Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

АСК НДС — новый сервис ФНС для поиска незаконных вычетов НДС. Тематические налоговые проверки и чем они опасны для бизнеса

ФНС внедрила у себя специальную программу - Система управления рисками в рамках автоматизированной системы контроля «НДС-2» (СУР АСК НДС-2). Эта программа позволяет видеть всю цепочку поставщиков, отслеживать налоговые разрывы, а так же связи с фирмами-однодневками. Однако зачастую компания не платит налоги из-за операций, которые не подлежат обложению. Поэтому ФНС указывает своим подчиненным во время камеральных проверок учитывать:

  • уровень налогового риска, который присвоил компании СУР АСК НДС-2;
  • результат предыдущих камеральных проверок деклараций, в которых заявлены льготы по НДС.

Так же налоговые инспекторы должны истребовать у налогоплательщика пояснения налоговых льгот в виде реестра подтверждающих документов. Компании, которая заявила на льготы по декларации НДС, достаточно будет представить реестр по рекомендованной форме. Контролеры, должны определить объем документов для каждого кода льготной операции и истребовать у компании документы, которые подтверждают обоснованность применения льгот.

Как определяют уровень налогового риска налогоплательщика

Программа СУР АСК НДС-2 распределяет компании на три группы налогового риска:

  • высокий;
  • средний;
  • низкий.

Налогоплательщикам с реальной деятельностью, которые в полном объеме исполняют свои налоговые обязательства, присваивают низкий уровень налогового риска. Такие компании располагают трудовыми и материальными ресурсами, и проходят плановые выездные проверки.

Высокий налоговый риск присваивают компаниям с признаками фирм-однодневок. У таких организаций нет ресурсов, они перечисляют налоги в бюджет в минимальном размере или же вовсе их не платят.

Компании, которые не подпадают под критерии низкого или высокого налогового риска относят к среднему.

Какой объем документов нужен, чтобы подтвердить налоговые льготы

Порядок истребования документов, который подтверждает право на налоговые льготы по НДС, одинаков для всех трех категорий налогоплательщиков.

Сначала всем компаниям нужно представить налоговикам подтверждения обоснованности льгот виде реестра документов (приложение № 1 к письму от 26.01.17 № ЕД-4-15/1281@).

В реестре нужно указать код и суму операции, название контрагента, его ИНН и КПП, а так же наименование и реквизиты документов, которые подтверждают применение льгот. Пример такого документа можно посмотреть в приложении №3 к письму ФНС России от 26.01.17 № ЕД-4-15/1281@.

Затем налоговики обрабатывают полученный реестр и рассчитывают объем документов, которые в дальнейшем потребуют от компании. По какому алгоритму действуют налоговики можно посмотреть в приложении № 2 к письму от 26.01.17 № ЕД-4-15/1281@.

Следующим шагом налоговики проверяют документы, которые истребовали у компании. По результатам анализа инспекторы либо подтвердят обоснованность применения льгот, либо предъявят претензии и составят акт камеральной проверки.

Если же налогоплательщик не представит реестр, фиксалы запросят все документы по сделкам. То есть истребуют бумаги без использования риск-ориентированного подхода. Такой же подход налоговики применят к компаниям, которые представили реестр документов не по рекомендованной форме. Например, налогоплательщик не смог идентифицировать подтверждающие документы, соотнести их с используемыми льготами или в реестре не указана сумма операции.

Обжаловать истребование лишних документов нецелесообразно. Кодекс не ограничивает их объем (п. 6 ст. 88, ст. 93 НК РФ). В требовании о представлении документов также нет никаких ограничений (приложение № 15 к приказу ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@). Ограничить право проверяющих на истребование документов, ссылаясь на письмо от 26.01.17 № ЕД-4-15/1281@, так же не получится. Если компания не предоставить реестр налоговикам, они вправе ее оштрафовать на 5 тыс. рублей, при повторном нарушении - на 20 тыс. рублей (ст. 129.1 НК РФ).

Компании с высоким уровнем налогового риска. У такой организации результаты предыдущих камеральных проверок налоговики учитывать не будут. Они истребуют не менее 40 процентов от объема документов, которые подлежат истребованию в разрезе кодов операций, но не более 500 документов. Если количество документов по определенному коду операции составит менее 30, то инспекторы истребуют их в полном объеме (приложение № 2 к письму от 26.01.17 № ЕД-4-15/1281@).

