Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Детский коучинг: как выявить мотивы ребенка? Коучинг для родителей: позитивное родительство и осознанность. (Н. Суслова)

Мария Некрасова

Насколько применимы техники коучинга при работе с детьми? С какого возраста для Чемпиона можно проводить индивидуальные сессии? Как взаимодействовать с родителями при работе с ребенком? Вопросов после окончания 4-х Модульной программы в Международном Эриксоновском университете коучинга у меня, как у учителя начальных классов, было много.

Были сессии с подростками. Одна из них — с 12-летним мальчиком, которого направила ко мне мама, обеспокоенная его отчужденностью со сверстниками и некой пассивностью в жизни. Сессия прошла по всем канонам — с форматом конечного результата, со шкалой и будущим состоянием, инсайтом и благодарностью. А под конец мальчик выдал, что все было очень интересно, только он ничего не понял – для него это было как анкетирование, опросник. Приехали…. Были фрагментарные беседы с ребятами из своего класса, напоминающие скорее хождение по минному полю, с подчас потрясающими результатами-прорывами, но с затухающим эффектом. Не хватало опыта и знаний. Спасибо огромное Наталье Сусловой и Наталье Гульчевской, которые выдерживали шквалы моих вопросов, помогая найти собственные ответы.

В общем, все это напоминало приготовление чудесного традиционного блюда без знания рецепта. Но как говорится, если ты действительно чего-то хочешь, то рано или поздно своего добьешься. Или, как часто это бывает — ты добьешь Вселенную, и Она даст тебе книгу, откроет нужную страницу и ткнет тебя в нужный абзац носом.

20 мая 2014 г. после выступления на конференции «Коучинг в образовании» в рамках Международной Недели Коучинга в беседе была произнесена фраза о том, что многое из сказанного перекликается с книгой Бена Фурмана «Навыки ребенка в действии». Через несколько месяцев книга была куплена, прочитана еще через полгода… Вселенная, наверно, даже уже не рассчитывала на сие чудо. Всегда в таких случаях говорю, что «лучше поздно, чем никогда» и «учитель приходит, когда ученик готов». Извините, я долго готовилась, и вообще «я – не тормоз, я –медленный газ»…

Книга – чистая техника коучинга по работе с детьми возраста «от горшка» и старше. Все очень структурированно и ясно. И вроде бы выглядит, как классическая сессия в коучинга, но все адаптировано под ребенка и многократно отработано (почти вся книга – это примеры работы по этой технике с детьми разного возраста).

Если кратко по содержанию, то определяется навык, который ребенок хотел бы развить для полного счастья (здесь без иронии), с ФКР и экологичностью, этому навыку дается название, выбирается волшебный помощник, группа поддержки, якоря, расписывается будущий праздник, составляется план с шагами, и еще, что очень важно, напоминания и действия в случае провалов (провалы сразу оговариваются, как неизбежность). Для меня еще очень ценными в этой книге стали шаблоны писем для родителей, с чьими детьми ведется работа. Этот «скелет» техники, а дальше….импровизация и то, чему учат на 4-х Модульной программе. J))) В примерах, которые приводятся в книге, есть и хождение по шкале, и заброс в прошлое и т.д.

А теперь о моем опыте применения узнанного из книги. В коучинге говорят не «проблема», а «интересная задача». Мне нравится еще один вариант – «приключение» (спасибо 10-класснице за этот подарок во время сессии). Так вот, в моем классе я провела сессии по этой технике с тремя такими «приключениями». Практически невозможно описать словами, что со мной творилось после этих разговоров – 10-летние «сложные и неуправляемые» ребята раскрывали свои сердца, доверяли свои страхи и тайны, рассказывали о своих мечтах и надеждах. И спасибо огромное Бену Фурману за то, что я не лезла варварски скальпелем в детские души, а имея под рукой четкую инструкцию, лишь открывала форточку, сквозь которую дул освежающий весенний ветер, а сердца согревались теплым солнечным светом. Что еще могу сказать? Вот об индивидуальных сессиях, наверно, больше ничего, потому что это сродни исповеди или врачебной тайне. И хотя с двумя мальчишками, в качестве группы поддержки был выбран в том числе весь класс, кажется, что расскажи об этом, и что-то очень драгоценное исчезнет навсегда. Могу только сказать, что оставшиеся до конца учебного года 2 месяца это были другие дети. А может быть, вся магия заключается лишь в том, что благодаря этим часовым беседам, кардинально и глубинно изменилось мое личное отношение и мнение о них. Как говорится, повторяй человеку каждый день, что он свинья, и через пару недель он захрюкает. Гадать, «что, как и почему» можно долго, только зачем?:))))

