Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Роль норвегии в международной торговле. Экономика норвегии

Норвегия обрела независимость только в 1905 г., но спустя всего век эта страна вышла в лидеры по уровню жизни населения.
Большую часть времени своего существования Норвегия находилась в зависимости от соседних государств, что сильно замедлило развитие экономики в стране. В IX в. на месте современного государства возникло объединенное королевство, но уже в 1397 г страна вошла в Кальмарскую унию, в которой также состояли Швеция и Дания. Смысл создания унии заключался в том, чтобы общими усилиями решить проблемы экономического характера, возникшие в Скандинавских странах в XIV в. Отныне всеми тремя странами управлял один король, но при этом каждое государство сохраняло за собой независимость. К 1523 г конфликты власти и аристократического общества достигли своего пика, что привело к распаду унии. Но уже в 1536 г Норвежское королевство вступило в новую унию - Датско-Норвежскую. Хотя формально Норвегия и Дания оставались самостоятельными, последняя была намного более сильной страной. Это привело к тому, что Норвегия оказалась в полной экономической зависимости от Дании. В этот период основой экономики Норвежского государства по-прежнему оставались такие отрасли, как сельское хозяйство, лесопереработка, а также рыболовство. За счет торговли с другими странами росли и развивались портовые города.
Датско-Норвежская уния продержалась не одно столетие и прекратила свое существование только в 1814 г., когда в результате Англо-датской войны 1807-1814 гг обедневшая Дания была вынуждена уступить норвежские земли Швеции. В этом союзе Норвегия обрела намного большую самостоятельность, чем в унии с Данией, что позволило стране сделать первые шаги в развитии экономики. Так, например, в середине XIX в. в Норвегии появились первые текстильные фабрики. Долгожданную независимость страна обрела только в 1905 г., когда был подписан договор о прекращении существования Шведско-Норвежской унии.
Настоящий прорыв в развитии экономики страны был совершен в 60-х гг. XX в. Именно тогда по инициативе крупных частных компаний начали осваиваться нефтяные и газовые месторождения, располагающиеся на шельфе Северного моря. Заключив соглашение относительно морских границ с Великобританией и Данией, уже добывавшими нефть в этом регионе, Норвегия начала работу в новой отрасли промышленности.
8 1969 г было открыто первое месторождение - Экофиск. Тремя годами позже, в 1972 г., в стране был создан Норвежский нефтяной директорат, работа которого нацелена на контроль нефтедобычи. Задача директората состоит в том, чтобы сделать работу максимально эффективной и безопасной. Он должен следить за деятельностью нефтедобывающих компаний, анализировать состояние отрасли в целом, а также следить за тем, чтобы добыча нефти и газа не наносила сильного ущерба окружающей среде. Отрасль добычи ресурсов стала настолько важной для Норвегии, что уже в 1978 г в стране было создано отдельное министерство нефтяной промышленности и энергетики Норвегии, ранее входившее в состав министерства промышленности.
Промышленность Норвегии особенно развита в прибрежных зонах. Здесь есть территории, пригодные для сельского хозяйства, существует возможность заниматься рыболовством. На южном побережье сосредоточены также центры добычи и обработки нефти.
Сегодня Норвегия известна во всем мире как один из основных поставщиков нефти.
В наши дни Норвегия - живущее размеренной жизнью скандинавское королевство, входящее в число стран с самым высоким уровнем жизни. Всего за сорок лет Норвегия превратилась в сильное индустриальное государство, снабжающее нефтью многие европейские страны.
Конечно, нефть и газ - это не единственные источники прибыли в стране. В Норвегии развито машиностроение, специализирующееся в основном на оборудовании для нефте- и газодобывающей промышленности. Также страна имеет статус важного центра судостроения: ведь в силу особенностей географического положения Норвегии у страны есть огромный опыт в этой отрасли. Помимо этого, на протяжении почти всей истории Норвежского государства важной статьей экспорта были рыбные ресурсы: норвежская рыба и по сей день высоко ценится в мире. В стране развита деревоперерабатывающая промышленность, немаловажную роль сегодня играет и связанная с ней целлюлозно-бумажная отрасль. Норвегия привлекает внимание огромного количества туристов, приезжающих отдохнуть на местных лыжных курортах или посмотреть на всемирно известные норвежские фьорды.
Норвегия лидирует по количеству электроэнергии, вырабатываемой на душу населения. Интересно, что значительную часть электроэнергии страна получает за счет гидроэлектростанций. В некоторых регионах электричество вырабатывается с помощью ветрогенераторов.
Но несмотря на высокий уровень промышленности в королевстве, нефть остается основой норвежской экономики.
По данным за 2005 год, ежедневно в стране добывалось 2,978 млн баррелей, причем 90% получаемых ресурсов экспортировалось. Только Саудовская Аравия и Россия опережают Норвежское королевство по объемам экспортируемой нефти. Казалось бы, при такой налаженной системе торговли можно не беспокоиться о ближайшем будущем. Однако норвежцы не забывают о том, что рано или поздно запасы нефти и газа подойдут к концу. Именно поэтому в Норвегии получаемую прибыль пытаются использовать с максимальной пользой для государства. Деньги, поступающие в страну за счет торговли природными ресурсами, перечисляются на хранение в специально созданный фонд и частично инвестируются за границей. Также прибыль от продажи нефти и газа иногда используется для решения текущих задач: у страны есть возможность брать внешние займы, вкладывать средства в социальную сферу и в развитие промышленности, а позже оплачивать долг полученными от торговли деньгами. Подобный принцип успешно применялся еще в 1970-х гг., когда нефтяная отрасль в Норвегии только начала развиваться. Тогда внешний долг достигал уровня 30% ВВП. По данным за 2009 год, общая задолженность зарубежным странам составила $548,1 млрд.
На сегодняшний день одна из главных задач, стоящих перед Норвежским государством, - поиск альтернативных способов получения прибыли.
Норвежцы - реалисты и хорошо понимают, что бездумная эксплуатация природных ресурсов может привести к их полному исчезновению.


Общая информация

Официальное название : Королевство Норвегия.

Форма правления : конституционная монархия.

Законодательная власть : стортинг (парламент).
Административное деление : 19 фюльке (губерний).
Столица : , 590 041 чел. (2010 г.).
Язык : норвежский.
Религия : лютеранство.
Денежная единица : норвежская крона.
Аэропорты : Гардермуэн (Осло), Флесланн (Берген), Торп (Сандефьорд) (всего 53).

Цифры

Площадь : 385 252 км 2 .
Население : 4 850 440 чел. (2009 г.).
Плотность населения : 12,6чел./км 2 .
Этнический состав : норвежцы - 98%, квены, саами, шведы и др. - 2%.

Экономика

Минерально-сырьевые ресурсы : нефть, природный газ, руды (свинец, медь, цинк, железо), графит, апатиты.
Промышленность : нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, лесоперерабатывающая, бумажная, химическая (лакокрасочные материалы, удобрения), машиностроение (изготовление оборудования для добычи нефти и газа).
Сельское хозяйство : рыболовство, овощеводство, цветоводство, выращивание зерновых культур, животноводство.
ВВП : $382,9 млрд (2009 г.).
Сумма внешнего долга : 143% ВВП (на 30 июня 2009 г.).
Основные статьи экспорта : нефть, машины, оборудование, суда, металлы, химическая продукция, рыба.
Экспорт : $122 млрд (2009 г.).
Партнеры по экспорту : Великобритания - 27%, Германия - 12,8%, Нидерланды - 10,4%, Франция - 9,4%, Швеция - 6,5%, США - 4.5% (2008 г.).
Основные статьи импорта : продукты питания, техника, химикаты.

Партнеры по импорту : Швеция - 14,3%, Германия - 13,4%, Дания - 6,8%, Китай - 6,4%, Великобритания - 5.9% США - 5,4%, Нидерланды - 4,1% (2008 г.).
Золотовалютный резерв : $60,84 млрд.

Любопытные факты

■ Несмотря на то что в Норвегии установлены рыночные отношения, важную роль в экономике играет государство. Например, в Norsk Hydro, крупной нефтегазовой норвежской компании, правительству принадлежит 43,8%.
■ Норвегия - вторая скандинавская страна наряду с Исландией, еще не вступившая в Европейский союз.
■ Нефтедобывающая промышленность облагается большим количеством налогов Так, компании должны выплачивать налоги на прибыль и сверхприбыль, на выбросы углекислого газа, плюс так называемый территориальный взнос.

Определенным своеобразием отличалась в Норвегии формирование капиталистических экономических структур: более поздние сроки индустриализации, её значительная обусловленность потребностями внешнего рынка, возможность добиться выгодного положения на нем своих товаров и услуг.

Почти не участвуя в территориальном разделе мира, Норвегия и без колоний благодаря производственно-финансовым связям к прибылям крупных держав, стала частью мировой хозяйственной системы. Уже в конце прошлого - начале нынешнего века на базе концентрации и централизации производства и капитала возникли крупные компании, преимущественно экспортного направления, стали складываться финансовые группы.

В Норвегии низкая экономическая конъюнктура и кризисные явления наблюдаются с 1986 года, когда резко упали цены на нефть, в связи с переходом на энергосберегающие технологии. На протяжении одного года вклад нефтяной промышленности сократился с 18,5% ВВП до 11%.В последующие годы сильное увеличение добычи нефти подняло эту цифру до 16 % ВВП, но, как утверждают специалисты, в ближайшем будущем добыча нефти снова начнет падать. Доходы от природного газа будут восполнять пробел, по крайней мере, несколько лет. Но будет ли относительно слабая нефтяная часть экономики страны, в которой преобладает государственный сектор, достаточно сильной, чтобы компенсировать нехватку средств, когда начнется сужаться нефтяной сектор? Эти тревоги усугубляются в последние годы резким ухудшением состояния государственных финансов. Щедрая бюджетно-налоговая политика, принятая правительством Рабочей партии после 1990г. с целью смягчить трудности спада, привела к росту дефицита государственного бюджета до 12,5%. Понимая эти долгосрочные трудности, правительство в 1993г. представило парламенту программу на 1994-1997гг., в которой изложило стратегию их устранения. Она основана на значительном ужесточении бюджетно-налоговой политики, сдерживания трансфертных платежей в пользу инвестиций в инфраструктуру и общий перенос упора с государственного сектора на частный.

Личное потребление в 1992г. было ниже уровня 1986г. почти на 3%. Валовые капиталовложения значительно уступают показателям 1988г. Импорт в 1992г. был ниже, чем в 1986г., на 3,5%, а объём производства и обрабатывающей промышленности - даже ниже уровня 1985г. Эта безрадостная картина скрадывалась лишь благодаря добыче нефти. Объём валовых капвложений показан на рис.2.

Уровень инфляции постепенно понижался и в мае 1993г. составил в годовом исчислении 2,4%, а в 1994г.1,7%. Но уровень издержек на заработную плату был по-прежнему заметно выше, чем в других странах, хотя конкурентоспособность норвежских товаров в 1993г. на 11% превысила уровень 1988г.

Дефицит государственного бюджета по-прежнему велик -50 млрд. крон в 1993г. К весне 1993г. заметно снизился уровень процентных ставок, приостановилось падение занятости.

За первые пять месяцев 1993г. экспорт составил 88 млрд. крон, а импорт 60 млрд. крон. На нефть приходится 43% всего норвежского товарного экспорта.

Банковский кризис в стране продолжается пятый год, хотя самое худшее уже позади. Все крупные коммерческие банки, кроме “Ден Норске банк”, оказались в полной зависимости от государства. Банковский кризис начался с драматического падения цен на нефть и распространился на все другие секторы экономики.

  • 1994 год положил начало оживлению экономики. ВВП вырос на 3,5%. Инфляция составила мене 1%. Платежный баланс связан с большим активным сальдо, превысившим 2,5% ВВП. Безработица утвердилась на уровне 5,5% экономически активного населения страны. Уровень безработицы с 1989 по 1995 года характеризует
  • 1995 год закончился примерно на таком же экономическом уровне. Однако темпы развития нефтяной экономики снижаются. Десять лет тому назад обрабатывающая промышленность давала 20% ВВП, теперь она дает лишь 13%. Норвегия, долго подкрепляемая североморской нефтью, может вступить в критическую фазу, которая определит, сможет ли она сохранить своё положение одной из самых процветающих стран Европы и в ХХI веке.

Во многих отношениях Норвегию можно сравнить с развивающейся страной, поскольку её основной экспорт состоит главным образом из сырья (нефть и газ), а не готовой промышленной продукции. Обрабатывающая промышленность не превышает 15% ВВП, что считается минимальным уровнем для современных промышленных стран. Правительство принимает ряд мер, чтобы изменить структуру своего экспорта в сторону товаров обрабатывающей промышленности.

Отвечая на вопрос, что делает правительство в связи со скорым сокращением добычи нефти, премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланд заявила английской “Файненшел Таймс”: “Правительство проводит политику, в которой налоговые и структурные меры рассчитаны именно на стимулирование экономического развития и занятости в материальной экономике. Мы активно используем государственный бюджет для увеличения занятости, укрепления частного сектора и инвестирования в область специальных знаний и другую инфраструктуру. Теперь, когда экономика вступила в период сравнительно энергичного роста, важно укрепить финансовое положение страны.

Действительно, добыча нефти у нас сократиться через несколько лет, но, учитывая рост добычи газа, эксплуатация норвежского шельфа будет по прежнему оставаться опорой экономики страны ещё много лет в будущем. Поэтому увеличение производства на материке Норвегии поможет сохранить сбалансированный рост. Соотношение издержек и конкурентоспособности норвежской экономики значительно улучшилась, и перспективы материковой экономики сейчас лучше, чем несколько лет назад. Это значит, что мы становимся менее зависимыми от нефти.

Норвегия представляет собой высоко развитую, индустриальную страну, характеризующуюся открытой экономикой, ориентированной на экспорт. Являясь одной из наиболее богатых стран мира, страна также занимает первые места по уровню и продолжительности жизни, здоровью нации и жилищным условиям.

Высокий уровень материального благосостояния частично объясняется богатством природными ресурсами, а также включением Норвегии в процесс индустриализации в Западной Европе в результате ее близости к наиболее важным рынкам. Норвегия активно применяет меры по реорганизации, необходимые для достижения экономического роста. Широкомасштабная торговля и контакты с другими странами обеспечили норвежской промышленности основу для развития экономики. Огромные инвестиции в производственное оборудование, высокий уровень образования, а также богатый технический и организационный опыт в промышленности и управлении также способствовали росту.

Факторы, оказавшие влияние на экономическую ситуацию в Норвегии в 2013 году.

Во второй половине 2012 года в Норвегии завершился экономический подъём, начавшийся в 2010 году, и в норвежской экономике стали проявляться признаки стагнации - в 2013 году её рост был в 5 раз ниже, чем годом раньше. Так, если по результатам 2012 года совокупная стоимость конечной продукции, произведенной на территории Норвегии (без учета экономики континентального шельфа и международных морских перевозок) выросла на 3,2% (в ценах, приведённых к 2005 году), то по результатам 2013 года темпы роста ВВП снизились до 2,0% . С учетом добычи углеводородов на континентальном шельфе темпы роста ВВП Норвегии снизились с 2,9% по результатам 2012 года до 0,6% по результатам 2013 года.

Основными причинами снижения темпов роста норвежской экономики являются сохраняющаяся низкая деловая активность, обусловленная высокими расходами на оплату труда и низкой конкурентоспособностью норвежской промышленности, а также снижением темпов роста спроса, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Снижение спроса со стороны внешнего рынка связано со слабыми темпами роста экономик основных торговых партнёров Норвегии (снижение экспортных доходов от нефти и газа на 7,3% и слабый рост доходов от экспорта традиционных товаров на 0,8% ). Произошло сокращение потребления норвежского газа в Европе, вызванное ростом поставок дешевого угля из США на европейский рынок и развитием альтернативной энергетики в ЕС, а спрос на традиционные норвежские экспортные товары был слабым в связи с сохраняющимся высоким уровнем производственных затрат в норвежской промышленности.

Снижение темпов роста совокупного спроса в экономике материковой Норвегии (расходы на конечное потребление домашних хозяйств и некоммерческих организаций + государственное потребление + валовые инвестиции в материковой части Норвегии) было связано отставанием роста расходов домашних хозяйств от роста реальных доходов - в 2012 году рост расходов домашних хозяйств составил 2,9%, в 2013 году - только 2,4%, а также со снижением темпов роста в государственном секторе с 4% в 2012 году до 1% в 2013 году.

Общая характеристика экономики Норвегии в 2013 году

В 2013 году экономика Норвегии характеризовалась слабым ростом на 0,6% , который почти в пять раз был ниже показателя 2012 года (2,9%), но при этом не снизился ниже показателей кризисных 2008 - 2010 годов (0,1%, -1,6%, 0,5%).

В стоимостном выражении ВВП составил 3003,6 млрд. норв. крон (510,8 млрд. долларов США). ВВП материковой Норвегии в 2013 году вырос на 2,0% , что пока еще выше минимальных показателей, отмеченных в кризисные 2008 - 2010 годы (1,5%, -1,6%, 1,7%), но значительно ниже показателя предыдущего 2012 года (3,4%). В текущих ценах этот показатель составил 2318,6 млрд. норв. Крон (394,3 млрд. долларов США ) - 77,2% общего ВВП.

Замедление роста макроэкономических показателей главным образом было связано со слабым ростом спроса на рынках основных торговых партнеров Норвегии, который совпал со слабым или умеренным ростом спроса на большинство продуктов со стороны внутреннего рынка, со снижением активности в добыче нефти и газа - валовая добавленная стоимость в этой сфере сократился на 5% по сравнению с 2012 годом. Продолжалось постепенное снижение долей валовой добавленной стоимости нефтегазовой отрасли и доходов от экспорта нефти и газа в общем ВВП, при этом росла доля валовой добавленной стоимости, созданной экономикой материковой Норвегии.

Таким образом, норвежская экономика в 2013 году сохраняла высокую зависимость от добычи сырьевых ресурсов, и сокращение активности в нефтегазовой отрасли привело к значительному снижению темпов экономического роста. Несмотря на предпринимаемые усилия по снижению зависимости от нефти и газа и отраслевой диверсификации, правительство продолжало уделять, тем не менее, большое внимание сырьевому сектору. Акценты государственной политики в нефтегазовой отрасли были направлены на стимулирование разведки и разработки новых месторождений, как в традиционных районах добычи, так и в новых районах, прежде всего в Арктике и на шельфе вокруг о. Ян-Майен. Это выражается в том, что сохранялись установленные Законом от 13 июня 1975 г. № 35 «О налогообложении подводных нефтяных месторождений» налоговые вычеты, компенсирующие расходы на разведку, исследования и разработку новых месторождений. Законодательные меры, предпринятые в 2012 году, повысили доступность существующей шельфовой инфраструктуры для сторонних операторов (принятие поправок к предписанию Министерства нефти и энергетики Норвегии от 20 декабря 2005 г. № 1625 «О доступе сторонних пользователей к существующему шельфовому оборудованию»). Национальный исследовательский совет осуществлял бюджетное финансирование строительства двух исследовательских центров для нефтегазовой отрасли. Один центр, который строит концерн «Статойл» в Ротволле (Тронхейм) будет заниматься повышением коэффициентов извлекаемости запасов нефти и газа, которые сегодня для норвежского шельфа составляют 46% и 70%. Другой центр, который в конце 2013 года открыт Норвежским исследовательским центром в рамках программы «ПЕТРОМАКС 2» при Университете г. Тромсё, будет заниматься изучением проблем нефтегазовой деятельности в Арктике (Research Centre for Arctic Petroleum Exploration).

Нефтяные доходы Норвегии падают, несмотря на девальвацию кроны и наращивание добычи сырья. Осло готовится распечатать Фонд национального благосостояния. Политики требуют отхода страны от сырьевой модели развития

Нефтяная платформа Oseberg в Норвежском море (Фото: REUTERS 2015)

Доходы Норвегии тают

Чистая прибыль правительства Норвегии от нефтегазовых активов в январе—сентябре 2015 года сократилась на 13% по сравнению с тем же периодом прошлого года — c 83,3 млрд до 72,3 млрд крон (или с $13,66 ​​млрд до $9,16 млрд с учетом курсовой разницы). Об этом свидетельствует опубликованная во вторник финансовая отчетность госкорпорации Petoro. Это управляющая компания, в чьем ведении находится фонд «Государственные прямые финансовые вложения» (SDFI), в который входят все принадлежащие властям нефтегазовые активы на норвежском континентальном шельфе.

По оценкам Bloomberg , прямые доходы SDFI от нефти и газа за весь 2015 год могут обновить шестилетний минимум: в 2009 году энергетический портфель принес правительству чистую прибыль в 97 млрд крон (около $14,8 млрд по средневзвешенному курсу 2009 года). По итогам 2014 года, когда на нефтяном рынке уже начался кризис, доходы SDFI составили 111 млрд крон ($16,92 млрд).

Государственные инвестиции в нефтегазовую отрасль через фонд SDFI также сокращаются: за первые девять месяцев 2015 года они составили 22,5 млрд крон ($2,85 млрд) - это на 21% меньше, чем годом ранее. «Падение показателя отражает сокращение капитальных затрат на развитие проектов и снижение некоторых операционных инвестиций», — поясняет Petoro.

На 10% сократилась и выручка самой SDFI, до 119,5 млрд крон за первые три месяца 2015 года ($14 млрд по курсу на конец сентября). В релизе Petoro подчеркивается, что падение кроны к доллару США помогло сгладить эффект от снижения нефтяных цен. За год, с сентября 2014 года, норвежская валюта потеряла к доллару 32% своей стоимости. Но обвал цен на нефть оказался еще сильнее - средняя цена барреля в январе—сентябре 2015 года составила 437 крон против 655 крон в 2014 году.

Для частичного покрытия убытков энергетиков от снижения цен Норвегия наращивает объемы добычи нефти. Но темпы этого роста пока слишком малы: чуть более 2% (от 399 тыс. барр. в сутки в среднем за январь—сентябрь 2014 года до 409 тыс. барр. в 2015 году).

Пример России

Обвал нефтяных цен, начавшийся летом 2014 года, сказался и на российском бюджете. Министерство финансов несколько раз предлагало секвестр бюджета — вначале на 2015-й, затем на 2016 год. ​Также правительство вернулось к системе однолетнего планирования бюджета. За первое полугодие 2015 года нефтегазовые доходы российского бюджета сократились к предыдущему году на 727 млрд руб., достигнув 2,97 трлн руб. (в 2014-м — 3,7 трлн руб.). Вместе с тем Россия наращивает добычу углеводородного сырья: по итогам сентября 2015 года, она достигла максимальных со времен распада СССР значений — 10,74 млн барр. в сутки (рост на 0,4% в августе). Тогда же вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович заявил CNBC, что искусственным путем сокращать производство нефти Россия не планирует.

Сокращение затрат

Помимо прямых поступлений из фонда SDFI норвежское правительство получает нефтегазовые доходы в виде налогов на добычу от частных компаний и в виде дивидендов от Statoil, крупнейшей энергетической корпорации страны. Доля государственного участия в Statoil составляет 67%. На прошлой неделе компания отчиталась о чистом убытке в размере $330 млн за третий квартал 2015 года. Годом ранее квартальный убыток превышал $700 млн.

Добиться снижения финансовых потерь Statoil удалось через сокращение затрат, в первую очередь капитальных инвестиций. «Мы продолжим урезать наши основные инвестиционные расходы, поскольку резкое снижение нефтяных цен в ходе квартала показало, что нам надо стремиться к большей рентабельности», — заявил глава Statoil Эльдар Сэтре.

В понедельник, 2 ноября, Statoil также сообщила , что досрочно разрывает контракт с норвежской буровой компанией Songa Offshore на использование ее нефтедобывающей платформы Songa Trym. Директор Statoil по обеспечению буровых вышек Торе Ореберг заявил, что еще в октябре работа платформы была приостановлена, поскольку ее скважина оказалась выработана. Statoil планировала использовать платформу до окончания контракта (в марте 2016 года), но не нашла свободной скважины, куда ее можно было назначить, и решила сразу отказаться от аренды платформы.

Де-юре аренда нефтевышки завершится к середине ноября. Как сообщает сама Songa Offshore, за досрочное расторжение договора она получит от Statoil $377 тыс. за каждый неиспользованный день аренды (то есть всего около $42 млн). Буровая компания планирует демонтировать вышку с разрабатываемой сейчас скважины, а затем вновь искать для нее арендаторов.

Statoil производит свыше 70% норвежских нефти и газа. В условиях, когда такой крупный игрок принялся сокращать издержки, буровые компании могут не найти арендаторов и покупателей для своих платформ в Северном море, отмечает аналитик консалтинговой фирмы Nordea Markets Янне Квернеланд. По ее оценкам, в ближайшие годы около 20 вышек в британских и норвежских водах может пойти на слом. «В Северном море уже есть кладбище платформ, — рассказала она агентству Bloomberg . — У многих вышек сейчас заканчивается контракт или они уже бездействуют. Если их не арендует Statoil, то кто же тогда?»

Смена парадигмы

Падение нефтяных цен и сокращение инвестиций замедляет рост норвежской экономики. Если за весь 2014 год ВВП Норвегии увеличился на 2,2%, то результатом этого года может стать стагнация. По данным государственной статистической службы Statistics Norway, в первом квартале 2015 года рост экономики к предыдущему кварталу составил всего 0,1%, а во втором квартале ВВП снизился на те же 0,1%.

Если исключить из подсчетов добычу углеводородов, экономика материковой Норвегии не стагнирует, а растет, пусть и небольшими темпами: на 0,3% в первом и на 0,2% во втором квартале 2015 года. Общие же нефтегазовые доходы в бюджете Норвегии на этот год запланированы на уровне 342 млрд крон ($46,3 млрд на 1 января 2015 года), или 21,2% от всех доходов государства.

В начале октября правительство объявило , что впервые в истории собирается потратить на покрытие бюджетных расходов часть Фонда национального благосостояния — Norges Bank Investment Management (NBIM). Это крупнейший государственный фонд, который оперирует активами рыночной стоимостью 7,35 трлн крон ($863 млрд). По прогнозу правительства, он получит 204 млрд крон нефтяных доходов в 2016 году, тогда как властям потребуется изъять из него 208 млрд крон, формируя дефицит в 4 млрд крон (около $450 млн).

Необходимость искать средства для покрытия дефицита в Фонде благосостояния уже вызвала критику со стороны противников сырьевой экономики. «Нефть перестала быть двигателем нашего роста, — заявила в начале октября министр финансов Сив Йенсен, лидер правоконсервативной Партии прогресса. — Поэтому перед нами стоит проблема реструктуризации, и лучшее, что мы сейчас сможем сделать, это направить усилия на поддержку частного сектора, более конкурентоспособного».

Эксперты полагают, что трансформация норвежской экономики будет проходить более плавным и естественным путем, нежели предлагают политики. «Мы делаем шаг от сырьевой экономики к капитализму, — заявил Financial Times экономист DNB Markets Эйстен Дерум. — С течением времени нефтяные доходы будут все менее и менее важны в сравнении с прибылью от финансовых активов».

Введение

Глава 1

1.1.

1.2.

Глава 2

2.1.

2.2.

2.3.

Глава 3

3.1.

3.2.

Заключение

Список литературы …………………………………………………………... 20

Приложения

Введение

В первой главе (

Российско-норвежский диалог

Политическая ситуация и социальное развитие

Королевство Норвегия - государство в Северной Европе. Экономическая политика Норвегии направлена на стабилизацию и противодействие безработице и инфляции. Норвежской экономике успешно удаётся удерживать темп инфляции на стабильном уровне в пределах от 1,4 до 2,5. Признаком успеха является способность экономики приходить к снижению её темпов, что удавалось сделать в период с 2002 по 2004 года, а также положительным можно назвать в этом плане процесс снижения темпов инфляции с 2008 до 2011 года. Самый высокий темп инфляции зафиксирован в 2008 году. (Прил., табл. 8). Стоит предположить, что виной тому стал мировой финансовый кризис, пик которого пришёлся как раз на 2008-2009-е гг. Также экономическая политика страны способствует стимулированию темпов экономического роста, влияет на структуру промышленности и распределение доходов.

Распределение доходов достигается в первую очередь путем регулирования ставки подоходного налога и социальных льгот, включая систему социального обеспечения. Национальный налог имеет две ставки. Для первой группы налогоплательщиков, имеющих доход 220501 - 248500 норвежских крон, налог составляет 9,5 %, а при доходах свыше 248500 норвежских крон - 13,7 %. Для второй группы ставка 9,5 % действует при доходах 267501 - 278500 норвежских крон, 13,7 % - если доход превышает 278500 норвежских крон. С сумм пенсий также удерживается налог в социальные фонды, но по сниженной ставке - 3 %. Эта же ставка применяется на доходы лиц, возраст которых менее 17 лет и более 69 лет. Иностранные граждане обязаны в общем порядке уплачивать страховые взносы, хотя может быть предоставлено исключение из правил, если имеется соответствующее налоговое соглашение. Иностранцы, работающие на Континентальном шельфе, освобождены от уплаты страховых взносов. Соглашения о налогообложении расходов на исследования и развитие, а также государственная поддержка науки были введены для стимулирования развития новых отраслей промышленности.

Эффектом успешного распределения дохода и основных финансовых ресурсов является стабильный и высокий уровень заработных плат. Средняя зарплата в 2011 году составила 38100 норв. крон. Здесь следует заметить, что средняя зарплата у мужчин выше, чем у женщин и составила 40 800 норв.крон, а у самих женщин 34 800 норв.крон. А также по-настоящему удивителен тот факт, что средние заработные платы в частном и государственном секторах примерно одинаковы.

Норвегия - страна с очень высоким уровнем жизни, что во многом достигнуто благодаря социальной ориентации экономики. В 2012 году эта страна занимает первое место по уровню жизни населения среди всех стран мира. Каким же образом государству удаётся достичь таких потрясающих результатов?

Одним из секретов лучшего в мире уровня жизни является медицинское обслуживание. В Норвегии оно платное, однако, 80% расходов на врачебную помощь, на приобретение некоторых видов лекарств финансируется из фондов социального страхования. Эта система предоставляет право на широкий спектр социальных льгот.

Таким образом, проанализировав и связав в одно целое все вышеперечисленные данные, мы можем приблизиться к разгадке тайны высокого уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста Норвегии.

Глава 2. Норвегия в международных экономических отношениях

Глава 3. Российско-норвежский диалог

Заключение

Норвегия сейчас - государство с развитой экономикой, в чём не дают усомниться основные показатели её экономического развития. Анализ норвежской экономики позволил сделать вывод о том, что удачный симбиоз грамотного сочетания рыночных механизмов и доминирующей роли государственного регулирования помог королевству достичь немалых высот по базовым макро- и микроэкономическим показателям. Мощная государственная политика, прогрессивная система налогообложения, влиятельная роль профсоюзов на рынке труда и обширный перечень социальных гарантий поспособствовали формированию в Норвегии как благоприятной социально-политической среды, так и устойчивой экономики.

Географическое положение страны и её природно-ресурсный потенциал обусловливают специализацию преимущественно в нефтегазовой, рыбодобывающей и химической отраслях на мировой арене.

Как бы парадоксально ни звучало, но внутренняя обособленность – важная черта норвежской политики в международном сотрудничестве, несмотря на открытость в экономическом плане. Активное взаимодействие с Евросоюзом и членство в таких международных организациях как ВТО, ОЭСР, всё равно позволяют королевству максимально сохранять свой суверенитет и защищать интересы собственного национального хозяйства, при этом не имея привычки оказывать агрессивное влияние на партнёров. Тут же хочется отметить ни с чем не сравнимую заботу Норвегии об окружающей среде.

На каждую бочку мёда найдётся ложка дёгтя: в структуре основного внешнеторгового оборота с другими странами у Норвегии не всё «как по маслу». С одной стороны, очевидная динамика положительного развития экспортных статей и ВВП на душу населения, с другой – «голландская болезнь». Экономика Королевства в большой степени зависит от экспорта нефти и газа. Эти ресурсы, как известно, не вечны, а значит рано или поздно экономика страны может столкнуться лицом к лицу с серьёзным кризисом. Выход из него, с точки зрения анализа перспектив дальнейшего развития Норвегии, кроется в двух отраслях: в традиционной рыбодобывающей промышленности или в «новоиспечённой» добыче природного газа. Динамика добычи и экспорта природного газа стремительно растёт в последние годы, поэтому данная отрасль могла бы стать вполне реальным правопреемником нефтедобычи в будущем.

В общем и целом, показателям экономического развития Норвегии можно только порадоваться, оно оставляет светлую надежду на подобного рода динамику и в будущем. Единственное, Норвегии необходимо в ближайшее время научиться покрывать внутренний спрос на товары повседневного пользования – обувь, одежду, бытовую химию.

Норвегия, с сожалению, не единственная страна, заражённая голландской болезнью. Её «сестрой по несчастью» является Россия – страна куда более мощная. Однако взаимообмен между странами активно развивается и обладает очень важной особенностью – арктической направленностью. В 2010 году впервые была проведена граница в Баренцевом море, которая разделила акваторию ровно пополам. С тех пор российско-норвежские взаимоотношения сделали большой шаг к глубокому сотрудничеству в данном регионе: инвестиционным отношениям, обмену продуктами научно-технического прогресса, нефте- и газодобыче, топливной промышленности и энергетике.

Список литературы

1. Северная Европа: регион нового развития / Под ред. Ю. С. Дерябина, Н. М. Антюшиной. - М.: Весь мир, 2008. - 508 с.

2. Экономическая география. Учебное пособие. Родионова И.А., Бунакова Т.М. 5-е издание. Московский Лицей. - 672 с. - 2007

3. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). Алисов Н.В., Б.С. Хорев. Москва - 2005 г.

4. Социально-экономическое положение в Норвегии // Информационный центр ООН в Москве (электронный ресурс) / http://www.unic.ru/

5. Портал внешнеэкономический информации. // Норвегия. Обзор торговых отношений с РФ (электронный ресурс) / Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/no/no_ru_relations/no_ru_trade/

6. Природно-климатические условия Норвегии // Электронная энциклопедия Вокруг света (электронный ресурс) / http://www.vokrugsveta.ru/

7. «Даже хорошие соседи могут спорить» // журнал «Эксперт» (электронный ресурс) http://expert.ru/countries/2006/07/nordsletten/

8. European banks: The brighter side // The Economist. - 17.02.2010. - P. 17.

9. Источник: Воронов К. «Норвегия», - Энциклопедия стран мира / Глав. Ред. Н.А. Симония, РАН, отделение обществ. Наук. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004, с. 268-275.

10. Ресурсная политика Норвегии // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 7. - С. 27-33.

11. Ристе Улав. История внешней политики Норвегии. - М.: Весь мир, 2003. - с 50, с.413-415.

12. Антюшина Н. Норвежская модель управления ресурсами // Экономист. - 2005. - № 11. - С. 63-77

13. Норвегия в международной торговле // Официальный сайт ООН. - http://www.un.org/russian/

14. Сергеев П. Норвежский нефтяной директорат и его образовательная программа. МЭиМО. 1994 с.140

15. Фомичев, В.К. Международная торговля / В.К, Фомичев. - М., 2008. - 472- 484 с.

16. Основные экономические показатели // Официальный сайт CIA. - (электронный ресурс) / http://www.cia.gov/

17. Финансовое состояние Норвегии // Официальный сайт Международного Валютного Фонда. - www.imf.org/

18. Внешняя торговля Норвегии // Вся Норвегия на русском (электронный ресурс) / http://www.norge.ru

19. «Норвегия и Европа» // Официальный сайт Норвегии в России (электронный ресурс) / Режим доступа: http://www.norvegia.ru/About_Norway/foreign-policy/europe/policy/

20. «Северяне всегда поймут друг друга» // журнал «Эксперт», (электронный ресурс) / Режим доступа: http://expert.ru/countries/2011/07/nordsletten/

21. Страноведческий каталог // Факультет международного бизнеса ОмГУ (электронный ресурс) / Режим доступа http://catalog.fmb.ru/norway2010-10.shtml

22. Экономические отношения МВФ и Норвегии // Форум Росбизнесконсалтинг. (Электронный ресурс) / Режим доступа: http://forum.top.rbc.ru/.

23. Внешнеполитический доклад Стортингу от 23-го марта 2010 г. Режим доступа: http://www.norvegia.ru/ARKIV/Mission/General-Consulate-in-Murmansk/News-and-Events/----23---2010-/4

24. Международные экономические отношения / Под ред. проф. В.Е.Рыбалкина. М., 2008. - С. 389-395.

25. «Норвежские фермеры стали субсидироваться больше» // Информационно-аналитический портал «e24!» (Электронный ресурс) / Режим доступа: http://e24.no/makro-og-politikk/norske-boender-mest-subsidiert/20276818

26.Кому в Норвегии жить хорошо? // CFO Russia -информационный портал (электронный ресурс) / Режим доступа: http://www.cfo-russia.ru/issledovaniya/index.php?article=5973

27. Федеральная таможенная служба России (электронный ресурс) / Режимдоступа:http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=16096:2012-06-28-09-32-58&catid=40:2011-01-24-15-02-45

28. Центральное статистическое бюро Норвегии (электронный ресурс) / Режим доступа: http://www.ssb.no/english/subjects/00/minifakta_en/ru/

29. «Россия и Норвегия поделили Баренцево море» ("The New York Times ", США ) в переводе информационного портала http://www.inosmi.ru/ //электронный ресурс / Режим доступа: http://www.inosmi.ru/europe/20100428/159611767.html

30. Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетический эффективности // информационно- аналитический портал / Режим доступа: http://gisee.ru/budget/news/budget/27010/

Приложения

Население Норвегии, млн. чел. (1) Темпы роста ВВП Норвегии, % (2)

Размер номинального ВВП Норвегии, млрд. $ США (3) Государственный долг Норвегии, % к ВВП (4)


Размер ВВП по ППС Норвегии, млрд. долларов США (5) Уровень безработицы в Норвегии, % (6)


Темпы роста объема пром. производства Норвегии, % (7) Инфляция в Норвегии, % (8)


Объем экспорта Норвегии, млрд. долларов США (9) Объем импорта Норвегии, млрд. долларов США (10)

Государственный долг Норвегии, % к ВВП (11)

Год Значение
52.7
49.1
60.5
58.6
56.8
55.4
49.7
33.8
29.1
30.1

Введение ……………………………………………………………………....….. 3

Глава 1 . Обзор социально-экономического положения Норвегии …...……… 4

1.1. Политическая ситуация и социальное развитие ………………………...… 4

1.2. Обеспеченность ресурсами и специализация на мировом рынке ……...… 5

Глава 2 . Норвегия в международных экономических отношениях ………..... 8

2.1. Внешнеэкономическая политика Норвегии ……………………………….. 8

2.2. Структура экспорта и импорта …………………………………….……… 10

2.3. Основные показатели экономического развития ……………………...…. 13

Глава 3 . Российско-норвежский диалог ……………………………………… 15

3.1. Арктическая ориентированность отношений............................................. 15

3.2. Основные направления российско-норвежского взаимодействия на современном этапе …………………………………………………………...… 16

Заключение ……………………………………………………………….……. 18

Список литературы …………………………………………………………... 20

Приложения ………………………………………………………………….... 22

Введение

Страна, обладающая относительно небольшой прибрежной территорией, неблагоприятным климатом, малым количеством человеческих ресурсов и, несмотря на это, лидирующая по уровню жизни и ВВП на душу населения на международной арене – это Норвегия.

Загадочная северная страна, скрывающая в себе тайну «норвежского чуда» - каким образом ей удалось добиться таких высоких результатов в кратчайшие сроки и в условиях ограниченности ресурсов? Стремительные рост и развитие норвежской экономики опережают научные достижения экспертов из разных стран и областей наук.

Цель моей работы - проведение исследовательского анализа основных направлений развития норвежской экономики, результатом которого послужит вывод о степени включённости Норвегии в мировое хозяйство и её роли в нём.

В первой главе (Обзор социально экономического положения страны ) дана картина норвежского хозяйственного комплекса. Сперва приведён анализ особенностей социально-политического характера, особенно доля государственного сектора в регулировании социально-экономического развития страны, потому что именно в государственном надзоре за экономикой королевства кроется одна из разгадок прогрессивного роста его экономики. Далее показана отраслевая структура Норвегии, её особенности и специализации на международном уровне.

Затем рассмотрены базовые направления внешнеэкономической норвежской политики. То, что «место под солнцем» занимается не в одиночку, и для Норвегии не секрет, поэтому она интенсивно расширяет мирохозяйственные связи, как повышая качество развития своей экономики, так и укрепляя отношения с другими государствами. Королевство является членом нескольких международных организаций, в соответствии с чем оно выполняет ряд политико-экономических обязательств, активно развиваясь и взаимодействуя со странами Евросоюза, Россией, США, результатом чего наблюдается формирование стабильных статей экспорта, импорта, макроэкономических показателей, развитие и структура которых будут рассмотрены и проанализированы во второй главе (Норвегия в международных экономических отношениях ).

И, в заключение, третья глава (Российско-норвежский диалог ) обратит внимание на назревшие вопросы о целесообразности российско-норвежского экономического сотрудничества, его направлениях и возможностях. Отмечу, Норвегия показана со многих сторон: как стратегический партнёр, как конкурент в борьбе за перспективными ресурсами. Особым смыслом наделяется вопрос об арктической направленности, ведь он является одной из ключевых составляющих российско-норвежского диалога.

Глава 1. Обзор социально-экономического положения Норвегии