Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Каким видам людей угрожает фрикционная безработица. Безработица: формы, причины и последствия. К положительным экономическим факторам относятся

С недавнего времени понятие «свобода выбора» приобрела в определенных кругах некоторый негативный окрас. Такой же, как «либеральность», «толерантность» и прочие понятия, ассоциирующиеся с западными демократическими ценностями. И это как минимум странно.

Эволюция свободы выбора

Собственно, а выбора? В широком смысле это - право человека определять свою судьбу сообразно собственным желаниям, вкусам и убеждениям. Полная антитеза свободе - рабство. Положение, в котором человек не может выбирать вообще ничего. Ест, что дадут, живет, где позволят, делает, что скажут. Даже такое, казалось бы, на любовь, на выбор человека, с которым хочется быть, у раба отсутствует.

Свобода выбора никоим образом не означает вседозволенности. Она не отменят дисциплины, не отменяет ответственности перед обществом, не отменяет чувства долга. Более того, она предполагает полное осознание последствий своего поступка.

Выбор и ответственность за него

Еще в детстве каждый слышал сказку, в которой богатырь, стоя перед камнем, читал: «Налево пойдешь… Направо пойдешь… Прямо пойдешь…»

Так, собственно, и выглядит свобода выбора человека. Осознание возможностей и принятие ответственности за последствия. Ведь никому же в голову не придет, что в конце истории, столкнувшись с исполнением предсказания, богатырь вдруг возмущенно закричит: «Как это - коня потеряю? Вы что, с ума сошли? Мало ли, что и где написано?!»

Точно так же дело обстоит и со свободным осмысленным выбором. Человек ознакомился с перспективами, обдумал все и принял решение, полностью осознавая его последствия и принимая ответственность за них. Именно этим свобода выбора отличается от вседозволенности.

Собственно, именно поэтому право принимать любые важные решения человек получает только после достижения совершеннолетия. Он становится достаточно взрослым, чтобы оценить последствия своих поступков, а значит, сможет принять взвешенное решение. Право на свободу выбора предполагает обязанность за этот выбор отвечать.

Диктатура или демократия

Всегда находятся сторонники «сильной» вертикали власти, считающие корнем всех бед демократию и либералов. Они утверждают, что государство, принимающее решения за граждан - вариант намного более перспективный и надежный, чем государство, в основе политического строя которого лежит закон свободы выбора. Потому что люди в массе не слишком умны и дальновидны, в отличие от официальной власти.

Звучит не слишком человеколюбиво. Но, допустим, эти люди правы. Действительно, существует такая вот гипотетическая страна с исключительно глупым народом, не знающим, чего он хочет. И власть, состоящая не из представителей того же недальновидного населения, а совсем из других людей, очевидно, завезенных откуда-то издалека, из мест, в которых живут умные люди. Но неужели в этом случае задачей властей не является работа над образовательными программами, над повышением культурного уровня страны? Так же, как родители воспитывают и учат ребенка, а не запирают его навсегда в детской, мотивируя это неопытностью и наивностью подопечного.

Свобода и эволюция государственного строя

Еще говорил, что демократия плоха, но лучше, к сожалению, пока ничего не придумали. Потому как расти и развиваться может только свободное существо.

Винтики империи - это, конечно, прекрасно. И в своем роде тоже величественно. Но кругозор у металлических деталей крайне ограничен, а стремление к развитию отсутствует вовсе. Все, что может винтик - это работать. Либо - не работать, в зависимости от ситуации. Не так уж велик выбор.

Увы, если верить историческим примерам, то чем выше уровень развития общества - тем выше уровень свободы отдельного индивидуума. Эти величины очевидно коррелируют.

Эволюционируя от рабовладельческого строя до феодального, от феодального до капиталистического, государство все шире раздвигало границы личных прав и свобод граждан.

Эволюция статических государств

История со всей очевидностью доказывает, что свобода выбора человека как гражданина и личности - основа прогресса. Ни одна диктатура не достигла долговременного успеха. Все они рано или поздно рушились либо приспосабливались к меняющемуся миру. Даже наиболее известные и успешные, такие как Китай или Япония, существовали десятки веков, но практически не развивались. Да, они были совершенны в своем роде - так же, как совершенен идеально сбалансированный механизм. Но вся их история - это не путь создания нового, а бесконечное усовершенствование уже имеющегося.

И качественный скачок в развитии этих государств произошел только после того, как границы старой системы были сломаны. Уровень личной свободы китайца не идет ни в какое сравнение с нормами жизни китайца века девятнадцатого. Но и страна из замкнутого, практически лишенного реального влияния государства превратилась в одного из тяжеловесов мировой политики и экономики.

