Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Статус платежки для налогов. Платежное поручение по взносам на обязательное медицинское страхование. Форма платежного поручения

Статус налогоплательщика указывается в одном из полей платежного поручения - реквизите 101. Он отражается в закодированном виде для целей идентификации плательщика средств (Приложение N 5 к Приказу Минфина от 12.11.2013 N 107н).

Наиболее «востребованные» статусы платежных поручений следующие:

  • статус налогоплательщика 01 свидетельствует о том, что налогоплательщик (плательщик сборов) - юридическое лицо;
  • статус налогоплательщика 02 - налоговый агент;
  • статус налогоплательщика 08 - юридическое лицо, ИП, нотариус, адвокат, глава КФХ, переводящий деньги в уплату страховых взносов или иных платежей в бюджетную систему РФ;
  • статус налогоплательщика 09 - индивидуальный предприниматель;
  • статус налогоплательщика 10 - нотариус, занимающийся частной практикой;
  • статус налогоплательщика 11 - адвокат, учредивший адвокатский кабинет;
  • статус налогоплательщика 12 - глава крестьянского фермерского хозяйства;
  • статус налогоплательщика 13 - иное физическое лицо - клиент банка, владелец счета. Может быть указан в платежке при уплате налогов, сборов физлица не за себя (Письмо Минфина от 20.05.2016 N 02-08-12/29143);
  • статус налогоплательщика 14 - налогоплательщик, производящий выплаты физлицам;
  • статус налогоплательщика 24 - физлицо, которое переводит деньги в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ.
Ошибка в статусе налогоплательщика в платежном поручении

Если плательщик при оформлении платежки допустил ошибку, например, в номере счета Федерального казначейства или реквизитах банка получателя, то его платеж на нужный счет зачислен не будет (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). Соответственно, обязанность плательщика по уплате налога, сбора или взноса не будет считаться исполненной.

Но неверное указание статуса налогоплательщика в платежке к таким последствиям не приведет. Сумма, указанная в платежном поручении, все равно будет перечислена по назначению (п. 7 ст. 45 НК РФ). А плательщику нужно будет подать заявление в ИФНС об уточнении платежа (Письмо ФНС от 10.10.2016 N СА-4-7/19125@).

Как определить статус налогоплательщика при уплате страховых взносов

С 2017 года администрированием страховых взносов занимается ФНС. Налоговая служба несколько раз меняла свою позицию по части того, какой же показатель нужно ставить в статусе налогоплательщика при перечислении страховых взносов. По последним разъяснениям организации все же должны указывать в платежке 01, а индивидуальные предприниматели - 09, а не 14 (

Были внесены изменения Приказом Минфина России от 05.04.2017 № 58н. Действующий порядок заполнения платежных поручений смотрите по .

В порядке, который установлен Минфином России (Приложение № 5 к Приказу ), нет однозначного ответа на вопрос, какой код указывать в поле 101. В СМИ встречалось три варианта заполнения:

  • «01» — «налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо» по аналогии с уплатой налогов и сборов»;
  • «08» — «плательщик — юридическое лицо (ИП, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ»;
  • «14» — «налогоплательщик, производящий выплаты физлицам».

Просто и быстро формируйте в системе интернет-отчетности Контур.Экстерн платежные поручения по требованиям об уплате налогов, сборов и взносов:

  • После получения требования уведомьте об этом ФНС, нажав на кнопку «Отправить в ФНС квитанцию о приеме».
  • Перейдите по ссылке «Создать платежку» и введите наименование своего банка и расчетный счет, остальные данные из требования система подставит сама.
  • Выберите, по какому типу задолженности делать платежку, и при необходимости измените сумму платежа.
  • Создайте платежку в формате Word и распечатайте либо скачайте специальный текстовый файл, чтобы потом загрузить его в интернет-банк.
  • Кроме порядка заполнения платежного поручения, в письме ФНС, ПФР и ФСС рассмотрены и другие вопросы. Среди них:

    • сроки уплаты страховых взносов;
    • формы для представления отчетности (первичной и уточненной);
    • передача сальдо расчетов и предоставление справок о состоянии расчетов по страховым взносам;
    • передача решений от ПФР и ФСС в ФНС.

    Если вы уже оплатили взносы в ФНС и указали код «01» или «08», это не означает, что платеж непременно «затеряется», а у страхователя возникнет недоимка. На практике инспекторы засчитывают платежи с верно указанным , даже если в них стоит «неправильный» статус плательщика. Чтобы предотвратить все возможные вопросы со стороны налоговиков, уточните свой платеж в соответствии с п. 7 ст. НК РФ.

    Передача администрирования страховых взносов ИФНС вызвала немало вопросов. Один из наиболее актуальных: какой статус плательщика на уплату страховых взносов с 2017 года указывать в поле 101 платежного поручения? Ранее мы опубликовали материал, посвященный вопросам заполнения платежных поручений по страховым взносам в 2017 году . А здесь коснемся только изменений в заполнении поля 101.

    Известно, что правила заполнения поля 101 в платежном поручении регламентируются приложением № 5 к приказу Минфина РФ № 107н. Но действующая на данный момент редакция этого приложения не содержит статуса, который без сомнений можно было применить к страхователю, перечисляющему взносы в ФНС. Напомним, до передачи администрирования страховых взносов ФНС в платежном поручении на уплату страховых взносов необходимо было во всех случаях указывать код «08».

    В свою очередь, в 2016 году Минфин РФ опубликовал проект приказа «О внесении изменений в приказ Министерства финансов РФ № 107н». В данном документе говорится, что при перечислении страховых взносов юридическими лицами в поле 101 необходимо указывать код «01». ИП, уплачивающие страховые взносы «за себя» , должны указывать код плательщика «09», ИП уплачивающие страховые взносы за наемных работников, должны указывать статус плательщика «14».

    Но данный проект Приказа на данный момент не вступил в силу. Поэтому, какой должен быть статус плательщика в платежном поручении в 2017 году, до конца не ясно.

    При этом до сих пор нет никаких официальных разъяснений на эту тему. В связи с этим остается лишь уповать на собственное логическое мышление, в расчете на то, что оно совпадает с мышлением людей, которые будут администрировать данные платежи.

    Между тем, на тематических форумах в интернете бухгалтера высказывают три точки зрения на предмет того, какой статус должен быть указан в поле 101. Предлагаем вниманию читателей каждую из них.

    Юрлица — «01», ИП — «09», «14»

    Согласно одному из мнений, ИП при уплате взносов за себя должны ставить в поле 101 код «09», при уплате взносов за наемных работников — код «14»; организации — код «01». Данное мнение основано на том факте, что администрирование страховых взносов передано налоговикам, что, по мнению сторонников данной точки зрения, позволяет поставить знак равенства между страхователями и налогоплательщиками. Проблема этого решения в том, что действующая редакция Налогового кодекса разделяет понятия «плательщик страховых взносов» и «налогоплательщик».

    Статус «08»

    Этот статус применялся при перечислении страховых взносов в прошлые годы, и, по мнению ряда специалистов, должен применяться и сейчас. В том числе, платежные поручения именно с этим статусом плательщика принимает Сбербанк-онлайн, отвергая платежки, в которых указаны иные статусы. Напомним, статус «08» предназначен для ИП и организаций, осуществляющих перечисление страховых взносов в бюджет РФ. Проблема в том, что, несколько региональных отделений ФНС РФ накануне дали официальные ответы страхователям с рекомендацией указывать иной статус плательщика, о котором ниже.

    Статус «14»

    Этот статус означает налогоплательщика, производящего выплаты физическим лицам. Казалось бы, он совершенно не подходит для рассматриваемого случая. Тем не менее, как говорилось выше, несколько местных ИФНС рекомендовали использовать именно этот код.

    Что делать?

    Как видим, на данный момент нельзя с уверенностью утверждать, какой должен быть статус плательщика в платежном поручении по страховым взносам в 2017 году. Без сомнений можно говорить только о статусе плательщика при уплате взносов «на травматизм». Их администрирование не было передано ФНС, а осталось под контролем ФСС. Поэтому в этом случае надо однозначно указывать, как и в прошлые годы, код «08».

    Что касается «медицинских» и «пенсионных» взносов, вероятность ошибки остается при указании любого из рассмотренных выше статусов.

