Что значит устойчивое развитие. Что такое устойчивое развитие
Введение
Термин "устойчивое развитие" был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд) в 1987 году. Под устойчивым понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Устойчивое развитие включает в себя два ключевых взаимосвязанных понятия:
1) понятие потребностей, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения):
2) понятие ограничений (обусловленных состоянием технологии и организацией общества), накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества.
Основной задачей устойчивого развития провозглашается удовлетворение человеческих потребностей и стремлений. Важно подчеркнуть, что устойчивое развитие требует удовлетворения наиболее важных для жизни потребностей всех людей и предоставления всем возможности удовлетворять свои стремления к лучшей жизни в равной степени. Переход к устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем до уровня, который обеспечивает устойчивость окружающей среды и при котором появляется реальная возможность существования будущих поколений людей, удовлетворения их жизненно важных потребностей и интересов. Формулирование новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующую систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает, как минимум, экономическую эффективность, биосферосовместимость и социальную справедливость при общем снижении антропогенного давления
на биосферу.
Понятие устойчивого развития
Устойчивое развитие– это такое развитие, при котором удовлетворение нужд нынешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности. Эта формулировка из доклада «Наше общее будущее», подготовленного Международной комиссией по окружающей среде и развитию ООН в 1987 году, стала сутью новой парадигмы развития человечества. В принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году представителями 179 стран «Повестке на XXI век» концепция устойчивого развития приобрела статус важнейшего принципа существования земной цивилизации.
Особенно активно идеи устойчивого развития распространялись в мире в последние 10–15 лет. Большое количество стран сделало реальные шаги по переходу к устойчивому развитию. В них созданы государственные органы, ответственные за устойчивое развитие (советы, комиссии, комитеты при правительствах или главах государств), разработаны или разрабатываются документы национального уровня, ориентирующие развитие на путь устойчивости (концепции и стратегии устойчивого развития, законы, другие нормативные и методические документы). Все большее распространение получают модели устойчивого производства и потребления. Расширяется участие общественности, ученых, бизнеса в решении проблем устойчивого развития.
Весь мир, и Россия в том числе, стоит на пороге третьей, после агрикультурной и индустриальной, цивилизационной революции, не менее, а может быть, и более фундаментальной, чем две предыдущие. Стратегию устойчивого развития невозможно создать, исходя из традиционных общечеловеческих представлений и ценностей, стереотипов мышления. Она требует выработки новых научных и мировоззренческих подходов, соответствующих не только современным реалиям, но и предполагаемым перспективам развития в III тысячелетии.
Понятие устойчивого развития должно определяться через два основных признака такого развития - антропоцентрический и биосфероцентрический.
Под антропоцентрическим признаком в широком смысле понимается выживание человечества (страны) и способность (возможность) его дальнейшего непрекращающегося (устойчивого), непрерывно долгого развития, чтобы наши потомки имели не меньшие возможности, по сравнению с настоящим поколением, удовлетворения своих потребностей в природных условиях и экологических условиях Земли и космоса (принцип равенства возможностей поколений в плане удовлетворения своих потребностей). Биосфероцентрический (в общем случае - экологический) признак понятия связан с сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, необходимого условия ее устойчивости и естественной эволюции, так чтобы дальнейшее развитие человечества не происходило в экофобной форме. В книге “Наше общее будущее” отмечается, что “стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой”. Этот принцип можно охарактеризовать как принцип коэволюции природы и общества.
Сказанное позволяет определить устойчивое развитие как стратегию социоприродного развития, которая обеспечивает выживание и непрерывный прогресс общества и не разрушает окружающую природную среду, особенно биосферу.
Устойчивое развитие - путь к решению экологических и экономических проблем.
Сфера политики в наши дни смыкается со сферой охраны окружающей среды в единую дисциплину - политэкологию, которая занимается проблемами экологической безопасности. Международное сотрудничество в области охраны природы регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы. Важнейший вклад в становление этих принципов внесли Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей среды (1972 г.), Всемирная хартия природы, одобренная Генеральной Ассамблеей (1982 г.) и, особенно, Международная конференция в Рио-де-Жанейро (1992 г.) по окружающей среде и развитию.
На конференции в Рио встретились 114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. Важнейшим вопросом этого форума стало дальнейшее развитие понимания связи международных экономических и экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития .
Под понятием устойчивого развития понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Иными словами человечество должно научиться "жить по средствам", использовать природные ресурсы, не подрывая их, вкладывать деньги, образно выражаясь в "страховку" - финансировать программы, направленные на предотвращение катастрофических последствий собственной деятельности.
Здесь стоит отметить, что широко вошедшее в обиход понятие "устойчивое развитие " - весьма неточный перевод англоязычного термина. Более точно sustainable development переводится как сбалансированное развитие. Такой перевод нагляднее передаёт суть этого понятия, которая заключается в стремлении сохранить баланс между экономическим развитием и охраной окружающей среды. Однако, учитывая то, что в русскоязычной литературе уже укоренился термин " устойчивое развитие " , пользуются именно этим понятием.
В основе этой концепции лежит тот факт, что если три четверти населения Земли, ныне проживающие в слабо развитых странах, пойдут по тому же пути развития своих экономических систем, что и жители развитых стран, то планета совершенно очевидно не выдержит столь мощного потребления её ресурсов и загрязнения окружающей среды и грянет неминуемая экологическая катастрофа. Вместе с тем нельзя винить развивающиеся страны в стремлении повысить уровень жизни быстро растущего населения.
В мировой политике же сегодня отчетливо прослеживается тенденция экономически благополучной четверти населения Земли решить, хотя бы временно, острые экологические проблемы за счет затормаживания экономического роста беднейших трёх четвертей. Выражая мнение весьма влиятельных кругов, многие политики и ученые развитых стран вдруг заговорили о расточительном потреблении природных ресурсов населением Земли, но голодную диету они предлагают всем, кроме себя. В реальной действительности решить экологические проблемы без решения социально - экономических невозможно. На конференции в Рио-де-Жанейро было отмечено, что "экология без экономики - это всеобщая нищета", и что устойчивому развитию разумной альтернативы не существует.
Важнейшим документом, принятым на этой конференции была повестка дня на ХХI век . Этот документ является программой того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точек зрения. В повестке дня на ХХI век разъясняется, что движущими силами перемен в окружающей среде являются население, потребление и технология. В ней излагается, что нужно сделать для сокращения расточительных и неэффективных структур потребления в некоторых частях мира при одновременном содействии ускоренному и устойчивому развитию в других его частях. В ней предлагаются меры в области политики и программы для достижения устойчивого равновесия между потреблением, и способностью Земли поддерживать жизнь. Также в этой программе описываются некоторые методы и технологии, которые необходимо разработать для удовлетворения потребностей людей при рациональном использовании природных ресурсов.