Свобода выбора и правовые нормы

В современном мире понятие «свобода выбора» - вовсе не абстрактный философский термин.

У этого словосочетания есть вполне конкретное смысловое наполнение, закрепленное нормами как международного, так и государственного права. гарантирует каждому свободу, равенство, безопасность и право на выражение собственных убеждений, вне зависимости от расы, возраста, сексуальной ориентации или вероисповедания. Эти же нормы гарантированы конституциями многих стран и их действующим законодательством.

Конечно, это вовсе не означает, что полицейский не может ударить дубинкой мирного демонстранта. Может. Но он тем самым нарушит закон. И существует хотя бы теоретическая возможность официального разбирательства и наказания преступника. А еще сто лет назад ни о каком служебном взыскании и речи бы не шло - просто потому, что никто не запрещал полицейским бить дубинками тех, кого они считали преступниками.

Мир без свободы выбора

Свобода выбора места жительства тоже сейчас воспринимается как что-то абсолютно естественное. Конечно, человек может жить там, где он хочет - при условии, что хватит денег на покупку дома или квартиры. Даже мысль о том, что нужно обращаться за разрешением на переезд, кажется странной.

А ведь отменили только в 1861 году, всего 150 лет назад. До этого практически половина жителей России не имела права менять место жительства без разрешения хозяина-помещика. Да что там место жительства… Помещик мог продать крестьянина, личной волей судить его, вплоть до физической расправы или ссылки на каторгу. При этом права жаловаться на барина у крепостного не было. Им было официально запрещено подавать челобитные царю.

В Советском Союзе колхозники до 70-х годов не имели паспорта. А поскольку без этого документа передвигаться по стране было нельзя, то и покинуть свое место жительства крестьяне не могли. В противном случае им грозил штраф или даже арест. Таким образом, крестьяне оказывались привязанными к своему колхозу. И это - всего 45 лет назад.

Выбор покупателя

Свобода выбора - не только термин из общественной и политической жизни. Это - неотъемлемый атрибут экономических реалий.

Право и возможность купить ту вещь, какую хочется, а не ту, какую можно. Если на прилавке лежит только один сорт хлеба, ни о какой свободе выбора речи нет. Если, конечно, не рассматривать вариант «Покупать этот или не покупать вообще». Для выбора нужен хотя бы один альтернативный вариант.

И именно возможность выбора - рычаг, который толкает экономику вперед. Производителю нет нужды повышать качество товара. Зачем? Лишние усилия, дополнительные расходы. Но вот если появляется конкурент и предлагает потребителю альтернативу… Вот тогда имеет смысл постараться.

Отличная иллюстрация этого тезиса - отечественный автопром. Отсутствие конкурентной борьбы позволяло выпускать машины крайне низкого качества и не беспокоиться о наличии клиентуру. Но как только у потребителя появилась возможность выбора, подобный подход к делу оказался недопустимым. Производитель был попросту вынужден обновить модельный ряд и модернизировать производство. В противном случае покупателей просто не нашлось бы.

Выбор производителя

Таким же правом на свободу выбора пользуются и предприниматели.

Человек сам решает, где и как он хочет работать. Госучреждение, промышленное предприятие, фриланс, предпринимательство - открыты все пути. Можно даже вообще не работать, если совсем уж не хочется. Главное - не жаловаться потом, что нечего есть. В свободной стране трудовая деятельность человека - его личный выбор. Предприниматель сам решает, что и как он будет производить, задача государства - следить, чтобы продукция соответствовала всем нормам и требованиям. В этом и заключается свобода выбора. Экономика - живой организм, она стремится к саморегуляции так же, как и естественная природная система. Задача государства - следить, чтобы свободный рынок не превратился в подобие джунглей.

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Безработица

Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни уходят сами в поисках более интересной или лучше оплачиваемой работы. Есть те, которых увольняют. Есть и такие, кто впервые выходит на рынок труда (это относится в первую очередь к молодежи). Все эти разновидности объединяются понятием «фрикционная безработица».

Бывает и так, что спрос на некоторые виды профессий резко уменьшается. Чаще всего это возникает из-за изменений спроса на товары и услуги и, как следствие, спроса на рабочую силу. В результате немало людей, не способных быстро овладеть другими навыками, оказываются в числе безработных. Например, много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы вследствие изобретения станков, на которых изготавливаются бутылки. Этот тип безработицы называют структурной. Число безработных растет и в определенной фазе экономического цикла, в условиях кризиса производства. Такая безработица называется циклической. При этом распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения.

