Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Обходим уловки при получении выплат по осаго. Соглашение о прямом возмещении убытков

Одним из обязательных документов, который должен иметь каждый автоводитель нашей страны, является договор о страховании ОСАГО. Его заключение производится на основании заявления, поданного страхователем в выбранную им страховую. При этом такое заявление должно не только содержать необходимую информацию, но и находиться в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к делопроизводству.

Для любого водителя не будут лишними сведения о том, как и в какой последовательности осуществляются этапы заключения страховой сделки. Обо всех нюансах получения полиса ОСАГО мы расскажем в этой статье.

Что представляет собой договор ОСАГО?

Для регламентирования обязательного страхования пользуются ФЗ №40 (ст.15). Здесь в п.1 сказано, что страхование (обязательное) осуществляется автовладельцем путем составления специального договора по обязательному страхованию.

В этом документе указывается ТС (здесь и далее – транспортное средство), владелец которого застраховал должным образом свою гражданскую ответственность.

Страховой договор ОСАГО – это документ, подтверждающий обязанность страховой компании (здесь и далее — страховщика) возместить/выплатить компенсацию за ущерб, нанесенный в результате ДТП здоровью, жизни либо имуществу потерпевшей стороне. При этом в документе отдельным пунктом четко оговорена сумма, в рамках которой будут произведены такие возмещения.

Следует отметить, что такой договор составляется на возмездной основе.

Договор ОСАГО: основные понятия

Среди юридических признаков таких договорных обязательств по автогражданке выделяют:

  • Консенсуальность – прописываются события, которые, как предполагается, могут настать в будущем;
  • 2-стороннесть – заключается всегда между 2-мя сторонами (страхователем и страховщиком);
  • Обоюдность – составляется исключительно по обоюдному согласию сторон;
  • Оплатность – предполагает обязательное внесение страховой премии (оплату).

Подобный вид договоров обязательно должен быть заключен в письменной форме, а, если этого не произошло, то документ признается ничтожным.

В документе сторонами договора выступают 2 лица, а именно:

  • Страхователь может быть, как физлицо, так и юрлицо. Физлицо подписывает договор лично, а со стороны юрлица – его уполномоченный представитель;
  • Страховщик – страховая компания (всегда лицо юридическое).

Путем заключения договора страхователь (автовладелец) преследует цель: за счет страховщика возместить убытки перед 3-ми лицами. Из этого можно заключить, что договорные отношения заключаются в интересах лиц сторонних (их круг неограничен и прямо они в договоре не указываются). Подобным сторонним может быть любое лицо (физическое/юридическое). Это зависит от того, кому и чьим конкретно интересам был нанесен ущерб при ДТП.

Особым субъектом договора выступают госорганы, поскольку без действий с их стороны никаких выплат не произойдет. Ведь потерпевшая в ДТП сторона может надеяться на получение возмещения ущерба со стороны страховщика лишь в случае предоставления справки о ДТП, которая составляется сотрудниками ГИБДД.

По ОСАГО под объектом договорных обязательств понимают гражданскую ответственность автовладельца за тот вред, который он нанес своими действиями при управлении ТС. Важно понимать, что среди рисков находятся лишь такие, как порча имущества, а также вред, нанесенный здоровью и жизни потерпевшей стороны. При этом в категорию возмещения по ОСАГО не входит вред моральный. Все убытки, связанные с таким вредом, определяются судом, который и решает судьбу иска, направляемого непосредственно к виновнику произошедшего ДТП.

Договор ОСАГО: общий порядок оформления

На рассмотрение поданного автовладельцем заявления у страховой компании есть 30 дней (основание – ГК РФ, ст.445, п.1).

По истечении этого срока должен быть выдан ответ, который может содержать один из двух вариантов:

  • Решение заключить договор;
  • Отказ от заключения договора с указанием причин такого решения.

Если по заявлению принято решение об удовлетворении, то страховым агентом-представителем компании должны быть проведены расчеты стоимости полиса с учетом исходной информации и тех коэффициентов, которые установлены в конкретном случае. В случае, когда автовладелец имеет намерение застраховать подержанную машину, может понадобиться проведение ее визуального осмотра. Подобные действия направлены на исключение мошенничества, поскольку любые имеющиеся на момент заключения договора повреждения сразу вносятся в специальный акт.

