Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Обеспечение заявки на участие в конкурсе проводки. Участие в электронных торгах бухгалтерский учет. Когда и как проводятся торги

Как отразить в БУ (какие проводки) перечисление и возврат нам обратно ден. ср-в, вносимых в качестве финансового обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (госзакупки) по причине не выигрыша конкурса?

В целях бухгалтерского учета понесенные на участие в конкурсе расходы являются авансом, поэтому они отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» до момента окончания и оглашения итогового решения. Затем, в месяце объявления результата, обеспечение или возвращается или засчитывается как предоплата:

Дебет 60 Кредит 76 - учтен ранее выплаченный задаток в качестве предоплаты;

Дебет 51 Кредит 76 - получен возвращенный задаток.

Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Как продавать товары учреждениям госсектора, госорганам, которые проводят закупки по правилам Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

В течение пяти рабочих дней с момента поступления необходимых документов и сведений оператор электронной площадки обязан:*

  • принять решение об аккредитации или об отказе в аккредитации участника закупки;
  • направить участнику уведомление о принятом решении.

Для конкурса способ обеспечения заявки вы выбираете сами. Обеспечить заявку можно двумя способами:*

  • внести определенную сумму денег на счет заказчика (реквизиты будут приведены на официальном сайте госзакупок в извещении о закупке);
  • предоставить банковскую гарантию.

Порядок внесения денежных средств и условия банковской гарантии приведены в статьях , Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Из статьи журнала

Фирма участвует в торгах. Учет расходов

Бухгалтерский учет расходов

В целях бухгалтерского учета понесенные на участие в торгах расходы, по сути, являются не чем иным, как авансом, поэтому они отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» до момента окончания торгов и оглашения итогового решения.*

Затем, в месяце объявления результата, кредитовое сальдо по счету 76 списывается либо как расходы по обычным видам деятельности (счета «Товары», «Расходы на продажу») (в случае выигрыша), либо в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы») (при проигрыше).

Однако на практике бывают и иные варианты, когда, к примеру, для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах компания должна перечислить денежные средства на счет, открытый участнику оператором электронной площадки. При этом организация-участник вправе распоряжаться этими денежными средствами.

В данной ситуации рекомендуем учитывать эти средства не на счете 76 , а обособленно, например на счете 55 «Специальные счета в банках».

Для того чтобы средства, перечисленные для участия в аукционе, были учтены обособленно, в рабочем плане счетов можно закрепить аналитические счета к счету 55 :

  • 55-о «Средства на обеспечение заявок на участие в аукционах»;
  • 55-б «Средства на обеспечение заявок на участие в аукционах заблокированные».

Блокировка оператором электронной площадки средств на момент подачи заявки на участие в аукционе отражается по дебету счета 55-б и кредиту счета 55-о. Одновременно делается запись по счету 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

А вот при разблокировании средств по результатам участия в аукционе в учете организации производятся обратные записи.

Пример*

ООО «Камелия» участвует в торгах на приобретение нежилого здания. По условиям торгов участники должны перечислить задаток и разработать проект по участию.

Для отражения рассматриваемых операций в учете необходимо сделать следующие бухгалтерские записи.

На дату выплаты задатка:

Дебет 76 субсчет «Торги»
Кредит 51
выплачен задаток.

В периоде подготовки к торгам:

Дебет 76 субсчет «Торги»
Кредит 60 (76)
приобретены услуги по созданию проекта для участия в торгах (если такие услуги приобретаются);

Дебет 19 Кредит 60 (76)
отражен «входной» НДС по услугам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит 19
принят к вычету «входной» НДС;

Дебет 76 субсчет «Торги»
Кредит 10 (41, 43, 70)
создан проект на участие в торгах.

На дату объявления результатов торгов, если торги проиграны:

Дебет 51
Кредит 76 субсчет «Торги»
получен возвращенный задаток;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы»
Кредит 76 субсчет «Торги»
списаны расходы, связанные с подготовкой к торгам.

