Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Типы экономик государств. Традиционная экономическая система: характеристика, признаки

Различные школы экономической мысли по-разному класси­фицировали социально-экономические системы. Сегодня веду­щими критериями являются форма собственности на средства производства и способ координации экономической деятельно­сти. Отношения собственности оказывают решающее влияние на устройство любой экономической системы. Экономическая система - совокупность всех социально-экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем орга­низационных форм собственности. Со времени появления чело­веческого общества существовали самые различные экономиче­ские системы. Однако их можно разделить на две группы: рыноч­ные (рыночная экономика свободной конкуренции, или чистый капитализм, и современная рыночная экономика, или смешан­ная экономика) и нерыночные экономические системы (тради­ционная экономика и административно-командная экономика). Рассмотрим их характерные черты.

В развивающихся странах действует традиционная экономиче­ская система , в ряде государств сохранились ее некоторые эле­менты. Очевидно, что со временем таких экономических систем становится все меньше. Традиционная экономика - первичный тип экономической системы, в которой экономическая деятель­ность не воспринимается в качестве основной. Ее основные черты:

Социально-экономические отношения в обществе опреде­ляются традициями и обычаями, освещенными временем. Они определяют, какие блага, как и для кого производить. Они же определяют способ производства;

Экономические роли индивидуумов определяются наслед­ственностью и кастовой принадлежностью. Социум разви­вающихся стран включает различные образования, как классовые, так и неклассовые общности (этнические, рели­гиозные, кастовые и др.);

Технический прогресс проникает в такую экономическую систему с трудом, так как несет угрозу устоявшимся тради­циям и обычаям общественного устройства;

Устойчивое превышение темпов роста населения над тем­пами промышленного производства. Средние показатели естественного прироста населения в развивающихся стра­нах составляют приблизительно 2 % в год, а в наименее развитых странах до 3 %, против 0,7 % в развитых странах;

Многоукладность экономики, когда сосуществуют различ­ные формы производства - от патриархально-общинной и мелкотоварной до кооперативной и монополистической;

Активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство на­правляет средства на развитие экономики, оказание соци­альной поддержки беднейшим слоям населениям Значи­тельную роль в жизни общества играют силовые структуры, на которые расходуется средств больше, чем на здравоохра­нение. В таких странах мало врачей, но много солдат, соот­ношение часто достигает 1: 20.

Административно-командная экономика существовала в СССР, странах Восточной Европы. Командная экономика эффективна в экстремальных условиях и при наличии резервов экстенсивно­го роста, т. е. возможности использования дополнительных ре­сурсов. Характерные черты административно-командной экономики:

Государственная собственность на экономические ресурсы. Экономические ресурсы являются общенародной или госу­дарственной собственностью и никому конкретно не при­надлежат;

Отсутствие конкуренции и, как следствие, монополизация экономики. Предприятия являются собственностью госу­дарства и осуществляют производство на основе государ­ственных планов. План предусматривает производство ко­личества продукции, достаточного для удовлетворения потребностей. В таких обстоятельствах складывается мо­нополизм производителя;

Коллективное принятие решений. Коллективизм принятия решений реализуется посредством централизованного эко­номического планирования, являющегося основой хозяй­ственного механизма. Оно охватывает все уровни этого ме­ханизма - от домашнего хозяйства до государственного;

Государственный аппарат руководит хозяйственной деятель­ностью с помощью преимущественно административных методов. Эти методы не связаны с созданием дополнитель­ного материального стимула и базируются на силе государ­ственной власти. Административные средства регулирова­ния подрывают материальную заинтересованность в эффективном производстве.

Экономическая система чистого капитализма (капитализм свободное конкуренции) сформировалась в XVIII в. и прекратила свое существование в большинстве стран в конце XIX в. Счита­ется, что эта экономическая система способствует эффективно­му использованию ресурсов, стабильности производства и заня­тости, экономическому росту. Основные черты чистого капита­лизма:

Частная собственность на средства производства. Она является доминирующей в структуре собственности. Матери­альные ресурсы составляют собственность частных лиц и частных институтов:

Рыночный механизм управления экономикой. Основным координирующим механизмом капиталистической эконо­мики служит рынок, или рыночная система ценообразова­ния. Система рынков и цен играет роль основной органи­зующей силы. Посредством рыночного механизма общест­во выносит решения, как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию;

Личный интерес как стимул экономического развития. Ка­ждая экономическая единица стремится делать то, что вы­годнее ей самой. Предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм. Владельцы эконо­мических ресурсов в целях личного интереса стремятся по­лучить как можно более высокие цены при их продаже. Потребители, покупая товары или услуги, стремятся при­обрести их по самой низкой цене:

Свобода предпринимательства и свобода выбора. Владель­цы материальных ресурсов и денежного капитала, как про­изводитель, так и потребитель, могут использовать эти ре­сурсы по своему усмотрению. Запретных отраслей и сфер применения не существует;

Наличие множества самостоятельно действующих покупа­телей и продавцов каждого товара и услуги. Отдельные производители или потребители не имеют власти над рын­ком, так как экономическая власть широко рассеяна;

Ограниченная роль государства. Считается, что капитали­стическая экономика - саморегулирующаяся система, по­этому нет необходимости во вмешательстве правительства в функционирование такой экономики. Роль государства ограничивается защитой частной собственности и установ­лением правовой структуры, облегчающей функционирова­ние свободных рынков.

Современные экономические системы большинства стран представляют собой широкое разнообразие смешанных форм. О смешанной экономике можно говорить в случае соединения и переплетения различных форм хозяйства. Смешанная экономика предполагает взаимодействие рынка и государственного регули­рования. В некоторых странах в смешанной экономике сохраня­ются отдельные черты традиционного хозяйства. Экономические системы практически всех государств сегодня являются смешан­ными, хотя одни больше тяготеют к административно-команд­ным, а другие - к рыночным. В разных странах складываются различные модели смешанной экономики. Становление опреде­ленной модели смешанной экономики определяется рядом фак­торов: менталитетом нации, ходом исторического развития, гео­политическим положением, уровнем развития и характером ма­териально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Основные черты американской модели смешанной эконо­мики:

Низкая доля государственной собственности и незначи­тельное прямое вмешательство государства в процесс про­изводства. Сегодня в государственный бюджет США посту­пает около 19 % национального продукта;

Всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики явля­ются поддержка свободы экономической деятельности, по­ощрение предпринимательской активности, защита конку­ренции, ограничение монополий;

Высокий уровень социальной дифференциации. Амери­канские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспе­ченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.

Основные черты европейской модели смешанной экономики:

Активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государст­венный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального про­дукта;

Защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего биз­неса;

Сильная система социального обеспечения. В Западной Ев­ропе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федераль­ных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии - даже 73 % и 78 % соответственно. Для сравнения - эти расходы составляют в США 55 %.

Особенности японской модели смешанной экономики:

Координация деятельности правительства и частного секто­ра. Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения националь­ных целей;

Особая роль государства в экономике. Япония - страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельно­сти. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;

Особый упор на роль человеческого фактора. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставлен­ным обучением на рабочих местах, широким распростране­нием работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижением японской экономики является снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает примерно 15 % от общей чис­ленности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.

Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная - от ад­министративно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальней­шем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные чер­ты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:

На многообразие форм собственности. Особенностью рос­сийского менталитета, с одной стороны, является тяга к ин­дивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С дру­гой стороны - соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собст­венность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;

Многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многооб­разие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и госу­дарственного предпринимательства;

Смешанный экономический механизм регулирования эко­номики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни обще­ства. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из сис­темного кризиса и обеспечение устойчивого экономиче­ского роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;

Многообразие форм распределения национального про­дукта.

В основе системы распределения должны лежать два прин­ципиально различных, но во многом сходных механизма распре­деления. Один из них основан на рыночных методах, второй - на принципе распределения по труду. Распределительный меха­низм - это еще и система социальной зашиты, обеспечивающая гарантии равных стартовых возможностей и устойчивость поло­жения человека. Иными словами, распределительный механизм должен сочетать в себе распределение по труду, собственности и через общественные фонды потребления.

Изучаемые вопросы

1. Понятие экономической системы.

2. Типы экономических систем.

Традиционная экономика (натуральное хозяйство, традиционное производство, общинная собственность).

Рыночная экономика (частная собственность, мотивация, конкуренция, свобода предпринимательства, рыночное ценообразование).

В самых общих чертах место государства в смешанной экономике может быть сведено к следующим моментам:

· Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие моделей смешанных экономик, что объясняется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Основные черты американской модели смешанной экономики:

· низкая доля государственной собственности и незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства. Сегодня в государственный бюджет США поступает около 19 % национального продукта;

· всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики являются поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий;

· высокий уровень социальной дифференциации . Американские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.

Основные черты европейской модели смешанной экономики:

· активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государственный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального продукта;

· защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего бизнеса;

· сильная система социального обеспечения. В Западной Европе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федеральных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии - даже 73 % и 78 % соответственно. Для сравнения - эти расходы составляют в США 55 %.

Особенности японской модели смешанной экономики:

· координация деятельности правительства и частного сектора . Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения национальных целей;

· особая роль государства в экономике. Япония - страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;

· особый упор на роль человеческого фактора. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, широким распространением работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижением японской экономики является снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает примерно 15 % от общей численности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.

Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная - от административно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальнейшем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные черты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:

· на многообразие форм собственности. Особенностью российского менталитета, с одной стороны, является тяга к индивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С другой стороны - соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собственность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;

· многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многообразие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и государственного предпринимательства;

· смешанный экономический механизм регулирования экономики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни общества. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из системного кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;

· многообразие форм распределения национального продукта.

Пределы вмешательства государства в экономику.

Наиболее сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является решение вопроса о допустимых пределах вмешательства государства в экономику. Очевидно, они должны определяться возможностью функционирования законов рынка. В противном случае произойдет разрушение рыночного механизма, и экономика может трансформироваться в худший вариант командной системы. Западные государства не раз наталкивались на подобные пределы.

Социальная политика может вступить в противоречие с рыночными стимулами повышения производства, ослабляя тем самым все преимущества рыночного ме­ханизма.

Так, например, желание обеспечить достойный уровень жизни всем членам общества в Швеции, в государстве, которое называли государством "всеобщего благоденствия ", заставило правительство поднять уровень налогообложения ин­дивидуальных доходов до 80%, что подрывало у высокооплачиваемой части на­селения стимулы к высокоэффективному труду, к овладению сложными специ­альностями и в результате вело к снижению эффективности производства, тор­можению производительности труда. С другой стороны, для получателей соци­альных пособий возможность, не работая, обеспечить себе вполне сносный уро­вень жизни порождала среди определенной их части иждивенческие настроения, не способствовала укреплению семьи (пособие обычно выплачивалось только оди­ноким матерям; если женщина выходили замуж, выплата пособия прекращалась). Это вызвало снижение эффективности шведской экономики.

Кроме того, следует иметь в виду, что чрезмерное усиление роли государства неизбежно приводит к бюрократизации, гипертрофированной роли чиновников в жизни страны, затрудняет принятие разного рода решений в области экономики.

Таким образом, если государство пытается выйти за рамки той роли, которая ему отведена в условиях рыночной экономики, то, какими бы благими намере­ниями оно ни руководствовалось, как правило, происходят губительные дефор­мации рыночных процессов. В конце концов страдает все общество, в том числе и те его слои, которым государство стремилось помочь.

Экономические системы современных государств, а также те, что выстраивались в разных странах исторически, представлены в трех основных моделях - традиционной, командной, а также рыночной. Каждая из отмеченных систем хозяйственного управления характеризуется специфическими признаками. Рассмотрим особенности традиционной экономики как исторически наиболее ранней. Каковы ее наиболее примечательные характеристики?

