Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Воспитание в стиле коучинг. Коучинг для родителей: позитивное родительство и осознанность. (Н. Суслова)

Воспитание в стиле коучинг – это одна из наиболее действенных практик. Многочисленные исследования и эксперименты доказывают эффективность методики, позволяя свести распространенные проблемы с детьми к минимуму. Как выглядит такое воспитание и что оно дает ребенку в итоге? Об этом следует рассказать во всех деталях.

Понятие воспитания известно каждому человеку, однако каким оно должно быть на самом деле? Большая часть современных родителей вряд ли сможет дать ответ на этот вопрос быстро и без раздумий – и полученные таким образом ответы будут существенно отличаться, и в некоторых воспитательных нюансах их мнение будет диаметрально противоположным.

Для начала следует дать конкретное определение понятию воспитания. У кого-то это слово ассоциируется с букварем и тетрадью, у кого-то – с ремнем. На самом деле, воспитательный процесс подразумевает воздействие на сознание ребенка, производимое родителями в ходе взаимодействия с ним.

Как работает воспитание и что оно может ему дать (или не дать)? Об этих тонкостях следует рассказать отдельно.

Пассивное и активное воспитание

Необходимо отметить, что любое воздействие может быть как активным, так и пассивным, и воспитание не является исключением. Если вы рассказываете ребенку о том, что выбрасывать мусор на улице – это плохо, это – воспитание. Если вы сами бросаете при ребенке мусор мимо урны – это тоже воспитание.

Секрет заключается в том, что пассивное воспитание, как правило, значительно сильнее влияет на ребенка. В пассивном формате вы воспитываете детей в любое время, просто находясь с ними рядом, когда как активной воспитательной работе требуется уделять время и внимание.

В ваших интересах сделать так, чтобы то, что вы говорите ребенку, не расходилось с вашими делами. Дети берут пример с родителей, перенимая и их сильные, и их слабые стороны. Запрещая ребенку ругаться матом, мусорить на улицах и совершать другие не красящие его поступки, но продолжая совершать их самостоятельно, вы просто потратите время впустую. Поэтому иногда для воспитания родителям важнее стать лучше самим, а не пытаться сделать хорошего человека из своего ребенка.

Детализация целей

Воспитание, как и любой другой долгосрочный процесс, должен производиться вдумчиво и структурно. Детализация целей, которых родители хотят добиться в воспитании – это одна из первоначальных необходимостей, если они хотят добиться по-настоящему заметного результата.

Если понимание конечного результата – каким бы вы хотели видеть своего ребенка – слишком размыто, то некоторые воспитательные моменты будут противоречить другим, вызывая диссонанс в психике ребенка. Данный аспект очень тесно переплетается с понятием активного и пассивного воспитания, но его следует воспринимать отдельно, относя скорее к активной части процесса.

К примеру, если родители будут говорить ребенку, что школьные оценки – не главное, но при этом требовать от него высокой успеваемости по всем предметам, ребенок не будет понимать, чему конкретно ему верить.

Понятие хорошего человека

Очень распространенная ошибка родителей – попытки воспитать абстрактного хорошего человека. Разумеется, эта цель весьма благая – но она очень субъективна.

Понятие хорошего человека нуждается в детализации. Какие конкретно качества вы приписываете хорошему человеку? Кто-то может полагать, что хороший человек не ругается матом, не курит и не пьет, а кто-то поставит первыми пунктами добродетельность, честность и открытость. Некоторые родители будут ратовать за то, что хороший человек – это тот, кто способен добиваться поставленных целей, еще часть не преминет добавить в портрет хорошего человека определенные религиозные и политические взгляды.

Также стоит учитывать, что хороший человек – это бесполая абстракция. Хорошие мужчины и хорошие женщины даже в понимании одного конкретного опрошенного родителя будут обладать разными качествами. Будет ли ваш сын хорошим мужчиной, если воспитывать его, как хорошую женщину? В особенности этот момент должен взволновать матерей-одиночек, которые растят сыновей без доли мужского воспитания.

Хорошее воспитание должно преследовать конкретные цели. Вы сможете привить своему ребенку моральные качества, которыми, по вашему мнению, должен обладать хороший человек, только если будете понимать, какого результата хотите добиться.

Воспитание с учетом личностных ценностей ребенка

Нельзя не отметить и тот факт, что ребенок с некоторого возраста начинает развиваться и самостоятельно, без участия родителей. У него появляются свои интересы – еще с детского сада, в возрасте около трех лет, когда начинает просыпаться самостоятельность. Вас не должно удивлять то, что у вашего ребенка есть свои личные интересы, свои стремления и свои цели (какими бы глупыми и детскими они вам не казались).

