Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Заполнение гр 2 а счета фактуры. Заполнение счет-фактуры по новым правилам: какие требования контрагентов оправданы, а какие нет. Наименование налогоплательщика и покупателя

Налоговые органы не будут рассматривать как ошибку при заполнении счета-фактуры, влекущую отказ в применении налоговых вычетов, если в строке 2 счета-фактуры продавцом указано только полное или только сокращенное наименование организации. Об этом ФНС России сообщила на своем сайте.

Разъяснения даны в связи изменениями в правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, которые внесены постановлением Правительства РФ от 26.05.2009 № 451.

После проведенной в 2004 году в России реорганизации органов государственной власти Министерство Российской Федерации по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу. При этом функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах были переданы Министерству финансов Российской Федерации.

ФНС России, находящаяся в ведении Минфина России, в рамках закрепленных полномочий, по поручению Минфина России подготавливает определенные предложения и направляет их в Минфин России.

Так, в связи с принятием Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ, которым внесены изменения и дополнения в главу 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса, ФНС России по поручению Минфина России проводила работу по подготовке предложений по внесению изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, определяющее в целях применения НДС порядок работы со счетами-фактурами, журналами выставленных и полученных счетов-фактур, книгами продаж и покупок. Сфера предлагаемых изменений и дополнений была строго ограничена законодательными нововведениями.

Минфин России, в свою очередь, проработав предложения ФНС России, сформировал свои предложения по внесению изменений и дополнений в постановление по счетам-фактурам. Предложения Минфина России прорабатывались и согласовывались Минэкономразвития России и Минюстом России. Окончательный согласованный с указанными ведомствами вариант предложений по внесению изменений и дополнений в постановление по счетам-фактурам Минфин России 4 мая разместил на своем официальном сайте (в рубрике «Нормативная и правовая информация», в подрубрике «Проекты нормативно-правовых актов Минфина России») и направил на утверждение в Правительство РФ.

Согласно информации, располагавшейся на сайте Минфина России, проект изменений и дополнений в постановление по счетам-фактурам в отношении заполнения строки 2 счета-фактуры содержал лишь дополнения, касающиеся порядка заполнения этой строки налоговыми агентами — покупателями, перечисленными в пунктах 2 и 3 статьи 161 Налогового кодекса, в отношении которых употреблен союз «или». При этом указанный проект изменений и дополнений в постановление по счетам-фактурам не касался замены ранее действовавшей редакции, а именно, союза «или» на союз «и» при описании порядка заполнения строки 2 счета-фактуры налогоплательщиками — продавцами.

Вне зависимости от того, что Правительство Российской Федерации постановлением № 451 от 26.05.2009 изменило союз «или» на союз «и», при заполнении налогоплательщиками строки 2 счета-фактуры, в которой указывается наименование продавца, налоговые органы не будут рассматривать как ошибку при заполнении счета-фактуры, влекущую отказ в применении налоговых вычетов покупателем, в том случае, если в строке 2 счета-фактуры продавцом указано только полное или только сокращенное наименования, соответствующие учредительным документам.

Указанная позиция ФНС России направлена на согласование в Минфин России и после согласования будет доведена до сведения налоговых органов и налогоплательщиков.

Строка 1 «Номер СФ»

При составлении счетов-фактур обособленными подразделениями (участником товарищества или доверительным управляющим) к порядковому номеру через "/" добавляется код обособленного подразделения, указанный в учредительных документах (код операции, в соответствии с договором товарищества или доверительного управления имущества).

Строка 1 «дата СФ»

Дата составления счета-фактуры должна быть не ранее даты составления первичного документа.

Строка 1а «Номер и дата исправления»

Строка заполняется только в случае составления исправленного счета-фактуры: в строке указывается порядковый номер и дата исправления.

Строка 2 «Продавец»

Полное или сокращенное наименование продавца, согласно учредительным документам.

Строка 2а «Адрес»

Адрес местонахождения продавца.