Лучше расскажу вам, как применила эту технику на всем классе и на себе лично, взяв в группу поддержки весь класс.:))) Так как апрель месяц должен был оказаться очень тяжким из-за многочисленных проверочных работ, то на классном часу дружно решили придумать, как бы нам этот месяц максимально легко и эффективно пережить. И вот тут в очередной раз дети меня ошарашили своей непредсказуемостью и пониманием, как же мало я о них еще знаю – была разработана ни много ни мало С3ВЧ – Служба Спасения Спокойствия, Внимания и Честности. Неожиданно, да? А тем временем, после мозгового штурма и голосования именно спокойствие, внимание и честность оказались самыми необходимыми классу «навыками». С честностью, к слову сказать, в классе всегда все было хорошо, но детям виднее, что для них важнее и лучше.:)))) Тем более, что сторонники честности были ну очень убедительны в своей аргументации крайней жизненной ее необходимости. И с ними сложно было не согласиться. Дальше проработали шаги, количество допустимых провалов и т.д. и т.п. В качестве домашнего задания нужно было расписать праздник, и на следующий день опять же путем «вываливания» всех идей на доску, был выработан единый сценарий. Что по итогу? Месяц класс напоминал завод, работающий четко по часам, с повышенной производительностью и высоким качеством продукции. На переменах теперь проходили турниры по танчикам, виселице, морскому бою; 2-3 проверочных работы за неделю писались в штатном режиме – бойко и задорно, сама атмосфера в классе изменилась – ребята повзрослели, понимая зачем и ради чего.

А параллельно я приобретала навык спокойствия и тихого голоса, который не удавалось сохранить на протяжении 6-ти лет работы в школе. И вы знаете, получилосьJ))) И не могло не получиться, когда в качестве группы поддержки выступают 26 человек, знающих, что если Марии Владимировне все удастся, то вдобавок к празднику всех ждет еще и пицца.:))))

Праздник был, пицца была. Я там была, пиццу ела, на празднике веселилась, на душе светло и радостно, чего и вам желаю…J)))

Книга "Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы" Бен Фурман — купить книгу Kids" Skills in Action. A new way to help children overcome emotional and behavioural problems ISBN 978­5­91671­171­4 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru

Наши дети – это наша самая большая радость. Ради них мы готовы на все. Мы хотим, чтобы они были счастливее нас, и подстилаем соломку где только можем. Почему же их поступки так часто вызывают у нас раздражение, злость, бессилие, заставляют чувствовать себя плохими родителями?

Возможно, все дело в том, что мы пытаемся научить наших детей тому, чего сами не умеем. К примеру, мы хотим видеть их спокойными и уравновешенными, а у самих далеко не всегда получается обуздать свои эмоции. Или учим детей тому, что при желании они могут добиться всего, чего захотят, а сами при этом все никак не осмелимся выйти из зоны комфорта и осуществить свои мечты. Поэтому применение родителями инструментов коучинга в отношениях с ребенком может оказаться тем самым средством, которое принесет пользу прежде всего самим родителям, неизбежно влияя на их развитие и трансформацию.

Выражение «счастливое детство» давно утратило свою актуальность. Это только взрослым может прийти в голову, что если дитё сыто, одето, обуто, получает в подарок желанные игрушки, то оно должно быть счастливо по определению.

На самом деле дети каждый день сталкиваются с ситуациями, которые их расстраивают, пугают, сбивают с толку, заставляют сомневаться в собственных силах. И большинство из них не умеют самостоятельно справляться с такими ситуациями! Обратится ли ребенок за помощью к родителям, во многом зависит от того, какие у них отношения.

Родители могут не замечать, что то или иное событие сильно повлияло на их ребенка, потому что дети далеко не всегда делятся своими переживаниями с родителями. Так как дети часто считают источником проблем самих себя, они могут скрывать их от родителей, боясь потерять родительскую любовь. А родители, если и замечают изменения в поведении своего ребенка, не всегда могут понять, с чем они связаны и как помочь.

Используя коучинговый подход в отношениях с ребенком, родители могут помочь ему:

  • легче справляться с вызовами и разочарованиями, уметь находить внутри себя силы для разрешения трудных ситуаций;
  • выработать высокую самооценку, основывающуюся на понимании того, кто они есть на самом деле, а не чего они достигли или в каком окружении находятся;
  • научиться верить в свои силы, выходить за пределы своей зоны комфорта и смело идти к своей мечте;
  • проживать осознанную жизнь, ставить четкие цели и идти к ним, а не бесцельно «дрейфовать» по жизни;
  • реализовать свой природный потенциал.

Чем же детский коучинг отличается от взрослого?

Во-первых, детский мозг отличается от взрослого. В частности, лобные доли головного мозга, отвечающие за абстрактное мышление, у детей еще не полностью развиты. Поэтому им сложнее видеть различия и делать обобщения, планировать и предсказывать последствия своих действий.

Во-вторых, взрослые обладают большим жизненным опытом, на который они опираются при принятии решений. Поэтому основным инструментом коучинга для взрослых являются вопросы . У детей своего жизненного опыта мало, поэтому коучинг для детей должен быть более направляющим .

И в-третьих, учитывая, что детям сложно удерживать на чем-либо свое внимание в течение длительного времени, детский коучинг непременно должен быть увлекательным!

А что может быть более увлекательным и полезным, чем обучающие истории для детей?

  1. Истории – лучший способ обсуждать с детьми важные вопросы. Дети не любят нотации и наставления. Истории дают им возможность поразмышлять над своими чувствами в безопасной обстановке и сделать собственные выводы без давления со стороны родителей.
  2. В истории у ребенка есть возможность посмотреть на решение со стороны и примерить его на свою ситуацию.
  3. Истории стимулируют различные центры головного мозга (в отличие от чтения, например). Это помогает в создании опыта, который ведет к более глубокому усвоению материала.
  4. Обучающую историю можно придумать практически на любую тему или ситуацию. Например, с помощью обучающей истории «Школьная пицца» можно облегчить период адаптации ребенка к школе.

Вы захотели придумать обучающую историю для своего ребенка, но не знаете, как это правильно сделать?

Публикуя комментарий, Вы даёте согласие на обработку персональных данных, введенных в форму отправки комментария.

Прежде чем говорить про детско-родительский коучинг, важно понять, что означает слово «коучинг».

В наше информационное время все больше появляется слов, которые не требуют перевода, звучат примерно одинаково на всех языках и понятны всем. Например, это такие слова, как интернет, сайт, менеджер.

Слово «коучинг» так же сравнительно недавно вошло в общеупотребимую лексику. Однако, используя это слово, разные люди вкладывают в него свое понимание и смысл. Для того чтобы понять какой смысл в детско-родительском коучинге мы вкладываем в это слово, необходимо разобраться в происхождении слова «коучинг», познакомиться с историей возникновения данного понятия.

История коучинга

Термин коуч (coach) пришел из английского языка. Первоначально это слово означало повозку, которая использовалась для перевоза груза из одного места в другое. В 1961 году слово «коучинг» стали применять в области спорта, и оно приобрело значение «переносить людей с их места туда, где они хотят быть». Конечно, это имело образное значение для спорта и достижения в нем желаемых результатов.

В дальнейшем коучинг стал развиваться благодаря накопившимся к тому времени исследованиям в области спортивной психологии. Стало понятно, что в ходе подготовки спортсменов к соревнованиям важна не только физическая, но и их психологическая готовность. Так появилась спортивная психология, которую стали называть коучингом, с помощью которой спортсмен обучался достигать желаемой цели в соревнованиях.

У. Тимоти Голви, тренер по теннису, исследовав методику коучинга в своей спортивной практике, стал применять его в повседневной жизни. В его книге «Теннис. Психология успешной игры», ставшей бестселлером, раскрывается то, как технологии коучинга помогают раскрыть потенциал не только теннисиста, но и каждого человека.

Применение слова «коуч» в русском языке

В русском языке, к сожалению, слову «коучинг» не всегда придают правильный смысл. Часто люди используют слово «коуч», переводя с английского языка, как синоним слов «тренер», «наставник». Многие даже не хотят его использовать, говоря, что это иностранное слово и его необходимо заменить русским. Сами русскоязычные коучи, понимая это, тоже продолжают размышлять над русским аналогом слова, однако на данный момент пока не подобрали в русском языке аналога, столь лаконично передающего суть метода.

Однако между этими тремя словами есть очень большие смысловые различия.

Тренер – это человек, который тренирует определенные навыки. В отличие от коуча тренер точно знает, к каким целям необходимо привести тренируемого и какие упражнения надо дать ученику, чтобы обучить его необходимым навыкам. Коуч же выступает с позиции, что его клиент САМ знает, что ему необходимо, его задача - сопровождать клиента из того «места», где он сейчас находится, к тому, куда стремиться.


Наставник – человек, который обладает знаниями и умениями, которыми обучает своего ученика. Он сам прошел путь от ученика к наставнику и знает методы и способы, с помощью которых обучает других. Наставник обладает высокими компетенциями в той сфере деятельности, в которой обучает. В отличие от наставника, коуч может абсолютно не знать то, о чем говорит ему клиент. Коуч при помощи вопросов и других коучинговых технологий раскрывает потенциал клиента, благодаря чему клиент с легкостью справляется со своей задачей.

Сферы применения коучинга и детско-родительского коучинга


Понятие «коучинг» как метод раскрытия потенциала человека, организации, коллектива прочно вошло в разные сферы жизни человека: в бизнес, личную жизнь, в спорт, семью и даже в искусство.

Наибольшее применение на данный момент коучинг нашел в бизнесе. Этот метод стал одним из самых эффективных способов решения задач, и с успехом применяется во многих преуспевающих компаниях и корпорациях.

Что касается детско-родительского коучинга, то он тоже имеет свою специфику и широкое применение. Детско-родительские коучи используют этот метод в частной практике с родителем и ребенком, в дошкольных и общеобразовательных организациях, в организациях по дополнительному образованию, для тренировки спортсменов детского и подросткового возраста, этот метод также с успехом практикуют репетиторы, няни и гувернеры.


Отличие коучинга от психологического консультирования

Несмотря на то, что есть общее между коучингом и психологическим консультированием, коучинг – это принципиально новый подход. Коучинг имеет свои методы работы, свои технологии, которые отличаются от методов психологического консультирования и эффективны для решения огромного количества задач.

В коучинге, в отличие от психологического консультирования, не диагностируются психологические проблемы клиента. Коуч исходит из того, что с клиентом всегда все в порядке (естественно, коуч работает только с психически здоровыми людьми).

Коучинг отличается от классического консультирования еще и тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а решает ситуацию совместно с клиентом.

Психологическое консультирование в большинстве случаев психолог проводит у себя в кабинете. Для коучинга очень важна атмосфера и не всегда кабинетная обстановка способствует благоприятному и доверительному общению с ребенком. Бывает так, что коуч встречается с ребенком на игровой площадке, на прогулке или в кафе.

В коучинге огромную роль играет личность коуча. Это означает, что все методы, которые коучи использует в своей работе, они в первую очередь применяют к себе.

От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.

Отличия детско-родительского коучинга от взрослого коучинга


Первое отличие заключается в том, что во взрослом коучинге коуч работает с одним человеком, а в детском коучинге с системой: родитель - ребенок. Иногда к этой системе подключается еще один родитель или родственник ребенка.

Второе отличие: коуч в индивидуальном коучинге всегда работает с запросом клиента. В школах коучинга обучают, что коуч не работает с запросом третьих лиц. В детском коучинге, как правило, к коучу приходит родитель с запросом в отношении своего ребенка или подростка. В то же время, как правило, запроса у ребенка нет совсем или он совсем не такой, с каким пришел к коучу взрослый.

Третье отличие в том, что помимо традиционных коучинговых инструментов в детско-подростковом коучинге используются игровые техники для работы с детьми, а так же даются инструменты для работы с родителями для понимания ими процессов, которые происходят в головном мозге ребенка и подростка в определенном возрасте.


Дело в том, что большинство техник «взрослого» коучинга были смоделированы для взрослых людей, у которых уже сформировалось сознание.

Детский и подростковый мозг находится в развитии, он еще полностью не сформировался.

Когда применяют «взрослые» коучинговые техники к детям, не всегда учитывают, в какой стадии развития находится детский и подростковый мозг, и нет осознания того, что нужно сделать, чтобы получить результаты.

Для профессионального коучинга детей и подростков необходимо, в первую очередь, понять мыслительные процессы и механизмы, которые происходят в головном мозге ребенка, подростка, а уже потом применять коучинговые техники.

Детский коучинг

Многие считают, что невозможно достичь результатов, если тебя не “прессуют”, что критика – мощнейший мотиватор. Так ли это на самом деле или нет – здесь мнения расходятся. Немало есть сторонников и того “что доброе слово и кошке приятно”. Я сама нередко на консультациях встречаю и тех и других. И знаете, что удивительно? Те, кто считает, что им нужен жесткий прессинг для действий, показывают прекрасные результаты и без него, а те, кто считает, что, любой прессинг недопустим, напротив, начинают получать результаты именно оказавшись в рамках.

Но это все о взрослых людях, которые сами пришли на консультацию и сами просят помочь достичь цели. Причем взрослые, особенно те, которые поддерживают “жесткий коучинг” зачастую начинают внедрять его для своих детей, удивляясь почему нет результатов. Ведь им помогло!

Сегодня статья для тех, кто пытается свои знания полученные на треннингах, курсах, консультациях применять к своим детям.

Как мне сказала одна клиенка:

“Если бы я знала эти техники раньше! Я бы столького могла достигнуть! Буду дочку учить!”

“Ни в коем случае!” – сказала я и поняла, что пришло время об этом написать.

Детский коучинг

Прежде всего надо понимать, что коучинговые техники ориентированы только на людей старше 18 лет. Мозг ребенка полностью не сформирован, поэтому при работе с детьми обязательно учитываются особенности их мыслительных процессов. Чаще всего в коучинге с детьми и не только в коучинге, но при воспитании, обучении! отдается предпочтение игровым техникам.

Отсутствие нравоучений, лекций, давления в игре отвлекает ребенка, убирает напряжение, помогает ребенку раскрыть свои эмоции и творческий потенциал. А через персонажей, ребенок начинает лучше понимать свой внутренний и окружающий мир и то, как с ним взаимодействовать. Самые популярные инструменты для работы с детьми – это арт-коучинг – песочная терапия, музыкальная терапия, изотерапия, сказкотерапия и другие методы, основанные на творчестве.

Коучинг для детей и коучинг для взрослых – это совершенно разные методы, техники, задачи, не нужно экспериментировать на своих детях!

Хотите узнать, что происходит с вашими детьми, если вы их мотивируете через давление и критику?

Есть замечательное упражнение, которое наглядно все это покажет!

Вам потребуется:

лист чистой бумаги, размером с альбомный лист и несколько минут времени

Что делать?

– Оборвите листочек, чтобы получилась человеческая фигурка.

– Посмотрите на то, что получилось, найдите недостатки и начните его критиковать. Например: “Ну и руки! Одна короче другой!”, “А ноги? Кривые!”

– После каждой реплики начинайте сверху закручивать вашего человечка. Чтобы бумага не развернулась, хорошо придавливайте ее. Как закончите, внимательно посмотрите, что у вас получилось. Как вы думаете,способен ли на что-то такой “скрученный” человечек? Навряд ли!

– Теперь начинайте его хвалить: вспомните все слова поддержки, которые знаете. На каждое слово или фразу – начинаете его разворачивать.Хвалите пока полностью его не развернете

А теперь ответьте на вопросы:

1) Что у вас получилось быстрее, легче и разнообразнее: ругать или хвалить?

2) Вам хватило слов, чтобы развернуть человечка полностью или в какой-то момент вы перестали придумывать и просто развернули до конца?

3)Как выглядит человечек после того, как его развернули? На что он теперь способен?

Задумайтесь над тем, а что, если взрослый человек не может чего-то достичь, он уже в скрученном состоянии и для начала, неплохо было бы раскрутиться? Да, безусловно, после этого будут видны помятости, а может даже кое-где надрывы, но возможностей сразу откроется больше!

Автор упражнения Т.Ошмянская

Подписаться

– на мой блог, чтобы не пропустить что-то интересное

Присоединиться к группе на

coaching — обучение, тренировки) — метод консалтинга и тренинга ; от классических консалтинга и тренинга отличается тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации . Работа с коучем предполагает достижение определённой цели, новых, позитивно сформулированных результатов в жизни и работе. (Википедия).

Если у Вас уже есть дети или Вы планируете дать им жизнь, Вы должны помнить, что развитие ребенка - не есть передача ему навыков, не есть передача ему своего видения. Наоборот, чем больше Вы будете пытаться его чему-то обучать, что-то в него вкладывать, тем сильнее он будет сопротивляться , если Вы будете делать это неправильно. Можно подталкивать его вопросами, можно заставлять его о чем-то задуматься, можно его ставить перед какими-то проблемами – пусть он решает, пусть ищет, находит. Только то, что он найдет сам, будет его развивать. И только те, кто помогут ему находить самому, будут его друзьями. Это основа кид-коучинга.

Есть множество методов, как это делать. Есть специальная программа по обучению правильным вопросам: как правильно подойти в той или иной ситуации. Но всё это является следствием самого главного – коучингового мировоззрения, когда ты смотришь на другого через призму развития, а не через призму навязывания.

Даже есть такая формула: если ты сказал человеку, как ему делать, то ты украл у него это решение. Он им не воспользуется. У него не будет мотивации пользоваться этим, потому что он не сам это нашел, а значит, это не будет его развивать. Значит, он будет постоянно это опротестовывать. Сделайте так, чтобы он сам нашел, и Вы станете его лучшим другом. Это удивительное свойство человеческой психики, подсмотренное в жизни, и в коучинге возведенное просто в ранг какого-то закона. Но есть и много других интересных вещей.

Нередки ситуации в кид-коучинге, когда родители говорят: «Вот, у нас такие дети, они такие нехорошие». И при этом они забывают главное: дети – это слепок их самих. И они сопротивляются родителям только потому, что есть давление с их стороны. Если Вы измените свое отношение к детям, то дети тут же изменятся. Они очень пластичны, они меняются моментально. Надо научить, как изменить свое отношение к детям. Найти правильное. С коучем это происходит довольно быстро. Отношение к детям меняется, и дети начинают развиваться совсем по-другому.

Разберем частный случай из кид-коучинга.

Коучам нередко задают вопрос: «Вы говорите, что не надо требовать от детей, чтобы они шли в школу. Но ведь туда надо идти! И как тогда быть?»

Дело в том, что понятие ответственности в коучинге целиком и полностью сопряжено с понятием осознанности будущего. Когда человек начинает видеть отдаленные следствия своих поступков, то мера ответственности в нем возрастает. Ведь обычно люди совершают глупые поступки потому, что не задумываются о последствиях. Так вот, с детьми очень хорошо говорить на тему будущего.

Например: «Если ты не будешь ходить в школу, что будет?». Вы задайте вопрос, но не говорите, что будет. Вы тогда не будете подавлять развитие ребенка своими директивами и оценками вроде: «Ты будешь балбесом или дворником». Вы ребенка просто спрашиваете: «Что будет?». Ребенок ответит что-то в этом роде:

– Ну, я буду отдыхать.

Он ответит:

– Когда все закончат одиннадцатый класс, я буду отдыхающим, ничего не знающим.

– Хорошо. Чем ты будешь отличаться от своих одноклассников, которые будут учиться, а ты не будешь? В лучшую или в худшую сторону?

– Буду в лучшую.

– Ой ли? Давай подумаем: они учились, они развивались. Ты не учишься, не развиваешься.

– Значит, я буду недоразвитым.

– Конечно.

То есть, можно вопросами и некоторыми подсказками подталкивать ребенка к пониманию последствий своих поступков. И так в нем родится ответственность, он возьмет эту ответственность сам. Ответственный ребенок, конечно же, будет и в школу ходить, и оценки нормальные приносить и, что самое главное – развиваться.

В коучинге есть такое понятие как Гроу-метод (GROW-Метод). Это основной метод для построения и достижения каких-то целей.

Расскажем кратко об этом методе:

1. необходимо вначале подумать о том, как будет выглядеть цель, когда ты ее достигнешь; после этого надо вернуться, чтобы посмотреть, как есть на самом деле (сейчас);

2. после этого, увидев разницу, попытаться набросать список вариантов, как ты можешь достичь этой цели. Только после этого выбор будет правильный.

Пожалуйста, не надо начинать с того, что «у нас все плохо, мы можем изменить ситуацию». Сразу – стоп! Как только Вы смотрите на существующую ситуацию и пытаетесь ее изменить, Вы ее точно не измените. Почему? Потому что, развиваясь, мы заимствуем элементы. И, глядя на существующую, плохую ситуацию, пытаясь ее изменить, мы будем заимствовать элементы из нее. Поэтому коучинг говорит: «Ребята, в Вас есть уже классный механизм для того, чтобы изменить все быстро: посмотрите в будущее, когда ситуация изменится и станет вам приятной, и тогда Вы начнете заимствовать элементы из будущего – из того, каким оно станет».

Более того. Есть еще одна важная вещь, которую, к сожалению, коучи часто упускают: чем более ярко человек прочувствовал это будущее, когда проблема будет решена, тем сильнее в нем разгорится симпатия к этому будущему. Нужно ждать до тех пор, пока у человека не возникнет непреодолимого желания уже жить в таком будущем. Он должен настолько прочувствовать будущее – каким оно станет, когда проблема будет решена – что его симпатия сама поможет ему найти правильные пути решения. И тогда, когда он проживет это будущее, оно будет ему очень нравиться, он перенесется в это будущее и быстро его достигнет.

Например, ваш ребенок – двоечник. Что тут можно сделать?

Предложить ребенку:

– Давай посмотрим, что в будущем, в котором ты уже отличник, тебе будет страшно нравиться?

И ребенок может сказать.

– Ну, у меня не будет уходить много время на то, чтобы делать уроки. Я же их хорошо понимаю. Значит, много времени будет оставаться на любимые дела.

– Хорошо. Что еще?

– Родители не будут давать подзатыльники.

– Хорошо. Что еще?

– Будут говорить спасибо. В нос целовать.

– Ок. Что еще?

– В институт легко поступлю. После этого, наверное, найду хорошую работу, а не стану дворником.

– Что еще?

– Будет лучше заработок, социальный статус.