона. В тех регионах, где расположены крупные предприятия-плательщики налогов, в бюджеты поступают большие суммы, эти регионы расположены в центральной части Российской Федерации, где развита промышленность и сельское хозяйство. Но есть регионы, где налогов собирается немного, но они так же, как и остальные, нуждаются в средствах, чтобы обеспечивать потребности проживающих в них людей.

Поэтому из федерального или региональных бюджетов выделяются межбюджетные трансферты – денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и другому бюджету. Федеральный бюджет предоставляет эти средства региональному бюджету, а региональный – местному бюджету, нуждающемуся в них.

Межбюджетные трансферты

Межбюджетные трансферты предоставляются в виде дотаций, субвенций и субсидий. Дотации предоставляются без всяких условий и целей, этими суммами бюджет-получатель волен распорядиться по своему усмотрению и потратить так, как считает нужным. Субвенции выделяются также на условиях безвозмездности и безвозвратности, но на определенные цели. Эти суммы могут быть потрачены только целевым назначением и в установленные сроки. При невыполнении этих условий бюджет-получатель должен вернуть субвенцию в тот бюджет, который ее выделил.

Условием предоставления субсидии, также выделяемой на конкретные цели, является долевое участие бюджета-получателя. Т.е. если, например, федеральный бюджет выделяет деньги областному бюджету на строительство транспортного узла, этот объект возводится и за счет средств областного бюджета, и за счет полученной субсидии.

Таким образом, в отличие от дотаций, субвенции и субсидии имеют целевой характер. Между собой субвенции и субсидии различаются долей в финансировании: субвенция составляет 100%-ное финансирование на определенную цель, а субсидия – только частичное.

Передача денежных средств для поддержки перспективных проектов, оказания срочной и адресной помощи – это нормальная практика, которая общепринята во всём мире. В России различают субсидии и субвенции, которые предоставляются широкому кругу субъектов и имеют определённую целевую направленность. По сути, это финансовая помощь, которая призвана разрешить ту или иную проблему. В чём разница между данными понятиями?

Субсидия – финансовая помощь, которая выделяется из государственного или регионального бюджета и передаётся юридическому или физическому лицу либо в нижестоящий бюджет. Её основные свойства: долевое финансирование, целевое назначение, безвозвратность. К примеру, субсидия может выделяться определённым категориям граждан на строительство и реконструкцию жилья, юридическим лицам – на реализацию инновационных проектов, и так далее.

Субвенция – денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов юридическим лицам или бюджету другого уровня. Главные особенности такой помощи – целевое расходование и срочность. Если нарушено какое-либо из этих условий, то денежные средства подлежат возврату в бюджет, который их выделил. Субвенции могут полностью покрывать расходы на реализацию проекта и использоваться без привлечения собственных средств.

Сравнение

Итак, данные понятия очень близки между собой и, по сути, обозначают передачу материальных ресурсов от вышестоящих бюджетов нижестоящим. Однако субвенция всегда выдаётся только в денежной форме, так как направляется для реализации определённых проектов. Субсидия может быть выделена и в натуральной форме (продукты питания, учебники, материальная помощь).

Как субвенция, так и субсидия не облагается налогами. Решение об их выделении принимается уполномоченными лицами. Однако субвенция выдаётся только бюджетам другого уровня или юридическим лицам. Это могут быть малые предприятия, образовательные учреждения, административные единицы. Запрос на получение помощи, как правило, идёт «снизу вверх». Субсидия может выдаваться и физическим лицам в рамках целевой программы, а также индивидуальным предпринимателям. В этом случае она распространяется на неограниченный круг лиц, то есть помощь выделяется «сверху вниз».

Контроль за целевым и своевременным использованием субвенций – обязателен. Если данные условия не соблюдаются, то денежные средства подлежат возвращению. Что касается субсидий, то здесь контроль не настолько строг. Это связано с тем, что они могут выделяться широкому кругу лиц, в том числе физических, а потому возможна лишь выборочная проверка.

Выводы сайт

  1. Возвратность. Субвенция подлежит обязательному возврату в том случае, если она была израсходована не вовремя либо пошла не по целевому назначению. Субсидия – это всегда безвозмездная передача денежных средств.
  2. Круг лиц. Субвенция предоставляется бюджету другого уровня либо юридическому лицу, субсидия – ещё и физическому лицу.
  3. Условия предоставления. Субвенция имеет строгое целевое назначение, что предполагает контроль использования. Субсидия может выделяться без такого контроля.
  4. Объём инвестиций. Субсидия выделяется на условиях совместного финансирования проекта, субвенция может полностью покрывать стоимость реализации задачи.
  5. Форма. Субвенция предоставляется только в денежной форме, субсидия – ещё и в натуральной.