Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Государственный кредит (Government credit) - это. Государственный кредит в российской федерации Что такое государственный кредит мти

Ограничен, то систему безвозмездной передачи ресурсов (сбор налогов и т. п.) государство дополняет привлечением средств на возвратных началах — в форме государственного кредита : внутреннего и внешнего (рис. 1).

Рис. 1. Система источников государственных финансов

Современное государство одновременно является и должником и кредитором.

Являясь мощным экономическим агентом, располагающим огромными средствами, государство одновременно и берет взаймы и дает взаймы другим государствам и заемщикам в иностранных государствах (юридическим и физическим лицам), т. е. выступает в роли заемщика и кредитора. В реальной жизни государство чаще всего − заемщик. Кроме того, государство выступает как гарант возврата займов , в деятельности которых государство заинтересовано.

Государственный кредит - это средство регулирования государством экономического развития, он имеет важное значение для регулирования , определения уровня и . и государственный кредит — следствие . При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает двумя источниками его восполнения: дополнительным выпуском денег в обращение, что порождает , и привлечением заемных ресурсов от , данного государства и иностранных государств (рис. 2).

Необходимость государственного кредита заложена объективно в возможности несбалансированности доходов и расходов государства (дефицит госбюджета), которая покрывается привлечением заемных средств.

Инфляция и государственный долг — два пути погашения .

Рис. 2. Финансовые методы погашения дефицита госбюджета

Небольшой дефицит госбюджета — встроенный стимул в .

Закономерен вопрос: а нужно ли вообще финансировать дефицит госбюджета? Ведь в небольших размерах дефицит бюджета стимулирует экономическую деятельность и рост национального хозяйства (кейнсианская модель экономики). Но бюджетный дефицит полезен лишь в малых, гомеопатических дозах. В остальных случаях (при стойкой тенденции к его росту) необходимо его регулировать. Выпуск денег в обращение всегда инфляционен. Если он не соответствует реальному росту , то государственные займы становятся основным регулятором дефицита госбюджета.

Государственный внутренний до лг возникает в виде займов государства у частных лиц (граждан) и у юридических лиц (предприятий и организаций).

Основной регулятор дефицита госбюджета — государственные займы (внутренние и внешние).

Понятие и формы государственного кредита

Государственный кредит как экономическая категория — система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория — это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т. е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить:
  • краткосрочный характер (до 1 года);
  • среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет);
  • долгосрочный характер (от 5 до 30 лет).

Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге РФ»);

по праву эмиссии они делятся на:
  • выпускаемые центральным правительством;
  • выпускаемые правительствами национально-госу-дарственных- и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;
по признаку субъектов-держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:
  • только среди населения;
  • только среди юридических лиц;
  • как среди юридических лиц, так и среди населения;
по форме выплаты доходов займы могут делиться на:
  • процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;
  • выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;
  • беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.
по методам размещения делятся на:
  • добровольные;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.

по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки — вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т. е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Виды государственных кредитов и займов

Для выполнения своих функций и обеспечения устойчивости государство привлекает , а также выдает займы. Эта деятельность государства объединяется в широкое понятие — государственный кредит.

Государственный кредит — отношения, по которым Российская Федерация является либо кредитором, либо заемщиком, либо гарантом. Государственные кредиты могут быть предоставлены российским и физическим лицам, иностранным государствам, иностранным юридическим и физическим лицам, международным организациям.

В основном государство не предоставляет, а получает займы. Государственный заем — передача в собственность Российской Федерации денежных средств, которые Российская Федерация обязуется возвратить с уплатой процента на сумму займа. Заем позволяет решать проблему временной нехватки бюджетных доходов.

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление юридическим лицам средств на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит надо отличать от бюджетной ссуды.

Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Предоставление кредита оформляется .

Условиями кредитного договора непременно являются:
  • погашение, возникающее по кредитному договору обязательно в согласованный срок;
  • обеспеченность кредита;
  • размер процентной ставки.

Через кредитные отношения обеспечивается перераспределение кредитных ресурсов.

Результат государственных займов — появление . Он бывает внутренним и внешним.

Внутренний государственный долг играет важную роль в макроэкономическом регулировании, в частности, в регулировании процентных ставок и денежного обращения. В балансах всех стран основной актив составляют государственные ценные бумаги — один из видов государственного долга.

Центральные банки приобретают государственные ценные бумаги на вторичном рынке и, учитывая их в своих активах, отражают в пассивах денежную эмиссию, а точнее — рост денежной базы. Так происходит монетизация государственного внутреннего долга. Это означает, что именно государственный долг становится обеспечением эмитируемых денег.

Почему монетизируется именно государственный долг? Потому что невозможно монетизировать частный долг. Но такие предложения делаются. В частности, Ф. Хайеком выдвинута теория частных денег. Она предлагает отмену монополии государства на выпуск денег и разрешение частным фирмам эмитировать собственные деньги. Любопытно, что эта теория была поддержана М. Фридменом, хотя она полностью противоречит количественной теории. Легко представить последствия частной эмиссии, если вспомнить опыт "МММ" и других подобных "эмитентов".

Проценты по государственным займам выступают макроэкономическим регулятором экономики. Если государство привлекает в качестве займов слишком большой объем кредитных ресурсов, предлагая высокий процент, то происходит общее повышение процентных ставок. Это негативно отражается на предпринимательской деятельности.

Государственные займы могут быть оправданы лишь в случае, если они эффективно используются . Например, если на привлеченные государством средства строится железная или автомобильная дорога, способная быстро окупиться. Но если займы используются неэффективно, бремя их выплаты ложится на налогоплательщиков, причем не только ныне живущих, но и последующих поколений.

Поэтому накапливание государственного долга — это моральная проблема. Увеличивая долг, одно поколение перекидывает свои проблемы на другое и живет за его счет .

Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредита. При получении банковского или коммерческого кредита обеспечением служат конкретные ценности: ценные бумаги, товары на складе, станки и оборудование. Обеспечением государственных займов является государственная собственность.

Поэтому при объявлении государственного банкротства (дефолта) может подлежать аресту находящееся за границей государственное имущество, но за исключением имущества посольств.

