Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Последствия теневой экономики. Теневая экономика: понятие, сущность, структура

Большие налоги, различные ограничения и жадность заставляет людей вести свой бизнес в тени, чтобы обойти законы и получать сверхприбыль. Теневой бизнес приносит существенный урон государственной экономике и с ним необходимо вести активную борьбу.

Что такое теневая экономика?

Деятельность, развивающая неподконтрольно и без государственного учета, называется теневой экономикой. Существует ряд причин, которые провоцируют ее появление. Понятие и сущность теневой экономики изучается уже много лет, а определение и блокировка нелегальной деятельности являются важным условием для полноценного развития общества и страны. Использовать термин начали в 1970 году.

Теневая экономика имеет плотные и вполне легальные связи с реальным сектором экономики, а еще она использует государственные услуги, например, рабочую силу или разные общественные факторы. Такая противоправная деятельность помогает получать огромную прибыль, которая не облагается налогами и направлена исключительно на собственное обогащение.

Виды теневой экономики

Выделяют несколько типов теневой экономики, которые формируют некую структуру:

  1. Беловоротничковая . Такой вариант подразумевает то, что официально работающие люди занимаются запрещенной деятельностью, что становится причиной скрытого распределения нацдоходов. Понятие теневой экономики, указывает, что субъектом такой деятельности являются люди из деловых кругов, имеющие высокие должности. «Белые воротнички» используют собственное служебное положение и правовые недочеты в законодательстве. Для совершения преступлений часто используются современные технологии.
  2. Серая . Структура теневой экономики включает неформальный тип бизнеса, то есть когда деятельность разрешается законом, но она не регистрируемая. Это преимущественно , занимающийся изготовлением и продажей разных товаров и услуг. Этот тип является самым распространенным.
  3. Черная . Это экономика организованной преступности, связанная с изготовлением и распространением вещей, запрещенных законом (браконьерство, оружие, наркотики).

Плюсы и минусы теневой экономики

О том, что нелегальная и скрытая от государства деятельность негативно влияет на уровень жизни человека и на общее положение самой страны, знают многие, но при этом мало кто понимает, что теневая экономика, как социально-экономический феномен имеет собственные преимущества. Если сравнить плюсы и минусы подобной деятельности, то недостатки существенно перевешивают чашу весов.

Минусы теневой экономики

Многие страны ведут активную борьбу с этой проблемой, поскольку она негативно влияет на многие процессы и развитие общества.

  1. Замедляет рост экономического развития государства, например, снижается ВВП, растет безработица и так далее.
  2. Уменьшаются государственные доходы, поскольку предприятия, занимающие нелегальной деятельностью, не платят налоги.
  3. Сокращаются расходы бюджета и страдают от этого работники бюджетного сектора, пенсионеры и другие группы людей, получающие социальные выплаты.
  4. Ловушка теневой экономики связана с тем, что она способствует росту коррупции, но и сама коррупция стимулирует развитие нелегальной деятельности.

Плюсы теневой экономики

Как уже говорилось, положительных сторон у незаконной деятельности немного, но они есть:

  1. Положительные последствия теневой экономики обусловлены тем, что такая деятельность приносит инвестиции в легальный сектор.
  2. Она является неким сглаживающим механизмом существующих скачков в экономической конъюнктуре. Это возможно благодаря перераспределению ресурсов между разрешенным и запрещенным сектором.
  3. Теневая экономика положительно влияет на последствия финансовых кризисов, когда происходят массовые увольнения работников, которые могут найти место в неформальном секторе.

Теневая экономика и коррупция

Уже упоминалось, что эти два понятия взаимосвязаны и их называют социально-экономическими близнецами. Сущность теневой экономики и коррупции схожи в причинах, целях и других факторах.

  1. Развиваться нелегальная деятельность может только в условиях, когда все ветки власти и управления коррумпированы.
  2. Деятельность вне закона способствует формированию коррупционных отношений во всех областях, которые влияют на ее благополучное существование.
  3. Коррупция заставляет нелегальные виды бизнеса находиться в тени, а еще она создает базу для организации новых сфер для теневого бизнеса.
  4. Два указанных понятия являются взаимной финансовой основой друг друга.

Причины возникновения теневой экономики

К основным факторам, которые провоцируют появление нелегальной деятельности, относят:

  1. Высокие налоги . Часто вести бизнес официально невыгодно, поскольку вся уходит на налоги.
  2. Высокий уровень бюрократии . Описывая причины теневой экономики нельзя упустить из внимания виновность бюрократизации всех процессов необходимых для оформления и ведения бизнеса.
  3. Чрезмерное вмешательство государства . Многие люди, занимающиеся легальным бизнесом, жалуются на то, что налоговая инспекция часто проводит проверки, выставляет штрафы и так далее.
  4. Небольшие наказания за раскрытие нелегальной деятельности . Штраф, наложенный на человека, который занимается нелегальной деятельности, в большинстве случаев гораздо меньше, чем его прибыль.
  5. Частые кризисные явления . Во время экономического спада вести легальную экономическую деятельность становится невыгодно и тогда все стараются уйти в тень.

Негативные последствия теневой экономики

Незаконный бизнес является разрушительным явлением, которое негативно влияет на всю экономическую систему государства. Чтобы понять, почему теневая экономика это плохо, нужно взглянуть на перечень негативных последствий.

  1. Происходит сокращение государственного бюджета, поскольку не происходят налоговые отчисления.
  2. Из-за влияния на кредитно-финансовую сферу происходят негативные изменения в структуре платежного оборота и стимулировании .
  3. Последствия теневой экономики касаются и внешнеэкономической деятельности, поскольку возникает недоверие со стороны иностранных инвесторов.
  4. Существенно растет коррупция и злоупотребление властью. В результате этого происходит замедление процесса развития экономики страны и страдает все общество.
  5. Многие подпольные организации для сокращения расходов и при отсутствии финансирования не соблюдают экологические нормы, что негативно влияет на состояние окружающей среды.
  6. Из-за теневой экономики ухудшаются рабочие условия, поскольку предприятия игнорируют трудовое законодательство.

Методы борьбы с теневой экономикой

Справиться с неофициальной деятельностью очень сложно, учитывая масштабность распространения. Борьба с теневой экономикой должна быть комплексной и касаться разных аспектов.

  1. Проведение реформ налоговой системы, которые помогут вывести часть дохода из тени.
  2. Ужесточение наказания для коррупционеров.
  3. Введение мер, чтобы вернуть вывезенные капиталы из страны и создать привлекательный инвестиционный климат, чтобы прекратить финансовый отток.
  4. Определение производств, которые работают подпольно, и прекращение их деятельности.
  5. Повышение контроля над денежными потоками, которые не будет давать возможность отмывать крупные суммы.
  6. Снижение давления на бизнес со стороны государства, например, уменьшение количества надзорных органов и инспекций.
  7. Запрет на бесконтрольное предоставление и привлечение .
  8. Перераспределение власти в судах и других органах власти. Должно быть проведено ужесточение законодательства.

Литература по теневой экономике

Нелегальные виды бизнеса тщательно изучаются экономистами, что обуславливает наличие разной литературы на эту тему.

  1. «Теневая экономика» Привалов К.В . В учебном пособии представлен новый подход к трактовке этого понятия. Автор исследует проблему эволюции и разных последствий нелегального бизнеса.
  2. «Условия эффективного воздействия государства на теневую экономику» Л. Захарова . Автора интересует, как проходит борьба с теневой экономики, книга уделяет внимание нескольким способам.

Теневой экономикой (shadow economy) называют хозяйственную деятельность, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отражается в официальной статистике.

Масштабы и характер деятельности в сфере теневой экономики варьируются в широких пределах - от огромных доходов, извлекаемых из преступных предприятий (например, в наркобизнесе), до бутылки водки, которой «награждают» водопроводчика за починенный кран.

Различные виды теневой деятельности имеют качественные отличия. Поэтому для правильного понимания проблем теневой экономики необходимо выделить ее основные сегменты, секторы.