После полной подготовки договора ОСАГО, клиент обязан ознакомиться с ним и, в случае отсутствия с его стороны каких-либо вопросов, подписать его и осуществить оплату. Выполнив эти действия, он получает на руки:

  • Полис ОСАГО;
  • Бланки для извещения о ДТП – 2 экз.;
  • Памятку страховой компании и пр.

В последние годы автовладельцы получили возможность оформлять полис автогражданки в режиме онлайн. Осуществляется это на веб-ресурсах тех страховых, которые предоставляют населению услуги по оформлению полисов автогражданки.

Весь процесс оформления подобного документа включает несколько этапов, а именно:

  • Сканирование документов, входящих в перечень обязательных для оформления автогражданки;
  • Уточнение данных, которые могут пригодиться для заполнения на сайте специальной формы;
  • Подтверждение подлинности операции посредством электронной подписи;
  • Оплата полиса (через интернет).

Выполнение всех указанных операций не займет много времени. Как правило, пользователь тратит на выполнение всех действий 30-60 минут.

Сколько действует договор?

Отдельным законом об ОСАГО (в ст.10) регламентируется . Зачастую, этот период составляет 1 год, однако бывает и срок минимальный – от 3-х месяцев, который применяется для автоводителей, использующих свой транспорт лишь в определенный период (к примеру, летом для поездок на дачу и пр.). Следует отметить, что в этом случае применяется коэффициент поправки стоимости полиса, который в данном случае будет равен 0,5. Это означает, что для определения общей стоимости полиса применяется коэффициент правки, понижающий цену.

У стандартного периода действия страхового договора (1 год) есть определенные исключения, к которым относятся такие ситуации:

В качестве страхователя выступает автовладелец, имеющий гражданство другой страны

Страховка здесь заключается на тот же период, что и длительность регистрации лица, находящегося на территории РФ вместе со своим ТС. можно заключать на 5-летний срок.

Договор временный

Здесь речь идет о сроке действия соглашения, который соответствует периоду, затраченному на перегон автомобиля (к примеру, от места приобретения до места регистрации в ближайшем теротделении ГИБДД).

Договор временный (в связи с техосмотром)

В случае, когда по требованию законодательных актов и прочих нормативных документов потребуется поставить ТС на учет в другом регионе РФ, то по автовладельцу будет заключен договор ОСАГО временный, который будет действовать до момента надлежащего прохождения техосмотра авто.

Причин, вызывающих необходимость перерегистрировать ТС может быть много. Среди них:

  • сделки купли-продажи, после проведения которых необходимо успеть застраховать ТС и поставить его на учет в 10-дневный срок;
  • смена владельца ТС из-за вступления в права наследства;
  • изменение места жительства автовладельца с проведением соответствующей регистрации авто и пр.

Договор страхования: важные условия

По аналогии с любым юридическим документом, страховой договор содержит ряд моментов, которые подробно описывают все нюансы заключаемого соглашения. Среди них:

  1. Объект страхования – это ТС, которое прописано в страховом полисе (страхуется именно ТС, а не человек). Чтобы избежать любых махинаций в страховом договоре указывают уникальные заводские номера авто.
  2. Перечень страховых случаев – регламентирован в рамках и коррекции не подлежит.
  3. Цена полиса — определяется путем перемножения определенного базового тарифа (регламентирован законодательно) на отдельные коэффициенты, предусмотренные для каждого отдельного случая, а именно:
  • региональная привязка,
  • мощность авто,
  • число автоводителей, допущенных к управлению ТС, их стаж вождения и пр.
  1. Размеры выплат по страховке – определяются той степенью ущерба, которая была причинена здоровью и личному имуществу лиц, пострадавших при ДТП. Законодательно определен верхний лимит подобных выплат, который составляет:
  • 400 000 руб. – для возмещения имущественного ущерба;
  • 500 000 руб. – для возмещения вреда, нанесенного при автоаварии жизни и здоровью пострадавшего.
  1. Порядок, по которому происходит расторжение договора досрочно. Он применяется в случае, когда по каким-либо страховщик не исполняет свои договорные обязательства, и предполагает полный возврат клиенту стоимости полиса ОСАГО.

В случае, когда клиент продал свое авто и желает расторгнуть страховой договор по собственной инициативе, то он может рассчитывать на получение остатка страховых взносов за вычетом 23%, из которых 20% идет страховой за проведение работы с клиентом, а 3% — отчисление в РСА.