Компании со средним уровнем налогового риска. Такие организации должны представить максимальное количество документов, если:

  • заявили льготу по коду операции впервые;
  • по результатам предыдущей камеральной проверки налоговики выявили нарушения в части конкретной льготы.

Если по результатам предыдущей камералки инспекторы не нашли нарушений в части конкретной льготы, они истребуют у компании уже не более 10 процентов от общего объема документов. При типовых договорах, налоговики попросят не более 5 процентов документов. Если компания заявляет одну и ту же льготу в течение четырех налоговых периодов подряд и при этом контролеры не выявили нарушений, то в течение трех периодов она может представлять только реестр.

Компании с низким уровнем налогового риска. У таких организаций попросят предъявить максимальное количество документов, только если налоговики выявили нарушения по итогам предыдущей камералки. Если компания первый раз заявила льготу, инспекторы запросят не более 10 процентов от общего объема документов. Если налоговики обнаружат нарушения, то в следующий раз запросят уже 40 процентов от объема документов.

Что налоговики считают нарушением?

Фактически любое нарушение, которое налоговики зафиксировали в акте предыдущей камералки, может стать причиной для увеличения объема истребуемых документов. Часто налоговые правонарушения не связаны с занижением налоговой базы. Чтобы в акте проверки появились нарушения достаточно не представить один документ (п. 1 ст. 120, п. 1 ст. 126 НК РФ). Ни в кодексе, ни в письме от 26.01.17 № ЕД-4-15/1281@ нет разъяснений, что именно подпадает под выявленное нарушение по коду операции.

___________________________________________________________________________________________

Какие операции подпадают под понятие «налоговая льгота»

Во время камеральной проверке инспекторы в следующих случаях:

  • если компания заявила в декларации НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • выявление противоречий (ошибок) между операциями, отраженными в декларациях организации и ее контрагентов (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
  • если общество представило уточненку к уменьшению по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной декларации (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
  • если декларацию подала иностранная организация, то инспекторы вправе истребовать документы, подтверждающие, что местом оказания услуг признается РФ (п. 8.5 ст. 88 НК РФ).

Вместе с тем налоговики могут систематически запрашивать документы, ссылаясь на необходимость проверки обоснованности применения льгот по НДС. А именно, пояснения и документы, подтверждающие право на (п. 6 ст. 88 НК РФ). Понятие «налоговая льгота» контролеры пытаются распространить на операции, которые не подлежат налогообложению (п. 2, 3 ст. 149 НК РФ).

Когда контролеры истребуют документы по льготам, они руководствуются мнением Пленума ВАС РФ (п. 14 постановления от 30.05.14 № 33). Льготы по налогам — преимущества, которые предоставляют отдельным категориям налогоплательщиков (п. 1 ст. 56 НК РФ). Такое понятие нужно принимать во внимание при применении пункта 6 статьи 88 НК РФ. Действие этой нормы распространяется на операции, которые не подлежат налогообложению и по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы. Например, закон устанавливает налоговую льготу в отношении религиозных организаций, общественных организаций инвалидов, коллегий адвокатов (подп. 1, 2, 14 п. 3 ст. 149 НК РФ). Так же под налоговую льготу в целях исчисления НДС подпадают операции, которые вправе совершать компании, имеющие соответствующую лицензию. Например, на оказание медицинских услуг.

Так же налоговики вправе потребовать по отдельным видам операций подтверждение того, что сделки совершает компания с определенным статусом. Например, если организация реставрирует объекты культурного наследия (подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ), она должна представить фиксалам договор с контрагентом.

Контролеры не вправе запросить документы по операциям, которые не подпадают под объект налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ). Тоже самое касается и документов по освобожденным от НДС операциям, когда такое освобождение не связано с предоставлением преимуществ определенной категории лиц. По таким операциям действует специальные правила обложения (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.14 № 33). Например, сделки по выдаче займов, реализации долей в уставном капитале и т. д.

Если операции доступны налогоплательщикам любых форм собственности и не ограничены видом деятельности, они не предоставляют налоговых преимуществ. Поэтому такие операции нельзя отнести к разряду льготируемых (постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.12 № 4517/12).

Так же налоговики рассказали, какую судебную практику будут использовать в работе.