Ни в коем случае не следует ломать ребенка, пытаясь внедрять в воспитание элементы, противоположные его интересам либо запрещающие их. Такие случаи очень часто бывают в семьях с жестким патриархатом (или матриархатом). Если внезапно окажется, что сыну излучающего маскулинную мужественность отца хочется заниматься балетом или музыкой – разумеется, родителю это очень не понравится. Точно так же ортодоксальная мать не оценит стремление дочери записаться на боевые искусства, а предложит более подходящие девочке варианты.

Не провоцируйте подобные конфликты просто из-за того, что интересы ребенка не совпадают с вашими. Возможно, он не добьется на выбранном пути успеха и бросит через полгода – но это будет его выбор и его решение, принятое самостоятельно. Возможно, вы похороните в своей семье гения, закрыв ему дорогу к тому, что ему действительно нравится, что могло бы стать всей его жизнью. В любом случае, подобный запрет создаст в отношениях между ребенком и родителями трещину – и чем старше ребенок, тем сильнее будет его обида и неприязнь.

Поддержание самостоятельности

Существует еще один момент, который, увы, понятен далеко не всем родителям. Очень часто он проявляется в семьях, в которых воспитывается только один ребенок, а также – в распространенных случаях матерей-одиночек, уделяющих ребенку все свое время, все свои силы и внимание.

Взрослая жизнь требует от человека самостоятельности, которая предполагает наличие умения принимать решения и воплощать их действием. По мнению многих людей, настоящая взрослая жизнь начинается с наступлением совершеннолетия (либо, для юнош, после службы в армии). Однако этот факт не должен означать, что вплоть до этого момента ребенок не должен предпринимать никаких активных действий.

Самостоятельность – это одно из тех качеств, которое необходимо поддерживать и поощрять. Если даже вы уверены, что у вашего ребенка ничего не получится – ему нужно дать возможность совершить ошибку. Об этом весьма интересно пишет Памела Друкерман в книге «Французские дети не плюются едой» — и, что самое печальное, существует немало родителей, которые в вопросах воспитания ведут себя едва ли не хуже описанных в этой книге американцев.

Ошибки – это лучшие учителя, так как только они дают наглядный результат неправильных действий. Ребенок никогда не поймет, почему нельзя бегать по скользким поверхностям, если постоянно ловить его, удерживать за руку или наказывать за естественные проявления. Ребенок не поймет вас, если вы будете рассказывать ему это словами – он все равно будет забываться и пытаться бежать по скользкому. Но стоит ему один раз поскользнуться и упасть – понимание нецелесообразности предшествовавших падению действий надежно укоренится в его сознании.

Следует понимать, что большинство детских ошибок – это всего лишь ссадины на коленках, двойки в дневниках и пригоревшая яичница в сковороде. Взрослые ошибки гораздо опаснее и страшнее. Если вы будете оберегать своего ребенка от падений, каждый день проверять его домашнюю работу, контролировать каждое его действие и не позволять делать то, чего он еще не умеет – он ничему не научится. Во взрослой жизни он точно так же будет ожидать указательных знаков и помощи – которых уже не будет. Подстилая солому своему ребенку в детстве, вы лишь сделаете его неподготовленным к жизни во взрослом социуме. Непривыкший к неудачам, не умеющий переживать их человек, неспособный поставить перед собой цели и добиться их – вы вряд ли хотите, чтобы ваш ребенок вырос таким. Именно по этой причине поддержание детской самостоятельности – это один из важнейших элементов воспитания, на котором акцентируется система коучинга.
Разумеется, это не значит, что нужно позволять ребенку засовывать руку в мясорубку или кастрюлю с кипятком. От действительно травмоопасных факторов его следует оберегать – однако доводить свою заботу до абсурда тоже не следует.

Что такое коучинг?

Что такое коучинг? В последнее время в русском языке появляется все больше новомодных терминов, заимствованных из английского языка. Звучат они красиво и непонятно – а значит, нуждаются в полноценном объяснении.

Коучинг – это система правильной постановки вопросов. Родитель в этом случае задает вопросы, а ребенок на них отвечает. Выглядит крайне просто – простым и является. Однако существуют некоторые нюансы.

Первое, что необходимо отметить. Сразу приходящий в голову пример с проверкой устных домашних заданий коучингом не является. Вопросы, задаваемые в рамках коучинга, должны обращаться не к уровню познаний ответчика, а к его личным чувствам, мотивам действий, настроениям и эмоциям.

Второе – коучинг невозможен без доверия. Если ребенок испытывает к родителю страх, неприязнь и недоверие (а такое случается в семьях, практикующих физические наказания в виде ремня) – он не будет даже пытаться отвечать честно. Он будет давать те ответы, которые родитель, по его мнению, хочет услышать.