Строка 3 «Грузоотправитель»

Если Продавец и Грузоотправитель являются одним и тем же лицом, вносится запись "он же". Если счет-фактура составляется налоговым агентом или на выполнение работы (оказание услуги), в этой строке ставится прочерк.

Строка 4 «Грузополучатель»

Полное или сокращенное наименование, адрес, в соответствии с учредительными документами. Если счет-фактура составляется налоговым агентом или на выполнение работы (оказание услуги), в этой строке ставится прочерк.

Строка 5 «К платежно-расчетному документу»

Если счет-фактура составляется при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок с применением безденежной формы расчетов в этой строке ставится прочерк.

Строка 7 «Валюта»

Цифровой код по ОК валют (Постановление Госстандарта России от 25.12.2000 N 405-ст). Если оплата по договору предусмотрена в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или у.е., то в качестве наименования валюты указывается рубль и его код. Важно! В у.е. счет-фактуру составлять нельзя.

Графа 2 «Единица измерения»

Графа 2 «Код»

Графа 2 и 2а заполняется в соответствии с ОК 015-94 (МК 002-97). "Общероссийский классификатор единиц измерения" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 366).

Графа 3 «Количество (объем)»

При отсутствии показателя ставится прочерк. При получении оплаты или частичной оплаты в счет предстоящих поставок ставится прочерк.

Графа 4 «Цена (тарифа) за единицу измерения»

При отсутствии показателя ставится прочерк. При получении оплаты или частичной оплаты в счет предстоящих поставок ставится прочерк.

Графа 6 «В том числе сумма акциза»

При отсутствии показателя вносится запись «без акциза». При получении оплаты или частичной оплаты в счет предстоящих поставок ставится прочерк.

Графа 7 «Налоговая ставка»

По операциям, указанным в пункте 5 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, вносится запись "без НДС".

Графа 8 «Сумма налога, предъявляемая покупателю»

По операциям, перечисленным в пункте 5 статьи 168 Налогового кодекса РФ, вносится запись "без НДС".

Графа 10 «Страна происхождения»

Графа 10 «Цифровой код»

Графа 10 и 10а заполняется в соответствии с ОК стран мира (МК (ИСО 3166) 004-97) 025 – 2001.

Графа 11 «Номер таможенной декларации»

Заполняется если страна происхождения не Россия. При получении оплаты или частичной оплаты в счет предстоящих поставок ставится прочерк.

Новые правила заполнения счета-фактуры (его бумажной формы) регламентируются Постановлением Правительства от 26.12.2011 №1137 , которое вступило в силу в январе 2012 года. Это постановление утверждает порядок заполнения счетов-фактур, форму документа, форму корректировочных и исправленных счетов-фактур, форму журнала учета и книг покупок и продаж. Выше мы попытались предоставить исчерпывающий пример заполнения счета-фактуры а также дать полную инструкцию по заполнения счета-фактуры по новым правилам.

В связи с тем, что Постановление было опубликовано в январе 2012 года, в Письме Минфина РФ от 31.01.2012 № 03-07-15/11 указывалось, что до начала очередного налогового периода, то есть до 1 апреля 2012 года, наряду с новыми формами можно было использовать старые формы соответствующих документов, которые были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914 “Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость”.

Правильное заполнение счета-фактуры - это гарантия возможности своевременно и в полном размере получить налоговый вычет. В связи с тем, что теперь использование старых форм документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, будет незаконным, рекомендуем вам тщательно ознакомиться с новыми формами этих документов и с подробным образцом заполнения счета-фактуры.

C 01.10.2017 изменились правила заполнения счетов-фактур. Насколько обоснованы требования некоторых контрагентов при выставлении им счетов-фактур указывать следующие вещи:

1. Название Продавца и Покупателя в счете-фактуре должно полностью соответствовать ЕГРЮЛ, а значит, оба названия должны быть написаны обязательно крупными буквами, как в ЕГРЮЛ;

2. Название Продавца и Покупателя в счете-фактуре должны быть написаны полностью, как в ЕГРЮЛ, то есть не ООО "ХХХ", а Общество с ограниченной ответственностью "ХХХ";

3. Как должна заполняться строка (8) "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)" в случае, если с клиентом заключен Госконтракт и в случае, если договор - коммерческий?

