Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Коучинг для родителей: позитивное родительство и осознанность. (Н. Суслова). Жизнь в стиле коучинг. Применение коучинга в воспитании ребенка


Наши дети – это наша самая большая радость. Ради них мы готовы на все. Мы хотим, чтобы они были счастливее нас, и подстилаем соломку где только можем. Почему же их поступки так часто вызывают у нас раздражение, злость, бессилие, заставляют чувствовать себя плохими родителями?

Возможно, все дело в том, что мы пытаемся научить наших детей тому, чего сами не умеем. К примеру, мы хотим видеть их спокойными и уравновешенными, а у самих далеко не всегда получается обуздать свои эмоции. Или учим детей тому, что при желании они могут добиться всего, чего захотят, а сами при этом все никак не осмелимся выйти из зоны комфорта и осуществить свои мечты. Поэтому применение родителями инструментов коучинга в отношениях с ребенком может оказаться тем самым средством, которое принесет пользу прежде всего самим родителям, неизбежно влияя на их развитие и трансформацию.

Выражение «счастливое детство» давно утратило свою актуальность. Это только взрослым может прийти в голову, что если дитё сыто, одето, обуто, получает в подарок желанные игрушки, то оно должно быть счастливо по определению.

На самом деле дети каждый день сталкиваются с ситуациями, которые их расстраивают, пугают, сбивают с толку, заставляют сомневаться в собственных силах. И большинство из них не умеют самостоятельно справляться с такими ситуациями! Обратится ли ребенок за помощью к родителям, во многом зависит от того, какие у них отношения.

Родители могут не замечать, что то или иное событие сильно повлияло на их ребенка, потому что дети далеко не всегда делятся своими переживаниями с родителями. Так как дети часто считают источником проблем самих себя, они могут скрывать их от родителей, боясь потерять родительскую любовь. А родители, если и замечают изменения в поведении своего ребенка, не всегда могут понять, с чем они связаны и как помочь.

Используя коучинговый подход в отношениях с ребенком, родители могут помочь ему:

  • легче справляться с вызовами и разочарованиями, уметь находить внутри себя силы для разрешения трудных ситуаций;
  • выработать высокую самооценку, основывающуюся на понимании того, кто они есть на самом деле, а не чего они достигли или в каком окружении находятся;
  • научиться верить в свои силы, выходить за пределы своей зоны комфорта и смело идти к своей мечте;
  • проживать осознанную жизнь, ставить четкие цели и идти к ним, а не бесцельно «дрейфовать» по жизни;
  • реализовать свой природный потенциал.

Чем же детский коучинг отличается от взрослого?

Во-первых, детский мозг отличается от взрослого. В частности, лобные доли головного мозга, отвечающие за абстрактное мышление, у детей еще не полностью развиты. Поэтому им сложнее видеть различия и делать обобщения, планировать и предсказывать последствия своих действий.

Во-вторых, взрослые обладают большим жизненным опытом, на который они опираются при принятии решений. Поэтому основным инструментом коучинга для взрослых являются вопросы . У детей своего жизненного опыта мало, поэтому коучинг для детей должен быть более направляющим .

И в-третьих, учитывая, что детям сложно удерживать на чем-либо свое внимание в течение длительного времени, детский коучинг непременно должен быть увлекательным!

А что может быть более увлекательным и полезным, чем обучающие истории для детей?

  1. Истории – лучший способ обсуждать с детьми важные вопросы. Дети не любят нотации и наставления. Истории дают им возможность поразмышлять над своими чувствами в безопасной обстановке и сделать собственные выводы без давления со стороны родителей.
  2. В истории у ребенка есть возможность посмотреть на решение со стороны и примерить его на свою ситуацию.
  3. Истории стимулируют различные центры головного мозга (в отличие от чтения, например). Это помогает в создании опыта, который ведет к более глубокому усвоению материала.
  4. Обучающую историю можно придумать практически на любую тему или ситуацию. Например, с помощью обучающей истории «Школьная пицца» можно облегчить период адаптации ребенка к школе.

Вы захотели придумать обучающую историю для своего ребенка, но не знаете, как это правильно сделать?