Третье – данная система может применяться с любого возраста, когда ребенок уже умеет говорить. Вопросы, задаваемые ребенку, крайне просты, и он всегда сможет дать на них ответ. На основе ответов вы сможете выстроить психологический портрет своего ребенка, выявить проблемы и подумать над их решением.

Как коучинг помогает в воспитании детей?

Каким образом коучинг помогает в воспитании детей, будет интересно узнать каждому взрослому. Основные требования – это умение ребенка говорить и отсутствие причин врать.

Процедура выглядит следующим образом. Родитель, заметив нетипичное (или неприемлемое) поведение ребенка, спокойно задает ему вопросы из разряда «а зачем ты это сделал?», после чего выслушивает ответ и задает, по мере необходимости, наводящие вопросы.

Основной плюс такой системы заключается в том, что ребенок с раннего возраста начинает оценивать свои действия, думать над причинно-следственными связями и оценивать их последствия.

К примеру, ребенок из шалости разбил любимую вазу мамы, доставшуюся ей еще от бабушки. В большинстве случаев ребенок будет обруган или даже наказан. Родитель, выбравший методику коучинга, даже не повысит голос – а просто начнет задавать вопросы, на которые ребенок будет отвечать, думая над своим поведением.

Таким образом, нашкодивший ребенок поймет, что он поступил неверно, даже без необходимости повышения голоса, без манипуляций со страхом перед родительским криком и болью от ремня. В идеале ход мыслей будет выглядеть так: да, я разбил вазу, потому что мне было интересно. Нет, я не знал, что она может разбиться. Нет, я не хотел разбить эту вазу. Да, я понимаю, что мама расстроилась. Да, я понимаю, что нужно быть аккуратнее.

Появляется критическое мышление, склонность к анализу собственных поступков. Дети, воспитанные в условиях опекающей гиперзаботы, на это зачастую неспособны даже на момент приближения к совершеннолетию. Кроме того, ребенок понимает свои ошибки в ходе диалога с родителем, что делает любые наказания бессмысленными.

Со временем ребенок учится задавать себе вопросы самостоятельно, уже без родителя. При этом он начинает гораздо раньше думать о совершаемых действиях до того, как их совершить. Такой подход позволяет воспитать по-настоящему разумную личность в самом раннем возрасте.

Кроме того, между родителем и ребенком, воспитываемым по системе коучинга, возникает устойчивая обратная связь, благодаря чему родитель гораздо лучше понимает поступки ребенка с точки зрения его мотивов. Ведь вазу можно было разбить со злости, из какого-то иррационального страха, из желания привлечь к себе внимание – а не по распространенному мнению, что у ребенка руки растут не из нужного места. Благодаря коучингу, родитель лучше видит, что переживает его ребенок – и может дать более дельные советы и рекомендации.

Коучинг развивает самостоятельность. Ребенок привыкает иметь свое мнение – и за него не приходится думать в более взрослом возрасте. Отсутствие наказаний позволяет не смешивать уважение к авторитету со страхом, благодаря чему такие дети очень часто становятся авторами смелых и дерзких решений.

Необходимое послесловие

Разумеется, коучинг сработает только при комплексном внедрении и вдумчивом подходе. От родителей потребуется наличие по-настоящему крепких нервов, чтобы не срываться на устоявшиеся способы наказаний.

Основным в данном вопросе должно оставаться именно воспитание, а не коучинг – ваше общение с ребенком ни в коем случае не должно сводиться к вопросам и ответам. Разговоры на отвлеченные темы, ваши рассказы о своем детстве и своей молодости тоже не будут лишними.

Коучинг – это, в первую очередь, пассивная поддержка. Задавая вопросы, вы не подсказываете ребенку ответы, так как ответы он знает сам. Это – максимально допустимая разумная помощь, которую родитель может дать своему ребенку без просьб о ней. Такая система воспитания развивает и детей, и их родителей – первые учатся мыслить и оценивать, вторые – не навязывать излишнюю помощь своим детям.

Нина Авдиенко
«Развитие мотивационной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием технологии коучинга»

Детство – уникальный и волшебный мир. В дошкольном возрасте ребенок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальных , нравственно-волевых качеств личности ребенка , расширяется его мотивационная сфера : познавательная мотивация и мотивация достижения , т. е. в основе деятельности ребенка уже лежит не желание поиграть, а желание узнать что-то новое, достичь определенного результата в этом им помогают педагоги. Современный педагог - это тот, кто постоянно развивается , самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей .

Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является внедрение инновационных форм работы с дошкольниками , стимулируя педагогов к поиску новых, более эффективных методов работы.