Документы, необходимые для заключения договора: подробный перечень

Перед началом процедуры оформления полиса ОСАГО, автоводителю следует определиться в какой страховой он будет это делать. Затем нужно собрать , которые требует компания.

Среди обязательных к предоставлению:

  • Заявление с просьбой заключить договор страхования (оформляется в офисе страховой либо самостоятельно в строгом соответствии с установленным образцом);
  • Гражданский паспорт страхователя;
  • Свидетельство госрегистрации ТС;
  • Копии автоудостоверений тех водителей, которые будут вписаны в полис (если планируется оформлять полис с неограниченным числом автоводителей, то не нужно предоставлять автоправа);
  • Данные техосмотра в диагностической карте.

Автоводитель имеет право самостоятельно пройти техосмотр либо воспользоваться для этого услугами того СТО, с которым сотрудничает страховщик. Следует отметить, что страховая не имеет никаких прав на навязывание автовладельцу конкретного СТО. Такие действия относятся к противозаконным и могут быть наказаны штрафом в размере 50 000руб.

В отдельных случаях для ОСАГО могут понадобиться следующие бумаги:

  • Для авто, которые были приобретены недавно и еще не поставлены на регистрацию – паспорт техсредства;
  • Если лицо, которое оформляет полис автогражданки, собственником ТС не является – доверенность на управление авто;
  • Для расчета коэффициентов за безаварийное вождение в случае, если предыдущие полисы оформлялись в другой страховой – справка о КБМ;
  • Для определения скидок и бонусов за продление – страховой договор ОСАГО предыдущий.

Как правильно составлять заявление?

Собрать документы из представленного списка не сложно, поскольку они обязаны находиться у каждого автовладельца. Затруднения могут возникнуть с составлением заявления. В особенности это касается ситуаций, когда, с целью экономии времени, человек решает составить его заблаговременно. Здесь стоит воспользоваться подсказками, размещенными на сайте страховой компании. Как правило, там есть не только бланк заявления, но и образец его корректного заполнения.

Следует отметить, что в России законодательными нормами предусмотрена для всех страховых организаций (основание – Приложение 2 положения ЦБ РФ №431-П от 19 сентября 2014г.).

Из этих соображений можно не тратить время на поиск нужного бланка и готовый образец заявления. Есть возможность просто скачать их у нас на сайте и, используя в качестве примера, самостоятельно составить заявление в страховую.

  • Скачать —
  • Скачать —
  • Скачать —

В тексте заявления на оформление полиса ОСАГО следует без ошибок и описок заполнить такие графы:

  • Ф.И.О. автовладельца;
  • Ф.И.О. водителей, которые допускаются к управлению ТС;
  • Данные гражданского паспорта;
  • Номер предыдущего страхового полиса.

Отдельно хотелось бы обратить внимание автовладельцев на то, что заключая договор автострахования, надо тщательно изучать все документы, которые дает страховой агент. Это поможет избежать дополнительных видов страхования, которые зачастую предлагаются сотрудниками страховых.

В вопросе, касательно отказов в заключении договоров ОСАГО, важно знать, что такой отказ неправомерен. Никто не может отказать владельцу ТС в оформлении полиса автогражданки. В этом случае собственные интересы можно защищать любым доступным способом.

Бланк документа «Заявление о выплате страхового возмещения пример» относится к рубрике «Заявление». Сохраните ссылку на документ в социальных сетях или скачайте его себе на компьютер.

В Открытое акционерное общество «____________»
Адрес: ______________________________

От ____________________________
Адрес: _____________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я, _____________________ _________ г.р. ранее состояла в браке с _______________________ ________ г.р.
_________ г. мой супруг погиб в автокатастрофе в городе Великий Новгород, что подтверждается Свидетельством о смерти I-ДЛ № _________ от ___________ года.
В автокатастрофе мой супруг разбил __________ государственный регистрационный знак ______________.

После, между мной, ____________________ (Владелец) и ОАО «____________» (Страховщик) в лице директора Московского филиала _______________________ было заключено Соглашение о передаче транспортного средства от ____________ г.
В соответствии с п. 1.1.1. Соглашения Владелец отказывается от своих прав на транспортное средство, указанное в п. 2.1.1. Соглашения, в пользу Страховщика и обязуется передать Страховщику данное ТС в порядке и на условиях, установленных настоящим соглашением.
В соответствии со ст. 1.1.2. Страховщик признает неблагоприятное событие, повлекшее причинение ТС, указанному в п. 2.1.1. настоящего Соглашения, тотальных повреждений, страховым случаем по варианту урегулирования претензии «С передачей поврежденного ТС», и обязуется выплатить Владельцу страховое возмещение в размере и сроки, установленные настоящим Соглашением.
В соответствии с п. 2.2.1 Соглашения Страховщик обязуется выплатить Владельцу страховое возмещение в размере ____________ руб. ___ коп., в течение 15 банковских дней с момента передачи Страховщику ТС, а также всех документов и принадлежностей ТС, определенных п. 2.1.3 настоящего Соглашения.

В соответствии с Актом приема-передачи ТС № ____________ от ___________ г. ТС было передано мной Страховщику.

В нарушение п. 2.2.1 Соглашения, Страховщик не исполнил своих обязательств по передаче мне денежных средств.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В настоящее время я требую от ОАО «____________» надлежащего исполнения обязательств по Договору. В случае дальнейшего уклонения от предоставления мне выплаты, мной будет подано исковое заявление в суд.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 309, 310 ГК РФ

1. Произвести Заявителю выплату денежных средств в размере _________
2. Ответ на настоящее заявление направить Заявителю в письменном виде по вышеуказанному адресу;

Приложение:
1. Копия Соглашения;
2. Копия акта приема-передачи ТС;

« »_________________ г. ______________________________________



  • Не секрет, что офисный труд негативно сказывается и на физическом, и на психическом состоянии работника. Фактов, подтверждающих и то и то, существует довольно много.

  • На работе каждый человек проводит значительную часть своей жизни, поэтому очень важно не только то, чем он занимается, но и то, с кем ему приходиться общаться.

  • Сплетни в рабочем коллективе – вполне обыденное явление, причем не только среди женщин, как это принято считать.

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.


Форумы в Сети, посвящённые обсуждению проблем с ОСАГО , пестрят сообщениями от пользователей, которым компенсации по ОСАГО не хватило даже на минимально необходимый ремонт автомобиля.

Именно из-за этого в некоторых российских регионах столь популярной стала деятельность «автоюристов» - лиц, прибывающих на место аварии и приобретающих за небольшую сумму у пострадавших в ДТП право требования возмещения денежных средств по ОСАГО.


Само собой, потом «автоюристы» получают от страховых намного больше – все неустойки, штрафы и накладные расходы идут им в карман.

Тем не менее, проигравшей стороной, как обычно, является клиент: страховщики, терпящие убытки от деятельности «автостраховщиков», ограничивают количество доступных к продаже полисов, искусственно делают веб-сайты недоступными, а также всячески пытаясь снизить сумму выплачиваемой компенсации.

Рынок по ОСАГО, несмотря на огромное количество регулирующих его документов и структур, по большей части остаётся рынком стихийным, поэтому автолюбитель, попавший в аварию и желающий получить достаточное для качественного ремонта возмещение ущерба, должен знать, что делать и на какие уловки ни в коем случае нельзя попадаться.

Крупным российским информационным изданием с целью составления списка самых популярных уловок автостраховщиков были опрошены эксперты рынка автострахования. Все описанные ниже механизмы занижения выплат или их отсрочки будут применяться страховщиками как минимум до того момента, пока не будет введена натуральная компенсация причинённого ущерба.

  • Использование европротокола
    Агенты страховых компаний оперативно узнают, что их клиент попал в ДТП, и сразу же прибывают на место (стараясь опередить «аварийных комиссаров», которые по факту оказываются «автоюристами»). Прибыв на место аварии, работники страховой всеми силами стараются убеждать клиента, что автомобилю причинён незначительный ущерб, а значит, для экономии времени и сил можно оформить ДТП с использованием европротокола . Правда, при последующем исследовании автомобиля выясняется, что для восстановления машины 50 тысяч рублей, которые максимально могут быть выплачены по европротоколу, не хватит.

    В такой ситуации прежде всего нужно не поддаваться на провокации страховщиков. Ни в коем случае нельзя использовать европротокол в случае, если в ДТП была повреждена передняя часть автомобиля – повреждения в таком случае обычно видны только после диагностики в автосервисе.

    По мнению Олеси Емельяновой, юриста компании «Генезис», использование европротокола при оформлении ДТП чревато и другими неприятными для водителя последствиями. Если толковать п. 8 ст. 11.1 "Закона об ОСАГО" буквально (как обычно и делают автостраховщики), то может возникнуть следующая ситуация: при фактической сумме ущерба в 45 тысяч рублей страховщик может выдать клиенту всего 10 тысяч рублей и заявить, что требование компенсировать оставшиеся 35 тысяч является дополнительным требованием, которое не может быть предъявлено клиентом.

