Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Модернизация и реконструкция в учетной политике. Ремонт, реконструкция и модернизация основных средств

В нашей статье мы рассмотрим, что такое модернизация основных средств, чем она отличается от ремонта и как правильно вести расчеты, оформить бухгалтерский и налоговый учет. Мы также приведем примеры и рассмотрим самые часто использующиеся проводки.

Ремонт, модернизация и реконструкция ОС

Во время эксплуатации компании несет затраты на обеспечение работоспособности основных средств. Существует несколько способов отражения затрат в учете – выбор метода зависит от сути процесса, потому так важно понимать, что такое модернизация, ремонт и реконструкция ОС.

Согласно НК РФ, под модернизацией понимаются работы, результатами которых являются изменения технологического либо служебного назначения ОС, увеличение мощности, работоспособности, появление других качеств и т.д.

Под реконструкцией понимают переустройство основных средств, улучшающих работоспособность и результаты работы техники, что приводит к увеличению производимого товара, повышения его количества и качества. Также в НК РФ встречается понятие «техперевооружение», которое связано с применением передовых методик и автоматизацией производства.

Стоит обратиться внимание на то, что реконструкцию и модернизацию объединяет то, что ОС после выполнения работ может приобрести новые функции, улучшает свои показатели.

А вот при ремонте ОС остаются с теми же техническими свойствами, которыми обладали, просто начинают исправно работать. Главная задача ремонта – устранение неисправностей и замена деталей, срок использования которых закончился.

В положении по бухучету «Учет основных средств» сказано, что все затраты, пущенные на модернизацию и другие действия, приведут к увеличению первоначальной стоимости ОС. А вот расходы по ремонту практически не изменят стоимость имущества, и в налоговом учете их относят к прочим расходам (более подробно в статье 260 НК РФ). А вот в бухчете все расходы на ремонт ОС входят в состав подразделения, где закреплена техника.

Модернизация основных средств в бухгалтерском учете

Учет затрат регламентируется ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Согласно данному положению, для учета следует использовать счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», где лучше всего открыть субсчета для учета затрат, пущенные на модернизацию оборудования. С этого счета все затраты будут списываться на счет «01» (Основные средства). Тут есть два варианта списания:

  1. Во время модернизации одного объекта ОС затраты будут списываться на 01 при увеличении первоначальной стоимости. В инвентарную карточку заносится информацию о сумме затрат, которая привела к увеличению цены.
  2. Если происходит модернизация нескольких объектов и более, то использовать вышеперечисленный способ будет довольно проблематично. В этом случае лучше открыть инвентарную карточку, куда будет заноситься вся информация о затратах. При этом стоит помнить, что если сумма затрат составила менее 10 тысяч рублей (либо иной суммы, если она указана в учетной политике компании), объект списывается без начисления амортизации.

Давайте разберем основные проводки по данной теме:

Сроки полезного использования ОС, нюансы амортизации

После проведения модернизации сроки полезного использования ОС, как и их первоначальная стоимость, изменяются. Если у объекта установлена нулевая остаточная стоимость, устанавливаются новые сроки, в течение которого объекты будут подвергаться амортизации.

Для начисления амортизации лучше использовать линейные метод – используется следующая формула для определения суммы ежемесячных отчислений:

А – (С ост. + З мод.)/ С пол.исп., где:

  • А – амортизационные отчисления.
  • С ост – остаточная стоимость.
  • З мод – затраты компании на проведение модернизации.
  • С пол.исп – сроки полезного использования ОС.

Для расчета остаточной стоимости нужно отнять от увеличенной первоначальной стоимости сумму начисленной за это время амортизации.

При этом новая величина должна использоваться при расчетах с 1 числа месяца следующего за месяцем, когда проводилась модернизация. То есть, если работы были осуществлены в мае, то с июня уже пойдут новые расчеты.

Однако в налоговом учете для расчетов используется немного другая формула:

А = (С ост. + З мод) * Н а., где

  • Н а – норма амортизации, которая зависит от срока полезного использования ОС.

Нюансы документального оформления

С оформлением работ все достаточно просто. Прежде чем проводить модернизацию, необходимо оформить приказ руководителя, где должна быть прописана причина проведения модернизации, сроки осуществления работ, лица, ответственные за выполнение. При этом компания сама решает, как проводить модернизацию – хозяйственным (то есть самостоятельно) или подрядным (нанимая специалиста) способом.

В случае выбора подрядного метода не забудьте составить договор подряда – при окончании проведения модернизации должен быть обязательно составлен акт приемки-передачи имущества. Если выбран хозяйственный метод, то в таком случае нужно использовать форму ОС-2, то есть накладную на внутреннее перемещение, которую должен по итогу подписать главбух компании, ответственные лица (члены комиссии), руководитель компании.

Если модернизация проходит хозяйственным методом, нужно оформить все документы по одному экземпляр, при подрядном – в двух (один остается в компании, второй отдается исполнителю). Дополнительно в инвентарной карточке к объекту стоит прописать изменение первоначальной суммы.

Модернизация ОС в бухгалтерском и налоговом учете – отличия

Как вы уже могли понять, процесс модернизации и документальное оформление работы имеет некоторые отличия для налогового и бухгалтерского учета.

  • Прежде всего, это касается затрат, влияющих на первоначальную стоимость ОС. В налоговом и бухгалтерском учете они могут отличаться.
  • Налоговый учет позволяет использовать два метода: линейный и нелинейный. В бухучете можно только один – линейный.
  • При проведении модернизации в бухгалтерском учете сроки полезного использования ОС увеличиваются, при этом нет никаких ограничений в данном вопросе. А вот в налоговом учете данные сроки менять не обязательно, при этом есть определенная граница, которая устанавливается для каждой определенной амортизационной группы в отдельности – повышать сроки свыше тех, что установлены, нельзя.

Давайте рассмотрим на примере.

Предположим, что на балансе компании есть станок, первоначальная стоимость которого составляет 500 тысяч рублей. В 2015 году станок подвергся модернизации путем подряда. Стоимость работ – 70,8 тысяч рублей (включая НДС 10,8 тысяч рублей).

При этом учетная политика компании, на балансе которой находится станок, предусматривает применение следующих субсчетов:

  • 1 ОС в эксплуатации.
  • 7 траты на модернизацию оборудования.
  • 4 Налоги и отчисления при модернизации.
  • 2 учет расчетов по налогу на добавленную стоимость

В таблице разберем, какие делаются записи в бухгалтерском учете:

После завершения работ нужно обязательно отразить в инвентарной карточке сумму увеличения первоначальной стоимости ОС – 60 тысяч рублей.

Модернизация самортизированного основного средства

Нередко провдят модернизацию оборудования, которое на 100 % самортизировано и имеет равную нуля остаточную стоимость. В локальных документах и иной документации нет четких указаний, как правильно учитывать расходы в таких случаях, так что делает все аналогичным образом:

  1. В бухучете сначала увеличиваем первоначальную стоимость на ту сумму расходов, которая понесла компания при модернизации. Остаточная стоимость = сумма понесенных затрат компании на модернизацию
  2. Необходимо пересмотреть СПИ и оценить, как долго может в будущем использовать обновленное имущество.
  3. Провести расчет годовой амортизации с учетом новой информации.

Заключение по теме

Прежде всего следует точно различать понятия модернизации и ремонта, поскольку это совершенно два разных мероприятия. Также следует принимать во внимание и то, что внесения данных и проведение расчетов в бухгалтерском и налоговом учете будут иметь различия. Если неверно отразить информацию в документах, это может стать пряничной снижения налогооблагаемой базы и привести к штрафам и санкциям со стороны проверяющих органов в отношении как должностных лиц, так и самой компании.

Вконтакте

Рассмотрим вопрос амортизации в отношении следующих модернизированных основных средств:
- имеющих остаточную стоимость, т.е. срок полезного использования которых не истек;
- не имеющих остаточной стоимости, т.е. срок полезного использования которых закончился;
- вообще не имевших остаточной стоимости и срока полезного использования ввиду единовременного списания на расходы первоначальной стоимости, которая не достигла стоимостного показателя, необходимого для признания объекта амортизирующим имуществом (с 01.01.2016 - более 100 тыс. руб.).
В данной статье под модернизацией понимается любая из перечисленных в п. 2 ст. 257 НК РФ операций, следствием которой является увеличение первоначальной стоимости основных средств: достройка; дооборудование; реконструкция; модернизация; техническое перевооружение.
Проанализируем применимые положения главы 25 НК РФ, изложенные в ст. 257 - 259.1 НК РФ.

