Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Летучий корабль – отель в Сингапуре. Дом-корабль на Тульской (он же дом атомщиков)

Он же "Титаник", он же "Лежачий небоскрёб", он же "Дом атомщиков" и прочая прочая. Здание эпическое и впечатляющее.

В связи со своей эпичностью и представительностью служит источником самых диких городских легенд и предположений. Пока собирал матерьяльчик по нему не раз хватался рукой за лицо - настолько всё сурово. Оно и немудрено.

В очередном своём краеведческом проскоке слегонца развею некоторые.

Для началу общие сведения:

Архитекторы В.Д. Бабад, В.Л. Воскресенский, Л.В. Смирнова, В.Ш. Барамидзе. Строился почти 2 десятилетия, окончательно сдан в 1986 году.

Длина ~ 400 метров, высота ~ 50 метров, ширина ~ 15 метров (без балконов). 9 подъездов. 980 квартир.

Официально - 14 этажей, на вид - 16 этажей с окнами (из них 4 этажа с большими балконами по всему периметру) плюс два технических этажа без окон.
При этом первые три этажа, которые официально почему-то считаются всего двумя этажами - реально высотой с пятиэтажку!

В лифте доступны: 1-й, с 3-го по 12-й и 14-й этажи (т.е. пропущены 2-й и 13-й).
Жилые этажи: 3-15 (включительно).

Двухуровневые квартиры на 12 и 14 этажах.


Почему-то к его строительству упорно приплетают бедного Лзаря Моисеевича Чериковера, да ещё называя его Леонидом, хотя старичок скончался ещё в 1964 году, и из потустороннего мира, разве что, мог проекты диктовать... Не, ну понятно, не дают людям столь масштабные здания: "Не может быть, чтоб тут обошлось без ОГПУ!". Таким ребятам надо через дорогу - в Кащенку.

Ну, понятно, легенды про Главного Прораба (кто это?!), который-де "всё сделал вопреки" и его то ли чуть не съел лично Леонид Ильич, то ли из партии чуть не исключили....

Много всякого бреда насочиняли. Ладно, для начала посмотрим, что было на Большой Тульской улице до появления сего монструозуса.

Райончег Серпуховской заставы был весьма запущенной городской окраиной с малоэтажной застройкой. В начале 20 века в районе нынешнего ТТК, по Духовскому переулку, огибавшему Даниловское кладбище граница Москвы и проходила. И до 60-ых годов Б. Тульская (совместно с Малой, проходящей сейчас по тыловой части "дома-корабля") лепилось нечто такое:

Во дворах так вообще - что-то такое:



Довольно долго ещё стоял на углу с Духовским переулком "дом Жданова", пока не был снесён в 2000 году при строительстве ТТК:

Да, что интересно - дом был до последнего дня частным. Всю советскую эпоху в нём жили потомки дореволюционных хозяев...

Что интересно, наряду со стоящими тут дореволюционными домиками по Б. Тульской (фактически - началу Варшавского шоссе) ,по Серпуховскому валу нагородили в 30-ые добротных домов в 3-5 этажей для рабочих находящегося за рекой ЗИСа. Кои и поныне стоят, не кашляют. Типа таких:

А в один из домов на месте нынешнего "дома-корабля" так вообще бомба в 1941 году попала:

В конце 60-ых здесь начали масштабную расчистку. В начале 70-ых начали городить сей дом. Строительство велось по заказу "Атоммаша", естественно, сие отразилось на проекте. (Далее я буду делать длинные вставки с http://mosday.ru/info/article.php?house-ship , сильно подредактировав и вставив)

В конструкции использовалось все - монолит, железобетонные плиты и балки, кирпичная кладка.

Главный прораб до тех пор строил только атомные реакторы в СССР, что сказалось на фундаментальности строения. Дом сейсмически устойчивый, плюс, для препятствования складыванию, все углы не по 90-градусов, а по 87 и 93. Правда, в Москве таких катаклизмов не было, но мрачноватая логика строителей-атомщиков неопровержима: "на случай атомной войны".

Внизу дома между парами подъездов и по краям имеются высокие пролеты с большими колоннами. Они служат для прохода людей сквозь дом (дабы не обходить полкилометра вокруг) и, вероятно, для пропускания порывов ветра (иногда ветер там практически сносит с ног).

Внешние и несущие стены, перекрытия и балки из очень прочного железобетона (отливались на оборонных заводах атомной энергетики). Строители, делавшие ремонт квартир, говорили, что такого крепкого бетона нигде не встречали (дорогие буры перфораторов сгорали только так). Внутренние стены-перегородки как правило - из кирпича и по сути не являются капитальными.

