Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

«Экономическое чудо. «Немецкое чудо»: как Германия так быстро поднялась из руин после войны

Если после I мировой войны территория Германии практически не пострадала от военных действий, то после II мировой войны страна лежала практически в руинах. Промышленное производство было на уровне трети от довоенного, остро стоял жилищных вопрос, большая часть жилищного фонда была нарушены во время войны, тогда как более 9 миллионов немцев были высланы в Германию из Восточной Прусии и земель по Одер и Нейсе. Жизненный уровень упал на 1/3. Деньги обесценились, денежная масса не имела товарного покрытия, распространялся бартерный товарооборот. Союзники начали вывоз промышленного оборудования в счёт репараций. Кроме того Германия перестала существовать как независимое государство, она была оккупирована. Часть её территорий отторгнута. Это была страна где, как писал один современник, «среди голода и холода умерла надежда». Фактически было два пути преодоления кризиса. Первый из них это идти путём плановоё экономики, с возможной национализацией собственности. Другой идти путём рыночной экономики. Первый путь поддерживали социал-демократы и профсоюзы. Второго пути поддерживались христианские демократы. Так как в выборах в рейхстаг ХДС-ХСС в коалиции с СВДП оказались в большинстве и сформировали правительство, экономические планы именно этих партий и были приведены в жизнь. Христианские демократы, несмотря на недовольство трёх оккупационных держав, отказались от любых видов давления на экономику. Претворялись в жизнь такие принципы рыночной экономики как, свобода экономики, свобода конкуренции; правительство воздействовало на экономику, прежде всего предоставлением кредитов, налоговых льгот, и введением премий за экспорт. Также действовали и антимонопольные законы. Всё это а так же, незначительные военные расходы, отсутствие огромных затрат на содержание колониального аппарата, приезд миллионов беженцев потерявших всё на востоке, и проявляющих завидную энергию на новом месте Ї всё это обусловило быстрое развитие Германии. В 1950 году прекратилось распределение продуктов питания по карточкам. В 1956 году ФРГ произвела продукции три раза больше, чем вся Германия до войны. Особенно высокими темпами рост западногерманский экспорт. Около половины всей производимой в ФРГ продукции шла на экспорт. Доходы от экспорта позволили, ФРГ расплатится с долгами, осуществить выплаты жертвам нацизма и создать крупные золотовалютные резервы, сделавшие марку одной из наиболее стабильных валют в мире. Большое внимание государство, уделялось также социальной политике, при свободной конкуренции неизбежно кто-то остаётся за бортом, и государственная должна была помогать им. Законы 50-х годов должны были улучшить положение пострадавших от войны, беженцев, инвалидов, стариков. С помощью налогов и компенсаций, государство пыталось сгладить бремя трудностей, разделяя его среди всего населения. Такое стремительное развитие экономики ФРГ стали называть немецким экономическим чудом. В середине 60-х годов наметился некоторый спад (-0,1%), безработных снова увеличилась. Хотя на первых порах такое торможение казалось временным В 1966 году министром экономики стал социал-демократ. Хотя успехи, рыночной экономики, были бесспорными, и огосударствлевание экономики уже было нереальным, но социал-демократы всё равно оставались приверженцами увеличения влияния государства в политике. Проводимая ими политика называлась глобальным регулированием и состояла в налаживание более тесных связей между правительством, банками, промышленностью и профсоюзами. Такая политика оказалась довольно удачной и помогла преодолеть кризис 1967года. До середины 70-х годов экономика развивалась достаточно энергично, но связи с всемирным энергетическим кризисом экономическая ситуация ухудшилась. Стала достаточно энергично расти безработица. И в начале 80-х годов. СвДП пришла к выводу, что возвращение к прежним принципам рыночной экономики неизбежно. Хотя экономика ФРГ несколько затормозилось в 70-80-х годах и несколько замедлилось, тем не менее, темпы развития ФРГ в период с окончания I мировой войны до 90-х годов впечатляют. ФРГ в конце 80-х годов осталась одной из наиболее индустриально развитых стран мира.

Никакая экономическая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля и честный труд всего народа не могли справиться с ней.

Людвиг Эрхард

Экономический коллапс. Экономические последствия войны были для Германии катастрофическими: объем промышленного производства в 1946 г. составлял 33 % от довоенного уровня, сельское хозяйство было отброшено на 30 лет назад, производство стали сократилось в 7 раз, добыча угля упала более чем в 2 раза . В войне со стороны Германии погибло около 7 млн.человек, страна лишилась 25 % своей территории (в границах 1937 г.), около 12 млн. человек было выселено. Было разрушено около 20-25 % жилья (25 % повреждено), 20% промышленных строений и оборудования, 40 % транспортных сооружений . Помимо этого немцам предстояло выплатить около 14 млрд.долл. по репарациям , в том числе путем изъятия и вывоза промышленного оборудования.

Экономика фашисткой Германии была всецело подчинена задачам милитаризации. Государство тотально вмешивалось во все сферы экономики, ведя активную принудительную практику, при этом конкуренция и экономическая свобода были ограничены. Рост военных расходов Германии приводил к постоянному дефициту бюджета , который покрывался займами и эмиссией, вызывавшей увеличение инфляции. Рос внешний долг, имелось высокое налоговое бремя . Денежная масса в обращении в 1944 г. превышала объем 1936 г. почти в пять раз . К концу войны сократилось гражданское производство. Утрата важнейших источников сырья, пере6ои в снабжении в конце войны на фоне инфляции, сохранении распределительной системы и сокращения военного спроса привели к полному коллапсу экономики.

Г.Штольпер в 1947 г. описывал Германию следующим образом: «…биологически искалеченная, интеллектуально изуродованная, морально уничтоженная нация без продуктов питания и сырья, без функционирующей транспортной системы и чего-либо стоящей валюты… страна, где голод и страх убили надежду» . Один из журналистов писал: «Германия - это куча мусора, в которой копошатся 40 млн. голодных немцев».

Но чем тяжелее время, тем более великих людей оно выдвигает. Для Германии одним из творцов возрождения стал Людвиг Эрхард, ученый, министр экономики, автор одной из самых эффективных экономических реформ, известной как «немецкое экономическое чудо».

Чем интересен это опыт для России? С начала реформ Германии потребовалось около 12 лет, чтобы пройти путь от полной разрухи до лидерства в мировой экономике. Что касается РФ, то до уровня жизни Германии нам еще очень далеко. Начало реформ 1992 г. обернулись для России сильнейшим экономическим спадом середины 90-х годов, дореформенный уровень 1990 г. был достигнут только 2007 г., т.е. за 15 лет. Экономика обрела негативные отраслевые и социальные тенденции, собственное производство стагнировало и было замещено импортной продукцией. РФ превратилась в сырьевой придаток мировой экономики, население страны сокращается. Но миражи всегда тают, а история настоящих побед хранится в веках.

Краткая Биография . Людвиг Эрхард родился в Баварии 4 февраля 1897 г. Во время Первой мировой войны получил ранение. В дальнейшем своей работой он выбрал занятие наукой - экономикой. Поступив в институт, он стал учеником одного из виднейших экономистов того времени Франца Оппенгеймера . Путь наверх лежал через длительное размышление над судьбами страны и осмыслением необходимых преобразований. Эрхард не вступал в нацистскую партию. С 1943 г. он возглавил небольшой исследовательский центр, занимавшийся формальными исследованиями. Но его основная - неофициальная деятельность состояла в разработке модели будущей экономической реформы.

После войны в Германии шла ожесточенная дискуссия между сторонниками рынка и сильного государственного регулирования, получавшего все большую популярность под влиянием идей Дж.М.Кейнса. Эрхард стал активным пропагандистом рыночной модели экономики, выступал с лекциями. Сначала он получил должность экономического советника при американской администрации в Баварии, в 1945 году стал министром экономики Баварии, а затем в марте 1948 г. - директором Управления хозяйства объединенных западных зон Германии. Эрхард был несколько полноват, любил сигары - благодаря чему он был внешне несколько похож на У.Черчилля.

Образование партии «власти». После краха фашизма немецкое общество остро нуждалось в новой идеологии. В тяжелый период нацизма, войны и разрушений церковь укрепила свой авторитет. После окончания войны в стране стихийно стали образовываться различные партии, получило развитие и христианско-демократическое движение, предложившее обществу новую систему ценностей. Один из сопредседателей Христианско-демократической партии (ХДС) Конрад Аденауэр смог привлечь Эрхарда к сотрудничеству - он принимает участие в разработке предвыборной программы ХДС. Выступая на съезде ХДС 28 августа 1948 г. он сказал: « Не свободная рыночная экономика, связанная с либеральным ограблением прошлой эры…, а экономика, берущая на себя социальные обязательства…, оценивающая личность человека выше всего, предоставляющая прибыль тому, кто ее по своей работе заслужил, - вот в чем заключается современная рыночная экономика». В дальнейшем, ХДС вместе ХСС - партией Христианский социальный союз образовали единую фракцию в парламенте. В августе 1949 г. прошли выборы, на которых с минимальным отрывом - 31 % (против 29.2 % у социал-демократов СДПГ) победил блок ХДС/ХСС . В сентябре канцлером выбирают Аденауэра, которому тогда было 73 года. Он назначает министром экономики Л.Эрхарда. В таком качестве они проработали вместе до 1963 г, когда Аденауэр ушел на заслуженный отдых.

Идеология реформ . В основу идеологии Эрхарда, получившей название «социального рыночного хозяйства», лег синтез идей эффективной рыночной экономики, доминирования частной собственности, экономической свободы, государственного регулирования и философии социальной ответственности. Эта идеология известна также под терминами «ордолиберализм», «солидаризм» или так называемый «третий путь». Рыночная свобода должна быть ограничена экономическим порядком и нравственными основаниями. Значительный вклад в разработку идеологии внесли Вальтер Ойкен и ближайший соратник Эрхарда профессор Альфред Мюллер-Армак, а также Александр Рюстов и Вильгельм Репке . Роль государства сводилась к определению приоритетов развития, надзору и регулированию, созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, эффективного законодательства, что в совокупности и составляет суть «экономического порядка».

Министр прекрасно понимал, что для успеха реформ и роста доверия населения необходимо достичь реальных результатов в разумные сроки, проводя открытую и понятную политику. Для перехода от принудительной экономике к рыночной необходимо было осуществить следующие шаги: осуществить денежную реформу, направленную на создание твердых денег; освободить экономику от избыточного регламентирования и регулирования цен; стимулировать частное предпринимательство .

Предпосылки реформ. Безусловной основой было то, что в стране имелись институты рынка - банки, биржи, правовая система, частная собственность на средства производства и землю. После войны имелся огромный внутренний и внешний спрос, восстановление разрушений создавало колоссальные возможности для созидания, высоких темпов развития экономики. Имелась квалифицированная рабочая сила, уцелевшая благодаря освобождению от воинской повинности. В сентябре 1949 г. на базе трех оккупационных зон союзников была создана Федеративная Республика Германия (ФРГ). В Германию хлынул поток беженцев из Восточных, оккупированных СССР областей и переданных территорий, готовых получить любую работу. Военные расходы были минимальны. К сильным сторонам немецкой экономики относились традиционная дисциплинированность, трудолюбие и предприимчивость населения, а также отлаженная система местного самоуправления.

Для оказания помощи разрушенной Европе, США предложили план, получивший название плана Маршала . Общий объем помощи Германии за время действия программы (1948- 1954 г.) составил около 1.5 млрд. долл. , для всей Европы - 17 млрд.долл . Помимо этого, около 1.2 млрд.долл. Германия получила в течении 1946- 1950 г. по другим программам . Общая помощь от США составила 3.872 млрд.долл . Помощь поступала в виде товарных поставок, средства от реализации которых направлялись в специальные фонды и банки, предназначавшиеся для развития экономики. Однако оккупационные власти по своему извлекали пользу из торговли с Германией - цена на вывозимый немецкий уголь была занижена почти в два раза, цена импортируемой американской пшеницы завышена в 1.5 раза .

Ветер перемен. Денежная реформа. Союзники первоначально не очень торопились с реформами, опасаясь слишком быстрого восстановления Германии, но ситуацию изменила «холодная война», США стали нужны сильные союзники в Европе. Европейская промышленность была тесно связана с немецкой и нуждалась в германском угле. В феврале 1947 г. Германию посетила группа экспертов во главе с Г.Гувером, выступившая с предложениями о проведении реформ .

В мае 1946 г. в зоне оккупации США демонтаж оборудования по репарациям был прекращен. После войны в западных зонах оккупации были запущены механизмы приватизации, постепенно стало налаживаться производство самых необходимых товаров. После окончания войны экспорт Германии в другие страны был сначала запрещен, затем ограничен. В дальнейшем, чтобы страна могла расплатиться за поставки продовольствия, оккупационные власти стали стимулировать экспорт. В 1947 г. объем экспорта составил 318, а импорта - 843 млн.долл., сальдо было пассивным, готовая продукция составляла около 11 % экспорта. Основную массу экспорта Германии - 64% составляли сырьевые товары, в т.ч. уголь, кокс, лес, железный лом, до 92 % импорта составляло продовольствие .

Немецкие деньги ничего не значили, в стране господствовал «черный» рынок, на котором процветал бартер, население рассчитывались валютой, сигаретами или кофе. Для обмена промышленных товаров на продукты питания горожане выезжали в сельскую местность. Оккупационные власти пытались бороться с инфляцией путем административных запретов на рост цен. В стране росла безработица. В народе стало назревать недовольство.

Подготовку реформ осуществляла рабочая группа в рамках американской администрации. Военным губернатором американской оккупационной зоны был американский генерал Люциус Клей. Следует учесть, что американский план делал акцент в основном на монетарном факторе - вводе твердой валюты.

Заслуга Эрхарда заключалась в том, что он, сильно рискуя, перехватил инициативу и пошел намного дальше. В воскресенье - 20 июня, он выступил по радио и отменил с 21 июня государственный контроль за ценами на большинство товаров, снял большинство административных предписаний - дав экономике столь необходимый глоток свободы. Во время «разборок» с Клеем на вопрос, почему были изменены предписания Эрхард сказал, «что он ничего не изменял, а просто отменил». Клей сказал: «мои советники считают, что это ошибочное решение». Но Эрхард ответил: «они не одиноки, мои советники сказали мне то же самое». При определенных условиях служба министра могла бы на этом закончится, но Клей поддержал инициативу Эрхарда.

Денежная реформа , , была одним из наиболее ответственных мероприятий. В ночь на 21 июня 1948 г. администрация объявила о вводе новой валюты - немецкой марки. В ходе реформы каждый гражданин мог обменять 60 марок по курсу 1:1 (сначала 40, через два месяца -20). Пенсии, заработная плата, квартирная плата пересчитывались по курсу 1:1. Половина наличных денег и сбережений, а также все обязательства предприятий обменивались по курсу 1:10, вторая временно замораживалась с последующим обменом по курсу 1:20. Предприятия получали средства для выплаты первой заработной платы, но в дальнейшем они должны были работать за счет своей выручки. Эти меры позволили мгновенно возвратить давно утраченную ценность денег и резко сократить объем денежной массы. В результате реформы соотношение между маркой и рейхсмаркой установилось на уровне 6.5 дм:100 рейхсмарок . Был установлен курс марки к доллару - 3.33 дм за доллар. Внешняя торговля была либерализирована .

Реформа цен была провозглашена 24 июня . Однако не стоит считать, что реформа была «шоковой терапией». Введя свободные цены государство «не дремало» - в качестве противовеса был принят закон против произвольного завышения цен, публиковались каталоги так называемых уместных цен. В июне было отменено около 90 % предписаний, но 10 % сохранилось. Значительное время сохранились дотации и твердые цены на уголь, чугун, сталь, удобрения, газ и электроэнергию, т.е. на достаточно значимые факторы производства . Цены на основные продукты питания и квартирную плату также были стабильны . Заработная плата первоначально не повышалась.

Валютные ограничения снимались также постепенно - либерализма здесь не было. До 1954 г. конвертация марки проводилась только по разрешению органов валютного контроля, в 1954- 1960 г.г. существовал режим частичной конвертируемости и только после 1961 г. марка стала полностью конвертируемой .

Успех реформ наиболее живо описали французские экономисты Жак Рюэфф и Андре Пьетр : «Черный рынок внезапно исчез. Витрины до отказа наполнились товарами, фабричные трубы задымили, а на улицах засновали грузовики. Повсюду мертвая тишина развалин уступила место шуму стройплощадок… Еще за день до этого немцы бесцельно слонялись по городам, чтобы с трудом добыть скудную пищу. На следующий день все думали о том, чтобы производить. Вечером их лица выражали безысходность, а наутро вся нация с надеждой смотрела в будущее».

Торжество эффективного рынка. Несмотря на тяжелые испытания, массированную критику слева, призывавшую ввести госрегулирование экономики и цен, непонимания иногда даже со стороны своих сторонников, Эрхард вынес верность своим главным принципам - рыночной свободе, твердой марке и стабильным ценам, и его терпение и хладнокровие в итоге победили. Впрочем, он достаточно активно по мере необходимости использовал и активное вмешательство государства. Левые считали Эрхарда «наемником капитала», а правые - «врагом предпринимательства» .

Сначала цены выросли. Индекс стоимости жизни вырос в 1948 г. с июня по декабрь с 91 по 104 (1938 г.=100%) , но в ответ предприниматели активизировали производство. Высокий доход, который был получен бизнесом, пошел не на потребление, а на капиталовложения в производство. За период с 1949 г. по 1951 г. инвестиции выросли почти в два раза с 16 до 29 млрд.дм .

Но левые были по-прежнему недовольны, осенью 1948 г. профсоюзы призывали к всеобщей забастовке. Тем не менее, Эрхард верил, что ситуация стабилизируется. И действительно наращивание выпуска привело к стабилизации, а к 1950 г. - к снижению цен. Производительность труда с середины 1948 г. по середину 1949 г. выросла на 28 % . Потребитель почувствовал преимущества рынка. Заработная плата стала расти вместе с ростом производительности труда. Значительным фактором роста доходов стал сверхурочный труд, не облагавшийся налогами.

Несмотря на рост экономики, появилась новая проблема - резкий рост безработицы главным образом за счет притока беженцев, которая выросла с 1948 по 1949 с 760 тыс. до 1.56 млн.человек . В 1950 г. безработица составляла 11 % . Министр экономики прекрасно понимал, что для обеспечения дальнейшего и стабильного роста необходима внешнеторговая экспансия. 19 сентября 1949 года была проведена девальвация марки на 20%, был установлен новый паритет по отношению к доллару - 4,20 дм (вместо 3,33) , что в дальнейшем позволило повысить конкурентоспособность экспорта. Либерализация внешней торговли происходила постепенно. После марта 1961 г. курс марки составил 4 марки за доллар.

Определенную роль в развитии экономики Германии сыграл Корейский конфликт (1950-1953), во время которого США размещали заказы на изготовление военной техники. Это период был отмечен ростом цен на мировых рынках. На фоне роста спроса в 1950- 1951 г. цены стали расти, население покупало товары в запас. За счет роста импорта торговый баланс стал пассивным. Во второй половине 1950 г. Германия находилась на грани банкротства . В феврале 1951 г. Правительство ввело ограничения на импорт, применило его лицензирование, усилило меры по стимулированию экспорта. Наряду с этим было проведено ужесточение денежной политики, вводились ограничения на выдачу кредитов.

В 1951 году наметился перелом, сальдо баланса стало активным, к 1952 году рост цен практически прекратился, индекс стоимости жизни составил около 110 . В 1952 активное сальдо торгового баланса составляло 700 млн.долларов. В январе 1952 г. был введен закон об инвестиционной помощи. Предприятия страны (кроме государственных и отраслей, которым предназначалась помощь) вносили единовременный взнос путем покупки государственных облигаций. Полученные ресурсы - около 1 млр.марок направлялись на поддержку предприятий угольной, металлургической промышленности, энергетики .

С 1953 года начался бурный рост промышленности, производства товаров народного потребления, жилищного строительства. По выражению Эрхарда, это был год «потребителя». Успех политики нашел отражение в поддержке избирателей, в 1953 г. на выборах в парламент блок ХДС/ХСС набрал уже 42.5 % голосов .

Эрхард верил в то, что можно сгладить цикличность экономики, обеспечив более долгосрочные тренды развития. С 1954 г. наступила фаза «высокой конъюнктуры». С середины 1950 годов ФРГ вступила в полосу непрерывного экономического роста, длившегося почти до конца 60-х годов - т.е. около 20 лет. Этот период получил название «немецкого экономического чуда». В 1957 г. безработица упала до 367 тыс.человек - 1.8 %, страна обрела практически полную занятость, стал ощущаться дефицит рабочей силы. Германия стала привлекать рабочую силу из Югославии, Италии и Турции. Вот основные результаты прогрессивного развития рыночных сил: в 1949 г. был достигнут уровень 1936 г. , к 1956 г. (за 8 лет) уровень 1950 г. был удвоен , затем после 1963 г. (за 8 лет) был удвоен уровень ВВП 1956 г . В этот период средние темпы роста экономики составляли около 9 % . За период с 1950 по 1957 объем инвестиций в Германии увеличился на 81 % (для сравнения в Англии и Франции на 43 и 47 % соответственно) . Рост производительности труда за 1955 г составил 15 %, в 1956 - 8 % . Темпы роста экономики в Германии были самыми высокими среди капиталистических стран, при этом уровень инфляции был один из самых низких в Европе. Индекс цен промышленных товаров в январе 1951 г. составлял 111 % от уровня цен 1950 г., в январе 1952 г. - 123 %, в январе 1953 г. - 120%, 1957 г. - 124% .

В первую очередь получили развитие металлургия, химическая промышленность, машиностроение, легкая, перерабатывающая промышленность. Очень умело проводилась конверсия военных заводов. Государство внедряло программы переобучения рабочей силы.

Помимо промышленности, также активно развивалось сельское хозяйство, превзойдя довоенный уровень уже в 1953 г. В немалой степени этому способствовала проведенная в 1947- 1949 г.г. земельная реформа, в результате которой основная часть угодий юнкерских хозяйств перешла в руки средних и мелких собственников. Эрхард и Адэнауэр прекрасно понимали, что для того, чтобы экономика развивалась эффективно, населению нужна собственность.

Уже в 1953 г. активное сальдо торгового баланса достигло 2.5 млрд.марок. . Началась внешнеторговая экспансия Германии, ее товары в силу высокого качества, отличного уровня сервиса и приемлемых цен находили спрос по всему миру. В середине 50-х годов ФРГ занимала второе место по величине золотовалютных резервов (ЗВР) . В 1955 г. вышла на второе место в мире среди капиталистических стран по промышленному производству . В 1957 г. объем ЗВР составлял 5.6 млрд.долл. . С 1959 г. Германия вышла на второе место в мире по объему экспорта .

Значительную роль в становлении экономики Германии сыграл подъем автомобильной промышленности (Фольцваген и Ауди), производство бытовой техники (знаменитый Грюндик, Сименс). За период с 1949 г. по 1953 г. производство автомобилей выросло с 104 055 до 850 000 штук в год, т.е. почти в 7 раз; с 1952 г. по 1956 г. производство холодильников выросло с 214 000 до 800 000 штук, т.е. в 2.7 раза . Уже в 1950 г. возродившийся завод «Фольцваген» стал производить всемирно известные «жуки», выдерживающие жесткую конкуренцию на международных рынках. Как и в США на заводах Форда, этот автомобиль стал всенародным и доступным. Покупка автомобиля стала мечтой каждого немца, люди стремились хорошо зарабатывать. В свою очередь развитие автомобильной промышленности породило спрос на строительство инфраструктуры, качественных дорог, известных по всему миру как автобаны. В стране получил широкое развитие автомобильный туризм.

Доходы населения за период с 1950 г. по 1956 г. выросли в два раза . Заработная плата росла в среднем на 5 % ежегодно. В январе 1957 г. был принят закон о пенсионной реформе, в результате пенсия у рабочих выросла на 65 %, у служащих на 72 % . Шло активное и массовое формирование среднего класса. В 1951 г. был принят закон, закреплявший участие рабочих в управлении производством, вводивший в совет директоров предприятия их представителя. Была создана разветвленная система социального страхования. 5 мая 1955 г. оккупационный режим в Германии прекратил свои полномочия.

Финансовая и налоговая политика. Правительство Конрада Аденаура проводило грамотную финансовую политику. Немалая заслуга в этом принадлежала коллеге Эрхарда, министру финансов Фрицу Шефферу, отличавшегося «правильной» бережливостью. Государство и местные органы власти минимизировали свои бюджеты.

После войны в стране сохранялся огромный уровень налогового бремени, душивший немецкую экономику. В этот период Эрхард смог провести снижение налогов, стимулируя инвестиции в обновление и развитие производства. В 1948 г. вместо дифференцированной ставки корпоративного налога, варьировавшего от 35 до 65 % была введена единая ставка 50 %, для доходов ниже 2400 марок в год была введена ставка в 18%, был повышен порог для ставки в 95 %, которая стала применяться на уровне от 250 000 марок в год . Для ослабления налогового бремени был также использован метод ускоренной амортизации недвижимости. В середине 50-х были снижены налоги на доходы по ценным бумагам. Для стимуляции экспорта предоставлялись налоговые льготы, под крупные контракты предоставлялось финансирование.

В 1947 г. были созданы первые банки земель, принадлежащих их правительствам. В 1957 г. был основан центральный государственный банк - Deutsche Bundesbank.

Правительство очень четко управляло рынком, используя механизмы процентной ставки и банковских резервов. В 1948 г. на фазе роста цен для «охлаждения» экономики минимальные резервы банков были повышены с 10 до 15 %. Затем для стимулирования расширения кредита с марта 1949 года Банк немецких земель стал проводить более мягкую денежную политику. Был снижен минимум резервов, за период с 1950 г. по 1954 г. ставка учетного процента были снижена с 6 до 3%. После 1955 г. в связи с активным ростом экономики учетную ставку в несколько приемов подняли с 3.5 % (4.08.1955 г.) до 5 % (19.05.1956 г.), затем после корректировки последовательно опустили до 4 % (19.09.1957г.).

Исторически в Германии сложилась так называемая «немецкая» модель финансового рынка, для которой характерна более сильная роль в экономике банковской системы (в отличие от американской с более развитым фондовым рынком). В результате к концу XX века в стране имелось около 4000 банковских учреждений, имевших 45 тыс. филиалов . Немецкие банки являлись акционерами многих предприятий и участвовали в их управлении.

Развитие жилищно-строительной отрасли . Одним из важнейших локомотивов роста экономики Германии стало стремительное развитие жилищно-строительной отрасли, объявленной национальным приоритетом. При решении жилищной проблемы власти Германии проявили завидную изобретательность, сняв ее в крайне сжатые сроки. Помимо разрушения жилищного фонда, проблему обострял приток беженцев. Было принято решение отказаться от строительства временного, дешевого жилья. Для выполнения программы было создано министерство жилищного строительства. Финансирование осуществлялось за счет массированного стимулирования частных инвестиций и привлечения государственного финансирования.

Основной приоритет отдавался строительству бесплатного, т.е. социального жилья, предназначенного для малоимущих семей. Жилье делилось на три категории . Первую группу, предназначенную для граждан с минимальными доходами, составляли квартиры с площадью не более 65 кв.м, вторую группу составляло жилье с площадью не более 80 кв.м. Частные инвесторы, возводящие жилье первой группы получали государственную компенсацию за разницу между затратами на строительство и арендными доходами. Для жилья второй группы компенсация разницы проходила поэтапно путем проведения налоговых списаний. Третья группа представляла коммерческое жилье.

У программы были следующие источники финансирования . Первый - перечисление банками до 90 % платежей по старым, ранее выданным ипотечным кредитам в государственный фонд финансирования жилищного строительства. Вторым источником был 3 % налог на стоимость земельных участков, собственники которых не предоставляли землю под строительство. Третий источник - доходы от реализации товаров по плану Маршала, перечисляемые в государственный орган жилищного кредитования (KFW), кредитовавший застройщиков по ставке 6.45 % годовых. Четвертый источник –финансирование со стороны коммерческих банков, обязанных выдавать не менее 50 % от общего объема кредитов на финансирование строительства, по ставке, не превышающей 4.5 % годовых. И наконец, по мере истощения ресурсных возможностей было использовано активное привлечение средств населения. Для повышения уровня благосостояния малообеспеченных немцев стимулировалось их переселение в дома с приусадебными участками. Субсидирование в зависимости от числа детей составляло до 30 %, выделялись беспроцентные кредиты.

Общий объем инвестиций в жилищную программу за период 1950- 1962 г.г. составил более 65 млрд. марок (примерно 0.5 до 2 трлн.марок в текущих ценах), при этом по объему строительства жилья на душу населения ФРГ вышла на 1 место. С 1953 г. в год строилось около 500 000 квартир (для сравнения в 1929 г.- 197 000) , число занятых в строительной отрасли достигало около 10 % от общей массы рабочих и служащих . Общий объем возведенного жилья составил около 250 млн.кв.м. (около 5 млн.единиц жилья), при этом доля государственных инвестиций составляла от 30 до 50 % ,. Что особенно интересно, что столь массированные инвестиции сочетались с низкой инфляцией. В 1963 г. на 100 жителей ФРГ приходилось 30 квартир .

Этот опыт имеет достаточно большое значение для России. Широко известно, что развитие доступного жилищного строительства способно стать одним из локомотивов нашей экономики. Однако наша страна, имея все ресурсы для решения жилищной проблемы, продвигается в этом направлении крайне медленно. Строительный рынок монополизирован, существующие цены на жилье, порой превышающие европейские, не соответствуют платежному спросу большинства населения, что кардинально ограничивает возможности развития страны и населения.

Антимонопольные реформы и система поддержки малых предприятий. В период реформ велись серьезные дискуссии об ограничении власти монополий. Эрхард публично выступал против монополизма, постоянно аппелировал к принципам нравственности, категорически возражая против экономического эгоизма, доминирования чьих-то узких интересов. Он говорил: «важнее сосредоточить все уси-лия народного хозяйства на увеличении народнохозяйственного дохода, чем терять силы в борьбе за распределение дохода … Куда легче дать каждому по более крупному куску от большего, все увеличивающегося в своих размерах пирога, чем получить выгоду из споров о распределении маленького пирога, ибо тогда каждая выгода должна быть компенсирована какой-либо другой невыгодой» .

С начала 1958 г. начал действовать антикартельный закон. Хотя позиции крупных предприятий в корпоративной и банковской сфере упрочились, важнейшей силой и основой рынка стал мелкий и средний бизнес, ставший настоящим «национальным достоянием» Германии. Сейчас он обеспечивает основную часть занятости - удельная доля предприятий с числом работающих менее 500 человек составляет около 99 % . На их долю приходится до 70% рабочих мест, около 45% налогов с оборота, около 30% немецкого экспорта, до 46% валовых инвестиций и 57% ВВП .

Особенно велика доля занятости на таких предприятиях в сфере услуг: предприятия по ремонту, мастерские, рестораны, кафе, медицинские, юридические, консалтинговые компании. В Германии существует мощная практика поддержки малого бизнеса, с 1975 года они получают весьма значительные льготы по налогам и финансированию - государственные инвестиционные надбавки, субсидии, налоговые льготы на инвестиции, льготное кредитование и т.д. Что крайне важно, существуют государственные консалтинговые программы, многочисленные организации и центры по поддержке развития.

Экономическая политика нашей страны длительное время не уделяла достаточного внимания развитию малого бизнеса, как впрочем и предпринимательству вообще. В последнее время были продемонстрированы намерения улучшить ситуацию в этом направлении. Наша экономика находится в жестких тисках монополистов, поэтому создание в РФ эффективных механизмов антимонопольного регулирования, развития конкуренции и предпринимательства является важнейшей задачей.

Развитие науки . Решающее значение в развитии промышленности в ФРГ сыграл бурный научно-технический прогресс, создание новейших технологий. За период 60-х годов общие расходы на науку и конструкторские разработки выросли в 5.2 раза, чему в немалой степени способствовали иностранные инвестиции, в первую очередь США и Англии. Для предотвращения «утечки мозгов» были приняты меры по повышению оплаты труда ученых. В результате научно-технического прогресса за это же период производительность труда возросла на 60 % . За время реформ в РФ резко сократились такие важные показатели как объем финансирования науки и заработная плата ученых. В результате престиж научной работы снизился, а значительная часть перспективных и молодых ученых уехала за границу.

Конец чуда? После своего ухода Аденауэр не поддержал назначение Эрхарда, который стал канцлером в 1963 г. Но был им недолго, покинув этот пост в 1966 г. Эрхард был более «погружен» в экономику, внешняя политика была для него более сложной задачей. После ухода Эрхарда к власти пришли социал-демократы, активно использовавшие подходы Дж.М.Кейнса. Однако Германии нужны были по- прежнему более синтетические рецепты. В дальнейшем тяжкое бремя системы социального и пенсионного обеспечения привело к росту нагрузки на бюджет, повышению налогов. Пенсионная система обеспечивала высокий уровень пенсий, но снизить их уровень стало крайне сложно по политическим мотивам. Высокие налоги стали негативно отражаться на экономическом росте, что в дальнейшем привело к росту безработицы. Вторая волна проблем пришла после объединения Германии в 1990 г.

Секреты успеха . Опыт Эрхарда интересен тем, что на первых постах государства оказался экономист - ученый, прекрасно применивший свои знания на практике. Эрхард был хорошим оратором, умел объяснить народу смысл экономической политики Правительства, уделял этому огромное значение, много писал в газеты и выступал. Отвечая на вопрос о факторах успешного развития экономики Эрхард говорил, что это: «находчивость предпринимателей, дисциплинированность и трудолюбие рабочих, умелая политика правительства» . Конечно, один из важнейших - свобода предпринимательства. Эрхард создал модель рационального рынка, где в соответствии с христианско-демократической идеей требования рыночной эффективности были также важны, как и соблюдение социальной справедливости. Он был чужд догматизма, его метод включал синтез наиболее позитивных идей из разных экономических школ.

Он был за свободный рынок, но не чурался государственного вмешательства, но только до той тонкой линии, когда его избыток приводит к падению эффективности экономики. Подобно социал-демократам он был за общечеловеческие ценности, но видел их реализацию не на базе распределительной системы, а на основе

Хозяйственные реформы Л. Эрхарда и германское «экономическое чудо» (1950-1960-е годы).

И все же интересы оздоровления немецкой экономики требовали более решительных мер. В стране шла яростная полемика по поводу концепции экономического возрождения между сторонниками чистого экономического либерализма и приверженцами сильного государственного регулирования. В конце концов, в основу новой экономической политики были положены идеи так называемого ордолиберализма, разработанные такими учеными как В.Ойкен и В.Репке, и идеи социально-рыночной экономики, которые выдвигал А.Мюллер-Арман. Таким образом, Управление хозяйства объединенных западных зон оккупации, которое возглавлял профессор Людвиг Эрхард , стало воплощать в жизнь, в качестве альтернативы тотальной экономике фашизма, экономическую систему под названием социальное рыночное хозяйство.

Основой экономических преобразований, считал Л. Эрхард, является сочетание свободной частной инициативы и конкуренции с обязательным активным участием государства в хозяйственной жизни. В социальной рыночной экономике государство должно выступать не в классической роли «ночного сторожа», а быть «конституирующей», «управляющей» и «регулирующей» силой, непременно ориентированной на формирование либеральных ценностей в экономике. Л. Эрхард был уверен, что социальная рыночная экономика должна основываться на частной собственности, низких налогах, свободных ценах, антитрестовском законодательстве, льготах для свободного частного инвестирования и прочих элементах, которые создавали бы в Германии перспективы экономической свободы при надежной государственной защите от внешней конкуренции.

В 1948 году Л. Эрхард, пользуясь поддержкой военной администрации, начал проводить радикальные хозяйственные реформы, полностью соответствовавшие системе социальной рыночной экономики и включавшие в себя денежную реформу, переход к свободным ценам и возрождение свободного предпринимательства.

Первой ступенью к новой экономической системе стала денежная реформа, целью которой было избавление от избыточного «денежного навеса» и создание твердой валюты. Эта реформа была, пожалуй, самой непопулярной и даже довольно жесткой среди всех мероприятий, проведенных Л. Эрхардом. В ночь на 21 июня 1948 года оккупационная администрация объявила о том, что отныне рейхсмарки становятся недействительными и прекращают хождение в западных зонах Германии. Вместо них были введены новые деньги - дойчмарки. Каждый житель страны получил по 40 новых марок, а потом к ним добавили еще по 20; пенсии, заработная и квартирная плата подлежали пересчету в новых марках в соотношении 1:1. Половину наличных денег и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Вторая половина была временно «заморожена», позже эти деньги было разрешено обменять по курсу 1:20.

Основная часть денежных обязательств предприятий пересчитывалась в соотношении 1:10. Промышленные предприятия получили наличные деньги для выплаты первой заработной платы, а в дальнейшем они должны были рассчитывать только на свою коммерческую и хозяйственную деятельность. Все прежние обязательства банков и учреждений бывшего рейха в основном аннулировались. Был создан новый эмиссионный банк - Банк немецких земель, который регулировал свои отношения с частными банками на основе утвержденного устава. Таким образом, Л. Эрхард фактически за один день избавил Германию от огромной массы обесцененных денег, что позволило достаточно быстро покончить с инфляцией.

24 июня, когда был опубликован закон о принципах хозяйственной структуры и политике цен, означавший на практике, что цены отпущены на свободу, начался второй этап реформ - переход к свободным рыночным ценам. На основе данного закона администрация Л. Эрхарда получила право отменять сотни всяческих документов и предписаний, которые жестко регулировали хозяйственную жизнь. Отныне упразднялись административное распределение ресурсов, контроль над ценами, регулирование заработной платы, введенные еще до войны.

Отмена государственного регулирования шла постепенно, хотя и весьма быстрыми темпами, даже несмотря на определенное недовольство со стороны оккупационных властей, опасавшихся слишком поспешного перехода Германии к рыночной экономике, тем более что в этот период в Англии и во Франции происходили процессы усиления государственного присутствия в экономике, а в правительствах преобладали сторонники социал-демократических настроений.

В это же время в Германии был принят закон против произвольного завышения цен, который позволял сохранить стабильность валюты и избежать роста инфляции. В стране периодически публиковались каталоги так называемых уместных цен, приспособленных к реальной покупательной способности населения. По словам Л. Эрхарда, покупатель снова стал «королем», определявшим лицо рынка.

Третьим направлением реформ было возрождение свободного предпринимательства. Именно эту цель преследовали кредитная и налоговая политика, антимонопольные и антикартельные указы и пр. При этом Л. Эрхард настаивал не только на надзоре за монополистическими союзами, но и на их запрете, если они начинали душить свободную конкуренцию.

В этот период в Германии велись длительные дискуссии по поводу определения границ власти монополий. В конце концов возобладала точка зрения, согласно которой в стране должен действовать закон, не допускающий злоупотреблений со стороны крупных компаний, стремившихся монополизировать производство и реализацию продукции. Для того чтобы не создавать препятствий развитию конкуренции, доля продукции одной корпорации не должна была превышать трети объема рынка данной продукции, двух-трех объединений - половины, четырех-пяти -двухтретей. В результате с середины 1960-х годов главным субъектом социальной рыночной экономики стал мелкий и средний бизнес, который был объявлен «основой благосостояния для всех» и постепенно занял преобладающее место в экономике Германии.

Следует отметить, что реформы Л. Эрхарда вызвали ожесточенное противодействие со стороны представителей различных слоев общества, и прежде всего тех, кто разделял левосоциалистические идеи, а также профсоюзных лидеров, руководящего звена корпораций и пр. В парламенте предложения Л. Эрхарда также встретили без восторга. Некоторые депутаты бундестага даже требовали лишить его заработной платы (дескать, министр экономики ее еще не заработал), объявляли его врагом немецкой нации и т.п.

Тем не менее правильность политики правительства очень скоро была подтверждена на практике. Буквально на глазах исчез «черный рынок», поскольку производство товаров массового спроса за два года увеличилось вдвое. Вместо поиска продуктов люди стали заниматься их производством. В стране почти не ощущалась инфляция. Окрепла новая валюта - дойчмарка. Цены выросли не в два-три раза, как все опасались, а лишь на несколько процентов. Примерно в той же пропорции увеличилась и средняя заработная плата. К концу 1949 года валовой объем промышленного производства приблизился к уровню 1936 года, а в конце 1950 года превысил его на 14,4%.

Экономическое возрождение Германии можно условно разделить на несколько этапов. Первый из них (1948-1949 гг.) проходил под знаком денежной (валютной) и ценовой реформ, повышения реальной заработной платы с учетом роста производительности труда и объемов производства. Периодом наибольшей напряженности можно назвать второй этап, который пришелся на 1950 год. В 1951 году весьма отчетливо наметился перелом в сторону успешного преодоления послевоенных трудностей, что ознаменовало окончание второго этапа. В 1952 году прекратился рост цен и начался третий этап развития социального рыночного хозяйства, в течение которого новая экономическая система проходила проверку на прочность и пригодность.

Во время четвертого этапа (1953-1954 гг.) удалось добиться наибольших результатов. Прежде всего увеличился объем промышленного производства: его ежегодный прирост составлял в среднем 10-15%. Одновременно повышались производительность труда и реальная заработная плата, стабилизировались цены, а потом они даже начали снижаться. В 1953 году наметился резкий поворот в сторону производства товаров массового спроса, в стране возросли объемы жилищного строительства, что позволило начать решение жилищной проблемы для миллионов граждан, оставшихся после войны без крова. По словам Л. Эрхарда, 1953 год стал по праву «годом потребителя», а общество успешно продолжало продвигаться к «благосостоянию для всех».

В 1954 году произошел переход к пятому этапу" развития рыночного хозяйства - этапу высокой конъюнктуры. За 1953-1956 гг. объемы промышленного производства увеличились на 39%. Но столь быстрое развитие производственных мощностей повлекло за собой опасный «перегрев» экономики, и правительство было вынуждено принять некоторые меры по его «приглушению», что привело к известному сокращению темпов прироста промышленного производства.

В середине 1950-х годов Германия вышла на второе место в мире после США по объему золотовалютных запасов, что подтверждало не только эффективность выбранной хозяйственной системы, но и высокую работоспособность всех слоев немецкого общества. В этот период ФРГ по объему промышленного производства занимала третье место после США и Англии, а по некоторым показателям она обгоняла Англию.

Значительное влияние на развитие германской экономики оказала войнав Корее{ 1950-1953 гг.). На многих предприятиях были размещены военные заказы для воюющих стран (особенно США). Немецкие машины и оборудование нашли выход на внешние рынки. Только за один 1950 год стоимость экспорта стала превышать стоимость импорта, а в 1955 году положительное сальдо торгового баланса составило 1,2 млрд марок.

Немаловажным фактором быстрого экономического роста являлось и то, что Германия до 1955 года не могла иметь собственные вооруженные силы. Это означало, что страна не несла почти никакого бремени собственных военных расходов, в то время как США, Англия и другие промышленно развитые страны направляли немалую часть своего ВВП на содержание армии и производство вооружения.

Весьма высокие показатели демонстрировала социальная сфера. Именно в 1950-х годах в Германии практически не было безработицы. Рабочая неделя была сокращена с 52 до 46 часов, а заработная плата превысила довоенный уровень. В этот период сложилась ситуация, когда внутренний рынок труда стал испытывать острую нехватку работников, особенно на тех рабочих местах, где не требовалась высокая квалификация, и где не соглашались работать немцы. В начале 1960-х годов Германия стала приглашать «гастарбайтеров», т.е. рабочих- иностранцев из Греции, Югославии, Италии, Турции. Позже, в конце 1980-х годов в Германию начали прибывать иммигранты из числа этнических немцев из СССР, Польши и других стран. К середине 1990-х годов количество иммигрантов составляло 6,5 млн человек, или более 8% общей численности населения.

Большие изменения произошли в сельском хозяйстве. В 1947- 1949 годах под давлением оккупационных властей была проведена аграрная реформа. Был принят закон о земельной собственности, по которому предполагалось провести перераспределение земель, входивших в юнкерские хозяйства. Основная часть земельных угодий перешла в руки средних и мелких собственников.

В середине 1950-х годов Германия вступила в полосу стабильного экономического подъема, продолжавшегося на протяжении целого десятилетия и получившего широко распространенное название «немецкого экономического чуда» . Эти годы отмечены бурными темпами научно-технического прогресса, который превратился в решающий фактор экономического роста Германии.

Развитию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок правительство уделяло самое пристальное внимание.

В течение 1960-х годов совокупные расходы на эти цели увеличились в 5,2 раза. Причем значительную часть инвестиций составляли иностранные капиталы, прежде всего американские и английские. В этот период началась реструктуризация промышленного производства, в ходе которой почти в два раза сократилась доля добывающих отраслей, главным образом угледобывающей. Это происходило по следующей схеме: правительство создавало специальные фонды, и из них за каждую недопроизведенную тонну угля (по сравнению с предыдущим периодом) выплачивалась премия в размере 27,5 марки, в результате чего в середине 1960-х годов производство угля в Германии сократилось на 15 млн т. Одновременно за каждую тонну добытой нефти начислялась премия, покрывавшая разницу между рыночной ценой и стоимостью ее добычи в стране. С другой стороны, началось быстрое развитие отраслей, ориентированных на экспорт: химической, нефтеперерабатывающей, автомобильной, электротехнической, авиационной, ракетно-космической и др.

Большое влияние на экономическое развитие Германии оказала европейская интеграция, в которой страна принимала самое активное участие с середины 1950-х годов. Сначала Германия была в числе главных учредителей Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), а в 1957 году - Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Снятие некоторых таможенных барьеров между участниками западноевропейских группировок, заметное облегчение передвижения по Европе капиталов, рабочей силы и готовой продукции, усиление кооперационных связей между предприятиями стран - членов «Общего рынка» - все это в немалой степени способствовало расширению экономических связей ФРГ с другими странами и влияло на ускорение экономического роста.

В 1950-1960-х годах возобновился приостановленный в послевоенные годы процесс концентрации производства, уровень которой постепенно превысил довоенный . В стране стали восстанавливаться старые и возникать новые группировки, во главе которых по-прежнему стояли компании Круппа, Флика, Тиссена, Маннесмана и др. К началу 1970-х годов до 76% производства алюминия и добычи каменного угля контролировались одной фирмой соответствующей отрасли. Почти 100% авиационной промышленности и 60% химической находились в руках трех крупнейших концернов, практически весь объем выпускаемых автомобилей приходился на 5 производителей. Большую активность проявляли немецкие фирмы при формировании транснациональных корпораций. Аналогичные процессы происходили и в банковской сфере: в 1957 году были восстановлены Дойче банк и Дрезднер банк, а в 1958-м - Коммерцбанк.

Наряду с этим в стране наблюдались и иные процессы. В 1952 году один из крупнейших германских концернов «И.Г. Фарбениндустри» разделился на три фирмы - БАСФ, «Байер» и «Хехст», которые были основаны еще в 1863-1865 гг. идо 1925 года были самостоятельными. Одновременно крупные корпорации стали настойчиво искать пути для кооперации с мелкими и средними фирмами, что придавало немецкой экономике гибкость и высокую эффективность.

  • Людвиг Эрхард (1897-1977 гг.) в 1945-1946 гг. был министром хозяйстваБаварии, в 1947 году - профессором Мюнхенского университета. Весной 1948 г.Л. Эрхард стал директором Управления хозяйства объединенных западных зоноккупации и в этой должности провел свои реформы. В сентябре 1949 г. он былназначен министром народного хозяйства ФРГ, а в 1957 г. - заместителем канцлера Конрада Аденауэра, после смерти которого в 1963 г. стал федеральнымканцлером Германии и оставался им до конца 1966 г.
  • Но «немецкое чудо» - это не только экономика. Как писал Л. Эрхард в предисловии к своей книге «Благосостояние для всех», главное чудо заключалосьв том, что, пройдя через послевоенные реформы, немецкий народ вышел из нихновой нацией - свободной, доброжелательной и жизнерадостной.
  • По решению Потсдамской (Берлинской) конференции сразу после войныбыли разукрупнены такие гиганты германской индустрии, как «А.Г. Маннесман»,«Стальной трест» и др., а также наиболее значительные немецкие банки.

Результаты преображения послевоенной Германии более чем впечатляющи. Каждый этап от начала до конца - блестящий пример того, что нужно делать. В это т же период большинство демократических государств Европы в той или иной мере провели реформы по германскому образцу. Что же мешает России пойти по этому пути? Важно обратить особое внимание на то, как решался в Германии жилищный вопрос. Вопрос, который сверхактуален для нашей страны десятки лет . В 2011 году партия «Яблоко» предложила российскому обществу стратегическую программу «Земля. Дома. Дороги», с уть которой - выполнить то, что неоднократно сделано другими. Ничего невозможного нет. Обеспечить граждан России современн ым жил ём реально, н ужна только политическая воля. Реакции от руководства страны не последовало.

На сегодняшний день Германия – образцовое государство, создавшее практически всем своим жителям высокий уровень благосостояния и комфортные условия жизни. Экономика Германии самая мощная в Европе и одна из ведущих мировых.
Но так было не всегда.
Во второй мировой войне немцы потерпели сокрушительное поражение. Погибло около 7 млн человек, 2 млн было выселено, потеряно 25% территории. Огромный урон был нанесен предприятиям и жилищному сектору. Государственность была фактически разрушена.
О Германии говорили: «Это куча мусора, в которой копошатся 40 млн голодных немцев».
В 1947 г. страна была абсолютно нищей. Деньги ничего не стоили, существовал только черный рынок, где работал бартер, население рассчитывалось валютой, сигаретами, кофе. Одежда и обувь считались роскошью. Люди голодали. Ходила злая шутка: «Еды слишком много, чтобы умереть и слишком мало, чтобы жить».
промышленность практически стояла. Инициатива была подавлена. Предприятия в лучшем случае изготавливали всякий хлам. Германскую экономику, нагонявшую в начале века страх на англичан и французов, прозвали « экономикой пепельниц». По расчетам тех лет получалось, что только на разборку городских развалин потребуется 30 лет.

Казалось, у страны нет никаких перспектив на ближайшие годы и десятилетия.
Однако случилось чудо. В течении 10-15 лет Германия стремительно преобразовалась, реализовав лозунг «Благосостояние для всех граждан».

Иногда, чем тяжелее время, тем более значительных людей оно выдвигает. Одним из творцов возрождения Германии стал Людвиг Эрхард, ученый-экономист, автор одной из самых эффективных экономических реформ, известной как «немецкое экономическое чудо».

Э кономическое чудо.

Трудно представить себе двух более разных людей, чем отцы-основатели послевоенной Германии.
Один – тощий, другой полный, один суровый аскет, всецело отдающий себя работе, другой – благодушный и открытый, любивший и обильную еду, и хорошую сигару, и бокал вина – не отказывающийся от излишней роскоши, когда она становилась ему доступна. Один считал людей по определению злыми, если не будет доказано обратное, а другой – добрыми, если они не проявят себя иначе. Нередко они критически отзывались друг о друге, но в истории они навсегда остались вместе: первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр и его министр экономики – Людвиг Эрхард.

После краха фашизма немецкое общество нуждалось в новой идеологии. Сопредседатель и один из основателей христианско-демократической партии, будущий канцлер Конрад Адэнауэр в своем первом публичном послевоенном выступлении в марте 1946 фактически определил цели Германии и каждого немца. Среди них важное место занимали отказ государства от господства над индивидом, предоставление шанса для инициативы каждому в любой области жизни и христианская этика как основа общественного устройства.

Адэнауэр привлекает Л.Эрхарда к сотрудничеству – он принимает участие в разработке предвыборной программы ХДС/ХСС. Выступая на съезде в августе 1948 года, он сказал «Не свободная рыночная экономика, связанная с либеральным ограблением прошлой эры, а экономика, берущая на себя социальные обязательства…, оценивающая личность человека выше всего, предоставляющая прибыль тому, кто ее по своей работе заслужил».

Эрхард предполагал поднять страну, опираясь на свободную частную инициативу и рыночную конкуренцию в сочетании с активной деятельностью государства, которое должно было стать регулирующей, конституирующей и управляющей силой, способной сформировать новое общество.

В детали функционирования рыночного хозяйства Аденауэр не вникал. Он опирался на глобальный экономический опыт, особенно американский, сделавший страну богатой и благополучной. В политических схватках с оппонентами, требовавшими введения планового хозяйства, он защищал взгляды Эрхарда.
В основу его идеологии легли идеи эффективной рыночной экономики, приоритета частной собственности, экономической свободы и философии социальной ответственности, получившей название «социального рыночного хозяйства». Его основой Эрхард считал стремление каждого человека к собственному благополучию и благополучию своей семьи: «Чем выше уровень населения – тем лучше условия для развития, экономическая работа должна иметь ясные цели. Экономика – это не бездушный механизм. Она держится живыми людьми с их сугубо индивидуальными интересами, поэтому конечной целью всякого хозяйствования может быть только потребление.»
Министр понимал, что для успеха реформ и доверия населения необходимо достичь реальных результатов в разумные сроки, проводя открытую и понятную политику. Необходимо было: осуществить денежную реформу, освободить экономику от избыточного регламентирования и регулирования цен, стимулировать частное предпринимательство.

Денежная реформа.

Денежная реформа была наиболее ответственной мерой. 21 июня 1948 года объявили о вводе новой валюты – немецкой марки. Установили курс марки к доллару. Через три дня была провозглашена реформа цен – они освобождались, однако это не было шоковой терапией – был принят закон против их произвольного повышения. Периодически публиковались «каталоги уместных цен», разработанные предпринимателями и профсоюзами, которые учитывали состояние покупательной способности большинства жителей.

Долго сохранялись дотации и твердые цены на уголь, чугун, удобрения, газ, сталь и электроэнергию. Страна получила твердую валюту.

Успех и последствия денежной реформы точно описали французские экономисты Ж.Юзэфф и А. Пьетр: «Черный рынок внезапно исчез. Витрины до отказа заполнились товарами, фабричные трубы задымили, на улицах засновали грузовики. Повсюду мертвая тишина развалин уступила место шуму стройплощадок…Нация с надеждой смотрела в будущее.»

Аденауэр, как человек, обладающий властью, неизбежно становился объектом критики, подчас весьма резкой, со стороны независимой прессы. Внимательно изучал все, что появлялось о нем в СМИ. Нападки оппозиции не раздражали Аденауэра. Он считал их нормальным явлением, заявляя, что оппозиция является государственной необходимостью, что он выполняет политический долг, утверждая демократический образ мышления.

Аденауэру и Эрхарду было непросто. Приходилось продвигать свои реформы в тяжелой политической борьбе. В июне 1948 года за законы, предложенные ХДС, проголосовали 50 из 86 депутатов. Приходилось убеждать даже своих однопартийцев. Реформам сопротивлялся бюрократический аппарат и социал-демократы. На заседаниях Бундерсшага им устраивали жесточайшие обструкции, буквально не давая говорить, и обвиняли в том, что они «пляшут под американскую дудку».

Но уже к началу 1949 года в Западной Германии обозначились рост экономики и производительности труда, повышение зарплат, понижение цен.
Предприниматели активизировали производство, доход, получаемый бизнесом, шел не на потребление, а на капиталовложения. За 2 года инвестиции удвоились.
Итог денежной реформы был очень важен – к 1956 году Германия расплатилась с долгами и сама становится кредитором.

С 1953 года начался бурный рост промышленного производства товаров народного потребления, жилищного строительства. По выражению Эрхарда, это был «год потребителя». Германия вступает в полосу непрерывного экономического роста. Стремительно снижается безработица. Страна обретает почти полную занятость, ощущается нехватка рабочей силы. Уровень инфляции – самый низкий в Европе.
Активно развивается сельское хозяйство. После проведенной земельной реформы 1947-1949 гг. большая часть угодий крупных хозяйств переходит в руки средних и мелких собственников.

