Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Срок действия разрешения на строительство. Разрешение на строительство дома на земле ижс

Согласно положений в Градостроительном кодексе Российской Федерации, срок действия разрешения на строительство рассчитывается, исходя из условий предусмотренных проектом организации строительства для данного конкретного капитального объекта жилого, производственного, коммерческого или иного назначения. Разъясняются различные варианты срока действия, возможностей продления срока разрешения на строительство, положенный регламент срока выдачи такого разрешения, установление времени срока получения полностью готового и утвержденного разрешения на строительство в главе шестой под общим названием "Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства". Начиная с пункта 19 вышеупомянутой главы 6 Градостроительного кодекса РФ, весь дальнейший материал полностью освещает взаимоотношения застройщиков и государственных органов архитектурно-строительного надзора при местных администрациях, рассматриваются случаи и действия сторон, когда разрешение на строительство закончилось, когда этот документ просрочен (по какой причине, чьей вине). Устанавливаются наиболее общие случаи для возможности продления разрешения на строительство, регламентируется порядок продления разрешения на строительство и дается перечень основных документов, которые при этом требуются. В данном материале в сжатом виде указывается, как продлить разрешение на строительство, поскольку для всей данной темы этот вопрос наиболее актуален. Ведь понятно, что при завершении (или хотя бы начале) строительства в положенные сроки вопрос о них вообще не стоит.

Итак, в общем случае по Градостроительному кодексу Российской Федерации срок действия разрешения на индивидуальное жилищное строительство исчисляется десятью годами с момента его срока выдачи на руки застройщику. Срок действия разрешения на строительство при переходе прав собственности после любого, законно оформленного и вступившего в силу, отчуждения конкретного земельного участка, отданного под застройку, и объектов незавершенного капитального строительства на нем остается неизменным для новых владельцев. Однако, на местах могут быть приняты иные сроки действия разрешения на строительство. Так по закону Правительства Москвы срок действия разрешения на строительство устанавливается в соответствии с утвержденным перечнем проектно-сметной документации и действующими специальными нормативами продолжительности сроков строительства не более чем на 3 (три) года со дня вступления в действие разрешения на строительство. Причем, в этот срок должна пройти уже и приемка в эксплуатацию законченного объекта капитального строительства. Как видите, в данном случае длительность срока действия разрешения на строительство отличается более, чем в 3 раза от средних норм для России. То же касается и сроков выдачи, сроков получения, продолжительности продления срока разрешения на строительство и положений порядка продления этого разрешения. Так, по федеральным нормам в соответствии с пунктом 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, продление срока действия разрешения на строительство осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по заявлению (письму) от застройщика, которое должно быть подано и зарегистрировано в этих органах исполнительной власти не позднее, чем за два месяца (60 календарных дней) до момента окончания основного срока действия. А вот для города Москвы продление срока действия разрешения на строительство осуществляется два раза на срок до 1,5 года каждый раз. Причем, первое продление производится органом архитектуры и градостроительства города Москвы самостоятельно, а вот решение о повторном продлении срока действия разрешения на строительство в Москве принимается только на основании специального решения Правительства Москвы, где рассматриваются причины задержки строительства, выясняется их достоверность и объективность. Еще при решении вопроса, как продлить разрешение на строительство в Москве следует помнить, что при подаче заявления на продление срока действия разрешения на строительство необходимо представить документы, подтверждающие невозможность завершить строительство в установленный срок, а также технико-экономические расчеты и обоснования заявленного срока продления разрешения на строительство, а также и на реконструкцию старых объектов недвижимости. При положительном решении вопроса о продлении просроченного разрешения на строительство срок выдачи соответствующего документа застройщику исчисляется десятью днями с момента принятия решения на продление срока по разрешению на строительство. То есть этот срок выдачи исчисляется уже после того, как было принято решение местных органов власти о продлении срока действия разрешения на строительство, которое закончилось. Само же рассмотрение вопроса о продлении срока действия разрешения на строительство делается в органах архитектуры и градостроительства города Москвы и Правительстве Москвы в течение 30 календарных дней. Далее, застройщик информируется о решении и, как уже говорилось, при положительном результате получает готовое продление не позднее, чем через 10 суток.

Обязательно делается продление срока действия разрешения на строительство при возникновении обстоятельств непреодолимой силы (но не отсутствие финансовых средств), объективных причин, которые не зависят от застройщика и препятствуют завершению строительства в установленные сроки. Решение об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство выносится по общим положениям Градостроительного кодекса РФ, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи заявления на продление разрешения на строительство. Это же правило действует и в Москве.

