Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Кадастровые работы что включают в себя. Тема: Кадастр и кадастровые работы. Услуги кадастровых инженеров


1. Библиографический обзор по теме обследования………………………3

1.1. Определение понятия «кадастр» ……………………………………....3

1.2. Определение понятия «кадастровые работы»………………….……...5

2. Виды кадастровых работ…………………………………………………7

2.1. Основные виды кадастровых работ……………………………………7

2.2. Исторический опыт создания и ведения основных видов кадастров...8

Список литературы…………………………………………………………26

1.1. Определение понятия «кадастр»

Почва является основным средством производства в сельском хозяйстве. Рациональное её использование является широкой комплексной программой, которая касается всех сторон организации сельскохозяйственного производства. Разработка этой проблемы требует тщательного изучения имеющихся земельных ресурсов, обоснования системы показателей и методов объективного анализа фактического уровня использования земель и планирования его на перспективу, определения на этой основе общих направлений и разработки системы конкретных мероприятий повышения плодородия почвы улучшения использования земель применительно к местным природно-климатическим и экономическим условиям.

Государственный земельный кадастр имеет важное народнохозяйственное значение. Его данные служат для организации эффективного использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства, правильного размещения и специализации сельскохозяйственного производства, а также для осуществления других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земель.

Следовательно, земельный кадастр - это система государственных мероприятий по всестороннему изучению правового, природного и хозяйственного положения земель путем проведения регистрации землепользований, учёта количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель для организации их рационального использования в народном хозяйстве .

Материалы земельного кадастра широко применяются при решении многих вопросов, связанных с использованием земельных ресурсов. С помощью земельно-кадастровых данных можно определить место земельных ресурсов в составе национального богатства страны, устанавливать задания по повышению продуктивности использования земельных ресурсов путем перевода земель из одной категории в другую, трансформации и улучшения угодий, мелиорации земель, борьбы с эррозией почв, кислотностью, засолением, заболачиванием земель, давать оценку экономической эффективности планируемых мероприятий.

В нашей стране проводились крупные исследования, большие опытные работы, в результате которых дано научное обоснование содержания земельного кадастра, официально закреплённое в “Основах земельного законодательства РФ, разработаны главные принципы и методы проведения земельно-кадастровых работ.

Земельный кадастр - это совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Государственный земельный кадастр РФ включает данные регистрации землепользователей, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель .

Земельный кадастр в предприятиях, организациях и учреждениях является основной составной частью земельного кадастра РФ. Данные земельного кадастра необходимы землепользователям для их производственной деятельности, районным организациям - для руководства и контроля за правильным использованием земель и ведения государственного земельного кадастра.

В сельскохозяйственных предприятиях земельный кадастр создаёт необходимые условия и предпосылки для организации рационального использования земель. Материалы земельного кадастра крайне необходимы для внутрихозяйственного планирования и организации сельскохозяйственного производства. Перспективный план колхоза и других сельскохозяйственных предприятий устанавливает размеры отдельных отраслей хозяйства, посевные площади и урожайность сельскохозяйственных культур, поголовье скота и его продуктивность, намечает мероприятия по улучшению сельскохозяйственных угодий. Следовательно, для составления перспективного плана необходимо располагать детальной характеристикой землепользования по составу угодий, их качественному состоянию и сравнительной оценке качества земельных угодий.

Материалы земельного кадастра земельных угодий, применение при составлении проектов внутрихозяйственного землеустройства, предусматривающих определенный порядок использования земли в колхозах, совхозах, АО и др, на перспективу.

Земельный кадастр способствует не только проведению внутрихозяйственного землеустройства, но и своевременному осуществлению составных систематически контролировать выполнение мероприятий, намеченных проектами, и дают возможность своевременно ликвидировать выявленные недостатки в использовании земель путем корректировки севооборотов. Кроме того в результате проведения землеустройства обновляются и уточняются земельнокадастровые данные, которые используют для ведения текущего земельного кадастра в сельскохозяйственном предприятии.


1.2. Определение понятия «кадастровые работы»

Кадастровые работы – работы в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведении о недвижимом имуществе.

Земельно-кадастровые работы ориентированы на получение достоверных сведений о земельной собственности и обеспечивают создание кадастра на данный момент времени . Однако к земельно-кадастровым работам относятся и такие, которые обеспечивают использование полученных достоверных сведений для защиты прав собственности, налогообложения, учета и контроля, удовлетворения потребительского спроса на кадастровую информацию в течение времени. Такие работы ориентируются на ведение кадастра и включают хранение, обновление и выдачу кадастровой информации.

По содержанию земельно-кадастровые работы, ориентированные на ведение кадастра, отличаются от работ по его созданию. К особенностям выполнения таких работ следует отнести: обеспечение надежного хранения сведений о земельной собственности в течение длительного времени, их защиты от несанкционированного доступа, свободного режима выдачи кадастровой информации и т.д., что определяет организационную, техническую и технологическую их специфику. Например, одной из особенностей организации работ по ведению кадастра является создание специальных подразделений в городах и районах (комитетов по земельным ресурсам и землеустройству), входящих в структуру государственных органов исполнительной власти Российской Федерации .

Вполне очевидно, что земельно-кадастровые работы, ориентированные на создание кадастра и его ведение, могут обеспечить достижение основных целей кадастра только в их комплексе. Поэтому для их выполнения создаются специальные организационно-технологические системы, которые обеспечивают создание и ведение кадастра в едином производственном цикле.

2. Виды кадастровых работ

2.1. Основные виды кадастровых работ


Кадастровые работы обеспечивают подготовку документов, содержащих все сведения о недвижимом имуществе, которые необходимы для осуществления кадастрового учета. Для проведения кадастровых работ всегда требуется юридическое обоснование – кадастровый план.

Виды кадастровых работ:

§ согласование акта выбора,

§ разработка и согласование проекта границ земельного участка,

§ установление собственников и землепользователей земельных участков,

§ контурная или кадастровая съемка местности,

§ восстановление в натуру утерянных границ участков, вынос в натуру границ землеотвода,

§ составление и оформление межевого плана и землеустроительного дела (земдела),

§ подготовка документов для государственной регистрации сделок с недвижимым имуществ .

Кадастровые работы обеспечивают подготовку документов, содержащих все сведения о недвижимом имуществе, которые необходимы для осуществления кадастрового учёта.

Кадастровые работы необходимы для описания земельного участка - объекта недвижимости в качестве объекта права.

Сведения из кадастра могут предоставляться в виде:

кадастровая выписка;

кадастровый паспорт;

кадастровый план территории .

Кадастровый номер земельного участка должен включать в себя:

а. номер кадастрового округа;

б. номер кадастрового района;

в. номер кадастрового квартала;

г. номер земельного участка в кадастровом квартале .

В случае, если земельный участок не стоит на государственном кадастровом учете (ГКУ) или изменяются его характеристики и параметры, то проведение любых операций с данным участком (регистрация, купля-продажа, дарение, наследование, приватизация, изменение площади или конфигурации, раздел совместной собственности и т. п.) необходимо провести кадастровые работы, которые включают в себя сбор информации, обмеры участка, камеральную обработку данных, формирование пакета документов (межевого плана) и последующую сдачу его в государственные органы (ТУ РосРеестра).