Некоторые контрагенты требует заполнения этой строки в виде "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)(при наличии): ...", а далее либо пусто при коммерческом договоре, либо реквизиты Госконтракта. Насколько обязательно указание фразы "(при наличии)"?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Заполнение с 01.10.2017 реквизита "Адрес" счета-фактуры с применением общепринятых сокращений адресообразующих элементов, равно как написание адреса шрифтом, формат которого (включая регистр) отличается от использованного в ЕГРЮЛ, считаем допустимым.

Наименование налогоплательщика и покупателя в счете-фактуре указывается в соответствии с учредительными документами. При этом используемый при написании наименования регистр букв (заглавные или строчные), отличный от указанного в ЕГРЮЛ, также не считаем нарушением порядка заполнения соответствующих строк. То же самое можем сказать об использовании аббревиатур организационно-правовой формы покупателя и продавца при написании наименований организаций.

Рисков у налогоплательщика-покупателя, связанных с применением вычетов НДС по заполненным таким образом счетам-фактурам, мы не видим.

Счет-фактура должен иметь строку 8 ,в том числе и фразу "при наличии".

Информацию об идентификаторе госконтракта для корректного заполнения счета-фактуры продавец (исполнитель) может уточнить у покупателя (заказчика).

При реализации товаров (работ, услуг) в рамках обычных коммерческих сделок строка 8 счета-фактуры может оставаться не заполненной.

Обоснование позиции:

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Требования к оформлению счетов-фактур изложены в п.п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, к корректировочным счетам-фактурам - в п. 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ.

Если счета-фактуры не соответствуют требованиям, перечисленным в п.п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, а корректировочные счета-фактуры - требованиям, перечисленным в п. 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ, то по таким счетам-фактурам вычет по НДС не предоставляется (абзац 3 п. 2 ст. 169 НК РФ).

Однако ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога (абзац 2 п. 2 ст. 169 НК РФ).

В состав обязательных реквизитов счета-фактуры (корректировочного счета-фактуры) с 1 июля 2017 года (после вступления в силу Федерального закона от 03.04.2017 N 56-ФЗ), в частности, входят:

    наименование и адрес налогоплательщика и покупателя (пп. 2 п. 5, пп. 2 п. 5.1, пп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ);

    идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии) (пп. 6.2 п. 5, пп. 4.2 п. 5.1, пп. 6.1 п. 5.2 ст. 169 НК РФ).

Заметим, что положения ст. 169 НК РФ, равно как и иные положения НК РФ, не расшифровывают такие понятия как "наименование" и "адрес" налогоплательщика и покупателя, а также "идентификатор государственного контракта", и не устанавливают порядок их написания в счетах-фактурах.

Пунктом 8 ст. 169 НК РФ установлено, что форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством РФ.

Во исполнение данной нормы принято и действует постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС" (далее - Постановление N 1137). В Постановление N 1137 внесен ряд изменений постановлением Правительства РФ от 19.08.2017 N 981, вступившим в силу с 01.10.2017, а также постановлением Правительства РФ от 25.05.2017 N 625, вступившим в силу 01.07.2017.

В частности, изменения затронули порядок заполнения строк 2а "Адрес" и 6а "Адрес" счета-фактуры. Так, на основании пп.пп. "г", "к" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением N 1137 (далее - Правила), с 01.10.2017 по этим строкам должен быть указан (смотрите также письмо Минфина России от 10.11.2016 N 03-07-14/65748):

    для юридических лиц - адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), в пределах места нахождения юридического лица;

    для индивидуальных предпринимателей - место жительства, указанное в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).