Инновационные технологии в дошкольном образовании используются , в первую очередь, для решения актуальных проблем, одной из которых является несформированность учебной мотивации .

В педагогической практике используется огромное количество различных инновационных технологий для развития мотивационной сферы дошкольников . Поскольку в данном возрасте активно развивается диалогическая речь и диалог приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий, то коучинг - технология является мощным средством для развития ребенка , так как основана на интерактивном общении, дискуссии (вопрос – ответ, где ребенок сам находит пути решения проблемы.

Коучинг (анг. Coaching – обучение, тренировка) в сфере образования рассматривается, как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности .

В основе коучинг – подхода при воспитании лежит идея о том, что ребенок является не пустым сосудом, который надо наполнить знаниями и установками. Ребенок более похож на жёлудь, который уже содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим, прекрасным дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти - уже заложена в каждом ребенке .

Коучинг - это искусство содействовать обучению и развитию другого человека . Активная форма развития познавательной активности и совместной деятельности.

Коуч – это консультант , наставник, в роль которого перевоплощается педагог. Коуч отличается от педагога тем, что не дает советов, жестких рекомендаций и готовых алгоритмов решения. Он не говорит : «надо делать так, а вот так делать не надо» , а создает условия для того, чтобы ребенок сам понял , что ему надо делать, стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость воспитанника достигать целей и осуществлять изменения в своей деятельности. Другими словами, в процессе коучинга ребенок находят свой , уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу , особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия , где ребенок чувствует , что его идеи и предложения не остаются без внимания.

Таким образом, коучинг построен на мотивированном взаимодействии двух сторон.

Коучинг проходит в 7 этапов :

1 этап – установление партнерских взаимоотношений между коучем и ребенком ;

2 этап – совместное определение задач для достижения конкретной цели;

3 этап – исследование текущей проблемы (ситуации) ;

4 этап – определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;

5 этап – выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;

6 этап – выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;

7 этап – договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.

А если сказать это коуч – вопросами , то это будет выглядеть примерно так :

«Чего ты хочешь?»

«Что ты имеешь сейчас? Что сейчас происходит?»

«Что можно сделать?»

«Что ты будешь для этого делать сегодня?»

Детский коучинг отличается от взрослого, имеет свои особенности. Повторюсь, сказав, что коучинг – это метод поиска оптимального решения в какой-либо ситуации с помощью вопросов, которые задает коуч своему собеседнику . То есть у человека есть проблема или вопрос, который он хочет решить и коуч не дает ему советов – сделай так-то и так-то, а задает вопросы, и уже сам человек, отвечая на них, самостоятельно находит решение своей проблемы. Насколько это происходит быстро и эффективно зависит от профессионализма коуча .

Может быть, кому-то показалось, что коучинг – это слишком сложно. Но не переживайте, для профессиональной работы со взрослыми, действительно нужно профессиональное обучение, но для работы с ребенком важно просто понять смысл и сам метод коучинга и просто начать его использовать вместо чтения моралей и наставлений.

Давайте сразу все рассмотрим на примере – так будет проще понять сам метод и его использование .

Ребенок что-то делает не так, например, пытается ложкой есть спагетти.

Стандартное поведение взрослого : «Спагетти надо есть вилкой» . При этом ребенок не думает , а просто принимает новую для него догму, спущенную свыше. С точки зрения развития личности – это минус.

Коучинг : взрослые кладут перед ребенком ложку , нож и вилку – и говорят : «Как ты думаешь, чем удобнее есть спагетти?» Тогда ребенок начинает думать . В данной ситуации взрослый выступает в роле коуча и может задавать наводящие вопросы : «Как можно ложкой поднять спагетти? А как можно вилкой? А как еще? и т. д.» И тогда ребенок , думая, исследуя, сам приходит к нужному решению, а когда он пришел к нему сам – это совсем другое, не навязанное сверху без объяснений решение, это его самостоятельное решение, выбор, оно намного весомее, понятнее и полезнее и способствует развитию креативного мышления.

Может быть спагетти слишком примитивный пример, и это не очень повлияет на формирование ребенка , но если этот метод применять в серьезных вопросах, его значение и влияние на личность ребенка сложно переоценить .

Еще несколько коуч – вопросов , которые вы можете использовать в воспитании своих детей :

Как ты думаешь, можно ли это сделать по-другому?

А если бы ты поступил так-то, то какой бы был результат, как ты думаешь?. А если вот так поступить?

Если так часто делать, то к чему это может привести, расскажи несколько вариантов.

Как ты думаешь, то, что ты сделал – это хорошо? Это приносит пользу тебе и окружающим людям? Почему?