Проверка декларации по НДС необходима для любого бухгалтера. Проводят ее перед представлением документа в ИФНС с целью выявления и устранения имеющихся несоответствий и ошибок. Существует определенный алгоритм: сначала сверяют декларационные данные с итоговыми цифрами по счетам бухгалтерского учета, объединенными в оборотно-сальдовой ведомости (ОСВ), затем убеждаются в правильности составления формы данных по контрольным соотношениям. Напомним, какими инструментами оперирует бухгалтер, проверяя декларацию по НДС в арифметических и логико-форматных направлениях.

Как проверить декларацию по НДС по оборотке

Прежде всего, выверяют данные декларации с информацией по счетам бухгалтерского учета, задействованным в операциях по НДС.

В процессе необходимы данные ОСВ по счетам:

    результатов – , 91(объемы продаж по каждой применяемой налоговой ставке);

    расчетов – , , 76 (соответствие величин авансов и налога, относящегося к ним);

    учета сумм вычетов – 19;

    учета расчетов по НДС , формирующих итоговые данные декларации – 68/2.

Для наглядности мы объединили в таблицу расчетные формулы обозначений строк декларации, сведения по суммам начисленного, уплаченного НДС и вычетов по нему, которые подвергают проверке по ОСВ:

Где отражено в декларации по НДС

Что обозначает

Проверяется по формулам:

Сумма исчисленного НДС с продаж

Сч. 90/1 х 18 / 118

Сумма НДС с авансов, полученных в счет будущих поставок (ДО (дебетовый оборот) сч. 76.АВ)

КО сч. 62/2 х 18 / 118

Сумма НДС с предоплаты, подлежащая вычету (КО (кредитовый оборот) сч. 76.АВ)

ДО сч. 60 х 18 / 118

Сумма НДС, предъявленного к возмещению (КО сч. 19)

КО сч. 60 х 18 /118

НДС к уплате (формируют анализ сч. 68/2 в корреспонденции с взаимодействующими счетами)

ДО сч. 68/2 (за минусом КО сч. 51 (сумма уплаченного НДС)) = итог НДС по книге покупок

КО сч. 68/2 = итог НДС по книге продаж

Сальдо кредитовое по сч. 68/2 на начало + КО сч. 68/2 – ДО сч. 68/2 = кредитовое сальдо на конец отчетного периода

Проверка подлинности расчетных показателей, внесенных в декларацию необходима, но недостаточна, поскольку важна и логическая увязка всех показателей. Ее добиваются проверкой значений по контрольным соотношениям (КС).

Как проверить декларацию по НДС, применяя контрольные соотношения

Именно КС используются инспекторами ФНС при автоматизированной проверке декларации НДС. Эти соотношения перечислены в письме ФНС от 23.03.2015 N ГД-4-3/4550@ (с обновлениями от 06.04.2017). Формулы КС дают возможность сверить значения разделов с 1-го по 7-й, показатели внутри них, между ними и в увязке с показателями разделов с 8-го по 12-й. Все они аккумулированы в табличном варианте, что весьма удобно для пользователя. Поэтому самостоятельно осуществить проверку по КС может и бухгалтер, хотя в учетные программы, как правило, всегда встроены модули проверки декларации по КС и она проверяется автоматически.

Как определить правильность заполнения по КС? Анализируя данные декларации, показатели «прокручивают» по предлагаемым формулам, устанавливающим степень достоверности внесенных в форму значений или же допустимость подобных показателей.

К примеру:

    по п. 1.22 КС действует норма – значение стр. 005 приложения 1 к разделу 8 должно быть равно показателю стр. 190 раздела 8. Если же показатель стр. 005 прил.1 больше стр. 190, то налоговики могут констатировать эту ситуацию, как возможное завышение суммы НДС к вычету;

    по п. 1.44 КС – показатель стр. 070 раздела 12 = разности значений строк 080 и 060 12-го раздела. Если показатель стр. 070 ниже разницы строк 080 и 060, существует риск занижения суммы НДС, исчисленной к уплате.

Все результаты, полученные от проверки по КС, анализируют и при необходимости перепроверяют аналитику и достоверность отражения операций в учете. Перечислять в публикации все применяемые формулы смысла не имеет, поскольку их много и не все они используются для конкретного предприятия. Мы лишь указываем, как проверить декларацию по НДС по учетным данным и контрольным соотношениям, чтобы избежать отказа в приеме декларации или представления уточняющих форм.