Публикуя комментарий, Вы даёте согласие на обработку персональных данных, введенных в форму отправки комментария.

coaching — обучение, тренировки) — метод консалтинга и тренинга ; от классических консалтинга и тренинга отличается тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации . Работа с коучем предполагает достижение определённой цели, новых, позитивно сформулированных результатов в жизни и работе. (Википедия).

Если у Вас уже есть дети или Вы планируете дать им жизнь, Вы должны помнить, что развитие ребенка - не есть передача ему навыков, не есть передача ему своего видения. Наоборот, чем больше Вы будете пытаться его чему-то обучать, что-то в него вкладывать, тем сильнее он будет сопротивляться , если Вы будете делать это неправильно. Можно подталкивать его вопросами, можно заставлять его о чем-то задуматься, можно его ставить перед какими-то проблемами – пусть он решает, пусть ищет, находит. Только то, что он найдет сам, будет его развивать. И только те, кто помогут ему находить самому, будут его друзьями. Это основа кид-коучинга.

Есть множество методов, как это делать. Есть специальная программа по обучению правильным вопросам: как правильно подойти в той или иной ситуации. Но всё это является следствием самого главного – коучингового мировоззрения, когда ты смотришь на другого через призму развития, а не через призму навязывания.

Даже есть такая формула: если ты сказал человеку, как ему делать, то ты украл у него это решение. Он им не воспользуется. У него не будет мотивации пользоваться этим, потому что он не сам это нашел, а значит, это не будет его развивать. Значит, он будет постоянно это опротестовывать. Сделайте так, чтобы он сам нашел, и Вы станете его лучшим другом. Это удивительное свойство человеческой психики, подсмотренное в жизни, и в коучинге возведенное просто в ранг какого-то закона. Но есть и много других интересных вещей.

Нередки ситуации в кид-коучинге, когда родители говорят: «Вот, у нас такие дети, они такие нехорошие». И при этом они забывают главное: дети – это слепок их самих. И они сопротивляются родителям только потому, что есть давление с их стороны. Если Вы измените свое отношение к детям, то дети тут же изменятся. Они очень пластичны, они меняются моментально. Надо научить, как изменить свое отношение к детям. Найти правильное. С коучем это происходит довольно быстро. Отношение к детям меняется, и дети начинают развиваться совсем по-другому.

Разберем частный случай из кид-коучинга.

Коучам нередко задают вопрос: «Вы говорите, что не надо требовать от детей, чтобы они шли в школу. Но ведь туда надо идти! И как тогда быть?»

Дело в том, что понятие ответственности в коучинге целиком и полностью сопряжено с понятием осознанности будущего. Когда человек начинает видеть отдаленные следствия своих поступков, то мера ответственности в нем возрастает. Ведь обычно люди совершают глупые поступки потому, что не задумываются о последствиях. Так вот, с детьми очень хорошо говорить на тему будущего.

Например: «Если ты не будешь ходить в школу, что будет?». Вы задайте вопрос, но не говорите, что будет. Вы тогда не будете подавлять развитие ребенка своими директивами и оценками вроде: «Ты будешь балбесом или дворником». Вы ребенка просто спрашиваете: «Что будет?». Ребенок ответит что-то в этом роде:

– Ну, я буду отдыхать.

Он ответит:

– Когда все закончат одиннадцатый класс, я буду отдыхающим, ничего не знающим.

– Хорошо. Чем ты будешь отличаться от своих одноклассников, которые будут учиться, а ты не будешь? В лучшую или в худшую сторону?

– Буду в лучшую.

– Ой ли? Давай подумаем: они учились, они развивались. Ты не учишься, не развиваешься.

– Значит, я буду недоразвитым.

– Конечно.

То есть, можно вопросами и некоторыми подсказками подталкивать ребенка к пониманию последствий своих поступков. И так в нем родится ответственность, он возьмет эту ответственность сам. Ответственный ребенок, конечно же, будет и в школу ходить, и оценки нормальные приносить и, что самое главное – развиваться.

В коучинге есть такое понятие как Гроу-метод (GROW-Метод). Это основной метод для построения и достижения каких-то целей.

Расскажем кратко об этом методе:

1. необходимо вначале подумать о том, как будет выглядеть цель, когда ты ее достигнешь; после этого надо вернуться, чтобы посмотреть, как есть на самом деле (сейчас);

2. после этого, увидев разницу, попытаться набросать список вариантов, как ты можешь достичь этой цели. Только после этого выбор будет правильный.