Такие сведения о земельном участке, как площадь, координаты точек, конфигурация участка и местоположение вносятся в кадастр после проведения кадастровых работ (работы проводит кадастровый инженер). Кадастровая стоимость земли определяется после проведения государственной оценки.

Кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

2.2. Исторический опыт создания и ведения основных видов кадастров


Кадастр как общественное явление известен с давнего времени, когда человек начал обрабатывать землю. История развития земельного кадастра в России определяется, прежде всего, уровнем экономического развития и характером отношений собственности. А начинается эта история с образованием государства и развитием налогообложения. Объединение в 882 году двух крупнейших политических центров древних славян, Киевского и Новгородского, под властью Киева, положило начало существованию могущественного древнерусского государства – Киевской Руси. Отсюда берет истоки отечественный земельный кадастр, об этом свидетельствуют некоторые статьи «Пространной Русской правды» Владимира Мономаха. Существовавший в то время качественный учет земель имел упрощенный характер. «Русская правда» сохранила сведения о подразделении земель только по видам угодий - дворовые, пахотные, пустопорожние, охотничьи угодья (без указания почвенных различий). Первые переписи земель с характеристикой их качества и количества относятся к XII в. Очень подробное описание многочисленных и разнообразных доходов с земли сделано в уставных грамотах новгородского князя Святослава и смоленского князя Ростислава.

Исторически сложилось, что земельный кадастр в России включал такие составные части, как учет и регистрацию земель, естественноисторическое и экономическое описание земель, оценку земель.

На развитие древнего земельного кадастра определенное влияние оказало монгольское владычество. Для верного учета и сбора дани проводилась перепись жителей и их имущества, а поскольку главной доходной статьей являлась земля, то при раскладе дани учитывалось ее количество и качество. Брались на учет пространства целых княжеств и поземельное владение каждого частного лица.

Наиболее яркое и полное описание земельных владений в России относится к периоду ликвидации феодальной раздробленности и возникновения централизованного государства. В описаниях приводились сведения о количестве земель во владениях, давалась оценка этих земель путем приведения их к определенным условным единицам. Основной единицей податного обложения считалась соха. В связи с этим система переписи земель получила название сошного письма. Кроме налоговых целей описание земель по сошному письму имело большое значение для определения количества ратников, лошадей и продовольствия, необходимых для обороны. Раздача земель за службу и необходимость приведения вотчинных и поместных земель в соответствие с отправляемой службой стали одной из основных причин частых переписей земель в XV - XVI вв. При царе Иване IV (Грозном) были описаны почти все земли России, а некоторые из них - даже по нескольку раз.

Для описания земель в XVI в. было создано специальное учреждение - Поместный приказ, которое стало общегосударственным руководящим центром, объединяющим все межевые, кадастровые и крепостные работы. Описания земель проводились лицами, называвшимися писцами, дозорщиками и мерщиками. Писцовый наказ 1622 г. возлагал на писцов измерение пашни, перелогов, сенокосов, лесов и других угодий. Количество земли исчислялось приблизительно. Сведения о земле отражали в писцовых книгах. Их составляли в двух экземплярах: один посылался в Москву в Поместный приказ, а второй предназначался для воевод, наместников и дьяков.

Писцовые книги имели юридический и правовой характер. При их заполнении проверяли права землевладельца на описываемые земли. Купля-продажа земли, обмен земельными владениями, передача земель по наследству подтверждались документами и отражались в писцовых книгах. Эти книги признавались государством в качестве важнейшего доказательства прав на землю, а сама запись в них получила характер земельной регистрации. Составление писцовых книг велось по населенным пунктам.

В писцовых книгах освещались и финансовые вопросы: оценка имущества, размеры обложения налогом. Запись этих книг содержит показатели своеобразной русской статистики населения, землевладения, культуры, финансов и т. д. В книгах, наряду с учетом и регистрацией земель, дается их классификация по качеству с выделением четырех групп - добрые, средние, худые и очень худые. Для классификации земель использовались данные об урожайности, видах угодий и физических свойствах почв. Оценочной формой были различные окладные единицы - соха, обта, выть, лук, сошка. Постепенно они заменяются большой московской сохой - единицей податного счета, соответствующей определенному размеру чистого дохода.

Кроме писцовых книг, в которые заносились все земли, составлялись окладные, приправочные полевые, строенные, засечные, отказные, дозорные и вотчинные книги. В окладных книгах отражались только земли, приносящие доход, с указанием размера. В приправочных книгах - служилые земли с указанием кому какие принадлежат и по каким документам. Полевые книги составляли при межевании, на их основе появились межевые книги, в которых отражались границы землевладений. В строенных книгах регистрировалось количество земли, отведенной под строительство городов, с указанием их местонахождения. Отказные книги содержали описание раздач, засечные - описание земель по границам государства, в дозорные книги заносили земли, находящиеся в разорении и подлежащие конфискации. Вотчинные книги давали сведения для распределения тягла между населением вотчины с учетом имущественного положения крестьян. Таким образом, собираемая информация могла быть использована для управления территориями и проведения земельной и налоговой политики Российского государства.

Следующий этап развития кадастра был обусловлен политикой Петра I, он уничтожил поместную систему, сравнял прежние поместья с вотчинами и ввел подушную подать. В результате качественный учет земель и их оценка утратили свое значение. Вместе с тем значительно повысилась точность полевых измерений, впервые основанная на геометрии и применении геодезических инструментов. Однако замыслы Петра I о производстве сплошного межевания выполнить не удалось, и первое генеральное межевание было начато в 1754 г. Оно было основано на писцовом наказе 1684 г. и помимо учета земель имело елью лишение прав владения и изъятия не соответствующих документам земель. Такой формальный подход привел к возбуждению споров соседствующих владельцев даже в случаях отсутствия взаимных претензий до начала межевания. Это вызывало отрицательное отношение землевладельцев к самой идее генерального межевания и предопределило его неудачный исход.

Главная задача межевания 1765 г. состояла в регистрации казенных и других земельных владений. На каждый уезд составлялись межевые книги и планы с указанием землевладельцев, местоположения и общего количества земель, их распределения по угодьям и составлением перечня угодий по провинциям и губерниям. К планам прилагались алфавитные реестры с характеристикой землевладений и отражением проведенных измерений. Кроме того, при межевании составлялись экономические описания, содержащие сведения о качестве пахотных земель.

В 1837 году министерство государственных имуществ приступило к разработке нового земельного кадастра. Были проведены большие работы по съемке и определению размеров усадебных земель, пашни, сенокосов, пастбищ. Каждое из этих угодий делилось на несколько разрядов. На основе собранных данных об урожайности за 12 лет определяли условный валовой доход пашни и сенокосов. Из дохода исключалась стоимость семян, расходы на удобрения, обработку почвы, перевозку продукции и определялся условный чистый доход. По данным о средних рыночных ценах на сельскохозяйственные продукты вычисляли условный чистый доход в денежном выражении.

Дальнейшее развитие и совершенствование системы учета и оценки земельных ресурсов стимулировалось такими этапными реформами, как отмена крепостного права в 1861 г., предусматривавшая выкуп земли крестьянами у помещиков, отмену взимания выкупных платежей в 1905 г. и Указ 1906 г., дающий крестьянам право выделения или выхода из общин.