Задача бухгалтерских сотрудников – полно и корректно отражать в учете все хозяйственные операции, происходящие на предприятии. Практика не всегда соответствует теории, поэтому никто не застрахован от различных ошибок и неточностей. Чтобы своевременно проконтролировать свою работу, полезно знать, как проверить НДС . Впоследствии даже небольшие оплошности могут стать фатальными для организации – привести к длительным разбирательствам с налоговыми службами, в том числе и судебным, к наложению штрафов.

Чтобы проверить правильность начисления налога, следует определить совокупные обороты организации по операциям, облагаемым НДС. Если сравнить их с данными бухгалтерского учета, станет ясно, все ли товары приняты в расчет.

Чтобы определить обороты, связанные с продажей продукции, используются следующие типы источников информации:

    банковские выписки по расчетному счету компании;

    приходные и расходные кассовые ордера;

    ведомости расчетов с контрагентами;

    счета, выставляемые заказчикам и покупателям.

При рассмотрении ведомости продаж становится очевидно, какие суммы поступали в виде аванса, какие – в форме фактической оплаты. Ошибки, допущенные в ходе расчета налога, делаются явными. Сверяйте все строчки документа и поверяйте каждый расчет, чтобы ничего не упустить. Впоследствии этим же алгоритмом будут пользоваться представители ИФНС.

Выявив допущенные недочеты, бухгалтер может подать уточнения в налоговую. Это необходимо сделать не позднее положенного срока, иначе на организацию будут наложены штрафы. Если неточности выявят в ходе камеральной проверки, недоплаченные суммы налога будут обложены пенями.

Проверка НДС: алгоритм действий

Чтобы проверить правильность расчета косвенного налога, можно воспользоваться сведениями из главной книги. Изучите каждую ее строчку. Проверьте, правильно ли указаны номера и суммы первичных документов, корректно ли произведен расчет НДС. Если в записях были допущены ошибки, исправьте их. Желательно сделать это до сдачи декларации в ИФНС.

Сформируйте оборотно-сальдовые ведомости по 60 и 62 счетам (расчеты с поставщиками и покупателям соответственно). Проверьте правильность проводок. Чтобы это сделать, достаточно отследить один момент: 60.2 и 62.1 могут проходить только по дебету, 62.2 и 60.1 – по кредиту. Если правило нарушается, нужно проверить данные учета и выявить, когда была сделана неправильная проводка.

Обратите внимание на сальдо по «обороткам». Оно должно совпадать с цифрами, указанными в Книгах продаж и покупок. Если это не так, просматривайте проводки и ищите, где указана неверная сумма.

Сформируйте «оборотку» по счету 41 «Товары». Обратите внимание на то, где находятся остатки на складе. Они должны быть положительными и проходить по дебету. Если это не так, поднимите первичные документы и выявите, в какой момент произошла пересортица.

Проверьте ведомость по счету 19. На конец периода на нем не должно быть остатка в дебете или кредите. Если он имеется, в ходе квартала были сделаны неверные проводки.

Изучите счет авансов, полученных от покупателей и заказчиков. Конечное сальдо, отраженное в «оборотке» по кредиту, должно быть равно произведению остатка по счету 62.2 на налоговую ставку.

Создайте в учетной программе отчет-субконто по всем контрагентам. Проверьте, все ли суммы разнесены по счетам согласно первичной документации. У вас не должно быть «зависших» сумм. Если у поставщика или покупателя есть несколько договоров, имеет смысл рассматривать отчет в разрезе каждого из них.

Как проходит сверка НДС налоговыми органами

Проверяя данные налогового учета предприятий, специалисты ИФНС в первую очередь обращают внимание на правильность формирования налоговой базы (НБ). Они смотрят на несколько значимых моментов:

    При реализации товаров и услуг НБ признается их стоимость, очищенная от налогов. Если речь идет о подакцизном товаре, то акцизы прибавляются к цене.

    Если организация продает основные средства, отраженные в балансе с учетом НДС, то НБ будет считаться разница между ценой реализации и остаточной стоимостью имущества.

    Если организация работает по агентскому договору, то налог рассчитывается не со всей суммы полученных от контрагента средств, а от величины агентского вознаграждения.

    Если товар передается безвозмездно, налоговая база исчисляется как его стоимость исходя из среднего уровня цен на рынке.

    Если речь идет об уступке финансовых требований, используется стандартный алгоритм расчета.

