Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Перспективы - история и перспективы развития энергетики россии. Проблемы и перспективы развития энергетики в россии и мире

Развитие энергетики мира в начале XXI в. будет определяться комплексным воздействием многих экономических, природных, научно-технических и политических факторов. Оценка долгосрочного роста потребления энергии, основанная на предполагаемых темпах развития мировой энергетики, приводит к выводу, что среднегодовой прирост до 2030-2050 гг. составит, вероятно, 2-3%. В развивающихся странах он будет значительно большим. Учитывая прогнозируемый рост населения к 2025 г. до 8,5 млрд. чел., из которых 80% будут проживать в развивающихся странах, можно ожидать, что именно эти страны будут играть определяющую роль в мировом потреблении энергии. Это вызовет резкое увеличение ее производства. Увеличение производства электроэнергии повлечет за собой сильное загрязнение природной среды. Роль природного газа в энергоснабжении в перспективе будет возрастать, учитывая обширные запасы этого сырья, а также экологическую чистоту этого вида топлива.

Переход от нефти к газу — это третья энергетическая революция (первая — переход от дров к углю, вторая — от угля к нефти). Нефть в настоящее время стала замыкающим ресурсом в энергобалансе мира. Цены на нефть будут определять темпы перестройки структуры мирового энергобаланса. Полагают, что потребление в мире увеличится к 2030 г. почти до 8 млрд. тонн, так как все ТЭС угольные переоборудовать на нефть или газ очень дорого.

На Международной конференции по использованию энергетических ресурсов ( , 1989 г.) было достигнуто эффективное решение проблемы ядерной энергетики, увеличившее число сторонников ее развития во многих .

Напротив, в (провинция Онтарио) и объявлен мораторий на строительство новых АЭС. Серьезную озабоченность вызывают АЭС в Восточной Европе, хотя действующие в , Словакии АЭС относятся по своим показателям к лучшим в мире. Решаются проблемы безотходного использования природного урана как одноразового топлива, а также переработки и уничтожения радиоактивных отходов.

По-разному относятся во многих странах к использованию гидроэнергетических ресурсов. Крупные ГЭС планирует только Китай. До 2000 г. на реках Китая проектируется 60 крупных ГЭС суммарной мощностью 70 ГВт.

Наиболее перспективным направлением в производстве энергии предполагают использование солнечной энергии (фотоэлектричеекое преобразование) и температурного градиента океана для выработки электроэнергии, энергии ветра, геотермальной энергии, энергии горных пород и магмы, приливной энергии, топливных элементов, переработки древесины в жидкое топливо, переработки городских отходов, применение биогаза, получаемого при переработке отходов промышленности и сельского хозяйства. Лидируют в разработке этих технологий развитые страны, в первую очередь,

Как известно, на данный период времени, перед отраслью стоит ряд проблем. Наиболее важной из которых является экологическая проблема. В России выброс вредных веществ в окружающую среду на единицу продукции превышает аналогичный показатель на западе в 6-10 раз. Так, В 2000 г. объемы выбросов вредных веществ в атмосферу составляли 3,9 млн тонн (98% к уровню 1999 г.), в том числе выбросы от ТЭС - 3,5 млн тонн (90%). На диоксид серы приходится до 40% общего объема выбросов, твердых веществ - 30%, оксидов азота - 24%. Таким образом, ТЭС являются главной причиной формирования кислотных осадков.

Крупнейшими загрязнителями атмосферы являются Рефтинская ГРЭС (г. Асбест, Свердловская обл.) -360 тыс. тонн, Новочеркасская (г. Новочеркасск, Ростовская обл.) - 122 тыс. тонн, Троицкая (г. Троицк-5, Челябинская обл.) - 103 тыс. тонн, Приморская (г. Лучегорск, Приморский край) - 77 тыс. тонн, Верхнетагильская ГРЭС (Свердловская обл.) - 72 тыс. тонн

Энергетика является и крупнейшим потребителем пресной и морской воды, расходуемой на охлаждение агрегатов и используемой в качестве носителя тепла. На долю отрасли приходится 77% общего объема свежей воды, использованной промышленностью России. Экстенсивное развитие производства, ускоренное наращивание огромных мощностей привело к тому, что на экологический фактор не уделялось достаточное количество внимания. После катастрофы на Чернобыльской АЭС под влиянием общественности в России были существенно приторможены темпы развития атомной энергетики. Конечно, это неудивительно. Ведь авария на этой станции (Украина, севернее Киева) 26 апреля 1986 года по долговременным последствиям стала самой масштабной катастрофой, которая произошла за весь исторический период существования человечества. Впервые сотни тысяч людей столкнулись с реальной опасностью “мирного атома”, неизбежностью возникновения чрезвычайной ситуации в условиях НТР, с неготовностью общества и государства к их предотвращению и сведению к минимуму их последствий.

Непосредственно после аварии общая площадь загрязнения составила 200 тысяч км.2. Площадь загрязнения, где устойчиво сохраняется повышенный уровень загрязнения- 10 тысяч км 2 . Здесь расположено около 640 населенных пунктов с населением свыше 230 тысяч человек. Радиоактивное загрязнение окружающей среды в пределах Украины, Белоруссии, некоторых областях России, остается крайне острой проблемой. Поэтому существовавшая ранее программа ускоренного достижения суммарной мощности АЭС в100 млн. квт (США уже достигли этого показателя) была фактически законсервирована. Огромные прямые убытки повлекло закрытие всех строившихся в России АЭС, станции, признанные зарубежными экспертами как вполне надежные, были заморожены даже в стадии монтажа оборудования. Однако последнее время положение меняется: в июне 93-го года был пущен четвертый энергоблок Балаковской АЭС, в ближайшие несколько лет планируется пуск еще нескольких атомных станций и дополнительных энергоблоков принципиально новой конструкции.

Таким образом, одной из немаловажных проблем энергетики является экологическая, которая непосредственно связана с использованием оборудования на электростанциях. Так, неправильное, небрежное обращение с техникой может привести к непредвиденным последствиям. На мой взгляд, государство должно в первую очередь уделять внимание именно этой проблеме, обеспечивать совершенную систему защиты всего населения от радиоактивных выбросов.

Другой нерешённой проблемой в сфере электроэнергетики является проблема использования устаревшего оборудования. Около одной пятой производственных фондов в электроэнергетике близки или превысили проектные сроки эксплуатации и требуют реконструкции или замены. Обновление оборудования, как известно, ведется недопустимо низкими темпами и в явно недостаточном объеме.

Следующей нерешённой проблемой электроэнергетики на данный момент стала проблема финансирования и развал хозяйственных связей.

Что же касается перспективы развития электроэнергетики России, то можно сделать вывод о том, что без нерешённых проблем процветание данной отрасли просто невозможно! На мой взгляд, правительство должно в первую очередь уделять внимание именно энергетике России, которая нуждается в выполнении определённых задач.

1. Снижение энергоемкости производства.

2. Сохранение единой энергосистемы России.

3. Повышение коэффициента используемой мощности э/с.

4. Полный переход к рыночным отношениям, освобождение цен на энергоносители, полный переход на мировые цены, возможный отказ от клиринга. 5. Скорейшее обновление парка э/с.

6. Приведение экологических параметров э/с к уровню мировых стандартов. На данный период времени для решения всех этих мер принята правительственная программа "Топливо и энергия", представляющая собой сборник конкретных рекомендаций по эффективному управлению отраслью и ее переходу от планово-административной к рыночной системе инвестирования.

Системными прогнозами развития всего электроэнергетического комплекса занимаются немногочисленные группы экспертов, которые разрабатывают так называемые «модели» всего ТЭК.

Так, структура производства электроэнергии по сценарию «Стратегия инерции» представлена на данном графике.

График №1.

При этом, эксперты считают, что инвестиции, требуемые для развития электрогенерации и электросетевого хозяйства до 2020 г. (с учетом компенсации выбывающих мощностей), составляют еще 457 млрд долл. в ценах 2005 г. (420 млрд долл., по оценкам Минпромэнерго). Таким образом, суммарно требуемые капитальные вложения в отечественный ТЭК в 2006-2020 гг. могут превысить 1 трлн долл. (I,12) При этом способность ТЭК мобилизовать подобные средства далеко не очевидна, особенно если иметь в виду возможное снижение цен на нефть и газ на мировых рынках и вероятность прихода частных инвесторов в электроэнергетику. В случае неудачи в электроэнергетике, «энергетический голод» будет обостряться, а темпы экономического роста замедлятся. Но даже успешная мобилизация таких огромных средств частично за счет отвлечения их из менее капиталоемких секторов экономики приведет к снижению темпов экономического роста и усилению перегрузки инвестиционного комплекса экономики, который ответит (и уже отвечает) удорожанием строительства единичной мощности.

Поэтому о процветании энергетики в России можно судить исходя из основных положений о том, каковы будут инвесторы и какое количество средств будет затрачено на развитие данной отрасли.

Для удовлетворения потребностей в энергии в бытовых целях всего населения земного шара поставки энергии к 2050 г. должны удвоиться. Это главный вывод, который был сделан Всемирным Энергетическим Советом (ВЭС) в сценариях по развитию энергетики до 2050 г. Мир обладает достаточным количеством разведанных энергоресурсов, чтобы удовлетворить потребности населения в течение ближайших 40 с лишним лет (таблица1). Сегодня задачей является получить эти ресурсы и транспортировать их из тех мест, где они добываются, в места, где в них имеет место наибольшая потребность. Второй важный вывод - пока ископаемое топливо будет оставаться крупнейшим источником первичной энергии в ближайшие сорок лет, нельзя лишь удвоить мировые поставки энергии и улучшить доступ к ней, необходимо научиться эффективно управлять выбросами парниковых газов и заниматься вопросом изменения климата. Основным двигателем в работе над этой двойной задачей будут более высокие цены на энергию (рис. 1).
Более высокие цены будут побуждать развитые страны к более высокой эффективности использования энергии и привлекать значительно более высокие капиталовложения в инфраструктуру энергетики. Однако новые высокие уровни государственного и частного инвестирования в исследования, развитие и размещение чистых и более эффективных технологий также жизненно необходимы. Свою роль в этом вопросе должны сыграть государства, создав мировые правила торговли энергией и установив стабильную цену на углерод, которая была бы понятна для рынков и инвесторов. Вовлечение государства в эту и другие области должно поощряться, а более тесное сотрудничество и интеграция внутри и между регионами мира, между государственным и частным секторами остается совершенно необходимым. Частный сектор должен быть вовлечен в этот процесс. Для понимания быстро изменяющихся условий, в которых функционирует энергетический сектор, ВЭС усовершенствовал или создал новые сценарии развития энергетики. Начав в 2000 г., в настоящее время ВЭС сделал шаг вперед, представив перечень действий, связанных с этими сценариями, включая три цели надежной энергетики, ставшие теперь понятными далеко за пределами энергетического сектора как, три «А». Для удовлетворения мировой потребности в энергии будущие поставки энергии должны отвечать следующим трем критериям: наличие доступа и материальной возможности получения современной энергии всеми; наличие энергии, то есть ее устойчивое и безопасное снабжение; приемлемость, то есть соответствие социальным и экологическим требованиям. В сценарии развития энергетики до 2050 г. решено осуществить новый подход, отойдя от строго статистического моделирования к подходу, который должен привести к глубокому проникновению в вопрос будущего энергетики в различных регионах мира и позволить сосредоточиться на политике, призванной гарантировать надежность энергетики. ВЭС демонстрирует четыре возможных подхода к решению задачи осуществления в будущем надежным и безопасным способом. 1. Серьезное участие государства при тесном сотрудничестве и глубокой интеграции государственного и частного секторов как внутри страны, так и на международной арене. 2. Рыночные действия, принимаемые с минимальным участием государства, но высокой степенью сотрудничества и интеграции государственной и частной сферы как внутри страны, так и за рубежом. 3. Государство, глубоко вовлеченное в формирование политики, однако незначительно сотрудничающее с другими странами или имеющее незначительную интеграцию государственного и частного секторов. 4. Низкая доля участия государства и незначительное сотрудничество и интеграция государственного и частного секторов. Эти подходы значительно различаются для разных стран и разных регионов. Первый подход олицетворяет серьезное участие государства при тесном сотрудничестве и глубокой интеграции государственного и частного секторов как внутри страны, так и на международной арене. Второй подход олицетворяет рыночные действия, принимаемые с минимальным участием государства, но высокой степенью сотрудничества и интеграции государственной и частной сферы как внутри страны, так и за рубежом. Третий подход олицетворяет государство, глубоко вовлеченное в формирование политики, однако незначительно сотрудничающее с другими странами или имеющее незначительную интеграцию государственного и частного секторов. Четвертый подход олицетворяет функционирование энергетики с низкой долей участия государства и незначительным сотрудничеством и интеграцией государственного и частного секторов. Среди экспертов ВЭС наблюдалось единое мнение в отношении формы энергетических рынков, которая приведет к 2050 г. к удвоению сегодняшнего уровня энергоснабжения для удовлетворения увеличивающегося спроса. Энергоснабжение и спрос на энергию По крайней мере, к 2050 г. миру потребуется удвоить сегодняшний уровень энергоснабжения для удовлетворения увеличившегося спроса. Большее количество первичной энергии потребуется в 2020 г., хотя некоторые регионы умерят свою потребность благодаря использованию более . Для удвоения энергоснабжения политики должны постоянно быть в курсе всех энергетических альтернатив. Баланс поставок-спроса Нефть Наряду с более значительным сотрудничеством и интеграцией с частным сектором большее вовлечение государства поможет ослабить напряженность на мировых нефтяных рынках. Однако более тесное сотрудничество с частным сектором без действий государства может привести к усилению напряженности на нефтяных рынках, так как более высокий экономический рост приведет к увеличению спроса на энергию и более высоким ценам, а не к более доступной энергии. Серьезное падение нефтяного производства на Ближнем Востоке в связи со сдерживающими факторами технического характера или отсутствием надлежащего планирования развития нефтяной отрасли также приведет к усилению напряженности на энергетических рынках во всем мире. Газ Напряженность на рынках газа усугубится в большинстве регионов, особенно уже в 2020 г. и до конца рассматриваемого периода из-за более высокого спроса, так как газ становится важным источником энергии для сокращения мировых выбросов парниковых газов. Основой российской экономики становится газ, что, возможно, увеличит напряженность на европейском и азиатском рынках. Напряженность на газовых рынках возрастет во всей Америке, начиная с 2020 г., однако снизится с 2035 г., так как за увеличившейся добычей газа последует рост поставок газа. Уголь Поставки угля достаточны для удовлетворения краткосрочного спроса до конца рассматриваемого периода, однако при высоком спросе напряженность возрастает, что является результатом экологического давления, оказываемого государствами. Позднее напряженность возрастает по мере того, как технологии «уголь-жидкость» увеличивают спрос.
Если улавливание или хранение углерода станут реальными, возрастет спрос на уголь, и в результате возникнет напряженность в снабжении-спросе. Атомная энергия Напряженность возрастет на рынках атомной энергии, особенно в Азии или Африке, так как объединенная потребность в более безопасном (без углерода) энергоснабжении приводит к увеличению спроса. Поставки могут быть ограничены из-за недостатка активности государства по прогрессивным стандартизированным проектам и бездействия со стороны международного сообщества в рассмотрении двусторонних задач по размещению отходов и распространению вооружений. Тесное сотрудничество международных государственных и промышленных игроков совершенно необходимо для развития сектора атомной энергетики в развивающемся мире. Возобновляемые источники Энергия из возобновляемых источников будет оказывать большое влияние на рынки в течение рассматриваемого периода, но не будет доминировать ни на каком рынке. По мере роста ожиданий потребителей в отношении возобновляемых источников энергии напряженность поставок-спроса возрастет, так как спрос превысит поставки. Нетрадиционные виды энергии Использование нетрадиционных видов энергии сокращается в Азии, Латинской Америке и Африке. Сначала сократится в Азии, где уже происходит прогресс, позднее в Африке - из-за отсутствия эффективного участия государства. Какие же перспективы ожидают электроэнергетику СНГ в этой ситуации? Последнее десятилетие электроэнергетическая отрасль как в большинстве промышленно развитых стран мира, так и государств-участников СНГ претерпевает сложные глобальные преобразования, которые носят универсальный характер. Либерализация отношений в электроэнергетике и реформирование отрасли в разных странах осуществляются различными темпами в зависимости от особенностей национальных экономик, однако имеют одну общую цель формирование рыночных отношений между экономическими субъектами. При этом особое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности функционирования объединений энергосистем, неразрывно связанным с энергетической безопасностью государств (рис. 2).
Энергетическая безопасность трактуется как защищенность граждан и государства в целом от угроз дефицита всех видов энергии и энергоресурсов из-за воздействия негативных природных, техногенных, управленческих, социально-экономических, внутри и внешнеполитических факторов. Вопросы повышения международной энергетической безопасности находились в центре внимания саммита «большой восьмерки», прошедшего в СанктПетербурге в июле 2006 г. В итоговом документе «Глобальная энергетическая безопасность», подписанном главами государств «большой восьмерки», уделено внимание и перспективам развития электроэнергетики. В разделе II документа «Улучшение инвестиционного климата в энергетическом секторе», в частности, говорится: «Мы будем принимать меры как на национальном, так и на международном уровне, способствующие привлечению инвестиций во все звенья глобальной производственно-сбытовой энергетической цепи в целях: развития эффективных генерирующих мощностей в электроэнергетике; расширения и повышения эффективности, безопасности и надежности электропередающих мощностей и энергосетей, а также возможности их соединения в единую сеть с системами других государств, в том числе, в развивающихся странах, когда это целесообразно. Мы считаем необходимым облегчить приток капитала в производство электроэнергии, в том числе для строительства новых, более эффективных, и модернизации существующих электростанций, позволяющих шире использовать возобновляемые источники энергии.
Также важно сооружение линий электропередачи, развитие межрегиональной энергетической инфраструктуры и облегчение обмена электроэнергией, в том числе в рамках трансграничных и транзитных схем. Мы выступаем за формирование конкурентных энергетических рынков, межрегиональной энергетической инфраструктуры и обмен электроэнергией». В этом контексте развитие сотрудничества в электроэнергетике между Европейским Союзом и СНГ объективно укрепляет международную энергетическую безопасность всех стран, вовлеченных в этот процесс. Основными направлениями сотрудничества по повышению безопасности в электроэнергетической отрасли являются: – создание объединенных электроэнергетических систем ЕС и СНГ, включающих национальные и региональные энергосистемы стран, обеспечивающих их совместную работу; – процессы либерализации в электроэнергетике и формирование межгосударственных электроэнергетических рынков с целью создания единого рыночного пространства в электроэнергетике, базирующегося на принципах равноправия государств, добросовестной конкуренции и взаимовыгодной торговле электроэнергией. Существующая ситуация

Электроэнергетические системы В настоящее время на Евразийском континенте сформированы следующие транснациональные электроэнергетические системы.
В Европе Энергообъединение UCTE было учреждено в 1951 г. и включает энергосистемы Австрии, Бельгии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Венгрии, Германии, Греции, Дании (ассоциированный член), Испании, Италии, Люксембурга, Македонии, Нидерландов, Польши, Португалии, Румынии, Сербии и Черногории, Словацкой Республики, Словении, Франции, Хорватии, Чешской Республики, Швейцарии. Энергообъединение NORDEL включает энергосистемы Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании и Исландии. Общая установленная мощность европейской энергосистемы 550 ГВт (рис. 3). В СНГ Объединение энергосистем государств-участников СНГ, с которым параллельно работает объединенная энергосистема стран Балтии, общей установленной мощностью более 340 ГВт (рис. 4).

Электроэнергетические рынки На основе объединенных энергосистем идет процесс формирования электроэнергетических рынков. В Европе В 1996 г. с принятием Директивы Европейского Совета и Европейского Парламента началось формирование объединенного западноевропейского электроэнергетического рынка. Уже в 2004 г. основные промышленные потребители получили право свободного выбора поставщика электроэнергии. На 2007 г. было запланировано завершить формирование полностью либерализированного электроэнергетического рынка (рис. 5).
В СНГ Страны СНГ находятся на различных стадиях создания рыночных условий, и им еще предстоит пройти значительный путь реформирования. Сближению этих процессов должны способствовать реализация Концепции формирования общего электроэнергетического рынка государств-участников СНГ, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 25 ноября 2005 г., и межправительственного Соглашения о формировании общего электроэнергетического рынка государств-участников СНГ от 25 мая 2007 г. Перспективы

Электроэнергетические системы В 2002 г. Электроэнергетический Совет СНГ и Европейский электроэнергетический союз «ЕВРЭЛЕКТРИК» начали изучать вопрос организации параллельной работы объединения энергосистем стран СНГ и Балтии с объединением энергосистем европейских стран. Положительное решение этой задачи позволит сформировать трансконтинентальное энергообъединение общей установленной мощностью почти 900 ГВт, способное обеспечивать электроэнергией около 700 миллионов потребителей (рис. 6).
В настоящее время разрабатывается техникоэкономическое обоснование такого синхронного объединения энергосистем, которое должно завершиться в 2008 г. В ТЭО будут определены необходимые требования к сторонам, составлен перечень мероприятий, необходимых для объединения, и оценены связанные с этим затраты. Опыт создания такого трансконтинентального объединения существует. К концу 80-х годов создалось уникальное для своего времени межгосударственное энергообъединение стран-членов СЭВ «Мир» с суммарной установленной мощностью более 400 ГВт, которое охватывало громадную территорию от УланБатора до Берлина. Электроэнергетические рынки Проработка вопросов организации параллельной работы энергосистем СНГ и Европы сопровождается разработкой механизмов создания совместимых рыночных условий в электроэнергетическом секторе двух регионов. С этой целью специалистами Электроэнергетического Совета СНГ и отраслевого европейского Электроэнергетического союза - «ЕВРЭЛЕКТРИК» - разработаны Дорожные карты «Путь к созданию совместимых электроэнергетических рынков в странах ЕС и СНГ» и «Ключевые экологические вопросы объединения электроэнергетических рынков ЕС и СНГ». В Дорожной карте предусмотрено несколько фаз развития. Фаза 0: нынешняя ситуация. Фаза 1: подготовка условий к ограниченному открытию оптового рынка. Фаза 2: подготовка условий для полного открытия рынка на оптовом уровне. Фаза 3: обеспечение условий для полного открытия рынка, также на розничном уровне. Дорожные карты получили широкую поддержку участников 2-го совместного семинара «ЕВРЭЛЕКТРИК» ЭЭС СНГ, который состоялся в Москве в ноябре 2005 г. и в котором приняли участие более 160 высокопоставленных представителей политических кругов и электроэнергетического сектора Европейского Союза и Содружества Независимых Государств. Участники Семинара выразили свою поддержку идее создания открытого, либерализованного, отвечающего экологическим требованиям электроэнергетического рынка. Еще раз были подчеркнуты три фундаментальных составляющих - сопоставимость рыночных условий, гармонизация экологических законодательств и совместимость технологических требований в объединяемых энергосистемах, которые дополняют друг друга и образуют единое целое. Фазы Дорожной карты по ключевым экологическим вопросам: Фаза 0: текущая ситуация. Фаза 1: подготовка к открытию ограниченного оптового рынка. Фазы 2 и 3: подготовка к полному открытию рынка. Участники семинара особо отметили, что принципы, изложенные в Дорожных картах и согласованные «ЕВРЭЛЕКТРИК» и Электроэнергетическим Советом СНГ, целесообразно одобрить на политическом уровне.
Электроэнергетика является одной из ключевых составляющих экономической интеграции стран как на пространстве Европейского Союза, так и СНГ. Развитие сотрудничества как внутри, так и между этими двумя регионами направлено на: – повышение эффективности и надежности работы электроэнергетических систем, оказание взаимопомощи в аварийных ситуациях; – возможность более эффективного использования генерирующих мощностей и первичных энергоресурсов; – диверсификацию источников энергии на основе общего электроэнергетического рынка; – рост международной энергетической и экономической безопасности, а также политической стабильности для всех стран, вовлеченных в этот процесс. В электроэнергетической отрасли большинства стран СНГ имеется еще целый ряд серьезных проблем. Одна из основных проблем связана с решением задачи широкого привлечения инвестиций в электроэнергетику с целью ускоренной модернизации генерирующих мощностей, в составе которых продолжает быстро увеличиваться доля физически и морально устаревшего оборудования. Завершая краткий обзор тех процессов, которые идут в электроэнергетике, можно с удовлетворением отметить, что электроэнергетическая отрасль в странах СНГ выходит на новый, позитивный этап своего развития. В последние годы в странах СНГ стабильно растет производство и потребление электроэнергии, идет обновление основных фондов, вводятся новые генерирующие мощности (рис. 7, 8).

Приоритетным направлением электроэнергетики в современном обществе является энергосберегающая политика, которая ставит своей целью — ликвидировать потери энергоресурсов и повысить эффективность их использования на любом уровне. По данным исследований, около трети всех энергоресурсов тратится безвозвратно или расходуются крайне неэффективно на сегодняшний день.

Один из видов коммерческих потерь — хищение. Практик работы энергосберегающих организаций показывает, что масштабы этой проблемы приобретают очень важное значение в последние годы. До сих пор заинтересованные компании не проводили какие-либо меры по обнаружению или хотя бы оценке ущерба от хищения электроэнергии.

В условиях рыночной экономики, энергия это, прежде всего, товар. Его можно как купить, так и продать, а также присвоить. Последнее действие подпадает под определение — «хищение».

Хищению электроэнергии способствует специфика данного товара, которая заключается в том, что его производство, передача и использование — практически единовременный процесс. На всех этапах, этот товар почти невозможно сохранить. Завершающий этап реализации электроэнергии — поставка её потребителям, что и определяет коммерческую успешность энергосбытовых организаций.

Из-за большого объема электроэнергии, передаваемой круглосуточно, а также большого числа потребителей, при разных нагрузках, имеет место различия в результате измерения с помощью контрольных приборов и расчетной аппаратуры.

Указанные особенности процесса производства, передачи и сбыта электроэнергии, а также большое протяжение магистралей, распределительных сетей — создает удачную ситуацию для хищения электроэнергии.

В условиях роста энергоемкости экономики всего мира, большое внимание стоит уделять политике снижения коммерческих затрат электроэнергии в сетях, это один из основных потенциалов энергосбережения.

Сдерживать цену на электричество в будущем не представляется возможным, по ряду объективных причин. Из-за особенности структуры электроэнергии, потребители не могут влиять на её цену ни в оптовом плане, ни на розничном рынке. При этом из-за повышения расходов энергии в промышленности, возросла и нагрузка на частного потребителя энергии.

Рост энергопотребления в бытовом секторе вызывает перегрузку в питающих районы магистралях и трансформаторных подстанциях, что приводит к аварийным ситуациям и чревато пожарами, травмами и т.д. При хищении электроэнергии, часть мощностей является неучтенной, это приводит к повышению допустимой нагрузки и срабатыванию автоматической защиты в устройствах.

Сегодня возник ещё один важный фактор, побуждающий потребителей электрической энергии подключаться к сетям без разрешения на присоединение мощности, соответственно — без оформления договора технического присоединения к электросетям — это увеличенная стоимость за присоединенные мощности.

Электроэнергетический комплекс без преувеличения может быть назван одной из ключевых отраслей промышленности. Без электроэнергии невозможно производство в практически любой другой области. Таким образом, от энергетики, в конечном счете, зависит вся экономика нашей страны. Попробуем разобраться, в каком состоянии в настоящий момент находится российская энергетика и чего ожидать от нее в будущем.

Россия – один из лидеров мирового энергетического рынка

В настоящее время Россия входит в десятку крупнейших производителей электроэнергии и в число стран, обладающих самыми крупными запасами энергоресурсов. Во многом сегодняшнее лидерство определили заслуги советских строителей – речь идет о масштабном строительстве тепло- и гидроэлектростанций (проект ГОЭЛРО), а позднее и АЭС. В 60-80-х годах прогресс обеспечивался за счет активного освоения природных ресурсов Западной и Восточной Сибири.

А вот в последнее десятилетие XX-века энергетика была практически заброшена. Новые проекты, введенные в работу в тот период, можно пересчитать буквально по пальцам. В начале 2000-х ситуация начала понемногу исправляться, но и проблем пока еще очень много, и темпы роста не так велики, как хотелось бы.

Бич энергетики – устаревшее оборудование и технологии, отсутствие кадров и инвестиций

По оценкам экспертов, от 50 до 80% оборудования, занятого сегодня в российском производстве энергии, уже выработало или в ближайшие годы выработает свой ресурс. А это означает, что в обозримом будущем мы вполне сможем столкнуться с нехваткой электроэнергии и, как не трудно догадаться, с повышением цен. Несмотря на то, что с 2003 года наблюдается рост объема производства электроэнергии, электроэнергия становится все более дефицитной. У нас не хватает генерирующих мощностей, да и то, что есть, используется недостаточно эффективно: весь объем вырабатываемой энергии часто бывает сложно передать потребителю вследствие недостаточного развития электросетей.

Основной проблемой, доставшейся нам в наследство еще от СССР, является то, что половина электроэнергии в стране вырабатывается на газовых паротурбинных блоках, отличающихся малым КПД. КПД газовых паротурбинных блоков в полтора раза ниже, чем у парогазовых.

Страны Европейского Союза и США постепенно заменяют устаревшую паротурбинную технологию. Сегодня там на таких блоках генерируется менее 30% электроэнергии.

Эксперты Европейского банка реконструкции и развития в 2009 году провели исследование энергетического комплекса России и пришли к выводам о необходимости кардинальной реформы, включающей в себя полную замену оборудования на большинстве гидро- и теплоэнергостанций страны. По их подсчетам, общие затраты на модернизацию отрасли составят не менее 48 миллиардов евро.

Вместе с тем, в прошлом году нам удалось ввести в строй производственные мощности, генерирующие 6 ГВт электроэнергии, что стало рекордным показателем с 1985 года.

С другой стороны, российская промышленность продолжает оставаться чрезвычайно энергоемкой. Затраты энергии на производство ВВП превышают среднемировой показатель в 2,3 раза, а в отношении показателя государств Европы – в три раза.

Проблемой является и снижение научно-производственного потенциала в отрасли. Сегодня мы в состоянии производить генераторы и трансформаторы, не уступающие по эксплуатационным параметрам мировым аналогам. Но с точки зрения надежности и безопасности уже наблюдается некоторое отставание. Кроме того, модернизация имеющихся производств и внедрение новых технологий тормозится, в том числе, и отсутствием необходимого количества специалистов нужной квалификации.

Чего ожидать в будущем?

По прогнозам специалистов, в период с 2007 по 2015 год рост внутреннего спроса на электроэнергию составит, в среднем, 3,7-4,0% в год, а в период с 2016 по 2020 годы – 3,6-3,7%. Снижение роста объясняют модернизацией производства и внедрением менее энергоемких технологий. В связи с этим, энергетики каждый год должны вводить в строй мощности, генерирующие 130-200 млн. кВт.

Правительством РФ было принято решение о реализации нескольких программ, в рамках которых планируется снижение энергоемкости самых различных областей хозяйства:

- «Энергоэффективный квартал». В рамках программы планируется коренная модернизация систем энергоснабжения ряда мелких городов и отдельных микрорайонов. Впоследствии опыт будет распространен на системы всей страны;

- «Малая комплексная энергетика», в рамках которой планируется замена оборудования локальных генерирующих мощностей;

- «Инновационная энергетика», проект по внедрению новых технологий и решений.

Кроме того, значительное внимание уделяется атомной энергетике. Благодаря накопленному опыту у России есть все возможности сохранить конкурентоспособность на мировом рынке. Однако необходимо понимать, что 15 лет деградации не могли не сказаться на отрасли, так что сегодня ей необходимы значительные инвестиции.

Согласно государственным планам, в 2015 году рост генерирующих мощностей АЭС должен достигнуть 34-36 ГВт, а к 2020 году – 51-53 ГВт. Начиная со следующего десятилетия, запланирован постепенный переход к новой платформе, основанной на эксплуатации реакции быстрых нейтронов и замкнутом топливном цикле.

Как бы то ни было, для решения проблем в энергетическом комплексе необходим значительный рост инвестиций, повышение энергоэффективности промышленности, а также расширение производства электроэнергии за счет альтернативных источников.

К сожалению, не так давно мы допустили одну довольно серьезную ошибку: разделение и приватизацию РАО «ЕЭС России». Планировалось, что если допустить к отрасли частный капитал, это простимулирует его вкладывать средства в развитие и модернизацию. Но этого не произошло. Владельцы генерирующих мощностей и сбытовых компаний продолжают эксплуатировать устаревшее оборудование, не желая вкладываться в модернизацию. Здесь, как и во многих других отраслях, действует одно и то же правило: ориентация на «быструю» прибыль и нежелание думать о будущем. Вложения в энергетический комплекс со стороны государства по-прежнему составляют 85-90% от общего числа. Выходит, что средства вкладывает государство, а прибыль получает частник.

В связи со всем этим нетрудно сделать вывод, что сегодня власть должна озаботиться внесением изменений в законодательство, которые были бы направлены на:

Повышение контроля за деятельностью компаний отрасли;

Установление определенных показателей прибыли, которые владелец компании обязан направлять на обновление основных фондов и внедрение новых технологий, или, как вариант, экономическое стимулирование модернизации за счет налоговых льгот и других послаблений;

Возвращение чиновников-специалистов к управлению госкомпаниями энергетического сектора. Это позволит повысить управляемость и лучше контролировать ситуацию. Мера, конечно, во многом спорная, но если частные управляющие не будут работать подобающим образом, ничего другого просто не останется.