Повестка дня на ХХI век предусматривает варианты предотвращения ухудшения состояния почвы, воздуха и воды, сохранения лесов и разнообразия форм жизни. В ней рассматриваются вопросы бедности и чрезмерного потребления, здравоохранения и образования. Отводится своя роль каждому: правительствам, деловым людям, профсоюзам, учёным, коренным народам, мужчинам и женщинам, молодёжи и детям. Этот документ не направлен против предпринимательской деятельности, напротив, в нём утверждается, что устойчивое развитие - это способ борьбы с бедностью и разрушением окружающей среды.
В настоящее время успех экономического развития оценивается главным образом количеством денег, которое оно приносит. Однако, системы учёта национальных богатств должны также принимать в расчет полную стоимость ухудшения состояния окружающей среды. Тот, кто её загрязняет, в принципе, должен нести расходы по ликвидации загрязнения. Для уменьшения риска нанесения вреда оценка состояния окружающей среды должна производиться до начала осуществления проектов, которые могут иметь нежелательные последствия. Правительствам следует уменьшить или отменить субсидирование тех проектов, которые не соответствуют целям и задачам устойчивого развития.
Важной темой повестки дня на ХХI век является необходимость ликвидации бедности путём предоставления бедным странам более широкого доступа к ресурсам, которые им необходимы для устойчивого развития. Приняв этот документ, промышленно развитые страны признали, что они должны играть более важную роль в сохранении и улучшении окружающей среды, чем бедные страны. Богатые страны обещали также увеличить финансовую помощь другим странам, для такого развития, которое имеет меньшие экологические последствия.
Повестка дня на ХХI век призывает правительства принять национальные стратегии устойчивого развития. Их необходимо разрабатывать с широким участием общественности, включая неправительственные организации. Это соглашение возлагает основную ответственность за перемены на национальные правительства, но указывает, что они должны тесно сотрудничать с международными организациями, деловыми кругами, региональными, провинциальными и местными властями, а также с неправительственными группами и объединениями граждан. Только партнёрство в глобальном масштабе может принести всем народам надежду на устойчивое развитие. Однако на пути к устойчивому развитию стоят трудноразрешимые противоречия. Удовлетворение человеческих потребностей немыслимо без эксплуатации природных ресурсов. Любое производство, по существу, основано на использовании природных ресурсов, составляющих часть общего природного потенциала ландшафтов .
Ресурсный потенциал ландшафта - это часть вещества и энергии, которая отторгается в социально-экономическую сферу. На современном уровне развития человечества природа рассматривается как источник самых разнообразных ресурсов: производственных (сырья и энергии для промышленности), сельскохозяйственных (естественного плодородия почв, теплообеспеченности и влагообеспеченности для производства продуктов растениеводства и животноводства), здравоохранительных и рекреационных (обеспечивающих лечение и отдых людей), эстетических и научных (служащих источником творческого вдохновения, используемых для изучения природных закономерностей, территориальных и экологических (условий существования людей в конкретном месте) и других. Можно сказать, что практически весь природный потенциал ландшафта в том или ином виде используется человеком сейчас, или будет использоваться в будущем. К оценке ресурсного потенциала ландшафта следует подходить с экономических, экологических и эколого-экономических позиций.
При экономическом подходе оценивается стоимость природных ресурсов. При этом учитываются, например, стоимость сырья на внутреннем и мировом рынке, затраты на добычу и транспортировку его к месту переработки, а также экономическая целесообразность выбора взаимоисключающих видов природопользования. В каждом конкретном случае приходится решать, что более целесообразно: вести добычу полезных ископаемых или сохранить ландшафт как источник других природных ресурсов, например лесных.
При экологическом подходе природный потенциал ландшафта оценивается как совокупность условий, необходимых для жизни и воспроизводства, населяющих данную территорию живых организмов, в том числе и человека. Отторжение природных ресурсов человеком вызывает изменение, как отдельных природных компонентов, так и ландшафта в целом - нарушается экологический режим территории, ухудшается состояние окружающей среды.
Эколого-экономическая оценка использования природных ресурсов включает в себя оценку затрат на рекультивацию естественного потенциала ландшафта после его нарушения, вызванного эксплуатацией природных ресурсов. Если эколого-экономический подход игнорировать, то, как показывает опыт, это может привести к тяжелым последствиям - затраты на рекультивацию земель могут оказаться впоследствии выше стоимости использованных ресурсов. Экономия на восстановлении нормальной среды обитания оборачивается трагическими эколого-социальными последствиями - снижением работоспособности, ухудшением здоровья, увеличением смертности людей. Потери на восстановление здоровья, социальные издержки, вызванные ухудшением состояния окружающей среды, могут быть столь значительными, что ущерб перекроет получаемый экономический эффект.
Одной из причин возникшего напряжения во взаимодействиях общества и природы является укоренившееся в сознании людей потребительское отношение к природе. Человек с момента появления на Земле привык непрерывно брать от природы её ресурсы. Не одно тысячелетие он вырубал леса, охотился на зверей, ловил рыбу, использовал созданное природой плодородие почв. До относительно недавнего времени природа могла сама восстанавливать нарушенное в экосистемах равновесие, и это породило у человека ложное представление о безграничности природных ресурсов, о возможности брать их у природы, ничего её не возвращая.
Также экологические проблемы человечества имеют своими истоками различия в процессах, совершающихся в природных и социально-экономических системах. Для естественного ландшафта характерны процессы самоуправления, ведущие к устойчивости экосистемы (гомеостазу ) - сохранению внутренних и внешних связей, обеспечивающих их устойчивость. энтропия неосфера экологический
Гомеостаз природных систем поддерживается, с одной стороны, в результате постоянных контактов с внешней средой, из которой система черпает энергию и вещество для своего функционирования. Это первый блок управления, отвечающий за устойчивость системы в условиях разнообразных внешних воздействий. С другой стороны, гомеостаз системы поддерживается благодаря внутренним процессам функционирования, осуществляющимся в виде круговоротов вещества при примерно постоянных энергетических затратах. Это второй блок управления, отвечающий за внутреннюю целостность экосистемы.
Оба блока управления - внешний и внутренний - контролируются экосистемами. Ведущая роль в гомеостазе природных систем принадлежит функциям живого вещества, без которого системы быстро деградируют - их структура упрощается.
Количество энергии, выделяемой природной системой в окружающую среду, незначительно. Такие системы, благодаря механизмам саморегулирования, постоянно стремятся перейти из состояния менее организованного в более организованное, из состояния менее устойчивого в более устойчивое. Энтропия - мера неупорядоченности - в них естественным образом убывает.
