Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Налог на землю в году для физических лиц. Доначислили налог на землю за прошлые годы. Насколько законно и что делать? Объекты, которые не могут быть признаны объектами налогообложения

Земельный налог относится к местным, подробно описан в 31 главе Налогового кодекса Российской Федерации и является обязательным к уплате в регионах, власти которых приняли нормативный правовой акт о введении этого налога. Земельный налог для ИП является довольно обширной темой, но мы постараемся рассказать о нем максимально информативно для вас.

Земельный закон в Рф – плательщики, налоговая база, льготы, проблемы

Плательщики земельного налога – абсолютно все организации, и обычные люди, владеющие землей.В Москве и Санкт-Петербурге нюансы земельного налога устанавливают сами местные власти. Местные власти регионов на основании Федерального закона издают местные положения о земельном налоге, которые устанавливают сроки порядок уплаты налога, отчетный период, льготы и прочее.

Федеральный закон о земельном налоге

Земельный налог введен Федеральным законом от 29.11.2004 №141-ФЗ, в 2010 году в статьи 396, 397 и 398 (в которых определяется порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей по нему, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей, порядок и сроки представления налоговой декларации) Федеральным законом № 229-ФЗ внесены правки. В 31 главе Налогового кодекса прописаны все нюансы, касающиеся земельного налога, со всеми правками и изменениями.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база (то есть характеристика объекта, исходя из которой рассчитывается налог) – это кадастровая стоимость земельного участка, за который будет выплачиваться налог.

Организации и индивидуальные предприниматели определяют ее сами, на основании сведений государственного земельного кадастра, физическим лицам налоговую базу определяет налоговая служба, на основании предоставленных государственными органами сведений из того же реестра.

Если земельный участок находится в общей собственности, налоговая база делится поровну между всеми собственниками, если земельный участок находится в общей долевой собственности, налоговая база делится пропорционально долям собственников.

Земельный налог для ИП

Индивидуальные предприниматели обязаны платить земельный налог так же, как и все остальные, если их земельные участки используются в предпринимательской деятельности.

То есть если ИП, например, занимается сельским хозяйством и владеет землей, на которой выращивает картошку на продажу, он обязан платить земельный налог. Но только если данный земельный участок принадлежит ИП по праву собственности, праву постоянного (бессрочного) пользования или праву пожизненного наследуемого владения, если же земля в аренде или безвозмездном срочном пользовании, то земельный налог выплачивает ее владелец.
ИП обязан платить земельный налог вне зависимости от используемой им системы налогообложения.

Земельный налог физических лиц

Физические лица, владельцы земельных участков, так же, как организации и ИП (если владеют землей по праву собственности, праву постоянного (бессрочного) пользования или праву пожизненного наследуемого владения) являются плательщиками земельного налога. Сумма налога составляет процент от кадастровой стоимости земли (определяется специальной комиссией).

Налоговый период по земельному налогу

Согласно законодательной базе, налоговый период устанавливается сроком на календарный год (как для организаций, ИП, так и для физических лиц). Сроки уплаты налога устанавливают органы местного самоуправления, граждане должны выплачивать налог на основании присылаемых уведомлений из соответствующих организаций.

Начисление земельного налога

Физическим лицам начисление налога производится исключительно налоговыми органами, организации и ИП сами рассчитывают свой земельный налог.

И авансовые платежи по земельному налогу, и налог выплачиваются в соответствии с установленным налоговым периодом в местный бюджет (той территории, которой принадлежит земельный участок).

Задолженность по земельному налогу

Если вдруг у вас возникают сомнения о задолженностях или вы хотите проверить свою бухгалтерию, Федеральная служба Российской Федерации ввела новый онлайн сервис: возможность узнать и рассчитать задолженность с помощью специальной формы. Вам понадобится ввести лишь фамилию и имя, а также идентификационный код.
Кстати, данный сервис помогает не только узнать задолженность по земельному налогу,но и по имущественному, транспортному и налогу на доходы физических лиц.

Коды бюджетной классификации

Оплачивая земельный налог (впрочем, как и любой другой), необходимо правильно указывать все реквизиты, в частности коды бюджетной классификации. КБК по земельному налогу физических лиц на 2013 и 2014 года можно легко найти в интернете на сайтах, посвященных бухгалтерии и налогам.

Налоговые льготы по земельному налогу

p>Закон предусматривает налоговые льготы и налоговые вычеты для некоторых налогоплательщиков.

Льготы по уплате земельного налога

Пятый пункт статьи 391 Налогового кодекса гласит, что налоговую льготу в размере 10 000 рублей получают такие граждане, как:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды I группы инвалидности и II группы инвалидности (если она была установлена до первого января 2004 года);
  • инвалиды с детства;
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и прочих боевых действий;
  • физические лица, которые принимали в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • физические лица, которые подверглись радиационному влиянию в результате Чернобыльской катастрофы и ликвидации ее последствий, в результате аварии на ПО «Маяк» и сбросе радиоактивных отходов в речку Теча, в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • физические лица, которые получили или перенесли лучевую болезнь или стали инвалидами в результате взаимодействия с любыми видами ядерных установок.

Освобождение от земельного налога

В 395 статье Налогового кодекса есть перечень из девяти действующих пунктов, согласно которому от земельного налога освобождаются (конечно, при условии целевого использования земельных участков):

  • религиозные организации;
  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
  • организации, владеющие участками, по которым проходят государственные автомобильные дороги;
  • общественные организации инвалидов (при условии, что инвалиды составляют не менее 80% организации);
  • организации народных художественных промыслов;
  • судостроительные организации, которые имеют статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны;
  • организации-резиденты особой экономической зоны;
  • организации, подпадающие под Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково»;
  • физические лица – представители малочисленных народовСибири, Севера и Дальнего Востока Российской Федерации. Общины таких народов.

Как снизить земельный налог

Сделать это можно только уменьшив кадастровую стоимость земли. Сделать это может не только владелец участка, но и землепользователь, арендатор и даже субарендатор.

Для изменения кадастровой стоимости земельного участка нужно обратиться в арбитражный суд и предоставить туда пакет документов от заявления о пересмотре кадастровой стоимости до заключений и отчетов о стоимости объекта налогообложения и недвижимости (если таковая на земельном участке имеется).

Второй способ снизить земельный налог: обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (в течение полугода после кадастровой оценки).

Какие участки не подлежат налогообложению

Земельный налог устанавливаетсяна конкретные земельные участки юридических и физических лиц. Существует ряд участков, который налогом не облагается, например, такие земли, как:

  • занятые объектами культурного и археологического наследия, заповедниками;
  • предоставленные для нужд обороны и безопасности государства, а также для таможенных служб;
  • предоставленные лесному и водному фондам;
  • изъятые из оборота.

Налоговые ставки

Размер земельного налога зависит от целевого назначения земель, а также от статуса его владельца (льготник или нет). Если вышенаписанное о льготах и освобождении от уплаты к вам не относится, а земельный участок вы используете для:

  • сельского хозяйства;
  • жилья или будущего жилья;
  • сада, огорода, личного подсобного хозяйства,

вы будете выплачивать 0,3 процента от кадастровой стоимости земли раз в год.

В остальных случаях выплачивается 1,5 процента.

Местные органы самоуправления могут установить дифференцированную налоговую ставку. Для земельных участков, приобретенных для строительства жилья, в период проектирования и постройки налогообложение производится с учетом коэффициента.

Напомним, что налог на землю предпринимателями платится при любой системе налогообложения, то есть земельный налог при УСНили ЕНВД выплачивается так же, как и при общей системе.

Перерасчет земельного налога

Кадастровая оценка земель проводится раз в пять лет. Если по результатам переоценки произошло улучшение положения налогоплательщика, можно обратиться в налоговую службу с заявлением о перерасчете земельного налога.
Новые данные считаются действующими с первого января нового года, следовательно, вы можете просить перерасчет налога, например, за прошлый год, потому что нормативные акты перерасчета имеют обратную силу, если улучшают положение налогоплательщика.

Проблемы земельного налога

В связи с тем, что налоговую базу определяют согласно кадастровой стоимости земельных участков, а многие муниципальные образования предоставляют информацию об объектах налогообложения и правообладателях земельных участков в налоговые службы не вовремя или не в полных объемах, страдают физические лица, которым сумму налога начисляют именно налоговые службы.

Определенные проблемы возникают и при начислении налога на участки, где построены многоквартирные жилые дома: зачастую кадастровый учет таких участков не производился, и у владельцев квартир нет документов на землю.

Если вы считаете, что с вашим налогом на землю какие-то проблемы, смело открывайте Налоговый кодекс, главу 31 «Земельный налог», и не стесняйтесь обращаться в государственные органы с жалобами и заявлениями.

Земельный налог в 2012 году

С первого января 2012 года на основании пункта 11 ст. 395 Налогового кодекса Российской Федерации судостроительные организации (см. выше абзац об освобождении от земельного налога) не выплачивают земельный налог. Если, конечно, используют земельные участки для судоремонта и под производственные помещения.

Также в 2011 году был произведен перерасчет кадастровой стоимости земель, что позволяет тем налогоплательщикам, чье положении в соответствии с новыми сведениями улучшилось, подать заявление о перерасчете земельного налога.

