Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Рекомендуемые нормы вычетов по прибыли. Как рассчитать налоговую нагрузку предприятия

Налоговая нагрузка - это показатель, рассчитываемый как отношение суммы налогов, уплаченных налогоплательщиком, к сумме его выручки по бухгалтерской отчетности, умноженное на 100%. Каждая организация может рассчитать его самостоятельно по формуле:

Налоговики в свою очередь определяют коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, т. е. некое среднее значение для каждой отрасли (п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков ВНП, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). И если получается, что уровень нагрузки в конкретной организации ниже, чем среднеотраслевой показатель, это может стать основанием для включения компании в план выездных проверок (п. 1 разд. 4 Концепции системы планирования ВНП, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ , Письмо Минфина России от 23.06.2016 N 03-02-08/36472). Ведь это значит, что организация платит меньше налогов (их доля составляет меньшую часть ее выручки), чем другие компании, работающие в той же сфере. Что вызывает у контролирующих органов определенные подозрения.

Как видно из формулы, страховые взносы в сумму уплаченных налогов за год не включаются (Письмо ФНС России от 22.03.2013 N ЕД-3-3/1026@).

Показатели среднеотраслевой налоговой нагрузки

Значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности находятся в свободном доступе. ФНС публикует их по окончании каждого года на своем сайте не позднее 5 мая следующего года (п. 6 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). На данный момент в документе содержатся данные за период с 2006 по 2015 гг. И разброс значений по отраслям достаточно большой: за 2015 год - от 1,4% до 41,5%.

Показатели налоговой нагрузки по конкретным налогам

Низкий уровень нагрузки по конкретному налогу (налогу на прибыль, налогу при УСН и т.д.) может стать поводом для отбора налогоплательщика в список тех, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии. Так, нагрузка по налогу на прибыль определяется по данным декларации по налогу на прибыль как отношение исчисленного налога к сумме выручки и внереализационных доходов, умноженное на 100%. Если полученное значение составляет менее 3% (а для торговых организаций - менее 1%), то уровень нагрузки считается низким. И значит, компания попадет в «комиссионный» список.

Налоговая нагрузка по НДС определяется по-другому: как отношение суммы вычетов по НДС за 4 предыдущих квартала к сумме начисленного НДС за тот же период, умноженное на 100%. Здесь низкой признается нагрузка при значении показателя 89% или более (

Бывают случаи, когда у сотрудника налоговой инспекции возникают вопросы по . И приходится объяснять, почему указана низкая налоговая нагрузка. Рассмотрим образец заполнения объяснения.

Согласно ст. 88 НК РФ, сотрудники налоговой инспекции имеют право попросить представить . И своим правом они пользуются, когда находят ошибку или у них возникают сомнения в достоверности полученной информации. Налоговая нагрузка – это определенная сумма. Если она низкая, есть подозрения, что налогоплательщик скрывает свои доходы. И делает это с той целью, чтобы перечислить в бюджет страны меньше положенного. Но это – одна из причин. Бывают и другие:

  • налоговая нагрузка определяется по типу деятельности (отраслям), который может быть неправильно выражен;
  • низкая рентабельность бизнеса.

Каждую ситуацию рассмотрим подробнее.

Первая. Допустим, предприниматель осуществляет свою деятельность в сфере строительства. Налоговая нагрузка по этой отрасли составляет 12% от доходов. Если в декларации будет указано не 12%, а 5%, вопросы напрашиваются сами собой. Налоговая ставка по разным отраслям прописана на законодательном уровне, но четкое разъяснение не дается, из-за чего некоторым налогоплательщикам не удается правильно определить тип деятельности. Иными словами, занимается одним, а отчитывается за другое. В этом случае следует внимательно проверить код ОКВЭД, который указывается в декларации. На него и ориентируется инспектор.

Вторая. Низкая налоговая нагрузка стала таковой, поскольку упали доходы предпринимателя (организации). Произойти это может по разным причинам: снизились объемы реализации, поднялись закупочные цены на сырье, повысился уровень зарплат и т.д. Причиной могут стать и инвестиции в развитие бизнеса. В таком случае нелишним будет составить расчет таких инвестиций, чтобы получить ясную картину доходов/расходов.

Пояснения в налоговую

Не стоит пугаться интереса, который может вызвать у налоговиков ваша декларация. Если просят представить пояснения, это еще не значит, что будут наказывать. Лучше ответить, сделать это следует в течение 5 рабочих дней. В противном случае сотрудники налоговой инспекции придут с проверкой. Если же при составлении декларации была допущена ошибка, то имеет смысл как можно скорее подать .

Если вам нужно предоставить пояснения в налоговую о низкой налоговой нагрузке по прибыли, образец может выглядеть следующим образом:

Пояснения можно представить и в свободной форме, но сотрудники налоговой разработали несколько образцов на разные случаи:

  • по убыткам;
  • о расхождениях в декларациях;
  • по НДС и др.

Пояснения в налоговую по убыткам придется подавать, если у предпринимателя на протяжении нескольких месяцев или лет расходы превышают доходы. В этом случае достаточно сослаться на то, что организация начала действовать недавно, клиентов пока мало, но уже приходится тратить немалые суммы на аренду помещения и зарплату сотрудникам. Желательно подчеркнуть, что понесенные расходы экономически обоснованы, и в подтверждение своих слов приложить таблицу расходов по видам с указанием суммы.

Пояснения о расхождениях в декларациях придется делать, если данные в одном документе не совпадают с теми, что указаны в другом. Например, разная информация в декларации по НДС и в бухгалтерской отчетности. В этом случае также не сложно дать пояснения: правила налогового учета отличаются от правил учета бухгалтерского. Если же не равна сумме прибыли, указанной в декларации, то и этому есть объяснение: часть доходов налогом не облагается (речь идет о штрафах, дивидендах и др.). Если возникли вопросы по конкретной декларации, например, декларации по НДС, то лучше воспользоваться утвержденной формой.

Возможные ошибки

Как выглядит образец пояснения в налоговую о низкой налоговой нагрузке по прибыли, вы уже знаете. Рассмотрим типичные ошибки, которые может допустить декларант, заполняя документацию.

Код 1 указывает на следующие недочеты:

  • в декларации нет записи об операции;
  • налогоплательщик не отчитался за НДС за указанный период (привел нулевые показатели);
  • ошибки не дают «отыскать» счет-фактуру и сравнить данные с теми, что указаны в декларации.

Код 2 указывает на то, что данные в разделе 8 (книга покупок) не совпадают с теми, что представлены в разделе 9 (книга продаж). Это может произойти, если расчеты производились на основе выданных ранее авансовых счетов-фактур.

Код 3 указывает на несоответствие между 10 разделом (выставленные счета-фактуры) и (полученные счета-фактуры). Такое может быть, если в декларации указаны сведения о посреднических операциях налогоплательщика.

Код 4 своего рода универсальный. Он указывает на то, что в одной из граф допущена ошибка. Обычно сотрудник налоговой номер этой графы пишет в скобках рядом с кодом ошибки.

Налоговая инспекция может потребовать пояснения не только от юридического лица, но и от ИП (полный перечень – в ст. 173 НК РФ). От них требуется заполнение раздела 12. Если частный предприниматель подает пояснение на нескольких листах, на каждом он должен указать номер свидетельства о регистрации.

Итак, если у сотрудника налоговой инспекции возникают вопросы по вашей декларации, незамедлительно исправляйте ошибки (уточненная декларация) и представляйте пояснения. Важно не бояться обосновать свои действия, всему может быть логическое объяснение.

Все юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, ведущие коммерческую деятельность на территории РФ, обязаны делать соответствующие отчисления в пользу государства.

Перечень налогов различного типа достаточно обширен. Причем уплату их предприятие осуществляет не только за себя, но также за нанятых работников (НДФЛ).

Обязательно требуется формирование налоговой отчетности. Все действия реализуются согласно установленному законодательству.

Вся величина налоговых сборов обозначается термином «налоговая нагрузка» — данная характеристика позволяет оценить финансовое состояние конкретного предприятия.

Базовые сведения

Налоговая нагрузка – одно из основных понятий-характеристик, позволяющее наиболее адекватно оценить положение дел на конкретном предприятии.

Потому руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю стоит заранее ознакомиться со всеми наиболее важными понятиями и вопросами.

К основополагающим возможно отнести следующие:

  • необходимые определения;
  • средние показатели в государстве;
  • действующие нормативы.

Необходимые определения

Для понимания действующих законодательных норм в обязательном порядке требуется заранее ознакомиться с понятиями основных терминов.

Наиболее важными на данный момент являются следующие:

  • налоговая нагрузка — совокупная, налоговое бремя;
  • ИП (индивидуальный предприниматель);
  • кредитная организация;
  • налог;
  • НДФЛ;
  • налогооблагаемая база;
  • рентабельность.

Совокупная налоговая нагрузка – это отношение всей суммы уплаченных налоговых сборов к полученной в результате коммерческой деятельности предприятия прибыли.

Также данный термин трактуется как налоговое бремя предприятия. Так как налоговая нагрузка – это отношение, то для вычисления её применяется достаточно простая формула.

Обычно такие данные требуются налоговой инспекции — составляются статистические данные.

ИП, индивидуальный предприниматель – ведущее коммерческую деятельность лицо, зарегистрированное в специальном государственном реестре и работающее на особом налоговом режиме.

Осуществляет выплату не только налогов на прибыль и иных, но также представляет собой налогового агента для своих работников.

Кредитная организация – юридическое лицо, которому выдано специальное разрешение ЦБ РФ для проведения банковских операций с целью извлечения прибыли.

В обязанности таких учреждений также входит уплата налоговых сборов различного типа. Такие учреждения удостаиваются максимально пристального внимания со стороны ФНС.

Налог – некоторая выражаемая в деньгах величина, перечисляемая в пользу государства. Существует множество различных видов налогов. .

Его выплачивают определенные категории предприятий, занимающиеся деятельностью, обозначенной в законодательных нормах.

Данный показатель может быть различным, он варьируется в зависимости от отрасли и сегмента экономики. Государство различным образом изменяет величину этого налогового сбора.

Налог на прибыль одновременно решает сразу две задачи:

  • позволяет пополнить бюджет государства;
  • дает возможность осуществлять регулирование экономического развития.

Также большое влияние на бюджетное бремя оказывает налог на добавочную стоимость.

Но применение данного сбора актуально лишь для некоторых, отдельных предприятий, занимающихся определенным видом деятельности. Потому при анализе бюджетного бремени НДС учитывается далеко не всегда.

Как рассчитать по формуле

Формула для расчета налоговой нагрузки на предприятии, ведущим свою деятельность на территории РФ, достаточно проста.

Но при этом несколько неточна. Налоговые органы, составляющие статистические данные, достаточно усреднено рассчитывают данный показатель. Допускается несколько способов расчета этой величины.

Федеральная налоговая служба использует следующую формулу:

НН – величина налоговой нагрузки;
СН – суммарное количество всех налогов, которые были перечислены в пользу государства в течение рассматриваемого налогового периода;
ВБ – размер бухгалтерской выручки.

Минфин использует схожую формулу, дающую практически аналогичные показатели. Но формат данного метода несколько отличается от применяемого Федеральной налоговой службой.

Также существуют иные методики расчета, обозначаются они в учебниках по экономике.

Но их сложно применить на практике, потому ФНС и Минфин используют максимально упрощенные методы вычислений. Так удается минимизировать вероятность допущения ошибок.

Практическое снижение на предприятии

Снижение налогового бремени на конкретное предприятие – относительно сложная задача. Существует множество легальных схем уменьшения необходимого к выплате налога.

К наиболее распространенным и простым можно отнести:

  • переход на иную систему налогообложения;
  • оптимизация расходов, налогов;
  • изменение формы собственности;
  • реорганизация.

Первый способ является наиболее эффективным, но воспользоваться им можно будет лишь при наличии определенных факторов. Оптимизация расходов, налогов, реорганизация также приносит не меньше пользы.

Но зачастую становится причиной повышенного внимания со стороны Федеральной налоговой службы. Это приводит к увеличению вероятности проведения камеральной, выездной проверки.

Особенности в зависимости от объекта

Налоговое бремя – сложный, динамический, постоянно изменяющийся показатель. Потому стоит при его определении учитывать большое количество самых разных факторов.

Причем касается это не только отрасли, в которой работает предприятие, но также самого типа налога. Так как применительно к различным сферам величина отчислений НДС, иных сборов может существенно отличаться.

К наиболее важным вопросам сегодня можно будет отнести следующее:

  • налог на добавленную стоимость – НДС;
  • налог, налагаемый на прибыль;
  • налог на фонд оплаты труда.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

На данный момент налог на добавочную стоимость представляет собой сбор, выплачиваемый при свершении с ними следующих действий:

  • реализация;
  • передача в безвозмездное пользование;
  • строительные работы;
  • импортирование.

При учете НДС в случае вычисления налоговой нагрузки следует учитывать возможность принятия его к вычету, возмещения.

Также налог на добавочную стоимость может не учитываться в случае, когда свершается операция, не являющаяся объектом налогообложения.

Также нет необходимости в выплате НДС при работе на . Величина данного налога определяется просто.

В конце налогового периода из суммарного количества НДС необходимо вычесть положенные предприятию . Именно эта величина и будет учитываться при определении налоговой нагрузки.

На прибыль

Налог на прибыль представляет собой прямой вид отчислений в бюджет государства. Величина его прямо пропорционально зависит от конечного результата финансовой деятельности определенного типа предприятия.

Процедура вычисления данного налога проста, включает в себя всего одно действие:

Результат данной процедуры и есть налог на прибыль. Необходимо помнить о большом количестве различных нюансов, непосредственно влияющих на данный показатель.

Все их требуется учитывать. При вычислении налоговой нагрузки на предприятие данный налог является одним из самых важных факторов.

На фонд оплаты труда

Одним из самых важных налогов сегодня является НДФЛ – величина его может колебаться в зависимости от типа дохода от 9% до 35%.

Стандартной и наиболее распространенной ставкой является 13% — такой налог платят все резиденты РФ.

Несмотря на то, что НДФЛ платит из своего кармана работник, но не работодатель, данный показатель учитывается при вычислении налоговой нагрузки.

Так как позволяет определить затраты предприятия на выплаты заработной платы работникам. Тип объекта при вычислении налоговой нагрузки играет решающую роль. Не менее важная сфера деятельности, а также множество иных факторов.

Налоговая нагрузка в РФ в 2019 году будет изменяться в большую и меньшую сторону одновременно.

Все зависит от отрасли, в которой работает юридическое лицо, индивидуальный предприниматель. Необходимо внимательно следить за всеми реформами, изменениями в законодательстве.

Понятие налоговой нагрузки на сегодня является центральным показателем для отбора налоговой инспекцией кандидата на выездную Поэтому исследование данной категории и ее расчет в отношении предприятия является очень важным и значимым элементом анализа.

Общее представление

Совокупная налоговая нагрузка представляет собой общий объем финансовых средств, которые подлежат уплате в виде ввозных таможенных по-шлин (за исключением особых видов пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательст-вом Российской Федерации), федеральных налогов (за исключением акци-зов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на тер-ритории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюд-жетные фонды на день начала финансирования инвестиционного проекта.

В настоящее время понятие налоговой нагрузки может быть рассмотрено в двух аспектах:

  • В абсолютном значении. Сумма конкретных значений налогов, которую нужно уплатить. Данная сумма интересна непосредственно для предприятия - плательщика налогов.
  • В относительном значении. Как доля (процентное содержание) от суммы налогов, которые необходимо уплатить в бюджет, к определенной базе. Данный показатель часто используется для различных расчетов, анализов и прогнозов компании.

База расчета

В основе базы расчета нагрузки лежат такие показатели, с которыми необходимо сопоставить налоговые платежи и оценить степень влияния на доходность компании и ее рентабельность за определенный период. Среди таких значений выделим:

  • выручку (с НДС или без него);
  • доходы от реализации;
  • налоговая база для конкретного налога;
  • бухгалтерскую или налоговую прибыль;
  • плановую сумму выручки.

При этом следует учесть, что доля налогов может быть определена не только по отношению к их общей сумме, но и по отношению к отдельным определенным налогам. В таком случае она рассчитывается как за один налоговый период, так и за несколько. При расчете за несколько периодов данные необходимо суммировать.

Следует отдельно обратить внимание на ситуацию, когда налоги у компании отсутствуют. В таком случае налоговая нагрузка стремится к нулю. То же самое - и в отношении отдельных налогов.

Значение и роль понятия

Сущность значения налоговой нагрузки в отношении конкретного налогоплательщика определена в нормативном документе. Это Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, который рассматривает понятие совокупной налоговой нагрузки, рассчитанной как доля всех налогов к уплате в бухгалтерской величине (без НДС) к сумме выручки. В нем же представлена формула и инструкция, как рассчитать налоговую нагрузку.

Роль исследуемого параметра нагрузки можно кратко выделить в следующих аспектах:

  • Для государства - с целью планирования и разработки налоговой политики как по регионам, так и в целом по стране. Изменяя состав налогов и их виды, изменяя ставки и льготы, государство определяет возможные допустимые уровни давления на бизнес и компании. Кроме того, данный показатель на макроуровне необходим для прогнозирования доходов бюджета, развития налоговых поступлений в целом по стране.
  • Расчет данного параметра на уровне государства помогает провести сравнение с аналогичными параметрами других стран и сделать соответствующие корректировку в области налоговой политики.
  • Данный показатель также оказывает влияние на формирование социальной политики в стране.

Формула расчета

Для определения необходимого равновесия, учитывая интересы каждой из сторон, необходимо выяснить, каким образом должна рассчитываться налоговая нагрузка на предприятия и какие ее показатели будут оптимальными для стратегии налоговой политики государства.

По мнению многих авторов, наиболее полным показателем налоговой нагрузки может быть соотношение абсолютной налоговой нагрузки к добавленной стоимости. Один из таких вариантов расчета дает в своей работе Сухетский С.П. Он показывает также отношение налоговой нагрузки и инвестиционной составляющей добавленной стоимости.

Представим формулу и инструкцию более наглядно:

НН = Н *100 / НБ,

НБ - налоговая база, т.р., Н - сумма налога, т.р.

Налоговая нагрузка по НДС

Основными объектами налогообложения по данному виду налога являются следующие категории:

  • продажа услуг и работ;
  • ввоз на территорию страны товаров.

В соответствии с действующим Налоговым Кодексом, размеры ставок НДС регламентированы следующим образом:

  • для экспортеров - 0%;
  • для основной части продовольственных товаров - 10%;
  • для основной части объектов налогообложения- 18%.

При расчете налоговой базы по НДС используют льготы, которые зафиксированы в НК РФ.

Рассмотрим формулу расчета налоговой нагрузки по НДС более подробно.

Следует иметь в виду одну особенность: налоговая база для НДС может быть рассчитана двумя способами.

При первом способе налоговой базой является внутренний рынок по формуле:

ННндс = Нндс * 100 / НБрф,

где ННндс - налоговая нагрузка по НДС; Нндс - сумма НДМ, причитающаяся к уплате согласно строке 040 раздела 1 декларации; НБрф - налоговая база, рассчитанная по данным 3 разд. декларации по российскому рынку.

Налоговая база по рынку РФ определяется как результат сложения строк 010-070 графы 3, где суммируются:

  • база по продаже товаров по всем ставкам;
  • продажа предприятия как комплекса имущества;
  • авансы полученные.

При втором способе налоговая база определяется как сумма значений по внутреннему и внешнему рынку по формуле:

ННндс = Нндс * 100 / (НБрф + НБ эксп),

где ННндс - налоговая нагрузка по НДС; Нндс - сумма НДМ, причитающаяся к уплате согласно строке 040 раздела I декларации; НБрф - налоговая база определяется по III разделу декларации по российскому рынку; НБэксп - налоговая база, определяется суммой строк 020 IV разд. экспортной декларации.

Приведем пример расчета показателя.

Компания ООО «Ростра» находится на ОСНО. В I кв. 2017 года она осуществляла следующие операции.

22 января был отгружен товар на сумму 112000 рублей, в том числе НДС - 17084,75 руб. Оплаты была получена еще в декабре 2016 года при оформлении счета- фактуры на аванс и уплате налога.

4 февраля взята предоплата в размере 50% в счет будущей поставки в размере 40000 рублей при выставлении счета-фактуры на аванс. Отгрузка была произведена на сумму 80000 рублей, в том числе НДС - 12203,39 руб. Дата отгрузки - 24 февраля, остаток денег был перечислен в марте.

9 марта оказаны услуги по стоимости 100000 руб., в том числе НДС - 15254,20 руб. Подписан акт с поставщиком, выставлен счет-фактура. Оплата прошла в апреле.

В 1 квартале ООО «Ростра» оплатила товаров на сумму 65800 рублей, в том числе НДС - 10037,29 руб., а также сумму без НДС в размере 42560 руб.

Определим налоговую базу по налогу на прибыль:

(112000-17084,75)+ (80000-12203,39) + (100000 - 15254,20) = 247457,70 руб.

Расходы компании:

(65800-10037,29) + 42560 + 64560 = 162882,71 руб.

Налог на прибыль:

(247457,70-162882,71) * 0,2 = 16914,98 руб.

Налоговая база по НДС:

40000*18/118 + 12203,39+15254,24 = 33559,32 руб.

Сумма НДС для вычета:

17084,75 + 40000*18/ 118 +10037,29 = 33223,73 руб.

НДС к уплате:

33559,32 - 33223,73 = 335,59 руб.

Показатель налоговой нагрузки (по налогу на прибыль и НДС вместе):

(16914,98 +335,59) / 247457,70 * 100 = 6,97%

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль

Как рассчитывается налоговая нагрузка по налогу на прибыль, рассмотрим с помощью формулы ниже.

Формула может быть представлена в следующем виде:

ННприб = (Нприб * 100) / Д,

где ННприб - налоговая нагрузка на прибыль, %; Нприб - налог на прибыль до декларации, т.р.; Д- общая сумма доходов, указанных в декларации, т.р .

В знаменателе данной формулы достаточно часто указывается выручка от реализации и прочих доходов, в том числе проценты.

Рассмотрим, какие основные факторы оказывают влияние на данный показатель. Среди них можно указать:

  • Сумму рассчитанного налога, а точнее, его ставку. Обычно это значение составляет 20%, но есть и исключения, когда ставка понижается в соответствии со ст. 284 НК РФ. Соответственно, чем ниже сумма налога, тем ниже налоговая нагрузка на прибыль.
  • Доход от реализации, указанный в декларации. Чем выше указный доход в декларации, тем ниже нагрузка.
  • Объем расходов по реализации. Чем выше расходы, тем ниже налог.
  • Наличие убытков прошлых лет при их учете снижает налоговую базу, а значит, сводят и сам налог к нулю.
  • Налоговые льготы снижают сумму налога.

Рассмотрим расчет налога на прибыль на конкретном примере.

Предположим, что выручка от реализации товаров (без НДС) составила 112 643 080 руб., прочие доходы - 41 006 руб.

Прямые расходы компании составили 76 303 701 руб., косвенные расходы - 34 197 987 руб.

Итого расходов: 76 303 701 + 34 197 987 = 110 501 688 руб.

Прочие расходы составили - 115 953 руб.

Налоговая база по налогу на прибыль составила:

112 643 080 + 41 006 - 110 501 688 - 115 953 = 2 066 445 руб.

Сумма исчисленного налога:

2 066 445 * 20/100 = 413 289 руб.

Сумма начисленных авансовых платежей - 183 813 руб.

Сумма налога на прибыль к доплате:

413 289 - 183 813 = 229 476 руб.

Налоговая нагрузка при УСН

Рассмотрим формулу расчета налоговой нагрузки при УСН более подробно.

С этой целью может быть применена формула:

ННусн = Нусн * 100/ Д усн,

где ННусн - налоговая нагрузка при УСН, %; Нусн - УСН-налог по декларации, т.р.;

Дусн - до ходы по УСН-декларации, т.р.

Приведем конкретный пример налоговой нагрузки по формуле расчета при УСН.

В таблице представлены доходы и расходы, применяемые при расчете налогооблагаемой базы в ООО «ХХХ». Доходы и расходы связаны с реализацией услуг по организации общественного питания.

Анализ динамики доходов и расходов отражает ежегодный рост показателей практически по всем составным элементам.

Анализ доходов и расходов по услугам ООО «ХХХ» за 2014-2016 гг., тыс.руб. представлен в таблице ниже.

Наименование показателей

2014 г.

2015 г.

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение, %

Доходы

Выручка от оказания услуг

Расходы

Заработная плата

Обязательные страховые взносы

Ремонт объектов ОС

Иные налоги и сборы

Прочие расходы

Итого расходов

Прибыль от оказания услуг

Расходы в целом продемонстрировали тенденцию к увеличению на сумму 2117 тыс. руб., их рост составил 138,6 %. В частности, проведённое сравнение доходов и расходов по услугам показывает, что выручка от оказания услуг увеличилась в 2016 году по сравнению с 2014-м на 2285 тыс. руб., ее рост составил 135 %.

Основной причиной роста показателей является рост цен на потребляемые материалы и услуги, и как следствие повышение собственных цен, с целью покрытия расходов. За счет того, что сумма расходов меньше получаемых доходов на 7,4 % ООО получило прибыль на 168 тыс. руб. больше в 2016 году, чем в 2014 году.

Рассмотрим динамику начисленного налога по ООО «ХХХ» за период с 2014 по 2016 годы по данным таблицы ниже.

Показатели

Сумма, т.р.

Относительное отклонение,

2015 год 2016 год

Абсолютное отклонение, т.р.

Доходы, полученные

от деятельности

Начисленный налог

по ставке 6%

Страховые взносы по пенсионному,

социальному и медицинскому

страхованию

Больничные

Итого страховых взносов

по пенсионному,

социальному и медицинскому

страхованию и больничных

Сумма уменьшающая налог (50%)

Налог к оплате в бюджет

(Отрицательный

денежный поток по платежам

в бюджет)

Отрицательный денежный поток

по платежам во внебюджетные фонды

Таким образом, ООО «ХХХ» в течение рассматриваемого периода можно было зачесть в счет уменьшения суммы единого налога не всю сумму страховых взносов по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию, а только 50% от суммы налога, начисленного в бюджет. Рассмотрим пример расчета налоговой нагрузки по методике Минфина РФ. Налоговая нагрузка на доходы ООО «ХХХ» составила:

в 2014 году (196+581) /6534 = 0,12 руб./руб.,

в 2015 году (655+216) / 7181 = 0,12 руб./руб.,

в 2016 году (750+265) / 8819 = 0,12 руб./руб.

Из расчетов видим, что налоговая нагрузка зависит от суммы дохода и суммы налога и начисленных страховых взносов.

Налоговая нагрузка для общей системы налогообложения

Как рассчитывается налоговая нагрузка при ОСНО, рассмотрено ниже с использованием формулы:

ННосно = (Нндс + Нп) * 100 / В,

где ННосно - налоговая нагрузка по ОСНО, %; Нндс - сумма НДС к уплате по декларации, т.р.; Нп - сумма налога на прибыль по декларации, т.р.; В - выручка из отчета о финансовых результатах (без НДС), т.р.

Допустимый уровень

При расчете налоговой нагрузки налогоплательщик должен иметь в виду следующие моменты:

  • необходимо определить данный показатель и сравнить его с данными за прошлые периоды;
  • при расчете показателя стоит отметить, что низким показателем для производственных предприятий является значение 3 %;
  • необходимо проверить долю вычетов по НДС, так как она не должна быть выше 89 %.

В случае если будут выявлены существенные отклонения от данных цифр в сторону, которая невыгодна для налогоплательщика, необходимо готовить документы для аргументации факта низкой налоговой нагрузки. Например:

  • неправильно определен код деятельности;
  • проблемы с реализацией продукции;
  • рост затрат в связи с ростом цен у поставщиков;
  • инвестирование;
  • создание запасов товаров;
  • экспортные операции.

Выводы

Налоговая нагрузка, формула расчета которой представлена в рамках статьи, является необходимым элементом при определении уровня затрат компании перед бюджетом. Наиболее часто используют значение в процентном отношении, что обеспечивает сопоставимость значений при финансовом прогнозировании. Результаты анализа данного показателя необходимы в следующих случаях:

  • получение информации о затратах компании по исполнению бюджетных обязательств;
  • выявление неблагоприятных тенденций в колебаниях данного параметра;
  • построение этапов процедур контроля.

В целом, исследование данного параметра должно стать обязательной процедурой для самого предприятия, а также регулярно исполняемой функцией для инспекции. Полученные результаты лежат в основе формирования рабочих баз данных, выявления подозрительных компаний и проведения проверки.

Целью экономической деятельности любой бизнес-единицы является максимизация прибыли. Поэтому и компании, и предприниматели зачастую стремятся уменьшить налоговую нагрузку на бизнес. Однако при определенных обстоятельствах минимизация налогов становится незаконной, в результате налогоплательщику могут грозить серьезные штрафы, пени и даже уголовная ответственность.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» можно найти определение опасных способов оптимизации (минимизации) налоговой нагрузки. Налоговая оптимизация не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Также возникнут проблемы, если налоговый орган докажет, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей. Иными словами, если налогоплательщик заключал ряд сделок с предприятиями, нарушавшими налоговое законодательство и не платившими налоги.

Это важно! Между тем право налогоплательщика на минимизацию налоговой нагрузки закреплено и Конституционным Судом РФ (далее - КС РФ) (Постановление от 27.05.2003 № 9-П «По делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П. Н. Белецкого, Г. А. Никовой, Р. В. Рукавишникова, В. Л. Соколовского и Н. И. Таланова»). Однако КС РФ поддерживает только законные способы, то есть рекомендует подбирать законные налоговые льготы, отсрочки, рассрочки, наиболее выгодные формы предпринимательской деятельности, организационно-правовую форму, режим налогообложения и т. д.

Говоря о законных правах налогоплательщика, сразу же назовем разрешенные законодательством пути налоговой оптимизации — налоговые льготы по разным налогам и сборам. Например, нулевая ставка НДС положена организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения. Ставку 0 % по НДС имеют также предприятия, реализующие услуги по перевозке пассажиров и багажа, при условии, что пункт отправления (назначения) пассажиров и багажа расположен за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов. Или, например, в 2011 г. льготными страховыми взносами в размере 14 % вместо 34 % будут облагаться малые предприятия, сельхозпроизводители, организации, использующие труд инвалидов, ИТ-компании, индивидуальные предприниматели — резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны и вузы (Федеральный закон от 16.10.2010 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"»).

Кроме прямых налоговых льгот, налогоплательщики могут получить некоторые налоговые послабления на определенный период (гл. 9 НК РФ):

    изменение срока уплаты налога в форме отсрочки или рассрочки;

    инвестиционный налоговый кредит.

В анализе хозяйственной деятельности любой организации важную роль играет оценка налоговых обязательств, которая позволяет определить, насколько обременительна существующая налоговая система для экономического субъекта и какую долю ресурсов привлекают на себя платежи в бюджет, то есть определить налоговую нагрузку предприятия.

Обратите внимание! Налоговая нагрузка — это расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ) инвестором, осуществляющим инвестиционный проект (Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; в ред. от 23.07.2010).

Данное определение применяется при оценке налоговой нагрузки на конкретный инвестиционный проект и имеет ряд недостатков:

1) при оценке используется лишь количественное значение, абсолютная величина, без учета соотношений с иными показателями финансово-хозяйственной деятельности;

2) из расчета исключены отчисления в Пенсионный фонд РФ, хотя на данный момент они составляют существенную долю в расходах предприятия и являются самым большим платежом, начисляемым из фонда оплаты труда. Таким образом, данное определение для его полноценного применения нуждается в некотором уточнении и корректировке.

Это важно! Организации должны рассчитывать налоговую нагрузку, чтобы понять, насколько их деятельность и уплата налогов привлекают внимание налоговых органов, которые могут принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

Оценка налоговой нагрузки

Единой методики для расчета налоговой нагрузки нет. Оценка налоговой нагрузки производится с использованием различных методик и подходов.

Это интересно! В целом методики определения налоговой нагрузки налогоплательщика отличаются используемым набором налогов и взносов. Важную роль играет также базисный показатель, к которому можно «привязывать» расчетные показатели, то есть сравнивать с ним общую сумму налогов за расчетный период.

Главным источником информации при определении уровня налоговой нагрузки служат данные налогового и бухгалтерского учета. Следует отметить, что они опираются на различные нормативные правовые базы: бухгалтерский учет ведется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.09.2010), положениями по бухгалтерскому учету, методическими указаниями, учетной политикой; налоговый же основан на НК РФ и приказах Минфина России и ФНС России, разъясняющих отдельные нормы. В связи с этим возможны расхождения, которые приводят к возникновению постоянных или отложенных налоговых обязательств и активов.

Отражение обязательств по налогам и сборам, подлежащих к уплате в бюджет и внебюджетные фонды, происходит на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; в ред. от 08.11.2010).

По кредиту счетов 68 и 69 отражаются суммы налогов, сборов и социальных отчислений, начисленные организацией за определенный период. В дебете счетов 68 и 69 будут отражены суммы, фактически уплаченные за период, а также налоговые вычеты, которые предоставляются по отдельным видам налогов. В пояснениях к счету 68 указано, что аналитический учет по этому счету ведется по видам налогов. Итоговое кредитовое сальдо по этим счетам показывает задолженность организации перед бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами на определенную дату. Данная задолженность формируется за счет средств предприятия. Для обобщения информации применяются регистры налогового учета.

Изменение налоговой нагрузки происходит под воздействием методов налогового планирования. Их теоретическую связь и влияние рассмотрим в виде конкретных мер налоговой оптимизации (табл. 1).

Таблица 1. Взаимосвязь методов налоговой оптимизации и уровней налогового риска

Метод оптимизации налогообложения

Влияние на налоговую нагрузку

Нало говый риск

Использование нелинейного метода амортизации (ст. 259 НК РФ)

Перераспределение во времени: снижение в текущем периоде, повышение в будущем периоде

Низкий. Возможно необоснованное применение повышающих коэффициентов

Признание процентов по кредитам с использованием обязательств с сопоставимыми условиями (п. 1 ст. 269 НК РФ)

Снижение за счет уменьшения налога на прибыль

Средний. Существуют проблемы в четком определении сопоставимых обязательств

Создание резервов: на ремонт основных средств (ст. 260, 324 НК РФ), на оплату отпусков, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 255, 324.1 НК РФ)

Средний. Возможно необоснованное превышение резервов

Метод замены отношений: реализация имущества путем его предварительного взноса в уставный капитал и дальнейшей продажи этой доли (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ)

Снижение налоговой нагрузки за счет снижения НДС

Средний или высокий. В зависимости от суммы сделки может возникнуть подозрение в экономической нецелесообразности сделки, и быть доначислен НДС

Метод холдинга: выделение структурных подразделений в отдельные юридические лица (один из вариантов)

Снижение налоговой нагрузки связано с тем, что если вновь созданные предприятия будут находиться на специальных налоговых режимах, то удастся снизить величину отчислений с заработной платы во внебюджетные фонды, уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на имущество

Низкий. Возможны проблемы, традиционно возникающие в отношениях с дочерними и зависимыми обществами

Методы расчета и оптимизации налоговой нагрузки

Расчет налоговой нагрузки может иметь еще одну важную для организации цель — прогнозирование налогового бремени на будущий период. Для больших предприятий важно предусмотреть налоговую нагрузку в будущих периодах. Важно оценить, какой объем налогов должна будет уплачивать организация, например, за счет расширения своей деятельности.

Дополнительно можно рассчитать долю налогов в выручке, прибыли, зарплатных налогов в фонде оплаты труда и т. д. Все это должно помочь организации в налоговом планировании отчислений в бюджет. При этом также важно предусмотреть различные налоговые риски, которые могут повлиять на увеличение налоговой нагрузки.

Налоговые органы считают налоговую нагрузку очень просто и усредненно путем деления всех налоговых отчислений на выручку налогоплательщика. Но есть и другие методы. Например, можно уточнить методику ФНС России и получить более совершенную формулу:

Налоговая нагрузка = Сумма налогов, уплаченных по данным отчетности в течение года × 100 % / Сумма бухгалтерской выручки за год без НДС и акцизов.

При применении каждой методики возникает масса спорных вопросов. Например, следует ли включать в налоговую нагрузку косвенные налоги или НДФЛ.

Попробуем выделить несколько интересных методик.

Методика 1. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки — это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = (НП / (В + ВД)) × 100 %,

НП — общая сумма всех уплаченных налогов;

В — выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ВД — внереализационные доходы.

К сожалению, данный расчет не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика

Методика 2. Существует иная методика, которую предложила Е. А. Кирова в статье «Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты» , согласно которой:

сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей;

в сумму налогов не включается НДФЛ, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;

сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;

сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации. По мнению Кировой, налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды, подлежащих перечислению организацией, и рассчитывается следующим образом:

АНН = НП + ВП + НД,

где АНН — абсолютная налоговая нагрузка;

НП — налоговые платежи, уплаченные организацией;

ВП — уплаченные платежи во внебюджетные фонды;

НД — недоимка по платежам.

Однако абсолютная налоговая нагрузка отражает лишь сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени. Для определения уровня налоговой нагрузки Кирова предлагает использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости. Иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.

Вновь созданная стоимость продукции организации определяется следующим образом:

ВСС = В - МЗ - А + ВД - ВР

ВСС = ОТ + НП + ВП + П,

где ВСС — вновь созданная стоимость;

В — выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС);

МЗ — материальные затраты;

А — амортизация;

ВД — внереализационные доходы;

ВР — внереализационные расходы (без налоговых платежей);

ОТ — оплата труда;

НП — налоговые платежи;

ВП — платежи во внебюджетные фонды;

П — прибыль организации.

В этом случае относительная налоговая нагрузка определяется по следующей формуле:

ОНН = (АНН / ВСС) × 100 %.

В качестве положительного момента можно назвать следующее: на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги. Кроме того, в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией. При этом объективность расчета не зависит ни от отраслевой специфики, ни от размера компании.

Тем не менее при использовании данного метода нет возможности качественно прогнозировать изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот.

Методика 3 . Еще один интересный способ расчета нагрузки предлагает М. И. Литвин в статье «Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий» . Методика включает в себя такие показатели, как количество налоговых платежей, их структура и механизм взимания. В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом НДФЛ.

НН = (SUM (НП + ВП) / SUM ИС) × 100 %,

где SUM (НП + ВП) — сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды;

SUM ИС — сумма источника средств для уплаты налогов.

Литвин предлагает рассчитывать налоговую нагрузку по вышеперечисленным группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость (ДС), которая исчисляется следующим образом:

ДС = В - МЗ

ДС = ОТ + НП + ВП + П + А.

Данная методика исчисления налогового бремени имеет практическую значимость, поскольку позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции. Отрицательным моментом является то, что в состав налогов включен НДФЛ, хотя организация выступает в роли налогового агента.

Есть и более сложные методики, но, по мнению автора, нагрузку стоит рассчитывать в первую очередь так, как советуют налоговые органы, а уже затем в целях, например, внутреннего аудита учитывать более подробные показатели.

Методика 4. Следующая методика позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Налоговое бремя при этом определяется как доля отдаваемой государству добавленной стоимости, а налоги соотносятся с источником их уплаты. Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:

ДС = А + (ОТ + СВ) + НДС + П,

где ДС — добавленная стоимость;

А — амортизация;

ОТ — оплата труда;

СВ - страховые взносы;

НДС — налог на добавленную стоимость;

П — прибыль.

Выручка определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат по формуле:

В = ДС + МЗ.

Эта методика предполагает применение следующих структурных коэффициентов:

— доли заработной платы в добавленной стоимости (включая начисления на заработную плату), рассчитываемой по формуле:

К от = (ОТ + страховые взносы) / ДС;

— удельного веса амортизации в добавленной стоимости, рассчитываемого по формуле:

К а = А / ДС;

— удельного веса добавленной стоимости в валовой выручке, рассчитываемого по формуле:

К о = ДС / В.

По действующей системе налогообложения организация уплачивает следующие основные налоги:

— НДС (расчет по ставке 18 %):

НДС = (ДС / 118 %) × 18 % = 0,153ДС;

— страховые взносы:

Страховые взносы = (ДС / 134 %) × 34 % × К от = 0,254ДС × К от;

— налог на доходы физических лиц:

НДФЛ = 0,13 × (1 - (0,356 / 1,356)) × К от × ДС = 0,096ДС × К от;

— налог на прибыль:

Н пр = 0,20 × (1 - НДС - К от - К а) × ДС = 0,20ДС × (0,847 - К от - К а).

Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить налоговую нагрузку как долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, по формуле:

НН = НДС + Страховые взносы + Нп + Нпр.

Таким образом, по этой методике сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, то есть с источником дохода, но при этом в расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние налога на имущество, платежей за пользование природными ресурсами, земельного налога.

Методика 5. Существует методика, представляющая собой модификацию предыдущей. Основные ее принципы заключаются в следующем.

В расчет включаются все налоговые платежи, подлежащие перечислению организацией в бюджет и внебюджетные фонды, то есть суммы не произведенных, а начисленных платежей, поскольку определение налоговой нагрузки по фактически уплаченным суммам налогов уменьшает реальный уровень налогового бремени в силу возможного несовпадения по тем или иным причинам начисленных и фактически перечисленных по принадлежности налоговых платежей.

Налог на доходы физических лиц не включается в расчет как не относящийся к налоговой нагрузке на организацию, поскольку она является налоговым агентом.

Добавленная стоимость продукции, рассчитываемая по формуле:

ДС = В - МЗ,

является общим знаменателем, с которым соотносятся налоговые платежи.

Кроме приведенных выше коэффициентов (оплаты труда и амортизации), в данной методике в состав структурных коэффициентов введены дополнительные:

удельный вес налогов, относимых на себестоимость продукции, за исключением страховых взносов (поскольку они уже включен в коэффициент оплаты труда), в добавленной стоимости, рассчитываемый по формуле:

К о = Н сс / ДС,

где Н сс — сумма налогов, относящихся на себестоимость продукции;

— доля налогов, относящихся к внереализационным расходам и уменьшающих прибыль организации до налогообложения (налог на имущество, рекламу и т. д.), рассчитываемая по формуле:

К нпр = Н пр / ДС,

где Н пр — сумма налогов, относящихся на внереализационные расходы.

Расчет НДС и страховых взносов производится аналогично предыдущей методике по формуле:

НДС = (ДС / 118 %) × 18 % = 0,153ДС,

Страховые взносы = (ДС × К от / 134 %) × 34 % = 0,254ДС × К от.

Формула определения налога на прибыль организаций должна быть скорректирована на суммы налогов, относимых на себестоимость продукции и уплачиваемых из прибыли организации:

Н пр = 0,20 × (ДС - НДС - (ОТ + страховые взносы) - А - Н сс - Н пр).

Применением указанных выше структурных коэффициентов формула определения налога на прибыль организаций может быть преобразована следующим образом:

Н пр = 0,20 × ДС × (0,847 - К от - К а - К нсс - К нпр).

Общая налоговая нагрузка определяется как сумма подлежащих уплате налогов по формуле:

НН = НДС + Cтраховые взносы + Н пр + Н сс + Н пр.

В силу указанных выше причин из расчета исключен налог на доходы физических лиц.

Кроме того, в данной методике предполагается также применение коэффициента денежного изъятия, представляющего собой отношение начисленных налоговых платежей к реально полученным организацией финансовым ресурсам, который рассчитывается по формуле:

НН = (НП / ДС - КБ) × 100%,

где НП — начисленные налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды (без учета налога на доходы);

ДС — сумма денежных средств, полученных организацией за отчетный период;

КБ — заемные денежные средства (кредиты), привлеченные организацией в отчетном периоде.

Для оптимального налогового планирования организации необходимо хотя бы раз в полгода рассчитать налоговую нагрузку на свою деятельность. Рассчитав такой показатель, организация может принять решение, например, об оптимизации налогообложения с использованием предусмотренных законодательством льгот. В настоящей статье рассматривается один из методов расчета налоговой нагрузки, который рекомендуется официальными органами.

Определим влияние уплачиваемых организацией налогов на эффективность деятельности ООО «Агроторгсервис».

ПРИМЕР

Для оценки налоговой нагрузки в ООО «Агроторсервис» проведем сравнительный налоговый анализ. Налоговый анализ будет произведен в два этапа.

Первым этапом налогового анализа является анализ абсолютной налоговой нагрузки на ООО «Агроторгсервис».

Для этого рассмотрим динамику сумм налогов и сборов ООО «Агроторгсервис» за 2009-2010 гг. (табл. 2).

Таблица 2. Налоги, уплаченные ООО «Агроторсервис» в 2009-2010 гг.

Как видно из табл. 2, общая сумма уплаченных налогов в 2010 г. составила 7082 тыс. руб., что на 1581 тыс. руб. больше чем в 2009 г. Темп роста общей суммы налогов составил 128,7 %. Наибольшие темпы роста отмечаются по налогу на прибыль — 172,4 % (или 473 тыс. руб.), а также по налогу на доходы с физических лиц — 170,9 % (или 502 тыс. руб.).

Рост налога на прибыль объясняется увеличением объемов деятельности и ростом налогооблагаемой прибыли. Налог на доходы физических лиц увеличился вследствие роста фонда оплаты труда и сокращения численности персонала.

Таблица 3. Структура налогов ООО «Агроторгсервис» в 2009-2010 гг.

Как видно из табл. 3, наибольшую долю в структуре налогов занимает НДС. Его доля в 2010 г. составляет 34,1 % от всех выплат предприятия, что на 5,7 % меньше, чем в 2009 г.

Доля единого социального налога (страховых взносов) в 2010 г. составляет 26,3 %, что на 2,1 % меньше, чем в 2009 г. Доля налога на прибыль в 2010 г. увеличилась на 4 % и составила 15, 9 %. Налог на доходы физических лиц в 2010 г. также увеличился на 4,2 % и занимает долю 17,1 %.

Налог на имущество занимает наименьшую долю в структуре налоговых выплат и в 2010 г. составляет 6,7 %, что на 0,4 % меньше, чем в 2009 г. Таким образом, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. рост суммы налога на доходы с физических лиц и налога на прибыль привел к увеличению данных налогов в структуре.

На основе первого этапа налогового анализа удалось выяснить, что наибольшую нагрузку предприятие несет, выплачивая НДС, а также единый социальный налог.

Вторым этапом сравнительного налогового анализа является анализ относительной налоговой нагрузки на предприятие.

Для этого сгруппируем налоги, уплаченные предприятием, по видам источников уплаты налоговых средств (табл. 4).

Таблица 4. Структура налоговой нагрузки ООО «Агроторгсервис» в зависимости от источника уплаты налогов и сборов в 2009-2010 гг.

Как видно из таблицы 4, структура налоговой нагрузки в зависимости от источника уплаты налогов представлена 4 группами.

Наибольшую долю занимают налоги, включаемые в себестоимость. Их доля в 2010 г. составила 43,3 %, что на 2,2 % больше, чем в 2009 г. Доля косвенных налогов составляет 34,1 %, что на 5,7 % меньше, чем в 2009 г.

Расчет структуры налоговой нагрузки в зависимости от источника уплаты налогов и сборов необходим для расчета аналитических коэффициентов налоговой нагрузки. Произведем расчет данных показателей (табл. 5).

Таблица 5. Аналитические коэффициенты налоговой нагрузки ООО «Агроторгсервис» в 2009-2010 гг.

Налог

2009 г.

2010 г.

Изменение

Отношение суммы всех косвенных налогов и сборов к выручке от реализации

Отношение суммы всех прямых налогов и сборов к выручке от реализации

Отношение суммы налога на прибыль предприятий к выручке от реализации

Отношения налога на прибыль и налога на имущество к величине балансовой прибыли

Отношение суммы налогов и сборов, взимаемых с чистой прибыли, к величине чистой прибыли

Отношение сумм налогов и сборов, включаемых в себестоимость продукции, к величине себестоимости

Отношение сумм всех налогов и сборов к выручке от реализации × 100

Полученные аналитические коэффициенты представляют собой устойчивые количественные характеристики, динамика которых позволяет сделать выводы о тенденциях, сложившихся в системе налогообложения предприятия. Как видно из таблицы, отношение суммы косвенных налогов к выручке в 2010 г. сократилось на 6,9 % (100 % - 93,1 %). Данная динамика прослеживается и в отношении сумм налогов и сборов, взимаемых с чистой прибыли. По остальным коэффициентам прослеживается увеличение налоговой нагрузки в 2010 г. по сравнению с 2009 г.

На основе рассчитанных коэффициентов можно сделать вывод, что в целом налоговая нагрузка в 2010 г. возросла. Это можно объяснить снижением задолженности предприятия по налогам и сборам с 204 тыс. руб. до 29 тыс. руб. (строка 624 пассива баланса). Общий коэффициент налоговой нагрузки на выручку показывает, что на каждые 100 руб. налогов в 2010 г. приходиться 3,167 руб. выручки от продаж. Более того, данные таблицы показывают что в 2010 г. налоговая нагрузка на выручку увеличилась на 108,7 %. Таким образом, на основе рассчитанных данных можно сделать вывод, что в целом налоговая нагрузка в ООО «Агроторсервис» имеет приемлемый уровень.