На основании пп. "н" п. 1 Правил с 01.07.2017 в строке 8 счета-фактуры необходимо указывать идентификатор государственного контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договора (соглашения) о предоставлении из федерального бюджета юридическому лицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в (при наличии).

При этом общий порядок написания в счетах-фактурах наименований налогоплательщика и покупателя (строки 2 и 6 счета-фактуры) ни с 01.10.2017, ни с 01.07.2017 не претерпел изменений. Согласно пп.пп. "в", "и" п. 1 Правил в этих строках для юридических лиц указывается полное или сокращенное наименование в соответствии с учредительными документами (как и ранее). Отсылки к ЕГРЮЛ указанные положения не содержат.

Наименование налогоплательщика и покупателя

Из положений пп.пп. "в", "и" п. 1 Правил следует, что в строках 2 и 6 счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование юридического лица. Данные положения не устанавливают приоритета применения полного или сокращенного наименования. То есть в счетах-фактурах можно указывать либо полное, либо сокращенное наименование.

Читайте также

Поскольку понятие "наименование" юридического лица ни нормы НК РФ, ни Постановления N 1137 не раскрывают, то на основании п. 1 ст. 11 НК РФ обратимся к другим нормативным актам, расшифровывающим данное понятие.
В п. 1 ст. 54 ГК РФ говорится, что имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Каждая организация должна иметь полное наименование и вправе иметь сокращенное наименование.

Кроме того, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование (п. 4 ст. 54 ГК РФ). Юридическое лицо также вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке (п. 3 ст. 1473 ГК РФ).

По общему правилу полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке указывается в учредительных документах и ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ, пп. "а" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Требования к фирменному наименованию акционерного общества закреплены в ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ). Согласно данной норме полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на его организационно-правовую форму - акционерное общество, а полное фирменное наименование публичного общества на русском языке - также указание на то, что общество является публичным. Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "акционерное общество" либо аббревиатуру "АО", а сокращенное фирменное наименование публичного общества на русском языке - полное или сокращенное наименование публичного общества и слова "публичное акционерное общество" либо аббревиатуру "ПАО".

Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов РФ может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов РФ, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.

Схожие положения о фирменных наименованиях ООО содержит ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).

Полное и сокращенное (при наличии) фирменные наименования обществ с указанием организационно-правовой формы должны содержаться в учредительных документах обществ (абзац 2 п. 3 ст. 11 Закон N 208-ФЗ, абзац 2 п. 2 ст. 12 Закона N 14-ФЗ).

Как видим аббревиатуры ООО, АО, ПАО могут содержать только сокращенные фирменные наименования обществ. При этом такие наименования организации вправе иметь, но не обязаны.

Поэтому если дословно следовать положениям пп.пп. "в", "и" п. 1 Правил, то в случае отсутствия у юридического лица сокращенного фирменного наименования в строках 2 и 6 счета-фактуры в наименовании такой организации ее организационно-правовая форма должна указываться, например, как "Общество с ограниченной ответственностью". Если же организация имеет сокращенное фирменное наименование, то допустимо в наименовании указывать соответствующую аббревиатуру.

В то же время нормы пп. 2 п. 5, пп. 2 п. 5.1, пп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ требуют лишь указания наименования продавца и покупателя и не указывают на то, какое наименование организации (полное или сокращенное, полное фирменное или сокращенное фирменное, с аббревиатурой или нет) должно быть проставлено в счете-фактуре. При этом невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п.п. 5, 5.1, 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом (абзац 3 п. 2 ст. 169 НК РФ). К тому же акты исполнительных органов власти, в том числе Правительства РФ, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, то есть нормы НК РФ в целом и главы 21 НК РФ в частности, что прямо установлено п. 1 ст. 4 НК РФ.