Проверка начисленного НДС – важный элемент работы бухгалтера. Анализ данных учетной программы и их сверка с первичными документами позволяет своевременно выявить допущенные ошибки и неточности. Если они «вскроются» после сдачи декларации или в ходе камеральной проверки, компании могут грозить длительные разбирательства с налоговыми органами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Второй год в России существует новая налоговая программа, основанная на Big Data, называется она очень сложно, в простонародье ее прозвали АСК НДС. Что же это такое на самом деле?

Эта программа работает для того, чтобы ловить однодневные фирмы и тех, кто пытается воспользоваться незаконными . Программа АСК НДС 2 была задействована в конце 2013 года, и уже в 2014 году бюджет государства пополнился более чем на 100 миллиардов рублей.

Как же работает эта база? Она сверяет составленный плательщиком НДС, собирая данные из его книги продаж, и вычет, принятый покупателем, по книге покупок покупателя. При несоответствии показаний сама программа выясняет, корректно ли контрагенты отразили документы и насколько правомерны действия покупателя и его желание получить вычет. Участие налоговика не требуется.

При расхождении данных автоматически контрагентам отправляются письма с просьбой разъяснить данный факт. Если в течение пяти рабочих дней не были представлены объяснения, НИ начинает проверку. В итоге контрагенты или исправляют ошибки, или доплачивают в бюджет деньги.

Что делает программа:

  • Анализирует .
  • Сверяет данные контрагентов.
  • Находит расхождения автоматически.
  • Отправляет письма с просьбой предоставить объяснение расхождений.

В результате многим организациям пришлось отказаться от налогового вычета.

Новая АСК НДС 3

В 2016 году была запущена АСК НДС 3. Новая программа станет более расширенной при проверке плательщиков. Будут обрабатываться все данные, не только декларации, но и кассовые аппараты. Оборудование будет считывать все данные с кассовых аппаратов и сверять их с книгами продаж организаций.

В результаты фирмы-однодневки отпадут сами собой.

Подход АСК к налогоплательщикам

Программа необходима для более тщательной проверки организации. Раньше происходило так:

Организация предоставляет документы на налоговый вычет. При камеральной проверке, которую проводят сами инспекторы, могут выявиться ошибки. На основании этого НИ предоставляет вычет НДС или лишает его.

Сейчас же программа АСК НДС самостоятельно сверяет все данные, которые предоставила организация. Если риск нарушения очень велик, компанию проверяют все контролирующие органы. Подход программы состоит из нескольких факторов, ради чего она была и создана:

  • Понимать, как выявленные расхождения влияют на работу компании, на составление налоговой отчётности.
  • Для конкретной организации выбрать свой метод контроля и удерживать компанию рамках, которые позволяет Российский контроль деятельности.
  • Для компаний, которые миновали зону риска программы, увеличилась возможность обойтись без дополнительной проверки. То есть если действия компании законны, не нужно переживать, что будут дополнительные вопросы у НИ.

Нужно понимать, что под риск может попасть любая компания. Незначительная совершенная ошибка, так сказать, человеческий фактор, и вы уже под контролем инспекторов. Даже простое юридическое изменение адреса, названия уже является поводом для контроля.

Как не оказаться в чёрном списке АСК НДС 3

После запуска новой машины «тотального» контроля любая компания может оказаться в зоне риска.

Чтобы избежать дополнительного контроля, необходимо выполнить ряд действий:

  • Обязательно проверять контрагента. Официальное лицо, выступающее от этой организации, также должно предъявлять свои документы при подписании договоров.
  • Проверять бухгалтерские данные, активы организации. Обязательно должен быть почтовый и юридический адрес у потенциального контрагента.
  • Проверить банк данных судебных приставов.

Тщательная проверка будущих партнеров поможет не только избежать встречи с мошенниками, но и убережет от попадания в «черный» список системы АСК.

Некоторые подробности про АСК НДС 3 в этом видео:

Что ожидает плательщиков НДС в будущем?

Налоговая инспекция, запустив АСК НДС, сможет видеть все движения товаров. Сейчас программа сама устанавливает соответствие данных из книг продаж и книг покупок по счетам-фактурам и НДС. А самих данных о товарах нет.

В итоге, когда осуществляется проверка выбранного предприятия, выстроить конкретное движение товара у налоговиков не получается. И это, несомненно, плюс для работы бизнеса.

Но не стоит успокаиваться. Налоговики планируют разработать новую базу, которая будет действовать совместно с таможенной службой, с программой Центрального Банка РФ. Тогда уже налоговая служба сможет в режиме онлайн видеть все цепочку транзита денег: куда и зачем ушли, и были ли возвращены в компанию.

Так что все те, кто пытается работать нечестно, уже не имеют шансов заработать, и в итоге такой бизнес просто исчезнет.

С 01.01.2015 оптимизировать НДС стало сложнее или невозможно вовсе. Суть изменений в том, что ФНС в рамках внутреннего камерального контроля будет проводить тотальную автоматическую сверку данных из книг покупок и продаж всех налогоплательщиков.

В чем суть изменений НДС 2015

До 2015 года большинство предприятий, желая уменьшить налоговую нагрузку сдавали в налоговую инспекцию оптимизированные декларации, уменьшая или увеличивая расходы с НДС. После 2015 года манипуляции стали прозрачными. Оптимизаторов ждут претензии, требования пояснить имеющиеся расхождения, доначисления по НДС, штрафные санкции, блокировка счетов, передача материалов в правоохранительные органы и возбужденные уголовные дела. Для того, чтобы процесс контроля оказался возможным, были внесены изменения в НК, по которым налогоплательщики обязаны представлять декларации по НДС в электронном виде и определенном формате. И заранее подготовлена программа АСК НДС2, позволяющая в масштабе страны сопоставлять данные. Конечно же, введены санкции. Так с 2015 года декларации по НДС, представленные в налоговую только бумажном виде, будут считаться несданными вовсе. Штраф в этом случае составит 5% от суммы налога к уплате за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% от указанной суммы и не менее 1000 рублей. Если компания опоздает со сдачей декларации больше, чем на 10 дней, налоговики смогут заблокировать ее расчетный счет в течение 3 лет.

Что такое АСК НДС

Автоматизированная система контроля НДС-2 (АСК НДС-2) разработана ФНС России и применяется для приема, учета и обработки данных налоговых деклараций по НДС от налогоплательщиков. С 1 января 2015 года эта система анализирует заявленные в налоговых декларациях данные о счетах фактурах налогоплательщиков и выявляет противоречия между счетами фактурами налогоплательщиков. Так, если, к примеру, выяснится, что покупатель принял к вычету НДС, а продавец его не начисляет, то этот факт может стать поводом для налоговой проверки.

Какой закон регулирует работу АСК НДС

В 2013 года был подготовлен инструмент контроля НДС. Приказ ФНС России от 01.10.2013 N ММВ-7-6/432@ «О вводе в промышленную эксплуатацию …. Автоматизированная система контроля за возмещением НДС» запустил в работу программу контроля деклараций НДС .

В 2014 вступил в силу электронный способ и формат передачи данных для работы системы. Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (с изменениями и дополнениями) внес целый ряд изменений в основные законы, в том числе Налоговый Кодекс.

Статья 80 в пункте 3 абзац второй сообщается «Налоговые декларации представляются в налоговый орган … по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти...».

Остальные изменения понадобились для определения бизнес-процесса контроля и ответственности за нарушения. Например, п. 8.1. ст. 88 НК РФ сообщает: «При выявлении противоречий ……. декларации по налогу на добавленную стоимость …… налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям».

Как налоговая проверяет декларации НДС?

Прием налоговой декларации НДС . Камеральная налоговая проверка декларации по НДС начинается с момента ввода данных отчетности в автоматизированную информационную систему налоговых органов;

Расчет контрольных соотношений . Далее идет сверка контрольных соотношений, то есть осуществляется арифметический контроль вводимых данных. Математические и логические формулы по основным налоговым декларациям доступны для налогоплательщиков на сайте ФНС России в разделе «Налоговая отчетность» рубрики «Контрольные соотношения по налоговым декларациям»;

Автотребование о представлении формализованных пояснений по КС . Если выявлены расхождения, система в автоматизированном порядке сразу направляет налогоплательщику сообщение с требованием предоставить пояснения по данному факту. Отметим, что это происходит до того момента, как декларация дойдет до сотрудника налоговой инспекции, следовательно, в сообщении от системы не будет указано каких-либо контактов инспектора для того, чтобы получить устные разъяснения и помощь. Ваши действия – отправить квитанцию о получении данного сообщения, самостоятельно разобраться в ошибках (в помощь сайт налоговой инспекции) и в письменной свободной форме дать требуемые пояснения;

Сопоставление операций контрагентов или этап «интеллектуального сравнения». Данный этап проходит тоже без участия налогового инспектора. Сравнивается информация в 8-12 разделах декларации. То есть на основании имеющихся у налоговой данных проверяется документное контрольное соотношение. Проще говоря, проверяются счет-фактуры Вашей декларации с данными, содержащимися в декларации Ваших контрагентов. Если вдруг Вы ошиблись в номере или дате счет-фактуры, то система пробует найти данную счет-фактуру с неверным номером/датой у Вашего контрагента интеллектуальным методом. Поэтому сдавать корректирующую декларацию по такой причине не надо.

Автотребование о представлении формализованных пояснений о расхождениях . Если счет-фактуру в декларации Вашего контрагента не нашли или нашли, но с другими данными, влияющими сумму вычетов и размер налога, то система опять же в автоматическом режиме направляет нам письмо с требованием предоставления пояснений. Наши действия те же, что и в этапе 3.

Ручная работа : Требование о представлении неформализованных пояснений, Ручной вод неформализованных пояснений. Мероприятие налогового контроля. Проводится непосредственно отделом камеральных проверок. Запрашиваются первичные документы, книга покупок, книга продаж, могут осматриваться помещения. Происходит углубленная проверка с проведением мероприятий налогового контроля:

  • сопоставляются показатели налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;
  • устанавливается взаимоувязка показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
  • подтверждается достоверность показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.

В завершении инспектор направляет письмо налогоплательщику с требованием в течение 5 рабочих дней предоставить пояснения или внести изменения в отчетность.

Оформление результата. Если в ходе камеральной проверки выявлены были нарушения, то в течение 10 дней составляется акт камеральной проверки, который должен быть вручен налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней с даты составления акта. После чего у налогоплательщика месяц на то, чтобы написать возражение на акт проверки.

Перспективы и возможности АСК НДС

АСК НДС явила собой революционный прорыв в контроле за налогоплательщиками. До 2015 года налоговая инспекция имела возможность эффективно мониторить банковские потоки, теперь система позволит контролировать товарные потоки.

Ясно, что у системы будут проблемы. Скорее всего, проблемы при внедрении будут и функциональные и технические и человеческие. Объем данных, который будет проходить через телекоммуникационные каналы связи будет колоссальным. Одна запись о счете-фактуре будет весить до 300 байт. Представьте себе отчет сети гипермаркетов. Сбоев не избежать. Даже если будут использованы современные дата-центры и программное обеспечение справится с потоком. Специалистам необходимо продумать системы хранения, доступа, безопасности данных. Возможно, налоговая служба разработает дополнительные сервисы для решения возникающих функциональных проблем. Внимание будет уделяться и персоналу для обучения взаимодействия с системой. Крупным компаниям для исполнения буквы закона придется перейти на внутрифирменный электронный документооборот. Масса работы добавиться судьям, которые будут вынуждены выяснить технические аспекты работы системы, проверить ее на законность, внести изменения или соответствовать факту. На решение проблем уйдет время, дело не в этом.

Взгляд пессимиста. АСК НДС можно применять для давления на любой бизнес, закрывая неугодные компании практически моментально. Тем самым уровень коррупции может стать грандиозным. Регулярные утечки из системы при плохой ее защите могут быть использованы конкурентами. Необоснованные отказы в вычетах заблокируют судебную систему.

Взгляд оптимиста. При должном отношении к делу и качественной работе подобная система может действительно оздоровить работу предпринимательства. Со временем исчезнут фирмы-однодневки. Станут реже или исчезнут совсем случаи налоговой коррупции. Компании будут вынуждены заниматься действительными конкурентными преимуществами, отвечать по своим обязательствам. Рентабельность сделок, в свою очередь, цены на продукцию выйдут на рыночный европейский уровень.

Итоги

Наверное, я оптимистка. На мой взгляд, ФНС внедряет эффективную концепцию контроля за уплатой НДС. Благодаря информационным технологиям эпоха тотального налогового контроля уже не кажется чем-то фантастическим. Надеюсь, что однодневки в скором времени станут неактуальны. Пора рынку забыть про обнальные схемы, выстраивать качественную договорную работу с контрагентами, использовать льготы налоговые. Привлекать налоговых консультантов, адвокатов и аудиторов для разработки оптимальных рабочих схема в рамках законодательства. Пусть они проанализируют бизнес на современном этапе, как сложилась договорная работа, бухгалтерский и налоговый учет. Такая красочная картина будущего благополучия сложилась в моей голове.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter