Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

V. Понятие налоговой ставки. Виды налоговых ставок. Твердые ставки налога

При исчислении налога ставка, как правило, - это то, на что умножается (умножитель).

По конкретным налогам ставки могут устанавливаться не только в единственном числе (например, общая ставка по НДС - 18%, льготная - 10%), но и во множественном, по методу так называемых налоговых тарифов - в виде систематизированного перечня (в твердых суммах или процентах), - по которым облагаются различные товары , предоставляемые услуги и т. д. Наиболее типичным примером налоговых тарифов выступают таможенные тарифы.

2. В теории налогообложения выделяются следующие виды налоговых ставок:

Тождественные (твердые);

Процентные (долевые).

- Равные налоговые ставки соответствуют равному методу налогообложения , при котором для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога . Фактически в данном случае сумма налога (налоговый оклад) и налоговая ставка совпадают .

Примером равного налогообложения выступает подушное налогообложение, при котором каждый налогоплательщик уплачивает налог в определенной сумме, причем имущественное положение плательщика в данном случае практически не учитывается.

- При применении твердых ставок на каждую единицу налога определен абсолютный размер налога , зафиксированный в денежном выражении . Например, ст.361 НК (Транспортный налог) установил размер годового налога с владельцев легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. в размере 7 рублей за лошадиную силу.

- Процентные ставки устанавливаются в процентах от единицы налогообложения , например 13% с каждого рубля дохода физического лица .

Процентные ставки установлены для НДС, и т. д.

Налоги, ставки которых устанавливаются в процентах от единицы обложения, называются квотативньши.

3. В зависимости от изменения размера налогооблагаемой базы налоговые ставки могут изменяться или оставаться неизменными .

По этому основанию различают ставки пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

- Пропорциональные ставки не изменяются при изменении размера налогооблагаемой базы , т. е. процент ставки фиксирован . Примером пропорциональной ставки служит общая (13%) ставка налога на доходы физических лиц .

- Прогрессивные ставки резко (нелинейно) увеличиваются с ростом базы налога .

Прогрессивные ставки основаны на использовании принципа дискреционного дохода .

Дискреционный доход определяется как разница между совокупным доходом и доходом, который тратится на удовлетворение необходимых первоочередных потребностей . Поскольку с ростом дохода доля жизненно необходимых затрат уменьшается, доля дискреционного дохода, т. е. дохода, используемого для собственных нужд, возрастает . Следовательно, должно возрастать и налоговое бремя.

При прогрессивной ставке налогообложения могут применяться две шкалы: простая и сложная .

В результатепростой прогрессии увеличивающаяся ставка применяется ко всей налогооблагаемой базе. Так происходит, в частности, по транспортному налогу, за легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно уплачивали налог по ставке 5 рублей. за каждую лошадиную силу, а с мощности двигателя более 100 л. с. (до 150 л.с.) - по ставке 7 руб. за каждую лошадиную силу.

Сложная (раскладная) прогрессия предусматривает разделение налогооблагаемой базы на части, каждая из которых облагается по своей, более высокой ставке. В этом случае налоговый оклад определяется как сумма нескольких составляющих. Примером сложной прогрессии является бывшая ставка подоходного налога, увеличивающаяся по мере роста совокупного дохода физического лица.

- Регрессивные (дегрессные) ставка уменьшаются по мере увеличения налогооблагаемой базы .

Примером регрессивной ставки является ставка государственной пошлины за обращение в суд или арбитражный суд . Так, с исковых заявлений имущественного характера, подаваемых в арбитражный суд, при цене иска до 100 тыс. руб. госпошлина составляет 4% цены иска, но не менее 2000 руб.; свыше 100001 руб. до 200 тыс. руб. - 4 тыс. руб. + 3% суммы свыше 100 тыс. руб., и т.д.

Применение нескольких видов ставок при обложении каких-либо объектов налогом одного вида носит наименование смешанного метода обложения.

4. В зависимости от степени изменяемости выделяют общие, повышенные и пониженные (льготные, преференциальные) ставки налога .

По налогу на добавленную стоимость для отдельных видов товаров (продукты питания, детская одежда) предусмотрена пониженная ставка в размере 10% при общей ставке 20%.

При третьем методе ставки устанавливаются в абсолютных суммах - рублях и копейках с единицы веса, количества или объема реализованной продукции. Твердые ставки налога с оборота установлены по хлебопродуктам (зерну, крупе, муке), зернофуражу, нефтепродуктам, природному и попутному газу, спичкам, ферментированному табаку. Ставки дифференцируются по группам, видам и сорту этих товаров, чем достигается воздействие на уровень рентабельности изделий.  

В зависимости от характера документа применяются фиксированные (твердые) ставки налога или пропорциональные - в процентах от суммы сделки или операции, оформляемой документом.  