Основные секторы теневой экономики

Для типологизации разновидностей теневой деятельности мы берем три критерия: их связи с «белой» («первой», официальной) экономикой, а также субъекты и объекты экономической деятельности. С этой точки зрения можно выделить три сектора теневой экономики (табл. 1-1):

«вторая» («беловоротничковая»),

«серая» («неформальная») и

«черная» («подпольная») теневая экономика.

Хотя изучение теневой экономии идет уже несколько десятилетий, у обществоведов до сих пор не сложился единый понятийный аппарат для ее анализа. Например, в англоязычной литературе можно встретить термины «informal economy*, «underground есопоту», «shadow есопоту», «Ыаск есопоту», которые у разных исследователей используются в различных значениях.

«Черная» теневая экономика (экономика организованной преступности) - запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных товаров и услуг. «Черная» те-невая экономика обособлена от официальной экономики еще в большей степени, чем «серая». «Черной» теневой экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они счи-таются несовместимыми с нею, разрушающими ее. Этой деятельностью может быть не только основанное на на-силии перераспределение (кражи, грабежи, вымогатель-ство), но также производство товаров и услуг, разру-шающих общество (например, наркобизнес и рэкет). В современной литературе внимание концентрируется, прежде всего, на экономике организованной преступности, деятельности профессиональных преступников.

Предложенную типологию не следует абсолютизиро-вать. Между разными формами теневой экономической деятельности нет резкой грани. Например, организованные преступные группы могут «собирать дань» с предприятий неформального сектора и использовать контакты с легальными предпринимателями для «отмывания» своих доходов. Все «теневики» находятся вне легальных законодательных норм и охотно сотрудничают друг с другом, что в известной степени объединяет их в противостоянии официальному миру.

Причины развития теневой экономики Развитие теневой экономики является, с одной стороны, реакцией на сам факт государственного регулирования. Регулирование невозможно без ограничений, а неразумные ограничения провоцируют их нарушения, особенно если это выгодно. Многие виды теневой экономики (например, уклонение от налогов) объясняются во многом именно недостатками государственного регулирования - бюрократизацией управления, слишком высокими налогами и т.

Однако следует ясно отдавать себе отчет, что даже самая лучшая система централизованного управления может уменьшить масштабы теневой экономики, но никак не ликвидировать ее. И при самых минимальных налогах какая-то доля налогоплательщиков обязательно будет уклоняться от их уплаты.

С другой стороны, современная теневая экономика возникла не только в результате попыток ограничить свободу рынка, но и в силу природы самих рыночных отношений. Рыночное хозяйство построено на фетишизации прибыли, обожествлении дохода. «Протестантская этика» и прочие виды социального самоограничения могут приглушить эту жажду наживы, но не устранить. Поэтому когда возникает возможность «сорвать куш», отдельные лица (или группы людей) часто отбрасывают в сторону долгосрочные общественные интересы ради сиюминутной своекорыстной выгоды. Такое поведение тем более вероятно, чем менее развиты в обществе этические нормы, осуждающие конфронтацию с законом. Жажда наживы любой ценой особенно характерна для «второй» и «черной» теневой экономики.

Последствия развития теневой экономики Последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Многие виды теневой экономики (особенно «серая») объективно скорее помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему.

Швейцарский экономист Дитер Кассел выделяет три позитивные функции теневой экономики в рыночном хозяйстве:

«экономическая смазка» - сглаживание перепадов в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой (когда легальная экономика переживает кризис, производственные ресурсы не пропадают, а переливаются в «тень», возвращаясь в легальную после завершения кризиса);

«социальный амортизатор» - смягчение нежелательных социальных противоречий (в частности, неформальная занятость облегчает материальное положение малоимущих);

«встроенный стабилизатор» - теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную (неофициальные доходы используются для закупки товаров и услуг в легальном секторе, «отмытые» преступные капиталы облагаются налогом и т. д.).

Однако в целом влияние теневой экономики на общество является скорее негативным, чем позитивным. Наибольший вред наносят «вторая» и «черная» разновидности теневой экономики. С одной стороны, происходит антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп (бюрократов, мафии), уменьшающее благосостояние общества в целом. С другой стороны, разрушается система централизованного управления экономикой: приписки создают "у правительства ложное ощущение благополучия, хотя необходимы экстренные реформы; «теневая» занятость приводит к тому, что чрезмерные усилия правительства по созданию новых рабочих мест не снижают мнимую безработицу, но увеличивают бюджетный дефицит, и т. д. Наконец, развитие любых форм теневой экономики ведет к подрыву хозяйственной этики. Если эти тенденции заходят слишком далеко, люди начинают терять всякое представление об общепринятых «правилах игры», живут по принципу «все дозволено», в результате чего общество проваливается в пучину хаоса и нестабильности.

Соотношение позитивных и негативных эффектов теневой экономики зависит от ее масштабов (см. рис. 1-1).

Позитивный эффект возрастает по параболе, т. е. темп его роста замедляется с увеличением относительной величины теневой экономики. Зато негативный эффект имеет ярко выраженную тенденцию к ускоренному росту по мере увеличения теневой экономики. В таком случае результирующий эффект сначала будет иметь положительный знак и расти (участок ОА), потом его рост остановится (в точке А), начнется процесс спада (участок АВ), а затем результирующий эфчэект приобретет отрицательное значение, величина которого будет стремительно расти (после точки В).

Эта графическая модель показывает важность контроля над масштабами теневой экономической деятельности. Общественное благосостояние максимизируется.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ

Кафедра экономической теории

Курсовая работа по теме:

«Теневая экономика»

Выполнил:

Студент 1МБДА, 01 группы

Гуща Р. А.

Научный руководитель:

к.экон.н., доцент

Назарова И. Б.

Введение.

1.1 Фиктивная теневая экономика.

1.2 Серая (неформальная) теневая экономика.

1.3 Черная (нелегальная) теневая экономика.

1.4 Причины возникновения теневой экономики.

Глава 2. История теневой экономики.

2.1 Первая половина 20-го века.

2.2 Вторая половина 20-го века в СССР.

2.3 Теневая экономика в условиях современного мира.

2.4 Теневая экономика в странах Европейского экономического сотрудничества.

2.5 Теневая экономика в России.

Глава 3. Положительные и отрицательные стороны теневой экономики.

3.1 Плюсы и позитивные черты теневой экономики.

3.2Минусы и негативные черты теневой экономики.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Современная экономическая система - исключительно сложная и обширная структура. Она состоит из множества различных аспектов и процессов, и как любая достаточно сложная система имеет свои проблемы и недочёты. В частности, одной из таких проблем является теневая экономика. Проблема теневой экономики - одна из наиболее актуальных проблем современного мира. Её значение сложно переоценить, так как теневая экономика оказывает значительный эффект на все сферы экономической деятельности человека и на те процессы, что возникают в ходе экономического взаимодействия между субъектами рынка, такие как: формирование доходов и их распределения, функционирование системы налогообложения, торговля, инвестирование и др.

В частности данная проблема особенно актуальна для Российской Федерации с её обширной территорией и раздутым бюрократическим аппаратом.

Несмотря на то, что проблему теневой экономики относительно легко определить и зафиксировать её наличие, точное количественное измерение масштаба теневой (или неформальной) экономики вызывает затруднение в связи с самой сущностью данной проблемы и её специфическими чертами. Тем не менее, в данной работе я постараюсь осветить основные аспекты этого явления, причины и последствия её возникновения.

Глава 1. Структура теневой экономики.

Теневая экономика (она же скрытая экономика или неформальная экономика 1) - экономическое явление, характеризуемое как экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, и находящаяся вне зоны государственного учёта и регулирования 2 . Является неформальной частью классической экономики. Так же скрытая экономика включает в себя нелегальные, незаконные виды экономики, но не ограничивается ею.

Теневая экономика (underground economy) - экономическая деятельность, скрываемая с целью уклонения от налогов или из-за ее противозаконного характера. 3

Теневая экономика - стихийное и закономерное явление, возникающее в связи со стремлением субъектов рынка (домашних хозяйства, частных предприятий/бизнеса, членов правительственных структур) максимизировать свою прибыль в обход существующих государственных законов, а так же снизить издержки производства и объем налогового бремени. По факту, любая экономическая деятельность, скрываемая от органов государственного регулирования, направленная на сокрытие истинного уровня доходов и уклонение от уплаты налогов попадает под определение теневой экономики.

Согласно классической типологии теневой экономики, основанным критерием которой является отношение скрытой экономики к официальной («белой») экономике, условно выделяется три разновидности внеэкономической деятельности:

    Фиктивная теневая экономика.

    Серая (неформальная) теневая экономика.

    Черная (нелегальная) теневая экономика. 4

      Фиктивная теневая экономика.

Фиктивная экономика - вид незаконной экономической деятельности, связанный с нерегламентированным перераспределением легальных доходов и получением непосредственной финансовой выгоды. В подавляющем большинстве случаев подобной деятельностью занимаются экономические агенты, занимающие руководящие должности и имеющие доступ к финансовым потокам и наделенные властными полномочиями, в связи с чем данный тип экономической преступности получил название «Беловоротничковая преступность». 5

К этому типу теневой экономики относят такие виды противоправных действий как: мошенничество, уклонение от уплаты налогов, коррупция и др.

Беловоротничковая преступность является одним из самых распространенных явлений, наносящим наибольший ущерб экономике и экономическому росту в целом из-за своего масштаба, относительной лёгкости и безнаказанности, значительными трудностями ограничения и регулирования. Более того, помимо экономического ущерба фиктивная экономика способствует снижению темпов развития страны и наносит вред общественному благосостоянию.

Для наиболее структурированного понимания сущности данной экономической деятельности целесообразно выделить следующие характерные черты фиктивной экономики:

    Субъектами данного вида преступной деятельности преимущественно являются лица, занимающие руководящие должности и имеющие доступ к финансовым потокам и рычагам давления.

    Преступная деятельность осуществляется в сфере экономики и управления и использует легальную экономическую, хозяйственную, финансовую деятельность как свою основу и прикрытие;

    В данном виде экономического преступления отсутствует элемент физического насилия, но он включает в себя использование правовых «дыр» в законодательстве и злоупотребление служебным положением;

    Высокая степень организованности, структурность и пирамидальность преступной деятельности, проникающей во все сферы экономики;

Разрушительная сила «беловоротничковой» экономики заключается в том, что процесс регулирования данного вида внеэкономической деятельности является исключительно сложным и малоэффективным, так как физически невозможно установить контроль над каждым субъектом экономической системы и отслеживать его действия. Более того, благодаря развернутой структуре «беловоротничковой» экономики, проникающей во все области экономической деятельности людей связанные с производством и перераспределением ресурсов, а так же благодаря интегрированности коррумпированных субъектов в подавляющее большинство властных и бюрократических структур, полное искоренение фиктивной экономики представляется маловероятным или же невозможным.

      Серая (неформальная) теневая экономика.

Под определение неформальной «серой» экономики попадает такая экономическая деятельность (в подавляющем большинстве случаев - мелкий бизнес), которая разрешена законом, но не учитывается официальными статистическими (учётными) данными. Дабы конкретизировать вышеизложенное понятие, серая экономика - это такой сектор теневой экономики, в котором производятся обычные товары и услуги, но предприниматели уклоняются от правомерного официального учёта в целях снижения расходов, связанных с получением лицензии на осуществляемую деятельность, уплаты налогов и т.д. 6

В отличии от «беловоротничковой» или криминальной теневой экономики «серая» экономическая деятельность не представляет собой объект для общественного порицания и осуждения. Данный феномен можно объяснить тем, что «серая» экономика является исключительно распространенным средством дополнительного заработка у низших и средних слоёв населения. Более того, из-за слаборазвитого правового сознания и редуцированного чувства гражданско-правовой ответственности у населения Российской Федерации, данный вид внеэкономической деятельности не воспринимается как правонарушение, что ведет к укоренению подобной деятельности среди населения.

В качестве примера «серой» экономической деятельности можно привести такое обыденное для России повсеместное явление, как неофициальное репетиторство. Граждане, обладающие специфическими научными знаниями, предоставляют услуги по обучению другим лицам (в подавляющем большинстве случаев - выпускникам старшей школы и аспирантам) за денежное вознаграждение. Данный вид деятельности является легальным, но в целях снижения своих экономических издержек, преподаватели не регистрируют этот источник дохода в целях неуплаты подоходного налога. Таким образом, «предприниматели» полностью минимизируют свои налоговые издержки. Так же стоит отметить, что в подавляющем большинстве случаев данное экономическое правонарушение расценивается общественностью как нормальное явление, в связи с чем возникают дополнительные затруднения при попытке регулирования подобной деятельности.

      Черная (нелегальная) теневая экономика

Черная (или нелегальная) теневая экономика - наиболее криминализированный субъект теневой экономики. Он напрямую связан как с нарушением законодательства государства, так и ущемлением прав и свобод личности и других хозяйствующих субъектов. Данный вид экономической деятельности присущ любому государству, так как является исключительно прибыльным, хоть и незаконным предприятием.

К нелегальной экономике относятся множество видов преступной деятельности, например: производство и продажа запрещённой продукции; разбой; кражи; вымогательство; похищение и торговля людьми и т.д.

Одним из характерных составляющих сферы нелегальной экономики является чёрный рынок. Чёрный рынок существует практически везде, где есть запрет на торговлю каким-либо товаром или она каким-либо образом ограничена. Его возникновение является закономерной реакцией на спрос со стороны отдельных групп граждан, желающих приобрести незаконный товар. Благодаря тому, что «предприниматели», занятые в данной области, являются монополистами, они в состоянии повышать цены до того уровня, когда «издержки» будут многократно покрываться доходами, в силу малой эластичности спроса. Таким образом, риски, связанные с продажей незаконных товаров, частично или полностью компенсируются значительной экономической отдачей и прибыльностью.

Так же хотелось бы отменить, что зачастую криминальная экономика тесным образом переплетается с «беловоротничковой». В случае высокой коррумпированности государственных структур и органов по борьбе с преступностью возникает ситуация, когда криминальная деятельность ведётся при негласном согласии и покровительстве органов надзора, так как у служащих подобного рода структур существует материальная заинтересованность.

Введение

………………. 3

1.1. Определение теневой экономики ……………………………………… 5

1.2. Структура теневой экономики ………………………………………… 5

1.3. Факторы развития теневой экономики ……………………………….. 8

Глава 2. Влияния «теневой» деятельности на экономику России ……. 12

2.1.Основные причины ухода предприятий в теневую экономику …….. 12

2.2. Факторы увеличения объема “теневой” экономики ………………… 13

2.3. Стабилизирующее и дестабилизирующее влияние теневой

экономики …………………………………………………………….... 16

………………………… 18

3.1. Практикуемые подходы к нейтрализации теневой экономики …… 18

теневой экономики …………………………………………………………… 21

Заключение ………………………………………………………………… 26

Список литературы ……………………………………………………….. 27

Введение

Проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить учёному-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, нормальных, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно очевидна необходимость их анализа.

Цель данной работы – это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

· определить сущность, понятие, формы и виды теневой экономики;

· рассмотреть влияние «теневой» деятельности на экономику России;

· определить пути ослабления теневой экономики.

Курсовая работа состоит из трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теневая экономика. Сущность, виды и формы

1.1. Определение теневой экономики

Теневая экономика как явление возникла с древних времен и «успешно» функционирует по сей день. Рассматриваются ее масштабы, она выступает во все более разнообразных формах. Несмотря на многовековую историю, теневая деятельность пока еще не стала предметом специального и при этом всестороннего экономического исследования. Изучая общие закономерности экономики, экономическая теория практически никогда не заостряла внимание на проблемах теневой экономики: она ею либо пренебрегала, либо считала, что теневая экономика функционирует с использованием тех же экономических механизмов, что и легальная. Согласно, общепринятому пониманию, теневая экономика использует те же ресурсы и рынки, что и легальная, с тем лишь отличием, что все это происходит «вне поля зрения» государства . Такой упрощенный взгляд на теневую экономику привел к тому, что, к сожалению, экономисты до сих пор не очень отчетливо понимают механизм теневой экономики, вследствие чего часто неэффективными являются те шаги, которые часто предпринимаются в целях ее искоренения. Не удивительно, что среди экономистов пока не существует единой точки зрения по поводу определения теневой экономики.

Теневая экономика – явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, является предметом интереса исследователей с 30-х годов XX века. Различались как взгляды на сущность этого явления, так и количественные оценки его масштабов. В отечественной науке и экономической практике интерес к проблемам теневой экономики отчетливо проявился в 80-е годы. Это было обусловлено как социально-экономическими причинами, связанными с возрастанием ее роли в народном хозяйстве и криминализацией, так и с причинами идеологическими. Последние проявились в стимулировании руководством страны научных исследований, направленных на выявление деформаций и дискредитацию командной социально-экономической системы государственного социализма.

Понятие «теневая экономика» базируется на общем понятии «экономика» (термин «экономика» происходит от греч. oikonomike – искусство управлять хозяйством) . В сущности, экономика отражает совокупность производственных отношений, которые соответствуют конкретной общественной среде. Так что такое теневая экономика? На этот вопрос даются самые разные ответы.

В настоящее время единого общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Многообразие позиций обусловлено, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования.

Высказывается мнение, согласно которому теневая экономика - экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. она представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести.

Согласно другому мнению, под теневой экономикой понимаются неучитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ.

Третья точка зрения - теневая экономика - все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки.

Каждая из указанных точек зрения по-своему правильна и отражает в той или иной степени наблюдающиеся в экономике реальные процессы. Они характеризуют теневую экономику с различных сторон и по существу не противоречат друг другу. Таким образом, теневая экономика как бы распадается на три крупных блока:

1. Неофициальная экономика . Сюда входят все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место неучитываемые официальной статистикой производство услуг, товаров, сокрытие этой деятельности от налогообложения.

2. Фиктивная экономика . Это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег.

3. Подпольная экономика . Под ней понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности.

1.2. Структура теневой экономики

Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в Росси является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика должна базироваться и развиваться из конкретных источников.

Первый из них - это пресловутый вывоз за рубеж капитала, сырьевых и энергетических ресурсов (по оценкам авторитетных экспертов это около $30 млрд. в год), при этом основная часть сделок не является в прямом смысле теневой, т.е. осуществляется на законных основаниях: сырье и энергоресурсы часто реализуются за рубеж по заниженным ценам через посреднические компании, а соответствующий процент от прибыли последних оседает за рубежом.

Вторым, и основным источником теневой экономики является нерегистрируемая государственными органами хозяйственная деятельность, которая имеет место во всех сферах экономики. Например, каким образом могут на протяжении 5-6 лет реформ выживать многочисленные слои населения, доходы которых оказались (по официальным статистическим данным) значительно ниже прожиточного минимума?

Согласно официальной статистике, уровень жизни населения в России в 1998 году относительно 1993 года составил 60%. Причем только в 1998 году реальная зарплата снизилась на 25%. Между тем количество легковых автомобилей в частном владении не уменьшилось, а число иномарок - увеличилось: только в 1998 году в Россию было ввезено 400 тысяч автомобилей. Эту статистику можно объяснить только наличием теневого фактора.

В общемировом масштабе удельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта. Так, в африканских странах этот показатель достигает 30%, в Чехии - 18%, а на Украине - 50%; удельный вес теневой экономики в хозяйственном обороте России равен 40%.

Показатель 40-50% является критическим. На этом рубеже влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между легальным и теневым укладами наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности общества. (Приложение 1)

Ключевым признаком теневой деятельности можно считать уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при регистрации. При этом основным средством платежа становятся наличные деньги и особенно иностранная валюта. В решении же деловых вопросов преобладают так называемые “разборки”.

Если приоткрыть “теневую завесу”, то за ней окажется “пирамида” движущих сил неформального сектора экономики.

На ее вершине сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками, оружием, угонщики автомобилей, киллеры, наемные убийцы, сутенеры. К этой категории можно отнести и представителей органов власти и управления, если они берут взятки или торгуют государственными должностями и интересами.

В середине - теневики-хозяйственники. К ним следует отнести предпринимателей, коммерсантов, финансистов, промышленников, мелких и средних бизнесменов, в том числе и “челноков”. Эти люди - “мотор” экономической деятельности, и не только нелегальной.

Третья группа представлена наемными работниками, причем как физического, так и интеллектульного труда. К ним могут примыкать коррумпированные государственные служащие, в доходах которых (по некоторым данным) до 60% составляют взятки.

Общий интерес для всех слоев “пирамиды” заключается в получении дополнительного дохода за пределами “правового поля”. Есть и общие формы реализации интересов. Так, вывоз капитала за рубеж присущ всем. Правда, представители криминального и среднего уровней делают это в основном путем незаконных операций с сырьем и стратегическими материалами, с импортными товарами, с инвестициями, с подделкой платежных документов. Капитал, вывезенный усилиями только этих слоев, эксперты оценивают в $300 млрд. Наемные работники могут предложить на экспорт только “мозги” и рабочие руки.

Криминальные структуры действуют преимущественно в сфере перераспределения доходов, которые получают внеэкономическими методами, главным образом насилием - от шантажа до наемного убийства.

Представители среднего слоя, как правило, изначально являются законными собственниками производимых доходов. И лишь в дальнейшем по воле обстоятельств “уводят” доходы от налогообложения. На роль судей-арбитров по выполнению сделок они привлекают представителей криминальных структур. Ведь сделки не зарегистрированы, а значит, обращаться официально в арбитражный суд в случае невыполнения договоренности невозможно.

Криминальный слой “пирамиды” объективно заинтересован в существующих условиях, при которых набирает силу теневая экономика. Ибо ее представители контролируют до 90% предприятий и организаций. И это основное поле для получения нелегальных доходов. В целях консервирования такой ситуации в ход пускается подкуп выборных и назначенных должностных лиц. Не потому ли так долго рассматриваются в законодательных органах соответствующие законы?

1.3. Факторы развития теневой экономики

Традиционно к основным факторам развития теневой экономики ученые относят следующие:

Высокий уровень налогообложения. Данный фактор признается одним из самых значимых, стимулирующих рост и активизацию теневой экономики. Он оказывает свое воздействие в странах с любым типом рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой стране имеет свои особенности. Например, в США особое влияние на развитие теневого сектора оказывают высокие ставки подоходного налога. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость.

Официально доля всех налоговых поступлений в России была в пореформенное время на уровне 33 % ВВП. Это было почти столько же, сколько и в США, но гораздо меньше по сравнению, к примеру, со скандинавскими странами (в Швеции на тот момент - 61 %). В Европе налоговая нагрузка сейчас постоянно растет: отчисления из заработной платы, составлявшие в начале 70-х годов 27 %, сегодня преодолели в Европе отметку в 42 %. В Греции, Италии, Бельгии и Швеции самые высокие налоги в Европе (72-78 %). В этих же странах наиболее развитый теневой сектор. В то же время развитые страны с наименьшим уровнем налогового бремени - США и Швейцария (41,4 % и 39,7 % соответственно) - имеют относительно небольшой теневой сектор.

Как известно, налоговое изъятие свыше 50 % прибыли лишает предприятие стимула для дальнейшей активной деятельности. По оценке западных экспертов, из-за прямых и косвенных налогов 55 % всех предприятий переходят в теневой сектор.

Завышенная регламентация экономики. Этот фактор проявляется, в основном, в следующих действиях государства: запрет на обращение каких-либо товаров или услуг; административное вмешательство в процесс ценообразования; чрезмерная власть бюрократии, слабая контролируемость бюрократических решений. Результатом этого является рост теневой экономики. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих.

Значительные масштабы госсектора в экономике. Значительные масштабы государственного сектора в экономике порождают отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в форме и прямых и косвенных дотаций, субсидий, льготных кредитов среди государственных предприятий. Это является питательной основой для формирования сектора неформальных, и часто криминальных отношений, связанных с распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), легализации, инвестирования, перевода за рубеж. Таким образом, эффективность деятельности государства является важнейшим фактором, определяющим масштабы теневой экономики.

Экономическая нестабильность, кризисное состояние экономики. Уход экономики в "тень" является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в ее теневом секторе может иметь множество преимуществ.

С другой стороны, кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является теневой сектор.

Незащищенность прав собственности порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что если права собственности могут быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту, надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать.

Неблагоприятный социальный фон. Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т. д. являются прекрасной "питательной средой" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т. д.

Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес "хозяина" оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо и т. д.

Политическая нестабильность. Этот фактор также, как и "незащищенность прав собственности", стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала.

Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем ее объем уменьшается не только за счет "затенения",но и по причине элементарного свертывания деятельности"до лучших времен".

В зависимости от развития рыночных отношений, состояния экономики в целом причин существования теневой экономики будет больше или меньше, степень влияния разных из них будет варьироваться. Также на развитие теневой экономики влияют экономическая свобода, граничащая со вседозволенностью деформация морально этических требований.

Экономическая безопасность. Фактор, на наш взгляд, наиболее существенный. Теневая экономика, проникшая во все поры экономического организма, усиленно разлагает и подрывает его. От этого экономика становится рыхлой и небезопасной. Из этого вытекает следующий фактор.

Национальная безопасность. При слабой экономической безопасности не может быть сильной национальной безопасности.

Глава 2.Влияния «теневой» деятельности на экономику России

2.1. Основные причины ухода предприятий в теневую экономику

Теневая экономическая деятельность в сфере малого бизнеса разнородна и подход в силу данного обстоятельства должен быть дифференцирован. С одной стороны, бороться с “чистым криминалом“ - функция правоохранительных органов. С другой стороны, совершенно очевидна необходимость принятия ряда мер по “легализации“ части теневого бизнеса, что позволит в определенной степени стабилизировать как экономику страны, так и частично решить проблему сокращения экономической базы организованной преступности, использующей различные формы малого предпринимательства.

Основными причинами ухода малых предприятий в “теневую экономику“ являются: жесткий налоговый прессинг, возможность альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), административный характер арендных отношений (неразвитость рынка недвижимости), административно-бюрократические барьеры при регистрации, получении лицензий и т.д. По некоторым оценкам “теневая” экономика охватывает в малом бизнесе от 30 до 40 % объема продукции, услуг (оборота).

Субъекты малого предпринимательства, участвующие в “теневой” экономике, могут быть разделены на три группы:

· 1 группа - сугубо криминальные малые предприятия, изначально создаваемые с преступными целями (мошенничество, отмывание денег, незаконная предпринимательская деятельность). Они формируют своеобразный каркас “теневой” экономики в сфере малого предпринимательства и обладают достаточно мощными ресурсами, силой и влиянием.

· 2 группа - теневики-хозяйственники, в значительной степени находящиеся в тени, поскольку выход в легальную экономику обернется для них существенной потерей доходов либо закрытием своего дела. Они во многом дополняют каркас, созданный группой 1, однако в перспективе это возможная основа среднего класса.

· 3 группа - предприниматели без образования юридического лица и наемные работники - своего рода “солдаты“ “теневой” экономики. Значительную часть этой группы составляют лица, для которых нерегистрируемая деятельность является вынужденной.

2.2. Факторы увеличения объема “теневой” экономики

Переход от системы административного распределения ресурсов к рыночному механизму развития означает изменение динамики номинальных показателей. Переход способствует росту сферы “агрессивной координации”, когда сделки заключаются под влиянием силы, минуя мораль и закон.

В ходе реформ был фактически ликвидирован механизм контроля власти со стороны общества. На сегодняшний день, к сожалению, нельзя дать ни достоверной оценки финансовых ресурсов, так как Минфин тщательно скрывает многие данные, ни выяснить объем приватизационной собственности. Впрочем, и в случаях вскрытия самых серьезных злоупотреблений властью никаких санкций не применяется. Все это способствует распределению собственности и бюджетных денег криминальными структурами.

Мировой опыт свидетельствует о том, что выйти из ловушки тотальной криминализации социально-экономических отношений довольно-таки трудно. Ведь если национальное богатство распределяется между кланами, имеет место некий вариант феодализма, при котором не действуют механизмы экономического роста. Анализ причин происходящего приводит, к сожалению, к лидирующей роли государства. Далее приведены некоторые доказательства:

В 1992 г. государство начало с того, что фактически ликвидировало накопления граждан. При спровоцированной гиперинфляции практически не было предпринято никаких мер для того, чтобы сохранить трудовые сбережения десятков миллионов людей в сберегательных банках. Параллельно произошла очень серьезная криминализация финансового сектора. В том же году Центробанк России распре­делял в условиях высокой инфляции кредиты под высокий отрицательный процент, и те, кто стоял “у кормушки”, получили колоссальные доходы.

В 1993 г. развернулась спонтанная приватизация снизу, когда всем было разрешено хватать государственное имущество по принципу “кто первый”. В результате в экономике возобладали стереотипы чисто хищнического распределения: предпринимательская энергия была устремлена не на создание нового, наращивание экономической активности и повышение эффективности производства, а на передел имущества, что обеспечивало наибольшие барыши.

В конце 1993 г. произошло, свертывание демократических институтов контроля власти над обществом. И после этого началась легализация криминальной деятельности. Если раньше деньги из бюджета воровали преимущественно в неле­гальных формах, то, начиная с осени 1993 г., правительственные структуры пошли по пути легаль­ного предоставления незаконных льгот “придворным” коммерческим структурам. Соответству­ющие примеры хорошо известны, их совокупность свидетельствует о том, что в денежно-бюджет­ной сфере легализация криминальных отношений - факт свершившийся.

Небезызвестная денежная политика 1994 г. привела к тому, что существенная часть хозяйственных отношений постепенно трансформировалась и перешла в “теневой” сектор. Ис­кусственно вызванный кризис ликвидности в расчетах в реальном секторе экономики привел к тому, что предприятия стали широко практиковать бартер и расчеты наличными и, естественно, уходить от налогов.

В общем, этот небольшой анализ показывает, что именно государству и государствен­ной политике мы обязаны тем, что отечественная экономическая система погрузилась в “квазико­лумбийское” состояние: в 1995 г. фактически уже сформировались механизмы его устойчивого самовоспроизводства.

Еще совсем недавно существовала точка зрения, согласно которой наличие “теневой” экономики - прямое следствие подавляющей нормальную хозяйственную жизнь административной системы управления, с устра­нением которой и переходом к рыночному хозяйствованию запрещенные и потому не реги­стрируемые сделки неизбежно легализуются и выйдут из “тени” в “свет”. Сегодня наивность подобных надежд очевидна.

В 1992 г. , когда руководители предприятий требовали от российского правительства индек­сации оборотных средств, на многих из них имелись значительные запасы сырья и материалов, оставшиеся в наследство от административной системы распределения ресурсов. Эти запасы товарно-материальных ценностей составляли большие трети валового общественного продукта СССР в 1991 г. , и торговля ими, в том числе вывоз за рубеж, осуществлялась весьма бойко. Факти­чески имело место массовое “поедание” предприятиями их оборотных средств, а сегодняшняя “стабилизация” - это “поедание” уже средств основных: на большинстве предприятий о создании амортизационных фондов и каком-то поддержании прежнего уровня производственных мощно­стей ныне не идет и речи. Именно “экономия” за счет “бесплатного” использования основных средств представляет собой главную особенность новейшего этапа эволюции “теневой” эко­номики.

2.3. Стабилизирующее и дестабилизирующее влияние теневой экономики

Существует несколько направлений стабилизирующего влияния теневой экономики на российское общество и его экономку.

Во-первых, с точки зрения хозяйствующих субъектов, она обеспечивает более эффективные формы экономической деятельности. Теневая экономия на налоговых изъятиях позволяет предприятию увеличить чистую прибыль и дает предприятию серьезное конкурентное преимущество по сравнению с теми, кто работает полностью легально.

Во-вторых, стабилизирующее воздействие теневой экономики проявляется в формировании новых рыночных ниш, а значит, создает условия для выживания населения в период спада официальной экономики и падения уровня жизни. В качестве источника новых рабочих мест и дохода теневая экономика выполняет роль социального стабилизатора, сглаживая чрезмерное неравенство доходов и уровня жизни, уменьшая социальное напряжение в обществе.

В-третьих, она формирует финансовую базу для негосударственной социальной деятельности. Спонсорство политической активности, финансирование различных лоббистских экономических ассоциаций и союзов, а также благотворительность в сфере искусства (театр, кино и др.) в значительной мере идут за счет наличных денег, поступающих из “теневой” экономики.

В настоящее время теневая экономика является также мощным фактором дестабилизации российского общества. Главные направления его воздействия следующие.

Во-первых, вытеснение официальных механизмов налогообложения и, соответственно, пропорциональное снижение объемов собираемых налогов. Именно это явилось одной из главных причин кризиса, разразившегося после 17 августа 1998 г. Этот кризис - следствие несостоятельности официальных механизмов налогообложения, которые оказались не в состоянии обеспечить фискальные потребности государства, не сумевшего (и не могущего) выполнить свои элементарные функции. Альтернативные теневые механизмы налогообложения (плата “крышам“, прямые выплаты чиновникам за выполнение ими своих функций и т.п.) оказались той альтернативой, которая вытеснила официальное налогообложение.

Во-вторых, “теневая” деятельность оказывает дезорганизующее влияние на производственный процесс в рамках официальной экономики, ухудшает положение и препятствует созданию нормально работающих, «здоровых» экономических организаций.

В-третьих, частично связанная с криминальной деятельностью, “теневая” экономика порождает многочисленные конфликты, часть которых разрешается с применением насилия.

В-четвертых, теневая экономика - важнейших фактор формирования деловой этики, и, более того, социальных норм в целом. Расширение и укрепление теневой экономики привели к “размытости“ социальных норм - люди перестали различать, что можно, а что нельзя в хозяйственной жизни, каковы критерии оценки того или иного хозяйственного действия.

Дестабилизирующее влияние “теневой” экономики состоит в том, что она привела к неформальной институционализации не только операции обналичивания, но и множества других также не безобидных экономических феноменов.

Глава 3. Пути ослабления теневой экономики

3.1. Практикуемые подходы к нейтрализации теневой экономики

В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреж­дениях доминируют два подхода к решению проблем теневой экономики.

Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 - начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производствен­ных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой. Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи относительно того, чтобы «провести полную легализацию всей теневой экономики и начать жизнь с чистого листа». Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в том числе со стороны «теневиков» - хозяйственников, испы­тавших все 2прелести» сотрудничества с организованными преступными сообществами и жела­ющих «начать жизнь с чистого листа» без угрозы быть застреленными, снова подвергаться налетам рэкетиров и т.п.

Второй - репрессивный - подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы описанного либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразде­лений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против теневой экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам».

Реализация рассматриваемого законопроекта лишь ужесточит эту систему. Под пресс попадут, прежде всего, мелкие и средние предприниматели, а также те трудящиеся, которым удалось получить некоторые денежные средства сверх мизерных окладов (у воротил же бюрократическо-криминальной экономики, в руках которых как раз и сосредоточена основная масса не конт­ролируемых государством доходов). Причем поведение этих «накрывае­мых» карающими статьями закона лиц спрогнозировать несложно: чтобы не «засвечиваться», они или отложат на время кампании крупные покупки (что, безусловно, снизит общую хозяйственную активность), или постараются обойти закон (к примеру, подкупать возможных осведомителей, оформлять торговые сделки по частям или вообще их не документировать). Приближенные же к власти имеют высокие шансы обрести благодаря законопроекту эффективные экономические и политические рычаги для шантажа и устранения конкурентов (внешне мотивы задействования этих рычагов будут самыми благовидными - наказание за сокрытие доходов). Став фактором поощерения тотального доносительства, подобный закон не дал бы никаких гарантий от утечки соответ­ствующей информации от чиновников уголовному миру.

В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности в легальную, экономические результаты его принятия окажутся во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы - ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций - их усиление.

Не более благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты использования преиму­щественно репрессивных методов. Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не только «теневиков» - хозяйственников, ставших, как уже отмечалось жертвой губительных для производства общих условий хозяйствования, но и значительной части рабочих, которым “теневая“ экономика помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Под­держка же подобных мер со стороны сравнительно слабых ныне групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих «лежащих на боку» предприятий, как представляется, не поз­волит создать оптимального баланса сил в обществе. Уровень поддержки населением властей при использовании комплекса репрессивных мер оценивается экспертами как «относительно низкий», а уровень сопротивления властям - как «относительно высокий». В общем, задействование репрессивных методов, не сулящее перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п.

Существует мнение о том, что предлагаемый вариант легализации теневого капитала желателен, но нереалистичен, ибо «теневики» - хозяйственники этого не захотят. Однако в этой дискуссии важно принять во внимание следующие очевидные обстоятельства.

Предприниматели рассматриваемой категории постоянно находятся под «дамокловым мечом» , причем угрозы идут и от государства, и от криминальных элементов. Уходя от налогов, «теневик» - хозяйственник не избегает поборов: взяток чиновникам-коррупционерам и платы криминалитету. Экономические последствия этих поборов для предпринимателей те же самые, что и результаты жесткого налогового прессинга, однако соответствующие средства выплачиваются государственным и частным рэкетирам, а значит, налицо состав преступления. Такое положение комфортным не назовешь, и с накоплением минимально достаточного капитала у его субъекта (особенно с увеличением возраста и появлением перспективы передачи денег по наследству) резко нарастает стремление «спать спокойно».

Однако это лишь морально-психологическая сторона дела. А есть и чисто экономические факторы, связанные, в частности, с тем, что любая сфера, в том числе «теневая», имеет свои пределы поглощения капитала, и раньше или позже «теневики» - хозяйственники оказываются перед необходимостью выхода за границы занятой ниши.

Наиболее активными критиками идеи легализации «теневого» капитала являются представители правоохранительных органов. И это понятно: по долгу службы они обязаны бороться с любыми нарушениями закона, а вся «теневая» сфера в большей или меньшей степени криминализирована (это, как говорится, следует «по определению»). Но здесь стоит вспомнить народную мудрость: «не пойман - не вор».

3.2. Создание правовых экономических условий по сокращению

теневой экономики

Практически ни у кого не вызывает сомнения, что существующая налоговая система - это тормоз для дальнейших финансово-экономических преобразований. НЭП в свое время легализовал скрытые капиталы. Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая политика: налог составлял 25% дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали повышаться: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, до 90% и более.

Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги - завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.

Следует вспомнить, как много надежд возлагалось еще недавно на приватизацию. Безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должный приток средств для инвестирования, финансовой стабилизации и решения социальных проблем. Но сегодня возможен переход к денежной форме приватизации с привлечением инвестиций. Где же их взять? Из легализованных теневых источников.

Так, например, в п.2 Указа Президента от 20 февраля 1996 года “О передаче субъектам РФ находящихся в федеральной собственности акций Акционерных Обществ, образованных в процессе приватизации” в качестве покупателей акций справедливо указываются в первую очередь граждане. Но если бы к этому добавить, что их средства могут быть инвестированы без представления доходных деклараций и с налогом не выше 25%, скажем, в акции сельского хозяйства, строительства и стройматериалов, пищевой, легкой промышленности, то это безусловно, дало бы импульс притоку солидных средств в эти отрасли.

Нельзя не видеть, что вопрос о декларациях - исходный вопрос практического осуществления легализации. Минфином был представлен в правительство законопроект “О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам”. По замыслу создателей это должен быть эффективный рычаг контроля властей над соответствием расходов граждан получаемым доходам, в первую очередь при покупке транспорта и недвижимости.

В принципе, документ правильный, соответствует мировым стандартам. Есть в нем определенная логика. Однако практика его применения без учреждающих изменений правохозяйственных условий, без программы репартации капиталов, ушедших за рубеж, может быть такова, что данный закон расширит масштабы “теневой” экономики.

Аналогичный вывод напрашивается и по законопроектам по легализации доходов, полученных преступным путем.

Как представляется, проблема легализации теневого капитала должна базироваиться на следующих принципах:

Благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;

Четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном Кодексе.

Формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к “новым русским”, проживающим за рубежом, отношения на основе эффективной программы репартации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;

Укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности;

Установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.

Отмывание “грязных” денег и легализация теневых капиталов - это отнюдь не одинаковые процессы, хотя криминалисты зачастую их отождествляют, понимая под криминальным доходом любую экономическую выгоду, полученную в результате нарушений. “Грязный” бизнес захлестнул российскую экономику. Свыше трех тысяч организованных преступных группировок специализируются на “отмывании” доходов, половина из них организовала для этого собственные легальные хозяйственные структуры. В этих целях путем насилия и шантажа установлен контроль над десятками тысяч субъектов рынка. Современные теневики получают доходы не только от преступной деятельности, но и в результате совершения хозяйственных, финансовых, таможенных нарушений.

Уголовная ответственность за легализацию незаконных доходов находится над нами уже с 1 января 1997 года, времени вступления в силу нового Уголовного Кодекса Российской Федерации. Но его статья 174 не в полной мере отражает многообразие и опасность такого рода операций. Кроме того, одних уголовно-правовых мер явно не достаточно. Необходимы, как показывает международный опыт, согласованные меры административного и финансового контроля за денежными и имущественными операциями юридических и физических лиц и соответствующее законодательство.

Мировым экономическим сообществом признано, что одной из самых больших угроз безопасности бизнеса становится использование банковской системы для совершения крупномасштабных финансовых преступлений, сокрытия и “отмывания” денег, добытых преступным путем. Криминальные круги эффективно используют в своих интересах традиционную закрытость банковской информации от внешнего контроля, стремление финансовых институтов любой ценой привлечь клиентов. Абсолютизация банковской тайны, долгие годы служившая на благо банковского дела, оборачивается сегодня своей изнанкой, противоположностью.

В большинстве развитых стран приняты и совершенствуются системы мер по предупреждению и пресечению использования финансово-кредитных институтов в преступных целях. Новый законопроект “О предупреждении легализации («отмывании») доходов, полученных незаконным путем” учитывает опыт стран с развитой банковской системой и российскую специфику. В законопроекте закладывается подробная схема противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, определены правомочия госорганов. Он позволяет поставить под контроль легальными, правовыми средствами широкий спектр доходов, ускользающих от налогов и пополнить бюджет.

Когда особо крупные средства ставятся под контроль государства и общества, организованная преступность лишается свой мощной экономической основы.


Заключение

Преступность в России все больше охватывает сферу экономики. Переходный период к рыночным структурам вызвал качественные изменения в содержании и структуре экономической преступности, в наносимом ею экономическом ущербе обществу. Ведущей причиной криминализации экономических отношений в стране явились деформации в экономической сфере, связанные с разрушением механизмов прежнего хозяйства, для становления нового, основанного на частной собственности и рыночной структуре хозяйства. Факты говорят о том, что происходит изменение главного вектора реформ: движение от идеи создания социально ориентированной рыночной экономики в сторону реального коррумпированного рынка и криминальных экономических отношений. В этой ситуации, несмотря на все усилия органов, общество не в состоянии справиться с возникшей угрозой. Экономическая преступность в России ныне представляет собой асоциальную систему, а с системой можно бороться лишь посредством системы. Вот почему на повестку дня выдвигается задача формирования и реализации общенациональной программы борьбы с экономической преступностью и ее материальной базой - теневой экономикой.

Теневая экономика поставила под угрозу безопасность и целостность России. Под воздействием криминальных структур в экономике происходят качественные изменения, свидетельствующие о трансформации типа экономического устройства России. В то же время, государственная система, обладающая инстинктом сохранения системы экономической, в состоянии навести порядок в обществе, загнать преступность в терпимые рамки. От решимости государственных органов в борьбе с преступлениями в экономической сфере зависит судьба реформ, переход страны к рыночной экономике.


Список литературы

1. Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики. // ЭКО. – 2004. – № 8. – с. 21-37;

2. Барсукова С.Ю. Возможно ли в России уменьшить теневую занятость? // Вопросы статистики. – 2004. – № 7. – с. 40-46;

3. Барсукова С.Ю. Методы оценки теневой экономики. // Вопросы статистики. – 2003. – № 5. – с. 14-23;

4. Бекряшев А.К. , Белозеров И.П., Бекряшева Н.С. Теневая экономика и экономическая преступность. М., 2003;

5. Величенков А., Куликов В. "Теневые пирамиды реформируемой экономики. РЭЖ. № 8-9, 1996;

6. Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999;

7. Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легалазация преступных доходов. СПб., 2003;

8. Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика в России: иной путь развития. М., 1997;

9. Крашаков А. Теневая экономика «цветет и пахнет» // АиФ. – 2002. № 18-19;

10. Круглов Д. Теневой бизнес в Беларуси: некоторые тенденции. // Главный бухгалтер. 2002. № 21;

11. Ларьков А.Н., Кривенко Т.Д., Куранова Э.Д. Расследование новых видов экономических преступлений: Методические рекомендации для сле­дователей и прокуроров. М., 1995;

12. Лунеев В. Теневая экономика: криминологический аспект. // Общество и экономика. – 2004. – № 2. – с. 100-106.

13. Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России. // Вопросы экономики 1998. № 3;

14. Мысловский Е.Н. Внимание: "Кидал-Инвест". М., 1996;

15. Нестеров А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблемы безопасности // Вопросы экономики. 1995. № 1;

16. Новик С. Методы оценки теневой экономики. // Банковский вестник. – 2004. – № 10. – с. 25-32;

17. Организованная преступность и частные инвестиции /Под ред. В.И. Попова. М., 1998;

18. Ореховский П. "Статистические показатели и теневая экономика", РЭЖ. № 4. 1996;

19. Попов Ю.Н., Тарасов М.Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства. М., 2005;

20. "Теневая экономика", Бунич А.П., Гуров А.И. и др., М.: Экономика, 1991.

Недостаточный уровень развития экономических отношений в обществе, механизмов государственного управления приводит к негативному явлению — теневой экономике.

Желание скрыть доходы (или их часть) от контролирующих органов присутствует у множества субъектов предпринимательства и граждан по всему миру. Но в одних странах существуют благоприятные условия для процветания теневого бизнеса (массовая коррупция, слабая система управления и контроля, завышенные ставки налогов и сборов), в других такие условия пресекаются жёсткой системой наказаний, отсутствием системного взяточничества, гибкой, разумной системой налогообложения.

Ещё одним важным фактором развития теневой экономики является тяжёлая социальная обстановка. Человек, у которого не хватает элементарных средств для существования, вынужден соглашаться работать неофициально на нечестного работодателя.

Основные виды и составляющие теневой деятельности от статистических, контролирующих органов:

  • «Вторая» экономика. Сокрытие части совершаемых хозяйственных операций, товарооборота и финансов. Осуществляя официально разрешенные виды экономической деятельности, субъекты предпринимательства не отражают в бухгалтерском, статистическом, налоговом учете и отчетности определенную долю отгруженной продукции, выполненных услуг, скрывают часть выручки, реальной заработной платы от налогообложения;
  • «Чёрный» бизнес. Незаконное занятие запрещенными видами деятельности (контрабанда, наркобизнес, скрытый оборот поддельных спиртных и табачных изделий, продажа оружия);
  • «Серая» экономика. Получение доходов мошенническим путем (обсчёт покупателей в местах торговли, приписки, хищения, взятки), организация подпольных цехов. Сокрытие от учета трудовых ресурсов, их реального размера зарплаты и обязательных отчислений в социальные фонды и бюджет. Сомнительные финансовые операции с целью вывода денежных средств в офшорные зоны;
  • Коррупционные доходы в бюджетной сфере (взятки за «решение вопросов» чиновникам, представителям контролирующих органов, а также в сферах здравоохранения, образования, коммунальных и государственных услуг).

Основными сферами теневой экономики являются подпольное производство, оказание услуг, розничная торговля. Как правило, «чёрной» экономикой занимаются субъекты организованной преступности. Этот теневой сегмент представляет наибольшую опасность для дальнейшего развития государства. Благодатная почва для «чёрного» бизнеса подпитывается в правоохранительных органах, взаимосвязью теневой экономики и организованной преступности. Эти два негативных фактора требует от представителей государственного управления принципиальной и нещадной борьбы, применения суровых наказаний для защиты экономики страны от разрушения.

На «серую» и «вторую» (или «беловоротничковую») экономику возможно осуществление косвенного влияния с помощью финансовых рычагов. Субъектам предпринимательства должно стать невыгодно рисковать бизнесом ради сокрытия налогов при соответствующем снижении налогового бремени, улучшении экономических показателей, деловой атмосферы на территории страны.

Признаки теневой экономики

Основными индикаторами, высвечивающими масштабы теневой экономики на территории государства являются:

  • несоответствие уровня фактического потребления официальным доходам;
  • завышенный спрос на деньги по сравнению с методологическими расчётами центральных банков стран;
  • расхождение размеров потребления электроэнергии, других необходимых ресурсов, используемых в производственной деятельности, сфере услуг;
  • несоответствие статистических показателей трудовой занятости их размерам, установленных путём проведенных выборочных наблюдений, социологических опросов населения.

Значительные отклонения показателей свидетельствуют о большой доле укрывательства от государства совершаемых сделок между предпринимателями, занижении реального уровня доходов.

Причины теневой экономики

Любой здравомыслящий бизнесмен ведя дело, просчитывает размер своих вложений, расходов, доходов и ожидаемую прибыль. Если он при нормальных условиях финансово-хозяйственной деятельности не получает прибыль, начинается поиск законных или незаконных путей достижения положительного финансового результата. Нерациональная система налогов, сборов, тотальный надзор и контроль, системная коррупция не дают возможности честным предпринимателям успешно конкурировать с «нечистыми на руку», приводят к значительному росту доли теневой экономики в создании общего валового продукта на территории страны.

Ещё одной причиной ухода части экономики в тень являются финансовые кризисы, рост безработицы, инфляция.

Серьёзным социальным фактором, опасным для сохранения целостности государства, является потеря доверия его граждан к органам управления. Если люди чувствуют, что представители органов власти, собирая налоги не занимаются надлежащим образом обеспечением достойных социальных услуг в сфере медицины, образования, коммунальных услуг, не развивают экономическую сферу, у них пропадает желание платить отчисления в государственный бюджет.

Несоответствие экономических, юридических нормативных правовых актов реальной ситуации в стране также значительно влияет на уровень развития теневой экономики.

Возрастание доли сокрытия доходов и ресурсов неразрывно связано с ослаблением государственной системы. При снижении уровня социальной защищенности населения к постоянной группе представителей организованной преступности, присоединяются ранее законопослушные граждане, предприниматели, вынужденные любыми средствами бороться за свое выживание и сохранение собственного бизнеса. Ярким примером роста «тени» являются девяностые годы прошлого века на постсоветском пространстве. Новая законодательная база, чёткая структура правоохранительных органов отсутствовала, и реальная власть во многих местах переходила к субъектам организованной преступности.

Негативные последствия теневой экономики выражаются в не получении государством необходимых средств для наполнения бюджетов всех уровней, потере способности своевременно выполнять свои обязательства перед жителями в социальной сфере (выплаты пенсий, пособий, обеспечение надлежащего уровня здравоохранения, образования).

В конечном итоге, когда в стране на базе накопления огромных теневых капиталов реально управляют бандитские группировки, официальные властные структуры полностью теряют своё назначение во внешней и внутренней политике, что приводит к разрушению государственного управления.

Вместе с тем, в периоды финансовых кризисов, «беловоротничковая» и «серая» виды теневого сектора экономики частично способствует сохранению субъектов предпринимательства. Сохранение скрытых рабочих мест, неучтённых доходов, позволяет им выжить в тяжелейших финансовых условиях, что стало бы невозможно при полном объеме выполнения обязательств перед государственным бюджетом.

Методы оценки теневой экономики

Ученые экономисты многих стран изучили основные факторы влияния и разработали методики определения размеров экономической «тени».

Прямые методы основаны на анализе информации, полученной путем специальных опросов, наблюдений, проверок в сфере доходов и расходов субъектов предпринимательства, трудоспособных граждан и их реальной занятости.

Косвенные методы включают в себя тщательный анализ расхождений в расчётных и фактических данных товарных потоков, расходовании основных видов производственных ресурсов.

Монетарные методы основаны на сопоставлении и анализе использования наличных денежных средств в обороте.

Структурные методы направлены на изучение доли скрытых оборотов в основных сферах теневой экономики.

Авторитетные австрийские эксперты Ф.Шнайдер и Д.Энсте провели подробные расчёты, анализы уровня теневой экономики в различных странах по состоянию на конец 20 столетия. Оказалось, что наиболее высокая доля сокрытия доходов и занятости существует в бывших странах Советского Союза. Главная причина этого негативного факта – слабость, недостаточное развитие государственного управления, массовое нежелание соблюдать правовые нормы и реально побороть коррупцию:

  • В России и Армении доля теневых доходов составила до 45%, теневых трудозатрат 40%;
  • В Азербайджане соответственно 60 и 50%;
  • На Украине в тени 50% ВВП и 41% трудовых ресурсов.

В странах Центральной и Восточной Европы со стабильной устойчивой государственной и экономической системой уровень теневого ВВП в среднем составил 29%, трудовой занятости «в тени» — 23%. В США « тень» составляет по разным оценкам до 10%, в Германии, Великобритании – 12%.

При определении размеров теневых хозяйственных операций в России в 90-е годы прошлого года использовалась «итальянская система» расчётов, основанная на определении трудоспособных граждан.

Примеры теневой экономики

Показательны некоторые результаты исследований российской экономики за последние годы:

  • За 2015-2016 годы около 600000 индивидуальных предпринимателей прекратили свою официальную деятельность;
  • По данным Центробанка в 2016 год оборот сомнительных банковских операций турфирм и сопутствующих транспортных агентств составил 80 млрд.рублей;
  • Летом 2017 года представители Центробанка огласили три основных направления отмывания денег, общим объёмом превышающие десятки млрд.рублей – розничная торговля, обналичивание корпоративных платежных карт, услуги туристических агентств.

Для сокращения объемов сомнительных операций регулирующие надзорные банковские органы вводят ограничительные меры наличного обращения для субъектов предпринимательства.

  1. Расчётные показатели по скрываемому хозяйственному обороту на территории России свидетельствуют о постепенном снижении доли «тени» в общем объеме ВВП до 25-30%. Но при этом уровень коррупции не падает. Вероятно, современный госаппарат не стремится к реальной борьбе с коррупцией.
  2. Расчётные показатели и банковская информация свидетельствуют о ежегодном сомнительном выводе из России до 30 млрд. долларов финансовых ресурсов. Общий ВВП России в 2016 году составил 1,28 трлн. долларов.
  3. В благополучной экономике США объём «тени» составляет 10 процентов ВВП. Но в абсолютных размерах это огромная цифра более 2 трлн. долларов!

Вероятно, полностью изжить сокрытие доходов даже в развитых странах не представляется возможным. Задача государства — сделать ее влияние минимальным, не допустить ослабления системы управления, снижения уровня бюджетного финансирования .

Познавательная литература по теневой экономике

1.Учебное пособие «Теневая экономика». Автор Привалов К.В.

2.Учебник по теневой экономике под редакцией Латова Ю.В.

3.Статья «Легализация доходов как способ борьбы с теневой экономикой». Журнал «Налоговая политика и практика» №6 за 2010 г.