Кроме того, для московского региона разъясняется, что в продлении срока действия разрешения на строительство может быть отказано при обстоятельствах, когда причиной невыполнения работ по завершению строительства в ранее установленные сроки явилось устранение выявленных в ходе выполнения работ нарушений или неисполнения застройщиком обязательств по договору на строительство. При повторном обращении застройщика с целью продления срока разрешения на строительство, которое уже было просрочено один раз, причиной отказа в таком продлении может быть принятие Правительством Москвы решения о нецелесообразности и неперспективности продолжения строительства. Это может быть связано с необходимостью использования данного земельного участка для иных государственных нужд, при принятии такого решения застройщику возмещаются все затраты и убытки, предоставляются компенсации, предусмотренные законом. Любые иные причины отказа в продлении срока действия разрешения на строительство, как и затягивание сроков выдачи, нарушение порядка продления разрешения на строительство могут быть оспорены сторонами в судебном порядке.

С. С. Кислов
эксперт журнала «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение»

Известно, что закон позволяет застройщику обратиться в уполномоченный орган с просьбой о продлении срока действия разрешения на строительство. При этом нередки случаи, когда администрация принимает решение об отказе. Бывает и так, что орган власти отменяет ранее выданное разрешение на строительство. В обоих случаях (отказ в продлении и отмена) застройщика ждут долгие судебные тяжбы. Полагаем, сформулированные на уровне Верховного суда правовые позиции окажутся полезными для застройщиков, попавших в столь затруднительные ситуации.

Продлить нельзя отказать

В соответствии с ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, преду­сматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.

Исходя из данной формулировки по общему правилу (если «оставить за кадром» специфику жилищного строительства на основании ДДУ) для продления разрешения на строительство необходимо:

– подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения;

– начать строительные работы до подачи такого заявления.

Оба ли этих условия должны выполняться одновременно? Правомерен ли отказ в продлении, если застройщик нарушил срок подачи заявления или, наоборот, подал заявление своевременно, но не приступил к выполнению работ?

В правоприменительной практике по обозначенной проблеме выработано следующее решение. В части 20 ст. 51 ГрК РФ установлено одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока действия разрешения. Подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Соответственно, если строительство объекта начато в период действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), у уполномоченного органа нет оснований для отказа в продлении срока его действия. Такая позиция представлена в Определении ВС РФ от 04.05.2016 № 136-ПЭК16 по делу № А63-11027/2013, постановлениях АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, ФАС ДВО от 15.12.2013 № Ф03-6140/2013 по делу № А51-7498/2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 № 09АП-28920/2016 по делу № А40-62700/16, Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 № 10АП-7448/2016 по делу № А41-106633/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 № 08АП-8211/2016 по делу № А46-2430/2016 и др.

Обратите внимание

Случается, что администрация, отказывая в продлении срока действия разрешения на строительство, ссылается на представление застройщиком ненадлежащих документов, подтверждающих начало выполнения работ по строительству объекта. Например, как следует из Постановления АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, организация приложила к заявлению о продлении разрешения на строительство справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, свидетельствующие о завершении подрядчиком работ по нулевому циклу строительства. Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на то, что не было представлено официальное подтверждение начала работ по строительству объекта капитального строительства.

Обратившись в суд, застройщик дополнительно представил в материалы дела акт обследования технического состояния объекта незавершенного строительства и приложенные к нему фотографии объекта (8 штук), а также спутниковый снимок с сайта карты.яндекс.ру.

Встав на сторону застройщика, арбитры указали: ч. 20 ст. 51 ГрК РФ не установлено, какие именно документы должны быть представлены в подтверждение начала строительства. Из этого следует, что такими документами могут быть любые документы (акты, договоры подряда и т. д.), свидетельствующие о том, что строительство ведется. Уполномоченный орган незаконно не принял формы КС-2 и КС-3 как доказательства начала строительства.

Итак, мы выяснили, что подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительство не является достаточным основанием для отказа в продлении разрешения. А вот то обстоятельство, что застройщик не начал работы по строительству, влечет безусловный отказ в продлении ранее выданного разрешения на строительство. Далее ответим на вопрос: является ли законным отказ в продлении разрешения, если строительные работы начаты, но заявление в уполномоченный орган застройщик подал после того, как истек срок действия разрешения на строительство.

Такая ситуация рассматривалась в постановлениях АС ЗСО от 15.12.2015 № Ф04-27933/2015 по делу № А46-4326/2015 и Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 по делу № А82-18126/2015. Сразу скажем, что в первом случае арбитры приняли решение в пользу застройщика, во втором – признали действия администрации законными. Как такое возможно?

Из постановления АС ЗСО следует, что застройщик обратился в департамент с заявлением о продлении разрешения на строительство через два дня после того, как истек срок его действия. Несмотря на то, что застройщик указал на 90%-ю готовность объекта, уполномоченный орган отказал в продлении разрешения, сославшись на то, что оно является недействующим, поскольку срок его истек, а продление срока действия недействующего разрешения на строительство законодательством не предусмотрено.

Удовлетворяя требование застройщика, судьи исходили из того, что указанное департаментом основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство не предусмотрено действующим законодательством, поэтому оспариваемый отказ нарушает права организации.