В связи с этим приведем разъяснения финансового и налогового ведомств относительно нарушения налогоплательщиками порядка заполнения строки 2 в счетах-фактурах, оформленных в соответствии с требованиями ранее действовавшего постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. В тот период в строке 2 счета-фактуры согласно положениям поименованного Постановления необходимо было указывать полное и сокращенное наименование продавца в соответствии с учредительными документами.

Уполномоченные органы пояснили, что нормами ст. 169 НК РФ порядок указания в счетах-фактурах полного или сокращенного наименования налогоплательщика не регламентирован, поэтому указание в строке 2 счетов-фактур полного или сокращенного наименования продавца в соответствии с учредительными документами не является причиной для отказа в вычете сумм НДС, указанных в таких счетах-фактурах (письма Минфина России от 07.07.2009 N 03-07-09/32, УФНС России по г. Москве от 25.11.2009 N 16-15/123937).

Заметим, что нам не встретилось арбитражной практики, где бы рассматривался спор о правомерности принятия к вычету НДС, на основании счетов-фактур, в которых указана аббревиатура организационно-правовой формы покупателя или продавца, что может свидетельствовать об отсутствии претензий со стороны проверяющих по данному вопросу.

Указание в счете-фактуре аббревиатуры организационно-правовой формы в наименовании продавца и (или) покупателя вместо полного ее написания, на наш взгляд, не может служить препятствием для идентификации продавца и (или) покупателя. Поэтому такая ошибка (если ее такой признавать) не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС (абзац 2 п. 2 ст. 169 НК РФ).

Положения пп. 2 п. 5, пп. 2 п. 5.1, пп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ и пп.пп. "в", "и" п. 1 Правил не устанавливают требований к регистру букв (прописные, строчные) или шрифту для целей указания в счете-фактуре наименования продавца и покупателя. Не отсылают эти нормы и к ЕГРЮЛ.

Как указано в письме Минфина России от 02.05.2012 N 03-07-11/130, если в счете-фактуре имеются опечатки в наименовании покупателя (заглавные буквы заменены строчными и наоборот, проставлены лишние символы (тире, запятые) и др.), но такой счет-фактура не препятствует налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать вышеуказанные показатели, то такой счет-фактура не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога. Смотрите также письма Минфина России от 27.04.2010 N 03-07-09/28, УФНС России по г. Москве от 08.06.2011 N 16-15/55909. Поэтому используемый при написании наименований регистр букв (заглавные или строчные), отличный от указанного в ЕГРЮЛ, также не считаем нарушением порядка заполнения соответствующих строк счета-фактуры.

Адрес в счете-фактуре

Из буквального толкования положений пп.пп. "г", "к" п. 1 Правил логично предположить, что информация об адресе продавца и покупателя указывается в счете-фактуре в строгом соответствии с данными, отраженными в ЕГРЮЛ. Какие-либо допущения или особенности заполнения этого реквизита (включая структуру и порядок отражения элементов адреса) Правилами не установлены.

При этом НК РФ не регламентирует ни порядок присвоения (или указания) адреса, ни порядок внесения записей в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), как и не раскрывают содержание понятия "адрес" (смотрите также письмо Минфина России от 28.01.2015 N 03-07-09/2992).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 443-ФЗ) под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в РФ и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

Согласно п. 2 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных во исполнение п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 443-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221 (далее - Правила N 1221) к адресообразующим элементам относятся страна, субъект РФ, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации.

Во исполнение п. 52 Правил N 1221 приказом Минфина России от 05.11.2015 N 171н утверждены Правила сокращенного наименования адресообразующих элементов (далее - Правила сокращения). Пункт 3 этого документа предусматривает, что при написании наименований адресообразующих элементов на русском языке используются сокращенные наименования республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, муниципальных образований, населенных пунктов, элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, идентификационных элементов объекта адресации, приведенные в Приложении к указанному документу. При этом не сокращаются наименования адресообразующих элементов только в том случае, когда расшифровка такого сокращения приводит к различному пониманию его наименования (п. 5 Правил сокращения, смотрите также п. 4.8 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.12-2011 "СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила").

Учитывая изложенное, считаем допустимым заполнение с 01.10.2017 строк 2а и 6а счета-фактуры с применением общепринятых сокращений адресообразующих элементов согласно Приложению к Правилам сокращения (например: город - "г.", улица - "ул.").

В качестве дополнительного аргумента к сказанному можем привести письмо Минфина России от 11.10.2017 N 03-07-09/66329, где на вопрос налогоплательщика о необходимости с 01.10.2017 в счетах-фактурах на реализацию товаров, работ или услуг указывать адрес продавца заглавными буквами и с учетом сокращений, примененных к составляющим адреса организации в ЕГРЮЛ, специалисты финансового ведомства ответили, что указание в счете-фактуре сокращенного адреса продавца, указанного в ЕГРЮЛ частично заглавными буквами, а частично прописными буквами, не является основанием для признания счета-фактуры, составленным с нарушением установленного порядка.

В письме Минфина России от 09.11.2009 N 03-07-09/57 также высказывалось мнение, что счета-фактуры, в которых адреса продавца и покупателя указываются с сокращенными словами, но при полном указании составляющих адреса (почтового индекса, названия города, улицы и т.д.), не являются составленными с нарушением установленного порядка. На наш взгляд, с 01.10.2017 приведенные разъяснения не утратили актуальности.

В связи с этим даже в случае признания изложенного выше порядка заполнения реквизита "Адрес" счета-фактуры (т.е. без буквального следования формату написания адреса, применяемому в ЕГРЮЛ) ошибочным, рисков у налогоплательщика-покупателя, связанных в применением вычетов НДС по соответствующим счетам-фактурам, мы не видим. Очевидно, что данные ошибки (если считать ошибкой применение общепринятых сокращений адресообразующих элементов и использование строчных букв) не препятствуют идентификации продавца и покупателя, и тем более наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимости, ставки и суммы НДС, предъявленной покупателю.

Идентификатор государственного контракта

Сразу отметим, что, по мнению финансового ведомства, не имеет права исключать строки и графы из утвержденной формы счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры (п. 9 Правил, письмо Минфина России от 08.09.2017 N 03-07-09/57881).

Поэтому счет-фактура должен иметь строку 8, в том числе и фразу "при наличии", тем более что эта фраза упомянута в пп. 6.2 п. 5, пп. 4.2 п. 5.1, пп. 6.1 п. 5.2 ст. 169 НК РФ.

Поскольку сам термин "идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)", как и государственный контракт, НК РФ не определен, то на основании п. 1 ст. 11 НК РФ обратимся к иным нормативно-правовым актам.
Государственный контракт - это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт) государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Идентификатор госконтракта используется при казначейском сопровождении, которое предусмотрено Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" (письмо Минфина России от 08.09.2017 N 03-07-09/57867).

"Правила казначейского сопровождения..." утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1552 (далее - Правила). Согласно пп. "д" п. 7 Правил идентификатор госконтракта подлежит указанию в договорах и расчетных документах, а также документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Порядок формирования Идентификатора госконтракта устанавливается Федеральным казначейством. На 2017 год этот порядок установлен приказом Федерального казначейства от 20.03.2017 N 9н (на 2016 год - приказом Федерального казначейства от 16.02.2016 N 4н) (далее - соответственно Приказ N 9н и Приказ N 4н).

Идентификатор госконтракта формируется заказчиком после формирования реестровой записи в реестре контрактов, заключенных заказчиками (п. 3 Приказа N 9н, п. 3 Приказа N 4н). Идентификатор госконтракта представляет собой двадцатизначный цифровой код и указывается в документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, через символ "/" перед номером документа (п.п. 6, 7 Приказа N 9н, п.п. 5, 7 Приказа N 4н). К документам, подтверждающим возникновение денежных обязательств, относится в том числе договор (контракт) (Приложения 4.1 к Порядку, утв. приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н).