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он возникает тогда, когда количество ищущих работу равно числу свободных мест. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, возникает дефицит спроса и как следствие безработица. С другой стороны, при избыточном спросе ощущается нехватка рабочей силы. В такой ситуации уровень безработицы ниже естественного уровня.

Таким образом, определенный уровень безработицы неизбежен. Некоторые экономисты и социологи рассматривают это явление даже как положительное, оздоровляющее и стимулирующее развитие экономики в целом.

По кн. К. Макконел, С. Брю «Экономикс». М., 1995. С. 158-159

С1

С2

С4

С5 . В 80-е годы прошлого века средний уровень безработицы в США составлял примерно 10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» - 5%, а в возрастной группе 16-19 лет - 23%. Какое положение текста иллюстрируют эти данные? Опираясь на обществоведческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из причин столь высокого уровня безработицы среди молодежи.


С6


Ключи Вариант 5 .

№ задания Ответ № задания Ответ
А1 А11
А2 А12
А3 А13
А4 А14
А5 А15
А6 А16
А7 А17
А8 А18
А9 А19
А10 А20
№ задания Ответ
В1
В2
ВЗ
В4

С1 . Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Балл
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) основные типы безработных; 2) естественный уровень безработицы; 3) оценка безработицы как экономического явления. Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным
Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию
Максимальный балл

С2 . Какие виды безработицы выделяют авторы? Укажите три вида.

С4 . Чем, по мнению авторов, характеризуется естественный уровень безработицы? Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите два конкретных примера ситуаций, при которых безработица в той или иной стране была существенно выше естественного уровня.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) характеристика естественного уровня безработицы: количество ищущих работу равно числу свободных мест 2) два примера ситуаций, при которых уровень безработицы выше естественного, допустим: - экономический кризис в странах Запада в конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века, - радикальная перестройка в экономике восточноевропейских стран в 1990-е годы. Могут быть приведены другие примеры.
Дана характеристика, приведены два корректных примера
Дана характеристика, приведен один корректный пример, ИЛИ приведены два корректных примера без характеристики
Дана характеристика, ИЛИ приведен один корректный пример
Ответ неверный или отсутствует
Максимальный балл

С5 . В 80-е годы прошлого века средний уровень безработицы в США составлял примерно 10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» - 5%, а в возрастной группе 16-19 лет - 23%. Какое положение текста иллюстрируют эти данные? Опираясь на обществовед ческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из при чин столь высокого уровня безработицы среди молодежи.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) положение текста: «распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения»; 2) причина высокого уровня безработицы среди молодых, например: - недостаток опыта; - низкая квалификация; - активные поиски лучшей работы; - завышенные ожидания. Могут быть указаны другие причины.
Приведено положение, указана причина
Приведено положение текста ИЛИ указана причина
Ответ неверный- или отсутствует
Максимальный балл

С6 . В тексте отмечается, что некоторые исследователи рассматривают безработицу как положительное явление. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенным подходом 2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что - конкуренция на рынке труда заставляет работников повышать свою квалификацию. - утрачивая одну работу, человек может найти другую, более привлекательную для себя; в случае несогласия с приведенной позицией может быть указано, что - наличие большого количества людей, незанятых в производстве, снижает темпы его роста, ведет к экономическим потерям; - люди, которые долгое время не могут найти работу, теряют свою квалификацию; - состояние безработного отрицательно влияет на настрой человека, отражается на отношениях с близкими. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный или отсутствует
Максимальный балл

Свобода выбора как качество личности – способность определять своё поведение сообразно собственным, ответственным желаниям сегодняшнего дня; умение выбрать правильный путь, принять оптимальное решение.

Бедный крестьянин совершил преступление. Его поймали и привели на суд к правителю. За его деяние в тех землях полагалась смертная казнь, но правитель предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо войти в большую, чёрную, страшную стальную дверь. Преступник чуть подумал и выбрал виселицу. Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг обратился к правителю: — Мне не даёт покоя мысль: что там, за той дверью? Правитель удивился дерзости крестьянина, но рассмеялся: — Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор - и все выбирают виселицу. — А за дверью-то что? — допытывается преступник. Я всё равно уже никому не скажу, - добавил он, криво улыбаясь и указывая на петлю. Помолчав, король ответил: — Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей верёвку.

В отличие от материи у любого живого существа есть относительная свобода. Какая у дивана свобода? Он не сможет от вас ускакать, как посуда в басне Сергея Михалкова «Федорино горе». Сели на него, всё, никакой свободы. Нет выбора. Попробуйте сесть на тигра, на змею или на пассажира в автобусе. Все начнут сопротивляться. Все сделают физическое замечание.