Важно, что судья ВС РФ не нашел оснований для передачи данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда для пересмотра (Определение от 18.04.2016 № 304-КГ16-2723). Тем самым судья Верховного суда фактически признал обоснованной позицию АС ЗСО.

А вот в принятом не в пользу застройщика Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда по делу № А82-18126/2015 обстоятельства были иными, что и позволило суду отказать застройщику, отклонив его ссылки на судебную практику, согласно которой подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Итак, в январе 2008 года организации было выдано разрешение на строительство, срок действия которого истекал в июле 2010 года.

В декабре 2013 года (то есть через 3,5 года после окончания срока действия разрешения) застройщик зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 11%.

В ноябре 2015 года (то есть еще через два года) организация обратилась в администрацию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, приложив проект организации строительства, предполагающий окончание строительства в течение 33 месяцев.

Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на нарушение срока, установленного ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, и предложив застройщику обратиться за получением нового разрешения.

Арбитры отметили: организация обратилась за продлением разрешения спустя более пяти лет после окончания срока его действия. Застройщик не представил доказательств обращения в уполномоченный орган с таким заявлением до даты истечения срока действия разрешения. Следовательно, застройщик утратил предусмотренное законом право на продление срока действия разрешения на строительство.

ГрК РФ не содержит оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство по причине того, что заявление было подано застройщиком с нарушением срока его подачи (то есть не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения). Однако в данном случае имеет место не просто нарушение срока для обращения с заявлением о продлении действующего разрешения на строительство. Общество требует продлить в судебном порядке действие разрешения, срок которого истек пять лет назад. В такой ситуации (при непредставлении заявителем доказательств уклонения уполномоченного органа от выдачи разрешения (противоправного бездействия администрации) либо наличия иных обстоятельств, препятствовавших организации своевременно обратиться с соответствующим заявлением) продление срока действия разрешения на основании ч. 20 ст. 51 ГрК РФ недопустимо. Исходя из смысла положений градостроительного законодательства возможно продление только действующего разрешения на строительство. После истечения срока действия разрешения на строительство может быть выдано только новое разрешение.

Таким образом, пропуск срока обращения с заявлением о продлении разрешения при уже начатом строительстве объекта не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения. Единственным обстоятельством, исключающим такое продление, является отсутствие начатого строительства объекта к моменту истечения срока действия разрешения на строительство. Поэтому судьи встанут на сторону застройщика, представившего заявление менее чем за 60 дней до окончания срока действия разрешения.

В случае, когда уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, сославшись на то, что заявление подано после истечения срока его действия, исход судебного разбирательства будет зависеть от конкретных обстоятельств. Прежде всего, арбитры будут оценивать добросовестность действий застройщика, который в любом случае не лишен возможности обратиться с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство.

Обратите внимание

Уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, при рассмотрении заявления застройщика о продлении срока действия разрешения обязан проверить, начато ли строительство (реконструкция) объекта. Поэтому представление застройщиком недостоверной информации о выполнении работ обернется отказом в продлении разрешения.

Например, как следует из Постановления АС СЗО от 27.10.2014 по делу № А56-68046/2013, организация сообщила о выполнении:

– 100% земляных работ;

– 90% работ по созданию фундамента;

– 20% работ по прокладке инженерных сетей;

– 10% работ по возведению каркаса здания.

Между тем согласно акту осмотра строительные работы на земельном участке не велись.

При таких обстоятельствах арбитры решили, что организация при подаче заявления о продлении срока действия разрешения на строительство представила сведения, не соответствовавшие действительности, что было установлено по итогам проверки. Как результат – отказ в продлении разрешения был признан обоснованным. Причем судья ВС РФ не нашел оснований для пересмотра дела (Определение от 12.03.2015 по делу № 307-ЭС15-223).

Случается, что у застройщика возникает необходимость внесения изменений в проектную документацию, а иногда технико-экономические показатели будущего объекта меняются настолько, что приходится разрабатывать новую проектную документацию. В подобных ситуациях застройщику следует обращаться в уполномоченный орган не за продлением разрешения на строительство, а за выдачей нового разрешения на строительство объекта, имеющего другие технические параметры. Соответственно, застройщику не удастся доказать, что отказ в продлении разрешения является незаконным. Данная позиция выражена в Определении ВС РФ от 23.05.2016 № 308-ЭС16‑4400 по делу № А63-367/2015, в котором отмечено, что застройщик не лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство, представив документы, предусмотренные ст. 51 ГрК РФ.

Отмена разрешения на строительство возможна только в исключительных случаях

Как справедливо отмечено в Постановлении АС ПО от 20.05.2015 № Ф06-21841/2013, Ф06-22926/2015, Ф06-23424/2015 по делу № А55-15700/2014, ст. 48 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления действительно предусматривает право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт отменять либо приостанавливать муниципальные правовые акты. Вместе с тем из положений указанного закона в совокупности следует, что отменен или приостановлен органом местного самоуправления может быть не любой ненормативный акт, а лишь не соответствующий действующему законодательству (!).

Обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 АПК РФ должен доказать заявитель (обратившееся в суд лицо).

Таким образом, закон не предоставляет органам местного самоуправления права по собственному усмотрению принимать и отменять ранее принятые документы. Этот вывод в полной мере распространяется и на случаи, связанные с выдачей и отменой разрешений на строительство.

В соответствии с ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается (на основании решения соответствующего органа) в случае:

1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;

3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;

4) прекращения права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенной нормы, которая носит императивный (не допускающий выбора) характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ, действия администрации незаконны (при условии, что разрешение на строительство было выдано с соблюдением установленных требований). Такая позиция выражена, в частности, в определениях ВС РФ от 01.09.2016 № 306-КГ16‑10277 по делу № А12-33006/2014, от 14.09.2015 № 306-КГ15‑10973 по делу № А55-15700/2014, от 08.09.2015 № 306-КГ15‑10973 по делу № А55-15700/2014 и т. д.

При этом не имеет значения довод администрации о том, что отмена разрешения на строительство связана с получением протеста прокуратуры. Например, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 07АП-6957/2016 по делу № А45-27192/2015 отмечено: из оспариваемого постановления следует, что разрешение на строительство отменено в связи с протестом прокуратуры города. Иных оснований отмены или ссылок на конкретные нормы права в постановлении не указано. При таких обстоятельствах постановление об отмене разрешения на строительство является незаконным.

Некоторые выводы

Уполномоченный орган вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), только в том случае, когда застройщик не приступил к выполнению работ. Нарушение застройщиком срока подачи заявления (менее чем
за 60 дней до истечения срока действия разрешения) не является самостоятельным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Выданное с соблюдением положений ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство может быть отменено только в исключительных случаях, закрытый перечень которых содержится в ч. 21.1 названной статьи. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на данную норму, действия администрации незаконны.

Федеральный закон от 06.10.2013 № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Правила, регулирующие деятельность застройщиков, за последние годы несколько раз пересматривались. Одним из нововведений стало расширение прав строительных объединений, участие в которых само по себе выступало в качестве лицензии. Вместе с этим сохранился и порядок выдачи разрешения на строительство, в соответствии с которым девелоперские организации получают права на реализацию своих проектов. Как правило, у компаний, которые планируют сооружение объекта капитального строительства, проблем с получением такого разрешения не возникает.

Еще на этапе подготовки к работе застройщики должны иметь весь перечень технической документации, позволяющий вести строительство в согласии с органами надзора и градостроительного контроля. В свою очередь, разрешение становится финальным этапом, на котором проводится заключительная проверка документов на проект.

Для чего нужно разрешение на строительство?

Права на осуществление реконструкционных и строительных работ представляют собой документ, который свидетельствует о том, что заявленный получателем проект соответствует нормативам градостроительного плана. Наличие этого документа дает возможность проводить строительные работы, а также восстановление и ремонт объектов. Кроме этого, выдача разрешения на строительство может осуществляться и в случаях, когда планируются лишь частичные работы. Например, если застройщик берет на себя только сооружение фундамента или оформление фасада.

Срок действия разрешения

Документ предоставляется застройщику в двух экземплярах и остается актуальным в течение времени, которое обозначено в проекте реконструкции или строительства. Если уже в ходе работы права на участок или строительный объект переходят к другому владельцу, то изменение срока не предполагается. Также в случае необходимости девелопер может подать заявление на продление времени действия права на строительство. В частности, правила выдачи разрешения на строительство предусматривают возможность увеличения этого срока при условии, что заявление подавалось не меньше чем за 2 месяца до момента, когда действующий документ утратит свою силу. Отказать в продлении времени на строительство могут в том случае, если работы не были начаты к моменту, когда истекает срок подачи заявления об увеличении времени на реализацию проекта.

Кем выдается разрешение?

Право на предоставление документа есть у органов местного самоуправления. Это значит, что выдача разрешения на строительство осуществляется там, где и находится земельный участок или строительный объект, входящий в проект застройщика. Также предусмотрены исключения, в соответствии с которыми выполнять эту функцию могут уполномоченные от исполнительной федеральной власти и местные представители муниципалитетов и субъектов РФ.

Данное исключение действует, если одна организация планирует работу с линейными объектами или же намерена вести строительство (реконструкцию) в разных субъектах или муниципальных районах. То есть управление выдачи разрешений на строительство требует подключения властей соответствующего уровня, вплоть до федеральной. Расширение прав на выдачу действует и в случаях, когда реконструкция или строительство планируется на территории административного объекта.

Кому выдается разрешение на строительство?

Практически все девелоперские организации и застройщики должны получать документ, позволяющий им осуществлять свою деятельность. С правовой точки зрения заявителями могут быть юридические или физические лица, которые собираются вести на принадлежащей им территории строительные работы. В большинстве случаев выдача разрешения на строительство производится в отношении компаний, входящих в саморегулируемые организации. Участие в таких объединениях, как правило, облегчает прохождение подобных процедур. Собственно, без членства в СРО проведение реконструкции или строительства и вовсе невозможно – во всяком случае, если говорить о капитальных объектах.

Документы для получения разрешения

При подаче заявления на получение разрешения на возведение постройки застройщик должен прикрепить к нему следующие документы:

  • Свидетельства, подтверждающие права на участок или строительный объект.
  • План участка.
  • Проектную документацию.
  • Экспертное заключение технической документации проекта.
  • Если выполняется реконструкция объекта, права на который не принадлежат застройщику, то необходимо согласие всех собственников сооружения.

Злоупотребления властью органами градостроительного контроля и незаконная выдача разрешения на строительство в основном относятся к игнорированию документов на собственность от третьих лиц, когда нарушаются права дольщиков и других категорий правообладателей недвижимости или земельных участков.

Процедура рассмотрения заявлений на документ

Чтобы получить разрешение на реконструкцию или строительство, необходимо направить в отдел заявление в установленной форме и перечень вышеописанных документов. Обычно заявления принимаются по рабочим дням, а срок выдачи разрешения на строительство составляет не более 10 дней. За это время комитет проверяет пакет приложенных документов на соответствие проекту и требованиям плана градостроительства. Также специалисты оценивают, насколько проектная документация соответствует кадастровой схеме участка, рассматривают архитектурные и планировочные решения будущего сооружения или параметры реконструкции.

Регламент выдачи разрешения

В зависимости от того, насколько поданные документы соответствуют градостроительным нормативам, застройщик получает или разрешение, или отказ с мотивацией в письменной форме. Важно отметить, что регламент выдачи разрешения на строительство также предусматривает регистрацию личности, подающей заявление, поэтому важно предоставить и соответствующее удостоверение. Если же заявление подается от третьего лица, то не обойтись и без доверенности от застройщика, которая была заверена нотариально.

В случаях, когда разрешение выдается на сооружение зданий, отдел может направить копию документа в службы надзора – в зависимости от характеристик будущего объекта, в течение трех дней экземпляр направляется в технологическую, экологическую или атомную инстанцию. Не позднее 10 дней с момента выдачи разрешения заявитель должен предоставить в отдел данные об инженерных изысканиях на участке, сведения об инженерно-коммуникационных и технических параметрах объекта.

Основания для отказа в выдаче разрешения

Распространено несколько оснований, по которым даже застройщик, имеющий лицензию и членство в саморегулируемом объединении, может получить в праве на строительство или реконструкцию отказ. Выдачи разрешения на строительство может не быть в связи со следующими факторами:

  • Неполный перечень документов, которые направляются вместе с заявлением.
  • Планируемый объект не соответствует градостроительным нормативам по отношению к конкретному плану участка.
  • Реализация проекта нарушает существующие параметры межевания и землеустройства.
  • Данные в проектных документах не соответствуют характеристикам объекта, заявленного на строительство или реконструкцию.

Также бывают случаи, когда застройщики не представляют комитету планы, на которых обозначается расположение будущего объекта, конфигурация инженерных сетей и другие параметры, учет которых предусматривает регламент выдачи разрешения на строительство и реконструкцию. Помимо непосредственного рассмотрения документов, представители местного градостроительного контроля могут запросить и обеспечение доступа на объект – отказ в этом может стать причиной отрицательного решения в вопросе выдачи документов.

Когда не требуется разрешение на строительство?

Необходимость разработки правил выдачи разрешений на строительство обусловлена потребностью в строгом контроле градостроительного фонда. Иными словами, вместе с организациями, непосредственно участвующими в разработке и проверке технической документации, отдел выдачи разрешений на строительство выступает очередной инстанцией, отсеивающей нежелательных участников данного сектора, которые не способны обеспечить надлежащее качество объектов. Этим обусловлены тщательные проверки на предмет соответствия проекта техническим требованиям и местному плану градостроения.

Однако есть и потребность в менее ответственных сооружениях, для которых не требуется жесткая техническая проверка и контроль. К таким объектам можно отнести гаражи, сооружения для ведения дачного хозяйства, строения вспомогательного значения, киоски, навесные конструкции и т.д. Помимо этого, выдача разрешения на строительство и реконструкцию не предполагается, если застройщик планирует осуществление ремонта (в том числе капитального) в строениях, которые не относятся к объектам капитальной застройки.

Но в капитальном строительстве не всегда нужно получение специальных разрешений. Например, если организация планирует вносить коррективы и доработки в элементы здания, которые не оказывают влияния на конструктивные параметры, то одобрения от градостроительного отдела не требуется.

Согласно требованиям, предусмотренным Градостроительным кодексом, чтобы получить разрешение на строительство индивидуального жилого дома, требуется несколько документов. Если пропустить этот этап, то в дальнейшем могут появиться проблемы с возведением здания и вводом объекта недвижимости. Бумага подтверждает соответствие разделов проектной документации объекта плану участка и межевания территории. Если в соответствии с Градостроительным кодексом выдано разрешение, то застройщик вправе законно осуществлять строительство или реконструкцию зданий.

Что такое разрешение на строительство

В сфере строительства, учитывая и индивидуальное жилое, основным документом выступает Градостроительный кодекс. На эти нормы ориентируются при возведении всех зданий и сооружений. Согласно установленным градостроительным нормам, для стройки требуется получение разрешения. Оно представляет собой бумагу, где орган власти подтверждает соответствие проектной документации на возведение здания проекту планировки участка и проекту межевания территории (при постройке или реконструкции линейного объекта).

Кто выдает

Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указанное разрешение на строительство выдается исполнительным органом местного самоуправления по месту нахождения указанного земельного, в том числе и дачного участка. Здесь имеются некоторые исключения:

  • при проведении строительных работ с использованием недр – Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
  • при использовании на объекте атомной энергии – Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • при строительных работах внутри границ исторических поселений – орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия;
  • при возведении объекта космической инфраструктуры – Государственной корпорацией космической деятельности «Роскосмос».

Зачем нужно

Основное назначение разрешения – отразить, что выполнение архитектурного проекта здания осуществлено без отклонений от установленных строительных норм и правил. Это необходимо для подтверждения соответствия будущего жилища требованиям безопасного проживания, исключения рисков нанесения ущерба окружающей среде или объектам инфраструктуры, которые находятся в строительной зоне. Документация необходимо проверить на соответствие:

  • требованиям Градостроительного кодекса;
  • санитарно-эпидемиологическим нормам;
  • строительным нормам;
  • требованиям пожарной безопасности;
  • нормам технического надзора.

Чем чревато отсутствие разрешительной документации

Дом, будь то коттедж, дача или частное жилое строение, на который отсутствуют разрешительные документы на строительство, считается возведенным вне закона. Такой объект нельзя подключить к инженерным коммуникациям, а в худшем случае ему угрожает принудительный снос. Застройщик не может этому препятствовать, иначе его привлекают к административной ответственности. Она наступает при обнаружении несоблюдения санитарно-гигиенических норм при возведении здания.

Построенный без одобрения государством дом не зарегистрирует БТИ. Физическое лицо, допустившее самовольное возведение, не имеет права на:

  • продажу;
  • сдачу в аренду;
  • дарение.

Как получить разрешение на строительство

Чтобы получить одобрение на постройку здания, требуется профессионально разработать весь проект. Лучше в этом случае обратиться в специализированную организацию любого города, будь то Москва или более мелкие пункты. Она может предоставить уже имеющиеся проекты или разработать новый. В противном случае придется самостоятельно собрать полный комплект архитектурно-строительной и инженерной документации. Их прикладывают к заявлению и представляют в соответствующий федеральный орган, через представителя или многофункциональный центр.

Ст. 51 градостроительного кодекса

Подробно об органах, порядке выдачи разрешения, правовых актах, необходимой для этого документации, в том числе и проектной, процедуре ее получения говорится в статье 51 Градостроительного кодекса. Она содержит 23 пункта. Помимо порядка получения и документации в статье сказано о том, как и кем будет проводиться проверка бумаг, какое решение может принять орган самоуправления и причины в случае отказа. Также она содержит информацию по поводу срока действия, восстановления по его истечению и передачи в случае продажи.

В каких случаях разрешение не требуется

Есть ряд случаев, когда не потребуется выдача специальных разрешений на строительство объекта. Они описаны в пункте 17 статьи 51 Градостроительного кодекса. К этим случаям относится строительство:

  • гаража на земельном участке, предоставленном для некоммерческого использования;
  • компактного некапитального сооружения, такого как киоск, беседка, павильон, летняя кухня, навес, баня, сарай, погреб, колодец;
  • вспомогательного объекта для подключения к инженерной сети или прокладке ее коммуникаций;
  • внутриканальных системных соединений.

Получение разрешения на строительство ИЖС

Для получения разрешительных документов на индивидуальное жилищное строительство осуществляется по тому же принципу, что и в случае с объектами капитального строительства. Только здесь пакет документов чуть меньше, так как эти здания считаются менее сложными из-за меньшего количества предъявляемых к ним требований. Обращаться тоже необходимо в многофункциональный центр по месту нахождения участка предполагаемого строительства.

Особенности градостроительного регламента

Правообладатель земельного участка может зарегистрировать только один жилой дом, на который и получают разрешительные документы. Гостевой домик может быть отнесен к разряду хозяйственных и других вспомогательных построек. По этой причине на них не требуется оформление разрешения. Мансарда и балконы пристраиваются к уже имеющемуся жилому строению. Они требуют получения разрешения.

Индивидуальный жилой дом не может быть выше 3 этажей. На постройку выше требуется уже другой пакет документов. Регламентируемые предельные значения основных параметров жилого дома выглядит так:

  • хотя бы одна жилая комната – 12 кв.м. гостиная или 8 кв.м. спальня;
  • раздельный санузел – ширина от 1,5 м для ванной и от 0,8 для туалета;
  • кухня – 6-8 кв.м.;
  • коридоры – ширина от 0,85 м.

Какие объекты попадают под категорию

Согласно законодательству, объектом индивидуального жилищного строительства (ИЖС) является отдельно стоящий дом высотой не более 3 этажей, предназначенный для проживания в нем одной семьи. Для таких объектов необязательно собирать проектную документацию. Участки под эти объекты друг от друга и от территорий, предназначенных для общего пользования, отделяются красными линиями. Минимальное расстояние от них до возводимого сооружения обязательно соблюдаются при проектировании. Без учета этого условия разрешение на строительство не выдают.

Подача заявления от застройщика в органы местного самоуправления

Прием заявления застройщика на выдачу разрешения осуществляется через многофункциональный центр, который и занимается предоставлением государственных услуг. Ожидание в очереди должно занять не более 15 минут. Само заявление органы самоуправления обязаны зарегистрировать в течение 1 рабочего дня. При индивидуальной застройке с использованием недр необходим документ, подтверждающий право на них. В случае возведении здания в границах исторического поселения необходимо приложить описание внешнего облика объекта в текстовой и графической формах, включая:

  • основные параметры объекта;
  • варианты цветового решения;
  • планируемые строительные материалы;
  • фасады.

Сопроводительные документы для получения разрешения на строительство

При ответе на вопрос, какие документы нужны для разрешения на строительство, можно воспользоваться Градостроительным кодексом. Процесс займет немало времени. Согласно 51 статье, требуются:

  • правоустанавливающие документы;
  • проектная документация;
  • документы, устанавливающие личность заявителя;
  • заявление, которое пишется в органе местного самоуправления по образцу уже при обращении.

Правоустанавливающие документы

Первыми в перечне необходимых бумаг идут правоустанавливающие документы. Основным в этом случае является свидетельство о государственной регистрации права. Вместо него может быть договор завещания, дарения или купли-продажи. Первый документ получают через портал государственных и муниципальных услуг или при личном посещении Росреестра. Для оформления свидетельства потребуется определенный пакет документов:

  • Подтверждающие личность каждой стороны сделки;
  • свидетельство о наследстве, судебное решение или другой документ, служащий основанием для регистрации права собственности;
  • кредитный договор при покупке объекта в ипотеку;
  • полученное ранее свидетельство о регистрации;
  • документ об оплате госпошлины;
  • кадастровый паспорт объекта, если ранее он не был предоставлен в Росреестр;
  • заявление о регистрации.

Вторым шагом в сборе всех необходимых для разрешения бумаг будет подготовка проектной документации. Согласно части 7 стать 51 ГК РФ, ней относятся:

  • пояснительная записка;
  • копию схемы планировки земельного участка, где планируется возведение, с указанием размещения объекта капитального строительства, проходов и подъездов к нему;
  • копию схемы планировочной организации земельного участка с указанием красных линий;
  • архитектурные решения;
  • проект организации работ по демонтажу или сносу;
  • сводный план инженерно-технического обеспечения, на котором отмечены места подключения;
  • проект организации строительства;
  • описание доступности для инвалидов социального объекта;
  • заключение экспертизы проектной документации;
  • разрешение на отклонение некоторых параметров;
  • согласие правообладателей на реконструкцию.

Это касается объектов капитального строительства. Их застройщик составляет самостоятельно либо обращается в специальные организации, которые сделают это за определенную плату. Чтобы получить разрешение на ИЖС, из проектной документации потребуется только:

  • градостроительный план земельного участка, выданный в течение последних трех лет до дня написания заявления на разрешение;
  • схема планировочной организации земельного участка, на котором обозначены места нахождения объектов ИЖС;
  • описание того, как объект будет выглядеть внешне, если строительство предполагается в области исторических поселений.

Заключение государственной экспертизы

Одним из требуемых документов является положительное заключение государственной экспертизы проектной документации. Она проводится местными органами исполнительной власти, даже в случае загородного дома. Туда необходимо обратиться с пакетом проектной документации, указанной выше. Негосударственная экспертиза может проводиться в любом регионе, но вместе с заключением затем нужно будет предоставить копию свидетельства об аккредитации юридического лица, оформившего бумагу.