В 2014 году планируется новый налог на недвижимость, который заменит одновременно земельный и имущественный налоги. Налог будет обязательным как для юридических, так и для физических лиц, а также будет устанавливаться на основе кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Новый налог планировали ввести с первого января 2013 года, но теперь же сроки перенесли на следующий год.

Как вы уже поняли, разобраться в том, что касается земельного налога в налоговом кодексе, не так уж сложно, если потратить несколько часов своего времени и внимательно изучить соответствующие статьи.

Форма декларации по земельному налогу за 2014 год

Приказ ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения".

Декларация по земельному налогу за 2014 г. представляется по форме согласно п. 3 ст. 398 НК РФ не позднее 1 февраля 2015 г. Форма и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@.

Декларация состоит из титульного листа, раздела 1 "Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет" и раздела 2 "Расчет налоговой базы и суммы земельного налога".

Земельный налог. Общие сведения

Земельный налог является местным налогом. Все средства от него поступают в бюджет той местности (города, района и т.д.), на территории которой находится земельный участок.

Земельный налог уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности.

Земельный налог в комплексной программе Бухсофт рассчитывается автоматически. В программе Бухсофт Онлайн на сегодняшний момент налог рассчитывается в самой форме Декларации путем отражения начальных данных.

Все программы Бухсофт позволяют сформировать файл отчетности и печатную форму Декларации по земельному налогу.

Ставки земельного налога

Статья 394 НК РФ закрепляет право устанавливать налоговые ставки нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом ставки земельного налога не могут превышать определенных значений, закрепленных в НК РФ.

Ставка 0,3% от кадастровой стоимости участка используется для следующих категорий земельных участков (перечислены в подп.1 п.1 ст.394 НК РФ):

  • Земли сельскохозяйственного назначения.
  • Земли занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства.
  • Земли, предоставленные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.
  • Земли, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Ставка 1,5% от кадастровой стоимости участка используется для прочих земельных участков (подп.2 п.1 ст.394 НК РФ).

Также отметим, что допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

КБК земельного налога в 2014 году

Кроме ставок необходимо выбрать КБК земельного налога. КБК в 2014 годах зависит от того, по какой ставке и где именно будет уплачен налог. В программах Бухсофт предусмотрен электронный справочник КБК 2014 с возможностью поиска необходимого кода.

Для земельного налога предусмотрены следующие варианты:

  • 182 1 06 06011 03 1000 110 — Земельный налог, взимаемый по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, и применяемый к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
  • 182 1 06 06012 04 1000 110 — Земельный налог, взимаемый по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, зачисляемый в бюджеты городских округов.
  • 182 1 06 06013 05 1000 110 — Земельный налог, взимаемый по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, и применяемый к объектам налогообложения, расположенным в границах межселенных территорий.
  • 182 1 06 06013 10 1000 110 — Земельный налог, взимаемый по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, и применяемый к объектам налогообложения, расположенным в границах поселений.
  • 182 1 06 06021 03 1000 110 — Земельный налог, взимаемый по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, и применяемый к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
  • 182 1 06 06022 04 1000 110 — Земельный налог, взимаемый по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, зачисляемый в бюджеты городских округов.
  • 182 1 06 06023 05 1000 110 — Земельный налог, взимаемый по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, и применяемый к объектам налогообложения, расположенным в границах межселенных территорий.
  • 182 1 06 06023 10 1000 110 — Земельный налог, взимаемый по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, зачисляемый в бюджеты поселений.

В настоящее время налогоплательщики получают налоговые уведомления на уплату имущественных налогов (транспортного и земельного налогов, налога на имущество физических лиц) за 2016 год. В налоговых уведомлениях одновременно с начислениями налогов за 2016 год может содержаться информация о перерасчетах за 2014-2015 годы, пояснили в УФНС по Ульяновской области.

Право налоговых органов на перерасчет налогов предусмотрено пунктом 2 статьи 52 НК: налог, подлежащий уплате физлицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Расчет либо перерасчет налогов за предыдущие налоговые периоды может быть произведен налоговым органом по разным причинам, например, предоставление регистрирующим органом уточненных сведений о характеристиках объекта и (или) зарегистрированных правах, заявление налогоплательщиком права на налоговую льготу, изменением законодательства, выявлением ошибки в ранее произведенном расчете.

По результатам проведенных в этом году перерасчетов ранее начисленные суммы налога (за 2014, 2015 годы) и пеней обнулились и сформировались новые налоговые уведомления с указанием нового срока уплаты 01.12.2017 без указания сумм, уже уплаченных в 2014, 2015 годах. То есть, некоторые налогоплательщики получили уведомления с новыми расчетами налогов за 2014 и 2015 годы и без учета тех сумм, которые уже были уплачены налогоплательщиками за эти годы. Ранее уплаченные суммы за прошлые годы отразились как переплата. Беспокоиться не следует, так как эти суммы будут автоматически зачтены после наступления срока уплаты налога, то есть после 01.12.2017, и переплата обнулится.

Если ранее налог за 2014-2015 годы уплачивался, а в полученном налоговом уведомлении содержится перерасчет налога без учета уплаченных сумм, то уплату необходимо производить за минусом ранее уплаченных сумм.

Например:

1. Владелец транспортного средства уплатил транспортный налог за 2015 год в сумме 852 руб. (налог исчислялся исходя из мощности двигателя легкового транспортного средства 71 л.с.).
Из регистрирующего органа поступили уточненные сведения о мощности двигателя транспортного средства - 71,3 л.с.
В 2017 году налогоплательщику одновременно с исчислением транспортного налога за 2016 год произведен перерасчет налога за 2015 год. После перерасчета сумма налога за 2015 год составила 856 руб. (увеличилась на 4 руб.).
За 2016 год налог исчислен в сумме 856 руб. (71,3 л.с. х 12 руб.).
В данном случае налогоплательщику не позднее 01.12.2017 необходимо уплатить транспортный налог в сумме 860 руб. (транспортный налог за 2016 год с учетом дополнительного начисления налога за 2015 год в сумме 4 руб.).

2. Владелец транспортного средства уплатил транспортный налог за 2015 год в сумме 1 176 руб. (налог исчислялся исходя из мощности двигателя легкового транспортного средства 98 л.с.).
Из регистрирующего органа поступили уточненные сведения о мощности двигателя транспортного средства - 97,8 л.с.
В 2017 году налогоплательщику одновременно с исчислением транспортного налога за 2016 год произведен перерасчет налога за 2015 год. После перерасчета сумма налога за 2015 год составила 1 174 руб. (уменьшилась на 2 руб.).
За 2016 год налог исчислен в сумме 1 174 руб. (97,8 л.с. х 12 руб.).
В данном случае налогоплательщику не позднее 01.12.2017 необходимо уплатить транспортный налог в сумме 1 172 руб. (транспортный налог за 2016 год с учетом уменьшения налога за 2015 год на 2 руб.).

Кадастровая оценка земли становится для ее собственников все более болезненным вопросом. Цена земельного участка, установленная государством, может превышать его рыночную стоимость в разы. Это не праздный вопрос – ведь именно кадастровая стоимость служит базой для исчисления земельного налога ().

Конечно, собственник земли может побороться за снижение кадастровой стоимости до уровня рыночной – в специальной комиссии при Росреестре или суде. Однако проблема переплаты земельного налога сохраняется .

Дело в том, что сумма этого налога определяется на основе кадастровой стоимости участка на 1 января года, за который уплачивается налог (). К примеру, результаты кадастровой оценки были утверждены в 2013 году, и земельный налог за 2014 год был исчислен именно из этой суммы. Даже если в течение 2014 года собственник сможет доказать, что кадастровая стоимость земли необоснованно завышена (а налог, соответственно, переплачен), его усилия могут оказаться бесполезными. Суды не всегда применяют рыночную стоимость «задним числом» , с пересчетом сумм налога за прошедшие периоды в сторону уменьшения.

Совсем недавно по этому поводу высказался и КС РФ. Для налогоплательщиков его выводы оказались неутешительными. Впрочем, заявителем была допущена очень грубая ошибка в стратегии оспаривания кадастровой стоимости. Обо всем по порядку.

Фабула дела

КРАТКО

Реквизиты решения: КС РФ от 3 июля 2014 г. № 1555-О«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Производственная компания „Возрождение“ на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации».

Требования заявителя (собственник земельного участка): Признать неконституционной норму , поскольку она не позволяет пересчитывать фактически уплаченный земельный налог в случае уменьшения кадастровой стоимости земли в течение налогового периода.

Суд решил: Отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

ОАО «Производственная компания «Возрождение», как и многие, оспорила кадастровую стоимость своего земельного участка и добилась снижения ее более чем в три раза, до уровня рыночной цены (с 9,9 млн руб. до 3,1 млн руб. ). Решение в пользу общества суд вынес 7 апреля 2012 года , однако реальная стоимость земли была определена оценщиком по состоянию на 26 июля 2010 года . Основываясь на этом, общество направило в налоговую инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу за 2011 год . Налог был рассчитан и уплачен исходя из рыночной стоимости – соответственно, его сумма уменьшилась в три раза.

Инспекция вежливо ответила, что не оспаривает судебное решение об установлении новой кадастровой стоимости земли, однако считает, что земельный налог на ее основе должен рассчитываться только за 2013 год и позже . После чего налоговики наложили на общество штраф, а также предложили уплатить недоимку и пеню по налогу. ОАО «Производственная компания «Возрождение» было вынуждено инициировать новый судебный процесс.

Аргументы судов

Налогоплательщик проиграл дело во всех инстанциях (решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12 ноября 2012 г. по делу № А27-17487 /2012, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2013 г. № 07АП-10827 /12, ФАС Западно-Сибирского округа от 10 апреля 2013 г. № Ф04-1410 /13).

Суды пояснили, что налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость, и момент ее определения закреплен совершенно однозначно: по состоянию на 1 января года, за который исчислен налог ().

А поскольку 1 января 2011 года кадастровая стоимость составляла 9,9 млн руб. – пусть потом она и была признана не соответствующей действительности – то именно эта сумма и должна лежать в основе расчета. Конечно, новая цена земли после вступления в силу судебного решения должна быть внесена в ГКН. Однако, посчитали суды, это не аннулирует прежнюю запись со старой, завышенной стоимостью участка. Поэтому решение суда 2012 года, приравнявшее кадастровую стоимость к рыночной, не подлежит применению к спорному налоговому периоду 2011 года.

«Тройка» судей ВАС РФ также признала логичность выводов нижестоящих судов, отказавшись передавать дело на рассмотрение Президиума ( ВАС РФ от 4 июля 2013 г. № ВАС-7917 /13).

Последняя надежда

ОАО «Производственная компания «Возрождение» не сдалось и решило оспорить конституционность , который устанавливает момент определения кадастровой стоимости для целей налогообложения. Общество требовало признать законность пересмотра налоговой базы «задним числом».

Однако КС РФ отказался даже принимать жалобу к рассмотрению. Судьи отметили, что рыночная стоимость имеет преимущество перед кадастровой, однако это не означает, что последняя лишена экономических оснований и не имеет связи с фактической ценой .

А затем КС РФ и вовсе пошел против логики. По мнению Суда, установление кадастровой стоимости участка, в размере рыночной не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель .

Читайте также:

Иными словами, если, к примеру, государство оценило земельный участок в 10 млн руб., а независимый оценщик – в 2 млн руб. (и впоследствии кадастровая стоимость официально снизилась до этого значения), то с точки зрения КС РФ обе эти оценки верны. И да – внесение новой записи о цене земли в ГКН не может, с точки зрения КС РФ, считаться исправлением ошибки в реестре .

От рассмотрения же ключевого момента жалобы Суд уклонился . Общество поставило вопрос о нарушении своих прав как налогоплательщика, поскольку было вынуждено переплатить налог трехкратном размере из-за «неверной» стоимости земли (то есть налоговой базы).

Комментировать это КС РФ отказался, потому что: а) суды уже рассматривали возможность пересмотра налоговой базы, и б) проверка законности и обоснованности их решений, исследование и установление фактических обстоятельств (включая сопоставление кадастровой и рыночной оценки земельного участка) в компетенцию КС РФ не входит ( КС РФ от 3 июля 2014 г. № 1555-О).

Без права на ошибку

Теперь к просчету заявителя. Сложность заключается в том, что независимый оценщик был привлечен спустя полтора года после утверждения результатов кадастровой оценки . Кадастровая стоимость земли была утверждена в ноябре 2008 года , а рыночная - по состоянию на июль 2010 года . Получилось, что формально разницу в кадастровой и рыночной стоимости можно объяснить изменением обстановки на рынке и колебанием цен на землю.

Странно, что рыночная стоимость земли не была установлена на дату окончания кадастровой оценки, как это делается обычно ( ФАС Волго-Вятского округа от 19 июня 2014 г. по делу № А82-9984 /2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 ноября 2013 г. по делу № А33-3207 /2013). Скажем больше, сам закон об оценочной деятельности обязывает устанавливать рыночную стоимость на ту же дату, что и день утверждения результатов кадастровой оценки (). Если же даты установления рыночной и кадастровой стоимости серьезно разнятся, это не позволяет сопоставить их между собой . На это, кстати, обращает внимание судья КС РФ Константин Арановский в своем мнении к решению.

В копилку аргументов

На руку налогоплательщикам играет официальная позиция Минфина России, причем выражена она была неоднократно. Так, ведомство прямо указывает на возможность перерасчета налога и возврата излишне уплаченного в бюджет при соблюдении двух условий:

  • рыночная оценка земли проведена на ту же дату, что и кадастровая;
  • кадастровая стоимость приведена в соответствие с рыночной ( Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 августа 2012 г. № 03-05-05-02 /89, Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 1 ноября 2012 г. № 03-05-05-02 /112).

Правда, судебная практика пока складывается очень неоднозначно. Некоторые суды осторожно занимают сторону налогоплательщика . К примеру, ФАС Западно-Сибирского округа признает, что закон молчит о том, как следует исчислять земельный налог в такой ситуации. Однако нет и прямого запрета на корректировку налога за тот год, в котором суд приравнял кадастровую стоимость к рыночной ( ФАС Западно-Сибирского округа от 18 июня 2014 г. по делу № А27-12625 /2013).

Налоговое Уведомление, содержащее расчеты (перерасчеты) по налогу на подмосковную землю в купе с расчетами по другим имущественным налогам физлиц, оправляется обычным письмом из города Мытищи (индекс 141020) или заказным письмом («Мытищи-ДТИ»).
При взгляде на суммы налогов у кого-то возникают вопросы, а .
А вообще-то кто заплатит такой налог на землю?

Законодательная база по налогу на землю физических лиц в Московской области

Обратите внимание, что речь идет о налоге на владение землей в Подмосковье, а не о подоходном налоге, возникающем при сделках купли - продажи земельных участков .
Земельный налог – это местный налог, регламентируемый Налоговым Кодексом Российской Федерации (Глава 31), законами Московской области и нормативными правовыми актами местных депутатов.
Плательщиками налога являются организации и физические лица, владеющие земельными участками.

Дальнейшее относится только к участкам земли, принадлежащим физическим лицам и расположенным на территории Московской области .
Ежегодно Налоговая служба начисляет земельные налоги за прошедший календарный год и направляет налоговые уведомления владельцам земли для оплаты.
Налоговая база определяется по .
В 2013 году проводилась глобальная переоценка кадастровой стоимости подмосковных земель. Кадастровая стоимость земельных участков значительно возросла. Иногда в несколько раз. Результаты государственной кадастровой оценки (переоценки стоимости) участков утверждены Распоряжениями Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года: № 566-РМ (земельные участки в составе земель населенных пунктов области); № 564-РМ (земли садоводческих, огороднических и дачных объединений); № 563-РМ (земли сельскохозяйственного назначения).
Новая стоимость подмосковных земель стала базой для начисления налога с 2014 года.
Кроме того, с 2014 года в некоторых районах области в разы выросла ставка земельного налога по приусадебным и дачным участкам.
Таким образом, .

Как рассчитывается налог на участок земли

При расчете налога на земельный участок применяется следующая формула: Н = К * С * М/12 , где
  • К - кадастровая стоимость участка на начало года (на 1 января)
    С 2014 года в Подмосковье используются обновленные данные кадастра областных земель.
  • C - налоговая ставка
    Ставка зависит от категории земель (назначения участка) и местонахождения.
    В большинстве районов Московской области для участков земли, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки), дачного хозяйства, садоводства, огородничества, а также земель сельскохозяйственного использования ставка налога с 2014 года установлена в размере 0,3 процента.
  • M - количество месяцев владения землей
Окончательная сумма налога зависит от доли в праве на землю и .
Оплата налога на землю производится в полном объеме до первого октября следующего года.

Пример расчета подмосковного земельного налога

Вы владеете участком в 15 соток, который расположен в одном из населенных пунктов Балашихинского района (городской округ Балашиха) Московской области.
Рассчитаем налог на этот земельный участок за 2014 год.
Кадастровая стоимость участка – 7 561 950 рублей. .
Получается, что т.н. рыночная стоимость одной сотки земли – 504 130 рублей. Остается только пожелать большой удачи этим «профессионалам», проводившим госоценку, в продаже участка по такой цене.
Назначение земли – для ведения личного подсобного хозяйства. Назначение земельного участка указано в свидетельстве о собственности на участок.
. .
Вы владели всем участком весь 2014 год. Доля – 100%. Количество месяцев – 12.
Сумма налога без учета льгот равна 22 685,85 рублей (Н = 7 561 950 (К) * 0,3% (С) * 12(М)/12) .
Если у Вас многодетная семья или Вы пенсионер, проживший более десяти лет в жилых помещениях на этом участке, то имеете льготы в размере 50% суммы налога. .
Итоговая сумма земельного налога с учетом льготы станет в два раза меньше, - 11 342,93 рубля .

Кадастровая стоимость земельного участка в Московской области

Земельный кодекс Российской Федерации (статья 66) определяет, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается по результатам Государственной кадастровой оценке земель, проводимой в соответствии с законом об оценочной деятельности.
Кадастровая стоимость земельного участка на момент проведения оценки равна его рыночной стоимости .
Средний уровень кадастровой стоимости земель по районам области утверждаются органами исполнительной власти Подмосковья.
Государственная кадастровая оценка земель Московской области проводится не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет.
Таким образом, следующая переоценка подмосковных земель будет в 2017 – 2019 годах.

Кадастровая стоимость участка равна площади участка, измеряемой в квадратных метрах, умноженной на удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) земельного участка, выраженный в рублях за кв.м.
УПКС определяется оценщиками в ходе Государственной оценки земель Подмосковья.
Площадь участка берется из данных кадастрового учета. Если Ваш участок не поставлен на учет, то у него не определена кадастровая стоимость и, соответственно, нет и налога на землю.
Напомним, что в одной сотке сто квадратных метров. Соответственно, шесть соток – это 600 кв.м. земли, а 15 соток – 1 500 кв.м.
Для двух близко расположенных участков земли, один из которых площадью 6 соток, другой 12 соток, логично предположить, что кадастровая стоимость меньшего участка должна быть ровно в два раза меньше стоимости второго. Соответственно, и налог на землю шестисоточного участка должен быть ровно в два раза меньше налога по земельному участку в двенадцать соток.
Однако, результаты переоценки подмосковных земель показывают, что это далеко не всегда так.

Где найти кадастровую стоимость земельного участка

Кадастровую стоимость своего участка земли, если он поставлен на учет, несложно найти, воспользовавшись .

Ставки земельного налога устанавливаются местными властями. В отличии от ставок налога на жилые дома , . Встречаются районы, где местами применяются меньшие ставки – 0,1%, 0,15%, 0,2%.
Большим разнообразием потрясает Раменский район, где в различных сельских поселениях используются множество «некруглых» ставок налога на приусадебные участки, например, 0,07%, 0,12%, 0,13%, 0,14%, 0,15%, 0,16%, 0,17%, 0,19%, 0,29%.
Почти всю информацию о действующих ставках налога на землю в Московской области можно найти на .

Актуальная информация о местных и федеральных льготах по налогу на землю содержится на официальном сайте Налоговой службы (www.nalog.ru) в разделе справочной информации о льготах по имущественным налогам.

Льготы по налогу на земельные участки в Московской области

Ветеранам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан на федеральном уровне установлены льготы. Данная льгота уменьшает налоговую базу по земельному налогу на 10 тысяч рублей. При ставке налога в 0,3 процента - это!!! целых 30 рублей.
Перечень льготников определен пунктом 5 статьи 391 Налогового Кодекса. В него, в частности, входят: ветераны, инвалиды, «чернобыльцы», герои России.
Тем не менее, .
Помимо льготников федерального списка, местные льготы районов Московской области значительно снижают налог на землю пенсионерам, многодетным семьям, почетным гражданам и другим категориям.

Как можно уменьшить земельный налог по своему участку

По уже начисленному налогу

Налоговое уведомление с начислением налога по земле содержит расчеты и других налогов по Вашему имуществу, зарегистрированному в Московской области (налог на владение жилым домом , дорожный налог на автомашину).
Уведомление доставляется плательщику земельного налога несколько позднее, чем это планирует Федеральная Налоговая Служба. Например, интернет-сервис налоговой показывает, что по данному району Московской области налоговое уведомление должно быть готово к отправке в мае, а приходит «письмо счастья» только в августе. Оплатить же всю сумму налога Вы обязаны не позднее первого октября.
Практика показывает, что в расчетах налоговой случаются завышения сумм земельного налога. Выясним, что можно оспорить.
Для того чтобы разобраться в текущих налогоземляных вопросах, прежде всего, сравните начисления налога на землю с расчетами сумм этого налога в уведомлениях прошлых лет. Иногда выявленные отличия дают необходимую информацию.
  1. Внимательным образом сопоставьте данные расчетов налога на Вашу землю последних трех лет.

  2. С 2014 года она могла значительно вырасти.
  3. .
    Ставка налога не зависит от кадастровой стоимости, а определяется категорией земельного участка и районом его месторасположения.
    .
    Например, . .

  4. Может быть, что-то распространяется и на Вас. Льготы по имущественным налогам бывают как федеральные, так и дополнительные местные. По налогу на землю льготы федерального уровня незначительны, а вот местные, как правило, от 50% до 100% суммы налога.
  5. Изучите тексты решений местных депутатов.
    Даже если налоговая ставка и льготы, указанные на сайте налоговой, совпали с расчетами в уведомлении, но Вам кажется, что сумма налога землю достаточно высока и неразумна, «докопайтесь до первоисточника». Таковым в данном случае является действующее постановление местных депутатов по земельному налогу.
    Местные власти обязаны их публиковать, в том числе в открытом доступе интернета. Название, номер и дату решений можно найти на сайте налоговой.
    Вполне возможно, что на сайте налоговой размещена неточная информация по ставкам или указаны не все льготы.
    Яркий пример. Решение Совета депутатов «Об установлении земельного налога на территории городского округа Балашиха». По участкам, предназначенным для ведения личного подсобного хозяйства и расположенных в сельских населенных пунктах округа Балашиха (Балашихинский район), предусмотрена льгота в размере 75%. Это снижает Ваш налог на землю в ЧЕТЫРЕ РАЗА. Льготы действует в 2014 и 2015 годах.
  6. Внимание! Перерасчеты налогов прошлых лет, которые увеличивают сумму налогов по Вашему земельному участку, ухудшают положение налогоплательщика.
    Требуйте от налоговой убрать такие перерасчеты как незаконные, основываясь на положениях статьи 5 Налогового Кодекса.
Если удалось обнаружить превышение суммы начисленного Вам налога по земле, незамедлительно пишите заявление в налоговую и требуйте изменения расчетов .
Свою претензию отправляйте в территориальную налоговую (по местонахождению Вашего участка) ценным заказным письмом с заказным уведомлением и желательно с описью. Либо же лично направляйтесь на разбор уведомления в местную налоговую.

P.S. О росте налогов в России на собственность граждан

Весь «ужас» резкого повышения налога на землю за 2014 год состоит в при одновременном .
В следующем году в Москве и Подмосковье нас ждет «новый налог на недвижимость», когда по кадастровой стоимости будут рассчитываться налоги по жилым домам и квартирам.
Применяемые формулы налогоисчисления будут достаточно сложные. Будьте внимательны и тщательно проверяйте расчеты и исходные данные. Налоги – это же Ваши деньги, причем уже не малые.

Ставки налога по земле для приусадебных и дачных участков в Московской области

Ниже и . Данные ставки действуют с 2014 года.

Таблица ставок земельного налога по районам Подмосковья

Муниципальный район Московской области Ставки налога на землю
1. Волоколамский район 0,3%
2. Воскресенский район 0,3%
3. Дмитровский район 0,3%
4. Егорьевский район 0,3%
5. Зарайский район 0,3%
6. Истринский район 0,3%
7. Каширский район 0,2% - 0,3%
8. Клинский район 0,15% - 0,3%
9. Коломенский район 0,3%
10. Красногорский район 0,2% - 0,3%
11. Ленинский район 0,15% - 0,3%
12. Лотошинский район 0,3%
13. Луховицкий район 0,3%
14. Люберецкий район 0,2% - 0,3%
15. Можайский район 0,3%
16. Мытищинский район 0,15%
17. Наро-Фоминский район 0,3%
18. Ногинский район 0,2% - 0,3%
19. Одинцовский район 0,1% - 0,3%
20. Орехово-Зуевский район 0,15% - 0,3%
21. Павлово-Посадский район 0,1% - 0,3%
22. Подольский район 0,2% - 0,3%
23. Пушкинский район 0,1% - 0,3%
24. Раменский район 0,07% - 0,3%
25. Рузский район 0,2% - 0,3%
26. Серебряно-Прудский район 0,3%
27. Сергиево-Посадский район 0,1% - 0,3%
28. Серпуховский район 0,15% - 0,3%
29. Солнечногорский район 0,15% - 0,3%
30. Ступинский район 0,2% - 0,3%
31. Талдомский район 0,3%
32. Чеховский район 0,08% - 0,3%
33. Шатурский район 0,3%
34. Шаховской район 0,3%
35. Щёлковский район 0,2% - 0,3%

Ставки земельного налога в городах областного подчинения и городских округах Подмосковья

Городской округ (город областного подчинения) Московской области Ставки налога на землю
1. Балашиха 0,3%
2. Бронницы 0,3%
3. Дзержинский 0,3%
4. Долгопрудный 0,2% - 0,25%
5. Домодедово 0,25% - 0,3%
6. Дубна 0,3%
7. Жуковский 0,3%
8. Звенигород 0,3%
9. Ивантеевка 0,2% - 0,25%
10. Климовск 0,2% - 0,3%
11. Коломна 0,13% - 0,2%
12. Королёв 0,3%
13. Котельники 0,3%
14. Красноармейск 0,3%
15. Лобня 0,3%
16. Лосино-Петровский 0,3%
17. Лыткарино 0,3%
18. Озёры 0,3%
19. Орехово-Зуево 0,3%
20. Подольск 0,3%
21. Протвино 0,2%
22. Пущино 0,3%
23. Реутов н/д
24. Рошаль 0,3%
25. Серпухов 0,3%
26. Фрязино 0,3%
27. Химки 0,2%
28. Черноголовка 0,3%
29. Электрогорск 0,3%
30. Электросталь 0,3%