Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Внутренний бухгалтерский контроль в организации. А. В. ЕвдокимоваВнутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации

Бухгалтерский учет в ближайшие два года – одна из наиболее кардинально реформируемых областей. Так, с 1 января 2013 года вступил в силу новый закон о бухгалтерском учете. Помимо этого, начиная с этого года существенные преобразования ждут ПБУ, а к 2016 году планируется окончательный переход на МСФО.

В 2013 году впервые в системе организации бухгалтерского учета компании появилось понятие внутреннего контроля. Этому роду деятельности посвящена отдельная ст. 19 нового Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (далее – Закон № 402-ФЗ).

Каждый экономический субъект должен осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а если бухгалтерская (финансовая) отчетность компании подлежит обязательному аудиту, то компания обязана проводить внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением тех случаев, когда ее руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя.

  • открытые акционерные общества;
  • компании, ценные бумаги которой обращаются на организованных торгах;
  • кредитные организации, бюро кредитных историй, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организаторы торговли на рынке ценных бумаг, негосударственные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании акционерного инвестиционного фонда, паевые инвестиционные фонды или негосударственные пенсионные фонды (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • компании, объем выручки которых от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей за предшествовавший отчетному год (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, а также сельскохозяйственных кооперативов и их союзов);
  • организации, представляющие и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность);
  • другие компании в случаях, установленных законодательством РФ.

Новый Закон № 402-ФЗ выводит этот вопрос из разряда рекомендуемых на уровень обязательных .
Некоторые организации должны были организовать службу внутреннего контроля в рамках других законодательных актов. Например, компании, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а именно: кредитные организации, страховые и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды и т.п. (ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ с изменениями). С 2003 года указанные организации должны были разработать правила внутреннего контроля при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом. А на основании Постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 667 указанные правила должны были быть приведены в соответствии с новыми требованиями в течение одного месяца.

Давно существуют другие нормативные документы, которые компании должны учесть в процессе организации работы службы внутреннего контроля. Одним из них является Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 "Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" с изменениями. В стандарте № 8 говорится, что система внутреннего контроля представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из поставленных целей.

Организация службы внутреннего контроля в компании
На практике может быть несколько вариантов структуры самой службы внутреннего контроля. Может быть организовано отдельное структурное подразделение или выделено должностное лицо для выполнения процедур внутреннего контроля. Перечень функций и задач, возлагаемых на службу, определяется в локально-нормативном документе – например, в положении или внутренней процедуре. Также обязанности по осуществлению функций внутреннего контролера должны быть указаны в трудовых договорах и должностных инструкциях работников подразделения.

Но есть и другая возможность – заключить соответствующий договор с контрагентом, который специализируется на оказании услуг внутреннего контроля. Вполне вероятно, что с учетом новых требований аутсорсинговые компании будут предлагать услугу по внутреннему контролю. Какие это будут функции, и в каком объеме они могут осуществляться, определяет договор оказания услуги между контрагентами.

Основные функции службы внутреннего контроля
Функции службы внутреннего контроля:
1. Мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля . Постановка необходимых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу внутреннего контроля обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию.
2. Исследование финансовой и управленческой информации . Эта функция включает в себя обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур.
3. Контроль экономности, эффективности и результативности , включая нефинансовые средства контроля проверяемого лица.
4. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований , а также внутренних требований руководства.
Цели службы внутреннего контроля
Главной целью службы внутреннего контроля в отношении работы бухгалтерского подразделения является координация по вопросам постановки бухгалтерского учета, налогового учета и, в отдельных случаях, управленческого учета, обеспечение единого подхода при отражении на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета хозяйственных операций . Проведение внутрисистемного аудита по вопросам соблюдения положений по учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, исполнения норм законодательства Российской Федерации и внутренних локально-нормативных актов. Осуществление полного контроля за конечными результатами деятельности при соблюдении установленной методологии бухгалтерского и налогового учета. Именно внутренний контроль должен способствовать объединению всей совокупности финансово-хозяйственной деятельности организации в единую систему и обеспечивать ее бесперебойное функционирование.
Объем и задачи внутреннего контроля могут различаться в зависимости от структуры проверяемого лица и требований его руководства, а также особенностей деятельности организации.

Краеугольным мероприятием внутреннего контроля является внутренний аудит. Нормативные документы в отношении внешнего обязательного аудита мы можем применить и к организации внутренних контрольных мероприятий. Более того, в стандарте № 29 "Рассмотрение работы внутреннего аудита", утвержденным от 23 сентября 2002 г. № 696 описаны основы внутреннего аудита. Под ним понимается контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением – службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.

Внутренний контроль должен рассматриваться не как однократные или периодические мероприятия, а чтобы иметь представление о состоянии дел на каждом участке работы, как постоянные процедуры. Частота проведения повторных аудитов зависит от масштабов организации и количества сотрудников в службе внутреннего контроля. Можно выделить предварительный, текущий и последующий виды контроля, что означает соблюдение непрерывности процесса аудита.
Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он предполагает экспертизу будущих результатов, которые ожидаются от свершения таких операций, предупреждение нарушений.

При текущем контроле происходит отслеживание совершаемых хозяйственных операций. Он осуществляется на всех стадиях движения денежных средств компании.

Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем проверки бухгалтерских документов, регистров и отчетности. При текущем и последующем контроле выявляются допущенные нарушения и принимаются меры к их устранению.

Во время проведения внутреннего контроля проверяемые обязательно уделяют внимание следующим моментам:

  • Соблюдается ли действующее законодательство РФ, локально-нормативные акты, организационно-распорядительные документы, учетные политики по бухгалтерскому и налоговому учету.
  • Правильно и своевременно ли отражены все хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета и в налоговых регистрах.
  • В полном размере и правильно ли документально оформлены хозяйственные операции.
  • Правильно ли отражены в бухгалтерском и налоговом учете доходы и расходы.
  • Обеспечена ли сохранность всех активов организации.
  • Правильно ли составлена бухгалтерская, налоговая и статистическая отчетность организации.

По результатам проведения внутреннего контроля оформляется отчет. В нем по каждому объекту проверки приводится описание выявленных недочетов и нарушений в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета, даются рекомендации по порядку исправления ошибок и устранению недочетов, указывают сроки, в течение которых эти ошибки должны быть исправлены. Отчет, составленный по результатам внутреннего аудита, может быть использован при проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, если внешний аудитор будет уверен в эффективной организации системы внутреннего контроля.

Различают плановый и внеплановый контроль. При плановых проверках составляется график их проведения. В него включаются участки учета, подлежащие проверке, начальные и конечные даты ее проведения, срок написания отчета по проверке, ответственные лица за ее проведение, методы проверки. График доводится до всех заинтересованных лиц. При внеплановых проверках контролируются участки учета, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях и злоупотреблениях. Инициируется такая проверка, как правило, Приказом руководителя организации, с указанием предпосылок проведения внеплановой проверки.

А уже на основании отчета разрабатывается график мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, назначаются сроки и ответственные лица. Причем проверка соблюдения данного графика также возлагается на службу внутреннего контроля.

Для организации эффективного внутреннего контроля крайне важно обеспечить его проведение методологически. Все инструменты, сроки, документация, особенности выборки должны быть отражены во внутреннем регламентирующем документе – стандарте проведения аудиторской проверки.

Результаты контроля служат предпосылкой для проведения других мероприятий внутреннего контроля: обучения сотрудников, консультационной поддержке и т.п.

Консультация и тренинг – инструменты службы внутреннего контроля
Оказание методологической и консультационной помощи сотрудникам бухгалтерской службы по разным направлениям учета, по вопросам постановки бухгалтерского и налогового учета, обеспечение единого подхода к отражению хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета является одним из инструментов контроля, ведь сотрудник службы внутреннего контроля анализирует ситуацию и предоставляет готовое решение по спорному вопросу. Консультационная поддержка сотрудников требует определенной регламентации. Поступающие от бухгалтеров запросы необходимо фиксировать и анализировать для принятия дальнейших решений. При проведении аудиторских мероприятий в первую очередь стоит обратить внимание на запросы из разряда рисковых и сложных, также они послужат материалом для проведения обучающих мероприятий.

Таким образом, еще одним инструментом службы внутреннего контроля является обучение сотрудников бухгалтерской службы . Целью проведения обучающих мероприятий является своевременное ознакомление сотрудников с изменениями в законодательстве, с новыми процедурами работы, обсуждение систематических ошибок или проблем, возникших в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета, разрешение спорных вопросов.

К еще одному инструменту контроля можно отнести участие сотрудников службы внутреннего контроля в проведении инвентаризации имущества и прочих активов организации, в качестве членов инвентаризационной комиссии. Целью такого мероприятия является осуществление контроля за рациональным использованием и сохранностью имущества организации, выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактических данных с данными бухгалтерского учета, определения порядка отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском и налоговом учете.

Служба внутреннего контроля может привлекаться к участию в налоговых проверках для предоставления устных и письменных пояснений в ходе проверки, а по ее окончании принимать непосредственное участие в подготовке возражений по акту проверки.

Из всего вышесказанного становится понятно, что сотрудники службы внутреннего контроля должны обладать обширными знаниями и хорошо ориентироваться в бухгалтерском, налоговом, гражданском и трудовом законодательствах. Они должны постоянно поддерживать высокий уровень своих профессиональных знаний и умений. И это тоже должна учитывать компании при организации работы сотрудников службы внутреннего контроля.

Собственник любого экономического объекта всегда заботится о качестве организации его хозяйственной деятельности. Любое рентабельное предприятие несет собой потенциальную прибыль для своего владельца. Какой же грамотный предприниматель не будет интересоваться условиями функционирования собственного детища, приносящего ему такие серьезные доходы? Наверное, нужно быть глупцом, чтобы пустить все на самотек и предполагать, что так будет всегда, что работа в организации будет протекать так же планомерно и будет приносить такие же положительные финансовые результаты вечно, не вникая и не вмешиваясь в трудовой процесс своих подчиненных. Именно потому, что каждый бизнесмен в здравом уме и с объективным отношением к управлению своей компанией боится потерять свою прибыль и стать однажды банкротом, им вводится система внутреннего контроля деятельности организации. Что это такое? Что эта система дает? Как она организовывается? И какие цели преследует? Обо всем по порядку.

Что такое система внутреннего контроля в организации

Образцом любого показательного субъекта хозяйствования является то предприятие, которое бесперебойно осуществляет свою экономическую деятельность и выполняет главное условие своего существования - приносит прибыль, регулярно ее увеличивая. Все усилия и капиталовложения владелец компании всегда направляет только в то, что делает его организацию еще более сильнее и мощнее, расширяя источники отдачи в виде дохода. Конечно же, любой собственник желает, чтобы его фирма функционировала бесперебойно. И он понимает, что для этого нужно предпринимать соответствующие действия. Вот здесь и возникает глобальная потребность в организации системы внутреннего контроля организации. Здесь четко просматривается необходимость формирования внутри предприятия такого аппарата наблюдения и выявления недочетов в процессе хозяйствования, который будет сигнализировать собственнику о любых нарушениях и несоответствиях. Что должен представлять собой подобного рода аппарат?

Система внутреннего контроля в управлении организацией - это совокупность методов слежения, наблюдения, проверки, оценки и анализа всех происходящих на предприятии процедур и процессов хозяйствования, которые имеют непосредственное отношение к результатам экономической деятельности компании в целом. Иными словами, это специальные сотрудники, конкретные методики исследования, перечень аналитического оборудования и соответствующих технологий, которые в совокупности дают тот самый эффект контроллинга, которым хочет быть обеспечен бизнесмен-собственник. Такой контроллинг нужен ему для того, чтобы обезопасить себя от недобросовестных подчиненных или некачественного выполнения ими обязанностей, что в итоге может повлиять на финансовый результат деятельности предприятия в целом. Но каким образом этот процесс организовывается?

Внутреннего контроля в компании - это формирование такой благоприятной почвы для функционирования контролирующих органов во взаимосвязи с их доступом к техническому оборудованию и всей необходимой информации субъекта хозяйствования, которая может обеспечить качественный контроль в наблюдении за работой трудящихся и выполнением ими непосредственных задач в соответствии с их должностными инструкциями. Проще говоря, создание на предприятии аппарата контроллинга предполагает собой выполнение специалистами-аудиторами проверок на всех функциональных участках фирмы.

Цели

Грамотный бизнесмен никогда ничего не делает бесцельно, поэтому любое свое действие, нововведение, распоряжение или приказ, отдаваемый через директора, он обдумывает до мелочей и внедряет в хозяйственную деятельность своего предприятия для достижения конкретного результата. Соответственно, так же и с контролирующим аппаратом. Существует четыре основные цели системы в организации, которыми руководствуется любой собственник во избежание появления проблем:

  1. Проверка эффективности хозяйственной деятельности. Подразумевает необходимость наблюдения и слежения за осуществляемыми на предприятии экономическими операциями с целью выявления возможных отклонений и пресечения таковых.
  2. Информационная безопасность. Предполагает собой организацию прозрачного функционирования бухгалтерского отдела в предоставлении достоверной, объективной, полной и своевременной отчетности для руководства и высших инстанций.
  3. Пресечение хищений и противоправных действий сотрудников. Имеется в виду ужесточенный контроль за возможными инцидентами «отмывания денег» и проведения афер сотрудниками внутри предприятия.
  4. Соблюдение регламента. Каждая единица штата в кадровом аппарате должна неукоснительно следовать внутреннему нормативному распорядку трудовой деятельности.

Пытаясь обезопасить себя и плоды функционирования своей компании в виде выручки, ее владелец ставит перед собой конкретные цели. Эти цели успешно реализовываются благодаря эффективной организации системы внутреннего контроля в организации.

Структура

Механизм контроллинга на любом предприятии осуществляется посредством иерархической подчиненности контролирующих органов. На каждом участке есть ответственные за проведение наблюдательных и проверочных мероприятий органы. Как выглядит образец системы внутреннего контроля в организации с точки зрения структурно-иерархического подчинения?

