Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Ответственность за неуплату ндс в году. Можно ли оштрафовать налогоплательщика за несвоевременную уплату НДС. Санкция для налоговых агентов


От налогов, как ни крути, никуда не деться. Платить их должны все и, что особенно важно, вовремя. При этом если физические лица в большинстве случаев перекладывают эту обязанность на работодателя, то юридическим лицам необходимо самостоятельно следить за правильностью и своевременностью совершения того или иного платежа в бюджет.

Период заполнения декларации и уплаты налогов — довольно стрессовый момент в организации, особенно в бухгалтерии: нужно все тщательно рассчитать, учесть все доходы и расходы, правильно определить налоговую базу, а на ее основе — НДС, который компания и будет уплачивать, подавая документы в налоговую инспекцию. Не всегда все бывает гладко.

В силу разных причин нередко случаются ситуации, когда компании несвоевременно или не полностью исполняют свои обязанности перед бюджетом. В результате возникает просрочка платежа. Чтобы не попасть в разряд недобросовестных налогоплательщиков и не подвергнуться «карательным мерам» со стороны налоговиков, нужно оперативно исправить обнаруженную ошибку, доплатив недостающую часть налога и пени по НДС, возникшие в результате несвоевременной его уплаты. Как это сделать правильно, вы узнаете из данной статьи.

Пени: понятие и случаи уплаты

В первую очередь следует понять, что же такое пеня и когда возникает необходимость ее платить. Это вид неустойки или санкция за несвоевременное исполнение финансовых обязательств. В ст. 75 Налогового Кодекса РФ описывается понимается как сумма денежных средств, выплачиваемая при перечислении в бюджет налога в более поздний срок, чем законодательно установленный крайний день уплаты.

Таким образом, любая просрочка налогового платежа влечет за собой возникновение необходимости делать расчет пени. Наиболее часто подобные проблемы возникают при начислении и уплате НДС. Рассмотрим случаи, когда организация вынуждена платить санкции:

  1. От ошибок застраховаться нельзя. Может случиться так, что бухгалтер допустил оплошность в расчетах, которая привела к занижению фактической налоговой базы и, как следствие, образовала просрочку по налогу. Либо же один из реквизитов, например, КБК, заполнен неправильно. Из-за чего платеж был отнесен к невыясненным. Однако несоответствие было выявлено компанией самостоятельно.
  2. Недоимка была обнаружена налоговыми органами, о чем своевременно уведомили организацию.
  3. Компания в силу каких-то обстоятельств подала декларацию и внесла сумму НДС позднее установленного законом дня.

Независимо от причин, вызвавших просрочку, на компанию накладывается обязанность устранить ее, а также оплатить санкции в виде пеней, начисленных за каждый день с момента ее возникновения.

Однако при этом организации-налогоплательщику дополнительно грозит штраф, которого можно избежать, если исправить все до того, как о нарушении узнает ИФНС. Для этого необходимо на основании п. 4 ст. 81 НК РФ:

  • перечислить сумму пени и недостающей части НДС в бюджет;
  • подать уточненную декларацию.

Расчет пеней: порядок, алгоритм, нюансы

Алгоритм расчета этого вида неустойки является одинаковым для каждой из возможных ситуаций. Остановимся на нем подробнее. Для того, чтобы произвести расчет правильно, необходимо определить следующие параметры:

  • величину недоимки — та часть НДС, которая не была перечислена в бюджет в установленный срок;
  • дату ее возникновения — день, с которого начинают начисляться санкции за просрочку (следует за крайним днем для уплаты налога);
  • дату предполагаемого погашения недоимки (за этот день неустойка начисляться уже не будет);
  • ставки рефинансирования, имевшие место за весь период существования недоимки (могут различаться).

Зная все эти данные, можно произвести расчет и перечислить пени. Осуществляется это по действующим КБК. Код бюджетной классификации является одним из важнейших реквизитов, используемых в налоговой декларации для уплаты налогов и санкций по ним. Так, существуют отдельные КБК для перечисления самого НДС, штрафов и пеней по нему. Их перечень, утвержденный на 2014 год, можно найти в новой редакции соответствующего справочника с учетом изменений от 05.12.2013 г., внесенные в приказы ФНС России № ММВ-7-1/1004@ и № ММВ-7-1/1005@ от 27.12.2012 г.

Формула с пояснением

Осуществляется расчет пеней по следующей формуле:

Пени = Сумма недоимки * Число дней просрочки * Ставка рефинансирования ЦБ / 300

Расшифруем ее поэтапно:

  1. Как уже говорилось, просрочку или величину недоимки образует часть налога (в нашем случае НДС), несвоевременно перечисленная в бюджет.
  2. Количество дней, в течение которых имела место задолженность перед бюджетом, определить несложно. Началом периода будет считаться день, следующий за установленным законодательно крайним днем уплаты налога. Окончанием периода следует считать день, предшествующий дню погашения задолженности (самого налога и пеней), включительно. Если требуется, одновременно вносится штраф за несвоевременное осуществление налогового платежа.
  3. Ставка рефинансирования Банка России, действовавшая в течение всего периода существования недоимки, может быть неодинаковой в разные интервалы времени. В этом случае нужно использовать свое значение ставки для каждого временного отрезка, что несколько усложняет расчет.Такой выбор ставки подтверждается постановлениями ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.02.2009 г. № А19-9104/08-51-Ф02-493/ 2009, ФАС Московского округа от 31.03.2009 г. № КА-А41/2507-09. Однако с сентября 2012 года и по апрель 2014 года включительно она оставалась неизменной.
  4. При расчете используется значение, равное 1/300 от фактической ставки ЦБ РФ (п. 5 ст. 26 ФЗ РФ №167-ФЗ от 15.12.2001, п.4 ст. 75 НК РФ).
  5. Расчет и уплата неустойки осуществляется за все дни просрочки по налогу, включая праздники и выходные.

Для лучшего понимания приведенной выше формулы, рассмотрим пример.

Пример расчета суммы пеней за просрочку по налогу


В феврале 2014 года в компании OOO «Икс» бухгалтером была обнаружена ошибка, допущенная в декларации за третий квартал 2013 года. В результате чего произошло уменьшение налоговой базы и, как следствие, подлежащей уплате суммы НДС (на 7 000 рублей). Это несоответствие образовало просрочку. При этом срок сдачи декларации — 21.10.2013 года.

Посмотрим, как в данном примере определить период существования недоимки и рассчитать пени, которые требуется перечислить в бюджет вместе с недостающей суммой НДС. Предполагается, что организация погасит образовавшуюся задолженность, включая неустойку, 10 февраля 2014 года.

День образования недоимки — 22.10.2013 года, предполагаемый день погашения — 10.02.2014 (санкции будут начисляться до 9-го включительно). Период существования просрочки, таким образом, составит 139 дней. Эта величина и будет включена в расчет. Ставка рефинансирования, действовавшая с октября 2013 и вплоть до ключевой даты 2014 года, составляла 8,25%. Так как ее значение в течение всего периода не менялось, то рассчитать сумму пеней, подлежащую уплате, будет несложно. Она составит:

7 000 * 139 * 8,25 /300 = 267,58 рублей.

В результате мы получаем сумму 7 267, 58 рублей (включая недостающую часть НДС), которую необходимо перевести в пользу бюджета 10 февраля 2014 года.

Перечисление пеней в бюджет и проводки для отражения их в учете

После того, как размер санкции определен, необходимо внести соответствующие коррективы в бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Для того, чтобы отразить начисление пеней в бухучете, используется такой вид проводки: «99-68». То есть операция отражается дебетом счета 99 (Прибыли и убытки) и кредитом счета 68 (Расчеты по налогам и сборам), для НДС здесь лучше открыть отдельный субсчет. Помимо этой проводки используется еще одна — для перечисления в бюджет начисленной суммы: «68-51». Здесь отражается перевод налоговых санкций по дебету 68-го счета и кредиту 51-го (Расчетные счета).

В налоговом учете пеня, штраф и другие санкции в расчетах не отражаются. Таким образом, их величина не учитывается при определении налоговой базы (п. 2 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации).

Что касается перечисления пени в бюджет отдельным платежом, то используется тот же КБК, актуальный на 2014 год, что и для уплаты налога на добавленную стоимость. Единственное отличие — 14-я цифра в нем будет изменена на «2». Если дополнительно устанавливается штраф, то для его перечисления цифра в КБК меняется на «3». В настоящий момент действует следующий код для пеней по НДС — 182 1 03 01000 01 2000 110 (согласно справочнику кодов бюджетной классификации, утвержденному на 2014 год).

Пени по НДС: особенности уплаты

В примере, рассмотренном выше, организация обнаружила просрочку в декларации по истечении четырех с половиной месяцев, следующих за . Однако если бы о ней стало известно в течение квартала после момента возникновения, то компания получила бы значительные преимущества. Налоговым кодексом (п.1 ст.174) предусмотрена возможность рассрочки платежа по этому виду налога, которая заключается в следующем:

  • НДС можно уплатить в течение квартала после окончания налогового периода;
  • ежемесячно до 20 числа необходимо вносить треть от фактической его суммы в бюджет.

Если пропущен только 1 месяц, то недоимка возникает в размере 1/3 от величины налога. Если два — в размере 2/3, если же пропущены все три срока, то недоимка будет равна всей сумме неуплаченного вовремя НДС. Получается, что в каждом из этих случаев пени будут начисляться на треть, две трети или на всю просрочку соответственно.

Например, если по налоговому периоду, окончившемуся 21 октября 2013 года вы обнаружили ошибку в начале января 2014 года, то расчет санкций совершали бы на основе 2/3 от величины налогового платежа, не внесенного вовремя. При этом если недоимка найдена компанией самостоятельно и перечислена вместе с пенями в счет бюджета до выяснения этого обстоятельства в ИФНС, то штраф платить не придется.

Уплата пеней при обнаружении задолженности налоговой инспекцией

В случае, если налоговики самостоятельно обнаружат просрочку по налогу, то компании будет направлено требование о внесении его недостающей части в определенном размере. Помимо этого, ИФНС может обязать заплатить штраф и пени.

Важно сразу же проверить правильность выставленных требований, так как нередко налоговые органы допускают ошибки, делая расчет, или в результате системных сбоев в программе.

Ваши действия:

  1. Проверить соответствие претензий реальному положению дел, сверить отчетность.
  2. Выявить просрочку самостоятельно и рассчитать санкции, сравнив полученные значения с предоставленными ИФНС. Заметьте, налоговики не имеют права предоставлять только итоговую сумму начисленных пеней. Обязательно должен прилагаться подробный расчет с указанием периода и ставки рефинансирования (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6.11.2008 г. по делу № А19-6266/08-20-Ф02-5376/08).

Требования налоговой инспекции следует исполнить в течение десяти календарных дней (п.4 ст. 69 НК РФ), поэтому действовать нужно оперативно. В случае обнаружения ошибки необходимо сообщить о ней в ИФНС с просьбой пересмотреть данные. Если же вы запоздаете с обращением, в банк будет направлено инкассовое поручение о снятии денег со счета вашей организации в размере образованной задолженности (сюда входит и недостающая часть налога, и штраф, и пеня) в принудительном порядке (п.3 ст. 46 НК РФ).

Для сверки правильности налогового платежа нужно предоставить заявление и письмо с просьбой о разбирательстве в требованиях инспекции ФНС. Для ускорения процедуры желательно приложить копии декларации и другие подтверждающие вашу правоту документы. Если же отсутствие недоимки подтвердилось, но штраф и сумма начисленных пеней уже уплачены, то их можно зачесть в оплату будущего платежа по налогу или же вернуть на счет организации.

Заключение

Просрочка в уплате налога или его части — довольно неприятная ситуация, но исправимая. Если случилось так, что после подачи декларации в налоговую инспекцию вы или ваш бухгалтер обнаружили наличие ошибок, которые привели к неправильному расчету НДС, поторопитесь исправить ситуацию. Самостоятельный расчет пени и уплата их вместе с недостающей суммой налога избавит вас от звания «недобросовестный налогоплательщик» в глазах ИФНС, лишней головной боли и необходимости платить штраф.

В настоящее время увеличилось число обращений налогоплательщиков за помощью в урегулировании споров с налоговыми органами. Наибольшее непонимание у предпринимателей вызывают решения ИФНС о привлечении их к налоговой ответственности за то, что их контрагенты оказались недобросовестными налогоплательщиками.

Как показывает практика, ведение бухгалтерского учета, своевременная оплата и постановка приобретенных товаров (услуг) на бухгалтерский учет, внесение всех реализованных товаров (услуг) в книгу продаж, добросовестное включение всех сумм реализации в налогооблагаемую базу по НДС и налогу на прибыль, а также своевременная оплата всех исчисленных налогов не гарантирует Вам статуса добросовестного налогоплательщика.

Не исключена ситуация, в которой налоговый орган может обосновать Вашу недобросовестность тем, что Ваш поставщик не находится по месту регистрации, не сдает налоговую отчетность (или сдает нулевую отчетность), а денежные средства, перечисленные ему за полученные товары (услуги), были сняты не знакомыми Вам физическими лицами. Одним словом, если Ваш контрагент оказался недобросовестным налогоплательщиком, Вы можете стать тем лицом, кто понесет за это ответственность и возместит причиненный им ущерб. В таких случаях, для обоснования Вашей вины, налоговой инспекции порою вполне достаточно «свидетельских» показаний Вашего контрагента, в которых он признается, что никакой деятельности не вел, а документы о поставке Вам товара (услуг) подписывал за вознаграждение, от Вас же и полученное.

Мотивы таких показаний вполне объяснимы: при наличии в законодательстве (в том числе и в уголовном кодексе), довольно серьезной ответственности за неуплату налогов, в нем не предусмотрено никакой ответственности за обналичивание денежных средств. Лица, дающие указанные выше «свидетельские» попросту уходят от ответственности, перекладывая вину на Вас.

Но почему налоговый орган не видит, казалось бы, очевидно? На самом деле, все объяснимо: доказать размер налогов, неуплаченных лицом, не сдающим отчетности, намного сложнее, чем найти несоответствия в отчетности лица, которое регулярно отчитывается и платит налоги. Получить денежные средства в первом случае практически невозможно, в то время, как в отношении добросовестно налогоплательщика у налоговых органов достаточно инструментов для воздействия.

При всем уважении к русскому фольклору, хотелось бы отметить: смысл законодательства РФ ответственности, в т.ч. и за налоговые правонарушения, прямо противоположен пословице: «Скажи к твой друг, я скажу, кто ты». Необходимым и обязательным элементом ответственности за налоговое правонарушение является вина. При ее отсутствии в действии (бездействии) налогоплательщика, привлечение последнего к ответственности не законно. Данное положение установлено статьями 106,109 Налогового кодекса РФ, согласно которым, налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.

К настоящему времени уже сформировалась обширная судебная практика арбитражных судов по заявлениям налогоплательщиков об оспаривании незаконных решений налоговых органов, согласно которой налоговый орган обязан предоставить доказательства того, что налогоплательщику было известно о том, то его контрагенты не представяли налоговую отчетность или представляли ее с показателями, близкими к нулю.

Основой для указанной позиции удов является постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 (О6 оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», в соответствии с которым, судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики. В вязи с этим, предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения,

Для подтверждения вины налогоплательщика, налоговым органом должны быть представлены неопровержимые доказательства участия налогоплательщика в создании схемы незаконного обогащения за счет бюджетных средств, а также доказательства, свидетельствующие о фиктивности сделок между налогоплательщиком и контрагентами, фиктивности хозяйственной деятельности налогоплательщика и направленности ее только на возмещение НДС из бюджета.

Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей, сам по себе, не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Кроме того, действующее законодательство:

Не устанавливает зависимости между правом на возмещение налога добросовестному плательщику и фактами уплаты налога в бюджет его поставщиками;

Не предусматривает последствий в виде отказа в возмещении НДС добросовестному налогоплательщику, в случае невозможности проверки фактов отражения в отчетности полученной выручки и уплаты НДС в бюджет поставщиками товаров (работ, услуг).

Исполнение функции налогового контроля за деятельностью контрагентов не может быть возложено на налогоплательщика, поскольку является прямой обязанностью налоговых органов. Возложение указанной обязанности противоречит общим принципам функционирования гражданского оборота, участниками которого являются налогоплательщики при совершении хозяйственных операций.

Налогоплательщик, во избежание подобных ситуаций, должен уделять большее внимание правильному отражению всех своих хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете, соответствию всех оформляемых документов формам, предусмотренным действующим законодательством, а также проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента. Каждый раз, заключая договор с новым поставщиком, наряду с учредительными документами и документами о государственной регистрации юридического лица, Вы вправе запросить у него последнюю декларацию по НДС, с отметкой налогового органа о получении.

Кроме того, информацию о юридических лицах можно найти с помощью официального сайта Федеральной налоговой службы РФ в разделе «Сведения из ЕГРЮЛ. Проверьте, не рискует ли Ваш бизнес?». На данном сайте можно увидеть информацию о руководителе Вашего контрагента и адрес его регистрации и проверить, не относится ли адрес регистрации Вашего контрагента к местам массовой регистрации, что является признаком фиктивности.

ООО "Организация" при сдаче декларации по НДС за 4 кв. 2013г. не учла по строке 110 раннее взятую в зачёт сумму НДС (39541 руб) с оплаченных авансов отображённую в 3-ем кв. 2013г. по строке 150. На данный момент в 2016г. бухгалтер обнаружила ошибку и отправила уточнённую декларацию за 04 кв. 2013г. Вопрос: Чем грозит данная ошибка фирме? Будет ли штраф, за данное нарушение?

За несвоевременную уплату НДС вашей организации начислят пени, а также штраф. Размер штрафа составит 20% от суммы недоимки. Если инспекторы докажут, что неуплата была умышленной, то штраф возрастет до 40 процентов.

Сергея Разгулина , действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как организации перечислить налог в бюджет

Пени за просрочку

Если налог (включая авансовые платежи) перечислили позже установленных сроков, налоговая инспекция начислит организации пени ().*

Пени рассчитают так:

Пени начислят за каждый календарный день просрочки платежа. В том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. В расчет возьмут весь период – со следующего дня после крайнего числа для уплаты налога до даты, когда недоимку погасят. За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляют. Это связано с тем, что их взимают только с задолженности перед бюджетом. В день же, когда в банк предъявили платежное поручение (провели зачет и т. д.), задолженность по налогу считают уже погашенной. Вот и получается, что начислять пени не из чего: база для расчета в этот день равна нулю.

Пени не начисляют, если недоимка возникла по следующим причинам:

  • имущество организации арестовано по решению налоговой инспекции;
  • операции по счетам организации приостановлены, деньги и прочее имущество арестованы по решению суда как обеспечительная мера.

В этих случаях пени не начисляют за весь период, в котором такие решения действуют.

Подав заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита, организация не приостановит начисление пеней с недоимки. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, пени не начисляют, если недоимка возникла из-за того, что при расчете налогов организация руководствовалась письменными разъяснениями контролирующих ведомств и (или) придерживалась указаний (мотивированного мнения) налоговой инспекции, направленных ей в процессе налогового мониторинга (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Ситуация: может ли налоговая инспекция начислить пени за несвоевременную уплату налога, если она не уведомила организацию об изменении реквизитов счета, на который следует перечислять налог

Нет, не может.

Ведь если организацию не уведомили об изменении реквизитов, она вправе перечислять налог по прежним реквизитам счетов Казначейства России. Вообще налоговая инспекция обязана информировать организации об изменении реквизитов счетов Казначейства России. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-10/776 . Этот документ – письменное разъяснение налоговой инспекции. А исполнение таких документов освобождает организацию от ответственности и пеней (подп. 6 п. 1 ст. 32 , п. 8 ст. 75 , подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Аналогичная точка зрения отражена и в письме Минфина России от 9 февраля 2007 г. № 03-02-07/1-60 .

Штрафы за неуплату налогов

Внимание: за неуплату налогов организацию и ее должностных лиц накажут. За это правонарушение предусмотрена налоговая, административная и даже уголовная ответственность.

Налоговая ответственность

Налоговые инспекторы вправе оштрафовать организацию. Однако сделать это они могут исключительно за полную или частичную неуплату налога по итогам налогового периода.* На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляют (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Штраф составит 20 процентов от суммы недоимки.* Если инспекторы докажут, что неуплата была умышленной, то штраф возрастет до 40 процентов. Это следует из Налогового кодекса РФ.

Если организация не перечислит налог, выступая в роли налогового агента, то оштрафуют ее также на 20 процентов от суммы ().

Требование об уплате штрафных санкций налоговая инспекция направит организации в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам налоговой проверки ( ,п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Административная ответственность

Бывает, налог не заплатили из-за грубого нарушения правил бухучета: когда налог неправильно начислили и его сумма была искажена не менее чем на 10 процентов. Тогда суд может дополнительно привлечь руководителя организации или главного бухгалтера к административной ответственности. Штраф в этом случае составит от 2000 до 3000 руб. ().

В каждом конкретном случае виновного в правонарушении устанавливают индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности ().

Обычно виновным признают главного бухгалтера или того, кому его обязанности переданы. Руководителя же организации признают виновным в следующих случаях:

  • если в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
  • если учет ведет и рассчитывает налоги специализированная организация. Например, аудиторская компания (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
  • если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    В дальнейшем штрафы могут быть оспорены в суде. И если арбитражный суд отменит налоговую ответственность в отношении организации, то мировой суд, в который обратится директор или бухгалтер, должен снять ответственность и с этих должностных лиц. Основание: подтвержденное арбитражным судом отсутствие состава правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). К такому выводу пришел Верховный суд РФ в постановлении от 1 декабря 2014 г. № 80-АД14-8 .

    Уголовная ответственность

    Если инспекция докажет, что неуплата налога стала результатом преступления, суд может приговорить виновных к уголовной ответственности по статьям и Уголовного кодекса РФ.

    При этом виновными могут признать не только руководителя и главного бухгалтера организации, но и других лиц. Тех, что содействовали преступлению. Говоря по-простому, пособников и подстрекателей. Например, бухгалтеров, умышленно искажавших первичные документы, или налоговых консультантов, советы которых привели к совершению преступления. Такие указания содержатся в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 .