«Волшебные вопросы» , направляющие ребенка :

Что ты хочешь?

А зачем тебе это?

Как ты думаешь, почему у тебя этого нет?

Что может повлиять на изменение ситуации?

Что ты будешь делать?

Какие могут быть последствия для тебя и других?

Что для тебя в этом самое трудное?

Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?

Что ты должен уметь? Где и как будешь этому учиться?

Кто и чем может тебе помочь?

Какие знания тебе нужны?

Где и как можешь получить эти знания?

Коучинг на практике .

Развитие мотивационной сферы дошкольников с элементами коучинга .

Перед началом работы на подготовительном этапе был определён уровень учебной мотивации детей с помощью психологической методики диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет Т. А. Нежновой (модификация А. М. Прихожан) .

Из результатов диагностики стало видно, что у 73% диагностируемых – примерное равенство игровой (дошкольной ) и учебной мотивации , а у 27% замечено преобладание игровой (дошкольной ) мотивации .

Для повышения уровня учебной мотивации у дошкольников я разработала занятие с использованием технологии коучинга .

Перед собой я поставила цель вывести детей на уровень учебной мотивации в процессе беседы с ними.

Чтобы достичь заданной цели, я определила следующие задачи :

1. Продиагностировать уровень учебной мотивации с помощью психологической методики и диагностического задания.

2. Сформировать у детей побудительный мотив к обучению с помощью техник коучинга : упражнения «Мотивирующие цели » и упражнения «Масштаб цели» .

3. Подвести итоги психологической работы, совместная с детьми рефлексия.

Что работа шла продуктивнее, для работы мне необходим наглядный материал и оборудование : картинки с изображением школы, уроков в школе, учителя, учеников лежат на столе перед ребенком , в руках у психолога вопросы беседы, листы бумаги, ручка, карандаш.

На занятии я использую такие методы и приемы, как психологический опрос, беседа, техники – упражнения коучинга , рефлексия.

Совместную деятельность с детьми я провожу в подгрупповой форме работы. Подгруппа формируется из 3 – 4 человек. В подгруппе обязательно должен быть ребенок с высоким уровнем учебной (школьной) мотивацией , для стимулирования детей с низкой учебной и высокой игровой (дошкольной ) мотивацией . На занятиях я использую тонкую ненавязчивую корректировку целей, мотивов , намерений детей. То есть, я держу под контролем ситуацию, чтобы сохранить целесообразность совместной деятельности. В противном же случае цель занятия может быть не достигнута.

На первом этапе занятия я повторно диагностирую уровень учебной мотивации , только с использованием вопросов из коучинга (приложение) .

На основном этапе занятия для того, чтобы у детей появился смысл обучения в школе и сформировался побудительный мотив я использую технику коучинга «Мотивирующая цель » (приложение) .

В целях закрепления побудительного мотива , а так же выявления дополнительного смысла учения и дополнительных ресурсов я использую технику коучинга «Масштаб цели. Шаги вверх»

В результате я формулируется мотивирующую цель обучения . Которая в дальнейшем преобразуется с помощью цепочки вопросов. Все ответы детей я записываю, найти дополнительный ресурс для дальнейшей работы.

Для уточнения знаний детей о школьных принадлежностях на занятиях я использую упражнение «Собираем портфель в школу»

С использованием картинок с изображением портфеля, школьных принадлежностей, игрушек и других дополнительных предметов.

Заключительный этап – рефлексия, которую я провожу так же, в виде техники коучинга «Рамка результата» .

В конце занятия я еще раз озвучиваю каждому ребенку его цели , намерения, мотивы , побуждения как результат всей работы, отслеживая при этом эмоциональную реакцию, мнение, согласие или несогласие с выводами.

И в заключении хочу сказать, что методов воспитания и обучение огромное множество. Они могут сильно отличаться друг от друга, могут быть схожими, во многом это связано с требованиями современного общества, хотя конечная цель остается единой воспитать сильного, счастливого человека, способного жить в современном мире. Использование инновационных технологий помогает в этом и коучинг одна из таких технологий .

Попробуйте начать хотя бы понемногу применять метод коучинга в своей работе , хотя это и сложнее, чем просто вписывать программы в ребенка , но зато намного полезнее.

Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. "Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать".

Техники классического коучинга ориентированы на взрослых людей, у которых уже сформировалось осознанность. Детский и подростковый мозг еще не сформирован полностью. Поэтому для профессионального коучинга детей важно учитывать мыслительные процессы и механизмы головного мозга ребенка.

В связи с этим возникло направление — Детско-родительский коучинг в дошкольных учреждениях.

На этапе роста и взросления ребенка у родителей часто возникают сложности в воспитании, нахождении общего языка с ребенком, удержании своей родительской позиции.

И здесь может быть ряд запросов для работы с коучем:

  • Как стать хорошим родителем?
  • Как справляться со своими негативными эмоциями?
  • Насколько я реализую роль отца\матери в моей жизни?
  • Соответствую ли я своему представлению о «хорошем» родителе?
  • Что должен делать родитель, чтобы ребенок вырос счастливым и успешным?

» Не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя. Всё равно он будет похож на вас.»

Детско-родительский коучинг находит всё более широкое применение: в детских садах и школах, среди репетиторов и нянь, в тренировках юных спортсменов.

Чем же отличается детско-родительский коучинг от взрослого(классического) коучинга?

  1. В коучинге работа идет с одним человеком. В детско-родительском — с системой «родитель- ребенок». Иногда нужно пригласить и второго родителя для эффективного решения запроса.
  2. В индивидуальном коучинге работают с запросом клиента. В детско-родительском — родитель обращается с запросом в отношении своего ребенка. Запроса у ребенка может и не быть, либо он отличается от родительского.

Например, родитель хочет, чтобы ребёнок был более собранным и послушным . А у ребёнка вовсе нет такого запроса, его всё устраивает. В данном случае важно дать понять родителю, что поскольку родитель-ребёнок – это целая система, то от состояния и поведения родителя будет зависеть состояние и поведение ребёнка . Поэтому работа коуча с родителем будет построена на принципе «подконтрольности цели» и «я-причины».

Если мой ребёнок ведёт себя таким образом, что мне это не нравится. Если мой ребёнок рассеянный, то:

  • -что я делаю такого, что заставляет его быть таким?
  • -каков мой вклад в то, что я имею сейчас именно такого ребёнка с таким поведением?
  • -что во мне есть такого, что влияет на ребёнка таким образом?
  • -как я могу помочь ему стать более собранным?
  1. В детском коучинге с детьми применяют игровые техники и отдельно техники для работы с родителями.

Учитывая не до конца сформированную осознанность ребёнка, специалист может применять игровые технологии, которые помогают ребёнку расслабиться, исключить нравоучения и лекции , а через персонажей, проживая свой опыт, лучше понять свой внутренний мир, мир других людей и то, как лучше простраивать с ними взаимоотношения.

Очень хорошим инструментом для коуча при взаимодействии с ребёнком будет сказкотерапия, куклотерапия и другие творческие методы работы с психикой и осознанностью.

Применение технологий коучинга с детского сада позволяет:

  • Сформировать у родителей навыки продуктивного общения с ребенком, желание помогать ребенку
  • Умение правильно реагировать на проблемы и достижения ребенка, помогать преодолевать трудности и признавать его успехи, радоваться им
  • Выстраивать партнерские отношения в системе «Родитель-ребенок»
  • Объединить усилия взрослых для успешного воспитания ребенка

Это помогает создавать пространство для построения доверительных, открытых, гармоничных отношений с ребенком.

Ребёнку же работа с коучем помогает раскрывать свои эмоции, творческий потенциал, глубже понимать себя и окружающих людей, выстраивать взаимоотношения и верить в себя.

Таким образом, технологии коучинга в дошкольных учреждениях, используемые в развитии и воспитании детей, являются непростым, но осознанным выбором воспитателей и родителей, влияющим на формирование целостной, здоровой и счастливой личности ребёнка.

coaching — обучение, тренировки) — метод консалтинга и тренинга ; от классических консалтинга и тренинга отличается тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации . Работа с коучем предполагает достижение определённой цели, новых, позитивно сформулированных результатов в жизни и работе. (Википедия).

Если у Вас уже есть дети или Вы планируете дать им жизнь, Вы должны помнить, что развитие ребенка - не есть передача ему навыков, не есть передача ему своего видения. Наоборот, чем больше Вы будете пытаться его чему-то обучать, что-то в него вкладывать, тем сильнее он будет сопротивляться , если Вы будете делать это неправильно. Можно подталкивать его вопросами, можно заставлять его о чем-то задуматься, можно его ставить перед какими-то проблемами – пусть он решает, пусть ищет, находит. Только то, что он найдет сам, будет его развивать. И только те, кто помогут ему находить самому, будут его друзьями. Это основа кид-коучинга.

Есть множество методов, как это делать. Есть специальная программа по обучению правильным вопросам: как правильно подойти в той или иной ситуации. Но всё это является следствием самого главного – коучингового мировоззрения, когда ты смотришь на другого через призму развития, а не через призму навязывания.

