Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Процедура и порядок обжалования постановления судебного пристава-исполнителя.

Зачем нужен административный иск на действия судебного пристава-исполнителя? В каких случаях стоит его подавать? Давайте разберемся.

Административное исковое заявление на действия судебного пристава-исполнителя подается в случаях, когда исполнение судебного постановления слишком затягивается или судебный пристав совершает действия нарушающие права заявителя. Административный иск можно использовать также с целью затянуть исполнение судебного постановления.

Особых требований к содержанию заявления об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя не предъявляется, однако лучше воспользоваться нашими рекомендациями и предложенным образцом.

Пример административного искового заявления на действия судебного пристава-исполнителя

В Советский районный суд г. Астрахани

Административный истец: Павлова Екатерина Сергеевна,

адрес: г. Астрахань, ул. Петербуржская, д. 24

тел. 69584785623

Административный ответчик:

Судебный пристав-исполнитель

Административный ответчик:

ОСП Советского района г. Астрахани

Масленникова Валентина Егоровна,

адрес: г. Астрахань, ул. Коммунаров, д. 57

Заинтересованное лицо:

Управление Пенсионного Фонда РФ

по Советскому району г. Астрахани

адрес: г. Астрахань, ул. Коммуны, д. 357

Административное исковое заявление

на действия судебного пристава-исполнителя

25 ноября 2015 г. с моего личного счета в ОАО «ВостокСибИнвест» списаны денежные средства в размере 25 000 руб. При обращении в банк мне было разъяснено, что денежная сумма арестована в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Советского района г. Астрахани и списана в счет имеющейся у меня задолженности перед Пенсионным фондом России.

В период с 2010 по 2013 г. я являлась индивидуальным предпринимателем и имела задолженность перед ПФР по уплате взносов. С 12 марта 2014 г. я не являюсь предпринимателем, не трудоустроена. Я состою на бирже труда как безработная, а указанный счет № 78965412354679548762 открыт для перечисления алиментов на моего несовершеннолетнего сына Павлова Алексея Сергеевича.

Кроме того, я не получала постановление о возбуждении исполнительного производства (ни лично, ни по почте). Мне не был установлен добровольный срок оплаты задолженности. Поскольку денежные средства в виде алиментов принадлежат моему ребенку и не являются источниками моих доходов, а также в соответствии со ст. 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве», наложение ареста на расчетный счет, предназначенный для алиментов, является незаконным.

Подтвердить целевое назначение средств с указанного счета может история операций, из которых следует, что единственным отправителем финансовых средств является отец ребенка, Павлов Сергей Андреевич.

  1. Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ОСП Советского района г. Астрахани В.Е. Масленниковой по наложению ареста на расчетный счет № 78965412354679548762, ОАО «ВостокСибИнвестБанк».
  2. Обязать ОСП Советского района г. Астрахани вернуть на вышеуказанный расчетный счет денежную сумму в размере 25 000 руб.
  3. Установить срок добровольной оплаты для погашения имеющейся перед ПФР задолженности.

Приложение:

  1. Копии административного искового заявления
  2. Копии справки о состоянии на учете в качестве безработной
  3. Копии истории банковских операций
  4. Копии судебного приказа о взыскании алиментов

Павлова Е.С. 02.12.2015 г.

Подготовка административного иска на действия судебного пристава-исполнителя

При подготовке административного искового заявления следует учитывать, что можно обжаловать действия или бездействия конкретного судебного пристава-исполнителя. Судебный пристав имеет право совершать какие-то действия только по возбужденному . Постановление о возбуждении исполнительного производства должно быть направлено взыскателю и должнику.

В некоторых случаях может быть более правильным обжаловать пристава через вышестоящие органы. Здесь нужно смотреть по ситуации. Такой путь предпочтителен, когда действия пристава выходят за рамки исполнительного производства, а также когда неясно, кто совершил оспариваемые действия.

Содержание административного иска на действия судебного пристава-исполнителя

В административном иске нужно указать свои полные данные. Укажите наименование отдела судебных приставов, его адрес, а также фамилию, имя и отчество судебного пристава-исполнителя, действия которого обжалуются.

В жалобе должны быть указаны обстоятельства возбуждения исполнительного производства, перечислены действия судебного пристава, которые обжалуются. Необходимо подробно изложить свое видение возникшей ситуации, указать на допущенные судебным приставом нарушения. Указание конкретные положения Федерального закона «Об исполнительном производстве»на предмет соответствия которым суд должен будет проверить действия судебного пристава-исполнителя.

В просительной части административного иска укажите какие действия судебного пристава-исполнителя просите признать незаконными, какое постановление просите отменить или изменить (полностью или в части) и каких последствия обращения в суд желаете получить.

Срок подачи административного иска на действия судебного пристава-исполнителя

Перед подачей административного искового заявления следует учесть, что сроки обращения в суд ограничены 10 днями. 10 дней начинают течь на следующий день после совершения приставом какого-то действия или вынесения какого-то постановления. Эти сроки применяются судом самостоятельно, для этого не требуется отдельного заявления о применении сроков .

Если жалоба подается за пределами срока, к ней обязательно прилагается заявление о восстановлении срока по административному иску. Тот факт, что о совершенном действии Вы узнали за пределами срока может повлечь восстановление срока, но срок все равно нужно восстанавливать.

Срок подачи административного иска легко рассчитать, если обжалуется какое-то постановление судебного пристава-исполнителя. В этом случае отталкиваемся от даты его вынесения.

Сложнее считать сроки для обжалования бездействий судебного пристава-исполнителя. Рекомендуем в таких ситуациях руководствоваться элементарно здравым смыслом. Отталкивайтесь от того, когда Вы должны были узнать о совершенном действии (бездействии). Следует обратить внимание, что в некоторых случаях бездействие носит длящийся характер (например, судебный пристав не производит арест имущества должника). При длящимся характере нарушений прав сроки не применяются.

Предъявление административного иска на действия судебного пристава в суд

Заявление подается в районный суд по месту нахождения службы судебных приставов-исполнителей, должностного лица, действия которого обжалуются. К административному иску прилагается его копия для судебного пристава-исполнителя.

Если решение по жалобе на пристава может затронуть права другой стороны исполнительного производства, то к административному иску прикладывается комплект документов для этой стороны, а она указывается в заявлении в качестве заинтересованного лица.

От уплаты при подаче административного искового заявления на действия судебного пристава-исполнителя заявители освобождаются.

Рассмотрение административного искового заявления на действия судебного пристава-исполнителя

Административные иски рассматривается судом по общим правилам публичного производства. Это значит, что срок рассмотрения жалобы составляет 10 дней со дня поступления заявления в суд. Законность своих действий должен доказать сам судебный пристав-исполнитель.

Суд не связан доводами жалобы, однако связан предметом заявленных требований. При рассмотрении административного иска суд обязан проверить оспариваемое действие на полное соответствие закону, в том числе и по процедуре его применения. Обычно по таким делам суд сразу же назначает судебное заседание, в котором выносит решение, не откладывая дело.

Решение суда можно обжаловать апелляционной жалобой по административному иску . Правом подачи такой жалобы обладают все лица, участвовавшие в деле (взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель). Если жалоба не поступит в течение 1 месяца, решение суда вступает в законную силу, становится обязательным для исполнения судебным приставом.

В последнее время часто встречаются случаи несвоевременного выполнения исполнительного производства судебными приставами, отказы от выполнения ими работы либо случаи, когда предпринимаемые ими действия, противоречат Закону РФ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту Закон). Как же убедить и заставить пристава исполнять свою работу и отстоять собственные права?

Претензии на неправомерные действия, а также на вынесение незаконных постановлений приставами, их отказ от исполнения работы, можно рассмотреть, подав жалобу в суд или в до судебном разбирательстве, руководствуясь статьёй 121 Закона, или обратившись в прокуратуру города (района).

Наиболее действенным, бывает оспаривание незаконных действий судебного пристава в порядке подчинения по ведомству, что означает подачу претензии вышестоящему приставу. Статья 122 Закона гласит, что жалоба подаётся в течение 10 дней, с момента принятия незаконного постановления либо факта неисполнения решения суда судебным представителем, либо совершения им грубого нарушения. Те же заявители, которые не были оповещены вовремя о вынесении постановления или совершении исполнительных действий, могут подать жалобу в срок до 10 дней с того времени, когда они узнали или должны были об этом узнать. Как в случае до судебного разбирательства, так и при оспаривании действий судебных приставов в суде, срок подачи жалобы одинаков. Если же срок всё же был пропущен, то руководствуясь статьёй 18 Закона, срок можно восстановить.

Для этого необходимо вместе с жалобой представить ходатайство о восстановлении сроков обжалования. Если должностное лицо, занимающееся рассмотрением этой претензии, признает правомерной причину пропуска срока и приемлемым время подачи ходатайства, жалоба будет рассмотрена в законные сроки.

Обращения подаются на имя старшего судебного пристава. В случае неудовлетворительного решения, жалоба подаётся выше, то есть заместителю главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, далее главному судебному приставу субъекта РФ (ч. ч. 1,2 статьи 123 Закона).

Жалобы на действия пристава пишутся в свободной форме, с обязательным указанием фамилии, имени, отчества заявителя, его места жительства и места настоящего пребывания, должности и полного имени судебного представителя. Кроме того, необходимо указать все факты и обстоятельства нарушения прав, с указанием времени этих нарушений. Также нужно отметить, что именно обжалуется (незаконное действие, оставление исполнительного производства без движения или постановление).

Любая жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней. Если же для принятия решения по поступившей претензии, необходимы некоторые документы, подтверждающие факт незаконного действия судебного пристава, то срок подачи заявления продлевается не более, чем на 10 дней, до времени получения этих документов. Результаты проведения проверки по жалобе оформляются в виде постановления, в котором прописывается признана ли жалоба обоснованной, частично обоснованной или необоснованной. Копия этого решения отсылается подателю заявления в течение трёх дней после его принятия.

Следовательно, для наиболее эффективного разрешения конфликтных ситуаций с судебными приставами, претензии надо подавать в Службу судебных приставов. В крайних случаях эти вопросы решаются на уровне ФССП Российской Федерации.

Если решение вопроса этими инстанциями не удовлетворяет или они бездействуют, стоит обратиться в суд. Закон даёт это право.

Для обжалования работы судебного исполнителя, заявление подаётся в районный суд (статья 441 Гражданского Процессуального Кодекса РФ).

Госпошлина с заявителя не взыскивается. В соответствии с п. 2 статьи 441 ГПК РФ и п. 14 Постановления Пленума N 2 от 10.02.2009, это заявление подаётся не по месту жительства заявителя, а по месту исполнения решения суда приставом, в течение 10 дней (статья 221 Закона и статья 441 ГПК РФ) со дня вынесения незаконного постановления судебным представителем, а также ненадлежащим исполнением или неисполнением производства или в течение 10 дней с момента, когда об этом стало известно заявителю, не извещённому вовремя. Суд также обязан рассмотреть заявление (жалобу) в срок до 10 дней. Руководствуясь ч.4 статьи 254 ГПК РФ, суд может приостановить исполнение оспариваемого решения или действия, до вступления решения суда по этому вопросу в законную силу. В судебном заседании пристав обязан сам доказать правомерность своих действий.

Копии решения суда передаются подателю жалобы и судебному приставу в течение трёх дней. Постановление суда принимается к исполнению по вступлению его в законную силу и будет считаться исполненным в случае, когда судебный пристав выполнит действия, предписанные судом.

Однако судебные решения, принятые в отношении приставов, не всегда исполняются надлежащим образом. Поэтому немаловажным фактом является изначальное сопровождение как судебного разбирательства, так и исполнительного производства грамотным представителем. Юрист может помочь на уровне подачи жалобы или заявления, грамотно составить документы, ознакомиться с материалами исполнительного производства, и представить заявителя в суде, при необходимости подать апелляцию.

Помимо суда, жалоба может быть направлена в прокуратуру города или района. Обращаясь в прокуратуру с заявлением на неправомерные постановления судебного пристава, его незаконные действия или отказ от действий, следует обязательно указать нарушение прав, допущенных должностными лицами ФССП, требующее незамедлительного применения мер прокурорского реагирования. Однако, обращение в прокуратуру можно осуществить лишь тогда, когда претензия к действию судебного пристава уже была рассмотрена вышестоящими лицами Службы в порядке ведомственного контроля. В противном случае, во исполнение требования Закона "О прокуратуре", жалоба будет отправлена в структурное подразделение судебных приставов. Поданная в прокуратуру жалоба, рассматривается в течение 30 дней со дня её регистрации.

За окончанием судебного процесса во многих случаях следует стадия исполнительного производства. В рамках нее решения суда, а также прочие документы исполняются в принудительном порядке.

Между тем, в ряде случаев законность открытия исполнительного производства вызывает обоснованные сомнения. В таком случае как оспорить постановление о возбуждении исполнительного производства?

Куда обращаться с жалобой на постановление о возбуждении исполнительного производства? К старшему приставу или сразу в суд? Читайте в статье, если появятся вопросы пишите в комментариях ниже.

В этой статье:

Как обжаловать постановление о возбуждении исполнительного производства

В соответствии со ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления должностного лица ФССП, его действия (бездействие), могут быть оспорены в арбитражном либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого находится отделение.

Если предприятие или гражданин считают данный документ неправомерным, то законодательство предусматривает несколько вариантов последующих действий.

В первую очередь, обжаловать возбуждение исполнительного производства можно вышестоящему начальству судебного пристава .

В соответствии со ст. 126 ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.

Однако при этом следует учесть, что действия пристава могут быть обжалованы в суде именно в рамках исполнения соответствующего судебного акта. При этом обращаться следует в тот суд, который оформил исполнительный лист.

Здесь можно посмотреть обобщения судебной практики по рассматриваемому вопросу.

Как уже отмечалось, одним из способов защиты прав взыскателя и должника является возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя.

В Законе об исполнительном производстве урегулированы как судебный, так и внесудебный порядок обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

Согласно ст. 121 Закона об исполнительном производстве, постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Постановление, действия (бездействие) главного судебного пристава РФ могут быть оспорены в суде.

Отказ в отводе судебного пристава-исполнителя может быть обжалован только лицом, заявлявшим отвод. Удовлетворение отвода судебного пристава-исполнителя обжаловано быть не может.

Постановления о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа могут быть оспорены в суде.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение 10 дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии) (ст. 122 Закона об исполнительном производстве).

Обжалование в порядке подчиненности. В соответствии со ст. 123 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, а также на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта РФ, в подчинении которого находится старший судебный пристав.

Жалоба на постановление заместителя главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу РФ.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.

Согласно ст. 124 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

В жалобе должны быть указаны:

1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

4) требования лица, подавшего жалобу.

Лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на 10 дней.

В соответствии со ст. 125 Закона об исполнительном производстве должностное лицо службы судебных приставов отказывает в рассмотрении по существу жалобы на постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий, если:

1) обжалуется постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа;

2) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено;

3) не соблюдены требования, установленные ч. 1 и 2 ст. 124 Закона об исполнительном производстве;

4) по жалобе аналогичного содержания судом принято решение;

5) предметом указанной жалобы являются решение, действия (бездействие) лица, не являющегося должностным лицом службы судебных приставов.

Постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу выносится не позднее трех дней со дня поступления жалобы и может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или оспорено в суде.

Согласно ст. 126 Закона об исполнительном производстве, жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение 10 дней со дня ее поступления.

Принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.

В соответствии со ст. 127 Закона об исполнительном производстве решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, в котором должны быть указаны:

1) должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе;

2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

3) краткое изложение жалобы по существу;

4) обоснование принятого решения;

5) принятое по жалобе решение;

6) сведения о порядке обжалования принятого решения.

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо принимает одно из следующих решений:

1) отменить полностью или частично вынесенное постановление;

2) отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством РФ;

3) отменить принятое постановление и принять новое решение;

4) признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение 10 дней со дня его поступления к должностному лицу службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжаловались, если в постановлении не указан иной срок его исполнения.

Должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, вправе принять меры по привлечению должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого признаны неправомерными, к дисциплинарной и иной ответственности.

Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.

Обжалование в судебном порядке. Согласно ст. 128 Закона об исполнительном производстве, постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в следующих случаях:

1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в п. 5 и 6 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством РФ.

Во всех остальных случаях заявление подается в суд общей юрисдикции.

Таким образом, подведомственность по жалобам на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя разграничивается между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, жалобы на действия судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением указанных исполнительных документов, рассматриваются судом общей юрисдикции (п. 2 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77).

Однако в Законе об исполнительном производстве не говорится о том, в каком порядке должны рассматриваться подобные жалобы. Полагаем, что Закон об исполнительном производстве должен содержать хотя бы сведения о виде судопроизводства, в котором рассматривались бы жалобы на действия судебного пристава-исполнителя. Имеется лишь указание в ч. 4 ст. 128 Закона об исполнительном производстве на то, что рассмотрение заявления судом производится в 10-дневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством РФ, с учетом особенностей, установленных Законом об исполнительном производстве.

Поэтому необходимо обратиться к соответствующему процессуальному законодательству и проанализировать содержание ГПК РФ и АПК РФ на предмет определения процессуального порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие), постановления судебного пристава-исполнителя, а также иных должностных лиц службы судебных приставов.

Ранее, когда действовал ГПК РСФСР, в научной литературе высказывались различные варианты решения задачи о процессуальном порядке рассмотрения данных дел. Например, Т.К. Андреева полагает, что применительно к порядку рассмотрения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя в суде общей юрисдикции сохраняют свое действие правила, изложенные в ст. 428 ГПК РСФСР*(204) .

С другой стороны, В.В. Ярков, напротив, считал, что применение гл. 42 ст. 428 ГПК РСФСР недопустимо, так как жалобы на действия судебных приставов-исполнителей должны рассматриваться судами в том же порядке, что и жалобы на действия других государственных органов и должностных лиц, урегулированном Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и гл. 24.1 ГПК*(205) .

Сейчас, в то время как действует новое гражданское процессуальное законодательство, обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя осуществляется в порядке ст. 441 ГПК РФ. Поскольку публично-правовая природа таких дел очевидна, возможно применение также положений гл. 25 ГПК РФ, хотя непосредственных указаний на это в законе не имеется.

Судебный пристав-исполнитель - государственный служащий (п. 2 ст. 3 Закона о судебных приставах), а служба судебных приставов является государственной службой. Следовательно, на них распространяется уже упоминавшийся Закон о государственной гражданской службе. В суде общей юрисдикции в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, предусмотрена возможность рассмотрения оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (гл. 25 ГПК РФ).

Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в суде по ст. 441 ГПК РФ имеет некоторые особенности.

1. Прежде всего, правом подачи жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебного постановления, постановления государственного или иного органа либо на отказ в совершении таких действий обладают взыскатель или должник, а также их представители, в случае надлежащего оформления полномочий. Право подачи жалобы является специальным полномочием представителя взыскателя или должника (п. 3 ч. 3 ст. 57 Закона об исполнительном производстве). Кроме того, лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя (п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77).

2. Согласно правилам подсудности, жалоба подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

3. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенным о времени и месте совершения действия судебного пристава-исполнителя, стало о нем известно.

4. Жалоба на действия судебного пристава-исполнителя рассматривается в судебном заседании.

5. Взыскатель, должник и судебный пристав-исполнитель должны быть извещены о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению жалобы.

6. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение суда. Кроме случаев обжалования постановлений старшего судебного пристава об отказе в отводе судебного пристава-исполнителя, когда по результатам рассмотрения заявления выносится определение, на которое может быть подана частная жалоба.

Однако это только одна сторона вопроса о порядке обжалования действий должностных лиц службы судебных приставов. В соответствии со ст. 128 Закона об исполнительном производстве такие дела подведомственны также арбитражным судам. Следовательно, также становится актуальным вопрос: в каком порядке следует рассматривать данные жалобы в арбитражном судопроизводстве?

В судебной практике существовал ряд дискуссионных вопросов, связанных с подведомственностью данных дел. В настоящее время часть спорных вопросов разрешена. Так, в п. 1 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77, отмечается, что с учетом подведомственности, определенной ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражный суд признал подведомственным ему дело об оспаривании организацией постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного налоговым органом. В обоснование приводится следующая ситуация: государственное унитарное предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного налоговым органом. Арбитражный суд первой инстанции прекратил производство по делу на том основании, что дела об оспаривании действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов иных (кроме арбитражных судов) органов арбитражным судам не подведомственны, поскольку, согласно ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции. Суд кассационной инстанции определение суда отменил, дело направил в суд первой инстанции на новое рассмотрение, указав, что определение суда первой инстанции вынесено судом без учета положений АПК РФ, вступившего в действие с 1 сентября 2002 г.

Выводы арбитражного суда кассационной инстанции основаны на том, что в соответствии с ч. 1 ст. 329 АПК РФ решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей.

Согласно ст. 329 АПК РФ, решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом, по правилам, установленным гл. 24 АПК РФ.

В гл. 24 АПК РФ установлены особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с некоторыми особенностями, которые будут изложены ниже.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (ст. 197 АПК РФ). При этом граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если они полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Необходимо также учитывать, что лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя. Так, в п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77, приводится следующая ситуация: судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство на основании исполнительного листа арбитражного суда о взыскании с организации денежной суммы в пользу взыскателя. Поскольку должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, долг добровольно не уплатил, судебный пристав-исполнитель арестовал недвижимое имущество должника с целью реализации. Коммерческий банк, являющийся залогодержателем недвижимого имущества, оспорил в арбитражном суде действия судебного пристава-исполнителя, указав на то, что имеется возможность удовлетворить требование, обратив взыскание на иное имущество должника с учетом очередности, установленной ст. 46, 49 Закона об исполнительном производстве 1997 г. В судебном заседании судебный пристав-исполнитель сослался на отсутствие у заявителя права обращаться с требованием о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, поскольку он не является стороной исполнительного производства. Суд первой инстанции, согласившись с доводами судебного пристава-исполнителя, сославшись на ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., согласно которой оспаривание действий судебного пристава-исполнителя может производиться взыскателем или должником, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 и ст. 151 и 327 АПК РФ, производство по делу прекратил. Суд кассационной инстанции признал прекращение производства по данному делу ошибочным с учетом ст. 198 и 329 АПК РФ, в силу которых действия судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены не только сторонами, но и иными лицами, если они полагают, что оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд кассационной инстанции отменил определение арбитражного суда первой инстанции о прекращении производства по делу, указав в своем постановлении на обязанность арбитражного суда первой инстанции рассмотреть заявление по существу, не решая при этом спор, если он возникнет, о наличии или отсутствии прав заявителя на арестованное имущество.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ст. 198 АПК РФ).

В заявлении должны быть также указаны: 1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); 2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; 3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); 4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); 5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.

К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается (ч. 2 ст. 329 АПК РФ).

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе (ст. 200 АПК РФ).

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться: 1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение; 3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: 1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; 3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

Система судебных приставов существует для исполнения вынесенного решения. Они обладают определенными обязанностями, в том числе – применять к ответчику штрафные санкции или административные меры.

Но не всегда постановление пристава-исполнителя отвечает «букве закона». В некоторых случаях его можно успешно оспорить.

Обязанности и права сотрудников ФССП

Определить возможное наличие нарушения в содержании постановления можно только после детального изучения полномочий пристава. Для этого необходимо ознакомиться с содержанием статьи 13 Федерального закона №118. В ней подробно описаны права и обязанности исполнителей, с учетом специфики делопроизводства.

Согласно этому документу ответственное лицо обладает следующими полномочиями:

  • Принятие мер по обеспечению выполнения судебного решения. Но при этом он должен действовать только в рамках закона.
  • У них есть возможность обрабатывать персональные данные граждан РФ без их согласия. На основании полученной информации может быть открыто новое судебное разбирательство.
  • Пристав имеет возможность принимать заявления граждан, различного типа ходатайства, а также рассматривать их в пределах своих полномочий.
  • По требованию участников судебного дела предоставляет документы или иную информацию, относящуюся к конкретному разбирательству.
  • Имеет право известить ответственные органы об обнаруженных нарушениях.

Дополнительно при материальном взыскании судебный пристав-исполнитель может наложить штрафные санкции, если требования постановления не были исполнены в срок.

Причины для обжалования

Есть ряд действий пристава, которые по своей сути могут расходиться с действующим законодательством. Но исполнительная система построена так, чтобы избежать подобных ошибок. Контроль за действиями судебного исполнителя осуществляется со стороны старшего пристава (его заместителя), а также всеми сторонами дела – истцом, ответчиком и заинтересованными лицами.

Но, несмотря на это, можно выделить следующие причины оспаривания постановления:

  • Окончание судебного производства без должного исполнения. Обычно это неполное взимание долга, недобросовестное отношение к своим служебным обязанностям.
  • Зафиксировано при необходимости взыскания алиментов. Реже жалуются на превышение полномочий.
  • Исполнительное производство передается в другую инстанцию без объективной причины. Это делают для затягивания исполнения судебного постановления.
  • Некорректные действия во время ареста, описи имущества или его реализации.
  • Нарушение сроков выполнения приговора. Чаще всего жалуются на затягивание исполнения постановления.
  • Отсутствие уведомления для истца, ответчика или других участников процесса. Это является грубым нарушением делопроизводства.
  • Начисление исполнительного сбора без оснований.

Последнее встречается чаще всего. Для его аннулирования необходимо выполнить процедуру обжалования постановления судебного пристава.

Кто может противоречить?

Действия судебных исполнителей могут обжаловать все лица, участвовавшие в процессе. Для этого необходимо правильно составить претензию, для чего предварительно анализируются документы и информация о действиях пристава. В некоторых случаях опротестовать постановление могут субъекты, напрямую не участвовавшие в судебном заседании, но ставшие заинтересованной стороной после вынесения приговора.

Право оспорить постановление пристава предоставляется:

  • Истцу. Обычно это связано с несвоевременным исполнением постановления.
  • Ответчику. Необходимость возникает при некорректном выполнении постановления или нарушении регламента.
  • Прокурор. При нарушении действующих законов или других нормативных актов.
  • Организации или лица, в бюджет которых должно быть выполнено начисление денежных средств согласно судебного постановления.

Дополнительно оспорить действия исполнителя могут все субъекты, перечисленные в статье 45, часть 1, 53 и 53.1 АПК РФ. Также учитываются положения статьи №40 КАС РФ. Подобные права напрямую зависят от обстоятельств рассматриваемого дела. Это также влияет на порядок обжалования и ответственность за предоставление ложных доказательств.

Данный перечень может быть расширен. По сути, оспорить постановление может каждый, которого касаются обстоятельства приговора суда. Важно правильно сформулировать претензии и составить исковое заявление для пересмотра постановления.

Заявление об оспаривании постановления судебного пристава исполнителя

Главным инструментом для оспаривания решения судебного пристава является система подачи жалобы или искового заявления. Такая возможность предусмотрена в законе №229, глава 18. Правила составления сформулированы в законе № 4866-1. Любое нарушение этих норм может стать причиной отклонения заявления. Но это не отменяет возможность повторной подачи документов.

Этапы формирования жалобы:

  1. Ознакомление с текстом постановления. Это может быть копия документа, но с указанием его составителя.
  2. Формирование претензий к содержанию. Они должны быть обоснованы, обязательно ссылаются на законы или другие правовые документы, которые были нарушены.
  3. Определение инстанции, куда будет подаваться иск – старший судебный пристав или местный арбитраж.
  4. Составление жалобы с учетом действующих требований к форме и содержанию.
  5. Подача документа и получение официального ответа от компетентных лиц или организаций.

Для ознакомления с правильным формированием жалобы рекомендуется изучить образец.

Порядок

Порядок обжалования подробно описан в Кодексе административного судопроизводства. Детали можно изучить в главе №22 этого документа. Дополнительно при формировании жалобы или иска можно использовать действующие нормы из других законов или постановлений. Все зависит от вида нарушения и его степени расхождения с действующим законодательством.

Судебный порядок оспаривания постановления пристава-исполнителя:

  • Субъект (заявитель). Это может быть частное лицо, организация или группа, которых касается действие постановления.
  • Предмет. В данном случае – это документ, сформированный судебным исполнителем, которому присвоен статус законного.
  • Вид обращения – жалоба или исковое заявление. Вид зависит от инстанции, куда будет подаваться документ.
  • Подсудность. Сначала подается иск в суд, решение которого выполняет пристав. При отсутствии компромисса — в местный арбитраж.
  • Срок исковой давности. Согласно действующих норм, он составляет 10 рабочих дней с момента ознакомления с содержанием постановления.
  • Время рассмотрения иска не может превышать 5 дней .

После сбора необходимой доказательной базы и корректного составления претензии можно начинать процедуру оспаривания. На первом этапе рекомендуется обратиться с жалобой к непосредственному начальству судебного исполнителя.

Обращение к старшему судебному приставу

Для начала необходимо определиться с ответственным лицом, которому будет подаваться жалоба. Лучше всего это сделать на имя старшего судебного пристава. Его координаты можно найти на официальном сайте ФССП или взять непосредственно у исполнителя. Но нужно помнить, что подача документа не будет означать начало судебного процесса. По факту руководитель может подтвердить незаконность постановления.

Порядок подачи жалобы не отличается от стандартного. Важно, чтобы этот факт был зафиксирован, чтобы в дальнейшем иск не попал под действие срока давности, который составляет 10 рабочих дней .

При рассмотрении старший судебный пристав проверяет следующие моменты:

  • действие или бездействие своего подчиненного;
  • соответствие действующим нормам оспариваемого постановления;
  • регламент выполнения обязанностей исполнителя.

По результатам внутреннего расследования может быть принято решение о законности или незаконности документа. При этом руководитель может отменить его действие, что не имеет права сделать сам составитель — исполнитель. Если часть требований или их полный перечень не были удовлетворены — заинтересованное лицо вправе передать иск в арбитраж.

Подача документов в суд

Процедура подачи искового заявления на постановление должна соответствовать требованиям закона №118. Дополнительно учитывается Постановление Пленума ВС РФ №50, в котором даются разъяснения по некоторым аспектам подобного судопроизводства. Заявитель может подать гражданский иск в суд общей инстанции или арбитраж.

Регламент оспаривания постановления судебного пристава в суде.

  1. На основании доказательной базы формируется текст искового заявления.
  2. Подача пакета документов в суд.
  3. Назначение даты первого заседания.
  4. После проверки всех факторов назначается время основных слушаний.
  5. Вынесение решения по исковому заявлению.

Если суд решает дело в пользу истца – постановление частично или полностью аннулируется. Его действие прекращается по факту вынесения приговора. Однако срок рассмотрения подобных дел может затянуться на длительное время. За этот срок может сформироваться приличная денежная задолженность по оспариваемому документу.

Особенности делопроизводства

Можно ли временно отменить действие постановления судебного пристава на период его оспаривания? Для решения этого вопроса необходимо изучить законодательство. Подобные решения выносятся только в судебном порядке и полностью зависят от обстоятельств рассматриваемого дела.

Временное приостановление действия документа возможно в следующих случаях:

  • Его положения влияют на финансовое «бремя» ответчика. Это может быть штраф или взыскание расходов за неисполнение предыдущего постановления суда. Зачастую предусматривают пеню за просрочку.
  • Отсутствует возможность полноценно использовать движимое или недвижимое имущество. Исключения составляют попытки его реализации, если оно подлежит продаже с аукциона для погашения долга.

Для всех остальных случаев действие документа не приостанавливается. Но все зависит от обстоятельств рассматриваемого иска. Важно досконально изучить все нюансы дела, для чего рекомендуется воспользоваться услугами практикующих юристов. Они помогут не только правильно составить иск для оспаривания, но и могут представлять интересы истца во время проведения судебных заседаний.