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются обычно при обложении земельными налогами , налогами на имущество. В российском налоговом законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным налогом.  

В Советской России в 20-е гг. использовался также единовременный общегражданский налог . Этот налог, относящийся к целевым налогам , впервые был введен Декретом ВЦИК и СНК от 11 февраля 1992 г. для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбы с эпидемиями и улучшение жизни детей, находящихся на государственном обеспечении. Налогоплательщиками были трудоспособное население (мужчины в возрасте от 17 до 60 лет, женщины - от 17 до 55 лет). Налог взимался по твердым ставкам в размере 50 коп., 1 руб., 1 руб. 50 коп. (в золотом исчислении), устанавливаемым в зависимости от уровня дохода и социального положения плательщика. Освобождались от уплаты красноармейцы, находившиеся на действительной службе, учащиеся, женщины, имевшие детей в возрасте до 14 лет, лица, пользовавшиеся социальным обеспечением . Кроме того, налог не взимался с жителей сельских местностей, освобожденных в 1921 г. от зернофуражного продналога из-за неурожая.  

Налог исчислялся по твердым ставкам с 0,01 га земельной площади. Для каждой союзной республики были установлены средние ставки налога , а для автономных республик, краев и областей - предельные отклонения от средних ставок по республике (т.е. наибольшие и наименьшие ставки) по РСФСР средняя ставка составляла 85 коп., наименьшая - 30 коп., наибольшая - 1 руб. 40 коп. Совету Министров РСФСР было предоставлено право в необходимых случаях изменять ставки сельскохозяйственного налога , исходя из средних ставок налога для данной республики определять средние ставки налога для отдельных автономных республик, краев и областей с увеличением или уменьшением ставок в установленных пределах в зависимости от экономических особенностей подведомственных административно-территориальных единиц. Советы Министров союзных республик, не имевшие областного деления, Советы Министров автономных республик, исполкомы краевых, областных Советов исходя из средних  

Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений , остающихся в распоряжении предприятий. Изымая часть денежных накоплений , государство создает у предприятий стимул к изысканию дополнительных резервов роста прибыли и прежде всего за счет повышения эффективности производства. С переходом к рыночным отношениям наибольшее распространение получают налоговые методы изъятия доходов предприятий (налог на прибыль и др.). Вводятся твердые единые ставки налогов , создающие равные стимулы к интенсификации производства у всех предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному обновлению производственной базы , росту расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, тем самым стимулирует рост эффективности производства.  

Нормой налогообложения является налоговая ставка - размер налога на единицу обложения . Существуют различные виды налоговых ставок. В том случае, если устанавливается единый процент уплаты налогов, независимо от размеров дохода, мы имеем дело с пропорциональными ставками . В тех случаях, когда ставки возрастают с увеличением доходов, налицо прогрессивные ставки. В практике налогообложения встречаются также твердые ставки, устанавливаемые на единицу объекта (например, автомашину), независимо от его стоимости.  

Так или иначе, древляне были побеждены, оставшиеся в живых и на свободе отягощены, как водится, еще более "тяжкой данью", и нужно было снова выстраивать с ними мирные, внутриполитические отношения. И вот здесь Ольга и делает гениальное управленческое нововведение, которое призвано было навсегда предотвратить инциденты, подобные тому, что привел к гибели ее мужа. Она пошла новым, на этот раз уже мирным походом по Древлянской земле, "устанавливая распорядок даней и налогов", а потом, передохнув в Киеве, совершила поход с этой же целью к Новгороду Великому и так "установила все" по всей Руси. Таким образом, Ольга первой на Руси попыталась совершить для своих подданных благодеяние, на которое современные граждане России и Украины до сих пор не могут подвигнуть нынешние правительства, - княгиня установила твердую ставку налогов, четко обозначила место и время, когда они будут взиматься. Ведь даже самый высокий, но четко обозначенный налог лучше положения, при котором человек, уже отдав положенное государству, не знает, сколько еще, когда и на какие новые нужды с него сдерут.  

В соответствии с Положением от 12 ноября 1923 г. был объединен с рядом других налогов (общегражданским, трудгужналогом, квартирным и налогом с лиц, нанимающих домашнюю прислугу). Налог устанавливался в виде основного (классного) и дополнительного (прогрессивного). Плательщики основного налога в зависимости от делились на категории и группы. Для каждой группы устанавливался твердый оклад налога , необлагаемый минимум , дифференцированный по поясам местности. Дополнительный налог исчислялся по прогрессивным ставкам с совокупного дохода (за вычетом основного налога), превышавшего установленный минимум. Все лица, вносившие налог по совокупности доходов (кроме рабочих и служащих), сверх налога на доход уплачивали налог с имущества личного пользования, не являвшегося предметом их промысла, по особой ступенчатой шкале. Обложение имущества постепенно утратило свое значение, и в 1924 г. подоходно-поимущественный налог был преобразован в подоходный налог.  