    Между тем, практика прошлых лет показывает, что инспектора ИФНС засчитывают платежи с неверно указанным статусом плательщика. Главное, чтобы правильно были указаны реквизиты получателя и КБК, которые в 2017 году изменились . Если же вы уже выполнили платеж, а после публикации официальных разъяснений окажется, что статус плательщика в платежном поручении в 2017 году указан неверно, чтобы полностью обезопасить себя от недоимки по страховым взносам, стоит подать заявление об уточнении платежа (на основании письма ФНС РФ № СА-4-7 /19125). К заявлению должна быть приложена копия платежного поручения.

    Обновление 08.02.2017 - разъяснения ИФНС вопроса статуса плательщика

    Некоторые региональные ИФНС разослали страхователям разъяснения по поводу заполнения платежных поручений на уплату страховых взносов в 2017 году. Они вместе с образцами заполнения платежек содержатся в следующем документе:

    Согласно документу, статус плательщика указывается следующим образом:

    • Статус 01 - указывается при уплате страховых взносов юридическим лицом;
    • Статус 09 - указывается при уплате страховых взносов индивидуальным предпринимателем;
    • Статус 10 - указывается при уплате страховых взносов нотариусом, занимающимся частной практикой;
    • Статус 11 - указывается при уплате страховых взносов адвокатом, учредившего адвокатский кабинет;
    • Статус 12 - указывается при уплате страховых взносов главой крестьянского (фермерского) хозяйства;
    • Статус 13 - указывается при уплате страховых взносов за наемных работников физическим лицом (не являющимся ИП).
    Тоже может быть полезно: Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

    Уважаемые читатели! Материалы сайта сайт посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.

    Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос - обращайтесь . Это быстро и бесплатно! Также вы можете проконсультироваться по телефонам: МСК - 74999385226. СПБ - 78124673429. Регионы - 78003502369 доб. 257

    Статусы плательщика в платежном поручении в 2018 году уточнены в части страховых взносов. В общем случае они должны фиксироваться корректно, иначе есть вероятность, что денежные средства не будут доставлены по назначению. Каковы актуальные критерии определения основных статусов плательщика, расскажем в нашей статье.

    Заполняем платежку в 2018 году: актуальное в законодательстве

    Прежде чем на регулярной основе осуществлять те или иные юридически значимые действия (к таковым относится отправка бухгалтерами и предпринимателями платежных поручений в банк), всегда полезно изучить актуальные положения законодательства, которые регулируют соответствующие процедуры.

    Основным источником права, в соответствии с которым заполняются поручения при переводе денежных средств в бюджет в виде налогов, сборов, штрафов, пеней и иных обязательств, является приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

    Периодически Минфин дополняет его, разъясняет нюансы применения тех или иных норм. К таким разъяснениям можно отнести письмо от 16.01.2015 № 02-08-10/800. В нем Минфин предписывает корректно соотносить статус плательщика с некоторыми КБК.

    В частности, ведомство указывает на то, что плательщикам налога на прибыль, не входящим в структуру консолидированных групп, недопустимо указывать в платежках статусы 21 и 22. В свою очередь, участники соответствующих групп не вправе приводить статусы, отличные от указанных.

    В письме № 02-08-10/800 Минфин России фиксирует нормы, согласно которым при уплате земельного налога организациями должны указываться исключительно такие статусы плательщика, как 01, 02, 04, 05, 06, 07, 26, а при выполнении соответствующих обязательств перед бюджетом физлицами — статусы 03, 09, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 19.

    Ознакомиться с образцом заполнения платежного поручения на примере такового для НДФЛ вы можете в этой статье .

    В 2017 году особенно остро встал вопрос о статусе плательщика в поручениях по страховым взносам — в связи с их передачей в ведение ФНС. Выбор стоял между статусами 01, 08 и 14. В итоге остановились на 01.

    Заметим также, что в большинстве случаев положения российских источников права — в данном случае приказа № 107н — вполне можно и нужно изучать в более широком толковании. Подобный подход может быть правомерен и в отношении норм, устанавливающих показатели статуса в платежках.

    Так, полезно будет рассмотреть таковые в соотнесении с организационно-правовым статусом плательщика, особенностями его деятельности.

    Показатели статусов плательщика содержатся в приложении № 5 к приказу № 107н. В их перечне есть те, которые можно однозначно соотнести с правовым статусом, а также со сферой деятельности налогоплательщика. Так, сущность таких статусов, как 04, 05 и 07 (налоговый орган, территориальные структуры ФССП и таможенный орган соответственно), в дополнительном разъяснении не нуждается.

    Но есть статусы, применимость которых в отношении тех или иных лиц может потребовать разъяснений. Они-то и будут интересовать нас в данном случае.

    Определяем суть неочевидных статусов в положении № 107н

    Например, не вполне очевидно, какие организации должны ставить статус 14, обозначая свою принадлежность к налогоплательщикам, которые производят выплаты физлицам.

    Традиционно статус 14 указывался ИП, нанимающими сотрудников и выплачивающими им зарплату, либо при перечислениях в рамках гражданско-правовых договоров (в то время как юрлица должны приводить статус 01). Однако Минфин России в письме от 06.03.2014 № 02-08-12/9890 рекомендовал ИП использовать код 08, указав, что статус 14 должен использоваться физлицами, не зарегистрированными как ИП.

    Таким образом, ИП и юрлицам статус 14 задействовать не рекомендуется в принципе.

    Еще один примечательный статус — 18. В приказе № 107н говорится, что он должен фиксироваться плательщиком таможенных пошлин, не являющимся декларантом. Но у многих возникает вопрос: как такое возможно? Кто может иметь соответствующие обязательства и не декларировать ввоз и вывоз товаров?

    Например, это могут быть лица, которые получили разрешение на переработку продукции вне таможенной территории (п. 3 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза). Другой возможный субъект уплаты таможенных пошлин, не являющийся декларантом, — владелец торговой точки, занимающийся беспошлинной торговлей (п. 5 ст. 36 ТК ТС).

    Другие примечательные статусы — 21 и 22, которые должны указываться фирмами, входящими в консолидированную группу налогоплательщиков (или КГН). Что это за организации?

    КГН — это добровольное объединение фирм, являющихся субъектами уплаты налога на прибыль и заключивших соответствующий договор (п. 1 ст. 25.1, п. 1 ст. 25.3 НК РФ). Подобные структуры создаются с целью:

    • уменьшения величины налога на прибыль;
    • снижения интенсивности налогового контроля.

    Основные условия работы компаний в форме КГН:

    • доля участия одной фирмы в уставном капитале другой — 90% и более;
    • в год КГН уплачивает налогов и акцизов на сумму 10 млрд руб. и выше;
    • в год КГН имеет суммарную величину выручки 100 млрд руб. и выше;
    • по состоянию на 31 декабря КГН имеет активов на сумму 300 млрд руб. и выше.

    Договор о создании КГН должен заключаться на срок не менее чем 2 года. Также он подлежит регистрации в ФНС России (п. 6 ст. 25.1 НК РФ).

    Ключевые статусы плательщика: буквальное толкование

    Соотнести остальные статусы, не перечисленные в предыдущем разделе нашей статьи и указанные в приложении № 5 к приказу № 107н, с правовым статусом и отраслевой принадлежностью налогоплательщика довольно просто:

    • 01 — юрлица, уплачивающие налоги (ООО, АО, ПАО);
    • 02 — налоговые агенты;
    • 03 — ФГУП «Почта России» по отдельным платежам физлиц;
    • 06, 16, 17 — физлица, юрлица и ИП, которые ввозят в РФ и вывозят из нее в порядке экспорта товары (работы, сервисы), заключают сделки за рубежом;
    • 08 — субъекты уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС (юрлица, ИП);
    • 09, 10, 11, 12 — это соответственно ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры, уплачивающие налоги за себя;
    • 13 — физлица;
    • 14 — плательщики налогов, осуществляющие выплаты физлицам;
    • 24 — физлица — плательщики страховых взносов;
    • 15 — банки, финансовые организации, ФГУП «Почта России» по обобщенным платежам физлиц;
    • 19 — юрлица по налоговым долгам физлиц;
    • 20 — банки и финансовые организации по отдельным платежам физлиц;
    • 23 — ПФР, ФСС и ФФОМС;
    • 25 — банки-гаранты;
    • 26 — физлица, юрлица по погашению требований к должнику.

    Показатель статуса плательщика фиксируется в реквизите 101 платежного поручения.

    Итоги

    Заполняя платежное поручение на уплату налогов или сборов, налогоплательщик обязан указать соответствующий статус в поле 101 платежки. Все статусы утверждены приложением № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н и рассмотрены в нашем материале.

    Платежка — это особый финансовый документ, который позволяет организациям осуществлять переводы денежных средств в пользу контрагентов, сотрудников или производить расчеты с бюджетом. От достоверности реквизитов в платежном поручении зависит правильность зачисления средств на счет получателя. Один из таких важных реквизитов документа — это статус плательщика. В статье расскажем, как правильно определить его значение для разных платежей.

    Особый реквизит

    Указывая статус в платежке, бухгалтер идентифицирует:

    • вид платежа и назначение: за счет каких средств осуществляются расчеты и целевое направление платежа;
    • категорию организации-плательщика: к какой группе относится организация, которая совершает платеж;
    • группу получателей: в какую категорию попадает получатель денежных средств.

    Значение следует вносить в специальное поле 101, которое отмечено на рисунке:

    Поле 101 Бюджетный статус плательщика обязателен для заполнения! То есть, при расчетах с бюджетами всех уровней, данное поле должно быть заполнено в обязательном порядке. Отметим, что для остальных видов расчетов этот реквизит не заполняется.

    Как определить значение бюджетникам?

    Единая система идентификации поля 101 в платежках установлена на законодательном уровне. Чиновники в приложении №5 к Приказу Минфин №107н от 12.11.13 перечислили общие правила заполнения поля.

    В поле 101 составитель платежки должен указать специальный код, который соответствует виду платежа, категории плательщика и получателя перечисляемых средств. Ключевые значения для бюджетной организации указаны в таблице.

    Назначение

    Уплата налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей, которые администрирует ФНС

    При перечислении взносов ОМС, ОПС или ВНиМ

    Расчеты по налоговым обязательствам, в случаях, когда компания выступает налоговым агентом

    Расчеты с бюджетом по НДФЛ, уплата НДС налоговым агентом

    Расчеты с бюджетом, за исключением налоговых обязательств, подконтрольных ФНС

    Плата взносов в ФСС от несчастных случаев и профзаболеваний

    Не заполнять

    Расчеты с контрагентами, в том числе с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с персоналом и внештатными работниками

    Перечисление заработной платы, зачисление аванса по договору поставки, окончательный расчет за услуги сторонних компаний

    О том, как правильно заполнить остальные поля платежного поручения читайте в отдельном материале « ». А чтобы не запутаться в заполнении реквизитов на оплату страхового обеспечения по наемным работникам, ознакомьтесь со статьей: « ».

    Статусы для НКО и других юрлиц

    Помимо бюджетных учреждений, платежные поручения на оплату обязательств составляют коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, частные практики и обычные физлица. Но использовать вышеприведенные реквизиты для данных категорий плательщиков недопустимо. Например, проставить статус плательщика ИП 01, при перечислении страховых взносов будет ошибкой.

    Для НКО и прочих организаций чиновники определили свои коды.

    Статус плательщика 09, что это? Код «09» следует проставлять, если налогоплательщик — это индивидуальный предприниматель. То есть, если ИП уплачивает страховые взносы и иные платежи в пользу ФНС, то в поле 101 проставляем «09».

    Статус «10» указываем при свершении аналогичного вида расчетов, но если налогоплательщик — это нотариус, ведущий частную практику.

    Статус «12» используют частные адвокаты.

    Статус плательщика 13, что это? Если платеж, в пользу налоговой инспекции осуществляет физическое лицо, то в 101 поле проставляется значение «13». Например, если гражданин самостоятельно уплачивает взнос на обязательное медицинское страхование (ОМС), или же самостоятельно уплачивает страховое пенсионное обеспечение.

    Исключением являются платежи в ФСС. В таком случае проставляется код 24. Следовательно, статус плательщика 24, что это? Это код, идентифицирующий перечисление денежных средств в пользу ФСС, проводимых напрямую от физических лиц.

    Статус плательщика 08, что это? Это шифр, который определяет, что платеж в пользу Фонда социального страхования совершает юридическое лицо или ИП.

    Нельзя путать код «24» и «08»!