Даже есть такая формула: если ты сказал человеку, как ему делать, то ты украл у него это решение. Он им не воспользуется. У него не будет мотивации пользоваться этим, потому что он не сам это нашел, а значит, это не будет его развивать. Значит, он будет постоянно это опротестовывать. Сделайте так, чтобы он сам нашел, и Вы станете его лучшим другом. Это удивительное свойство человеческой психики, подсмотренное в жизни, и в коучинге возведенное просто в ранг какого-то закона. Но есть и много других интересных вещей.

Нередки ситуации в кид-коучинге, когда родители говорят: «Вот, у нас такие дети, они такие нехорошие». И при этом они забывают главное: дети – это слепок их самих. И они сопротивляются родителям только потому, что есть давление с их стороны. Если Вы измените свое отношение к детям, то дети тут же изменятся. Они очень пластичны, они меняются моментально. Надо научить, как изменить свое отношение к детям. Найти правильное. С коучем это происходит довольно быстро. Отношение к детям меняется, и дети начинают развиваться совсем по-другому.

Разберем частный случай из кид-коучинга.

Коучам нередко задают вопрос: «Вы говорите, что не надо требовать от детей, чтобы они шли в школу. Но ведь туда надо идти! И как тогда быть?»

Дело в том, что понятие ответственности в коучинге целиком и полностью сопряжено с понятием осознанности будущего. Когда человек начинает видеть отдаленные следствия своих поступков, то мера ответственности в нем возрастает. Ведь обычно люди совершают глупые поступки потому, что не задумываются о последствиях. Так вот, с детьми очень хорошо говорить на тему будущего.

Например: «Если ты не будешь ходить в школу, что будет?». Вы задайте вопрос, но не говорите, что будет. Вы тогда не будете подавлять развитие ребенка своими директивами и оценками вроде: «Ты будешь балбесом или дворником». Вы ребенка просто спрашиваете: «Что будет?». Ребенок ответит что-то в этом роде:

– Ну, я буду отдыхать.

Он ответит:

– Когда все закончат одиннадцатый класс, я буду отдыхающим, ничего не знающим.

– Хорошо. Чем ты будешь отличаться от своих одноклассников, которые будут учиться, а ты не будешь? В лучшую или в худшую сторону?

– Буду в лучшую.

– Ой ли? Давай подумаем: они учились, они развивались. Ты не учишься, не развиваешься.

– Значит, я буду недоразвитым.

– Конечно.

То есть, можно вопросами и некоторыми подсказками подталкивать ребенка к пониманию последствий своих поступков. И так в нем родится ответственность, он возьмет эту ответственность сам. Ответственный ребенок, конечно же, будет и в школу ходить, и оценки нормальные приносить и, что самое главное – развиваться.

В коучинге есть такое понятие как Гроу-метод (GROW-Метод). Это основной метод для построения и достижения каких-то целей.

Расскажем кратко об этом методе:

1. необходимо вначале подумать о том, как будет выглядеть цель, когда ты ее достигнешь; после этого надо вернуться, чтобы посмотреть, как есть на самом деле (сейчас);

2. после этого, увидев разницу, попытаться набросать список вариантов, как ты можешь достичь этой цели. Только после этого выбор будет правильный.

Пожалуйста, не надо начинать с того, что «у нас все плохо, мы можем изменить ситуацию». Сразу – стоп! Как только Вы смотрите на существующую ситуацию и пытаетесь ее изменить, Вы ее точно не измените. Почему? Потому что, развиваясь, мы заимствуем элементы. И, глядя на существующую, плохую ситуацию, пытаясь ее изменить, мы будем заимствовать элементы из нее. Поэтому коучинг говорит: «Ребята, в Вас есть уже классный механизм для того, чтобы изменить все быстро: посмотрите в будущее, когда ситуация изменится и станет вам приятной, и тогда Вы начнете заимствовать элементы из будущего – из того, каким оно станет».

Более того. Есть еще одна важная вещь, которую, к сожалению, коучи часто упускают: чем более ярко человек прочувствовал это будущее, когда проблема будет решена, тем сильнее в нем разгорится симпатия к этому будущему. Нужно ждать до тех пор, пока у человека не возникнет непреодолимого желания уже жить в таком будущем. Он должен настолько прочувствовать будущее – каким оно станет, когда проблема будет решена – что его симпатия сама поможет ему найти правильные пути решения. И тогда, когда он проживет это будущее, оно будет ему очень нравиться, он перенесется в это будущее и быстро его достигнет.

Например, ваш ребенок – двоечник. Что тут можно сделать?

Предложить ребенку:

– Давай посмотрим, что в будущем, в котором ты уже отличник, тебе будет страшно нравиться?

И ребенок может сказать.

– Ну, у меня не будет уходить много время на то, чтобы делать уроки. Я же их хорошо понимаю. Значит, много времени будет оставаться на любимые дела.