Пожалуйста, не надо начинать с того, что «у нас все плохо, мы можем изменить ситуацию». Сразу – стоп! Как только Вы смотрите на существующую ситуацию и пытаетесь ее изменить, Вы ее точно не измените. Почему? Потому что, развиваясь, мы заимствуем элементы. И, глядя на существующую, плохую ситуацию, пытаясь ее изменить, мы будем заимствовать элементы из нее. Поэтому коучинг говорит: «Ребята, в Вас есть уже классный механизм для того, чтобы изменить все быстро: посмотрите в будущее, когда ситуация изменится и станет вам приятной, и тогда Вы начнете заимствовать элементы из будущего – из того, каким оно станет».

Более того. Есть еще одна важная вещь, которую, к сожалению, коучи часто упускают: чем более ярко человек прочувствовал это будущее, когда проблема будет решена, тем сильнее в нем разгорится симпатия к этому будущему. Нужно ждать до тех пор, пока у человека не возникнет непреодолимого желания уже жить в таком будущем. Он должен настолько прочувствовать будущее – каким оно станет, когда проблема будет решена – что его симпатия сама поможет ему найти правильные пути решения. И тогда, когда он проживет это будущее, оно будет ему очень нравиться, он перенесется в это будущее и быстро его достигнет.

Например, ваш ребенок – двоечник. Что тут можно сделать?

Предложить ребенку:

– Давай посмотрим, что в будущем, в котором ты уже отличник, тебе будет страшно нравиться?

И ребенок может сказать.

– Ну, у меня не будет уходить много время на то, чтобы делать уроки. Я же их хорошо понимаю. Значит, много времени будет оставаться на любимые дела.

– Хорошо. Что еще?

– Родители не будут давать подзатыльники.

– Хорошо. Что еще?

– Будут говорить спасибо. В нос целовать.

– Ок. Что еще?

– В институт легко поступлю. После этого, наверное, найду хорошую работу, а не стану дворником.

– Что еще?

– Будет лучше заработок, социальный статус.

Я хочу начать тему воспитания детей с одного очень важного правила, которое давно всем известно:

«Не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя. Всё равно он будет похож на вас».

Рождение и воспитание ребенка это не только радость и счастье, но и серьёзная работа над собой! Ведь строить здоровые, развивающие отношения с ребенком – это серьёзный труд, который обязательно окупится гармоничным развитием вашего ребёнка.

Для того, чтобы сформировать пространство для построения гармоничных отношений с ребенком очень важно помнить о четырёх основах, которые должны присутствовать в вашем поведении.

УВАЖЕНИЕ

Если вы хотите, чтобы ребёнок научился уважать родителей и окружающих людей, ребёнок постоянно должен чувствовать уважение к себе, как к личности. Что значит «уважение» ребенка? Это принятие ребенка таким, какой он есть, с его достоинствами, особенностями и недостатками. Ваш ребенок, как и любой человек, может делать ошибки, и может поступать по-разному! Прежде чем высказываться, разберитесь в причине его действий!

Вспомните, как вы относитесь к человеку, которого вы уважаете. Например, это ваш начальник, или знаменитый тренер, или сосед, который много добился в жизни… Вы бы даже не подумали плохого об этом человеке! Вы же его УВАЖАЕТЕ! Так почему бы вам не сформировать подобное отношения к своему ребенку? Уважение и полное принятие даёт возможность ощутить ребенку именно вашу поддержку и родительскую любовь, которая отличается от других видов любви как раз осознанностью и безоценочностью.

ВЫБОР

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился самостоятельно принимать решения, позволяйте ему делать выбор с самого маленького возраста. Пусть ребенок выбирает, что он будет есть на обед, что одевать на улицу, а в какую игру ему хочется поиграть именно сейчас. Конечно, очень часто это вызывает некие неудобства для родителей, так как гулять нужно идти только с 10 до 12, а есть сегодня нужно рыбу, вместо макарон. Но задайте себе вопрос: вам важнее быть правым, или чтобы ваш ребенок был счастливым и научился самостоятельно в будущем делать правильный выбор?