Конечно же, многое зависит от формы правления на предприятии. С маленькой фирмой и кадровым штатом в три-четыре человека все понятно, там и контролировать особо нечего, этим занимается непосредственный руководитель. Но в крупных предприятиях все иначе: чем больше компания, тем больше соответствующих мероприятий внутреннего контроля должно распространяться по ее структурным отделам. К примеру, организация внутреннего контроля в корпоративных системах осуществляется в разрезе нескольких структурных блоков:

  • Первый блок - совет директоров, основной и непоколебимый управленческий аппарат, которым централизованно осуществляется управление и контроль.
  • Второй блок - предполагает разветвление контроля от совета директоров на два основные органа в виде аппарата правления и комитета по аудиту.
  • Третий блок - предусматривает разделение контроля от аппарата правления на руководителей всех существующих на фирме отделений, которые контролируют, в свою очередь, непосредственную деятельность своих подчиненных в каждом отделе.
  • Четвертый блок - подразумевает рассредоточение контроллинговых обязанностей комитета по аудиту на подразделение по управлению рисками и подразделение внутреннего контроля.

Исходя из блочного структурирования органов контроля в компании, можно сделать вывод о том, что в корпоративных формах правления предусмотрено два направления: это отдельные структурные органы внутри предприятия и начальники отделов, которые ведут наблюдение за своими подчиненными. Зачастую именно так и происходит организация системы внутреннего контроля на предприятии.

Немного иначе выглядит структура надзора финансовых учреждений. Система внутреннего контроля кредитной организации предусматривает шесть основных источников распространения соответствующих мероприятий на определенных уровнях иерархии:

  • органы управления кредитной организацией;
  • руководитель и его заместители;
  • главный бухгалтер и его заместитель;
  • ревизионная комиссия или ревизор в одном лице;
  • специальные контролирующие подразделения;
  • иные структурные подразделения органов контроля кредитной организации.

Виды

Классификация разновидностей внутреннего надзора довольно многогранна ввиду большого количества признаков подразделения. Так, создание системы внутреннего контроля организации предусматривает несколько разветвлений по главным направлениям.

По порядку осуществления:

  • административный;
  • управленческий;
  • финансовый;
  • технологический;
  • правовой;
  • бухгалтерский.

По форме предоставления:

  • фактический;
  • компьютерный;
  • документальный.

По временному признаку:

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий.

По полноте охвата:

  • полный и частичный;
  • сплошной или выборочный;
  • комплексный или тематический.

Методы

Помимо перечисленных видов надзора, ревизионные процедуры, производимые на предприятии, могут проявляться в осуществлении различных методологических подходов к проверке. Поэтому организация системы внутреннего контроля на предприятии предполагает применение набора трех основных методических направлений.

Общеметодические приемы:

  • Аудит - предполагает контроль бухгалтерской деятельности и финансовой отчетности.
  • Мониторинг - предполагает штудирование корректности произведенных процедур по конкретным направлениям в конкретных отделах предприятия.
  • Ревизия - осуществляется посредством проведения проверочных манипуляций с документацией.
  • Анализ - производит расчет конкретных экономических показателей и сверяет их со значениями нормы.
  • Тематическая проверка - производится на предмет чего-то конкретного, к примеру, проверка кассы и наличных денежных средств.
  • Служебное расследование - возникает в случае, когда выявлено какое-то несоответствие регламенту или правонарушение материально-ответственного лица.

Приемы документального контроля:

  • Юридическая оценка - относится непосредственно к полномочиям юротдела на предприятии с проверочными мероприятиями по части договоров и прочей документации.
  • Логический контроль - выполняется с целью проверки рентабельности осуществляемых хозяйственных операций, отраженных в соответствующих документах.
  • Арифметическая проверка - проявляется в конкретном просчете и сравнении показателей в документах с реальными данными.
  • Встречная проверка - предполагает поднятие первички за конкретный период и ее анализ: сюда относятся товарно-транспортные накладные, налоговые накладные, корректировки к налоговым накладным и другое.
  • Формальная проверка - предусматривает контроль за наличием обязательных документов, на основании которых осуществлялись те или иные операции.
  • Сравнительная проверка - выявляет неточности и несоответствия в цифровых, суммарных, эквивалентных данных.

Приемы фактического контроля:

  • Инвентаризация - предусматривает проверку системой внутреннего контроля бухгалтерского учета в организации наличия и пересчета такого имущества, как основные средства, материальные и нематериальные активы, денежные средства в кассе, безналичные финансы на счетах в банке и прочее.
  • Экспертиза - проводится методом привлечения эксперта или состоящего в штате специалиста в конкретном вопросе определенной направленности.
  • Визуальное наблюдение - предполагает контроль за сотрудником и его трудовой деятельностью со стороны. Например, так может наблюдать старший бухгалтер за выполнением своих обязанностей рядовым бухгалтером.
  • Контрольный замер - отличается внезапным решением осуществить проверку на предмет количественного или качественного воспроизводства той или иной операции на предприятии с целью ее сравнения с нормой.
  • Анализ управленческой информации - предопределяет изучение приказов, распоряжений, указов внутреннего характера и проверку результатов их выполнения.

Функции

Организация системы внутреннего надзора в организации любой формы собственности предусматривает выполнение соответствующими органами конкретных функций. Ведь каждая контроллинговая операция предполагает достижение определенного результата. Глобальным результатом должна стать бесперебойная работа предприятия с регулярным и стабильным объемом дохода. А достичь его представляется возможным только при выполнении совокупности стратегических функций. Вот некоторые из них:

  • Мониторинг хозяйственной деятельности компании и ее внешней среды - включает в себя отслеживание тенденций рынка, изменений в потребностях спроса, а также конкурентные объекты и политику их деятельности.
  • Разработка стратегических направлений деятельности предприятия - предусматривает достижение главной цели компании за счет тактических шагов в операционно-экономической деятельности.
  • Создание системы оценки рисков и управления ими - контролирующие органы любого предприятия должны иметь представление о том, какие ему угрожают неблагоприятные факторы внутри его деятельности.
  • Оценивание проектов инвестирования и капиталовложения - внутренним контролем должны проводиться работы по оценке продуктивности, рациональности и доходности инвестируемых им проектов.

Переходя от общего к частному, можно выделить текущие функции системы внутреннего контроля бухгалтерского учета в организации, как основополагающие информационные данные для проведения качественного внутреннего инспектирования на предприятии:

  • изучение действующих систем бухучета;
  • оценка продуктивности и рентабельности этих систем;
  • финансовый анализ и контроль бухгалтерского учета;
  • мониторинг методов контроллинга;
  • соответствие законодательству на глобальном уровне;
  • соблюдение внутреннего регламента сотрудниками;
  • оценка уровня надежности предоставляемых информационных данных;
  • консультирование в бухгалтерских, налоговых, правовых вопросах;
  • участие в непосредственной автоматизации бухгалтерского, управленческого и налогового учета;
  • проверка выполнения плановых показателей.

