Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Встроенные, или автоматические, стабилизаторы. Open Library - открытая библиотека учебной информации

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов.

Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых остается неизменной, но само наличие которых (встроенность в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся :

а) подоходные налоги, включающие в себя все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций (заметим, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие оказывает прогрессивный подоходный налог);

б) косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость);

в) пособия по безработице;

г) пособия по бедности. (В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.)

В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики, а на одну треть – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Контрольные вопросы и задания по теме:

1. Дайте характеристику налоговой системе России.

2. Сформулируйте принципы налогообложения.

3. По данным ниже приведенной таблицы определите тип налогообложения:

5. Какие виды налогов используются в России?

6. Охарактеризуйте механизм воздействия налогов на совокупный спрос.

7. Охарактеризуйте механизм воздействия налогов на совокупное предложение.

8. Нарисуйте кривую Лаффера. Какие две проблемы позволяет решить кривая Лаффера.

9. Дайте понятие госбюджета.

10. Раскройте основные виды расходов и доходов бюджета.

11. Охарактеризуйте состояние (сальдо) госбюджета и его виды.

12. Охарактеризуйте сальдо бюджета на разных фазах экономического цикла.

13. Раскройте содержание концепций госбюджета.

14. Перечислите преимущества и недостатки различных способов финансирования госбюджета.

15. Дайте экономическое обоснование государственного долга.

16. Государственный долг: виды и последствия.

17. В чем состоит сущность фискальной политики?

18. Перечислите виды фискальной политики.

19. В чем выражается сущность инструментов фискальной политики?

20. Раскройте содержание дискреционной фискальной политики.

21. Раскройте содержание автоматической фискальной политики. Что относят к встроенным стабилизаторам?

22. Охарактеризуйте влияние стимулирующей и сдерживающей фискальной политикина совокупный спрос.

23. Охарактеризуйте одновременное воздействие фискальной и монетарной политик.

24. Как проявляется эффект вытеснения частных инвестиций?

Для стабилизирующего воздействия фискальной политики на экономическую конъюнктуру, правительство должно в периоды спада увеличивать «приток», а в периоды бума – «отток» на рынке благ. Такое развитие событий обеспечивается не только дискреционной политикой, но и системой автоматических (встроенных) стабилизаторов – факторов рыночной экономики, обеспечивающих эти «притоки» и «оттоки».

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика , или «система встроенных (автоматических) стабилизаторов» – изменение в относительных уровнях государственных расходов и налогов без вмешательства государства, вызванное изменением экономической конъюнктуры. Эта система представляет собой фискальное законодательство, сформированное таким образом, чтобы автоматически смягчать колебания совокупного выпуска и занятости. Его цель – создать механизмы, которые без специальных правительственных решений оказывают стимулирующее фискальное воздействие на экономическую конъюнктуру (путем увеличения бюджетного дефицита) при наступлении спада , а во время подъема сдерживающее (путем увеличения бюджетного излишка).

Основная задача недискреционной политики – ослабить колебания совокупного спроса и дохода, тогда как задача дискреционной политики – устранить негативные последствия этих колебаний.

К «встроенным стабилизаторам» относятся:

· прогрессивная система налогообложения доходов;

· систему социальных пособий и программы помощи;

· потребление и сбережение;

· система участия наемных работников в прибыли.

Прогрессивная система налогообложения заключается в увеличении налоговых ставок с ростом объекта налогообложения. Благодаря такой системе в периоды подъема располагаемый доход населения и нераспределенная прибыль фирм растут медленнее, чем национальный доход, и это сдерживает рост эффективного спроса. Во время спада такое налогообложение замедляет сокращение совокупных расходов. В результате этого колебания совокупных расходов будут смягчены.

Аналогичное воздействие на экономическую конъюнктуру оказывают системы пособий по безработице и помощи малоимущим, а также индексация доходов населения. В периоды спада государственные расходы на эти цели возрастают, а во время подъема сокращаются без специальных решений правительства.

Автоматическим стабилизатором является функция потребления , зависящая от национального дохода. Если потребление домохозяйств соответствует этой концепции, это оказывает стабилизирующее воздействие на экономическую конъюнктуру: в периоды спада потребление снижается не так быстро, как доходы, а в периоды подъема рост потребления отстает от роста доходов. Как правило, домохозяйства стремятся поддерживать привычный жизненный уровень и медленно приспосабливаются к повышению дохода.

Любой встроенный стабилизатор действует в сторону частичного уменьшения любых колебаний экономики, но он не может полностью их нейтрализовать. Без проведения дискреционной политики сами по себе они недостаточны.

Определим их влияние на мультипликативные эффекты дискреционной фискальной политики.

Если государство вводит пропорциональный налог, то все мультипликаторы изменяются, что доказывается алгебраически. Так, налоговая функция принимает вид, аналогичный функции потребления:

где: Т а – объем автономных (не зависящих от совокупного дохода) налоговых поступлений;

t – ставка налога (доля дохода, изымаемого в виде налога).

Тогда функция потребления принимает вид

В точке равновесия имеет место . Введем в это уравнение функцию потребления:

Решая данное уравнение относительно Y, получаем следующие результаты (таблица 8.1).

Очевидно, что при наличии встроенных стабилизаторов величина мультипликаторов снижается, что ослабляет влияние резких изменений автономных (в первую очередь инвестиционных) расходов на объем совокупного выпуска и дохода.

Таблица 8.1

Фискальные мультипликаторы при отсутствии и наличии

1. К числу основных целей фискальной политики государства относится:

а) создание условий для успешного ведения бизнеса;

б) антициклическое регулирование экономики;

в) повышение состояния граждан;

г) перераспределение национального дохода в пользу бюджетных слоев населения.

2. Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень ВВП оказывается, по существу, таким же как:

а) сокращение сбережений;

б) увеличение инвестиций;

в) увеличение потребления;

г) увеличение сбережений.

3. Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюктуру:

а) как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний;

б) нейтрально;

в) как встроенный (автоматический) стабилизатор;

г) неопределенным образом, в зависимости от факторов.

4. Если с ростом дохода растет и доля этого дохода, выплачиваемая в виде налога, то такой налог носит название:

а) прогрессивного;

б) регрессивного;

в) прямого;

г) косвенного.

5. К числу инструментов фискальной политики относится:

а) увеличение нормы обязательных резервов;

б) покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке;

в) выпуск Министерством финансов новой серии краткосрочных государственных облигаций.

6. Увеличение ставок налогов является примером

а) кредитно-бюджетной политики;

б) фискальной политики;

в) монетарной политики;

г) денежно-финансовой политики.

7. Какая из перечисленных мер не является фискальной?

а) Изменение ставок налогов на прибыль банков;

б) Изменение Центральным банком нормы банковского резерва.

в) Введение налоговых льгот для предприятии, осуществляющих инвестиции и новое производство.

г) Увеличение социальных выплат малоимущим из госбюджета.

8. Какое из утверждений является верным?

а) Сложная схема начисления процента всегда более выгодна, чем простая схема начисления процента;

б) С одинаковых сумм индивидуального дохода всегда платится одинаковый подоходный налог;

в) налоги платят как при получении заработной платы, так и при ее расходовании;

г) Банковский процент по кредиту всегда выше банковского процента под депозиту.

9. Какое из приведенных ниже определений лучше всего отражает сущность фискальной политики?

а) Фискальная политика – это любая деятельность государственных органов, результатом которой является изменение предложения денег в стране.

б) Фискальная политика – это действия Центрального банка страны, направленные на реагирование курса национальной валюты.

в) Фискальная политика – это действия Центрального банка страны по изменению предложения денег и доступности кредита, предпринимаемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста.

г) Фискальная политика – это меры по регулированию государством величины своих расходов и/или доходов, применяемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста.

10. Государственный долг – это

а) сумма дефицитов государственного бюджета (за вычетом суммы излишков государственного бюджета), накопленная к настоящему моменту;

б) превышение расходной части годового государственного бюджета над его доходной частью;

в) сумма задолженности государства другим странам;

г) сумма задолженности государства банкам и другим финансовым институтам.

11. Какие меры фискальной политики (из перечисленных ниже) в наибольшей степени смогут способствовать снижению бюджетного дефицита?

а) сокращение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей.

б) увеличение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей.

в) повышение учетной ставки процента и снижение резервных требований;

г) увеличение суммы собираемых налогов и повышение величины трансфертных платежей.

12. Бюджет существует:

а) только у государства;

б) у государства и предприятий реального сектора экономики;

в) у всех экономических субъектов;

г) у важных структур федерального уровня.

13. Структурный дефицит государственного бюджета представляет собой разность между:

а) текущими государственными расходами и доходами;

б) фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в условиях полной занятости;

в) текущим дефицитом и суммой выплат процентов по государственному долгу;

г) текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости.

14. Какие из перечисленных статей относятся к расходам госбюджета:

а) выплаты по государственному долгу;

б) арендная плата;

в) доходы от государственной собственности;

г) административно-управленческие

д) займы и помощь иностранным государствам

15. К встроенным или автоматическим стабилизаторам относятся:

а) расходы по обслуживанию государственного долга;

б) подоходные налоги и пособия по безработице;

в) расходы на охрану и защиту природной среды;

г) таможенные пошлины и акцизы.


ВВЕДЕНИЕ

"Фискальная политика - манипулирование

государственным бюджетом, производственными

расходами и налогообложением, для

достижения выдвинутых целей, увеличения

производства и занятости или снижения инфляции"

К. Р. Макконнелл и С. Л Брю

фискальный занятость инфляция налог

Актуальность темы

Фискальная политика является частью финансовой политики и важной составной частью экономической политики государства. Я считаю, что исследуемая мною тема, тема фискальной политики, на сегодняшний день очень актуальна, так как экономика переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба страны и судьба каждого человека, живущего в Республике Молдова.

Целью данной курсовой работы, является рассмотрение проблем и особенностей осуществления на территории РМ фискальной политики, проводимой правительством Республики Молдова.

Реализация поставленной цели, предполагает решение задач:

Анализ общих положений фискальной политики и ее механизма.

Исследование направленности фискальной политики в РМ

Выявление проблем повышения эффективности фискальной политики в РМ

Объектом исследования данной курсовой работы, является фискальная политика государства, автоматические стабилизаторы и их воздействие на экономику.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложения.

Объём работы составляет 36 страницы. Данная курсовая работа содержит 4 рисунка, 1 приложение.

В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ речь идет о основных методологических аспектах фискальной политики и автоматических стабилизаторов, о их воздействии на экономику страны. Здесь определяются и исследуются основные задачи фискальной политики: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции. Описана сущность основных инструментов бюджетно-налоговой политики (государственных расходов(G ) и налогов(Т)).

ВО ВТОРОЙ ГЛАВЕ рассматриваются особенности бюджетно-налоговой политики Молдовы. Здесь выявлены содержание и направленности налоговой системы Республики Молдова. Подробно рассмотрен один из основных налогов Республики Молдовы, который является регулирующим доходным источником бюджетной системы - подоходный налог с физических лиц.

В ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ идет речь о эффективности фискальной политики в Республике Молдова. Целью Правительства является служение на благо всей страны в целом и каждого гражданина в отдельности. Повышения эффективности бюджетно-налоговой политики является задачей Правительства. Эффективность и качество государственной службы лежат в основе современного публичного управления, ориентированного на достижение конкретных результатов. В данной главе рассмотрены именно проблемы повышения эффективности фискальной политики, задачи Правительства и непосредственная деятельность Правительства Республики Молдова по осуществлению данных задач.

ГЛАВА 1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ МЕХАНИЗМ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Фискальная политика представляет собой деятельность правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, имеющая целью обеспечение занятости населения и решение экономических проблем страны. Фискальная политика является частью финансовой политики и важной составной частью экономической политики государства.

Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации, делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса. Ее еще называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. Прямые это-изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Косвенные – изменения в налогообложении(ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

Уровень государственных расходов, налоговых поступлений может изменяться даже если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику.

Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. Это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВНП на изменения совокупного спроса. Автоматические стабилизаторы обладают двумя отличительными особенностями. Во-первых, смягчая последствия сдвигов в совокупном спросе, они тем самым помогают стабилизировать выпуск продукции, во-вторых, они действуют автоматически. Способность стабилизировать выпуск продукции проистекает из того, что пропорциональный налог на доходы уменьшает величину мультипликатора. Это означает, например, что любое падение инвестиций ведет к сокращению выпуска продукции на меньшую величину. Автоматизм их действия обусловлен тем фактом, что налоговая ставка одним только фактом своего существования уже способствует стабилизации выпуска продукции.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

1. Изменения налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в казну. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики.

Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального производства, сокращаются доходы, но одновременно понижаются и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества. В результате падение совокупного спроса будет более мягким.

2. Системы пособий по безработице и социальные выплаты. Они также оказывают автоматическое антициклическое воздействие. Увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства, увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат.

Существуют и другие формы встроенных автоматических стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д. Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта.

~ Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

~ Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.

Стимулирующая фискальная политика проводится в тех случаях, когда равновесный уровень производства меньше потенциального. Государство может воздействовать на совокупный спрос через налоги, или государственные закупки, или используя сразу оба инструмента фискальной политики. Когда увеличиваются государственные закупок (G) или снижаются налоги(T), кривая совокупного спроса сдвигается вправо(AD). (см. рисунок 1). Стимулирующая фискальная политика приводит к дефициту государственного бюджета.

Рис. 1 Виды фискальной политики

Сдерживающая фискальная политика действует в ситуации инфляционного разрыва (когда равновесный уровень производства больше потенциального). Данная политика предусматривает увеличение налогов, уменьшение госзакупок, или совмещение этих двух методов.

Ограничительная фискальная политика приводит к излишку госбюджета. (см. рисунок 1.)

Основными инструментами фискальной политики являются государственные расходы (G) и налоги (Т).

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. С их помощью государство воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.

Функции налогов:

Фискальная функция - основная, характерная для всех государств. Посредством фискальной функции системы налогообложения мобилизуют денежные средства, необходимые государству для выполнения его функций и удовлетворения общенациональных необходимых потребностей. Размер налогового бремени в стране определяется суммой расходов государства на управление, оборону, содержание суда, органов общественного порядка, на хозяйственно-организаторскую деятельность, социальные нужды и другие. Чем больше функций возложено на государство, тем оно должно больше мобилизовать налогов в бюджет. С другой стороны, размер налогового платежа определяется в зависимости от доходов, объема потребления, стоимости имущества, находящегося в собственности плательщика.

Регулирующая функция налогов означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования - обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, и тем самым способствовать росту централизованного фонда денежных средств государства.фискальной политикой понимается автоматическое изменение государственных расходов, налогов и... экономики. Инструментами данной фискальной политики являются встроенные стабилизаторы , которые представляют собой...

  • Фискальная политика , ее виды, инструменты

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    Недискреционная фискальная политика осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов . Автоматические (встроенные) стабилизаторы – не зависящие...

  • Фискальная политика государства цели и механизмы

    Реферат >> Экономическая теория

    Делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов ). Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством...

  • Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики

    Реферат >> Экономика

    Второй вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических стабилизаторов . Автоматический стабилизатор - ... уровня экономической активности. Автоматическая фискальная политика . Автоматическая фискальная политика - экономический механизм...

  • Для стабилизирующего воздействия фискальной политики на экономическую конъюнктуру, правительство должно в периоды спада увеличивать «приток», а в периоды бума – «отток» на рынке благ. Такое развитие событий обеспечивается не только дискреционной политикой, но и системой автоматических (встроенных) стабилизаторов – факторов рыночной экономики, обеспечивающих эти «притоки» и «оттоки».

    Автоматическая (недискреционная) фискальная политика , или «система встроенных (автоматических) стабилизаторов» – изменение в относительных уровнях государственных расходов и налогов без вмешательства государства, вызванное изменением экономической конъюнктуры. Эта система представляет собой фискальное законодательство, сформированное таким образом, чтобы автоматически смягчать колебания совокупного выпуска и занятости. Его цель – создать механизмы, которые без специальных правительственных решений оказывают стимулирующее фискальное воздействие на экономическую конъюнктуру (путем увеличения бюджетного дефицита) при наступлении спада , а во время подъема сдерживающее (путем увеличения бюджетного излишка).

    Основная задача недискреционной политики – ослабить колебания совокупного спроса и дохода, тогда как задача дискреционной политики – устранить негативные последствия этих колебаний.

    К «встроенным стабилизаторам» относятся:

    1 прогрессивная система налогообложения доходов;

    2 систему социальных пособий и программы помощи;

    3 потребление и сбережение;

    4 система участия наемных работников в прибыли.

    Прогрессивная система налогообложения заключается в увеличении налоговых ставок с ростом объекта налогообложения. Благодаря такой системе в периоды подъема располагаемый доход населения и нераспределенная прибыль фирм растут медленнее, чем национальный доход, и это сдерживает рост эффективного спроса. Во время спада такое налогообложение замедляет сокращение совокупных расходов. В результате этого колебания совокупных расходов будут смягчены.

    Аналогичное воздействие на экономическую конъюнктуру оказывают системы пособий по безработице и помощи малоимущим, а также индексация доходов населения. В периоды спада государственные расходы на эти цели возрастают, а во время подъема сокращаются без специальных решений правительства.

    Автоматическим стабилизатором является функция потребления , зависящая от национального дохода. Если потребление домохозяйств соответствует этой концепции, это оказывает стабилизирующее воздействие на экономическую конъюнктуру: в периоды спада потребление снижается не так быстро, как доходы, а в периоды подъема рост потребления отстает от роста доходов. Как правило, домохозяйства стремятся поддерживать привычный жизненный уровень и медленно приспосабливаются к повышению дохода.

    Любой встроенный стабилизатор действует в сторону частичного уменьшения любых колебаний экономики, но он не может полностью их нейтрализовать. Без проведения дискреционной политики сами по себе они недостаточны.

    Определим их влияние на мультипликативные эффекты дискреционной фискальной политики.

    Если государство вводит пропорциональный налог, то все мультипликаторы изменяются, что доказывается алгебраически. Так, налоговая функция принимает вид, аналогичный функции потребления:

    где: Т а – объем автономных (не зависящих от совокупного дохода) налоговых поступлений;

    t – ставка налога (доля дохода, изымаемого в виде налога).

    Тогда функция потребления принимает вид

    В точке равновесия имеет место . Введем в это уравнение функцию потребления:

    Решая данное уравнение относительно Y, получаем следующие результаты (таблица 8.1).

    Очевидно, что при наличии встроенных стабилизаторов величина мультипликаторов снижается, что ослабляет влияние резких изменений автономных (в первую очередь инвестиционных) расходов на объем совокупного выпуска и дохода.

    Таблица 8.1

    Фискальные мультипликаторы при отсутствии и наличии

    встроенных стабилизаторов