– Хорошо. Что еще?

– Родители не будут давать подзатыльники.

– Хорошо. Что еще?

– Будут говорить спасибо. В нос целовать.

– Ок. Что еще?

– В институт легко поступлю. После этого, наверное, найду хорошую работу, а не стану дворником.

– Что еще?

– Будет лучше заработок, социальный статус.

Я хочу начать тему воспитания детей с одного очень важного правила, которое давно всем известно:

«Не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя. Всё равно он будет похож на вас».

Рождение и воспитание ребенка это не только радость и счастье, но и серьёзная работа над собой! Ведь строить здоровые, развивающие отношения с ребенком – это серьёзный труд, который обязательно окупится гармоничным развитием вашего ребёнка.

Для того, чтобы сформировать пространство для построения гармоничных отношений с ребенком очень важно помнить о четырёх основах, которые должны присутствовать в вашем поведении.

УВАЖЕНИЕ

Если вы хотите, чтобы ребёнок научился уважать родителей и окружающих людей, ребёнок постоянно должен чувствовать уважение к себе, как к личности. Что значит «уважение» ребенка? Это принятие ребенка таким, какой он есть, с его достоинствами, особенностями и недостатками. Ваш ребенок, как и любой человек, может делать ошибки, и может поступать по-разному! Прежде чем высказываться, разберитесь в причине его действий!

Вспомните, как вы относитесь к человеку, которого вы уважаете. Например, это ваш начальник, или знаменитый тренер, или сосед, который много добился в жизни… Вы бы даже не подумали плохого об этом человеке! Вы же его УВАЖАЕТЕ! Так почему бы вам не сформировать подобное отношения к своему ребенку? Уважение и полное принятие даёт возможность ощутить ребенку именно вашу поддержку и родительскую любовь, которая отличается от других видов любви как раз осознанностью и безоценочностью.

ВЫБОР

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился самостоятельно принимать решения, позволяйте ему делать выбор с самого маленького возраста. Пусть ребенок выбирает, что он будет есть на обед, что одевать на улицу, а в какую игру ему хочется поиграть именно сейчас. Конечно, очень часто это вызывает некие неудобства для родителей, так как гулять нужно идти только с 10 до 12, а есть сегодня нужно рыбу, вместо макарон. Но задайте себе вопрос: вам важнее быть правым, или чтобы ваш ребенок был счастливым и научился самостоятельно в будущем делать правильный выбор?

Если у вас с ребенком возникли разногласия в каком-то вопросе, попробуйте проделать простую технику: сядьте вместе за стол с рукой и листом бумаги и ВМЕСТЕ опишите возможные варианты решения вопроса. Пусть их будет не менее 5 с вашей стороны и столько же с его. Из 10 предложенных вариантов найдётся тот, который удовлетворит обоих, не ущемляя ваших и его интересов.

ДОВЕРИЕ

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос ответственным и отвечал за последствия своего выбора, доверяйте ему, как лучшему другу. Конечно, в таком случае вы сами не должны показывать плохого примера поведения. Если ваш ребенок растёт в семье, где пропагандируется правильное питание и здоровый образ жизни, то почему его нужно проверять, что он будет делать вечером с друзьями? Если же в семье есть «показатели» дурного поведения, то вопрос адресуется родителям: как вы можете требовать от ребенка того, чего сами не выполняете? Это как минимум не честно, да и совершенно неэффективно.

ВЕРА

Верьте в своего ребенка целиком и полностью. Никогда не сомневайтесь в том, что у него получится всё, что он задумал. Старайтесь почаще мечтать вместе с ним, поощрять его любые начинания и увлечения. Никогда не говорите ему фразу «Не трать на это время: это никому не интересно, это плохо оплачивается, это не выгодно, это…» Ведь вы транслируете свою картинку мира (над которой, кстати, серьёзно нужно поработать), а вот ребенок прислушается и всё бросит. Один из самых важных принципов коучинга гласит о том, что ВЕРА в человека – это самый сильный инструмент, который помогает ему идти вперёд и преодолевать трудности.

В данном контексте могут быть запросы для проработки с коучем:

  • Насколько реализована роль матери/отца в моей жизни?
  • Как она проявляется?
  • Насколько вы соответствуете своему представлению о хорошем родителе?
  • Как стать тем хорошим родителем, которым вы хотите стать?

Коуч будет использовать такие инструменты как Колесо баланса жизненных ролей, Пирамиду логических уровней, Шкала.

Что делать маме и папе, чтобы ребенок вырос успешным, эффективным и счастливым? Об этом ты узнаешь на бесплатном вебинаре Дмитрия Карпачева « ».