Этапы

Как и любая другая хозяйственная или процессуальная процедура, проведение контролирующих мероприятия предусматривает поэтапную очередность выполнения конкретных задач. Вот какими основными этапами организации системы внутреннего контроля характеризуется подобного рода процессия:

  1. Инициирование проверки. Любая контрольная акция проводится либо по распоряжению руководства компании, либо в качестве запланированных мероприятий. Осуществляется проверка на основании приказа директора или в плановом расписании контроллинговых процедур.
  2. Планирование контроля. Каждой проверке предшествует выявление какого-то несоответствия в функционале предприятия или желание руководящих лиц оценить положение вещей внутри персонала и выполняемой им работы. Поэтому перед непосредственными контрольными процедурами осуществляется плановое обследование подлежащего проверке участка и разработка тактических направлений в воспроизведении предстоящих мероприятий.
  3. Непосредственное проведение проверки. На конкретно заданном участке за конкретно обозначенный период времени берутся к обследованию определенные документы и анализируются хозяйственные операции в их взаимосвязи со смежными процессами экономической деятельности на предприятии.
  4. Подготовка результатов проверки. По итогам всех проверочных операций результаты контроллинга подлежат обязательному документированию для предоставления итоговых показателей руководству компании.
  5. Проведение соответствующих работ после изучения результатов проверки. В ходе проведения контролирующих операций выявляются правонарушения, совершенные материально-ответственными лицами, обнаруживаются отклонения от норм, просматриваются случаи халатного отношения некоторых сотрудников к работе, влекущие за собой в каком-то смысле урон для экономики предприятия в целом. Поэтому подобные ситуативные прецеденты дают реакцию со стороны руководящего аппарата в виде выговора, депремирования или увольнения нерадивых подчиненных. Помимо этого, в обязательном порядке проводится анализ полученных данных и делаются выводы касательно возможной модернизации трудового процесса, требуемой на данном этапе в целях повышения эффективности деятельности компании в целом.

Анализ

Анализ системы внутреннего контроля в организации имеет немаловажное значение в поддержании качества и корректности проведения внутреннего аудита на предприятии. Почему он так важен в системе современного предпринимательства? Потому что анализ и оценка системы внутреннего контроля организации являются толчком для разработки рекомендаций по его совершенствованию и модернизации хозяйственного процесса в целом. Не только сама по себе проверка процессуальных операций экономической деятельности предприятия важна, но и уровень эффективности ее проведения может повлиять на процветание и рентабельное функционирование фирмы как таковой.

Анализ системы внутреннего организации осуществляется соответствующими органами централизованной подчиненности компании по следующим направлениям:

  • разбор контроллинговых процессий как объекта аналитического исследования;
  • обследование квалификационного потенциала и профессионализма выполняющих контролирующие мероприятия сотрудников;
  • рассмотрение качества организации плановых работ, проведенных проверяющими в виде подготовки к самому процессу ревизии;
  • проверка законспектированного плана стратегических действий в ходе проведения внутреннего аудита на уровне предприятия;
  • исследование наличия планов проверок на перспективу, а также анализ их актуальности и глубины рассматриваемой контролирующим аппаратом проблематики.

Оценка

Понятие анализа неразрывно связывают с понятием оценки. В обширном понимании этот термин предполагает установление абсолютной или относительной ценности исследуемого объекта, предмета, явления. В плане экономического подтекста оценка системы внутреннего контроля организации подразумевает сопоставление с нормой проведенных ревизорами в ходе проверки действий, а также рассмотрение качества составленных ими мероприятий, направленных на выявление несоответствий, неточностей, ошибок в процессе хозяйственной деятельности. Попросту говоря, это проверка качества работы самих проверяющих.

Совокупность двух смежных понятий - оценки и анализа - предопределяет необходимость проведения дополнительных мероприятий после проверки. Ведь по итогам анализа системы внутреннего контроля бухгалтерского учета в организации оценивается необходимость ужесточения, к примеру, трудового регламента касательно оформления и хранения документооборота, или же принимаются решения о более тщательных и более частых инвентаризациях основных средств предприятия, поскольку в этой части бухучета зачастую встречаются несоответствия с предыдущими показателями, и так далее. И это касается не только конкретно бухгалтерии предприятия. То есть, иными словами, оценка результатов, полученных в ходе проверки, дает возможность судить о необходимости совершенствования системы внутреннего контроля организации или, наоборот, сделать выводы о ее качественном функционировании на данном конкретном этапе. Оценивая приобретенные в ходе проверки итоговые показатели, можно также оценить работу самих контролирующих органов, исходя из глубины и содержательности их доклада по окончании контрольных мероприятий.

Требования

При всем при этом не стоит забывать, что применяемая организацией система внутреннего контроля должна соответствовать установленным нормам и регламенту. Причем осуществляться данное соответствие должно как на уровне предприятия, так в плане соблюдения действующего законодательства. Федеральной налоговой службой предусмотрено следование всех существующих организаций как субъектов хозяйствования приказу от 16 июня 2017 года «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля». Вот что эти требования собой представляют:

  • Создание такого контролирующего аппарата в компании, который будет обеспечивать упорядоченное и эффективное ведение хозяйственной деятельности, достижение положительных финансовых результатов, сохранность активов и имущества предприятия.
  • Формирование адаптированной для проведения качественного контроллинга среды внутри компании.
  • Разработка системы управления возможными рисками.
  • Возможность проверки существующих фактов уклонения от уплаты налогов, сборов, взносов по страхованию.
  • Раскрытие необходимой информации о возможных рисках и предоставление ее руководству в должной форме.
  • Выполнение контрольных процедур, направленных на минимизацию и снижение уровня рисков.

Исходя из требований к организации системы внутреннего контроля, можно сделать выводы о серьезной доле значения, которая отведена именно рискам - существующим возможным угрозам, которые являются неотъемлемым элементом потенциальных страхов предпринимателей.

Риски

Модель внутреннего контроля, ориентированного на риск, - это модель, которая позволяет анализировать угрозы предприятия, обусловленные необходимостью овладения достоверной информацией об активах и обязательствах данного экономического субъекта. Ориентирование на риски в организации системы внутреннего контроля подразумевает цель руководства компании получать разумную степень уверенности в том, что компания будет достигать поставленных целей наиболее эффективным образом. И в этом ключе главное предназначение контроля - это обеспечение своевременного выявления и анализа рисков надежности бухгалтерской отчетности, соответствия деятельности сотрудников регламенту и предусмотренным учетной политикой предприятия нормам регламентирования рабочего трудового процесса, а также выполнение финансово-хозяйственных планов, эффективное использование ресурсов, правдивость финансовой и управленческой информации. Поэтому главным щитом для осуществляющего хозяйственную деятельность субъекта предпринимательства в борьбе с угрозами и рисками, мешающими ему функционировать в нормальных условиях, является качественно построенный и правильно организованный контроль.

Уважаемые читатели!

Представляем вашему вниманию новую рубрику – «Внутренний контроль». В ней мы будем рассказывать о том, как организовать систему внутреннего контроля и проводить отдельные контрольные мероприятия.

Л.В. Чхутиашвили , канд. экон. наук, аудитор, член ИПБ Московского региона

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязал экономические субъекты организовать и осуществлять внут­ренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. А экономические субъекты, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны организовать и осуществлять внутренний контроль бухгалтерского учета и составления отчетности (за исключением случаев, когда руководитель самостоятельно ведет бухгалтерский учет). Поговорим о том, что представляет собой внутренний контроль.

Современные условия хозяйствования характеризуются постоянным увеличением текущей экономической информации как на внешнем, так и на внутреннем уровнях. Для всех пользователей экономическая информация является базой для принятия обоснованных управленческих решений.

В связи с этим существенно возрастает необходимость действенного контроля за полнотой и достоверностью текущей и отчетной экономической информации. Одним из основных инструментов решения подобных проблем является своевременный внутренний контроль, роль которого в принятии рациональных управленческих решений огромна.

Задачи внутреннего контроля

Бухгалтерский учет служит не только для систематизации и накопления информации, но и для контроля совершаемых хозяйственных операций или фактов хозяйственной жизни. Организации, правильно ведущие бухгалтерский учет, тем самым контролируют в той или иной степени свою деятельность, другой вопрос, насколько результативен такой контроль. Если его организовать в рамках отдельной системы внутреннего контроля, дополняющей бухгалтерский учет, эффективность будет намного выше. В недалеком будущем к этому придут все организации, заинтересованные в наведении порядка в своем бухгалтерском учете.

Посредством внутреннего контроля собственники и руководство экономического субъекта имеют возможность получать необходимую информацию о действительном состоянии объекта управления. Это позволяет обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций, а также соответствия деятельности требованиям действующих нормативных правовых актов.

Ключевая функция внутреннего контроля заключается в разработке и представлении не только предложений по ликвидации выявленных нарушений, но и рекомендаций по повышению эффективности управления, выявлению резервов развития, а также в консультативной поддержке руководства организации. Внутренний контроль помогает выявить результативность системы управления организации.

Принципы организации внутреннего контроля

Внутренний контроль является частью системы управления, служащей для обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости и эффективного функционирования организаций любых видов деятельности. От его эффективной организации зависит эффективность работы экономического субъекта в целом.

Организация внутреннего контроля в процессе управления должна быть ориентирована на организационно-правовую форму, размер организации и масш­табы ее деятельности. Чем сложнее структура внутренней среды экономического субъекта, тем больше информации необходимо для принятия эффективных управленческих решений. Основой для принятия большинства управленческих решений служит информация, формируемая в бухгалтерском, оперативном и статистическом учете.

Так как риск внутренне присущ любой деятельности, предприниматели, добровольно принимая на себя риски в целях получения будущих выгод, должны уметь управлять ими. Каким образом организован этот процесс: стихийно или осознанно – вопрос корпоративной культуры. Более высокий уровень управления рисками обеспечивается созданием системы внутреннего контроля, которая в отличие, например, от руководителя и главного бухгалтера занимается контролем рисков предприятия.

В Международных стандартах аудита МСА 400 «Оценка рисков и внутренний контроль» система внутреннего контроля – это совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством предприятия в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения учета финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Система внутреннего контроля организации – это постоянно функционирующая система, направленная на обеспечение выполнения миссии организации и достижения поставленных задач, а также повышающая эффективность системы управления деятельностью организации за счет использования качественной информации, обеспечивающей:

  • оперативность принятия управленческих решений;
  • своевременное выявление и анализ рисков;
  • соблюдение законодательства и внут­ренних политик и процедур;
  • эффективное использование ресурсов;
  • сохранность активов;
  • достоверность финансовой и управленческой отчетности. С 2012 года в России признаны МСФО, обязательный порядок применения которых распространяется пока на консолидированную отчетность, составляемую банками, страховыми организациями и компаниями, размещающими свои ценные бумаги на фондовой бирже. Однако налицо тенденция к более широкому внед­рению МСФО путем приближения российских стандартов к международным.

МСФО 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» (введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н) устанавливает, что наряду с финансовой отчетностью организации обязаны довести до заинтересованных лиц информацию о характере, размере рисков и о том, каким образом организация управляет этими рисками. По каждому виду рисков, а в МСФО 7 речь идет о кредитном риске, риске ликвидности, рыночном риске и ряде других, организация должна указать (п. 33):

(a) подверженность организации рискам и как они возникают;

(b) цели, политику и процедуры организации в области управления рис­ками и методы, используемые для оценки риска;

(c) любые изменения в (a) или (b) по сравнению с предыдущим периодом.

Способы управления рисками сводятся к следующему:

  • избежание рисков (считается крайней мерой в отношении рисков);
  • проведение процедур и разработка правил управления рисками;
  • страхование рисков;
  • создание резервов на покрытие возможных потерь.

Избежание лишает потенциальной прибыли. Организация сведет к нулю все виды рисков только в том случае, если прекратит работу. Поэтому данный способ управления носит строго ограниченный характер и применим к зонам неоправданного риска, например разного рода полукриминальным схемам. Отказ предприятия от работы с фирмами-однодневками в целях недопущения получения необоснованной налоговой экономии будет являться избежанием риска.

Проведение процедур и разработка правил управления рисками являются основной профессиональной зоной системы внутреннего контроля. Основные затраты по управлению рисками связаны с выплатой заработной платы сот­рудникам, занимающимся контролем. В качестве примеров управления рисками можно привести контроль финансовых показателей (управление рисками банкротства и ликвидности), установление лимитов (управление рисками концентрации).

Страхование рисков связано с уплатой страховых взносов. Его рекомендуется применять в случаях, когда вероятность наступления события мизерная, а возможные негативные последствия чреваты колоссальными убытками (например, страхование недвижимости от пожара).

Создание резервов под возможные риски – операция, призванная равномерно распределить бремя убытков на финансовый результат предприятия независимо от факта реализации риска на деле. Резерв уменьшает прибыль, но не вызывает оттока денежных средств, тем самым косвенно их сохраняя. Создание резервов, как правило, применяется в отношении кредитного риска.

Любой вид риска может привести к банкротству, тем не менее величина чистых активов и достаточность собственного капитала обеспечивают его выживаемость в трудные времена. В абсолютном выражении чистые активы в большей степени отражают размер организации, а относительные показатели с участием в расчетах собственного капитала – ее устойчивость.

Чтобы лимитировать риски на ранних стадиях, служба внутреннего контроля должна проводить детальный анализ ситуации в секторах экономики, в отношении которых у организации выявлен риск концентрации , углубленный анализ кредитоспособности контрагентов, в отношении операций (сделок) с которыми выявлен повышенный риск концентрации , и формировать за счет себестоимости резервы.

По мнению автора, на сегодняшний день происходит трансформация системы внутреннего контроля в инструмент оценки рисков, наблюдается смещение акцентов от оценки отдельных операций к оценке рисков в деятельности предприятия. Контролировать нужно не только факты хозяйственной жизни и постановку и ведение бухгалтерского учета, составление отчетности, но также проводить ревизию сделок, событий, операций, которые влияют на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и движение денежных средств.

Основная задача внутреннего контро­лера (аудитора) – участие в независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности, а также осуществление внутреннего контроля составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая формируется по данным бухгалтерского учета. Внутренний контролер своими своевременными действиями может сократить время присутствия на предприятии таких нежелательных лиц, как налоговые инспекторы, и уменьшить сумму аудиторского договора. Система внутреннего контроля позволяет оценить риск, способна его предвидеть и снизить до минимума возможные отрицательные последствия.

Внедрение системы внутреннего контроля позволяет обеспечить надежность финансовой информации и снизить риски принятия ошибочных решений. Построение системы внутреннего контроля предполагает определение наиболее существенных рисков, разработку регламентных процедур, а также корректирующие действия, которые позволят исправить ситуацию.

Затраты на предварительный контроль могут быть более эффективными, так как помогут предупредить возникновение рисков. Внедрение системы внутреннего контроля на предприятии необходимо для повышения эффективности работы его подразделений. При этом система внутреннего контроля позволит обеспечить достоверность информации и эффективно использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы предприятия.

Особое влияние на организацию сис­темы внутреннего контроля оказывает организационная структура предприятия. Необходимо понимать, какие контрольные процедуры выполняет то или иное его подразделение в соответствии с предписанным им кругом обязанностей и ответственности.

Внедрение системы внутреннего контроля начинается с определения подразделений, в которых возникают затраты и в которых будут разработаны регламентные процедуры. Причем система внутреннего контроля будет эффективнее в том случае, если все сотрудники организации будут выполнять контрольные процедуры, причем делать это следует постоянно. По мнению автора, в организации системы внутреннего контроля необходимо участие специалистов смежных служб (плановых, финансовых, экономических).

Следующим шагом в процессе построения системы внутреннего контроля становится выделение объектов контроля. В организации должны быть разработаны схема технологического процесса, график документооборота, учетная политика, должностные инструкции, а контроль – осуществляться на всех уровнях управления.

Значимость внутреннего контроля

Таким образом, внутренний контроль в организации является одной из важнейших бизнес-функций наряду с управлением производством и финансовым менеджментом.

Значение внутреннего контроля трудно переоценить. Он обеспечивает защиту имущества, качество учета и достоверность отчетности, выявление и мобилизацию имеющихся резервов в сфере производства, финансов и т.п. Внутренний контроль охватывает все сферы деятельности предприятия и направлен на повышение эффективности управления компанией.

В самом узком толковании термин внутренний контроль – это сбор информации об объекте контроля. Такого рода контроль осуществляется всеми менеджерами компании в рамках выполняемых ими функций. В широком понимании внутренний контроль – это непрерывный процесс, включающий сбор и анализ информации для принятия управленческих решений, ориентированных на эффективность деятельности предприятия.

Правильно организованный внутренний контроль позволяет существенным образом снизить количество финансовых ошибок, свести к минимуму размеры штрафных санкций, что в свою очередь способствует улучшению финансовых показателей предприятия. Игнорирование же контроля приводит к финансовым потерям, которые возникают в виде штрафов, пеней по результатам проверок со стороны финансовых органов.

Система внутреннего контроля в организации должна включать совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством предприятия в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности и для своевременного и правильного принятия управленческих решений.

Именно такой внутренний контроль позволяет:

  • осуществить грамотное и эффективное ведение бизнеса;
  • обеспечивать выполнение планов, соблюдение действующего законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
  • разрабатывать и внедрять методы защиты и сохранности активов;
  • формировать бюджеты;
  • прогнозировать экономические показатели деятельности организации.

Процедуры внутреннего контроля должны быть построены на основе принципов регулярности и системности, то есть охватывать все текущие финансовые обязательства и расчеты и проводиться с периодичностью, установленной внутренними регламентами организации, не реже одного раза в отчетный период по соответствующему налогу или группе объектов учета. Результаты проведения процедур внут­реннего контроля финансовых обязательств и денежных расчетов должны быть выражены в форме письменного отчета, представленного для ознакомления руководству предприятия.

Помимо контрольной, указанные процедуры могут выполнять одновременно информационную и организационную функции и могут быть использованы для оценки эффективности системы управления, служить основой для принятия управленческих решений заинтересованными пользователями.

Инструменты внутреннего контроля

Инструментами внутреннего контроля, на мой взгляд, являются:

  • внутренние регламенты (инструкции), формализующие процедуры внутреннего контроля;
  • должностные инструкции финансовых сотрудников и процедуры их взаимодействия с другими отделами (структурными подразделениями) и руководством компании;
  • автоматизированные программы бухгалтерского (финансового и управленческого) учета, иное программное обеспечение;
  • правовые базы данных и специальная (профессиональная) литература, периодические издания, позволяющие отслеживать и оценивать изменения налогового законодательства (проводить мониторинг нормативно-правовой базы);
  • методологические разъяснения, основанные на анализе позиции финансовых и налоговых органов и правоприменительной практики.

Собрав данные, внутренний контролер их обобщает, оценивает, сравнивая с установленными нормативами, внутренними положениями и инструкциями, законодательными и нормативными актами, сравнивает количество выявленных ошибок, недостатков и нарушений с ранее установленным уровнем существенности.

После этого он делает необходимые выводы, составляет письменный отчет, разрабатывает рекомендации и предложения. Затем он обсуждает с руководителями проверяемых подразделений все вопросы, которые касаются проверки, особенно в отношении выявленных недостатков и рекомендаций относительно их устранения.

Отличительной чертой внутреннего контроля является обязательное получение от руководства предприятия официального письменного ответа на свой отчет и рекомендации. В ответе должно быть указано, какие рекомендации выполнены, а какие считаются неэффективными. Также на внутренних контролеров возлагается обязанность контроля выполнения разработанных ими и утвержденных руководством рекомендаций структурным подразделениям, которым они были адресованы.

Система внутреннего контроля может иметь различные конфигурации в зависимости от вида деятельности организации, структуры его управления, наличия обособленных подразделений и т.д.

Обязанностью службы внутреннего контроля является системный контроль за деятельностью структурных подразделений – объектов внутреннего контроля. Контролю подвергаются локальные документы, хозяйственные операции, первичные документы, обоснованность определения норм естественной убыли, распределения затрат, соответствие плановых показателей нормативным. При оформлении результатов служба внутреннего контроля руководствуется также профессиональным суждением.

Эффективно организованная система внутреннего контроля имеет большое значение и во многом позволяет определить области риска, разработать адекватные аудиторские процедуры в отношении рискованных областей. Она также во многом облегчает работу внешнему аудиту .

Взаимодействие службы внутреннего контроля и внешнего аудита повысит эффективность внутреннего контроля производственных предприятий. Так, например, профессионально компетентный, добросовестный внутренний контролер имеет возможность свободно общаться с внешним аудитором.

Внутренний аудитор должен предоставить внешнему аудитору свои программы, планы, отчеты, заключения и другую информацию, которая может повлиять на работу внешнего аудита. При использовании этой информации внешний аудитор дает оценку эффективности работы службы внутреннего аудита.

Эффективный внутренний контроль может уменьшить объем аудиторских процедур, выполняемых внешним аудитором. На основании результатов тестирования системы внутреннего контроля аудитор более точно планирует работу, необходимые аудиторские процедуры, определяет степень надежности информации. Тестирование системы позволяет спланировать и разработать методику аудита с учетом слабых мест системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета.

Функция внутреннего контроля может быть передана независимым консультантам (аудиторам). Привлечение их целесообразно, если собственных ресурсов недостаточно, затраты на создание и содержание специального подразделения выше стоимости услуг, оказываемых независимыми внешними аудиторами; руководители организации заинтересованы в независимости оценки или могут быть использованы стандартные, апробированные на практике подходы к организации и (или) оценке внутреннего контроля.

Внешними причинами возникновения негативных последствий для организации могут служить изменение законодательства, субъективизм и отсутствие четкой позиции контролирующих органов относительно спорных вопросов, возникающих в процессе бухгалтерского учета, противоречивая правоприменительная практика.

Внутренние причины – это чаще всего низкая квалификация специалистов в штате организации, отвечающих за оценку и минимизацию налоговых рис­ков, а также отсутствие выработанной единообразной системы внутреннего контроля рисков, включающей оценку последствий хозяйственных операций или фактов хозяйственной жизни организации и контроль бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Обязанность руководителя организовать внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни призвана повысить доверие заинтересованных пользователей к информации, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности. В Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» порядок организации такого контроля не определен. Поэтому руководитель экономического субъекта должен определить его сам, руководствуясь, если сочтет нужным, в том числе и рекомендациями, которые разрабатывают и принимают субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета (пункты 8, 9 ст. 21, ст. 24 Закона о бухгалтерском учете).

Приказ Минэкономразвития России от 21.04.2006 № 104 «Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций».

Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа».

Правовые основы проведения независимого финансового контроля в форме аудиторской деятельности закреп­лены в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В соответствии с ним аудиторская деятельность осуществляется наряду с государственным финансовым контролем и не заменяет его.

Контроль является одной из важнейших функций управления. В сфере управления финансовыми средствами контроль - неотъемлемая часть системы регулирования финансовых отношений.

Необходимость контроля финансово - хозяйственной деятельности предприятия объективно вытекает из сущности финансов как денежных отношений. Финансово - хозяйственная деятельность предприятий связана с получением и расходованием денежных средств, а, следовательно, затрагивает интересы государства, работников предприятия, акционеров, а также всех возможных контрагентов предприятия.

Контроль реализуется через анализ финансовых показателей деятельности предприятия, а также через различные меры воздействия, такие как:

Анализ финансового состояния на предприятии в целях его улучшения;

Контроль за уплатой налогов в бюджет и применение штрафных санкций;

Контроль за целевым расходованием предоставленных финансовых ресурсов и т.д.

В зависимости от субъекта и характера деятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта - на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления - на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит).

Контроль - это процесс, который обеспечивает достижение целей организации. Он необходим для своевременного обнаружения и разрешения возникающих проблем и может использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

При осуществлении контрольной деятельности могут применяться специальные приемы документального и фактического контроля, экспертные оценки, методы анализа и другой инструментарий.

Внутренний контроль - процесс, осуществляемый советом директоров, руководством и другим персоналом организации, направленный на обеспечение разумной уверенности в том, что будут достигнуты цели организации по:

Эффективности и экономичности операций;

Достоверности финансовой отчетности;

Соответствию деятельности действующему законодательству.

Согласно статье 26 Федерального закона "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ, экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

Стоит отметить, что система внутреннего контроля необходима не только предприятиям, для которых ее создание является обязательным. Поскольку система внутреннего контроля призвана способствовать эффективности работы предприятия, вовремя обнаружить различные проблемы, выявить недобросовестность сотрудников и т.д., можно сказать что она необходима любому предприятию, собственники которого заботятся об эффективности и развитии своего бизнеса.

Существует три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. Все они схожи по форме осуществления, а различаются только по времени осуществления.

Предварительный контроль обычно реализуется в форме политики, правил и процедур, принятых на предприятии. Текущий контроль осуществляется непосредственно в процессе работы. Он осуществляется в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Заключительный контроль осуществляется после фактического окончания работы или наступления срока ее окончания.

В процессе контроля можно выделить три основных этапа, на каждом из которых реализуется собственный комплекс мер.

Первый этап представляет собой установку конкретных стандартов, которые поддаются измерению и имеют временные границы.

На втором этапе происходит сравнение фактических показателей и результатов по заданным критериям с установленными стандартами, определяется масштаб отклонений, их причины, обоснованность и допустимость.

На третьем этапе менеджер, на основании полученных в процессе сравнения данных, принимает решения о том, какие действия необходимо предпринять для улучшения ситуации и исправления ошибок и недочетов.

Контроль является эффективным только в том случае, если он носит стратегический характер, направлен на достижение конкретных результатов, производится своевременно.

Эффективная система внутреннего контроля нужна в первую очередь владельцам бизнеса. Именно для них важно иметь всю информацию о своем бизнесе. В первую очередь эта система нужна как ещё один механизм получения информации о том, что происходит в бизнесе. Если система внутреннего контроля эффективна, то владельцы могут меньше беспокоиться о состоянии бизнеса, понять какие действия нужно предпринимать для роста эффективности, а также быть уверенными в достоверности предоставляемой информации.

Существует несколько пользователей системы внутреннего контроля. Как уже было сказано, в первую очередь это собственники бизнеса.

Другой тип пользователей системы внутреннего контроля - это внешние пользователи. Ключевые из этих пользователей - те, которые предоставляют внешнее финансирование. Но к ним могут относиться и обычные контрагенты: заключать договор с компанией, в которой отсутствуют механизмы внутреннего контроля, из-за чего договоры могут не быть исполнены, опасно. Последний тип потребителей - это топ-менеджеры компании. Подразделения внутреннего контроля могут предоставить значительный объем информации для принятия управленческих решений: что творится, кого наказать и т. д.

Элементами системы внутреннего контроля экономических субъектов являются внутренний аудит и управленческий контроль.

Внутренний контроль создается для упорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и всей внутрифирменной информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. При этом реализация целей управления в системе внутреннего контроля возложена, во-первых, на организационно-технический механизм (включающий процедуры контроля, внутреннюю регламентирующую нормативную документацию и т.п.) и, во-вторых, на специальные контрольные подразделения - управления (отделы) внутреннего аудита. Организация системы внутреннего контроля является прерогативой самого экономического субъекта.

В настоящее время подразделения внутреннего аудита у экономических субъектов по-разному встраиваются в структуру управления экономического субъекта, поэтому условно внутренний аудит можно разделить на внутренний аудит акционеров и внутренний аудит исполнительного руководства. Первый из них часто называют независимым внутренним аудитом, так как внутренние аудиторы непосредственно не подчинены исполнительному руководству и, следовательно, по поручению собственников, акционеров могут осуществлять в том числе и проверку деятельности самого исполнительного руководства.

Однако только с 1 января 2013 года Федеральным законом о бухучете официально установлена обязанность организаций осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Недавно Минфин России подготовил рекомендации по этому вопросу. Как организовать и документально оформить внутренний контроль исходя из данных рекомендаций, рассмотрим в данной статье.

Основные требования

Согласно Закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) организация обязана организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а если ее подлежит , то она обязана организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда ее руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

Не описывает, как и в каком объеме должен проводиться внутренний контроль. Однако понятно, что он должен быть достаточным для обеспечения достоверности фактов хозяйственной жизни и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.


Закон № 402-ФЗ не описывает, как и в каком объеме должен проводиться внутренний контроль. Однако понятно, что он должен быть достаточным для обеспечения достоверности фактов хозяйственной жизни...


Например, вопросы внутреннего контроля в экономических субъектах регламентируются нормами, устанавливающими создание ревизионных комиссий финансово-хозяйственной деятельности общества:

  • статьей 85 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • статьей 47 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Требования, предусмотренные данными федеральными законами, необходимо соблюдать.

В данном документе дано понятие внутреннего контроля как процесса, направленного на получение достаточной уверенности в том, что организация обеспечивает:

  • а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  • б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
  • в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Элементы внутреннего контроля

Основными элементами внутреннего контроля экономического субъекта являются:

  • контрольная среда;
  • оценка рисков;
  • процедуры внутреннего контроля;
  • информация и коммуникация;
  • оценка внутреннего контроля

Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности организации, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю в организации в целом. Она отражает культуру управления организацией и создает надлежащее отношение персонала организации к осуществлению данного контроля.

Коммуникация как элемент внутреннего контроля - это способ распространения информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля. Например, каждый сотрудник организации должен быть осведомлен о рисках, относящихся к сфере его ответственности, об отведенной ему роли и задачах по осуществлению внутреннего контроля и информированию руководства.


Постановка контроля
за фактами хозяйственной жизни очень важна для организации. Контроль традиционно подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Оптимально, когда эти этапы разделены между разными работниками организации. Если санкционирование и контроль за совершением хозяйственных операций будут поручены одному должностному лицу, это может привести к ошибкам и возможным злоупотреблениям с его стороны - ведь он полностью контролирует хозяйственную жизнь, от «а» до «я». Если же в разных этапах контроля участвуют разные сотрудники, это повышает независимость и эффективность контрольных мероприятий. Для их проведения целесообразно (не обязательно, но желательно) создать комиссию по внутреннему контролю. Именно ее члены будут независимыми ревизорами.

Оценка рисков и управление ими также являются важной составляющей системы внутреннего контроля. Под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности. Риски могут быть сгруппированы по следующим видам: финансовые, правовые, страновые и региональные, репутационные и др. Информация о рисках хозяйственной деятельности необходима организации для полного представления о своем финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в своем финансовом положении.


К сведению!

Организации, публикующие годовую отчетность по каждому виду рисков в годовой бухгалтерской отчетности, обязаны раскрывать информацию о таких качественных характеристиках своей хозяйственной деятельности, как подверженность рискам, и о причинах их возникновения; концентрации риска (описание конкретной общей характеристики, которая отличает каждую концентрацию (контрагенты, регионы, валюта расчетов и платежей, др.); механизм управления рисками (цели, политика, процедуры, применяемые в области управления рисками, и методы, используемые для оценки риска, и т. п.); изменения по сравнению с предыдущим отчетным годом (Информация Минфина России № ПЗ-9/2012).


Для достижения своей финансовой стабильности организация может применять следующие процедуры внутреннего контроля:

  • документальное оформление (например, осуществление записей в регистрах бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов, в том числе бухгалтерских справок; включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность существенных оценочных значений исключительно на основе расчетов);
  • проверка оформления первичных учетных документов на соответствие установленным требованиям при принятии их к бухгалтерскому учету;
  • санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их. Как правило, оно выполняется персоналом более высокого уровня, чем лицо, осуществляющее сделку или операцию;
  • сверка данных;
  • разграничение полномочий и ротация обязанностей персонала;
  • процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация;
  • надзор за правильностью осуществления сделок и операций, выполнения учетных операций, точности составления бюджетов (смет, планов), соблюдением установленных сроков составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами (правила и процедуры, регламентирующие доступ к информационным системам, данным и справочникам, правила внедрения и поддержки информационных систем, процедуры восстановления данных и др.).

В любом случае, если основные процедуры контроля фактов хозяйственной жизни соблюдаются не формально, а хорошо проработаны, то они позволят обеспечить высокую эффективность внутреннего финансового контроля организации в целом.

Документирование внутреннего контроля

Порядок организации и осуществления внутреннего контроля необходимо оформить документально на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Положения, касающиеся организации внутреннего контроля, являются частью учредительных и внутренних организационно-распорядительных документов организации (приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета).

Применительно к ведению бухгалтерского учета, в том числе составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, контрольную среду могут описывать положение о бухгалтерской службе, учетная политика организации, требования к квалификации бухгалтерского персонала и другие документы, устанавливающие общие требования к среде, в которой организуется и ведется бухгалтерский учет, порядку взаимодействия подразделений и персонала организации и принятия решений по вопросам бухгалтерского учета.


На заметку

Документами, устанавливающими правила коммуникации, могут являться: положения, графики предоставления данных и составления отчетности, должностные инструкции.


Документацию по организации внутреннего контроля необходимо регулярно обновлять. Оценивать необходимость ее обновления нужно не реже одного раза в год. Основанием для обновления документации могут являться, например, результаты непрерывного мониторинга внутреннего контроля, организационные изменения, изменения процессов и процедур работы организации.

Организация внутреннего контроля

Порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала организации, определяются в зависимости от характера и масштабов ее деятельности, особенностей ее системы управления.

При организации внутреннего контроля необходимо исходить из того, что:

  • внутренний контроль должен осуществляться на всех уровнях управления организации, во всех ее подразделениях;
  • в осуществлении внутреннего контроля должны участвовать все сотрудники в соответствии с их полномочиями и функциями;
  • полезность внутреннего контроля должна быть сопоставима с затратами на его организацию и осуществление.

Внутренний контроль, как правило, осуществляют:

  • органы управления организации;
  • ревизионная комиссия (ревизор);
  • главный бухгалтер или иное должностное лицо организации, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;
  • внутренний аудитор (служба внутреннего аудита);
  • специальные должностные лица, специальное подразделение организации, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, предусмотренного иными федеральными законами;
  • другой персонал и подразделения организации.
  • При организации и осуществлении внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни организация должна руководствоваться требованием рациональности.


    Елена Антаненкова , руководитель экспертно-консультационного отдела Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт», для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»


    Ищете решение Вашей ситуации?

    «Практическая бухгалтерия» - бухгалтерский журнал, который упростит Вашу работу и поможет вести бухгалтерию без ошибок. Издание доступно еще и в электронном виде.