Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Организационно-правовые формы и структура коммерческих банков. Организационно-правовая форма банка


Коммерческие банки ведут свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Работа по созданию коммерческого банка начинается с выбора его организационно-правовой формы.
Организационно-правовая форма коммерческого банка определяется ст. 1 Закона: «Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество». Согласно ст. 66 ГК РФ к хозяйственным обществам относятся акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью. Организационно-правовая форма является важным фактором при создании, становлении и дальнейшем развитии как банковского, так и иного хозяйствующего субъекта. От выбора правовой формы зависят возможности наращивания собственного капитала банка и привлеченных средств, характер и специфика организации управленческого процесса, формы и методы контроля. Для кредитного института этот вопрос приобретает особое значение, ибо природа бизнеса банка требует поддержания доверия кредиторов, вкладчиков и в целом финансового рынка. К тому же величина уставного капитала, которая регламентируется при образовании и регистрации банка, является гарантом соблюдения интересов кредиторов, определяет рейтинг банка, а величина собственного капитала должна соответствовать обязательным нормативам, устанавливаемым Банком России.
Рассмотрим основные характеристики организационно-правовых форм коммерческого банка.
Согласно ст. 87 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Число участников не может быть более 50. Если число участников общества превысит установленный предел, оно в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество либо подлежит ликвидации.
Участники ООО вправе в любое время выйти из общества, независимо от согласия других его участников, а также продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале одному или нескольким участникам данного общества. Согласие общества или его участников на совершение такой сделки не требуется, если иное не предусмотрено уставом общества. Однако участники общества пользуются преимущественным правом покупки продаваемой (передаваемой) доли. При выходе участника общество обязано выплатить ему действительную стоимость доли или выдать в натуре имущество такой же стоимости в течение одного года с момента перехода к обществу доли, если меньший срок не предусмотрен уставом общества.
Уставный капитал ООО состоит из номинальной стоимости долей его участников. Действительная стоимость доли участника соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру доли участника.
Согласно ст. 96 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона «Об акционерных обществах» акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО, как и общества с ограниченной ответственностью, не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерные общества бывают двух типов: открытые и закрытые.
Открытое акционерное общество (ОАО) характеризуется тем, что его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. ОАО проводит открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу в соответствии с действующим законодательством.
В закрытом акционерном обществе (ЗАО) акции распределяются только среди его участников или заранее определенного круга лиц. Поэтому ЗАО не может проводить открытую подписку на выпускаемые акции. Число участников ЗАО, как и ООО, ограничивается действующим законодательством. Превышение числа участников требует преобразования ЗАО в ОАО или ведет к ликвидации ЗАО.
В соответствии с ГК РФ общество с дополнительной ответственностью характеризуется тем, что его участники несут по обязательствам общества субсидиарную (дополнительную) ответственность своим личным имуществом. Этим можно объяснить тот факт, что банков в форме общества с дополнительной ответственностью в банковской системе России нет.
Выбор организационно-правовой формы коммерческого банка требует анализа преимуществ и недостатков каждой из них. Следует отметить, что ООО и АО являются достаточно близкими «по содержанию». Они представляют собой объединение капиталов, не требующее участия членов общества в его хозяйственной деятельности. Участниками хозяйственного общества могут быть и физические, и юридические лица. Все отношения внутри общества строятся «по капиталу»:
? каждый из участников (акционеров) обладает числом голосов, пропорциональным оплаченной доле уставного капитала;
? прибыль, подлежащая распределению, распределяется пропорционально приобретенным долям (акциям);
? имущество, остающееся после ликвидации общества, распределяется в том же порядке.
В чем же отличие ООО от АО? Преимущество (отличие) АО заключается в заложенной в его конструкции минимальной возможности «растаскивания» имущества. В то же время это преимущество ведет к определенному ущемлению прав акционеров, которые зачастую лишены возможности вернуть вложенные средства. Напротив, ООО дает возможность «изымать» вложенные средства через процедуру прекращения членства в обществе, однако это ведет к появлению вероятности потерь в имуществе общества.
Следует отметить, что банковское законодательство частично нивелирует это негативное следствие выхода участника из общества. В частности, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» предусматривает право участника выйти из состава банка только по истечении трех лет с момента его регистрации (ст. 11).
Преимуществом формы ОАО является то, что есть возможность увеличения капитала банка за счет привлечения инвесторов. Такой возможности нет у ООО и ЗАО. Учитывая то, что номинальная величина уставного капитала банка регулируется Банком России, такое преимущество ОАО можно считать достаточно значимым.
Реализация положений федеральных законов «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах» для банковской сферы имеет существенные отличия по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Так, в соответствии с банковским законодательством решение о государственной регистрации кредитных организаций принимает Банк России. В целях осуществления контрольных и надзорных функций он ведет реестр выданных лицензий на осуществление банковских операций и Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
Учредителями кредитной организации могут быть юридические и (или) физические лица. При этом они не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации. В отличие от процедуры регистрации других организаций, к учредителям кредитной организации предъявляются следующие серьезные требования. Юридические лица должны иметь устойчивое финансовое положение, собственные средства для внесения в уставный капитал, должны осуществлять деятельность в течение не менее трех лет, выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней за последние три года. Следует отметить, что требование о внесении собственных средств в качестве вклада в уставный капитал обязательно для всех хозяйствующих субъектов, однако для кредитных организаций оно становится наиболее значимым по причине того, что величина собственных средств (капитала) установлена Банком России в сумме рублевого эквивалента 5 млн евро. Если в качестве учредителя выступает кредитная организация, она должна быть финансово устойчивой, в том числе в части выполнения обязательных резервных требований Банка России, а также достаточности капитала.
Еще одной особенностью регистрации кредитных организаций является порядок оплаты уставного капитала. Уставный капитал должен быть оплачен в полном размере в месячный срок со дня регистрации банка. Вклад в уставный капитал может быть в виде денежных средств как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, а также принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности здания (помещения), завершенного строительством, в котором может располагаться кредитная организация. Перечень иного имущества, которое может быть внесено в уставный капитал, устанавливает Банк России. Размер вклада в виде имущества в неденежной форме не может превышать 20 процентов уставного капитала. Кроме того, Банком России осуществляется контроль за приобретением акций (долей) создаваемой путем учреждения кредитной организации. Так, приобретение и (или) получение в доверительное управление в результате одной или нескольких сделок более 5 процентов акций (долей) требует уведомления Банка, а пакета, превышающего 20 процентов, ? согласования. Эти положения установлены для юридических и физических лиц, а также групп юридических и физических лиц, связанных между собой соглашением либо являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу.
Таким образом, каждая из рассмотренных форм обладает своими преимуществами и недостатками. Их взвешенная оценка, а также учет особенностей реализации нормативной и правовой базы в банковской сфере позволят выбрать наиболее эффективную для учреждаемого банка организационно-правовую форму.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Байкальский государственный университет экономики и права» в г. Усть-Илимске

(Филиал ФГБОУ ВПО в г. Усть-Илимске)

Кафедра экономики и менеджмента

Контрольная работа по дисциплине

Организация кредитной работы

Тема: Кредитные организации: виды, организационно-правовые формы и лицензирование деятельности

Проверил

Старший преподаватель

Григорьева Д.С.

Исполнитель

Студент группы БДз-12

Миронец Е.А.

Усть-Илимск 2015 г.

Введение

Кредитная организация кредитное учреждение, в соответствии с законодательством Российской Федерации - юридическое лицо , которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии ) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции , предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество .

Виды кредитных организаций (в соответствии с законом РФ «О банках и банковской деятельности»):

·Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

·привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,

·размещение указанных средств от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности, срочности,

·открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

·Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ФЗ «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России .

1.Понятие кредитной организации, их виды

Кредитные организации - это коммерческие организации, получившие лицензию ЦБ РФ на право совершения банковских операций, при этом статус банка как вида кредитной организации характеризуется тем, что только ему (банку) предоставляется исключительное право на совершение в совокупности трех типов банковских операций:

Й тип операций - привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

Й тип операций - размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на определенных условиях (формы размещения - кредитование, депозиты в Банке России и др.);

Й тип операций - открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Кроме того, в соответствии с лицензией ЦБ РФ, если таковая будет выдана, банк вправе осуществлять операции с ценными бумагами.

Банк, как и любая другая кредитная организация, создается в форме хозяйственного общества, его фирменное наименование должно содержать слово "банк". Всем прочим юридическим лицам запрещено использовать это слово в своем фирменном наименовании.

Правовое обеспечение финансовой надежности банка

Требования к формированию уставного капитала:

данный вид капитала нужен банку, чтобы гарантировать интересы его кредиторов;

для вновь регистрируемого банка минимальный размер составляет 300000000 рублей;

учредители не вправе выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

Минимальный размер собственных средств: 300000000 рублей.

Обязательность формирования резервов - это фонды денежных средств, которые каждый банк обязан создавать по нормативу ЦБ РФ и хранить на счете в ЦБ РФ.

По договору банковского вклада с гражданином банк не имеет права односторонне:

сократить срок действия договора;

уменьшить размер процентов;

увеличить или установить комиссионное вознаграждение.

Федеральными законами могут предусматриваться исключения.

принимаются только банками:

имеющими такое право в соответствии с лицензией;

участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках;

состоящими на учете в Агентстве по страхованию вкладов;

оформляются договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику;

Право на привлечение денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет (есть исключения).

Банк вправе создать фонд добровольного страхования вкладов.

Небанковские кредитные организации (НКО)

Действующим законодательством и нормативными актами ЦБ РФ предусматриваются возможности создания НКО трех разновидностей: ПНКО (платежные), РНКО (расчетные) и НДКО (депозитно-кредитные).

ПНКО осуществляет следующие банковские операции:

ведет банковские счета юридических лиц (без права открытия);

переводит денежные средства:

а) по поручению юридических лиц, в том числе банков по их банковским счетам;

б) без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств;

инкассирует и производит кассовое обслуживание в связи с переводами денежных средств без открытия банковских счетов.

Итак, данный вид кредитных организаций называется платежным потому, что основная функция ПНКО - осуществлять переводы денежных средств без открытия банковских счетов.

РНКО осуществляет следующие банковские операции:

открывает и ведет банковские счета юридических лиц;

переводит денежные средства по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

инкассирует и производит кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

покупает и продает иностранную валюту;

переводит денежные средства без открытия банковских счетов, в том числе переводит электронные денежные средства.

НДКО осуществляет следующие банковские операции:

привлекает денежные средства юридических лиц во вклады (срочные);

размещает привлеченные денежные средства от своего имени и за свой счет;

покупает и продает иностранную валюту в наличной форме.

Требования к минимальному размеру уставного капитала:

ПНКО - 18000000 рублей;

НДКО - 18000000 рублей.

кредитный банковский операция лицензирование

2.Организационно-правовые формы кредитных организаций

Кредитная организация в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Гражданским кодексом РФ образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, т.е. в виде обществ с ограниченной ответственностью (ст. 87-94 ГК РФ, Федерапьный закон от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью»), дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК РФ) и акционерных обществ (ст. 96-104 ГК РФ и Федерального закон от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах»).

Кредитной организацией в форме ООО признается общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенными учредительными документами. Учредители такого общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. При этом участники общества, которые не полностью внесли вклады, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.

Общество с дополнительной ответственностью мало распространено в Российской Федерации и практически не встречается как форма собственности кредитных организаций. Это связано прежде всего с тем, что здесь предусмотрена совершенно иная ответственность учредителей, которые отвечают солидарно на субсидиарных началах в кратном размере к стоимости их вкладов. Основным должником при этом будет само общество. Но если его активов окажется недостаточно для расчетов с кредиторами, остаток долга принимают на себя учредители в размерах, кратных уставному взносу. Кратность при этом определена учредительным договором.

