Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Окончание выездной налоговой проверки

Вручение справки

В последний день выездной проверки инспектор должен составить справку о проведенной проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ). В ней, в частности, указываются предмет и сроки проверки. Справка должна быть составлена по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189.

Составленную справку налоговый инспектор должен вручить законному или уполномоченному представителю организации. Сделать это нужно в последний день выездной проверки. Представитель организации должен расписаться в получении документа, расшифровать подпись и поставить дату. Уполномоченный представитель компании должен указать также основания своего представительства — наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего его полномочия.

Если представитель организации отказывается получать справку, инспекция может направить справку о проведенной проверке заказным письмом (п. 15 ст. 89 НК РФ). Оно будет считаться полученным организацией в день вручения письма согласно штемпелю почтового уведомления. Понятно, что в таком случае подпись представителя организации на справке о проведении проверки не нужна. Важно понимать, что сроки дальнейшего оформления выездной проверки отсчитываются не с даты вручения письма, а с даты составления справки (п. 3 письма ФНС России от 29.12.2012 №АС-4-2/22690).

Также справку о проверке налоговая инспекция может направить организации через интернет.

Акт налоговой проверки

Составив справку о проверке, инспекторы не могут больше находиться на территории организации, истребовать документы и проводить другие мероприятия налогового контроля.

После оформления справки они должны составить акт налоговой проверки (форма утв. приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189). В общем случае акт составляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается у ИФНС, другой передается организации.

Сделать это нужно в течение двух месяцев со дня составления справки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Причем акт придется составить и в том случае, если нарушений налогового законодательства при проверке не выявлено (подп. 12. п. 3 ст. 100 НК РФ).

Акт нужно вручить организации в течение 5 рабочих дней с даты его подписания (п. 5 ст. 100 НК РФ). ИФНС может передать его представителю организации лично или же иным способом, который свидетельствует о дате получения. Например, через службу доставки или через интернет (п. 5ст. 100 НК РФ).

Если компания уклоняется от получения акта, то ИФНС направит акт проверки по почте заказным письмом, отразив данный факт в акте. Датой вручения акта будет считаться шестой день, считая со дня отправки налоговой инспекцией заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Компания, получив акт проверки, может составить и отправить в налоговую инспекцию письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Завершающий этап — решение ИФНС по результатам налоговой проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Решение принимается на основе всех материалов проверки (акта, возражений и т д.). Оформленное решение налоговая инспекция передаст представителю компании.

По окончании проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Затем не позднее двух месяцев после составления справки составляется акт проверки, подписываемый проверяющими и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями.

Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте.

В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это отражается в акте (ст. 100 Кодекса).

В акте указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Акт состоит из вводной, описательной и итоговой частей.

Вводная часть представляет собой общие сведения о проверке и плательщике, его филиале или представительстве и содержит: -

номер акта (присваивается акту при его регистрации в налоговом органе); полное и сокращенное наименование проверяемой организации согласно учредительным документам или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя; ИНН; наименование места проведения проверки (населенного пункта, на территории которого проводилась проверка); -

дату акта - это дата подписания акта лицами, проводившими проверку; фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют, а также их классные чины (при наличии); дату и номер решения руководителя налогового органа на проведение проверки; -

указание на вопросы проверки: "проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах" (в случае, если проверка охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и (или) перечисления всех видов налогов) или "проверка по вопросам отдельного вида налога"; -

период, за который проведена проверка; даты начала и окончания проверки. Датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации решения руководителя налогового органа о проведении проверки. В случае если по решению руководителя налогового органа проверка была приостановлена, то приводится дата и номер названного решения, а также период, на который данная проверка была приостановлена. Датой окончания проверки является дата составления справки о проведенной проверке; -

фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации - руководителя, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде. В случае если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, то перечень этих лиц приводится с одновременным указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении с занимаемой должности; -

адрес местонахождения организации или постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, а также места осуществления ее (его) хозяйственной деятельности в случае осуществления организацией (ее филиалом или представительством) или индивидуальным предпринимателем своей деятельности не по месту государственной регистрации организации или постоянному месту жительства индивидуального предпринимателя; -

сведения о наличии лицензируемых видов деятельности (номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии); -

сведения о фактически осуществляемых организацией видах финансово-хозяйственной деятельности; -

сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный) с указанием на то, какие разделы документации были проверены сплошным, а какие - выборочным методом; -

сведения о встречных проверках, о производстве выемки документов, экспертизы, инвентаризации имущества, осмотра помещений и иных действиях, произведенных при осуществлении проверки.

Описательная часть акта содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений или указание на отсутствие таковых, а также связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения.

В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений действующего законодательства, не относящихся к налоговым правонарушениям (нарушения порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, нарушения валютного законодательства и др.), указанные факты также подлежат отражению в описательной части акта.

объективность и обоснованность. Отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенной проверки, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии налоговому законодательству совершенных плательщиком деяний (действий или бездействия).

По каждому отраженному в акте факту налогового правонарушения должны быть четко изложены: -

вид правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому данное правонарушение относится; -

оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в декларациях данными и фактическими данными, установленными в ходе проверки. Соответствующие расчеты должны быть включены в акт проверки или приведены в составе приложений к нему; -

ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости проводок по счетам и порядка отражения операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения; -

квалификация совершенного правонарушения со ссылками на нормативные правовые акты о налогах; -

ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), протоколы опроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению налогового контроля.

Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах; 2)

полнота и комплексность отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам правонарушений.

Каждый установленный в ходе проверки факт налогового правонарушения должен быть проверен полно и всесторонне. В акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным правонарушениям, в т.ч.: сведений о

непредставленных декларациях; о правильности и полноте отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете; об источниках оплаты произведенных затрат; об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение плательщиком правонарушения, и т.д.

В случае если до момента, когда плательщик узнал о назначении выездной проверки, он внес дополнения и изменения в декларацию, а также уплатил недостающую сумму налога и пеней, то это учитывается налоговым органом при подготовке акта; 3)

четкость, лаконичность и доступность изложения. Содержащиеся в акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и по возможности доступным для лиц, не имеющих специальных познаний в бухгалтерском учете; 4)

системность изложения. Выявленные нарушения группируются в акте по разделам, пунктам и подпунктам в соответствии с характером нарушений и видами налогов в разрезе соответствующих налоговых периодов. Факты однородных массовых нарушений группируются в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к акту (приложения). В данном случае в тексте акта приводится изложение существа этих нарушений со ссылкой на конкретные нормативные акты, а также общее суммовое выражение последствий указанных нарушений и делается ссылка на соответствующие приложения к акту. При этом данные приложения должны содержать полный перечень однородных налоговых правонарушений с указанием: периода, к которому они относятся; наименования, даты и номера документа, по которому совершена соответствующая операция; сущности операции; суммового выражения последствий нарушения. Каждое из приложений должно быть подписано проверяющими, а также руководителем проверяемой организации.

Итоговая часть акта проверки (заключение) содержит: -

сведения об общих суммах неуплаченных налогов в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления или других неправомерных действий (бездействия) или исчисленных в завышенных размерах налогов с разбивкой по их видам, а также обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных правонарушений; -

предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений: перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством (взыскание недоимки, пеней, с приложением расчета, приведение учета доходов (расходов) и объектов налогообложения в соответствие с установленным порядком и т.д.); -

выводы проверяющих о наличии в деяниях плательщика признаков налогового правонарушения. Данные выводы должны содержать указание на вид правонарушений со ссылкой на статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность.

Обязательные приложения к акту: -

решение руководителя налогового органа о проведении проверки (к акту, вручаемому плательщику, прилагается копия); копия требования плательщику о представлении необходимых для проверки документов; -

уточненные расчеты по видам налогов (за исключением случаев, когда указанные расчеты приведены в тексте акта), подписанные проверяющим и руководителем организации; -

акты инвентаризации; материалы встречных проверок; заключение эксперта; протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских, торговых и иных помещений; -

справка о проведенной проверке.

К акту также могут прилагаться: -

копии (в случаях производства выемки - подлинники) документов, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах; -

справка о наличии расчетных, текущих и иных счетов в банках; -

справка о размере уставного капитала на момент образования (перерегистрации) организации и на дату начала проверки, а также о полноте его формирования; составе учредителей с указанием доли участия России и ее субъектов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, иностранных юридических и физических лиц и т.д., подписанная проверяющим и руководителем проверяемой организации; -

справка о местонахождении обособленных подразделений (их адреса, ИНН, КПП), дислокации производственных и складских помещений, торговых точек, расположенных за пределами основной территории организации, наличии в собственности плательщика земельных участков.

Акт проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой вручается руководителю проверяемой организации. При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения налогового законодательства, содержащего признаки преступления, акт составляется в трех экземплярах. Третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

До вручения плательщику акт подлежит регистрации в налоговом органе в специальном журнале, страницы которого должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью.

Акт вручается руководителю организации либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день начиная с даты его отправки.

Плательщик вправе в случае несогласия с фактами, выводами и предложениями в двухнедельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или его отдельным положениям. При этом плательщик может приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

По истечении этого срока в течение не более 14 дней руководитель налогового органа рассматривает акт, а также документы и материалы, представленные плательщиком, в присутствии должностных лиц. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает плательщика заблаговременно. Если плательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в отсутствие плательщика.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит одно из следующих решений: о привлечении плательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении плательщика к ответственности; о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (ст. 101 Кодекса).

Решение о привлечении плательщика к ответственности состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Вводная часть решения содержит общие сведения о проверяемом плательщике.

В описательной части излагаются обстоятельства совершенного налогового правонарушения, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие ответственность, оценка представленных плательщиком доказательств, опровергающих факты, выявленные проверкой.

Резолютивная часть решения должна содержать: суммы налогов, подлежащие уплате; суммы начисленных пеней; суммы исчисленных в завышенных размерах налогов; указания на статьи Налогового кодекса, предусматривающие меры ответственности за конкретные правонарушения, а также предложения по устранению выявленных нарушений и добровольной уплате штрафных санкций в срок, указанный в требовании.

При наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении плательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки, руководитель налогового органа выносит решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В десятидневный срок с даты вынесения решения налоговый орган направляет плательщику требование об уплате недоимки по налогам и пеням. В случае если плательщик отказался добровольно уплатить сумму санкций или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд о взыскании санкций.

