Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Государственная политика в области занятости. Стабилизация рынка труда в России. Государственная политика занятости Государственная политика содействия занятости населения

Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях

(федеральном, субъектов Российской Федерации и органов местного

самоуправления) предусмотрено регулирование занятости населения, поиск путей снижения безработицы и сглаживание ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством политики занятости.

Политика занятости - это совокупность мер прямого и косвенного

воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.

Состояние рынка труда, как и социально-трудовых отношений в целом,

зависят в определенной степени от уровня эффективности правового

регулирования, от реального соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, состоянию и возможностям общества и государства по обеспечению поступательного развития и экономических реформ в РФ. Политика занятости должна быть органически включена и согласована с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам и стратегии реализации.

Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада в других странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации, т.к. на данном этапе законодательная база рынка труда в РФ далека от идеала.

В процессе дальнейшего совершенствования системы государственного регулирования занятости предстоит выработать научно обоснованный механизм оценки эффективности политики занятости как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях и соответствующий комплекс стимулов и санкций.

Гражданам РФ принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, учеба с отрывом от производства, общественная деятельность и т.п.).

Правовую основу регулирования указанных общественных отношений обеспечивают:

    Конституция Российской Федерации;

    Кодекс законов о труде Российской Федерации;

    Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г.;

    Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 1991 г.; Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года;

    Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»» от 24 ноября 1995 года;

    Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20.04.1996 года;

    Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.;

    Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г.;

    Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон

    Федеральный закон «О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20 ноября 1999 г. и др.

Каждый из указанных законодательных актов регулирует строго

определенную сферу общественных отношений, включая и социально-трудовые отношения.

Так же, в соответствии с Постановлением Правительства Российской

Федерации от 8 мая 1996 года № 570 «О Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1996-1997 годы» и Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 768 «О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996- 2000 годы», в стране осуществлен ряд мер, касающихся регулирования рынка труда. Однако, как свидетельствуют данные статистического учета по рынку труда и состоянию безработицы, существенных сдвигов в сторону улучшения ситуации не достигнуто. Именно поэтому в РФ необходимо проведение эффективной политики занятости.

Государственная политика занятости населения - система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.

Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс : макроуровень; региональный уровень; местный уровень.

Макроуровень

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:

    Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.

    Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.

    Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.

Региональный уровень

На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например,демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.

На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:

    развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);

    совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);

    обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;

    целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;

    повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;

    поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;

    организация общественных и временных работ.

В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ и в Законе РФ «О занятости населения в РФ». В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

В современных условиях особую актуальность приобретает анализ документов, принятых на уровне Совета Европы, в которых аспекты содействия занятости также остаются без внимания. В частности, Конвенция о защите прав человека и основных свобод запрещает принудительный труд. Европейская социальная хартия содержит указание на обязательства государств «обеспечить эффективную защиту права трудящихся зарабатывать себе на жизнь свободно избранным трудом».

Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие:

  • -развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;
  • -обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
  • -создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • -поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
  • -осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
  • -предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
  • -поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего, для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
  • -объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
  • -координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
  • -международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Приведенные выше направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства.

В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида:

  • 1) активную государственную политику в сфере занятости;
  • 2) пассивную государственную политику в сфере занятости.

Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.

Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы.

В Российской Федерации, учитывая резкое сокращение максимального и минимального размеров пособия, государственная политика по обеспечению занятости является активной, так как низкий размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы.

В упоминавшихся Конвенциях так же указывалось на то, что, политика государства должна быть направлена на развитие социального партнерства на всех уровнях, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда.

Закон о занятости также закрепляет право профсоюзов на участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения. Особенно важным является участие профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовыми высвобождением работников.

Примечательно, что в отношении отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда, государство принимает на себя обязательства по созданию повышенных гарантий в сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, создание специальных программ трудоустройства и др.), что позволяет говорить об обеспечении их занятости. Подобные обязательства государства конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством РФ (а также государственными органами субъектов Федерации) специальных целевых программ по обеспечению занятости указанных групп населения. В результате отсутствия четкой политики на рынке труда, в сфере занятости сохраняется «статус-кво»: вялое нарастание регистрируемой и нерегистрируемой безработицы и сохранение тенденции нарастания скрытой безработицы по мере продолжения или сохранения экономического спада. Ясно, что сохранение подобного «статус-кво» недопустимо.

Государственная политика занятости как отражение стратегии занятости - это часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала.

Только эффективная занятость создает материальную основу для реализации любых социальных программ. Поэтому повышение экономической эффективности, продуктивности занятости должно стать важнейшим приоритетом не только политики занятости, а экономической политики в целом. В последние годы эффективность занятости в России катастрофически снижается.

Проблема занятости является одной из острых социальных проблем. Поэтому социальная политика применительно к рынку труда занимает особое место в государственном регулировании. Государство законодательно определяет условия найма и общие условия заключения коллективных трудовых договоров. Государство берет на себя организацию системы образования, профессионально-технической подготовки и переподготовки работников. За счет государственных субсидий поощряется мобильность работников, стимулируется развитие мелкого и среднего бизнеса, оказываются льготы предпринимателям создающим новые рабочие места.

В периоды кризисов государство прибегает к использованию общественных работ. Государственное воздействие на рынках труда осуществляется также путем проведения миграционной политики, регулирующей приток и отток иностранной рабочей силы.

Наряду с этим целью современной политики обеспечения занятости является также решение проблем особых групп работающего населения (пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Рассмотрим общие меры борьбы и отдельно по каждому виду безработицы.

Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

  • - выплата пособий по безработице;
  • - создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

  • - улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда 1 *). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
  • - устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо прежде всего:
  • - создания развитого рынка жилья;
  • - увеличения масштабов жилищного строительства;
  • - отмены административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.
  • - создания специальных служб.

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода как Биржа труда - организация, специализирующаяся на посредничестве между работниками и работодателями по купле-продаже рабочей силы. Она занимается трудоустройством безработных, оказывает услуги желающим поменять место работы, направляет молодых людей на курсы для приобретения профессии и т.д. Программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образом соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. Наиболее трудно бороться с циклической безработицей , для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

1) Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса по мнению Булатовой А.С являются:

  • * стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;
  • * поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.
  • 2) Создание условий для сокращения предложения труда.

Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально. Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

  • 3) Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
  • 4) Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи в трудоустройстве молодежи могут использоваться различные методы:

  • · экономическое стимулирование молодежной занятости;
  • · создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи; создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.
  • 5) создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране .

Государственная политика занятости населения -- это часть социально-экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, развития системы социального партнерства, стимулирования мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда.

Государственная политика занятости исходит из положений Конституции РФ, в которой записано, что основные направления внутренней политики государства определяются Президентом РФ. Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в разных областях деятельности, в том числе в области занятости населения.

Функциональным органом в стране по управлению занятостью населения является Минздравсоцразвития России и находящийся в его ведении Роструд. На это министерство возложена функция по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социального развития, включая вопросы занятости населения и безработицы. Оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда.

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Законом о занятости населения Российской Федерации определены следующие направления государственной политики в области содействия занятости населения :

1) развитие человеческих ресурсов для труда, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;

2) обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от социального положения, политических убеждений, пола, возраста, национальности и отношения к религии в реализации права на свободный труд и выбор занятости;

3) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

4) поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

5) обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста -- за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);

6) предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

7) поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

8) сочетание самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации федеральных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

9) координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

10) координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

11) обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;

12) международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Деятельность органов службы занятости осуществляется согласно с федеральными целевыми программами содействия занятости населения Российской Федерации и соответствующим им региональным программам.

Государственная политика занятости может быть активной и пассивной. Приоритетным направлением такой политики являются активные меры на рынке труда.

Активная политика занятости -- это совокупность правовых, экономических и организационных мер государства, проводимых с целью предупреждения безработицы и снижения ее уровня. Такая политика включает в себя мероприятия:

1) по профилактике -- предупреждению увольнений работников для сохранения рабочих мест;

2) профориентации, обучению, переподготовке и повышению квалификации лиц, ищущих работу с целью повышения их конкурентоспособности;

3) активному поиску и подбору рабочих мест;

4) субсидированию создания новых рабочих мест на существующих предприятиях, перепрофилирования действующих рабочих мест в соответствии с потребностями рынка труда;

5) организации новых рабочих мест путем организации специализированных производств, общественных и временных работ;

6) поддержке предпринимательской инициативы и развитию самозанятости безработных;

7) квотированию рабочих мест для слабозащищенных категорий граждан и др.

Активные меры на рынке труда могут быть подразделены на две группы :

1) меры, определяющие содержание основных программ. Они финансируются из средств, направленных на содержание службы занятости, и предоставляются всем гражданам независимо от их социально-экономического положения, места проживания и отношения к занятости. К таким мерам относятся посредничество в трудоустройстве -- подбор подходящей работы и профессиональное консультирование -- профориентация, профинформация, психологическая поддержка и др.;

2) меры, составляющие содержание специальных программ. Они финансируются за счет дополнительных средств, предусматриваемых в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах. Среди таких мер находится профессиональное обучение безработных граждан и работников, находящихся под риском увольнения, общественные работы, субсидирование временной занятости граждан, содействие гражданам в переезде с целью трудоустройства в другую местность и др. Масштаб проведения подобных мер зависит от объема выделенных на эти цели средств.

Пассивная политика занятости заключается в проведении мероприятий, направленных не на борьбу с безработицей, а на сглаживание негативных ее последствий. Она включает в себя:

1) выплату гарантированных государством пособий по безработице, а по истечении срока выплаты таких пособий -- оказание материальной помощи (выплату социального пособия);

2) выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания;

3) организацию дешевого питания в специальных столовых и др.

Политика в области занятости населения находит выражение в федеральных, территориальных и отраслевых программах содействия занятости населения.

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.

Большую роль в обеспечении занятости играет государство.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.
  • программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
  • программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
  • программы содействия найму рабочей силы.
  • правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице
Цели государственного регулирования рынка труда:
  • обеспечение полной занятости , под которой понимается отсутствие при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
  • создание «гибкого рынка труда» , способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

  • активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
  • пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики , нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

  • стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
  • организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
  • развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
  • содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
  • государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — , инвалидам;
  • содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
  • создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
  • организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

  • обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
  • бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат — обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

Зависимость между безработицей и заработной платой

Важной основой регулирования рынка труда в стране с является зависимость между безработицей и . Речь идет о так называемой , графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя явлениями.

Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменения заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточная высокая занятость с максимально экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице .

Долгие года служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существуем однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разноплановое — между данными величинами и безработицей. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существуют методы косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство — о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. д.

Биржа труда

Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма.

Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В США действует около 15 тысяч таких фирм.

Основные направлениями деятельности бирж труда:
  • регистрация безработных;
  • регистрация вакантных мест;
  • трудоустройство безработных и других лиц;
  • изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;
  • тестирование лиц, желающих получить работу;
  • профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
  • выплата пособий.

Большинство экономистов полагает, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

Государственная политика в области занятости в России

Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу () для достижения поставленных целей.

Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс : макроуровень; региональный уровень; местный уровень.

Макроуровень

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:

  • Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.
  • Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.
  • Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.
Региональный уровень

На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, осуществляется властями федерального уровня.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.

На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:

  • развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);
  • совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);
  • обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;
  • целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;
  • повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;
  • поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;
  • организация общественных и временных работ.
Местный уровень

На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.

Государственная политика занятости населения в России

Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства. Ниже будет рассмотрена государственная политика в области занятости на примере России.

В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3).

В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации ", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.

Государственные гарантии для безработных включают:
  • бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости;
  • компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;
  • выплату пособия по безработице;
  • возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.

Борьба с — один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.

Действия государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут иметь неоднозначные последствия.

Программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют увеличить уровень трудоустройства и снизить безработицу.

С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в "ловушке безработицы". Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Введение

1.2 Рынок труда

2.1 Основные направления реформирования рынка труда в странах

3.2 Особенности российского рынка труда

3.3 Состояние рынка труда в Кемеровской области

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Работа о тгоняет от нас три великих зла:

скуку, пороки и нужду…

Труд? … единственное средство сделать жизнь сносной.

Вольтер

Рассмотрение экономической роли государства? одна из самых важных и неотъемлемых составных частей экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. Вряд ли сегодня кто-либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без постоянной поддержки государства. В настоящее время очень трудно представить себе страну или общество, где бы правительство не регулировало сферу финансовых отношений, не проводило активную бюджетно-налоговую политику, не занималось решением социальных и прочих проблем в стране. Государство? это связующее звено между политической, экономической, социальной и духовной сферами жизни общества. Государство? активный участник экономической жизни, его роль многогранна и давно не сводится к функции «ночного сторожа». Оно существенно воздействует практически на все аспекты развития почти во всех странах. Поэтому вполне закономерно, что в рамках экономической науки постоянно ведутся исследования, посвященные важной и многогранной проблеме вмешательства государства и проведению им политики развития общества.

Одной из самых уязвимых, остро реагирующих на малейшие перемены в структуре общества, требующих сильнейшего государственного регулирования сфер является социальная сфера жизни общества. Важным показателем благополучия в стране является уровень занятости. Поэтому достижение высокого уровня занятости? это одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Это приводит к тому, что такой важнейший экономический фактор, как труд, не полностью задействован в экономическом процессе, а значит не до конца раскрыт потенциал данной системы. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не позволяя им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, то есть самореализоваться, или же лишая их такой возможности, вследствие чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей в России и повлияли на выбор данной темы для курсовой работы.

Переход от централизованного управления экономики к рыночной системе хозяйствования неизбежно приводит к обострению проблемы занятости, возникновению и расширению безработицы, что, естественно, требует разработки принципов и основ формирования политики занятости и механизма ее реализации на этапе переходного периода, включая механизм социальной защиты безработных. Такая задача стоит перед государством. Политика занятости должна в той или иной мере воздействовать на общий объем трудовых ресурсов, наиболее рационально распределять эти ресурсы по отраслям, защищать уязвимые группы населения, включая их в общий трудовой процесс и принимать комплекс мер по достижению высокого уровня занятости и поддержанию его.

Актуальность данной работы состоит в том, что на данном этапе развития России остро стоит проблема занятости. Многочисленные сокращения производства, повышение уровня безработицы, активная работа служб занятости и другие факторы заставляют задуматься о будущей ситуации на рынке труда. Проблема занятости носит социальный характер, от того, каким образом она решается, зависит судьба общества.

Предметом исследования является государственная политика занятости.

Объектом исследования являются факторы, влияющие на занятость населения, причины безработицы, основные способы повышения уровня занятости и другое.

Цель данной работы: изучение государственной политики занятости, заключающееся в обосновании необходимости данной политики, рассмотрении ее целей и основных направлений.

Изучение разных концепций занятости населения, а также теоретических основ занятости: безработицы и ее видов, рынка труда и другое.

Формирование представления о государстве как об активном участнике в вопросах занятости населения.

Приобретение знаний в области государственной политики занятости о целях, методах и средствах воздействия на рынок труда.

Изучение современного законодательства и постановлений о занятости населения.

Изучение проблемы занятости в современном мире, в различных странах, в том числе в России.

1. Теоретические основы занятости

1.1 Концепции занятости населения

Теория занятости характеризуется многообразием подходов к проблеме и методов ее решения вследствие долгого пути эволюционного развития. Великое разнообразие направлений мысли и школ в системе мировой экономики привело к возникновению различных теоретических взглядов на данную проблему. Основные положения были сформулированы представителями неоклассической, кейнсианской, монетаристской, институционально-социологической школ. Имеют распространение и прочие концепции, например, концепция гибкого рынка труда. Или контрактная теория занятости.

Неоклассическая школа (Д. Гилдер, А. Лаффер, М. Фелдстайн, Р. Холл и др.) за основу взяла положения классической теории А. Смита. Рынок труда, по мнению представителей данной школы, представляет собой внутренне неоднородную и динамичную систему связей, подчиняющуюся рыночным законам. Рыночный механизм является регулятором данной системы. Уровень заработной платы (цена труда) влияет на спрос и предложение рабочей силы, поддерживает их в равновесии. Цена на рабочую силу изменяется в зависимости от реальной потребности в ней. Если вследствие превышения предложения труда над спросом возникает безработица, то происходит воздействие на цены в сторону их понижения, а следовательно, и снижения заработной платы пока не установится равновесие на рынке труда. Таким образом, классическая модель основывается на принципе саморегулирования рынка труда.

Кейнсианское направление считает, что рынок труда - инертная система, в которой цена рабочей силы строго фиксирована. Основные параметры занятости, такие как уровень занятости и безработицы, уровень реальной зарплаты, спрос на труд - определяются размером эффективного спроса на рынке товаров и услуг, а уровень заработной платы и величина предложения труда формируются на рынке труда. Предложение труда не играет главной роли в формировании фактической занятости, но демонстрирует ее максимальный уровень при данном размере заработной платы. Спрос на рабочую силу регулируется совокупным спросом, объемами инвестиций и производства. Существование вынужденной безработицы обусловлено недостатком совокупного эффективного спроса, ликвидировать который может кредитно-денежное и бюджетное регулирование. Государство воздействует на совокупный спрос, увеличивая его, и способствует увеличению спроса на труд, следовательно, и занятость и снижению безработицы. Представители кейнсианства полагают, что эффективное средство обеспечения нужного уровня занятости - это расширение инвестиционной деятельности государства, обеспечение им оптимальных размеров инвестиций с учетом конкретных условий экономического развития. Данная модель занятости основывается на государственном вмешательстве в управление макроэкономикой, а механизм ее реализации основан на явлениях психологического характера (склонность к потреблению, к сбережению, побуждение к инвестициям).

Рыночная экономика, по мнению представителей монетаристской школы (М. Фридмен, Э. Фелпс и др.), ? это самонастраивающаяся система, ценовой механизм, сам определяющий рациональный уровень занятости. Всякое вмешательство государства в такой системе приводит к сбою механизма саморегуляции. Существует «естественная норма безработицы» ? уровень безработицы, обладающий свойством совместимости с равновесием в структуре ставок заработной платы. Отклонения занятости от «естественной нормы» могут быть только краткосрочными. При превышении уровня занятости возникает ускоряющаяся инфляция, при понижении - дефляция. Политика по стабилизации занятости должна бороться с отклонениями уровня безработицы от равновесной нормы, с колебаниями объемов производства и численности занятых. Для этого, по мнению монетаристов, должны использоваться в основном рычаги денежно-кредитной политики.

Институционально-социологическая школа (Т. Веблен, Дж. Данлоп, Дж. Гэлбрейт, Л. Ульман и др.) основывается на идее о том, что проблемы в области занятости решаются с помощью разного рода институциональных реформ. Представители данной школы отходили от концентрации внимания лишь на макроэкономическом анализе и объясняли объяснить несоответствия на рынке труда социальными, профессиональными, половозрастными, отраслевыми, этническими и другими особенностями в структуре рабочей силы.

Контрактная теория занятости (М. Бейли, Д. Гордон и др.) ? синтез неоклассических представлений с кейнсианскими. Авторы принимают тезис кейнсианцев о жесткости денежной заработной платы и считают, что изменения на рынке труда происходят не за счет цен, а при изменении объемов производства и занятости; но эта жесткость выводится из оптимизирующего поведения индивидов, действующих в своих экономических интересах. В основе теории - идея о том, что предприниматели и рабочие вступают в долгосрочные договорные отношения, «имплицитный контракт» соблюдается из соображений выгоды обоюдных действий.

Концепция гибкого рынка труда (Р. Буае, Г. Стэндинг) распространилась в конце 70-х годов, когда в развитых западных странах шел процесс структурной перестройки экономики. В ее основе лежит положение о необходимости дерегламентации рынка труда, перехода к более гибким и нестандартным формам занятости (например, частичная занятость, неполный рабочий день или неделя, надомничество и др.). Эта концепция предполагает формирование многообразных форм взаимоотношений предпринимателей и работников и направлена на рационализацию совокупных затрат, повышение прибыльности и поддержание высокой динамики рынка труда.

Таким образом, можно наблюдать великое многообразие и своеобразие теорий занятости, каждая из которых является продуманной, обоснованной и доказанной на практике концепцией успешного функционирования рынка труда. В настоящее время экономисты однозначно отводят государству важную роль - роль регулятора и стабилизатора экономической системы, и такие макроэкономические показатели, как уровень занятости, безработицы, заработной платы и т. д. должны также тщательно контролироваться правительством.

1.2 Рынок труда

Рынок труда - это система экономических методов, механизмов и институтов, обеспечивающих вовлечение экономически активного населения, трудоспособных граждан в народнохозяйственный оборот и использование их рабочей силы (услуг труда) как товара, равновесная цена и количество которого определяется взаимодействием спроса и предложения.

Основополагающими положениями рынка труда являются спрос на труд, предложение труда цена труда, конкуренция между наемными работниками, между работодателями и др. Обычно в экономической литературе понятия «рынок труда» и «рынок рабочей силы» употребляются как тождественные, хотя, согласно теории К. Маркса, действительным товаром является рабочая сила, т.е. способность к труду.

Рынок труда имеет некоторые особенности. Его составляющими частями являются живые люди, которые выступают носителями рабочей силы и наделены такими человеческими качествами, как психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др. Эти особенности существенно влияют на интересы, мотивацию, степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда. Принципиальное отличие труда от прочих видов производственных ресурсов в том, что он является формой жизнедеятельности человека, реализации его жизненных целей и интересов. Например, цена труда - это не просто разновидность цены за ресурс, а цена жизненного уровня, социального престижа, благополучия работника и его семьи, степень социальной напряженности и др. Поэтому при анализе категорий рынка труда нужно принимать во внимание существование «человеческих» элементов, за которыми стоят живые люди.

Рынок труда неоднороден, а дифференцирован по качеству рабочей силы, по национальности, полу, возрасту и другим признакам. Рынки труда делятся по отраслям и категориям.

С 70-х годов западные экономисты говорят о формировании обособленных субрынков: внутреннего (первичного) и внешнего (вторичного) ? отличающихся стабильностью рабочих мест, уровнями заработной платы, перспективами карьерного роста, условиями труда и прочими параметрами. К внутреннему рынку относятся кадровые работники основного коллектива с высокой квалификацией, большим опытом, эффективными методами труда, ведущими к высоким объемам производства. С внешним рынком связаны работники неквалифицированного или полуквалифицированного труда, лица, не имеющие опыта работа. Они служат в качестве кризисного буфера. Некоторые ученые выделяют третичный рынок, формирование которого связано с различными программами общественных работ, адресованных социально уязвимым категориям из числа безработных.

Субъектами социально-трудовых отношений являются наемные работники и их объединения (профсоюзы, ассоциации), предприниматели (индивидуальные и коллективные) и их союзы, а также государственные органы. Государство как субъект рынка труда играет важную и особую роль. Оно может выступать и как предприниматель в государственном секторе экономики, и как инвестор многих программ. Но главная его функция в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. Государство в лице законодательных органов разрабатывает законы и устанавливает общие правила поведения для всех субъектов рынка труда. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решения и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты.

Важнейший признак развитости рынка рабочей силы - оплата труда, адекватная квалификации и образованию. Четкие принципы оплаты труда, учитывающие многочисленные факторы, которые определяют его результативность (общеобразовательный и общекультурный уровень, профессиональная подготовка, степень использования трудового потенциала и т.д.), проявляются, в частности, в том, что доходы рабочей силы высокой квалификации и творческих возможностей значительно превышают прожиточный минимум. Характерной чертой развитого рынка руда является тенденция к снижению межотраслевых различий в оплате труда. На таком рынке достаточно стабильно соотношение между минимальной и средней заработной платой.

Таким образом, рынок труда представляет собой систему, в которой взаимодействуют работодатели и владельцы рабочей силы. Рынок труда предстает как сфера, в которой контактируют продавцы и покупатели трудовых услуг. На нем противостоят друг другу те, кто желает работать (занятые и безработные) и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг. Рынок труда характеризуется экономической свободой работодателей и работников, гибкой системой оплаты труда, отражающей спрос и предложение рабочей силы по количеству и качеству, свободным перемещением рабочей силы, предполагающей профессиональную мобильность и другими явлениями. Рынок труда является важнейшей макроэкономической структурой, анализ которой позволяет контролировать и стабилизировать трудовые ресурсы, обеспечивая необходимый уровень занятости.

1.3 Безработица и ее виды. Закон Оукена

Безработица - ситуация, при которой желающие работать люди ищут приемлемое для себя место работы. Норма безработицы - процент тех людей, которые находятся в составе гражданской рабочей силы, но не заняты. Под рабочей силой подразумевают все население от 16 лет и выше, которые заняты или являются безработными в экономическом смысле слова. Безработный и неработающий не являются синонимами. Человек может не работать по многим причинам: одни учатся и еще не могут работать, другие - на пенсии и уже не могут работать, третьи просто не хотят работать. К Категории безработных относят только тех, кто ищет работу или ожидает возвращения на работу или начала работы.

С точки зрения проблемы занятости обычно взрослое население делят на три широкие категории: те, кто не входит в состав рабочей силы; те, кто служит в вооруженных силах; те, кто работает или ищет рабочее место в составе гражданской рабочей силы.

Ряд экономистов считают безработицу необходимым признаком мобильного и гибкого рынка. В этих условиях можно говорить о естественном уровне безработицы, для характеристики которой используется понятие «норма безработицы при неускоряющейся инфляции». В западной экономической литературе используется специальный термин NAIRU (Non-Accelerating-Inflation Rate of Unemployment). По мнению М. Фридмена, естественный уровень безработицы отражает экономическую целесообразность использования рабочей силы, подобно тому как степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. Норма безработицы при полной занятости понимается как наименьшая норма безработицы, достижимая при существующей институциональной структуре и не ведущая к ускоряющейся инфляции. Например, в США в конце 80-х годов каждый третий взрослый не входил в состав рабочей силы (учащиеся, пенсионеры, домохозяйки, инвалиды и др.). Гражданская рабочая сила составляла около 123 млн. человек, из которых около 7 млн. были безработными, т.е. норма безработицы составляла 7/123*100% = 5,7%.

В экономической литературе различают следующие типы безработицы: фрикционную, структурную, циклическую, сезонную, региональную, технологическую.

Фрикционная безработица, вызванная постоянными объективными и необходимыми изменениями как на рынке труда, так и вообще в распределении ресурсов общества. Она возникает из-за того, что либо наниматели не имеют полной информации о наличии интересующих их категорий работников, либо работники не имеют полной информации об интересующих их рабочих местах. Эффективное распределение ограниченных ресурсов требует динамичных сдвигов в составе рабочей силы, в изменении квалификации, переезда в другие регионы и т.д. Считается, что фрикционная безработица - плата, которую общество должно вносить за эффективную экономику. Все, что улучшает информацию о рабочих местах и наличии работников или сокращает время поисков рабочего места, ведет к снижению фрикционной безработицы. Но есть и другая причина этого типа безработицы - экономическое невежество. Некоторые работники переходят на другую работу в погоне за более высокой денежной зарплатой, не понимая, что при высокой инфляции она через месяц - другой обесценится и время, которое они потратили на переход пропало даром.

Структурная безработица вызвана структурными изменениями в экономике, которые вообще устраняют одни рабочие места и создают другие. Это случаются из-за отмирания старых производств и отраслей и появления новых. При этом для новых рабочих мест не находятся работники с нужной квалификацией. От фрикционной структурная безработица отличается как раз тем, что при первой работник сохраняет достаточную квалификацию, чтобы сменить отрасль или производство. Реально потерявшие работу из-за структурных сдвигов сталкиваются с необходимостью полной или значительной переквалификации или с возможностью долго быть безработным. Например, Россия столкнулась со структурной перестройкой, не имеющей аналогов в истории человечества. Речь идет о ликвидации многих миллионов рабочих мест, существование которых не отвечало потребностям страны. В значительной своей части те, кто занимал эти места (особенно миллионы так называемых управленцев), не имеют шансов на работу без радикальной переквалификации.

Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. Она возникает вследствие циклического спада и соответствующего снижения совокупного спроса на товары и услуги, из-за чего производители сокращают занятых. В западных странах этот вид безработицы очень распространен и против него существуют сильные средства социальной защиты.

Сезонная безработица обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей: сельское хозяйство, строительство, промыслы, в которых в течение года происходят резкие изменения спроса на руд. Сезонные колебания спроса на труд, обычно, определяются особенностями ритма производственного процесса. Поэтому размеры сезонной безработицы в общем виде могут быть спрогнозированы и учтены при подписании договоров между работниками и работодателями.

Региональная безработица является результатом несоответствия между спросом и предложением рабочей силы в данном регионе. Причина ее существования - неравномерность социально-экономического развития определенных территорий, обусловленная природно-ресурсными, технико-экономическими, демографическими, историко-культурными и другими особенностями данного региона.

Технологическая безработица связана с внедрением новых технологий и нового оборудования, что ведет к замене людей машинами и высвобождению счет их. При этом если объем рынка возрастает, то занятость увеличивается в основном за счет вовлечения работников новых профессий и более высокой квалификации.

Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень, то страна недополучает часть ВНП. Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного американским экономистом А. Оукеном.

(Y * ? Y)/Y = b*(U ? U *)

Y ? фактический объем производства (ВВП);

Y * ? потенциальный ВВП (при полной занятости);

U ? фактический уровень безработицы;

U * ? естественный уровень безработицы (норма безработицы при полной занятости)

b ? параметр Оукена, устанавливаемый эмпирическим путем (3%).

Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1%, то фактический объем производства будет, ниже потенциального на b%. По расчетам Оукена, в 60-е годы, в США, когда естественная норма безработицы составляла 4%, параметр b был равен 3%.

Согласно закону Оукена, превышение фактического уровня безработицы на 1% над ее естественным уровнем приводит к уменьшению фактического ВВП по сравнению с потенциально возможным (при полной занятости) ВВП в среднем на 3%.

Таким образом, рассмотрев виды безработицы и закон Оукена, можно сделать вывод о том, что безработица, превышающая свой естественный уровень, ведет не только к уменьшению объемов производства и экономическому спаду, но и к усилению социально негативных процессов, росту напряженности. Безработный человек не только не может использовать свои знания и умения, лишается доходов и средств к существованию, но и теряет свой статус и значимость в обществе, становится психологически неустойчивым, неуверенным в будущем. Именно поэтому регулирование и последующая стабилизация занятости - одно из важнейших направлений политики государства.

1.4 Государственное регулирование занятости

В узком смысле механизм регулирования рынка труда - это свод нормативных актов, законодательных или коллективно-договорных, которыми руководствуются партнеры при реализации политики занятости. В широком смысле механизм регулирования охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда.

Фактическая конкретная экономика демонстрирует, что в государствах с развитым рыночным хозяйством несколько десятилетий как создается и совершенствуется механизм для целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и занятости населения. Это обусловлено ускорением научно-технического прогресса, быстро меняющимися требованиями к качеству трудовых ресурсов, структурными изменениями в экономике. Стихийный рынок труда уже не обеспечивал своевременного приспособления предложения рабочей силы к изменению структуры спроса на нее. Вследствие этого наблюдается рост безработицы при одновременной острой нехватке кадров необходимой квалификации. Эти процессы показали,насколько необходима тесная увязка политики занятости с социально-экономическими преобразованиями в экономике и общей направленностью развития человеческих ресурсов.

С начала 60-х годов регулирование рынка труда приобретает огромную значимость и становится одним из приоритетных направлений политики многих государств. Так, например, в Канаде на данную сферу затрачивается около 2 - 3% ВВП. В США в 1962 году установился рубеж в развитии государственного регулирования подготовки и использования трудовых ресурсов. Было разработано несколько специализированных программ по подготовке и трудоустройству рабочей силы. Одна из самых известных таких программ - это программа «Новые возможности», осуществляющая профессиональную подготовку молодежи с 1964 года, первая со времен Великой депрессии по созданию рабочих мест в государственном секторе.

В 60-х? 70-х годах были выявлены основные направления государственного вмешательства в сферу занятости, призванные смягчить проблемы рынка рабочей силы. Это программы направлены на стимулирование роста занятости и увеличение числа рабочих мест, на подготовку и переподготовку работников, на содействие найму рабочей силы, на социальное страхование безработицы (выделение средств на пособия по безработице) и др. Конкретное положение на рынке труда диктует проведение программы той или иной направленности.

Также государством осуществляется комплекс мер косвенного регулирования рынка труда: налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика. Эти меры - меры общеэкономического регулирования. Воздействуя на экономическую ситуацию в целом (экономический рост, рост выпуска продукции, социальное благополучие), они влияют и на уровень занятости и состояние на рынке труда.

Практикой доказано, что не может существовать единой политики регулирования занятости. В разные временные периоды, на территории разных стран, отличающихся уровнем развития, климатическими условиями, исторической заданностью процесса производства и прочими факторами, ситуация глубоко специфична и потому требует индивидуального подхода. Нет и никогда не будет единой модели, эталона проведения политики по регулированию рынка труда. Например, общероссийский рынок - это целая система региональных и локальных рынков с их специфическими проблемами, поэтому важно не только общее, но и региональное регулирование процессов распределения и использования рабочей силы. Таким образом, рынок труда не может развиваться без самостоятельных действий региональных и местных органов управления по решению вопросов эффективного использования имеющихся кадров с учетом специфики данного конкретного региона или отрасли, оказания содействия при трудоустройстве и переподготовке, расширения определенных льгот и компенсации сверх установленного минимума и пр.

В то же время, практика развитых стран показывает, что строгая централизация ограничивает развитие разных форм регулирования занятости, препятствует своевременному учету специфических проблем отдельных отраслей и регионов.

Таким образом, решение проблем безработицы требует многостороннего, всеохватывающего, комплексного подхода со стороны государства, сочетания макроэкономической политики с мерами на уровне микроэкономики, общегосударственных действий - с местными инициативами. Для эффективного функционирования рынка руда центральные органы государственной власти должны взять на себя роль гаранта обеспечения единого минимума социальных обязательств, права на профподготовку и переподготовку, на получение социальных компенсаций при высвобождении и вынужденной безработице. Государство должно гарантировать соблюдение законов и нормативных актов, регулирующих рынок труда. Особо значимыми становятся проблемы создания новых организационных структур занятости и рынка труда, выбор средств и методов регулирования занятости, соотношения частных и государственных инициатив, централизации и децентрализации в этой области.

Зарубежный опят демонстрирует пример того, что одну из главных ролей в регулировании занятости играют государственные службы содействия найму. Функции службы занятости состоят в следующем: анализ конъюнктуры рынка рабочей силы и предоставление информации о ней, помощь в трудоустройстве, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий по безработице, а также регистрация безработных и вакантных рабочих мест, тестирование лиц, желающих получить работу, организация общественных работ, участие в создании дополнительных рабочих мест, участие в разработке государственных и региональных программ занятости для различных групп населения, оказание содействия по созданию разных форм предпринимательской деятельности, стимулирование самозанятости, гибких нетрадиционных форм занятости. Во многих странах службы занятости являются государственными учреждениями, но наряду с ними функционирует большое количество частных посреднических фирм. Так, например, в США действует около15 тысяч таких фирм.

Необходимость внедрения новых форм и методов регулирования занятости потребовала изменений в функциях и структуре служб занятости. Например, в Канаде для совершенствования обслуживания разных групп населения и разных районов были созданы новые типы центров содействия найму.

Службы занятости - основные организационные структуры, осуществляющие на местах общегосударственную политику занятости. Опыт передовых стран подтверждает высокую результативность работы этих служб по снятию острых ситуаций на рынке труда.

Государственная служба занятости населения в России образована на базе органов по трудоустройству, переобучению и профориентации населения для проведения единой государственной политики занятости населения на всей территории РФ. Государственная служба занятости руководствуется законом РСФСР от 19 апреля 1991 года «О занятости в РСФСР», другими законами, нормативными актами по вопросам труда и занятости населения. Государственная служба занятости призвана обеспечить проведение в жизнь государственной политики занятости.

Таким образом, регулирование занятости - приоритетное направление всей политики государства, которое осуществляется посредством конкретных мер со стороны государства, инициатив местных органов самоуправления, а также при помощи государственных и частных организаций по содействию в поиске трудового места, т. е. служб занятости. Эти средства позволяют проводить постоянный анализ рынка и, учитывая особенности конкретной ситуации, содействовать в эффективном распределении рабочей силы.

2. Современное положение на мировом рынке труда

2.1 Основные направления реформирования рынка труда в странах ОЭСР

С середины 90-х годов страны с развитой рыночной экономикой корректируют политику на рынке труда. После принятия в 1994 году новой Стратегии занятости стран ОЭСР прошло более десяти лет - значительный срок, чтобы посмотреть, как эти страны трансформировали институциональную структуру рынка труда, оценить результаты проведенных преобразований.

Реформирование рынка труда превратилось в одно из приоритетных направлений политики стран ОЭСР. Сравнение реформирования институциональной структуры рынка в разных странах связано с методологическими трудностями. Балльная система, предложенная А. Бассанини и Р. Дюваль, позволяет сравнивать страны по общей интенсивности проведенных преобразований. В таблице 1 приведены оценочные данные активности некоторых стран, а также основных направлений реформирования.

Таблица 1. Активность стран ОЭСР в проведении реформы политики занятости

Агрегированные оценки активности реформ, баллы

Уровень безработицы, %

Страны-лидеры

Австралия

Ирландия

Нидерланды

Страны-середняки

Великобритания

Германия

Финляндия

Страны-отстающие

Норвегия

Португалия

Балльная оценка основных направлений реформирования

Активные программы занятости

Система страхования по безработице

Гибкое рабочее время, срочные контракты, программы раннего выхода на пенсию

Законодательство о защите занятости

Трудовые отношения

Из этих данных можно сделать ряд выводов. Во-первых, активность стран по реформированию институтов рынка труда оказалась различной. Наиболее последовательно проводились реформы в Ирландии, Австралии, Дании и Нидерландах. В Италии, хотя и входящей в группу лидеров, реформы по многим направлениям расходились с выработанными рекомендациями. Присутствие Норвегии среди «отстающих» объясняется тем, что основные реформы прошли там еще в 80-е годы. Большинство стран по масштабам реформирования занимает промежуточное положение. Второй вывод касается соотношения интенсивности преобразований и ситуации на национальных рынках труда в начальный период реформ. Поскольку страны ОЭСР вступили в период реформирования с разными показателями занятости и безработицы, то можно было ожидать, что страны с наиболее острой ситуацией в сфере занятости проявят большую активность в осуществлении реформ. Однако это предположение не находит подтверждения. Так, страны с высоким уровнем безработицы, например Испания и Финляндия, не проявили значительной реформаторской активности. В то же время страны, где ситуация с занятостью в начале 90-х годов была благоприятной (Австралия, Дания, Нидерланды), активно реформировали свой рынок труда.

И, наконец, реформа рынка труда в подавляющем большинстве стран носила избирательный характер. Из пяти направлений реформирования основное внимание было уделено таким институтам, как активные программы занятости, система страхования по безработице и рабочее время. В то же время положения законодательства о защите занятости, формирование заработной платы и трудовые отношения оказались вне зоны реформ.

Наивысший балл (46) получила модернизация активных программ на рынке труда. Сутью реформ активных программ занятости стала политика активизации, которая представляет собой комплекс мер, нацеленных на сокращение сроков пребывания безработных в регистре служб занятости. Ее составная часть - индивидуальный подход сотрудников государственной службы занятости к безработным. Практически во всех странах ОЭСР была внедрена система профилирования, т. е. определение на ранних этапах категорий безработных, которые могут столкнуться с особыми трудностями при трудоустройстве, и выработка детального плана помощи им. Результаты реформ в области активных программ занятости показали, что внесенные изменения не носили кардинального характера. Несмотря на недостаточную эффективность программ, на их осуществление продолжают расходоваться значительные ресурсы. Как свидетельствуют данные таблицы 2, в начале 2000-х годов по сравнению с серединой 80-х в странах ОЭСР доля расходов на активные программы в ВВП увеличилась (наибольший рост зафиксирован в Бельгии, Дании и Нидерландах).

Таблица 2. Структура расходов на активные программы занятости в странах ОЭСР, %

Помощь в трудоустройстве

Образование и переподготовка

Молодежные программы

Субсидируемая занятость

Программы трудоустройства инвалидов

Доля расходов на активные программы в ВВП

Доля расходов на активные программы во всех расходах на политику занятости

Система страхования по безработице стала одним из институтов, к реформированию отдельных элементов которого обратилось большинство стран ОЭСР. Это связано с большой ролью системы в функционировании рынка труда. Предоставление пособия на период поиска работы поддерживает у безработного социально приемлемый уровень жизни. Благодаря этому у него появляется возможность более взвешено подойти к выбору нового места работы, что ведет к улучшению соответствия между качественными характеристиками работника и требованиями конкретного рабочего места. В то же время излишне щедрые пособия оказывают деструктивное влияние на рынок труда. Завышенные пособия, особенно если они выплачиваются длительный период, увеличивают срок поиска нового места и тем самым - длительность пребывания без работы. Снижая экономические тяготы, связанные с пребыванием в рядах безработных, эта система одновременно повышает резервируемую заработную плату. При этом не следует забывать, что пособия финансируются из налогов, что отрицательно влияет на занятость.

Несмотря на важность реформирования системы страхования по безработице, большинство стран ОЭСР не внесли серьезных изменений в функционирование этого института. Размер пособия сократился в Ирландии, Великобритании, Нидерландах, Финляндии, Испании и в некоторых странах Восточной Европы. Несмотря на то, что фактор длительности выплаты пособия более негативно влияет на безработицу, нежели его размер, подавляющее большинство стран с развитой рыночной экономикой не пошли в сокращение сроков выплат. Пожалуй, единственным исключением стала Дания, которая сократила срок выплат пособия почти в два раза - с 7 до 4 лет, хотя, заметим, что и этот срок остается одним из самых продолжительных среди стран ОЭСР.

Реформирование рабочего времени, которое стало одним из приоритетных направлений реформ, проходило под лозунгом увеличения его гибкости. Под гибкостью подразумевалось расширение использования труда неполностью занятых, гибкие графики работы, включая сменную работу, работу в вечерние, воскресные и праздничные дни, а также регулирование сверхурочных работ. Это направление включало также возможность регулирования рабочего времени в течение всей трудовой карьеры, а также программы досрочного выхода на пенсию.

Рассмотрение основных направлений реформирования институтов рынка труда позволяет сделать два важных вывода. Во-первых, страны ОЭСР подошли к реформированию выборочно: реформами были затронуты лишь отдельные институты, такие как активные программы на рынке труда, система страхования безработицы, рабочее время, в то время как многие другие институты и прежде всего законодательство о защите занятости, система трудовых отношений оказались вне зоны реформирования. Во-вторых, в большинстве стран ОЭСР само осуществление реформ часто носило непоследовательный и половинчатый характер. В большинстве стран ни в один из институтов не были внесены изменения, кардинально меняющие его основные характеристики. Более того, либерализация одних институтов рынка труда зачастую соседствовала с ужесточением других.

Несмотря на то, что большинство стран ОЭСР не провели глубоких и всесторонних реформ в сфере занятости, отдельные из них существенно продвинулись по пути реформирования институтов рынка труда. Правда, круг этих стран достаточно узок. Дания, Нидерланды, Ирландия, Австралия и Новая Зеландия осуществили глубокие реформы, причем именно в направлении, зафиксированном в основном документе ОЭСР о реформировании политики на рынке труда.

Основным показателем, по которому можно судить об эффективности проводимых реформ, является уровень безработицы. За последние 20 лет он снизился во многих странах ОЭСР. Понижательной тенденции безработицы, несомненно способствовало то, что страны ОЭСР еще в середине прошлого десятилетия смогли преодолеть кризисные тенденции и их экономика все последние годы находилась в стадии, хоть не всегда устойчивого, но подъема. Однако темпы падения безработицы в отдельных странах значительно различались. Страны, представленные в таблице 3, распределены по нескольким группам в зависимости от динамики показателя безработицы.

Таблица 3. Изменение уровня безработицы по группам стран ОЭСР, 1994-2005 годы, процентные пункты

Подводя итоги, можно констатировать, что те страны, которые осуществили преобразования в институциональном каркасе рынка труда, смогли существенно улучшить положение с занятостью и безработицей. Таким образом, Стратегия занятости, принятая в ОЭСР, является верным ориентиром для стран, которые стоят перед необходимостью оздоровления ситуации на рынке труда.

2.2 Современное положение на рынке труда

Учитывая, что численность населения любой страны - исходная база при характеристике ее трудового потенциала, начнем анализ со сравнения среднегодовых показателей. Наибольший прирост наблюдался в США, где уже к 2003 году (с 1995 года) он составил 10% или 28 млн. человек. Россия - единственная из восьми стран (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция, Япония), где среднегодовая численность населения уменьшилась за 1995 - 2004 годы на 2,7% или 4 млн. человек.

По численности населения Россия занимала второе место среди стран «восьмерки»: в 2004 году? 145 млн. человек (около половины населения США).

Что касается численности экономического населения, то Россия и здесь имела показатели почти в 2 раза ниже, чем Соединенные Штаты: 72,9 млн. человек против 147,4 млн., хотя и выше, чем в остальных странах (рисунок 1).

Рисунок 1. Экономически активное население стран - «восьмерки» в 2004 году, тыс. человек

В России удельный вес экономически активного населения в его общей численности достаточно высок (51%). Выше этот показатель - в Канаде (54%) и Японии (52%); ниже - в Великобритании (50%), Франции (46%) и Италии (42%).

На фоне других стран «восьмерки» Россия выделяется по соотношению мужчин и женщин в структуре экономически активного населения, что показано в таблице 4. занятость население безработица

Таблица 4. Гендерная структура экономически активного населения стран «восьмерки» в 2004 году

Всего, тыс. человек

В том числе

Мужчины в экономически активном населении, %

Великобритания

Германия

Относительно небольшая доля мужчин в составе экономически активного населения в какой-то мере объясняется исторически («эхо» потерь в Великой Отечественной войне), но главная причина в последние годы - их высокая смертность в трудоспособном возрасте, связанная с травматизмом на производстве, алкоголизмом и т.д.

Данные об отраслевой структуре занятости демонстрируют наибольшие различия по странам (таблица 5). Так, удельный вес промышленности в России (23,6%) ? примерно на том же уровне, что и в Италии (23,5%) и Германии (24%), тогда как в Великобритании и США он гораздо меньше (соответственно 14,4% и 13,1%). В России наименьший удельный вес у секторов финансовой деятельности, операций с недвижимостью, аренды и предоставление услуг? 7,5% (несмотря на то, что в последние годы данные отрасли развивались очень быстро), тогда как в других странах «восьмерки» этот показатель - более 10%.

Таблица 5. Структура занятости по отраслям экономики стран «восьмерки»

британия

Германия

Сельское и лесное хозяйство, рыболовство и охота

Промышленность

Строительство

Транспорт и связь

Торговля, гостиницы и рестораны

Финансовая деятельность, операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг

Образование, здравоохранение, социальные услуги

Прочие услуги

Что касается уровня безработицы в современном мире, то данные за 2008 год сведены в таблицу 6. Россия занимает 126 ? 127 место в мире, и общий уровень безработицы составляет 6,6%.

Уровень безработицы, %

Казахстан

Германия

Финляндия

Австралия

Беларусь

Таким образом, рассмотрев самые основные показатели занятости в современном мире, можно сделать вывод о разном развитии исследуемых стран. Некоторые из них, например, Германия, демонстрируют высокий уровень безработицы (7,1%), но в то же время лидируют по показателям удельного веса промышленности в отраслевой структуре производства (24%). У других отстающая позиция в промышленности, но достаточно низкий процент уровня безработицы и лидирующий показатель по здравоохранению и образованию, как, например, в США. Каждая страна развивается по-своему, в силу собственных возможностей и достигает разных результатов.

Делая прогноз на будущее развитие событий в современном мире, можно сказать, что несмотря на бурный прогресс в сферах хозяйства, рабочих мест будет не хватать. Авторы доклада «О мировом социальном положении в 2007 году», опубликованного ООН, пришли к выводу: мир страдает от экономического роста, не сопровождающегося созданием рабочих мест. За последнее десятилетие мировой валовый продукт ежегодно увеличивался на 3,8%. За тот же период времени уровень безработицы по всему миру вырос, число безработных увеличилось на 34 млн. человек и достигло цифры в 195 млн. человек. Почти 1,5 млрд. работающих людей получают за свой труд недостаточно для того, чтобы вырваться из бедности. В сфере занятости повсеместно доминирует сектор обслуживания, а в нем большинство рабочих мест низкооплачиваемые, ненадежные и не обеспечиваются механизмами социальной защиты. Поэтому государствам следует больше внимания уделять политике занятости, обеспечивая людей надежным и достойным рабочим местом.

3. Государственное регулирование занятости в России

3.1 Необходимость регулирования рынка труда в России

Становление рыночных отношений привело к трансформации занятости и предопределило принципиально новую ситуацию на формирующемся рынке труда в России. В условиях сильнейшего социально-экономического кризиса российскому обществу соответствовала трудоизбыточность и безработица в различных своих проявлениях.

В ходе проведения реформ произошло перераспределение трудовых ресурсов. Так, после 1992 года из 23,5 млн. человек, занятых в промышленности, 11,6 млн. перешли в другие отрасли, связанные с самозанятостью и неформальной занятостью или работой в коммерческом секторе.

Падение экономической активности населения становится все более угрожающим. Численность экономически активного населения в период с 1993 года по 1997 год сократилась на 2,4 млн. человек. Это происходило за счет уязвимых категорий работников - лиц предпенсионного возраста, женщин, инвалидов, молодежи.

Изменения, происходящие в сфере рынка труда сегодня (перераспределение в отраслевой, профессионально-квалификационной структуре занятых, появление новых форм занятости, рост безработицы), сложны, противоречивы и неоднозначны. Необходим дифференцированный подход к регулированию занятости. В настоящее время возникла острая необходимость в обобщении и систематизации имеющегося опыта регулирования рынка труда. Нужно иметь в виду, что механическое копирование теоретических западных моделей и их практическое воплощение в России не всегда разумно. Однако некоторые программы и мероприятия по регулированию рынка труда могут быть использованы в российских условиях.

Выявление конкретных подходов к государственным действиям в области занятости предполагает изучение складывающихся на рынке труда тенденций, анализ причин их формирования, а также определение наиболее острых и разрушительных форм безработицы. Ситуация российского рынка труда характеризуется значительным увеличением числа лиц, длительное время не имеющих работы, и ростом их доли в общей численности безработных. В основе этой тенденции лежит взаимодействие социальных, демографических и экономических факторов. Оно же предопределяет и другой неблагоприятный сдвиг в структуре безработных в сторону социально уязвимых групп. По мере высвобождения работников и интенсивности текучести кадров, вызванных тяжелым финансовым положением большинства предприятий, безработица все больше принимает структурно-циклическую форму. Наблюдается увеличение ее продолжительности, накопление застойной безработицы среди работников старших возрастов, женщин, молодежи. Так как рост вынужденной незанятости данных категорий, обычно, сокращением их способности к новому включению в трудовой процесс, то можно предположить дальнейшее увеличение среднего времени поиска рабочего места, связанное с разрушительными последствиями как для качества рабочей силы, так и для личности в целом. Это обусловливает необходимость приспособления политики занятости к постоянно меняющейся структуре безработицы.

Характеризуя вмешательство государства в систему рынка труда, можно классифицировать осуществляемые меры по разным признакам. Например, по направлениям регулирования выделяются меры социальные и экономические, по способу воздействия - меры прямого и косвенного влияния. К мерам прямого воздействия относятся программы создания рабочих мест, программы в области образования, профессиональной подготовки и переподготовки, изменения в трудовом законодательстве, мероприятия в области региональной политики. К косвенным мерам относятся денежно-кредитная и налоговая политика, субсидирование предпринимателей, трудоустраивающих безработных и организующих производственное обучение и переподготовку, а также другие меры общеэкономического характера. Если анализировать деятельность государства по объекту регулирования, то можно разграничить существующие меры по их влиянию на отдельные элементы рынка труда: на спрос и предложение, на заработную плату.

Подобные документы

    Теоретические основы занятости, ее понятие и социально-экономическая сущность, виды и формы; государственная политика занятости. Состояние занятости на рынке труда и механизмы обеспечения занятости населения, тенденции и перспективы кадрового рынка.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2010

    Проблема занятости населения. Макроэкономическая политика государства. Показатели занятости населения и безработицы как основные макроэкономические показатели. Численность экономически активного населения. Понятия, связанные с явлением безработицы.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2010

    Понятие политики занятости населения. Рассмотрение органов государственной власти, непосредственно разрабатывающих предложения по основным направлениям и приоритетам политики занятости. Описание мер предупреждения безработицы и снижения ее уровня.

    презентация , добавлен 15.10.2015

    Понятие и сущность рынка труда. Особенности занятости и безработицы. Положение молодежи на рынке труда в Российской Федерации. Работа региональных органов занятости по обеспечению занятости населения. Совершенствование социальной поддержки молодежи.

    дипломная работа , добавлен 08.04.2011

    Анализ ситуации на рынке труда Читинской области. Реализация социально-экономических, инвестиционных и иных федеральных целевых программ, оказывающих влияние на сферу занятости населения. Реализация отраслевых программ содействия занятости населения.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2011

    Изучение деятельности органов службы занятости населения, направленной на содействие занятости безработных на примере ГУ Амурской области Центр занятости населения города Благовещенска. Рекомендации по улучшению деятельности ГУ Центр занятости населения.

    дипломная работа , добавлен 05.01.2011

    Анализ работы республиканского центра занятости Чувашской Республики в 2011 г. Ситуация на рынке труда ЧР по итогам года. Информация об итогах и перспективах реализации государственных программных мероприятий в области содействия занятости населения.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2012

    Безработица как явление социальной нестабильности. Причины безработицы в России. Решение вопросов занятости на государственном уровне. Содействие в трудоустройстве безработных граждан на примере деятельности Пушкинского центра занятости населения.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2013

    В работе освещены вопросы, связанные с понятием и содержанием экономических категорий занятости и безработицы, проведен анализ состояния рынка труда Республики Беларусь, а также рассмотрены пути повышения занятости молодежи и сокращения ее безработицы.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2011

    Политика государства на рынке труда. Исследование динамики занятости населения в Российской Федерации и Омском регионе. Изучение демографических, экономических и социально-медицинских факторов, влияющих на занятость населения. Модель прогнозного фона.