Если у вас с ребенком возникли разногласия в каком-то вопросе, попробуйте проделать простую технику: сядьте вместе за стол с рукой и листом бумаги и ВМЕСТЕ опишите возможные варианты решения вопроса. Пусть их будет не менее 5 с вашей стороны и столько же с его. Из 10 предложенных вариантов найдётся тот, который удовлетворит обоих, не ущемляя ваших и его интересов.

ДОВЕРИЕ

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос ответственным и отвечал за последствия своего выбора, доверяйте ему, как лучшему другу. Конечно, в таком случае вы сами не должны показывать плохого примера поведения. Если ваш ребенок растёт в семье, где пропагандируется правильное питание и здоровый образ жизни, то почему его нужно проверять, что он будет делать вечером с друзьями? Если же в семье есть «показатели» дурного поведения, то вопрос адресуется родителям: как вы можете требовать от ребенка того, чего сами не выполняете? Это как минимум не честно, да и совершенно неэффективно.

ВЕРА

Верьте в своего ребенка целиком и полностью. Никогда не сомневайтесь в том, что у него получится всё, что он задумал. Старайтесь почаще мечтать вместе с ним, поощрять его любые начинания и увлечения. Никогда не говорите ему фразу «Не трать на это время: это никому не интересно, это плохо оплачивается, это не выгодно, это…» Ведь вы транслируете свою картинку мира (над которой, кстати, серьёзно нужно поработать), а вот ребенок прислушается и всё бросит. Один из самых важных принципов коучинга гласит о том, что ВЕРА в человека – это самый сильный инструмент, который помогает ему идти вперёд и преодолевать трудности.

В данном контексте могут быть запросы для проработки с коучем:

  • Насколько реализована роль матери/отца в моей жизни?
  • Как она проявляется?
  • Насколько вы соответствуете своему представлению о хорошем родителе?
  • Как стать тем хорошим родителем, которым вы хотите стать?

Коуч будет использовать такие инструменты как Колесо баланса жизненных ролей, Пирамиду логических уровней, Шкала.

Что делать маме и папе, чтобы ребенок вырос успешным, эффективным и счастливым? Об этом ты узнаешь на бесплатном вебинаре Дмитрия Карпачева « ».

Нина Авдиенко
«Развитие мотивационной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием технологии коучинга»

Детство – уникальный и волшебный мир. В дошкольном возрасте ребенок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальных , нравственно-волевых качеств личности ребенка , расширяется его мотивационная сфера : познавательная мотивация и мотивация достижения , т. е. в основе деятельности ребенка уже лежит не желание поиграть, а желание узнать что-то новое, достичь определенного результата в этом им помогают педагоги. Современный педагог - это тот, кто постоянно развивается , самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей .

Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является внедрение инновационных форм работы с дошкольниками , стимулируя педагогов к поиску новых, более эффективных методов работы.

Инновационные технологии в дошкольном образовании используются , в первую очередь, для решения актуальных проблем, одной из которых является несформированность учебной мотивации .

В педагогической практике используется огромное количество различных инновационных технологий для развития мотивационной сферы дошкольников . Поскольку в данном возрасте активно развивается диалогическая речь и диалог приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий, то коучинг - технология является мощным средством для развития ребенка , так как основана на интерактивном общении, дискуссии (вопрос – ответ, где ребенок сам находит пути решения проблемы.

Коучинг (анг. Coaching – обучение, тренировка) в сфере образования рассматривается, как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности .

В основе коучинг – подхода при воспитании лежит идея о том, что ребенок является не пустым сосудом, который надо наполнить знаниями и установками. Ребенок более похож на жёлудь, который уже содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим, прекрасным дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти - уже заложена в каждом ребенке .

Коучинг - это искусство содействовать обучению и развитию другого человека . Активная форма развития познавательной активности и совместной деятельности.

Коуч – это консультант , наставник, в роль которого перевоплощается педагог. Коуч отличается от педагога тем, что не дает советов, жестких рекомендаций и готовых алгоритмов решения. Он не говорит : «надо делать так, а вот так делать не надо» , а создает условия для того, чтобы ребенок сам понял , что ему надо делать, стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость воспитанника достигать целей и осуществлять изменения в своей деятельности. Другими словами, в процессе коучинга ребенок находят свой , уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу , особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия , где ребенок чувствует , что его идеи и предложения не остаются без внимания.

Таким образом, коучинг построен на мотивированном взаимодействии двух сторон.

Коучинг проходит в 7 этапов :

1 этап – установление партнерских взаимоотношений между коучем и ребенком ;

2 этап – совместное определение задач для достижения конкретной цели;

3 этап – исследование текущей проблемы (ситуации) ;

4 этап – определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;

5 этап – выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;

6 этап – выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;

7 этап – договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.

А если сказать это коуч – вопросами , то это будет выглядеть примерно так :

«Чего ты хочешь?»

«Что ты имеешь сейчас? Что сейчас происходит?»

«Что можно сделать?»

«Что ты будешь для этого делать сегодня?»

Детский коучинг отличается от взрослого, имеет свои особенности. Повторюсь, сказав, что коучинг – это метод поиска оптимального решения в какой-либо ситуации с помощью вопросов, которые задает коуч своему собеседнику . То есть у человека есть проблема или вопрос, который он хочет решить и коуч не дает ему советов – сделай так-то и так-то, а задает вопросы, и уже сам человек, отвечая на них, самостоятельно находит решение своей проблемы. Насколько это происходит быстро и эффективно зависит от профессионализма коуча .

Может быть, кому-то показалось, что коучинг – это слишком сложно. Но не переживайте, для профессиональной работы со взрослыми, действительно нужно профессиональное обучение, но для работы с ребенком важно просто понять смысл и сам метод коучинга и просто начать его использовать вместо чтения моралей и наставлений.

Давайте сразу все рассмотрим на примере – так будет проще понять сам метод и его использование .

Ребенок что-то делает не так, например, пытается ложкой есть спагетти.

Стандартное поведение взрослого : «Спагетти надо есть вилкой» . При этом ребенок не думает , а просто принимает новую для него догму, спущенную свыше. С точки зрения развития личности – это минус.

Коучинг : взрослые кладут перед ребенком ложку , нож и вилку – и говорят : «Как ты думаешь, чем удобнее есть спагетти?» Тогда ребенок начинает думать . В данной ситуации взрослый выступает в роле коуча и может задавать наводящие вопросы : «Как можно ложкой поднять спагетти? А как можно вилкой? А как еще? и т. д.» И тогда ребенок , думая, исследуя, сам приходит к нужному решению, а когда он пришел к нему сам – это совсем другое, не навязанное сверху без объяснений решение, это его самостоятельное решение, выбор, оно намного весомее, понятнее и полезнее и способствует развитию креативного мышления.

Может быть спагетти слишком примитивный пример, и это не очень повлияет на формирование ребенка , но если этот метод применять в серьезных вопросах, его значение и влияние на личность ребенка сложно переоценить .

Еще несколько коуч – вопросов , которые вы можете использовать в воспитании своих детей :

Как ты думаешь, можно ли это сделать по-другому?

А если бы ты поступил так-то, то какой бы был результат, как ты думаешь?. А если вот так поступить?

Если так часто делать, то к чему это может привести, расскажи несколько вариантов.

Как ты думаешь, то, что ты сделал – это хорошо? Это приносит пользу тебе и окружающим людям? Почему?

«Волшебные вопросы» , направляющие ребенка :

Что ты хочешь?

А зачем тебе это?

Как ты думаешь, почему у тебя этого нет?

Что может повлиять на изменение ситуации?

Что ты будешь делать?

Какие могут быть последствия для тебя и других?

Что для тебя в этом самое трудное?

Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?

Что ты должен уметь? Где и как будешь этому учиться?

Кто и чем может тебе помочь?

Какие знания тебе нужны?

Где и как можешь получить эти знания?

Коучинг на практике .

Развитие мотивационной сферы дошкольников с элементами коучинга .

Перед началом работы на подготовительном этапе был определён уровень учебной мотивации детей с помощью психологической методики диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет Т. А. Нежновой (модификация А. М. Прихожан) .

Из результатов диагностики стало видно, что у 73% диагностируемых – примерное равенство игровой (дошкольной ) и учебной мотивации , а у 27% замечено преобладание игровой (дошкольной ) мотивации .

Для повышения уровня учебной мотивации у дошкольников я разработала занятие с использованием технологии коучинга .

Перед собой я поставила цель вывести детей на уровень учебной мотивации в процессе беседы с ними.

Чтобы достичь заданной цели, я определила следующие задачи :

1. Продиагностировать уровень учебной мотивации с помощью психологической методики и диагностического задания.

2. Сформировать у детей побудительный мотив к обучению с помощью техник коучинга : упражнения «Мотивирующие цели » и упражнения «Масштаб цели» .

3. Подвести итоги психологической работы, совместная с детьми рефлексия.

Что работа шла продуктивнее, для работы мне необходим наглядный материал и оборудование : картинки с изображением школы, уроков в школе, учителя, учеников лежат на столе перед ребенком , в руках у психолога вопросы беседы, листы бумаги, ручка, карандаш.

На занятии я использую такие методы и приемы, как психологический опрос, беседа, техники – упражнения коучинга , рефлексия.

Совместную деятельность с детьми я провожу в подгрупповой форме работы. Подгруппа формируется из 3 – 4 человек. В подгруппе обязательно должен быть ребенок с высоким уровнем учебной (школьной) мотивацией , для стимулирования детей с низкой учебной и высокой игровой (дошкольной ) мотивацией . На занятиях я использую тонкую ненавязчивую корректировку целей, мотивов , намерений детей. То есть, я держу под контролем ситуацию, чтобы сохранить целесообразность совместной деятельности. В противном же случае цель занятия может быть не достигнута.

На первом этапе занятия я повторно диагностирую уровень учебной мотивации , только с использованием вопросов из коучинга (приложение) .

На основном этапе занятия для того, чтобы у детей появился смысл обучения в школе и сформировался побудительный мотив я использую технику коучинга «Мотивирующая цель » (приложение) .

В целях закрепления побудительного мотива , а так же выявления дополнительного смысла учения и дополнительных ресурсов я использую технику коучинга «Масштаб цели. Шаги вверх»

В результате я формулируется мотивирующую цель обучения . Которая в дальнейшем преобразуется с помощью цепочки вопросов. Все ответы детей я записываю, найти дополнительный ресурс для дальнейшей работы.

Для уточнения знаний детей о школьных принадлежностях на занятиях я использую упражнение «Собираем портфель в школу»

С использованием картинок с изображением портфеля, школьных принадлежностей, игрушек и других дополнительных предметов.

Заключительный этап – рефлексия, которую я провожу так же, в виде техники коучинга «Рамка результата» .

В конце занятия я еще раз озвучиваю каждому ребенку его цели , намерения, мотивы , побуждения как результат всей работы, отслеживая при этом эмоциональную реакцию, мнение, согласие или несогласие с выводами.

И в заключении хочу сказать, что методов воспитания и обучение огромное множество. Они могут сильно отличаться друг от друга, могут быть схожими, во многом это связано с требованиями современного общества, хотя конечная цель остается единой воспитать сильного, счастливого человека, способного жить в современном мире. Использование инновационных технологий помогает в этом и коучинг одна из таких технологий .

Попробуйте начать хотя бы понемногу применять метод коучинга в своей работе , хотя это и сложнее, чем просто вписывать программы в ребенка , но зато намного полезнее.

Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. "Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать".

Выбирая жизненный путь для ребенка, родители исходят из лучших побуждений и своего опыта. Однако часто желания родителей и детей совсем не совпадают. На помощь семье придет детский коучинг.

Родители хотят дать своим детям все самое лучшее, иногда не задумываясь, чего хочет сам ребенок. «Что он, ребенок, понимает в этой жизни? Как можно основываться на его желаниях?» Да, конечно, у ребенка еще мало жизненного опыта, чтобы строить далеко идущие планы. Однако, у него уже есть врожденный набор качеств характера, который задает определенный мотив для всех его действий, предсказывает его поведение. Этот набор не передается на генетическом уровне, то есть может быть совсем иным, отличным от родительского.

Если его врожденные качества характера не совпадают с родительскими ожиданиями, то могут возникнуть следующие ситуации. Например, мама мечтала в подростковом возрасте блистать на подиуме, и теперь с самого рождения дочери водит ее на все показы, съемки, корректирует питание, занимаясь с ребенком в модельном агентстве и т.д., посвящая этому практически все свое время. Некоторым детям это и в самом деле интересно, они с удовольствием окунаются в мир моды, стойко переносят все строгие диеты и правила. А некоторые дети, сначала следуя призывам и требованиям мамы «ведутся», а потом начинают увиливать, капризничать, саботировать мероприятия. И у мамы начинают возникать мысли о неблагодарности ребенка.

Или папа, приложив колоссальные усилия, основал бизнес, и видит своего сына преемником, а ребенку это совершенно не интересно: он хочет заниматься совершенно другим. Отец, мягко говоря, разочарован.

Как выявить основной мотив ребенка?

Один из вариантов - обратиться к детскому коучу. Эта профессия еще относительно нова для нашей страны, хотя многие взрослые уже имеют своих персональных коучей и знают зачем кочинг нужен. Сейчас это даже модно. К коучу, как адвокату, лучше обращаться до возникновения проблемы. Очень важно выбрать «своего» коуча, который поймет ребенка, поможет ему, скорректирует поведение родителей, не задев их чувств. Снятие рефлексии - постоянного обдумывания и зацикливания на ситуации - понимание происходящего и принятие друг друга существенно снижают конфликтность в жизни как детей, так и взрослых. Коучинг позволяет увидеть причины и суть проблемы и найти эффективные и комфортные для клиента пути решения вопроса. Необходимо помнить, что, обучая ребенка, мы обучаемся и меняемся сами.

Но помимо того, чтобы помочь развиваться ребенку в интересных ему сферах, родителям хочется развить в нем те качества, которые с высоты опыта важны для успеха в жизни. И здесь мы тоже можем помочь развить черты характера, необходимые для эффективного пребывания ребенка в том социуме и в той страте, в которой он родился и растет. Важно помнить, что чем раньше родители поймут основной мотив ребенка и сопоставят его со своими ценностями, тем проще будет развивать в ребенке остальные грани характера. Чем больше будет развито качеств, тем универсальнее и гармоничнее он сможет действовать в различных ситуациях.

В основе лежит типология личности, в которой выделяется 7 основных мотивов, движущих нашими поступками. Их может быть несколько, но ведущий всегда один. Важно помнить, что нет плохих характеров, в каждом есть плюсы и минусы, и они тесно связаны между собой. Мы можем нивелировать некоторые из них путем развития других типов личности. Итак, типы мотивов.

Творчество, эксперимент

  • Общая характеристика : таким детям свойственна некоторая небрежность во всем, что касается одежды, рабочего места. Может бросить вещь неважно где, как только она стала ненужной. Любят рюкзаки и темные очки. Не выбрасывают сломанных вещей. Не убирают за собой. Взгляд несколько отсутствующий. Непредсказуемость поступков, простодушие и наивность. Проявляют творчество всегда и во всем. Могут увидеть простое в сложном и наоборот.
  • Плюсы : творческий подход, креативность, хорошо развито ассоциативное мышление, хорошее воображение.
  • Минусы : непрактичность, не способен создавать и поддерживать порядок, бестактность, замкнутость, неэффективность общения.

Самопрезентация

  • Общая характеристика: ребенок любит быть в центре внимания, любит выступать. Таким детям все равно, каким образом привлекать внимание, главное, чтобы его было побольше. Выражение их лиц часто - мимическая маска. Характерна манерность, театральность, претенциозность жестикуляции. Часто они принимают красивые, «выигрышные», величественные позы. Любят яркие вещи, подарки в красивой обертке, собирают экзотические безделушки. Вешают на стену свои фотографии, дипломы, грамоты и т.д. При столкновении с первыми реальными трудностями резко теряет к работе интерес и, в конце концов, бросит недоделав.
  • Плюсы: умеют красиво излагать мысли, легко адаптируются к любой социальной группе, умеют произвести нужное впечатление, артистизм, способность к ролевому поведению.
  • Минусы: завышенная самооценка, эгоизм, «бегство в болезнь» (психосоматические заболевания), перескакивание с задачи на задачу. Не признают своих ошибок. Неискренни. Имитируют результаты деятельности.