Айр Рэнд в романе «Атлант расправил плечи» пишет: » Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора».

Свобода выбора невозможна без ответственности. Свобода говорит: — Сделал выбор добровольно, помни, что сразу за этим возникает ответственность. Свобода выбора и ответственность неразделимы. Это два сапога – пара. Говорим свобода – подразумеваем ответственность, произносим ответственность – осознаёт, что возникла она он основе свободы выбора.

Например, человек женится. Его в ЗАГС никто под автоматом не вёл, в брачное ложе с бензопилой «Дружба» не укладывал. Всё было добровольно, по взаимному согласию, по свободному выбору. Выбор сделан, Рубикон перейдён. Теперь у каждого возникает ответственность, соответствующая мужской и женской природе. Мужчина уже несет ответственность за безопасность каждого члена семьи, за материальное её обеспечение, за эмоциональную защиту женщины, за духовное развитие жены и детей.

Словом, последствием свободы выбора всегда является ответственность. Она, как тень, следует за ним. Поэтому у дивана, как материи, нет кармы. Кирпич, свалившийся нам на голову, никакую карму не получает, то есть не несёт ответственности за последствия. Никто не осудил пулю, топор или нож, с помощью которых был убит человек. У них не было выбора. Ответственность несёт, тот, кто ими, сделав для себя выбор, воспользовался.

В сериале «Сыны анархии» герой говорит: — Наступят дни, когда вам придется принимать решения, которые повлияют на жизнь всех, кого вы любите. Сделанный выбор изменит вас навсегда. Повзрослев, вы поймете, что значит быть мужчиной. Это не значит добиться уважения или силы. Это означает отвечать за свои поступки. Дети думают о себе, следуя за своими эгоистичными желаниями. Мужчины думают о других и действуют, исходя из их потребностей.

Могущество человека состоит в возможности делать свободный выбор. Умение пользоваться свободой выбора – есть разумность, неумение делать правильный выбор – есть глупость. Юрий Бондырев в «Выборе» пишет: «Вся жизнь - бесконечный выбор. Каждый день - от выбора утром каши и галстука до выбора целого вечера - с какой женщиной встретиться, куда пойти, каким образом убить проклятое время. Все совершается после выбора: любовь, война, убийство. В последние годы я часто думаю, что управляет нашим выбором при жизни? Но кто знает, есть ли выбор после смерти? Ад? Рай? Сон? Что там будет за краем?»

Есть отличная притча о свободе выбора: - Господи, убери этого человека с моего жизненного пути, ибо он делает меня несчастным, - молил человек.

Не он в этом виноват, а твои чувства, - ответил Господь. - Я каждому дал свободу воли. Он свободен выбирать, как поступать, впрочем, как и ты. А ты свободен выбирать, как относиться к происходящему. Ты можешь отказаться от гнева и осуждения, и, отдав их мне, взамен получить любовь, прощение и счастье. Но знай, если вдруг тебе надоест твое счастье и тебе вновь захочется осуждать, обвинять, обижаться и страдать, то ты всегда можешь вернуть свои обиды, но при этом мои мир, любовь и счастье покинут тебя. Тебе выбирать, что для тебя важнее.

От большого выбора вожделенный ум может ненароком слететь с катушек. Чем больше предложение, тем сложнее сделать выбор. В маленький магазин горного села заходит альпинист и спрашивает: — Пряники свежие? – Свежие. – А вафли? – Бери лучше пряники. В большом супермаркете сложнее сделать выбор.

Свобода выбора – превосходное средство очищения и развития разума. Выбирая, мы замечаем некоторую внутреннюю борьбу в сознании. Голос ума говорит: — Мне это нравится. Голос разума возражает: — Мало, что нравится. Это вредно, дорого и совершенно мне не нужно. Словом, идёт мотивация выбора. Николай Аосский пишет: «В случае столкновения мотивов выбор всегда совершается в сторону сильнейшего мотива».

Иными словами, при выборе происходит борьба чувств, ума и разума. Возникают сомнения, и разумный человек говорит себе: — Надо посоветоваться с профессионалом. Это уже развитие, стремление к полному знанию. Выбор требует воспользоваться в полном объёме имеющимися знаниями. Выбор разумного человека при этом делается с позиций, правильно это или неправильно, полезно или вредно, нужно это или не нужно, чисто или грязно, нравственно или безнравственно. Разум понимает, что за свободным выбором следует ответственность, поэтому тщательно выбирает и, следовательно, развивается, совершенствуется.