Аресту могут быть подвергнуты здания торговых представительств, а также банковские счета всех компаний, в которых есть доля государства.

Государственный кредит, предоставляемый юридическим и физическим лицам, благоприятно воздействует на уровень производства и занятость. Во многих странах используются государственные гарантии кредитов, предоставляемых экспортерами для расширения сбыта своей продукции.

Структура и формы внутреннего госкредита. Классификация государственных ценных бумаг

Государственный внутренний кредит состоит из займов государства у:

Внутренний госкредит представлен следующими формами :

  • госзаймы путем эмиссии ;
  • кредиты центрального банка;
  • кредиты коммерческих банков и предприятий.

Государственные внутренние займы классифицируются по следующим признакам :

  • по праву эмиссии или по субъектам заемных отношений займы делятся на размещаемые центральными и местными органами власти;
  • по признаку держателей ценных бумаг на: реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные;
  • в зависимости от характера или формы выплачиваемого дохода на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном;
  • по срокам погашения займы подразделяются на: краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);
  • в зависимости от обеспечения гособязательства делятся на закладные и беззакладные;
  • в зависимости от метода определения дохода гособлигации делятся на облигации с твердым и переменным доходом;
  • в зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа гособлигации могут быть обязательствами с правом долгосрочного погашения и без права долгосрочного погашения;
  • в зависимости от обращения на открытом рынке государственные долговые бумаги делятся на рыночные и нерыночные.

Государственные долговые обязательства или ценные бумаги формируют госдолг страны и составляют особый сегмент фондового рынка — рынок государственных ценных бумаг . Существенная особенность государственных ценных бумаг — сочетание в них всех свойств инструментов фондового рынка с одновременными характеристиками, присущими государственному регулирующему макроэкономическому инструменту. Государственные долговые бумаги представлены в основном облигациями. В целом на фондовом рынке соотношение обращающихся акций и облигаций составляет 1:0,9 (рис. 3).

Рис. 3. Структура фондового рынка по видам ценных бумаг

Государственные ценные бумаги подразделяются на группы в зависимости от следующих факторов (критериев):

  • эмитент: центральное правительство; муниципалитеты; госпредприятия; правительственные финансовые корпорации;
  • срочность: краткосрочные казначейские векселя; среднесрочные ноты; долгосрочные облигации );
  • держатель: предъявительские и именные;
  • метод выпуска: документарные (наличная форма); бездокументарные (безналичная форма);
  • цель выпуска: покрытие дефицита госбюджета соответствующего уровня; финансирование инвестиционных проектов; финансирование социальных программ;
  • формы выплаты дохода: выигрышные, процентные, дисконтные;

способ размещения: проведение аукционов; открытая продажа; индивидуальное размещение.

Закладные облигации обеспечиваются определенными доходами или имуществом

Рыночные гособлигации обращаются на фондовой бирже

Ценные бумаги , эмитируемые правительством с целью покрытия дефицита госбюджета и финансирования расходной части бюджета, называются государственными ценными бумагами

Облигация — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средств населения. Главным способом их получения является государственный кредит . При осуществлении государственных кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

Особенности государственного кредита состоят в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом.

Отличительной чертой банковского кредитования хозяйствующих субъектов является производительное использование ссудного фонда (или на цели развития социальной инфраструктуры производственных коллективов). Использование кредитных ресурсов как капитала создает увеличение производимой стоимости прибавочного продукта.

При государственном кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества.

Представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу государственно-кредитных отношений попадает часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения - это временно свободные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Однако при определенных условиях население и трудовые коллективы могут сознательно идти на ограничение потребления. В этих случаях источником государственного кредита выступают средства, предназначенные для текущего потребления или финансирования необходимых производственных или социальных расходов предприятий.

Дополнительные финансовые ресурсы государства формируются за счет:

    мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций;

    финансовых связей, обусловленных возвратностью и платностью средств, дополнительно мобилизованных государством.

При этом вторая сторона государственно-кредитных отношений имеет перераспределительный характер, так как:

    круг налогоплательщиков не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг;

    размер вносимых в бюджет налогов каждым владельцем ЦБ не совпадает с величиной получаемых им доходов от государственно-кредитных операций.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требует постоянного увеличения бюджетных расходов. Немалых средств стоит и международная деятельность государства. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом - уровнем налогообложения, предусмотренным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего в связи с неравномерным получением доходов по найму, выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и т.п.

Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств предприятий и организаций.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает . Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это способствует интенсивному развитию . В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит , когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Государственный кредит является источником увеличения денежных доходов у держателей ценных бумаг и вкладчиков Сбербанка. Это достигается посредством выплаты процентов и выигрышей по государственным займам и вкладам в сберегательных учреждениях. Это в полной мере относится и к трудовым коллективам. Вкладывая средства в ценные бумаги государства, трудовые коллективы не только организуют накопление средств для проведения крупных вложений в производство и социальную сферу, но и могут рассчитывать на значительную прибавку к вложенным в займы средствам ежегодно или во время погашения облигаций займов.

Международный государственный кредит для страны-получателя средств является источником расширения ее возможностей по ускорению социально-экономического развития, упрочнению ее финансового положения. В сфере международных экономических отношений государственный кредит - это рычаг укрепления международного сотрудничества.

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах:

представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов.

Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита.

Под управлением государственного долга понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашение займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Займы погашаются путем проведения тиражей выигрышей, а также тиражи погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов. Выплата доходов по займам производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплаты купонов банками или переводом суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций. Безналичный порядок получения дохода предусмотрен по государственному внутреннему 5%-займу 1990 г., размещаемого по предприятиям, а также банкам, страховым и др. финансово-кредитным учреждениям.

Выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займов составляет основную долю доходов по управлению государственным долгом.

Относительно полное представление об эффективности кредитных операций дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита к сумме расходов, выраженное в процентах. Эффективность кредита (Э) определяется по следующей формуле:

Э = (П - Р)×100/Р,

где П - поступление по системе государственного кредита,

Р - расходы по системе государственного кредита.

Важной является сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий и выпуском новый займов. При определении условий эмиссии займов, главными из которых являются:

    уровень доходности ЦБ для кредиторов;

    срок действия займов;

    способ выплаты доходов.

