Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Основные экономические законы. Экономические законы и закономерности

4.1. Экономические законы.

Если в результате экономического анализа удалось обнаружить прочные причинно-следственные связи, то появляется основание говорить о наличии ЗАКОНОМЕРНОСТИ, т.е. о подчиненности происходящих процессов действию экономических законов. Под ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЗАКОНОМ понимается устойчивая, повторяющаяся причинно-следственная связь между экономическими процессами, проявляющаяся как объективная необходимость.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ - это законы развития производственных отношений (или отношений собственности) в их взаимосвязи с развитием производительных сил.

Экономические законы, как и законы природы, имеют объективный характер. Однако они существенно отличаются от законов природы, т.к. возникают, развиваются и действуют лишь в процессе экономической деятельности людей - в производстве, распределении, обмене и потреблении. Кроме того, в отличие от законов природы, экономические законы не вечны.

4.2. Систематизация экономических законов.
Система экономических законов включает четыре их типа.

      1. Это ОБЩИЕ экономические законы, т.е. законы, присущие всем общественным способам производства (закон роста производительности труда, закон экономии времени и т.д.)
      2. ОСОБЫЕ - законы, которые действуют в нескольких общественно-экономических формациях (закон стоимости, закон спроса и предложения).
      3. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ экономические законы, которые действуют с условиях одного общественного способа производства. Важнейший из них - основной экономический закон, который выражает связи в процессе взаимодействия между производительными силами и отношениями собственности.
    4. ЧАСТНЫЕ - законы, которые действуют лишь на одной из стадий общественного способа производства. Напр., закон образования монополии концентрацией производства, который действует на высшей стадии развития капитализма, т.е. с начала 20-го столетия.

4.3. Экономические категории.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ - это теоретические выражения, мысленные формы производственных отношений, экономических явлений и процессов, которые реально существуют. Это специфические понятия, в которых отражаются экономические признаки предметов, явлений, процессов.

Они теоретически отображают прежде всего отношения собственности в их взаимодействии с развитием системы производительных сил. Поскольку содержанием последних выступает взаимодействие человека с природой в процессе труда, то одной стороной экономической категории есть отдельные участки этого взаимодействия. Такими категориями, в частности, являются труд, предметы труда, способы труда, потребительская стоимость, продукт труда и т.д. Другой стороной экономической категории есть отношения между людьми по поводу присвоения разных объектов собственности, результатов труда. Отдельные участки этих отношений выражаются в категориях: деньги, цена, стоимость, ЗП, прибыль, рента и т.д.

Кроме того, каждый закон группирует вокруг себя определенное количество экономических категорий, Напр., закон стоимости раскрывается с помощью таких категорий, как необходимое рабочее время, рыночная стоимость, цена и т.д.

Так как экономические категории являются теоретическим выражением отдельных сторон отношений собственности в их взаимодействии с развитием производительных сил, то появление новых форм собственности характеризуется появлением новых экономических категорий. Так, в 18-м веке отношения между людьми по поводу купли-продажи отображала категория ⌠рынок¦. Рядом с ней в 20-м веке существуют категории ⌠регулированный рынок¦, ⌠монополизированный рынок¦, государственный рынок¦, ⌠мировой рынок¦.

Экономические законы – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, причинно обусловленные связи и взаимозависимости экономических явлений в процессе производства, распределения и обмена материальных благ и услуг на различных ступенях развития человеческого общества. Экономические законы отражают наиболее существенные, типичные черты функционирования и развития той или иной системы производственных отношений. Каждый экономический закон выступает выражением как качественной, так и количественной сторон экономический явлений и процессов в их единстве и служит внутренней мерой этих процессов.

Экономические законы, как и законы природы, имеют объективный характер. Вместе с тем экономические законы, в отличие от законов природы, действуют и проявляют себя лишь через предметно-трудовую и производственную деятельность членов общества. Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. Люди не свободны в выборе производительных сил и условий материальной жизни. Развивая производительные силы в процессе трудовой деятельности, предшествующие поколения оставляют их последующим. Эта связь в человеческой истории обусловливает объективность экономического развития, которое происходит, в конечном счёте, независимо от воли и сознания, как отдельных лиц, так и общества в целом.

Экономические законы носят исторический характер. В зависимости от уровня развития производительных сил определяются содержание, способ действия и формы проявления экономических законов. Люди вступают между собой в исторически определенные экономические отношения, их деятельность оказывается подчинённой различным экономическим законам.

Истории известны пять способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Каждому способу производства присуща своя система экономических законов.

Характер и формы проявления экономических законов непосредственно зависят от типа собственности на средства производства, уровня реального обобществления производства, характера хозяйственных связей между агентами производственных отношений.

При капиталистическом способе производства объективной формой проявления внутренних закономерностей общественного воспроизводства выступают экономические кризисы перепроизводства, которые периодически сотрясают экономику.

Экономические законы различаются по своему содержанию и по продолжительности действия. Общие экономические законы присущи всем общественно-экономическим формациям. К ним относятся закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон повышающейся производительности общественного труда, закон экономии времени и другие. Эти законы на каждой ступени исторического развития проявляются в разных формах, и их действие сопровождается различными экономическими последствиями. Так, при переходе от первобытнообщинного способа производства к рабовладельческому действие закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил вело к ликвидации первобытнообщинной собственности, образованию и утверждению частной рабовладельческой собственности на материальные средства производства и на рабов.



Существуют также экономические законы, которые действуют не во всех, а лишь в нескольких общественно-экономических формациях (где существует товарное производство). К их числу относятся закон стоимости, закон денежного обращения, спроса и предложения и другие. Закон стоимости начал функционировать уже во время разложения первобытнообщинного строя, после появления первых крупных разделений общественного труда (отделение скотоводства от земледелия, ремесла от сельского хозяйства). Он имел ограниченную сферу действия в условиях рабовладельческого, затем феодального способов производства, получил наивысшее распространение при капиталистическом способе.

Особое место занимают специфические экономические законы , которые действуют только в условиях определённого способа производства. Они выражают существенные черты функционирования и развития исторически определённых производственных отношений. Именно специфические законы принципиально отличают друг от друга различные системы экономических законов. Ряд специфических экономических законов действует только на отдельных фазах, стадиях данного способа производства. Так, система экономических законов монополистического капитализма отличается новыми чертами от системы экономических законов домонополистического капитализма (например, при империалиализме – закон монопольной прибыли).

Предметом изучения политической экономии являются в первую очередь специфические экономические законы, которые наиболее полно выражают социально-экономическую природу и историческое место той или иной системы производственных отношений. Политическая экономия «...исследует прежде всего особые законы каждой отдельной ступени развития производства и обмена, и лишь в конце этого исследования она может установить немногие, совершенно общие законы, применимые к производству и обмену вообще».

Специфические экономические законы возникают и усиливают своё действие по мере становления и развития исторически определенных производственных отношений в их единстве с производительными силами. Система экономических законов данного способа производства представляет собой целостную систему необходимых и существенных внутренних связей и зависимостей этого способа производства, которая характеризует наиболее полно его сущность и направление развития. Она включает:

Основной экономический закон данного способа производства, определяющий специфическую цель общественного производства и соответствующие средства её достижения;

Экономический закон присвоения необходимого и прибавочного продукта различными классами и социальными группами;

Экономический закон, отражающий специфику распределения общественного труда и средств производства между различными отраслями производства и видами деятельности;

Экономический закон воспроизводства, показывающие соотношения между производством средств производства и производством предметов потребления, т.е. 1-м и 2-м подразделениями общественного производства, а также внутри каждого из этих подразделений;

Экономический законы, характеризующие распределение потребительских благ между непосредственными производителями;

Экономические законы, выражающие сущность вторичных, или перенесённых, производственных отношений, например международных экономических отношений;

Экономические законы отдельных сфер общественного производства;

Общие экономические законы, действующие в условиях данного способа производства.

Познание и использование экономических законов – две взаимообусловленные стороны процесса овладения обществом законами функционирования и развития экономики. Люди могут овладеть экономическими законами, т.е. познать их и определённым образом использовать, направляя их действие на удовлетворение своих экономических интересов.

Познание экономических законов включает в себя:

Раскрытие внутреннего содержания каждого из законов, общего направления его действия, его количественной определённости, имманентных (присущих) ему форм проявления, а, следовательно, и значения данного закона в экономическом развитии; изучение материальных предпосылок и экономических условий действия законов и взаимодействия их в системе экономических законов;

Выделение специфических форм проявления закона в определённых социально-экономических условиях и в зависимости от масштабов объекта исследования (отдельное предприятие, экономический район или отрасль, сфера народного хозяйства, национальная экономика, мировое хозяйство);

Выявление требований данного экономического закона как в их общем виде, так и применительно к определённым конкретно-историческим условиям;

Выделение тех объективных тенденций экономического развития, которые приводят к отмиранию или модификации данного экономического закона.

Эффективное использование экономических законов предполагает:

Глубокий и всесторонний анализ состояния экономики и объективных тенденций её развития на данном этапе;

Выработку научно обоснованного представления о желаемых результатах экономического развития, соразмеренного как с ресурсами и возможностями общества, так и с его развивающимися потребностями;

Определение характера действия тех или иных обществ, сил, путей и форм объединения, сочетания их деятельности, направленной на достижение намеченных результатов в соответствии с требованиями системы экономических законов.

Разработка и осуществление экономической политики включают также и экономическую тактику как продолжение, конкретизацию экономической стратегии. Экономическая тактика представляет собой конкретные приёмы, средства проведения экономической политики применительно к отдельным отраслям народного хозяйства и экономическим районам.

Характер и степень использования экономических законов служат в то же время проверкой истинности полученных теоретических знаний о системе экономических законов, важнейшим условием их всё более углубленного познания.

“Инфляция – не закон развития экономики,

а дело рук дураков, делающих эконо­мику”

Людвиг Эрхард - "отец немецкого экономического чуда"

Первый закон экономики.

Экономия времени, равно как и планомерное распределение рабочего времени по различным отраслям производства, остается первым экономическим законом на основе коллективного производства" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 117).

В 21 веке, любое производство коллективное. Индивидуального производства практически нет.

Экономия времени зависит от работы всех работающих независимо от общественного строя, а планомерное распределение рабочего времени зависит, прежде всего, от уровня руководства страны. Эта важнейшее требование для России, располагающей самой большой территорией в мире. Распределение зависит от руководства страны, определяющего места размещения производств по территории страны.

Развитие страны определяют партии, пришедшие к власти в стране.

«Верь не ушам, а верь глазам. Не тому что говорят, а тому, что делают». Русская пословица.

Общество развивается по определённым законам. Отсюда, нужно оценивать, не только как отражаются цели и задачи партий на развитие России как социального государства (Статья 7 основ конституционного строя России), но и как это отразится на основных положениях определяющих развитие общества.

Рассмотрим эти положения.

Первый экономический закон – закон экономии времени - всеобщий экономический закон. Согласно этому закону время, затрачиваемое обществом на создание единицы жизненных благ, по мере развития производительных сил сокращается. Формой проявления закона экономии времени являются - экономия рабочего времени, затрачиваемая каждым работником на всех этапах производства. Этот закон раскрывает источник и способы повышения общественного производства, и повышение культурного и материального уровня населения страны. Не акции, спекуляция, мошенничество, а только производство обеспечивает справедливую социальную жизнь страны. Развитие общественного производства на определенном этапе обусловливает объективную необходимость увеличения свободного времени. Это объясняется тем, что освоение знаний и приобретения работниками мастерства происходит не только во время самого процесса труда, но и за его пределами, если они повышают свой профессиональный и культурный уровень. Потребность в свободном времени для всестороннего развития членов общества, отдыха и воспитания детей еще более возрастает в условиях научно-технического прогресса.

Сущность закона экономии времени состоит в сокращении общих (совокупных) затрат рабочего времени на производство определенной потребительской стоимости (товара). Сокращение рабочего времени под воздействием множества факторов экономического и социального характера позволяет с меньшими затратами удовлетворять одни экономические потребности, направляя труд и рабочее время на удовлетворение других, вновь возникающих экономических потребностей.

В совокупные затраты общественного труда входят затраты прошлого, или овеществленного, труда и затраты живой рабочей силы. Затраты прошлого, или овеществленного, труда, состоят из затрат на авансирование основных производственных фондов, или основного капитала (амортизационные отчисления), и текущих (или потребленных) материальных производственных затрат (сырье, материалы, энергия и т.п.). Закономерная прогрессивная тенденция в действии этого закона заключается в снижении совокупных затрат рабочего времени на производство данного объема совокупной продукции, т.е. должны снижаться цены и инфляция равна 0.

Объективные требования закона экономии времени реализуются лишь в том случае, если экономия времени оказывается выше дополнительных затрат на ее достижение.

Целью трудовой деятельности является получение реального результата, например производство продукции или продуктов (товаров), т. е. количество произведенной продукции, за единицу рабочего времени (час, день, год). И чем выше этот результат, тем меньше затраты на единицу результата, в том числе такие, как арендная плата за помещение, затраты на обслуживающий и вспомогательный персонал, с увеличением объемов продукции, при сохранении численности, снижаются издержки на эти затраты.

Эффективность, продуктивность труда измеряют с помощью показателя производительности труда.

Под ростом производительности труда подразумевается, экономия затрат труда (рабочего времени) на изготовление единицы продукции или дополнительное количество произведённой продукции в единицу времени, т.е. сокращаются текущие издержки на производство единицы продукции.

Такой подход применяется при получении трудовых доходов, т.е. при выпуске продуктов, товаров потребляемых населением страны и производством.

В рыночной экономики доходы делятся на трудовые (производство материальных ценностей и продуктов) и нетрудовые доходы (спекуляция – биржи, ростовщичество, дивиденды и т.д.)

Поэтому, в рыночной экономики вместо оценки производительности труда в натуральных показателях – штуки, метры и т.д. Применяют показатель выработки в деньгах. Этот показатель лукавый и искажает реальную картину. Сумма выполненных работ может увеличиваться за счет роста цен (растет спрос - растет цена), растут издержки (арендная плата, тарифы и т.д.) растет цена. Общий объективный показатель такого положения – рост инфляции. По сути, наличие инфляции отражает падение производительности труда в целом в стране. Таким образом, на рост объема производства в деньгах влияют факторы, не имеющие отношения к реальной экономии времени на производство продуктов, товаров.

Естественно, что в данном случае принцип оценки производительности труда – уровень инфляции.

Экономика – это не рынок акций.

Рост производительности труда, уровень производительности труда определяют

Производительные силы.

Продолжение будет во второй части

«Производительные силы и производственные отношения».

При разработке важных стратегических решений рекомендуется анализировать механизм действия следующих экономических законов функционирования рыночных отношений:

  • закон возвышения потребностей;
  • закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса);
  • закон зависимости между предложением и ценой (закон предложения);
  • закон зависимости между предложением и спросом;
  • закон возрастания дополнительных затрат;
  • закон убывающей доходности;
  • закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления;
  • закон эффекта масштаба производства;
  • закон эффекта опыта;
  • закон экономии времени;
  • закон конкуренции.

Рассмотрим сущность перечисленных законов.

Закон возвышения потребностей - это объективный закон, в соответствии с которым в мире происходит процесс увеличения видов (наименований), разновидностей, изменение структуры (в пользу качества) потребительских товаров и услуг и их качества. Количество видов товаров и услуг удваивается примерно через 10 лет, их объемы в натуральном выражении и структура изменяются дифференцированно по каждой ассортиментной группе.

Закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса) характеризует изменение цены товара при изменении спроса на него (при неизменном уровне качества). Со снижением цены товара спрос на него повышается, а с повышением цены - наоборот, снижается, т. е. покупатель либо не имеет средств купить этот товар, либо он покупает то-вар-заменитель.

Закон спроса описывает поведение покупателей при изменении цены товара. Поведение продавцов (изготовителей) товара на рынке описывает закон предложения . Предложение - это тот аспект рыночных отношений, который отражает непосредственную взаимосвязь между рыночной ценой товара и его количеством, предлагаемым продавцом, изготовителем или посредником. Закон предложения характеризует изменение цены товара при изменении его предложения на рынке. Если цены повышаются, то на рынок будет поступать больше товаров данного наименования, рынок стимулирует увеличение объема предложения, продавцам (изготовителям) выгодно повышать объем продаж (объем производства). И наоборот, если цена на данный товар на рынке будет снижаться (под воздействием рыночных механизмов, а не продавцов), то продавцам становится невыгодно предлагать данный товар на таком рынке и его предложение будет сокращаться.

Механизм действия закона зависимости между предложением и спросом объясняется взаимодействием кривой предложения и кривой спроса. Кривая предложения показывает, какое количество товара и по какой цене производители могут продать на рынке. Чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность выпускать и продавать товар. Более высокая цена позволяет существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительной рабочей силы или использования других факторов, а в длительный промежуток времени - за счет экстенсивного развития самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых еще велики издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной.

Кривая спроса показывает, какое количество продукции потребители готовы приобретать по каждой цене. Покупатель обычно предпочитает приобретать больше, если цена ниже (при одинаковом уровне качества). Две кривые пересекаются в точке равновесия спроса и предложения, т. е. при равновесных по обеим кривым цене и количестве товара. В этой точке нет ни дефицита, ни избыточного предложения, а значит, нет давления на изменение цены в дальнейшем. Этот закон действует в условиях совершенной, или чистой, конкуренции.

Закон возрастания дополнительных затрат характеризует структуру богатства страны, соотношение между накоплением и потреблением. Укрупненно к накоплениям относятся приобретенные или созданные материальные и нематериальные активы, к потреблению - совокупность товаров и услуг, созданных для личного потребления физическими лицами. Уровень богатства страны в целом определяется уровнем ее комплексного развития и природно-климатическими условиями. При неполном использовании ресурсов возрастают дополнительные затраты, при том же уровне потребления уменьшаются доля накопления, доля внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения. Эффективность использования ресурсов в России в 2-3 раза ниже, чем в промышленно развитых странах, а ВВП на душу населения - в 4-6 раз меньше.

Закон убывающей доходности проявляется на микроуровне: он показывает, что на получение каждой последующей единицы эффективности требуется больше единиц затрат, чем на получение предыдущей единицы эффективности, когда закон масштаба уже исчерпал себя. Например, при повышении силы конкуренции приращение каждой последующей доли рынка требует больше затрат, чем приращение рынка на такую же долю в предыдущий период. Или достижение каждого дополнительного приращения безотказности машины требует средств во много раз больше, чем затрачено на достижение предыдущей такой же доли безотказности.

Закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления отражает соотношение затрат в сферах производства (разработка, изготовление, хранение) и потребления (доставка, использование, восстановление, утилизация) объекта. При подготовке любых стратегических решений должны учитываться эти виды затрат. Существенное повышение, например, качества объекта влечет за собой рост производственных затрат при снижении доли эксплуатационных затрат в совокупных затратах. В этом случае оптимальный уровень качества будет достигнут при минимальных совокупных затратах.

Закон эффекта масштаба проявляется в том, что с увеличением программы выпуска продукции или выполнения какой-либо работы (до оптимальной величины) условно-постоянные (или косвенные) расходы, к которым относятся общезаводские и общецеховые, на единицу продукции уменьшаются, снижая соответственно ее себестоимость. При этом качество продукции повышается. Исследования показывают, что программу выпуска можно увеличивать путем увеличения доли рынка за счет повышения конкурентоспособности продукции, выполнения комплекса работ по унификации и агрегатированию однородной продукции. За счет фактора масштаба себестоимость однородной продукции можно снизить до двух раз, а качество ее изготовления повысить до 40%.

Схема действия закона эффекта опыта выполнения работ или освоения новой продукции аналогична схеме действия закона масштаба. Очевидно, что если человек выполняет работу впервые, то он затратит времени в несколько раз больше, чем после полного освоения методов, приемов и навыков выполнения данной работы.

Закон экономии времени в авторской интерпретации гласит, что инновационная деятельность должна обеспечивать неуклонный рост эффективности аналогичных объектов, т. е. снижение суммы затрат прошлого (овеществленного), живого и будущего труда за жизненный цикл данного объекта на единицу его полезного эффекта (отдачи) по сравнению с предыдущей моделью объекта или лучшим мировым образцом.

Категории «будущий труд» в экономической теории не было и нет, вследствие чего закон экономии времени в научной и учебной литературе рассматривался (в советские времена) и рассматривается сейчас как экономия суммы прошлого и живого труда на единицу продукции. Такой узкий статичный подход к главному закону эффективности общественного производства - закону экономии времени - исключает из сферы исследования эксплуатационные затраты и полезный эффект объекта, приводит в перспективе к неэффективному использованию ресурсов в народнохозяйственном масштабе.

Закон конкуренции - закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс постоянного повышения качества продукции и услуг, снижения их удельной цены (цены, деленной на полезный эффект объекта). Сформулированный нами закон конкуренции - объективный процесс «вымывания» с рынка некачественной дорогой продукции. Закон конкуренции длительное время может работать только при действии качественного антимонопольного законодательства.

Экономический закон - объективный закон развития общества, отражающий производственные отношения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ или услуг. Этот закон выражается в том, что человеческие потребности являются неограниченными, а блага являются ограниченными.

Экономические законы всегда отражают необходимые, причинно-обусловленные связи и взаимозависимости экономических явлений и процессов. Экономические законы выражают наиболее существенные, типичные черты функционирования и развития той или иной экономической системы. Каждый из них является выражением качественных и количественных сторон экономических явлений и процессов в их единстве и служит их внутренней мерой.

Экономические законы - это прежде всего законы эволюции производственных отношений (или отношений собственности) в их взаимосвязи с развитием производительных сил. Экономические законы, как и законы природы, имеют объективный характер, то есть воспроизводятся независимо от воли и сознания людей. Однако они существенно отличаются от них, ибо возникают, развиваются и функционируют только в процессе экономической деятельности людей - производстве, распределении, обмене и потреблении, поэтому зависят от сознательной деятельности людей. Сознательное, целенаправленное использование экономических законов является доминирующим. Так, на современном этапе государство не может отменить экономические законы, но может создавать предпосылки для развития объективных законов, изменив условия. Кроме того, в отличие от природных, экономические законы действуют не вечно, большинство из них имеют временный характер.

Различают:

  • всеобщие экономические законы, т.е. законы, свойственные всем общественным способам производства (закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил, закон роста производительности труда, закон экономии времени и т.д.);
  • законы, действующие в нескольких общественно-экономических формациях: закон стоимости, закон спроса и предложения, денежного обращения и т.д.;
  • к третьему типу относятся специфические экономические законы, т.е. законы, действующие только в пределах одного общественного способа производства. Важнейшую роль среди них играет основной экономический закон, выражающий наиболее глубинные связи между производительными силами и производственными отношениями, отношениями собственности во взаимодействии с развитием производительных сил;
  • четвертый тип экономических законов - это особые законы, действующие только на одной из стадий (восходящей или нисходящей) или ступеней общественного способа производства - закон порождения монополии концентрацией производства, действующего на высшей стадии развития капитализма, закон огосударствления экономики. На высшей ступени государственно-кооперативного капитализма действует закон планомерного развития экономики. Механизм использования экономических законов предусматривает прежде познания их сущности, условий действия и требований, на основе чего формируется экономическая политика, производится экономическая программа.