В техногенных системах - в городах, на промышленных предприятиях - энергообмен резко отличается от процессов проистекающих в природе. Поток вещества и энергии через производственную систему практически не имеет обратной положительной связи. На входе - это всё возрастающее потребление ресурсов и энергии, ведущее к деградации природных систем. На выходе - огромное количество отходов, поступающих в окружающую среду, что является главной причиной её загрязнения.
Энтропия техногенных систем имеет тенденцию к неумолимому росту: возникают аварии, нарушаются связи управления, усиливается хаос. Для поддержания этих систем в рабочем состоянии требуются, как показывает исторический опыт, всё увеличивающиеся энергетические затраты. Рост производства, увеличение населения больших городов ведут к обострению экологической обстановки.
Коренное отличие природных систем от техногенных заключается в их способности к самоорганизации и саморазвитию. Энтропия в природных системах, как уже писалось, естественным образом уменьшается. В техногенных же системах устойчивость может сохраняться лишь при условии постоянных материальных и энергетических затрат со стороны общества; предоставленные сами себе они начинают разрушаться, энтропия увеличивается.
Проблема устойчивого развития во многом связана с разного рода запрещениями и ограничениями. Человечество вступило в эпоху трудных решений. Установка на активное силовое преобразование природы уже начинает признаваться ошибочной. Вместе с тем человек не может существовать на Земле, не нарушая её природы. Важным критерием рационального природопользования является сохранения принципа географической и экологической эквивалентности . Для пояснения существа этого принципа можно привести следующий пример.
Вырубка леса сопровождается отчуждением из лесной экосистемы углерода, азота, фосфора, калия, воды, при одновременном изменении баланса углекислого газа и кислорода в атмосфере. Происходит увеличение скорости разрушения земной поверхности и сопряжённой с ней интенсивности выноса из ландшафта веществ. Коренным образом перестраиваются фауна и микробиологические процессы. При соблюдении принципа географической и экологической эквивалентности новая экосистема на месте вырубленного леса - луг или пашня - должна быть эквивалентна исходной по массе продуцируемого органического вещества и энергии.
Следует признать, что создаваемые человеком динамические равновесия в природно-хозяйственных системах, вероятнее всего никогда не будут полностью эквивалентны средообразующим функциям природы. Тем не менее, эти управляемые равновесия можно лишь тогда назвать нормальными, когда они будут адекватны скорости приспособления человека к изменяющейся окружающей среде. При несоответствии темпов изменения среды и приспособления человека к этим изменениям человечество обречено на вымирание.
В рамках концепции устойчивого развития возможны три пути обеспечения экологической безопасности на Земле.
Во-первых - это сохранение расширенного производства естественных экосистем, прежде всего растительных сообществ, средообразующая функция которых является гарантией нормальных динамических равновесий в среде обитания человека.
Во-вторых - это управление природно-хозяйственными системами, средообразующая функция которых эквивалентна функциям естественных экосистем, место которых они заняли.
В-третьих - это внедрение экологически чистых технологий, устраняющих последствия хозяйственной деятельности, неблагоприятные для жизни человека.
Устойчивое развитие — такое развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остаётся в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа функционирования человечества. При устойчивом развитии удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений. Концепция устойчивого развития рассматривается как предпосылка долговременного прогресса человечества, сопровождаемого приумножением капитала и улучшением экологических условий. Концепция устойчивого развития подразумевает развитие региона через самоорганизацию при рамочной внешней поддержке, предупреждающей возможность его перехода в состояние необратимой деградации среды. Для человечества в целом эта концепция подразумевает частичное, целенаправленное, поддерживающее перемещение финансовых ресурсов из богатых регионов в бедные при широком обмене экологическими знаниями и информацией.
Источник: EdwART. Словарь экологических терминов и определений, 2010
Устойчивое развитие — гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие — это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом речь идёт об обеспечении качества жизни людей.
Понятие и определения устойчивого развития
Фактически речь может идти не о немедленном прекращении экономического роста вообще, а о прекращении, на первом этапе, нерационального роста использования ресурсов окружающей среды. Последнее трудно осуществить в мире растущей конкуренции, роста таких нынешних показателей успешной экономической деятельности как производительность и прибыль. В то же время переход к «информационному обществу» - экономике нематериальных потоков финансов, информации, изображений, сообщений, интеллектуальной собственности - приводит к так называемой «дематериализации» хозяйственной деятельности: уже сейчас объёмы финансовых сделок превышают объёмы торговли материальными товарами в 7 раз. Новую экономику двигают не только дефицит материальных (и природных) ресурсов, но во все большей степени изобилие ресурсов информации и знаний. Удельная энергоемкость хозяйственной деятельности продолжает снижаться, хотя общее энергопотребление пока растет.
Значительное большинство международных организаций системы ООН включило в свою деятельность существенную экологическую составляющую, ориентированную на переход к устойчивому развитию. Эксперты Всемирного банка определили устойчивое развитие как процесс управления совокупностью (портфелем) активов, направленный на сохранение и расширение возможностей, имеющихся у людей. Активы в данном определении включают не только традиционно подсчитываемый физический капитал, но также природный и человеческий капитал. Чтобы быть устойчивым, развитие должно обеспечить рост - или по крайней мере неуменьшение - во времени всех этих активов. Для рационального управления экономикой страны применяется та же логика, что используется для рационального управления личной собственностью.
В соответствии с приведенным определением устойчивого развития главным показателем устойчивости, разработанным Всемирным банком, являются «истинные темпы (нормы) сбережения» или «истинные нормы инвестиций» в стране. Принятые сейчас подходы к измерению накопления богатства не учитывают истощение и деградацию природных ресурсов, таких как леса и нефтяные месторождения, с одной стороны, а, с другой - инвестиции в людей - один из самых ценных активов любой страны. При переходе на вычисление истинных темпов сбережений (инвестиций) этот недостаток исправляется корректировкой рассчитываемых традиционными методами темпов сбережений: в сторону уменьшения - путем оценки истощения природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды (потеря природного капитала), и в сторону увеличения - путем учёта возрастания человеческого капитала (прежде всего из-за инвестиций в образование и базовое медицинское обслуживание).
На современном этапе перехода к устойчивому развитию страны-члены ООН должны создавать рамочные условия, обеспечивающие возможность сопряженного, внутренне сбалансированного функционирования триады – природа, население, хозяйство.
При этом механизмы разработки и принятия решений должны быть ориентированы на соответствующие приоритеты с учетом воздействия реализации этих решений в экологической сфере, наиболее полной оценки затрат, выгод и рисков, а также с соблюдением следующих критериев:
- никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба;
- ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут исходя из экономических и социальных факторов.
Источник: И.Алборов, О.Хадарцев, П.Авдеев, Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности
Хартия Земли
Преамбула
«Мы вступили в критический момент истории Земли, когда человечество должно выбрать своё будущее. Наш мир становится всё более взаимозависимым и хрупким, а будущее таит в себе одновременно и большую опасность, и большую надежду. Чтобы развиваться далее, мы должны осознать, что при огромном разнообразии культур и форм жизни, мы являемся одной семьёй и единым мировым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и создать устойчивое глобальное общество, основанное на уважении к природе, правам человека, экономической справедливости и культуре мира. В этом стремлении крайне необходимо, чтобы мы, народы Земли, провозгласили нашу ответственность друг перед другом, перед великим сообществом всего живого, и перед будущими поколениями.»
Принципы
Четыре столпа и шестнадцать принципов Хартии Земли:
I. Уважение живого сообщества Земли и забота о нём
- Уважать Землю и жизнь во всем её многообразии.
- Заботиться о живом сообществе, относиться к нему с пониманием, состраданием и любовью.
- Создавать справедливые, открытые для сотрудничества, устойчивые и миролюбивые демократические сообщества.
- Сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений.
II. Экологическая целостность
- Защищать и сохранять целостность экосистем Земли, уделяя особое внимание биологическому разнообразию и природным процессам поддержания жизни.
- Использовать в качестве лучшего метода защиты окружающей среды стратегию «предотвращения вреда», а при недостатке информации - стратегию «предосторожности».
- Применять такие модели производства, потребления и воспроизводства, которые сохраняют регенеративные возможности Земли, права человека и благополучие сообществ.
- Развивать исследования в области экологической устойчивости и осуществлять открытый обмен информацией и ее повсеместное применение на практике.
III. Социальная и экономическая справедливость
- Рассматривать искоренение нищеты как этический, социальный и экологический императив.
- Следить за тем, чтобы экономическая деятельность и экономические институты на всех уровнях способствовали развитию человека справедливым и устойчивым образом.
- Поддерживать справедливость и равенство в отношениях между полами как предпосылку устойчивого развития и обеспечить всеобщий доступ к образованию, здравоохранению и возможностям экономического процветания.
- Поддерживать права всех без исключения людей на природное и социальное окружение, поддерживающее человеческое достоинство, здоровье и духовное благополучие, уделяя особое внимание правам коренных народов и различных меньшинств.
IV. Демократия, ненасилие и мир
- Укреплять демократические институты на всех уровнях, обеспечивать прозрачность и подотчетность в их управлении, включая участие в принятии решений и доступ к правосудию.
- Вводить в системы формального и неформального образования знания, ценности и навыки, необходимые для устойчивого развития.
- Относиться ко всем живым существам с уважением и вниманием.
- Создавать культуру толерантности, ненасилия и мира.
Избранная библиография
Монографии и брошюры
РЭЦЦА - Центральная Азия на пути к устойчивому развитию (2002)
ЭСКАТО - Региональная платформа устойчивого развития для стран Азии и Тихоокеанского региона (2001)
ЭСКАТО - Достижение Целей Устойчивого Развития в Северной и Центральной Азии (2017)
Статьи
Абдуллаев И. - Вопросы устойчивого развития в ИУВР (2014)
Абдуназарова Н.Ф., Нигматов А.Н. - Образование для устойчивого развития – эффективный механизм урегулирования региональных экологических проблем в Центральной Азии (2014)
Аймбетов Н.К., Огай О.А. - Концептуальные основы устойчивого развития Республики Каракалпакстан (2002)
Айдаралиев А.А. - Глобальное изменение климата и устойчивое развитие горных районов Кыргызской Республики (2013)
Аннаев Б. - Устойчивое развитие и некоторые вопросы управления водными ресурсами Центральной Азии (2004)
Атаходжаева М.А. – Оценка качества жизни населения Республики Таджикистан в современный период (2011)
Бабина Ю.В., Варфоломеева Э.А. - Концепция устойчивого развития и экологический менеджмент
Ванюшин В.А. - Постановка проблемы устойчивого развития, ее объективное содержание и пути решения
Грибова Е.В. - Экологически устойчивое управление водными ресурсами (2015)
Должиков А.В. - Конституционная концепция устойчивого развития (2015)
Мамедов Н.М. - Становление и сущность концепции устойчивого развития
Мамедов Н.М. - Устойчивое развитие условие выживания человечества
Мадаминов А.А., Усмонов Р. – Теоретические основы устойчивого развития сельского хозяйства (2009)
На пути к устойчивому развитию человечества (2012)
Назыров А.А., Пулатов Я.Э. - Вода - основной фактор устойчивого развития (2003)
Урсул А.Д. - Устойчивое развитие: генезис идей, моделирование, дефиниции
Шпапгенберг Й.Х. - Устойчивое развитие: концепция, основы, вызовы, применения
Эргашев А. - О Конвенции устойчивого развития и её важности для Центральной Азии (2012)
Соглашения на глобальном и региональном уровне
Основные итоговые документы по Всемирного саммита по устойчивому развитию (2003)
Переход к концепции охраны окружающей среды был обусловлен значимостью экологического фактора, увеличением экологических загрязнений, осознанием опасности дальнейшего развития фронтальной экономики. В 100 создаются государственные структуры, цель которых – охрана окружающей среды. В нашей стране в 1988 году создан Комитет по охране окружающей среды (ОС), преобразованный в Министерство охраны ОС и природных ресурсов. Получила развитие законодательная деятельность, связанная с принятием законов, актов, норм, процедуры природопользования. В России был принят комплексный закон «Об охране окружающей природной среды» в 1991 г. С 70-х годов ХХ века началось активное международное сотрудничество по охране окружающей природной среды. Проводились сотни многосторонних и двухсторонних договоров, которые и регламентировали природопользование в международных масштабах. В рамках концепции охраны ОС некоторым странам удалось добиться определенной экологической стабилизации, но качественного улучшения не последовало, так как не изменилась идеология эколого-экономического развития. Предпочтение по-прежнему отдавалось экономике без учета экологического фактора. Затраты на охрану ОС понимались как нечто противостоящее экономическому росту.
В 1992 году в состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию, на которой была принята концепция устойчивого развития. В основном документе «Повестка дня в ХХI век» были разработаны рекомендации о необходимости создания всем странам своей национальной стратегии устойчивого развития. Как отмечалось на конференции, процессы экономического роста, которые порождают беспрецендентный уровень благополучия и мощи богатого меньшинства, ведут одновременно к рискам и дисбалансам, которые в одинаковой степени угрожают богатым и бедны. Такая модель развития с соответствующей ей характером производства не является устойчивой. На конференции был сделан вывод о том, что право на развитие необходимо реализовать таким образом, чтобы удовлетворить потребности в развитии и сохранении окружающей среды для нынешнего и последующего поколений. На конференции была принята Декларация, в которой были изложены принципы устойчивого развития.
- Признавалось право людей на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.
- Охрана окружающей среды – неотъемлемая компонента устойчивого развития, не может рассматриваться в разрыве от него.
- Право на развитие необходимо реализовать на основе равного обеспечения и удовлетворения потребностей в развитии и сохранении ОС.
- Уменьшить разрыв в условиях жизни народов мира.
В известной мере исследования и доклады Римского клуба, в частности, Д. Медоуза «Пределы роста» и Дж. Форрестера «Мировая экономика» и разработанная на их основе теория «нулевого роста» дали толчок к проведению исследований, направленных на сохранение природной системы, в частности, долгосрочного потенциала . Проводились научно-исследовательские разработки по выявлению экономических, политических и технологических факторов снижения потребления природных ресурсов и отрицательного воздействия на окружающую среду. В России идеи экологического ограничения для экономического роста начали разрабатывать с 80-х годов. Необходимость экологических ограничений вытекает из анализа причин деградации отдельных экосистем и экологической обстановки по отдельным регионам.
Первый вид ограничений в России (1988г.) состоит в снижении выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и решении проблемы утилизации отходов на основе создания безотходных и малоотходных производств. Данные ограничения (лимиты) устанавливаются в настоящее время в виде разрешений для конкретного предприятия, в целом для города, бассейна реки и т. д. Необходимо учитывать, что развитие и размещение производительных сил России осуществлялось в предыдущие годы без должного учета экологических факторов, в настоящее время в ряде городов страны концентрация загрязняющих веществ в превышает предельно допустимый по санитарным нормам уровень в 10 раз. Среди городов с чрезвычайной экологической ситуацией можно, к примеру назвать Ачинск, Братск, Кемерово, Красноярск, Магнитогорск, и др. В Кемерово сероуглерод превышает ПДК (предельно допустимая концентрация) более чем в 18 раз, хлорид водорода – в 14, бенз(а)пирен – в 10,4.
Второй вид ограничений характеризует предельно допустимый уровень годового изъятия природных ресурсов, при котором соблюдается экологическое равновесие в экосистеме. Биологические ресурсы должны использоваться лишь в пределах их природной способности к восстановлению. Деятельность в области сельского хозяйства, скотоводства, должна вестись с учетом особенностей и запасов природных ресурсов районов. К примеру, члены ЕС сократили квоты на отлов рыбы. Существенно сократились квоты и права отдельных государств на отлов трески, сельди, кильки, лосося в . Аналогичные квоты (ограничения) по общему допустимому улову водных биологических ресурсов устанавливаются и в России.
Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет
Кафедра философии
Реферат на тему “ Критерии НТП в концепции устойчивого развития ”
Выполнила студентка гр. 50611\10 Егорова Е.Э.
Проверила преподаватель проф. О.Д. Шипунова
Санкт-Петербург 2012
План: Введение.
Концепция устойчивого развития в мире и в России (принципы, критерии, аспекты, направления).
. США и стратегия устойчивого развития. Выводы. Список литературы.
1.УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ - ПРИОРИТЕТ XXI в. (понятия, критерии, принципы, концепции и стратегии) ВВЕДЕНИЕ Сохранение биосферы Земли в условиях растущего антропогенного воздействия на экосистемы - одна из глобальных проблем современности. В современных условиях обнажились глубокие противоречия между экономическим ростом и состоянием окружающей среды. Мировой и российский опыт в 1990-е гг. показал, что, с одной стороны, невозможно обеспечить устойчивое экономическое развитие общества за счет разрушения природной среды и истощения природных ресурсов, а с другой стороны, без сильной экономики невозможно сохранить необходимые для выживания человека параметры качества окружающей среды. В последние годы экологический фактор стал реально лимитировать народное благосостояние: ухудшается здоровье населения, сокращается продолжительность жизни, а расточительный и бессистемный характер природопользования порождает все более острые экологические проблемы. Современные темпы экономического развития, особенно во второй половине ХХ столетия, обострили проблему ограниченности и истощения природных ресурсов, в связи с чем возникла необходимость учета экологических требований к экономике - растут мировые цены на топливно-энергетические ресурсы за счет роста экологических издержек в ценах, увеличиваются платы за загрязнения среды и за использование ресурсов, совершенствуется экологическое регулирование и нормативно-правовая база в природопользовании. Начиная с 1980-х гг. особый приоритет в будущем приобретает понятие устойчивого развития. Впервые это понятие было введено в лесном хозяйстве. На протяжении 200 лет в этой отрасли стремятся к тому, чтобы вырубка деревьев не превышала темпов их естественного прироста. Широко распространенное сегодня понятие устойчивого развития берет свое начало от Brundtland-комиссии. По поручению ООН, эта комиссия увязала понятия «развитие» и «экология» в одно целое. Главной задачей мирового сообщества провозглашена необходимость обеспечения устойчивого развития. В 1987 г. комиссия ООН сформировала суть понятия устойчивого развития как «длительное непрерывное развитие, обеспечивающее потребности живущих сегодня людей без ущерба удовлетворению потребностей будущих поколений». Проблема устойчивого развития стала ведущей темой Международной конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (1992 г.). 179 стран отметили необходимость поддержания условий жизни на Земле и выработали программу на XXI в., где экология, экономика и социальная безопасность должны слиться в неразделимый монолит. ^ Устойчивое развитие - это развитие, которое сочетает в себе неуклонное улучшение экономических и социальных условий жизни с долговременным сохранением природных основ этой жизни. Устойчивое развитие включает два понятия:
понятие «потребностей», в частности важнейших потребностей бедных слоев населения мира, которые должны быть предметом первостепенного внимания;
понятие «ограничений», которые накладывает уровень технологического развития и организации общества на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности.
Таким образом, устойчивое развитие призвано ориентировать экономическую деятельность на удовлетворение нынешних экономических и социальных потребностей, не ставя под угрозу возможности удовлетворения потребностей в будущем. Идея связи стратегии будущей безопасности России и ее перехода к устойчивому развитию исходит из того, что обеспечение безопасности «неустойчивого развития», модель которого пока реализуется в нашей стране (и в мире в целом), в принципе невозможно. Переход к устойчивому развитию предполагает обеспечение безопасности во всех отношениях, а всеобщая безопасность также реализуется на пути устойчивого развития. 2. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В МИРЕ И В РОССИИ (принципы, критерии, аспекты, направления) Концепция устойчивого развития разработана в 1980-е гг. специальным комитетом ООН во главе с премьер-министром Норвегии госпожой Брундтланд. ^ Устойчивое развитие - такое развитие, при котором способы производства и уровень потребления осуществляются без ущерба для природы и человечества в настоящем и будущем. Основные принципы устойчивого развития определены в Декларации Рио-92:
Признание человека как высшей ценности и его права на здоровую жизнь в гармонии с природой.
Осуществление такого развития, которое обеспечивает удовлетворение эколого-социально-экономических потребностей нынешнего и будущего поколений.
Охрана окружающей природной среды как неотъемлемый элемент развития.
Уменьшение разрыва в уровнях жизни между богатыми и бедными (на 1 / 5 населения - 3 / 4 мирового дохода).
ООН определила четыре критерия устойчивого развития на длительную перспективу (для мира в целом, и они применимы в России): 1. В потреблении природных ресурсов (земля, лес) должен быть обеспечен режим простого воспроизводства (сохранение лесов, земель, поголовья скота, зверей, птиц).
Максимально возможное замедление темпов исчерпания невозобновимых природных ресурсов с перспективой замены на другие виды ресурсов (замена нефти, газа, угля солнечной, ветровой, биоэнергией).
Возможность минимизации отходов на основе внедрения малоотходных, ресурсосберегающих технологий.
Загрязнение окружающей природной среды в перспективе не должно превышать современный уровень («нулевое загрязнение» нереально).
Учет этих критериев в разработке концепции устойчивого развития позволит сохранить окружающую природную среду для следующих поколений и не ухудшит экологию. С другой стороны, концепция экологически устойчивого развития предполагает экологизацию всей жизни общества - экологизацию культуры и науки, промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, городского хозяйства, демографической политики и, самое главное, экологизацию нравственности и формирование новой этики природопользования. Всемерная экологизация хозяйственной деятельности должна стать основой перехода регионов и России к устойчивому развитию. В регионах страны ведутся разработки эколого-эко-номических механизмов хозяйственной и природоохранной деятельности («зеленого» ВНП), призванных обеспечить устойчивое развитие. Экономические методы управления природопользованием следует дополнить экологическим менеджментом, обеспечивающим как повышение эффективности производства, так и охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов. Стратегия экологического оздоровления страны и регионов требует в первую очередь усиления государственного регулирования природопользования, реализации принципов разумной достаточности как по отношению к природе, так и по отношению к человеку. Устойчивое развитие должно опираться на систему достаточно жестких мер государства с одновременным использованием рыночных факторов в системе экологического регулирования. Законами РФ «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе» предусмотрены обязательная оценка воздействия действующих и проектируемых производств на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза, без которой никакие проекты не подлежат реализации. ^ Экологическая структурная политика означает приоритетное развитие чистых производств, абсолютный и относительный рост капитальных и текущих природоохранных затрат на воспроизводство природных ресурсов, опережающий ввод в эксплуатацию очистных и других сооружений, развитие экологической инфраструктуры, непрерывное экологическое образование всего населения. ^ Экономическое стимулирование природоохранной деятельности - важное направление экологизации производства (льготное налогообложение, льготное кредитование выпуска экологически чистой продукции и внедрение малоотходных и безотходных технологических процессов). Экологизация производства является в перспективе прибыльной. «Зеленый» бизнес в развитых странах всегда выгоден и обществу, и государству. Предприятия приобретают привлекательный имидж в глазах общественности и получают выход на мировой рынок. На повестку дня XXI в. поставлен вопрос о внедрении новой, экологически ориентированной стратегии предпринимательства - экологического менеджмента, главной задачей которого является достижение оптимального соотношения между экономическими и экологическими показателями деятельности предприятий. Для эффективного внедрения в жизнь экологического менеджмента нужны специалисты, обладающие новым, экологическим мышлением, экологической культурой, сознанием и поведением. Приоритетная мера - опережающее экологическое образование и воспитание человека, эффективная реализация программы «Экологическое образование населения России». ^ Основные направления перехода России на модель устойчивого развития Профессор В.И. Данилов-Данильян сформулировал четыре направления перехода России к устойчивому развитию: 1. Сохранение уцелевших естественных экосистем, восстановление части утративших экосистем так, чтобы в конечном счете биота Земли не утратила способность поддерживать экологическое равновесие на планете и обеспечивать приемлемую для человека хозяйственную емкость биосферы
Экологизация производства: переход к экологически безопасным технологиям, минимизирующим экологический риск и негативное воздействие на окружающую среду.
Нормализация потребления, предполагающая постепенное сокращение, а со временем - прекращение бессмысленного потребления, приносящего вред человеку и окружающей среде.
Нормализация демографических процессов на основе планирования семьи при обязательном соблюдении гуманистических принципов: каждый родившийся имеет право на достойную жизнь.
Для России первые два направления являются главными на данный момент (в современный период перехода к новым преобразованиям). Российские технологии производства сегодня зачастую неудовлетворительны не только экологически, но и экономически. Только на обновленной по экологическим параметрам технологической базе возможен устойчивый экономический рост в России. ^ Технико-экологические направления реализации устойчивого развития
Инвентаризация и реальный учет всех природных ресурсов, создание кадастров, банка данных ресурсов в регионах (с учетом количества и качества, их динамики, прогнозных запасов).
Разработка технологических и экологических нормативов на все виды ресурсов на основе лучшего отечественного и зарубежного опыта (США, Германия).
Достижение максимально возможной степени использования ресурсов и комплексной переработки сырья (нефть, руда, древесина и др.).
Широкая переработка и использование отходов как вторичных ресурсов (лом металлов, бумага, стекло, резина, пластмассы и др.).
В сельском хозяйстве - переход на биологическое (органическое) земледелие и внедрение биометодов борьбы с вредителями и болезнями растений
Разработка и использование более совершенных средств защиты окружающей среды от выбросов и сбросов загрязняющих веществ, шумов, излучений и др.
Экономия энергии и постепенная замена невозобно-вимых источников энергии на экологически чистые, нетрадиционные: энергии Солнца, ветра, геотермики, приливов, водорода и др.
Решение экологических проблем авто-, авиатранспорта (разработка безопасного топлива, дожигание топлива - очистка выхлопов, создание новых двигателей, защита от шума).
Переход на новые экономические механизмы в природопользовании, стимулирующие природоохранную деятельность предприятий, развитие рыночных методов (продажа прав, квот и лицензий на загрязнение окружающей среды по опыту США и Евросоюза).
^ Научно-технические резервы экономической эффективности природопользования Стратегия НТП в природопользовании ориентирована на ресурсосбережение, совершенствование экономического механизма, разработку научно обоснованных экологических нормативов и увеличение продукции, выпускаемой по мало- и безотходной технологии к 2005 г. более чем в 2 раза. Для этого необходимо (опираясь на собственный опыт и помощь развитых стран):
осуществить перевод промышленности в основном на качественно новые энерго- и ресурсосберегающие технологические процессы;
принять меры по полному удовлетворению потребности в оборудовании и приборах, обеспечивающих ускорение НТП в природопользовании и охране окружающей среды;
повысить гибкость действующих производств и технологий с целью экологически и экономически эффективной переработки сырьевых ресурсов;
осуществить широкое внедрение мембранных технологических процессов для хозяйственного и питьевого водоснабжения, обезвреживания газовых выбросов, очистки сточных вод с выделением из них ценных веществ.
^ Необходимые новые экономические инструменты для разрешения экологических противоречий
Важной составляющей концепции экологически устойчивого развития является экологическая экспертиза проектов хозяйственного развития и экоаудит действующих предприятий.
Одним из основных экономических инструментов практического осуществления концепции устойчивого экологического развития в России является совершенствование ценовой политики на готовую товарную продукцию, услуги и природные ресурсы. Реальная ценность экологических ресурсов должна находить отражение в ценах. Бесплатных, даровых ресурсов не может быть!
Внедрить рентные платежи во всех отраслях природопользования и в корне изменить существующую в стране налоговую систему, что позволит удвоить бюджеты всех уровней и обеспечить финансирование экологических программ.
Ростовскими учеными-экологами В.Г. Игнатовым, А.В. Кокиным (1997 г.) предложена перспективная модель выхода на устойчивое развитие России и определены критерии устойчивого развития для регионов страны:
Снижение уровня давления на окружающую среду.
Повышение уровня жизни населения.
Улучшение качества окружающей природной среды по основным параметрам показателей чистоты атмосферы, гидросферы, почвы, снижения объемов отходов.
Увеличение средней продолжительности жизни населения.
Сохранение биоты.
В таблице 3.1 представлена схема выхода на модель устойчивого развития в России. Выход из кризиса в стране возможен только при изменении курса государственной политики, направленной на возрождение своего сельского хозяйства, экологизации всей экономики России. Правительство РФ в 2000 г. приняло 10-летнюю программу (до 2010 г.) социально-экономического развития, в которой предусмотрены крупные мероприятия по социальной политике и модернизации экономики с поддержкой ежегодных устойчивых темпов экономического развития в среднем по 5 % в год. ^ Таблица 3.1 Схема выхода на модель устойчивого развития в России Действ. Результат
Мониторинг темпов экономического развити., использова-ни. природных ресурсов, со-сто.ни. окружающей природной среды на всех уровн.х управлени. экономикой |
Мотивированное управление состо.-нием экономики и природопользова-ни. на всех уровн.х власти |
Временна. активизаци. экспорта природных ресурсов |
Накопление оборотного капитала, сокращение давлени. на окружающую природную среду |
Сворачивание «гр.зных» производств |
Уменьшение расхода природных ресурсов, снижение темпов давлени. на окружающую природную среду, оздоровление населени. |
Закупка, создание новых, ресурсосберегающих технологий производства, его модерниза-ци.. Повышение качества вы-полнени. и контрол. экологических стандартов всех уровней. Увеличение использовани. возобновл.емых ресурсов, использование атомной и других нетрадиционных видов энергии |
Выход на средние мировые темпы развити. экономики, улучшение технологии водо-, лесо-, недро- и земле-пользовани. Укрепление экологических фондов за счет улучшени. налоговой политики за использованные ресурсы |
Проблему окружающей природной среды сместить в плоскость устойчивого развити. |
Создание единого Министерства по устойчивому развитию. Ликвидаци. социальных проблем. Переход в ноосферу |
Последние годы для России были благоприятными - объем экспорта возрос до 100-120 млрд долл., а активное сальдо внешней торговли составляет 50-60 млрд долл. За счет экспорта нефти и газа и сложившейся благоприятной для страны конъюнктуры цен, ВВП растет на 4-5 % в год. Это вселяет надежду у населения на то, что усилится внимание правительства и к экологическим проблемам при рассмотрении бюджетов всех уровней и Россия выйдет на модель устойчивого развития. Уменьшение природоемкости и ресурсосбережение - необходимые условия перехода к устойчивому развитию. Основные аспекты устойчивого развития для России определены ведущими экономистами и экологами :
Политико-правовой (народовластие, правовое государство, разумное законодательство и налогообложение, социальная справедливость, свобода и равенство всех людей перед законом, дружба народов, патриотизм и интернационализм).
Экономический (сочетание государственной, общественной и частной собственности, цивилизованные рыночные отношения, удовлетворение основных жизненных потребностей населения).
Экологический (коэволюция общества и природы, не-истощительное природопользование, экологизация производства и быта).
Социальный (искоренение голода и нищеты, забота о детях, пожилых, инвалидах, дошкольное, школьное и высшее образование за счет государства).
Международный (борьба за мир, помощь слаборазвитым странам, повышение роли ООН в охране природы, активное участие России в международном сотрудничестве).
Информационный (обмен информацией, ноу-хау, технологиями между развивающимися и развитыми странами).
В заключение заметим, что все беды и сложившиеся противоречия между экономикой и экологией в России идут от нерационального природопользования, несоблюдения основных принципов - неистощительного использования ресурсов и рациональных, приемлемых для биосферы, отходов производства. На рисунке 3.1 приведена структура рационального природопользования, на которой должен строиться весь хозяйственный механизм управления природопользованием России. [Рациональное природопользование] - Охрана Освоение
Изучение
Преобразование Учет и оценка, прогноз развити., разработка системы управлени. и использовани. Обеспечение качества Поддержание продуктивности (воспроизводство) Эффективность Комплексность и экономичность добычи и переработки Улучшение и оп-тимизаци. Обогащение (количественное и качественное)
^ Различные типы ресурсов окружающей природной среды Рис. 3.1. Структура рационального природопользования
Анализ развития экономической и экологической безопасности страны показывает, что они тесно взаимосвязаны. Приоритет в политике государства всегда отдавался и впредь будет отдан развитию ведущих отраслей, обеспечивающих наполнение бюджетов, удовлетворение потребностей в сырье, энергии. Но в бюджетах всех уровней особое внимание должно придаваться социальным показателям: увеличению расходов на социальные нужды, качеству жизни населения, снижению заболеваемости, оздоровлению окружающей среды. Несмотря на кризис в России, при рациональном ресурсном потреблении и реальном финансировании экологических программ, страна может достичь качества жизни населения на уровне развитых стран. А качество жизни профессор М.М. Гузев определил по следующим показателям :
степень чистоты среды обитания: воды, воздуха, почвы и др.;
экологически чистые продукты питания (в пределах нормативов страны, мира);
личная, экологическая, экономическая и юридическая безопасность;
здоровье населения и гарантии его поддержания;
обеспеченность жильем, личными благами и имуществом;
возможность иметь здоровых детей и дать им образование;
свобода выбора профессии, места работы;
возможность культурного отдыха и лечения;
прямая зависимость личного благополучия от трудовых усилий и др.
Поскольку современное природопользование в России находится в противоречии с требованиями безопасности населения и природы, то нужны срочные антикризисные меры во всех отраслях экономики: в ТЭКе, АПК, промышленности, ЖКХ и др. Главные направления хорошо известны и заключаются в энергосбережении, техническом перевооружении, в осуществлении комплекса экономических, административных, правовых и технологических мер на ближайшие 15-20 лет для достижения Россией уровня экономического развития 1990 г. (до начала «реформ»). 2. США И СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Разработка концепции и стратегии устойчивого развития США напрямую связана с глубокими и чрезвычайно быстрыми сдвигами в системе международных отношений последних десятилетий. Разрыв между развитием индустриальных и развивающихся стран сегодня воспринимается как угроза международной стабильности на всей планете Земля. Высокоразвитые страны стали рассматривать устойчивое развитие как стратегию. Первая долгосрочная цель американской стратегии устойчивого развития заключается в сохранении гарантированного доступа к ресурсному и экологическому потенциалу Земли в условиях растущего дефицита, уязвимости и обостряющейся в мире борьбы за более справедливое распределение прав на использование этих ресурсов. Вторая цель - в подключении внутригосударственного потенциала к укреплению конкурентных позиций США в мировой торговле и использование этого курса на экологизацию сфер производства приоритетов. Третья - в интернационализации американских приоритетов. Четвертая - в сохранении глобальной системы жизнеобеспечения посредством сокращения антропогенной нагрузки на планетарную биосферу и решение этой проблемы с помощью роста населения в развивающихся странах и сведения к минимуму обязательств США по контролю потребления ими ресурсного и экологического потенциала планеты. Одним из исходных принципов концепции является тезис о том, что граждане США имеют возможность получить хорошее образование. Это позволит им понять взаимосвязь между экономическим процветанием, состоянием окружающей среды и социальной справедливостью. Гражданская вовлеченность - одна из важнейших национальных задач в области устойчивого развития. Она формируется как предоставление полноценных возможностей отдельным гражданам, коллективам и деловым кругам для участия в выработке решений, касающихся природных ресурсов, окружающей среды, экономики. Принципы и цели в предлагаемых концепциях позволяют выделить четыре ключевых блока:
Во-первых , обеспечение экономического роста как основы процветания американской нации и поддержания экономических, социальных и экологических условий улучшения качества жизни американцев.
Во-вторых , укрепление позиций США в мировой экономике и повышение конкурентоспособности американских товаров и услуг.
В-третьих , удержание лидирующих позиций по руководству процессами, разработками и осуществление политики устойчивого развития, стандартов поведения, торговли и внешней политики, ответственности государств перед мировым сообществом.
В-четвертых , обоснование правомерности использования двойного стандарта в системе международных отношений, связанных с переходом к устойчивому развитию.
В американской концепции устойчивого развития говорится, что экономический рост базируется на новых технологиях и растущих мировых рынках. Известно, что экономический рост связан с потреблением ресурсного и экологического капитала. А США и другие индустриальные страны вышли за пределы емкости своих ресурсов и потребляют глобальную хозяйственную емкость. Как показали исследования, человечество переступило порог этой емкости и стоит перед лицом экологической катастрофы, предотвратить которую можно лишь при условии его возврата на уровень допустимых антропогенных нагрузок на биосферу. Существует три направления, способные обеспечить такой возврат:
Сократить потребления глобального ресурсного и экологического капитала.
Сократить численности населения планеты.
3. Прекратить расхищать глобальную хозяйственную емкость. Осознавая, что реальная угроза глобальной катастрофы существует и она обусловлена антропогенными нагрузками, США рассчитывают переложить бремя сокращения такой нагрузки на развивающиеся страны. На этом основании в систему национальных целей США введен пункт об уменьшении прироста населения в мире; усилия в области охраны окружающей среды и помощь развивающимся странам в этой области возведены в ранг высшего приоритета. В концепции говорится, что если каждый человек станет использовать меньше ресурсов и создавать меньше отходов, то и воздействие на окружающую среду уменьшится. Американские специалисты указывают на необходимость исправления ситуации, при которой мировой рынок диктует такую технологию - создавать и использовать ресурсы, не считаясь с наносимым экологическим ущербом. США стремятся: во-первых, использовать экологический императив глобальной стратегии устойчивого развития для экологизации производимых товаров и услуг; во-вторых, превратить уровень их экологичности в ключевой критерий доступа к ресурсам. Но менее других разработана идея концепции, которая посвящена обеспечению США лидирующих позиций в мире в области перехода к устойчивому развитию. Авторы концепции считают, что США должны быть лидером в разработке и проведении глобальной политики устойчивого развития. Одним из ключевых аспектов концепции является разработка двойных стандартов в отношении прав и обязанностей США, с одной стороны, и остального мира - с другой, по глобальному переходу к социально-экономико-экологической устойчивости. В концепции не содержится никаких обязательств США перед мировым сообществом, но есть указания на обязательства остальных стран по контролю демографических процессов, уровню загрязнения окружающей среды и принятию мер по сохранению глобальной природной среды. Участие США во всех международных природоохранных договорах и соглашениях - наилучший способ защиты американских экономических и экологических интересов. Международная помощь развивающимся странам с подключением Всемирного банка, Глобального экофонда - это эффективный инструмент американского лидерства в управлении переходом мирового сообщества к устойчивому развитию (УР). Противоречивость американской стратегии УР очевидна: 1) США - самый большой загрязнитель природы на Земле (25-27 %), но не желает сокращать антропогенную нагрузку до среднего уровня стран и платить за загрязнение окружающей среды слаборазвитым странам; 2) позитивная позиция США лично для своей нации заключается в отрыве от международной ситуации, в отстаивании своих интересов, мобилизации человеческого капитала и природных ресурсов развивающихся стран для обеспечения устойчивого развития американского общества. Ключевой тезис доклада по УР США: «Страна, охраняющая свои экосистемы и разумно распоряжающаяся своими природными ресурсами, закладывает более прочную базу для будущего процветания, чем та, которая небрежно транжирит «свое наследие и разрушает природный капитал». Национальная стратегия США по захвату лидирующих позиций в формировании глобальной стратегии УР не находит поддержки в странах третьего мира, что наглядно было выражено на Йоханнесбургском саммите (2002 г.), когда выступления американских политиков освистывались.