Градостроительный план участка

Данный документ должен быть выдан не раньше 3 лет до дня, когда застройщиком подаются требуемые бумаги на получение разрешения. План можно взять в отделе Градостроительного развития и архитектуры Администрации города. Срок предоставления составляет 3 месяца (согласно статье 46 ГК РФ). Никакая плата за такую услугу не взимается. Для получения плана необходимы следующие документы:

  • топографическая съемка участка с отметкой подземных, наземных и надземных конструкций;
  • подтверждающие личность заявителя;
  • написанное застройщиком заявление на выдачу плана;
  • Кадастровый и технический паспорт объекта.

Сроки выдачи разрешительных документов

С момента подачи документов допускается выдача разрешения в течение не более 7 рабочих дней. Так говорится в части 11 статьи 51 ГК РФ. Выдача разрешения на объект капитального строительства, не являющегося линейным, или на возведение здания на территории, являющейся историческим поселением, занимает уже 30 дней, но не более указанных в Градостроительном кодексе сроков.

Что делать в случае отказа

Меры, которые нужно предпринять зависят от причины отказа. В общем случае необходимо устранить недостатки. Они будут указаны в ответе, который дала организация на заявление о выдаче разрешения. Затем можно вновь попытаться его получить. Другой вариант – обжаловать решении уполномоченной организации в суде, подав иск по существующей форме. Он должен включать информацию о:

  • адресате судебной инстанции, куда подается иск;
  • полном имени заявителя с номером и другими контактными данными;
  • заинтересованном лице с наименование органа, действия которого обжалуют;
  • пояснении ситуации;
  • просьбе признать решение определенного органа незаконным;
  • приложениях с минимальным пакетом документов – копиями паспорта, заявления, документации, подтверждающей доводы заявителя и копию отказа.

Причины отказа

Согласно статье 51 Градостроительного кодекса, существует несколько ситуаций, служащих основанием для отказа в выдаче разрешения. Главным является отсутствие даже одного документа из списка требуемых для принятия положительного решения. Основанием для отказа является и несоответствие представленных материалов строительным нормам, действующим на момент выдачи. Не удастся получить документ:

  • если предполагается строительство на особо охраняемых зонах;
  • если участок зарезервирован для государственных нужд;
  • при отсутствии правоустанавливающих документов на землю;
  • если за 10 дней в уполномоченный орган не были переданы сведения о количестве этажей, высоте и площади проектируемого здания или сооружения, по экземпляру копий проектной документации и инженерных изысканий, информацию об инженерных сетях.

Срок действия разрешения на строительство

Разрешительный документ на строительство сохраняется на протяжении всего времени, которое указывается проектом организации. Срок действия составляет 10 лет. На протяжении этого времени можно продолжать строить дом. До окончания указанного срока действия объект должен быть введен в эксплуатацию. Орган, оформивший документ, может и продлить его при необходимости, или выдавать их на отдельные этапы строительства.

Как продлить

Для продления разрешения застройщику не позднее 60 дней до момента окончания срока действия необходимо подать заявление в тот же орган, который выдавал бумагу ранее. Отказ может быть получен, если до конца срока подачи данного заявления так и не было начато возведение, реконструкция или капитальный ремонт объекта. При долевом строительстве дополнительно потребуется договор, который отражает поручительство банка, подтверждающее надлежащее исполнение застройщиком обязанностей, касающихся передачи жилого помещения гражданам, чьи средства были привлечены.

Сколько стоит разрешение на строительство частного дома

Сам разрешительный документ, согласно части 15 статьи 51 ГК РФ, выдается соответствующим органом без взимания платы. Затраты могут быть связаны лишь с подготовкой и согласованием документации. Специализированные фирмы, куда часто обращаются застройщики, предлагают свои услуги по цене 10-45 тысяч рублей. Все зависит от сложности и скорости работ. При подготовке документации в сжатые сроки приходится доплачивать за срочность. Кроме того, для каждого региона устанавливаются свои тарифы и пошлины.

Плюсы и минусы ИЖС

Владельцы земельных участков, предназначенных для ИЖС, обладают рядом преимуществ. К ним относятся:

  1. Земли для ИЖС могут быть участниками каких-либо государственных программ поддержки.
  2. Если нет общей собственности на участок, то его владелец не столкнется с зависимостью от других собственников.
  3. За счет прописки на участке его хозяин имеет возможность пользоваться всеми социальными учреждениями.
  4. На участке под ИЖС можно построить любой дом вне зависимости от вопросов по переводу земель в другую категорию.

Даже при таком количестве преимуществ ИЖС имеет и ряд минусов. Строение не может быть выше 3 этажей, а проживать в нем имеет право только одна семья. Кроме того, на участке запрещается возведение жилых зданий переменной этажности и таунхаусов. В большинстве случаев это никак не влияет на деятельность застройщиков, ведь частный жилой дом чаще представлен одно- или двухэтажным зданием, которое только одно на участке.

Видео