Свобода выбора – есть понимание, что за внешним выбором, стоит внутренний рост или падение личности. К примеру, женатый мужчина оказался в СВ с женщиной, которая не вербально показывает, что не против заняться с ним сексом. Насильно его к сексу не склоняет. Есть свобода выбора. Можно нарваться на клофелинщицу или заразиться венерическим заболеванием. Потом заразить жену и стоять, виновато лыбясь, перед венерологом.

Муж возвращается из командировки и говорит жене: — А вот и мы! – Кто это мы? – Я и лобковые вши.

Словом, без внутреннего роста или падения внешний выбор не сделаешь. В жизни есть только одна дорога – либо вверх, либо вниз. Выбор ограничен, но, главное, он есть. Делая выбор, разумный человек стремится осознать, ЗАЧЕМ он это делает. Если знаешь зачем, сможешь ответить на вопрос «Как я это должен сделать». Свобода выбора предполагает ясность в связке «Зачем и как».

Глупец озабочен вопросом «Как?», поэтому у него и получается всё каком. Он не думает, зачем я это делаю, для чего. Мудрость – думать и понять сначала о «зачем», а лишь потом о «как». При таком подходе происходит саморазвитие и самосознание, человек личностно растёт, развивается его разум.

Философ Вячеслав Рузов говорит, что для решения правильного выбора, необходимо понять зачем. Если мы понимаем зачем, мы понимаем как. Если не понимаем зачем, как тоже не возможно. Поэтому, если мы понимаем, зачем живём, тогда становится понятно, как надо жить. Всё очень просто, никаких вопросов не возникает, не о чем спорить. Мир сложный и загадочный, но если мы понимаем зачем, сразу понятно как.

Свобода выбора – есть возможность отречься от наших плохих, дурных желаний. Желание человека является самой большой силой, которая влияет на его судьбу. Желание, которое приносит счастье окружающим людям, делают нас счастливыми. Желание, которое приносит страдания окружающим людям, делают нас несчастными. Если человек ставит перед собой высокие жизненные цели, его желания напрямую связаны с реализацией данных целей.Поэтому свобода выбора заключается в том, чтобы человек научился желать того, что соответствует его главным жизненным целям.

— Мастер, что такое свобода выбора? — Это когда, из двух зол выбираешь меньшее.

Свобода выбора – умение выбрать правильный путь, принять оптимальное решение. Люди, находящиеся под влиянием энергии страсти и особенно невежества, понимают свободу выбора в контексте, что хочу, то и ворочу, где хочу, там и топчу, что стукнуло в дурную голову, то и надо делать. Словом, свободен тот, кто потакает своим дурным желаниям: — Я свободный человек, поэтому гуляй, рванина, от рубля и выше. Могу пить, курить, сношаться, ходить голым в общественных местах, жрать, что хочется и вволю.

Человек свободен делать глупости. Только должен знать, что за них придётся страдать. Жизнь – бумеранг. За всё глупое и низменное придётся платить страданиями. Поэтому, свобода выбора состоит в том, чтобы порвать, как Бобик тряпку, свои дурные желания, своё разбухшее «Я хочу», обычно идущее из прошлого, и утвердить то, что хочет сейчас разум. Именно разум, а не чувства и изменчивый ум.

Человек думает, что желания к нему пришли сейчас и в этом состоит его свобода выбора. Заблуждение. Желания, в основном приходят из прошлого и заставляют человека превращаться в животное: пей, гуляй, развратничай, занимайся всяким непотребством. Словом, продолжай делать глупости. Разумный человек делает выбор между желаниями прошлого и разумными желаниями сегодняшнего дня.

Счастлив тот человек, кто осознал, что его свобода выбора, его счастье состоит в борьбе со своими прошлыми желаниями. Кто побеждает свои прошлые желания, становится счастливым и свободным, ведь он имеет право жить, как положено, как советует ему душа, совесть и разум. Раб своих прошлых желаний лишает себя свободы выбора. Свобода выбора находится внутри, а не снаружи. В силу плохой кармы к нам наведываются глупые желания. Нужно дать им от ворот поворот, и они уйдут не солоно хлебавши.

Сколько времени уходит на выбор? Иногда между возникшей ситуацией и реакцией на неё есть всего лишь одно мгновение. Этого достаточно, чтоб стать трусом, предателем, непорядочным человеком. А можно, сделав правильный выбор, ещё больше утвердиться во мнении, что ты благородный и порядочный человек.

У каждого мгновенья свой резон,

Свои колокола, своя отметина.

Мгновенья раздают — кому позор,

Кому — бесславье, а кому — бессмертие!

Иными словами, из любых негативных обстоятельств нужно выходить благородно, с достоинством и честью, с человеческим лицом, так, как будто Бог на тебя смотрит в тот момент, когда ты делаешь выбор. Благородный человек всегда делает выбор в унисоне с совестью.

Нужно быть благодарным Богу за то, что он подарил нам промежуток времени, пусть даже мгновение, за которое мы можем попытаться сделать правильный выбор. Выбирает разумный, неразумный отдаётся во о власть ненасытных чувств и вожделенного ума. Разумность – способность в пространстве между возбудителем и реакцией применять синтезированное знание, проявляя при этом реальное действие.

К примеру, трамвайный хам баламутит пассажиров. Как поступить. Раздражитель – хам. Есть время для выбора, как себя вести. Можно постараться его перехамить, дать ему по наглой, противной морде, потребовать остановить трамвай и призвать пассажиров совместными усилиями сделать хаму несколько физических замечаний и дать пинка для ускорения при вылете в дверь, попытаться его усовестить, проигнорировать и многое другое. Словом, всегда есть свобода выбора, как пространство между возникновением раздражающего фактора и реакцией на него. Словом, человек получил величайший подарок Бога – время на выбор.

У человека можно отнять практически всё, кроме свободы выбора. Кто, к примеру, может отнять у человека свободу, как реагировать на поведение подлеца или на самую неблагоприятную ситуацию? Австрийский психолог Виктор Франкл автор книги « Скажи жизни «Да». Психолог в концлагере», будучи евреем, прошел с начала войны все ужасы фашистских концлагерей и своей жизнью доказал даже изумленным палачам, что можно, не унижаясь, принять жизнь в самых страшных ее формах. Над ним ставили психологические и физиологические опыты. Ученый с мировым именем должен был голый стоять на холодном цементном полу в камере пыток в лучах прожектора. Голодный, измученный он не чувствовал себя униженным, потому что знал, что «моя способность реагировать на это и желать чего-то, они не могут у меня забрать».

Позднее он вспоминал: «Так, я помню, как однажды утром шел из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Мое положение казалось мне безнадежным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, теплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всем, через что прошел. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию.

Франкл организовал в концлагере службу информации, и, когда кто-нибудь выражал суицидальные мысли или проявлял действительное намерение покончить с собой, ему тут же сообщали об этом: «Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, «зачем» жить, преодолеет почти любое «как»».

Притча в тему.

Жил-был один Учитель. Этот странный человек всю свою жизнь оставался счастливым, улыбка ни на секунду не сходила с его лица! Вся его жизнь была словно бы исполнена ароматом праздника… И даже на смертном одре он продолжал весело шутить и смеяться. Казалось, что он наслаждается приходом смерти! Его ученики сидели вокруг – озадаченные, растерянные – и недоумевали. И наконец, один из них не вытерпел и спросил: -Учитель, почему Вы смеетесь? Всю жизнь Вы смеялись. Но мы так и не решались спросить у Вас, как Вам это удается. А сейчас мы и вовсе растеряны. Умирая, Вы продолжаете смеяться! Но, что же в этом смешного?! И старик ответил: — Много лет назад я пришел к моему Учителю. Я был тогда молод и глуп, как вы сейчас. Мне было всего семнадцать лет, а я уже был страдальцем – измученным и озлобленным на жизнь. Моему Учителю тогда было семьдесят, и он смеялся просто так, без всякой причины. Я спросил его: «Как Вам это удается?» И он ответил: « Я свободен в своем выборе. И это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя: что ты выберешь сегодня – блаженство или страдание?» И так получается, что с тех пор, и я каждое утро выбираю блаженство. Но ведь это так естественно!

Петр Ковалев 2015 год

Существует даже в странах, переживающий бурный экономический расцвет. Её причина состоит в том, что работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того чтобы найти новое рабочее место. Оно должно устроить его и по роду деятельности, и по уровню оплаты и по многим другим критериям, и даже если на рынке труда такие места есть, найти их удаётся не сразу.

На рынке труда всегда существуют безработные, которые ищут работу в первый раз: молодёжь, демобилизованные из рядов Российской армии, женщины, воспитывающие детей и др.

экономическая наука считает фрикционную безработицу явлением нормальным и не вызывающим тревоги, тем более она носит кратковременный характер.

Этот вид безработицы неизбежен в любой нормально организованной экономике, т.к. в фрикционной безработице отражается свобода выбора людьми места работы.

Причины роста фрикционной безработицы:

1. неосведомлённость людей о возможности найти работу по своей специальности с устраивающим уровнем оплаты в конкретных фирмах.

2. Факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы.

3. Особенности национального характера и образа жизни. При таком образе жизни (люди предпочитают жить всю жизнь в одном и том же населённом пункте) сокращаются перетоки рабочей силы между регионами.

Структурная безработица.

Возникает в результате технического прогресса, сокращающего спрос на работников одних профессий и увеличивает спрос на работников других профессий.

Структурная безработица порождается невозможностью трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы на рынках труда различных профессий. Такая безработица более болезненна, чем фрикционная. Избежать структурной безработицы невозможно, это связанно с тем, что технический прогресс всё время рождает новые товары, технологии и даже целые отрасли. В результате сильно меняется структура спроса на рабочую силу, а люди, с ненужными более профессиями, пополняют ряды безработных.

Структурная безработица, при всей своей болезненности, так же может не волновать страну, но лишь в том случае, если общее число свободных мест не уступает числу людей, ищущих работу, хотя и имеющих другие специальности.

Если рабочих мест меньше, чем безработных, это плохо. Это означает, что в стране возникла самая неприятная форма безработицы - циклическая.

Циклическая безработица присуща странам, переживающим общий экономический спад. В этом случае кризисные явления возникают практически на всех товарных рынках. Трудности переживают большинство фирм страны, а потому, массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно. В итоге, общее число свободных мест оказывается меньше числа безработных.

К категории безработных относят сезонных работников. Они остаются без работы из-за того, что некоторые виды деятельности могут осуществляться только в определённые периоды года. Наиболее характерным примером является сельскохозяйственные рабочие, занятые в период уборки урожая, остальное время перебивающиеся случайными заработками. Сезонная безработица знакома людям многих профессий, например, всем, кто обслуживает отдыхающих на курортах.

Неполная занятость - ситуация, при которой работник формально числится занятым, но заработную плату не получает, т.к. находится в вынужденном отпуске или получает лишь часть своей нормальной оплаты, т.к. трудится неполный рабочий день.

В России рынок рабочей силы регулируется Законом «О занятости населения в РСФСР», принятым в апреле 1991 года.

Что такое полная занятость?

Можно ли полностью победить безработицу? И что мы понимаем под этим вопросом?

В СССР трудовые отношения строились по особым правилам:

Каждый имеет право на труд;

Каждый обязан трудиться;

Тот, кто не работает без уважительной причины, подлежит уголовному наказанию;

Человек, который часто меняет место работы и специальности, достоин только презрения, а уважения достоин только тот, кто всю жизнь проработал на одном месте;

Самое дефицитное благо - жильё, автомобиль, садовые участки, могут получить только те, кто проработал на одном месте 10-15 и более лет.

Право на труд без всякой дискриминации - одно из главных прав личности,признаваемое во всех цивилизованных странах. А основные правила Советского Кодекса Труда антидемократичны и экономически вредны.

Изучая проблемы безработицы, экономическая наука пришла к выводу: фрикционная и структурная безработицы - явления нормальные и не представляют угрозы для развития страны. Более того, без них развитие просто не возможно, ведь если все работники заняты, то как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом. Кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций, безработицу можно назвать стимулом к общей работе.

Под полной занятостью в большинстве стран мира понимают отсутствие циклической безработицы, при существовании фрикционной и статической безработицы, т.е. это такое положение, когда безработица в стране соответствует своей естественной норме.

Естественная норма безработицы - ситуация, когда в стране существуют только фрикционная и статическая безработица.

Уровень полной занятости определяется уравнением:

Полная занятость = рабочая сила * (1 - естественная норма безработицы)

Как можно сократить безработицы?

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счёт:

1. Улучшение информационного обеспечения рынка труда, во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают её безработным;

2. Устранение фактов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства;
в) отмена административных преград для переезда из одного населённого пункта в другой;

Сокращению структурной безработицы способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для этой задачи приходится использовать много различных мер:

1. Создание условий для роста спроса на товары:
а) стимулирование экспорта;

2. Создание условий для роста самозанятости, программа поддержки малого предпринимательства;

3. Реализация программ поддержки молодых работников.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения этой задачи приходится использовать много различных мер:

Создание условий для роста спроса на товары:
а) стимулирование экспорта;
б) поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий, с целью повышения конкурентоспособности продукции;

Создание условий для роста самозанятости, программа поддержки малого предпринимательства;

Реализация программ поддержки молодых работников.

Для помощи молодёжи могут использоваться следующие методы:
1) Создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодёжи;
2) Создание центров обучения молодых людей именно тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки;
3) Экономическое стимулирование молодёжной занятости, например, представление определённых налоговых льгот фирмам, в штате которых, молодые работники составляют оговорённую долю.

Условия возникновения безработицы различных типов:

Урок 34. Управление занятостью.

Политика государства в области занятости населения.