  • «Моментальная» выплата
    Попавший в ДТП водитель, собравший документы и пришедший для получения компенсации в офис урегулирования убытков, сразу получает от работника страховой предложение получить сразу же какую-то сумму компенсации, взамен подписав документ о полном отсутствии претензий.
    В такой ситуации, как считает Евгений Коротаев, возглавляющий отдел по развитию «Сравни.ру», ни в коем случае не стоит соглашаться на предложения работников страховой, а до конца настаивать на возмещении компенсации в полном объёме в установленные законом сроки. В противном случае может возникнуть ситуация, при которой суммы, полученной от страховой, не хватит на полный восстановительный ремонт автомобиля.
  • Задержка экспертизы
    При использовании данного способа снятия с себя обязательств страховая организация очень рано начинает тянуть время. Клиент, пришедший в офис урегулирования убытков, слышит от работника страховой организации, что дата, время и место оценки ущерба будут сообщены ему позже. Как правило, ни через несколько дней, ни через неделю, ни даже через несколько недель работники страховой не выходят на связь с клиентом. Расчёт в данной ситуации довольно прост: страховая ждёт, пока клиент не начнёт восстанавливать свою машину самостоятельно, чтобы потом с полным правом отказать ему в выплате.

    В такой ситуации главное – терпение: нужно либо пользоваться машиной в том состоянии, в котором она оказалась после ДТП, либо вовсе отказаться от езды на ней. Рано или поздно страховщик всё равно пойдёт на контакт: если вопрос с компенсацией ущерба не будет решён ею через 20 календарных дней после ДТП (праздники не учитываются), то страховая может «попасть» на очень крупный штраф.

    Эта уловка может быть применена страховщиком и после прохождения автомобилем экспертизы. Как считает Александр Коваль, возглавляющий АНО "За справедливые выплаты", страховая может намеренно не выдать клиенту акт о прохождении машиной осмотра, после чего заявить, что клиент не предоставил свой автомобиль для этой процедуры в оговоренные сроки. Чтобы не допустить этого, автовладелец должен запросить у страховщика документ со всеми определёнными дефектами автомобиля сразу после завершения процедуры.

  • Нарушения при проведении экспертизы
    Эксперт, который проводит дефектовку автомобиля, намеренно не вносит в документ о её прохождении сведения о неисправностях или дефектах, появившихся в автомобиле в результате аварии. При использовании такой уловки эксперты, как правило, либо утверждают, что какие-то царапины на кузове были ещё до аварии, либо умалчивают о скрытых дефектах.

    В этой ситуации нужно изначально не надеяться на то, что эксперт будет заинтересован максимально «раскрутить» страховую организацию на выплату большой суммы. Часто многие автолюбители, рассчитывающие на экспертов как на людей, которые помогут им получить хорошее по размеру возмещение ущерба, с досадой узнают, что та деталь, которая должна быть заменена, вполне может быть отремонтирована, а деталь, подлежащая ремонту, должна быть просто покрашена.

    По мнению генерального директора компании «Оливия» Андрея Лихачёва, клиент при осуществлении экспертизы должен также осматривать автомобиль и при обнаружении дефектов, которые не были отражены экспертом в документе о прохождении процедуры, настаивать на их внесении в дефектовку. Кроме того, автолюбитель также может выразить своё несогласие с результатами процедуры путём написания замечания.

    Кроме того, как считает Лихачёв, клиент должен осмотреть свой автомобиль и по возможности указать на обнаруженные дефекты ещё тогда, когда ДТП оформляется сотрудниками ГИБДД. Большинство автовладельцев, попадающих в аварии, забывают, что у их машин могут быть ещё и внутренние повреждения, из-за чего им потом приходится восстанавливать авто за собственный счёт.

  • Заключение соглашения о размере повреждений
    По результатам экспертизы сотрудник компании-страховщика предлагает клиенту подписать некое соглашение о размере повреждений. Клиент, подписывающий документ, по сути, добровольно даёт согласие на обман себя страховой организацией.