На дату объявления результатов торгов, если торги выиграны:

Дебет 60
Кредит 76 субсчет «Торги»
учтен ранее выплаченный задаток в качестве предоплаты (без учета НДС);

Дебет 08
Кредит 76 субсчет «Торги»
списаны затраты, связанные с подготовкой к торгам.

Налоговый учет затрат*

В случае победы расходы, понесенные в связи с участием в торгах, несомненно, можно будет признать экономически оправданными и «произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода». Расходы на участие в торгах включаются в прочие (подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Расходы на участие в торгах должны быть документально подтверждены.

Но затраты на участие в торгах можно учесть при расчете налога на прибыль даже в том случае, если торги для компании закончились поражением. Как отмечают финансисты, «расходы организации на участие в тендерных торгах, которые проиграны, могут быть признаны для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов, если они понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов участникам, и не возвращаются при проигрыше». Об этом сказано в письмах Минфина России от 16 января 2008 г. № 03-03-06/1/7 , от 7 ноября 2005 г. № 03-11-04/2/109 , ФНС России от 18 ноября 2005 г. № ММ-6-02/961 , УФНС России по г. Москве от 27 января 2006 г. № 20-12/5557 .

Хотим отметить, что ранее Минфин России и налоговые органы считали иначе, говоря о том, что учесть затраты на проигранный тендер нельзя. Аргументация их звучала так: поскольку расходы на участие в конкурсе, который был проигран, не приводят к получению дохода, то не выполняется одно из условий признания расходов, установленных Налогового кодекса РФ. Таким образом, «не представляется возможным признание этих расходов в целях налогообложения прибыли организации» (письма Минфина России от 21 января 2004 г. № 04-02-05/3/1 , УФНС России по г. Москве от 22 марта 2005 г. № 20-12/19398).

Конечно же, в такой ситуации суды поддерживали налогоплательщиков, ведь проигрыш тендера не означает, что расходы изначально не были направлены на получение дохода (постановления ФАС Северо-Западного округа от 21 ноября 2005 г. № А44-1354/2005-15 , ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 октября 2004 г. № А19-2575/04-33-Ф02-4074/04-С1).

Для избежания нежелательных налоговых рисков хотим отметить, что для принятия расходов на участие в торгах помимо всего прочего необходимо выполнить следующие условия:

1) расходы должны быть понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов их участникам (в частности, к таким расходам относятся затраты на уплату сбора за участие в торгах, на приобретение тендерной документации, предоставление банковской гарантии);

2) затраты и факт участия в торгах должны быть документально подтверждены;

3) тематика торгов должна соответствовать направлениям основной деятельности фирмы. То есть компания, основная деятельность которой напрямую не связана с деятельностью, указанной в конкурсной заявке, не может учитывать эти расходы при налогообложении прибыли (письмо Минфина России от 24 июля 2006 г. № 03-03-04/2/179);

4) расходы должны быть понесены фактически. Бывает, что участие в торгах платное и участник должен заплатить задаток, который возвращается при проигрыше. Таким образом, фактически компания расходов не понесла, поэтому включать их в расчет налогооблагаемой прибыли нельзя (письмо Минфина России от 31 октября 2005 г. № 03-03-02/121).

Важно запомнить

Даже если торги проиграны, торговая фирма может признать расходы на участие в них в целях налогообложения прибыли. Но есть условие: тематика торгов должна быть связана с деятельностью фирмы.

-- Выберите обзор из списка -- "Горячие" документы Новое в российском законодательстве Новости для бухгалтера Новости для юриста Госзакупки: главные новости Документы на регистрации в Минюсте РФ Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению Схемы корреспонденций счетов Материалы из журнала "Главная книга" Новое в налогообложении пользователей недр Новое в московском законодательстве Новое в законодательстве Московской области Новое в региональном законодательстве Проекты нормативных правовых актов Новое о законопроектах: от первого чтения до подписания Обзор законопроектов Итоги заседаний Государственной Думы Итоги заседаний Совета Государственной Думы Итоги заседаний Совета Федерации Новое: юридическая пресса, комментарии и книги Новое в законодательстве в сфере здравоохранения

Выпуск от 20 июня 2014 года

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете организации, принимавшей участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на поставку товара и выигравшей его, внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе и возврат этих средств после заключения контракта?

Денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе перечислены организацией на счет заказчика в сумме 130 000 руб. В день заключения государственного контракта денежные средства возвращены на расчетный счет организации.

Корреспонденция счетов:

Гражданско-правовые отношения

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, касающиеся в том числе заключения гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 44-ФЗ).

При осуществлении государственных закупок определение поставщиков по государственному контракту производится в том числе конкурентным способом (ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 44-ФЗ). Под конкурсом понимается конкурентный способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (ч. 2, 3 ст. 24 Федерального закона N 44-ФЗ).

Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ).

В целях участия в открытом конкурсе участник закупки представляет заявку на участие в конкурсе в порядке, установленном ст. 51 Федерального закона N 44-ФЗ.

По результатам рассмотрения и оценки заявок определяется победитель конкурса, с которым заключается государственный контракт (ч. 7, 8 ст. 53, ч. 1 ст. 54 Федерального закона N 44-ФЗ). В рассматриваемой ситуации организация выиграла конкурс.

При проведении конкурса заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации заказчиком должны быть указаны в том числе размер и форма обеспечения заявок. В данном случае обеспечение заявки на участие в конкурсе предоставляется участником закупки путем внесения денежных средств, что соответствует положениям ч. 1 ст. 44 Федерального закона N 44-ФЗ.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, возвращаются победителю конкурса после заключения контракта (ч. 8 ст. 54, п. 1 ч. 6 ст. 44 Федерального закона N 44-ФЗ).

Бухгалтерский учет

Денежные средства, перечисленные организацией в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, не включаются в состав расходов, поскольку не соответствуют понятию расхода, установленному п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н. Эти денежные средства учитываются в качестве дебиторской задолженности на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (п. 16 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Одновременно сумма обеспечения заявки на участие в конкурсе отражается на забалансовом счете 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные" (Инструкция по применению Плана счетов).

На дату возврата суммы обеспечения в учете организации производится бухгалтерская запись по дебету счета 51 "Расчетные счета" и кредиту счета 76. Сумма выданного обеспечения по исполненному организацией обязательству списывается со счета 009 (Инструкция по применению Плана счетов).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Обеспечение заявки на участие в конкурсе не связано с реализацией товаров (работ, услуг). Следовательно, объекта налогообложения по НДС, предусмотренного пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ, при перечислении денежных средств в целях обеспечения заявки и их возврате не возникает.

Налог на прибыль организаций

Денежные средства, перечисленные заказчику, носят обеспечительную функцию, то есть их природа аналогична задатку, залогу. Поэтому, полагаем, они не включаются в состав расходов организации на основании п. 32 ст. 270, п. 1 ст. 252 НК РФ.

Следовательно, при возврате этих денежных средств у организации не возникает экономической выгоды, то есть дохода в смысле ст. 41 НК РФ.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

На дату перечисления денежных средств в качестве обеспечения заявки

Перечислены денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе

130 000

Отражена сумма выданного обеспечения

130 000

Бухгалтерская справка

После заключения государственного контракта

Получены денежные средства от заказчика после заключения контракта

130 000

Выписка банка по расчетному счету

Списана сумма обеспечения по выполненному обязательству

130 000

Бухгалтерская справка

Т.Е.Меликовская
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Торги – одна из эффективных форм заключения сделок, которой гарантируются их максимальная прозрачность и максимальная выгода для обеих сторон. Это касается как организаторов, так и участников. В некоторых случаях договор можно заключить только через участие в процедуре закупки посредством торгов, например, если речь идет о покупателях: МУП, госучреждениях, госкорпорациях.