19 февраля 1861 года был подписан Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

Отмена крепостного права положила начало коренным изменениям в положении крестьянства. Началось развитие капитализма, в процессе которого крестьянство из сословия феодального общества превращалось в сословие капиталистического общества. Втягиваясь в обстановку товарного хозяйства и рыночных отношений, крестьянское хозяйство постепенно утрачивало натуральный характер и становилось товарным.

Таким образом, в период наиболее динамичного развития хозяйственных отношений в России межевание имело следующие основные цели:

Юридическая - определение и укрепление формальными юридическими законами границ земельных владений с составлением соответствующих юридических документов.

Сельскохозяйственная - устранение неудобных условий землепользования (чересполосица, сильная извилистость границ и т.п.).

Финансовая - определение доходности владений для исчисления налога на основе подробной съемки и оценки угодий.

Земельная собственность могла быть: единоличной (крестьянина, помещика, учреждения); общей для нескольких лиц с указанием доли каждого; общинной; в виде права в чужой вещи (например, право крестьян на помещичьей земле пасти скот, ловить рыбу, въезжать в лес и т.п.).

Реформа сохранила в руках крестьян значительную часть земельной площади, находящейся в их распоряжении до воли. Но досталась им земля далеко не даром. Не одному поколению пришлось нести за нее тяжелые платежи по цене, заведомо завышенной против действительной стоимости. Платежи эти сопровождались особой выкупной операцией в форме земельного кредита. Притом ссудное обеспечение не требовало волеизъявления тех, кому оно предназначалось, и ссуды назначались подневольно, причем - на выкуп земли, которую крестьянин уже давно считал своей, а следовательно, признавал несправедливым платить за нее.

Новая аграрная политика России 1906 – 1910 гг. связана с именем Петра Аркадьевича Столыпина. 19 ноября 1906 г вышел в свет Указа императора Николая II - «Об изменении и дополнении некоторых постановлений об крестьянском землевладении». Главное содержание реформы составило разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности. Разрешением продажи и купли наделов облегчался отлив бедноты из деревни, и происходила концентрация земли в руках зажиточных крестьян.

Накануне реформы формы землевладения и землепользования в России отличались большим разнообразием, которое было связано с различием, как природных условий, так и исторических судеб населения. Землепользование практически сохраняло сословно - феодальный характер, когда наряду с формирующейся буржуазной частной собственностью существовали и другие виды собственности на землю. Крупнейшим собственником являлось государство (казна). В 1905 году ему принадлежало почти 35% общего землевладения в европейской России (или 138 млн. десятин).

По реформе 1906 - 1910 годов к началу 1916 года общину покинуло в общей сложности примерно 27 % крестьянских семей, увеличив частную (подворную) надельную землю на 14% (около 16 млн. десятин).

Собственность юридических лиц (включая церкви, монастыри, города, посады, учреждения) составляла менее 2%.

Земли Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья, в основном, принадлежали казне и Кабинету. В Сибири крестьяне владели государственной землей на праве пользования, а фактически присваивали ее практически неограниченно.

Основными тенденциями развития в области земельных отношений в России к началу ХХ века были значительное сокращение дворянской земельной собственности, некоторое уменьшение государственной и увеличение площадей крестьянского землевладения.

Закон 1910 года еще более жестко проводил линию на ликвидацию общины и переход к частному крестьянскому землевладению. Он предусматривал обязательность перехода к личной собственности на землю в общинах, где за предшествующие 24 года не было общих земельных переделов. В этих общинах крестьяне автоматически становились новыми собственниками своих наделов.

Всего с 1906 по 1915 год 2,8 млн. крестьянских хозяйств заявили о закреплении земли в собственность (30% их общего числа). Закреплена земля была за 2,0 млн. хозяйств (22%), которым отошло в собственность 13,9 млн. десятин, или 16% всей надельной земли.

Значительная часть крестьянства сопротивлялась выходу из общины своих товарищей. Из всех подавших в 1906 - 1914 годах заявления о выделе только 27% получили на это от общины согласие, 67% решали вопрос через земство.

Перераспределение земельной собственности в пользу частного крестьянского землевладения дополнилось механизмом земельной аренды в виде надельной, внутринадельной, внешненадельной аренд и аренды казенных земель.

Необходимые сведения о земле содержались в «Поземельной книге» и «Межевой книге». В «Межевой книге» описывали границы землевладений и отражали происходящие изменения в размещении границ между землевладениями, связанные с куплей-продажей части владения. В «Поземельной книге» фиксировали обладателей прав на землевладения и отражали сведения о совершаемых с землей сделках. Государство, имея такие сведения, могло выполнять фискальную функцию, а землевладельцы могли защищать в суде свои права и решать межевые споры.

После 1917 года земельные отношения в России резко изменились. Одним из первых законодательных актов о земле был Декрет «О социализации земли» 1918 года, причем этим актом была закреплена всенародная собственность на землю, трудовой характер землепользования, учреждено равное право на пользование землей, исходя из потребительско-трудовой нормы землепользования на землях сельскохозяйственного значения. А положения «О социалистическом землеустройстве» и «О мерах перехода к социалистическому землепользованию» 1919 года закрепили две основные формы: государственную и коллективную. Одновременно с этим земля фактически перестала являться объектом налогообложения. В то же время государство нуждалось в сведениях о земле. Эта потребность определяла состав сведений земельного кадастра и порядок его ведения.

Кадастр представлял собой сведенные в единую книгу регистрационные сведения по землепользователям, а также количественные и качественные характеристики земель. Основой ведения кадастра являлась развернутая система регулярно проводившихся за счет государственных средств съемок и обследований земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда. Сведения о землях промышленности и территориях городов и других поселениях (в силу их малого влияния на планирование промышленного производства) приводили в кадастре укрупнено и недостаточно.

Регистрацию проводили в государственных земельно-кадастровых книгах районов (городов) и именовали государственной регистрацией землепользований. Выполняли ее должностные лица районной землеустроительной службы, персонально отвечающие за достоверность регистрируемых сведений о землепользовании.

Начиная с 1955 года, был введен государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. В последствии в 1970 году Совет Министров СССР утвердил положение «О государственном контроле за использованием земель», возложив контроль на Советы народных депутатов и землеустроительные службы системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия СССР.

За годы советской власти были созданы три основные вида кадастров: сельскохозяйственных территорий, водный и лесной. Все основные учетные и отчетные кадастровые документы создавались в виде государственных актов на право пользования землей, списков землепользователей, земельно-кадастровых книг предприятий и организаций и др., а также в виде планово-картографических документов. Все вышеперечисленные документы создавались в рукописной форме, и имели достаточно низкую точность. Координаты точек на границах между коллективными хозяйствами определялись с точностью от 1 до 5 метров, а на населенные пункты не всегда имелись карты и планы даже масштаба М 1: 5 000.

После национализации российские земли до времени внесения в 1990 году поправок в Конституцию РСФСР 1976 года не знали права частной собственности. Они без оплаты передавались физическим и юридическим лицам в вечное, бессрочное пользование.

С 1989 года было принято большое количество нормативно-правовых документов, в той или иной степени связанных с содержанием и ведением государственного земельного кадастра. Они были направлены на осуществление земельной реформы, предусматривающей претворение в жизнь новых земельных отношений, формирование многоукладности землевладения и землепользования, переход к рыночным отношениям.

В период с ноября 1989 г. По март 1990 г. Верховным советом СССР были приняты законы об аренде, о собственности и о земле. Эти законы разрешили гражданам арендовать земельные участки как внутри, так и вне колхозов и совхозов. Данные законы также предоставили право владения землей, включая наследуемое право работать на земле, но без прав купли-продажи и залога земли.

К началу земельных реформ 1990 гг. в России сформировался многоцелевой Государственный земельный кадастр как единая интегрированная система сведений о правовом, природном и экономическом положении земель, направленная на решение задач управления в различных сферах экономики.

В конце 1990 года Верховный Совет РСФСР одобрил пакет, состоящий из трех законодательных актов по земельной и аграрной реформе: Закон о крестьянском хозяйстве, Закон о земельной реформе и Закон о социальном развитии в сельской местности. Эти законы дали крестьянам право продажи земли районному Совету, обеспечили механизм наделения крестьян землей, освободили крестьянские хозяйства от госзакупок, земельного налога на 5 лет, разрешили использовать наемный труд и обеспечили гибкий максимальный размер землевладения.

С августа 1991 г. проведение аграрной и земельной реформ осуществлялось в границах территории всей страны. В декабре 1991 г. вышел Указ Президента «О неотложных мерах по проведению земельной реформы» и Постановление Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». На основании этих документов колхозы и совхозы должны были принять решение о переходе к частной собственности.

С 11 октября 1991 г. принят Закон «О плате за землю», который установил, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, плата за временное пользование землей, плата за приобретение земельных участков в собственность, плата за приобретение права аренды земельных участков, компенсационные платежи за потери сельскохозяйственного производства, плата за пользование земельным участком при установлении сервитута.

Платежи за землю направляются на финансирование мероприятий по охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, обустройство территории, на компенсацию затрат на эти цели собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также на проведение землеустройства (включая работы по установлению границ земельных участков в натуре, изготовлению их планов или чертежей границ), ведение государственного земельного кадастра, проведение мониторинга земель, осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.

От 19 марта 1992 г. Постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены новые свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения.

25 августа 1992 г. Постановлением Правительства Российской Федерации «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации» было утверждено Положение о порядке ведения государственного кадастра, признана необходимость координации ведения земельного кадастра, обеспечения поэтапного перехода на автоматизированный метод получения, обработки, хранения и предоставления его данных. Кроме того, была указана необходимость проведения инвентаризации земель населенных пунктов.

Важными стали Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и Гражданский кодекс Российской Федерации, которые отнесли земельные участки и все, что прочно с ними связано, к недвижимости. Это повлекло за собой изменение многих положений земельного кадастра, касающихся научных и методических основ земельной регистрации, учета и оценки земель. Указом были введены новые формы свидетельства на право собственности на землю и других регистрационных документов. В декабре 1993 г. были изданы указы Президента РФ: «О налогообложении продажи земельных участков и операций с землей»; «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость»; «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы»; Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации; Основные положения о залоге недвижимого имущества – ипотеке.

Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года разрешило главный спорный вопрос в сфере земельных отношений. Конституция закрепила право частной собственности на землю в Российской Федерации и свободу распоряжения землей как одно из основных неотъемлемых прав человека, охраняемых законом.

В 1994 году деятельность органов, ведающих земельным кадастром в России, была направлена на реализацию вышеуказанных законов, указов Президента РФ и постановлений Совета Министров РФ. К наиболее значимым документам можно отнести Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года «О порядке определения нормативной цены земли», установившей ее в размере 200-кратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка.

В 1997 году были продолжены работы по формированию автоматизированной системы государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. В субъектах РФ были разработаны и утверждены региональные программы создания систем государственного земельного кадастра.

В содержание земельного кадастра, в соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000 г., включено получение достоверных сведений о земельных участках и территориальных зонах как основных единиц кадастрового учета. Все прочие действия (ведения основного и текущего учета земель, составление баланса земель, бонитировка почв и экономическая оценка земель, государственное управление земельными ресурсами и др.) включены в земельную информационную систему.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. определил, что государственный земельный кадастр – это систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель Российской Федерации, о кадастровой стоимости, месторасположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости. В государственный земельный кадастр также включают информацию о субъектах прав на земельные участки.

Объектом земельного кадастра является земельный фонд Российской Федерации, независимо от его ведомственной принадлежности, форм собственности, целевого назначения и вида использования. Земля имеет важное значение как предел суверенитета государства, как основа жизнедеятельности народов, как природный ресурс, как территориальный базис, как средство производства, как составная часть единой глобальной экологической системы и как элемент рыночных товарно-денежных отношений.

Современный Государственный земельный кадастр призван обеспечить государство и граждан следующей актуальной юридически значимой для развития государства и общества информацией: гарантия прав собственности и их надежная защита; поддержка системы налогообложения земли и иной недвижимой собственности; гарантия ипотечных кредитов; развитие и контроль земельного оборота; проведение государственного контроля за охраной и использованием земель; рассмотрение земельных споров; проведение земельной реформы, включая приватизацию земли; развитие территорий, планирование и эффективное использование земельных ресурсов; рациональное использование окружающей среды.

Земельный кадастр – это единая информационная система описания на бумажных и электронных носителях всех земельных участков и прочно связанного с ними недвижимого имущества в границах государства для его административно-территориальных образований по правам собственности, владения и пользования, местоположению, физическим и техническим характеристикам и параметрам, оценочной стоимости, ограничениям использования, которая сопровождается кадастровыми картами и индивидуальными кадастровыми номерами земельных участков.

Государственный земельный кадастр содержит систему следующих необходимых документированных сведений: месторасположение и границы земельных участков и территориальных зон; целевое назначение и правовое положение земель; качественная характеристика и ценность земель; прочно связанные с земельными участками объекты недвижимости; земли и границы территорий, на которых осуществляется местное самоуправление; земли и границы субъектов Российской Федерации; земли и границы Российской Федерации.

В соответствии с федеральным законом от 29 ноября 2004 г «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» налоговой базой стала являться кадастровая стоимость земли.

Составной частью земельного кадастра является государственный кадастровый учет земельных участков, который осуществляет посредством внесения необходимой и достаточной (предварительно формализованной) информации в государственную кадастровую книгу.

До настоящего времени учет земель представлял собой процесс регистрации земельных участков и территориальных зон с внесением записей в Единый государственный реестр земель. Теперь создана автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра и государственный учет объектов недвижимости (разработанная в соответствии с федеральной целевой программой "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 745) с целью обеспечить эффективное использование земли и иной недвижимости, вовлечение их в оборот и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества.

Назначение автоматизированной системы государственного кадастра объектов недвижимости – создание единой системы, функционирующей на всех уровнях государственного управления недвижимостью, обеспечивающей консолидацию сведений об объектах недвижимости на уровнях субъектов Российской Федерации, обеспечивающей возможность публичного доступа к сведениям единого кадастра объектов недвижимости.

Автоматизированная система обеспечивает доступность сведений кадастра, прозрачность рынка недвижимости, упрощения процедур оформления сделок с недвижимостью за счет создания системы электронного взаимодействия между органами (организациями) по формированию, кадастровому учету, технической инвентаризации, оценке, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами по управлению государственным и муниципальным имуществом, налоговыми и другими органами, увеличение поступлений земельного налога и арендной платы за землю в бюджеты всех уровней.

Информация об объектах недвижимости поступает в систему в электронном виде, в том числе и о координатах объекта. Перед внесением сведений об объекте в единый кадастр объектов недвижимости, информация проходит тщательный контроль на корректность семантических и графических данных. При внесении в кадастр, сведения об объектах капитального строительства привязываются к сведениям о земельных участках, на которых они располагаются. Для привязки объектов используются их координаты.

Таким образом, проведение земельной реформы еще раз подчеркнуло необходимость государственного земельного кадастра как системы информации, обеспечивающей осуществление государственного регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами в Российской Федерации.

Итак, на сегодняшний день кадастровое дело состоит из трех основных разделов:

Технические, экономические и юридические характеристики земельного участка;

Основные сведения о землепользователе;

Обременения, предупреждения, претензии.

Разработку системы регистрации прав на земельные участки необходимо начинать с изучения технических, экономических и юридических характеристик земельного участка и технических требований, предъявляемых к этим характеристикам. В настоящее время пока не установлен перечень документально подтвержденных технических, экономических и юридических характеристик земельного участка, которые должны быть в Кадастровом деле. Не определены также технические требования к этим характеристикам.

Показатели, которые указаны в законодательных актах, следует рассматривать как обязательные. Однако в кадастровом деле может быть значительно больше показателей. Поэтому необходимо рассмотреть возможные направления расширения характеристик объекта недвижимости, отображаемых в нем.

Техническими характеристиками земельно-кадастрового дела являются:

Местоположение земельного участка, задаваемое эскизом для договоров краткосрочной аренды и при подготовке распорядительного документа. Эскиз составляется 1:2000 на основе планшетов масштаба 1:2 000 или перечня координат углов поворота земельного участка в городской системе координат с погрешностью не более 2 см относительно ближайшего пункта городской геодезической сети.

Площадь земельного участка, представляемая геодезической площадью, вычисляется по координатам углов поворота границы земельного участка в городской системе координат. Площадь может отличаться от измеряемой на местности с помощью рулетки до 2-3% в зависимости от уклона участка и искажений длин линий при переходе на плоскость. Адресные ориентиры задаются почтовым адресом, номером микрорайона, номером и названием промышленной зоны, кадастровым номером участка.

Если нормативные документы предусматривают дифференциацию оплаты аренды земельного участка в зависимости от целей использования (земельный участок имеет многоцелевое назначение), необходимо выделять участки с указанием конкретных целей их предоставления. При этом требуется классификатор целей использования земельного участка.

Экономические характеристики содержат градостроительную и экономическую оценку земельного участка, а также номер экономической или оценочной зоны. Экономические характеристики даются по утвержденной администрацией города методике. Сами градостроительные и экономические оценки земельного участка должны быть утверждены городской комиссией по земельным отношениям города.

Юридические характеристики включают следующие пункты:

Владелец земельного участка (федеральные земли, частные владения, совместная собственность и другие);

Основание права использования земельного участка (покупка участка, выкуп права аренды, получение участка в наследство, владение зданием или иной недвижимостью и другое);

Вид права (владение, аренда, бессрочное пользование и другое);

Распорядительный документ (решение местных органов власти о выделении участка).

В юридических характеристиках кадастрового дела предусматриваются заверенные копии (или ксерокопии) документов-оснований (наименование документа, кто выдал, когда, регистрационный номер и так далее).

Раздел характеристик земельного участка не должен существенно меняться при смене землепользователя. Для юридических лиц сведения о землепользователе включают: наименование юридического лица, Устав или Положение, учредительные документы, копия регистрационного свидетельства, юридический адрес, телефон, факс, финансовые (банковские) реквизиты.

Для физического лица требуется документ, удостоверяющий его (паспорт, военный билет или другие). При этом фиксируется почтовый адрес физического лица, телефон, факс.

Раздел сведений о землепользователе полностью меняется при смене землепользователя. Необходимо предусмотреть в нормативных документах возможность внесения исправлений в раздел "Сведения о землепользователе" в том случае, когда эти сведения меняются без изменения права на земельный участок (изменение адреса, финансовых реквизитов, телефона, факса, изменение формы организации юридического лица).

Список литературы

1. Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»//ИС «Гарант»

2. Варламов А.А. Земельный кадастр: Теоретические основы земельного кадастра. - М.: Колос, 2009. – 383 с.

3. Варламов А.А., Галченко В.А., Галченко С.А., Ломакин Г.В., Петров Н.Е., Рулева Н.П. Научные основы земельного кадастра: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб.- М.: ГУЗ, 2008. – 104 с.

4. Кадастр земель населенных пунктов. - М.: Колос, 2009. 200 с.

5. Казанцев В. Виды прав граждан на землю по российскому законодательству // Хозяйство и право. - 2008. -№ 7. - С. 89-98.

6. Киселев С. Земля в собственность: бремя или стимул? // Экономика и жизнь. - 2009. - № 31.

7. Комов Н.В. и др. Земельные отношения и землеустройство в России. Москва, 2008, с.512.

8. Коротеева Л.И. Земельно-кадастровые работы. Технология и организация. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – с.23.

9. Круглов Ю.В. Генеральный план и эволюция этого документа // Вопросы планировки и застройки городов. Сборник м-лов VI международной научно-практической конференции 28-29 мая 1999 г. - Пенза, 2008. С. 13-15.

10. Крюков В. Проблемы государственного управления в имущественно земельном комплексе // Экономист. - 2009. - № 8. - С. 62-68.

11. Лукьянчук Н. Земельный рынок решил работать круглый год // Сегодня. - 2008.- 1 декабря. - С.3.

12. Магазинщиков Т.Г. Земельный кадастр. - М., 2009. 213 с.

13. Мерлен П. Город. Количественные методы изучения. - М.: Прогресс, 2008. 115 с.

14. Никонов П.Н. Журавский Н.Н. Недвижимость, кадастр и мировые системы регистрации прав на недвижимое имущество. Аналитический обзор. 2009. – СПб, 2009.

15. Нормативные акты по регулированию земельных отношений и аграрной реформе // Законодательство и экономика. - 2009. - № 15-16. - С. 28-59.

16. Пальчиков Н.С., Пахомова О.Н., Мягков В.Н., Федоров В.П. Методы расчета экономической оценки городских земель. СПб, 2008. 34 с.

17. Порядок определения ставок земельного налога и нормативной цены земли // Российская газета. - 2009. - 14 марта. - С.3-4.

18. Правила застройки города и административно-подчиненной территории. - Екатеринбург, 2008. 523 с.

19. Прорвич В.А. Основы экономической оценки городских земель. - М.: Дело, 2008. 320 с.

20. Рабинович Б.М. Экономическая оценка земельных ресурсов и эффективности инвестиций. - М.: Филинъ, 2009. 224 с.

21. Ромм А.П. Методика индивидуальной оценки земельных участков на основе массовой оценки городских земель // Вопросы оценки. - 2009.- № 1. - С. 39-46.

23. Семин А.С. Межотраслевое распределение земель. - М: Агропромиздат, 2009. 120 с.

24. Смолина Е. Плата за землю // Финансовая Россия. - 2008. - № 11. - С. 16.

25. Согомонян П.М., Мушегян Г.Н. Городское землепользование в рыночной экономике. Ереван, 2009. 53 с.

