Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Методы борьбы с теневой экономикой

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Генезис и векторы развития теневой экономики. Феномен теневой экономики в интерпретациях марксизма, институционализма, неолиберализма. Особенности развития теневого бизнеса в России. Законодательные меры борьбы с данной проблемой современного общества.

    дипломная работа , добавлен 09.09.2015

    Роль и место собственника в управлении бизнесом. "Идеальная" модель деятельности владельца бизнеса. Достоинства и недостатки разных способов управления бизнесом. Сущность модели финансового контроля, основанной на стратегии внутреннего инвестора.

    реферат , добавлен 03.10.2014

    Теневая экономика. Предпосылки возникновения. Сущность, виды и формы. Анализ объемов и структуры теневой экономики в СНГ. Методы борьбы. Особенности проявления и макроэкономические последствия теневой экономики в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2006

    Экономические методы борьбы с криминальной предпринимательской деятельностью (теневой экономикой). Классификация финансового контроля. Валютное регулирование в Беларуси. Законодательные акты, позволяющие контролировать использование полученных доходов.

    контрольная работа , добавлен 20.04.2015

    Критерии, сущность и понятие малого бизнеса, проблемы, стоящие перед российским государством и бизнесом. Основные показатели уровня развитости предпринимательства. Государственная поддержка и перспективы развития малого бизнеса и предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2010

    Особенности развития инфляции. Рост цен в России в 2008 г. по товарным группам. Общее понятие об агфляции. Способы борьбы с инфляцией, кейнсианские рекомендации. Способы "спасения" от дефицита бюджета. Инфляционная политика государства на 2008-2011 гг.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2013

    Понятие и сущность государственного регулирования в рыночной экономике. Несовершенства рыночной экономики и способы борьбы государства с несовершенствами рынка. Монополизация и способы её предотвращения. Безработица, её причины и способы борьбы с ней.

    * Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

    Введение

    Глава 1. Теневая экономика - основные понятия, причины, структура

    1.1. Понятие и причины теневой экономики

    1.2. Структура теневой экономики

    1.3. Методы оценки теневой экономики

    1.4. Статистика теневой экономики в России

    Глава 2. Сферы распространенности теневой экономики

    2.1.Теневая экономика и налоговая преступность

    2.2. Контрафактная продукция

    2.3. Экономическая безопасность России и теневая экономика

    Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой

    3.1. Социально-правовой контроль над экономической преступностью в России

    3.2. Подходы к «высветлению» теневой экономики

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Проблема теневой экономики возникла очень давно. Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с этим понятием. Нелегальное производство товаров и услуг, сокрытие доходов от государства, оборот неучтенной наличности, отмывание «грязных» денег, взятки и злоупотребления служебным положением - эти и другие проявления теневой деятельности, постоянно у всех на слуху.

    Несмотря на всю важность и актуальность данной темы, в России до сих пор очень мало литературы, которая рассматривает теневую экономическую деятельность. А все потому что, широкое комплексное изучение теневой экономики и на Западе, и в нашей стране началось относительно недавно. Экономическая теория XVIII - ХIХ вв. игнорировала теневые стороны экономической жизни, считая их маловажными. Изучение теневой экономики стало развиваться лишь в ХХ в. под влиянием институционализма - течения в экономической мысли, представители которого обращали особое внимание на социальные аспекты реальной экономики.

    Еще в 1939 г. американский криминолог Э. Сатерленд сформулировал концепцию «преступности среди людей в белых воротничках», согласно которой скрытая, противоправная деятельность фактически является неотъемлемым компонентом повседневной деловой практики «большого бизнеса». «Прорыв» в изучении экономики преступности связан с именем знаменитого американского неоинституционалиста Г. Беккера: в 1968 г. он опубликовал статью «Преступление и наказание: экономический подход», где анализировал преступность как деятельность рационального индивида, максимизирующего свою выгоду. С 1970-х гг., после сенсационного открытия английским социологом К.Хартом неформального сектора экономики в Гане, экономисты Запада стали активно изучать неформальную экономику как важный элемент экономической жизни развитых и, особенно, развивающихся стран. Изучение теневых экономических отношений в «социалистической» экономике начинает бурно развиваться с 1980-х гг., после работ Г. Гроссмана и А. Каценелинбойгена; позже эстафету у советологов приняли специалисты по переходной экономике (Абдуллаев Н.А, Анисимов А.Н).

    Большой вклад в изучение явления «теневой экономики» внесли труды кандидата экономических наук, доцента Ю.В.Латова, автора монографии «Экономика вне закона: Очерки по теории и истории теневой экономики» (М.: МОНФ, 2001), учебных пособий для вузов «Теневая экономика» и многих статей, посвященных изучению проблемы теневой экономики, как социально-экономического явления.

    На вопрос о том, что такое теневая экономика, в социально-экономической и юридической литературе даются самые разные ответы. Целью моей работы является выяснить, что собой представляет так называемая теневая экономика, каково ее происхождение, насколько она сильна, что ей противостоит, а что ее, напротив, стимулирует, возможно ли ее вытеснение или хотя бы ослабление и сужение сфер ее распространения, каковы пути, формы и средства этого процесса. Поставленная цель требует решения следующих задач:

    1. определить понятие «теневой экономики», выявить её структуру, сферы распространенности;

    2. выяснить причины ухода экономики в «тень»;

    3. оценить масштабы теневой экономики в современной России;

    4. указать методы борьбы с теневой экономикой.

    Объектом исследования в настоящей работе является - экономика России.

    Предметом исследования выступает явление «теневой экономики».

    Структура работы: Введение, 3 главы, заключение, список литературы,

    Глава 1. Теневая экономика - основные понятия, причины, структура

    1.1. Понятие и причины теневой экономики

    Для обозначения теневой экономики используют ряд характеристик — «подпольная», «параллельная», «криминальная», «нелегальная» и др., но они не являются синонимами, поскольку разные исследователи по-разному понимают содержание этих терминов.

    Альтернативные определения теневой (скрытой, неформальной, серой, и т.д.) экономики были даны многими авторами, среди которых можно отметить: Е. Фейге (Feige, 1979), В. Танци (Tanzi, 1980), К. Макафи (Macafee, 1980), М. Картер (Carter, 1984).

    Наиболее распространенное определение теневой экономики — это «рыночное производство товаров и услуг, как запрещенных, так и не запрещенных законодательством, которое не учитывается официальной статистикой национального продукта и не связано с какими-либо обязательствами по уплате налогов государству. Таким образом, теневая экономика оказывается полностью (или частично) свободной от уплаты налогов (что является одним из мощных стимулов для ухода в «тень» отдельных частей экономики, включая рынок труда)»

    Теневая экономика скрыта от государства. Это отражает ее главный признак — теневая экономика юридически не существует, она функционирует вне форм государственного публично-правового контроля, сопровождается извлечением неконтролируемого дохода.

    В настоящее время существует огромное количество работ зарубежных и отечественных исследователей, посвященных выявлению причин ухода экономики в «тень». Вот основные из них.

    Высокий уровень налогообложения:

    Существуют разные оценки доли изымаемой у предприятия прибыли: от 60 до 80-90%. Как известно, налоговое изъятие свыше 50% прибыли лишает предприятие стимулов к активной произвольной деятельности.

    Экономическая нестабильность, кризисное состояние экономики.

    Уход экономики в «тень» является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в её теневом секторе может иметь множество преимуществ. С другой стороны кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является теневой сектор.

    Незащищенность прав собственности.

    Незащищенность прав собственности порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что, если права собственника рано или поздно могут быть нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантирует их надежную защищенность надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплату налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать.

    Неблагоприятный социальный фон.

    Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т. д. являются прекрасной "питательной средой" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения. Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес "хозяина" оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо.

    Политическая нестабильность.

    Этот фактор также, как и "незащищенность прав собственности", стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем ее объем уменьшается не только за счет "затенения", но и по причине элементарного свертывания деятельности "до лучших времен".

    В зависимости от развития рыночных отношений страны, состояния её экономики в целом, причин существования теневой экономики будет больше или меньше, степень влияния разных из них будет варьироваться.

    1.2. Структура теневой экономики

    Наиболее полно структура теневой экономики описана Ю.В.Латовым в монографии «Теневая экономика» (М.: МОНФ, 2001). Ю.В.Латов определяет основные секторы теневой экономики с точки зрения их отношения к «белой», официальной экономике.

    Для типологизации разновидностей теневой деятельности Ю.В.Латов избирает три критерия их связи с «белой» экономикой, а также субъекты и объекты экономической деятельности:

    — «вторая» («беловоротничковая»),

    — «серая» («неформальная»)

    — «черная» («подпольная») теневая экономика.

    Классификация Ю.В.Латова представляется мне наиболее полной и имеет следующий вид:

    . «Вторая» теневая экономика — это запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. В основном подобной деятельностью занимаются «респектабельные люди» из руководящего персонала («белые воротнички»), поэтому эту разновидность теневой экономики также называют «беловоротничковой». С точки зрения общества в целом «вторая» теневая экономика не производит никаких новых товаров или услуг. Получаемые одними людьми от «второй» экономики выгоды получены за счет потерь других людей.

    . «Черная» теневая экономика (экономика организованной преступности) — запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных товаров и услуг. «Черная» теневая экономика обособлена от официальной экономики еще в большей степени, чем «серая». «Черной» теневой экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с нею, разрушающими ее. Этой деятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но также производство товаров и услуг, разрушающих общество (например, наркобизнес и рэкет).

    Таким образом отношение этих секторов теневой экономики к «белой» экономике можно отразить в виде следующей схемы:

    Исследуя эту схему можно четко увидеть, что:

    . «Вторая» теневая экономика неотрывна от «белой»;

    . «Серая» экономика относительно самостоятельная,

    . «Черная» автономна относительно «Белой».

    1.3. Методы оценки теневой экономики

    Измерение масштабов теневой экономики является сложной задачей. Это связано с тем, что теневая экономика носит скрытый характер и стремится избежать измерения. Однако оценка размеров теневой деятельности важна для анализа экономического развития и формирования государственной экономической политики.

    Современными экономистами разработаны многочисленные методы измерения теневой экономики, которые условно можно объединить в две группы:

    Методы, используемые на микроуровне;

    Методы, используемые на макроуровне.

    На микроуровне для измерения теневой экономики используются прямые методы: опросы для оценки масштабов теневой экономики, методы открытой проверки и специальные методы экономико-правового анализа.

    Обследования путем опроса проводятся при помощи социологических исследований. Например, методом анонимного углубленного интервью.

    2. Методы открытой проверки

    Они обеспечивают выявление криминальной экономической деятельности лишь в той мере, в какой это позволяет делать открытость проверяемых субъектов. Ими выявляются и пресекаются нарушения валютного, таможенного, банковского, налогового, антимонопольного законодательства, правил торговли, пожарной безопасности, санитарных норм и т.п.

    3. Специальные методы экономико-правового анализа

    Особенностью современной экономической преступности является ее скрытый характер, неочевидность самого события преступления. Адекватная оценка полученных преступных доходов и других значимых параметров экономического преступления является сложной задачей, которая имеет две особенности. Во-первых, осуществление их адекватной оценки возможно лишь в процессе выявления их при расследовании преступлений и в процессе доказывания в уголовном или гражданском процессе. Во-вторых, для их выявления и оценки необходимо применение специальных методов экономико-правового анализа.

    Указанные методы позволяют эффективно применять специальные экономические и бухгалтерские познания в юридической практике (в оперативно-розыскной деятельности, уголовном и гражданском процессе).

    На макроуровне для измерения теневой экономики используются косвенные методы, основанные преимущественно на макроэкономических показателях официальной статистики, данных налоговых и финансовых органов. К макрометодам относятся: метод расхождений, метод по показателю занятости («итальянский метод»), монетарный метод, метод технологических коэффициентов, экспертный метод, структурный метод, метод мягкого моделирования (оценки детерминантов).

    1. Метод расхождений. Основан на сравнении двух или более источников данных или статистических документов.

    2. Метод товарных потоков. Смысл этого метода заключается в том, что товарный поток, то есть движение стоимости от производства до использования, строится для отдельных важнейших продуктов и товарных групп.

    3. Метод мягкого моделирования (оценки детерминантов). Связан с выделением совокупности факторов определяющих теневую экономику и направлен на расчет ее относительных объемов.

    4. Структурный метод. Основан на использовании информации о размерах теневой экономики в различных отраслях производства.

    5. Экспертный метод. Использование экспертных оценок является необходимым условием исследования такого сложно малоизученного явления, как теневая экономика. Суть этого метода в следующем. Сначала эксперт определяет насколько можно доверять данным по какой-либо отрасли, виду преступной деятельности и т.п. А затем после сбора данных из обычных источников их автоматически досчитывают на определенную величину.

    6. Метод технологических коэффициентов представляет собой примерное определение динамики промышленного производства на основе наблюдений за производством и потреблением электроэнергии, перевозок грузов транспортом и других косвенных показателей, поддающихся достаточно простому учету, для сравнения полученных данных с официальными. Необходимыми условиями его применения являются высокое развитие рыночных отношений и адекватные цены на электроэнергию и грузовые перевозки.

    7. Метод по показателю занятости (итальянский метод). Итальянская статистическая служба ИСТАТ является сегодня наиболее авторитетной в вопросах определения параметров теневой экономики. Итальянские статистики основной акцент сделали на обследовании затрат рабочей силы. Первичные данные получаются в результате специально организованного обследования домашних хозяйств. Домашние хозяйства обследуются на основании случайной выборки. Задаваемые при обследовании вопросы касаются количества часов, отработанных опрашиваемыми в той или иной отрасли. Достоинство такого подхода состоит в том, что людям, которых не спрашивают о доходах, нет смысла скрывать или искажать информацию о рабочем времени. Затем информация распространяется на генеральную совокупность и пересчитывается в средние отработанные человеком дни. Обследованием охватываются также предприятия с целью определения нормальной выработки в отрасли.

    1.4. Статистика теневой экономики в России

    В 2010 году глава Росстата Александр Суринов оценивал объемы теневой экономики на уровне одной пятой от всей экономики России. В интервью "Российской газете" он отмечал, что уровень серой экономики начал расти с третьего квартала 2009 года из-за мирового финансового кризиса. Ее объемы в регионах во время кризиса достигли 20-25% от всей экономики России. «До кризиса мы имели тенденцию к выходу экономики России «из тени», например, алкогольный бизнес стал почти полностью прозрачен. Сейчас, к сожалению, ситуация ухудшается. Интересно, что согласно исследованиям Deutsche bank, уход в тень во время кризиса может быть полезен для национальных экономик. Оказывается, что страны с более высоким объемом теневой экономики лучше переносят рецессию».

    Некоторые эксперты оценивают объемы теневого сектора экономики в России на уровне 50% ВВП и даже выше. По оценкам Всемирного банка, по данным которого доходы от теневого сектора экономики составляют 40-50% ВВП. Отметим, что в 2005 году полковник милиции Андрей Городецкий, ссылаясь на данные МВД, также говорил, что теневой сектор в России "зашкаливает за 40%".

    По подсчетам в "серой" экономике заняты 30-40 млн. человек, или треть работоспособного населения России. Это репетиторы, врачи, имеющие частную практику, молодежь, подрабатывающие пенсионеры, некоторые работники бюджетной сферы. Однако я считаю, что значительную часть работников теневой сферы составляют все же не врачи или учителя, а крупные компании, использующие различные схемы ухода от налогов.

    В 2009 году, по данным Росстата, доля теневой экономики составляла 16 %, в 2010 году - 15,5%. На апрель 2012 года Росстат оценивает долю теневой экономики в России примерно в 15%.

    Исходя из этого, можно сделать вывод, что размер теневой экономики РФ постепенно снижается. Возможно вскоре уход экономики в «тень» будет меньше, если будут разработаны и успешно реализованы программы по ее ограничению.

    Глава 2. Сферы распространенности теневой экономики

    2.1. Теневая экономика и налоговая преступность

    Мерилом теневого бизнеса считают налоговую преступность. Прежде всего, необходимо определится, что есть налоговая преступность.

    Налоговая преступность - общественно опасное социально-правовое явление, включающее в себя совокупность преступлений, объектом которых являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взимания налогов и иных обязательных платежей, а также осуществления контроля над своевременностью и полнотой их уплаты.

    Можно перечислить несколько основных способов уклонения от налога:

    Неотражение финансово-хозяйственных сделок в бухгалтерском учете;

    Уничтожение бухгалтерских документов после совершения сделки;

    Ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета других организаций или структурных подразделений без проводки по бухгалтерским счетам и др.;

    Занижение объектов налогообложения: внесение в бухгалтерские документы искаженных данных;

    Отнесение части выручки на ненадлежащие бухгалтерские счета;

    Создание неучтенных излишков продукции путем увеличения нормы убыли, необоснованного списания; и т.д.

    Уклонение от уплаты налогов стало нормой поведения многих хозяйствующих субъектов. В результате недостаточно финансируется общественный сектор, хозяйства из-за сокращения поступления средств в государственный бюджет; нарушаются правила честной конкуренции; происходит получение выгод уклоняющихся от налогов; растет коррупция.

    2.2. Контрафактная продукция

    Контрафакт — это продукт, созданный на основе существующего оригинала, но являющийся нелицензионной продукцией; поддельный товар; продукция низкого качества.

    Создание контрафактной продукции — является нарушением интеллектуальных прав. Неотъемлемой частью определения контрафактной продукции является проведение так называемого входного контроля (ВК).

    Входной контроль — это контроль продукции поставщика, поступившей к потребителю или заказчику и предназначенной для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации изделий.

    Проблема контрафакта в России

    Проблема контрафакта по-прежнему стоит довольно остро в России, эти товары привлекают покупателей, в первую очередь, своей дешевизной. Несмотря на усилия правоохранительных органов, число подделок на рынке по-прежнему велико, и зачастую граждане делают выбор именно в их пользу из-за низкой стоимости, забывая при этом, какой вред здоровью они могут причинить.

    Цены на контрафактную парфюмерию, продукты питания, диски в разы ниже, чем на оригинальную продукцию. «Люди покупаются на низкие цены, но при этом забывают, к каким тяжким последствиям может привести использование подделок. Это и аллергические реакции от некачественной одежды, косметики и парфюмерии, возникновение серьезных заболеваний из-за поддельных лекарственных средств и биологически активных добавок, пищевые отравления после употребления некачественных продуктов», — подчеркнул начальник главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России Денис Сугробов.

    Кроме того высокий уровень контрафакта мешает эффективному развитию экономики, что, в свою очередь, не лучшим образом сказывается на уровне жизни граждан, в целом.

    Отчасти негативную роль играют и явно завышенные цены на некоторые виды лицензионной продукции. «Например, купить диск с понравившимся фильмом за тысячу рублей в магазине или контрафактный на рынке, но за 150 рублей — дилемма, с которой сталкиваются многие. В итоге совокупность этих факторов и способствует распространению контрафактной продукции», — сказал Сугробов.

    Однако, по его словам, за прошедший 2011 год уровень контрафактной продукции, например, в Москве, по данным Минкультуры России, удалось снизить до 49% (по сравнению с 2010 годом). Этот показатель, в первую очередь, касается аудио- и видеопродукции.

    Товары, которые подделывают чаще всего:

    Этот список с годами не меняется - одежда, обувь, продукты питания, лекарственные средства, аудио и видеопродукция. По оценкам экспертов, на апрель 2012 год в текстильной и легкой промышленности доля контрафактной продукции, а именно подделок под бренды, достигает 37% от общего оборота.

    Из числа парфюмерно-косметических товаров, обуви, одежды, предметов бытовой химии, консервов, молочных продуктов, чая, кофе и кондитерских изделий фальсифицированными оказывается от 15 до 30% продукции.

    Анализ криминогенной обстановки показывает, что значительное количество контрафактной и фальсифицированной продукции поступает к нам из государств Юго-Восточной Азии - Китая, Гонконга, Сингапура, Индии, а также Болгарии, Турции, Польши и Украины.

    При этом доля контрафакта, изготовленного на территории России, незначительна, за исключением узкого круга товаров. В основном это продукты питания, аудио- и видеопродукция.

    2.3. Экономическая безопасность России и теневая экономика

    Теневая экономика проникает во все сферы экономической деятельности, приобретая черты системной угрозы социально-экономическому развитию России. Особую опасность представляет организованная преступность и коррупция.

    Наиболее широкое распространение, теневая экономика получила в 90-е годы, когда ее размеры достигли почти 50% объема ВВП России. Однако рассмотрение теневой экономики с точки зрения экономической безопасности не достаточно проработано как со стороны исследователей экономической безопасности, так и теневой экономики. Изучение явления теневой экономики с использованием категорий безопасности, и экономической безопасности в частности, позволяет сформулировать выводы, что:

    Экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность выработать и проводить в жизнь независимую экономическую политику.

    Согласно другому подходу, под сущностью экономической безопасности понимается такое «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.

    Угрозы экономической безопасности - это явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на хозяйство страны, ущемляющие экономические интересы личности, общества и государства. Угрозы экономической безопасности подразделяются на внутренние и внешние

    Перечислению и описанию угроз, внутренних и внешних, посвящены работы К.Х.Ипполитова (Экономическая безопасность: стратегия возрождения России / Рос.Союз предприятий безопасности. - М.: Политех-4, 1996), В.К.Сенчагова («Экономическая безопасность России», М.: «Дело», 2005г.).. В сфере экономики угрозы носят, как правило, комплексный характер.

    На сегодняшний день выделены наиболее серьезные угрозы экономической безопасности России, которые именуются учеными-исследователями «пятеркой» лидеров-угроз. К ним относятся:

    Коррупция

    Демодернизация страны

    Высокая изношенность фондов в промышленности

    Зависимость страны от внешнеэкономической конъюнктуры

    Низкое качество образования

    Нельзя также обходить стороной терроризм, проблемы в области здравоохранения, незаконный оборот наркотиков, отставание в сфере инноваций, социальное расслоение.

    Эти и многие другие угрозы требуют принятия комплексных мер по их предотвращению и по борьбе с ними на всех уровнях института государства.

    В настоящее время действует указ Президента РФ от 17 декабря 1997г. № 1300 (в ред. указа Президента РФ от 10 января 2000 г. №24), которым утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В указанной Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Однако, по мнению В.С.Белых, профессора, доктора юридических наук, вопросы экономической безопасности не получили полного отражения в названной Концепции, и необходимость разработки и принятия специального закона о национальной экономической безопасности по-прежнему остается актуальной в России. .

    Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой

    3.1 Социально-правовой контроль над экономической преступностью в России

    Социально-правовой контроль представляет собой деятельность по контролю над противоправным поведением в сфере экономики, осуществляемую государственными органами и институтами гражданского общества, преследующую цель эффективного воздействия на криминогенные факторы, обусловливающие экономическую преступность.

    Сущностью социально-правового контроля над экономической преступностью в самом общем виде является установление правового порядка в жизни и деятельности общества. Он не связан, как правило, с применением уголовно-правовых норм. Уголовно-правовая составляющая присутствует здесь лишь в той мере, в какой выполняет предупредительную функцию при неэффективности других мер. Большинством криминологов признается, что именно социально-правовой контроль является основным в общей системе контроля над экономической преступностью. Его антикриминогенная роль подтверждается международными исследованиями. Как отмечает В.В.Лунеев: «…коэффициент корреляции между углублением социально-правового контроля и удержанием преступности на терпимом уровне выше, чем между социально-экономическим развитием и уровнем преступности».

    Объектами социально-правового контроля являются материальные и финансовые средства, экономическая деятельность различных субъектов экономических отношений.

    В зависимости от субъектов контроля различают следующие его виды:

    Государственный контроль - осуществляется государственными органами.

    Контроль негосударственных организаций. В зависимости от конкретного субъекта можно выделить:

    Банковский контроль - его субъектами выступают коммерческие банки;

    Страховой контроль - осуществляется страховыми организациями при страховании ответственности, а также при некоторых видах имущественного страхования и страхования предпринимательских рисков;

    Потребительский контроль - осуществляется потребителями и обществами защиты прав потребителей.

    Аудиторский (независимый) контроль - осуществляется специализированными негосударственными аудиторскими организациями;

    Контроль, осуществляемый специализированными негосударственными организациями на договорной основе (частные охранные, консалтинговые и другие организации на рынке услуг безопасности экономической деятельности).

    Внутренний контроль - осуществляется подразделениями внутреннего контроля хозяйствующих субъектов: подразделения внутреннего аудита, ревизионные комиссии, службы экономической безопасности организаций.

    Государственный социально-правовой контроль над экономической преступностью охватывает различный виды деятельности и в зависимости от этого подразделяется на два вида:

    1. Государственный контроль за соблюдением правовых норм, регулирующих различные сферы экономических отношений. Этот вид контроля, который может быть обозначен как социально-правовой контроль в сфере экономики, осуществляют специализированные контролирующие органы законодательной и исполнительной власти, а также Прокуратура РФ.

    Основные функции Контролирующих органов:

    а) выявление правонарушений и виновных лиц в процессе осуществления контрольной деятельности: контролирующие органы устанавливают факт правонарушения и конкретных субъектов, совершивших неправомерные действия, проводят анализ совершенного деяния и дают ему оценку, после чего непосредственно либо через другие органы применяют санкции к правонарушителю;

    б) реализация правовых актов, принятых по результатам контроля, в которых сформулированы рекомендации по устранению условий, способствующих правонарушениям;

    в) проведение конкретных профилактических мер.

    Прокуратура РФ выполняет функции надзора за исполнением законов всеми субъектами экономических отношений и субъектами социально-правового контроля.

    2. Государственный социально-правовой контроль, осуществляемый посредством правотворческой деятельности в сфере экономических отношений, а также реализации иных социально-экономических, политических мер, воздействующих на детерминанты экономической преступности.

    Повышение эффективности социально-правового контроля над экономической преступностью

    Способы повышения эффективности социально-правового контроля подробно и всесторонне описаны в работе В.В.Лунеева «Углубление социального контроля преступности (Материалы круглого стола)» (М.: Государство и право, 1999, № 9). В.В.Лунеев отмечает, что важным условием эффективного контроля является гармоничное, сбалансированное сочетание действенного социально-правового контроля за социально-экономическими и политическими процессами в стране и соблюдения фундаментальных прав человека.

    В.В.Лунеев определил ряд мер, успешное выполнение которых, по его мнению, способно повысить эффективность социально-правового контроля над экономической преступностью.

    1. Внедрение открытости («прозрачности») принятия экономически значимых решений (о приватизации, акционировании, проведении аукционов и т.д.) государственными должностными лицами. Именно несоблюдение этого фундаментального принципа является важнейшим фактором развития коррупции и связанной с ней криминализации финансовой системы государства. По мнению В.В.Лунеева, нарушение установленного порядка открытости принятия решения должно рассматриваться в качестве коррупционного деяния, влекущего жесткие санкции. Это должно исключить выгодность подобного поведения.

    2. Важнейшим направлением социально-правового контроля является усиление различных видов контроля за социально-экономическими и политическими процессами, за финансовыми и товарными потоками (бюджетного, банковского, валютного, таможенного и других). Причем в среднесрочной перспективе это направление может дать большие результаты, чем контроль за отдельными лицами, а за социально-экономическими процессами. Сложность проблемы состоит в том, что углубление дискреционного контроля является фактором коррупции и экономической преступности.

    3. Последовательно вводить ограничения на совмещение должностей в системе государственной службы и в акционерных обществах с долей государственного участия. В настоящее время такое совмещение вполне законно. Так, Указом Президента РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (1992 г.) утвержден список важнейших отраслей промышленности, где разрешается поручать на контрактной основе представлять интересы государства в советах директоров должностным лицам органов государственного управления за соответствующее вознаграждение. Пользуясь этим, многие высокопоставленные чиновники министерств и ведомств входят в советы директоров различных акционерных обществ. Этот феномен представляет собой не что иное как узаконенную коррупцию.

    4. Нуждается в правовой регламентации процесс перехода государственных служащих на должности руководителей коммерческих предприятий. Целесообразно в этом отношении учесть зарубежный опыт урегулирования подобных вопросов. Во многих странах государственное должностное лицо после увольнения со службы в течение установленного периода должно получать разрешение правительства, прежде чем принять приглашение на работу в частном секторе или начать заниматься коммерческой деятельностью, имеющей отношение к его прежней должности. В России подобное, фактически коррупционное поведение является вполне законным.

    5. Необходимо закрепить реально действующие формы коррупции в уголовном законодательстве. К ним, в частности, относятся: коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, взносы на проведение выборов, предоставление конфиденциальной информации, традиции перехода государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, обучение детей за рубежом за счет спонсоров и многие другие опасные завуалированные формы коррупции.

    6. Важной антикриминогенной мерой является скорейшее законодательное решение вопроса о предоставлении государственными должностными лицами сведений об имущественном положении членов семей. Финансовый контроль за доходами и имуществом должностных лиц и их семей существует во всех цивилизованных странах. Это нашло отражение в Международном кодексе поведения государственных должностных лиц.

    7. Необходимо принятие законов «О борьбе с коррупцией», «О борьбе с организованной преступностью» и «О борьбе с отмыванием доходов, полученных незаконным путем».

    8. Ввести обязательную криминолого-экономическую экспертизу проектов криминологически значимых законодательных и иных правовых актов в целях недопущения в них положений (пробелов, исключений и иных недостатков), прямо или косвенно способствующих совершению преступлений в сфере экономики. Проект положения о криминологической экспертизе был разработан по распоряжению Совета безопасности РФ более двух лет тому назад, но так и не был принят, тогда как Положение об экологической экспертизе принято.

    9. Необходима практическая реализация конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (п. 1 ст. 19 Конституции РФ). Это предполагает принятие законов об уточнении депутатского иммунитета, об ответственности должностных лиц категории «А» (в том числе и руководителей субъектов Федерации) за нарушения законов и о ликвидации необоснованных привилегий.

    10. Создание механизма парламентского контроля над уголовной политикой в сфере борьбы с экономической преступностью.

    11. Важным направлением социально-правового контроля над экономической преступностью является эффективное использование гражданско-правовых инструментов. Не будучи связанным с применением уголовно- процессуального законодательства эти меры позволяют на совершенно легитимной основе, без применения сомнительных репрессивных действий существенно подорвать финансово-экономическую основу наиболее опасных видов преступности, в том числе коррупционной.

    3.2. Подходы к «высветлению» теневой экономики

    C момента признания наличия теневой экономики в структуре экономики страны в целом, остро встал вопрос поиска подходов к её «высветлению».

    Для борьбы с теневой экономикой в постсоветский период были выделены два подхода, каждый из которых был апробирован, но так и не принес желаемых результатов.

    Первый из них - радикально-либеральный - реализовывался с конца 1991 — начала 1992 г. и заключался в целевой установке на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. На практике это привело лишь к усилению теневой составляющей: возникновение финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, а так же подавление малого предпринимательства.

    Ввиду несостоятельности первого подхода, был применен второй - репрессивный подход. Он заключался в расширении и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, Министерства финансов РФ, налоговой инспекции и налоговой полиции; улучшении взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля и доносительства. Отсюда общее ужесточение законодательства, направленного против “теневой”“ экономики, усиление мер наказания. Примером одной из попыток реализации репрессивного подхода можно считать принятие Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Результатом стало подавление отечественного производства, укрывательство предпринимателями доходов от неподъемных налогов, а также вывод капитала из производства в финансовую сферу и за границу.

    С начала 2000-ых годов в России ведется антимонопольная политика и поддержка малого и среднего предпринимательства на законодательном уровне (Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ" О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").

    В январе 2012 года президент России Дмитрий Медведев поручил первому вице-премьеру Виктору Зубкову создать рабочую группу по борьбе с финансовыми преступлениями, включая уклонение от уплаты налогов. Новая рабочая группа охватывает правоохранительные органы, Банк России и Федеральную налоговую службу, деятельность которой направлена на «борьбу с незаконным финансовым операциям».

    Одним из наиболее перспективных приемов борьбы с теневой экономикой в настоящий момент представляется ограничения на наличные денежные расчеты. Эксперты считают, что установление соответствующих ограничений на законодательном уровне снизит уровень экономических преступлений, поскольку весь коррупционный оборот вертится в наличной сфере. Реализация данного подхода потребует расширения и развития банковской инфраструктуры, поскольку как отмечает начальник аналитического управления БКФ-банка Максим Осадчий «Банкоматы еще не дошли до каждого россиянина». Автором и разработчиком законопроекта выступает министр финансов РФ Антон Силуанов.

    Эффективность и действенность всех тех мер по «высветлению» теневой экономики, которые применяются в настоящее время в России, можно будет оценить только по прошествии времени.

    Заключение

    Теневая экономика - явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, являющееся предметом интереса исследователей с 30-х годов XX века.

    На мой взгляд, предпочтительным представляется термин «теневая экономика», которым логично обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами. «Теневая» составляющая экономики - это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, т.е. находится вне рамок правового поля.

    Приведенная в курсовой работе информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять, насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.

    Очевидным представляется снижение уровня «теневой» составляющей в экономике России. По данным Росстата, в 2009 году, доля теневой экономики составляла 16 %, в 2010 году - 15,5%. На апрель 2012 года Росстат оценивает долю теневой экономики в России примерно в 15%.

    Немаловажную роль в снижении доли теневой составляющей играет усиление социально-правового контроля, который не связан, как правило, с применением уголовно-правовых норм, его объектами выступают материальные и финансовые средства, а так же экономическая деятельность различных субъектов экономических отношений. В зависимости от этих субъектов социально-правовой контроль может быть государственным (осуществляется специализированными контролирующими органами законодательной и исполнительной власти, а также Прокуратурой РФ) и негосударственным (банковский, страховой, потребительский, аудиторский и т.д.). В общей системе контроля над экономической преступностью приоритетным считается именно социально-правовой контроль, нежели уголовно-правовой.

    На сегодняшний день одним из наиболее перспективных приемов борьбы с теневой экономикой предлагается введение ограничения на наличные денежные расчеты (разработчик законопроекта - министр финансов РФ А.Силуанов). Эксперты считают, что установление соответствующих ограничений на законодательном уровне снизит уровень экономических преступлений, поскольку весь коррупционный оборот вертится в наличной сфере. Эффективность и действенность всех этих мер по «высветлению» теневой экономики, можно будет оценить лишь по прошествии времени, однако уже сейчас очевидной является необходимость применения рассмотренных в настоящей работе мер и подходов в борьбе с «теневой» экономикой в комплексе.

    Так в январе 2012 года президентом РФ Дмитрием Медведевым было выдвинуто предложение создать рабочую группу по борьбе с финансовыми преступлениями, включая уклонение от уплаты налогов. Новая рабочая группа призвана объединить усилия правоохранительных органов, Банка России и Федеральной налоговой службы. Это должно способствовать улучшению выявления и предотвращения финансовых операций, направленных на легализацию доходов от преступной деятельности, финансирования терроризма, уклонения от уплаты налогов и таможенных обязанностей.

    Список литературы

    1. Абдуллаев Н.А. Государство и собственность в переходной экономике: Вопр. теории и методологии. - М., 2002. - 183с.

    2. Александров Ю.Г. Переходная экономика: российская версия. - М., 1999. - 397с.

    3. Анисимов А.Н. Переходная экономика как особый тип разбалансированного рыночного хозяйства // Экон. наука совр. России. - 1999. - N 2. - С.23-29.

    4. Бекряшев А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика и экономическая преступность.

    5. См.: Бродский Б.Е. Лекции по макроэкономике переходного периода: Учебное пособие. - М.: ГУ ВШЭ, 2005. - С.199.

    6. Глинкина С., Клейнер Г. «Высветление экономики и укрепление национальной безопасности России» / Российский экономический журнал. - 2003 - №5-6 - С.3-13.

    1. Теневая экономика : явление, макроэкономические последствия и методы борьбы

      Курсовая работа >> Экономика

      На сущность теневой экономики , ее структуру и... теневой экономики и методов борьбы с нею , ... способов оценки теневой экономики ... наиболее широкое распространение получили методики, основанные на опросах, выборочных обследованиях субъектов ...

    2. Теневая экономика и проблемы её эффективного ограничения

      Курсовая работа >> Экономика

      Выделить задачи, входящие в нее . А они следующие: определить сущность понятия «теневая экономика» , виды и причины... возможных границ и структуры теневой экономики ; Существующие комплексы мер по борьбе с теневой экономикой разнообразны по сферам...

    3. Теневая экономика причины возникновения, факторы развития, методы борьбы

      Реферат >> Экономическая теория

      ... борьбы» Введение 1. Причины возникновения и факторы развития теневой экономики 1.1 Сущность теневой экономики 1.2 Структура теневой экономики 1.3 Факторы развития теневой экономики 2. Способы проявления теневой экономики ... субъекты , третьи включают сюда не ...

    4. Теневая экономика в современной России

      Реферат >> Экономика

      ...) масштабов теневой экономики в PФ и определить направления борьбы с нею ; - обосновать законодательные, экономические и специальные меры борьбы с теневой экономикой . 1.Определение теневой экономики ...

    5. Теневая экономика в России: причины и масштабы явления

      Курсовая работа >> Экономика

      1997г. 3. Сущность и типы теневой экономики 3.1 Сущность теневой экономики 3.2 Типы теневой экономики 4. Анализ теневой доли в современной экономике 4.1 Способы измерения теневой экономики 4.2 Размеры теневой экономики в современной России...

    На законодательном уровне понятие экономической безопасности в России было сформулировано в 1995 г. в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности». В нем данный вид безопасности определялся как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

    Становление и развитие рыночных отношений в России, либерализация внешнеэкономической деятельности, открытость ее экономики, а также меры, предпринятые по интеграции в мировую экономическую и финансово-кредитную системы, существенно обострили проблему экономической безопасности Российской Федерации.

    Экономическая безопасность -- это способность государства поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво обеспечивать ресурсами и необходимыми средствами народное хозяйство, силовые структуры и спецслужбы, защиту национальных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз.

    К потенциальным угрозам экономической безопасности в указе были отнесены экономическое расслоение населения страны, проблема растущих сепаратистских настроений в регионах, проблемы негативного характера, связанные со структурной перестройкой промышленности, захват иностранными компаниями российских рынков и скупка российских предприятий, криминализация общества и государства. Впоследствии руководство страны причислило к угрозам экономической безопасности отсутствие правового поля, адекватного новым социально-экономическим условиям, а также контроля в сфере экономики.

    В структуре экономической безопасности российские ученые и специалисты, как правило, выделяют три важнейших элемента: хозяйственную независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, способность к саморазвитию и прогрессу.

    Экономическая безопасность тесно связана с важнейшими характеристиками экономической системы, поэтому государства с той или иной степенью развития рыночной экономики сталкиваются с проблемой обеспечения своей экономической безопасности ввиду угроз внутреннего и внешнего порядка .

    Практика государственного строительства показала, что создание в государстве единого органа, обеспечивающего государственную, в том числе и экономическую, безопасность, таких служб, как Федеральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации РФ и др., не привело к ожидаемым результатам в деле борьбы с преступностью. Отсутствие надлежащей координации деятельности правоохранительных органов, единой информационной системы, явно недостаточное финансирование и, как следствие, отток подготовленных кадров из правоохранительной системы привели к усилению организованных преступных формирований.

    В соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 с 1 июня 2003 г. была упразднена Федеральная служба налоговой полиции РФ, и в структуре центрального аппарата МВД РФ создана Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям. Основными ее задачами стали выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере экономики и налоговых преступлений, осуществление комплексного анализа информации о состоянии преступности в сфере экономики и налогообложения, подготовка предложений по основным направлениям государственной политики в борьбе с преступлениями в этих сферах, организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий. Согласно исследованиям, проведенным за последние пять лет, наиболее значимое место в структуре выявленных компетентными государственными правоохранительными органами экономических преступлений занимают следующие виды преступлений:

    преступления против собственности -- около 10%;

    преступления в сфере экономической деятельности -- около 25%;

    преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях -- около 15%;

    преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления -- около 25%.

    Треть (35,6%) от общего числа выявленных преступлений экономической направленности составили тяжкие и особо тяжкие преступления .

    Анализ показывает, что предотвращение или смягчение последствий действия угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства. Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

    Количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При этом состав критериев и показателей экономической безопасности Российской Федерации по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом.

    На прошедшем в 2004 г. Всероссийском форуме «Стратегия обеспечения национальной безопасности РФ в современном мире», было отмечено, что экономическая безопасность нашей страны выходит на первый план. Глобальные процессы, связанные с переделом мира, тесно связаны с экономикой и финансами. Россия, обладающая значительным ресурсным потенциалом, становится все более привлекательной для экономической экспансии на фоне стремительного развития международной преступности и терроризма, наркотизации многих регионов земного шара. Энергичные меры, предпринятые президентом и его администрацией, а также Правительством РФ, позволили значительно укрепить экономическое положение России, уменьшить остроту угроз ее экономической безопасности. Выступая на расширенном заседании Госсовета с программной речью «О стратегии развития России до 2020 года», В.В. Путин отметил, что за последние восемь лет объем иностранных инвестиций вырос в семь раз, а капитализация фондового рынка по отношению к 1999 г. -- в 22 раза. Товарооборот России с зарубежными странами увеличился более чем в пять раз. Реальные доходы людей выросли в 2,5 раза. Пенсии -- также почти в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в два раза.

    Несмотря на то, что в целом наметилась положительная динамика снижения инфляции, она значительно превысила прогнозные показатели. Так, инфляция в России по данным Росстата в процентах по годам выглядит следующим образом: 2001 г. -- 18,6%;. 2002 г. -- 15,1%; 2003 г. -- 12%; 2004 г. -- 11,7%; 2005 г. -- 10,9%: 2006 г. -- 9%; 2007 г. -- 11,9%; 2008 г. -- 15% .

    В стране остается недопустимо высокий уровень теневой экономики. Ее масштабы по разным методикам подсчета составляют от 30-40% до 80% от всей экономики (использование двойной бухгалтерии, «черный нал», откаты чиновникам, другой нелегальный инструментарий). Теневая экономика представляет собой реальную угрозу экономической безопасности Российской Федерации, поскольку выводит значительную часть экономики страны из-под контроля государства, способствует криминализации отечественной экономики и выступает как один из основных источников финансовой подпитки организованных преступных групп и сообществ, террористических и экстремистских формирований и организаций .

    Серьезная проблема, подрывающая экономическую безопасность страны, -- коррупция. Выступая на пресс-конференции в Кремле, В.В. Путин подчеркнул, что коррупция всегда сопровождает развивающиеся рынки и развивающиеся страны. Нужно повышать денежное содержание чиновников, развивать институты гражданского общества и свободу средств массовой информации, совершенствовать законодательство.

    В связи с проведением административной реформы и развитием новейших технологий исключительное значение в обеспечении экономической безопасности государства приобретает реформа банковской системы. Сегодня по статистике до 90% всех преступлений в банковской сфере совершаются при непосредственном участии собственных сотрудников. Усиливается процесс страхования банков от криминальных рисков. Из всех участков банковской деятельности криминальным воздействиям наиболее подвержены расчетно-платежные операции. Как заявил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам А.Г. Аксаков, чиновники, торгующие служебной информацией, будут поставлены вне закона .

    В ближайшей перспективе обеспечение экономической безопасности -- приоритетное направление политики государства. Сегодня государственная политика Российской Федерации в указанной сфере включает расширение рынков сбыта российской продукции, формирование единого экономического пространства с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, создание благоприятных условий для участия России в международном разделении труда, усиление защиты интересов отечественных товаропроизводителей, повышение эффективности борьбы с теневой экономикой.

    Чрезвычайно важно проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных, особенно долларовых, заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. Многополярный мир должен иметь многополярную валютную систему, в которой Россия займет достойное место.

    Все эти меры, безусловно, должны способствовать укреплению экономической безопасности России .

    В настоящее время в Росси сложились два основных подхода к решению проблемы теневой экономики. Первый - либерально-попустительский - обозначился в начале 90-х годов прошлого века. Он был вызван, по мнению И. М. Аблаева, установкой тогдашнего правительства молодых реформаторов на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Результаты налицо: образование мощных финансов - промышленных групп-кланов, тесно связанных с высшим эшелонами власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего, малого бизнеса - с другой. Параллельно наращивалась теневая составляющая экономики.

    Другой подход - репрессивный - возник как реакция на вопиющие негативные явления, связанные с реализацией радикально-либеральных идей. Он предполагает общее ужесточение законодательства, а также расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговых служб в Министерства финансов РФ; улучшение их взаимодействия, формирование системы тотального контроля.

    В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством финансов РФ законопроекта “О государственном контроле за соответствием крупных расходов, на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам ”. Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показывать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При это не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы.

    Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только “теневиков-хозяйственников”, но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.

    Очевидна необходимость разработки Федеральной программы государственного регулирования теневой экономики. Думается, что деятельность “теневиков - хозяйственников” возможно, направить на укрепление отечественного производства, в том числе путем активизации инвестиционной деятельности.

    Для реализации такой политики, необходимы следующие меры.

    Постоянная корректировка правово - хозяйственных условий деятельности предпринимателей. Прежде всего, это относится к налоговому режиму.

    Введение в практику так называемых “доходных индульгенций” - юридических документов, подтверждающих легализацию денежных средств.

    Создание на территории России специальной инвестиционной зоны с наличием депозитариев, реестров ценных бумаг и дополнительными гарантиями сохранности и конфиденциальности операций.

    Не обойтись и без налаживания общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля .

    Сегодня трудно отрицать необходимость срочной разработки программы государственной политики в отношении «теневой экономики». Эффективным способом борьбы с теневой экономикой является создание институтов инновационной экономики, поддержка легального предпринимательства и развитие конкурентной среды внутри национальной экономики.

    Борьба с теневым сектором экономики представляет собой сложнейшую задачу. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты. В настоящее время применяются такие меры как:

    реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;

    ужесточение борьбы с коррупцией;

    меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;

    выявление подпольных производств и пресечение их деятельности;

    усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию «грязных» денег.

    Для создания благоприятного макроэкономического климата необходимо последовательно и целеустремленно обеспечивать право собственности. Следует законодательно закрепить механизмы реализации права интеллектуальной собственности: решить проблемы, связанные с интеллектуальной собственностью на научные разработки и технологии, созданные за счет государства, принять Федеральный закон, определяющий четкие правила передачи результатов научных исследований в гражданские отрасли.

    Для превращения земли в ресурс экономического роста, в фактор легальной экономической деятельности целесообразно:

    разработать прозрачные, четкие процедуры приватизации земельных участков и предоставления прав на земельные участки для строительства и иного хозяйственного использования, создать систему кадастров объектов недвижимости;

    установить предельный уровень выкупных цен и арендной платы и условия выкупа земли, которые позволят юридическим лицам переоформить права на землю на более льготных условиях, по сравнению с действующими;

    обеспечить принятие правил землепользования и застройки всеми муниципальными образованиями, что позволит внедрить рыночные методы в использовании земли. Бирюков В.П. Меры социально-экономической политики государства по минимизации теневой экономики// Вестник Российской академии государственной службы при Президенте РФ. - 2010. - № 4.

    Стране очень нужно принятие системных мер по снижению риска финансовых и имущественных потерь от действий недружественных компаний, что предполагают реформирование правоохранительной службы и правосудия, ужесточение законодательства за фальсификацию документов и т.д. Желательно усовершенствовать Федеральный закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в отношении определения реальных механизмов проведения налоговыми органами правовой экспертизы документов, служащих основанием для регистрации предприятий.

    Необходимо добиваться соблюдения на практике законодательно разработанных принципов корпоративного управления: защиты прав акционеров; равноправного отношения к акционерам, включая мелких и иностранных; признания предусмотренных законом прав заинтересованных лиц и поощрения активного сотрудничества между корпорациями и заинтересованными лицами в обеспечении устойчивости финансово благополучных предприятий; обеспечения своевременного и точного раскрытия информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации, включая финансовое положение, результаты деятельности, собственность и управление компанией.

    Для увеличения доли «белых» зарплат» представляется необходимым совершенствование налоговой системы страны, включая дальнейшее реформирование ЕСН. Для повышения мотивации предприятий в инновационном развитии и обновлении основных фондов производства, должны быть внесены изменения и дополнения в главу 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» в части:

    совершенствования амортизационной политики и введения механизмов переоценки основных средств для целей налогообложения;

    восстановления инвестиционной льготы по налогу на прибыль;

    мер налогового стимулирования НИОКР. Необходимо принять также законодательное решение о реформировании налога на добавленную стоимость и механизма его администрирования.

    Для качественного повышения уровня налогового контроля требуется реформировать законодательную базу деятельности самих налоговых органов, и налоговые органы, пересмотреть критерии оценки их деятельности, обозначив приоритет контрольной, а не фискальной функции; разработать механизмы, стимулирующие досудебный порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков.

    Снижению роли теневой экономики в хозяйственной жизни России могло бы способствовать решение задач по укреплению финансовой и технической инфраструктуры экономики, созданию новых адаптационных механизмов поддержки зарождающихся видов деятельности. По оценке диссертанта, требуется минимум до 3 % ВВП увеличить инвестиции государства в экономику; разработать и реализовать четкую концепцию, определяющую принципы управления государственными инвестициями, включая степень государственного участия и сферу его интересов в инвестировании экономики, роль частного капитала в инвестиционной политике государства, а также процедуры отбора объектов для государственного инвестирования, инструменты и механизмы контроля за осуществлением государственных инвестиций. Необходимо принять специальный закон о деятельности объединенного государственного банка развития. Следует совершенствовать использование таких механизмов частно-государственного партнерства, как лизинг и концессии, финансирование с привлечением частных инвестиций социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение. Сильная инвестиционная стратегия государства, решающая задачи создания новых качественных рабочих мест, инвестирования в человека - в его образование, охрану здоровья, повышение благосостояние, будет способствовать переходу людей из неформальной экономики в основной экономический сектор. Большие доходы - под учет и контроль// Известия. 2008. - 27 июля.

    Для снижения трансакционных издержек и повышения конкурентоспособности легального бизнеса крайне необходима реформа технического регулирования, ход которой в настоящее время грозит «затормозить» одни отрасли и «ускорить» другие. Нужно устранить противоречивость норм хозяйственного законодательства, допускающих неоднозначность их толкования, усложненность административных и правоприменительных процедур. Законодательная неопределенность понятий «теневая экономика», «теневой капитал» приводит к их разнообразной трактовке специалистами, а в практической области препятствует решению проблем уголовного преследования за легализацию доходов, полученных преступным (незаконным) путем. Актуально создание системы антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных актов. Требуется узаконить практику широкого публичного обсуждения принимаемых нормативных документов, регулирующих хозяйственную деятельность и налогообложение, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Глинкина С.П Теневая экономика в глобализирующемся мире// Проблемы прогнозирования. - 2008. - № 4

    Необходимо последовательно, комплексно проводить реформу государственного управления. Отсутствие реального продвижения в реализации мероприятий административной реформы и реформы государственной службы сохраняет избыточное государственное регулирование, бюрократизм, низкую продуктивность управления. Не решена проблема полноты и качества оперативной экономической информации. До сих пор не принят закон о статистике, который должен стать основой улучшения практики использования статистической информации в разработке социально-экономической политики, а также в содействии мониторингу и оценке экономических тенденций развития, включая развитие теневого сектора экономики.

    Несмотря на ратификацию международных документов по борьбе с коррупцией, отечественные законодательные и другие нормативные акты по борьбе с коррупцией до сих пор не приняты. Для усиления антикоррупционной составляющей наших законов диссертант предлагает принять пакет поправок в действующее законодательство, в том числе:

    вернуть в УК РФ норму о конфискации имущества как дополнительного наказания за особо тяжкие преступления, связанные с коррупцией, наркоторговлей, терроризмом;

    ввести в российское законодательство норму об уголовном наказании за незаконное обогащение, означающее на практике, что в случае выявления, что расходы чиновника существенно превышают его зарплату, бремя доказывания легальности источников его доходов ложиться на данного чиновника;

    предусмотреть наказание за совмещение государственной службы с бизнесом. Новосельский В. Социальный аспект структурных реформ// Инвестиции в России. - 2006. - № 10.

    Необходимо принять «этические кодексы» или «кодексы чести» - специальные нормативные правовые акты, содержащие морально-эти-ческие стандарты для государственных служащих, не охваченные действием соответствующих законодательных актов. Для поддержания этики и обеспечения надлежащего поведения в государственном секторе, помимо законодательства и ведомственных норм регламентации служебного поведения государственных служащих, следует создать государственные органы, контролирующие поведение чиновников и защищающие честных и высококвалифицированных чиновников, помогающие разрешать конфликтные интересы. Принятие и утверждение этических норм поведения было бы весьма полезно и для российского предпринимательского сообщества. Они должны помочь в появлении в нем атмосферы взаимного доверия и создании благоприятной деловой среды.

    Каков возможный сценарий развития ситуации экономики при реализации охарактеризованного комплексно-правового подхода?

    Проводя действия по улучшению общих условий хозяйствования и параллельно внедряя меры по интеграции в легальную экономику части «теневой», власти, скорее всего, смогут смягчить недовольство населения и преодолеть сопротивление парламентского лоббирования, объяснив населению, что в прежних правовых условиях многие предприниматели были вынуждены уходить от уплаты налогов и уводить производство в «тень» в целях сохранения своих предприятий. К тому же предлагаемые меры не будут касаться сугубо криминальных элементов; наоборот, желательно приурочить к началу реабилитации «теневиков-хозяйственников» резкое и акцентированное в средствах массовой информации ужесточение борьбы правоохранительных органов с криминальным миром.

    Впрочем, исключить социальные протесты со стороны определенных общественных групп никому еще не удавалось. Вариант реабилитации той части «теневой экономики», которая связана с деятельностью предпринимателей-хозяйственников, представляется самым приемлемым для властей в плане минимальных социальных конфликтов. В.К.Сенгагова, «Экономическая безопасность»,М., «Финстатинформ»,1998г, с 621.

    Таким образом, крайне актуально в России развивать современные технологии управления, связанные с максимально возможной прозрачностью государственного управления; с ростом процедурно регламентированной открытости государственного управления гражданскому контролю и гражданскому участию; с активным привлечении граждан к участию в государственном управлении самим правительством. Ведь только совместными усилиями общества и государства можно создать конкурентоспособную национальную экономику с минимальным теневым сектором.

    Таким образом, анализ данной главы показал, что теневая экономика отрицательно воздействует почти на все сферы жизнидеятельности. К настоящему времени экономика страны практически утратила способность к осуществлению воспроизводства без участия криминальных капиталов и криминального бизнеса. Теневая экономика превратилась в своего рода многоотраслевой сегмент всей экономики, неотъемлемым элементом вписывающийся в производственные, финансовые и торговые механизмы. Государству следует принять необходимые меры для осуществления безопасности экономики в стране и создания благоприятного макроэкономического климата в общем.