Установление правил

  • Общая характеристика: везде стараются устанавливать правила и диктовать условия, зачастую требовательным тоном, периодически в довольно агрессивной форме. Очень аккуратны. Чистоплотны. Раскладывают вещи в соответствии с их собственной классификацией, по баночкам, ящичкам. Любят спортивную многофункциональную удобную одежду. Не любят, когда кто-то берет их вещи. Любят мастерить руками, собирать мелкие детали. Часто - недовольное выражение лица, колючий взгляд. Медлительны, сдержанны. Позы и жесты как бы характеризуют захват территории. Брезгливость, азартность. Они делят всех на «сильных» и «слабых», на «своих» и «чужих».
  • Плюсы: умеют структурировать информацию, смелость и решительность, склонность к порядку во всем, умение планировать, внимательность к мелочам.
  • Минусы: необщительность, склонность советовать другим, подозрительность, занудливость, агрессивность, недоверчивость.

Социальное реформаторство

  • Общая характеристика: такие дети зачастую выглядят очень серьезными и сосредоточенными, они думают, как изменить весь мир. Очень уверены в себе и в том, что могут практически все. Лидеры по натуре, всегда окружают себя помощниками. Очень упорно преодолевают трудности (вообще упорство, иногда даже некая твердолобость, их отличительная черта). Предпочитают классический стиль в одежде, строгую прическу, делающую их взрослее. Им свойственна направляющая и ритмообразующая жестикуляция, сокращение физической дистанции с людьми. Не хочет и не умеет беседовать по душам, сочувствовать, сопереживать.
  • Плюсы: целеустремленность и масштабность целей, результативность, доведение начатого до конца, уверенность в себе, лидерство, устойчивость к стрессу.
  • Минусы: упрямство, нежелание услышать новую идею, отсутствие душевной теплоты.

Безопасность, незаметность

  • Общая характеристика: медленно переключаются с одной задачи на другую, с одного собеседника на другого. Часто не могут самостоятельно принять решение. Им присуши консерватизм и сохранение традиционных форм поведения. Темные цвета одежды. Склонность носить одно и тоже. Минимализм. Очень опрятны, любят чистоту. Робкий взгляд, не смотрят в глаза собеседнику. Позы, мимика и жестикуляция весьма сдержаны. Голос тихий и монотонный. Склонны к сомнениям и колебаниям во всех жизненных ситуациях. Пунктуальны, организованны.
  • Плюсы: продуманность и взвешенность каждого шага, умение предвидеть опасности, стремление к порядку, экономность.
  • Минусы: боязливость, безынициативность, склонность плыть по течению, пассивность, быстрая утомляемость.

Гармонизация пространства и отношений вокруг них

  • Общая характеристика: добрые и естественные. Задумчивые, немного печальные глаза. Мягкий взгляд. Обладают врожденным вкусом, чувством стиля и гармонии. Избегают тесной давящей одежды. Любят искусство. Очень любят красивых и пушистых животных. Позы естественны. Они тактичны и тонко чувствуют окружающих людей. Не выносят крика и ссор. Сочувствуют, сопереживают. Ответственны, добросовестны, старательны.
  • Плюсы: эмоциональны, с развитой интуицией, чувством красоты и гармонии, тактичность, скромность, заботливость, ответственность, умение поговорить по душам.
  • Минусы: мягкость, не способность дать отпор, и сказать «нет».

Праздник, веселье

  • Общая характеристика: легки на подъем, переключаются с задачи на задачу, активны физически. Заливисто смеются, легко сходятся с новыми людьми. Быстрые движения (походка, еда, речь). Иллюстрирующая и размашистая жестикуляция. Торопливая небрежность в одежде и обилие различных предметов в карманах. Любят пикники и поездки на природу, праздники и веселые компании.
  • Плюсы: коммуникабельность, оптимизм, легкость па подъем, не переживает по мелочам, уверенность в себе. Быстро адаптируется к любой среде.
  • Минусы: небрежность, невнимательность к мелочам, необязательность. Не любят дисциплины, легкомысленны, дела не заканчивают.

Возможно, читая характеристики разных типов, вы определили несколько мотивов своего ребенка и не знаете, какой основной. Задайте себе вслух вопрос, например: «Мой ребенок больше занимается самопрезентацией или установлением правил?» Ответив на пего, сравните другие типы характера с вашим ответом, и т.д.

Определив основной мотив своего ребенка, подумайте, какие качества вы хотели бы в нем развить.

В одной из следующих статей мы поговорим о том, как развить те качества, которые свойственны конкретному типу личности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .