Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Основы подготовки к публичной речи: как достигнуть цели. Подготовка к публичным выступлениям

Подготовка к публичным выступлениям


Введение


Публичная речь в наше время становиться всё более актуальна. Наверное каждый человек хотя бы раз в своей жизни выступал перед публикой, но не каждому дан дар красноречия. Мастерством устного выступления, т.е. умение говорить с людьми доходчиво, увлекательно и убедительно, может овладеть практически каждый. При этом, конечно, немалую роль играют качества человека, его большая или меньшая «предрасположенность» к пропагандистской работе. Но творческий подход не исключает, а, наоборот, предусматривает овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками, точно так, же как необходимость считаться с правилами грамматики не лишает творческого вдохновения писателя или поэта. С другой стороны, как и во всяком деле, даже выдающиеся способности человека не дадут должного эффекта, если человек не будет работать над их развитием и совершенствованием. Поэтому мастерство устного выступления - важнейшая часть подготовки любого, кто пользуется устным словом как средством идеологического воспитания и убеждения.

Еще в Древней Греции возник публичный монолог. Выступления ораторов были построены по всем правилам искусства красноречия, и сегодня через тысячелетия мы ощущаем их силу, убедительность, теснейшую и постоянную связь говорящего со слушателями, реакцию на поведение толпы, что доказывает актуальность темы реферата.

Цель реферата - рассмотреть виды подготовки к публичным выступлениям.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить учебную литературу, описывающую теоретические аспекты исследуемой проблемы.

2.Рассмотреть процесс подготовки публичных выступлений.

.Выявить особенность подготовки публичных выступлений.

1.Раскрытие понятия публичная речь


Принято считать, что публичная речь - это монологическая речь, которая в «Словаре лингвистических терминов» характеризуется как речь, обращенная, прежде всего к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника: «Монолог характеризуется более сложным синтаксическим построением и стремлением охватить более обширное тематическое содержание по сравнению с тем, которое характеризует обмен репликами в диалоге» .

Человеческая речь по своей природе диалогична, ибо создана для общения: убеждения, побуждения, получения, или дачи информации, выражения отношения, выяснения истины .

В Древней Греции возник публичный монолог. Выступления ораторов были построены по всем правилам искусства красноречия, и сегодня через тысячелетия мы ощущаем их силу, убедительность, теснейшую и постоянную связь говорящего со слушателем, реакцию на поведения толпы .

Публичная речь - монолог по форме, а по существу - диалог. И это создает оратору дополнительные трудности. Если в диалоге реакция собеседника выражается очень определенно, то при публичном выступлении о ней надо догадываться по поведению слушателей, их жестам, репликам, выражению глаз. Это надо делать одновременно с произнесением речи. И здесь вступает в строй другое затруднение - лингвистическое, или языковое. Необходимость «охватить более обширное тематическое содержание» усложняет синтаксис монолога по сравнению с диалогом: предложения становятся конструктивно сложнее; соединение их в связный кусок текста многоступенчато; чтобы соблюсти структурно стилистическое единство текста в целом, говорящий вынужден держать в поле внимания и конец, и начало высказывания .

Таким образом, выступая перед различными категориями слушателей, оратор изменяет целевую установку. Изменение может быть, конечно, различным, но важно отметить, что соответственно меняется стратегия и тактика изложения, меняется его композиция и стиль (в разной мере, в разных отношениях). Без учета особенностей аудитории невозможен успех выступления. Изучение же этих особенностей должно быть соотнесено со структурой текста. Только при этом условии общесоциологический аспект понятия «аудитория» превращается в методический .

Подготовка к публичному выступлению требует уяснения полученной задачи, т.е. определение темы, вида и цели выступления, а также оценки состава будущей аудитории .


2. Подготовка к публичным выступлениям


Виды подготовки

Как известно, все хорошие импровизации готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, скорее всего, будет провальным. «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом» - афоризм Марка Твена.

Убедить большое количество слушателей значительно труднее, чем убедить одного собеседника. Прежде всего, из-за того, что аргумент, убедительный для одного, может быть неубедительным для другого. У каждого своя система ценностей и авторитетов. В частности, в глазах одного выступающий может иметь высокий статус и имидж, а для другого - совсем наоборот (например, из-за принадлежности к разным социальным группам). Правило имиджа и статуса гласит, что аргументы оратора для первого будут более весомы, чем для второго .

Для того чтобы выступление прошло удачно и без помарок желательно заранее ознакомиться с аудиторией. Узнать перед кем придется выступать: какое количество людей будет присутствовать, какие у них интересы и взгляды, чего именно она ждет от оратора, как прореагирует на поставленную тему. В зависимости от этих показателей сделайте акцент на отдельные моменты своего выступления. Нужно находиться на одном уровне с аудиторией. Главное не затрагивать темы, которые неподготовленная аудитория может не понять. Включая ко всему, оратор должен помнить: человек может воспринимать и внимательно слушать, только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут). От оратора требуется понятные, короткие, четкие, убедительные и доступные для понимания фразы и формулировки.

Вначале нужно составить основу будущего публичного выступления создать «фундамент»:

1.Выделить главную идею выступления.

2.Создать несколько подзаголовков. Разделив идею на несколько составных частей.

.Найти в составленном тексте ключевые слова, которые нужно повторить несколько раз для присутствующих, чтобы они лучше запомнили мотивацию выступления.

.Нужно тщательно продумать план выступления перед публикой. Составить структуру будущей речи, которая должна включать в себя введения, основную часть и выводы.

После выкладки «фундамента», начинайте строить «стены»:

1.Добавить в составленный текст яркие примеры из жизни или литературы, относящиеся к данной тематики.

2.Создать таблицу, схему график или принести иллюстрации для зрительного закрепления информации.

.Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом - это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы.

.Напишите полный текст.

Также надо продумать, как будет проходить выступления. Каким из ниже перечисленных видов выступления воспользоваться:

) Выступление с опорой на текст.

Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст . Даже после написания и обработки текста оратору не надо тешить своё самолюбие надеждой, что он уже готов к встречи с аудиторией. Текст речи следует, прежде всего, осмыслить, проанализировать проблему в данном тексте, выделить смысловые части, после чего желательно несколько раз перечитать текст и произнести его вслух.

Целесообразно соответствующим образом разместить и сам текст речи, пронумеровать освещаемые вопросы, выделить фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат, обозначить иллюстрационные примеры и т.п. .

Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создаёт впечатление свободного владения материалом, даёт возможность оратору свободного общаться со слушателями .

) Выступление без записей

Мечтой многих ораторов является умение выступать перед аудиторией без всяких записей. Конечно, можно заучить текст речи. И в отдельных случаях это оправданно. Когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии, на банкете и т.п., неловко держать перед собой текст речи, а между тем неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут навредить оратору. Поэтому лучше произнести заранее заготовленный и заученный текст. Если речь небольшая по объему, то это не так уж и трудно сделать, а если приходится выступать с лекцией, докладом, сообщением, то выучить текст полностью удается далеко не каждому. Этот вид овладения материалом труден для оратора, он требует от него большого напряжения и усилий воли. У оратора могут возникнуть сложности при воспроизведении текста: провал памяти, сильное волнение, затянутость паузы, прерывистая речь и т.д. Поэтому не рекомендуется дословно произносить написанный текст .

И. Андроников, известный литературовед, мастер публичной речи, в книге «Я хочу рассказать вам…» делится своими мыслями об особенностях устного выступления без записей:

Зная заранее, о чем ты хочешь сказать, надо говорить свободно… и не пытаться произнести текст, написанный и заученный дома. Если же не облекать мысль в живую фразу, рождающуюся тут же, в процессе речи, контакта с аудиторией не будет. В этом случае весь посыл выступающего будет обращен не вперед - к аудитории, а назад - к шпаргалке. И все его усилия направлены на то, чтобы воспроизвести заранее заготовленный текст. Но при этом работает не мысль, а память. Фразы воспроизводят письменные обороты, интонации становятся однообразными, неестественными, речь - похожей на диктовку… .

) Выступление экспромтом

Следует иметь в виду, что у оратора не всегда есть возможность для предварительной подготовки выступления. Иногда на заседаниях, совещаниях, собраниях, различного рода встречах приходится выступать экспромтом, т.е. создавать речь в момент ее произнесения. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизированное выступление, как правило, хорошо воспринимается аудиторией, устанавливается живой, непосредственный контакт со слушателями. Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда успевает уложиться в отведенное ему время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными .

Неизбежны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, не всегда точными бывают формулировки, возможны речевые ошибки. Поэтому не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен .

Импровизация возможна только на базе больших предварительно полученных знаний. Экспромт бывает, хорош, когда он подготовлен всем прошлым опытом оратора. Он может родиться только у человека, который имеет большой запас знаний и владеет необходимыми риторическими навыками и умениями .


3. Психологическая подготовка к публичным выступлениям


1.Преодоление чувства неуверенности и страха перед публикой.

Каждому рано или поздно приходиться выступать публично. Часто в случаях публичного выступления человек начинает волноваться, испытывает чувство неуверенности, боится встречи с публикой. Хотя страх выступлений есть не у всех, но его испытывают многие. Некоторым удается сохранить непосредственность, которая присутствует у нас в детстве, и для них, как для детей, выступление на сцене это праздник. А другой же половине докладчиков приходиться преодолевать очень сильное волнение.

Страх перед выступлением - это естественно. И поводы боязни могут быть разными: боязнь опозориться, страх того - что тебя не поймут, но больше всего люди, которые выступают перед публикой бояться забыть содержания текста. Даже хорошо подготовленный оратор может попасть в аудиторию, которая вгонит его в краску . Самое неприятное, когда человек боится не того, что он знает, а того, что «нечто» может произойти, а что конкретно, ему не известно .

Есть метод преодоления страха - систематическая десенситизация. Этот метод, придуманный психотерапевтом Иозефом Вульпе, состоит в том, что надо разложить ситуацию, вызывающую страх, по иерархии. Представить намечающееся выступление в виде последовательности мелких шажков (не менее 10): приехать к месту конференции, найти организаторов и поздороваться с ними, уточнить технические моменты и т.д. Каждый из этих шажков не выглядит большим событием, способным вселять страх .

Есть мнение, что страх может исчезнуть при тщательной подготовке. Отчасти, это так, многое зависит от того, как именно человек готовится. Но у подготовки, состоящей только из заучивания текста, есть несколько минусов. Она хороша, когда у вас что-то вроде лекции. Интерактивность не предполагается. Когда же она появляется, тщательная подготовка может сыграть злую шутку. Ход выступления может отклониться от того сценария, который был заранее отработан, и человек может попасть в ситуацию, когда он не знает, что говорить, поскольку он этого не репетировал. Такой поворот может резко выбить из состояния уверенности. Поэтому нужно учиться не только грамотно готовиться к выступлению, но и гибко реагировать на ситуацию, управляя аудиторией .

Для каждого конкретного случая необходимо выбирать свой способ работы со страхом. Универсального метода не существует, и каждый будет эффективен только для отдельных людей. Если работает - замечательно, если нет - есть множество других способов, которые можно испытать .

2.Создание образа оратора

Почему мы об этом говорим? Внешний облик относится к невербальным средствам общения. По внешнему облику окружающие наделяют незнакомого им человека многими качествами. Эти качества могут быть и положительные, и отрицательные, делающие человека приятным или неприятным собеседником. Естественно, нас будут интересовать и те и другие факторы, дабы что-то порекомендовать, а от чего-то предостеречь .

По одежке ли встречают человека?В среднем 80% визуальной информации о собеседнике мы получаем, глядя на его лицо, 20% сведений дает нам его одежда. .

Однако первое, что мы видим в приближающемся человеке, - это его одежда. В силу эффекта порядка первое впечатление настраивает нас на тот или иной лад, и все последующее будет восприниматься с определенной предвзятостью: положительно, если первое впечатление благоприятное; отрицательно - если неблагоприятное .

Женщины, будучи более наблюдательны, нежели мужчины, придают одежде собеседника большое значение. Плохое впечатление от его одежды может напрочь уронить имидж .

3.Привлечение и удержание внимания

Опытный выступающий отличается от впервые взошедшего на трибуну и с дрожью в голосе произносящего свою первую речь тем, что способен целенаправленно стимулировать внимание и интерес слушателей.

В силу огромной важности умения привлечь и удержать внимание, посвящаем этому специальный раздел .

Как привлечь внимание

1)Прежде чем начать говорить…

Необходимо сделать паузу в 5-7 секунд и внимательно посмотреть на слушателей. Пауза позволяет последним настроиться на восприятие. Возникает при этом и элемент любопытства: как стоящий перед ними начнет выступление .

2)Личное сближение

Оратор (имея должное основание) начинает выступление с указания на то общее, что объединяет его со слушателями. Так, выступая перед учителями, лектор сообщил, что долгие годы работал в школе и рад случаю выступить перед бывшими своими коллегами. Это сблизило его со слушателями, вызвало у них интерес и внимание к его выступлению .

3)Новизна

Выступающий обещает слушателям привести новейшие сведения по существу темы, которые пока еще нигде не публиковались. Сразу же овладел вниманием слушателей журналист, объявивший им, что поделится своими впечатлениями о трехлетнем пребывании в Японии .

4)Проблемная ситуация

Выступление начинается с просьбы к слушателям задуматься о путях решения изложенной проблемы. Так,врач в начале выступления сказал, что СПИД пока неизлечим. Затем он обратился к слушателям: Кик же вести борьбу с ним? Слушатели призадумались - их внимание было привлечено.

Проблемная ситуация может быть создана указанием на наличие различных точек зрения, исключавших одна другую, и предложением разобраться, какая из них истинна .

5)Импровизация

Импровизированное отступление от заранее намеченного плана выступления ощутимо оживляет его. Поводом для импровизации может быть что-то произошедшее во время или накануне выступления. Например: «Когда я ехал на встречу с вами…» или «Некоторые садятся подальше в надежде хорошо выспаться. Лучше спать впереди, потому что к сидящим сзади я чаще обращаюсь с вопросом, что они думают по поводу услышанного». Важно соблюсти меру: отступление должно быть достаточно непродолжительным .

6)Вопрос - ответ

Любознательность, т.е. жажда знаний, - двигатель умственной деятельности. Она ищет ответа на возникающие вопросы. Поэтому полезно планировать речь как последовательную, логическую цепь вопросов и ответов. Будете вы формулировать вопросы или нет - неважно, важно, чтобы они сами возникали в сознании слушателя .

7)Переход к диалогу

Вопросы к аудитории возбуждают мысль слушателей, а ленивых заставляют прислушиваться к говорящему: неудобно беспомощно таращить глаза, когда он обратится к вам с вопросом. Другой способ: «У кого-то из присутствующих наверняка возникла мысль, а почему лектор ничего не говорит о… Отвечаю…»

8)Шутка

Шутки оживляют восприятие,

Смех активизирует мозги.

Так важны нам эти обстоятельства,

Что без них успеха и не жди! .

9)Закон края

Психологи установили, что лучшего всего запоминается начало и конец выступления. Поэтому требуется особое внимание обращать на то, чтобы начало и конец публичного выступления были особенно яркими, доказательными, интересными .

10)Короткие рассказы, подробности

«Иногда богатые люди получают от высоких доходов мало счастья». Высказывание остается абстрактным, если его не сделать наглядным. Например: «Старый Рокфеллер зарабатывал в неделю более миллиона долларов, но мог потратить на свою еду только 5 долларов, потому что был болен и питался кашей и картофельным пюре» .

11)Движение мысли

Внимание всегда устремляется к тому, что находится в движении. Это правильно не только в отношении физического движения, попавшего в поле зрения, но и в отношении движения мысли .

Внимание к движению мысли устойчиво, если мысль развивается логично. Слушателей покоряет упорядоченное поступательное развитие идей. Впечатления должны нарастать, тогда слушатели не утомляются, внимание поддерживается интересом .

Чувство движения пропадает, если движение не будет поступательным .

12)Средства пантомимики

Риторические жесты оживляют речь и делают ее более выразительной. Телодвижения могут способствовать к привлечению внимания аудитории. Резкое движение руки, выразительный наклон головы, шаг вперед, движение плеч несомненно вызывает непроизвольное внимание слушателей .


Заключение


Мечтой многих ораторов является умение выступать перед аудиторией без всяких записей. Конечно, можно заучить текст речи. И в отдельных случаях это оправданно. Когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии, на банкете и т.п., неловко держать перед собой текст речи, а между тем неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут навредить оратору.

И именно поэтому в данном реферате были описаны виды подготовки публичного выступления, а так же сама подготовка к публичному выступлению. Существует несколько видов подготовки: выступление с опорой на текст, выступление без записей и выступление экспромтом. Каждый выбирает для себя наиболее подходящий метод. Но многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст без экспромта. Важна и правильная подготовка текста. В реферате было описано правило составления будущего публичного выступления. Так же помимо составления плана и вида была затронута и психологическая сторона самоподготовки. Был рассмотрен один из методов преодоления страха - систематическая десенситизация. Но для каждого конкретного случая необходимо выбирать свой способ работы со страхом.

При написании реферата была изучена и использована учебная литература и интернет источники.


Список литературы

выступление публичный психологический страх

1.Введенская Л.А. Культура и искусство речи [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 576 с. / Современная риторика.

2.Иванова С.Ф. Специфика публичной речи [Текст]: в помощь слушателям школ молодого ректора / С.Ф. Иванова. - М.: Знание, 1978. - 128 с. / Методика лекторского мастерства и ораторского искусства.

.Любимов Александр. Статья: Страшные истории. Страх публичных выступлений и что с ним делать [Электронный ресурс] / Александр Любимов. - Pежим доступа: http //trenings.ru/…/Statya_Strashnyie_istorii._Strah_publichnyih_vyistupleniy_i_chto_s_nim_delat.html

.Непряхин, Н.Ю. Как подготовиться к публичному выступлению [Электронный ресурс] / Н.Ю. Непряхин. - режим доступа: http //www.srk - master.ru/article 22886.html.

.Ножин Е.А. Мастерство устного выступления [Текст]: учеб. пособие. / Е.А. Ножин. - М.: Политиздат, 1978. - 254 с.

.Одинцов В.В. Структура публичной речи [Текст]: учеб. пособие / В.В. Одинцов. - М.: Знание, 1976. - 78 с. / Методика Л. М и О.И. /.

.Хазагеров Г.Г. Риторика для делового человека [Текст]: учеб. пособие / Г.Г. Хазагеров, Е.Е. Корнилова. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 136 с.

8.Шейнов В.П. Риторика [Текст]: учеб. пособие / В.П. Шейнов. - Минск: Амалфея, 2000. - 592 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Нужна ли подготовка к публичному выступлению? Безусловно. Однако она может быть различной. Так, митинговая речь обычно бывает краткой - 5-10 минут или чуть больше, и она может быть произнесена после минимальной подготовки. А вот лекция уже требует подготовки основательной. Конечно, при этом учитываются и опыт оратора, и его знания, и умение общаться с аудиторией, и многое-многое другое.

В 1928 году вернулся из Сорренто в Москву М. Горький. Чествовали писателя в Большом театре: Речь о его творчестве должен был произнести А.В. Луначарский, который узнал об этом за сорок минут до начала торжества. На - тщательную подготовку просто не было времени. И вот что интересно: речь, произнесенная по случаю приезда Горького, - один из самых блестящих образцов ораторского искусства Луначарского. В ней глубоко анализируется творчество писателя, она увлекательна по форме. Что это, импровизация? Когда коллеги, знавшие о внезапности выступления, спрашивали об этом Анатолия Васильевича, он отвечал, пожимая плечами: "Ну какая же импровизация? Ведь сколько я писал о Горьком еще до революции и, разумеется, продолжаю как критик заниматься его творчеством". Таким образом, к этому выступлению Луначарский, по его собственным словам, "готовился всю жизнь". Словом, импровизированная речь, как правило, строится на основе хорошо известного материала, знаний, опыта оратора. Иначе говоря, оратор мало готовится или совсем не готовится к ней накануне выступления, но имеет достаточные знания, а также опыт произнесения речей, чтобы ограничиться минимальной подготовкой или произнести ее "экспромтом".

Перед оратором стоит три взаимосвязанных вопроса: что сказать, где сказать и как сказать. Конечно, разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной, доступной. Не должна быть перегружена проблемами: двух - трех вопросов вполне достаточно.

Каковы же цели оратора? Основная цель - информировать слушателей, т.е. научить их, дать им определенные сведения, воздействовать на них, сформировать у них убеждения, представления, которые станут затем мотивами поведения людей, короче говоря - сформировать стереотип поведения.

Важный вопрос, который встает перед оратором, - оценка обстановки и состава слушателей. Неожиданная, непривычная атмосфера может вызвать у оратора дискомфортное ощущение. Поэтому он должен подготовить себя к ней заранее. Следует как можно обстоятельнее выяснить, в каких условиях состоится выступление, вплоть до таких, казалось бы, мелочей, как количество слушателей, наличие микрофона, трибуны, стола, размер и интерьер зала, время, отведенное оратору, соотношение данного выступления с другими. Чтобы выступать с микрофоном, нужны определенные навыки: с непривычки микрофон будет вас сковывать. Если зал небольшой и слушателей мало, то предпочтительнее выступать за столом. Таким образом, вы создаете атмосферу непринужденности, как бы сливаетесь с аудиторией. Если же зал большой и слушателей много, то необходимо выступать с трибуны. Это позволит вам видеть всех, чувствовать реакцию зала. Вечером выступать сложнее, чем в первой половине дня: люди придут уже уставшие. Что же касается соотношения выступления с другими, то здесь наблюдается такая закономерность: каждое последующее, как правило, должно быть интереснее (возможно, значительнее, важнее и т.д.) предыдущего, т.е. иметь какое-либо отличие, оказывающее воздействие на аудиторию.

При подготовке речи необходимо представлять себе, как воспримут ее слушатели и что им будет непонятно. Оратор должен знать и учитывать состав аудитории. Существуют разные подходы к ее оценке. Приведем один из них. Можно оценивать аудиторию по параметрам. Прежде всего учитывается ее социально-профессиональный состав (рабочие, учителя, инженеры и т.п.) и культурно-образовательный уровень (начальное, среднее, высшее образование). Здесь, естественно, принимается во внимание степень подготовленности слушателей, их интеллектуальный потенциал, характер деятельности. Следует учитывать также возраст, пол, национальные особенности аудитории. Но самое главное - однородность или неоднородность ее по всем параметрам. Разумеется, тяжелее всего выступать перед неоднородной аудиторией. Практика показывает, что весьма сложная аудитория - молодежная. Ведь интеллектуальные и физические изменения, которые происходят в молодом возрасте, довольно противоречивы: с одной стороны, преобладает объективное отношение к действительности, положительные оценки людей, с другой - крайний субъективизм, отрицание всего сущего, болезненное самолюбование. Поэтому наиболее эффективны для молодежи эмоциональные речи. В то же время в выступлениях перед всеми возрастными группами требуется логическая убедительность, лаконичность и точность изложения. У взрослой аудитории на первом месте всегда логическое развитие мысли, аргументированность, доказательность изложения.

Эффективность речи возрастает, если она предназначена не аудитории вообще, а определенным группам людей, которые имеют свои интересы, цели. Поэтому следует прежде всего учитывать мотивы, которые побудили их прийти на выступление: интеллектуальные, моральные, эстетические. Чаще всего слушатели хотят получить какую-то новую информацию, иногда они приходят по обязанности, по приглашению, реже - чтобы доставить себе эстетическое удовольствие. Необходимо учитывать также настроение слушателей, их физическое состояние, отношение к теме выступления и оратору, их знакомство с данным вопросом.

В этом уроке предложены общие рекомендации для подготовки публичного выступления. Подготовка речи является важнейшим секретом ораторского искусства. Многие специалисты риторики называют подготовку главным правилом успешного выступления. Дейл Карнеги писал, что хорошо подготовленная речь - это на девять десятых произнесенная речь (). Однако процесс подготовки речи - это не только хороший содержательный материал, но и набор определенных этапов его оформления, структурирования, подачи, позволяющий избежать стандартных ошибок начинающего оратора.

Естественно, каждая речь неповторима, и, следовательно, требует индивидуальной подготовки. Для каждого выступления необходимо подобрать оригинальный материал, сформировать собственную структуру, сориентировать все этапы работы над речью на определенную зрительскую аудиторию. Однако можно выделить ряд универсальных рекомендаций, некоторые из которых описаны в данном уроке в двух тематических блоках:

Этапы подготовки тезисов и текста речи

Одни из самых известных авторов учебников по ораторскому искусству Дейл Карнеги и Хайнц Леммерман схожи в своих мнениях относительно подготовки к публичному выступлению. Они рекомендуют выделить достаточно времени для того, чтобы собрать необходимый материал, продумать структуру и подготовиться к выступлению перед конкретной аудиторией. По мнению ведущих специалистов, при этом важно обратить внимание на следующие детали, которые мы постарались расположить в порядке приоритетности:

Выделите достаточно времени (несколько дней или даже неделю). В течение этого времени старайтесь подготовить все тезисы вашего выступления и сформировать его структуру. Для поиска свежих идей используйте различные источники: поищите что-то в Интернете, пообщайтесь со знакомыми, проанализируйте различные точки зрения и т.д. Ваша речь должна созревать постепенно. Невероятно сложно за полчаса до выступления внести в речь все существенные факты. Также велика вероятность, что вы можете что-то забыть, поэтому подготовка оратора к хорошему выступлению должна занимать достаточно большое время.

Учтите интерес аудитории. Несомненно, успех вашей речи напрямую зависит от того, как воспримет ее аудитория. Как бы вы красиво ни говорили и какие бы важные вопросы вы ни рассматривали, важно чтобы слушателям было интересно и понятно, о чем вы говорите. Для этого нужно знать своих будущих слушателей: их интересы, знания в данной области, а также все, что может повлиять на их восприятие вашего публичного выступления. Важнейший этап подготовки речи - изучение своей аудитории.

Поставьте цель, найдите нерешенную проблему. Важно, чтобы ваша речь непременно была направлена на решение какой-либо задачи, проблемы, на достижение определенной цели или даже миссии. Если вы просто будете публично высказывать свои мысли на определенную тему, то людям будет неинтересно вас слушать. Постарайтесь рассказать о решении определенной актуальной проблемы, которая волнует ваших слушателей - это вызовет неподдельный интерес к вашему выступлению.

Собирайте и записывайте весь материал , который вы сможете найти по вашей тематике. Это поможет ничего не упустить. Заведите блокнот, текстовый файл или заметку в вашем смартфоне или планшете, которая всегда будет под рукой для того, чтобы записать туда свежую мысль. Также вы можете воспользоваться приемами быстрого (сканирующего) чтения , если вам необходимо собрать материал в кратчайшие сроки.

Хорошее выступление во многом зависит от вашего хорошего понимания темы повествования. Аудитория сразу чувствует и распознает, насколько вы компетентны в том, о чем говорите, и даже если вы не очень умело подаете материал, но говорите об интересных и редких вещах - это часто может спасти ситуацию. Наличие хороших знаний в области вашего выступления - уже половина успеха.

Используйте собственные мысли. Истинная подготовка к выступлению заключается в том, что весь собранный материал (мнения, тезисы) нужно пропустить через себя и сформировать собственную позицию. В этом случае ваша речь будет звучать более естественно, кроме того, собственные мысли проще запомнить, но для этого сначала их нужно толково сформулировать. Лучше заняться этим во время подготовки, а не формулировать мысли спонтанно во время вступления.

Получите резервные знания. Изучите несколько больше материала, чем вам необходимо для выступления. Это поможет вам чувствовать себя уверенно, а также позволит вам с легкостью отвечать на все вопросы и парировать замечания слушателей после или по ходу выступления. Резервные знания - это психологическая подготовка к выступлению . Этим приемом пользуются многие политики, журналисты, экскурсоводы. Некоторые умелые ораторы намеренно оставляют определенную информацию недосказанной в своей речи, с одной стороны, чтобы сконцентрироваться на более важном, с другой стороны, чтобы спровоцировать вопрос из зала, а затем блестяще ответить на него.

Создайте структуру (план) выступления. Если вы потратили достаточно времени и усилий на то, чтобы собрать необходимые материалы, то, скорее всего, все они не смогут уместиться в вашей речи. Поэтому следующим этапом подготовки вашей речи должно стать структурирование полученной информации. Чтобы создать хорошую речь нужно выбрать наиболее важные тезисы и на их основе создать план вашего выступления. В следующем уроке вы найдете необходимые рекомендации и приемы для наилучшего структурирования вашей речи . Кроме того, хорошим обрамлением ваших тезисов станут различные приемы , лучше проясняющие ваши мысли и создающие определенное восприятие вашей речи аудиторией. Об этих приемах вы сможете узнать в одном из следующих уроков этого тренинга.

Правила подготовки самого выступления

Выучите важные части текста. Выучите начало и концовку выступления, и другие важные места в вашей речи. Постарайтесь хотя бы раз отрепетировать произнесение текста, чтобы понять, какие части вызывают у вас наибольшие трудности. Постарайтесь запомнить важные факты (даты, имена, названия). Оратор, без бумажки оперирующий важными фактами, всегда создает хорошее впечатление. В одном из следующих уроков вы сможете ознакомиться с полезными методиками запоминания материала , необходимого для публичной речи.

Подготовьте хорошее вступление. Именно в начале выступления оратор испытывает наибольшее волнение перед публикой, а также создает первое впечатление о себе у зрителей. Кроме того, перед выступлением проявляются все организационные огрехи, такие как ненастроенный микрофон, появление опоздавших слушателей и многое другое. Будьте готовы к этому. Не стоит сразу начинать вашу речь с темы выступления, лучше для начала поприветствовать публику, поблагодарить собравшихся людей, может быть, пошутить или слегка затронуть уместную известную всем новость, событие. Дайте слушателям тоже приготовиться к вашей речи. Важным правилом хорошего выступления является подготовка правильного вступительного слова.

Проработайте и выучите концовку. Как известно, обычно первые и последние слова выступления запоминаются зрителями лучше всего («эффект края» по Эббингаузу ). Именно в финальную часть вашей речи лучше всего внести главные мысли и ключевые выводы. Выделить важное вам помогут специальные приемы . Постарайтесь косвенно сообщить аудитории о том, что вы подходите к концу вашей речи, для этого используйте соответствующие слова «и наконец», «подводя итоги» и другие. Так слушатели осознают, что вы заканчиваете свое выступление и говорите ключевые слова, на которых им стоит максимально сконцентрировать внимание.

Приготовьте все необходимое. Микрофон, аудитория, вода, время выступления - все это не должно вызывать у вас вопросов. Подумайте, что вам необходимо, поговорите с людьми, которые отвечают за организационные моменты выступления. Чтобы избежать излишнего волнения постарайтесь позаботиться обо всех мелочах заранее.

Возьмите записи, если это необходимо. Если у вас есть достаточно времени и сил, постарайтесь так приготовиться к выступлению, чтобы вам не потребовались вспомогательные записи. Однако, если вы не чувствуете уверенности в себе, лучше иметь перед собой план или ключевые мысли выступления. Часто бывает так, что от волнения из головы вылетает самая важная информация, забыв которую, оратор, как правило, теряется, сбивается с подготовленного плана. В этом случае стоит иметь при себе записи, быстро заглянув в которые вы сможете моментально вернуться к потерянной мысли. Но возьмите за правило пользоваться записями только в случае крайней необходимости, так как читаемый по бумажке текст убивает все впечатление от публичной речи.

Пройдя все этапы подготовки, уяснив необходимые правила, вы непременно сможете выступить успешно. Хорошая подготовка публичной речи придаст вам уверенности и поможет избавиться от волнения перед выступлением.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Независимо от того, собираетесь ли вы выступить с речью перед коллегами на работе, на семинаре или торжественном событии, существует несколько правил, которым следуют все профессиональные ораторы. Хорошая речь содержит несколько ключевых аспектов, которые делают ее интересной для аудитории и позволяют оратору достичь своих целей.

Знайте вашу тему

Перед тем как произнести речь, спикер должен убедиться, что он отлично владеет материалом выступления. Речь надо подготовить и написать заранее, сформулировать ее главные идеи и посылы и затем постараться ее запомнить. Подготовка к выступлению очень важна, даже в том случае, если вы далеко не новичок в публичных выступлениях, обучались на курсах ораторского мастерства или мастерство красноречия у вас заложено с рождения. На выступление с собой можно взять краткий конспект речи, в который можно будет заглянуть если вы что-то забудете, но не более того. Помните, что большая часть внимания спикера должна быть направлена на аудиторию.

Говорите целенаправленно

Чтобы речь была эффективной, она должна преследовать конкретную цель. Это значит, что оратор стремится получить определенную реакцию аудиторию, например, серьезно задуматься о предмете выступления, вызвать эмоции или мотивировать и подтолкнуть ее к действиям.

Будьте энергичны

Если речь написана в сухом формальном стиле или оратор произносит слова тихим монотонным голосом, аудитория быстро потеряет интерес к выступлению и будет ждать его скорейшего завершения. Чтобы речь удалась, напишите и произносите ее так, чтобы слушатели захотели дослушать ее до конца. Прибавьте энергии и уверенности вашему голосу, говорите с энтузиазмом, подчеркивайте слова жестами.

Говорите простым языком

Речь, насыщенная длинными словами и фразами, которые трудно понять и запомнить, также будет неинтересна аудитории. Такая речь больше похожа на сухой монологом, нежели живой диалог. Произнося текст речи, старайтесь употреблять простые, общеразговорные слова и короткие предложения.

Перефразируйте основные мысли

Важные идеи, которые вы хотите донести в своем выступлении, следует повторять снова и снова в разных формах и формулировках. Этим вы выделите главные мысли и подчеркнете для аудитории их важность.

Грамотные переходы

Продуманные переходы являются важным этапом в написании успешной речи. Переходы позволяют плавно и логично переходить от одной мысли к другой. Они также делают речь более структурированной и помогают аудитории лучше усвоить ключевую информацию. Переходы могут начинаться со слов: сначала, во-первых, дальше, наконец и других.

Используйте изображения

Графика и рисунки также помогают слушателям лучше понять тему выступления, делают ее более доступной и интересной. К визуальным инструментам относятся презентации в PowerPoint, изображения проектора, диаграммы, карты, специальные доски для презентаций.
Добавьте юмор

Юмор можно с успехом использовать на презентациях, посвященных серьезным темам, для того чтобы заинтересовать и поднять настроение собравшихся. Юмор также помогает установить дружественный контакт с залом и завоевать его доверие.
Зрительный контакт

Зрительный контакт полезен по двум причинам. Когда оратор смотрит на аудиторию, а не в свои записи, людям кажется, что он действительно знает о чем говорит. К тому же, слушатели чувствуют к себе внимание и интерес оратора, что в свою очередь вызывает их ответный интерес.

Расслабьтесь

Последний совет – перед выступлением надо хорошо расслабиться. Когда оратор напряжен, его речь звучит неубедительно, он начинает ошибаться и чувствует себя некомфортно на протяжении всего выступления.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать.

Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы:

Докоммуникативную, т.е. фаза планирования и подготовки публичного выступления и коммуникативную - реализация данного выступления.

В докоммуникативной фазе необходимо учитывать три фактора:

  • - тема и цель выступления;
  • - участники коммуникации, аудитория;
  • - условия: место и время.

Работа на этом этапе носит характер учета и оценки объективных данных, тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить. Важно, чтобы тема представляла интерес как для самого выступающего, так и для его слушателей.

Следует помнить и том, что состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.

Выступление, как правило, имеет три составляющих:

  • 1. Задача, или цель, речи;
  • 2. Тема или проблема;
  • 3. Метод выступления.

Цель речи состоит в том, чтобы представить новую информацию, которая требует осмысления и убедить - побудить слушателей к действию, сделать так, чтобы они приняли или изменили точку зрения. Знание цели усиливает внимание. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха.

Стержневая идея - это основной тезис, который необходимо ясно и четко сформулировать с самого начала. В речи допускается несколько стержневых идей, но для эффективности выступления их должно быть не более трех.

Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению, его характер. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в непроизносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.

Сформулировать основной тезис выступления означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

  • - Фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления
  • - Суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти.
  • - Мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

Тема выступления должна быть конкретизирована, интересна, и абсолютно понятна для аудитории. Оратор, безусловно, должен владеть темой. Это значит, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, причем, они должны освещать явление со всех сторон. Для того, чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо четко определить понятия (термины), предлагать поясняющие примеры, представлять доказательную статистику, излагать концепции, иллюстрировать мысли дополнительным материалом. Так же, необходимо участь, что тему надо изложить за короткое время, удовлетворив запросы слушателей. Тему выступления следует выбирать очень тщательно. Название речи должно быть ясным, четким, и по возможности лаконичным. Если есть соответствующая возможность, то свой выбор лучше остановить на том, что хорошо знакомо и интересно самому выступающему. Тогда более вероятно, что все сказанное произведет должное впечатление и на остальных. Затем, нужно попробовать сузить тему выступления, чтобы она представляла наибольший интерес для слушателя. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию. Если есть такая возможность, то обдумыванию своего выступления следует посвятить достаточно продолжительное время. Речь должна вызреть. Необходимо выбрать тему, обдумывать ее в свободное время, сделать ее предметом бесед, записывать пришедшие в самое различное время мысли, примеры, соображения. За это время появится множество новых идей. В процессе выбора темы и определения целевой установки рекомендуется проконтролировать себя вопросами:

  • - Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?
  • - Достаточно ли я знаю по данному вопросу и могу ли я заручиться достаточными данными?
  • - Смогу ли я уложиться в отведенное время?
  • - Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
  • - Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателя?

Итак, подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому, или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи - это контакт со слушателями. Поэтому при планировании публичного выступления значительную роль играет анализ аудитории. Важно определит, что интересно и полезно людям, что им нравится и, наоборот, что не производит на них никакого впечатления.

Анализ аудитории может идти по ряду параметров: возраст, пол, религиозная и культурная основа, интеллектуальный уровень, профессия, национальность, политическая ориентация, уровень осведомленности в данном вопросе, социальное и экономическое положение. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей, тем легче выступать.

Существенный признак аудитории - количественный состав слушателей. Малочисленной аудиторией легче управлять, но при этом оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с "листа" перед небольшим количеством слушателей.

После анализа следует приспособить выступление к аудитории, выбрать соответствующий код - общий или профессиональный, простой или сложный.

В процессе речи параллельно анализируется реакция слушателей, и вносятся соответствующие коррективы. Кроме того, если есть соответствующая возможность, следует заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой аудитории, что поможет лучше понять специфику предстоящего выступления.

Оценка темы, цели выступления и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы - «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:

  • 1. Поиск и подбор материалов. Основными источниками, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи, являются:
    • - официальные документы;
    • - научная, научно-популярная литература;
    • - справочная литература: энциклопедии, словари по различным отраслям знаний, статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели;
    • - художественная литература;
    • - статьи из газет и журналов;
    • - передачи радио и телевидения;
    • - результаты социологических опросов;
    • - собственные знания и опыт;
    • - личные контакты, беседы, интервью;
    • - размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

При подготовке к выступлению необходимо использовать и так называемый местный материал, т.е. имеющий отношение к слушателям. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами, статистическими данными - трудоемкий этап подготовки публичного выступления, который требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению необходимо начинать заранее.

Данный этап подготовки во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи, критически осмысливает материал, выясняет основные проблемы.

2. Композиционно-логическое оформление речи. При планировании выступления необходимо определить метод - выбор ключевых слов и их подачу.

Для информационной речи такими словами могут быть, например - анализ, демонстрация, объяснение, суммирование, сравнение, описание, обсуждение, перечисление, показ и т.д.

Цель убеждающей речи может включать такие слова, как принять, сделать, вступить, поддержать, согласиться, внести вклад, помочь, защитить, предложить, разделить мнение, выступить за и т.д.

Возможны интонационные окраски выступлений:

  • - мажорная;
  • - беспечная или юмористическая;
  • - шутливая;
  • - сердитая или упрекающая;
  • - мрачная;
  • - торжественная;
  • - предостерегающая;
  • - просительная.
  • 3. Использование фактологического материала. Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Крайне важно помнить, что место и время - это ключевые факторы успешного выступления. На речь влияют обстановка, освещение, температура в помещении и пр. Небольшая комната располагает к спокойному, тихому тону, к беседе, а большой зал настраивает на громкий голос, на наступательный, ораторский стиль. Если выступление планируется перед небольшой группой слушателей, то необходимо выбрать небольшое помещение. Ничто так не гасит энтузиазм, как обширные помещения и пустые кресла в зале. Лучше поставить плотно стулья в небольшом помещении, чем рассадить слушателей в большом зале. Аудиторию нелегко расшевелить, если она разбросана по залу, поэтому прежде чем начать выступление, попросить слушателей перейти вперед и сесть поближе к выступающему.

Человек, находящийся в большой аудитории, может утратить свою индивидуальность. Он становится частью толпы, и в этом случае на него значительно легче воздействовать, чем, если бы он был отдельным индивидуумом. Он будет смеяться и аплодировать по поводу таких вещей, которые его совершенно не тронули бы, если бы он был только одним из слушающих оратора.

Имеет значение время дня и день недели. Ранним утром труднее овладеть вниманием аудитории, а после обеда его легко потерять. Поэтому в таких ситуациях следует использовать возбуждающие приемы - юмор, драматизацию, необычный материал.

Для того, чтобы чувствовать себя более уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться, оценить обстановку и т.д.

Подниматься на трибуну необходимо только в том случае, если аудитория довольно велика и в связи с этим возникает необходимость для оратора стоять на возвышении. В ином случае, лучше стоять рядом со своими слушателями, превратив выступление в беседу.

Докоммуникативная фаза, для своей большей результативности непременно должна завершаться репетицией предстоящего выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, но так же можно использовать и средства аудио- или видеозаписи. Это очень эффективный способ проконтролировать хронометраж, грамотность построения речи и качество выступления.

Коммуникативная фаза - это непосредственно произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д. Можно сказать, что она прогнозируема лишь в некоторой степени, и ее успех во многом зависит от находчивости, сосредоточенности оратора, от остроты его ума и уровня подготовленности. В любом случае, не стоит рассчитывать на заранее запланированное линейное развитие выступления. По возможности необходимо предусмотреть все возможные нюансы.