Обложение единоличных трудовых хозяйств отличалось от обложения колхозов и колхозников следующими особенностями 1) применялись прогрессивные ставки налога (при облагаемом доходе до 200 руб. твердая ставка в размере 15 руб., но не менее ставки, установленной для колхозников данного района) 2) облагаемый доход исчислялся по средним нормам доходности , устанавливаемым для данного района для гектара земли различных видов (посева, сенокоса, спецкультур и т.д.) и головы скота (рабочего, крупного рогатого, мелкого) 3) к обложению привлекались неземледельческие заработки, облагаемые не полностью, но в некоторой части 4) для этой категории был установлен меньший объем льгот (кроме льгот производственного характера предоставлялись скидки с налога на нетрудоспособных членов семьи, скидки хозяйствам военнослужащих, инвалидов и пр.) 5) в облагаемый доход хозяйства в сумме не более 30% остального облагаемого дохода включались доходы от продажи сельскохозяйственных продуктов на частном рынке по рыночным ценам (на колхозников обложение этих доходов не распространялось).  

От сельхозналога и от других взимавшихся на базе сельхозналога платежей культжилсбор отличался тем, что к обложению им привлекались (по минимальной ставке 5 руб.) также и не имеющие необобществленных доходов колхозники, которые никаких других налогов не платили. Для прочих хозяйств закон устанавливал либо твердые ставки сбора в размерах от 10 до 60 руб., либо ставки в процентах к сельхозналогу - от 75 до 200%, с правом краевых и областных исполкомов дифференцировать по районам размеры сбора для плативших сельхозналог хозяйств колхозников и трудящихся единоличников (для кулацких хозяйств действовала повсеместно одна ставка сбора - 200% оклада сельхозналога).  

Смотреть страницы где упоминается термин Твердые ставки налога

:                         Финансово кредитный словарь Том 2 (1964) -- [

Налоги - основной источник финансирования потребностей государства. Эффективный их сбор во многом предопределяет устойчивость экономической системы страны. Политика налогообложения государства включает разработку, во-первых, собственно, налогов для тех или иных субъектов хозяйственных активностей, а во-вторых - определение ставок, в соответствии с которыми они должны взиматься. Решение как первой, так и второй задачи в одинаковой степени важно с точки зрения выстраивания в государстве стабильной системы налогообложения. Изучим то, исходя из каких принципов могут применяться те или иные ставки по налогам и сборам. Какие концепции могут лежать в основе их определения?

Что такое ставка налога?

Прежде чем рассматривать те или иные виды ставок налогов, полезно будет исследовать сущность рассматриваемого термина. Какие распространенные теории экспертов заслуживают в данном случае особого внимания?

В соответствии с популярной в среде российских юристов точкой зрения, под ставкой налога следует понимать размер соответствующего сбора, который приходится на ту или иную единицу налогообложения. Как правило, рассматриваемый показатель выражается в процентах. Ставки по тем или иным налогам могут фиксироваться как в единственном числе, так и в виде перечня, отдельные пункты которого применяются в той или иной ситуации. Утверждение налоговых ставок - один из ключевых инструментов государственного регулирования национального хозяйства.

Классификация ставок

Те или иные виды ставок налогов могут быть определены, исходя из самых разных оснований для их классификации. Так, распространен подход, в соответствии с которым показатели, о которых идет речь, могут быть представлены в следующих категориях:

  • равные налоговые ставки;
  • тождественные или твердые показатели;
  • процентные или долевые ставки.

Рассмотрим данную классификацию подробнее.

Равные ставки

Равные ставки предполагают, что каждый налогоплательщик будет вносить в бюджет ту же сумму налога, что и другой, относящийся к той же категории субъектов правоотношений. Примером подобной ставки может быть показатель, который входит в структуру формулы фиксированного платежа ИП в государственные фонды. Все российские индивидуальные предприниматели должны вносить в бюджет одинаковые взносы - вне зависимости от наличия у них дохода.

Твердые ставки

Следующий тип ставок - те, которые классифицируются в рамках рассматриваемой концепции как твердые. Их основное отличие от первых - величина соответствующих показателей может, так или иначе, зависеть от размера налогооблагаемой базы. Например, транспортный уплачивается как раз таки на основе твердых ставок. Но фактическая величина платежей в бюджет определяется исходя из показателей соответствующего актива - мощности автомобиля в л. с. Можно отметить, что твердые ставки занимают промежуточное положение между равными и процентными. Изучим сущность вторых подробнее.

Процентные ставки

Применение процентных налоговых ставок предполагает начисления того или иного сбора пропорционально величине налогооблагаемой базы. Например - если речь идет о зарплате гражданина, то на нее начисляется НДФЛ в размере 13 % в корреляции с фактической величиной соответствующей компенсации. Главное отличие процентных ставок от твердых - главным образом в применении непропорциональной корреляции между фактической величиной налога и размером базы. Например, с зарплаты 10 000 руб. человек должен уплатить НДФЛ в размере 13%, то есть 1300 руб. С 15 000 рублей он также уплатит 13%, то есть, 1950 руб. В свою очередь, транспортный налог с легковой машины мощностью 100 л. с. составит, исходя из текущих формул, утвержденных законодательством, 1500 руб., в то время как при мощности машины в 150 л. с., сбор будет 3000 рублей - в два раза больше, хотя показатели в л. с. различаются в иных пропорциях.

Виды ставок налогов могут предопределяться также иными основаниями для их классификации. Так, распространен подход, по которому соответствующие показатели делятся на пропорциональные, прогрессивные, а также регрессивные. Изучим особенности данной концепции подробнее.

Пропорциональные ставки

Данные виды ставок налогов, в принципе, соответствуют процентным - что рассмотрены нами выше. Главный их признак - фиксированность соответствующего процента. В случае с НДФЛ, человек платит 13% с зарплаты вне зависимости от ее размера. Примеры других пропорциональных ставок - имущественный сбор, налог на прибыль, НДС.

Можно отметить, что в РФ виды налоговых ставок по НДФЛ - разные для резидентов РФ, а также тех граждан, которые основную часть времени живут за рубежом. Резиденты платят НДФЛ по ставке 13%. Те граждане, которые в основном живут за рубежом, уплачивают соответствующий сбор по ставке 30%. Можно отметить, что факт наличия паспорта РФ никак не влияет на получение налогоплательщиком того или иного статуса. Даже если человек - гражданин России, но постоянно живет за рубежом, то он будет платить налоги по ставке в 30%. В свою очередь, иностранцы, преимущественно проживающие в РФ, будут отдавать государству 13% от своего дохода.

Ставки и вычеты

Примечательно, что государство может применять ставки, схожие с налоговыми, при исчислении вычетов - тех платежей, которые, в свою очередь, должны перечисляться не в бюджет, а из него - гражданам и организациям. Данную работу в РФ осуществляет, в частности, ФНС.

Например, что касается вычетов по НДФЛ, соответствующая ставка составляет 13%, но применяется она в отношении расходов гражданина, признаваемых в качестве основания для соответствующих выплат. Это могут быть затраты, связанные с приобретением жилья - для имущественного вычета, с оплатой учебы - для социальных компенсаций. Использование преференций, о которых идет речь, может предполагать ряд ограничений по размеру выплат, исходя из предельной величины расходов, которая установлена законодательно. Есть вычеты также и для бизнесов, например, по НДС.

Прогрессивные ставки

Данная разновидность показателей предполагает, что величина фактических платежей в бюджет увеличивается синхронно с ростом налогооблагаемой базы. Таким образом, если человек зарабатывает больше, возрастают также его обязательства перед государством. Данная схема налогообложения распространена в западных странах. Вместе с тем данные виды налоговых ставок в РФ также могут находить применение. Выше мы рассмотрели особенности исчисления транспортного сбора и убедились - платежная нагрузка на владельцев автомобилей увеличивается по мере роста показателей мощности транспортного средства в л. с.

Налог на основе прогрессивных показателей может исчисляться двумя способами. Первый предполагает, что ставка растет в корреляции со всей налогооблагаемой базой - как в случае с исчислением транспортного налога. Второй способ определения фактических размеров платежей в бюджет предполагает, что ставка будет увеличиваться в корреляции с какой-либо частью налогооблагаемой базы.

Регрессивные ставки

Весьма распространенными в мировой практике видами налоговых ставок являются регрессивные показатели. В свою очередь, они предполагают уменьшение платежной нагрузки в бюджет, выражаемой в процентах, при условии роста налогооблагаемой базы. В качестве практического примера подобной схемы исчисления налоговых обязательств можно привести определение размера государственной пошлины при подаче заявки в арбитражный суд.

Виды налогов, налоговые ставки могут определяться на основе самых разных методологий. Рассмотрим примеры иных популярных концепций.

Маргинальные ставки

Так, исследователи выделяют маргинальные ставки. Данные показатели фиксируются в нормативно-правовых актах, посредством которых государство вводит тот или иной налог. Как правило, применяются соответствующие ставки в определенным налоговым разрядам либо отдельным компонентам дохода. Как правило, применяется в целях налогообложения конкретных разновидностей выручки, например, дохода со сделок по продажам ценных бумаг.

Фактические и экономические ставки

Еще один вид ставок налогообложения, выделяемый экспертами, - фактические. Предполагают исчисление отношения уплаченного сбора к налоговой базе. Существуют также экономические ставки. Предполагают исчисление отношения уплаченного сбора к полученному налогоплательщиком доходу.

Относительные и абсолютные ставки

Виды налогов, налоговые ставки могут классифицироваться исходя из отнесения вторых к абсолютным или относительным. Рассмотрим данный аспект подробнее. Абсолютные ставки, в принципе, соответствуют твердым - тем, которые мы рассмотрели выше наряду с равными и процентными. В свою очередь, использование относительных показателей предполагает исчисление налога исходя из отношения ставки к единице налогообложения.

  • процентные ставки - соответствующие тем, что мы рассмотрели выше;
  • кратные - предполагающие соотнесение величины сбора и единицы налогообложения, исходя из величин, кратных установленному показателю;
  • денежные ставки - устанавливающие фактический платеж в размере конкретной суммы, коррелирующей с величиной налогооблагаемой базы или ее частью.

Таковы основные формы и виды налоговых ставок, применяемые в российской и мировой практике. Их применение может зависеть от специфики конкретного субъекта налогообложения, а также приоритетов в государственной политике.

Отметим, что основные виды налоговых ставок, рассмотренные нами, могут также сочетаться между собой. В этом случае они будут именоваться комбинированными. В ряде случаев государство может корректировать положения законодательства, регулирующие применение тех или иных показателей. Могут устанавливаться различные виды платежей, исчисляемых в фиксированной формуле, те или иные виды налогов - в процентной. Ставки при этом регулируются, исходя из текущих экономических задач государства.

Ставки и законодательство

В ряде случаев соответствующие показатели могут фиксироваться на уровне законодательства отдельных субъектов РФ. Основной источник права, в котором фиксируются налоговые ставки - НК РФ. Региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие соответствующие показатели, не должны противоречить положениям НК РФ. В ряде случаев политика государства в части регулирования применения налоговых ставок может быть в достаточной мере консервативной, в иных - характеризоваться внесением в соответствующие нормативно-правовые акты новшеств на регулярной основе.

Резюме

Итак, мы рассмотрели понятие и виды налоговых ставок. Какие выводы мы можем сделать, изучив специфику соответствующих показателей? Прежде всего, можно отметить разнообразие подходов к определению ставок.

Что может быть фактором выбора государством конкретных показателей для эффективной организации налогообложения? Применение тех или иных ставок чаще всего предопределяются следующими основными факторами:

  • уровнем развития частной предпринимательской инициативы в государстве;
  • степенью централизации экономической модели;
  • политическими факторами - коррелирующими, к примеру, с договоренностями с другими государствами о применении единых подходов к налогообложению;
  • уровнем экономического развития национального хозяйства в целом.

Применение тех или иных ставок налогообложения может предопределяться спецификой конкретной отрасли экономики, характеристиками хозяйственных активностей тех или иных субъектов бизнеса.

Акциз — налог, взимаемый с и при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Акциз можно классифицировать данный налог по следующим признакам: по принадлежности к уровню власти и управления, принадлежности к субъектам уплаты, по характеру использования, по способу изъятия, по способу обложения, по полноте прав пользования налоговыми поступлениями.

  1. По принадлежности к уровню власти и управления: акциз относится к федеральным налогам .
  2. По принадлежности к субъектам уплаты акцизы относятся к платежам с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей .
  3. По характеру использования акцизы — это платежи (нецелевого) общего назначения , т. е. денежные средства, полученные от их взимания, используются без привязки к конкретным мероприятиям;
  4. По способу изъятия акцизы также как и относятся к косвенным налогам ;
  5. По способу обложения акциз относится к неокладным налогам: обязанность по исчислению и уплате налога возложена на ;
  6. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями: акцизы относятся к регулирующим налогам, поскольку предусмотрено их зачисление как в , так и в региональные бюджеты.

Механизм исчисления и уплаты акциза предполагает определение суммы налога при совершении операций с подакцизной продукцией и включение сумм налога в цену товара. Это означает, что каждый экономический субъект, участвующий в обороте подакцизных товаров, осуществляет расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, и при реализации передает данную обязанность следующему контрагенту вплоть до конечного потребителя, который и несет бремя акцизного налогообложения. Таким образом, налог регулирует потребление подакцизной продукции.

Состав подакцизных товаров

Перечень подакцизных товаров достаточно узок и содержит следующие группы: спирт и спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, прямогонный и автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, автомобили . Налоговым кодексом предусмотрено освобождение некоторых видов подакцизной продукции от налогообложения при соблюдении установленных ограничений (табл. 11).

Продукция, освобождаемая от налогообложения акцизом Таблица 11

Наименование продукции

Условия освобождения от налогообложения

Внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Внесены в Государственный реестр ветеринарных препаратов и разлиты в емкости не более 100 мл.

парфюмерно-косметическая продукция,

1. с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно;

  • разлитая в емкости до 100 мл;
  • наличие пульверизатора.

2. разлитая в емкости не более 100 мл.;

  • с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно.
  • подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей;
  • образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликерово- дочных изделий;
  • соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;

Плательщики акциза

Плательщиками акцизов являются , индивидуальные предприниматели, лица, являющиеся плательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Поскольку ст.179 устанавливает возникновение обязанности по уплате акцизов с момента совершения операций, признаваемых объектом налогообложения, к налогоплательщикам относятся все лица, совершающие данные операции, в том числе и иностранные экономические субъекты. Плательщиками акцизов по факту совершения операций с подакцизными товарами являются также обособленные подразделения организаций.

При совершении операций с отдельными видами подакцизных товаров установлены особенности возникновения обязанности налогоплательщика. К примеру, при налогообложении операций с прямогонным бензином налогоплательщиками признаются лишь непосредственные производители прямогонного бензина. Аналогичный подход установлен в отношении производства продукции нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина.

Особенности возникновения статуса налогоплательщика установлены также для организаций, осуществляющих деятельность в рамках договора простого . Налоговым кодексом предусмотрена солидарная ответственность исполнения обязанности по уплате акциза в рамках договора простого товарищества. Однако возможно исполнение обязанности по исчислению и уплате акцизов как совместно всеми товарищами, так и отдельным лицом, на которого данные обязанности возложены иными участниками. Данный субъект обязан в срок не позднее дня осуществления первой операции известить об исполнении им обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества и повторно встать на учет в качестве налогоплательщика, ведущего общие дела простого товарищества, независимо от факта постановки на учет как налогоплательщика, ведущего собственную деятельность. При полном и своевременном исполнении обязанности по уплате акциза лицом, исполняющим обязанности по уплате акциза в рамках простого товарищества, обязанность по уплате акциза остальными участниками договора простого товарищества считается выполненной.

Объект налогообложения

Ст. 182 НК РФ признает объектом налогообложения определенный перечень операций, совершаемых с подакцизными товарами. К ним относятся как операции по реализации на российской территории налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров, операции по получению и оприходованию подакцизной продукции, отдельные виды передачи подакцизных товаров, в том числе на давальческой основе, операции по перемещению подакцизных товаров через таможенную границу РФ.

Согласно ст. 182 НК РФ, реализацией подакцизных товаров признается передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате.

Объектом обложения акцизами признаются и некоторые операции по передаче на территории РФ произведенных подакцизных товаров:
  • передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику указанного сырья либо другим лицам;
  • передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
  • передача лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
  • передача подакцизных товаров для переработки на давальческой основе;
  • передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества;
  • передача на территории Российской Федерации организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества, участнику указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества.

Согласно п. 1, п. п. 6 ст. 182 НК РФ, объект возникает и в случае реализации экономическими субъектами конфискованных, бесхозяйных или подлежащих обращению в государственную или муниципальную собственность подакцизных товаров.

Под налогообложение попадает передача на территории Российской Федерации произведенных подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организации, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества. Объектом налогообложения является также импорт подакцизных товаров на таможенную территорию России.

Особенностью возникновения объекта при производстве подакцизной продукции является то, что, согласно п. 3 ст. 182 НК РФ, в целях исчисления акцизов к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого ст. 193 НК РФ установлена повышенная ставка акциза нежели на товары, использованные в качестве сырья.

В особую группу операций, вызывающих объект налогообложения, можно выделить операции получения (оприходования) подакцизной продукции. При этом объект возникает лишь при оприходовании такой подакцизной продукции, как денатурированный этиловый спирт и пря- могонный бензин. Под оприходованием понимается принятие к учету в качестве готовой продукции подакцизной продукции, произведенной из собственного сырья и материалов. Кроме того, для факта возникновения объекта обязательным условием является наличие соответствующего свидетельства.

Предприятия получают свидетельства на добровольной основе. Свидетельства не являются документом, разрешающим или запрещающим осуществлять перечисленные в них виды деятельности, и не заменяют собой соответствующую лицензию на производство денатурата или неспиртосодержащей продукции. Таким образом, свидетельство — это документ, непосредственно связанный лишь с исчислением акциза на денатурированный спирт. Свидетельства выдаются организациям при соблюдении требований, перечисленных в п. 4 ст. 179.2 НК.

Условия предоставления Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином имеют некоторые отличительные особенности. Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:

  • производство прямогонного бензина, в том числе из давальче- ского сырья (материалов);
  • производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин, в том числе из давальче- ского сырья (материалов).

Для получения свидетельства на производство прямогонного бензина необходимо, чтобы у заявителя имелись мощности по производству указанного вида товаров. Производственные мощности могут принадлежать организации-заявителю на праве собственности, на праве владения или пользования либо на других законных основаниях.

Получить свидетельство на переработку прямогонного бензина можно при наличии у заявителя договора об оказании им услуг по переработке давальческого сырья, в результате которой производится прямогонный бензин. Данное условие должно сочетаться с требованием о наличии производственных мощностей по производству продукции нефтехимии. На основании договора об оказании услуг по переработке прямогонного бензина свидетельство выдается, если заявитель является собственником перерабатываемого бензина и договор заключен с производителем продукции нефтехимии.

Операции, освобождаемые от налогообложения

Ряд операций с подакцизной продукцией подлежит освобождению от налогообложения. К таким операциям в соответствии со ст. 183 относятся:
  • реализация подакцизных товаров на экспорт;
  • передача подакцизных товаров для производства других подакцизных товаров между подразделениями одной организации (при условии, что эти подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками);
  • первичная реализация конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.
  • Согласно п. 2 ст. 184 НК, налогоплательщику предоставляется освобождение от уплаты акциза при совершении экспортных операций:
  • вывоз подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта;
  • ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.

В обоих случаях для получения освобождения от уплаты акцизов требуется предоставить в налоговый орган поручительство банка в соответствии со ст. 74 НК или . Кроме того, в установленный срок — документы, подтверждающие факт экспорта.

Для подтверждения факта экспорта в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации подакцизных товаров, представляются следующие документы (п. 7 ст. 198 НК РФ):
  • контракт налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров;
  • платежные документы и выписка банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации на счет налогоплательщика в российском банке;
  • грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа;
  • копии транспортных (товаросопроводительных) документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающие вывоз товаров за пределы территории России.

Ставки акцизов

Налоговым кодексом (ст. 193) установлены единые на территории Российской Федерации ставки для налогообложения подакцизной продукции, которые подразделяются на две группы: твердые и комбинированные.

Твердые ставки установлены в абсолютном значении на единицу налоговой базы. К примеру, на 1 т. нефтепродуктов соответствующего вида, на 1 л. безводного этилового спирта, на количество единиц. Комбинированная ставка предполагает сочетание твердой (специфической) составляющей и доли от стоимостного показателя (расчетной стоимости).

Предусмотрена дифференциация ставок по видам подакцизной продукции, а также по ее подвидам. К примеру, с 2011 г. предусмотрена дифференциация ставок акцизов по классам автомобильного бензина и дизельного топлива по принципу снижения ставок на топливо более высокого качества.

Предусмотрена индексация твердых ставок акцизов в соответствии с прогнозируемым индексом потребительских цен.

Отдельные виды подакцизных товаров, например алкогольная и табачная продукция, подлежат обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными марками. В то же время марка служит способом идентификации легальности производства или ввоза товара на территорию России.

Обязательной маркировке акцизными марками подлежит табачная продукция иностранного производства, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации с целью ее реализации. Цена акцизной марки составляет 150 рублей за 1 тыс. штук без учета налога на добавленную стоимость.

В целях осуществления контроля за уплатой налогов и обеспечения легальности производства и оборота на территории Российской Федерации подлежит маркировке алкогольная продукция. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

  • алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством;
  • алкогольная продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.

Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными марками не допускается. Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность производства и оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществления контроля за уплатой налогов.

Существуют два вида маркировки: федеральная специальная марка и акцизная марка. Акцизной маркой маркируется вся продукция импортного производства, ввозимая на территорию Российской Федерации, федеральной специальной маркой — продукция отечественного производства.

Налоговая база

Налоговая база по акцизам в соответствии со ст. 187 НК РФ определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров. Для каждого вида подакцизного товара установлена своя ставка налога. Налоговая база в зависимости от установленных ставок определяется:

  • как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки;
  • как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса, без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки;
  • как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
  • как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки.

При применении комбинированной ставки по отдельным видам подакцизной продукции, в частности табачным изделиям, в Налоговом кодексе используется понятие расчетной стоимости. Расчетная стоимость — произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий, и количества единиц потребительской упаковки (пачек) табачных изделий, реализованных (переданных) в течение отчетного налогового периода или ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. При этом под максимальной розничной ценой понимается цена, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована конечному потребителю. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.

Налоговый кодекс содержит требование ведения раздельного учета операций с подакцизными товарами. В частности, статьей 190 НК РФ установлено, что налогоплательщик должен организовать раздельный учет операций с подакцизными товарами, по которым установлены различные налоговые ставки. Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.

В отношении различных видов подакцизной продукции также применяется особый порядок определения налоговой базы и применения ставки. К примеру, при применении ставки по алкогольной продукции налоговая база определяется как объем реализованной продукции в натуральном выражении, т. е. в литрах, что вызывает необходимость пересчета на безводный этиловый спирт.

Пример : Ликеро-водочный завод производит алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта 40%. За январь произведено 400 л. данного подакцизного товара. Применяемая налоговая ставка — 210 руб за 1 л. безводного этилового спирта. Сумма акциза по приобретенному этиловому спирту — 1400 руб. Рассчитаем сумму акциза.

1. Определим налоговую базу в пересчете на безводный спирт: 400 л. * 40% = 160 л.

2. Определим сумму акциза по реализованной подакцизной продукции:

  • 160 л * 210 руб. = 33600 руб. 00 коп.

3. Определим сумму акциза, подлежащего уплате по алкогольной продукции. Для этого исчисленная сумма акциза уменьшается на сумму налоговых вычетов.

  • 33600 — 1400 = 32200 руб. 00 коп.

Некоторые особенности определения налоговой базы установлены при ввозе подакцизной продукции на территорию Российской Федерации. Установлено, что в данном случае налоговая база определяется либо как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении по тем товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, либо, в случае применения адвалорных ставок, как сумма таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины. В отношении подакцизных товаров, по которым применяются комбинированные налоговые ставки, налоговая база формируется из следующих элементов: объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении и расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, определяемая в соответствии со ст. 187.1 НК РФ.

Налоговым периодом является календарный месяц — для организаций и индивидуальных предпринимателей, а для лиц, признаваемых налогоплательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу России — согласно Таможенному кодексу России.

Порядок исчисления акцизов

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые или адвалорные ставки, определяется по формуле:

А=НБ*Cm ,

  • А — сумма акциза;
  • НБ — налоговая база (в рублях либо в натуральном выражении);
  • Cm — ставка налога (в процентах или в рублях за единицу продукции).

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется по формуле:

А=НБ*Cm + R*Рмах ,

  • А — сумма акциза;
  • НБ — налоговая база в натуральном выражении;
  • Cm — ставка налога в рублях за единицу продукции;
  • R — доля в процентах;
  • Рмax . — максимальная розничная цена подакцизных товаров.

Общая сумма акциза исчисляется сложением всех сумм акциза по каждому виду подакцизного товара, облагаемому по разным акцизным ставкам, по итогам каждого налогового периода и применительно ко всем подакцизным операциям.

Налогоплательщик, реализующий производимые им подакцизные товары либо производящий подакцизные товары из давальческо- го сырья, обязан предъявить к оплате покупателю товаров либо собственнику давальческого сырья сумму акциза. Сумма акциза выделяется отдельной строкой в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах. В случае реализации подакцизной продукции в розницу сумма акциза включается в цену товара. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма акциза не выделяется. Сумму акциза не выделяют отдельной строкой и в том случае, когда совершаемые операции с подакцизными товарами освобождены от налогообложения на основании Кодекса (например, при реализации товаров на экспорт). В расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах делается надпись или ставится штамп «Без акциза».

Согласно ст. 200 НК РФ, налогоплательщики имеют право уменьшить исчисленную сумму акциза на суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, которые в дальнейшем использованы в качестве сырья для производства подакцизных товаров. При этом налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками подакцизных товаров, в части сумм акциза, фактически уплаченных продавцам при приобретении указанных товаров. Условием применения данного вычета является списание приобретенного сырья в производство.

Важным условием вычета является факт уплаты акциза. Пунктом 3 ст. 201 также установлено, что в случае, если в отчетном налоговом периоде стоимость подакцизных товаров отнесена на расходы по производству других подакцизных товаров без уплаты акциза по этим товарам продавцам, то суммы акциза подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором произведена его уплата продавцам.

Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой акциза и суммами налоговых вычетов. В случае превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой акциза в отчетном месяце налог в данном периоде не уплачивается, а сумма превышения подлежит зачету в счет текущих (или предстоящих) платежей по акцизу.

Условия применения вычетов при расчета акциза перечислены в ст. 201 Налогового кодекса.

Сроки уплаты акцизов и предоставления отчетности

При определении сроков уплаты акцизов необходимо определить дату реализации подакцизной продукции. Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется ст. 195 НК РФ как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию. Датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Датой получения денатурированного этилового спирта признается день получения (оприходования) организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, денатурированного этилового спирта.

Согласно ст. 204 НК РФ, уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту их производства, за исключением прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта. При получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, уплата акциза производится по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров. При получении прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина, уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в которых они состоят на учете, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, — не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.