Государство руководствуется не только интересами достижения максимальной финансовой эффективности займов, но и учитывает реальную конъюнктуру на финансовом рынке. Успех новых займов обеспечивается, если учтены:

    положение в экономике;

    состояние денежного обращения;

    уровень доходности;

    сроки действующих займов;

    предоставляемые льготы кредиторами и др.

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Главным способом их получения является государственный кредит. - совокупность экономических отношений, возникающих между государством и заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов .

Особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом.

Правительство России еще в начале XVII века прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов. Именно тогда появились первые государственные займы. Однако существенным и относительно регулярным источником поступлений в казну займы выступали лишь с середины XVIII века. В условиях феодальной России основными внутренними кредиторами казны были монастыри и церковь. Затем социальная база государственного кредита расширилась: заимодателями становились купцы, промышленники, редко землевладельцы. Правительство брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным имуществом. Однако нередко займы предоставлялись и в принудительном порядке.

В это время сформировались следующие формы и виды государственного кредита: государственные займы - внутренние и внешние; выпуск казначейских обязательств; заимствование средств у казенных банков. В стране функционировали следующие государственные банковские учреждения: Государственный заемный банк (создан в 1786 г.), Государственный коммерческий банк (1817 г.), сохранные казны при петербургском и московском воспитательных домах (1772 г.), приказы общественного призрения (1775 г.). При некоторой специфике стоящих перед ними задач главными операциями названных государственных учреждений были прием вкладов и выдача ссуд под залог помещичьих имений. Постепенно крупнейшим должником банковской системы становится царское правительство. К 1861 году государственный долг составлял внушительную сумму - 1264 млн. руб. Выплата погашений и процентов по займам достигла 50 млн. руб. в год, или почти 15% бюджетных расходов.

Активное использование государственного кредита имело как положительные, так и отрицательные последствия для экономики и финансов страны. К числу позитивных аспектов воздействия относились, в частности, мобилизация казной временно свободных денежных средств на финансирование общегосударственных потребностей, покрытие на здоровой основе бюджетного дефицита, поддержка эластичности денежного оборота в стране. Среди негативных моментов отметим чрезмерную зависимость состояния государственных финансов от кредиторов, особенно иностранных, ухудшение структуры правительственных расходов вследствие отвлечения значительной части бюджетных средств от нужд социально-культурного развития и производственного потребления, углубление непроизводительного, реакционного характера применения кредитных ресурсов.

Изучение опыта развития государственного кредита может оказать благоприятное воздействие на формирование современной кредитной политики, выбор форм и методов управления государственным долгом и, в конечном счете, явиться фактором оздоровления российских финансов, успешного решения проблем экономического развития.

Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит . Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита . В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга . представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам, текущий - составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Мобилизуя временно свободные денежные средства населения и юридических лиц, государственный кредит способствует правильной организации сбережений, создает условия для достижения сбалансированности доходов и расходов населения, предприятий и организаций, служит одним из рычагов нормализации денежного обращения в стране. При проведении правильной кредитной политики с использованием государственных кредитных операций, одобряемых населением и трудовыми коллективами, с помощью государственного кредита могут быть изъяты из обращения значительные свободные денежные средства.

Политика Банка России по отношению к внутреннему рынку ценных бумаг основывается на следующих принципах:

    взвешенный подход к создаваемым коммерческими структурами фондовым биржам и другим институтам рынка ценных бумаг;

    совершенствование техники проведения операций на рынке ценных бумаг;

    профессиональность работы по реализации новых государственных займов;

    отработка и активное использование нового инструмента денежно-кредитной политики - операций на открытом рынке;

    организация систематического сбора и анализа информации о рынке ценных бумаг;

    установление регулярного контроля за деятельностью коммерческих банков на рынке ценных бумаг;

    упорядочение и унификация процедур регистрации и выпуска ценных бумаг коммерческими банками;

    сдерживание коммерческих банков от крупных вложений в рисковые ценные бумаги;

    участие в законотворческой деятельности по рынку ценных бумаг.

С выпуском новых видов ценных бумаг роль государственного кредита повышается, расширяются его рамки, появляется конкурентная борьба за привлечение в хозяйственный оборот бездействующих денежных средств.

Международный государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

- это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным внутренним государственным займам, а также сумма финансовых обязательств страны по отношению к иностранным кредитам на определенную дату.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

классифицируется по следующим признакам: по видам кредитов (банковский и фирменный); по формам предоставления (валютные и товарные); в зависимости от целевого использования (инвестиционные и неинвестиционные займы) - для оплаты сырья, топлива, материалов, потребительских товаров и др.; по условиям предоставления (льготные, с уплатой высоких процентов, на компенсационной основе); по срокам возврата задолженности; по условиям возврата долга (единовременно, равными или неравными частями).

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг .

Государство заботится об эффективности государственного кредита. Поверхностное представление о результативности заемных операций можно получить из сопоставления сумм ежегодных поступлений по системе государственного кредита.

С февраля 2000 года ряд обязательств бывшего СССР перед частными лицами переводится в категорию российского долга. К ним относятся: облигации государственного выигрышного займа 1982 года, государственные казначейские обязательства СССР, приобретенные до 1 января 1992 года; сертификаты Сбербанка, приобретенные до 1 января 1992 года.

Речь идет о сумме 840 млн. советских рублей. Перевод советских рублей в современные с учетом различного рода коэффициентов, по предварительным подсчетам Минфина, дает сумму 25-30 млрд. рублей.

Изменение статуса старых долгов означает прежде всего их признание государством.

Однако сумма поступлений по системе государственного кредита и превышение поступлений над расходами по кредитным операциям не дают исчерпывающей характеристики их эффективности. Следует учитывать также положительное воздействие государственного кредита на состояние бюджета государства и денежного обращения страны, укрепление доверия населения к финансовой деятельности государственных структур и в итоге на благоприятные тенденции в экономическом развитии общества.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания . Он определяет собой отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать его значение до 25%. В нашей стране коэффициент обслуживания внешней задолженности значительно превышает допустимые пределы и составляет 35%.

