Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Стадии проектирования и конструирования изделий. Организация и этапы проектирования Этапы творческого проектирования проектирование изделий на предприятиях

В промышленном изделии польза и красота связаны неразрывно. Красоту нельзя приложить к готовому изделию как нечто дополнительное. Она создается с самого начала проектирования, когда форма вещи выводится на основе ее объективной зависимости от функции, конструкции, материала, технологии. Поэтому метод художественного конструирования предусматривает работу художника-конструктора совместно с исследователем, конструктором, технологом и другими специалистами на всех стадиях проектирования, начиная с подготовительного этапа. Только при этом условии участие художника-конструктора может быть эффективным в создании нового изделия.

Проектирование любых промышленных изделий можно разделить на этапы. В зависимости от сложности изделия, преобладания функциональных или эстетических требований к нему участие художника-конструктора в работе на отдельных этапах может быть разное.

Первым, подготовительным этапом проектирования, является этап исследования , на котором после уточнения задания определяется исследовательская группа. Основу группы составляют обычно инженеры-исследователи. Художник-конструктор также принимает участие в исследовании, занимаясь вопросами формообразования, изучением отношений человек — предмет — среда.

В процессе исследований вначале собирается информация по проектируемому изделию, т. е. тот лучший опыт, который накоплен отечественной и зарубежной практикой изготовления аналогичных изделий.

Вся собранная информация всесторонне анализируется, что дает полное представление о предмете и является эффективным средством его дальнейшего совершенствования. Показатели, по которым должен проводиться анализ, зависят от сложности предмета, взаимосвязи его с человеком и средой.

При изучении образцов изделий устанавливаются технологические и конструктивные приемы, использованные при их изготовлении, изучаются конструкционные и отделочные материалы и рациональность их применения, определяется соответствие изделия назначению и условиям эксплуатации, степень удобства при пользовании, экономичность принятых решений. Анализ формы изделия, ее композиционного решения проводится в связи с функцией, конструкцией, материалом, технологией, тенденциями формообразования.

Общая оценка уровня решения изделия выводится на основании частных оценок по всем показателям. Количество показателей, по которым проводится анализ, и их относительная значимость зависят от сложности изделия, его назначения.

На этапе исследований, как правило, проводятся необходимые технические испытания анализируемых изделий, конструкционных и отделочных материалов. В зависимости от назначения изделия, отношения к нему человека в процессе эксплуатации проводятся эргономические исследования, выявляются связи человек — предмет, предмет — среда, устанавливаются требования, которым должно соответствовать вновь проектируемое изделие.

PROискусство без души. Том 1.

Романов Александр Олегович

Еще в прошлом веке искусство превратилось в индустрию. В этой сфере занято все больше специалистов. И редко в каком виде искусства не говорят о кризисе идей.
Как быть деятелю искусства в ХХI веке? В эпоху, когда традиционные виды теряют аудиторию, а технологии - наступают…
Как обеспечить себе карьеру? И как сказать в искусстве новое Слово?
Перед Вами варианты ответов на эти вопросы полученные на основе анализа десятков тысяч произведений и книг об искусстве.
Говорить об искусстве желают многие. Эта книга для тех, кто собирается его делать!

В результате исследований составляются технические условия на проектирование нового изделия, которые являются основой для дальнейшей работы над проектом. Выработанные положения должны обеспечивать эксплуатационные, технические и эстетические требования к изделию на уровне или выше лучших мировых достижений.

Вторым этапом проектирования является разработка художественно-конструкторского предложения (этап эскизирования или художественно-конструкторского поиска). Это наиболее сложный этап в художественном конструировании. На этом этапе определяются кинематическая и электрическая схемы, выбираются конструкционные и отделочные материалы, готовые покупные изделия или детали, определяются габариты узлов и изделий, приемлемые конструктивные решения, ведется поиск и отработка формы. Основными исполнителями этого этапа являются инженер-конструктор и художник-конструктор, которые работают в тесном контакте. Правда, это не исключает участия технолога, эргономиста, врача или других специалистов, однако на данном этапе они выступают в основном как консультанты.

Художественно-конструкторское предложение сопровождается разработкой эскизов проектируемого изделия, которые являются основной формой информации между инженером-конструктором и художником-конструктором. Первый решает технические вопросы проектирования, а художник-конструктор на основе этих решений ведет поиск возможных компоновок, определяет объемное решение изделия. Предложенные художником-конструктором варианты решений передаются инженеру-конструктору для принципиальной разработки конструкции. В процессе этой разработки у инженера-конструктора могут возникнуть замечания и предложения для художника-конструктора. Последний в свою очередь может выдвинуть предложение по новому конструктивному решению. Поиск форм и конструктивного решения изделия является творческим процессом, и оптимальный вариант может быть найден только при учете всех требований и предложений, которые выдвигают инженер-конструктор и художник-конструктор.

На этапе разработки художественно-конструкторского предложения рождается, как правило, большое количество решений. Эскизы изделий выполняются в виде рисунков и чертежей, что позволяет оперативно вносить различные изменения. Помимо изготовления эскизов, художник-конструктор ведет поиск и отработку форм изделия с помощью макетирования, которое выполняется в условном материале (пластилине, картоне, глине и т. д.).

Все разработанные предложения должны подвергаться всестороннему анализу. В результате выбирается лучший вариант, который принимается для дальнейшей разработки.

Третий этап проектирования — выполнение художественно-конструкторского проекта , который соответствует разработке технического проекта изделия. На этом этапе объем работы по техническому конструированию возрастает и количество специалистов-исполнителей увеличивается. Ранее принятый эскизный проект отрабатывается окончательно. Разрабатываются узлы и элементы конструкции, и художник-конструктор должен учесть в форме все изменения, которые могут произойти в процессе инженерного проектирования. В то же время он должен согласовать свои решения с конструкторами.

На этапе выполнения технического проекта, когда вопросы формы изделия в целом уже решены, художник-конструктор более тщательно отрабатывает форму отдельных деталей и особенно тех, которые связаны с удобством пользования изделием. Окончательно отрабатываются цветовое решение изделия и фактура поверхности. Вместе с технологом, физиологом или другими специалистами художник-конструктор подбирает необходимые облицовочные и отделочные материалы, так как, кроме эстетических требований, цвет и фактура поверхности должны удовлетворять и требованиям физиологии.

Углубленно прорабатывая эскизный проект, на данном этапе проектирования решают также ряд других вопросов: выбор рациональных конструкционных материалов и оптимальной технологии изготовления изделия, нормализация и унификация узлов и деталей.

На этапе художественно-конструкторского проекта, кроме чертежей, выполняются макеты в условном материале (или используются утвержденные на предыдущем этапе и доработанные с учетом замечаний). При необходимости изготавливаются также модели изделий в натуральную величину. Они помогают художнику-конструктору производить необходимую корректировку формы и цветового решения. Корректировка согласуется с остальными членами проектной группы, так как она может вызвать некоторые изменения в технологии изготовления изделия, замену материала и т. д.

Завершение этапа дает полную характеристику, конструктивные особенности и технико-экономические показатели изготовления изделия, а также заканчивает основную отработку его формы и цветового решения.

Четвертый этап — рабочее проектирование. На этом этапе разрабатываются рабочие чертежи изделий. Вопросы формообразования изделия, цветового решения уже разработаны на предыдущих этапах и объем работы для художника-конструктора резко уменьшается. При разработке рабочих чертежей он выступает, когда это необходимо, в роли консультанта. Художник-конструктор при необходимости принимает непосредственное участие при разработке шаблонов и сложных поверхностей, изготовлении различных надписей.

После выполнения рабочих чертежей по ним изготавливают один или несколько опытных образцов, которые предназначены для художественно-конструкторской оценки нового изделия, а также для испытаний на соответствие функциональным требованиям, прочность, долговечность и т. д. Образцы должны быть изготовлены из тех же материалов, которые предусмотрены проектом для массового производства. Замена материалов, изменение отделки не допускается, так как это может исказить идею проекта и изменить внешний вид изделия. При выполнении опытных образцов художник-конструктор осуществляет авторский надзор.

Пятый этап — испытание опытного образца. В результате испытаний, условия которых близки к эксплуатационным, проверяется правильность всех принятых в процессе проектирования решений и при необходимости могут быть внесены соответствующие коррективы. Художник-конструктор является полноправным членом группы специалистов, которая осуществляет авторский надзор за изготовлением опытного образца и выносит заключение по результатам этого испытания.

Методика проектирования мебели аналогична общей методике проектирования промышленных изделий, за исключением тех особенностей, которые свойственны конкретной группе изделий (см. гл. 10).

Приведенные выше этапы проектирования характерны для более сложных изделий, таких, как станки, машины, приборы, фотоаппараты, пылесосы, телевизоры, мебель и т. п. Проектирование ряда других изделий не требует большого количества специалистов, однако общий организационный принцип, основанный на коллективной работе, остается примерно таким же.

Методика работы художника-конструктора существенно зависит от назначения проектируемых изделий, преобладания в них утилитарных или эстетических требований.

Барташевич А. А., Мельников А. Г. Основы художественного конструирования: [Учеб. пособие для вузов]. — Мн.: «Выш. школа», 1978. — стр. 106-109

В остальной части данной главы освещаются этапы проектирования операционной системы. Эти этапы включают в себя проектирование изделий и процессов производства, определение производственных мощностей, места их расположения, проектирование предприятия и разработку производственных операций. В этом разделе рассматриваются вопросы проектирования изделий и процессов для производств, ориентированных на выпуск товаров. В следующем разделе обсуждаются вопросы проектирования продукции и процессов в сфере предоставления услуг.

Критерии и выбор проектов

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ. Проектирование изделий должно быть нацелено на удовлетворение потребностей покупателей. Для анализа конкретных требований потребителя к данному изделию разработчик должен рассмотреть относительную значимость следующих критериев проектирования изделий:

1. Стоимость.

2. Экономичность эксплуатации.

3. Качество.

4. Элементы роскоши.

5. Размер, мощность или прочность.

6. Срок службы.

7. Надежность в эксплуатации.

8. Требования к обслуживанию, его простота.

9. Универсальность использования.

10. Безопасность эксплуатации.

Для того чтобы получить нужные характеристики изделия, разработчик в ходе проектирования должен сделать выбор вариантов в следующих областях

1. Размеры и формы.

2. Материалы.

3. Соотношение стандартных и специфических элементов.

4. Модульные компоненты.

5. Избыточные компоненты для повышения надежности.

6. Элементы безопасности.

Ясно, что между критериями проектирования изделия и возможными вариантами выбора существуют определенные компромиссы. Так, например, установка кондиционера в автомашине сделает ее более роскошной, но увеличит объем обслуживания. Аналогичным образом применение более толстых листов металла для корпуса увеличит срок службы автомобиля и повысит его безопасность, но и приведет к его удорожанию и, возможно, к уменьшению пробега на один галлон горючего.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА. Когда изделие спроектировано, необходимо определить этапы процесса производства этого изделия. Как и при проектировании изделия, разработчик процесса должен рассмотреть относительную значимость следующих критериев проектирования процесса производства:

1. Производственная мощность.

2. Экономическая эффективность.

3. Гибкость.

4. Производительность.

5. Надежность.

6. Ремонтопригодность.

7. Стандартизация и постоянство результатов.

8. Безопасность и промышленная санитария и гигиена.

9. Удовлетворение жизненных потребностей рабочих.

Чтобы обеспечить нужные характеристики процесса, разработчик должен сделать выбор вариантов в следующих областях:

1. Тип перерабатывающей системы (проектная система, мелкосерийное производство, массовое производство, непрерывный процесс, комбинация вышеперечисленных вариантов).

2. Собственное производство или приобретение некоторых комплектующих изделий.

3. Выполнение некоторых задач своими средствами или передача их субподрядчикам.

4. Методы переработки (например, окраску можно вести распылением, кистью, окунанием).

5. Степень механизации и автоматизации.

6. Степень специализации труда рабочих.

Вполне очевидно, что разработка изделия влияет и на проектирование процесса. Так, например, процесс приготовления стандартных бутербродов нельзя эффективно применить для приготовления бутербродов по заказу отдельных клиентов. Поэтому разработчики изделий и разработчики процесса должны тесно сотрудничать друг с другом. Они должны полностью понимать, какие именно потребности клиентов собирается удовлетворить операционная система и какая именно выраженная компетентность поможет добиться нужной конкурентоспособности.

Жизненный цикл изделия и процесса

По мере прохождения изделия по циклу своей жизни процесс, посредством которого произведено данное изделие, тоже должен развиваться вполне предсказуемым образом. Если жизненный цикл процесса будет развиваться не в ногу с жизненным циклом изделия, конкурентоспособность организации может быть серьезно подорвана.

На начальной стадии жизненного цикла изделия объемы его продаж низки. Конструкция изделия может быть еще не вполне стабильной, а конкурентоспособность основываться на его отличительных признаках, а не на цене. На этой стадии процесс производства должен быть достаточно гибким, чтобы его можно было быстро изменить в соответствии с изменениями в конструкции изделия. Способность производить в больших количествах и с высокой экономической эффективностью не очень важна. Процесс в это время может быть трудоемким, мелкосерийным и неавтоматизированным.

В процессе усовершенствования продукта его конструкция будет стандартизироваться все в большей мере, объемы сбыта возрастут. Основным фактором конкурентоспособности при этом, видимо, станет цена. Вопросы экономической эффективности и стабильности выпуска продукции приобретут важнейшее значение. Процесс производства при этом станет капиталоемким, высокоавтоматизированным, нацеленным на массовый выпуск продукции.

Замечательный пример этой концепции жизненного ЦИКЛА ИЗДЕЛИЕ - ПРОЦЕСС в последние годы продемонстрировала промышленность по выпуску персональных компьютеров. По мере становления изделия возросли объемы продаж и цены на персональные ЭВМ сильно упали. Чтобы сохранить конкурентоспособность «Ай Би Эм», «Эппл» и другие изготовители персональных компьютеров заменили трудоемкое производство высокоавтоматизированными заводами.

Современный уровень развития производственных систем

Прогресс в повышении быстродействия компьютеров и в их применении привел к революции в проектировании производственных систем. В этом разделе мы коснемся рада технологий, основанных на использовании компьютеров, применяемых в производствах, ориентированных на выпуск товаров.

Система автоматизированного проектирования (САПР) позволяет разработчику технических изделий работать с терминалом компьютера и создавать необходимую документацию, которую раньше приходилось выполнять вручную. Ее можно хранить в памяти компьютера, легко извлекать оттуда и вносить необходимые изменения. Когда нужно, компьютер может перенести чертежи на бумажный носитель. Он позволяет резко ускорить дело разработки и вычерчивания проекта и дает большие возможности для проработки различных вариантов. Кроме того, по мере разработки проекта компьютер может вести проверку на отсутствие некоторых видов ошибок.

Автоматизированная система управления производством (АСУП). Под нею понимается целый ряд технологий, позволяющих управлять и контролировать работу производственного оборудования при помощи компьютера. Эта технология идет дальше обычной автоматизации в основном за счет обеспечения гибкости производственного процесса. Компьютер может передать на управляемую им единицу оборудования новый набор команд и изменить выполняемую оборудованием задачу.

РОБОТЫ представляют собой программируемые устройства, манипулирующие материалами и рабочими инструментами, что раньше приходилось делать силами рабочих. Применение роботов особенно эффективно на монотонных, часто повторяющихся операциях, утомительных и изнурительных для рабочих; для выполнения операций, где требуется высокая степень стабильности, а также работ, опасных или неудобных для человека. Отличительным свойством роботов является также то, что их можно перепрограммировать и при необходимости «научить» новой работе.

Системы, автоматического складирования и выдачи товаров (САС) или «автоматизированные склады» предусматривают использование управляемых компьютером подъемно-транспортных устройств, которые закладывают изделия в склад и извлекают их оттуда по команде. Компьютер также следит за тем, где именно находится каждое изделие. Эти системы не только исключают ручной труд, но и позволяют экономить складские площади, ускорять складские операции и улучшать контроль за материально-техническими запасами.

Общей чертой новых технологий является то, что они повышают гибкость производства. Производственные процессы, в которых объединены все эти технологии, называются гибкими производственными системами (ГПС). Их достоинством является высокая степень автоматизации без потери гибкости. ГПС позволяют сократить затраты на переналадку оборудования что обеспечивает экономичность производства небольших партий изделий. Технические возможности и конкурентные достоинства ГПС первыми признали японцы. Производители США все еще пытаются сравняться с ними в реализации и эффективном применении этих технологий.

Сочетание названных выше технологий в системе, работающей под управлением интегрированной информационной управляющей системы, называется интегрированной автоматизированной системой управления производством (ИАСУП). И хотя такая система пока в основном еще видится лишь на уровне концептуальной проработки, необходимые составляющие ее технологии уже реально существуют. Проблема заключается в том, чтобы осуществить интеграцию и реализовать управление всеми этими технологиями в единой системе. Многие прогрессивные промышленные компании с энтузиазмом работают над созданием «завода будущего».

Читайте также:
  1. III. Технологическое проектирование строительных процессов.
  2. Ассортимент мучных кулинарных изделий включает пирож­ки, пироги, кулебяки, расстегаи, ватрушки, хачапури, беляши, чебуреки, пончики, гренки, пампушки, профитроли и др.
  3. Возможности экспертизы полимерных материалов и изделий из них
  4. ВОПРОС 49. Силикатные товары. Основы производства стеклянных изделий, классификация характеристика ассортимента
  5. Выбор и проектирование систем учета и контроля затрат в организациях
  6. Допустимые отклонения по физико-химическим показателям ликеро-водочных изделий

Одежда - объемно-пространственная структура - организуется в различные системы: единичные моносистемы, комплекты изделий, ансамбли, коллекции. Единичные изделия входят во все перечисленные системы элементов. Одежда является одним из важнейших предметов широкого и личного пользования, а моделирование одежды - одним из важнейших видов проектной деятельности.

Единичные изделия одежды массового потребления, как правило, выполняются промышленным способом. Проектирование изделий массового производства и одежды связано с общими проблемами преобразования эстетического облика всей предметно-вещевой среды, окружающей сегодня человека.

Качество продукции легкой промышленности, которое можно рассматривать как сумму потребительских свойств, зависит от всех звеньев производства - от создания образцов на начальных этапах проектирования в центрах моды и экспериментальных цехах до масштабного освоения передовой технологии и серийного производства ассортимента изделий.

Решающий фактор повышения качества всех групп ассортимента одежды - это продуманная политика производства, опирающаяся на учет требований к составу и качеству, функциональным эргономическим и эстетическим свойствам готовой проду­кции.

Проектирование одежды представляет собой творческий процесс, состоящий из последовательных этапов:

Разработка проекта модели одежды в конструктивном и художественном решениях;

Выполнение проекта в макете и в материале;

Внедрение созданной одежды в производство.

Чтобы совершить преобразование идеи модельера от эскизного варианта до реального предмета потребления, необходимо изучить конкретные условия работы промышленного предприятия, имеющуюся сырьевую базу, уровень технологии и организации производства.

При разработке проекта модели одежды в конструктивном и художественном решениях проектировщик одежды опирается на теоретические знания дисциплин, изучающих закономерности формирования и развития форм одежды. Кроме того, он должен иметь исчерпывающие сведения и представления об общих требованиях, предъявляемых к одежде, и о ее функциях.

В процессе художественного проектирования единичного изделия проектировщик учитывает весь комплекс «человек - костюм - среда», а понятия «костюм» и «одежда» рассматривает с точки зрения той роли, которую костюм и одежда выполняют в жизни человека в определенной среде. Основной задачей при этом является передача содержания средствами художественной формы, созданной по законам гармонизации костюма.



Функция имеет смысл, который реализуется в единстве идеи и реальности. Основным содержанием функции является созданное равновесие между требованием к данной вещи и ответом на это требование. То, для чего, для кого и в каких условиях предназначается одежда, определяет конкретные задачи и является основой проектирования функции одежды.



Итак, приступая к проектированию модели одежды в материале, художник-модельер должен иметь исчерпывающие сведения:

О назначении и использовании этого вида одежды;

О зависимости одежды от окружающей среды;

О свойствах материалов, из которых будет изготовляться единичное изделие;

О средствах выполнения данной модели, ее конструктивном решении.

Конкретное назначение и виды использования ассортимента единичных изделий включают в себя следующую информацию:

Сезонность;

Возрастной фактор потребителя;

Региональную принадлежность и социальный статус потребителя;

Промышленные возможности ис­полнения и воспроизводства изделий

Конечный результат композиционного решения модели зависит также от ряда объективных эстетических факторов:

Прогноза формы костюма;

Использования стилевых трактовок модного стереотипа;

Влияния образа творческого источника;

Профессионального уровня мастерства дизайнера;

Влияния сферы торговли и потребительских предпочтений;

Учета модности ассортимента изделий.

В процессе проектирования происходит творческое осмысление всех исходных данных, технических и эстетических функций проектируемой модели.

Наряду с учетом исходных условий и объективных факторов формообразования, важнейшим средством при проектировании модели в материале должно быть знание закономерностей композиции, выявление и соблюдение которых в большой степени обеспечивают высокое качество конечного результата. Композиционные поиски в проектировании одежды сосредоточены на известных средствах гармонизации костюма:

Пропорциональных и ритмических соотношениях;

Композиционных акцентах;

Пластике, динамике, соподчиненности формы;

Гармонической целостности формы;

Колористических и фактурных поисках;

Образного решения.

Композиционное решение как система ряда соподчинения возникает лишь при наличии особых связей между всеми частями целого. Эти связи основаны на закономерностях, без соблюдения которых не может существовать грамотное композиционное решение единичного изделия.

Все закономерности композиции по-разному проявляются в формах конкретных изделий одежды. Поэтому при решении их композиции необходимо мастерски владеть всеми средствами гармонизации костюма. При этом значение должно быть уделено конструктивному решению формы модели и технологии ее изготовления. Создать новый образец единичного изделия невозможно без знаний в области современных методов конструирования. Новая мода - это, прежде всего, новая форма изделия, выраженная через конструкцию.

  1. Вспомни, что общего и в чем отличие между эскизом и рисунком.
  2. В чем сущность творческого замысла?
  3. Каким требованиям должно отвечать изделие, изготовленное согласно творческому замыслу?
  4. Вспомни из младших классов, какое изделие называют макетом, а какое – моделью. Что между ними общего и в чем отличие? Для чего их изготавливают?
  5. Как ты понимаешь народную мудрость: "Семь раз отмерь – один раз отрежь"?

Рассмотри вещи, которыми ты пользуешься. Подумай, для чего они предназначены, из какого материала изготовлены, красивы ли они. Удобно ли ими пользоваться? Что ты хотел бы улучшить в их конструкции, отделке? Возможно, у тебя возникла мысль изготовить новогодние украшения или сделать подарок родным или друзьям? Любое изделие можно смастерить самому. Но что для этого необходимо знать, что уметь, чему научиться?

Что предшествует созданию изделия? В первую очередь, необходимо поразмышлять и дать ответ на главный вопрос: Каким я хочу видеть изделие? Для этого составляют творческий проект. Проект в переводе с английского означает «брошенный вперед замысел». Это технологическая деятельность человека, в процессе которой обосновывается и разрабатывается конструкция будущего изделия. Разработка проекта состоит из нескольких этапов. Первым из них является исследование и составление задач проекта. Наиболее распространенным и удачным методом решения этих задач является фантазирование, то есть представление, придумывание человеком чего-то нового, того, чего не существует. Мысленно сфантазированный замысел отображается в виде документа, который называют техническим описанием. В нем отмечают название и назначение изделия, описывают его геометрическую форму, вид материала, из которого предусматривается его изготовить, представляют способы отделки, перечень не- обходимых инструментов и другие данные.

Следующий этап – художественно-технический поиск. На этом этапе согласно техническому описанию разрабатываются различные варианты рисунков будущего изделия или их чертежа, эскизы модели или макеты.

Из младших классов тебе известно, что макет – это копия будущего изделия (рис. 172). Он выполняется с точным соблюдением пропорций и размеров изделия в увеличенном или уменьшенном виде.

Рис. 172. Макет стадиона «Олимпийский» в Киеве (а) и его современный вид (б)

Проектировщик, инженер-конструктор или дизайнер перед тем, как конструировать любое изделие, обязательно должен предусмотреть, как могут повлиять на него климатические условия (дождь, снег, ветер, высокая и низкая температура и т.п.). Особенно это необходимо учитывать при планировании строительства мостов, станций метрополитена, зданий, телебашен, транспортных средств. С этой целью сконструированный макет или модель помещают в специальные устройства для имитации действия на них указанных факторов. По результатам исследований в проект вносят соответствующие коррективы, что дает возможность предотвратить разрушение объектов, а также избежать материальных, энергетических и других расходов.

Модель – это упрощенное отражение изделия и его составных частей, выполненное в увеличенном или уменьшенном виде. Модели бывают статичные, то есть неподвижные (рис. 173), и динамичные, или подвижные (рис. 174).

Рис. 173. Статичные модели: а – дома; б – парусника; в – самолета

Рис. 174. Динамичные модели: а – катера; б – вертолета; в – автомобиля

Модели и макеты изготавливают из недорогих материалов, легко поддающихся обработке (бумага, картон, пластилин, фанера, шпон, текстильные и другие материалы). Из бумаги и текстильных материалов создают модели одежды, игрушек, сувениров; из пенопласта и картона – модели домов. Фанеру, шпон используют для моделирования летательных аппаратов, судов, транспортных средств. Как и каждое изделие, модели и макеты конструируются согласно чертежам. Изображения на них могут быть выполнены также в увеличенном или уменьшенном виде, но размеры на них проставляются действительные.

В настоящее время макеты и модели разрабатывают конструкторы-дизайнеры на компьютерах с помощью специальных программ (рис. 175). Процесс создания макета (модели) от его замысла до разработки соответствующих технических документов, содержащих все данные об этом объекте и технологии его изготовления (чертеж объекта, виды материалов, этапы изготовления, способы крепления конструктивных элементов и т. п.), называется макетированием (моделированием). Часто в повседневной жизни перед тобой будут возникать проблемы или задания, связанные с планированием и творческим проектированием. При этом необходимо будет уметь выполнить новые графические изображения будущих изделий или прочитать и усовершенствовать уже существующие. Их можно выполнять в натуральную величину, в увеличенном или уменьшенном виде.

Рис. 175. Моделирование макета дома с помощью компьютера

Рис. 176. Проекты графических изображений рамок для фотографий

Например: возникла необходимость разработки проекта рамки для фотографий. Для этого по собственному замыслу разрабатываются различные варианты их рисунков или эскизов, геометрические очертания внешних и внутренних контуров (рис. 176). Затем определяется материал для изготовления изделия. Предусматриваются особенности художественного оформления, а также выполняются расчеты стоимости будущего изделия. Из разработанных вариантов выбирается наиболее удачный рисунок или эскиз (макет или модель), который подлежит минимаркетинговым исследованиям, то есть изучению мнения о качестве изделия тех, кто будет им пользоваться в будущем. Для опросов разрабатывается анкета с рядом вопросов, например: Удовлетворяют ли Вас эстетический вид изделия и его размеры? Удобно ли будет пользоваться изделием? Устраивает ли предусмотренная цена изделия? Безопасно ли, по Вашему мнению, изделие в пользовании?

Согласно результатам такого исследования делают анализ ответов, замечаний и предложений, на основании которых дорабатывают проект будущего изделия и готовятся к его творческой защите. В процессе защиты проекта разработчик должен дать обоснованные ответы на все вопросы, объяснить свои рассуждения и подтвердить их аргументированными расчетами. При условии позитивного заключения пользователей завершается доработка объекта, создается последняя его копия. Далее приступают к изготовлению изделия, которое может стать красивым сувениром для родных, друзей (рис. 177).

Рис. 177. Общий вид рамки

Рис. 178. Оригинальные изделия, выпиленные из фанеры

В результате творческого проектирования появляются новые оригинальные изделия, имеющие необычную форму и красивую отделку (рис. 178). Если изделие состоит из нескольких конструктивных элементов, то все данные, необходимые для его изготовления, вносят в специальную таблицу (рис. 179). Об особенностях разработки, вычерчивания и использования кормушки ты узнаешь в дальнейшем на уроках трудового обучения.

Рис. 179. Схема конструирования кормушки

Рис. 180. Кормушки для птиц

Ознакомься с изображениями на рисунке 180. Попробуй выяснить, как называется изделие, из какого материала изготовлены его конструктивные элементы, каковы их размеры, как соединить их в конструкцию, какие инструменты для этого необходимы. Проанализируй конструкции и предложи изменения, которые могут улучшить качество изделий.

Новые термины

    проектирование, проект, фантазирование, художественно-конструкторский поиск, минимаркетинговые исследования, конфигурация.

Основные понятия

  • Архитектор – специалист по проектированию, конструированию и художественному оформлению строений.
  • Дизайн – художественное конструирование и отделка изделий, создание их новых видов и типов.
  • Дизайнер – специалист по художественному конструированию и отделке изделий, созданию их новых видов и типов.
  • Конструктор – специалист, который что-либо конструирует, создает конструкции.
  • Конфигурация – очертания внешней формы изделия.
  • Обрис – общий вид предмета, очерченный линией, которая ограничивает его поверхность.

Закрепление материала

  1. Какой вид деятельности человека называется проектированием?
  2. Какой документ называют проектом?
  3. В чем сущность фантазирования?
  4. Какие данные отображаются в техническом описании?
  5. В чем сущность художественно-конструкторского этапа проектирования?

Художественное проектирование -- это процесс создания промышленной продукции, предназначенной для использования человеком. Проектирование включает анализ проектного задания, обобщение материала, выполнение эскиза, макета, расчет технологического процесса, художественное конструирование, изучение социологических и экономических требований.

Основными этапами художественного проектирования являются:

Анализ пред-проектной ситуации. При пред-проектном анализе (пред-проектных исследованиях), проводимом на начальном этапе проектирования, сопоставляются данные о желаемых функциях вещи, комплексе вещей или среды, об облике проектируемого изделия и среды, о способе изготовления, наличии аналогов предполагаемого объекта (аналог -- изделие, сходное с проектируемым по функциональному назначению, принципу действия, условиям применения). Пред - проектный анализ выявляет недостатки существующих изделий, пожелания потребителей.

Синтез результатов пред-проектного анализа в определенных типах формообразования. После проведенного пред-проектного анализа результаты синтезируются путем овеществления (структурообразования) и гармонизации (композиции) объекта.

Разработка творческой концепции. В процессе синтеза формируется творческая концепция -- важнейшее звено решения дизайнерской задачи. Концепция в дизайне -- основная идея, смысловая направленность целей, задач и средств проектирования.

Методы проектирования.

Методы проектирования нужно рассмотреть подробнее. Итак, проектирование дает полезный эффект в том случае, если мышление дизайнера развито в профессиональном направлении и сам дизайнер обладает следующими качествами: способность увидеть и четко сформулировать задачу; способность бегло выработать наибольшее количество идей за ограниченное время; умением отыскать оригинальные решения; умением быстро придумывать самые невероятные решения заданной проблемы.

Методика художественного проектирования формировалась в результате обобщения опыта работы многих профессиональных дизайнеров. Она закрепляет положения и принципы, характеризующие отличие современного дизайна от материально-художественного творчества прошлого. Эти отличия существуют в характере и сложности решаемых задач, научного и технического обеспечения, взаимоотношения дизайнера с производством.

Основой сложной методической организации процесса проектирования выступают два метода: эскизно-графический и объемный (моделировании в 3-D Мах), дополняющие друг друга. Эти методы используются при разработке:

1) Отдельного изделия

2) Комплекса изделий

3) Серии модификаций базовой модели

4) Системы элементов фирменного стиля предприятия или организации.

Этапы разработки дизайн-проекта

1. Разработка эскизного проекта.

Это самый трудный для дизайнера и самый приятный для клиента этап совместной работы. Однако именно от его точности зависит конечный результат. На данном этапе знакомятся с заказчиком и беседуем о том, каким он видит будущий интерьер помещения, какие нравятся стили и цветовые решения. В результате дизайнер прорабатывает основную идею, концепцию будущего интерьера и воплощает ее в виде эскизного проекта. При этом создается несколько эскизов с учетом пожеланий заказчика и функциональных возможностей помещения. Не смотря на то, что эскиз еще далек от совершенства готового дизайн-проекта, именно на данном этапе закладываются его самые важные основы - функциональность, комфортность и стиль.

2. Визуализация.

После выбора и утверждения заказчиком одного из вариантов эскизного проекта переходят к дальнейшим действиям - визуализации. Визуализация - это представление будущего интерьера помещения в объемной 3D-модели. Именно на этом этапе заказчик понимает, что он получит в действительности. Благодаря компьютерных технологиям, можно «прогуляться» по обновленной квартире. При этом гибкость 3D-модели позволяет вносить какие-либо изменения прямо на месте, не отходя от компьютера.

3. Создание рабочего проекта.

Данный этап начинается с разработки технической документации, чертежей коммуникаций, подбора и расчета количества материалов.

4. Подготовка проектов коммуникаций.

Все коммуникации должны быть не только современными, удобными, надежными, но и согласованными со всеми необходимыми службами. От этого зависит безопасность людей, проживающих или работающих в помещении.

Авторский надзор - это контроль со стороны авторов дизайн-проекта, проектной организации за соответствием создаваемого, строящегося объекта проектным решениям, принятым в ходе проектирования и зафиксированным в документации. Он дает гарантию того, что проект будет реализован именно в том виде, в каком он был спроектирован, изменен или дополнен его автором, и включает в себя такие услуги, как:

o плановое (как правило, два раза в неделю) посещение объекта

o необходимое корректирование и дополнение рабочей документации

o консультации заказчика

o соответствие выбранного колористического решения его исполнению

o соответствие отделочных материалов выбранным образцам

o контроль за выполнением текстильного заказа (поставка тканей, пошив и др.)

o размещение декоративных элементов в интерьере (картины, вазы, зеркала и т.д.)

Это важный этап в создании дизайн-проекта интерьера, когда помещение украшается и дополняется деталями.