Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Отчет ревизионной комиссии общественной организации образец. Ревизионная комиссия тсж, ее права и обязанности, образец акта проверки, отчет. В отчете указывается

Многие организации рано или поздно сталкиваются с таким понятием, как представительские расходы. В статье разберемся, что это за расходы, что к ним относится и как их учитывать в бухгалтерском и налоговом учете.

Начнем с того, что определимся, какие расходы можно отнести к представительским? Тут все просто, открываем ст.264 2 части НК РФ (скачать его, кстати, можно ) и читаем. Краткие выводы из этой статьи:

К представительским расходам относятся расходы на официальный прием и обслуживание:

  • представителей других организаций, с которыми проводятся переговоры с целью дальнейшего сотрудничества;
  • участников совета директоров или другого руководящего органа;

В частности, к представительским расходам можно отнести:

  • расходы на завтрак, обед, ужин для вышеуказанных лиц и официальных представителей налогоплательщика;
  • транспортирование вышеуказанных лиц до места проведения переговоров, приемов, обедов и прочих официальных мероприятий и обратно;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • услуги переводчиков, если они оказаны сторонней организацией.

К представительским расходам НЕ относятся расходы на организацию отдыха, развлечений, а также профилактики и лечения заболеваний.

Также статья 264 п.2 НК РФ оговаривает, что представительские расходы в целях расчета базы для налога на прибыль принимаются не в полном объеме, а только в размере, не превышающем 4% от расходов на оплату труда в отчетном периоде, к которому относятся представительские расходы.

Как и любые другие расходы, представительские расходы нужно подтвердить документально.

Учет представительских расходов в бухгалтерии

Представительские расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности. Для торгового предприятия они списываются в дебет счета 44 «Расходы на продажу», для производственного в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы».

Проводки по учету представительских расходов (счет 26)

Если оплата представительских расходов происходит лично представителем организации, то ему выдаются денежные средства под отчет, при этом составляется проводка Д26 (44) К71.

Услуги сторонних организаций оформляется проводкой Д26 (44) К60, Д26 (44) К76.

Представительские расходы относятся к тому отчетному периоды, в котором они были утверждены, независимо от их оплаты.

Налоговый учет представительских расходов

Эта группа расходов относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Как уже выше было сказано, для целей налогообложения можно учесть только сумму расходов, не превышающую 4% от суммы расходов на оплату труда. Представительские расходы свыше этих 4% не учитываются при определении . Сравнивая величину представительских расходов с величиной расходов на , берутся данные, полученные нарастающим итогом с начала налогового периода.

Основная сложность при учете представительских расходов заключается в том, что в бухгалтерии они учитываются в полном объеме, а при налогообложении их величина ограничивается 4% от оплаты труда. То есть возникают различия при определении прибыли в бухгалтерском и налоговом учетом. Чтобы разобраться с этим моментом, рассмотрим пример учета представительских расходов.

Пример расчета представительских расходов

В мае 2013 года организация встречала своих партнеров, были запланированы следующие мероприятия по этому поводу: официальный обед в ресторане, культурное мероприятие - посещение сауны.

В связи с этим организация имела следующие расходы:

  • доставка партнеров в ресторан и обратно - 4000 руб.;
  • обед в ресторане - 20000 руб.;
  • доставка партнеров в сауну и обратно - 4000 руб.;
  • услуги сауны - 30000 руб.

Согласно НК РФ расходы на посещение сауны мы не можем признать в качестве представительских расходов, также как и доставку партнеров в сауну и обратно.

Общая сумма представительских расходов составила 24000 руб.

Для организации всех мероприятий ответственному сотруднику были выданы деньги под отчет в размере 60000 руб. По окончании мероприятия сотрудник сдал в бухгалтерию , в котором отчитался о потраченной сумме, к авансовому отчету были приложены все необходимые документы, подтверждающие расходы. Услуги транспортной компании оплачивались организацией с расчетного счета.

Бухгалтерский учет представительских расходов (счет 26)

60 000 Д71 К50 - выданы денежные средства сотруднику под отчет.

50 000 Д44 К71 - принят авансовый отчет по представительским расходам.

10 000 Д50 К71 - подотчетным лицом сданы остатки аванса в кассу предприятия.

8000 Д44 К76 - получен счет на оплату от транспортной компании, осуществлявшей доставку партнеров.

8000 Д76 К51 - оплачен счет транспортной компании.

Отчетный период - полугодие.

С начала года сумма расходов на оплату труда составила 350000 руб.

Максимальная величина представительских расходов, которые могут быть учтены в целях налогообложения, составляет 350 000 * 4% = 14000 руб. В нашем примере величина представительских расходов 24000 руб. То есть при расчете налога на прибыль мы можем уменьшить налоговую базу только на 14000 руб. Оставшиеся 10000 руб. учтены не будут.

В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся представительские расходы.

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий, в том числе:

Расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;

Транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;

Буфетное обслуживание во время переговоров;

Оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Обратите внимание! Если в мероприятии принимают участие только работники организации, то расходы на проведение такого мероприятия нельзя учесть при исчислении налога на прибыль как представительские.

Например, предприятие, имеющее много филиалов, собирает работников этих филиалов на производственное совещание. Расходы на проведение такого мероприятия не являются представительскими (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.08.2006 N А33-26560/04-С3-Ф02-3935/06-С1, А33-26560/04-С3-Ф02-4272/06-С1).

Обратите внимание! Налоговое законодательство специально выделяет расходы, которые не могут быть отнесены к представительским.

В соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики и лечения заболеваний.

В бухгалтерском учете представительские расходы учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (дебет счетов 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу") в сумме фактически произведенных затрат (без какого-либо нормирования).

Для признания представительских расходов в целях налогообложения прибыли необходимо, чтобы они соответствовали требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. были обоснованными, документально подтвержденными и связанными с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

В этой связи на практике довольно часто налоговые органы настаивают на неправомерности учета в целях налогообложения понесенных расходов, связанных с официальным приемом, в том случае, если по результатам проведения переговоров не были достигнуты конкретные результаты.

Однако достижение конкретных результатов не является необходимым условием для включения представительских расходов в состав затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Главное - доказать, что тема переговоров была связана с деятельностью организации, направленной на получение дохода.

Именно такого подхода придерживаются суды при рассмотрении подобных споров. Так, например, ФАС Уральского округа указал на то, что ссылка налоговой инспекции на отсутствие связи спорных затрат с конкретными доходами неправомерна, так как, с учетом характера управленческих расходов, они не могут быть связаны с определенным доходом, как, например, материальные, то есть достаточно, что они есть в принципе в соответствующем размере (Постановление от 17.06.2004 N Ф09-2441/04-АК).

Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% суммы расходов организации на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Таким образом, для определения предельного размера представительских расходов необходимо правильно рассчитать сумму расходов на оплату труда.

В целях налогообложения прибыли в состав расходов на оплату труда включаются выплаты, поименованные в ст. 255 НК РФ.

При определении норматива представительских расходов в расчет принимаются расходы на оплату труда, начисленные в данном отчетном (налоговом) периоде.

Для организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления, представительские расходы относятся к косвенным расходам (п. 1 ст. 318 НК РФ). То есть сумма представительских расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме (в пределах рассчитанного норматива) относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

В соответствии с пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления представительских расходов признается дата утверждения авансового отчета.

В том случае, если организация определяет доходы и расходы кассовым методом, представительские расходы признаются только после их фактической оплаты (ст. 273 НК РФ).

Документальное подтверждение

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Для целей налогообложения прибыли, в соответствии со ст. 252 НК РФ, все расходы должны быть документально подтверждены.

Соответственно, включение представительских расходов в состав расходов организации, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, возможно только при наличии первичных учетных документов.

Для начала в организации следует составить смету представительских расходов на текущий год. Данная смета может утверждаться на общем собрании участников (акционеров) организации либо руководителем организации.

Помимо этого, следует издать внутренние организационно-распорядительные документы (например, это может быть положение о проведении представительских мероприятий, утвержденное приказом руководителя организации), в которых могут быть отражены следующие моменты:

Порядок выдачи подотчетных сумм на представительские расходы;

Порядок расходования средств на представительские расходы;

Порядок документального оформления представительских расходов;

Порядок осуществления контроля над расходованием и списанием средств на представительские расходы;

Нормирование отдельных видов представительских расходов (например, в организации могут быть установлены предельные размеры расходов на одного человека при проведении представительских мероприятий в ресторане).

В дальнейшем, решение о проведении каждого конкретного представительского мероприятия должно сопровождаться оформлением следующих документов:

Приказ руководителя о проведении мероприятия и о назначении ответственного за его проведение. В этом приказе также отражается цель проведения мероприятия;

Программа проведения деловой встречи с указанием даты, места и сроков проведения мероприятия, фамилии, имени, отчества участников со стороны принимающей организации и со стороны приглашенных и их должностей, утвержденной сметы представительских расходов.

На основании этих документов осуществляется выдача денег под отчет.

После проведения каждого мероприятия лицо, ответственное за его проведение, оформляет и представляет в бухгалтерию документы, подтверждающие как сам факт проведения мероприятия, так и сумму фактических расходов на его проведение.

К таким документам относятся:

Отчет о проведенной встрече (перечень рассматриваемых вопросов, достигнутые договоренности и т.д.);

Авансовый отчет, к которому прикладываются документы, подтверждающие фактически произведенные расходы.

Расходы на представительские цели могут подтверждаться следующими документами:

Счета предприятий общественного питания;

Товарные чеки;

Чеки ККТ;

Документы, подтверждающие оплату транспортных расходов;

Документы, подтверждающие оплату услуг переводчика;

Накладные, торгово-закупочные акты и т.п.

В Письме УФНС по г. Москве от 12.04.2007 N 20-12/034115 указано, что в отчете о представительских расходах, составленном после проведения конкретных представительских мероприятий, должна отражаться следующая информация:

Цель мероприятия и результаты его проведения;

Дата и место проведения;

Программа мероприятия;

Состав приглашенных делегаций;

Участники принимающей стороны;

Величина расходов на представительские цели.

Отметим, что составление таких отчетов, конечно же, не является обязательным требованием, но их наличие гарантирует отсутствие претензий со стороны налоговых органов. Так, например, из Письма УФНС по г. Москве от 22.12.2006 N 21-11/113019@ следует, что при отсутствии в отчете фамилий лиц, участвовавших в мероприятии, понесенные расходы не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.

В то же время арбитражная практика показывает, что отсутствие в отчете каких-то сведений из тех, что перечислены выше, не может служить основанием для отказа в принятии произведенных расходов. Так, например, ФАС Уральского округа (Постановление от 07.09.2005 N Ф09-3872/05-С7) пришел к выводу, что налоговое законодательство не требует обязательного включения в перечень документов, подтверждающих осуществление представительских расходов, поименного списка представителей организаций - участников переговоров и программы проведения деловой встречи.

В силу п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Таким образом, первичные документы, подтверждающие произведенные представительские расходы, должны содержать все перечисленные выше необходимые реквизиты.

При отсутствии подтверждающих документов либо при отсутствии в имеющихся документах каких-либо обязательных реквизитов налоговые органы, скорее всего, будут настаивать на невозможности учета соответствующих расходов в целях налогообложения прибыли (см. Письмо УФНС по г. Москве от 23.12.2005 N 20-12/95338).

Расходы на проведение официального приема, буфетное обслуживание

Представительские мероприятия могут проводиться как на территории самой организации, так и в каком-нибудь ином месте, например в кафе, ресторане, клубе и т.п.

При проведении мероприятия на территории организации в состав представительских расходов могут быть включены не только расходы на приобретение продуктов питания, но и расходы на приобретение одноразовой посуды (Письмо УФНС по г. Москве от 06.10.2006 N 2012/89121.2), бумажных салфеток, скатертей и т.п.

Как правило, все это закупается подотчетными лицами за наличный расчет. Поэтому для документального подтверждения таких расходов в организации обязательно должны быть авансовые отчеты с приложенными к ним кассовыми и товарными чеками.

Если мероприятие проводится на стороне (например, в ресторане), то документальным подтверждением расходов будет служить счет и кассовый чек.

А вот включение в состав представительских расходов затрат на аренду ресторана может привести к спору с налоговым органом, поскольку налоговики, как правило, настаивают на том, что перечень представительских расходов, приведенный в п. 2 ст. 264 НК РФ, является закрытым. Расходы, которые в нем не поименованы, не могут быть учтены в целях налогообложения.

Судьи, как правило, не поддерживают такой "узкий" подход налоговых органов. Так, например, ФАС Московского округа согласился с тем, что расходы на аренду ресторана для проведения официального приема могут быть отнесены к представительским расходам на основании п. 2 ст. 264 НК РФ (Постановление от 12.09.2005 N КА-А40/8426-05).

Однако следует отличать представительские расходы от расходов на организацию развлечений и отдыха.

Вот реальная ситуация. Организация для проведения официальных переговоров арендовала банкетный зал. В данном банкетном зале находились боулинговые дорожки. Организация не использовала боулинговые дорожки, однако оплатила их аренду, так как одним из условий аренды данного банкетного зала являлась аренда боулинговых дорожек.

По мнению ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 27.10.2005 N А56-3124/2005), расходы по аренде боулинговых дорожек относятся к расходам на организацию развлечений и отдыха и, соответственно, не могут быть отнесены к представительским расходам.

Расходы на алкоголь

Отдельного внимания заслуживает вопрос относительно возможности отнесения к представительским расходам затрат на приобретение спиртных напитков, потребляемых при проведении официального приема.

В течение ряда лет налоговые органы однозначно утверждали, что подобные затраты не относятся к представительским расходам, поскольку они не поименованы в п.

2 ст. 264 НК РФ.

Однако в последнее время, в том числе под влиянием сложившейся арбитражной практики, позиция контролирующих ведомств изменилась.

Минфин России в Письме от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136 разъяснил, что расходы организации на алкогольную продукцию при проведении официального приема могут включаться в представительские расходы, если они соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ.

Арбитражные суды при возникновении споров относительно возможности отнесения к представительским расходам расходов на приобретение алкогольной продукции для проведения официального приема также поддерживают налогоплательщиков (Постановления ФАС

Поволжского округа от 01.02.2005 N А57-1209/04-16, ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2005

N А56-24907/04).

Расходы на проезд и проживание участников мероприятия

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы организации на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.

Актуальным для многих организаций является вопрос о возможности отнесения к представительским расходам расходов на оплату проживания (гостиничных услуг) представителей сторонних организаций, прибывших для участия в официальных мероприятиях.

Налоговые органы при ответе на этот вопрос пользуются своим стандартным аргументом. Данные расходы не поименованы в п. 2 ст. 264 НК РФ, поэтому не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль (см. Письма Минфина России от 16.04.2007 N 03-03-06/1/235, ФНС России от 18.04.2007 N 04-1-02/306@, УФНС по г. Москве от 12.04.2007 N 20-12/034115).

Однако арбитражные суды при возникновении споров по данному вопросу, как правило, придерживаются противоположного мнения.

Так, например, ФАС Западно-Сибирского округа пришел к выводу, что "понятие "обслуживание" в смысле п. 2 ст. 264 НК РФ имеет широкий спектр, куда в соответствии с положениями ст. 11 НК РФ можно отнести в том числе и обеспечение жильем как нормальное существование человека, прибывшего из другого населенного пункта" (Постановление от 01.03.2007 N Ф04-9370/2006(30552-А81-27)).

Суды других округов также приходят к выводу, что содержание ст. 264 НК РФ позволяет организациям учитывать в составе представительских расходов расходы на гостиничное обслуживание представителей других организаций, участвующих в официальных мероприятиях (Постановления ФАС Московского округа от 23.12.2004 N КА-А40/12097-04, ФАС Северо-Западного округа от 17.05.2004 N А56-21571/03).

Пунктом 2 ст. 264 НК РФ установлено, что к представительским расходам относится транспортное обеспечение доставки официальных лиц, участвующих в переговорах, к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно.

По мнению налоговых органов, под действие этого пункта не подпадает оплата стоимости проезда участников переговоров из других городов или стран в город, в котором состоится официальное мероприятие (см. Письмо УФНС по г. Москве от 14.07.2006 N 28-11/62271).

По мнению налоговых органов, на основании данной нормы к представительским расходам относится лишь оплата проезда прибывших приглашенных лиц к месту проведения официального мероприятия, например от места нахождения принимающей организации или от гостиницы.

Таким образом, включение в состав представительских расходов затрат на оплату проезда участников из других городов (стран) в город проведения представительского мероприятия приведет к спору с налоговым органом. При этом анализ судебной практики показывает, что судьи в этом вопросе налоговиков не поддерживают (Постановление ФАС Поволжского округа от 31.08.2006 N А65-18519/2005-СА2-22).

Имейте в виду. Если ваша организация все же берет на себя расходы по оплате проезда и проживания представителей других организаций, приехавших на переговоры, проблема может возникнуть не только с учетом этих расходов для целей налогообложения прибыли.

Налоговые органы расценивают оплату таких расходов как выплаты в пользу физических лиц. Соответственно, они настаивают на том, что стоимость проезда и проживания должна быть включена в доход соответствующих физических лиц, который облагается НДФЛ в общеустановленном порядке (Письма ФНС России от 18.04.2007 N 04-1-02/306@, УФНС по г. Москве от 14.07.2006 N 28-11/62271).

Цветы и подарки

Обычная ситуация, когда партнерам, приехавшим на переговоры, дарятся какие-то подарки -цветы, письменные принадлежности, коробки конфет и т.п. Цветами можно украсить помещение для переговоров.

Налоговики в целом возражают против учета таких затрат в целях налогообложения прибыли. Так, например, в Письме Минфина России от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136 указано, что затраты на приобретение сувениров для деловых партнеров не могут быть учтены в целях налогообложения в составе представительских расходов.

В то же время представители Минфина России допускают возможность учета в составе представительских расходов стоимости сувенирной продукции с символикой организации,

вручаемой во время официального приема в соответствии с обычаем делового оборота представителям организаций-контрагентов (Письмо от 16.08.2004 N 02-5-10/51).

Соответственно, доказывать правомерность включения таких затрат в состав представительских расходов, скорее всего, придется в суде. А судебная практика по этому вопросу на сегодняшний день неоднозначна.

В одних случаях суды считают, что данные расходы подлежат включению в состав представительских расходов (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.05.2006 N Ф04-2610/2006(22165-А46-40), Поволжского округа от 01.02.2005 N А57-1209/04-16).

Однако в других случаях судьи занимают такую позицию: состав представительских расходов действительно неограничен, однако налогоплательщик обязан доказать экономическую обоснованность расходов на приобретение цветов, и в том случае, если он этого сделать не сможет, данные расходы нельзя отнести к представительским (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.03.2006 N А29-1822/2005а).

Прочие расходы

Довольно часто возникают ситуации, когда сложно определить, относятся расходы на определенные мероприятия к представительским расходам или нет.

Например, официальные мероприятия - деловые переговоры проводятся в течение нескольких дней. Организация оплачивает завтраки, обеды и ужины, которые не носят официального характера, представителей сторонних организаций.

Минфин России в своем Письме от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/157 разъяснил, что расходы на завтраки, обеды и ужины, не носящие официального характера, должны оплачиваться представителями делегаций, прибывших на переговоры, за счет суточных, выплачиваемых при командировании сотрудников, либо за счет собственных средств.

Еще один спорный вопрос. Пунктом 2 ст. 264 НК РФ установлено, что к представительским расходам относятся расходы на прием и обслуживание:

Представителей других организаций, участвующих в переговорах;

Участников, прибывших на заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа.

Однако на практике организации часто осуществляют расходы по приему иных лиц, например членов ревизионной комиссии.

Вправе ли организация отнести расходы по приему и обслуживанию таких лиц к представительским?

Налоговые органы дают отрицательный ответ. В первую очередь они ссылаются на п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно на то, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. А в рассматриваемой ситуации связи с деятельностью, направленной на получение дохода, нет.

Кроме того, члены ревизионной комиссии не относятся к руководящему органу.

Нужно также учитывать, что позиция налоговых органов состоит в том, что перечень представительских расходов, приведенный в п. 2 ст. 264 НК РФ, является исчерпывающим, соответственно, все, что в нем не названо, к представительским расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли, не относится.

В частности, по мнению налоговых органов, не относятся к представительским расходам:

Затраты на оформление виз для иностранных партнеров (Письмо УМНС по г. Москве от 13.02.2002 N 26-12/6751);

Затраты по оформлению помещений для проведения официального приема (Письмо УМНС по г. Москве от 22.01.2004 N 26-08/4777);

Затраты на оплату аренды помещения, в котором проводится официальный прием (Письмо Минфина России от 12.03.2003 N 04-02-03/29);

Расходы по проведению неофициальной встречи (в кафе) с потенциальными партнерами (поставщиками), организованной сотрудником организации, находящимся в командировке в городе проживания указанных партнеров (Письмо УФНС по г. Москве от 16.05.2006 N 20-12/41851);

Затраты по приему и обслуживанию клиентов - физических лиц (Письмо Минфина России от 24.11.2005 N 03-03-04/2/119).

Однако такая позиция налоговых органов успешно оспаривается налогоплательщиками в судах.

Суды, как правило, соглашаются с тем, что перечень представительских расходов не является закрытым, а при разрешении вопроса об отнесении расходов к представительским, прежде всего, следует исходить из их экономической оправданности (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.03.2006 N А29-1822/2005а).

НДФЛ и ЕСН

Проводя официальное мероприятие, организация осуществляет представительские расходы, в частности, по транспортному обслуживанию приглашенных лиц, производит оплату питания и др.

В связи с этим встает вопрос: является ли это доходом приглашенных лиц, полученным в натуральной форме, и подлежит ли он обложению НДФЛ?

Налоговые органы в ответах на частные вопросы разъясняют, что в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Суммы представительских расходов, которые организация производит в пределах норм, установленных законодательством (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ), относятся к компенсационным выплатам, связанным с выполнением трудовых обязанностей, и не подлежат включению в налогооблагаемый доход физических лиц согласно п. 3 ст. 217 НК РФ.

В отдельных случаях этот вывод поддерживают и арбитражные суды (Постановления ФАС Поволжского округа от 16.03.2006 N А72-5629/05-6/435, А72-5959/05-6/450, Уральского округа от 16.05.2006 N Ф09-2876/06-С2).

Однако, по нашему мнению, подход здесь должен быть совсем иной. Представительские расходы по своей сути являются расходами организации (в интересах организации) и поэтому не могут быть признаны выплатами в пользу физических лиц, независимо от того, произведены они в пределах норм, установленных п. 2 ст. 264 НК РФ, или превышают установленный предел.

Отметим, что эта логика находит понимание у судей (Постановления ФАС Центрального округа от 18.08.2004 N А64-1002/04-13, Поволжского округа от 10.04.2007 N А72-7503/06-7/283 и от 24.11.2005 N А65-3726/2005-СА1-37).

В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Представительские расходы не являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам и включаемыми в фонд оплаты труда, а являются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией продукции, и поэтому объектом обложения ЕСН не являются (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 22.12.2006 N 21-11/113019@).

Этот вывод в полной мере подтверждается арбитражной практикой (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.04.2006 N Ф08-1641/2006-682А).

  • Учет прочих производственных расходов и расходов на продажу
  • Учет расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов и платежей
  • КАКИЕ РАСХОДЫ ОТНОСЯТСЯ К ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫМ РАСХОДАМ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ?
  • Многоквартирный дом – это не только место жительства людей, но и место, где они вступают в массу взаимоотношений между собой. Эти правоотношения связаны с обеспечением жилья необходимыми ресурсами, управлением подъездами и дворовыми участками, уборкой территории и т.д. Для нормального осуществления этих задач, жильцы имеют право объединяться в товарищества, более известные в народе, как ТСЖ. Эта организация имеет свою структуру: правление и председателя. Но, чтобы их деятельность не была бесконтрольной, законодатель предусмотрел возможность создания ревизионной комиссии, для проверки деятельности ТСЖ.

    Ревизионная комиссия и ее правовой статус

    Институт проверок деятельности управляющих лиц ТСЖ представляет собой гарантию прав собственников жилья в соответствующем многоквартирном доме, а также его жильцов. По закону, ни одно товарищество не вправе вести деятельность, а точнее существовать без учреждения указанной комиссии.

    Ревизионная комиссия ТСЖ не признается органом власти и подчиняется только общему собранию членов товарищества. Она состоит из членов ТСЖ – владельцев жилья и жильцов дома.

    Ответственный ревизор избирается общим собранием жильцов.

    Кто может быть ревизором в ТСЖ? Основные требования к членам – это совершеннолетие и дееспособность. К тому же нельзя избирать членами указанной комиссии лиц, что уже исполняют иные обязанности в ТСЖ, а также его председателя.

    Основными целями от организации и деятельности указанной комиссии являются:

    Уставом в перечень обязанностей комиссии возможно включение и иных пунктов, не противоречащих законодательству.

    Таким образом, работа ревизионной организации имеет важное значение в жизни товарищества. Поэтому в качестве ревизоров лучше всего выбрать активных членов товарищества, которые могут проявить ответственность и не постесняются на постоянной основе давить на председателя.

    Полномочия ревизионной комиссии

    Для осуществления целей и задач комиссии, закрепленных в законе и НПА товарищества, ей предоставлен широкий спектр правомочий.

    Итак, к компетенции ревизоров относятся:

    • регулярные, очередные и внеочередные ревизии деятельности управляющих лиц товарищества;
    • разработка проекта периодического бюджета товарищества;
    • ведение отчетов.

    Как уже говорилось, жильцы сами правомочны определять компетенции ревизоров. Самое главное, чтобы члены проверяющей организации не могли злоупотреблять предоставленными возможностями. Расширенные полномочия ревизионной комиссии необходимо устанавливать, проконсультировавшись с юристом.

    Периодичность и основания для внеочередных проверок определяется общим собранием и оформляются как отдельный документ или часть в уставе товарищества.

    Также принятое решение об утверждении состава комиссии должен содержат и протокол собрания. Таким же образом определяется и устанавливается бюджет.

    По итогам отчетного периода или согласно результатам внеочередной проверки члены ревизионной организации обязаны предоставить жильцам и иным участникам товарищества отчет, в которым отражены все основные моменты, касающиеся бюджета и качества работы ТСЖ.

    Положение о ревизионной комиссии

    Когда перечень правомочий и порядок ведения работы не отражается в уставе, они оформляются как отдельное положение о ревизионной комиссии. Очень важно грамотно составить его, ведь при наличии или отсутствии той или иной информации, члены проверяющей структуры могут получить возможности злоупотребить своим положением.

    Так, положение должно содержать:

    1. Порядок избрания комиссии, срок ее полномочий, состав.
    2. Функции и основные задачи.
    3. Полномочия и обязанности.
    4. Порядок ведения деятельности.
    5. Поводы к проведению ревизий.
    6. Порядок ведения документации.
    7. Порядок предоставления отчетов.
    8. Правила обеспечения сохранности документов.
    9. Условия и порядок роспуска комиссии.

    В заключительной части данного положения необходимо включить правила, основания и порядок внесения тех или иных изменений.

    Члены комиссии

    Кто может быть членом ревизионной комиссии? Как уже говорилось, членом проверяющего органа может являться житель дома и собственники квартир. Однако помимо их, в качестве членов возможно привлечение специалистов со стороны. Такая возможность представлена для обеспечения профессиональной оценки работы ТСЖ.

    Привлеченные специалисты имеют право получить вознаграждение за свои труды. Оплата их труда осуществляется за счет товарищества, что должно быть указано в бюджете. Вознаграждение ревизионной комиссии ТСЖ должно оформляться отдельной сметной документацией.

    Если среди жильцов есть профессиональные бухгалтера, налоговики и юристы, стоит их привлечь. Если таких нет, то лучше всего обратиться к аудиторской компании при проведении проверок. Это, разумеется, расходы для товарищества. Но это объективная необходимость, позволяющая избежать споров бытового характера между управляющими лицами и членами товарищества собственников жилья.

    Права и обязанности

    Ревизионная комиссия вправе:

    • требовать документацию деятельности ТСЖ;
    • принимать от управляющих лиц объяснительных;
    • привлекать специалистов;
    • созвать собрание жителей в чрезвычайных ситуациях;
    • обратиться в надзорные органы;
    • требовать надзорные органы привлечь виновных лиц к ответственности.

    При этом члены комиссии могут в любое время потребовать предоставления необходимой бухгалтерской документации и текущих договоров. Отказ в предоставлении информации будет правомочен в случаях необходимости сокрытия государственной тайны.

    К обязанностям ревизоров относятся:

    • осуществлять проверки в определенные сроки и по запросу жильцов;
    • своевременно предоставлять отчеты по итогам своей работы.

    Ревизия деятельности ТСЖ должна осуществляться в течении 30 суток с момента принятия соответствующего решения, а также с момента истечения времени, по окончанию которого должна быть осуществлена очередная проверка.

    В целом права и обязанности проверяющего органа подлежат расширению по усмотрению общего собрания жителей. Однако отнесение вопросов, являющихся частью компетенции ТСЖ, к полномочиям ревизоров не допустимо.

    Порядок проведения ревизии

    Итак, как проверить ТСЖ? Это устанавливается в положении о деятельности комиссии.

    Однако законодатель выдвигает определенные требования по предмету проведения работы ревизора, к которым относятся:

    1. Проверка исполнения бюджета ТСЖ.
    2. Правильное оформление и ведение сметной документации.
    3. Проверка открытости деятельности ТСЖ.
    4. Факт соответствия сметной и иной документации действительности.

    Общее собрание жильцов вправе возложить на проверяющую организацию осуществление наблюдения и по иным предметам работы ТСЖ.

    Порядок осуществления проверки следующий:

    1. Запрос необходимых документов о работе ТСЖ.
    2. Анализ указанной документации с привлечением специалистов.
    3. Изучение вопроса коммунальных услуг, их точности.
    4. Проверка банковского счета товарищества.

    Проверку необходимо проводить именно в этом порядке, чтобы получить наиболее правильный анализ деятельности ТСЖ. В конце проводиться заседание, по которому необходимо везти протокол. Для проведения проверки основание иметь не обязательно.

    По итогам ревизии составляется акт. Результаты проверки на факт целесообразности расходов ТСЖ не могут быть утверждены без предоставления их общему собранию.

    Акт проверки

    Акт проверки может быть двух видов:

    • акт текущей проверки;
    • акт ежегодной проверки.

    В акте текущей проверки могут быть указаны нарушения, выявленные в ходе проведения очередной или внеочередной ревизии. При этом больше внимания необходимо уделить описанию конкретных нарушений.

    А вот акт по итогам годовой проверки должен быть более объемным и содержать следующее:

    1. Полный состав комиссии, в том числе привлеченные специалисты.
    2. Даты проведенных в течении года проверок, а также дата ежегодной проверки.
    3. Данные действующего председателя и членов правления.
    4. Полный перечень проведенных в течении года проверок и их предметная направленность.
    5. Полный перечень обнаруженных в течении года и по его итогам нарушений.
    6. Список мер, принятых по факту каждого нарушения.
    7. Полный отчет о расходе средств товарищества за весь год.
    8. Подписи членов комиссии.

    Образец акта можно скачать бесплатно . ↵

    Помимо акта по итогам года, проверяющий орган ТСЖ должен предоставить жителям, подробный (качайте по ссылке), который должен содержать следующую информацию:

    1. Отчетный период.
    2. Ответственные лица.
    3. Проведенные заседания.
    4. Расходные сметы жителей.
    5. Источники средств.
    6. Цели расходования средств.
    7. Обнаруженные нарушения.
    8. Итоговые выводы и заключение.

    В общем все примерно так, как и продемонстрировано в примере.

    И акты проверок и отчетная документация о деятельности ревизионной комиссии в любой момент по требованию жильцов должны быть им предоставлены для ознакомления. Также жильцы вправе требовать протокол заседания по каждому случаю.

    Деятельность ревизоров в ТСЖ имеет огромное значение и помогает преждевременно выявить и устранить нарушения и виновных в них лиц. Позволяет не допустить кризиса ТСЖ, как в плане финансовом, так и в плане обеспечения нормального функционирования этой организации.

    г. Москва "___" ____________ 20__ года.

    Отчет ревизионной комиссии
    Открытого акционерного общества
    «Научно-исследовательский фотоинститут»
    за 2010 год

    Ревизионная комиссия открытого акционерного общества «Научно-исследовательский фотоинститут» (далее - ОАО «НАИФ»), избранная Общим собранием акционеров (распоряжение Росимущества от 13 июня 2010 г. № 1518-р), руководствуясь полномочиями, определенными Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 206-ФЗ «Об акционерных обществах», Уставом Общества провела ревизию финансово-хозяйственной деятельности Общества за 2010 год выборочным методом на основании представленных Обществом документов.

    ОАО «НАИФ» создано в соответствии с распоряжением Территориального управления по городу Москве от 30.11.2007 № 1777 «Об условиях приватизации ФГУП «Научно-исследовательский фотоинститут», является правопреемником ФГУП «НАИФ».

    Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 21.03.2006, ... ОГРН 109732463898367.

    Передаточным актом от 28.05.2007 «Подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «НАИФ», согласованного ТУ Росимущества по городу Москве 30.11.2007, имущественный комплекс, находившийся на праве хозяйственного ведения у ФГУП «НАИФ», был передан в собственность Общества.

    В соответствии с Передаточным актом, Обществу переданы на праве собственности нежилые строения №№ 1,2 (часть), 4 (часть), 6, расположенное по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д.47.

    По состоянию на 21.10.2009 право собственности зарегистрировано только на недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Москва, Фортовский пр-т, д. 34, стр.1 (запись регистрации «77-77-11/011/2007-04501 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.10.2009»). На остальные объекты права собственности не зарегистрированы (по состоянию на 01.10.2009), что связано с допущенными техническими ошибками в документах при регистрации перехода права собственности от ФГУП «НАИФ» к ОАО «НАИФ».

    В результате Обществу было отказано в регистрации обыкновенных именных бездокументарных акций.

    В распоряжении ТУ Рпо г. Москве от 31.11.2007 № 1977 «Об условиях приватизации ФГУП «НАИФ», а также в Передаточном акте подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «НАИФ» от 30.11.2007, вопрос о передаче Обществу земельного участка, на котором расположены принадлежащие Обществу на праве собственности строения и сооружения не определен. На момент проведения проверки Общества ТУ Росимущества по городу Москве правовой статус земельного участка не определен.

    Регистрация права собственности на земельный участок не произведена, земельно-правовые отношения на участок не оформлены.
    В соответствии с письмом Главного управления охраны памятников г. Москвы от 17.05.2003 № 196-08/20148 здание, расположенное по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д.47, стр.1, включено в список вновь выявленных объектов охраны.

    Перечень объектов недвижимости, находящихся на балансе ОАО «НАИФ» по состоянию на 01.09.2008, в соответствии в соответствии с Актом проверки порядка использования недвижимого имущества, находящегося на балансе ОАО «НАИФ», утвержденного ТУ Росимущества 01.10.2009

    Согласно Акту представлена информация по 112 организациям, с которыми были заключены договоры аренды.

    В таблице указаны перечень предприятий-арендаторов и информация о договорах аренды, заключенных с ними.

    Договоры преимущественно были заключены на 2010 год и на срок менее года.

    Сдано в аренду сторонним организациям - 4712,11 кв.м, в том числе - профильным Обществу сторонним организациям - 3495,1 кв.м, непрофильным - 1257,7 кв.м.

    Сведения о среднем уровне арендной ставки в акте отсутствуют, нижняя граница составляет - 4419,0 руб. за кв.м (договор № 191/192-А от 30.11.2007), а верхняя граница - 30762 руб. кв.м (по единственному договору с такой ставкой с ОАО «Мобильные ТелеСистемы» № Д 0612182/414/6-060А от 01.06.08. (срок действия не указан, вероятно, договор, действующий в 2006, 2007 годах).

    По данным ТУ Росимущества в городе Москве основная масса договоров заключена по ставке - 7000,0 - 8500,0 тыс.руб. без НДС (о коммунальных расходах данные отсутствуют). В соответствии с представленными договорами арендная ставка включает НДС, стоимость коммунальных услуг, иногда включает эксплуатационные расходы (в Договоре 3301/212 от 12.02.2008 с...).

    В соответствии с Актом оценка стоимости ставки арендных платежей производилась в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности» от 29.07.1998 № 135-ФЗ ООО «Бюро независимых экспертиз «Паритет» и составляет от 6481 руб. за кв.м в год до 10 177 руб. кв.м. в год.

    и т.д...

    Полный текст отчета ревизионной комиссии в прикрепленном документе.