Акционерным признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций. Участники акционерного общества (акционеры) отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Если акции общества распределяются среди его учредителей или заранее определенного круга лиц, то кредитная организация регистрируется как закрытое акционерное общество. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом, например, ФЗ «Об акционерных обществах» или иными правовыми актами. В обязанности такого общества входит ежегодная публикация для всеобщего сведения годового отчета, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков.

Учредителями кредитной организации в соответствии с Инструкцией № 109-И «О порядке принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» могут быть как физические, гак и юридические лица. Учредители юридические лица, должны иметь устойчивое финансовое положение в течение последних 6 месяцев, предшествующих дате предоставления документов для государственной регистрации, достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал кредитной организации; осуществлять деятельность в течение не менее 3 лет; выполнять обязательства перед всеми видами бюджетов за последние 3 года. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых 3 лет со дня его регистрации.

Для успешной работы кредитной организации учредители должны сформировать уставный капитал, который создается на основе продажи долей или акций. Вклад в уставный капитал кредитной организации может быть осуществлен в виде: денежных средств как в национальной, так и иностранной валюте; здания (помещения), принадлежащего учредителю на праве собственности, или иного имущества в неденежной форме, которое должно быть оценено и отражено в балансе кредитной организации в национальной валюте. Для формирования уставного капитала кредитной организации могут быть также использованы средства бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на основании, соответственно, законодательного акта субъекта РФ или решения органа местного самоуправления.

При этом законодательно запрещено для формирования уставного капитала кредитной организации использовать привлеченные средства, а также средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банком России предусматривается контроль за формированием уставного капитала, минимальный размер которого устанавливается в соответствии со ст. 62 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 11 Закона «О банках и банковской деятельности» и составляет 5 млн евро. Решение Банка России об изменении минимального размера уставного капитала вступает в силу не ранее чем через 90 дней после дня его официального опубликования. Для вновь регистрируемых кредитных организаций Банком России применяется норматив минимального размера уставного капитала, действующий на день подачи документов на регистрацию и получение лицензии. Банк России не имеет права требовать от ранее зарегистрированных кредитных организаций изменения их уставного капитала, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Кроме этого Банк России устанавливает предельные размеры неденежных вкладов в уставный капитал кредитной организации, которые не могут превышать 20% уставного капитала кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, вносимого в оплату уставного капитала.

3.Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций

1 Банковская система Российской Федерации

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Из данного определения следуют как минимум три вывода:

) кредитной организацией признается только то юридическое лицо, которое создано в организационно-правовой форме хозяйственного общества (т.е. акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью - п. 3 ст. 66 ГК РФ). Следует подчеркнуть, что в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ N 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" от 23 июля 1998 г. в редакции от 28 августа 2000 г. <*> кредитные организации могут существовать также в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (п. 1.1). Таким образом, инструкция полностью соответствует требованиям закона;

) кредитная организация может осуществлять свою деятельность только на основании лицензии, выданной Банком России;

) кредитная организация в качестве своей деятельности осуществляет банковские операции, перечень которых приведен в ст. 5 Закона "О банках и банковской деятельности".

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Таким образом, конститутивными элементами банка выступают три банковские операции в совокупности: прием депозитов, выдача кредитов и ведение банковских счетов. Сразу можно отметить, что определение банка в российском законодательстве построено на основе определения кредитной организации в европейском банковском праве, однако шире его по числу конститутивных (ключевых) элементов.

Небанковские кредитные организации - это такие кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные в законодательстве (клиринговые центры). Сочетание указанных операций устанавливает Банк России.

Кредитная организация может осуществлять только те банковские операции, которые указаны в лицензии.

2 Государственная регистрация кредитных организаций

Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.

Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. За государственную регистрацию кредитных организаций взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Кредитная организация обязана информировать Банк России об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Банк России не позднее одного рабочего дня со дня поступления соответствующей информации от кредитной организации сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о кредитной организации.

3 Лицензирование кредитных организаций

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.

Вновь созданной кредитной организации могут быть выданы следующие виды лицензий:

лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.

Данная лицензия выдается Центральным банком по согласованию с Министерством финансов РФ.

Кредитная организация может расширить круг выполняемых операций путем получения следующих видов лицензий:

лицензии на осуществление операций с драгоценными металлами;

лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях, которая может быть выдана по истечении двух лет с даты государственной регистрации кредитной организации;

лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, которая также выдается по истечении двух лет со дня государственной регистрации кредитной организации;

генеральной лицензии, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на выполнение всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Генеральная лицензия не расширяет круга выполняемых банком операций. Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке открывать филиалы за рубежом и (или) приобретать доли в уставном капитале кредитных организаций-нерезидентов.

За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии взимается лицензионный сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1% от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета.

Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.

Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.


3.4 Порядок регистрации кредитных организаций

Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций в Банк России в установленном им порядке представляются следующие документы:

) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией;

) учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия), если его подписание предусмотрено федеральным законом;

) устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия);

) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации. Порядок составления бизнес-плана кредитной организации и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России;

) документы об уплате государственной пошлины и лицензионного сбора;

) копии документов о государственной регистрации учредителей -юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;

) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;

) анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения:

о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;

о наличии (отсутствии) судимости.

При представлении документов Банк России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.

Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в Единый государственный реестр юридических лиц.

Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации.

Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку, а при необходимости - и небанковской кредитной организации корреспондентский счет в Банке России. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций. При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.