Жилищное строительство

Одним из важнейших этапов реформирования и двигателей роста экономики Германии стало стремительное развитие жилищно-строительной отрасли, объявленной в 1949-53 гг. национальным приоритетом.
Помимо разрушенного войной жилищного хозяйства, проблему осложнял приток беженцев. Власти решили ее в крайне сжатые сроки. Специально созданное министерство жилищного строительства отказалось от временных дешевых построек. Упор был сделан на строительство бесплатного социального жилья, предназначенного для малоимущих семей. Дома подразделялись на три категории. Первую группу, для граждан с минимальными доходами, составляли квартиры площадью не более 65 кв.м.
Вторую – жилье до 80 кв.м. Третья группа представляла коммерческие помещения. Частные инвесторы, возводившие здания первой и второй группы, получали государственные субсидии и налоговые льготы.
Банки были обязаны выдавать не менее 50% от общего объема кредитов на финансирование строительства по ставке не более 4,5% годовых.
Поощрялось переселение в дома с приусадебными участками.
Начали решаться такие проблемы, как отделение жилых районов от деловых, производственных и трудовых, создание поселков с необходимой инфраструктурой и сетью транспортных коммуникаций. Гос. Субсидирование, в зависимости от числа детей, составляло до 30%, выдавались беспроцентные кредиты.
К началу 60-х годов Германия по объему строительства жилья на душу населения выходит на 11 место в мире. В строительной отрасли занято до 10% от общего числа рабочих и служащих. В 1963 году на 100 жителей ФРГ приходилось 30 квартир. В это время рядовой немец становится владельцем квартиры или дома, легкового автомобиля, телевизора, холодильника, раз в год позволяет себе отдых на Майорке или в Анталии.


Авто.
Значительную роль в становлении экономики сыграл подъем автомобильной промышленности. Уже в 1950 г. завод «Фольцваген» начинает производить знаменитые «жуки», через год выпускается по 1500 этих авто ежедневно. Они становятся всенародными и доступными. Вместе с этим строятся качественные дороги, известные всему миру как автобаны. Немцы становятся «нацией автомобильных туристов».

Участие в производстве.
В 1951 году был принят закон, закреплявший участие всех сотрудников в управлении производством, вводивший в совет директоров предприятия их представителя. Вырабатывалась система поощрений рабочих и служащих за счет прибылей, они охотно покупали акции предприятий. Законодательно обеспечивалось увеличение фонда заработной платы и взносов в пенсионный фонд по мере развития производства.


Пенсии

Доходы населения увеличиваются в среднем на 5% в год. В 1957 принимается закон о пенсионной реформе, в результате выплаты рабочим выросли на 65%, служащим – на 72%. Пенсионная политика охватывала не только лиц наемного труда (рабочих, служащих, чиновников), но и людей свободных профессий, особенно научных работников. «Страна и ее народ только тогда пойдут по пути прогресса, – указывал Аденауэр, – когда будут достойно обеспечены деятели культуры и искусства, ученые, изобретатели.

Антимонопольная система

Постепенно была разработана антимонопольная система.
Эрхард публично выступал против монополий, постоянно апеллировал к принципам нравственности, категорически возражал против экономического эгоизма, чьих-то узких интересов.
С 1958 года начал действовать анти-картельный закон. Законодательство не запрещало крупные объединения, но карало за ограничение конкуренции. Попытки единоличного овладения рынком, необоснованного завышения цен, карались суровыми штрафами и рядом других экономических мер. Важнейшей силой и основой рынка стал средний и мелкий бизнес.
Начинается внешнеторговая экспансия немецких товаров, в силу высокого качества, отличного сервиса и приемлемых цен они пользуются спросом по всему миру. Германия выходит на 2 место в мире по объему экспорта.

Уже в первые годы канцлерства Аденауэра Германия мало чем напоминала тот хаос, разброд и голод, в которых оказалась после войны. Повышался жизненный уровень населения. Правовая система ориентировалась на фактическую, реальную демократию, на обеспечение свобод граждан. Четко действовала система управления, от муниципальных органов до центра. Конкурентная многопартийная система во время выборов, а также четкая схема сдержек и противовесов в условиях соблюдения принципа разделения властей позволяли держать исполнительную власть под эффективным контролем.

Авторитет Аденауэра был безусловным – он делал карьеру благодаря способностям, трудолюбию и целеустремленности. Единовластие не рождало у Аденауэра упоения и желания демонстрировать свои безграничные возможности, хотя де-факто он и являлся сильнейшим политиком страны. Канцлер был уверенным и подчеркнуто корректным, он умел достойно держать удар со стороны средств массовой информации. Несмотря на суммарно 22 тыс. карикатур, и еще больше критических статей, Адэнауэр не позволял себе ограничить свободу слова, считал ее неотъемлемым правом человека и основой экономического развития.

Аденауэр постоянно выступал перед людьми в больших и малых городах, поселках, объясняя свою политическую программу.

Заключение.

С начала реформ Германии потребовалось 12 лет, чтобы пройти путь от полной разрухи до лидерства в мировой экономике.
Исторические аналогии напрашиваются сами собой. В России практически безраздельно правит другой тандем - Путин и Медведев, при беспрекословной поддержке «партии» бюрократов – «ЕР». Стартовые условия нашего тандема были, при всех трудностях, не сопоставимы с теми, которые достались Эрхарду и Аденауэру.
Переходный потенциал России не имеет себе равных, стоимость природных ресурсов страны на душу населения примерно в 10 раз выше, чем в США. Все предыдущее десятилетие «золотой дождь» нефтедолларов безостановочно лился на нашу страну. Все, что необходимо для экономического рывка, было. Не было одного - политической воли.
В Германии в нужном месте и в нужное время оказался талантливый экономист и управленец Эрхард, благодаря которому в разрушенной стране состоялось «экономическое чудо». Только ведь Эрхард не с неба свалился - его привел во власть и отстоял дальновидный канцлер К.Аденауэр, который формировал правительство не из «своих», как Путин, а из талантливых и компетентных людей. И получил ошеломительный результат.
Все, что нужно – дать людям раскрыть свой потенциал. Но для этого необходим намного более свободный и демократический рынок и правовое государство. Национальная элита должна понять, что если дать экономике работать с меньшими издержками, начать стимулировать развитие малого предпринимательства, регионов, Россия получит мощный импульс к развитию, от которого выиграют все.


У нас есть огромная, стратегически не освоенная территория, начав строить на ней дороги, дома, обживать землю, селить на ней граждан, развивать сельское хозяйство, мы создадим колоссальный спрос для промышленности и экономики, обретем долгожданный динамизм, явив наконец миру Русское Экономическое Чудо.

Мария Волынская

Людвиг Эрхард родился в Баварии 4 февраля 1897 года. Еще во время учебы в университете он начал обсуждать с ведущими экономистами того времени свои идеи. Вскоре Эрхард познакомился с Францем Оппенгеймером, который стал первым научным наставником будущего министра экономики ФРГ.

Людвиг Эрхард

Закончив университет, Эрхард долгое время работал ассистентом в Нюрнбергском институте экономических исследований, а затем основал собственный исследовательский центр. Этот институт по запросу крупных промышленников не только анализировал экономическое положение Третьего рейха, но и разрабатывал план действий на случай разгрома Гитлера. Кстати, Эрхард не вступал в нацистскую партию, и это очень помогло ему в дальнейшем.


Во второй половине 1940-х в ФРГ по статистике на одного немца только каждые пять лет выпускалась одна тарелка, лишь каждый пятый ребенок мог лечь в свою кровать, и каждый третий немец имел возможность лечь в собственный гроб. Государственный долг составил 415 млрд марок. Каждый второй трудоспособный был безработным. Реформирование экономики было критически необходимо.


Германия после Второй мировой войны

Рассматривалось несколько вариантов, по какому пути должна развиваться немецкая экономика. Эрхард был сторонником либерализации нового типа, он предложил воплотить в жизнь концепцию «социального рыночного хозяйства». Монополизация была отменена, госконтроль над ценами снят, свободная конкуренция поощрялась. Это позволило запустить рыночные механизмы. Была проведена и денежная реформа, задача которой была избавить экономику страны от скопившейся денежной массы. Вместо рейхсмарки вводилась новая немецкая марка. Граждане ФРГ имели право обменять рейхсмарки на новые по курсу 10:1 или 100:6,5. В результате объем денежной массы в стране сократился более чем на 93%. Обязательства государства, выраженные в рейхсмарках, аннулировались. Монопольное право по выпуску банкнот стало принадлежать Банку немецких земель. Результатом реформ стал рост экономики ФРГ на уровне около 8% в год. Этот показатель сохранялся в течение нескольких лет и был наивысшим в Европе.


Старые рейхсмарки

Эрхарду, который имел самый высокий рейтинг среди всех немецких политиков, в 1963 году было предложено стать вторым после Конрада Аденауэра канцлером ФРГ. Он согласился. Однако прямолинейность и отсутствие политических амбиций привели к тому, что вскоре он был вынужден уйти в отставку. Однако в истории он всё же остался «отцом немецкого экономического чуда».