Современные торги проводятся в удобной электронной форме на сетевых электронных площадках. Нет необходимости покидать офис, чтобы отслеживать торги и их результат. Перед бухгалтером компании в первую очередь возникает вопрос, как учесть суммы, обеспечивающие участие в электронной торговой процедуре: аукционе или конкурсе.

Электронные торги и их обеспечение

ГК РФ, в частности ст. 447-1, позволяет заключать договор купли-продажи, арендный договор, договор подряда, оказания услуг на торгах. Торги с участием государственных организаций и МУП регулируются ФЗ №44 от 05-04-2013 г., рядом других нормативных актов.

Торги в форме аукциона предполагают, что победит предложивший максимальную цену, а начинаются торги с начальной минимальной цены, указанной в объявлении. Участники аукциона постепенно повышают цену лота, пока не выявится победитель. Торги, организованные как конкурс, выигрывает участник, предложивший наилучшие условия. В объявлении указывается максимально возможная цена. Конкурс проводится при участии конкурсной комиссии, сформированной заранее. Участники конкурса представляют комиссии индивидуальные проекты, выбирается наиболее экономичный и креативный.

Заявка, участвующая в торгах, должна быть обеспечена. Обеспечительная сумма для организатора торгов является гарантией участия в них. Размер суммы определяет организатор.

Конкурсы и аукционы обеспечиваются(по тексту ФЗ №44 ст. 44):

  • банковской гарантией;
  • денежными средствами.

При проведении торгов на электронной площадке блокируется лицевой счет участника и денежные средства на нем. В рамках госзакупок, согласно ФЗ №44, спецсчета открываются не на электронной площадке, а в банке. Перечень банков определен распоряжением Прав-ва №1451-р от 13-07-18 г.

Возврат обеспечительной суммы происходит в следующих случаях:

  • по итогам конкурса или аукциона участник не признан победителем;
  • торги отменены по инициативе контролирующего органа, организатора;
  • участник принял решение не участвовать в них, либо снят с торгов, оказался единственным поставщиком, например, при проведении госзакупки.

Если участник признан победителем торгов, но отказывается заключать договор, который был предметом торгов, обеспечительный платеж не возвращается.

Бухгалтерский учет обеспечительных платежей

Обеспечительные платежи отражаются в бухгалтерском учете с использованием счета 76, к которому рекомендуется открыть субсчет «закупки». Сумма обеспечения одновременно отражается на забалансовом счете 009. Расходы на использование электронной площадки могут отражаться по счетам 20, 26, 44 и т.д.

Проводки:

  • Дт 76 Кт 51 — перечислен обеспечительный платеж.
  • Дт 009
  • Дт 51 Кт 76 — возвращен обеспечительный платеж.
  • Дт 009 — списана сумма обеспечения.

Если при учете обеспечительных платежей используются специальные банковские счета, целесообразно формировать проводки с участием счета 55. Многие организации – участники электронных торгов используют этот счет БУ и при работе непосредственно с лицевым счетом электронной площадки.

Проводки:

  • Дт 55-св. Кт 51 — перечисление средств на спецсчет (лицевой счет).
  • Дт 55-бл. Кт 55-св — блокировка средств в сумме обеспечительного платежа по заявке.
  • Дт 009 — зафиксирована сумма обеспечения.
  • Дт 55-св Кт 55-бл. — разблокирован обеспечительный платеж.
  • Кт 009 — списана сумма обеспечения.
  • Дт 51 Кт 55 — переведены средства на расчетный счет.

К счету 55 могут быть открыты субсчета «электронная площадка», «торги» и др. При формировании внутренних проводок с помощью субсчетов разделяют заблокированные средства и свободные средства.

Если победитель не желает исполнять свои обязанности, избегает заключения договора, денежное обеспечение переходит заказчику — Дт 91-2 Кт 55 (76). При этом, если имела место банковская гарантия, делается внутренняя проводка Дт 76 (заказчик) Кт 76 (банк) – задолженность гасится банком, а затем победитель расплачивается с ним: Дт 76 (банк) Кт 51.