Дом строился очень долго - почти два десятилетия... Когда въезжали первые жильцы в один конец дома, другой еще только строился. И в определенный момент он был похож как бы на верблюда с двумя горбами, так как по краям уже все стояло, а в середине был провал, во всю работали краны, поднимали плиты, при этом в окнах крайних подъездов уже горел свет, и жили люди.


Между 1985-90гг

Так как строительство велось очень долго, то качество отделки и инженерии в разных подъездах различалось. В последние годы отделочные работы велись солдатами, поэтому были выполнены весьма некачественно. И если обои и покраска мало кого беспокоили, так как большинство новоселов все это сразу переделывали, то штукатурка и выравнивание кривых стен и потолков доставила немало хлопот при проведении капитальных евроремонтов уже в постперестроечные времена.

Все двери внутри квартир и подъездов были весьма качественные и шпонированные натуральным деревом (даже на пожарных щитах). Во всех квартирах была проведена пожарная сигнализация. А на верхних этажах легковыбиваемые балконные перегородки (для эвакуации). Плиты электрические. Пол паркетный. Окна с толстыми 6 мм стеклами и большими межрамными пространствами, а со стороны шоссе - с шумоподавляющими фрамугами. Также для шумотеплоизоляции ванных комнат, вентиляционных шахт и водно-канализационных каналов - двойные стенки с пустотой внутри.

В доме можно встретить квартиры очень различных планировок и площадей. В связи с многократными перекраиваниями проекта и долгострою, в доме можно встретить много необычно "чудных" конструктивных решений, в основном касающихся планировки и инженерии. Например, очень "кучеряво" напутанная система водоснабжения - в одной большой квартире может быть аж три стояка, при этом один из них заодно перекрывает еще и кухню соседей, а воду в вашей ванной могут перекрыть другие соседи, на всякий случай закрыв свой вентиль при отъезде в отпуск.

Слышал, что в доме очень много неиспользуемых пустот. Даже встречаются целые "ничейные" комнаты, имеющие окно, но без входов и выходов.

Тут я слегка отвлекусь, дабы вспомнить, как я впервые увидал сей дом. Было это году в 1984, когда я стал бегать на секцию спортивной гимнастике в ДЮСШ, находившуюся на Мытной, за Даниловскими банями. Кстати, характерного Даниловского рынка ещё не было. Мы как раз в период его строительства часто лазали на этот бетонный купол, а потом скатывались с него на жопе по обледеневшему скату.


Вот тут, если от центра нижнего края снимка провести линию, то за рынком будет видна между домов родная ДЮСШ Замоскворецкого района...

Дом сей, тогда ещё недостроенный меня вельми впечатлил. Пареньку из Чертанова застроенного квадратно-гнездовыми пареллелепипедами I-515/9М и II-57 необычный дом с зубчатыми балконами, тянущимися на всю длину его огромную сплошными полосами окон, феерическими колоннами, несущими всю конструкцию,озаряемый огнями электросварки казался каким-то сказочным. В то, что это простой жилой дом поверить было как-то невозможно, отсюда и все эти легенды растут, надо думать.


1986 год, как раз.

И ещё немного отсебятины. Главным архитектором данного домика значится Владимир Давидович Бабад . Что характерно, как оказалось,что он же значится и проектёром моего любимого Чертановского ЗАГС , где я имел немного женится на Тасюне. То-то этот домик вечно народ отмечает, радуясь его необычной архитектуре. Дык не хухры-мухры какой делал, а дяденька с опытом! :)))

Ладно, возвращаемся к домику-кораблю.

Инфраструктура.

Во дворе дома имеется детская площадка, детский сад комбинированного вида (центр развития ребенка "Дошколенок", адрес: Малая Тульская улица, дом 17) с детским бассейном, общеобразовательная школа №547 со спортивной площадкой, футбольно-хоккейно-баскетбольная площадка, теплоузел.

Нижние этажи дома были предназначены для сферы бытовых услуг - здесь располагались ремонт обуви, ремонт часов, металлоремонт, ювелирная мастерская, изготовление ключей, почта, сберкасса, цветочный магазин, слесарная мастерская, свой ЖЭК и даже отдельный паспортный стол (отделение).

А еще - большой продуктовый магазин-гастроном, входящий в состав дома.
С его стороны под дом заезжают и выезжают грузовики, привозящие продукты в складские помещения, расположенные под землей.

Мы с ребятами там были один раз... может потому, что тогда были еще маленькими (учились в средней школе), а может и вправду, но размеры этого подземелья показались просто огромными - там прямо ездят грузовики - впечатлило сильно тогда...

Крыша.

Учитывая размеры дома - она большая и интересная.
Единое плоское пространство с выступающими конструкциями системы вентиляции и расположенными над лифтовыми шахтами техническими сооружениями для их обслуживания и выходами на черные лестницы.

Все это имеет весьма внушительный бетонный бортик с небольшим заборчиком на нем. По нему можно совершенно спокойно и даже весьма безопасно пройти по периметру всего дома. Ведь, даже если свалиться, то упадешь на балкон, который, учитывая его ширину, перелететь не так-то просто.

Сейчас проход на крышу преграждает железная решетка под замком, а хождение по бортику может оказаться намного опаснее, ведь большинство балконов обзавелись покатыми крышами.

Вспоминается, что в 1990-х годах был проект достроить сверху к дому еще два этажа с развлекательным центром, казино и отелем с шикарным видом на Москву. Делать туда хотели отдельный лифт, а жителям что-то там обустроить по дому.

Подъезды.

В доме девять соединенных попарно подъездов, в каждом более 100 квартир, а в одном месте даже три подъезда имеют единые коридоры.
За счет этой попарной соединенности и получаются такие большие длинные коридоры. Там можно бегать, кататься на велосипеде и сдавать стометровку!
На входах в подъезды стояли огромные алюминиево-стеклянные двери - по тем временам это было очень необычно.

Двухэтажные квартиры, правда ли?

Да, квартиры верхних этажей задумывались, как элитные, хотя подобное слово не для советских времен, поэтому скажем так - улучшенной планировки. Правда, по тем временам это было несколько большее...

Расскажу на примере одной четырехкомнатной двухэтажной квартиры, находящейся на 12-м и 13-м этажах, как оно тогда было.
4 комнаты (1 большая, проходная - гостиная - на первом этаже и 3 разноразмерные комнаты на втором), 2 туалета (на первом этаже унитаз и раковина, на втором этаже - унитаз и биде), ванная с раковиной - на втором этаже, два коридора (по одному на каждом этаже со встроенными гардеробами), кухня и большой балкон на первом этаже.
В целом квартира не огромна - площадь около 90 кв.м.
Попасть домой можно из двух подъездов по два лифта (маленький пассажирский и большой грузовой) в каждом (и две черные лестницы, соответственно). На лифте поднимаешься на 12-й этаж (конечно же на 13-ом этаже лифт не останавливается, а просто проезжает его), выходишь, проходишь налево, и идешь по длинному, за счет этого, кажущемуся узкому, коридору с дверьми, напоминающему гостиницу или теплоход.
При входе в квартиру не одна дверь, а две, с 20-сантиметровым тамбуром между ними (для большей комфортности, подавления шумов, запахов и сохранения тепла).
На первом этаже квартиры маленький коридорчик, встроенный гардероб, туалет с раковиной, кухня, имеющая выход в коридор (дверь со стеклом) и в гостиную (распашная двухстворчатая дверь со стеклами), большая проходная гостиная комната, соответственно, имеющая двери в коридор, кухню, выход на балкон и деревянную (позже стали делать железные) обычную (не винтовую) весьма массивную лестницу на второй этаж. Над лестницей неразумно пустующий большой шестиметровый пролет.

Стоит отметить, что по изначальному проекту между кухней и гостиной должна была быть раздвижная стена, превращающая весь нижний этаж в единое пространство (по типу студии), но решили, что это слишком уж и поставили просто двухстворчатую дверь со стеклами. Правда, стенка не капитальная и легко сносимая, некоторые впоследствии так и сделали.

Особого внимания стоит просторный балкон (шириной больше метра и длиной 6 метров) с панорамным видом . Так как на втором этаже квартиры второго балкона нет, то, стоя на этом балконе, над тобой ничего не висит и ощущается простор (при этом на 14-ом этаже он опять есть, и это неплохо закрывает тебя от осадков), а большая высота и отсутствие вблизи высоких домов открывает великолепную 180-градусную панораму.

Интересно, что из всех 4-комнатных квартир, которые я видел, не было идентичных. Все они похожи, но везде есть небольшие отличия планировки второго этажа (размеры, наличие/отсутствие кладовки, разные коридоры и ванные и т.п.).

Мне кажется странным то, что наличие 4-комнатных 2-этажных квартир на 12-ом и 14-ом этажах почему то решили разбавить 1-комнатными 1-этажными квартирами (с такими же балконами), которые как бы "впихнуты" между ними. Дело в том, что второй этаж 4-комнатных квартир существенно больше первого и как бы нависает над этими 1-комнатными квартирами. При этом их жильцы могут испытывать дискомфорт, находясь на своем балконе, когда на них сверху могут смотреть соседи со второго этажа своей 4-комнатной квартиры.

На 14-ом и 15-ом этажах тоже расположены двухэтажные квартиры, имеющие по два балкона (такой же на первом этаже и больший - на втором)! Правда, этот второй этаж там более "ужатый", говорят, что на последнем согласовании проекта было велено срезать последний этаж, но прораб лишь формально принял приказ, оставив и там двухэтажные квартиры, правда, верхний уровень выполз в технический этаж, под самую крышу).

А торцевые квартиры имеют вообще огромные по длине и еще большие по ширине изогнутые балконы.

Панорама с крыши домика к Большой Тульской, Холодилному пр. и Москве-реке:

А тут - на юго-запад, с 14 этажа. Кащенка за домами...

На запад. Вдали - Университет:

На северо-запад, к Шаболовке:

Ну, как-то оно вот так. Всем спасибо, извините, досвидания.

Этажность: 5-15

Материал наружных стен: газобетонные навесные панели

Высота жилых помещений: 250 см

Квартиры: одно-, двух-, трех-, четырех-, пятикомнатные

Производитель: Автовский ДСК (ДСК-3)

Годы строительства: 1969-1982

Основные районы «дислокации»: Красносельский, Кировский, Приморский

«Корабли» - наиболее типичные и узнаваемые дома первой половины 1970-х годов, которые относятся к третьему после хрущевок и ранних брежневок градостроительному поколению панельных домов. Квартиры в этих домах на сегодняшнем квартирном рынке наряду с жильем в хрущевских пятиэтажках считаются самым доступным городским жильем. Тем не менее, в брежневские времена новенькие постройки, похожие на палубные надстройки океанских пассажирских лайнеров, казались комфортным и уютным жильем. Что же повлияло на репутацию «корабля»?

В 1969 году постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства», поставило задачу повышения художественно-эстетического и эксплуатационного уровня нового жилья. Этот документ положил начало домостроению третьего поколения.

Первыми домами с улучшенной эстетикой и эксплуатационными качествами стали постройки серии 1-Лг-600, разработанные ЛЕНЗНИИЭПом для Автовского домостроительного комбината (ДСК-3) в начале 1970-х годов.

Квартиры в петербургских «кораблях» невелики, но не стоит в этом винить проектировщиков: они честно выполняли задачу, поставленную партией и правительством (обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой), а потому старались по возможности обособить каждое помещение в малогабаритной квартире. Потребительские качества квартир мало изменились по сравнению с домами хрущевского периода. Номенклатуру и характеристики квартир проектировщики по-прежнему стремились приближать к демографическому составу населения, но не за счет увеличения жилья, а уменьшая за счет появления дополнительных перегородок количество проходных комнат, отказываясь от совмещенных санузлов, планируя во всех квартирах встроенные шкафы, съедавшие площади и без того тесных прихожих.

В условиях дефицита жилплощади под «каждой семьей» подразумевались три поколения. В планировочных решениях 1960-1970-х годов угадываются вчерашние коммуналки. По сути, отдельные квартиры отличались от коммунальных только меньшими габаритами. Основные принципы планировок те же: тамбур-коридор, обособленная кухонька, в больших квартирах - одна общая комната и несколько маленьких спален (от 6,2 до 13,2 кв. м). Гости из-за рубежа всегда удивлялись этой русской дизайнерской забаве: заполонить маленькие квартиры таким количеством перегородок и дверей.

Кухни в первых домах «корабельной» серии - небольшие, всего 6,17-6,3 кв. м, однако проектировщики предполагали, что расположение окна (с подоконником на уровне груди) поможет жильцам более рационально распорядиться небольшим пространством: под таким окном можно поставить обеденный стол или диван. В первых модификациях «кораблей» встречаются не только кухни с верхним расположением окна, но и миниатюрные спальни. Ведь в самом деле - только верхний оконный фронт позволяет втиснуть двуспальную кровать в помещение размером чуть больше 6 кв. м. И от этого спальня становится похожей на корабельную каюту. И это тоже одна из причин, по которой дома «шестисотой» серии окрестили «кораблями». Другая причина - характерная «корабельная» окраска и фасады, похожие на палубные надстройки: сплошные ленты и лоджии по всему фасаду (в первых образцовых «кораблях» стены, за исключением перемычек между окнами, окрашенных в радикальные цвета, были белыми).

Окна, расположенные под потолком, - заимствование из европейского опыта социального быстровозводимого жилья. Они были уместны в просторных малосемейных апартаментах (где живут дети и родители) с неизолированными пространствами холлов и гостиных. Но для советского квартиросъемщика такой атрибут европейского дома оказался совершенно чуждым и скоро стал символом неуютного дешевого жилья. Кроме того, мебель, способная придать благородный вид помещению, из окон которой видно только небо, была в годы развитого социализма большим дефицитом.

Главным прогрессивным отличием «кораблей» от типовых домов двух предыдущих поколений стал новый блок-секционный принцип проектирования. Разница между хрущевской застройкой и «корабельной» - примерно такая же, как между трехстворчатым ждановским шкафом, и югославской мебельной стенкой.

В номенклатуру серии 1-Лг-600 входили девяти-, двенадцати-, и пятнадцатиэтажные дома с разным количеством секций: односекционный (точечный) 54-квартирный, четыре варианта 252-квартирного дома, то есть пятисекционный широтной ориентации, семисекционный меридиональной и широтной ориентации, девятисекционный, а также семисекционный с улучшенными планировками для жилищно-строительных кооперативов. Как можно заметить, в числе новых веяний в проектировании, пришедших к нам из Европы, - различные планировочные решения для домов, ориентированных по широтам (восток-запад) и меридианам (север-юг). Набор разных по этажности и количеству секций домов, подобно стандартному мебельному гарнитуру, позволял заставлять ими целые кварталы. Но несмотря на широко декларировавшиеся новые принципы планирования, кварталы «корабельной» застройки все-таки отличались не больше, нежели комнаты со стандартной мебелью в квартирах их обитателей.

В основных районах «дислокации» «кораблей», близких к Автовскому ДСК - Красносельском и Кировском (по иронии судьбы, эти же районы ближе всего к Морскому порту) есть и микрорайоны, похожие на кухни (девятиэтажный стол-корабль, окруженный двенадцатиэтажными точками-табуретками), и кварталы-гостиные, где девяти- и двенадцатиэтажные «корабли», подобно элементам мебельной стенки, соединены кирпичными домами-вставками. Вставки эти достойны отдельной публикации: впервые за годы массового советского домостроения в соединениях жилых корпусов появились непрямые углы. Отказ от предельного рационализма обернулся плюсами для потенциального новосела: «излишки» площадей привели к появлению больших комнат, кухонь, просторных нестандартных холлов-прихожих. Однако вписать в такое помещение дефицитную в те годы мебель, было настоящей проблемой.

Потребительские характеристики

Минусы. Репутация у «корабля» - подмоченная. К сожалению, эти дома утратили былую привлекательность, потому что наши вечно реформируемые эксплуатирующие организации уже давно перестали обновлять фасады. К тому же, позаимствовав технологии и проектировочные решения в странах с более теплым климатом, наши строители забыли утеплить наружные стены, поэтому в случае перебоев с отоплением квартиры в «кораблях» довольно-таки быстро вымерзают. Между тем, пользуясь формулировкой, что спасение проживающих - дело рук самих проживающих, положение можно в значительной степени исправить за счет остекления лоджий, дополнительного утепления окон и входных дверей. Еще одна распространенная проблема «кораблей» - протечки по фасадам.

Но, кроме минусов, есть и плюсы. Конструкция дома-«корабля» (несущий каркас и наружные стены из легких навесных панелей) обеспечивает неплохой запас прочности. Однако следует помнить, что из-за такого конструктива квартиры в «кораблях» не поддаются перепланировкам. Верхнее расположение кухонного окна, конечно, серьезный недостаток, но почему бы не попытаться обратить его в достоинство, и не попробовать расположить кухонную мебель так, как предусматривали проектировщики? Что касается протекающих в сырую погоду наружных стен, то бороться с этим явлением в домах серии 1-Лг-600 значительно легче, нежели в других брежневках: необходимо требовать, чтобы эксплуатирующие организации своевременно обновляли стыки и красочное покрытие фасадов. Наружные стены из газобетонных панелей - не самый худший вариант с точки зрения экологии: они поддерживают особый микроклимат, забирая излишки влаги в сырую погоду и отдавая ее, когда на улице сухо. «Корабельные» лоджии вписаны в фасад ненавязчиво, а потому будучи застекленными, смотрятся совершенно естественно. Большинство домов серии 1-Лг-600 расположено в обжитых спальных районах застройки 70-х годов прошлого века.

Перепланировки и ремонт

Из-за ряда конструктивных особенностей (легкие навесные панели наружных стен и несущий каркас) «корабли» не поддаются перепланировкам.

Наружные стены из газобетонных панелей не держат никаких крепежей (гвозди, дюбели, саморезы и т. п.)

Основные модификации «кораблей» 1-Лг-600

1-ЛГ600А

Девятиэтажные дома с количеством подъездов от трех до девяти. Годы постройки: 1969-1978. В пригородных районах встречаются пяти- и семиэтажные корпуса домов этой модификации, однако в большинстве случаев это девятиэтажные многоподъездные дома. Основная застройка спальных кварталов Кировского и Красносельского районов. Такие дома строились в Приморском, Выборгском, Калининском и Фрунзенском районах. У данного типа домов есть множество модификаций, отличающихся от типовой. Вписывая такие дома в кварталы комплексной застройки, проектировщики научились изгибать их не только под прямым углом. Отсюда - разнообразие «корабельных» планировок. Площади кухонь в типовом варианте - 6,2 кв. м, комнат - 6,2-18,1 кв. м.

1-ЛГ600А-1, 1-ЛГ600А-8

Точечные одноподъездные дома, высотой 9, 12 или 15 этажей. Преимущественно Кировский и Красносельский районы. Прототип данных строений - хрущевка Г-5, основное отличие от прототипа - наличие лоджий в квартирах.

1-ЛГ600А/70

Модернизированный «корабль». Строительство этих домов началось в 1973 году и продолжалось вплоть до начала 1980-х годов. Прототип серии 1-ЛГ600.11. Главное отличие от первичной модификации - расположение секций «ступеньками», увеличенные до 10,5 кв. м площади кухонь. Этажность - 7, 9, 12, 15 этажей. Строились в Красном Селе и Горелово, Красносельском и Кировском и Приморском районах. Окна в торцах секций, как правило, отсутствуют.


В Советском Союзе вышел фантастический мультипликационный фильм «Летучий корабль». А в Сингапуре старательно превращают эту фантастику в реальность. Ведь там сейчас строят необычное здание – огромный корабль, расположенный на трех высотных опорах.




Район Marina Bay в Сингапуре в скором времени станет одним из самых развитых в архитектурном и инновационном плане районов в мире. Настоящая визитная карточка Юго-Восточной Азии. Мы недавно рассказывали о проекте , который будет там создан. А сейчас хотим рассказать о необычном отельном комплексе, который вскоре откроется в Marina Bay.





Летающие корабли – это вовсе не фантастика. Вскоре в Сингапуре появится такой. Правда, это будет не транспортное средство, а архитектурный шедевр. Ведь это будет здание в виде корабля, покоящегося на трех 60-тиэтажных башнях. Расположится это необычное сооружение в сингапурском районе Marina Bay – будущем туристическом центре.



Строительство этого необычного сооружения началось в 2006-м году и велось настоящими стахановскими темпами. Ведь уже сейчас практически готовы три основных 60-тиэтажных здания, на которых, как на китах, и будет покоиться огромный корабль из монолитного железобетона.



В этих трех башнях будет находиться отель на 2600 номеров класса «люкс» и паркинг на 4000 мест. Ну а в верхней части, собственно, «корабле» расположится казино, магазины, ночные клубы, рестораны, кафе, SPA, музей, выставочный зал, конференц-зал, театр и даже парк на два акра на самой крыше.



Сейчас весь этот отельно-развлекательный комплекс находится на стадии окончания строительства. Ожидается, что он примет своих первых посетителей 23 июня этого года.

Самые узнаваемые типовые постройки 1970-х годов - дома серии 1-ЛГ-600 или попросту «корабли». В «брежневские» времена эти строения, похожие на палубные надстройки океанских лайнеров, казались комфортным и даже почти престижным жильем. Сегодня квартиры в них зачастую дешевле, нежели жилплощадь в «хрущевках». Что же так серьезно подмочило репутацию «корабля»?

Серия 1-ЛГ-600 разрабатывалась Ленинградским зональным институтом экспериментального проектирования (ЛЕНЗНИИЭП) для Автовского домостроительного комбината (ДСК-3). В номенклатуру серии 1-ЛГ-600 входили девяти-, двенадцати- и пятнадцатиэтажные дома с разным количеством секций (подъездов). В их числе - односекционные (точечные) дома, пяти-, семи- и девятиподъездные. Есть также варианты с улучшенными планировками, предназначенные для жилищно-строительных кооперативов, и пятиэтажные «кораблики» без лифтов для пригородов.

Но главное отличие «кораблей» от типовых домов двух предыдущих поколений - новый принцип проектирования - блок-секционный. То есть разница между «хрущевской» и «корабельной» застройками примерно такая же, как между трехстворчатым «ждановским» шкафом и югославской мебельной стенкой. Набор типовых проектов, словно стандартный мебельный гарнитур, позволял проектировщикам «обставлять» целые кварталы.

В основных районах «дислокации» питерских «кораблей», Красносельском и Кировском, есть практически все разновидности домов серии 1-ЛГ-600 , включая такие достижения «корабельной» архитектуры, как девяти- и двенадцатиэтажные панельные дома, соединенные кирпичными домами-вставками. Впервые за годы индустриального домостроения в соединениях жилых корпусов появились непрямые углы.

В объявлениях об обмене квартир в «кораблях» часто указывали: «новый дом чешской серии». Действительно, в домостроительной серии 1-ЛГ-600 - непривычной для нашего климатического пояса и жизненного уклада - угадывается множество заимствований из зарубежного опыта. В «кораблях» мало однокомнатных квартир, зато встречаются пятикомнатные - такие, где из проходной «кают-компании» (18 кв. м) можно попасть в одну из трех спаленок (6,2, 8,7 и 9,8 кв. м).

Кухни в «кораблях» - небольшие, всего 6,1–6,3 кв. м (в «кооперативной» модификации до 9 кв. м), однако проектировщики предполагали, что расположение окна (с подоконником на уровне груди) поможет жильцам более рационально распорядиться столь ограниченным пространством, поставив вдоль внешней стены обеденный стол или диван.

В некоторых «кораблях» встречаются миниатюрные спальни с верхним расположением окна: только такой оконный фронт позволяет втиснуть двуспальную кровать в помещение, немногим большее 6 кв. м. Отечественному потребителю новация пришлась не по вкусу: подобрать в условиях дефицита подходящую для такого случая мебель было непросто. К тому же окна с видом на небо иногда уместны в просторных апартаментах с неизолированными пространствами холлов и гостиных, но никак не в малогабаритных квартирах, расчлененных на миниатюрные комнатки.

Приобретая квартиру в «корабле», следует помнить о том, что это дом с хорошим запасом прочности, однако достигается она за счет жесткого несущего каркаса. Одна из издержек такой конструкции - плохая межквартирная звукоизоляция: громкий телефонный звонок не останется не услышанным обитателями соседней квартиры.

Поскольку в домах серии 1-ЛГ-600 практически все внутренние стены - капитальные, серьезные перепланировки в них невозможны: даже, казалось бы, безобидная попытка превратить межкомнатную дверь в арку может иметь печальные последствия. Для того чтобы повесить в такой квартире полку или кухонный шкаф, необходимо запастись хорошим перфоратором и набором дюбелей. Единственная «реконструкция», которую может позволить себе владелец квартиры в «корабле», - разборка стенных шкафов, «съедающих» значительную часть полезной площади прихожей. Но это ни к чему: другого места для расположения кладовок в предельно рационально распланированной квартире попросту нет.

В отличие от прочных внутренних перегородок, не позволяющих вбить гвоздь, наружные стены из легких газобетонных панелей пилятся обычной пилой. Впрочем, эта информация что называется для общего развития: «опустить» до привычного уровня расположенное под потолком окно никакая межведомственная комиссия не позволит. Но почему бы не попытаться обратить недостаток в достоинство и не обставить спальню (кухню) так, как было задумано проектировщиками? Благо, такого явления, как дефицит, в мебельных магазинах давным-давно не наблюдается. К тому же видеть небо все-таки намного приятнее, чем иные питерские дворы.

Обитателям «кораблей» знакомо и другое свойство их квартир: в случае перебоев с отоплением, они довольно-таки стремительно вымерзают. Радикальный способ утепления - обшивка наружной стены (разумеется, изнутри) гипсокартонными плитами с прослойкой утепляющего материала. Между тем, вопреки расхожему заблуждению, тепло улетучивается не через стены, а сквозь трещины, щели, разошедшиеся стыки между панелями (традиционные слабые места - стыки в углах). Лечится все это - бетонным раствором, шпаклевками, строительными пенами в аэрозольных упаковках.

Еще одна типичная «корабельная» проблема - протечки наружных стен. Но заботиться о внешней стороне должны работники эксплуатирующих организаций. И если они не будут жалеть фасадной краски, - непотопляемые «корабли» 1970-х ждет еще долгое «плавание».

Интересные здания и дома с необычной архитектурой, расположенные в разных уголках России:

Дом-яйцо (ул. Машкова, Москва)

Местные называют этот необычный особняк, привлекающий внимание многих туристов, "яйцом Фаберже". Несмотря на свою оригинальную форму, это здание является обычным жилым домом.

Авторами проекта, изначально предназначавшегося для Вифлеема, где планировалось строительство родильного дома, являются Сергей Ткаченко и Олег Дубровский. Однако израильские градостроители от этой смелой идеи отказались, и проект был реализован в центре Москвы.

Дом в форме корабля (посёлок Боровой, Кемеровская область)






Односельчане прозвали этот дом "Николаевым ковчегом", так как это - детище местного народного умельца по имени Николай. По словам автора, "хата с краю", как он любит называть своё творение, приснилась ему во сне, после чего он сразу же приступил к строительству. В доме находится гостиная, спальня, детская, баня, бассейн и оранжерея. Примечательно, что всё это строилось без единого чертежа.

Новосибирский технопарк






Здание необычной формы украшает собой новосибирский Академгородок. Из трёх заявленных корпусов работают уже два. Технопарк является центром притяжения представителей IT-сообщества столицы Сибири, а также обладателем премии "Дом года" в номинации "Информационные технологии".

Дом Советов (Калининград)






У главного долгостроя Калининграда - много названий: "Монстр", "Закопанный робот", "Губка Боб". Местные жители испытывают к нему противоречивые чувства, так как эта 28-этажная высотка построена практически на развалинах Кенигсбергского королевского замка, являвшегося последним местонахождением знаменитой Янтарной комнаты.

Магазин "Фура" (Кострома)




Первый, единственный и крупнейший универмаг автозапчастей оригинального дизайна в России занесён в Книгу рекордов Гиннесса. Костромской автоуниверсам в форме фуры выполнен в масштабе более чем 1:20.

Музыкальный театр "Белый рояль" (Ростов-на-Дону)






Архитектура здания, по праву считающегося памятником культуры, напоминает открытый рояль. Старожилы называют его памятником советскому долгострою, так как строительство здания растянулось аж на 22 года. Впрочем, это нисколько не мешает храму искусств являться одним из крупнейших театров юга России.

Бизнес-центр "Тверь" (Тверь)




Изначально здание строилось в Олимпиаде 1980-го года как гостиница "Тверская". 22-этажный небоскрёб является одним из самых высоких зданий в городе и выглядит очень уж неустойчиво, за что местные окрестили его "Рюмкой". Впрочем, владельцы уверяют, что слухи о шатком фундаменте и недопустимом наклоне являются не более чем досужими вымыслами.

Разорванный дом (ул. Моховая, 10, стр. 1 и стр. 2, Москва)




До Великой отечественной войны эти два строения были одним домом. В 1941-ом году, во время одного из первых авианалётов на Москву, здание серьёзно пострадало. Разрыв восстанавливать не стали, отреставрировав сохранившиеся части дома.

Дом в виде корабля (Иваново)




Необычное здание, названное местными "дом-корабль", построили в 1920-ых годах. Особенное сходство с круизным лайнером дом приобретает в дождливую погоду: 8-этажная башня имитирует корму, стеклянные витрины первого этажа визуально приподнимают его над землёй, ленты балконов напоминают палубу, а остроконечный торец дома - нос корабля.

Говорят, в советское время было достаточно написать на письме адрес: "Город Иваново, Дом-корабль", без указания улицы и номера дома, и оно обязательно доходило до своего адресата - этот дом был хорошо знаком жителям города.

Дом-стена (ул. Боровая, Санкт-Петербург)


Дом необычной формы, создающий впечатление гигантской бутафории, вызывает у туристов недоумение. Глядя на него под определённым ракурсом, сложно представить, чтобы в таком плоском здании жили люди. Дом был построен в начале прошлого века по проекту архитектора Кварта. К слову, таких домов в Питере несколько.

Белая башня (Екатеринбург)






Башня является неофициальным символом целой эпохи. В 1930-ые годы эта водонапорная башня была крупнейшей в мире: её резервуар по тем временам был просто огромен. Прототипы Белой башни есть в разных странах: один из них находится в Китае, возле одного из молочных заводов.

В столице Урала Белая башня пользуется популярностью. Архитектурный фестиваль, проходящий в Екатеринбурге каждый год, назван в её честь.

Дом в форме купола (Новосибирск)






Вдохновлённый идеей дирижабля, новосибирский художник Иван Дыркин соорудил по собственному проекту деревянный дом купольной формы, который сразу же стал местной достопримечательностью. По его словам, обтекаемая форма дома делает его исключительно устойчивым к ветровым нагрузкам, и даже в случае значительных разрушений он сможет устоять.