Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Дома на воде: мировой и отечественный опыт. Переехать в собственный дом на воде. Теория и практика

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Главное преимущество плавучих домов по сравнению с яхтами - это высокий уровень комфорта

Конкуренцию такому жилью могут составить только переоборудованные речные трамваи, баржи, а также построенные на заказ большие яхты. Но это совсем другой класс, несоизмеримо более дорогой в обслуживании и имеющий существенные ограничения на места стоянки. К тому же судно, какой бы редизайн интерьеров оно ни прошло, все равно было и останется кораблем. А хорошо пришвартованная платформа дает ощущение настоящего маленького острова: никакой качки. Поэтому и возводить на ней можно строение близкое к обычным загородным коттеджам. Подобного уровня удобств, высоты потолков и площадей помещений можно достичь только при строительстве гигантской яхты.

Но все же плавучие дома - это суда, они могут проходить и швартоваться там, где большой яхте делать просто нечего. Самый главный плюс домов на воде: даже с учетом высокой стоимости, цены на землю в ближайшем Подмосковье перекрывают все эти затраты в разы. И эксплуатация речной резиденции часто значительно дешевле, чем обслуживание загородного дома.

Что касается точных цен, то их назвать сложно: серийные плавдачи в России не производятся. Цены же на импортные «хаусботы» начинаются от 500 тысяч долларов. При этом до 50% этой суммы уходит на растаможку и доставку.

Архитектура и интерьеры дома ограничены лишь возможностями заказчика, а также площадью и другими характеристиками платформы, на которой возводится плавающая резиденция. Пройдя формальности, плавающий дом можно будет пришвартовать практически где угодно за пределами городской черты.

Существует несколько технологий возведения плавучих домов. Например, актер Жерар Депардье живет на старой переделанной барже. Баржа - очень романтичное жилище, но с ее переоборудованием и содержанием возникает немало хлопот. Даже если удастся заказать на верфи новую баржу, все равно ее придется поднимать на берег для профилактики днища раз в два-три года. К тому же барже, пусть даже и переоборудованной под жилье, законодательством не разрешено останавливаться где угодно. А жилые баржи делают в основном не для путешествий, а для проживания по постоянному адресу.

Наиболее удобная технология строительства плавучих домов - на базе бетонных дебаркадеров. Обычно большие бетонные корыта используют для строительства плавучих отелей или ресторанов. Например, таков ресторан «Викинг», пришвартованный на Бережковской набережной. А вот за пределами МКАД есть несколько реализованных проектов жилых дебаркадеров. Преимуществом таких построек является неограниченная свобода для реализации любых архитектурных замыслов. На большом бетонном дебаркадере можно возводить постройки в несколько этажей. Однако, недостатков тоже не счесть. Дебаркадеров в России выпускают очень мало. А дебаркадеры старше 10 лет почти всегда текут. Многие берутся их латать, но процесс этот практически бесконечный и бесперспективный.

Новые дебаркадеры строят сейчас только под заказ. Интересные проекты жилых платформ предлагают Рыбинская судостроительная верфь и нижегородская компания Sea Tech. Однако специфика жилого дебаркадера в том, что он покупается, как игрушка, когда у человека есть и квартира, и несколько домов (в России и за ее пределами), и он может себе позволить плавучее развлечение. Заказчики таких объектов люди более чем обеспеченные.

Несмотря на то, что строительство плавучих домов в России пока редкость, архитекторы уже знакомы с подводными камнями надводного строительства. И их немало.

Особенности внутреннего пространства дебаркадера в том, что оно подразумевает свободную планировку - кроме внешних стен там достаточно нескольких опорных столбов. Правда, необходимо учитывать расположение люков доступа к канализации. Поэтому к моменту разработки дизайна лучше предполагать расположение комнат, лестничных маршей, вентиляционных и сантехнических коробов.