Начисление амортизации ОС линейным методом

Согласно пп. 1 и 2 ст. 259.1 НК РФ при установлении налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения линейного метода начисления амортизации (рассматриваем только такой метод) применяется порядок начисления амортизации, определенный настоящей статьей НК РФ. Сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества рассчитывается как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, установленной для данного объекта. Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:

где K - норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости соответствующего объекта;
n - срок полезного использования данного объекта, выраженный в месяцах. (Ранее аналогичные нормы содержались в пп. 2 и 4 ст. 259 НК РФ, что необходимо знать для понимания разъяснений официальных органов в соответствующем периоде.)
Формулировка "определенный настоящей статьей" позволяет считать, что указанный порядок распространяется на все случаи исчисления амортизации основных средств линейным способом, в том числе после их модернизации. Следовательно, другие нормы НК РФ, в которых говорится о начислении модернизации, общий порядок ее исчисления не меняют.
Названный порядок предусматривает, что в расчете месячной суммы амортизации участвует такой показатель, как срок полезного использования, но при этом не упоминается, какой это срок, каким образом он определяется, а это предполагает возможность использования в формуле любого из сроков полезного использования, определяемого по правилам главы 25 НК РФ, если он может быть не один.
Кроме того, в рассматриваемой норме не определено, какая из возможных первоначальных стоимостей имеется в виду, которая (несмотря на кажущуюся однозначность данного понятия) тоже может принимать различные значения. Под восстановительной здесь понимается стоимость, сформированная в результате учитываемой для целей применения главы 25 НК РФ переоценки основных средств (абзацы 4, 5 п. 1 ст. 257 НК РФ). Такое же понимание восстановительной стоимости содержится и в п. 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, т.е. несмотря на то что в п. 26 данного ПБУ модернизация и реконструкция названы способами восстановления объекта основных средств, они порождают невосстановительную стоимость.

Изменение первоначальной стоимости ОС

В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ расходы на модернизацию изменяют первоначальную стоимость (в п. 27 ПБУ 6/01 сказано "увеличивают"). Следовательно, стоимость, образовавшаяся в результате капитализации расходов на модернизацию, называется "измененная (увеличенная) первоначальная стоимость" (а не самостоятельная "новая" стоимость, не связанная с первоначальной). Это означает, что даже у полностью самортизированного основного средства сохраняется такая характеристика, как первоначальная стоимость, и, соответственно, может существовать измененная первоначальная стоимость.
Поскольку в ст. 259.1 не уточняется, какая именно первоначальная стоимость - первичная или измененная используется в формуле исчисления месячной суммы амортизации, то ею может быть любая из этих двух стоимостей.

Установление срока полезного использования ОС после модернизации

В п. 1 ст. 258 НК (во всех редакциях) установлено, что срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями данной статьи НК РФ и с учетом Классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ. Налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после модернизации в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено указанное основное средство. Если в результате модернизации объекта основных средств срок его полезного использования не увеличился, при исчислении амортизации налогоплательщик учитывает оставшийся срок полезного использования. При этом необходимо обратить внимание на следующее:
- сочетаются однократность установления срока полезного использования и возможность увеличения его при соблюдении определенных ограничений;
- эта возможность не зависит от того, закончился ли первоначально установленный срок полезного использования, что предполагает допустимость увеличения и закончившегося срока полезного использования полностью самортизированного основного средства;
- для расчета амортизации применяется срок, оставшийся от первоначально установленного срока полезного использования.
В сочетании с тем, что в ст. 259.1 НК РФ отсутствует определение, какой из трех возможных сроков полезного использования применяется для исчисления месячной суммы амортизации: первоначальный; увеличенный первоначальный или оставшийся, выделенные обстоятельства подтверждают, что используемый в формуле показатель n на протяжении жизненного цикла основных средств может быть не постоянной, а переменной величиной, соответственно, может меняться и рассчитываемая на его основе норма амортизации;
- не указывается, от какой стоимости амортизированного основного средства - первоначальной, увеличенной первоначальной или какой-либо иной (например, остаточной, остаточной, увеличенной на стоимость модернизации, или только суммы модернизации) исчисляется амортизация с учетом увеличенного или оставшегося срока полезного использования, но в этом и нет необходимости, поскольку данный вопрос решен в ст. 259.1 НК РФ с учетом п. 2 ст. 257 НК РФ: это должна быть измененная (увеличенная) первоначальная стоимость.
На основе изложенного резюмируем, что единый для всех ситуаций порядок исчисления месячной суммы амортизации в виде приведенной формулы установлен в ст. 259.1 НК РФ. В соответствии с обобщенным наименованием показателей, входящих в данную формулу, оба ее множителя, согласно п. 2 ст. 257 и п. 1 ст. 258 НК РФ, могут принимать различные значения на протяжении жизненного цикла основного средства: первоначальная стоимость трансформируется в измененную первоначальную стоимость, срок полезного использования может стать либо увеличенным первоначальным или оставшимся до окончания первоначального, либо в некоторых случаях даже уменьшенным первоначальным.

Примечание. После улучшения основных средств амортизация всегда должна начисляться по единой формуле, приведенной в п. 2 ст. 259.1 НК РФ, применяемой с учетом норм ст. 257 и 258 НК РФ о возможности изменения обоих ее множителей: первоначальной стоимости и нормы амортизации.

Таким образом, можно сделать важный методологический вывод о том, что отсутствие в НК РФ конкретного указания на стоимость и/или срок, используемые для начисления амортизации в той или иной ситуации, не означает, что применительно к ней порядок налогообложения в целом или какой-либо из его обязательных элементов, перечисленных в ст. 17 НК РФ, не установлен, а следовательно, имеет место неустранимая неясность актов законодательства о налогах и сборах (п. 7 ст. 3 НК РФ), которая должна толковаться в пользу налогоплательщика. Если даже считать, что неясность есть, то она явно устранима, если применить общую норму, каковой является формула, содержащаяся в п. 2 ст. 259.1 НК РФ, - с подстановкой в нее соответствующих значений.

Примечание. Отсутствие в НК РФ специального регулирования конкретной ситуации свидетельствует о необходимости применения к ней соответствующей общей нормы, а не о неустранимой неясности НК РФ.

Рассмотрим общие выводы применительно к конкретным ситуациям.

1. Модернизированное ОС с неизменным сроком полезного использования

В отношении модернизированного основного средства, срок полезного использования которого не увеличен налогоплательщиком, применяется увеличенная первоначальная стоимость и оставшийся срок полезного использования.

Пример. При вводе в эксплуатацию основное средство было отнесено к 6-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно). Первоначальная стоимость, по которой основное средство принято к налоговому учету, - 1 000 ед., срок полезного использования, установленный при вводе в эксплуатацию, - 121 мес., "первичная" норма амортизации - 0,83% (1 / 121 x 100%), ежемесячная сумма амортизации - 8,3 ед. (1 000 ед. x 0,83% : 100%).
Через 4 года, когда остаточная стоимость составила 601,16 ед. (1 000 ед. - 8,3 ед. x 48 мес.), проведена модернизация стоимостью 350 ед.; решение об изменении срока полезного использования не принимается. Измененная первоначальная стоимость - 1 350 ед. (1 000 ед. + 350 ед.). Подлежащая списанию на расходы остаточная стоимость - 951,16 ед. (601,16 ед. + 350 ед.). Для исчисления амортизации применяется оставшийся срок полезного использования, равный 73 мес. (121 мес. - 48 мес.). Новая норма амортизации - 1,37% (1 / 73 x 100%). Ежемесячная сумма амортизации - 18,5 ед. (1 350 ед. x 1,37% : 100%). Подлежащая списанию остаточная стоимость будет списана за 52 мес. (951,16 ед. : 18,5 ед.), т.е. за срок менее оставшегося срока использования (73 мес.) и в целом менее первоначально установленного срока полезного использования ((48 мес. + 52 мес.) < 121 мес.).

В данном случае очевиден стимулирующий характер установленного законодателем порядка исчисления амортизации модернизированных основных средств, направленного на побуждение налогоплательщиков к обновлению основных фондов в форме их любого улучшения. Чем больше сумма дополнительных капитальных вложений в основное средство, тем быстрее она будет списана. В связи с этим представляется целесообразным высказать следующий методологический тезис.
Экономическое основание, которое согласно п. 3 ст. 3 НК РФ должен иметь устанавливаемый НК РФ порядок налогообложения, проявляется, в частности, в том, что этот порядок всегда имеет экономическую направленность, которая выражается в стимулировании или дестимулировании какой-либо модели экономического "поведения" хозяйствующих субъектов. Причем это имеет место и в тех случаях, когда речь не идет об установлении льгот, пониженных ставок или использовании других очевидных и явных способов и приемов. Поэтому выявление экономического смысла и направленности анализируемой нормы - это один из основных (при этом установленных в самом НК РФ) путей адекватного понимания воли законодателя, "проникновения" в ее сущность.
Отдельно следует остановиться на том, почему при определении ежемесячной суммы амортизации она исчислена не путем деления подлежащей списанию остаточной стоимости (951,16 ед.) на оставшийся срок полезного использования (73 мес.), в результате чего получилась бы значительно меньшая величина, относимая на расходы каждый месяц, - 13,0 ед. вместо 18,5 ед. (как это нередко предлагается и делается). В п. 1 ст. 258 НК РФ указано, что "при исчислении амортизации учитывается оставшийся срок полезного использования", но сам "порядок начисления амортизации", согласно которому определяется "сумма начисленной за один месяц амортизации", устанавливается не в ст. 258, а в ст. 259.1 НК РФ. Поэтому в ст. 258 НК РФ указано, какую величину надо помещать в показатель n приведенной в ст. 259.1 НК РФ формулы в той или иной ситуации.
Более того, при определении ежемесячной суммы амортизации путем деления подлежащей списанию на расходы остаточной стоимости на оставшийся срок полезного использования теряется стимулирующий характер установленного порядка: налогоплательщик, осуществивший модернизацию основных средств, будет продолжать амортизировать их столько же времени, сколько и тот, кто не тратился на улучшение, т.е. первый из них не получит никаких преимуществ.

Позиция официальных органов

Позиция Минфина России и Федеральной налоговой службы в отношении рассматриваемой ситуации наглядно (на числовых примерах) была сформулирована в середине 2000-х годов и с тех пор не изменилась (Письма Федеральной налоговой службы от 14.03.2005 N 02-1-07/23, Минфина России от 06.02.2007 N 03-03-06/4/10, от 11.01.2016 N 03-03-06/40).
Обоснованно исходя из того, что порядок исчисления месячной суммы амортизации при линейном способе установлен только в ст. 259.1 НК РФ, финансовый и налоговый органы сделали никак не вытекающий из этого вывод о том, что показатель n обозначает исключительно срок полезного использования, определенный при вводе основного средства в эксплуатацию. При этом норма п. 1 ст. 258 НК РФ об оставшемся сроке полезного использования не приводится, она упоминается лишь в ситуации, когда осуществляется модернизация полностью самортизированного основного средства (Письма Минфина России от 10.09.2009 N 03-03-06/2/167, от 18.11.2013 N 03-03-06/4/49459).
Следовательно, и норма амортизации, установленная при введении в эксплуатацию основного средства, остается одной и той же на протяжении всего его жизненного цикла и ни в каких ситуациях, в том числе после модернизации, не пересчитывается (если в формуле K = 1 / n x 100% величина n не меняется, то и показатель K тоже остается неизменным). Как указывается в приведенных Письмах ФНС России и Минфина России, при определении нормы амортизации налоговым законодательством не предусмотрено использования иных показателей, чем первоначально установленный срок полезного использования.
В результате применения неизменной нормы амортизации к увеличившейся благодаря модернизации первоначальной стоимости фактический срок полного списания стоимости объекта посредством амортизационных начислений может оказаться более длительным, чем первоначально установленный (в Письме ФНС России 2005 г. - это 50 мес. вместо 48, в Письме Минфина России 2007 г. - 43 мес. вместо 37). Такая возможность, как отмечено в двух Письмах, обусловлена тем, что согласно п. 2 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости такого объекта (т.е. не на дату истечения срока полезного использования) либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям.
Воспроизводится изложенная позиция (без числовых примеров) по данному вопросу и в Письме Минфина России от 11.01.2016 N 03-03-06/40, в котором указано, что если после модернизации объекта основных средств налогоплательщик не увеличил срок полезного использования, начисление амортизации следует продолжать, используя норму амортизации, которая была определена при введении этого основного средства в эксплуатацию, до полного погашения измененной первоначальной стоимости.

Наши выводы

В связи с приведенным пониманием официальных органов содержания показателя n в анализируемой формуле отметим следующее:
- оно не основано на определении данного показателя в самом тексте нормы, поскольку после слов "n - срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах" не указано "определенный на дату ввода в эксплуатацию данного объекта" или "в порядке, установленном п. 1 ст. 258 НК РФ" и т.п.;
- получается, что положение п. 1 ст. 258 НК РФ об использовании при начислении амортизации оставшегося срока полезного использования никогда не применяется, не имеет никаких налоговых последствий, тогда зачем же оно в нем сформулировано;
- в настоящее время Минфин России признает, что после модернизации в качестве значения показателя n может использоваться и увеличенный срок полезного использования, но это противоречит позиции о возможности использовать в качестве такого значения только первоначально установленный срок полезного использования, и тогда не понятно, почему измененный после модернизации срок полезного использования может применяться (о чем в НК РФ не сказано), а непосредственно названный в НК РФ оставшийся срок полезного использования для исчисления амортизации применять нельзя.

Судебная практика

Практически вся судебная практика по рассматриваемой проблеме сложилась в пользу налогоплательщиков. Из последних решений приведем два в целом типичных судебных акта. В Постановлении АС Поволжского округа от 22.01.2016 N Ф06-4506/2015 указано, что в п. 2 ст. 257 и п. 1 ст. 258 НК РФ установлен порядок определения амортизации с учетом изменившейся первоначальной стоимости объекта и оставшегося срока его использования и, как следствие, изменения нормы амортизации для модернизированных основных средств. Поскольку срок полезного использования основных средств в результате модернизации не увеличился, налогоплательщик был вправе начислять амортизацию исходя из остаточной стоимости основных средств, увеличенной на сумму затрат на модернизацию, и оставшегося срока полезного использования.
В Постановлении АС Западно-Сибирского округа от 01.09.2016 N А45-18480/2015 отмечено, что расчет налогового органа сделан без учета положений п. 1 ст. 258 НК РФ. Применение порядка расчета амортизации, предложенного налоговым органом, может привести к превышению предельного срока полезного использования для основных средств соответствующих амортизационных групп.
В связи с последним аргументом (к сожалению, редко используемым судами) отметим, что, хотя в п. 1 ст. 258 НК РФ говорится о невозможности именно налогоплательщиком принимать решение об увеличении срока полезного использования основных средств сверх предельного для соответствующей группы, трудно представить, что цель и смысл этой нормы состоит только в запрете оформлять документ о сроке полезного использования, превышающем предельный, а не в указании на принципиальную недопустимость такого превышения.
В некоторых случаях, не возражая против использования оставшегося срока полезного использования при расчете амортизации модернизированного основного средства, налоговый орган оспаривает стоимость, к которой применяется измененная норма амортизации. Так, в рассмотренном АС Волго-Вятского округа споре инспекция считала, что для установления ежемесячной суммы амортизации на норму амортизации должна умножаться не увеличенная первоначальная стоимость, как это следует из ст. 259.1 НК РФ, а остаточная на момент модернизации стоимость основного средства, увеличенная на сумму расходов по модернизации. Понятно, что при уменьшении величины одного из множителей и месячная сумма амортизации оказывалась ниже. Суд налоговый орган не поддержал (Постановление от 08.04.2015 N А79-4383/2014).
Таким образом, споры о применении формулы, приведенной в п. 2 ст. 259.1 НК РФ, после модернизации ведутся по двум аспектам: об исчислении нормы амортизации и о стоимости, к которой она применяется.
Отступление первое. Считается, что если в спорных ситуациях следовать позиции налоговых органов, то это консервативный вариант налоговой политики, позволяющий избежать штрафов и пеней. Из этого исходят и разработчики бухгалтерских программ, используя в качестве базового (типового), а иногда и вообще единственного варианта тот способ налогового учета, который соответствует позиции налоговых органов. В целом это правильно, если только не принимать во внимание то обстоятельство, что налоговый орган может и изменить свою позицию.

Пример. Не увеличив после модернизации основных средств срок их полезного использования, налогоплательщик начислял амортизацию исходя не из оставшегося, а первоначального срока полезного использования, т.е. действуя согласно рекомендациям Минфина России и ФНС России и известной по судебной практике позиции налоговых органов. В результате организация неизбежно, как было показано ранее, вынуждена была продолжать начислять амортизацию уже после окончания этого первоначально установленного срока полезного использования.

Проверяя налоговые периоды, в которых амортизация начислялась уже после окончания срока полезного использования, налоговый орган исключил суммы амортизации из состава расходов, утверждая при этом, что ее следовало начислять исходя из оставшегося, а не первоначально установленного срока полезного использования. В этом случае амортизация закончилась бы до проверяемых периодов, в которых по этой причине соответствующих расходов (в виде амортизации) быть не должно. Безусловно, суд с налоговым органом согласился, ибо судьи всегда считали, что в данной ситуации необходимо применять именно оставшийся срок полезного использования (Постановление АС Московского округа от 29.12.2014 N А40-60900/13).
Поскольку налоговый период, в котором закончился первоначально установленный срок полезного использования основного средства, истек тремя годами ранее года, в котором проводилась проверка, сохранить для налогового учета не учтенные в тот год расходы в виде амортизации весьма проблематично. Подать уточненную декларацию можно, но бессмысленно из-за нормы п. 7 ст. 78 НК РФ, а попытаться воспользоваться положением абзаца 3 п. 1 ст. 54 НК РФ можно только через суд, имея при этом в виду неоднозначность арбитражной практики по вопросу о применимости указанной нормы к событиям более чем 3-летней давности.

Модернизированное ОС с увеличенным сроком полезного использования

В отношении модернизированного основного средства, срок полезного использования которого увеличен налогоплательщиком, применяется увеличенная первоначальная стоимость и новый (увеличенный) срок полезного использования.

Пример. При вводе в эксплуатацию основное средство было отнесено к 6-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 10 до 15 лет включительно). Первоначальная стоимость, по которой ОС принято к налоговому учету, - 1 000 ед., срок полезного использования, установленный при вводе в эксплуатацию, - 121 мес., "первичная" норма амортизации - 0,83% (1 / 121 x 100%), ежемесячная сумма амортизации - 8,3 ед. (1 000 ед. x 0,83% : 100%).
Через 4 года, когда остаточная стоимость составила 601,16 ед. (1 000 ед. - 8,3 ед. x 48 мес.), проведена модернизация стоимостью 350 ед. После завершения модернизации срок полезного использования увеличен на два года (24 мес.). Для исчисления амортизации применяется срок полезного использования, равный 145 мес. (121 мес. + 24 мес.). Новая норма амортизации - 0,69% (1 / 145 x 100%), ежемесячная сумма амортизации - 9,32 ед. (1 350 ед. x 0,69% : 100%). Подлежащая списанию остаточная стоимость будет списана за 102 мес. (951,16 ед. : 9,32 ед.), что вместе со сроком полезного использования до модернизации приведет к несколько большему сроку полезного использования, чем новый увеличенный: 48 мес. + 102 мес. = 150 мес. > 145 мес.

С экономической точки зрения полученный результат можно оценить как незаинтересованность государства в увеличении срока полезного использования ОС, даже модернизированных, поскольку это может замедлить обновление основных фондов. В этом также возможно усмотреть и причину запрета на увеличение срока полезного использования сверх предельного по амортизационной группе. В то же время именно увеличение срока полезного использования модернизированного ОС наиболее точно отражает экономический смысл модернизации как таковой, так как в большинстве случаев она имеет целью продление срока службы ОС. Поэтому в бухгалтерском учете, где факты хозяйственной жизни отражаются исходя из приоритета экономического содержания перед правовой формой, после модернизации ОС срок его полезного использования всегда должен увеличиваться, в том числе и тогда, когда в налоговом учете это делать запрещено.

Позиция официальных органов

Позиция Минфина России в отношении рассматриваемой ситуации долгое время состояла в том, что, несмотря на право налогоплательщика увеличивать срок полезного использования ОС в пределах установленных для соответствующей амортизационной группы сроков (п. 1 ст. 258 НК РФ), норма амортизации, определенная на дату ввода ОС в эксплуатацию исходя из первоначально определенного срока полезного использования, не должна меняться (Письмо от 10.07.2015 N 03-03-06/39775 и др.).
Таким образом, еще раз выходило, что в НК РФ существуют положения, не имеющие никаких налоговых последствий, и в этом состоял методологический недостаток позиции Минфина России, обусловленный устойчивым мнением о неизменности нормы амортизации при любых условиях.
Кроме того, эта позиция вела к налоговым рискам, ибо позволяла ежемесячно относить на расходы большую сумму амортизации, как если бы она рассчитывалась исходя из увеличенного срока полезного использования (при увеличении знаменателя "n" дроби 1/n амортизируемая стоимость умножалась бы на меньшую величину). Поскольку точка зрения Минфина России не сообщалась ФНС России и не доводилась последней до сведения налоговых органов, то они вполне могли с нею не согласиться.
Минфин России изменил свое мнение и в Письме от 25.10.2016 N 03-03-06/1/62131 указал, что, если срок полезного использования после проведения реконструкции, модернизации или технического перевооружения был увеличен, организация вправе начислять амортизацию по новой норме, рассчитанной исходя из нового срока полезного использования ОС.

не увеличен налогоплательщиком

В отношении полностью самортизированного модернизированного ОС, срок полезного использования которого не увеличен налогоплательщиком, применяется увеличенная первоначальная стоимость и прежний срок полезного использования.

Судебная практика

Рассматривая проблему начисления амортизации после модернизации полностью самортизированного ОС, т.е. срок полезного использования которого закончен, прежде напомним, что к спорной ситуации, которая не регулируется положениями НК РФ, необходимо применять общую правовую норму, а именно формулу, содержащуюся в п. 2 ст. 259.1 НК РФ, с включением в нее соответствующих значений.
В соответствии с именно этим утверждением и надо воспринимать встречающиеся в арбитражной практике заявления судов о том, что в НК РФ не урегулирован вопрос об отнесении на расходы затрат в ситуации, когда срок полезного использования ОС истек, но налогоплательщик тем не менее произвел его реконструкцию (модернизацию) (Постановление АС Волго-Вятского округа от 08.04.2015 N А79-4383/2014).
Ситуация, когда после модернизации ОС с закончившимся сроком полезного использования налогоплательщик его не увеличивает, достаточно редкая, но возможная. Основным препятствием для увеличения срока полезного использования может быть установление при вводе в эксплуатацию о ОС предельного для соответствующей амортизационной группы срока полезного использования.
Однако и при отсутствии такого препятствия у организации могут иметься причины не увеличивать закончившийся срок полезного использования модернизированного ОС. Зная, что в случае неизменности срока полезного использования после модернизации суды поддерживают порядок начисления амортизации исходя из оставшегося срока полезного использования, налогоплательщик иногда надеется на поддержку этими же судами операции по единовременному списанию расходов на модернизацию ОС, оставшийся срок полезного использования которого равен нулю.
Тем не менее надежды эти напрасные: в Постановлении от 28.03.2013 N А40-7640/09-115-26 ФАС Московского округа указал, что списать единовременно капитальные затраты нельзя в соответствии с п. 5 ст. 270 НК РФ, поскольку в результате реконструкции ОС оно остается таковым, начисление амортизации по прежней ее норме до полного погашения измененной первоначальной стоимости не противоречит положениям главы 25 НК РФ и соответствует разъяснениям Минфина России.

Позиция официальных органов

В настоящее время Минфин России также считает, что при осуществлении реконструкции ОС, остаточная стоимость которого равна нулю, стоимость произведенной реконструкции будет амортизироваться по тем нормам, которые предусмотрены для данной категории ОС, при введении этого ОС в эксплуатацию (Письмо от 07.10.2016 N 03-03-06/1/58661). И в случае, если налогоплательщик не увеличил срок полезного использования (не важно, по каким причинам), эта позиция представляется обоснованной, ибо просто отсутствует какой-либо иной срок полезного использования, на основании которого можно было бы исчислить иную норму амортизации.

Пример. Сохраним условия предыдущего примера, но отметим, что модернизация проводится не ранее чем через 10 лет, т.е. в отношении полностью самортизированного ОС. Тогда ежемесячная сумма амортизации составит 11,2 ед. ((1 000 ед. + 350 ед.) x 0,83% : 100%), в результате чего стоимость модернизации в размере 350 ед. будет списана на расходы за 31 мес. (350 ед. : 11,2 ед.).

Полностью самортизированное модернизированное ОС, срок полезного использования которого увеличен налогоплательщиком

В отношении полностью самортизированного модернизированного ОС, срок полезного использования которого увеличен налогоплательщиком, применяется увеличенная первоначальная стоимость и увеличенный срок полезного использования.
Изначально следует отметить, что описываемая позиция не выгодна налогоплательщикам, но она основана на положениях НК РФ в соответствии с принятым их пониманием, а при анализе правовых норм объективность и последовательность - прежде всего.
Во-первых, оттого что первоначально установленный срок полезного использования закончился, в качестве характеристики ОС он никуда не исчез. Поэтому согласно терминологии НК РФ (п. 1 ст. 258) иметь в виду можно только увеличенный, но никак не новый срок полезного использования, устанавливаемый безотносительно прежнего, закончившегося. Значит, увеличивать срок полезного использования полностью самортизированного средства надлежит только по общему правилу, т.е. лишь в пределах сроков, установленных для соответствующей амортизационной группы.
Во-вторых, для исчисления нормы амортизации применяется не показатель увеличения срока полезного использования, а весь увеличенный срок полезного использования.

Пример. Сохраним условия первого примера, но укажем, что модернизация проводится не ранее чем через 10 лет (в отношении средства, срок полезного использования которого закончился). Таким образом, стоимость модернизации в размере 350 ед. при норме амортизации 0,69% и ежемесячной сумме амортизации 9,32 ед. будет списана на расходы за 38 мес. (350 ед. : 9,32 ед.).

Такой подход, при котором уменьшается норма амортизации, налогоплательщиков не устраивает, и они стараются обосновать правомерность расчета (увеличения) нормы амортизации исходя из вновь установленного срока полезного использования, а именно только из величины, на которую увеличился первоначальный срок (Постановления АС Северо-Кавказского округа от 09.08.2016 N А32-35378/2015, АС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2016 N А19-10686/2015, АС Московского округа от 13.05.2015 N А40-127013/14, в передаче которого на пересмотр отказано Определением ВС РФ от 11.09.2015 N 305-КГ15-10399).
С учетом указанных судебных актов норма амортизации увеличится с 0,69 до 4,17% (1: 24 x 100%), ежемесячная сумма амортизации - с 9,32 до 56,3 ед. (1 350 ед. x 4,17% : 100%), а срок списания суммы расходов на модернизацию сократится с 38 до 6 мес.

Позиция официальных органов

В данном случае Минфин России и налоговые органы занимают промежуточную позицию: исходя из неизменности первоначально определенной нормы амортизации они, с одной стороны, не согласны с предлагаемым налогоплательщиком ее увеличением, но, с другой, и не требуют ее уменьшения, как это имеет место в нашей позиции. По их логике ежемесячная сумма амортизации, если исходить из первоначальной нормы амортизации 0,83%, должна составлять 11,2 ед., что позволит списать расходы на модернизацию за 31 мес. (против 38 мес. - при нашем подходе и 6 мес. - у налогоплательщика).
Как видим, позиция Минфина России и налоговых органов экономически индифферентна по отношению к тому, увеличен или нет срок полезного использования объекта ОС после модернизации, - в обоих случаях стоимость модернизации списывается на расходы за один и тот же промежуток времени.
Если считать, что нормы НК РФ должны стимулировать модернизацию любых ОС (как не полностью, так и полностью самортизированных), то наиболее соответствующей этой цели является поддерживаемая судами позиция налогоплательщиков, а наименее - наша позиция. Однако если предположить, что с помощью правовых норм НК РФ законодатель хотел сделать более выгодной для налогоплательщиков замену устаревшего оборудования, а не его улучшение в какой-либо форме, т.е. сделать последнее как раз невыгодным, то тогда следует обратный вывод: наиболее соответствующей этому желанию законодателя будет наша позиция, а наименее - налогоплательщика.
На практике рассмотренная ситуация нередко возникала в отношении объектов ОС, относившихся к так называемой 11-й амортизационной группе. В эту группу, напомним, по состоянию на 1 января 2002 г. включались амортизируемые ОС, фактический срок использования которых (срок фактической амортизации) на указанную дату был больше, чем срок полезного использования, который был бы установлен для них в соответствии с требованиями ст. 258 НК РФ; минимальный срок полезного использования для этой группы составлял 7 лет (п. 1 ст. 322 НК РФ в ред., действовавшей до 2009 г.), но фактически большинство налогоплательщиков использовали его также в качестве максимального, в результате чего он закончился относительно этих ОС в 2008 г.

Наши выводы

По нашему мнению, при установлении дополнительного срока полезного использования таких ОС после проведения их модернизации следует ориентироваться на сроки, определенные для той амортизационной группы, в которую они попадают на дату завершения модернизации (условно говоря, на дату ввода в эксплуатацию после модернизации). Однако специфика ситуации состоит в том, что в этой новой группе срок может быть меньшим, чем был первоначально установленный срок полезного использования в 7 лет (84 мес.). При соблюдении единого методологического подхода данное обстоятельство не должно бы влиять на оценку получившегося результата.
Понятно, что на практике участники налоговых правоотношений зачастую руководствуются не принципами, а интересами. В ситуации, когда срок в соответствующей амортизационной группе составляет менее 84 мес., который и выбирает налогоплательщик, налоговые органы требуют применять при исчислении нормы амортизации первоначально установленный срок полезного использования в 84 мес. Если же нижняя граница срока в соответствующей амортизационной группе равняется более 84 мес., то тогда налогоплательщик "вспоминает" про отстаиваемый официальными органами принцип неизменности нормы амортизации и выбирает срок в 84 мес., но налоговый орган в свою очередь "забывает" о данном принципе, настаивая на применении сроков, установленных для амортизационной группы.

Судебная практика

В обоих случаях суды поддерживают налогоплательщиков (соответственно Постановления АС Поволжского округа от 08.02.2016 N Ф06-5004/2015, АС Северо-Кавказского округа от 05.05.2016 N А32-6071/2015, в передаче которого на пересмотр отказано Определением ВС РФ от 18.08.2016 N 308-КГ16-9688).
Напомним, что в подобных ситуациях, когда по явно методологическому вопросу имеется противоположная арбитражная практика и отсутствуют разъяснения ФНС России, налоговый орган должен направить проект акта камеральной или выездной проверки на согласование в вышестоящую налоговую инстанцию для выработки единой позиции (п.п. 1, 5 п. 6, п. 14 Порядка организации деятельности налоговых органов по вопросам формирования единой методологической позиции в области налогообложения юридических лиц, утвержденного Приказом ФНС России от 17.10.2013 N ММВ-7-3/449@). Во многих случаях обращение к этому Приказу, с помощью которого обеспечивается предсказуемость поведения налоговых органов, а значит, и прогнозирование налоговых рисков, является действенным средством налогоплательщика в споре с налоговым органом.
Отступление второе. Как отмечалось, споры о порядке начисления амортизации идут не только относительно сроков полезного использования, применяемых для исчисления нормы амортизации, но и в отношении стоимости модернизированного ОС, к которой эта норма амортизации применяется. Так, в уже приводившемся примере спора (Постановление АС Московского округа N А40-60900/13) налоговый орган обвинял общество и в неправомерном завышении суммы модернизации ОС, срок полезного использования которых на дату ввода в эксплуатацию после модернизации истек. Произошло это, по мнению инспекторов, из-за того, что ежемесячная сумма амортизации исчислялась исходя не из стоимости модернизации, а из суммы первоначальной стоимости и стоимости модернизации. При этом по вопросу о неизменности нормы амортизации, установленной при вводе ОС в эксплуатацию, спора не было.
Если основываться на нашем сквозном примере, то согласно логике налогоплательщика, полностью соответствующей порядку определения первого множителя из формулы п. 2 ст. 259.1 НК РФ, для определения ежемесячной суммы амортизации норма амортизации 0,83% должна применяться к величине в 1 350 ед., а по непонятной логике налогового органа - только к расходам на модернизацию в размере 350 ед. В первом случае сумма ежемесячной амортизации составит 11,2 ед. со списанием в состав расходов затрат на модернизацию за 31 мес. (350 ед. : 11,2 ед.), а во втором - 2,9 ед. (350 x 0,83% : 100%) и 121 мес. (350 ед. : 2,9 ед.) соответственно.
Суд занял сторону налогового органа, методологической основой чего является мнение о том, что при отсутствии специального регулирования рассматриваемой ситуации в НК РФ в нем вообще нет какой-либо нормы, подлежащей применению в данном случае. Такая позиция позволяет считать себя ничем (в том числе общими применимыми нормами НК РФ) не связанным при принятии решений. При этом непонятным и не подтверждаемым цифрами выглядит аргумент налогового органа и суда о том, что использованный налогоплательщиком порядок определения первоначальной стоимости после модернизации, по сути, приводит к повторному списанию ранее учтенных затрат (амортизации), так как при любом порядке расчета ежемесячной суммы амортизации на расходы не может быть списана сумма, превышающая стоимость модернизации, а то, за какой срок это происходит, на общую величину признаваемых расходов никак не влияет.

Амортизация модернизированного ОС первоначальной стоимостью не более 100 тыс. руб., списанной единовременно
на расходы при вводе в эксплуатацию

Соглашаясь с мнением Минфина России о том, что вопрос о списании расходов на модернизацию через амортизацию возникает в случае, если сумма списанной первоначальной стоимости и затрат на модернизацию превышает 100 тыс. руб. (Письмо от 07.02.2017 N 03-03-06/1/7342), отметим следующее. Данное мнение более, чем предыдущие, соответствует содержащейся в п. 2 ст. 257 и п. 2 ст. 259.1 НК РФ идее о том, что, будучи списанной на расходы (неважно через амортизацию или единовременно), первоначальная стоимость как неотъемлемая характеристика ОС не исчезает и поэтому после проведения модернизации образуется не самостоятельная новая, а измененная первоначальная стоимость. Следовательно, способ списания соответствующей суммы увеличения (через амортизацию или единовременно) должен определяться согласно общему порядку в зависимости от величины (более или не более 100 тыс. руб.) измененной первоначальной стоимости.
Таким образом, два прежних подхода Минфина России к вопросу о порядке списания стоимости модернизации (всегда единовременно или в зависимости от соотношения размера расходов на модернизацию со стоимостным критерием признания объекта амортизируемым имуществом (Письма от 25.03.2010 N 03-03-06/1/173 и от 14.04.2005 N 03-01-20/2-56 соответственно)) представляются менее соответствующими логике и нормам НК РФ, их соотношению.
Вместе с тем в Письмах 2017 и 2005 гг., согласно которым может стать возможным неединовременное списание на расходы суммы затрат на модернизацию ОС, первоначальная стоимость которых ниже критерия отнесения их к амортизируемому имуществу, не говорится о порядке определения срока полезного использования, а без него нельзя исчислить норму амортизации. Очевидно, в качестве первоначального срока полезного использования должен применяться (выбираться из соответствующего диапазона) срок в той амортизационной группе, к которой было бы отнесено ОС, если бы его первоначальная стоимость превышала 100 тыс. руб. Далее расчет должен осуществляться так, как это показано в приведенных последних двух примерах, в зависимости от того, когда производится модернизация - до или после истечения выбранного срока полезного использования, остался ли он прежним или увеличился.


Помимо приведения стоимости основных средств к соответствию рыночной ситуации, чему служит переоценка, у организации может возникнуть потребность в изменении качественных характеристик отдельного объекта.
Чаще всего это связано с появляющейся возможностью повысить или изменить технико-экономические показатели основного средства.

Достигается это за счет замены устаревших элементов более технологичными или включением новых, ранее не использовавшихся. Кроме того, в процессе эксплуатации возникает потребность восстановить постепенно утрачиваемую функциональность объекта, а то и необходимость устранить неисправности, препятствующие нормальному выполнению основным средством своего прямого назначения.

Решение этих вопросов в повседневной хозяйственной деятельности осуществляется различными комплексами мероприятий. К ним относятся ремонты различных категорий, реконструкции, модернизации, дооборудования и частичная ликвидация объекта.

При том, что все они имеют различное экономическое содержание, объединяет их одно.
Основные средства, в отношении которых планируется проведение этих мероприятий, не подлежат амортизации на протяжении всего срока своего выбытия из производственного цикла. Кроме того, за исключением ремонтов, результаты их проведения отражаются на стоимости основного средства.

от перечисленных мероприятий стоит консервация имущественных объектов. Этот механизм схож с вышеупомянутыми тем, что во время консервации не начисляется амортизация объекта. В то же время консервация никоим образом не влияет на стоимостные и технические характеристики объекта.

Ремонт основных средств

Единственным мероприятием в отношении основных средств, которому не дано точное определение в нормативно-правовых актах, является ремонт. Для того, чтобы понять экономическую сущность и влияние на основные средства проводимых в их отношении ремонтов, придется обратиться к косвенным данным.

Такие данные можно почерпнуть в отраслевых инструкциях, методических рекомендациях Минфина для бюджетных организаций (письмо Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383), строительных нормативах (приказ Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 об утверждении «Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»).

Обобщая имеющиеся в этих документах описательные характеристики и определения, можно сформулировать понятие «ремонт основного средства» следующим образом:

Ремонтом является такое действие в отношении основного средства, в результате которого происходит восстановление функциональности объекта и устраняются существующие неисправности и недостатки, препятствовавшие использованию объекта по прямому назначению.

Традиционное деление на текущие, средние и капитальные ремонты не является установленной в обязательном порядке нормой и в бухгалтерской работе не учитывается. Даже если после проведения ремонта технические характеристики объекта изменились в сторону улучшения, затраты на ремонт не влияют на балансовую стоимость отремонтированного объекта основных средств. Бухгалтерские проводки по учету и списанию этих затрат не затрагивают синтетические счета, на которых ведется учет основных средств.

При проведении ремонтов любой сложности в 2014 году, как и ранее, составляются следующие бухгалтерские проводки:

  • При единовременном списании затрат в случае отсутствия заранее создаваемых ремонтных фондов:

Дт 20,25,26,44 – Кт 10,70,69,60 – списание расходов на ремонт на статьи затрат.

  • В случае если организацией образован ремонтный фонд:

Дт 20,25,26,44 – 96 – ежемесячное формирование ремонтного фонда;
Дт 96 – Кт 10,70,69,60 – списание расходов за счет ремонтного фонда;
Дт 97 – Кт 10,70,69,60 – сумма превышения затратами сумм резерва.

Если по окончании отчетного периода выявлен излишек резерва ремонтного фонда, неиспользованная сумма сторнируется. Стоит отметить, что в 2014 году организации, перешедшие на учет по стандарту МСФО 16, стоимость части ремонтов, относимых этим стандартом к капитализированным, смогут включать в стоимость ОС. Впрочем, введение МСФО – тема отдельного и долгого обсуждения.

Реконструкция основных средств

В отличие от ремонта, в налоговых и бухгалтерских нормативных документах определение реконструкции существует. Однако имеющиеся формулировки недостаточно конкретизируют экономическую сущность реконструкции основных средств, в результате чего могут возникать ситуации, когда за реконструкцию ошибочно принимаются результаты особенно сложных, или приведших к значительному улучшению свойств объекта, ремонтов.

Чтобы на практике подобных разночтений не возникало, нужно придерживаться в первую очередь следующего правила:

Реконструкцией объекта основных средств может считаться только комплекс таких мероприятий, которые осуществляются в отношении исправно функционирующего объекта в целях качественного изменения его технических показателей.

Таким образом исключается возможность отнесения на стоимость объекта основных средств затрат на замену конструктивных неисправностей, которая привела к существенному улучшению объекта в силу установки (монтажа) более современных элементов.

Здесь же следует отметить, что по сложившейся практике термин «реконструкция» употребим в основном в отношении объектов капитального строительства. Косвенное подтверждение справедливости такой практики находится в п. 14 ст. 1 Градостроительном кодексе РФ и системных материалах Минфина для бюджетных организаций (письмо Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383).

Таким образом, под реконструкцией можно понимать изменение этажности, высоты, площади и подключение ранее отсутствовавших инженерно-технических систем.

Модернизация основных средств

По своей технической и экономической сущности модернизация основных средств идентична реконструкции, но осуществляется в отношении движимого имущества организации: станочного парка, транспорта, механизмов и прочих объектов, не относящихся к категории капитального строительства.

Модернизация – это комплекс мероприятий, направленных на усовершенствование основного средства, которые приводят к качественному улучшению технико-экономических свойств объекта и связаны с заменой его конструктивно значимых элементов более современными и эффективными

.
Тут же надо сказать, что косвенным признаком принадлежности проведенных мероприятий к категории «модернизация» является возможность дальнейшего использования элементов, изъятых для замены на более эффективные. Замененные элементы приходуются на склад и становятся учетным объектом как малоценные.

Отсутствие возможности выделения полезных в дальнейшем или определение их как неисправных говорит о том, что все либо (часть) мероприятий должны быть исключены из категории модернизации и проводиться в учете как ремонт.

Разукомплектация основных средств

Исключая уценку, среди оснований, по которым стоимость основного средства может быть уменьшена, НК предусматривает только разукомплектацию, или, как она обозначена в кодексе, частичную ликвидацию объекта. Остальные возможности определены расплывчатой формулировкой «по иным основаниям».

Представляется, что это сделано в целях резервирования «места в законе» для возможных оснований, которые могут возникнуть в будущем, так как в 2014 году никаких изменений в соответствующей статье НК не предвидится.

Что же такое разукомплектация основных средств? Представим себе, что некое основное средство, например поточная линия, являющаяся единым учетным объектом и состоящая из модулей, подверглась частичной разборке. Часть составляющих её модулей, чьи функции больше не задействованы в производственном цикле, была изъята.

В определенных случаях это приводит к тому, что объект теряет свою функциональность и должен быть списан, то есть, исключен из состава основных средств. Вместо объекта учета ОС возникнет несколько новых объектов учета. Это будут либо основные средства, либо малоценные или материалы. Но не всегда частичная разборка имущественного объекта приводит к такому результату.

Основное средство может быть не списано, а остаться в учете с измененной, уменьшенной стоимостью. Это происходит в тех случаях, если:

  • Объект не утратил своей функциональности, остался единым обособленным комплексом;
  • Удаление части комплектующих (составляющих частей) позволяет дальнейшее использование объекта по прямому назначению;
  • Изъятие комплектующих компонентов не наносит объекту существенный ущерб.

После того, как разукомплектация основных средств произведена, бухгалтерии следует не только соразмерно уменьшить стоимость основного средства, но и пересчитать размер его амортизации. Это связано с тем, что начисленная ранее амортизация рассчитывалась исходя из того, что в стоимости объекта естественным образом учтена стоимость его составляющей, которая удалена в результате частичной ликвидации.

Порядок пересчета амортизационных отчислений нужно закрепить в учетной политике организации. В случае, когда срок полезного использования объекта не изменяется, такой пересчет можно производить пропорционально стоимости или процентной доле изъятой части в балансовой стоимости объекта.

Сложнее обстоит дело с определением конкретной суммы, на которую должно быть уценено основное средство. Нормативно-правовые акты не устанавливают порядок определения этих сумм. Таким образом, этот вопрос остается на усмотрение организации. Которая должна самостоятельно проработать и закрепить внутренними нормативными положениями порядок уценки при разукомплектации.

Наиболее разумными представляются следующие способы:

  • Комиссионное определение процентной доли исключаемой части в общем составе основного средства;
  • Фактическая оценка по имеющимся документально подтвержденным данным о стоимости исключаемой части;
  • Заключение независимого оценщика.

При определении стоимости исключаемой части следует учесть процент её амортизации в составе объекта основных средств. На сумму остаточной стоимости исключаемой части уменьшается .

Расходы, непосредственно связанные с частичной ликвидацией основного средства могут быть учтены двумя способами:

  • Если изъятая часть может быть использована в дальнейшем, расходы на её изъятие включаются в стоимость, по которой она приходуется на склад;
  • Если изъятая часть не представляет ценности и подлежит ликвидации, расходы на её изъятие включаются в прочие внереализационные расходы организации.

Дооборудование основных средств

Дооборудование основного средства легче всего представить как процедуру, обратную разукомплектации. Представим, что в случае той же поточной линии, в целях соответствия изменившимся производственным нуждам, в объект включается новый модуль, который качественно изменяет функциональные возможности линии, как объекта основных средств. Именно это и будет случаем дооборудования.

Стоимость объекта основных средств увеличивается в случае дооборудования на стоимость вводимой в его состав части и сумму затрат, напрямую связанных с дооборудованием. Отметим, что в отношении объектов капитального строительства вместо термина «дообрудование» может применяться термин «достройка», более точно отражающий характер вносимых изменений.

Проводки по отражению дооборудования, модернизации и реконструкции основных средств в бухгалтерском учете производятся единообразно.
Все затраты аккумулируются на счете учета вложений в активы:
Дт 08 – Кт 07, 10, 69, 70, 60 — фактические затраты на проведенные работы
По завершении проводимых мероприятий производится списание затрат с включением их в стоимость основного средства:
Дт 01 – Кт 08 – изменение стоимости объекта основных средств.
Начисление амортизации по таким объектам начинается с месяца, следующего за месяцем окончания всех мероприятий по реконструкции (достройки и т. д.)

При проведении мероприятий, изменяющих стоимость объекта основных средств, методологической основой является по большей части Налоговый кодекс. Это способствует тому, что между данными бухгалтерского и налогового учета различия возникают гораздо реже, чем в других случаях. Для исключения возникновения таких различий достаточно учесть в учетной политике учреждения требования НК.

Трудности возникают чаще всего достаточно субъективного характера, из-за различий в оценке хозяйственных ситуаций налогоплательщиком и фискальными органами. Ярким примером этому являются все те же ремонт и реконструкция.

С точки зрения налогоплательщика, реконструкция – весьма невыгодный для него механизм. Действительно, затраты понесенные здесь и сейчас, будучи включенными в стоимость основных средств, будут компенсироваться амортизацией на протяжении значительного будущего периода. Именно поэтому очень часто документация, предваряющая и сопровождающая эти мероприятия, составляется таким образом, чтобы их можно было отнести к категории ремонтов.

В свою очередь, фискальные органы не заинтересованы в занижении размеров базы исчисления налога на прибыль, в силу чего стремятся вывести проведенные налогоплательщиком мероприятия из категории ремонтов в категорию реконструкции (модернизации). В данном случае налогоплательщику необходимо иметь несомненное документальное подтверждение характера работ. Чаще всего выручает в таких случаях привлечение независимых экспертов для оценки характера имевшихся недочетов и принадлежности мероприятий к той или иной категории.

Консервация основных средств

Консервация основных средств – это, главным образом, способ сохранить имущество, не используемое в силу объективных причин в текущем производственном процессе. В бухгалтерском учете перевод объекта на консервацию оформляется самым простейшим образом. На основании распоряжения руководителя составляется следующая проводка:

Дт 01 субсчет «ОС на консервации» — Кт 01 субсчет «ОС в эксплуатации»

Вывод основного средства с консервации оформляется обратной проводкой. С месяца, следующего за тем, когда объект был законсервирован, перестает начисляться амортизация по нему. Возобновление начисления амортизации осуществляется в начале месяца, следующего за тем. когда объект был возвращен с консервации. При этом срок полезного использования увеличивается на срок, в течение которого объект был законсервирован.

Все вышесказанное справедливо только в том случае, если срок консервации превышает три календарных месяца. В противном случае, при выводе с консервации объекта следует доначислить амортизацию за весь срок бездействия объекта. Еще раз обращаем ваше внимание на то, что консервация основного средства не является основанием для изменения его стоимости.

Рабочие процессы и время приводят к тому, что рано или поздно можем столкнуться с таким вопросом, как модернизация основных средств. То есть, будем иметь дело с затратами на объект основных средств, в результате которых улучшится качество применения объекта основных средств, увеличится его первоначальная стоимость. Каким образом осуществить модернизацию основных средств в программе 1С: Бухгалтерия предприятия 8, посмотрим в этой статье.

Итак, чтобы сделать модернизацию основного средства в программе, требуется расходы, которые были понесены в текущем периоде на основное средство, собрать на счете 08.03 "Строительство объектов основных средств".

Допустим существует основное средство "Деревообрабатывающий станок", которое было введено в эксплуатацию в начале года. Ежемесячно при закрытии месяца на него начисляется амортизация.

Через некоторое время было принято решение по покупке более мощного двигателя, который улучшит характеристики станка. Поскольку станок уже эксплуатируется, то потребуется произвести модернизацию данного основного средства.


Покупка двигателя осуществляется через документ "Поступление (акты, накладные)", при создании выбирается "Товары".


Если организация понесла дополнительные расходы по замене двигателя, тогда формируем еще раз документ с видом операции "Услуги" и в счете затрат устанавливаем сразу счет 08.03.


Так как при поступлении детали для модернизации основного средства был указан счет учета 10.06, а необходимо собрать все расходы на счете 08.03, то введем на основании документ "Требование-накладная".


На закладке "Материалы" указываем купленную деталь, а на закладке "Счет затрат" - нужный нам счет и заполняем поля "Объект строительства", "Статьи затрат". Если модернизация касается объекта строительства, то и выбирается в одноименное поле модернизируемый объект строительства. В случае модернизации оборудования, как в нашей ситуации, параллельно создается для заполнения объект строительства, пусть это будет "Модернизация станка".


По отчету "Оборотно-сальдовая ведомость по счету" можем проверить, наглядно увидев какая сумма образовалась по дебету счета 08.03.



Итак, каким образом заполняется документ "Модернизация ОС".


Обязательно указываем организацию и местонахождение основного средства, которое подлежит модернизации. На закладке объект строительства указываем объект, установленный в документе "Требование-накладная", счет учета 08.03 и нажимаем "Рассчитать суммы". Общую сумму, которую видим и по бухгалтерскому учету, и по налоговому, совпадает с суммой из оборотно-сальдовой ведомости.


Закладка "Основные средства": на ней добавляем основное средство, модернизация которого осуществляется и нажимаем кнопку "Распределить", видим опять сумму и срок использования. Есть и третья закладка в этом документе "Амортизационная премия", на которой отмечается флажком, будет ли включаться амортизационная премия в состав расходов. При таком выборе появляются дополнительные поля для заполнения. В соответствии с п.9 ст. 258 НК РФ организация может в налоговом учете применить амортизационную премию при расходах, связанных с модернизацией.

Как только документ "Модернизация ОС" будет проведен, затраты будут списаны со счета 08.03.


После модернизации сумма амортизации рассчитывается также при закрытии месяца регламентной операцией "Амортизация и износ основных средств". В месяце, в котором проводилась модернизация, суммы начислений будут прежними, а в следующем появится временная разница.


Следует обратить внимание, что после модернизации основного средства, сумма амортизации по бухгалтерскому учету и налоговому отличается. Это происходит, потому что формулы для расчета сумм амортизации по бухгалтерскому и налоговому учету различны. В бухгалтерском согласно ПБУ 6/01 в расчете используется оставшийся срок полезного использования и остаточная стоимость на момент модернизации. А в налоговом учете, на основании ст. 259 НК РФ, - изначально принятый срок полезного использования и первоначальная стоимость. Получается, что сумма начислений по налоговому учету будет меньше, появится временная разница и, соответствующий ей, отложенный налоговый актив.

Если вам нужно больше информации о работе в 1С: Бухгалтерии предприятия 8, то вы можете бесплатно получить нашу книгу по ссылке .

В статье будет идти речь о модернизации основных средств. Что они собой представляют, для чего необходимо проведение процесса, и как оформить приказ – далее.

Часто на предприятиях возникает необходимость изменить качественные характеристики объектов. Чтобы этого достичь, нужно заменить устаревшие элементы новыми.

Общие сведения

В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются, поэтому их часто приходится менять.

Модернизацию можно осуществлять двумя способами – хозяйственным (собственными усилиями организации) и подрядным (если процесс осуществляет посторонняя организация).

Не стоит путать модернизацию с ремонтом, это разные понятия. В результате ремонта показатели не меняются, характеристики остаются прежними.

В учете модернизации в налоговом и бухгалтерском отчетах существуют некоторые отличия:

Главным ресурсом считается объект, если отвечает таким требованиям:

  • имущество употребляется в течение года;
  • цель – извлечение прибыли;
  • объект должен подлежать амортизации;
  • стоимость должна быть выше установленного ограничения.

Определения

Модернизация Процесс усовершенствования конструкций, который обеспечивает улучшение производительности объекта и расширение возможностей использования
Бухгалтерский учет Сбор информации, ее обобщение и анализ, касающиеся состояния имущества организации (в финансовом плане)
Налоговый учет Учет предприятий, цель которого – собрать и систематизировать данные о затратах и прибыли
Реконструкция Меры, направленные на увеличение характеристик – мощности, производительности, уровень производства
Ремонт главных ресурсов Процесс частичного восстановления отдельных объектов с целью поддержать их рабочее состояние
Дооборудование Дополнение главных ресурсов новыми запчастями, деталями и прочими элементами, которые придадут объекту дополнительные возможности
Амортизация Перенос стоимости ОС в ходе их износа на стоимость сбытой продукции

Зачем она нужна

Изначально модернизация проводится с целью восстановить работоспособность или технические характеристики, которые не оказывают влияния на качество выполняемой объектом работы.

Также процесс необходим для улучшения работы механизма, добавления новых функций.

Нормативная база

Если ремонт будет осуществлять организация своими силами, то никаких документов не понадобится. Если объект передается стороннему предприятию, необходимо оформить о перемещении главного ресурса.

После ремонта объекта необходимо составить . заполняется он независимо от того, каким способом выполнялся ремонт.

Задачи учета ремонта ОС следующие:

  • проследить за правильным оформлением документами;
  • выявить объем и себестоимость выполненной работы по ремонту;
  • осуществить контроль по расходованию средств, выделенных на процедуру;
  • выявить возможные отклонения.

Остальные типы ремонта относятся к текущему. Когда капитальный ремонт оформляется документами, необходимо учитывать следующие нюансы:

  • коэффициенты расчета включаются в смету по ремонту;
  • сметно-техническую документацию необходимо разрабатывать на основе текущих цен, норм и тарифов;
  • в счете поставщика деталей должна быть ссылка на ценник, на основании которого выставлена данная цена;
  • если капитальный ремонт проводился подрядным способом, то необходимо оформить соответствующую документацию;
  • для каждого материала необходимо выставлять счет;
  • окончание капитального ремонта оформляется актом приема и передачи объекта.

Текущий ремонт проводится регулярно, согласно разработанным .

Если повреждение способно испортить оборудование, то его необходимо исправлять немедленно. Сумма затрат на текущий ремонт должна планироваться организацией заранее.

Работа в 1С

Чтобы провести модернизацию в программе 1С, особых усилий не потребуется. Для начала нужно заполнить документ по поступлению – открыть программу и выбрать поле «Поступление товаров и услуг».

Открыв журнал, создать новый документ и заполнить его. Как только будет заполнена дата, контрагент, будет указана операция, перейти к графе «Услуги».

Здесь необходимо будет заполнить требуемую информацию – счет модернизации, ее сумму и прочее. Прежде чем проводить документ, необходимо перепроверить данные.

После этого последует сам процесс модернизации. Также необходимо создать новый документ и заполнить его, выбрать тип улучшения (в данном случае – модернизация).

После этого следует указать объект модернизации и перейти к разделу «Бухгалтерский и налоговый учет». Необходимо это для того. Чтобы рассчитать сумму процедуры.

Нюансы при УСН

Для плательщиков налогов, применяющих упрощенный режим налогообложения, ОС является то имущество, которое признают амортизируемым.

То есть, когда срок его действия превысил один год, а изначальная стоимость составляет 20 тысяч рублей. Расходы на покупку основных средств учитываются с того момента, когда объект начинает использоваться.

Если ОС приобрели до перехода на , то его стоимость на затраты зависит от срока полезного использования. В случае продажи ресурса для начала необходимо определить, сколько времени прошло с момента учета стоимости.

Если меньше 3 лет, то для целей налогообложения необходимо пересчитать базу. За каждый период, в котором база подлежала пересчету, нужно будет предъявить декларацию.

Отчисления по амортизации при упрощенке в бухгалтерском учете можно отображать в любой момент – ежеквартально, ежемесячно, ежегодно.

При приобретении основных ресурсов они учитываются в – сумма расходов, которая была на них потрачена. Сюда входит:

  • сумма, выплаченная продавцу по соглашению;
  • за доставку и установку объекта;
  • налог, уплата ;
  • таможенная пошлина, сбор и прочие расходы.

Главные ресурсы в организации, применяющей упрощенный режим обложения налогами, могут создаваться двумя способами – хозяйственным или подрядным.

Процесс оформляется актом. При продаже главных ресурсов их стоимость нужно списать с баланса. Но для начала нужно списать стоимость начисленной амортизации.

Начисление амортизации осуществляется ежемесячно по каждому объекту отдельно. Организация вправе проводить переоценку ОС раз в год – в конце отчетного периода.

Таким образом, модернизация главных ресурсов необходима для того, чтобы вернуть объект в действие, улучшить его показатели. Учет Ос ведется как в налоговом отчете, так и в бухгалтерском.

Процедура может осуществляться собственными силами организации или при помощи постороннего предприятия – подрядным способом. Процедура модернизации подтверждается необходимой документацией.