Взыскание производится в судебном порядке. Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

5. Правовое регулирование банковской деятельности

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Можно выделить следующие основные направления государственного регулирования банковской системы и банковской деятельности в России:

а) законотворчество, в процессе которого федеральные органы законодательной власти устанавливают правовые нормы, регулирующие организацию банковской системы и механизм ее функционирования, статус, функции и полномочия Банка России, порядок создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций, порядок осуществления банковской деятельности, а также порядок осуществления банковского регулирования, надзора и контроля;

б) подзаконное нормотворчество уполномоченных федеральных государственных органов, развивающих и дополняющих федеральное банковское законодательство;

в) регистрацию и лицензирование деятельности конкретных кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных банков, оформление разрешений на использование иностранного капитала при создании кредитных организаций в РФ, согласование сделок с долями (акциями) кредитных организаций;

г) денежную эмиссию, банковское регулирование, включая инструменты и методы денежно-кредитной политики, установление обязательных экономических нормативов;

д) осуществление государственного контроля и надзора за банковской системой и банковской деятельностью (контрольная деятельность Государственной Думы РФ за Банком России, контрольная деятельность Счетной палаты РФ, надзорно-контрольная деятельность Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Агентства по реструктуризации кредитных организаций);

е) принятие судами судебных решений по вопросам банковской деятельности, банкротства, ликвидации кредитных организаций, назначения арбитражных управляющих и т.п.

Важное значение для понимания особенностей государственного регулирования банковской деятельности имеют методы такого регулирования. Применительно к государственному регулированию банковской деятельности под методом понимается совокупность закрепленных в федеральном законодательстве приемов, средств, способов воздействия уполномоченных государственных органов на общественные отношения в денежно-кредитной сфере.

Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется федеральными государственными органами с использованием административно-правового и гражданско-правового методов регулирования. В основе обоих методов правового регулирования лежат экономические отношения.

Анализ правового механизма государственного регулирования банковской деятельности приводит к необходимости введения в банковское право категории правовых режимов банковской деятельности как свойства правовой среды, в котором осуществляется деятельность кредитных организаций, дифференциации правового регулирования и установленного порядка, определяющего воздействие государства на определенные группы кредитных организаций в зависимости от их организационно-правового, финансового состояния, сферы деятельности и иных внутренних и внешних по отношению к кредитной организации факторов.

Изучение результата воздействия всего комплекса правовых средств на общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления банковской деятельности, не менее важен для оценки правового механизма государственного регулирования в данной сфере, чем изучение самих правовых средств воздействия.

Прагматический подход к данному явлению позволяет изучить эффективность действия правового механизма государственного регулирования в динамике осуществления банковской деятельности в определенный момент времени, проанализировать структуру и сочетание правовых средств, используемых в определенных сферах банковской деятельности, качественных состояниях объектов управления, социальной среды, оценить эффективность правового воздействия и выявить недостатки для целей дальнейшего совершенствования.

В результате принятия законодательных актов и их последующего использования и применения уполномоченными субъектами в конкретной сфере общественных отношений создается определенная правовая среда, предписывающая объектам регулирования определенный порядок нахождения в этой среде и возможности осуществления деятельности. При этом следует отметить, что правовая среда формируется в результате воздействия всего комплекса регулирующих мер правового характера: законодательно определенных статусов субъектов деятельности в данной правовой среде, правовых принципов деятельности, нормативного регулирования на законодательном и ведомственном уровне, принятия индивидуально - правовых правоприменительных актов, преобладания стимулирующих или ограничивающих, запретительных методов регулирования, уровня правового регулирования и состояния законности в данной сфере.

Заключение

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Кредитные организации подлежат обязательной государственной регистрации. Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации.

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России. И осуществляет только те операции, которые предусмотрены и оговорены настоящей лицензией. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется федеральными государственными органами с использованием административно-правового и гражданско-правового методов регулирования.

Список использованной литературы

1. ФЗ «О банках и банковской деятельности»;

ФЗ «О Центральном Банке РФ»;

Л.Г. Вострикова «Комментарий к ФЗ «О банках и банковской деятельности». ЗАО Юстицинформ 2006;

Гейвандов Я.А. «Социальные и правовые основы банковской системы РФ» Аванта+2003.

Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России, М., 1997.

Колесникова В.И., Коливецкая Л.П. Банковское дело М.: Финансы и статистика, 99-2000 г.

Альфа-Банк является частью консорциума «Альфа-Групп» (КАГ). «Альфа-Групп», основанная в 1989 г., является одним из крупнейших частных финансово-промышленных консорциумов в России. Деятельность «Альфа-Групп» распространяется на такие сферы бизнеса как: добыча нефти и газа, коммерческая и инвестиционная банковская деятельность, управление активами, страхование, розничная торговля, телекоммуникации, средства массовой информации, водоснабжение и водоотведение, а также инвестиции в промышленно-торговые предприятия и инвестиции на выборочной основе.

Банковская группа «Альфа-Банк» включает Альфа-Банк (Россия), Альфа-Банк (Украина), банки в Нидерландах, Белоруссии и Казахстане, а также филиалы на Кипре, в США и Великобритании. Альфа-Банк (Россия), один из крупнейших частных банков России, является ведущей компанией Консорциума. Банк предоставляет весь спектр услуг по обслуживанию корпоративных и частных клиентов, инвестиционные банковские услуги, управление активами и торговое финансирование, и обладает значительной филиальной сетью в России, а также имеет дочерние банки и представительства в Нидерландах, Кипре, США и Великобритании. Альфа-Банк (Украина), один из десяти крупнейшних и динамично развивающихся коммерческих банков Украины, представленный во всех ключевых секторах банковской сферы. В состав Консорциума входит УК «Альфа-Капитал», клиентами которой являются пенсионные фонды, страховые компании, корпоративные российские и международные инвесторы, а также частные инвесторы. Управляющая компания фондами прямых инвестиций Alfa Capital Partners, инвестиционная компания, оказывающая консультационные услуги инвестиционным фондам прямых инвестиций и инвестиций в недвижимость. «Альфа-Групп» также является владельцем Группы «Альфа Страхование», одного из крупнейших российских страховщиков с универсальным портфелем услуг, который включает как комплексные программы защиты интересов бизнеса, так и широкий спектр страховых продуктов для частных лиц.



Альфа-Банк является одним из крупнейших банков России по величине активов и собственного капитала. Уставный капитал по состоянию на 01.04.2010г. 59 587 623 тыс.руб. За первый квартал 2010 года доходы составили 158 344 180 тыс.руб., расходы – 155 231 844 тыс.руб., прибыль после налогообложения 3 112 336 тыс.руб.

Альфа-Банк основан в 1990 году и до 1998 года имел организационно правовую форму товарищества с ограниченной ответственностью. Банк получил государственную регистрацию 01.01.1991г. Сведения о государственной регистрации представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Сведения о государственной регистрации ОАО «АЛЬФА-БАНК»

29 января 1998 года Центральным банком России выдано Свидетельство о государственной регистрации кредитной организации ОАО «Альфа-Банк» № 1326, зарегистрирован Устав Открытого акционерного общества «Альфа-Банк». Генеральная лицензия на осуществление банковских операций № 1326 от 29 января 1998 г.

ОАО «Альфа-Банк» является правопреемником коммерческого инвестиционного банка «Альфа-Банк» (общество с ограниченной ответственностью) в отношении всех кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Соответствующие изменения были внесены во все учредительные документы Банка.

По состоянию на 1 сентября 2010 года клиентская база Альфа-Банка составляла около 39 тыс. корпоративных клиентов и 4,3 млн физических лиц. В Москве, регионах России и за рубежом открыто 331 отделение и филиал банка.

Операционный офис Томский был открыт 31 августа 2000 года. Сегодня в Томской области действуют операционный офис «Томский», а также ККО «Томь» и «Томск-Театральный», в которых работают более 130 сотрудников.

За время присутствия в регионе, Альфа-Банк существенно расширил рынок всех банковских услуг, увеличил получаемую прибыль, развивая и наращивая существующий бизнес. Операционный офис кредитует основные системообразующие промышленные холдинги, действующие на территории Томского региона и за его пределами, а также предприятия среднего и малого бизнеса.

Альфа-Банк активно участвует в решении приоритетных задач социально-экономического развития области, предоставляя в больших объемах финансовые ресурсы региональным предприятиям и тем самым содействуя развитию ТЭК, пищевой промышленности, торговли, машиностроения, строительного и лесопромышленного комплексов и других отраслей.

Среди крупных корпоративных клиентов банка - ОАО «Сибирский химический комбинат», ОАО «ГК Востокгазпром», ЗАО «Томский Кабельный завод», ОАО «Федеральная Сетевая Компания», ОАО НПО «Полюс», ООО «Томскнефтехим» (Сибур), ООО «Сибметахим», ОАО «Газпромтрансгаз Томск», ЗАО «Сибкабель» (УГМК), ОАО «ТГК-11» и другие.

За последний год на обслуживание привлечено более 50 тысяч человек, включая зарплатных клиентов. Заключены договоры более чем с 240 ведущими предприятиями города, такими как: «ТПУ», «Томскнефтехим», «СХК», «ТГУ», «ТГК11», «ТРК», «Персонал групп», «Сибкабель», «Томский Энергокопмлекс», ОАО "НПЦ Полюс", «Элеси» и другие.

За 2009 год в Томском филиале объем привлеченных средств, размещенных на счетах физических лиц, превышает 17,3 млн долларов, депозиты для физических лиц составляют 33 млн. долларов, комиссионный доход по рассчетно - кассовому обслуживанию равен 140 тыс. долларов.

Структура управления

В таблице 2 приведен состав акционеров по состоянию на 01.04.2010г. с указанием соответствующих долей от общего количества ценных бумаг

Таблица 2 – Акционеры ОАО «АЛЬФА-БАНК»

Наименование / сведения о государственной регистрации Место нахождения Количество обыкновенных бездокументарных именных акций % от общего количества ценных бумаг
Открытое акционерное общество «АБ Холдинг» (зарегистрировано ИМНС РФ № 28 по Юго-Западному административному округу г. Москвы 10.02.2004 г. за основным государственным регистрационным номером 1047728004059) 117342, г. Москва, ул. Обручева, д. 34/63, стр. 1, помещение №I, комната №28а 59 519 919 99,8864
Компания «ALFA CAPITAL HOLDINGS (CYPRUS) LIMITED» (зарегистрирована Регистратором компаний Кипра 23 апреля 1996 г., свидетельство о регистрации №78416) Themistokli Dervi, 5 BUILDING, 2 nd floor P.C. 1066, Nicosia Cyprus 67 704 0,1136
ИТОГО: 59 587 623

Контрольными пакетами акций Альфа-Банка владеют семеро частных лиц. Их акции размещены и управляются с использованием сложной системы оншорных и офшорных компаний (номинальных владельцев). Из указанной семерки четверо владеют в общей сложности 90% акций компании ABH Financial Ltd., юридически являющейся собственником Альфа-Банка. Это Михаил Фридман - председатель Совета директоров Альфа-Банка, Петр Авен - президент Альфа-Банка, Герман Хан - исполнительный директор TNK-BP International Ltd. (TNK-BP Int.; ВВ/Стабильный/В) и Алексей Кузьмичев - председатель Совета директоров «Альфа-Эко», инвестиционного подразделения КАГ. При всех выгодах, которые приносят Альфа-Банку коммерческие связи его владельцев, столь концентрированная структура собственности создает риск, связанный с возможным ухудшением финансового положения акционеров.

Несмотря на недостаточность информации о бенефициарных собственниках, следует отметить, что последние уже неоднократно оказывали банку финансовую поддержку и рассматривают банковскую деятельность как стратегическое направление бизнеса группы. Эти обстоятельства расцениваются как весомые свидетельства приверженности акционеров дальнейшему развитию Альфа-Банка и позитивно влияют на уровень рейтинга банка. Бенефициарные акционеры консорциума «Альфа-Групп» представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Бенефициарные акционеры Консорциума «Альфа-Групп»

В Альфа-Банке существует три основных органа корпоративного управления: Общее собрание акционеров, Совет директоров и Правление (рисунок 2).

Рисунок 2 – Структура управления ОАО «Альфа-Банк»

Общее собрание акционеров является высшим руководящим органом Альфа-Банка. Оно принимает решения по основополагающим вопросам, относящимся к деятельности Банка, таким как внесение поправок к Уставу Банка, выпуск новых акций, обновление состава Совета директоров, утверждение внешних аудиторов и распределение прибыли.

Совет директоров исполняет надзорные функции и определяет стратегию Банка. Аудиторский комитет Банка оказывает содействие Совету директоров в осуществлении надзора за работой внутреннего аудита, подготовке финансовой отчетности, обеспечении высокого качества корпоративного управления и эффективности корпоративного контроля. Согласно положению о Совете директоров ОАО «Альфа-банк» Основными задачами Совета директоров являются:

· определение стратегии развития Банка и приоритетных направлений его деятельности;

· обеспечение реализации и защиты прав акционеров, разрешение корпоративных конфликтов;

· рассмотрение и утверждение бизнес-планов и отчетов об их исполнении;

· утверждение кадровой политики, системы вознаграждений и иных выплат;

· обеспечение эффективного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Банка;

· осуществление контроля за эффективной деятельностью исполнительных органов;

· организация работы по управлению банковскими рисками, внутреннего контроля, в том числе в части противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма;

· утверждение внутренних документов Банка по вопросам, входящим в его компетенцию.

Правление Альфа-Банка является коллегиальным исполнительным органом Банка, осуществляющим руководство текущей деятельностью Банка. Правление Банка обеспечивает соблюдение основных принципов корпоративного управления и проведение политики, утвержденной Общим собранием акционеров и Советом директоров в соответствии с правилами внутреннего распорядка.

Правление отвечает за оперативный контроль над деятельностью банка. Восемь комитетов в составе Правления - Тендерный комитет, Комитет по управлению активами и пассивами, Инвестиционный комитет, Кредитный комитет, Планово-Бюджетный комитет и Управляющий комитет по IT-задачам (IT - информационные технологии), Комитет по управлению продажами специальных продуктов, Комитет по развитию региональной сети - способствуют поддержанию эффективности различных направлений оперативной деятельности банка. Рассмотрим более подробно каждый из комитетов.

Главной целью деятельности Тендерного комитета является обеспечение наиболее выгодных условий приобретения товаров, работ и услуг для обеспечения основной деятельности Банка на принципах состязательности, открытости и коллегиальности. Тендерный комитет возглавляется Председателем, назначаемым на эту должность Правлением Банка. Количественный и персональный состав членов Тендерного комитета утверждаются Приказом Председателя Правления Банка по представлению Председателя Тендерного комитета. Тендерный комитет имеет право принятия окончательного решения об утверждении результатов конкурсов и всех существенных условий договоров (контрактов) в пределах своей компетенции. Решение Тендерного комитета может быть изменено только решением Правления Банка. Все решения Тендерного комитета принимаются при наличии статей расходов на соответствующие цели в утвержденном бюджете, а по сделкам на суммы свыше 200000 (двухсот тысяч) долларов США - при наличии соответствующей статьи расходов в утвержденном бюджете и решении Инвестиционного комитета или Правления Банка, если такие решения должны существовать в отношении подобных проектов.

Целями и задачами второго комитета – комитета по управлению активами и пассивами (КУАП) являются:

· формирование оптимальной структуры баланса Банка с целью получения максимальной доходности при ограничении уровня возможного риска;

· контроль за достаточностью капитала и диверсификацией рисков;

· проведение единой процентной политики;

· определение политики Банка в части управления ликвидностью;

· контроль за состоянием текущей ликвидности и ресурсов Банка;

· формирование политики Банка на рынках капитала;

· контроль за динамикой размера и доходности торговых позиций (покупка/продажа валюты, государственные и корпоративные ценные бумаги, акции, деривативы на эти инструменты), а также степенью их диверсификации;

· контроль за динамикой основных экономических отношений (ROE, ROA и т.п.), заданных в политике Банка.

КУАП Банка создается по решению Правления Банка и состоит не менее, чем из 7 человек с правом решающего голоса, сроком на 1 год. КУАП возглавляется Председателем, который назначается Правлением Банка. Члены КУАП с правом совещательного голоса назначаются по представлению Председателя КУАП Приказом Председателя Правления Банка из числа специалистов и руководителей Банка, сроком на 1 год. Заседания КУАП проводятся, как правило, один раз в две недели. В случае необходимости могут созываться дополнительные заседания.

Все члены КУАП с правом решающего голоса имеют равные права. КУАП правомочен решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если на заседании комитета присутствует более половины членов комитета с правом решающего голоса. Решение считается принятым, если «За» проголосовало более половины присутствующих при голосовании членов КУАП с правом решающего голоса.

Решения КУАП Банка являются обязательными для всех сотрудников Банка.

Кредитный комитет определяет кредитную политику Банка в целом. Кредитный комитет определяет возможные риски, принимаемые на себя Банком по различным видам операций, не входящих в полномочия Комитета по Управлению Активами и Пассивами, и является главным органом Банка, принимающим окончательные решения по привлечению и размещению средств в рамках своих полномочий, определяемых Правлением Банка. Кредитный комитет имеет право принимать окончательное решение об одобрении или отклонении предложений по проведению сделок, устанавливать персональные лимиты и лимиты для клиентов в соответствии со своими полномочиями. Решения Кредитного комитета могут быть отменены только Правлением Банка.

Кредитный комитет Банка на своих заседаниях принимает решения о предоставлении/пролонгации:

· кратко-, среднесрочных и долгосрочных кредитов и гарантий;

· кредитов и гарантий, выдаваемых в филиалах/отделениях Банка;

· срока действия аккредитивов, поручительств и других (в т.ч. внебалансовых) операций, содержащих кредитные риски.

Кредитный комитет Банка создается по решению Правления Банка и состоит не менее чем из 5 человек с правом решающего голоса. Кредитный комитет возглавляется Председателем, который назначается Правлением Банка. Члены Кредитного комитета с правом совещательного голоса назначаются Приказом Председателя Правления Банка из числа специалистов и руководителей Банка. Начальник отдела по управлению кредитными рисками приглашается на все заседания кредитного комитета. Все члены Кредитного комитета с правом решающего голоса имеют равные права.

Кредитный комитет правомочен решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если на заседании комитета присутствует более половины членов Кредитного комитета с правом решающего голоса. Решения принимаются большинством в 2/3 голосов присутствующих на заседании членов Кредитного комитета с правом решающего голоса.

Заседания Главного Кредитного комитета проводятся, как правило, один раз в неделю. В случае необходимости могут созываться дополнительные заседания

Инвестиционный комитет - рабочий орган Банка, состоящий из членов Правления и представителей ведущих подразделений Банка, уполномоченный принимать окончательное решение об участии Банка в инвестиционных проектах и реализации стратегии выхода из проектов. Инвестиционный проект - любая форма долгосрочного вложения финансовых средств или других активов Банка с целью получения дохода и расширения бизнеса.

Состав Инвестиционного комитета утверждается решением Правления Банка. Председатель Инвестиционного комитета назначается решением Правления Банка из членов Правления. Председатель Инвестиционного комитета отвечает за организацию работы Инвестиционного комитета и взаимодействие подразделений Банка в процессе подготовки и принятия инвестиционных решений. Заседания Инвестиционного комитета проводятся с периодичностью 1 раз в 2 недели. Все решения на заседаниях Инвестиционного комитета принимаются большинством в три четвертых голосов присутствующих членов Инвестиционного комитета. Особое мнение членов Инвестиционного комитета, голосующих против проекта, заносится в протокол заседания.

Инвестиционный комитет определяет приоритетные направления инвестиционной политики Банка и ограничения по сферам и типам инвестиций, включая следующие критерии инвестиционного проекта:

· масштаб инвестиций;

· сроки окупаемости проектов (ожидаемая доходность);

· ясность стратегии и сроки выхода из проекта;

· возможность контроля ситуации в ходе инвестиционного проекта.

Данные критерии инвестиционного проекта являются основой для принятия решений Инвестиционным комитетом.

Планово-бюджетный комитет является коллегиальным органом управления, создаваемым по решению Правления Банка и подотчетным последнему. Главной задачей Планово-бюджетного комитета Банка является руководство процессом бюджетирования.

Планово-бюджетный комитет осуществляет следующие функции:

· утверждает базовые принципы учета и обработки бюджетной информации;

· организует и координирует бюджетный процесс;

· организует внутренний хозрасчет;

· утверждает политику и методологию бюджетного планирования;

· предварительно утверждает бюджеты структурных подразделений перед их вынесением на рассмотрение Правлением Банка, проверяет их соответствие политике Банка в конкретных направлениях;

· утверждает порядок отнесения незапланированных доходов и расходов на результаты деятельности структурных подразделений;

· определяет обоснованность отклонений отчетных показателей от плановых, инициирует внесение оперативных изменений в технологию бюджетирования;

· утверждает предложения по изменению состава бюджетных документов;

· предварительно согласовывает бюджеты крупных проектов Банка, содержащих принципы и алгоритм перераспределения результатов от реализации проекта между участниками бюджетного процесса; контролирует исполнение планов и бюджетов;

· утверждает перечень и определяет принципы работы Профит/Кост-центров.

Планово-бюджетный комитет возглавляется Председателем, назначаемым на эту должность Правлением Банка. Срок полномочий Председателя – до назначения новой кандидатуры. Количественный и персональный состав членов Планово-бюджетного комитета, включая кандидатуру Заместителя Председателя Комитета, утверждается Приказом Председателя Правления Банка по представлению Председателя Комитета. Срок полномочий очередного состава Комитета – до принятия решения об утверждении нового состава. Планово-бюджетный комитет правомочен решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если на заседании Комитета присутствует 2/3 или более его членов. Решения Планово-бюджетного комитета принимаются большинством в 2/3 голосов от числа присутствующих членов Комитета, обладающих правом решающего голоса.

Управляющий комитет по IT-задачам является коллегиальным органом управления Банка, создаваемым по решению Правления Банка и подотчетным последнему.

Целью деятельности Комитета Банка является эффективная организация принятия решений по определению приоритетных IT-задач или проектов Банка в рамках имеющихся IT-ресурсов банка и в условиях оптимального распределения операционных рисков в банковских технологиях и процессах.

Управляющий комитет по IT-задачам осуществляет следующие функции:

· определяет приоритетные IT-задачи, направленные на внедрение новых и изменение существующих IT-решений Банка и поддерживающих их информационных систем;

· обеспечивает распределение ресурсов IT между Блоками, утвержденных Приказом Председателя Правления Банка.

Выбор организационно-правовой формы Банка России должен определяться на основе тех требований, которые установлены в Конституции РФ. Критерий независимости, определенный ст. 75 основного закона РФ должен определять организационно-правовую форму Банка России, а также степень его самостоятельности в распоряжении своим имуществом.

Принцип независимости - ключевой элемент статуса ЦБР - проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Относительно независимости Центрального Банка Гутник говорил, что, раньше она была в некоторой степени условной, и в случае острой нужды Банк действовал в соответствии с политическими пожеланиями, скажем, администрации Президента (прежде всего, в отношении кредитования). Однако эти возможности воздействия на политику ЦБР все же были ограниченными, и тривиальный лоббизм министров или депутатов тут не проходил.

В настоящее время ученые сходятся во мнении, что Центральный Банк является независимым органом. Например, Антропцева И.О. полагает, что Банк России является самостоятельным независимым звеном единой системы государственной власти РФ, органом государства в области управления. Такого же мнения придерживается Чебыкина Н.Р.

Перейдем непосредственно к рассмотрению гражданско-правового статуса Банка России и его организационно-правовой формы, которая является элементом его правового статуса.

В ст. 2 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», говорится, что Банк России является юридическим лицом. Следовательно, он выступает субъектом гражданско-правовых правоотношений.

«В Федеральном законе нет указаний на то, что Банк России является главным банком. Определение «главный банк» предлагалось в различных законопроектах, но в окончательном варианте закона оно не было закреплено. Поэтому юридически он, на наш взгляд, не должен считаться «банком банков». Но здесь возникает вопрос, является ли Банк России банком, т.е. насколько применимо к нему юридическое значения понятия «банк»».

В ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» сформулированы основные юридические понятия, из которых складывается банковская система, - «кредитная организация» и «банк». В структуре банковской системы Банк России - один из её элементов.

Банк - разновидность кредитной организации. Согласно Гражданскому Кодексу РФ, кредитная организация может быть создана только в форме хозяйственного общества. Последнее - это коммерческая организация. Поскольку Банк России не является ни хозяйственным обществом, ни коммерческой организацией, а представляет собой учреждение, следовательно понятие «банк» к Банку России не применимо. В юридическом смысле Банк России не является банком. Этот вывод имеет практическое значение для банкиров и банковских юристов в тех случаях, когда в законодательстве и в подзаконных актах используется термин «банк» и соответственно возникает противоречие между понятиями «банк» и «Банк России».

Казалось бы, в интересах правопорядка терминология должна быть единообразной. В противном случае могут возникать противоречия между законами, в трудности в их понимании и применении. Однако, на практике не все так просто. В законодательстве имеется много противоречий и это одно из них.

Для наглядности сравним два закона. В ФЗ «О Центральном Банке (Банке России)» по отношению к Банку России используется термин «учреждение», в то время как в ФЗ «О банках и банковской деятельности» указано, что банк - разновидность «кредитной организации». По этому формальному признаку, предусмотренному Федеральным законом, банк не может быть разновидностью учреждения, а соответственно Банк России не является банком в буквальном смысле, который имеется в виду в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности». Кроме того, Банк России не является банком и в том значении, которое должно соответствовать нормам Гражданского Кодекса РФ, определяющим организационно-правовые формы, в которых создаются банки. Ведь Банк России - это не акционерное общество, не общество с ограниченной ответственностью, не общество с дополнительной ответственностью. Между тем, согласно Гражданскому кодексу РФ, банк должен быть одним из них. В ряде случаев сказанное имеет чисто практическое значение. Известно, что судебные исполнители практикуют арест денежных средств, которые находятся на корреспондентском счете, открытом в расчетно-кассовом центре территориального учреждения Банка России. При этом они руководствуются процессуальными законами, регулирующими их деятельность. Между тем ФЗ «Об исполнительном производстве», регулирующий их деятельность, использует термин «банк». О Банке России там ничего не сказано. Поскольку в Законе нет специальной статьи с расшифровкой применяемых им термином, то, стало быть, должны применяться те понятия, которые приводятся в ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и имеют общее значение. А так как Банк России не подпадает под родовое понятие «банк», то положения ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» к нему не применимы. Получается, что понятия «банк банков», «главный банк» при всей их теоретической значимости, строго говоря, не являются понятиями относительно к Банку России.

Павлодский Е.А говорит, что если бы в российском законодательстве было деление юридических лиц на частные и публичные, то было бы проще характеризовать организационно-правовое положение главного Банка страны.

В литературе встречается 3 точки зрения о статусе Банка России: государственное учреждение, унитарное предприятие и государственная корпорация.

Закон о Банке России содержит положения, которые в равной мере дают основания согласится и опровергнуть каждое из указанных мнений.

Банк России, как отмечают одни авторы, является государственным учреждением, поскольку для него присущи властные управленческие полномочия. Действительно, министерства и ведомства, как правило, наделяются статусом государственных учреждений. Но наличие управленческих функций не определяет организационно-правовой статус юридического лица.

Одним из основополагающих признаков учреждения является их обязательное финансирование собственником (п. 2 ст.48 ГК). Согласно ст. 2 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» собственником имущества Банка России является Российская Федерация. Однако, собственник не финансирует Банк России. Банк России не является бюджетной организацией, поскольку он осуществляет свои расходы за счет собственных средств и имеет уставной капитал в размере 3 млрд. рублей.

Учреждение, согласно п. 2 ст. 120 ГК, отвечает по своим обязательствам денежными средствами. В случае их недостаточности собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения. Однако, государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России не отвечает по обязательствам государства, если иное не установлено федеральными законами.

Перечисленные обстоятельства исключают возможность отнесения Банка России к государственным учреждениям.

Нет оснований также полагать, что ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает такую организационно-правовую форму, как государственное унитарное предприятие, несмотря на наличие отдельных черт, присущих унитарным предприятиям.

К Банку России перешло имущество Госбанка СССР. Собственником этого имущества является Российская Федерация. Коммерческая деятельность Центрального Банка соответствует признакам унитарного предприятия. Укладываются в рамки данной организационно-правовой формы положения ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», согласно которым Российская Федерация не отвечает по долгам Банка России, он имеет уставной фонд и осуществляет расходы за счет доходов, полученных от банковской деятельности.

Вместе с тем, имеется ряд обстоятельств, исключающих указанную организационно-правовую форму. Банк России не имеет Устава. Он не в праве осуществлять операции с недвижимостью, тогда как ГК (п. 2 ст. 295) разрешает унитарным предприятиям совершать любые сделки с недвижимостью и реализовывать её с разрешения собственника. В отдельных случаях (для собственных нужд) Центральный Банк может распоряжаться своей недвижимостью без согласия собственника. Унитарные предприятия вправе создавать другие унитарные предприятия (п. 7 ст. 114 ГК). Банк России имеет право лишь участвовать в капиталах других кредитных организаций в случаях, указанных в ст. 8 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

Как видим, спорно полагать, что Банк России является унитарным предприятием.

Недавно, в связи с внесением изменений в ФЗ «Некоммерческих организациях», в литературе высказано мнение об отнесении Банка России к государственным корпорациям. Некоторые положения ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» корреспондируют с нормами Закона о некоммерческих организациях. Банк учрежден Российской Федерацией на основе имущественного взноса (имущество Госбанка СССР перешло к Банку России); Центральный Банк не имеет членства и уставных документов. Все это соответствует ст. 7.1 ФЗ «Некоммерческих организациях». Вместе с тем ряд правовых предписаний исключают возможность отнесения Банка России к некоммерческим организациям: он имеет уставной фонд, а имущество банка не является его собственностью.

На основе вышеизложенного можно сделать следующий вывод: Статус Банка России не «укладывается» в рамки организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским Кодексом.