    В такой ситуации прежде всего нужно внимательно изучить текст документа и при наличии в нём пунктов, с которыми клиент не может согласиться, подпись ставить не нужно. Дело в том, что после подписания такого соглашения клиент лишается права требовать денег для устранения повреждений, не указанных в тексте соглашения. По мнению Олеси Емельяновой, эксперта компании «Генезис», суды в таких случаях встают на сторону автостраховщиков: соглашения, предлагаемые страховщиками, составлены чаще всего понятно и доступно, а значит, по мнению судов, препятствий для их объективного и всестороннего изучения сторонами нет.

  • Занижение суммы ущерба ОСАГО
    В этом случае экспертиза, как правило, не вызывает у клиента никаких вопросов, однако затем он получает компенсацию, в несколько раз меньше той, на которую рассчитывал.

    В этом случае клиент страховой должен попытаться найти в предоставленных ему документах намеренно допущенные «ошибки». По мнению Андрея Барсукова, заместителя генерального директора «Русского АвтоМотоКлуба», в калькуляциях по необходимым для восстановления машины процедурам часто занижаются объёмы работ, а также не указываются некоторые дорогостоящие детали. Использование в комплексе таких мер, как заявляет Барсуков, позволяет снизить сумму выплаты почти вдвое.

    Клиент, получивший несоответствующую ущербу компенсацию, должен провести самостоятельный аудит, начать который следует с запроса у страховой компании копии документа, на основании сведений из которого был составлен страховой акт. Как считает Александр Коваль, возглавляющий АНО "За справедливые выплаты», большинство страховщиков в такой ситуации откажут в предоставлении документа, однако такие действия страховых организаций незаконны и могут повлечь за собой наказание.

    Дмитрий Белов, возглавляющий финансовый департамент ГК «АвтоСпецЦентр», рекомендует в таких случаях автовладельцам самостоятельно проводить независимую экспертизу , получать результаты, а затем на их основании направить страховой организации претензию. Страховщики обязаны в пятидневный срок принять претензию к рассмотрению и направить клиенту ответ.

    Впрочем, независимый эксперт имеет ограниченное влияние на ситуацию. По мнению участников рынка автострахования, ценовые справочники, составленные РСА, чаще всего содержат в себе заниженные по сравнению со среднерыночными цены на проведение самых популярных восстановительных работ и на приобретение самых популярных запчастей и деталей.

  • Задержка получения клиентом компенсации
    Клиент, собравший все документы по ДТП, предоставивший их на рассмотрение страховой и передавший автомобиль на экспертизу, определяющую ущерб, тем не менее, не получает от страховщика возмещение ущерба.

    В такой ситуации прежде всего нужно изучить правила страхования. Они могут быть размещены на сайте организации-страховщика, кроме того, при заключении соглашения о страховании клиент должен получать брошюру с этими правилами. Детально изучив правила и поняв, что страховщик ими пренебрегает, клиент может переходить к активным действиям.

    По мнению Александра Коваля, в такой ситуации нужно сначала составить жалобу в РСА и Центробанк. Если эти структуры не дают чётких ответов, клиент может направить своему страховщику досудебную претензию, в которой нужно потребовать предоставления сведений о задержке выплаты и потребовать немедленной компенсации ущерба. Чтобы претензия была обязательно рассмотрена страховой организацией, она должна быть направлена либо заказным письмом с уведомлением о вручении, либо передана через секретаря организации с отметкой о принятии.

    Если же страховщик не реагирует и на это, клиент имеет полное право обратиться в суд и потребовать не только компенсации ущерба, но также и выплаты процентов за просрочку, а также получения неустойки.

  • Претензии к полису клиента
    Страховщик начинает предъявлять клиенту претензии о том, что его полис о каким-то причинам недействителен.

    По мнению Алины Тухватуллиной, юриста нашего общества, при предъявлении страховой претензий к подлинности полиса клиента клиент должен найти и предоставить на рассмотрение квитанцию, которая была выдана ему при приобретении полиса, другие документы, которые были оформлены при заключении страхового соглашения, а также поднять переписку клиента и представителей страховщика.

    Эксперты рынка советуют вести общение со страховщиком в письменном виде (посредством направления ему бумажных писем с обязательным сохранением не только самих писем, но и конвертов из-под них), а также помнить о действующем в российском праве принципе презумпции невиновности.

    Примером может послужить недавний прецедент в Кемеровской области, когда судья при рассмотрении подобного дела встал на сторону клиента страховой организации. Как отмечалось в решении суда, клиент, покупающий полис ОСАГО, не обязан проверять законность оснований, на которых им владеет конкретная страховая компания. Кроме того, как отметил судья в своём решении, если полис, купленный страхователем, не имеет явных признаков подделки, то даже в том случае, если он является поддельным, страхователь всё равно имеет право на получение компенсации.

    Алина Тухватуллина замечает, что подобная судебная практика отвечает позиции Верховного Суда, Постановление которого от 29.01.2015 говорит: «Выдача полиса ОСАГО при отсутствии доказательств иного является подтверждением факта заключения соглашения об ОСАГО».
    По мнению Андрея Барсукова, представляющего «Русский АвтоМотоКлуб», страховые организации часто сами очень недобросовестны в этом вопросе, объявляя даже проданные в своих офисах полисы ОСАГО утраченными. Как считает Барсуков, соглашаться на предложения о приобретении полиса ОСАГО по низкой цене не стоит: проблем с получением компенсации ущерба при выборе такого варианта может быть очень много.

  • Апелляция к проблемам с полисом виновника ДТП
    Страховая организация может отказать в выплате, ссылаясь на отсутствие подтверждений наличия у водителя, виновного в ДТП, действующего полиса ОСАГО.

    Решение проблемы в такой ситуации одно – суд. Однако перед подачей искового заявления нужно понять, с кем именно следует судиться. Как отмечает Евгений Коротаев, представляющий сервис «Сравни.ру», в этом вопросе возможны варианты: со страховой нужно судиться, если страховщик отказывает в выплате на основании неполучения денег по факту заключения соглашения ОСАГО от своего агента; подавать в суд на виновника аварии нужно в том случае, если его полис имеет явные признаки подделки.

  • Апелляция к другим проблемам
    Страховая организация отказывает своему клиенту в выплате на основании веской причины, к которой сам страхователь, тем не менее, не имеет никакого отношения.

    В таком случае нужно проштудировать текст закона «Об ОСАГО» и определить, какой вес имеют указанные страховщиком обоснования для отказа в выплате. Если причины надуманны, страхователь может смело обращаться для рассмотрения дела в суд. По мнению Андрея Ермакова, руководителя общества автомобилистов, часто страховщики отказывают в выплате на основании того, что вина другого водителя в ДТП не доказана либо на основании того, что лицо, являющееся виновным в ДТП, не было внесено в страховку. Это, как и многие другие причины (даже отзыв лицензии у страховой организации на ведение страховой деятельности либо наличия в крови виновника аварии алкоголя) не может стать оправданием невыплаты денежной компенсации страховщиком страхователю.

P. S. Андрей Ермаков, партнер общества автоюристов и адвокатов по ДТП:

Часто страховщики, действуя не так, как желают того страхователи, руководствуются исключительно стремлением к «лёгким деньгам». Участники рынка ОСАГО должны защищаться от мошенников и выполнять все требования законодательства.

Сегодня судебные учреждения и надзорные структуры действуют по отношению к страховщикам достаточно однобоко, взыскивая с них компенсации в тех ситуациях, когда обстоятельства, приведшие к ущербу для страхователя, не являются очевидными. Именно это, кстати, послужило мощным толчком для появления большого количества адвокатов по ДТП , из-за чего страховщики вынуждены взаимодействовать со своими клиентами ещё жёстче, чем раньше. Основная пострадавшая сторона, как и раньше – добросовестные страхователи.

Другой бич рынка ОСАГО – огромное количество мошенников. По оценкам лидеров рынка, страховщики ежегодно теряют порядка 20% выплат, которые поступают в карман мошенническим структурам. Из-за этого большинство страховщиков вынуждены ужесточать правила получения клиентами компенсации, что большей частью страхователей воспринимается как попытка страховщика уклониться от своей обязанности компенсировать ущерб.

За последние несколько лет вступило в действие множество правок к закону «Об ОСАГО» и подзаконных актов, ограничивающих и без того достаточно узкие рамки деятельности страховых организаций. Правки и подзаконные акты чётко устанавливают, какой максимальный срок должен пройти с момента ДТП до момента получения компенсации страхователем, утверждают единую методику, по которой должен рассчитываться ущерб страхователя, а также устанавливают серьёзные штрафные санкции для страховщиков, не выполняющих требования законодательства.

Всё это не позволяет страховым организациям, работающим на рынке ОСАГО, каким-либо образом уходить от своих обязательств по выплате компенсаций своим клиентам.

Отправить

Класснуть