Урок 35.Расчёт уровня безработицы.

Фрикционная безработица

Экономисты используют термин фрикционная безработица (она связана с поиском или ожиданием работы) в отношении ра­ботников, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем.

Определение "фрикционная" точно отражает суть явления: рынок труда функционирует неповоротливо, не приводя в соот­ветствие количество рабочих мест и рабочих.

Фрикционная безработица связана с естественным постоянным движением населения. Поскольку человеку предоставлена свобода выбора рода деятельности и ме­ста работы, то он использует это право. Одни доброволь­но меняют место работы, другие ищут новую работу из-за увольнения. Некоторые теряют временную работу, сезон­ную работу и т.п. Часть людей из этой категории трудо­устраивается, часть продолжает искать работу. Фрикци­онная безработица считается неизбежной и желательной, поскольку инициатива увольнения исходит от самого че­ловека и многие работники при увольнении пере­ходят с низкооплачиваемой, малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означа­ет более высокие доходы для рабочих и более рациональное рас­пределение трудовых ресурсов.

Структурная безработица

Фрикционная безработица незаметно переходит во вторую категорию, которая, называется структурной безработицей. Эко­номисты используют этот термин в значении "составной". Структурная безработица характеризует невозмож­ность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения труда. Ее причиной являются экономиче­ские процессы функционирования рынка. С тече­нием времени в структуре потребительского спроса и в техноло­гии происходят важные изменения, которые в свою очередь изме­няют структуру общего спроса на рабочую силу.

Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профес­сии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Возникает безработица, потому что рабочая сила реагирует мед­ленно и ее структура полностью не отвечает новой структуре ра­бочих мест. В результате оказывается, что у некоторых рабочих нет таких навыков, которые можно быстро продать; их навыки и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. К тому же постоянно меняет­ся географическое распределение рабочих мест.

Циклическая безработица

Под циклической безработицей понимается безработица, вызванная спадом, то есть той фазой экономического цикла, ко­торая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных расходов. Работо­датели из-за уменьшения спроса на свою продукцию вынуждены сокращать численность работников, т.е. занятость сокращается, а безработица растет. По этой при­чине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса.

Скрытая безработица

Скрытая безработица характеризуется ситуацией в обществе, когда работник вынужден соглашаться на ра­боту в условиях неполной занятости (неполных дня, недели или месяца). Этот вид безработицы связан и с наличием незанятого населения в обществе по причине экономи­ческой нестабильности, когда спрос на труд меньше пред­ложения. Скрытую безработицу разделяют на официальную и неофициальную. К официальной скрытой безработице относятся регистрируемые статистикой лица, находящие­ся в административных отпусках по инициативе админист­рации, а также лица, вынужденные работать в условиях неполного рабочего времени. В неофициальную скрытую безработицу следует включать избыточную внутрипроизвод­ственную численность работников и тех, кто ищет работу самостоятельно.

Добровольная безработица

Добровольная безработица означает, что ра­ботник не желает трудиться за предлагаемую ему за­работную плату или по предлагаемой специальности на предприятии, ожидая более подходящей работы.

Вынужденная безработица

Вынужденная безработица означает любой вид безработицы, кроме добровольной. Этот вид безра­ботицы характеризует такую ситуацию, когда на пред­приятии в соответствии с коллективным договором установлена фиксированная на определенный срок заработная плата, которая не устраивает работника. В ожидании пересмотра размера заработной платы может возникнуть вынужденная безработица.

Одновременно принято выделять виды безработицы относительно продолжительности её по времени . Различают:

1. продолжительную безработицу , которая наблюдается при от­сутствии работы в течение 4-8 месяцев. Для такой без­работицы характерны начало деквалификации работ­ника, появление неуверенности в себе, нежелание искать работу самостоятельно;

2. д лительную безработицу продолжительностью 8-18 месяцев. В этих условиях у работника начинается общая деква­лификация, потеря трудовых навыков и способности ин­тенсивно работать в течение необходимого времени;

3. застойную безработиц у более 18 меся­цев. В этих условиях наступает деградация трудового по­тенциала человека. Для восстановления у человека пре­жнего отношения к труду необходим индивидуальный подход.

Кроме указанных, различают безработицу среди наи­более незащищенных слоев населения, например женщин, молодежи, лиц старшего возраста, инвали­дов, мигрантов, а также сезонную безработицу.

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы.

Экономисты считают фрикционную и структурную безра­ботицу совершенно неизбежной: следовательно, полная занятость определяется как занятость составляющая менее 100% рабочей силы.

Точнее говоря, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю.

Уровень безработицы при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы .