Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Надежную конструкцию и эргономичный дизайн. Эргономика в сфере дизайн проектирования. Эргономика рабочей зоны

Манера обустройства жизненного пространства позволяет раскрыть характер и особенности человека. Расположение предметов, их размеры, сочетание, функциональность и стиль формируются в соответствии с предпочтениями хозяев. Эргономика в дизайне интерьера позволяет насытить помещения не только эстетической красотой, но и максимальной практичностью.

Главным правилом, которым пользуется эргономика, является комфорт, который ощущается от повседневного использования своего жилья. Для достижения этого эффекта необходимо следовать конкретным правилам. Давайте определим, каким критериям должно соответствовать жилье современного человека.

Эргономика в интерьере спальни

Эргономичный дизайн интерьера

Эргономичный дизайн комнаты

Квартиры в городе построены с учетом экономии места. В условиях малометражек очень трудно разместить все детали для комфортной повседневной жизни. Полезные советы специалистов по эргономике и выбору мебели помогут сделать просторным и функциональным даже маленькое помещение.

Определите жилую площадь дома и рассчитайте количество предметов интерьера, которые нужно в нем разместить.
Когда ремонт делается с нуля, хозяева часто забывают о месте под стиральную машину, холодильник или не заботятся о достаточном количестве закрытых полок для хранения вещей. Таким образом, лишние предметы приходится «ютить» произвольно, что доставляет существенное неудобство.

Эргономика в интерьере гостиной

Планировка эргономичного дизайна квартиры

Обратите внимание на новинки смарт-мебели.

На рынке есть новые модели раскладных стола, кровати, книжных полок и шкафчиков, который вписываются в пространство так, что с первого взгляда их не замечаешь. Такие предметы можно не только покупать, но и делать своими руками или на заказ.

Уберите все лишнее

Бывает, даже в красиво обставленной комнате чувствуешь себя неловко. Причиной тому – большое количество вещей, выставленных напоказ. К примеру, старая традиция собирать сувениры и статуэтки, которые пылятся на полках и никак не украшают интерьер.

Эргономичный дизайн комнаты

Эргономичный дизайн интерьера

Соблюдайте порядок

Чистота является незаменимым помощником эргономики. Из-за спешки мы часто разбрасываем вещи и банально захламляем пространство. В неубранной квартире человек подсознательно ощущает дискомфорт и не может сосредоточиться.

Подбирайте верные сочетания мебели
Основное место в квартире занимает мебель. Когда разные предметы интерьера взяты из несочетающихся комплектов, то это создает визуальный диссонанс. Создается ощущение, что вы собрали свой интерьер «из того, что было».

Обратите внимание на цвета

Слишком пестрая квартира в плане сочетания оттенков и текстур вызывает дискомфорт для человека. В подобных условиях наш мозг не может собрать все в единую композицию.

Эргономика в интерьере кухни

Располагайте элементы мебели с сохранением пространства

Выбирайте такие варианты мебели, которые максимально сохраняют свободное место и позволяют хранить больше предметов. Они должны идеально вписываться в интерьер и размеры помещения.

Для нестандартной планировки – индивидуальные решения

Покупать все в магазине – не лучший вариант, если у вас нестандартная квартира. В условиях полного отсутствия идей, перепланировку лучше доверить дизайнеру.

Не забудьте об аксессуарах

Перебор с большим количеством мелких и нефункциональных аксессуаров можно изменить в лучшую сторону, если обустроить помещение с применением практичных вещей.

Эргономичный дизайн интерьера

Эргономичный дизайн комнаты

Оформляйте комнаты в соответствии с их назначением

Многие проблемы эргономики решаются, если при обустройстве владелец учел все требования правильного зонирования пространства. У каждой зоны есть свое назначение. Функциональный дизайн позволит создать эргономичный образ.

Минимальные требования к устройству жилого дома

Существует ряд закономерностей, соблюдение которых позволит добиться улучшений.

  1. Если начинать с прихожей, даже в узком коридоре есть зазоры в 30-30 см. Этого места достаточно, чтобы установить компактную продолговатую обувницу – и место занято, и передвижению не мешает.
  2. Ширина прохода во всех комнатах должно быть не меньше, чем в 70-100 см. Доступ к функциональным предметам интерьера должен быть открытым.
  3. Не допускайте нагромождений мебели. Старайтесь спрятать изъяны при помощи хитростей: стола с потайными ящиками, дополнительными шкафчиками полками в шкафу и т.д.
  4. Каждую зону выделит свет и фактура материалов. Используйте стилистическую игру, но придерживайтесь единой композиции.

Стандартные правила создают лишь модель. Эргономика требует, чтобы интерьер максимально соответствовал потребностям каждого жильца. Для человека важно наличие всего необходимого, правильное расположение предметов, эстетика и комфорт. В жилом доме есть место для благоустройства любой зоны – кухни, столовой, прихожей, гостиной, спальни, санузла и рабочего места. Старайтесь выбирать предметы, которые меньше собирают пыль и позволяют обеспечить быструю уборку.

Схема эргономичного дизайна квартиры

Эргономика в интерьере комнаты

Организация пространства

Стандартная планировка жилья в новой квартире учитывает некоторые требования. Эргономика прослеживается в расположении помещений. К примеру, на входе в квартиру оставляют больше места под прихожую, затем ближе ко входу находится прихожая и кухня. Место для приема кухни обустраивается в уютном уголке. Зона отдыха, сна и работы, как и санузел, находится в удалении от входа для максимального комфорта. Важно чтобы площадь жилища соответствовала количеству проживающих здесь людей.

Ширина и высота прохода должна соответствовать габаритам человека. Выделить отдельные зоны в комнате поможет контраст цветов в отделке и правильно поставленный свет. Удобство в использовании мебели обеспечит отсутствие большого количества острых углов и правильно открывающиеся дверцы. Организуйте пространство в соответствии со своими предпочтениями и чувствами. К примеру, если вам некомфортно сидеть спиной к двери, то не ставьте рабочее место возле стены.

Эргономичный дизайн интерьера кухни

Эргономичный дизайн комнаты

Эргономика в интерьере комнаты

Эргономика зоны отдыха

Расположение предметов в зоне отдыха человека способствует расслаблению. В этом уголке все направлено на «релакс». Для достижения оптимального эффекта установите теплый пол, ворсистые напольные покрытия, мягкий свет при помощи лампы или бра. В зависимости от предпочтений, здесь устанавливают книжные шкафчики, софы, кресла или диваны.

Хорошо, когда с места отдыха открывается обзор на улицу. Наблюдение за окружающим миром важно для человека, он может в спокойной обстановке подумать, отвлечься и сосредоточиться. Лучшим решением для зоны отдыха является мягкая мебель и приглушенные тона.

Пример эргономики в дизайне интерьера

Эргономичный дизайн интерьера

Эргономика рабочего места

Антиподом места для отдыха человека является рабочая зона. Здесь все направлено на активизацию. Подумайте о расположении стола. Стиль мебели должен соответствовать стилю всех предметов быта. Не допускайте сочетаний модерна и классики в дизайне рабочего места. Обеспечить комфорт позволит правильная высота стола и стула.

Длительное сидение человека за компьютером компенсируется удобством спинки кресла. Выбирайте мебель, размеры которой соответствуют количеству рабочих приспособлений (канцелярских принадлежностей, техники, документов и т.д.). Освободите низ для комфортного положения ног. Лучшим вариантом является выделение отдельной комнаты для обустройства личного кабинета.

Эргономичный дизайн комнаты

Эргономика в интерьере комнаты

Эргономика в схеме квартиры

Эргономика зоны сна

В благоустройстве места под сон необходимо использовать минимум деталей. Освободите место для отдыха и расслабления. Если в зоне сна не нашлось места для кровати, то желательно установить удобную софу или раскладывающийся диван, что особо актуально для малометражных квартир. Он будет учитывать размеры пользователя и обеспечит практичность. У изголовья стоит установить точечный свет. Спальное место на двоих предполагает обустройство широких проходов с обеих сторон кровати. Подберите нейтральный цвет стены, успокаивающий нервную систему для быстрого засыпания.

Выделите для кровати ключевое место. Лучше расположить ее изголовьем у стены. Со спального ложа нужно открыть обзор на дверь и окно. Высота и длина кровати должна соответствовать размерам человека и необходимому количеству спальных мест. Покупайте кровати без острых углов и с закрытым низом, плотно прилегающим к полу, чтобы пыль не оседала в труднодоступных зонах. Для экономии пространства установите ложе с встроенными функциональными ящиками для постельного белья и покрывал, но не монтируйте полки с острыми углами над головой.

Эргономичный дизайн комнаты

Эргономика в интерьере комнаты

Эргономика обеденной зоны

Дизайн интерьера кухни влияет на скорость приготовления пищи и комфорт, с которым пища употребляется. Эргономика этого помещения обеспечивается подбором продуманной мебели. Подберите готовый гарнитур, сочетающий в себе удобство, простоту и функциональность. Важным аспектом в повседневном использовании комнаты является площадь столешницы для стола. Это рабочее место, размеры которого позволяют разместить всю технику и кухонные принадлежности. Новинкой для смарт-квартиры считается встроенная кухня, в которой спрятаны предметы быта.

Эргономика столовой и кухни предполагает наличие достаточного места для расположения полноценного обеденного стола (60 см для каждого человека) и комфортного передвижения. Помещения обязательно оборудуются холодильником, плитой, раковиной и ящиками под хранение утвари. Стены комнаты окрашиваются тонами, способствующими аппетиту. Высота потолка позволяет установить общий свет, а над рабочей поверхностью обустроены дополнительные лампочки. Пол отделан плиткой, а для дизайна интерьера использованы практичные детали.

Современная эргономика поможет оживить и создать комфорт в условиях любого пространства. Проявите фантазию и творчески отнеситесь к благоустройству каждой комнаты. Воспользуйтесь готовыми решениями в дизайне помещения, и вы получите отличный результат!

Видео: Эргономика в дизайне интерьера

50 фото идей эргономичного дизайна интерьера:

Кухню лучше ориентировать на северо-восток или северо-запад. Она должна иметь связь с подвалом и садом. Желательно иметь визуальную связь с садовой калиткой, дверью дома, площадкой, где играют дети, и террасой.

Кухня должна иметь хорошую связь с прихожей, столовой и помещением для домашних работ. Кухня является рабочим местом квартиры, помещением, в котором проводят много времени. Часто кухня, одновременно являющаяся столовой - место встречи всей семьи.

При оборудовании кухни следует добиваться: коротких рабочих путей, последовательности рабочего процесса, достаточной свободы движений, удобного положения тела при готовке пищи и соответствия высоты оборудования размерам тела, избегая работы стоя.

Минимальная площадь кухни-ниши 5-6 м2, кухни - 8-10 м2, кухни-столовой - 12-14 м2. Для облегчения работы надо стремиться к целесообразному расположению оборудования. Слева направо это - стол, плита, рабочий стол для посуды, мойка, место для сушки. Для удобного пользования оборудованием и мебелью расстояние между ними должно быть 120 см. При глубине 60 см оборудования и кухонной мебели ширина кухни должна составлять 240 см.

Удобная кухня предполагает рациональную организацию рабочего места. При размещении оборудования следует обращать внимание на то, чтобы пути были минимальными, отвечали последовательности рабочего процесса и было бы достаточно места для движения. Небольшой угол с местами для сиденья является преимуществом. Мебель должна обеспечивать удобство позы при работе, соответствие высот рабочих плоскостей размерам тела (достигается разной высотой цоколя). Кухонное оборудование и мебель изготавливаются так, чтобы они хорошо подходили друг к другу и были взаимозаменяемы. В небольших по размеру кухнях рекомендуются полы из светлых плиток, светлая окраска стен и потолков, что помогает создать светлую спокойную атмосферу.

Большинство кухонь проектируются слишком маленькими. Минимальная площадь кухонного помещения должна составлять 8 м2. Небольшие помещения требуют тщательного планирования. Важна не столько площадь кухни, сколько полезная площадь для целесообразной расстановки мебели и оборудования. Стандартные размеры мебели и оборудования кратны 60 см. Идеальная длина фронта, занимаемого оборудованием и мебелью -7 м. Навесные шкафы до потолка дают дополнительное место для посуды и др. приспособлений. Минимальная ширина кухни - 240 см. При меньшей ширине рекомендуется размещение оборудования вдоль одной стенки или в форме буквы Г.

Оборудование и напольные шкафы имеют высоту 85-92 см. Подоконники должны иметь большую высоту, чтобы они не мешали размещению оборудования. Обратите внимание на правильную подводку воды и газа.

Столовые. 60 х 40 см - площадь стола, необходимая человеку при приеме пищи. Она обеспечивает необходимое пространство для еды без помех от соседей. Посередине стола необходимо предусмотреть место шириной 20 см для размещения посуды, поэтому идеальная ширина обеденного стола - 80-85 см. Круглые, шестиугольные и восьмиугольные столы диаметром 90-120 см идеальны для 4 человек.

Создавая дизайн-проект интерьера или предметы интерьера , хороший специалист никогда не должен забывать о красоте творения и его функциональности. Ведь кроме внешнего облика, который непременно должен радовать глаз, человеку должно быть комфортно и ничего не должно вредить здоровью, неважно говорим мы о компьютерной мыши или целой квартире.

Именно поэтому, IK architects решило обратиться к эргономике . Такой необходимой, на сегодняшний день, науке.

Мы попытаемся обозначить, что же такое эргономика и зачем она нужна.

В традиционном понимании эргономика – это наука, заботящаяся о приспособлении окружающего человека пространства и предметов для безопасного и эффективного использования на основе психического и физического состояния человека.

В 2010 году Международной Ассоциацией Эргономики было принято более широкое определение:

«Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы».

Основа для эргономики состоит из многих наук, начиная от анатомии и заканчивая психологией. И ее основной задачей является нахождения оптимальных форм и размеров и правильное расположение предметов для наиболее безопасной и эффективной жизнедеятельности.

Эргономика важна для проектирования любого интерьера , начиная от рабочей зоны и заканчивая зоной сна.

И каждый уважающий себя дизайнер и архитектор должен знать все законы эргономики и применять их в дизайн-проектах .

В данной статье мы более детально остановимся именно на эргономике интерьера . Как Вы уже понимаете, одним из постулатов эргономики является правильное зонирование . Начнем мы с зоны отдыха .

Эргономика зоны отдыха

В зоне отдыха мебель проектируется, учитывая размеры человека в расслабленной позе, но угол наклона кресла или дивана не должен затруднять вставание. Кроме этого, человек должен дотягиваться до предметов на чайном столике не вставая с дивана, лишь двигая корпусом. Для этого необходимо, чтобы голени сидящего находились под столик, стоит предусматривать необходимое пространство. Говоря о пространстве, надо предусматривать пространство для ног всех, сидящих на диване. Особенно это актуально при угловых диванах.

Экран телевизора должен находиться сбоку под углом не менее 30 градусов. Расстояние зависит от размера экрана. Исходя из направления ненапряженного взгляда, главный луч зрения, который направлен в центр изображения, должен отклоняться к низу на 7 градусов.

Сегодня модным становиться камин, классический или современный. Как правило, его размещают в зоне отдыха , и как гласит нам эргономика , размеры камина должны быть пропорциональны объему помещения, чтобы не допустить перегрева. Также нельзя ставить мебель у самого камина.

Поговорив об отдыхе, давайте выясним особенности и общие нормы эргономики рабочей зоны , важной части любого интерьера .

Эргономика рабочей зоны

Для того чтобы правильно спроектировать рабочую зону необходимо точно знать в какой отрасли работает человек, так как сфера деятельности непосредственно влияет на эргономику рабочего пространства , но существуют общие положения, которые присущи каждому рабочему месту. Высота и форма стула и стола определяются через анатомические особенности человека. Высота стула зависит от высоты стола, но, желательно, чтобы была предусмотрена спинная опора.

При работе за компьютером у Вас должна быть возможность положить локти на стол, а также разместить необходимые принадлежности.

Ящики стола не должны находиться слишком низко. Оптимальный вариант – это нижний край ящика на уровне колена человека.

Человеку необходимо свободно садиться и вставать. Если Вы хотите сэкономить место, то поворотный стул именно для Вас. Кроме этого, благодаря нему ящики и полочки можно устанавливать и сбоку или позади стула.

Если в помещении необходимо оборудовать несколько рабочих зон, то следует оставлять проходы не менее 500мм.

Освещение – очень важный аспект эргономики в дизайне рабочего места . Нельзя чтобы руки и тело отбрасывали тень не рабочую поверхность, а источник света не должен слепить глаза, поэтому покрытие стола не должно быть эмалированным. Идеальным станет естественное освещение.

Эргономика зоны сна

Цель эргономики спальни – обеспечить комфортное спальное место. Размер кровати должен определяться размерами хозяина. Возможно, наличие спинки для удобного чтения на ночь. Возможность свободного подхода к кровати для её уборки.

А для уюта можно поставить небольшой прикроватный столик.

Эргономика зоны приёма пищи

Длина стола, рассчитанная для приема пищи одному человеку составляет 600мм. Глубина зависит от количества блюд.

Высота стула определяется высотой стола, а наличие опоры для спины – продолжительностью приема пищи. Важно обеспечить свободный доступ ко всем стульям.

Это лишь общие очерки об эргономике в интерьере . Более подробно вы узнаете нормы эргономики в других статьях IK architects .

Но помните, хороший дизайнер обязан знать эргономику , а в IK architects работают хорошие специалисты, которые спроектируют красивый, эргономичный интерьер .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Лекция №1

Этапы развития эргономики

Эргономика (происходит от двух греческих слов Ergo-работа + nomos-закон) - это научная дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека в конкретных условиях его трудовой деятельности в целях оптимизации механизмов, изделий и рабочих мест, наиболее удобных для работника.

Человек является ведущим звеном в системе “человек - машина - среда” (СЧМС), однако при создании технического и технологического оборудования уделяется внимание, прежде всего конструкционным и функциональным параметрам и не всегда учитываются возможности и особенности человека.

Работы эргономического направления относятся к категории прикладных исследований, которые обеспечивают связь науки с производством. Основное содержание эргономики состоит в создании предметной среды, в условиях которой трудовой процесс происходит с наименьшей затратой сил и при условиях наиболее достойных человека. Выполнение этой задачи возможно лишь при опоре на систему знаний о человеке, его анатомо-физиологических и психологических особенностей.

Новые формы развития промышленного производства, с одной стороны, снижают физическое напряжение человека, а с другой - предъявляют все новые требования к его психической, интеллектуальной деятельности, к его чувственному восприятию, требуют от него все более высокого проявления способностей, знаний и умений принимать решения. Современное производство, оснащённое сложными техническими системами, предъявляет к человеку повышенные требования, вынуждающие его работать в экстремальных условиях на пределе психологических возможностей.

ПРИМЕР: Когда мы слышим в средствах массовых информаций о каких-то катастрофах, то причиной становится сбой в системе или человеческий фактор. Причина крупнейшей аварии конца XX века - Чернобыльской АЭС в 1986 - комбинация недостатков проектирования, ошибок операторов, организационных и административных просчетов. Игнорирование проблем взаимодействия между человеческими (персональными и организационными) и техническими подсистемами при проектировании крупных промышленных предприятий.

С развитием новой техники возникла необходимость привести в соответствие конструкцию изделий, их производство и функции с трудовыми характеристиками человека. Эргономика решает вопросы, возникающие при взаимоотношениях между человеком, орудием производства, техническим оборудованием и производственными условиями. Её назначение состоит в гуманизации техники (приспособления техники к психологическим свойствам людей), создании оптимальных условий труда человека.

Тенденция развития эргономики приводит к необходимости применения ее разработок к любой сфере человеческой деятельности. Формы приложения принципов и установок эргономики к дизайну среды сводится к проектному формированию трех составляющих средовых объектов и систем: протекающим здесь процессам, предназначенному им пространству и его предметному наполнению.

Предметное наполнение -- орудия труда, вещи, изделия, инструменты, приборы, механизмы, машины, пространственное окружение - комплекс габаритных и физических условий бытия.

Проектируя архитектурную среду, в которой человек живёт, работает и отдыхает, нельзя забывать о таких понятиях как: функциональность, комфорт, удобство и безопасность, то есть максимально учитывать человеческие факторы.

Под человеческими факторами в эргономике понимается совокупность анатомических, физиологических, психологических и психофизических особенностей человека, а также социально-психологических моментов, оказывающих влияние на эффективность его жизнедеятельности в контакте с машинами и средой.

ПРИМЕР: Известный испанский архитектор Антонио Гауди при строительстве парка Гуэль в Барселоне, спроектировал змеевидную скамейку, выложенную цветной керамической мозаикой. Эта скамья - первая в мире анатомическая скамейка. На ней очень удобно сидеть, спина отдыхает, мышцы расслабляются. Чтобы добиться этого, Гауди сажал своих рабочих в ещё не застывший цемент, и по слепку сделал такую невероятно удобную скамью (см. рисунок).

История эргономических исследований

Предпосылками возникновения и развития эргономики и инженерной психологии явились:

1. недостаточная эффективность СЧМС, их высокая аварийность в связи с неудовлетворительным учётом в конструкции этих систем функциональных возможностей человека и психологических закономерностей;

2. рост травматизма людей, взаимодействующих с техническими системами на производстве и в быту;

3. большая текучесть кадров в связи с неудовлетворительностью людей тяжелой, опасной или недостаточно продуктивной работой;

4. рост числа заболеваний, связанных с функциональным перенапряжением организма и психики из-за нерациональных условий труда, высоких рабочих нагрузок и т.д.

До 1940-х годов проектированием и созданием техники, оборудования и промышленных предприятий занимались инженеры и конструкторы. Они руководствовались законами механики и электротехники, практически не думая о людях, которые будут управлять машинами. Человеку приходилось приспосабливаться к технике, соответствовать предъявляемым требованиям. Адаптации человека к машине, способствовало изучение рутинных операций.

В связи с развитием науки, техники, экономики, большое внимание уделяется военной эргономике. Только после Второй мировой войны учёт человеческих факторов вылился в самостоятельную научную дисциплину. Итоги и опыт войны, дали импульс для исследования путей повышения эффективности боевой деятельности, созданию безопасности и комфорта солдата в полевых условиях, предотвращения травматизма. Начались работы по обобщению достигнутого опыта и применению его к решению индустриальных проблем.

В конце 40-х -- начале 50-х годов на основе накопленных знаний возникла потребность в целостной системе представлений о работающем человеке, о его взаимоотношениях с техникой и с окружающей средой и важным шагом в этом направлении было образование в 1949 г. в Англии Эргономического научно-исследовательского общества. Так возникло объединение ученых смежных научных дисциплин для совместной работы по решению общих проблем в проектировании эффективной трудовой деятельности человека, использующего в процессе работы технические средства и системы. Для обозначения новой научной области был использован термин “эргономика” впервые предложенный еще в 1857 г. польским естествоиспытателем Войтехом Ястшембовским, опубликовавшим работу “Очерки по эргономии, или науке о труде, основанной на закономерностях науки о природе”.

Английский учёный-эргономист Брайан Шеккел предложил следующую периодизацию этапов развития эргономики в XX веке:

50-е годы - военная эргономика - модернизация военной техники;

60-е годы - промышленная эргономика - проектирование средств транспорта и оборудования производственной среды и космической техники;

70-е годы - эргономика потребительских товаров и услуг - безопасное пользование бытовыми изделиями, предотвращение бытового травматизма;

80-е годы - эргономика компьютеров - от простейших видов - формы мониторов и клавиатур-до проблем разработки понятного для пользователя языка и адаптивных обучающих и диалоговых систем, проектирование рабочих мест;

90-е годы - когнитивная эргономика, эргономика информатизации (новые информационные технологии).

В СССР эргономика как самостоятельная научная дисциплина начала развиваться в 50-е годы.

Становление и развитие этой науки было вызвано изменениями условий трудовой деятельности, которые произошли в результате бурного развития техники, механизации и автоматизации труда, появления интенсифицированных методов работы и нового оборудования, а также необходимостью научной организации труда (НОТ). Надежность и эффективность усложнявшейся техники в значительной мере стала определяться «человеческими факторами». Если бы в сложных орудиях труда они не учитывались, пользоваться ими стало бы почти невозможно. Технический прогресс, таким образом, не мог не поставить проблему «человек и машина». В 1962 г. был образован Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). В структуре этого института впервые в стране создан отдел эргономики. С участием института и его филиалов подготовлены многие государственные и отраслевые эргономические стандарты.

Эргономика опирается на комплекс базовых дисциплин (зарисовать в тетрадь)

Системотехника - научно-техническая дисциплина, охватывающая вопросы проектирования, создания, испытания и эксплуатации сложных систем

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис.1. Взаимосвязь эргономики с другими дисциплинами

Предмет, цели и задачи эргономики

*Первая цель - повышение эффективности и качества деятельности человека в системе “человек-машина-среда” (или “человек - орудие труда - среда”)

Вторая цель - безопасность труда. К системе техники безопасности относятся службы техники безопасности и производственной санитарии во всех отраслях. Надзор и контроль за соблюдением правил по ОТ осуществляют специально уполномоченные государственные органы.

Третья цель - обеспечение условий (рабочей среды) для развития личности человека в процессе труда.

ВЫВОД: Главная цель эргономики формулируется как единство трех аспектов исследования и проектирования: 1) повышение эффективности деятельности и соответственно функционирования человеко-машинных систем; 2) охраны здоровья людей; 3) всестороннего развития личности людей, участвующих в трудовом процессе. Принятие тезиса о триедином характере главной цели эргономики позволяет избежать отрыва эргономических исследований от конкретных задач развития производства.

Система - совокупность элементов - человек (оператор), машина и среда.

Среда - внешние факторы, оказывающие влияние на работу оператора и машины.

Предмет эргономики - конкретная трудовая деятельность человека, использующего машины.

Объектом исследования эргономики является система “человек - машина - среда” (СЧМС). Эргономика рассматривает СЧМС как сложное функционирующее целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку.

Человек - оператор - любой человек, управляющий машиной: диспетчер аэропорта, рабочий-станочник, домохозяйка с пылесосом. Для эргономиста они все являются операторами.

*Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приёмов) выполнения деятельности и способов специальной подготовки (обучения, тренировки, адаптации) к ней, а также тех характеристик средств и условий, которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности, и психофизиологическое состояние человека.

Проектирование системы «человек-машина-среда» должно проходить в совместной деятельности конструктора и эргономиста.

ПРИМЕР: Проектирование бытового холодильника конструкторами-дизайнерами и эргономистами.

Конструкторы-дизайнеры занимаются разработкой технической части: холодильная камера, морозильная камера, теплоизоляция, компрессор, вентилятор, освещение, звуковой сигнал, конденсатор, таймер. Формой, структурой и фактурой материала - это ударопрочный полистирол, графические символы. Функциональное наполнение объёма - регулируемые по высоте полки, полки - барьеры для напитков, выдвижная камера-контейнер для хранения овощей и фруктов, легко снимаются, что облегчает чистку холодильника.

Задача - над чем работает эргономист?

Эргономисты - разработкой алгоритма эксплуатации холодильников-морозильников, измеряют габариты техники (глубину, ширину, высоту) в зависимости от антропометрических характеристик человека и площади помещения, исследования на функциональном макете, оценка опытного образца. Исследования проводят три человека, характеризующиеся средними и пороговыми, т.е. низкими и высокими размерами тела.

Модернизация современного холодильника - морозильная камера переместилась сверху вниз, полочки из ударопрочного стекла расположились на уровне глаз, что позволяет безопасно извлекать продукты и кастрюли, предусмотрена перенавеска дверей.

А духовой шкаф на кухне наоборот снизу переместился вверх на уровень груди, что облегчает хозяйкам готовить пищу и следить за тепловой обработкой.

Лекция №2

Эргономические требования

эргономика комфортный освещение

Эргономические требования - это требования, которые предъявляются к системе ЧМС в целях оптимизации деятельности человека-оператора с учётом его социально-психологических, психофизических, психологических, антропометрических, физиологических и других объективных характеристик и возможностей. Эргономические требования являются основой при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке пространственно-композиционных решений системы в целом и отдельных её элементов.

Оптимизация -- в наиболее общем случае: выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных.

Основные эргономические требования к оборудованию - рассмотреть СЧМС на рисунке

(записать требования в тетради рис. СЧМС_СНиП)

Комментарий к требованиям и рисунку:

Конструкция производственного оборудования должна обеспечивать выполнение трудовых операций в оптимальных зонах моторного поля рук и ног в зависимости от требуемой точности и частоты действий. При проектировании оборудования следует обеспечить возможность чередования рабочих поз «стоя» - «сидя».

Рабочие зоны оборудования должны иметь достаточную освещенность соответственно характеру и условиям выполнения работы. Уровень производственного шума не должен превышать допустимых значений в соответствии с санитарными нормами. Параметры воздушной среды с учетом работ производственного оборудования должен удовлетворять требованиям СанПиН 2.2.4. «Физические факторы производственной среды».

Средства отображения информации должны быть размещены в зонах информационного поля с учетом частоты и значимости поступающей информации, типа средств отображения информации, точности и скорости слежения и считывания.

Органы управления следует размешать на оборудовании с учетом их функционального назначения, частоты применения, последовательности использования функциональной связи с соответствующими средствами отображения информации (Сан П и Н 2.2.2. 540-96).

Все движущиеся и вращающиеся элементы оборудования должны быть надежно ограждены, иметь блокировки для исключения травматизма. Возможную опасность следует обозначить сигнальными цветами и знаками безопасности.

Цветовое решение оборудования должно соответствовать требованиям эргономики и технической эстетики.

Расстояния между оборудованием должны обеспечить безопасное передвижение работающих и транспортных средств.

Для привлечения внимания сигнал следует модулировать (прерывистые трели, биения - 1 -2 ударов в секунду). Звуковые сигнализаторы рекомендуется комбинировать с визуальными. Например, звуковой сигнал включается при возникновении неполадок в оборудовании, а световой сигнал информирует о месте, где они произошли.

Все виды труда условно делятся на три группы: физический труд, где преобладает мышечная деятельность, сенсорный (пример - оператор, диспетчер), где нагрузка приходится на рецепторные системы (обоняние, осязание, слуховые и зрительные органы, т.е. задействованы органы чувств), и умственный труд. Условность деления на группы объясняется тем, что ни один из видов труда не может выполняться без участия нервной системы.

Эргономические исследования преимущественно включают виды трудовой деятельности, которые связаны с использованием технических средств.

Эргономические свойства - свойства изделий (машин, предметов или их совокупностей), которые проявляются в системе “человек-машина-среда” в результате реализации эргономических требований.

Эргономичность -- это целостность эргономических свойств, к которым относятся управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость.

Записать определения из структурной схемы ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНИКИ.

Управляемость - (несколько определений) - соответствие распределения функций между человеком (или группой людей) и техникой оптимальной структуре их взаимодействия при достижении поставленных целей.

БЕСЕДА: Садишься в любую японскую машину и через 5 минут ты в ней все знаешь, а сядешь в немецкую, и будешь целый месяц изучать. Так и с любой техникой: телевизоры, стиральные машины, плиты, и т.д.

Обслуживаемость - соответствие конструкции технического объекта (или отдельных его элементов) оптимальной психофизиологической структуре (зрительные, слуховые, осязательные и обонятельные возможности) деятельности по его эксплуатации, обслуживанию и ремонту.

БЕСЕДА: Для наглядности взять примеры "дружеского" или ещё так называемого интуитивно-понятного интерфейса (удобство использования оборудования без дополнительного использования инструкции по применению - смотришь на оборудование и по маркировке понимаешь куда нажать). Почему берёшь телефон Самсунг любой модели и через пару минут ты знаешь куда нажать, а берёшь Нокио и целый вечер знакомишься с ней.

Освояемость - заложенные в технике возможности быстрейшего его освоения (приобретения необходимых знаний, умений и навыков управления). Задаваемые техникой требования к уровню развития профессионально значимых психофизиологических и психологических функций человека.

БЕСЕДА: Примером может служить операционная система Виста. Когда люди её протестировали, то стали опять к ХР возвращаться. Неудобная оболочка оказалась. Корпорация Майкрософт не отбила вложенных в разработку денег и стала быстренько новую операционку разрабатывать, некий симбиоз ХР и Висты.

Обитаемость - соответствие условий функционирования техники биологически оптимальным параметрам рабочей среды, обеспечивающим человеку нормальное развитие, хорошее здоровье и высокую работоспособность. Возможность уменьшения и ликвидация вредных для природной среды условий функционирования техники.

БЕСЕДА: Насколько соответствуют кабинеты в колледже Санитарно-гигиеническим требованиям к помещениям: к классу - на 1 чел -2,5мІ, в компьютерном классе - 4, 5мІ, в мастерской по масляной живописи - 3,5мІ+вытяжка; освещённость, температура, влажность, запылённость, шум, радиация.

Эргономическая норма - функциональный оптимум, под которым принимают протекание всех процессов в системе с наиболее возможной слаженностью, надёжностью, экономичностью и эффективностью. Оптимальное состояние - это наилучшее и наиболее адекватное из реально возможных однородных состояний, более всего соответствующее определённым условиям и задачам функционирования систем.

Эргономика в строительстве, архитектуре и дизайне оборудования зданий и помещений пока мало изучена и нуждается в эргономических исследованиях и разработках. Большинство исследований связано с изучением вредных и опасных факторов в строительстве, где еще крайне высока физическая нагрузка работающих по сравнению с другими отраслями производства. Подъем и перенос грузов во многих случаях осуществляются вручную. Превышение предельно допустимых концентраций пыли в воздухе, высокий уровень шума, вибрации, плохое освещение, особенно в зимнее время года, работа в неблагоприятных климатических условиях.

БЕСЕДА: В период прохождения учебной практики на втором курсе вы использовали для перемешивания сухих сыпучих смесей ручной миксер. На рис.3 можно увидеть современные модели ручных строительных миксеров, отвечающим эргономическим требованиям. Это небольшой вес, удобная боковая рукоятка, регулировка частоты вращения, инструменты выполнены из ударопрочных материалов.

Эргономические требования на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации сооружений - это эксплуатационно-технические свойства, т.е. жизнедеятельность в системе ЧС (учёт протекающих внутри функциональных процессов); вопросы охраны труда; взаимосвязь строительного материала (гипсокартон, природный или искусственный камень, древесина, металл, ж/б, кирпич, лакокрасочные материалы, материалы на основе полимеров), конструктивных систем и архитектурной формы; рациональный выбор, опыт применения для проектирования несущих и ограждающих конструкций, наружной и внутренней отделки зданий и сооружений (интерьер, экстерьер).

Архитектурное проектирование и дизайн интерьера сталкиваются с эргономическими проблемами при решении следующих задач:

1) размеры, форма и другие общие свойства пространства;

2) организация маршрутов передвижений, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффективности, охраны труда и безопасности;

3) совместимость деятельности людей и окружающей среды;

4) основные типы мебели, принадлежностей, оборудования и их конструктивные характеристики, влияющие на выполнение деятельности, ее результаты и получаемое от нее удовлетворение;

5) расположение мебели, приспособлений и оборудования;

6) группы людей и виды деятельности, требующие специальных мебели, принадлежностей и их размещения, а также те аспекты охраны труда и безопасности;

7) отделка поверхностей, если она может оказывать влияние на восприятие и деятельность человека;

8) влияние температуры, движения воздуха, влажности, звука, шума, освещения и климатических условий на работоспособность человека и создание комфортных условий деятельности;

9) влияние новой продукции и развивающейся технологии на характеристики традиционного типа здания.

*Основные структурные элементы эргономики - последовательные этапы эргономических методологических исследований (начертить структурную схему, рис.2.)

1. теория, методология (система принципов, приёмов и способов),

2. научные знания об объекте исследования,

3. блок оперативных средств и методов исследования охватывает три важнейших направления эргономических исследований: анализ деятельности человека с исследованием факторов её протекания, синтез (моделирование) и оценка объекта, разработка эргономических требований и показателей,

4. объект исследования “человек-предмет-среда

5. результаты эргономического исследования -- научно и экспериментально обоснованные данные, необходимые для проектной разработки системы (эргономическая оценка и аттестация объекта)

Эргономика органично связана с дизайном, одной из главных целей которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям. При этом отрабатываются не только свойства внешнего вида предметов, но, главным образом структурные связи, которые придают системе функциональное и композиционное единство.

Понятие *эргодизайн объединяет в себе научные эргономические исследования “человеческого фактора” с проектными дизайнерскими разработками.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовить материал по психологическим процессам (явлениям): внимание, мышление, память, наблюдение.

Лекция №3

Факторы, определяющие эргономические требования

Цели урока:

В эргономических исследованиях занят коллектив специалистов: психологов, физиологов, гигиенистов, архитекторов, дизайнеров, инженеров и т.д.

*Ближайшие для эргономики отрасли науки:

* инженерная психология (изучение конструкций инструментов, машин, приборов и особенностей производственных операций с точки зрения психологических свойств человека);

* психология труда (изучение взаимосвязи личности с условиями, процессом и орудиями труда);

* физиология труда (изучение изменений в организме во время трудовой деятельности);

* гигиена труда (создание благоприятных условий труда, обеспечение здоровья и трудоспособности человека).

Гигиена -- раздел профилактической медицины, изучающий влияние внешней среды на здоровье и работоспособность человека; практическая область применения гигиены -- санитария - разработка санитарных норм и требований.

В эргономике ведутся поиски обоюдного приспособления техники и человека: с одной стороны адаптация техники к человеческим возможностям, с другой -- приспособление человека к условиям труда.

Эргономический подход к решению задачи оптимизации жизнедеятельности человека определяется комплексом факторов. Главные из них, обусловленные индивидуальными особенностями человека:

Социально-психологические факторы предполагают соответствие конструкции машины (оборудования, оснащения) и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают характер межличностных отношений, зависящий от содержания совместной деятельности по управлению объектом (удовлетворение работой, оплатой, социальное обеспечение, режим работы).

ПРИМЕР: Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. Можно провести аналогию с природно-климатическими условиями, в которых живет и развивается растение. В одном климате оно может расцвести, в другом -- зачахнуть. То же самое можно сказать и о социально-психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется, в других группа функционирует оптимально и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Психологические факторы предопределяют соответствие оборудования, технологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека

Антропометрические факторы обуславливают соответствие структуры, размеров оборудования оснащения и их элементов структуре, форме, размерам и массе человеческого тела, соответствие характера форм изделия анатомической пластике человеческого тела.

Психофизиологические факторы обуславливают соответствие оборудования зрительным, слуховым и другим возможностям человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.

Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям.

Гигиенические (гигиена -- греч. Hyhieinos -- приносящий здоровье) факторы предопределяют требования к освещенности, газовому составу воздушной среды, влажности, температуре, давлению, запыленности, вентилируемости, токсичности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излучений, в т.ч. радиации, шуму (звуку), ультразвуку, вибрациям, гравитационной перегрузке и ускорению (микроклимату)

Если говорить о психологических моментах, то они связаны, прежде всего, с психологией труда: психологические особенности личности; психологические особенности внимания; роль психологического климата в коллективе.

Психологические особенности личности -- совокупность существенных и более или менее постоянных особенностей личности. Они не остаются неизменными на протяжении всей жизни, а меняются с развитием личности и во многом зависят от окружающих условий (социальных, культурных, материальных и пр.).

К основным психологическим особенностям личности относятся:

* мировоззрение, т.е. система взглядов на окружающие явления в природе и обществе;

* интересы личности (жизненные ценности и цели, духовные запросы, вещизм и пр.);

* черты характера личности, т.е. совокупность стержневых психологических свойств,

накладывающая отпечаток на поступки, всю жизнедеятельность (инициативность,

добросовестность, нерешительность и пр.);

* способности и одаренность, т.е. предрасположенность к более успешному выполнению какого-либо вида деятельности;

* сила нервной системы (её работоспособность) и тип нервной системы личности, который предопределяет скорость перехода от одной деятельности к другой.

Основных характерных типов нервной системы четыре:

1. Слабый (меланхолик) -- характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения. Такой работник не отличается высокой работоспособностью, зато способен реагировать на более тонкие сигналы, склонен к тонкой, тщательной работе.

2. Сильный неуравновешенный тип (холерик). У него процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Такого человека вряд ли следует занимать монотонной или требующей длительной концентрации внимания работой. Однако он способен на быстрое переключение внимания, проявление инициативы.

3. Сильный уравновешенный подвижный тип (сангвиник). Сильная нервная система со сбалансированными и легко переключаемыми процессами.

4. Сильный уравновешенный инертный тип (флегматик). Спокойный, стрессоустойчивый, маловозбудимый тип незаменим для педантичной, скрупулезной, требующей усидчивости работы.

В “чистом” виде характерные типы нервной системы, как правило, не встречаются. Реальные конкретные люди обладают смешанными чертами с преобладанием того или иного типа.

Психологические особенности личности влияют как на выбор профессии, степень овладения ею, так и во многом определяют психологическую совместимость с коллегами (психология профессий - определение выбора до 30 лет)

В процессе жизнедеятельности (на производстве, при вождении автомобиля, в простых, на первый взгляд, бытовых ситуациях и т.д.) большую роль играет внимание -- сложное психологическое явление, тесно связанное с мышлением.

Внимание - это способность человека целенаправленно сосредоточивать своё сознание на определенном объекте, определённых мыслях и одновременное отвлечение от других. В силу этой особенности психической деятельности одни объекты могут восприниматься ярко и отчетливо, другие выпадают из поля зрения, удаляются на второстепенный план.

Качественная сторона внимания, имеющая профессиональную значимость, определяется его направлением, концентрацией, устойчивостью, объемом, глубиной, скоростью переключения.

Направление внимания характеризуется уровнем сосредоточенности психической деятельности человека на объектах внимания, которые могут быть внешними и внутренними.

Объем внимания характеризуется количеством объектов внимания и, в зависимости от свойств личности и конкретных условий труда, может значительно различаться. Наиболее плодотворно можно работать, имея не более 5 объектов внимания (максимум -- до 7).

Устойчивость внимания характеризуется продолжительностью его концентрации на объектах внимания.

ПРИМЕР: Как показывают специальные исследования, для работ, где требуется высокая концентрация внимания в производственных условиях, человек может удержать его на определенном объекте 15--20 мин, после чего внимание ослабевает.

На устойчивость внимания в процессе труда влияет глубина знания работником объекта внимания; состояние объекта (человеку легче концентрировать внимание на динамичных, а не статичных объектах).

Процесс распределения внимания тесно связан с процессом переключения внимания (т.е. намеренного его переноса с одного объекта на другой).

Мышление - процесс познавательной деятельности, который характеризуется обощением и опосредованным отражением действительности. Мыслительные операции: анализ (разложение) - синтез (восстановление целого); сравнение (сопоставление); абстрагирование (мысленное отвлечение); обобщение (объединение по признаку).

Формы мышления:

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение - это основная форма мышления в процессе которой утверждается или отрицается связи между предметами или явлениями.

Умозаключение - сложная мыслительная деятельность, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, приходит к новым общим и частным выводам. Человек пользуется двумя видами умозаключений - индуктивным (способ рассуждений от частных суждений к общему) и дедуктивным (способ рассуждений от общего суждения к частному)

Виды мышления:

Наглядно - деятельностное, образное, отвлеченное

Память - психический процесс, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека. Заключается в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого, пережитого или сделанного.

Благодаря памяти человек может овладеть опытом, накопленным предшествующими поколениями людей; успешно применять свой личный опыт в практической деятельности; непрерывно расширять свои знания, навыки и умения.

Любое проявление памяти требует, прежде всего, запоминания, т. е. запечатления воспринятого материала, затем сохранения этого запомненного материала в сознании в течение какого-то (нередко очень длительного) времени; а о том, сохранился ли в сознании этот материал или нет, можно сказать только в случае попытки его узнавания или воспроизведения. Каждому из этих четырех этапов памяти присущи свои особенности.

Наблюдение -- это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В деятельности педагога могут применяться различные виды объективного наблюдения.

Виды наблюдений

Непосредственное - проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом

Опосредованное - используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение

Открытое (явное) - наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц.

Скрытое - наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении. Использование скрытых камер и т.д.

Включенное (причастное) - Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри».

Психические процессы: наблюдение, восприятие, ощущение, воображение, речь.

Все эти процессы и свойства человеческой психики зависят от природных способностей и склонностей человека к определенному виду деятельности, а также от тренировки (производственной практики) и созданных производственных условий.

Провести ТЕСТ НА ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА (стандартный, который проводят психологи) или ТЕСТ на внимание, мышление, память

Лекция №4

Комфортное пребывание человека в архитектурной среде

В процессе жизнедеятельности человек находится под сложным влиянием материальных условий окружающей среды, которые во многом определяют его активность, работоспособность и состояние здоровья. Педагог немецкой школы дизайна - Баухауз - Оскар Шлеммер говорил, что человек -- центр мироздания, хозяин положения и управляет нитями-связями окружающей среды по своему желанию (рисунок 4а)

В действительности все обстоит совсем не так, и сегодня человек все чаще оказывается не хозяином положения -- паучком, а жертвой-мухой, попавшей в густую паутину неблагоприятных факторов.

Активность жизнедеятельности человека, его работоспособность и состояние здоровья во многом определяются свойствами окружающей среды, воздействия неблагоприятных факторов естественного и техногенного происхождения. Особую опасность представляют так называемые «тихие» факторы окружающей среды, которые не воспринимаются непосредственно органами чувств, но весьма активно влияют на состояние человека

ПРИМЕР: Печи СВЧ - приготовление пищи в них очень удобно, быстро, они экономичны с точки зрения потребления энергии. Исследования показывают, что термическая обработка еды в СВЧ не полезна для нашего здоровья, особенно при использовании одноразовой посуды из полистирола. При нагревании в пищу попадают вредные токсины.

Чаще всего трудно выделить факторы, имеющие решающее значение для оптимального состояния человека.

Дополнительные трудности при оценке среды создают значительные различия и индивидуальные особенности человеческого организма. Разные люди весьма различно реагируют на влияние одних и тех же раздражителей, действующих с одинаковой интенсивностью. Индивидуальная восприимчивость и зависящий от нее уровень сопротивляемости организма по отношению к физическим и химическим воздействиям изменяются под влиянием внешних условий и внутренних факторов.

ПРИМЕР: Профессиональные заболевания, кумулятивная травма (накопляемая) - развивается постепенно в течение долгого времени в результате трудовой деятельности

Реальные технические возможности мониторинга (контроля) окружающей среды и регистрации физиологического состояния организма диктуют необходимость введения некоторых условностей с их дифференциацией (разделением, расчленением целого) по группам и элементам.

Например, прямое воздействие климата на организм человека определяет его тепловое состояние, поведение, заболеваемость и т.д. Климат оказывает непосредственное влияние на принятие того или иного объемно-пространственного решения в архитектурном проектировании, выбор конструктивных и отделочных материалов и т.д.

Состояние среды, т.е. экологическая обстановка в жилище, общественных зданиях (в первую очередь медицинских, дошкольных и школьных) требует к себе пристального внимания архитекторов и дизайнеров в связи с все большей электронизацией оборудования, использованием новых поколений синтетических материалов при строительстве, отделке, изготовлении мебели и пр.

Электромагнитные и электростатические поля, радиация -- эти так называемые «тихие» факторы, создаваемые техническим оборудованием и приборами, оказывают вредное воздействие на здоровье нынешнего поколения (особенно детей, пожилых и больных людей), но еще более пагубно могут сказаться на потомках.

ПРИМЕР: микроволновая печь, пылесос, компьютер, неправильное устройство “тёплого пола” могут представлять опасность из-за превышения допустимого уровня магнитного поля в десятки раз.

Сущность опасности применения синтетических (иногда естественных материалов) в интерьерах состоит в том, что строительные и отделочные материалы, материалы для изготовления мебели и оборудования в той или иной степени воздействуют на пространство помещений среды обитания и находящихся там людей.

Материалы как одно из главных средств решения задач, выдвигаемых архитектурой: осуществление творческого замысла, эстетическая выразительность, экономическая и функциональная целесообразность.

Различают три основных механизма такого воздействия.

Химическое воздействие возникает в результате выделения в воздух помещений химических веществ, способных испаряться или возгоняться через поверхность материала, элементы конструкций в воздух (формальдегид, фенол, винилхлорид, акрил и т.д.).

Физическое воздействие вызывается электризуемостью материалов и воздействием на человека поля статического электричества, проникновением через материал (перегородки) звуковых волн (шум) и их воздействием на слух и нервную систему, недостаточной теплоизолирующей способностью конструкций интерьеров и элементов оборудования; возможно и радиоактивное излучение из материалов.

Биологическое воздействие обусловлено возникновением грибковых колоний во влажных и теплых местах и, как следствие, -- аллергических заболеваний из-за попадания в воздух грибковых спор. Присутствие насекомых и мелких грызунов -- это тоже биологическое воздействие.

Комфорт пребывания человека в искусственной среде определяется следующими блоками данных, определяющих ее микроклимат:

Гигиенические характеристики (инженерно-техническое оборудование, кондиционирование, поддержание температуры, влажности, чистоты);

Психофизиологические факторы (источники света, цветовое решение интерьера, выбор отделки: камень, металл, дерево, текстиль, лакокрасочные покрытия, рулонные материалы);

Пространственно-антропометрические параметры (функциональное зонирование на бытовые зоны и зоны отдыха, предусмотреть удобство сообщения между зонами и оптимальные условия для выполнения каждого процесса).

Рассмотрим гигиенические факторы, которые определяют характеристики среды обитания, создающиеся под воздействием климатических условий, функционирования орудий и предметов труда и отдыха, технологических процессов на производстве или в быту, а также влияние строительно-отделочных материалов и колористических решений интерьеров.

На рис. 4 б показаны зона комфортных условий, которые приемлемы и мало влияют на работоспособность человека, а также зона предельно допустимых условий окружающей среды, при которых происходят существенные физиологические изменения организма.

Эти элементы гигиенических факторов можно сгруппировать в функциональные блоки.

Совместная работа со студентами: используя рис. 4 б - заполнить таблицу - *Объективные характеристики (элементы) среды обитания (табл. №1 изменить) + поясняя единицу измерения + дополнения под таблицей (мои комментарии)

Предметная среда, эргономические основы организации

Колесникова Анастасия Александровна,

аспирант кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета.

Эргономика является базисом в дизайне, тем фундаментом, который закладывает основу всего создаваемого. В своей книге В.Ф.Рунге так говорит о дизайне: «Одной из главных целей которого, является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. Именно композиционное единство позволяет рассматривать эргономику как естественнонаучную основу дизайна» . В индустриальном дизайне эргономика участвует в создании предметов быта, орудий труда и механизмов, а в графическом дизайне в разработке упаковки. В дизайне среды достижения эргономических исследований учитываются в проектировании интерьера и экстерьера, организации ландшафтного дизайна.

Эргономика – это научная дисциплина, которая изучает деятельность человека в бытовых и трудовых процессах, создавая наиболее благоприятные условия жизнедеятельности и психического состояния человека. Проект помещения должен быть с самого начала ориентирован на создание системы эргономических свойств, так как это является наиболее важной целью. Целью эргономики является улучшение взаимосвязи человека с окружающей его средой, сохранение его здоровья и создание условий для развития личности. Связь между тем, что окружает человека, с чем он сталкивается в повседневной жизни, в эргономике сокращенно называется «человек – машина – среда». Данная система гармонизирует компоненты, причины объединенные определенной целью. Требования предъявляемые к системе «человек – машина – среда» неотьемлимо связаны с достижением поставленных целей.

Данные примеры указывают на то, что эргономические основы участвуют в формировании целой среды дизайна и их значение невозможно переоценить. «Являясь научной дисциплиной, эргономика базируется на синтезе достижений социально-экономических, технических и естественных наук» . В результате она направлена на создание благоприятных условий взаимодействия человека с окружающей его средой на обеспечение интересов всего общества и каждого пользователя в отдельности.

Формы окружающих нас предметов, их соотношения между собой по размеру, материал из которого выполнен предмет и его объемно-пространственное строение могут выступать в качестве предметной среды. «Единство предметной среды достигается использованием художественных средств и адресовано духовному миру человека» .

На протяжении всей жизни человек находится в жилом помещении или в помещении производственного назначения или в общественном. Такие помещения как детские сады, общеобразовательные школы, среднеспециальные учреждения, вузы и школы дополнительного образования относятся к общественным. Общественные здания по социальному значению относятся к сфере обслуживающей деятельности. Саму обслуживающую деятельность можно разделить на несколько групп – обучение, питание, торговля, экспозиция, зрелище и ожидание. Каждая из этих групп определяет свою роль в формировании пространственной среды. Система образования делится на дошкольный, общеобразовательный и профессиональный этапы. На выбор оборудования и организацию пространственного строения оказывает влияние выбираемого помещения (группа детского сада, класс, аудитория, мастерские). В основу проектирования интерьера или экстерьера становятся антропометрические данные и психофизиологические особенности учащихся всех возрастов, так как формы обучения могут быть как индивидуальные, так и коллективные или групповые. Каждая из этих форм выявляет свои особенности.

Коллективная форма обучения, например, предполагает работу педагога с классом, группой. Внимание учащихся должно быть приковано в сторону учителя или к меловой доске. Для этого необходимо посадка учащихся рядами за учебными партами на всей площади класса, так чтобы их визуальная ориентация была направлена на переднюю стену. Важно отметить, что распределение мебели и оборудования определяется условием нормальной видимости педагога или пособий.

При групповой форме обучения учащиеся разделяются на несколько групп, это необходимо для проведения практических упражнений, лабораторных и творческих работ. Такие виды деятельности могут проводится в группах детского сада, в школьных классах, комнатах дополнительного образования или спортивных залах. Важное значение для групповых занятий, имеет наличие свободного пространства и грамотное размещение оборудования по зонам.

Мини гостиницы г Екатеринбурга. Мини гостиница Екатеринбург .

При индивидуальной форме обучения акцент делается на контакте педагога с учащимся, где последний может находиться у доски, у прибора или у учебного пособия.

Рассматривая дошкольные учреждения, мы можем наблюдать, что большее количество помещений включает групповые комнаты, такие как игровые и группы нахождения детей, актовые и спортивные залы. В свою очередь, группы нахождения детей предназначены как для игр, так и для приема пищи, а иногда и для сна. Для этого, как было замечено ранее, в помещениях необходимо соответствующее грамотное распределение оборудования по зонам. А вот музыкальные или спортивные залы могут на время ненастной погоды использоваться для проведения праздников или как дополнительная рекреация.

Большое значение в дошкольных учреждениях отводится функциональной и мобильной мебели. «Метод «конструктора» позволяет создавать мебельные модули, на основе которых выбираются различные варианты планировки и оснащения, например классов в зависимости от состава учащихся, размеров и конфигурации помещений и т.п. Школы получают контейнеры со «строительным материалом», из которого монтируют нужные предметы и системы под свои конкретные условия» . Зачастую детская мебель выглядит как взрослая, только в уменьшенных размерах. Что касается столов, то обычно они двухместные или четырехместные. Необходимы так же емкости для хранения игрушек и вспомогательных материалов, эти хранилища могут выполнятся из разных материалов, но с учетом антропометрических данных ребенка и эргономических исследований. Помимо обыденного режима дня в группах могут проводиться просмотры наглядных графических материалов, познавательных фильмов, телепередач, диафильмов.

Основой эргономики так же является влияние цвета и света, от которых зависит благоприятное пребывание в помещении, в следствии, повышение или снижение трудового процесса. «Наилучшие условия естественной освещенности создаются при следующих ситуациях: при верхнем освещении, при боковом левом, сочетающимся с верхним подсветом; при угловом освещении (слева и сзади); при освещении с двух сторон (слева и справа)» .

Цвет в искусственной среде обитания оказывает огромное значение на душу человека, на его поведение и настроение. Выбор цвета учебного помещения должен быть осознанным и взвешенным. Данные помещения рассчитаны как на отдых так и на умственную работу. В последние помещениях следует использовать тонизирующие цвета: желтый, оранжевый тоже подойдет, но область применения данного цвета значительнее менее широка по причинам эстетического порядка. В помещениях для отдыха подойдут – зелено-голубые, голубые и синие цвета, они же являются успокаивающимся.

Тем самым, значение основ эргономики является базисом, который закладывает основу всего создаваемого, ведь область ее применения довольно широка и недооценить ее невозможно. Современные условия окружающей среды, потребности и возможности человека затрудняют или делают невозможным выполнение жизненных функций. Каждый предмет, который создает человек, должен максимально учитывать человеческие факторы. Только в соответствии с этим система «человек – машина – среда» будет гармонична.

Литература

1. Барташевич А.А. Основы композиции и дизайна мебели. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. – 192 с.

2. Бездомин Л.Н. В мире дизайна. – Узбекский ССР.: Фан, 1990. – 295 с.

3. Минервин Г.Б. Основы проектирования оборудования для жилых и общественных зданий: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Архитектура-С, 2005 – 112 с.

4. Раннев В.Р. Интерьер. – М.: Высшая школа, 1987. – 132 с.

5. Ревякин П.П. Цветоведение. – Минск.: Вышейшая школа, 1984. – 285 с.: ил.

6. Рунге В.Ф. Эргономика в дизайне среды. – М.: Архитектура-С, 2005. - 328 с.: ил.

7. Рунге В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера. – М.: Архитектура-С, 2006. – 160 с.: ил.

8. Соловьев Н.К. История интерьера. Древний мир. Средний мир. – М.: Шевчук, 2007 – 384 с.

9. Michael Foster. The principles of architecture, styles, structure and design. – Oxford.: Phaidon Press Limited, 1983. – 224pp.: il.