Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Федеральные стандарты для госсектора. Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "концессионные соглашения". События после отчетной даты

Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2018 года для госсектора должны применять все учреждения. С 1 января 2018 года начнут действовать пять стандартов. Расскажем, как повлияют новые федеральные стандарты на изменения в бюджетном учете с 2018 года, и как ввести в действие федстандарт по основным средствам.

Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2018 года

С 1 января 2018 года все учреждения должны начать применять пять новых федеральных стандартов учета, утвержденные приказами Минфина от 31.12.2016:

  1. (№ 256н).
  2. (№ 257н).
  3. (№ 258н).
  4. (№ 259н).
  5. (№ 260н).

Единый портал Федеральных стандартов учета госсектора

Эксперты Системы Госфинансы и разработчики стандартов учета совместно подготовили .

Чтобы получить подробные разъяснения, комментарии разработчиков и ответы на вопросы,

Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета

Новая программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета утверждена приказом Минфина России от 31.10.2017 № 170н. Она вступила в силу 11 декабря 2018 года.

Согласно новой программе разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета 24 стандарта постепенно введут в действие в 2019-2020 гг. В частности:

  1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки.
  2. События после отчетной даты.
  3. Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах.
  4. Отчет о движении денежных средств.
  5. Непроизведенные активы.
  6. Доходы и др.

Полезный материал в статье

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для госсектора с 2018 года

Переход на федеральные стандарты бухгалтерского бюджетного учета

С каждым из стандартов связаны изменения в бюджетном учете в 2018 году. Поэтому уже сейчас бухгалтерам предстоит разобраться в общих методологических правилах применения федеральных стандартов 2018, внести изменения в учетную политику и рабочий план счетов. Все методы учета, которые имеют несколько вариантов, опишите в вашей учетке. Выберите из них тот, который будете использовать на практике.

Федеральный стандарт Основные средства в 2018 году

Бюджетный учет основных средств в 2018 году изменится – учреждения будут учитывать ОС по-новому. Готовиться нужно уже сейчас, так как в январе придется не только перестраивать учет, но и составлять годовую отчетность.

Чтобы не начать финансовый год с аврала, до конца года:

  • проанализируйте все основные средства, которые учтены на балансе. Поскольку часть из них предстоит перевести на забаланс, а на балансе оставить только активы;
  • выберите малоценное имущество, которое можно объединить в один объект. Так вы упростите учет и избавитесь от многочисленных инвентарных карточек и номеров;
  • решите, какое имущество имеет смысл разделить на отдельные инвентарные объекты. Например, компьютеры. Это позволит более качественно контролировать имущество, да и списывать его станет проще.

Минфин России в письме от 30.11.2017 № 02-07-07/79257 довел методические указания, как внедрить стандарт в учет, а также все переходные положения СГС «Основные средства» по вопросам отражения недвижимости в бухучете.

Учтите, что изменится подход к оценке стоимости основных средств. Будет семь видов стоимости, по которой ОС отражают в учете. Два из них совершенно новые в бюджетном учете с 2018 года – это справедливая и переоцененная стоимость. Остальные пять знакомы бухгалтерам. Однако применять их придется по новым правилам.

Подробнее про Федеральный стандарт «Основные средства» читайте в .

Стандарт Аренда № 258н

Новыми федеральными стандартами 2018 года предусмотрен еще один отдельный порядок учета для арендованного имущества. Если учреждение берет или предоставляет во временное владение и пользование либо во временное пользование имущество, с 1 января 2018 года его нужно отразить по стандарту «Аренда». Такие сделки оформляют по договорам аренды, имущественного найма либо безвозмездного пользования. Чтобы верно отразить имущество в учете, сначала нужно определить, к какому виду относится аренда: к операционной (нефинансовой) или неоперационной (финансовой).

Федеральный стандарт не применяйте в 2018 году, если учреждению предоставляют:

  • в пользование участки недр для геологического изучения недр, разведки или добычи полезных ископаемых: нефти, природного газа, иных аналогичных невозобновляемых ресурсов;
  • временное владение и пользование или во временное пользование биологические активы;
  • временное пользование нематериальные активы: материальные носители с результатами интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Имущество, которое учреждение получило в пользование при неоперационной аренде, отражают в составе основных средств. Одновременно бухгалтерия признает в учете обязательство – кредиторскую задолженность по аренде на дату классификации объекта.

Стоимость, по которой имущество учитывают, складывается из арендной платы и затрат, связанных с ведением переговоров по заключению договора аренды. Это, например, расходы на агентское вознаграждение или оплату юридических услуг по ведению переговоров, при подготовке и заключении договора.

Новые стандарты бухучета с 2018 года обязаны применять все госучреждения. С начала года действуют 5 новых стандартов. В статье рассмотрим на что влияют новые стандарты бюджетного учета и как ввести из в действие.

Новые стандарты бюджетного учета с 2018 года

С начала 2018 года все госучреждения обязаны примерять новые стандарты, утвержденные Минфином от 31.12.2016 г. К ним относят:

  1. «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора» (256н);
  2. «Основные средства» (257н);
  3. «Аренда» (258н);
  4. «Обесценение активов» (259н);
  5. «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (260н).

Важно! Для получения подробных разъяснений и комментариев разработчиков экспертами Системы Госфинансы и разработчиками стандартов был подготовлен портал по Федеральным стандартам.

Программа разработки стандартов бюджетного учета

С 11 декабря 2017 года в силу вступила программа разработки федеральных стандартов бухучета (Приказ Минфина России №170н от 31.10.2017). Согласно данной программе в 2019 – 2020 годах в действие будут введены 24 стандарта бухучета, в том числе:

  1. «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».
  2. «События после отчетной даты».
  3. «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активов».
  4. «Отчет о движении денежных средств».
  5. «Непроизводственные активы».
  6. «Доходы» и т.д.

Порядок перехода на федеральные стандарты бюджетного учета

Стандарт «Основные средства»

С 2018 года изменился учет основных средств в бюджетных учреждениях. И если с января 2018 года учет необходимо уже перестроить по новому, то и готовиться к этому необходимо заранее. Кроме того, годовую отчетность составлять нужно уже по-новому. Для того, чтобы в начале года не возникало путаницы, заранее следует позаботиться о следующем:

  1. Провести анализ всех ОС, которые есть на балансе организации. Часть из этих ОС нужно будет перевести на забаланс, в балансе же останутся только активы.
  2. Отобрать малоценное имущество, которое может быть объединено в единый объект. Таким образом можно упростить учет, а также избавиться от большого количества номеров и инвентарных карточек.
  3. Определиться с тем, какое имущество поделить на обособленные инвентарные объекты. Так имущество можно контролировать наиболее тщательно, а также списание его станет намного проще (к примеру, компьютеры).

Методические указания по внедрению стандарта в учет Минфин дал в письме №02-07-07/79257 от 30.11.2017. Кроме того, в письме содержаться переходные положения «Основные средства», связанные с вопросами отражения в учете недвижимости.

Важно! С 2018 года изменился подход к оценке ОС. Всего выделено 7 видов стоимости, по которой ОС отражают в бухучете. Из них два вида являются для бюджетного учета абсолютно новыми: справедливая стоимость и переоценочная стоимость. Несмотря на то, что с остальными пятью бухгалтеры уже знакомы, применять их следует по новым правилам.

Что делать со старыми ОС

Порядок, по которому учреждения вели учет ОС, признанных таковыми и соответствующие критериям активов, до 2018 года с начала года не изменится. К этим ОС не применяются положения стандарта «Основные средства». Другими словами, не потребуется организовывать учет недвижимости по кадастровой стоимости для тех ОС, которые были учтены до 2018 года.

Однако, некоторые ОС могут не удовлетворять такому понятию, как «актив». Но методические указания на этот счет не дают никакого ответа. Под активом понимают имущество, в том числе наличные и безналичные денежные средства, которые принадлежат учреждению, а также находятся в пользовании, от которых ожидаются экономические выгоды. Те ОС, которые данному определению не соответствуют балансовому учету не подлежат.

Стандарт «Аренда» 258н

Отдельный порядок учета также предусмотрен и для арендованного имущества. Если организация предоставляет или берет сама во временное пользование (владение) имущество, то с начала 2018 года его необходимо отражать по стандарту «Аренда». Эти сделки оформляются договорами аренды, найма, а также безвозмездного пользования. Для того, чтобы имущество в учете было отражено верно, необходимо первоначально определить к какому виду отнести аренду. Она может относиться к операционной (нефинансовой), либо к неоперационной (финансовой). В определенных ситуациях федеральный стандарт с 2018 года применять не нужно, например, если организации предоставляются:

  • участки недр в пользование с целью геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых или разведки (например, природного газа, нефти, а также иных невозобновляемых ресурсов);
  • биологические активы во временное владение или пользование;
  • нематериальные активы во временное пользование.

Важно! Если учреждение получает в пользование имущество при неоперационной аренде, то оно отражается в составе ОС. Вместе с этим в бухучете признается обязательство – кредиторская задолженность по аренде.

Имущество учитывается по стоимости, которая складывается из арендной платы, а также затрат, которые связаны с заключением договора аренды, включая и переговоры. К ним можно отнести затраты на агентское вознаграждение, либо оплату юруслуг по переговорам и заключению контракта.

Инструкции 157н и 174н содержать правки, внесенные по новым стандартам. Организациям потребуется внести правки в свою учетную политику.

Новые стандарты отчетности

В соответствии с новыми стандартами бюджетного учета также введен и новые порядок предоставления бухгалтерской отчетности для учреждений. Определенные показатели теперь в обязательном порядке должны быть обнародованы.

Стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора» (256н) применяется для отчетности за 2018 год. Данным стандартом были введены новые термины: контроль над активом, экономическая выгода, справедливая стоимость, полезный потенциал, стоимость замены актива и т.д. Он также показывает новые принципы и методы учета, а также требования к инвентаризации и пр.

Порядок действий бюджетной организации

  1. Составление по новым правилам учетной политики. Способ ведения бухгалтерского учета организация определяет самостоятельно (за исключением филиалов и дочерних компаний).
  2. Утвердить новый план счетов. Старый план счетов уже использовать не получится, так как в соответствии с приказом 157н были скорректированы названия определенных действующих счетов, а также появились новые. Например, в 2018 году появился счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию». Также теперь действует новый порядок учета ошибок прошлого периода. Это необходимо отразить в учетной политике, а также установить субконто к тем счетам, по которым были сделаны ошибки.

2018 год привнёс новые изменения в учёте и будет активным. Главным бухгалтерам нужно быть внимательными ко всем тонкостям перехода на новые стандарты. Следует обратить особое внимание на корректность ведения учёта в информационной базе и привести все дела в порядок. В противном случае ошибки и неточности чреваты штрафами и проверками.

В апреле 2015 года Минфин России утвердил программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора (Приказ от 10.04.2015 № 64н).

По программе с 1 января 2018 года должны действовать десять стандартов. Однако вступление в силу трёх из них планировалось перенести с 2018 на 2020 год: Минфин России подготовил проект приказа о внесении в программу соответствующих изменений.

31 октября 2017 года Минфин России издал Приказ № 170н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора на 2017-2019 гг. и о признании утратившими силу приказов Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″ и 25.11.2016 № 218н «О внесении изменения в приказ Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″».

Стандарты вступают в силу поэтапно с 1 января 2018 года. Окончательный переход к применению запланирован на 2020 год. Параллельно будут вноситься изменения в действующие инструкции по ведению учёта и составлению отчётности, формы первичных учётных документов и регистров.

В настоящее время утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России пять стандартов:

  • «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчетности организаций государственного сектора» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н);
  • «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н);
  • «Аренда» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н);
  • «Обесценение активов» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 259н);
  • «Представление бухгалтерской (финансовой) отчётности» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н).

Проекты других стандартов размещены на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учёт и бухгалтерская (финансовая) отчётность государственного сектора», подразделе «Стандарты финансовой отчётности для государственного сектора».

Как было отмечено, изменения в учёте будут вводиться постепенно, в период с 2018 по 2020 год. Всего ожидается 29 новых стандартов . Нововведения влекут за собой ряд существенных изменений. Их цель ‒ повысить эффективность работы госучреждений.

Название стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора» говорит само за себя. Это базовый документ, который определяет единые требования к ведению бухгалтерского учёта и составлению отчётности в организациях госсектора:

  • основные правила (способы) ведения бухгалтерского учёта;
  • объекты бухгалтерского учёта, общие правила их признания (прекращения признания), оценку (денежное измерение) и методы оценки;
  • общие правила формирования сведений, раскрываемых в бухгалтерской (финансовой) отчётности, их качественные характеристики;
  • основные принципы (допущения) подготовки отчётности;
  • основные требования к инвентаризации активов и обязательств.

Организации госсектора должны применять стандарт при ведении бухгалтерского (бюджетного) учёта с 1 января 2018 года. Для составления отчётности положениями стандарта необходимо руководствоваться начиная с отчётности 2018 года. Отчётность за 2017 год представляется по старым правилам.

Положения стандарта применяются одновременно с другими утверждёнными стандартами, а также нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского (бюджетного) учёта и составления отчётности.

Чтобы понять суть грядущих изменений, изучение стандартов необходимо начать именно с концептуальных основ. Проанализируем положения документа. В чём заключаются принципиально новые подходы к формированию данных?

Глобальные изменения

Объекты учёта

Основные нововведения касаются объектов учёта. В стандарте впервые даны определения актива, обязательства, чистых активов, дохода, расхода.

Актив - это имущество (включая наличные и безналичные денежные средства), которое отвечает следующим условиям:

В определении актива используется ряд новых терминов. Полезный потенциал - это пригодность актива для использования в деятельности учреждения, обмена, погашения принятых обязательств. Использование имущества не обязательно должно сопровождаться поступлением денежных средств. Достаточно того, что оно служит для выполнения учреждением своих функций и достижения целей. Таким образом, актив характеризуется определёнными потребительскими свойствами.

Будущими экономическими выгодами признаются поступления денежных средств (их эквивалентов) в результате использования актива, например, арендные платежи.

О контроле над активом можно говорить, если учреждение вправе использовать актив (в том числе временно) для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод и может исключить или регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам. В целях учёта предполагается, что учреждение контролирует имущество, которое за ним закрепил собственник (учредитель).

Обязательство - это задолженность, погашение которой приведёт к выбытию активов, заключающих полезный потенциал или экономические выгоды. Обязательства принимаются к бухгалтерскому учёту, если они возникли в силу закона, иного нормативного правового акта, муниципального акта или договора (контракта, соглашения).

Разница между активами и обязательствами на определённую дату показывает величину чистых активов. Имущество, которым учреждение не отвечает по своим обязательствам, в расчеёт чистых активов не включается. Чистые активы могут принимать как положительное, так и отрицательное значение.

Доход - это увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчётный период (кроме поступлений, связанных с вкладами собственника, учредителя). Вкладом собственника (учредителя) является имущество, которое он передал учреждению (кроме денежных средств и их эквивалентов).

Расход - это снижение полезного потенциала активов и (или) уменьшение экономических выгод за отчётный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств.

Исключение составляет изъятие имущества собственником (учредителем), за исключением денежных средств и их эквивалентов.

Разница между доходами и расходами представляет собой финансовый результат за отчётный период.

Доходы бюджетов учитывают администраторы, расходы - главные распорядители (распорядители) и получатели бюджетных средств.

Таким образом, при ведении отчётности за 2017 год на балансе могут числиться только активы. Но к 2018 году бухгалтерии учреждения необходимо разобрать разделение имущества на актив и не актив (рис. 2). То же самое должно произойти с дебиторской задолженностью, её нужно списать и убрать с баланса.

Признание объектов учёта

Объект принимается к бухгалтерскому учёту и (или) отражается в отчётности при одновременном соблюдении трёх условий:

Если стоимость объекта нельзя оценить, в бухгалтерском учёте он не признаётся, однако информация о нём раскрывается в пояснительной записке к отчётности.

Объект выбывает с балансового учёта на дату, когда хотя бы одно из перечисленных условий перестало соблюдаться.

Если доходы признаются в течение нескольких отчётных периодов, расходы, которые соответствуют этим доходам, должны быть распределены между теми же отчётными периодами.

Оценка объектов учёта

В стандарте введено новое понятие «справедливая стоимость». Она соответствует цене, по которой право собственности на актив переходит между независимыми сторонами сделки. Объекты учёта, которые необходимо оценивать по справедливой стоимости, и случаи её применения будут устанавливаться в стандартах, посвящённых этим объектам.

Справедливую стоимость активов и обязательств можно определить двумя основными методами:

В качестве примера стоимости восстановления (воспроизводства) актива приведена стоимость восстановления здания в случае его разрушения. Стоимость замены актива рассчитывается на основе рыночной цены покупки аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком его полезного использования. Например, стоимость замены разрушенного здания иным зданием с сопоставимым сроком полезного использования.

Формирование данных для отчётности

В стандарте впервые сформулированы характеристики, которым должна отвечать информация в отчётности:

В стандарте впервые закреплён принцип приоритета содержания над формой. Он означает, что информация об объектах бухгалтерского учёта, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с их экономической сущностью, а не только их правовой формой.

Юридическое и экономическое содержание фактов хозяйственной жизни может различаться или даже противоречить друг другу. Например, если говорить об имуществе, то с юридической точки зрения важен объём прав на это имущество: находится оно в учреждении на праве оперативного управления или взято в аренду, получено в безвозмездное пользование, на хранение, на комиссию.

С экономической точки зрения для признания имущества активом важны не права на него, а его полезный потенциал, способность приносить экономические выгоды и возможность контролировать объект.

Имущество может использоваться в деятельности учреждения для достижения его уставных целей, но не принадлежать на праве оперативного управления, а находиться в аренде. Возможна и обратная ситуация: имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления и числится на балансе, но непригодно к эксплуатации.

В настоящее время на балансе учреждения отражается только имущество, которое закреплено на праве оперативного управления. Имущество, полученное в возмездное или безвозмездное пользование, показывается на забалансовых счетах. Однако с 2018 года принцип представления информации в учёте и отчётности кардинально меняется. Определяющей становится не юридическая, а экономическая трактовка фактов хозяйственной жизни. Тем самым методология учёта сближается с подходами, принятыми в международных стандартах финансовой отчётности.

Применительно к операциям с имуществом это означает, что право пользования арендованными основными средствами будет отражаться пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учёта . Это закреплено и в федеральном стандарте «Аренда», который также вступает в силу с 1 января 2018 года.

К чему должны подготовиться сотрудники учреждений госсектора?

В первую очередь, нужно быть готовыми к тому, что будут вводиться новые счета и субсчета в единый план счетов, а также процесс заполнения документов немного изменится. Для этого необходимо с 2018 года загрузить новый ОКОФ и обновить редакцию.

Изменение в субсчетах единого плана счетов:

101.х3 «Инвестиционная недвижимость».

101.х7 «Биологические ресурсы».

В амортизации счёта 104 субсчета меняются аналогично!

НМА счёт 102 теперь будет подразделяться по видам:

102.х1 «Программное обеспечение и базы данных».

102.х2 «Оригиналы произведений».

102.х3 «Результаты НИР».

102.х9 «Прочие НМА».

А также добавляются счета:

111.00 «Права пользования имуществом».

114.00 «Обесценение активов».

Счёт 401.00 (Финансовый результат) добавляется:

401.11 «Доходы текущего финансового года».

401.18 «Доходы прошлых лет».

401.19 «Результат исправления ошибок по доходам».

Счёт 401.20 (Расходы текущего финансового года):

401.21 «Расходы текущего финансового года».

401.27 «Результат от оценки резервов».

401.28 «Расходы прошлых лет».

401.29 «Результат исправления ошибок по расходам».

Расширяется 120 (Доходы от собственности) КОСГУ, теперь он содержит перечень:

121 «Доходы от операционной аренды».

122 «Доходы от финансовой аренды».

123 «Природоресурсные (рентные) платежи».

124 «Проценты по депозитам».

125 «Проценты по заимствованиям».

126 «Проценты по иным финансовым инструментам».

127 «Дивиденды от объектов инвестирования».

128 «Доля в прибыли (убытке) объектов инвестирования».

129 «Доходы от участия в иных организациях».

12Т «Доходы от простого товарищества».

12К «Доходы от концессионной платы».
При начислении амортизации специалистам нужно быть внимательными, так как в связи с изменениями в учёте в 2018 году появятся ещё два подраздела начисления амортизации (рис. 7).

Стоит быть внимательными, так как только для БГУ используются два новых метода (метод уменьшаемого остатка и метод пропорционально объёму продукции). Доначисление амортизации, а также списание на забалансовые счета объектов ОС пока что не требуется.
Что касается инвентарных объектов, то единицей учёта, как известно, является инвентарный объект. К объекту ОС инвентарного объекта относятся всё то, что было ранее, и добавляется ещё один пункт «Комплекс объектов ОС» . Это разнородные объекты, срок использования которых одинаков, а стоимость не является существенной. А в структурной части объекта ОС можно самостоятельно определить период поступления экономических выгод.
В связи с изменениями в учёте в 2018 году на весь комплекс нужно будет открывать только одну отдельную инвентарную карточку (0504031) при разнородных объектах ОС. Например, кабинет в государственном учреждении, в котором находятся стулья, столы, компьютеры. Все ОС будут учитываться как один инвентарный объект, в учёте для которого заводится одна инвентарная карточка.
Учёт доходов от аренды у арендодателя переходит на счёт 401.40 (Доходы будущих периодов), а счёт учёта прав пользования арендованным имуществом числится на счёте 111.00 (Права пользования имуществом) (рис. 8).

В заключение ещё раз отметим, что в статье рассмотрена лишь часть изменений, которые введены федеральными стандартами для организаций государственного сектора.

Утверждённые Минфином России федеральные стандарты, согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», являются одним из основных документов, регулирующих бухгалтерский учёт.

Вслед за федеральными должны быть утверждены отраслевые стандарты, а также рекомендации по их применению.

Письмо Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 «Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора ″Основные средства″»;

Письмо Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 «Методические указания по применению федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора "Аренда"».

Следовательно, несмотря на то, что с 1 января 2018 года федеральные стандарты вступят в силу, правильное и единообразное их применение не может быть обеспечено без утверждённых отраслевых стандартов и соответствующих рекомендаций.

Другими словами, бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений пока остаётся лишь следить за нормотворчеством Минфина России и ждать.

Как известно, с 1 января 2018 года вступают в силу первые пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора:

  • Стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н ;
  • Стандарт "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 260н ;
  • Стандарт "Основные средства", утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н ;
  • Стандарт "Аренда", утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н ;
  • Стандарт "Обесценение активов", утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 259н


Какие корреспонденции нужно отразить в межотчетный период?

Все корреспонденции по признанию объектов в составе основных средств - недвижимого имущества, а также по переводу основных средств на новые счета учета производятся в межотчетный период.

Бухгалтерские записи отражаются с применением счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

Рассмотрим эти ситуации на примерах.

Пример 1.

На счете 0 101 12 000 по стоимости 100 000 руб. у бюджетного учреждения числятся произведенные неотделимые улучшения в арендованный объект недвижимости, начисленная амортизация по неотделимым улучшениям - 40 000 руб. С 01.01.2018 арендованный объект недвижимости как объект финансовой аренды признается основным средством. Учет его будет организован на счете 0 101 12 000. Кадастровая стоимость объекта - 2 000 000 руб. В межотчетный период следует отразить следующие бухгалтерские записи по признанию нового объекта основных средств:

  • Дебет 0 104 12 000 Кредит 0 101 12 000 Сумма 40 000,00 руб - Списание накопленной на дату пересмотра стоимости объектов недвижимости амортизации (в уменьшении стоимости объекта.
  • Дебет 0 101 12 000 Кредит 0 401 30 000 Сумма 1 940 000,00 руб - Увеличение стоимости объекта недвижимости до актуальной кадастровой стоимости.

Пример 2.

Объекты недвижимости, учтенные до 1 января 2018 года на счета 0 101 13 000 "Сооружения - недвижимое имущество учреждения", необходимо перевести на учет на счета 0 101 12 000 "Нежилые помещения (здания и сооружения) - недвижимое имущество учреждения". Такой перевод осуществляется в межотчетный период бухгалтерскими записями:

  • Дебет 0 401 30 000 Кредит 0 101 13 000
  • Дебет 0 101 12 000 Кредит 0 401 30 000

Отражен перевод балансовой стоимости сооружения со счета 101 13 на счет 101 12

  • Дебет 0 104 13 000 Кредит 0 401 30 000
  • Дебет 0 401 30 000 Кредит 0 104 12 000

Отражен перевод накопленной по объекту амортизации

Отвечаем на Ваши вопросы

>Вопрос: Если казенное учреждение снимает в аренду помещение у частного лица, но не несет никаких расходов, связанных с содержанием данного помещения, нужно ли в таком случае применять новый СГС "Аренда"?

Ответ: Да, т.к. заключен договор аренды значит применять новый СГС «Аренда» нужно.

>Вопрос: Меня интересует вообще перевод основных средств на новые стандарты, с каких счетов на какие переводить?

Ответ: Перевод объектов основных средств в бюджетном (бухгалтерском) учете при первом применении СГС "Основные средства" (по состоянию на 1 января 2018 года) в иную группу основных средств либо в иную категорию объектов бухгалтерского учета, а также отражение на балансовых счетах вновь признаваемых при первом применении объектов (активов), осуществляется в межотчетный период с использованием счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833), сформированной на основании данных Инвентаризации объектов основных средств, проведенной субъектом учета в порядке, установленном им в рамках учетной политики. Так, сооружения, учитываемые на счетах 101.Х3 по состоянию на 01 января 2018 года необходимо перенести на счета 101.Х2, а библиотечный фонд со счетов 101.Х7 на счета 101.Х8. Для учета группы объектов основных средств "Многолетние насаждения" с 01 января 2018 года предназначен счет 0 101 07 000 "Биологические ресурсы", а для группы объектов "Инвестиционная недвижимость" предназначен счет 0 101 13 000 "Инвестиционная недвижимость".

Статья подготовлена

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете , чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Комментарий

С 1 января 2018 г. вступил в силу федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее - Стандарт). Положения Стандарта применяются вместе со стандартом "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (далее - Концептуальные основы). Подробнее о базовом стандарте читайте .

Методические рекомендации по применению Стандарта доведены письмом Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 (далее - Методические рекомендации). Рассмотрим основные изменения в сравнении с прежним порядком учета основных средств.

Критерии признания объектов ОС

Критерии для признания объектов в составе основных средств, которые установлены в пп. 38 , 41 инструкции , утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), остались и в Стандарте:

  • срок полезного использования - более 12 мес.;
  • неоднократное или постоянное использование в деятельности учреждения;
  • выполнение самостоятельных функций, определенной работы;
  • нахождение в эксплуатации (запасе, на консервации).

Вместе с тем понятие "основные средства" в Стандарте содержит важное уточнение. В нем сказано, что основные средства - это материальные ценности, которые являются активами. Ранее это подразумевалось на основании ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, где в составе объектов бухгалтерского учета были перечислены активы, однако в Инструкции № 157н закреплено не было. Кроме того, законодательство не содержало определения актива. Теперь оно дано в п. 36 Концептуальных основ и является решающим при принятии объекта к учету в состав основных средств.

Актив - это имущество, которое отвечает следующим признакам:

  • принадлежит учреждению и (или) находится в его пользовании;
  • контролируется учреждением в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;
  • содержит полезный потенциал или экономические выгоды.

Основываясь на этом понятии, наряду с объектами, которые закреплены за учреждением на праве оперативного управления, теперь в качестве основных средств должны учитываться объекты, которые получены во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования. Ранее такие объекты учитывались за балансом на счете 01.

Объекты, которые не приносят и не будут приносить учреждению экономические выгоды, не имеют полезного потенциала, должны учитываться за балансом на счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" (разд. 10 Методических рекомендаций).

Обратите внимание: полезный потенциал вещи не обязательно выражается в том, что она должна обеспечивать поступление денег (их эквивалентов) или непосредственно участвовать в оказании услуг. Например, учреждение планирует приобрести в 2018 г. картину для украшения кабинета. Для корректного отражения в учете необходимо оценить, является ли картина основным средством.

Для целей бухгалтерского учета полезный потенциал, заключенный в активе, - это его пригодность:

  • для использования самостоятельно или совместно с другими активами в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий) в соответствии с целями создания учреждения, деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, не обязательно обеспечивая при этом поступление денежных средств (их эквивалентов);
  • обмена на другие активы;
  • погашения обязательств, принятых учреждением.

Из этого определения можно заключить, что картина обладает полезным потенциалом, поскольку она может использоваться для управленческих нужд учреждения (украшение кабинета), может быть обменена на другие активы либо использоваться в счет погашения обязательств. Поэтому ее приобретение следует отразить на соответствующем аналитическом счете балансового счета 101 00 "Основные средства".

Предоставление помещения в пользование на несколько часов (почасовая аренда) на счетах учета основных средств и на забалансовом счете 25 (26) показывать не нужно. В учете формируется лишь дебиторская задолженность и начисляется доход от этой операции.

Единица учета ОС

Как и прежде, единицей учета основных средств является инвентарный объект. Его понятие, а также порядок присвоения инвентарных номеров не изменились. Однако теперь учреждение при признании объекта основных средств должно определить состав инвентарного объекта.

Первоначальная стоимость ОС

Порядок определения первоначальной стоимости объекта, как и ранее, зависит от способа его поступления в учреждение - был он приобретен (создан) или получен безвозмездно. Для характеристики этих способов в Стандарте введены термины "обменные" и "необменные" операции.

В ходе обменных операций учреждение передает (получает) активы на условии получения (передачи) активов, сопоставимых по денежной величине (стоимости). Это могут быть денежные средства (их эквиваленты), иные материальные ценности (работы, услуги), права на пользование имуществом.

В ходе необменных операций учреждение получает (передает) активы без непосредственного предоставления (получения) в обмен активов, сопоставимых по денежной величине (денежным эквивалентам). По сути, это передача (получение) активов безвозмездно (без взимания платы) или по незначимым ценам по отношению к рыночной цене обменной операции с подобными активами.

Как и прежде, первоначальная стоимость основного средства, приобретенного в результате обменных операций или созданного самим учреждением, определяется в сумме капитальных вложений с учетом требований налогового законодательства в части НДС.

Перечень затрат, которые можно включать в первоначальную стоимость объекта, приведен в п. 15 Стандарта . В целом он повторяет перечень из п. 47 Инструкции № 157н, но более детализирован. В пункте 17 Стандарта перечислены затраты, которые в первоначальную стоимость объекта не включаются.

Формирование стоимости объекта основных средств на счете 106 00 прекращается, когда объект пригоден для использования по назначению. Затраты при использовании, обслуживании или последующем перемещении объекта основных средств отражаются в составе расходов текущего периода (п. 19 Стандарта). Вместе с тем до момента ввода в эксплуатацию объект учитывается на счете 106 00 (разд. 5 Методических рекомендаций).

Чтобы понять, что подразумевается под замещением, необходимо обратиться к пп. 27 , 28 Стандарта . Их содержание новое, ранее законодательство таких норм не содержало.

Если порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены отдельных составных частей объекта, то в соответствии с п. 27 Стандарта затраты по такой замене (в т.ч. в ходе капитального ремонта) включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения. Это допускается только при условии, что такие составные части являются активом по критериям признания объектов основных средств, установленным в п. 8 Стандарта .

При этом стоимость объекта основных средств, в отношении которого проведены восстановительные работы (капитальный ремонт), уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями Стандарта о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) объектов основных средств. Необходимым условием является наличие документального подтверждения стоимостных оценок по выбывающему объекту.

Учреждение закрепляет в учетной политике применение в бухгалтерском учете положений п. 27 Стандарта в отношении групп основных средств.

Определения реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства даны в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ . Примерные перечни работ, которые могут выполняться при капитальном ремонте зданий и сооружений, приведены:

  • в Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 , утв. постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1;
  • ведомственных строительных нормах "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утв. приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 (далее - ВСН 58-88 (р)).

При капитальном ремонте может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта - улучшение планировки, оснащение недостающими видами инженерного оборудования. Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте здания, приведен в приложении 9 к ВСН 58-88 (р).

Если при проведении регулярных осмотров объектов основных средств на предмет наличия дефектов, которые являются обязательным условием их эксплуатации, а также при проведении ремонтов, создаются самостоятельные объекты активов, затраты на создание таких активов формируют объем капитальных вложений. В дальнейшем эти вложения признаются в стоимости объекта основных средств (либо увеличивают стоимость учитываемого объекта, либо признаются самостоятельным объектом учета). Это установлено п. 28 Стандарта .

В этом случае любая сумма затрат на создание аналогичного актива при проведении предыдущего ремонта, учтенная ранее в стоимости объекта основных средств, списывается в расходы текущего периода (на уменьшение финансового результата) в сумме остаточной стоимости заменяемого актива.

Учреждение закрепляет в учетной политике применение положений п. 28 Стандарта при ведении учета основных средств, групп основных средств.

По нашему мнению, из положений пп. 27 , 28 Стандарта , а также Методических рекомендаций следует, что первоначальную стоимость объекта по результатам капитального ремонта (ремонта, регулярного осмотра) можно менять только в том случае, если заменяется его часть, которая может быть признана объектом основных средств (активом). Например, если в один инвентарный объект объединена группа объектов (компьютерное оборудование, кабинет в образовательном учреждении, комплект мебели и т.п.), при замене одного из них может быть изменена стоимость объекта. Стоимость заменяемого объекта при этом должна быть надежно оценена.

Применительно к зданиям первоначальная стоимость может меняться в случае установки (замены) котельной, противопожарного оборудования, оборудования охранно-пожарной сигнализации, т.е. тех объектов, которые могут признаваться активами.

Косвенно этот вывод подтверждается примером из Методических рекомендаций : затраты по ремонту помещения в объеме работ по покраске, побелке, замене окон, дверей, иных аналогичных работ относятся в состав расходов текущего финансового года без отнесения на увеличение стоимости ремонтируемого объекта основных средств.

Таким образом, затраты на текущий (капитальный) ремонт объектов основных средств, в результате которых не создаются объекты, признаваемые активами, первоначальную стоимость основного средства не меняют.

Новые положения содержатся также в пп. 29 , 30 Стандарта . Если объект основных средств предназначен для передачи, продажи не в пользу организаций госсектора, он переоценивается до справедливой стоимости, которая определяется методом рыночных цен. Результат такой переоценки отражается в учете и раскрывается в отчетности обособленно. Ранее при продаже объектов их первоначальная стоимость не переоценивалась, цена объекта формировала доход от операции.

Амортизация ОС

Порядок определения срока полезного использования объекта, дат начала и окончания начисления амортизации не изменился.

Начисление амортизации объекта основных средств не приостанавливается в случаях, когда он простаивает или не используется либо удерживается для последующей передачи (списания), кроме случая, когда остаточная стоимость объекта стала равной нулю.

Предусмотрено три метода начисления амортизации:

  • линейный - равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива;
  • уменьшаемого остатка - годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования и коэффициента не выше 3;
  • пропорционально объему продукции - сумма амортизации основывается на ожидаемом использовании или ожидаемой производительности актива.

Таким образом, при линейном методе годовая сумма амортизационных отчислений рассчитывается по формуле:

А = С / СПИ, где

А - годовая сумма амортизационных отчислений;
С - первоначальная стоимость объекта;
СПИ - срок полезного использования (в годах).

При методе уменьшаемого остатка амортизация рассчитывается по формуле:

А = С ост × Н а × К уск / 100%, где

С ост - остаточная стоимость объекта на начало отчетного года;
Н а - норма амортизации для объекта;
К уск - коэффициент ускорения (до 3).

Метод уменьшаемого остатка позволяет переносить стоимость объекта на финансовый результат с учетом их неравномерной отдачи в течение срока службы, когда весь потенциал имущество показывает в первые годы после покупки. Примером может служить цифровая техника, которая морально устаревает в течение двух - трех лет после приобретения. Цена таких объектов через несколько лет существенно уменьшится, хотя эксплуатационные характеристики могут остаться теми же.

Как видно из формулы, большую часть своей стоимости при методе уменьшаемого остатка объект переносит на финансовый результат в первые годы эксплуатации, с каждым годом эта сумма становится все меньше.

Коэффициент ускорения характеризует интенсивность использования основного средства, следовательно, его износа. Величина коэффициента устанавливается учреждением самостоятельно в определенном пределе. Она должна быть обоснованной. В качестве обоснования могут выступать техническая документация на основные средства, рекомендации уполномоченных органов власти, графики выходов на работу, табели учета рабочего времени и др.

Сумма амортизации пропорционально объему продукции рассчитывается по формуле:

А = С × В п / В, где

В п - натуральный показатель объема производства продукции за отчетный период;
В - предполагаемый объем производства продукции за весь срок полезного использования объекта.

При этом методе начисления амортизации срок полезного использования актива представляется не в годах, а в виде ожидаемого объема продукции, который может быть произведен в результате эксплуатации основного средства. Этот метод позволяет наиболее точно отразить фактическую интенсивность использования актива. Например, сумма амортизации может быть равна нулю во время остановки производства продукции с применением объекта основных средств. В периоды более интенсивного использования сумма начисленной амортизации будет выше, и наоборот.

Учреждение выбирает метод начисления амортизации, который наиболее точно отражает предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе. Этот выбор необходимо закрепить в учетной политике.

Если изменился предполагаемый способ получения экономических выгод или полезный потенциал, заключенный в активе, обоснованность применяемого метода начисления амортизации оценивается на первое января года, следующего за годом такого изменения (п. 38 Стандарта). Метод начисления амортизации, который будет использоваться в течение оставшегося срока полезного использования, можно изменить. Пересчитывать накопленную амортизацию на дату пересмотра метода начисления амортизации при его изменении не требуется.

Учреждение может применять все три метода начисления амортизации для разных групп объектов основных средств. Такой порядок устанавливается в учетной политике.

С 1 января 2018 г. изменились стоимостные критерии для начисления амортизации. Сравнительная характеристика представлена в таблице.

Порядок начисления амортизации Инструкция № 157н Стандарт Примечание
не начисляется до 3000 руб. до 10 000 руб. Кроме объектов библиотечного фонда
100% при выдаче в эксплуатацию от 3000 до 40 000 руб. от 10 000 до 100 000 руб. В таком порядке согласно Стандарту начисляется амортизация на объекты библиотечного фонда стоимостью от 0 до 100 000 руб. (ранее - до 40 000 руб.).
До 01.01.2018 такой порядок применялся также для объектов недвижимости стоимостью до 40 000 руб. С 01.01.2018 амортизация по недвижимости начисляется в общем порядке, специальных норм не установлено.
по нормам амортизации (в т.ч. библиотечный фонд) свыше 40 000 руб. свыше 100 000 руб.

Обратите внимание, в отношении объектов основных средств на консервации изменены правила начисления амортизации. Стандарт не содержит исключений для приостановления начисления амортизации. Ранее они были установлены п. 85 Инструкции № 157н для перевода объекта основных средств на консервацию на срок более трех месяцев, а также восстановления объекта продолжительностью более 12 мес.

Учреждение выявляет признаки обесценения актива (перечислены в пп. 7 - 9 Стандарта "Обесценение активов") в рамках годовой инвентаризации активов и обязательств. В случае наличия таких признаков принимается решение о необходимости определения справедливой стоимости объекта.

Проектами приказов о внесении изменений в инструкции по бухгалтерскому учету для учреждений госсектора предусмотрен счет 0 114 00 000 "Обесценение нефинансовых активов" для отражения сумм накопленных убытков.

Операции по начислению убытков от обесценения основных средств планируется отражать по дебету счета 0 401 20 274, соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 00 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 114 00 000.

Выбытие ОС

Причины, по которым объекты основных средств списываются с баланса, перечислены в п. 45 Стандарта . В качестве новых оснований для списания можно отметить:

  • прекращение использования объекта основных средств для предусмотренных целей, прекращение получения экономических выгод или полезного потенциала от дальнейшего использования объекта;
  • передача по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования в случае возникновения у получателя имущества объекта бухгалтерского учета в составе основных средств.

Эти основания выделены в связи с новым пониманием основного средства как актива, который должен приносить экономические выгоды или иметь полезный потенциал.

Обратите внимание, объект продолжает учитываться в составе основных средств при его передаче в пользование иным правообладателям в рамках отношений по операционной аренде, предусматривающих возврат объектов аренды учреждению для их дальнейшего использования (п. 7 Стандарта , разд. 3 Методических рекомендаций). Это справедливо и для инвестиционной недвижимости.