Затраты по обеспечению электронных торгов

В широком смысле обеспечение участия в торгах на электронных площадках не ограничивается только обеспечительным платежом как таковым. Фирма несет необходимые затраты, без которых участие в торгах невозможно. Их необходимо корректно отражать в бухгалтерском учете, руководствуясь также нормами НК РФ.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся корреспонденции счетов. Услуги электронной площадки как затраты, связанные с подготовкой торгов, в целях НУ можно принимать к вычету по НДС, если имеется счет-фактура и соблюдаются положения ст. 172 НК РФ. На основании банковских документов, акта и счета-фактуры от электронного оператора делаются бухгалтерские проводки:

  • Дт 76 (60) Кт 55 – электронная площадка сняла сумму за услуги.
  • Дт 26 (20, 44 и др.) Кт 76 (60) – сумма услуг эл. площадки (без НДС).
  • Дт 19 Кт 76 (60) – зафиксирован НДС на сумму услуг эл. площадки.

По организаторы относят такие расходы к прочим, связанным с производством и реализацией, по видам (ст. 264 НК РФ). В БУ делается запись Дт 91-2 Кт 60 (76) .

Банковская гарантия, как один из видов обеспечения торгов, носит возмездный характер. Комиссия отражается проводками:

  • Дт 91-2 Кт 76 (60) – зафиксирована банковская комиссия.
  • Дт 76 (60) Кт 51 – оплачена с расчетного счета банковская комиссия.

На заметку! Внесение обеспечительного платежа не учитывается в целях НУ, в доходах и расходах в расчетах базы по налогу на прибыль, НДС до тех пор, пока не определится победитель. Тогда он может получить вычет по НДС, если сумма является предоплатой (оплатой) за участие в конкурсе и предметом торгов было заключение договора. Аналогичный принцип действует при расчете налога на прибыль.

Приобретение отражается по Дт 97, с кредита счетов расчетов с поставщиками. При этом носитель, диск, если он выделен в документации, сразу списывается в затраты — Дт 20,26, 44 и т.п. Кт 60 (76). Электронный ключ, сертификат, стоимость гарантийного обслуживания списываются равномерно, в течение всего срока, пока будет использоваться ключ (как правило, год) — Дт 20,26,44 и т.п. Кт 97.

Главное

  1. Бухгалтерский учет обеспечения возможности участвовать в электронных торгах, задатков осуществляется на счете 76 либо на счете 55, с использованием субсчетов.
  2. Применение счета 55 носит исключительный характер, если речь идет о госзакупках согласно ФЗ №44.
  3. Для усиления контроля за движением средств используют забалансовый счет 009.
  4. Иные затраты, обеспечивающие участие в торгах, учитываются стандартными проводками БУ, согласно рекомендациям по применению Плана счетов, с учетом положений НК РФ.
  5. Бухгалтерские проводки зависят от стадии, в которой находится заявка, итогов торгов, от формы обеспечения участия в них.

Основные расходы участника:

Сумма обеспечения заявки (возвращается после завершения торгов);

Плата, взимаемая с победителя торгов (составляется акт приемки передачи);

Расходы на программное обеспечение, сертификат электронной подписи для электронных торгов и т.д. (акты, лицензионный договор).

Законом N 44-ФЗ устанавливаются два вида обеспечения:

1) обеспечение заявки;

2) обеспечение исполнения контракта.

Сумма денежных средств, внесенная участником размещения заказа для обеспечения заявки на участие в аукционе (она должна быть возвращена заказчиком в некоторых, определенных законом случаях) с точки зрения бухгалтерского учета не является расходом организации, что следует из п. 2 ПБУ 10/99, поэтому на эту сумму делается проводка Дт 76 Кт51.Одновременно с этим в разрезе торгов делается проводка по забалансовому счету 009

После завершения аукциона сумма денежного обеспечения возвращается:

Что касается и всех затрат, напрямую связанных с участием конкурсе, до его завершения, сначала должны быть аккумулированы по Дт 76 счета. Так как до окончания торгов формально не относятся к расходам.

По заверении торгов возможно 2 варианта отражения указных расходов:

Аукцион выигран - Дт20,25,44 Кт76;

Аукцион проигран — Дт 91,2 Кт 76.

По расходам на ключ эцп для торгов затраты могут быть признаны единовременно путем списания со счета расчетов с дебиторами и кредиторами на счет затрат.

Все указанные расходы учитываются при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 16.01.2008 N 03-03-06/1/7).

Бухгалтерский учет обеспечения заявки на участие в закупке

При этом они принимаются к расходам единовременно, в связи с чем в отношении суммы обеспечения по контракту возникает отложенное налоговое обязательство.

Что касается иных режимов налогообложения, в частности «упрощенки», то тут ситуация неоднозначна:

Минфин в своих письмах от 07.12.2007 N 03-11-05/317, от 08.08.2014 N 03-11-11/39673 указывает, что расходы на ключ электронной подписи для торгов, обеспечительный платеж по заявке, затраты, связанные с информационным обеспечением торгов, на сертификат эцп для торгов, не могут быть учтены в составе расходов при УСН. Поскольку указанные затраты не включены в перечень, утвержденный п. 1 ст. 346.16 НК РФ, который является закрытым.

Вместе с тем есть Постановлении АС СЗО от 08.10.2014 по делу N А13-9590/2013 с абсолютно противоположным мнением, согласно которому все расходы, в том числе и по обеспечению участия в торгах, покупке эцп для торгов для ип и организаций могут быть приняты к налоговому учету. При этом суд ссылается на пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, который позволяет упрощенцам уменьшить доходы на сумму материальных затрат, определенных в соответствии с положениями ст. 254 НК РФ.

Ответить

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Скидка для победителя или что должен знать участник торгов, регистрируясь на электронных площадках. И о чём обязаны знать заказчики

Скидка для победителя — звучит интригующе. Операторы торговых площадок снизили на треть плату за участие в торгах, но малый бизнес этим так и не привлекли. Почему же так происходит и почему победитель должен платить за свою победу оператору электронной площадки? Если в сфере коррупционных отношений плата за победу является нормой, то вряд ли это можно назвать нормой для официальных платежей. А тем не менее это так, и Федеральная антимонопольная служба об этом знает.

Только вот не все Заказчики об этом уведомлены. Иначе как объяснить тот факт, что некоторые из них публикуют на площадках аукционы с начальной (максимальной) ценой 12 тысяч рублей и даже менее – от 1000 рублей. Скажите, ну какая компания в здравом уме будет участвовать в таком аукционе, и что за наценка должна быть в этом случае, чтобы тендеры были выгодными для поставщика? Участник торгов должен внести обеспечение заявки, затем ещё обеспечение контракта в случае победы (все эти деньги изымаются из оборота на определённое время). Плюс ещё победитель должен отстегнуть площадке деньги за победу. До недавнего времени, например, на Сбербанке победитель платил в случае победы 3 тысячи рублей. Сегодня площадки снизили плату благодаря инициативе антимонопольной службы, но малый бизнес всё равно не хочет принимать участие в торгах.

На первый взгляд плата за участие в торгах ничтожно мала – всего 2 тысячи рублей (с августа 2013 года). Да, она действительно мала, если контракты заключаются на сотни тысяч, миллионов или даже миллиардов рублей. Но если зайти на сайт закупок и отфильтровать открытые аукционы с ценой до 10000 рублей, то обнаружится довольно много таких заявок. В основном это закупки медикаментов для небольших лечебных учреждений. От обеспечения лекарствами зависит жизнь и смерть сельских жителей, и если вовремя не закупить нужные медикаменты, больным придётся покупать их за свои деньги. В данном случае ожидание, когда больница наконец-то закупит лекарства, недопустимо. А ведь это в основном люди преклонного возраста с небольшой пенсией. Почему же так происходит? Почему никто не предупредил конкурсные комиссии лечебных учреждений, что на аукционы стоимостью 2 или 3 и даже 10 тысяч рублей вряд ли кто будет подавать заявки. Разве только тот, кто не в курсе, что в случае победы с них могут списать приличную для этого аукциона сумму. Ведь порой плата за победу превышает стоимость самих торгов, не говоря уже о прибыли. Скажите, разве можно таким образом привлечь малый бизнес к участию в торгах?

Хорошо ещё, что сегодня в законе прописывается оплата за выполнение контракта максимум 30 суток. Раньше предприятия вообще могли ждать оплату за выполненные работы или поставку контракта по полгода и более. Авансовая система оплаты для госпредприятия – большая редкость. И как в таких условиях работать малому бизнесу? Брать кредит? А кто будет компенсировать расходы на проценты?

Неужели нельзя было выбрать такую достаточно удобную форму размещения для небольших закупок, как запрос котировок. Тогда и желающих принять участие в конкурсе было бы гораздо больше. Заказчик, выбрав такую форму размещения заказа, как запрос котировок, ничего бы не нарушил, если бы разместил бы таким образом тендеры на сумму до 500 тысяч рублей.

Один нюанс, который должен знать поставщик – на Сбербанке плата за участие в размере 2000 рублей берётся, если аукцион состоялся. Если вы видите, что вам выгодно участвовать, но сумма лота мала – подавайте заявку, но не играйте. Тогда, если никто, кроме вас не подаст заявку, вы признаетесь победителем и с вас не возьмут плату за участие. Хоть это обнадёживает. То есть плату не берут, если контракт заключается с единственным поставщиком.

Во всех остальных случаях, как показывает практика, плата автоматически списывается после заключения контракта. Так что при подаче заявки нужно это обязательно учитывать при целесообразности экономической составляющей. Документы за плату появляются как постфактум в личном кабинете. В бумажном виде документы приходят по почте, при неторопливости почты счета можно ждать месяцами – так что готовьтесь к вопросам бухгалтеров. При получении документов нужно подписать один экземпляр и отправить по почте – ещё один из пунктов расхода, хоть и небольшой.

Посмотрим, что же происходит на коммерческих площадках. Там есть плата за абонентское обслуживание клиентов. Да, денег за победу не берут, но платить-то всё равно придётся. А для малого бизнеса каждая копейка на счету. Выиграешь ты или нет – это ещё под вопросом, а денежки отстегни.

Компания – конкурсант на торгах: бухгалтерский учет и налоги

ФАС не видит ничего криминального в том, что за победу в торгах операторы электронных площадок берут деньги. К тому же электронные аукционы могут быть полностью бесплатными, если общая сумма обеспечения заявок на всех площадках за четыре квартала подряд достигнет 720 миллиардов рублей. Такая инициатива поступила от ФАС, но дождутся ли Поставщики этого момента?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
До выхода соответствующих разъяснений Минфина России считаем, что перечисление бюджетным учреждением денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в аукционе на специальный счет в банке с последующей их блокировкой может отражаться в корреспонденции со счетами 0 201 26 000 "Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации" и 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами".

Обоснование вывода:
Закона N 44-ФЗ с 1 октября 2018 года предусмотрено требование об обеспечении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе путем:
- блокирования денежных средств на специальном счете участника закупки;
- предоставления банковской гарантии.
В силу Закона N 44-ФЗ требование об обеспечении заявки относится и к бюджетным учреждениям. Однако возможность обеспечения заявок путем предоставления банковской гарантии до 01.07.2019 отсутствует ( Закона N 44-ФЗ). Поэтому в этом случае бюджетные учреждения вправе открывать специальные счета для обеспечения заявок в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Вместе с тем по информации Минфина России в настоящее время осуществляется подготовка изменений в N 44-ФЗ в части исключения обязанности бюджетного учреждения предоставлять обеспечение заявки на участие в закупке (смотрите Минфина России от 27.08.2018 N 24-03-07/60842).
В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение в целях обеспечения заявки на участие в аукционе перечисляет денежные средства на специальный счет участника закупок, открытый в Сбербанке. Далее эти денежные средства блокируются на специальном счете учреждения.
Действующим в настоящее время законодательством порядок отражения операций по перечислению бюджетным учреждением средств обеспечения заявки на участие в аукционе на специальный счет не регламентирован. Следовательно, порядок отражения этих операций бюджетному учреждению необходимо согласовать с учредителем и закрепить в положениях учетной политики ( Инструкции N 174н).
Согласно Инструкции N 157н для учета движения денежных средств по специальным счетам учреждений, открываемым в кредитных организациях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, используется счет 0 201 26 000 "Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации".
Вместе с тем действующая в настоящее время методология бухгалтерского учета предусматривает применение для учета расчетов с дебиторами по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе счета 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами" ( Инструкции N 157н). При этом в 1-4 разрядах этого счета отражается код вида функции, услуги (работы) учреждения, по которой в целях обеспечения проведения конкурса по исполнению договоров на оказание услуг (работ) будет отражаться доход, получаемый учреждением в результате оказанного им вида услуги (работы), в 5-17 - аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 "Поступление на счета бюджетов" ( Инструкции N 174н).
Специалисты финансового ведомства также отмечают, что в бухгалтерском учете и отчетности бюджетных учреждений выбытие (возврат) сумм обеспечений отражаются с применением статьи 610 "Выбытие со счетов бюджетов" (510 "Поступление на счета бюджетов") КОСГУ ( Минфина России от 27.04.2015 N 02-07-07/24261).
В соответствии с п. 30 СГС "Концептуальные основы" при регистрации объектов бухгалтерского учета (отражении фактов хозяйственной жизни) в регистрах бухгалтерского учета пропуски или изъятия не допускаются. Поэтому в рассматриваемой ситуации учреждению необходимо отразить операции по перечислению денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в аукционе на специальный счет в корреспонденции с дебетом счета 0 201 26 000. Такие операции осуществляются в соответствии с Инструкции N 174н.
В то же время в целях обеспечения показателей соответствующих строк 590 Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), которые, руководствуясь Инструкции N 33н, формируются на основании показателей по поступлению (выбытию) денежных средств от возврата (перечисления) сумм ранее перечисленных денежных обеспечений, бюджетному учреждению также необходимо отразить операции по блокировке этих денежных средств на специальном счете в корреспонденции со счетом 0 210 05 000.
Таким образом, до выхода соответствующих разъяснений Минфина России по данному вопросу считаем, что перечисление бюджетным учреждением денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в аукционе на специальный счет в банке с последующей их блокировкой может отражаться следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет 0 201 26 510 Кредит 0 201 11 610
увеличение забалансового счета 18 к счету 0 201 11 000, АнКВИ 610, КОСГУ 610
- отражено перечисление средств в обеспечение заявки на участие в аукционе на специальный счет в банке;
2. Дебет 0 210 05 560 Кредит 0 201 26 610
- отражена блокировка средств на специальном счете в банке, перечисленных в обеспечение заявки на участие в аукционе;
3. Дебет 0 201 26 510 Кредит 0 210 05 660
увеличение забалансового счета 17 к счету 0 201 26 000, АнКВИ 510, КОСГУ 510
- отражено снятие блокировки средств на специальном счете в банке, перечисленных в обеспечение заявки на участие в аукционе;
4. Дебет 0 201 11 510 Кредит 0 201 26 610
увеличение забалансового счета 17 к счету 0 201 11 000, АнКВИ 510, КОСГУ 510
увеличение забалансового счета 18 к счету 0 201 26 000, АнКВИ 610, КОСГУ 610
- отражен возврат средств, перечисленных ранее в обеспечение заявки на участие в аукционе на специальный счет в банке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.