Копия решения и требование вручаются плательщику под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения. Если этими способами решение вручить не представляется возможным, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

По выявленным нарушениям, за которые плательщики подлежат привлечению к административной ответственности, должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение санкций производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством.

Несколько другой порядок проведения выездных проверок организаций, в состав которых входят обособленные подразделения. Методические указания по данному вопросу приведены в письме МНС России от 07.05.2001 N АС-6-16/369@ "О направлении методических указаний по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения".

Решение о проведении выездной проверки филиала и представительства независимо от проведения проверок головной организации может принимать руководитель налогового органа по местонахождению филиала (представительства).

По результатам такой проверки составляется акт, один экземпляр которого вручается руководителю филиала; его копия направляется в налоговый орган по месту постановки на учет головной организации. Если по результатам проверки выявлены нарушения, решение о привлечении плательщика к ответственности выносится руководителем налогового органа, проводившего указанную проверку, в отношении головной организации. Копия решения направляется головной организации и в налоговый орган по месту постановки на учет головной организации.

Планирование выездных проверок организаций с одновременной проверкой обособленных подразделений осуществляют налоговые органы по месту постановки на учет головной организации. В этом случае за один месяц до начала квартала, в котором запланировано начало проведения проверки организации, налоговый орган по месту постановки на учет головной организации направляет налоговым органам по местонахождению обособленных подразделений запрос о выделении должностных лиц для проведения их проверки.

В запросе отражаются следующие сведения: полное наименование головной организации, ее ИНН; наименование обособленных подразделений, подлежащих проверке (ИНН/КПП); предполагаемые сроки начала и окончания проверки (в соответствии со ст. 89 Налогового кодекса при проведении проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства); периоды, за которые проводится проверка; вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка).

При необходимости запрашиваются материалы предыдущих проверок обособленных подразделений.

Налоговый орган, получивший указанный выше запрос, в десятидневный срок представляет предложения по составу проверяющей группы, а также предполагаемые сроки начала и окончания проверки обособленного подразделения.

Руководитель налогового органа по месту постановки на учет головной организации принимает решение о проведении проверки организации с одновременной проверкой входящих в ее состав обособленных подразделений. Количество экземпляров решения о проведении проверки должно соответствовать количеству обособленных подразделений. Проверка обособленного подразделения не может быть начата ранее начала проверки головной организации.

По результатам проверки обособленного подразделения лицом налогового органа, проводившего проверку, оформляется раздел акта. Один экземпляр этого раздела акта направляется в налоговый орган по месту постановки на учет головной организации с приложением в обязательном порядке заверенных копий документов, подтверждающих наличие фактов нарушения налогового законодательства, а также других материалов (акты инвентаризации имущества, материалы встречных проверок, протоколы допроса свидетелей и т.д.).

По окончании проверки организации и получения материалов проверок обособленных подразделений руководителем проверяющей группы составляется справка о проведенной проверке. Дата составления указанной справки о проведенной проверке является датой окончания проверки. В отношении обособленных подразделений организация действий по осуществлению налогового контроля в рамках выездной проверки после указанной даты не допускается.

Не позднее двух месяцев после составления справки составляется акт выездной проверки. Копии акта направляются налоговым органам, принимавшим участие в проверке обособленных подразделений. После принятия решения его копии также направляются налоговым органам по местонахождению обособленных подразделений.

В случае неуплаты санкций плательщиком добровольно они подлежат взысканию в судебном порядке. Иск о взыскании санкций подается налоговым органом по месту постановки на учет головной организации.

Каждый год арбитражные суды страны рассматривают сотни споров, связанных с выездными проверками. Значительное их число имеет место в результате неверно оформленного решения или акта.

Так, ФАС ВВО в Постановлении от 13.11.2002 N А82-120/02-А/1 отметил, что акт налогового органа, не содержащий описание способа, обстоятельств совершения правонарушений, ссылок на конкретные документы, не является подтверждением нарушения плательщиком законодательства о налогах.

Постановление ФАС ВСО от 01.11.2002 N А47/02-8(11)-Ф02-3207/02-С1 содержит вывод о том, что акт проверки, не имеющий даты его составления, а также документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, является незаконным и не имеет доказательственной силы. По каждому отраженному в акте факту должны быть четко изложены вид правонарушения, способ и обстоятельства его совершения.

В число наиболее часто рассматриваемых судами дел входят споры, связанные с повторными выездными проверками. Пример такой ситуации, в частности, можно найти в Постановлении ФАС ВСО от 12.09.2002 N 475/01-С3а-ФО2-2630/02-С1. Судом рассмотрен случай, когда инспекция провела повторно проверку, однако рассматривала ее как дополнительные мероприятия налогового контроля. Суд указал, что к дополнительным мероприятиям не может относиться выездная проверка, но могут относиться: приобщение к акту проведенной ранее выездной проверки новой информации, полученной у третьих лиц в результате встречной проверки, либо дополнительное обращение к экспертам и специалистам. Действия же налогового органа, заключающиеся в повторной проверке тех же самых документов плательщика после получения результатов встречной проверки, суд признал нарушением Налогового кодекса, а решение инспекции - недействительным.

Главному врачу
ГБУ ЦРБ
Иванову И.И.
Врача-эпидемиолога
Ивановой И.И.​


Справка по результатам проведенной проверки ​


Мной, врачом-эпидемиологом Ивановой И.И. 11.11.2011г. проведена плановая проверка отделений № 1; 2; 3; 4; 5; 6 и 7 ГБУ ЦРБ. Проверкой установлено

1. отделение № 1. Санитарно-эпидемиологический режим в отделении, на раздаче и в буфетной соблюдается.

2. Отделение № 2. Санитарно-эпидемиологический режим в отделении, на раздаче и в буфетной соблюдается.

3. отделение № 3. Санитарно-эпидемиологический режим в отделении, на раздаче и в буфетной соблюдается. Реактив азопирама хранится в холодильнике в прозрачном флаконе, дата приготовления 01.01.2011г. (по инструкции срок хранения 2 мес.)

4. отделение № 4. На момент проверки журнал регистрации и контроля работы бактерицидной установки заполнен до конца дня, за май месяц проведен подсчет времени работы установки. Текущая уборка процедурного кабинета, согласно документации, проводится каждые 2 часа, причина не объяснена. Реактив азопирама хранится в холодильнике, дата приготовления 01.01.2011г. (по инструкции срок хранения 2 мес.)

5. отделение № 4:

  • уборочный инвентарь санитарного узла хранится рядом (внахлест) с уборочным инвентарем раздаточной и столовой отделения
  • чистая ветошь хранится навалом без емкости
  • в помещении для хранения уборочного инвентаря обнаружен порошок белого цвета без опознавательных надписей (наименования, срока годности), со слов персонала используется для стирки вещей
  • медицинские сестры не владеют техникой и правилами проведения предстерилизационной обработки, в отделении отсутствует журнал учета качества предстерилизационной обработки (форма № 366/у), раствор азопирама отсутствует
  • в журнале проведения генеральной уборки заранее проставлена отметка о проведенной уборке
  • технологический журнал учета отходов класса Б ведется не по форме, отсутствует учет медицинских отходов класса Б (одноразовых контейнеров для острого инструментария)
  • журнал работы бактерицидного облучателя в процедурном кабинете ведется не по форме, расчет длительности облучения не соответствует паспортной части. Режим работы облучателя «POZIS» (объем помещения более 30 м3) не предназначен для поддержания необходимого уровня микробной обсемененности воздуха, рекомендовано его использовать только для подготовки помещения к функционированию. Для передвижной бактерицидной установки подготовить расчет длительности облучения для каждого помещения с учетом его объема
6. Отделение № 5. В процедурном кабинете для поддержания необходимого уровня микробной обсемененности воздуха используется облучатель «POZIS», рекомендовано его использовать только для подготовки помещения к функционированию. Посуда медицинского персонала хранится совместно в одной емкости. Памперсы хранятся не в упаковке производителя

7. Отделение № 6:

  • в процедурном кабинете журнал работы бактерицидного облучателя ведется условно, отсутствует отметка об обеззараживании воздуха при проведении генеральной уборки. Для передвижной бактерицидной установки подготовить расчет длительности облучения для каждого помещения с учетом его объема
  • ведется журнал работы воздушного стерилизатора, при этом со слов персонала стерилизатором уже давно никто не пользуется
  • персонал не владеет алгоритмом действий при аварийной ситуации на рабочем месте
  • в кабинете сестры хозяйки все вещи навалом. Количество постельного белья не соответствует количеству шкафов, поэтому часть белья хранится на полу. В этом же кабинете осуществляется хранение личных вещей (сумки, коробки), а также выращивается рассада.
Прошу принять меры.

С целью оказания методической помощи повторно подготовлен материал: технологический журнал учета медицинских отходов, порядок расчета времени работы бактерицидных установок и алгоритм работы установок

В последний день выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 15 ст. 89 НК РФ).

В справке должны быть указаны:

  • место и дата составления;
  • реквизиты решения о назначении выездной проверки;
  • полное и сокращенное название организации, в которой была проведена проверка, ее ИНН и КПП;
  • предмет проверки (виды проверяемых налогов, период, который охватывается проверкой);
  • срок проведения проверки.

Если проверка проводилась у участника консолидированной группы, то в справке также указываются:

  • ИНН, КПП консолидированной группы налогоплательщиков с проставлением даты и регистрационного номера договора о ее создании;
  • полное и сокращенное наименования ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, его ИНН, КПП;
  • полное и сокращенное наименования других участников консолидированной группы налогоплательщиков, их ИНН и КПП.

Это следует из пункта 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ и приложения 2 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

Составление справки свидетельствует об окончании проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ). С даты составления справки отсчитываются сроки дальнейшего оформления результатов налоговой проверки. После составления справки представители налоговой инспекции не вправе находиться на территории организации, истребовать документы и проводить какие-либо мероприятия налогового контроля. Такие разъяснения содержатся в пункте 3 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690.

Вручение справки

Справку о проведенной проверке проверяющие должны вручить законному или уполномоченному представителю организации в день составления (т. е. в последний день проверки) (абз. 1 п. 15 ст. 89 НК РФ). При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях.

Формой справки предусмотрено поле, в котором представитель организации должен поставить отметку о получении справки. Если представитель организации уклоняется от получения справки, инспекция направит ее в адрес организации заказным письмом по почте (абз. 2 п. 15 ст. 89 НК РФ). В этом случае датой получения справки будет считаться дата, указанная на оттиске календарного штемпеля почтового уведомления о вручении письма (п. 3 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690).

Кроме того, справка может быть передана в организацию по телекоммуникационным каналам связи. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками утвержден приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149. Электронная справка будет считаться полученной, когда в инспекцию поступит электронная квитанция о приеме этого документа. Если инспекция не получит такую квитанцию, она отправит справку на бумажном носителе в общеустановленном порядке. Такой вывод следует из положений пунктов 12, 16 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149.

Ситуация: может ли инспекция вместо подлинника вручить организации копию справки о проведенной выездной проверке?

Ответ: да, может.

В последний день выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку и вручает ее представителю организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 15 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Положения этой нормы не определяют, в каком виде (подлинник или копия) справка должна быть передана организации. Поэтому инспекция вправе вручить организации копию справки, а оригинал оставить у себя. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2008 г. № 07АП-6276/08).

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам выездной проверки, если инспекция не передала организации справку о проведении проверки?

Ответ: нет, нельзя.

Решение по итогам налоговой проверки подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. В частности, такое решение отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Тот факт, что инспекция не передала справку организации, не оказывает влияния на процедуру рассмотрения материалов налоговой проверки. Следовательно, само по себе такое нарушение не может стать основанием для отмены решения по итогам выездной проверки. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2008 г. № 09АП-11298/2008-АК).

Акт проверки

Не позднее чем через два месяца со дня оформления справки проверяющие составляют акт выездной налоговой проверки (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892. Составить акт инспекторы должны, даже если по результатам проверки они не выявили никаких нарушений (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ, письмо ФНС России от 16 апреля 2009 г. № ШТ-22-2/299). В этом случае проверяющие указывают в акте на отсутствие нарушений налогового законодательства (подп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ).

Налоговое законодательство устанавливает четкие требования к оформлению акта выездной проверки (п. 3, 3.1, 4 ст. 100 НК РФ, Требования, утвержденные приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). Подробнее о том, какую информацию инспекторы должны отразить в акте проверки, см. в таблице .

Если при подготовке акта проверки у инспекции возникают сомнения в трактовке законодательства, проект акта может быть направлен на предварительное согласование в региональное налоговое управление. Например, это возможно, если по каким-либо вопросам нет официальных разъяснений ФНС России или если эти разъяснения не совпадают с позицией Минфина России. Сроки согласования проектов актов проверок устанавливают региональные УФНС. Однако эти сроки не должны увеличивать общую продолжительность подготовки акта (два месяца), установленную абзацем 1 пункта 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Это следует из положений раздела II Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 октября 2013 г. № ММВ-7-3/449.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам выездной проверки? Инспекция составила акт выездной проверки с нарушениями (ошибками) .

Можно, если нарушения, допущенные при составлении акта, привели к принятию неверного решения по итогам выездной проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Акт выездной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Следовательно, нарушения, допущенные инспекцией при составлении акта, могут стать основанием для принятия неверного решения по итогам выездной проверки. В таком случае решение по проверке подлежит отмене полностью или в части, связанной с нарушением. В арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают правомерность этого вывода. Так, решение инспекции, принятое по итогам выездной проверки, можно отменить (полностью или частично), если инспекция допустила следующие нарушения (ошибки) при составлении акта:

  • неправильно применила нормы законодательства и сделала неверные выводы, которые были отражены в итоговом решении (см., например, определение ВАС РФ от 6 октября 2009 г. № ВАС-12395/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 3 июня 2009 г. № Ф04-3218/2009(7668-А46-26), Ф04-3218/2009(8926-А46-26), Московского округа от 29 сентября 2009 г. № КА-А40/6946-09);
  • исказила факты, установленные в ходе проверки (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 25 ноября 2009 г. № Ф09-9205/09-С2);
  • доначислила налоги, пени и штрафы за периоды, которые не могли быть охвачены выездной проверкой (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 20 февраля 2008 г. № Ф03-А73/08-2/126);
  • не обосновала факт налогового правонарушения и привлекла организацию к ответственности за его совершение (см., например, определение ВАС РФ от 4 июня 2009 г. № ВАС-6861/09, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 февраля 2009 г. № А33-6906/07-Ф02-15/09, Центрального округа от 21 января 2010 г. № А35-1157/08-С15, от 30 ноября 2009 г. № А64-3933/07-16, Волго-Вятского округа от 21 декабря 2009 г. № А82-9362/2008, Поволжского округа от 24 ноября 2009 г. № А72-2919/2009, Западно-Сибирского округа от 9 сентября 2009 г. № Ф04-5332/2009(18985-А03-34), Московского округа от 6 апреля 2009 г. № КА-А40/2403-09, от 20 января 2009 г. № КА-А40/11945-08, Северо-Западного округа от 4 мая 2009 г. № А56-13415/2006, Уральского округа от 28 августа 2008 г. № Ф09-6143/08-С3).

По общему правилу акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах: один - для инспекции, второй - для организации. При проведении совместной налоговой проверки акт составляется в трех экземплярах: третий экземпляр инспекция передает органам внутренних дел. При проведении повторной выездной проверки в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции акт тоже составляется в трех экземплярах. В этом случае третий экземпляр акта вышестоящий налоговый орган, проводивший проверку, направит в инспекцию. Об этом говорится в пункте 9 Требований, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Вручение акта

Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Вручить акт инспекция может:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку. При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

При получении акта представитель организации должен поставить в нем две подписи:

  • о получении акта (п. 5 ст. 100 НК РФ);
  • об ознакомлении с содержанием акта. Если представитель организации откажется ставить подпись на акте (например, из-за своей некомпетентности), то в акте будет сделана соответствующая отметка об отказе от подписи (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: кому вручается акт налоговой проверки: головному отделению организации или ее филиалам? Выездная налоговая проверка проводилась одновременно в отношении головного отделения организации и ее филиалов .

При одновременной проверке головного отделения организации и ее филиалов акт выездной налоговой проверки получает головное отделение организации.

В течение пяти рабочих дней с даты составления акт налоговой проверки должен быть направлен организации, в отношении которой проводилась проверка, или вручен ее представителю (п. 5 ст. 100 НК РФ). Документ составляется в соответствии с приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Результаты проверки филиалов оформляются путем заполнения соответствующих разделов единого акта проверки. Ознакомившись с ними, соответствующий раздел акта подписывает руководитель филиала. Об этом сказано в Требованиях, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892. При этом приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892 не предусмотрено вручение отдельных частей акта (разделов) филиалу организации. Поэтому единый акт проверки вручается представителю головного отделения организации (направляется в организацию).

Вместе с тем, головное отделение организации вправе направить в адрес своих филиалов выписки из акта проверки (копии разделов акта), касающиеся ее филиалов.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 10 сентября 2007 г. № 03-02-07/1-406, ФНС России от 19 марта 2007 г. № ЧД-6-23/216.

Отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта выездной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом по местонахождению организации (обособленного подразделения). В этом случае датой получения акта считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Ситуация: вправе ли инспекция передать акт налоговой проверки (камеральной, выездной) заказным письмом (по почте), если организация не уклоняется от его получения?

Инспекция может направить акт налоговой проверки заказным письмом. Но датой его получения будет считаться шестой рабочий день со дня отправки заказного письма, только если организация уклонялась от получения акта. Если организация от получения акта не уклонялась, то днем его вручения следует считать день фактического получения заказного письма организацией.

Данный вывод следует исходя из совокупности следующий норм.

Налоговое законодательство указывает, что инспекция вправе передать акт налоговой проверки лично под расписку или иными способами, свидетельствующими о дате получения акта организацией. Об этом говорится в абзаце 1 пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Следовательно, отправка акта заказным письмом не является нарушением законодательства со стороны инспекции, поскольку такой способ передачи позволяет достоверно определить дату фактического получения акта организацией.

Вместе с тем, законодательство уточняет, что направить акт налоговой проверки заказным письмом инспекция вправе, только если организация уклоняется от его получения. В этом случае датой получения акта организацией считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Официальную точку зрения по этому поводу контролирующие ведомства не высказывали. Но в арбитражной практике есть решения судов, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 17 декабря 2009 г. № А55-5813/2009).

Ситуация: по какому адресу организации - юридическому или фактическому - инспекция должна направить заказное письмо с актом налоговой проверки (камеральной, выездной) ?

Заказное письмо с актом налоговой проверки инспекция обязана направить по месту нахождения организации, то есть по ее юридическому адресу, который указан в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 31, п. 5 ст. 100 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 1 письма ФНС России от 20 сентября 2013 г. № АС-4-2/16981.

Ситуация: обязана ли инспекция прикладывать к акту, вручаемому организации, доказательства нарушений, которые были выявлены в ходе налоговой проверки (выездной, камеральной) ?

Если доказательством нарушения служат документы, полученные от проверяемой организации, то прикладывать такие доказательства к акту проверки инспекция не обязана.

При этом нужно учитывать следующие особенности.

Если доказательством нарушения служат документы, полученные от других источников (например, документы контрагентов, протоколы опроса свидетелей), то такие доказательства инспекция обязана приложить к акту налоговой проверки. Данная обязанность сохраняется, даже если сведения, полученные от третьих лиц:

  • составляют банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (например, коммерческую);
  • содержат персональные данные граждан.

В этих случаях к акту налоговой проверки должны быть приложены не полные копии документов, а выписки из них, заверенные инспекцией.

Такой порядок установлен пунктом 3.1 статьи 100 Налогового кодекса РФ, пунктом 1.13 приложения 6 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Возражения по акту

В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение по акту

На основе всех имеющихся материалов налоговой проверки (акта выездной проверки; письменных возражений организации, протоколов, экспертных заключений и т. п.) инспекция принимает окончательное решение по итогам выездной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Вручить решение инспекция должна законному или уполномоченному представителю организации. При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях. Подробнее о сроках, порядке и правилах оформления такого решения см. Как принимается решение по результатам налоговой проверки .

В наглядной форме этапы проведения выездной проверки, порядок оформления ее результатов, схема документооборота и варианты действий проверяющих в различных ситуациях представлены в письме ФНС России от 15 декабря 2011 г. № АС-4-2/21396, которое направлено во все налоговые инспекции.

Оформление результатов выездной налоговой проверки - важный этап проверочных мероприятий. Соблюдение налоговым органом порядка и сроков составления акта по итогам проверки с большой вероятностью гарантирует доначисление и взыскание недоимки с налогоплательщика.

В каком порядке должен быть подготовлен и составлен акт проверки

Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки (далее — ВНП) регулируется:

  • Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 100);
  • письмом ФНС РФ «О рекомендациях по проведению ВНП» от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (гл. 6);
  • приказом ФНС РФ «Об утверждении форм документов…» от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (приложения 7, 23, 24);
  • письмом ФНС РФ «Рекомендации о порядке организации работы налоговых органов» от 07.08.2013 № СА-4-9/14460@ и др. нормативными актами.

Акт ВНП составляется строго по утвержденной форме (п. 1 ст. 100 НК РФ) в письменном виде, не может содержать описок и исправлений, не подтвержденных подписями проверяющих. Все экземпляры должны быть идентичны по содержанию. Акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен не позднее 2 месяцев со дня составления справки об окончании ВНП.

ВАЖНО! Акт по итогам проведения ВНП составляется и в случае, если контрольными мероприятиями не выявлено нарушений в деятельности налогоплательщика (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Где можно найти заполненный образец акта ВНП

С заполненным образцом акта выездной налоговой проверки вы можете ознакомиться, скачав его по ссылке: Образец акта выездной налоговой проверки .

Акт ВНП состоит из 3 обязательных частей (п. 3 приложения 24).

Вводная часть содержит следующую информацию:

ВАЖНО! Отсутствие обязательной информации может повлечь за собой оспаривание результатов ВНП. Например, в деле № А56-64382/2016 арбитражный суд признал оформление результатов выездной налоговой проверки ненадлежащим, что выразилось в неуказании перечня документов, представленных налогоплательщиком (постановление 13-го ААС от 27.12.2017).

В части 2 (описательной):

  • раскрываются собранные налоговым органом доказательства;
  • приводятся ссылки на нормы законодательства;
  • указываются источники полученных данных.

ФНС РФ рекомендует использовать таблицы, иллюстрации и иные материалы, позволяющие наглядно представить суть деятельности лица, цепочку взаимоотношений и др. Также необходимо указать сведения о проведенных допросах свидетелей, заключениях экспертов (п. 3.2 приложения 24).

Материалы должны излагаться:

  • обоснованно, со ссылками на собранную информацию;
  • объективно;
  • полно;
  • комплексно (в связи с др. доказательствами) и системно (для удобства восприятия);
  • доступно, четко, не допускать двоякого понимания.
  • данные о нарушении законодательства;
  • ссылки на доказательства;
  • анализ бухгалтерских и налоговых данных;
  • итоговую квалификацию правонарушения.

Особые требования к описанию фактов нарушения законодательства

От качества описания обстоятельств нарушения закона, выявленных проверкой, зависит возможность привлечения налогоплательщика к ответственности, поэтому ФНС РФ подробно разъясняет порядок заполнения описательной части акта.

ВАЖНО! В силу п. 2 ст. 54.1 НК РФ налоговому органу необходимо сделать акцент на сборе доказательств, подтверждающих наличие цели неуплаты налога и исполнение договорных обязательств третьими лицами.

Описание каждого факта должно содержать (подп. «а-г» п. 3.2 приложения 24):

  • обстоятельства и способ совершения нарушения;
  • доказательства (ссылки на первичные документы);
  • ссылки на полученную в ходе проверки информацию (протоколы допроса, экспертизы, осмотры и т. д.);
  • финансовый анализ расхождений и расчеты недоимки;
  • квалификацию нарушения.

При составлении акта учитываются данные уточненных деклараций.

По возможности описание правонарушений должно быть понятно лицам, не имеющим специального образования в области бухгалтерского учета и права.

Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки в заключительной части акта

Последняя, итоговая часть должна содержать (п. 3.3 приложения 24):

  • данные о лицах, проводящих ВНП;
  • выводы по итогам проверки (в т. ч. ссылки на статьи НК РФ, начисленные суммы недоимки и пени);

ВАЖНО! В акте ВНП может содержаться информация о правонарушениях, предусмотренных ст. 116, 118, п. 1 ст. 119, ст. 19.2, 120, 122, 122.1, 123, п. 1 ст. 126, 129.2 НК РФ (п. 6.5 письма № АС-4-2/13622).

  • информацию о сроках представления возражений;
  • сведения о приложениях (документы передаются на основании указанного перечня).

ВАЖНО! Часть приложений, содержащих информацию о персональных данных, сведения о банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайне третьих лиц, представляется налогоплательщику в виде заверенных выписок (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

Акт ВНП должен быть подписан лицами, проводившими проверку (в т. ч. сотрудниками органов внутренних дел, входившими в группу), и представителем проверяемого лица (п. 7.1 письма № АС-4-2/13622).

ВАЖНО! Факт подписания акта со стороны налогового органа иным лицом расценивается как нарушение внутреннего регламента, а не требований НК РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11).

Последствия нарушения порядка составления акта

В соответствии с п. 4 ст. 100 НК РФ требования к форме и порядку составления акта установлены приказом № ММВ-7-2/189@. Как указал ФАС ВСО в постановлении от 05.03.2013 по делу № А19-9755/2012, процедура оформления результатов ВНП заключается в системном описании в акте подтвержденных документами фактов правонарушений. Лицу предоставляется право заявлять возражения и участвовать в рассмотрении собранных в ходе проверки документов.

Нарушение этих положений повлечет отмену решений налогового органа. Например, суды поддержат налогоплательщика при отсутствии в акте описания факта самого нарушения (решение АС г. Москвы от 25.04.2012 по делу № А40-523/11-20-3), анализа расхождения сумм (постановление ФАС ЦО от 19.04.2013 по делу № А09-1952/2012).

Процедура окончания проверки. Содержание справки об окончании ВНП

Процедура окончания выездной налоговой проверки включает в себя составление справки, которая передается налогоплательщику в последний день ВНП. Дата составления справки является датой окончания проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ).

  • о предмете проверки (налогах и периоде);
  • всех приостановлениях, возобновлениях, продлениях;
  • датах начала и окончания ВНП.

Справка подписывается руководителем группы проверки и налогоплательщиком, незамедлительно передается проверяемому лицу. При уклонении лица от получения документа справка отправляется заказным письмом (п. 6.2 письма № АС-4-2/13622) либо по каналам телекоммуникационной связи.

Вручение акта по результатам ВНП

Налоговому органу отводится 2 месяца на составление акта ВНП (3 месяца для консолидированной группы налогоплательщиков) с момента составления справки об окончании проверки. Акт передается налогоплательщику не позднее 5 дней (10 дней для консолидированной группы налогоплательщиков) с момента составления (п. 5 ст. 100 НК РФ). ФНС РФ рекомендует вручать акт в момент подписания сторонами (п. 7.2 письма № АС-4-2/13622).

Если налогоплательщик уклоняется от подписания и получения акта, документы направляются заказным почтовым отправлением (днем получения будет считаться 6-й день с момента отправки). В акте делается отметка об отказе лица в подписании и (или) получении.

Вместе с актом налогоплательщику передаются копии документов и (или) выписки из них (в случае обеспечения сохранности банковской, налоговой тайны и персональных данных третьих лиц).

ВАЖНО! Отсутствие лица по месту регистрации и уклонение от получения почтовых отправлений не признаются уважительными причинами (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61, постановление АС ВСО от 24.07.2015 по делу № А78-10189/2014).

Действия налогоплательщика при оформлении результатов ВНП

Налоговый орган должен ознакомить налогоплательщика с результатами ВНП, о чем делается соответствующая отметка в справке и акте. Вместе с актом лицу передается извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки (п. 7.4 письма № АС-4-2/13622).

ВАЖНО! Если ВНП не выявила нарушений, рассмотрение материалов проверки с участием налогоплательщика не проводится.

На основании п. 6 ст. 100 НК РФ проверяемое лицо вправе в месячный срок со дня получения акта направить свои возражения с приложением копий подтверждающих документов в инспекцию. Налогоплательщик вправе ходатайствовать перед налоговым органом об отложении рассмотрения материалов проверки для представления дополнительных доказательств (п. 2 письма № СА-4-9/14460@).

Оформление дополнительных мероприятий налогового контроля

Дополнительные контрольные мероприятия проводятся на основании отдельного мотивированного решения руководителя инспекции ФНС. Срок проведения — не более 1 месяца.

В решении должны быть указаны причины невозможности рассмотрения результатов ВНП без получения новых доказательств (п. 6 ст. 101 НК РФ):

  • допроса свидетеля;
  • запроса документов;
  • либо экспертного заключения.

Решение направляется проверяемому лицу. ФНС РФ рекомендует одновременно пересылать уведомление о вызове для ознакомления с материалами проверки и новым уведомлением о рассмотрении материалов проверки (п. 5 письма № СА-4-9/14460@).

ВАЖНО! Дополнительные контрольные мероприятия не могут быть направлены на выявление новых правонарушений (см. постановление АС Уральского округа от 26.05.2017 по делу № А76-9954/2015).

С 03.09.2018 составляется дополнение к акту налоговой проверки, в котором отражаются (п. 6.1 ст. 101 НК РФ):

  • начало и окончание дополнительных контрольных мероприятий;
  • сведения об осуществленных допмероприятиях;
  • полученные дополнительные доказательства, подтверждающие факт нарушения налогового законодательства;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению нарушений;
  • ссылки на статьи НК РФ, которыми предусмотрена ответственность за выявленные нарушения.

На составлении документа проверяющему дается 15 дней с момента окончания мероприятий. В течение 5 дней с момента составления дополнение к акту налоговой проверки передается проверяемому лицу.

Существенные и несущественные нарушения при составлении акта

Несмотря на сформулированные требования к акту проверки, не все нарушения позволят оспорить результаты проверки и послужат основанием для отмены итогового решения.

К нарушениям, позволяющим бесспорно отменять решения, п. 14 ст. 101 НК РФ относит необеспечение возможности проверяемого лица принимать участие в рассмотрении материалов проверки и отсутствие у него возможности дать объяснения. В остальных случаях налогоплательщик обязан доказать наступление существенных негативных последствий, вызванных несоблюдением процедуры проверки.

Приведенная выше судебная практика указывает на возможность отмены решений налоговых органов из-за отсутствия в акте:

  • описания факта нарушения;
  • неопровержимых оснований для расчета недоимки.

Нарушение сроков проведения проверки, скорее всего, не будет признано существенным (постановление 4-го ААС от 09.06.2016 по делу № А19-13655/2015).

Как видим, акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен с учетом требований НК РФ. Отсутствие обязательной информации недопустимо, поскольку может стать основанием для оспаривания результатов проверки.