Технических сложностей при строительстве возникает не мало. Во-первых, дебаркадер, как и любое плавсредство, имеет ограниченную грузоподъемность. Во-вторых, некоторые решения являются или слишком сложными или чрезмерно дорогостоящими, поскольку объект находится в плавающем состоянии, соответственно, возможен крен. По этой же причине приходится тщательнее выбирать материалы черновой и чистовой отделки - строение в любом случае может «повести», соответственно, появляется опасность возникновения трещин на штукатурке и прочих неприятностей, хотя эту проблему можно решить, используя в конструктиве не клееный брус, а металл. Отчасти по этой же причине во многих помещениях использована отделка стен из горизонтально расположенной доски.

Немаловажный момент в строительстве дома на воде - организация коммуникаций, соответствующих санитарным нормам. Если с автономным энергоснабжением и завозом пресной воды проблем нет, то канализация - задачка посложнее. Цена самой продвинутой системы очистки может достигать 200 тысяч рублей. В итоге, отработанную воду можно сливать прямо в водоем.

Коммуникации в прямую зависят от выбора места стоянки. Будет ли жилище стоять на приколе в одном из подмосковных яхт-клубов или пришвартуется к совершенно дикому берегу - решать вам. Но в любом случае, стоянку нужно зарегистрировать. Основной документ, которым необходимо заручиться владельцу, - договор водопользования. Кроме того, дебаркадер должен иметь регистрацию Госинспекции по маломерным судам. Но если плавучий дом не планируется устанавливать в черте Москвы, все эти процедуры проходят очень быстро.

И все-таки, несмотря на гипотетическую мобильность, дебаркадер - это, как ни крути, оседлое жилище. Тем же, кто ожидает от подобного жилища романтики речных путешествий, стоит направить свой взор на традиционные плавучие дачи. В России суда такого типа начали производить совсем недавно. Чаще всего они монтируются на катамаранной системе поплавков. Благодаря подобной конструкции эти плавдачи, в отличие от дебаркадеров, имеют очень маленькую осадку - всего около полуметра, что позволяет подойти практически к любому речному берегу. Кроме того, катамаранная система обеспечивает хорошую устойчивость, которая придает отдыху на воде земной комфорт. Это весомый плюс.

А вот серьезным минусом являются наши климатические условия. Они вовсе не располагают к жилью на воде. Потому что у нас 9-10 месяцев в году или лед, или сильные ливни. Кроме того, «дом» на воде не только требования к водным объектам, но и требования по безопасности жизни никогда не пройдет. Это не дом, у него ведь даже фундамента нет.

Одно дело - наблюдать за водной гладью со стороны, из окон дома, расположенного в 200 метрах от воды, в этом случае приближенность к воде действительно является преимуществом, и совсем иное - лицезреть воду у себя под ногами. Более того, по нашему законодательству жильем можно назвать лишь то, что стоит на земле.

Впрочем, если зарегистрировать дом на воде не как объект недвижимости, а как плавательное средство, часть проблем снимается. Основной вопрос - уложится ли жилой объект в характеристики маломерных судов. Если плавучий дом превышает предел водоизмещения, его нужно регистрировать в речном реестре. А это на практике так же маловероятно, как и законное признание дома на воде недвижимостью.

При этом на Москву и Санкт-Петербург на данный момент приходится всего один официальный жилой дебаркадер, причем с почтовым адресом. Пришвартованный в Питере на Крестовском острове, он окружен водой не только снизу, но и сверху: на втором этаже дебаркадера есть огромный бассейн площадью 63 квадратных метра. В самом же доме на воде есть финско-турецкая сауна, зимний сад, кинозал и два балкона.

Владелец этого плавучего дома Юрий Кудрявцев, который не так давно расхваливал концепцию жизни на воде, сегодня тщетно пытается избавиться от своего детища. За это время первоначальная цена выставленного на продажу дебаркадера-дома упала на треть.

Дело в том, что жилой дебаркадер все же не дом, а игрушка. А как любая дорогая игрушка, она ждет того человека, которому она и по карману, и реально нужна. Но таких людей единицы. Даже если не брать во внимание экзотическую составляющую такого предложения, место стоянки дебаркадера очень неоднозначно. По соседству от него расположен ресторан, магазинчики, вокруг постоянно масса народа. Даже только по этим параметрам на элитный объект дом на воде не тянет. Проблема в том, что любое место в черте города для такого объекта неудачно.

В Москве же практически единственным местом, подходящим для установки жилого дебаркадера, является Серебряный бор. Но там разместить плавучую конструкцию просто никто не разрешит.

Поэтому продающиеся дебаркадеры обычно пришвартованы на Фрунзенской набережной и новых владельцев они ищут годами. Из-за слишком большого срока экспозиции предложений их владельцы не привередничают, регламентируя рамки использования дебаркадеров. Один и тот же объект одновременно предлагают под рестораны, офисы, гостиницы и жилье.

Между прочим, из-за малой перспективности по продаже, эти объекты не фигурируют в базах крупных агентств недвижимости, ими занимаются частные риэлторы.

Плавучие дома или хаусботы — это бывшие суда, переделанные под комфортабельные жилые дома. Как правило, такие дома пришвартованы в определённом месте и не имеют мотора, но встречаются и действительно плавучие экземпляры, способные совершать длительные путешествия. Если вы любите путешествовать и выбираете при этом небанальные места для ночлега, посмотрите наш материал о самых интересных хаусботах, которые сдают частные владельцы на онлайн-площадке для краткосрочной аренды жилья по всему миру Airbnb.

23 ФОТО

1. Плавающий дом на реке Темза в Лондоне, Великобритания. (Фото: Airbnb).
2. Хаусбот проплывает под одним из самых знаменитых мостов Лондона — Тауэрским мостом. (Фото: Airbnb).
3. Вилла на воде в Амстердаме. Жизнь на баржах, оборудованных под жилище, из необходимости, связанной с нехваткой средств на покупку жилья на суше в послевоенные годы, превратилась в настоящее время в моду. Всего на каналах Амстердама пришвартовано около 2,5 тысяч уютных жилых барж. Каждый там найдёт что-то для себя, а организовать поездку в Амстердам теперь стало проще простого с системой поиска авиабилетов Универсального агентства по продаже авиаперевозок. Воспользовавшись их поисковой системой, можно найти действительно низкие цены на авиабилеты Киев — Амстердам , как и на другие международные и внутренние рейсы. (Фото: Airbnb).
4. Баржи Амстердама оборудованы, как правило, по самому последнему слову техники. Там есть всё необходимое для комфорта постоянных и временных жильцов плавучего дома. (Фото: Airbnb).
5. Баржа в Сиэттле (США), которую переделали в комфортабельный дом на воде. (Фото: Airbnb).
6. А так выглядит баржа изнутри: здесь очень уютно и есть всё необходимое для жизни. (Фото: Airbnb).
7. Жилая баржа, расположенная прямо у Эйфелевой башни в Париже. (Фото: Airbnb).
8. Уютная комната на жилой барже у Эйфелевой башни. (Фото: Airbnb).
9. Апартаменты Bed&Boat на барже в Амстердаме, Голландия. (Фото: Airbnb).
10. Гостиная с кухней в апартаментах Bed&Boat в Амстердаме. (Фото: Airbnb).
11. Плавучий дом (баржа) в Копенгагене, Дания. (Фото: Airbnb).
12. Гостиная в жилой барже в Копенгагене с прекрасным видом на город. (Фото: Airbnb).
13. Интересные апартаменты на барже в центре Парижа. (Фото: Airbnb).
14. Уютная каюта на романтическом паруснике (Romantic Sailboat) в Палермо. (Фото: Airbnb).
15. Оригинальный интерьер спальной каюты в жилой яхте на Канарских островах. (Фото: Airbnb).
16. Puget Sound Sailing Adventure — дом на воде в США. (Фото: Airbnb).
17. Дом на воде «Березина» в центре Харлема, в Голландии. (Фото: Airbnb).
18. Жилое пространство в хаусботе «Березина» продумано до мелочей. (Фото: Airbnb).

Все мы помним известную рекламу от ТЕЛЕ2: «Земля тут очень дорогая! Зато вода – дешевая!», говорят герои ролика, обустраивая шикарный ресторан на воде при оживленном пляже. И в самом деле, мысль строить недвижимость, или все-таки «движимость», на воде далеко не нова и захватывает внимание все большего количества людей.

Дом на воде – вполне реальная перспектива обычному жилью, при этом наполненная романтизмом, свободой и прекрасным видом из окна. Но так ли все позитивно на самом деле? Как раз в этом «Дом Мечты» сегодня и поможет вам разобраться.

Жить на воде – достоинства и недостатки

Ну кто не мечтал в детстве построить плот и, как Том Сойер с Геккельбери Финном, спуститься по реке? А если это еще и сопровождается домашним уютом и городскими коммуникациями – то такое плавсредство становится действительно домом мечты. Помимо этого, в нашей стране города-миллионники не радуют жителей приятными ценами на земельные участки, скорее уж их стоимость находится за гранью добра и зла для рядовых сограждан. А вот дом на воде, если он оснащен двигателями, является по законам нашей страны всего лишь плавсредством. А водные ресурсы – принадлежат государству и при выполнении определенных норм вполне можно пользоваться этим безвозмездно. И чем не выход из ситуации, как сделать дом на воде, поместив его хоть в центре города, хоть на заброшенном пруде? Вам не придется платить за аренду или покупку земли, главное, чтобы водный дом имел судовой билет, подтверждающий ваше право на собственность.

Обратная сторона: недвижимость – это то, что стоит на земле, поэтому регистрация на ПМЖ невозможна. Но существуют и другие трудности. Прежде всего, это ремонт и обслуживание таких домов. Не менее важны и коммуникации – тут есть варианты от грубых и простых до вполне цивилизованных. Однако все вопросы решаемы, и если вы вдохновились открывшимися горизонтами, то стоит подробней рассмотреть, какие дома на воде существуют.

Какие бывают виды домов на воде

Если систематизировать все те конструкции, которые попадают под определение «дома на воде», то получится несколько типов плавсредств, пригодных для постоянного проживания:

  • Дом на понтонах . Это один из самых недорогих возможных вариантов. Понтоны, объединенные в единую платформу, несут на себе саму жилую постройку. Они не подвержены коррозии, хорошо держатся на плаву. На таком основании возможна постройка жилья по индивидуальному проекту.

  • Баржи, переоборудованные под жилое пространство. Старые баржи вполне можно переоборудовать под жилое пространство, или даже заказать для этой цели новенькую баржу с завода. Подобный тип жилья уже хорошо зарекомендовал себя и в старом и в новом свете, но наши соотечественники пока еще осторожно относятся к таким перспективам. Поэтому на следующем фото: дом на барже в Стокгольме.

Дом на воде на барже, Стокгольм

  • Специализированные дома Хаусбот . Это название компании, основная специализация которой – строительство домов на воде. Эти дома – компромисс между частной яхтой и загородным домом, предназначенный для передвижения в пределах некоего внутреннего водоема. Это целых два этажа, полностью готовых к проживанию и способных передвигаться со скоростью около 20 км/ч.

  • Дебаркадеры – это дома на бетонных площадках, которые позволяют воплотить практически любые задумки архитектора. Это самый дорогой из перечисленных вариантов, дебаркадеры работают автономно с собственными коммуникациями, но при необходимости их можно подключать к городским коммуникациям по специальным разрешениям, как и делают граждане Франции.

  • Дом на воде на сваях . В некоторых регионах с затопленной и болотистой почвой местное население давно решило, как построить дом на воде – использовать для этого забитые в землю сваи, на которых и находится само строение.

Особенности построения дома на воде

Дома на воде – это не только романтика, но, к сожалению, и масса сложностей с самыми привычными вещами. Строятся они, как уже писалось, на железобетонном или стальном понтоне, и эксплуатировать такие строения лучше всего во внутренних , где волны не поднимаются выше одного метра, и в стены не бьется ураган морского ветра.

В регионах, где зима почти девять месяцев в году, большую часть года придется провести, застряв во льдах. Хотя качественно сделанные водяные дома и не опасаются мороза и льда, но все же это далеко не тропики.

Обустройство домов на воде необходимыми коммуникациями

Дома на воде могут быть оборудованы автономными коммуникациями, такими как специальные резервуары для питьевой воды, запасы топлива, электрогенератор и солнечные батареи, так и иметь возможность подключения к городским удобствам. Отопление плавучего жилья возможно с помощью , конвекторов, чугунной или стальной печки-камина. Не стоит забывать о средствах пожарной безопасности – они должны быть в порядке.

Отдельное слово о канализации. Идеальным вариантом будет продвинутая и современная система очистки, при ее использовании очищенную воду можно сливать прямо в водоем.

Как сделать дом на воде

Жизнь на воде в российской действительности

Итак, вы – житель России и желаете жить в доме на воде. Ну что же – это дешевле по некоторым параметрам и такое решение имеет ряд преимуществ. Как уже писалось, с точки зрения законодательства РФ, такой дом – не больше чем судно, несамоходное правда, но все же судно. Но при условии, что оно не больше двадцати метров и не рассчитано больше, чем на двенадцать человек. Впрочем, зачем вам больше, не так ли? И это «судно», которое все-таки дом, нужно зарегистрировать в ГИМС и регулярно проходить технический осмотр, что в условиях нашей российской действительности является давно отлаженным механизмом. При регистрации вам необходимо предъявить техпаспорт, договор купли-продажи, паспорт, ИНН и квиток об оплате госпошлины в размере, пропорциональном размеру вашего плавсредства, то есть дома. Ну и нужно платить транспортный налог, не без этого.

Теоретически, вы можете встать в любом месте, если не мешаете движению судов. Практически – дом на воде быстро заинтересует правоохранительные органы и администрацию, и вам придется назубок выучить основы речного и морского права, объясняясь с нежеланными визитерами. Альтернатива – заключение договора на аренду водного пространства на пару десятков лет (ФЗ №74).

Выполнив все это, вы можете нырять с порога вашего дома, удить из окна рыбку и нагло не платить налога на недвижимость. А если вам просто хочется почувствовать, как это, жить на воде, то садитесь в самолет и летите на Бермуды или Мальдивы, в Таиланд… Там давно уже практикуют гостиничные домики, бунгало на воде, причем, с потрясающими живописнейшими пейзажами.

В последние годы явно наблюдается повышенный спрос на жилье на плаву. Речь идет о жилых баржах, бросающих якорь в каналах и реках Лондона. Когда-то это было хобби для богатых, сегодня – насущная необходимость для небогатых.

За последние пять лет количество жилых барж на водных артериях только Лондона возросло на 50%. Чем объясняется этот бум и действительно ли комфортна и выгодна жизнь на узкой лодке, пытается разобраться Надежда Кидд.

С одной стороны, да, удобно и выгодно. Даже молодые люди, впервые приобретающие собственную недвижимость, могут позволить себе сразу оказаться в престижном районе Лондона, избежав заоблачных цен на жилье, сократив счета по расходам и исключив гербовый сбор. С другой, как показывает практика, жизнь эта подходит явно не каждому, и привлекающая романтика увядает при первых же встречах с бытовыми проблемами.

Особенно в последние год-два возросло количество так называемых кочевых барж, т. е. тех, владельцы которых не покупают лицензию на постоянную швартовку, а предпочитают двигаться, имея право останавливаться на две недели практически в любом месте (если, конечно, найдут его). Восточный Лондон испытал в последний год самый большой наплыв таких кочующих барж.

Рай в первую очередь для тех, кто не может получить кредит на покупку дома, хотя и начал свой бизнес, для студентов, объединившихся в небольшую коммуну, чтобы снять баржу, - для тех, одним словом, кто не может позволить себе купить или снять даже так называемый «аffordable home». Да и где их найти, когда в категорию доступного жилья в Лондоне попадает лишь одна из шести недвижимостей. Элемент молодого энтузиазма и романтики тоже присутствует: в конце-то концов, и Ричард Брэнсон когда-то начинал самостоятельное житье на барже!

На барже все по-настоящему: спальня (порой и не одна), гостиная, туалет, душ и прочие удобства. Все, само собой, в уменьшенном виде. Жить можно. Но и здесь работают деньги: хочешь получше - плати побольше. Большинство дешевых барж изношены временем, повсюду сырость, отсутствует канализация, часто нет даже электричества, а обитателям приходится спать в теплой одежде. Погреться можно только на палубе, да и то в солнечный день. Кажущиеся маленькие цены на аренду часто маскируют реальную стоимость проживания. Это одинаково касается и аренды баржи, и покупки.

Есть, конечно, и категория роскошных барж. Взять, например, плавучие дома, пришвартованные в частной марине острова Taggs Island около дворца Hampton Court. Здесь пятиспальная баржа может стоить 1,85 миллиона фунтов. И тем не менее это все-таки значительно дешевле, чем стоимость пятиспального дома в соседнем городке Kingston. Учтем еще, что каждая баржа в этом месте имеет собственную парковку не на одну машину, прилегающий садик, летний домик, отдельное жилье для няньки и собственный мостик на остров. Рай, в котором живут художники, писатели, музыканты. Но это, конечно, исключение.


Итак, стоимость

Баржевики в первую очередь должны решить вопрос о стоянке, приобретении лицензии и поддержании лодки в рабочем состоянии. Наиболее приемлем по цене вариант кочевников, т. е. каждые 14 дней менять место причала. У таких кочевников нет почтового индекса, и, как результат, могут возникнуть трудности при открытии банковского счета и в получении кредита. Стоимость постоянной стоянки, как правило, в частных маринах дороже и зависит от размера баржи и места. Она может обойтись в £2000 в год, включая Council tax, хотя для барж он значительно ниже, чем для жилья на суше, и разрешение от райсовета.

Самое главное

Каждая баржа должна получить лицензию – стоимость зависит от длины баржи. Необходима и страховка, включающая обязательное страхование «в пользу третьей стороны». Осмотр баржи перед покупкой специалистом (surveying) также обойдется в кругленькую цифру. Каждые четыре года нужно обновлять Сертификат безопасности. И, как говорится, так далее, и так далее... Не зря же сами баржевики говорят: «Выбирайте баржу за образ жизни, а не за кажущуюся дешевизну...» И еще один совет от бывалых: не торопитесь покупать баржу, обязательно начните с аренды.

Основные расходы при жизни на барже:

  • Стоимость стоянки зависит от многих факторов. В центре Лондона может
    составлять до £2000 в год;
  • Лицензия на баржу доходит до £1100 в год;
  • Топливо, эксплуатационные расходы и пр. – от £100 до £200 в год;
  • Страховка «в пользу третьей стороны» - £200 в год;
  • Обязательная предпродажная инспекция - £400;
  • Сертификат безопасности (обновляется каждые четыре года) - £150.

Надежда Кидд.

"Как в лучших домах Лондона и Парижа" - многие употребляют это выражение, даже не догадываясь, что чуть ли не самое престижное жилье в глазах парижанина это... баржа. Ну, конечно, не та, что тащит из одного порта в другой какие-нибудь контейнеры, а дом-баржа на Сене, зачастую ни в чем не уступающий модернизированным средневековым замкам или загородным особнякам.

Некоторые практичные французы ухитрились совместить таким образом приятное с полезным - уютный дом со средством передвижения. И если жить в трейлере, как некоторые американцы, тесно и не очень-то комфортно, то в данном случае, как говорится, нет предела совершенству: все зависит от фантазии обладателя судна и размера его кошелька. Причем второе - на первом месте. Фантазию можно позаимствовать у дизайнера, а без больших денег только трейлер и укупишь.

Первый порт на правом берегу Сены, прямо в центре Парижа, появился в 1933 году. Но порт - это громко сказано. Просто уютная набережная со скамейками и плакучими ивами стала прибежищем не только для влюбленных пар, туристов и праздношатающихся, но и официальной "парковкой" для барж. Длина портовой набережной в этом месте составляет 1100 метров, а увидеть здесь можно самых разных представителей речного и морского транспорта: баржи, шаланды, яхты - все суда не превышают в длину 40 метров, иначе они просто не уместятся все вдоль отрезка набережной. Водоизмещение отдельных экземпляров достигает 400 тонн.

Такие стоянки для "домов на воде" можно встретить и в некоторых других районах французской столицы, а также за ее пределами, но для истинного француза жить с видом на Елисейские поля, аккурат напротив скрытого зеленью президентского дворца, так же престижно, как для россиянина - с видом на Кремль. Но удовольствие это - не из дешевых. Буквально за все приходится платить - за место под солнцем, а точнее на воде, что очень дорого, за лицензию на право управления судном, за само плавсредство, стоимость которого может конкурировать с ценами на хороший особнячок с садами и парками, за внутреннюю отделку и интерьер, в конце концов. И вот тут-то французам - истинным ценителям красоты есть где разгуляться.

Весьма неприметные с виду баржи внутри представляют собой шикарные апартаменты - с кухней, спальней, гостиной, порой не одной ванной комнатой и рабочим кабинетом. Те, кто побогаче, могут себе позволить даже оборудовать небольшой винный погреб с современной системой хранения бутылок. Практически все "плавучие дома" оснащены автономными системами водо- и электроснабжения, а также кондиционерами, обогревающими зимой и освежающими воздух летом. На многих баржах присутствуют спутниковые тарелки. А если их нет, то это скорее признак не стесненного бюджета, а отсутствия большой любви к теледосугу.

Внутренней отделке домов на якоре могут позавидовать дворцы. Говорят, что хозяева барж приглашают самых именитых дизайнеров Франции для оборудования своих жилищ. Любящие уют и тепло домашнего очага французы украшают свои плавучие дома со свойственной им изысканностью - многочисленные экзотические растения в горшках на палубах, стоящие здесь же шезлонги, пляжные зонтики, мебель из ротанга или бамбука - прогуливающиеся по набережной Сены невольно становятся свидетелями "соревнования вкусов". Но то, что видно с берега, это лишь верхушка айсберга. Внутреннее убранство удается увидеть далеко не всем. И, как удалось подглядеть, баржа - это вовсе не повод отказывать себе в роскоши. Так, в будуарах особо богатых хозяев можно обнаружить даже старинную консоль в стиле Людовика XIV. Например, дом на воде обосновавшегося в Париже вечного "горца" Дункана Маклауда напоминает собой огромную антикварную лавку.

Кстати, многие знаменитости, желая быть ближе к природе, селятся на таких баржах. Мне показали одно весьма неприметное с виду плавсредство, которое принадлежит, по свидетельству знающих людей, самому смешному французу Пьеру Ришару.

Весна в Париже - горячая пора для хозяев барж: начинается время уборки. Дома на якоре подвергаются тщательной "промывке" из шлангов, на поверхность для проветривания и чистки выносятся ковры, одеяла и подушки. Жители барж постепенно "выползают" из своих уютных гнездышек на корму, и, устроившись в креслах возле сервированных по всем правилам столиков, обедают или, нежась на солнышке, ведут неторопливые философские беседы за бокалом вина. Здесь же готовятся барбекю для гостей, играет музыка - под плеск воды течет жизнь.

Дома-баржи, вызывающие первое время улыбку у не привыкших к такому зрелищу новичков, уже давно стали неотъемлемым атрибутом Парижа, впрочем, как и многих европейских городов. Зимой они стоят на приколе, а летом пускаются в плавание по городам и весям - получается путешествие по миру, не выходя из дома. Напоминают о стоявших здесь судах лишь несколько десятков почтовых ящиков, прибитых к набережной, да оставшиеся без хозяев автомобили.

Кому-то эти люди могут показаться чудаками, но они себя таковыми не считают. Напротив, далеко не каждому дано в эпоху технического прогресса с его вредными испарениями, грязью и шумом обрести кусочек - пусть не совсем первозданной - природы, откуда вышел человек. Не стоит думать, что эти люди - не такие, как мы. Они также ездят на работу, и вовсе не на баржах, а на обычных автомобилях, живут текущими проблемами - просто им удается взять от природы чуть больше, чем жителям многоквартирных каменных высоток.

Удивительно идиллическая картина открывается в зимнюю пору - из каминных труб пришвартованных барж в небо неторопливо поднимается дымок, через иллюминаторы пробивается свет от абажуров и настольных ламп. Там живут люди, чей дом - весь окружающий нас мир.