На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионное вознаграждение. Межправительственные займы обычно являются безоблигационными. Все условия межправительных займов фиксируются в специальных соглашениях (уровень процента, валюта предоставления и погашения займа, другие условия).

Одной из существенных проблем кризиса является внешняя задолженность.

Говоря о величине внешнего долга сейчас нельзя обойти ряд новых обстоятельств.

Во-первых, глобализация финансовых потоков в целом, а также политика неограниченной открытости к зарубежным инвестициям, прежде всего так называемым краткосрочным портфельным инвестициям ведет к стиранию граней между внутренним и внешним догом. Это касается выплаты по ГКО нерезидентам.

Во-вторых, усиливается связь государственных обязательств и обязательств самостоятельных хозяйственных структур, имеющих системообразующее значение для экономики. Прежде всего, это касается крупнейших российских банков, оказавшихся в связи с резкой девальвацией рубля и зависанием своих активов в ГКО не в состоянии выполнить свои соглашения с западными партнерами.

В-третьих, еще одним новым моментом в оценке величины внешнего долга являются долги регионов, которые с 1997 г. получили право самостоятельного размещения внешних займов.

Наконец, в-четвертых, существует просроченная задолженность предприятий по кредитам, которые брались предприятиями в банках, в том числе и зарубежных, под гарантии государства.

Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые отношения организации - это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений. К таким организациям относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также региональные банки развития.

- международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ОНН. МВФ был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г., правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение - в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария.

Официальными целями МВФ являются: содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений, предоставление государствам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

Кредиты МВФ делятся на несколько видов:

    1) кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в Фонде - ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до трех-пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем - посредством покупки через определенный срок национальной валюты на свободно конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте, предоставленных ранее Фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты.

    2) кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссуды выдаются после предварительного изучения Фондом валютно-экономического положения страны и выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер.

- специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференцией в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР - Вашингтон.

Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время второй мировой войны.

Бремя выплат по внешним долгам настолько велико, что сейчас, по расчетам фракции «Яблоко», каждый россиянин должен Западу 1000 долларов. А ежегодные выплаты по долгу составляют 25-30% зарплаты каждого работающего. Это если перевести разговор из абстрактных категорий «бюджетных выплат» на понятный каждому человеку язык «личных доходов». Население просто этого не чувствует, поскольку «косвенно» оплачивает внешние долги - инфляцией, налогами, задержкой зарплаты.

С 1 января 1999 г. введение новой единой европейской валюты стало реальностью. Введение евро напрямую затронет национальные интересы нашей страны, ее регионов, юридических и физических лиц по многим направлениям, так как Европейский Союз - один из главных торговых партнеров Российской Федерации. В скором времени российскому деловому миру, равно как и органам государственной власти, предстоит работать и с евро. Однако до недавнего времени ощущалась острая нехватка доступных научно-исследовательских и практических материалов, посвященных скорому переходу ЕС к новой единой валюте - евро. Именно этой цели отвечает монография «Новая единая европейская валюта евро», составленная на базе официальных материалов Европейской комиссии ЕС в рамках программы ТАСИС.

Международный валютный фонд из-за возрастающей со всех сторон критики за неспособность остановить разрастание глобального финансового кризиса не рискует безоговорочно, как он это сделал в июле 1999 г., поддержать финансовыми ресурсами действия российских властей без согласованных макроэкономических параметров бюджета 1999 г. Необходимо также иметь в виду, что для МВФ существуют более значимые регионы, которые в настоящий момент испытывают также серьезные трудности. Страны G7 одобрили план глобальной экономической стабилизации, который предусматривает предоставление финансовой помощи прежде всего странам Латинской Америки и Азии. Данное решение поддержало позитивные тенденции на мировых финансовых рынках, которые наметились с середины октября. Рост фондового индекса Nikkei составил за месяц 3,8%, Dow Jones вырос на 8,7%, еще больше вырос индекс Hang Seng - его рост за месяц составил 33,1%. Подготовлен проект восстановления доверия инвесторов в Бразилии, оцениваемый в 30 млр. долл. Для России же выделение средств будет жестко увязано с формированием бюджета 1999 г. на условиях, удовлетворяющих МВФ по показателям дефицита, роста денежной базы, курсовой политики, инфляции, структурных реформ.

Финансирование строительства морской части газопровода Россия - Турция (проект «Голубой поток») по дну Черного моря будет осуществлять консорциум итальянских банков под гарантии государственного агентства экспортного страхования Sace. Об этом заявил гендиректор внешнеэкономического предприятия «Газэкспорт» (дочернее предприятие ОАО «Газпром») Юрий Комаров. По его словам, Газпром ведет также переговоры с итальянской ENI по вопросу финансирования строительства сухопутной части этого газопровода под залог акций ОАО. По межправительственному соглашению между Москвой и Анкарой Россия, начиная с 2000 г., обязуется поставлять Турции до 30 млрд.м 3 природного газа. При этом 16 млрд.м 3 пойдет по газопроводу, который предполагается проложить по дну Черного моря от Джубги (российское побережье Черного моря) до турецкого города Самсун. Общая стоимость проекта составит около 2 млрд. долл.

Государственный кредит - специфическая звено государственных финансов; он не имеет ни отдельного денежного фонда (средства, мобилизуются с его помощью, попадают, как правило, в бюджет), ни отдельного органа управления; вместе с тем он характеризует особую форму финансовых отношений государства и поэтому выделяется в отдельное звено.

Государственный кредит - это совокупность экономических отношений, возникающих между государством и физическими или юридическими лицами (финансово-кредитными учреждениями, корпорациями, иностранными правительствами, международными финансовыми организациями и частными лицами) по вопросу мобилизации дополнительных денежных средств на кредитной основе, то есть на условиях возвратности, срочности и платности, в процессе формирования общегосударственного фонда финансовых ресурсов, в которых государство может быть как заемщиком, кредитором или гарантом.

По экономической сущности государственный кредит - форма перераспределения ВВП. Его источником свободные средства населения, предприятий и организаций.

Целью заимствования средств может быть:

Покрытие бюджетного дефицита;

Регулирование денежного обращения;

Привлечение средств для инвестиционных программ.

