Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Банки обязаны сообщать налоговым органам. Когда налоговики могут заинтересоваться банковским счетом гражданина. Отслеживает ли налоговая такие переводы

Центробанк поручил кредитным организациям активнее искать обналичку и сообщать о сомнительных компаниях налоговикам. Банки будут смотреть и на размер налогов по конкретному параметру, и сравнивать зарплату с НДФЛ и взносами. И еще много чего. Рассказываем, по каким критериям банк посчитает ваш бизнес сомнительным и донесет в налоговую.

Отслеживание налоговых схем

Свежая (от 21.07.2017 № 18-МР) вышла у Центробанка по выявлению налоговых схем.

ЦБ хочет, чтобы банки отслеживали у своих клиентов:

  • размер налогов и других платежей в бюджет.
Если компания или ИП платит налогов меньше 0,9% от дебетового оборота, то счет, в большой вероятностью, заблокируют.

Конечно, Центробанк делает приписку: уплата налогов ниже обозначенного уровня не является единственным определяющим фактором для «автоматического» признания факта совершения клиентом сомнительных операций.

Но, в общем, понятно, что теперь это новый повод заблокировать счет.

Есть , как избежать блокировки счета.

Кроме критерия по уровню уплаты налогов ЦБ в предложил банкам следующие:

  • со счета не платят зарплату работникам клиента;
  • НДФЛ и взносы либо сам размер зарплаты не соответствует среднесписочной численности сотрудников;
  • фонд заработной платы установлен из расчета ниже прожиточного минимума;
  • перечисляется НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
  • нет остатка средств на счете или он маленький по сравнению с объемами обычных операций;
  • платежи не имеют отношения к затратам, присущим виду деятельности;
  • нет связи между основаниями зачисления денег на счет и их последующего списания;
  • произошло резкое увеличение оборотов по счету;
  • нет платежей, обычных для бизнеса: например, аренды, коммуналки, закупки канцелярских товаров и др.;
  • средства зачисляются на счет от контрагентов по договорам с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС. Банк посмотрит на других своих клиентов, которые занимаются аналогичным бизнесом. И сравнит, что у них происходят с НДС в аналогичных ситуациях.
Но и вышеперечисленных критериев ЦБ недостаточно. Он напоминает об обязанности банков отслеживать:
  • IP-адрес,
  • МАС-адрес,
  • номер SIM-карты,
  • номер телефона и т.д.
Более того, банкам предписывается выяснять, не совпадают ли эти данные с данными других фирм, счета которых были закрыты в рамках «противолегализационных» мероприятий.

Т.е. под пристальное внимание могут попасть фирмы, обслуживаемые одной и той же бухгалтерской фирмой, если какой-то из клиентов оказался неблагонадежным.

Банки активно сотрудничают с налоговиками. Чуть что, . И не только. , когда о вашей компании банк сообщит в Росфинмониторинг. Под подозрением даже вклады ИП.

Проблемы с корпоративными картами

(от 21.07.2017 № 19-МР) касается компаний и ИП, которые получают наличку с использованием корпоративных карт. Центробанк считает, что возможными целями таких операций является легализация доходов и помощь террористам.

Признаки из , по которым компанию или ИП признают недобросовестным:

  • отношение объема получаемых за неделю наличных денег к оборотам по банковским счетам 30 % и больше;
  • с даты создания юрлица прошло менее двух лет;
  • деятельность клиента, в рамках которой поступают деньги на счет и списываются с него, не создает обязательств по уплате налогов. Или налоговая нагрузка минимальна;
  • деньги поступают на счет от контрагентов, по банковским счетам которых идут транзитные операции;
  • поступление от контрагента средств на счет клиента происходит с одновременным поступлением денег от того же контрагента на счета других клиентов;
  • деньги идут на счет суммами, как правило, не превышающими 600 тыс руб. ;
  • снятие налички регулярно: как правило, ежедневно или в срок, не превышающий трех - пяти дней со дня поступления;
  • наличности снимают, как правило, не больше 600 тыс руб., либо в сумме, равной или незначительно меньшей установленного банком лимита на день;
  • наличные снимаются в конце операционного дня с последующим снятием налички в начале следующего операционного дня;
  • у клиента нескольких корпоративных карт, и с их использованием преимущественно проводятся операции по получению наличности.
А вы знали, что теперь компаниями или ИП, которых они считают недобросовестными? Причем, без всяких оснований.
  • периодически анализировать суммы наличности, которая может выдаваться в течение одного операционного дня с использованием всех корпоративных карт клиента;
  • проводить не реже одного раза в неделю мониторинг операций клиентов, руководствуясь новой методичкой;
  • направлять в Росфинмониторинг сведения о подозрительных клиентах.
Новые рекомедации ЦБ особо опасны для ИП, которые используют корпоративные карты для снятия собственных денег с расчетных счетов. Если банки начнут работать по методичке, это может привести к невозможности использования карт для таких операций. Ведь доказать, куда пошли снятые деньги, ИП не сможет.

И еще: комиссию за снятие наличности будут увеличивать

Недавно отличился Альфа-банк . Уже непонятно, на основании каких конкретно инструкций Центробанка, но с 14 августа он планирует брать 25% процентов комиссии за снятие наличных в определенных ситуациях.

Клиентам сообщили, что возьмут 10% от суммы за перечисление остатка средств и 25% за выдачу налички в отношении компаний и ИП, к которым применены меры, предусмотренные законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем».

Как понять, кто попадает в черный список, банкиры не уточнили.

Мы разобрали последнего времени, которые всех раздражают. А как ваш банк вставляет палки в колеса бизнесу?

В чем истерика. Пишут, что то ли с 1 июня, то ли с 1 июля банки начнут передавать информацию обо всех движениях по счетам граждан в налоговую. Вроде бы так заработают поправки в статью 86 НК . Якобы теперь инспекция будет знать обо всех поступлениях, которые пришли вам на карту, и потребует объяснить, откуда деньги. А кто не объяснит, тот якобы будет «плотить нологи».

20 июня, спустя неделю после выхода нашей статьи, ФНС официально опровергла слухи о слежке за счетами и автоматическом начислении налогов со всех поступлений на карты.

Как на самом деле

  1. В налоговом кодексе есть изменения с 1 июня. В нескольких статьях появилось упоминание счетов в драгоценных металлах.
  2. В контроле за счетами в банках нет ничего нового. Банки и раньше были обязаны отвечать на запросы по поводу операций и остатков на счетах.
  3. Налоговая проверяет операции по счетам и картам только при наличии законных оснований. Банк передает информацию только по официальному запросу. Автоматически ничего начислять не будут.
  4. Чтобы что-то доначислить, налоговая должна доказать нарушение. Не со всех переводов на карту надо платить налог.
  5. Новость про тотальный контроль - вброс, фейк и провокация.

Что на самом деле изменилось в НК

С 1 июня в налоговом кодексе есть изменения, но они не касаются контроля за счетами. Они в основном касаются Теперь для них прописали правила, но там ничего интересного:

  1. На металлических счетах могут лежать сами металлы или их денежный эквивалент.
  2. Владелец счета - человек или компания - может снять со счета металл или деньги.
  3. По закону такие счета не застрахованы в агентстве страхования вкладов.
  4. Налоговая может получать информацию по таким счетам, а также списывать с них деньги в счет долга по налогам и блокировать, если есть причины. По денежным счетам налоговая могла получать информацию и списывать деньги еще с 2013 года и даже раньше.
  5. Если дело дошло до списания денег в счет долгов, то сначала списывают с рублевого, потом - с валютного и в самом конце - с металлического.

Еще есть уточнения по поводу налогов со сделок при продаже драгоценных металлов и камней. Но нет ни слова о новых способах тотального контроля за счетами и доначислений налогов с неподтвержденных документами сумм.

СМИ постоянно сеют панику на ровном месте. А мы нет. Читайте правду о российских законах - без истерик и перегибов.

Что с контролем переводов на личные счета

О контроле переводов написано в статье 86 НК . Банки обязаны передавать в налоговую информацию о том, что такому-то человеку или компании открыли счет, вот реквизиты. А если налоговая пришлет официальный запрос, банк должен сообщить, сколько денег есть на счетах и какие по ним были операции. В таком виде эта норма действует с 2013 года.

Банк не передает информацию о движениях по счетам и картам автоматически и без повода. И не будет передавать: такого требования нет в законе. Но если налоговая проводит проверку, банк получит запрос и должен его исполнить.

Значит, контроль за доходами все-таки есть?

Контроль за доходами есть, но это не контроль за каждым переводом. Налоговая не начислит НДФЛ с каждой суммы, по которой нет документов. Для большинства людей поправки о металлических счетах вообще ничего не значат.

Чтобы налоговая сделала в банк запрос о движении и об остатках по счетам, у нее должны быть основания и документы. Причины запроса могут быть, например, такими:

  1. налоговая проверка;
  2. долги по налогам;
  3. приостановление операций по счетам.

Все это не значит, что теперь налоговая будет следить вообще за всеми операциями, а банк будет все это автоматически ей сообщать.

Может ли налоговая узнать через банк о доходах и начислить налоги?

Может, но, несмотря на полномочия налоговой, это не так просто. С компаниями и ИП все понятно: там по каждому поступлению должны быть документы и по выписке сразу можно выяснить, что это за деньги - возврат займа или выручка.

С физлицами сложнее. Сначала налоговая должна найти основания для проверки. Если такие основания нашлись, она может сделать запрос в банк и узнать, что кому-то на карту иногда приходят какие-то деньги. Одна сумма - это зарплата, а по другим ничего не понятно.

Даже если налоговая увидит такие суммы, она не сможет автоматически начислить с них налоги. У налогоплательщика запросят пояснения: откуда деньги и за что. Но и это еще не повод что-то начислять. Есть целый список доходов, с которых платить налоги не нужно.

Например, возврат долга или денежный подарок от другого человека не облагаются НДФЛ . А любую сумму можно назвать подарком. И это налоговая должна доказать, что на самом деле деньги - это не подарок, а оплата услуг. Не налогоплательщик доказывает, что не виноват, а налоговая ищет доказательства его вины. А вот если найдет и все задокументирует, только тогда может быть штраф - 20% от неуплаченной суммы. Но это тоже не новость: такой штраф был всегда и действует для любых недоимок.

На официальном сайте ФНС появилось подтверждение того, что просто так налоговая ничего получить от банка не может. И никакой автоматической передачи данных обо всех поступлениях на счета с 1 июля не будет. Тиражируемые СМИ и соцсетями статьи - это провокация. Ничего общего с действующими законами она не имеет.

У меня есть разные переводы на карту кроме зарплаты. Что делать, чтобы у налоговой не было претензий после запроса в банк?

Универсальный совет: не нужно ничего придумывать специально. Если вы ничего не скрываете, честно декларируете доходы и платите налоги, вам вообще не о чем беспокоиться. Никто не придет и не начислит вам НДФЛ со всех переводов на карту.

Вот советы для самых осторожных.

Просите тех, кто вам переводит деньги, указывать комментарий к платежу. Например: «подарок к дню рождения», «возвращаю долг», «любимая, купи себе шубу».

Оформляйте документы на крупные суммы. Налоговая физически не может проверить все переводы по 1000 рублей, даже если сделает запросы по всем клиентам банков. Но есть смысл спросить у вас, что за 100 тысяч рублей вы получаете каждый месяц на карту. Если это друг возвращает вам долг по частям, хорошо бы иметь документ - Если вы получили на счет деньги от продажи Макбука, пригодится документ, который подтвердит, что вы продали именно Макбук и что он принадлежал вам больше трех лет, поэтому нет ни налога, ни декларации.

Не игнорируйте запросы из налоговой. Если у вас просят пояснения, нужно их предоставить. На вас или налоговой показалось странным, что вы пять лет не работаете, Если деньги на квартиру вам подарила бабушка или даже дальний знакомый, налог с них платить вы не обязаны. И даже если вы печете торты на заказ, продаете их через соцсети и получаете деньги на карту, вам не так просто будет что-то начислить. Мы рассказывали, и на что на самом деле имеет право налоговая.

счетов физлицами, не являющимися предпринимателями

С 1 июля 2014 г. банки обязаны сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения информацию об открытии или закрытии счета, изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физлицами, которые не являются предпринимателями. Это же касается и открытия или закрытия вкладов (депозитов). Соответствующие изменения внесены в п. 1 ст. 86 НК РФ.

Кроме того, 1 июля 2014 г. вступила в силу новая редакция п. 2 ст. 86 НК РФ, в котором урегулирован порядок предоставления банком справок о наличии счетов, вкладов (депозитов), об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах) организаций и предпринимателей. Согласно редакции, действовавшей до 1 июля 2014 г., инспекция вправе была запросить эти сведения, в частности, в случае проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций и предпринимателей. В соответствии с новой редакцией инспекция может запросить сведения у банка в случае проведения налоговых проверок указанных лиц или в случае истребования у них документов (информации) на основании ст. 93.1 НК РФ. Напомним, что в силу п. 2 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган вправе истребовать документы (информацию) относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок. При этом сведения могут быть истребованы как у участников сделки, так и у иных лиц, которые располагают документами (информацией) о ней.

Следует отметить, что справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) у физлиц, не являющихся предпринимателями, справки об остатках денежных средств на их счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на их счетах, по их вкладам (депозитам), справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств такими физлицами налоговый орган вправе запросить у банка только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России. Сделать соответствующий запрос возможно исключительно в случаях проведения налоговых проверок в отношении таких физлиц или истребования у них документов (информации) в силу п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Напомним, что на основании указанного пункта документы (информация) истребуются при проведении налоговой проверки, а также при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Согласно ранее действовавшей редакции п. 2 ст. 86 НК РФ справки о счетах физлиц, не являющихся предпринимателями, и другую информацию, указанную в предыдущем абзаце, инспекция была вправе потребовать у банка только при наличии запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ. Данное основание осталось и в новой редакции п. 2 ст. 86 НК РФ.

С 1 июля 2014 года вступили в силу поправки в , которые обязали банки сообщать в налоговую инспекцию информацию об открытии или о закрытии счета, изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физическими лицами, которые не являются предпринимателями. Это же касается и открытия или закрытия вкладов ().

Таким образом, законодатель сузил количество оснований для направления запросов налоговыми органами. Понятие налогового контроля шире, чем налоговая проверка, которая является одним из его видов (). Последняя четко ограничена по времени – камеральная проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления налоговой декларации (). Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев, в исключительных случаях срок может быть продлен до шести месяцев. Не могут проводиться выездные проверки чаще двух раз в год без специального решения руководителя ФНС России. Налоговая инспекция не может дважды проверять правильность уплаты одного и того же налога за один и тот же период (). Предметом налоговых проверок является точность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Законодатель предусмотрел и определенную защиту от произвола налоговых органов при получении рассматриваемой информации. Налоговая инспекция может обращаться в банки только с мотивированными запросами ().

Судебная практика также указывает на то, что обязанности банков представить налоговому органу запрашиваемые сведения корреспондирует обязанность налогового органа направить мотивированный запрос. При этом проверка целесообразности проведения налоговым органом контрольных мероприятий не входит в компетенцию банка ( ФАС Волго-Вятского округа от 19 ноября 2012 г. № А43-4082/2012).

Исходя из письма ФНС России от 30 августа 2006 г. № САЭ-6-06/870@ " ", мотивированным рекомендуется считать запрос, представленный налоговым органом банку по одному или нескольким из перечисленных оснований. Указанное письмо, и ФНС России от 25 июля 2012 г. № ММВ-7-2/518@, который определяет форму и порядок направления запросов в банки, устанавливали шесть оснований, дублируя положения предыдущей редакции :

  • проведение мероприятий налогового контроля;
  • решение о взыскании налога;
  • приостановление операций по счетам;
  • приостановление переводов электронных денежных средств;
  • отмена приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя;
  • отмена приостановления переводов электронных денежных средств.

Действующее на сегодняшний день письмо ФНС России от 29 мая 2014 г. № ЕД-4-2/10322@ " " предусматривает два основания для указания в запросах – проведение в отношении лица налоговой проверки и истребование у лица документов или информации в соответствии со , что также повторяет положения , но уже в новой редакции.

В отношении физических лиц были предприняты дополнительные меры, чтобы оградить их от неправомерного и необоснованного доступа к личной информации. Как , так и письмо ФНС России от 29 мая 2014 г. предусматривают, что в отношении физических лиц налоговый орган имеет право подавать запросы только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России . В рекомендациях, утвержденных рассматриваемым письмом, имеется специальная строка, в которой указывается информация о согласии на направление запроса в банк, а именно вид, дата и номер, наименование налогового органа, должность и Ф.И.О. лица, согласовавшего направление запроса в банк.

Следует отметить, что при всех указанных мерах, нигде не установлена обязанность налоговых органов уведомлять о предпринимаемых действиях того субъекта, в отношении которого запрашиваются сведения. При проведении налоговых проверок ситуация ясна – субъект "по умолчанию" в курсе проходящих проверок, так как ему вручается решение о проведении проверки и именно он предоставляет те или иные документы. При истребовании информации (документов) в порядке , которое может проходить за рамками налоговой проверки, субъект остается неосведомленным о том, что в отношении него поступил такого рода запрос налоговой инспекции.

Запрос налогового органа может быть подан как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Банки обязаны ответить в течение трех дней со дня получения такого запроса (). За непредоставление запрашиваемой информации или предоставление информации с нарушением указанного срока банк будет оштрафован на 20 тыс. руб. в соответствии со .

Запрос на бумажном носителе вручается налоговым органом представителю банка под расписку, при этом на втором экземпляре запроса ставится отметка банка о получении и этот экземпляр остается у налогового органа. Другой способ подачи запроса на бумажном носителе – почтовое отправление заказным письмом с уведомлением о вручении. Такой запрос представляется в банк на бланке налогового органа, с подписью руководителя этого органа и заверенный печатью. Датой получения для запроса, врученного под расписку представителю банка будет дата, указанная в расписке (отметке) представителя банка о принятии запроса. Для запроса, направленного в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, – дата, указанная в уведомлении о вручении.

В электронной форме запрос подается с помощью Федерального информационного ресурса "Банк-Обмен". Данный ресурс был создан в соответствии с ФНС России от 29 ноября 2011 г. № ММВ-7-6/901@ с целью реализации Банка России от 29 декабря 2010 г. № 365-П. "Банк-Обмен" и является внутренней системой обмена данными между ФНС России и банками. При отправлении запроса через этот ресурс, документ формируется в электронном виде и отправляется в банк, после чего распечатывается бумажный экземпляр запроса, который подшивается в дело налогоплательщика. Моментом получения банком запроса будет считаться дата и время в подтверждении банком получения запроса.

Таким образом, получение с 1 июля 2014 года налоговыми органами всех сведений, касающихся ведения банковских счетов и вкладов в отношении физического лица не является нарушением и иных федеральных законов, а распространение этой информации сотрудниками налоговых органов без согласия лица незаконно и подлежит административной или уголовной ответственности. Система запросов налоговых органов в банки кардинально не изменилась, был расширен перечень предоставляемой информации и введен особый способ ее получения в отношении физических лиц, требующий специального согласия руководителя налогового органа. Такая система согласования призвана защитить персональные данные граждан о счетах и операциях по этим счетам от неправомерного получения и использования. В свете рассмотренных положений, сведения некоторых СМИ о возможной утечке информации и предполагаемых злоупотреблениях сотрудниками налоговых органов представляются сомнительными и необоснованными.

Многих наших читателей беспокоит вопрос: может ли налоговая инспекция как-то узнать о поступлении денег на счет в банке и, соответственно, о получении налогооблагаемого дохода? Например, если продали что-то через Интернет и получили на банковскую карту деньги за проданные вещи и т. п.? В самом деле, такая возможность у налоговиков есть. О том, насколько вероятен запрос у банка выписки по счету физлица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, мы расскажем в статье.

С июля 2014 г. банки должны сообщать налоговым органам об открытии счетов и вкладов (депозитов) физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателе йп. 1 ст. 86 НК РФ . Информацию же о закрытии или изменении реквизитов счета или вклада (депозита) банки сообщают налоговикам независимо от даты их открытия.

А налоговики могут запрашивать у банков справки о наличии счетов и вкладов, об остатках денежных средств на них, выписки по операциям по счетам и вкладам физлиц-непредпринимателей при проведении налоговых проверок в отношении этих граждан либо при истребовании у них документов (информации) в ходе проверок других налогоплательщико вп. 1 ст. 93.1 НК РФ . К счастью, здесь есть ограничение: истребовать информацию по банковскому счету «физика» инспекторы могут только с разрешения руководства вышестоящего налогового органа.

До этого налоговики могли запрашивать у банков такую информацию только при получении запроса от иностранных госорганов в случаях, предусмотренных международными договорами РФп. 2 ст. 86 НК РФ . Конечно, если вы не владеете лично или через подставных лиц крупными активами за границей, вряд ли вам грозит исследование банковских счетов по этому основанию.

Как широко могут практиковаться такие запросы у налоговиков на местах? Прокомментировать ситуацию мы попросили специалиста ФНС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“ Истребовать выписку по счету физического лица территориальный налоговый орган может только с разрешения руководителя регионального УФНС. Если контрольные мероприятия проводятся на уровне управления (например, это может быть повторная выездная проверка), согласие на запрос у банка информации по счетам гражданина должно быть получено у руководителя (заместителя руководителя) ФНС. Статистика по этому вопросу не ведется, но, безусловно, для получения согласия руководителя УФНС или руководства Федеральной налоговой службы необходимость истребования информации о состоянии банковских счетов физического лица должна быть четко обоснована. В частности, истребованию выписок должен предшествовать анализ сведений, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов, информации, полученной при проверках других налогоплательщиков. И только в случае, если эти данные будут свидетельствовать о том, что гражданин скрывает свои доходы от налогообложения, можно говорить о получении выписки по счетам. Поэтому массового направления таких запросов в банки ожидать не следуе т” .

То есть при наличии согласия руководителя регионального УФНС инспекция может потребовать у банка выписку по счету гражданина в случаях, когда:

  • <или> проводится камеральная проверка представленной физлицом декларации по форме 3-НДФЛ. Получается, что если вы подаете декларацию, чтобы получить имущественный вычет при покупке/продаже недвижимости или социальный вычет на обучение/лечение ребенка, или заявляете доход от продажи имущества, то инспекция, теоретически, уже вправе запросить выписку по вашему счету. Но налоговики не смогут пользоваться этой мерой при проверке каждой декларации. Для запроса в банк у них должны быть веские основания, иначе руководство вышестоящей инстанции разрешения на изучение банковского счета физлица не даст;

ВНИМАНИЕ

Сведения о приобретении или продаже недвижимого имущества территориальные отделения Росреестра направляют в ИФНС в течение 10 рабочих дней после соответствующей регистрации, а также ежегодн оп. 4 ст. 85 НК РФ ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 01.06.2009 № 457 . Поэтому надеяться на то, что налоговики не узнают о доходах от продажи недвижимости, не стоит.

  • <или> в отношении гражданина проводится выездная налоговая проверка. Выездные проверки физлиц-непредпринимателей - довольно редкое явление. Но это возможно, если, скажем, налоговикам стало известно, что вы не задекларировали доходы от продажи имущества или систематически получаете деньги от сдачи в аренду принадлежащих вам объектов недвижимости.

Полагаем, что в такой ситуации инспекция может получить разрешение на запрос выписок. И если там обнаружатся доходы, с которых, по мнению проверяющих, НДФЛ не уплачен, они доначислят вам налог, штраф и пени. Таким доходом, к примеру, налоговики могут посчитать суммы, поступившие на ваш карточный зарплатный счет не от работодателя, а от третьих лиц.

По нашему мнению, оспорить начисление НДФЛ на суммы, поступившие на ваш банковский счет «со стороны», вполне возможно. Ведь доказать, что это именно доход и что совершено правонарушение, должен налоговый орга нп. 6 ст. 108 НК РФ . А в отношении налогоплательщика действует презумпция невиновности. Тем не менее налоговики могут, например, допросить граждан или представителей юрлиц, перечислявших вам деньги. И если подтвердится, что это плата за какое-либо имущество, выполненные работы или оказанные услуги, оспорить доначисления вряд ли удастся;

  • <или> у гражданина истребованы документы (информация) в ходе встречной проверк ип. 1 ст. 93.1 НК РФ другого налогоплательщика, например организации, с которой он состоит в трудовых отношениях. Кстати, истребовать документы или данные в ходе встречной проверки налоговики могут и у учредителя проверяемой компани иПисьмо Минфина от 18.07.2012 № 03-02-08/58 . Вот что говорит об этом специалист Федеральной налоговой службы.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Нормами ст. 93.1 НК РФ круг лиц, у которых могут быть истребованы документы (информация) о деятельности проверяемой компании, не ограничен. Поэтому запросить сведения и (или) документы налоговый орган может у любого физического или юридического лица, которое может ими располагать. В том числе это могут быть как работники, так и учредители проверяемой организаци и” .

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ

“ Я числюсь консультантом в одной международной организации, которая не имеет представительства в России. Эпизодически получаю от них гонорары. Например, за перевод на русский язык технического регламента мне в прошлом году перевели на валютный счет в Сбербанке 1500 долл. Считаю, что лучше подать декларацию и заплатить НДФЛ с этих денег, иначе налоговая замучает проверкам и” .

Б.П. Новиков,
г. Санкт-Петербург

Деньги на счета физических лиц могут поступать не только в рублях, но и в иностранной валюте из-за границы. Например, от иностранной компании гражданину РФ за оказанные услуги. Такие переводы производятся без всяких ограничени йстатьи 6 , 11 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ . А налоговики могут узнать об этих поступлениях в случаях, описанных выше. Кстати, в такой ситуации налоги с вас может удержать еще источник выплаты дохода - иностранная компания, по правилам и налоговым законам своего государства. И если у России с этой страной заключен договор об избежании двойного налогообложения (а такие договоры к настоящему времени есть уже с большинством государств), то сумму удержанного за границей налога можно зачесть в счет уплаты российского НДФЛ. Для этого к декларации по форме 3-НДФЛ нужно приложить документ о полученном доходе и уплаченном налоге, подтвержденный иностранным госоргано мп. 1 ст. 232 НК РФ ; Письмо ФНС от 30.03.2006 № 04-2-03/62 . А декларацию вы в таком случае обязаны представит ь