Структура Идентификатора госконтракта установлена п. 7 Приказа N 9н и п. 7 Приказа N 4н.

При необходимости информацию об идентификаторе госконтракта для корректного заполнения счета-фактуры продавец (исполнитель) может уточнить у покупателя (заказчика).

Если товары (работы, услуги) реализуются в рамках обычных коммерческих сделок, то строка 8 счета-фактуры может оставаться не заполненной. Непроставление прочерка в строке 8 счета-фактуры и строке 5 корректировочного счета-фактуры в связи с отсутствием государственного контракта, договора (соглашения) не может являться основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС (письмо Минфина России от 08.09.2017 N 03-07-09/57870).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В детском дошкольном образовательном учреждении в 2018 году в разных месяцах работало от 23 до 27 человек, в 2019 году – 27 человек (из них одна работница находится в декрете). В каком порядке учреждение должно представлять в ФСС сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и других пособий, связанных с материнством: в электронной форме либо на бумажном носителе (учреждение расположено в субъекте РФ, участвующем в пилотном проекте)? Покупатель – плательщик НДС вправе воспользоваться вычетом предъявленного ему налога по товарам, работам, услугам, имущественным правам в случае, если соблюдены прописанные в ст. 171 и 172 НК РФ условия: покупка предназначена для облагаемой НДС операции и поставлена на учет, у покупателя имеется оформленный соответствующим образом счет-фактура. Правда, если этот документ получен с опозданием, у налогоплательщика могут возникнуть дополнительные вопросы. За какой период заявлять вычет? Как его перенести на последующие налоговые периоды и не просчитаться со сроком, отведенным законодателем на данное мероприятие? Можно ли отсрочить лишь часть вычета? Четыре судебные инстанции, включая ВС РФ, отказали гражданке Ж. в праве зарегистрировать новое ООО «Д». Формальным основанием для данного отказа явилось непредставление заявителем определенных Федеральным законом № 129‑ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, а именно то, что заявление по форме Р11001 не содержит сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в пределах его место нахождения, а также имеются признаки отсутствия у учредителей – юридических лиц ООО «П», ООО «Б» и их руководителей возможности осуществлять управление в создаваемом юридическом лице.

Изменение ставки по НДС само по себе вроде бы не должно вызывать сложности для учетных работников. Действительно, начисляете большие суммы к уплате в бюджет и все… Однако трудности могут возникнуть в период перехода от меньшей ставки к большей. В данной статье мы представим обзор последних разъяснений чиновников на эту тему, связанных с выполнением работ и оказанием услуг. В апреле 2019 года была выявлена ошибка: по объектам библиотечного фонда, принятым к учету и введенным в эксплуатацию в августе 2018 года, амортизация не начислялась. Какие исправительные записи необходимо сделать в бюджетном учете?

Если счет-фактура составляется налоговым агентом или на выполнение работы (оказание услуги), в этой строке ставится прочерк. Строка 4 «Грузополучатель» Полное или сокращенное наименование, адрес, в соответствии с учредительными документами. Если счет-фактура составляется налоговым агентом или на выполнение работы (оказание услуги), в этой строке ставится прочерк. Строка 5 «К платежно-расчетному документу» Если счет-фактура составляется при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок с применением безденежной формы расчетов в этой строке ставится прочерк. Строка 7 «Валюта» Цифровой код по ОК валют (Постановление Госстандарта России от 25.12.2000 N 405-ст). Если оплата по договору предусмотрена в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или у.е., то в качестве наименования валюты указывается рубль и его код. Важно! В у.е.

Инструкция по заполнению счетов-фактур

Минфин России, УФНС России по г. Москве разъясняют, что в счете-фактуре, который выставлен обособленному подразделению, должны быть указаны наименование и почтовый адрес грузополучателя — обособленного подразделения (Письмо Минфина России от 01.01.2001 N /36). Грузополучатель (получатель) — это физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа (Письмо ФНС России от 01.01.2001 N 03-1-03/).
В строке 4 счета-фактуры указываются полное или сокращенное наименование фактического грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес (пп. «ж» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных Постановлением N 1137). В качестве адреса грузополучателя можно указывать адрес склада, который принадлежит ему на праве собственности или аренды, адрес магазина и т.
д. (Письма ФНС России от 01.01.2001 N 3-1-11/ , УФНС России по г.