То есть государственный кредит непосредственно связан с бюджетным дефицитом, будучи источником его покрытия. В отдельных случаях с его помощью могут мобилизоваться средства в фонды целевого назначения или целевые проекты. Кроме того, в систему государственного кредита относятся ссуды, предоставляемые под государственные гарантии или для пополнения валютных резервов центрального банка от Международного валютного фонда и других международных финансово-кредитных учреждений.

В современных условиях государственный кредит выполняет следующие основные функции:

Фискальную, то есть способствует аккумуляции дополнительных средств в централизованных и децентрализованных фондов государства;

Регулирующую - регулирует денежное обращение посредством осуществления операций на рынке ценных бумаг (купля-продажа государственных ценных бумаг Национальным банком Украины с целью их размещения на открытом рыночные), что влияет на предложение денег и соответственно на ссудный процент.

Кредитный метод привлечения средств в хозяйственный оборот существенно отличается от налогового. С помощью налогов государство принудительно аккумулирует часть стоимости, воплощенной в доходах отдельных социальных слоев. По кредитного метода государство преимущественно в добровольной форме привлекает часть стоимости, отраженной в заемном капитале, то есть часть общественного капитала, отделилась. Налоговый метод государство использует в целях аккумуляции внутренних источников, кредит позволяет ей привлекать не только внутренние, но и внешние источники.

Государственный кредит - одна из форм движения ссудного капитала, и прежде всего временно свободных денежных средств населения и предприятий (объединений), различных фондов, кредитных и страховых учреждений, для финансирования государственных расходов на добровольной основе в условиях государственной гарантии возврата заемных средств, и как правило, с уплатой установленного процента.

В кредитных отношениях участвуют кредитор и заемщик как юридически самостоятельные субъекты. При этом заемщиком обычно является государство. Со стороны государства субъектами кредитных отношений могут быть:

Кабинет Министров Украины;

Органы власти Автономной Республики Крым;

Органы местного самоуправления;

Министерство финансов Украины (в частности в лице Государственного казначейства);

Национальный банк Украины.

С другой стороны, в государственно-кредитные отношения как кредиторы вступают граждане и субъекты хозяйствования (банки, страховые компании, акционерные общества), которые предоставляют кредит государству под определенные государственные обязательства. Предоставление государству кредита со стороны юридических и физических лиц осуществляется путем покупки последним облигаций государственных займов и других ценных бумаг, выпускает государство.

В качестве обеспечения государственного кредита выступает все имущество, находящееся в собственности государства, но объем залога в кредитном соглашении между государством и предприятиями и населением не указывается * 18.

* 18: {Базилевич В Д., Баластрик Л.А. Государственные финансы: Учеб. пособие. - К.: Атика, 2002.}

Государственный кредит бывает следующих видов:

Внутренний, когда государство заимствует средства у предприятий и населения собственной страны;

Внешний, если государство заимствования на международном уровне.

Внутренний государственный кредит может иметь следующие формы:

Государственные заимствования в виде государственных займов;

Мобилизация средств через систему государственных сберегательных учреждений;

Использование средств ссудного фонда;

Казначейские ссуды;

Гарантированы заимствования.

Государственные заимствования - основная форма государственного кредита, когда государство является заемщиком. Для этих заимствований характерно то, что временно свободные денежные средства населения и субъектов хозяйствования привлекаются к финансированию общегосударственных потребностей путем выпуска и реализации государств них ценных бумаг. Оформление государственных заимствований в Украине в основном осуществляется с помощью двух видов ценных бумаг - облигаций и казначейских обязательств (векселей).

Облигация (от лат. Obligatio - обязательство) - самый распространенный вид ценных бумаг, долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (на покрытие бюджетного дефицита) и целевыми (на конкретные проекты).

Облигация имеет номинальную стоимость (указанную на ней сумму долга) и курсовую (рыночную) цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между рыночной ценой и номинальной стоимостью облигации составляет курсовую разницу.

Облигации займов, содержащиеся в портфелях государственных кредиторов, являются ликвидными активами. Кредитор может в любое время вернуть облигации, то есть продать их государству через систему Сбербанка, и получить соответствующую сумму наличными, и сами облигации могут быть платежным средством.

Казначейские обязательства (векселя) имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. То есть, в отличие от облигаций, средства от продажи которых направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или на специальные цели, средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета. Они подлежат реализации только среди населения. Выплата дохода осуществляется в форме процентов или на дисконтной основе.

Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосрочные займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне- и долгосрочные. Заимствования классифицируются следующим образом: 1. В зависимости от размещения заимствований их разделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рыночные (предоставляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) и внешние - поступают извне от правительств, юридических и физических лиц других стран, международных организаций и физических институтов.

2. По праву эмиссии различают государственные и местные займы. Государственные займы выпускают центральные органы власти и управления; поступления от них направляются в центральный бюджет. Местные займы выпускают местные органы управления, они направляются в соответствующие местные бюджеты. Органы местного самоуправления осуществляют заимствования на строительство дорог, охрану окружающей среды и финансирования других мероприятий, в которых заинтересована территориальная община.

3. По признаку характера использования ценных бумаг рыночные и нерыночные займы. Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг. Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродать.

4. В зависимости от обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из главных принципов кредитования - принцип материальной обеспеченности; они обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения, их надежность определяется авторитетом государства.

5. По признаку держателей ценных бумаг выделяют такие, реализуемых только среди населения, такие, реализуемых только среди юридических лиц и универсальные, то есть предусмотрены для размещения как среди физических, так и среди юридических лиц.

6. В соответствии с срока погашения задолженности выделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от одного до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет).

7. По форме выплаты дохода государственные займы делятся на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные (целевые) и дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход устанавливается в виде ссудного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая меняется в зависимости от различных факторов, влияющих на развитие экономики, в первую очередь, от спроса и предложения на кредитном рынке. Если облигация имеет купоны, выплата процентного дохода должно осуществляться на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, один раз в полугодие, ежеквартально с изъятием одного купона.

По выигрышных займов доход выплачивается на основании проведения тиражей выигрышей. Доход в этом случае получают не все кредиторы, а только те, номера облигаций которых выиграли. Такая система целесообразна при незначительных сумм займа, приходящихся на одного человека, в результате чего процентным доход не может существенно стимулировать предоставление займа государству.

Процентно-выигрышные займы предусматривают выплату доходов как в денежной, так и в выигрышной формах.

Беспроцентные или целевые заимствования государство использует с целью финансирования определенных инвестиционных проектов в чрезвычайных ситуациях. На сегодняшний день такой вид займов не используется.

Дисконтные ссуды характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Указанная разница формирует доход кредитора. На таких ценных бумагах имеют купонов, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.

8. По характеру погашения задолженности различают: единовременную выплату и выплату частями. Единовременная выплата предполагает получение долга в конце срока действия займа.

При погашении частями может применяться три варианта: 1) заем погашается равными частями в течение нескольких лет; 2) заем погашается каждый раз суммами, которые увеличиваются; 3) каждый раз сумма уменьшается. Второй вариант используется тогда, когда предполагается в перспективе ежегодный рост доходов государства, третий - напротив, если доходы зменшуватимуся или планируется увеличение государственных расходов.

9. По методу размещения заимствования могут быть добровольные, принудительные или такие, которые размещаются по подписке.

При добровольном размещения займов решение покупать или не покупать государственные ценные бумаги потенциальный покупатель принимает добровольно по своему усмотрению.

Для принудительного размещения характерен давление на будущего покупателя со стороны органов государственного управления, как это было в сталинские времена, когда граждан заставляли вкладывать часть своего заработка в облигации почти с каждой заработной платы, а иногда обязывали покупать облигации и на всю сумму заработной платы.

Займы, размещаемые по подписке, как правило, размещаются среди предприятий по утвержденному списку.

10. В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права досрочного погашения. Право досрочного погашения позволяет государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

11. По правовым оформлением выделяют облигационные и безоблигационные государственные займы. Облигационные займы сопровождаются выпуском ценных бумаг, с помощью которых мобилизуются средства на финансовом рынке. Безоблигационные оформляются путем подписания соглашений и договоров. На современном этапе развития экономики безоблигационные заимствования используются на международном уровне, ими оформляются, как правило, кредиты от правительств других стран, международных организаций и финансовых институтов.

Второй формой внутреннего государственного кредита является мобилизация части вкладов населения в государственных заимствований через систему Сберегательного банка, если банк принадлежит к государственным учреждениям. Привлеченные средства направляются в доходную часть бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и привлеченные средства населения формируют их кредитные ресурсы, поэтому изъятие части этих средств в пользу государства может негативно отразиться на финансовых результатах их деятельности.

В отличие от первой формы государственного кредита - государственных заимствований - когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, Сбербанк предоставляет государству средства в кредит за счет привлеченных средств без ведома настоящего владельца (населения). Аналогично действуют и коммерческие банки, когда выдают кредиты своим клиентам. Кроме того, часть ресурсов Сбербанка может направляться на приобретение государственных ценных бумаг.

Еще одна форма внутреннего государственного кредита - заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, которая характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства (без покупки государственных ценных бумаг).

Кроме указанных выше форм государственного кредита, который происходит на основе государственных заимствований в виде государственных займов, есть еще две формы, отражающие отношения финансовой помощи со стороны государства.

Казначейские ссуды как форма внутреннего государственного кредита отражают отношения оказания финансовой помощи субъектам хозяйствования со стороны органов государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности. То есть в этом случае государство является кредитором.

Сейчас эта форма государственного кредита активно не используется, но жизнь все более нуждается в возрождении такого механизма. Государство на несет ответственности за финансовые результаты деятельности субъектов хозяйствования, но может оказать финансовую помощь тем предприятиям, в стабильной работе которых она заинтересована.

Отношения, связанные с казначейскими ссудами не является аналогом банковского кредитования, поскольку, в отличие от банков, государство оказывает финансовую помощь на льготных условиях (на более длительный срок и под меньший процент, по сравнению с коммерческими банками) нормой процента, то есть средством поддержки важных для экономики субъектов хозяйствования.

Если правительство гарантирует безусловное погашение заимствований и выплату процентов по займам, сделанным ниже уровнем органами власти и управления или отдельными субъектами хозяйствования, то речь идет об условном государственный кредит - гарантированы заимствования. В этом случае государство является гарантом. По гарантированным займам правительство несет реальную финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.


Международный государственный кредит - совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке как заемщиком, так и кредитором. Эти отношения приобретают форму государственных внешних заимствований. Они осуществляются на тех же условиях, что и внутренние, то есть на условиях возвратности, срочности и платности. их предоставления или погашение происходит за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Суммы полученных внешних займов с начисленными процентами по ним включаются в государственный долг страны.

Государственные внешние заимствования могут предоставляться как в денежной, так и в товарной форме. Как правило, они бывают средне- или долгосрочными.

Денежные заимствования осуществляются в валюте:

Страны-кредитора;

Страны-заемщика;

Третьей страны.

Погашение происходит путем товарных поставок или с помощью валюты по согласованию сторон. Иногда в международных соглашениях устанавливается льготный период по погашению заимствований и уплаты процентов по ним, который предоставляет отсрочку погашения займа на 3-5 лет с целью получения максимального эффекта от ее использования.

Классификация внутреннего государственного кредита приведены на рис. 8.1.

Итак, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно различных форм и методов финансовых отношений. Такой подход направлен на создание благоприятных предпосылок с целью привлечения средств как для государства, так и для ее кредиторов. Разнообразие форм позволяет максимально учесть разные интересы юридических и физических лиц.

5. Отличия государственного займа от банковского

6. Правовые основы государственного ссуды

7. Государственного займ в Республике Беларусь

8. Государственный кредит на Украине

9. Государственный кредит как система регулирования

Для заемщика при приобретении ценных бумаг правительства имеются и другие риски , например, кредитный, рыночный, процентный. Кредитный , присущий ценным бумагам, связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента (государства) уменьшатся, так что он окажется не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства.

Кредитный риск, связанный с обязательствами государства вытекает из особенностей должника и эмитента , из характера экономических объектов, на которых покоятся обязательства, из способности взимать налоги и получать кредиты. Рыночный риск происходит в связи с непредвиденными изменениями на рынке ценных бумаг или в экономике, привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений может быть отчасти утрачена, так что их продажа станет возможна лишь со снижением цены или в известной мере в принудительном порядке. Процентный риск - это риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причины этого - фиксация процента по облигациям в договорном порядке в момент их денежной эмиссии и относительная свобода колебания рыночных ставок вверх и вниз.

В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать правило диверсификации вложений, т.е. снижение риска серьезных потерь. Этого можно добиться при распределении вложений между множеством разных ценных бумаг. Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения по долговым обязательствам.

Республика Беларусь как суверенное государство также использует кредиты как краткосрочные, так и долгосрочные.

Выпуск государственных краткосрочных облигаций осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физлиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета. Облигации выпускаются по решению кабинета Министров Республики Беларусь мин фином, являются государственными ценными бумагами и размещаются среди инвесторов на добровольной основе. Денежная облигаций осуществляется в виде записей по счетам. Первичное размещение происходит путем их продаже на конкурсе инвесторам - участникам аукциона. При первичном размещении облигации продаются на дисконтной основе (по цене ниже номинала) по предлагаемым на тендере ценам, но не ниже цен, устанавливаемых минфиным в день проведения аукциона. Выпуск облигаций считается состоявшимся, если при первичном размещении продана определенная доля от их общего количества. Первичные инвесторы имеют право в установленном законодательством порядке продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через биржи. Национальный банк, как центральный депозитарий, по согласованию с мин фином может продавать на вторичном рынке ценных бумаг облигации, не реализованные при первичном размещении, в течении срока их обращения по ценам не ниже цен в день проведения аукциона. Правительство обязуется погасить облигации по истечении срока их обращения. Инвесторы получают профит в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций. Повышение рейтинга государственных краткосрочных облигаций связан со стабилизацией обменных курсов белорусского рубля к иностранным валютам, что приводит к оттоку денежных средств с валютного сектора рынка, а также со снижением уровня инфляции и введением положительных ставок вложения инвистиций национального банка.

Выпуск долгосрочных облигаций займа РБ осуществляется с целью снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по затратам со сроком обращения один год и более. определяет объем, дату эмиссии ценных бумаг облигаций, срок обращения и погашения, номинальную стоимость одной облигации, процентную ставку . Объемы выпуска учитываются при формировании республиканского бюджета. Первичное размещение облигаций производится минфиным (главным государственным казначейством) путем зачисления определенного количества облигаций на специальные счета первичных держателей, открываемых в депозитарии (национальном банке).

Выпуск долгосрочных облигаций Федерального Займа осуществляется в виде записей на счетах без использования бланков. В обращении облигации могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы, услуги), а также выступать предметом залоговых обязательств. Погашение облигаций производится национальным банком по номинальной стоимости облигаций, увеличенной на сумму процентной ставки, установленной при выпуске облигаций. Министерство финансов по истечении срока обращения выделяет необходимые средства национальному банку.

Долгосрочные облигации представляют собой источник не инфляционного финансирования дефицита госбюджета. С их помощью можно цивилизованным путем отсрочить выплаты по существующему государственному долгу, увеличить сроки государственных заимствований, снизить неплатежи в стране.

Развитие рынка ценных бумаг преследует цель - закрепить положительные тенденции по стабилизации денежно - кредитных отношений; расширить безинфляционное покрытие дефицита госбюджета за счет денежной эмиссии высоко ликвидных ценных бумаг; дальнейшее развитие рынка ценных бумаг .

Вторичный рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь образовался в 1994 г., сразу после первого эмиссии ценных бумаг государсвенных краткосрочных облигаций . Операции по вторичному обращению ГКО проводились на ОАО “Белорусская фондовая биржа”, ЗАО “Межбанковская валютная биржа”. Денежная эмиссия ГКО в 1994 г. составила 11,4 млрд.руб. и на вторичном рынке было заключено 32 сделки. Тогда же и начался накопления опыта и наработки нормативных документов по становлению вторичного рынка. В силу незначительных объемов эмиссии государственных ценных бумаг вторичный тогда не имел должного развития.

В 1995 г. после принятия ряда мер, направленных на развитие рынка ценных бумаг, он занял одно из ведущих мест среди других объектов инвестиций. Большое влияние на активизацию вторичного рынка оказало льготирование налогообложения доходов, получаемых от операций с этими бумагами. Денежная эмиссия государственных долговых обязательств составила 1680,5 млрд. руб., на биржах было зарегистрировано около1500 сделок на общую сумму 2,7 трлн. руб. Сформировавшись в качестве механизма привлечения свободных денежных средств для финансирования дефицита госбюджета, рынок государственных ценных бумаг постепенно занимает ведущую роль в кредитно-денежной системе государства. Решение национального банка было утверждено “Положение об операциях национального банка Республики Беларусь с ценными бумагами на открытом рынке”, где в качестве целей их проведения признана стабилизация денежно-кредитных отношений и оперативное регулирование объема денежного агрегата. С конца сентября 1995 г. Национальный банк приступил к проведению регулярных операций на открытом рынке. В конце 1995 г. принята концепция дополнительного вложения капитала национальным банком коммерческих банков.

Наиболее перспективной формой предоставления банкам финансовых ресурсов представляется выкуп ценных бумаг на условиях РЕПО. Это преимущество становится все более ощутимым по мере увеличения объемов денежной эмиссии государственных ценных бумаг и дифференциации их по доходности и срокам. Поэтому по операциям РЕПО является нижним пределом базовой ставки повторного вложения капитала . В 1996 г. Выпуск государственных долговых обязательств продолжает наращивать темпы. Денежная эмиссия ГКО составила 6032,03 млр. Руб. Вторичный рынок также набирает обороты. Однако существовали трудности для субъектов хозяйствования в определении текущей стоимости ГКО. Операторы вторичного рынка заключали сделки купли-продажи ценных бумаг по ценам не биржевого рынка ввиду отсутствия биржевого рынка, хотя последний должен быть своеобразным маяком для определения стоимости бумаг (колебания между минимальной и максимальной ценой отдельных денежных эмиссий иногда доходили до 25%).

Указом президента Республики Беларусь от 09.04.96 № 139 “О преобразовании ЗАО “Межбанковская валютная биржа”” ЗАО “Межбанковская валютная преобразовано в государственное учреждение “Межбанковская валютная биржа” (ГУ МВБ) и передано в ведение национального банка. С этого момента национальный банк активно включился в процесс фирмы вторичного рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь. Для устранения недостатков, оказывающих негативное воздействие на рынок государственных ценных бумаг, национальный банк приступил к созданию торговой системы на базе ГУ МВБ., позволяющей ее участникам совершать в рамках торговой сессии неограниченное количество сделок с государственными ценными бумагами, а расчеты по ним и денежным средствам проводить один раз после закрытия торговых позиций. Создание биржевой системы позволит увеличить емкость рынка государственных ценных бумаг, сделает его более динамичным, ликвидным и интересным для широкого круга инвесторов, позволит устранить риски непоставки ценных бумаг и денег, что очень актуально на современном этапе развития не только для рынка ценных бумаг, но и всей сферы денежно-кредитных отношений Республики Беларусь.

Поэтому в целях упорядочения операций с государственными ценными бумагами и ценными бумагами национального банка Республики Беларусь, обеспечения государственного регулирования и компании вторичного рынка:

в первом квартале 1997 г. введена в действие и эксплуатируется в ежедневном режиме электронная информационная система ГУ МВБ, которая позволяет упорядочить компанию вторичного рынка ГКО в части выставления котировок первичными инвесторами;

издано совместное постановление Совета Министров Республики Беларусь и национального банка “О рынке государственных краткосрочных облигаций Республики Беларусь и ценных бумаг национального банка Республики Беларусь” от 01.10.1997 г. №1305/23, в нем определено: обращение новых эмиссий ценных бумаг ГКО и ценных бумаг национального банка на вторичном рынке осуществляются через торговую систему ГУ МВБ;

решением Правления национального банка от 24.09.97 г. утверждено “Временное положение об обращении государственных ценных бумаг и ценных бумаг национального банка Республики Беларусь через ГУ МВБ”; в нем нашли отражение основные моменты (участники торгов, виды сделок, которые могут совершаться на бирже, порядок расчетов), направленные на дальнейшее совершенствование и установление прозрачности вторичного рынка;

решением Совета Директоров национального банка от 24.10.97 №42.1 утвержден “Порядок проведения операций по купле-продаже государственных ценных бумаг и ценных бумаг национального банка Республики Беларусь в ГУ МВБ”, в котором подробно расписана процедура функционирования торговой системы по государственным ценным бумагам.

Кроме того, с целью повышения заинтересованности инвесторов в приобретении ценных бумаг и повышении ликвидности данного рынка реализованы следующие мероприятия:

национальный банк Республики Беларусь осуществляет предоставление ломбардных займов под обеспечение долга государственных ценных бумаг;

Совершенствуется система средств при формировании в коммерческих банках фонда обязательных резервов, используемых на приобретение государственных ценных бумаг.

Все названные шаги направлены на повышение ликвидности государственных ценных бумаг и позволяет в ближайшее время упорядочить вторичный рынок государственных ценных бумаг, начать полноценную биржевую торговлю, сузить устанавливаемые операторами вторичного рынка спреды для каждого эмиссии ценных бумаг ценных бумаг, что повлечет за собой уменьшение колебаний цен на этом рынке и предоставит национальному банку более качественные рычаги денежно-кредитного регулирования.

Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами производятся также и для управления ликвидностью банковской системы .

Государственный кредит формирует часть государственного долга (внутреннего). Значительная доля государственного долга состоит из внешних ссуд, которые связаны с развитием международного ссуды.

Международный займ - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов во временное пользование на условиях их платности, срочности, гарантии погашения, целенаправленности.

Объективной основой развития международных отношений явились: выход производства за национальные рамки, усиление мирохозяйственных связей, углубление международного разделения труда, международное обобществление капитала, специализация и кооперирование производства.

Субъектами кредитных отношений выступают государства, банки, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые фирмы, отдельные юридические лица. Международный займ предоставляется за счет средств государства, фирм, предприятий, коллективных ссудных фондов, аккумулированных в международных валютно-кредитных и финансовых организациях.

Позитивная роль международного займа в ускорении развития производственных сил путем обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и его расширения.

Для межгосударственного ссуды характерно то, что субъектами кредитных отношений выступают отдельные государства, а объектом перераспределения - их национальный профит.

В Республику Беларусь привлекаются иностранные займы (на основе соглашений между правительством РБ и правительством других государств) для поддержания экономических реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедряя современные технологии, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса и др.

Решения о привлечении и последующем использовании иностранных займов, формирующих внешнюю задолженность РБ, а также о предоставлении правительственных гарантий в отношении иностранных ссуд принимаются Кабинетом Министров РБ по согласованию с президентом РБ на основании предложений Валютно-кредитной комиссии Кабинета Министров РБ.

Государственный кредит на Украине

государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных затрат. Заемщиками выступают физические и юридические лица, кредитором - государство в лице его органов (мин фина, местных (муниципальных) органов власти). Для кредитора даннная форма займа позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной выпуска, для неинфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные кредиты у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос . Из обращения изымается избыточная , т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от кредитов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.



Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах).
Таганрог: ЮФУ, 2007

4. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА

4.1. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ КРЕДИТА

Что такое государственный кредит?

Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом.

Выступая в качестве заемщика, государство влияет на величину централизованных денежных фондов. Кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве гаранта, не обязательно приводят к такому изменению. Если должник своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства, то гарант не несет никаких дополнительных затрат. Но чаще всего государственные гарантии распространяются на ненадежных заемщиков и приводят к расходованию средств централизованных денежных фондов.

Государственный кредит является одним из видов кредита, характеризуется срочностью, платностью и возвратностью. Средства привлекаются государством на какой-либо определенный срок. Через определенный период времени заимствованная сумма должна возвращаться с процентами.

Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

Существуют как минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:

1)наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т. е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

2)дефицит государственного бюджета;

3)усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.