26. Улюкаев В.Х. и др. Земельное право и земельный кадастр. - М.: Колос, 2008. 205 с.

27. Федеральный кадастровый центр "Земля" // www.fccland.ru

28. Филиппова А.П. Зарубежный опыт функционирования кадастровых информационных систем // Земельный вестник России, № 1–2, 2008 – с.63-68.

29. Фомина Л.П. Земельная реформа и государственная собственность на землю // Государство и право. - 2009. - № 8. - С. 51-57.

30. Шубин Н.Ю. Основные подходы к оценке земельных участков для строительства эксклюзивного жилья // Вопросы планировки и застройки городов. Сборник м-лов VI международной научно-практической конференции 28-29 мая 2008 г. - Москва, 2009. С. 91-94.

Кадастровые работы обеспечивают подготовку документов, содержащих все сведения о недвижимом имуществе, которые необходимы для осуществления кадастрового учета. Для проведения кадастровых работ всегда требуется юридическое обоснование - кадастровый план.

Виды кадастровых работ:

Согласование акта выбора,

Разработка и согласование проекта границ земельного участка,

Установление собственников и землепользователей земельных участков,

Контурная или кадастровая съемка местности,

Восстановление в натуру утерянных границ участков, вынос в натуру границ землеотвода,

Составление и оформление межевого плана и землеустроительного дела (земдела),

Подготовка документов для государственной регистрации сделок с недвижимым имуществ

Кадастровые работы обеспечивают подготовку документов, содержащих все сведения о недвижимом имуществе, которые необходимы для осуществления кадастрового учёта.

Кадастровые работы необходимы для описания земельного участка - объекта недвижимости в качестве объекта права.

Сведения из кадастра могут предоставляться в виде:

  • ? кадастровая выписка;
  • ? кадастровый паспорт;
  • ? кадастровый план территории Кадастровый номер земельного участка должен включать в себя:

А. номер кадастрового округа;

Б. номер кадастрового района;

В. номер кадастрового квартала;

Г. номер земельного участка в кадастровом квартале

В случае, если земельный участок не стоит на государственном кадастровом учете (ГКУ) или изменяются его характеристики и параметры, то проведение любых операций с данным участком (регистрация, купля-продажа, дарение, наследование, приватизация, изменение площади или конфигурации, раздел совместной собственности и т. п.) необходимо провести кадастровые работы, которые включают в себя сбор информации, обмеры участка, камеральную обработку данных, формирование пакета документов (межевого плана) и последующую сдачу его в государственные органы (ТУ РосРеестра).

Такие сведения о земельном участке, как площадь, координаты точек, конфигурация участка и местоположение вносятся в кадастр после проведения кадастровых работ (работы проводит кадастровый инженер). Кадастровая стоимость земли определяется после проведения государственной оценки. аграрный земельный кадастр недвижимость

Кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

1. Теоретическая часть.

Тема: «Основные организации, выполняющие

кадастровые работы»

1. Сущность кадастровых работ.

Кадастровые работы – это один из этапов процедуры по образованию (или уточнению границ) земельного участка, а точнее – это работы по сбору и воспроизведению в документальном виде сведений об объектах недвижимости, либо об их частях, необходимых для дальнейшего их кадастрового учета с последующей государственной регистрацией прав на объект недвижимости с целью образования, изменения или прекращения объектов недвижимости. Кадастровые работы представляют собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ землепользований,

определению их местоположения и площади, а также юридическому оформлению полученных материалов.

Кадастровые работы выполняются в отношении объекта недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными законом.

Процесс выполнения кадастровых работ называется кадастровой деятельностью.

Кадастровые работы необходимы для описания объекта недвижимости в качестве объекта права. Тем самым, выполняя кадастровые работы, создаются объекты недвижимости в качестве объекта гражданских прав.

На современном этапе развития экономики кадастровые работы служат основным механизмом образования новых земельных участков. Без проведения кадастровых работ невозможно предоставление и изъятие земельных участков.

Профессиональный подход к кадастровым работам позволяет в кратчайшие сроки осуществить предоставление земельных участков под строительство и тем самым повысить экономические показатели реализуемых инвестиционных проектов.

Для выполнения кадастровых работ необходима компетентность, как в технических, так и в юридических вопросах, поэтому особо важным является привлечение к выполнению кадастровых работ высокопрофессиональных специалистов.

Результатом кадастровых работ служит межевой план, который является основанием для постановки земельных участков на кадастровый учет и регистрации прав на них.

Юридическое оформление прав на земельный участок включает в себя:

Получение кадастрового паспорта на земельный участок в ФГУ "Земельная кадастровая палата";

Регистрация права на земельный участок в УФРС.

2. Основные этапы кадастровых работ.

1. Подготовительные работы (сбор информации о земельном участке). На этом этапе собирается большой массив документов, в том числе:

Выписки из кадастра объектов недвижимости;

Кадастровый план соответствующей территории;

Каталоги (списки) координат пунктов опорной межевой сети (ОМС);

Сведения, содержащиеся в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности;

Картографические материалы;

Материалы дистанционного зондирования и материалы инвентаризации земель;

Сведения о правообладателях смежных земельных участков и инженерных коммуникаций (линий электропередач, газопроводов, водопроводов и т.п.).

2. Полевые работы (определение участка на местности):

Изучение и определение фактической ситуации в месте нахождения земельного участка;

Составление предварительной схемы расположения земельного участка;

Уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении кадастровых работ;

Согласование местоположения границ земельного участка с заинтересованными лицами;

Определение местоположения границ земельного участка с использованием инструментальных или картометрических методов – непосредственно геодезическая съемка границ земельного участка;

Определение местоположения границ объектов недвижимости, находящихся на земельном участке.

3. Камеральные работы (подготовка необходимых документов):

Вычисление площади земельного участка целиком и его отдельных частей, ограниченных в использовании (охранными зонами ЛЭП, газопровода, водоохранными зонами, сервитутами и т.п.);

Отражение границ частей земельного участка, ограниченных в использовании или обремененных сервитутами в межевом плане;

Изготовление межевого плана земельного участка.

Процедуру по образованию (или уточнению границ) земельного участка можно разделить на несколько основных этапов:

1. Проведение кадастровых работ:

Горизонтальная тахеометрическая съемка земельного участка;

Формирование межевого плана.

2. Осуществление государственного кадастрового учета (осуществляется Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии):

Получение кадастрового паспорта земельного участка.

3. Регистрация права собственности или иных вещных прав, договоров аренды на вновь образованные земельные участки (также осуществляется Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии):

Получение свидетельства о государственной регистрации права.

Порядок выполнения кадастровых работ.

Более подробно комплекс проведения кадастровых работ состоит из следующих этапов:

1. Оформление заявки:

Оставить заявку на выполнение кадастровых работ;

Заключить соответствующий договор;

Предоставить ряд документов для формирования межевого плана.

2. Проведение съемки земельного участка.

По приезду группы геодезистов для проведения съемки приветствуется присутствие соседей-смежников земельного участка, но не является обязательным.

3. Передача послесъемки земельного участка геодезистами данных съемки и предоставленных документов кадастровому инженеру для дальнейшей обработки и рассмотрения. После этого кадастровый инженер внимательно изучает предоставленные материалы и в течение 1 месяца (при своевременном предоставлении всех необходимых документов и данных), формирует пакет документов для постановки земельного участка на Государственный кадастровый учет.

3. Основные организации, выполняющие кадастровые работы.

В России определена многоуровневая структура градостроительного кадастра, которая состоит из следующих уровней:

Российская Федерация;

Субъекты РФ;

Административно-территориальные образования;

Городские и другие поселения.

Ведение каждого Градостроительного кадастра осуществляется кадастровой службой органа архитектуры и градостроительства.

Функции органов архитектуры и градостроительства:

Руководят работой служб ГК:

Организуют разработку ведения и контроль ГК;

Определяют приоритеты формирования ГК и очередность работ;

Внедряют в практику кадастровых служб единые правовые, нормативно-методические и программно-технологические основы ведения ГК;

Участвуют в подготовке и предоставлении ежегодного аналитического доклада органам исполнительной власти по вопросам состояния ГК.

Служба ГК на уровне субъекта РФ.

Служба ГК создается как структурная единица в составе органа архитектуры и градостроительства или как самостоятельное юридическое лицо при нем. Орган архитектуры и градостроительства определяет структуру, штатное расписание, юридический адрес, целесообразность, открытие лицевого счета службы ГК, согласовывает эти решения с соответствующим органом исполнительной власти.

В зависимости от конкретных масштабов градостроительных изменений, объемов проектно-изыскательских работ, активности процессов правового оборота недвижимости структура служб ГК модифицируется на основании решения органа архитектуры и градостроительства. При этом состав и направление деятельности отделов меняются как в части совмещения функций, так и в появлении новых.

Кадастровая служба осуществляет:

Регулярное получение информации, заносимой в ГК;

Первичную обработку данных и занесение их в кадастр;

Обслуживание программных и технических средств, ведущих ГК;

Обмен информации с другими ГК;

Обслуживание систем хранения и архивирования информации;

Защиту информации от несанкционированного доступа;

Формирование кадастровых документов и выдачу их по заявке органа архитектуры и градостроительства;

Формирование кадастровых справок по запросам пользователей;

Обеспечение непосредственного санкционированного доступа к кадастровым системам отдельных пользователей;

Адаптацию и дополнение общих методических и нормативных положений ГК применительно к особенностям действия ГК;

Развитие и совершенствование ГК территориального объекта;

Ведение банка градостроительных данных, материалов, образованных вместе с ГК, информационную базу градостроительной деятельности.

Первичное рассмотрение заявок владельцев, пользователей, распорядителей земельных участков, строений, а также участков и узлов инженерных и транспортных коммуникаций;

Составление заключений и передачу их в органы архитектуры муниципального образования;

Регистрация заявок владельцев, пользователей, распорядителей.

Служба ГК на уровне муниципального образования.

Службы ГК на муниципальном уровне (города, района) ориентированы на обслуживание конкретной территории и образуют в РФ систему кадастровых служб, ведущих Государственный градостроительный кадастр. Количество и состав кадастровых служб в рамках территории определяется её размером, численностью населения, количеством и структурой городов, поселков и иных поселений, уровнем их развития. Службы создаются:

Для республики, края, области, национального округа;

Для административного района.

В задачи создания служб ГК входит:

Разработка нормативно-правовой основы, регулирующей условия их формирования и функционирования, включая взаимодействие с подразделениями органов архитектуры и градостроительства;

Если говорить о том, что именно включают в себя кадастровые работы, следует упомянуть и про государственный кадастр недвижимости, информация из которого используется для действенного применения участков земли, их организации, учета и регистрации недвижимых объектов. Кроме того, ГКН содержит в себе проведение кадастровых работ, суть которых предстоит изучить подробнее.

К объектам, касательно которых проводятся подобные работы, относятся постройки и земли, требующие реорганизации, организации, внесения изменений, учета и регистрации. Объект кадастровых работ – это любой недвижимый объект, находящийся в Российской Федерации.

Что такое кадастровые работы? Это понятие, описывающее пакет услуг инженеров, содержащий в себе сбор сведений и недвижимом объекте, исследование данной информации и регистрацию объекта.

Если говорить иначе, такие мероприятия нужны для подготовки документов, содержащих все нужные данные об объекте, используемые для осуществления учета и регистрации в федеральном реестре. В законе, касающемся государственного кадастра, имеются все данные о процедуре осуществления кадастровой деятельности.

Предназначение кадастровых работ – получение точных сведений об объекте, которые дают возможность проведения кадастрового учета и законного оформления права владения.

Кадастровые работы осуществляются специалистом, обладающим соответствующей лицензией.

Важно! Проведение таких работ необходимо для осуществления любых типов земельных правоотношений: наследования, дарения, приватизации, реализации и т.д. Сюда входит хранение, предоставление и обновление данных, используемых для работы налоговых служб, учетных и контрольных мероприятий.

Типы мероприятий

Мероприятия по устройству земельных наделов проводятся касательно любых недвижимых единиц для реализации действенного управления ими. Сведения, полученные после осуществления землеустройства, могут применяться разными государственными структурами, в том числе и налоговой службой.

Наиболее важная функция собранных при выполнении комплексных кадастровых работ сведений – возможность поставить имущество на учет и засвидетельствовать право владения им. Все существующие мероприятия подразделяются на такие типы:

  • работы относительно наделов земли;
  • работы относительно недвижимых объектов;
  • комплексная кадастровая деятельность.

Все подобные работы требуют соблюдения некоторого порядка, строго обозначенного в законодательстве.

Кадастровые работы по земле

Инициировать организацию устройства земли могут как ее собственники, так и некоторые государственные ведомства, которые нуждаются в получении информации о некоторых земельных наделах. Кадастровые работы касательно наделов земли могут осуществляться в таких ситуациях:

  • при выдаче участка для использования;
  • при изъятии земли;
  • для перераспределения земель;
  • при слиянии некоторых наделов;
  • при требующемся уточнении земельных границ;
  • при установлении земель, которым был нанесен ущерб в результате работ, проведенных человеком, либо из-за влияния природных факторов;
  • при нужде в проведении рекультивации или консервации надела.

Самое популярное территориальное мероприятие при выполнении комплексных кадастровых работ – межевание границ. Оно производится при уже существующем разделении земли на несколько участков для того, чтобы навести порядок на местности.

Землеустроительные операции требуются тогда, когда появляются споры о землевладельческих границах, об организации проезда транспортных средств или дорожек к смежным наделам, а также для выделения части объекта при наследовании. Общие кадастровые работы априори содержат в себе процедуру межевания.

Межевание позволяет защищать собственные права на землю в случае возникновения споров на основаниях, соответствующих законодательству.

Для слияния или размежевания земли тоже используют услуги кадастровых компаний. Изначальное межевание включает в себя установление земельных границ, если надел предназначен для аренды или строительства каких-либо зданий. Процедуры по землеустройству также осуществляются касательно территорий, которым был нанесен урон и которые должны быть рекультивированы либо законсервированы. В такой ситуации производятся общие кадастровые работы, так как в подобной местности нередко располагаются разные постройки.

Объектами проведения таких работ являются конкретные наделы и территориальные области, касательно которых и осуществляется данная деятельность.

Во время реализации работ следует соблюдать определенные условия, касающиеся формируемых земель:

  • размер территории не должен расходиться с положениями градостроительного регламента;
  • границы собственности не могут пересекаться с границами остальных наделов (поселков или просто муниципальных границ);
  • предоставлять надел нельзя, если данное действие станет причиной невозможности использования иных объектов;
  • участок не может заходить на соседние земли и мешать их использованию.

Такие нюансы учитываются лишь квалифицированным специалистом, поэтому выполнять кадастровые работы имеет право только инженер-профессионал.

Кадастровый инженер делает следующую работу:

  • планирует разграничение;
  • проводит все расчеты;
  • составляет финальный план;
  • составляет документы по межеванию;
  • составляет отчет, направляемый в реестр.

Инженер обязан сравнивать нормативы разграничения земель, осуществив договоренность с геодезической фирмой, однако прописанные в этом соглашении услуги требованию не подлежат.

Иные мероприятия

Существуют различные мероприятия, входящие в комплекс кадастровых работ.

В этом случае подразумевается оформление всей нужной документации и материалов. Каждый жилой и нежилой недвижимый объект подлежит проведению данной процедуры вне зависимости от того, каковой является форма имущества, для чего она будет использоваться и т.д.

Сведения из учета применяются для того, чтобы заполнить разного рода бумаги. На основании учета вносятся сведения в таблицы и графики, а также формируются отчеты по статистике.

Создание межевого плана

Для определения конкретных границ надела необходимо сформировать межевой план, т.е. документ с отображенными в нем сведениями о границах и размере земли. Он оформляется после произведения обмера размера всех объектов, согласования границ и прочих действий.

Касательно недвижимых единиц проводится анализ, сбор и обработка существующих материалов, после чего выдается финальная документация.

Предоставление кадастрового документа

Для того чтобы хозяин смог законно владеть собственным имуществом, он должен иметь кадастровый паспорт, содержащий в себе все общие, технические и юридические данные, позволяющие зарегистрировать недвижимый объект.

Кадастровый паспорт представляет собой документ, требующийся для осуществления сделок с участками земли, выполнения на них работ, решения конфликтов и т.п. Форма и процедура заполнения паспорта определена Минэкономразвития.

Выписка из кадастра

В кадастровом паспорте имеется самая разная информация об объекте недвижимости. Если владельцу необходимо получить какую-то ее часть, он делает запрос на получение выписки. Здесь находятся именно те сведения, которые интересуют заказчика.


Правила проведения кадастровых работ определены в нормативных актах:

  • 1) Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
  • 2) Земельный кодекс РФ от 25.10.2001
  • 3) Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве»

При определении границ и местоположения земельного участка допускается лишь минимальная погрешность в точности сведений, чтобы не допустить разногласий и конфликтных ситуаций в будущем.

Чтобы обеспечить высокий уровень точности, проведением кадастровых работ занимаются специализированные учреждения, обладающие специально обученными кадрами и имеющие в распоряжении необходимое оборудование. Выполнить кадастровые работы может геодезическая компания, которая обладает правом на осуществление данной деятельности. Процесс постановки недвижимости на учет является сложным и многоступенчатым.

Понятие кадастровых работ

Государственный кадастр недвижимости (ГКН) - это реестр, содержащий актуальную и достоверную информацию об объектах недвижимости. Согласно нынешнему законодательству, кадастровые работы призваны обеспечить наличие документов, которые предоставляются в соответствующую организацию, занимающуюся кадастром, для постановки на учёт недвижимости и выполнения требуемых процедур с данным объектом.

Проведение кадастровых работ регламентируется правилами, установленными законодательством. К каждому объекту недвижимости выставляются определённые требования по оформлению и составлению необходимых сопроводительных и подтверждающих документов.

Кадастровые работы требуются для того, чтобы поставить на учёт конкретный объект недвижимого имущества. Только после проведения требуемых процедур можно считать объект юридически существующим и имеющим набор характеристик. К ним относятся:

  • 1) Право собственности;
  • 2) Целевое назначение;
  • 3) Ограничения и обременения, распространяющиеся на недвижимость.

Любые юридические действия в отношении земельного участка могут быть совершены только после выполнения кадастровых работ, передачи данных в Росреестр и постановки объекта на учёт в ГКН.

Порядок проведения кадастровых работ (этапы)

Выполнение комплекса кадастровых работ в отношении земельного участка регламентируется правилами, установленными российским законодательством. В дополнение к законам, указанным в начале статьи, следует выделить:

  • 1) Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2012 N 297-р «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда РФ на 2012-2020 годы»
  • 2) Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Процесс выполнения кадастровых работ состоит из нескольких этапов:

  • 1) Заключение договора с заказчиком работ.

Две стороны, принимающие участие в проведении необходимых для учёта недвижимости работ, заключают договор. В договоре определяется порядок выполнения работ, стоимость и сроки.

  • 2) Подготовительный этап.

На этой стадии специалисты кадастровой службы занимаются сбором, систематизацией и анализом имеющихся данных о участке (архивные картографические материалы). Специалисты должны располагать актуальной информацией для качественного выполнения своих функций. Для этого запрашивают следующие документы:

  • Выписку и кадастра недвижимости;
  • Земельно-кадастровый план на определённый земельный участок;
  • Каталог координат участка и местной опорной сети;
  • Документы, содержащие информацию об объектах и субъектах права на недвижимое имущество.
  • 3) Комплекс полевых работ.

Специалисты производят согласование расположения участка, сообщают о проводимых работах заинтересованным лицам. Далее специалисты выполняют инструментальное определение точного положения поворотных точек границы участка. Погрешность этого этапа работ составляет до 0,5 мм.

  • 4) Камеральный этап.

В ходе этого этапа составляют пакет документов, которые передаются заказчику и в соответствующий государственный орган, занимающийся ведение кадастра недвижимого имущества.

Порядок выполнения кадастровых работ описан в Федеральном законе от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Сроки проведения работ не оговорены в законах, поэтому определяются по договору между заказчиком и исполнителем.

Проект межевания

Проект межевания выполняется с целью выделения конкретного участка и его определения на местности. Именно в нём отображена вся информация, позволяющая однозначно определить местоположение границы участка с высокой степенью точности, а также содержатся данные по размерам выделенного землепользования. Проект межевания изготавливается кадастровым инженером. Заказчиком проекта межевания на земельном участке выступает физическое лицо (юридическое лицо), являющееся собственником земли.

Процедура разработки проекта межевания земельного участка подробно изложена в приказе Министерства экономического развития РФ от 3 августа 2011 г. N 388 "Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков".

По результатам выполнения необходимых работ инженер-землеустроитель готовит пакет документов, в состав которого входят:

  • План (карта) земельного участка;
  • Текстовая часть проекта межевания, в которой содержаться координаты углов поворота границ участка, форма собственности и данные владельца участка, сведения и правовом состоянии земли;
  • В некоторых случаях могут быть изготовлены дополнительные графические материалы.

Основная цель межевания - точное определение границ участка на местности. Для этого используется специальное оборудование, которое обладает достаточными показателями точности измерений для землеустроительных работ. Выполнение измерений на участке проходит с точным соблюдением методических указаний и инструкций. Применение электронных тахеометров и GPS-оборудования значительно сокращает сроки изготовления межевого плана и повышает его точность. Передача итогов работы осуществляется в двух бумажных экземплярах. При необходимости заказчик имеет право запросить электронный документ.