Сущность экономической системы

Что такое экономическая система? Есть довольно много подходов к определению данного понятия. По одной из версий, под экономической системой следует понимать совокупность законов, норм, традиций, ценностей и институтов, посредством которых социум решает задачи, связанные с хозяйственным управлением, а также отвечает на вопросы о том, что производить, каким образом и для кого.

Касательно классификации - есть традиционная экономическая система, командная и рыночная. Изучим специфику каждой из них подробнее.

Особенности традиционной системы

Традиционная экономическая система характерна, если говорить о современном периоде, для слаборазвитых в хозяйственном плане государств. Она базируется на консервативных нормах и установках, касающихся способов управления хозяйством, понимания законов спроса и предложения и взаимодействия субъектов экономических активностей. Если говорить об истории развития человечества, традиционная экономическая система была характерна для раннефеодальных периодов, когда основу хозяйственных систем государств и социумов составляли ремесленнические производства, сельское хозяйство, элементарные формы торговли.

Не считая консервативных установок на уровне правил и норм, в ней наблюдается довольно медленное внедрение новых технологий. Первый фактор - сильная роль традиций - предопределяет нежелание граждан осваивать новые производства, модернизировать хозяйственный уклад социума. Второй - медленное внедрение новых технологий - становится причиной того, что даже при желании людей привносить что-то новое в экономику фактических возможностей для этого немного.

Социальное неравенство в традиционных системах

Традиционная экономическая система характеризуется авторитарным, главным образом, принципом распределения общественных благ. Основные ресурсы получает некая элита. Если говорить о племенных отношениях - вождь или группа таковых. Уровень жизни большинства субъектов социума при этом невысокий, так как экономические ресурсы концентрируются в руках правящей верхушки. Вместе с тем практического значения это может не иметь, так как консервативные установки на уровне идеологии могут предопределять отсутствие заинтересованности людей в каких-либо излишествах, социальной защите, предпринимательстве. Поэтому традиционный тип экономической системы в ряде случаев характеризуется весьма высокой устойчивостью. Есть не так много факторов, под влиянием которых в хозяйствах подобного типа могут происходить изменения. Механизмы революционных изменений изнутри, как правило, не формируются в силу консервативной идеологии.

Вероятность появления внешних субъектов, заинтересованных в том, чтобы в том или ином государстве с традиционной экономикой произошла трансформация хозяйственной модели, невелика. Во-первых, крупные игроки на международной бизнес-арене не всегда желают появления конкурентов. Во-вторых, им может быть выгоднее взаимодействовать именно с традиционной экономикой - как правило, размещение производств там, пусть и несложных технологически, чаще всего намного дешевле, чем в развитых странах.

Социальные характеристики традиционной экономики

Важнейший аспект, который полезно рассмотреть при изучении такого явления, как традиционная экономическая система, - характеристика данной модели в социальном контексте. Первое, о чем стоит сказать - в основе хозяйствования лежит общинный труд. Выпуск товаров осуществляется совместными усилиями. Выручка от их реализации распределяется среди людей, участвовавших в создании соответствующих продуктов. Продажа товаров осуществляется, как правило, при самых минимальных расценках в силу большой конкуренции, а также относительно небольшой покупательной способности граждан, которые их приобретают. В ряде случаев экономика локальных хозяйств может включать сервисные отрасли - например, связанные с ремонтом.

Производительность труда в традиционных сообществах не самая высокая. Выше мы отметили, что общественные блага в значительной степени могут концентрироваться в руках правящих элит. Вместе с тем во многих случаях государства выстраивают институты социальной защиты граждан, так как доходы, которые приносят локальные хозяйства, могут быть крайне невысокими, что создает угрозу политической нестабильности.

Отраслевая структура традиционных экономик

Основная отрасль в традиционных экономиках - сельское хозяйство. Для того чтобы организовывать производство, нужны, во-первых, инвестиции в необходимую инфраструктуру, во-вторых - желание людей заниматься чем-то иным, что может существенно отличаться от традиционных занятий, возможно, осваивать новые знания, навыки, компетенции. В сообществах рассматриваемого типа может отсутствовать в необходимой величине и то и другое.

Сельскохозяйственная отрасль также обычно не характеризуется инновационностью. Часто это обусловлено теплым климатом, при котором необходимость в существенной модернизации технологий выращивания и сбора плодов может отсутствовать. К тому же, в совершенствовании сельскохозяйственных работ могут быть не заинтересованы непосредственные покупатели соответствующей продукции. Дело в том, что, благодаря теплому климату и иным позитивным условиям выращивания плодов, сельхозпроизводители могут быть избавлены от необходимости использовать химические удобрения, генетически модифицировать продукцию, задействовать вещества, ускоряющие рост овощей и фруктов. Покупатели, таким образом, начинают привыкать к тому, что сельхозпродукция, поступающая с того или иного рынка, будет полностью экологичной. Они могут потерять интерес к приобретению плодов, которые выращены при задействовании инновационных подходов.

Что касается производственных секторов традиционной экономики, чаще всего это мелкие ремесленнические мастерские. Технологии выпуска товаров в них также, как правило, достаточно консервативны. И это также может быть обусловлено пожеланиями потенциальных покупателей товара. Многие из них предпочитают приобретать изделия, выпускаемые мастерами соответствующего профиля - посуду, предметы интерьера, мебель, - которые изготовлены вручную и при использовании естественных материалов.

Итак, основные признаки традиционной экономической системы: общинный уклад экономики, преобладание сельскохозяйственной продукции в структуре производимых товаров, наличие консервативных норм в общественном поведении, ограниченный доступ к новым технологиям. Соответствующая модель хозяйственного управления, в целом, допускает свободный товарооборот, и это делает возможным гражданам обеспечивать преимлемый уровень жизни для себя и своей семьи. В некоторых случаях значимой становится социальная роль государства.

Командная экономическая система

Изучив характерные черты традиционной экономической системы, исследуем также специфику командной модели управления национальным хозяйством. Главный ее признак - минимальная интенсивность свободных рыночных отношений. Управление ключевыми экономическими процессами осуществляет государство. Если говорить о ранних исторических периодах - феодал или рабовладелец. Хотя нужно отметить, что даже в соответствующие исторические этапы развития человечества свободный товарооборот редко имел ограничения. Если рассматривать положительные черты традиционной экономической системы, то можно выделить прежде всего непопулярность запретов на куплю-продажу товаров гражданами. Поэтому практические примеры выстраивания командной хозяйственной модели на уровне государства, до того как она появилась в СССР, Китае, странах Варшавского договора, Северной Корее, Албании, Кубе, в истории обнаружить сложно.

В большинстве государств экономика соответствующего типа была полностью или частично трансформирована в рыночную. Касательно оценок данного факта в экспертном сообществе идут самые активные дискуссии. Есть специалисты, которые уверены в том, что командная экономическая система не устоялась в мире в силу невысокой эффективности. Другие, обращая, в частности, внимание на опыт Китая, говорят о том, что соответствующая модель во многих аспектах превосходит любые иные, особенно если говорить о социальной ориентированности национального хозяйства. Отказ государств от командной экономики был, таким образом, продиктован скорее политическими причинами.

Характерной чертой традиционной экономической системы является неравенство в обществе. При командной хозяйственной модели оно не так выражено. Поэтому во многих государства соответствующая система управления экономикой имела большую популярность, а во многих современных странах - Китае, на Кубе, в значительной степени в Беларуси - работает до сих пор.

Командные принципы управления экономикой

Как мы отметили выше, признаком традиционной экономической системы является наличие консервативных норм, по которым осуществляется управление хозяйственными процессами. Каким образом государство решает соответствующие задачи при выстраивании командной модели?

Ключевым субъектом экономики в данном случае выступает некий политический институт. Его задача - формировать планы хозяйственного развития, а также обеспечивать их выполнение. Соответствующий политический институт определяет:

  • то, каковы вероятные потребности людей и социума в тех или иных ресурсах;
  • то, сколько продукции того или иного типа должны выпустить конкретные предприятия;
  • то, какие технологии должны задействоваться при выпуске товаров;
  • то, каким образом будет распределяться продукция.

Государство также решает вопросы с оптимальным размещением производств, каналов снабжения и сбыта. При командной экономической системе властью устанавливаются зарплаты, надбавки, желательные показатели рентабельности.

В некоторых случаях в хозяйственных системах государств могут внедряться принципы саморегуляции. Как правило, это выражается в разрешении заниматься предпринимательской деятельностью некоторым категориям граждан при условии, что соответствующие активности будут преимущественно связаны с удовлетворением личных потребностей, а не стремлением к получению как можно большей прибыли. В этом смысле традиционная и командная экономические системы могут иметь некоторую схожесть. В первом случае основой общественного производства становятся как раз те хозяйства, что функционируют на локальном уровне - частные мастерские, небольшие магазины, индивидуальный выпуск товаров. В случае с командной экономикой разрешенные формы предпринимательской деятельности, вероятнее всего, будут такими же.

Рыночная экономика

Итак, мы исследовали, что такое командная и традиционная экономическая система. Характеристика второй предопределяет ее выраженную несхожесть с первой. Главным образом потому, что субъекты социума и хозяйствования при ней имеют право относительно свободно вести экономические активности. В этом смысле признаки традиционной экономической системы делают ее ближе к рыночной, для которой, прежде всего, характерна практически неограниченная свобода участия граждан в отношениях купли-продажи. Уровень вовлечения государства в регулирование данных процессов минимален.

Рыночная экономическая система предполагает в стране развитых социальных институтов прежде всего участие граждан в политическом управлении. Рассматриваемая модель хозяйственного развития требует защищенности частной собственности. Традиционная, командная, рыночная экономические системы несхожи с точки зрения механизма распределения общественных благ. В первом случае основные ресурсы, как мы отметили выше, концентрируются в руках правящих кругов. При командной системе они распределяются государством.

Распространение общественных благ в рыночной экономике

Рыночная экономика предполагает, что общественные блага будут распространяться в обществе, исходя из саморегулирующихся механизмов спроса и предложения. Лучшие общественные блага должны, таким образом, приобретаться гражданами, у которых есть необходимые капиталы. В свою очередь, никто не запрещает другим людям вкладывать свой труд, основывать свой бизнес, развиваться как экономический субъект и приобретать такой же статус - человека с капиталами. В то время как, например, характерной чертой традиционной экономической системы является крайне сложный механизм повышения гражданами социального статуса. Несмотря на то что соответствующая модель хозяйственного развития не запрещает рыночные отношения, на практике возможности развития человеком собственного бизнеса либо капитализации своего труда сильно осложнены дефицитом доступа к технологиям, неразвитостью правовой базы, зачастую и неодобрением предпринимательских активностей со стороны окружающих.

Сочетаемость экономических систем

Важнейший момент, на который следует обратить внимание: рассмотренные нами типы экономической системы (традиционная, командная, рыночная) могут, во-первых, взаимно сочетаться, а во-вторых, если говорить о современном этапе развития человечества, они практически не встречаются в чистом виде, по крайней мере, на уровне национального хозяйства государства. Даже в развитых странах могут быть сообщества, в которых хозяйственные коммуникации могут иметь признаки традиционной экономики. Например - в России, а также во многих странах Западной Европы значительный процент ВВП обеспечивает сельское хозяйство. С точки зрения технологий данная отрасль вполне может отнесена к сегментам, развивающимся в рамках традиционной экономической модели.

Командные принципы хозяйственного управления сохраняются во многих государствах - Китае, Северной Корее, на Кубе, в значительной степени - в России, если говорить о государственных предприятиях, которые являются лидерами во многих отраслях. Таким образом, на практике в большинстве стран мира сформирована фактически смешанная модель экономики. Она может сочетать в себе признаки каждой из рассмотренных нами.

От чего зависит преобладание в государствах тех или иных элементов, что в наибольшей степени характеризуют рассмотренные нами типы экономических систем? Традиционная, командная, рыночная, смешанная модели, как правило, устанавливаются в силу социальных факторов, исторической специфики развития страны, влияния других государств, геополитического положения. Сложно выделить совокупность критериев, на которые государства во всех случаях могут ориентироваться при выборе оптимальных моделей управления экономикой.

Есть подходы, по которым совместимость хозяйственной системы страны с рыночными, командными либо традиционными принципами следует определять, исходя из цивилизационной принадлежности государства. Есть много стран формально независимых, имеющих свой язык и культуру, но, если следовать подобным точкам зрения, формирующих единую цивилизацию. В этом случае, даже при заметных различиях в политических приоритетах, им имеет смысл практиковать схожие подходы к управлению экономикой. Даже если подобные теории не рассматривать как руководящие, то можно проследить, что во многих государствах, близких по культуре, наблюдаются весьма схожие принципы выстраивания хозяйственных отношений. Например, экономические успехи азиатских государств - Японии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура - многие исследователи связывают, прежде всего, с развитой культурой дисциплины и трудолюбия в среде граждан. Если бы соответствующего базиса не было, западные инвесторы, которым часто приписывается определяющая роль в экономических успехах указанных стран, вероятно, не стали бы вкладываться в развитие новых высокотехнологичных производств на территориях, не слишком инфраструктурно развитых и не имеющих значительных природных ресурсов.

Отмеченная дисциплинированность азиатских народов, как считают исследователи, связана в первую очередь с огромной ролью консервативных установок в социализации, воспитании, восприятии мира, в коммуникации с другими людьми, что сложились в соответствующих обществах. Подобная характеристика - отличительная черта традиционной экономической системы. Однако в случае с национальными хозяйствами отмеченных азиатских государств речь идет об удачном сочетании консервативных подходов и полноценных рыночных механизмов.

Таким образом, на мировом рынке сложилось несколько форм хозяйствования. Это экономика традиционная, рыночная, командная и смешанные экономические системы. В основе первой - мелкотоварное производство, розничная торговля, индивидуальные предпринимательские активности с небольшими оборотами. При командной экономике ведущая роль в хозяйственном управлении принадлежит государству, в некоторых случаях разрешаются отдельные формы частного бизнеса, позволяющие гражданам удовлетворять личные потребности.

При рыночной модели управление экономическими процессами осуществляется при минимальном вмешательстве государства. Коммерческие коммуникации реализуются на основе законов спроса и предложения. Однако в чистом виде, если говорить о национальном хозяйстве отдельно взятой страны, традиционная, командная либо рыночная экономика практически не наблюдаются. Может быть некая базовая модель хозяйственного управления, но в большинстве случаев она будет включать в себя элементы других систем.

Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Экономические системы

Современные экономические системы

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности .

Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех .

Экономической целью фирмы выступает максимизация или минимизация .

Главными экономическими целями современного общества являются: , повышение эффективности производства, полная и социально-экономическая стабильность.

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Производитель стремится производить (ЧТО? ) ту продукцию, которая удовлетворяет и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК? " производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими , чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

Вопрос "ДЛЯ КОГО? " решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Командная экономическая система

Командная или централизованная экономика является противоположностью . Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить , выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

Смешанная экономическая система

Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет , социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Экономическая система представляет особый механизм, созданный для решения двухсторонних проблем редкости и выпуска. Поскольку экономические ресурсы ограничены по сравнению с потребностями общества в товарах и услугах, необходимы определенные способы их размещения между альтернативными направлениями использования.

Экономическая система - упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг.

В основе выделения экономических систем могут лежать различные критерии:

Экономическое состояние общества на определенном этапе развития (Россия эпохи Петра I , фашистская Германия);

- стадии социально-экономического развития (общественно-экономические формации в марксизме);

- хозяйственные системы, характеризуемые тремя группами элементов: духом (основными мотивами экономической деятельности), структурой и субстанцией в немецкой исторической школе;

Типы организации, связанные со способами согласования действий хозяйствующих субъектов в ордолиберализме;

Общественно-экономическая система, основанная на двух признаках: форме собственности на экономические ресурсы и способе координации экономической деятельности.

В современной научной и учебной литературе наибольшее распространение получила классификация по последнему из выделенных критериев. Исходя из этого различают традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.

Традиционная экономика основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах.

Командная экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в государственной собственности. Они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив, все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят СССР, Албанию и т.д.

Рыночная экономика определяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск. Сюда обычно относили Гонконг.

В сегодняшней реальной жизни нет примеров чисто командной или чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Большинство стран стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием экономики. Такое объединение образует смешанную экономику.

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

q обеспечение занятости;

q полное использование производственных мощностей;

q стабилизация цен;

q параллельный рост заработной платы и производительности труда;

q равновесие платежного баланса.

Их достижение осуществлялось государствами в разные периоды по-разному, с учетом взаимного опыта. Условно можно выделить три модели смешанной экономики.

Неоэтатистская (Франция, Англия, Италия, Япония) характеризуется развитым национализированным сектором, активной антициклической и структурной политикой, проводимой в соответствии с индикативными планами, развитой системой трансфертных платежей.

Неолиберальная модель (Германия, США) также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается лишь для защиты конкуренции.

В основе модели согласованного действия (Швеция. Голландия, Австрия, Бельгия) лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика.

В настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики свободной конкуренции и современной рыночной системы. В бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной системы. Поэтому назвать существующие в нашей стране имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть даже эклектичной) можно достаточно условно. Отсутствует важная особенность системы - ее относительная стабильность. Ведь в отечественной хозяйственной жизни все находится в движении, имеет переходный характер. Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная экономика тоже может быть названа системой.

Переходная экономика - экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одногосостояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства занимает особое место в развитии общества.

От переходной экономики следует отличать переходный период в развитии общества, в ходе которого совершается смена одного типа экономических отношений на другой.

Для переходных экономик стран бывшего «социалистического лагеря» сегодня существует широкий спектр перспектив: от деградации к зависимой все более отстающей системе хозяйствования развивающихся стран до превращения в новые индустриальные государства; от сохраняющих «социалистические» атрибуты и базирующихся на общественной собственности экономик типа китайской до праволиберальных, основанных на частной собственности систем, начавших с реализации принципов «шоковой терапии». При этом в переходной экономике каждой страны пересекаются три фундаментальные тенденции. Первая из них заключается в постепенном умирании (как естественном, так и искусственном) «мутантного социализма», получившего свое название по сравнению не с теоретическим идеалом, а с реальной существующей в мировой практике тенденции социализации. Вторая тенденция связана с генезисом отношений постклассического мирового капиталистического хозяйства (современной рыночной экономики, основанной на частно-корпоративной собственности). Третья тенденция заключается в усилении процесса социализации – возрастания роли общественных (групповых, национальных и интернациональных) ценностей в экономическом развитии и гуманизации общественной жизни как предпосылки любых современных трансформаций. Очевидно, что в таких условиях окончательный выбор экономической системы в России будет зависеть в конечном счете от соотношения политических сил в стране, характера проводимых преобразований, масштабности и эффективности осуществляемого реформирования всех сфер общественной жизни, а также от адаптации общества к переменам.

Подводя итог, отметим, что экономические системы многомерны. Они могут быть формализованы: ES = f (A 1, A 2, A 3 ... An ). Иначе говоря, экономическая система (ES ) определяется своими свойствами (А), где существует n таких свойств. Это и означает, что экономическая система не может быть определена в терминах единственной характеристики.