Как заполнить счет-фактуру правильно

Как изначально оговаривалось, продавцом будет являться головное подразделение, поэтому в данной строке следует указать точное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами (Письмо Минфина России от 26 января 2012 N /03), Финансовое ведомство ссылается на Правила заполнения счета-фактуры, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 N 1137. Заметим, что и ранее ведомство давало аналогичные разъяснения (Письмо Минфина РФ от 01.01.2001 N /15).


— Строка (2б) «ИНН/КПП». При заполнении счета-фактуры, который выставлен обособленным подразделением, в строке 2б указывается ИНН налогоплательщика-продавца — головной организации, а КПП соответствующего обособленного подразделения организации (Письмо Минфина России от 01.01.2001 N /06). — Строка (3) «Грузоотправитель и его адрес».

Как заполнить адрес в счете-фактуре: строка 2а и 6а

Инфо

Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением № 1137 (далее – Правила), с 01.10.2017 по этим строкам должен быть указан (смотрите также письмо Минфина России от 10.11.2016 № 03-07-14/65748):– для юридических лиц – адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), в пределах места нахождения юридического лица;– для индивидуальных предпринимателей – место жительства, указанное в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП). Ранее в строках строк 2а и 6а счета-фактуры необходимо было указывать, соответственно, место нахождения продавца и покупателя в соответствии с учредительными документами, место жительства индивидуального предпринимателя.

Заполнение строки 2б счет-фактуры при отгрузки из оп

Графы: Графа 2 «Единица измерения» При отсутствии показателя ставится прочерк. При получении оплаты или частичной оплаты в счет предстоящих поставок ставится прочерк.


Графа 2 «Код» Графа 2 и 2а заполняется в соответствии с ОК 015-94 (МК 002-97). «Общероссийский классификатор единиц измерения» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 366).


Графа 3 «Количество (объем)» При отсутствии показателя ставится прочерк. При получении оплаты или частичной оплаты в счет предстоящих поставок ставится прочерк.

Внимание

Графа 4 «Цена (тарифа) за единицу измерения» При отсутствии показателя ставится прочерк. При получении оплаты или частичной оплаты в счет предстоящих поставок ставится прочерк.


Графа 6 «В том числе сумма акциза» При отсутствии показателя вносится запись «без акциза». При получении оплаты или частичной оплаты в счет предстоящих поставок ставится прочерк.

Строки 2 2а 2б счета-фактуры

НК РФ установлено, что форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством РФ. Во исполнение данной нормы принято и действует постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 “О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС” (далее – Постановление № 1137). В указанное Постановление постановлением Правительства РФ от 19.08.2017 № 981 внесен ряд изменений, вступивших в силу с 01.10.2017. В частности, изменения затронули порядок заполнения строк 2а “Адрес” и 6а “Адрес” счета-фактуры.
Так, на основании пп.пп. “г”, “к” п.

Бухгалтерские и юридические услуги

Получить полный текст — Строка (6б) «ИНН/КПП». При выставлении счета-фактуры в адрес обособленного подразделения указывается КПП обособленного подразделения (Письмо Минфина России от 01.01.2001 N /36). Заметим, что в случае если организация реализует (приобретает) товары (работы, услуги), имущественные права через обособленные подразделения, порядковый номер счета-фактуры через разделительную черту дополняется цифровым индексом обособленного подразделения, установленным организацией в приказе об учетной политике для целей налогообложения (п.1 раздела 2 Постановления Правительства от 26 декабря 2011 г. N 1137, Письмо Минфина РФ от 3 апреля 2012 г. N /32).