Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Подвижные игры (картотека). Подвижная игра «Горелки На лестничной площадке

Эстафета - командное состязание, во время которого игроки по очереди проходят дистанцию. Нередко при этом участники передают друг другу какой-либо предмет. Дети очень любят подобные соревнования. Они учат ребятишек придерживаться правил, работать в команде, укрепляют здоровье, развивают двигательные навыки. Забавные эстафеты для детей можно провести на уроке физкультуры, на прогулке или во время праздничного мероприятия. Более подробная информация представлена в статье.

Спортивные игры для детей

Можно привязать эстафету к любой теме. Например, предложить командам поучаствовать в Олимпийских играх. Для проведения конкурсов вам понадобится несложный инвентарь: мячи, корзины, ракетки. Организуйте следующие спортивные игры для детей:

  1. "Прыжки". Первый ребенок прыгает в длину, второй встает на место его приземления и делает то же самое. Побеждает команда, члены которой в итоге окажутся дальше.
  2. "Спортивная ходьба". Участники проходят дистанцию, приставляя пятку к носку стоящей сзади ноги. Назад возвращаются бегом.
  3. "Стрельба". Дети по очереди кидают в корзину шишки или другие предметы. Побеждает самая меткая команда.
  4. "Теннис". Мяч надо положить на ракетку и пробежать дистанцию, не уронив его.
  5. "Баскетбол". Игроки совершают забег, ведя мяч перед собой. В конце дистанции нужно забросить его в корзину, которую держит в руках капитан команды. Обратно возвращаются бегом, держа мяч в руках. Побеждает команда, выполнившая больше результативных бросков.
  6. "Ночное ориентирование". С повязкой на глазах нужно дойти до старта, прислушиваясь к советам своей команды. Обратно дети возвращаются с открытыми глазами.

Летние эстафеты

Если за окном солнечный денек, устройте веселые соревнования на улице. Эстафеты для детей могут включать в себя следующие задания:

  1. "Художники". В конце дистанции на земле палочкой чертится круг - солнышко. Участник берет прутик, добегает до рисунка и изображает лучик. Побеждает команда, первая закончившая картину.
  2. "Подводное плавание". Перед участниками ставится ведро с водой, в конце дистанции - пустое. Игрок надевает ласты, наполняет стакан водой и несет его над головой, стараясь не расплескать. Побеждает команда, собравшая больше жидкости.
  3. "Скакалка". Игроки по очереди прыгают через скакалку, преодолевая дистанцию.
  4. "Водохлебы". На табурете стоит бутылка с лимонадом и соломинка. Игроки по очереди пьют газированную воду до свистка ведущего, который подается ровно через 5 секунд. Кто быстрее опустошит бутылку?
  5. "Рыболов". В ведре с водой плавают спички. Ложкой надо выловить как можно больше "рыбок" и сложить на тарелку. Каждому игроку дается одна попытка. Побеждает команда с самым богатым уловом.

Зимние эстафеты для детей

Сугробы и мороз - не повод для грусти. Подвижные игры помогут ребятишкам согреться, зарядиться энергией и хорошим настроением. Предложите им поучаствовать в следующих эстафетах для детей:

  1. "Снайпер". Необходимо пробежать дистанцию и снежком сбить мишень, которой может быть пустая пластиковая бутылка.
  2. "Бег по льдинам". На снегу чертятся круги, по которым нужно допрыгать до финиша и обратно. Кто промахнулся - "тонет в Ледовитом океане" и начинает проходить дистанцию заново.
  3. "Конь и ездок". Один игрок пробегает дистанцию, везя второго на санках. Затем сидевший на санках становится "конем", и везет следующего члена команды.
  4. "Гонки на руках". Участники ложатся животом на санки. Им надо преодолеть дистанцию, отталкиваясь только руками. Обратно дети возвращаются бегом, везя за собой санки.
  5. "Тяни-толкай". Два игрока садятся на санки спиной друг к другу, в таком положении передвигаются до финиша и обратно.

Зоологические эстафеты

Ребятишки любят подражать животным. Устройте эстафеты для детей, во время которых им предстоит перевоплотиться в различных зверей и птиц. Например, такие:

  1. "Кенгуру". Нужно прыгать, зажав мяч между коленями.
  2. "Пингвин". Мяч по-прежнему зажат между колен, но теперь надо идти вразвалку.
  3. "Змея". Команда присаживается на корточки, держит друг друга за плечи. Нужно пройти всю дистанцию, не расцепившись.
  4. "Рак". Дети бегут вперед спиной.
  5. "Обезьяны". На земле рисуются узкие, волнистые "лианы", по которым надо пройти дистанцию, не заступая за черту.
  6. "Паук". Двое детей поворачиваются друг к другу спинами, сцепляются локтями и бегут до финиша, а затем назад.
  7. "Каракатица". Один игрок идет на руках, второй держит его за ноги.

Если собираетесь проводить эстафеты для детей, заранее подумайте о призах победителям. Ими могут стать бумажные медали, сладости, игрушки, канцелярские принадлежности, наклейки или значки.

Наталья Журавлева
Подвижные игры (картотека)

Подвижная игра «Карусель»

Цель : развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус.

Описание. Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит :

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Цель : приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки» . Воспитатель изображает «автомобиль» . После слов воспитателя : «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками» . По сигналу воспитателя : «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража» , «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки) . «Автомобиль» возвращается в «гараж» .

Подвижная игра «Раз, два, три – беги!»

Цель : упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.

Описание. Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит : «Раз, два, три, к дереву беги» , дети бегут к дереву и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет : «Раз, два, три, к песочнице беги» , дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.

Подвижная игра «Вейся, венок»

Цель : учить детей водить хоровод; упражнять в беге.

Описание. Дети и воспитатель стоят около дерева, вокруг которого можно образовать круг и поводить хоровод. Воспитатель произносит : «Вы, ребята, листочки, из которых я буду плести веночки. Подул ветерок, разлетелись листочки» (дети выполняют бег по площадке) . По сигналу воспитателя : «Вейся, венок! Завивайся, венок! Да не путайся!» (дети бегут к воспитателю) . Воспитатель помогает образовать круг. Вместе с воспитателем дети водят хоровод вокруг дерева, произнося рифмованные строки :

Выйдем, выйдем погулять, погулять в садочек,

Будем листья собирать, сделаем веночек.

Много листьев наберём, жёлтеньких и красных,

И веночки мы сплетём из листочков разных.

Подвижная игра «Акула и рыбки»

Цель : развитие умения у детей бегать в определённом направлении; ориентироваться в пространстве.

Дети – «рыбки» «плавают» . По сигналу воспитателя : «Акула» - дети прячутся, «уплывают» в укрытие (домик из каната) .

Подвижная игра «Зайка беленький сидит»

Цель : приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.

Описание. Дети – «зайки» сидят на скамейке. Воспитатель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку» ). Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст :

Зайка беленький сидит Дети шевелят кистями

И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,

Вот так, вот так имитируя заячьи уши.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, Хлопают в ладоши.

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, Подпрыгивают на обеих

Надо зайке поскакать. ногах на месте.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

(Название игрушки) зайку испугал, Конкретно указывается,

кто испугал зайку

Зайка прыг и ускакал. (воспитатель показывает

игрушку).

Дети убегают на свои места.

Указания к проведению. Игру можно проводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надо подготовить места, куда будут убегать дети – «зайчики» . Первое время можно не выделять водящего, все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом. После многократного повторения игры можно выделить ребёнка на роль «зайки» и поставить его в середину круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не нужно требовать от детей, чтобы они сели обязательно на своё место; каждый занимает свободное место на скамейке. При систематическом проведении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их.

Подвижная игра «Мой весёлый звонкий мяч»

Цель : учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Описание. Дети стоят с одной стороны площадки, около них воспитатель с мячом в руках. Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если его отбивать рукой, сопровождая действия словами :

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Затем воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, он говорит : «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Воспитатель делает вид, что ловит их. Воспитатель, не пользуясь мячом, предлагает детям выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и опускает руку над головами детей, как будто отбивает мячи.

Подвижная игра «Снег идёт»

Цель : научить соотносить собственные действия с действиями участников игры ; упражнять детей в беге, делать повороты вокруг себя.

Воспитатель читает стихотворение :

Белый снег пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо, падает, ложится.

Дети бегают по кругу, кружатся.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель : учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Описание. Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит : «На небе солнышко! Можно идти гулять» . Дети бегают по площадке. На сигнал : «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит : «Солнышко! Идите гулять» , и игра повторяется.

Подвижная игра «Самолёты»

Цель : учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Описание. Воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту» , показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать» . Воспитатель говорит : «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук : «Р-р-р» . После сигнала воспитателя : «Полетели!» - дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летят» - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя : «На посадку!» - дети садятся на скамейку.

Подвижная игра «Пузырь»

Цель : научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Описание. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит :

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,

Оставайся такой да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет : «Лопнул пузырь!» , тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом : «Хлоп!» Можно также предложить детям после слов : «Лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук : «Ш-ш-ш» (воздух выходит) . Затем дети снова «надувают» пузырь – отходят назад, образуя большой круг.

Подвижная игра «Снежинки и ветер»

Цель : развитие воображения детей, внимательности, умения играть в коллективе; упражнять в беге, делать повороты вокруг себя, в приседании.

Воспитатель произносит слова :

А сейчас я посмотрю :

Кто умеет веселиться,

Кто мороза не боится.

Воспитатель – «ветер» имитирует дуновение ветра, а дети – «снежинки» передвигаются по площадке, изображая полёт снежинок. Дети прячутся (присаживаются, когда воспитатель прекращает дуть.

Подвижная игра «Поезд»

Цель : учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

Описание. Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга) . Первый – «паровоз» , остальные – «вагоны» . Воспитатель даёт гудок, и «поезд» начинает двигаться вперёд сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец, дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти, погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться.

Подвижная игра «Воробушки и кот»

Цель : учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.

Описание. Дети – «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле, или нарисованных на асфальте) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки – «кот» . Как только «кот» задремлет, «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют) . Но вот «просыпается» «кот» , «мяукает» и бежит за «воробушками» , которые «улетают» в свои «гнёзда» . Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Цель : приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.

Описание. Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за кустом, находится «волк» . «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя : «Волк идёт!» - «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. В игре можно использовать стихотворный текст :

Зайки скачут : скок, скок, скок –

На зелёный на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идёт ли волк?

Дети выполняют движения по тексту. С окончанием текста появляется «волк» и начинает ловить «зайцев» . Первое время роль «волка» выполняет воспитатель.

Подвижная игра «Лохматый пёс»

Цель : учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.

Описание. Дети стоят на одной стороне площадки. Один ребёнок, находящийся на противоположной стороне, изображает «пса» . Дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит :

Вот лежит лохматый пёс,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим

И посмотрим : «Что-то будет?»

Дети приближаются к «псу» . Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, «пёс» вскакивает и громко «лает» . Дети разбегаются, «пёс» старается поймать кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, «пёс» возвращается на место.

Играющие строятся в две колонны, взявшись за руки парами. Впереди – водящий. Ребята хором произносят:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз-два-три – беги!

После слова «беги! » дети, стоящие в последней паре, опускают руки и бегут в начало колонны: один справа, другой слева от колонны. Водящий пытается поймать одного из ребят, прежде чем он успеет снова взяться за руки со своим партнером. Если водящему удается это сделать, он берется за руки с пойманным, и они встают впереди колонны. Оставшийся без пары становится водящим. Для увеличения двигательной активности можно разделить детей на две команды.

Горельщик догоняет убегающих игроков, только когда они пробегут мимо него. Он не имеет права оглядываться и подсматривать, какая пара собирается бежать мимо него. В противном случае приготовившаяся бежать пара может поменяться очередью с другой парой или местами друг с другом.
Никто не должен начинать бег прежде, чем прозвучит последнее слово.
Горельщик может салить бегущих только до того момента, как они возьмутся за руки.
Метрах в пятнадцати-двадцати впереди горельщика заранее отмечается место, до которого бегущая пара не должна снова соединять руки.
Играющие могут договориться, что горельщик должен гнаться не за любым из бегущих, а обязательно за парнем и, догнав его, может встать в пару с девушкой, пойманный же идёт «гореть» - либо наоборот.



Дети встают в круг. У каждого ребенка в руках одна палочка. Дети бегают под музыку.

Педагог говорит: «Раз, два, три – розовая (например) палочка, в круг беги». Все дети, у которых палочка этого цвета, вбегают в круг. Показывая палочку всем, можно увидеть правильность выполнения задачи. Если ребенок ошибся, ему предлагают выполнить какое‑нибудь задание, например, прохлопать, протопать, присесть несколько раз (задания дают дети).

Все дети возвращаются в круг, и игра продолжается.

Жильцы дома

На столе цветные счетные палочки. На полу в обручах – по одной палочке (в каждом обруче палочка своего цвета).

Воспитатель говорит детям: «Представьте, что палочки – это квартиры, а обручи – это дома, в которых будут располагаться квартиры. В каждом доме квартиры определенного цвета. Возьмите по одной палочке‑квартире и расположите в доме, где она должна находиться.

После выполнения задания педагог спрашивает:

– Сколько квартир в каждом доме?

– Если голубая палочка обозначает число три, то сколько комнат в каждой квартире? А красная?

– Сколько жильцов в квартирах каждого дома?

Затем воспитатель предлагает детям снова положить палочки на стол. Педагог добавляет в один обруч палочки разного цвета. Снова предлагает детям заполнить дома квартирами. Если в обруче разные палочки, спрашивает, почему так выполнили задание. Задает детям вопросы:

– Какие квартиры в этом доме? (Двухкомнатные, трехкомнатные, пятикомнатные и т. д.)

– Сколько всего квартир?

– Сколько однокомнатных квартир? Трехкомнатных?

– Как одним словом можно назвать этот дом? (Многоквартирный.)

Играем вместе

На лестничной площадке



Предложите ребенку выложить из четырех оранжевых и одной коричневой палочек лестничную площадку и обозначить дверьми (палочками разных цветов, по одной палочке от 1 до 6) квартиры, расположив их по три с левой и с правой стороны по порядку.

Вопросы

– Сколько квартир на этаже?

– Назовите номера квартир и обозначьте их цифрами.

– Какие квартиры расположены слева и справа от входа?

– Назови «соседей» квартиры 2 и квартиры 5.

– Как ты думаешь, на каком этаже эти квартиры? (На первом.)

– Назови номера квартир на следующем этаже. Какой это этаж?

Волшебный кубик

На столе набор счетных палочек от 1 до 6, игральный кубик. Ведущий бросает кубик, а игроки выбирают, показывают и называют палочку, соответствующую количеству точек на грани кубика. Игру можно усложнить, предложив найти и показать другую палочку, которая больше (меньше) данного числа на один или длиннее (короче) первой палочки. Правильность ответа подтверждается и проверяется путем наложения или приложения одной палочки к другой.

Если игра проходит с палочками в пределах 10, необходимо сделать еще один кубик, на гранях которого будут числа от 5 до 10.

Назови соседей

На столе набор палочек, цифры в пределах 10.

Взрослый предлагает детям выложить палочки по порядку от самой низкой до самой высокой.

С помощью считалки выбирается водящий. Водящий показывает палочку из набора и предлагает играющим показать и назвать соседей данного числа и объяснить свой выбор. Например, надо найти соседей числа 8 (бордовая палочка). (Соседи бордовой палочки – черная и синяя. Бордовая палочка обозначает число восемь. Соседи числа восемь – семь и девять. Семь – сосед слева, девять – сосед справа.)

Палочки возвращают в набор. Игра повторяется несколько раз.

От дома к дому

Для игры потребуются палочки в пределах 5 и альбомный лист, обозначающий микрорайон, на котором хаотично расположены (по всей площади листа) дома (в пределах 10); каждый дом состоит из одной палочки (палочки разных цветов). Дома стоят так, чтобы можно было между ними проложить дорогу. Специально выделены два дома: один – в левом нижнем углу, другой – в правом верхнем углу.

Взрослый говорит: «Папа с сыном вышли из дома и направились в гости к бабушке, живущей в другом конце квартала. Необходимо выбрать маршрут от одного дома к другому, выкладывая палочки поочередно».

Ребенок самостоятельно выполняет задание.

Взрослый предлагает ребенку рассказать, как папа и сын шли, оперируя словами: прямо, повернули налево, прошли между двухэтажным и четырехэтажным домами и т. д.

Вариант игры

Взрослый и ребенок по очереди кладут полоски друг за другом, создавая маршрут следования от дома к дому. Затем взрослый предлагает ребенку сказать, как они шли по этому пути, и спрашивает: «Кто сделал больше шагов, если шаг взрослого равен голубой палочке, а ребенка – розовой? Это длинный или короткий путь от дома к дому? Как это проверить?»

Числовой коврик

Взрослый выкладывает числовой ряд в пределах 7 из белых палочек, приставленных близко друг к другу, и предлагает ребятам подобрать две палочки, чтобы составить это число. Выставляя свои варианты палочек, каждый из играющих проговаривает, из каких чисел он составил данное число. Например: «Два и пять, а вместе семь». После того как будут выложены все варианты состава числа 7, взрослый предлагает детям выложить последовательно все варианты. Эту игру можно провести, выкладывая коврик из палочек двух цветов, составляя числа в пределах 10.

Чудесный мешочек

На столе лежит мешочек с палочками разной длины в пределах 10 и цифры от 1 до 10.

Ведущий (взрослый или ребенок) достает из мешка любую палочку и показывает ее, не называя числового значения. Второй игрок выбирает цифру, соответствующую значению палочки, и называет ее.

Игра повторяется несколько раз со сменой ведущего.

Вариант игры

На столе лежит набор палочек. Ведущий достает из мешка и показывает палочку, а партнер по игре составляет из двух палочек это число (из двух меньших чисел) и прочитывает, как оно составлено. Затем игроки меняются ролями.

Сделай по‑другому

Играют вдвоем. Один игрок выкладывает любую фигуру из четырех белых палочек. Второй игрок выкладывает свой вариант, проговаривая, как расположены его палочки.

По окончании можно рассмотреть фигуры и определить, на что они похожи, посчитать, сколько фигур получилось.

Можно предложить ребенку перенести изображение фигуры на лист бумаги.

Заданное количество палочек для выкладывания следующих фигур может варьироваться. Они могут быть одинаковыми, например, 2 палочки желтые, 1 голубая и 2 розовые.

Домино

В мешочке (или в шапке) 36 палочек разного значения в пределах 6.

Играющие отбирают из общего набора по 7 любых палочек. Игра проводится по аналогии с домино. Начинает игру тот, у кого две белые палочки (1 и 1), и выкладывает их по вертикали одну над другой. Следующий игрок должен подобрать две палочки, необходимые для хода: белую палочку, равную единице, обязательно плюс любую из шести по собственному усмотрению и говорит, например: «Один – три, а вместе четыре».

Если у играющих нет палочек такого цвета, они вынимают из мешочка по одной палочке, пока не найдут палочку нужного цвета. В зависимости от числа игроков количество палочек делится поровну.

Примечание. Две палочки одинакового значения: 2–2, 3–3, 4–4 и др. ставятся вертикально.

Побеждает тот, кто раньше всех выставит все свои палочки. Подсчитывается общее количество палочек каждого игрока. Можно посчитать количество оставшихся палочек и определить, у кого больше осталось.

Засеем поле

Для игры потребуется лист бумаги размером 10x14 см, игральный кубик, счетные палочки от 1 до 6 (по количеству игроков). Если играющих больше двух, то размеры «поля» должны быть увеличены. Длина стороны листа бумаги должна соответствовать четному числу.

Игроки по очереди бросают кубик. В зависимости от того, какое выпало число, подбирается палочка, соответствующая ему. Называется число. Палочка выкладывается на листе бумаги. Таким образом, прикладывая одну палочку к другой, засеивают часть поля. Разрешается одну палочку заменить двумя другими, но чтобы вместе они составляли то число, которое выпало на грани кубика. Например, выпало число 6, но оно не выкладывается в «засеянном» участке поля, игрок может подобрать палочки с меньшим значением в пределах 6 и разложить их на соответствующих местах.

Вопросы

– Покажите и назовите палочки, выложенные в ряд.

– Сколько рядов?

– Назовите величину палочек каждого ряда.

Морской бой

Перед игрой ребенок должен освоить обозначение точек координат через присвоение каждой из них двойного имени – буквы по вертикали и цифры по горизонтали.

Играют вдвоем, каждый на своем поле. Поле (море) разделено на квадраты, имеющие буквенно‑цифровое обозначение. Каждый игрок строит 4–6 кораблей различной конструкции: 1 трехэлементный, 2 двухэлементных, 3 одноэлементных.

Сделать корабли лучше из белых палочек так, чтобы можно было удалить с поля часть корабля. Между кораблями и стеной должно быть расстояние.

Играющие сидят лицом друг к другу. Они по очереди называют буквенно‑числовое обозначение точки на пересечении вертикали и горизонтали. «Корабль» считается «затонувшим», если цель поражена в каждой части его «корпуса» (убирается целая секция по вертикали). Если дно корабля состоит из нескольких секций, то число попаданий должно соответствовать числу условных элементов.

Победителем считается тот, кто первым потопил все корабли противника или закончил ограниченный по времени бой с наименьшими потерями.

Примечание. Если корабли сделаны не из белых кубиков, а из целых палочек, то на корабли при попадании ставится белый кубик.

Смотри не задень

На столе складывается горка из палочек разной длины. Задача состоит в том, чтобы играющие, доставая по одной палочке, не сдвинули с места другие.

Как только вся горка будет разобрана, игроки группируют свои палочки по цвету. Сравнивая количество палочек у каждого игрока, находят победителя.