Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Транстихоокеанское партнерство: что оно несет миру и России. Что означает для всего мира создание транстихоокеанского партнерства

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Критики соглашения недовольны, в частности, тем, что подготовка к его подписанию велась в обстановке строжайшей секретности

Избранный президент США Дональд Трамп пообещал, что сразу после его официального вступления в должность (ТТП, по-английски TPP - Trans-Pacific Partnership).

Вопрос о внешнеторговых приоритетах США был одним из ключевых во время предвыборной кампании, при этом и Хиллари Клинтон, и Дональд Трамп ставили под сомнение выгоды от либерализации торговли.

Договор о Транстихоокеанском партнерстве , на которые в совокупности приходится 40% мировой экономики.

Соглашение, которое до сих пор не ратифицировано, считалось краеугольным камнем внешнеторговой политики президента Барака Обамы.

Критики в США называют Транстихоокеанское партнерство "секретной сделкой, заключенной в интересах крупного бизнеса и других государств и ставящей под угрозу национальный суверенитет страны".

Основные факты

В соглашение о Транстихоокеанском партнерстве входят 12 государств: Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, США, Сингапур, Чили и Япония.

Договор подразумевает углубление экономических связей между участниками, в частности, сокращение или отмену большинства таможенных пошлин на товары и услуги.

Среди приоритетных направлений сотрудничества - инвестиции, телекоммуникации, сельское хозяйство, трудовое право, экология, интеллектуальная собственность.

США предложили учредить в рамках ТТП специальный арбитраж для урегулирования споров между правительствами стран-участниц и крупными международными корпорациями.

Теоретически Транстихоокеанское партнерство может стать основой для создания единого регионального рынка, аналогичного общеевропейскому.

Товары и услуги

ТТП касается практически всех товаров и услуг, однако не предполагает полную отмену всех таможенных тарифов разом: какие-то из них останутся, упразднение других займет более длительное время.

В целом документ затрагивает порядка 18 тысяч различных импортных пошлин.

В частности, страны, подписавшие соглашение, намерены отменить или снизить пошлины на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Вопрос о внешнеторговых приоритетах США был одним из ключевых во время предвыборной кампании Трампа

В случае ратификации ТТП Соединенными Штатами таможенные тарифы на почти все сельскохозяйственные и промышленные товары американского производства будут отменены практически немедленно.

Полностью будут упразднены пошлины на ввоз в США текстильной продукции и одежды из стран-участниц ТТП.

Полный текст соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, занимающий 30 глав, обнародован, ознакомиться с ним можно .

Когда все началось ?

Предложение о создании регионального торгового партнерства было выдвинуто в 2003 году правительствами Новой Зеландии, Сингапура и Чили.

В 2006 году вступило в силу торговое соглашение так называемой "тихоокеанской четверки", в которую, помимо стран-инициаторов, вошел также Бруней.

Оно подразумевало отмену торговых пошлин на большинство товаров и сотрудничество в различных областях, таких как интеллектуальная собственность, трудовое право и вопросы конкуренции.

Переговоры о Трансатлантическом партнерстве в его нынешнем виде начались в 2008 году.

12 стран-участниц ТТП должны ратифицировать договор в течение двух лет с момента подписания.

Значение соглашения

Транстихоокеанское партнерство на самом деле является очень крупным международным соглашением.

Население 12 стран-участниц в совокупности составляет 800 миллионов человек, что почти вдвое превышает население стран европейского общего рынка.

На долю государств, подписавших договор, приходится почти 40% общемирового ВВП и примерно четверть оборота мировой торговли.

Сделку называют "значительным достижением", принимая во внимание то, насколько разных позиций придерживались страны-участницы во многих ключевых вопросах, от защиты окружающей среды и до регулирования местного рынка труда.

Что говорят критики?

Экономический смысл соглашения для США многие наблюдатели видят в попытке Вашингтона сдержать рост влияния Китая в регионе - не случайно КНР в блок не вошла.

Некоторые предполагают, что ТТП даст возможность корпорациям судиться с правительствами, если те, к примеру, решат изменить политику в области образования или здравоохранения.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве считалось краеугольным камнем внешнеторговой политики президента Барака Обамы

Транстихоокеанское партнерство, по всей видимости, также способствует усилению конкуренции на рынке труда между выходцами из разных стран.

Однако больше всего упреков возникло в связи с тем, что подготовка соглашения велась несколько лет в обстановке строжайшей секретности.

По словам критиков, сделано это было для того, чтобы дать возможность политикам договориться между собой о масштабных изменениях кулуарно, без общественных дебатов и учета мнения избирателей.

Сторонники ТТП утверждают, что публику не информировали о деталях, поскольку для достижения формального соглашения требовалось довольно много времени.

ТТП и ТТИП - две аббревиатуры, очень похожие друг на друга, однако означают они совершенно разные вещи.

ТТП - уже подписанное, но не ратифицированное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве.

ТТИП - между США и странами Евросоюза.

Предполагается, что благодаря этому соглашению в торговле между объединенной Европой и Америкой будут отменены импортные пошлины и сняты многие нормативные барьеры.

Переговоры между Вашингтоном и Брюсселем о заключении ТТИП сейчас находятся на более ранней стадии.

Что дальше?

Ратифицировать текст соглашения о Транстихоокеанском партнерстве после подписания должны все 12 стран-участниц.

Процесс ратификации проходит в органах законодательной власти каждой конкретной страны.

Администрация президента Обамы получила особые полномочия на заключение торговых соглашений с последующим ускоренным утверждением в конгрессе.

Это означает, что американские законодатели вправе лишь одобрить или отвергнуть договор, не внося в его текст никаких изменений.

Чтобы соглашение вступило в силу, к февралю 2018 года его должны ратифицировать по меньшей мере шесть стран-участниц с совокупным ВВП не менее 85% от общего объема.

Таким образом, без ратификации со стороны Японии и США договор в силу вступить не сможет.

Американские власти объявили о подписании итогового соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. Перед вступлением в силу договор должны одобрить законодатели всех стран-участниц.

Министры торговли 12 стран – Австралии, Брунея, Вьетнама, Канады, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, Сингапура, США, Чили и Японии – в понедельник, 5 сентября, в Атланте подписали итоговое соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (Trans-Pacific Partnership, TPP). Переговоры по соглашению официально начались с 2008 г.

Для США данный договор расширяет уже действующее Североамериканское соглашение о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, NAFTA), которое вступило в силу в 1994 г.

Барак Обама сделал ТТП одним из главных пунктов своей внешнеполитической программы, без которого заявленный им "разворот США в Азию" не будет полным.

Однако в США против заключения Транстихоокеанского партнерства выступали различные профсоюзы, по мнению которых соглашение о свободной торговле приводит к росту безработицы в стране.

Транстихоокеанское партнерство вызывает неоднозначную реакцию не только в США, но и среди экономистов и аналитиков.

Так, лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц назвал крупнейшее в истории региональное соглашение о торговле и инвестициях фарсом.

"Вы услышите много разговоров о важности TPP для "свободной торговли". В реальности же это соглашение об установлении контроля над торговыми и инвестиционными связями стран-участниц партнерства. Это делается от имени самых влиятельных деловых лобби каждой из стран. Не стоит заблуждаться: если посмотреть на наиболее сложные вопросы, по поводу которых еще ведутся споры, станет ясно, что ТРР – это соглашение совсем не о "свободной" торговле", - заявил он.

Внутри США на фоне предвыборной гонки многие кандидаты в президенты США, включая Дональда Трампа, высказывались против этого соглашения. Так что некоторые аналитики предполагают, что это соглашение может не пройти ратификацию в Конгрессе США.

В чем суть соглашения?

Речь идет о полной ликвидации таможенных пошлин, унификации санитарных и фитосанитарных мер, об общей политике в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, правительственных закупок и конкурентной политики.

В ТТП отменяются пошлины более чем на 18 тыс. товаров. Полностью параметры компромисса по торговле в ТТП не обнародованы: текста соглашения пока нет, опубликовано лишь 20-страничное резюме переговоров глав торговых ведомств 12 стран. Переговоры в целом шли в атмосфере строгой секретности.

По данным The Wall Street Journal, в результате согласований сторонам удалось договориться об облегчении торгового сотрудничества по охране интеллектуальной собственности в сфере био- и фармпрепаратов, о правилах автомобильной сборки и торговле молочными продуктами.

Переговоры США и Австралии, в частности, касались сроков патентной защиты в США новых биологических препаратов. США требовали 12 лет защиты, но пошли на снижение требований.

Новая Зеландия как самый крупный экспортер молочных продуктов добилась облегчения доступа на американский рынок, а США - на закрытый сельскохозяйственный рынок Японии.

Отдельными соглашениями частично открываются и унифицируются рынки труда для участников ТТП, урегулируются вопросы экологической нагрузки, интернет-торговля, торговля услугами.

Пока остается неподтвержденным сообщение Reuters о "параллельном" соглашении стран ТТП по отказу от конкурентной девальвации валют. Такое соглашение снимет многие вопросы о стабильности нового торгового блока: в условиях зон свободной торговли занижение валютных курсов и контроль движения капитала остались бы угрозой для инвесторов в регионе.

ТТП заработает не ранее 2016 г.: предстоит его ратификация в 12 странах, в США парламент примет или отвергнет текст целиком.

Как отмечают аналитики, в случае если соглашение будет ратифицировано в 12 странах, это положительно скажется на их ВВП и, таким образом, на темпах мирового экономического роста. Однако на это может потребоваться несколько лет.

6 фактов о ТТП

Вот несколько занимательных фактов о Транстихоокеанском партнерстве.

1. ТТП затрагивает вопросы экономики и торговли, но в нем есть и политическая составляющая.

ТТП часто называют основой "разворота США в Азию", заявленного президентом Обамой, тем не менее основной целью США в данном случае является экономическое подавление Китая за счет роста других экономик региона.

ТТП является основой формирования новой экономической зоны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая должна сбалансировать экономическое влияние Пекина в регионе. В соглашении оговариваются правила практически для всех аспектов – от трансграничных потоков информации до того, как государственные предприятия должны конкурировать на международном уровне.

"Мы можем поддерживать экономический рост с помощью торговли, которая соответствует более высокому стандарту, – заявил Обама на выступлении на Генеральной Ассамблее ООН на прошлой неделе. - И именно этого мы добиваемся в рамках Транстихоокеанского партнерства – торгового соглашения, которое охватывает почти 40% мировой экономики, соглашения, которое откроет рынки и при этом будет защищать права рабочих и окружающую среду".

2. Китай не вошел в ТТП.

Торгово-экономический блок в АТР создается без участия Китая, важнейшего торгового партнера большинства стран региона.

Более того, в течение нескольких лет власти США отмечали, что ТТП создается для сдерживания Китая. Однако за последние годы позиция США по этому вопросу смягчилась.

Чисто теоретически Китай может подать заявку на участие в ТТП, однако правила блока уже согласованы, и вряд ли Китай пойдет на это.

Кроме того, Китай продвигает свой собственный блок - Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП). Это партнерство претендует на тот же самый регион, что и ТТП. При этом все страны АСЕАН, Япония и Австралия уже заявили, что будут участвовать во ВРЭП. Таким образом, эти структуры будут перекрывать друг друга.

3. ТТП подразумевает свободную торговлю между двумя из трех крупнейших в мире экономик.

Япония и США никогда прежде не заключали двусторонних торговых соглашений. Однако, когда в 2013 г. Япония присоединилась к переговорам по ТТП, это привело к переговорам по самому широкому ряду вопросов – от торговли автомобилями до торговли говядиной, свининой и рисом.

В итоге планируется, что это соглашение приведет к дальнейшей интеграции японской экономики и цепочек поставок в экономику Северной Америки.

Особенно важно это соглашение для автомобильной отрасли.

Из утечек в СМИ стало известно, что во время переговоров велись споры относительно разногласий Японии и США по части автомобильного рынка. Соглашение, что подтвердили в понедельник власти США, снимает пошлины на японские автомобили на североамериканском рынке.

4. ТТП – противоречивое соглашение для большинства его членов.

Вопрос о ТТП горячо обсуждался не только в США, где профсоюзы и политики не раз высказывались против этого партнерства.

В Канаде вопрос о ТТП также вызвал бурную полемику. В Австралии и других странах оппоненты ТТП не раз заявляли, что реализация соглашения приведет к потере новых рабочих мест.

Вопрос, который вызвал споры в США, связан с валютами и конкурентными девальвациями.

Учитывая недавнюю ситуация с девальвацией иены и конкуренцию со стороны Toyota, автомобильная индустрия США и лобби в Конгрессе США продвигали идею включить в соглашение запрет на валютные манипуляции.

Вряд ли это будет включено в формальную часть ТТП. Однако, как отмечают источники, близкие к переговорам по ТТП, министры финансов и главы ЦБ стран-членов ТТП согласились на параллельное соглашение, которое предусматривает отказ от конкурентных девальваций.

5. ТТП внедрит новые стандарты в области защиты окружающей среды и рынка труда.

С 2007 г. США требовали включать стандарты по защите окружающей среде и рынку труда в торговые переговоры. Однако впервые эти стандарты стали внедряться и в случае невыполнения могут стать причиной торговых санкций.

Многие представители организаций по защите окружающей среды скептически относятся к ТТП. Тем не менее США заявляют, что ТТП приведет к снижению незаконной транспортировки вымирающих видов, а также приведет к решению других проблем, с которыми сталкиваются страны-члены ТТП.

Новые стандарты в области рынка труда также приведут к серьезным изменениям внутри таких стран, как Вьетнам и Малайзия.

Чтобы войти в ТТП, этим странам придется доказать тот факт, что они соответствуют стандартам Международной организации труда.

Страны-члены ТТП должны ввести минимальную оплату труда. Они также должны ввести запрет на любые практики, которые приводят к принудительному труду, таким как удержание работодателем паспортов трудовых мигрантов или сбор взносов за прием на работу, которые сразу делают рабочих должниками работодателя.

Во Вьетнаме правительству необходимо предоставить больше свобод рабочим, чтобы те могли создавать профсоюзы.

6. Россия не входит в ТТП.

Россия также не вошла в ТТП. В частности, на юбилейной конференции ООН российский президент Владимир Путин отметил "симптом растущего экономического эгоизма": "Ряд стран пошли по пути закрытых, эксклюзивных экономических объединений, причем переговоры об их создании идут кулуарно, втайне не только от собственных граждан и собственных деловых кругов и общественности, но и от других стран".

При этом Россия продвигает идею увязать формат ЕАЭС с китайским проектом "Экономического Шелкового пути", сопряженным с ВРЭП.

Такое сотрудничество, по мнению российских властей, делает реальной перспективу создания "Большой Евразии" от Лиссабона до Шанхая.

"Сотрудничество Евразийского экономического союза с Китайской Народной Республикой делает еще более актуальной и реальной идею общеевропейского пространства от Лиссабона до Владивостока", - отметил спикер Госдумы Сергей Нарышкин, выступая на международном форуме "Евразийская экономическая перспектива".

Нарышкин также заявил, что сотрудничество Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Китаем по сопряжению интеграционных процессов и экономического пояса "Шелкового пути" переходит в практическую плоскость.

"Все государства-члены ЕАЭС выразили готовность участвовать в евразийско-китайском проекте, и это сотрудничество уже переходит в практическую плоскость", - подчеркнул он.

На взгляд спикера, "здесь открываются совершенно новые возможности для осуществления крупных совместных проектов в рамках евразийской экономической интеграции".

Нарышкин также заверил, что "Россия как крупнейшая евразийская держава заинтересована в углублении интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе".

Чисто теоретически Россия может заявить о своем желании вступить в ТТП в любой момент - вопрос в том, готова ли она соответствовать требуемым правилам и стандартам организации. Однако, учитывая доминирующую роль Вашингтона в ТТП, а также непростые отношения России со странами Запада в последнее время, такое маловероятно.

Реакция рынков

Торги на Токийской фондовой бирже завершились ростом в пределах 1% на сообщениях о достижении участниками переговоров в Атланте соглашения по созданию Транстихоокеанского партнерства.

Ключевой индекс Nikkei, отражающий колебания курсов акций 225 ведущих компаний страны, вырос на 1% до отметки 18186,10 пункта, закрепившись выше отметки в 18 тыс. пунктов.

Более широкий индекс TOPIX, отражающий курсы акций всех компаний в элитной первой секции биржи, увеличился на 0,81% до 1475,84 пункта.

По мнению аналитиков, на поведение инвесторов повлияло достигнутое в Атланте соглашение о создании ТТП.

На фоне новостей о заключения соглашения о ТТП больше всего прибавили в цене акции сельскохозяйственных компаний.

Так, бумаги Sakata Seed Corp взлетели на 9,03% до 2222 иен, а пищевой Kewpie Corp. - на 4,34% до 2597 иен. Закрепила свои позиции и корпорация Mitsubishi Corp, показавшая мощный рост в понедельник. Ее акции прибавили в цене еще 0,71% и достигли уровня 2068,5 иены, после того как SMBC Nikko Securities Inc. назвала ее в числе тех компаний, которые выиграют от заключения соглашения по ТТП.

Совокупный ВВП стран-членов ТТП составляет более трети мирового, и оценивается в 27,5 трлн. долларов

Александр Тимофеев

4 февраля 2016 года министры торговли Австралии, Брунея, Вьетнама, Канады, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, США, Сингапура, Чили и Японии подписали в новозеландском Окленде соглашение о создании Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП), подведя таким образом окончательный итог завершившихся 5 октября прошлого года переговоров. Совокупный ВВП стран-членов ТТП составляет более трети мирового, и оценивается в 27,5 трлн. долларов. При этом о своем намерении в перспективе присоединиться к ТТП уже стали заявлять представители Индонезии, Тайваня, Таиланда, Филиппин и Южной Кореи.

Повестка переговоров, принятые решения, а главное - текст соглашения и даже его содержание до сих пор носят закрытый характер, что вызывает массу противоречивых суждений о том, насколько эффективным будет ТТП и какими будут последствия вступления в силу данного соглашения для стран, не являющихся его участниками, в первую очередь, для Китая и России.

США, говоря о преимуществах ТТП, всегда основываются на исследовании перспектив тихоокеанского партнерства, которое в свое время провели эксперты исследовательского института East-West Centre. Они предсказывают, что новая организация увеличит ВВП 12 стран-участников на 285 млрд долларов, или на 0,9%, к 2025 году. Это партнерство сделает страны богаче на 77 млрд долларов. Именно этими цифрами и оперировали США, продвигая идею ТТП, объединяющего страны, на которые приходится 40% мировой экономики и треть мировой торговли. Впрочем, есть много несогласных с такой оценкой роста ВВП для членов ТТП. В частности, эксперты канадского института C.D. Howe Institute считают, что ВВП 12 стран увеличится, но куда более скромно - лишь на 74 млрд долларов, или всего на 0,21% выше базового прогноза. Более того, произойдет это не к 2025 году, а только к 2035 году. Другие экономисты и вовсе не видят экономического эффекта от партнерства. В частности, в исследовании Asian Development Bank Institute предсказывается, что ВВП США никак не изменится от присоединения к ТТП.

В последние годы проект Транс-Тихоокеанского Партнерства стал одним из ключевых направлений политики США в АТР. ТТП должно стать первым шагом на пути формирования Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ), закрепив при этом выгодные для американцев стандарты и правила экономического сотрудничества в крупнейшей «институциональной оболочке» свободной торговли в АТР. Однако, даже без учета перспектив образования АТЗСТ, Транс-Тихоокеанское Партнерство под патронатом США станет площадкой, которая позволит Вашингтону возглавить процесс формирования норм, правил и стандартов сотрудничества экономик АТР, то есть, предложить свои правила и стандарты, выгодные в наибольшей степени именно Соединенным Штатам.

Отличительной особенностью соглашения о ТТП является то, что оно не включает в себя Китай, зато охватывает большинство его основных торговых партнеров. Это дает основания полагать, что одной из целей, продвигаемых США при создании ТТП, является изоляция КНР. За счет Транс-Тихоокеанского Партнерства Соединенные Штаты хотят лишить Китай инициативы в формировании режимов свободной торговли с региональными партнерами.

Разумеется, за ТТП стоят интересы крупных транснациональных корпораций, в основном, базирующихся в США. Успешный запуск соглашения позволит американскому бизнесу расширить свое присутствие на рынках стран АТР, закрепившись, прежде всего, в инновационных секторах. Наглядное представление о степени его заинтересованности в проекте и влиянии на него дает следующий факт. В случае желания представителя Конгресса ознакомиться с документацией о переговорах по ТТП, то он должен был получить специальное разрешение. Однако при этом доступ к данным материалам не ограничен для так называемых «представителей ближнего круга» («stakeholders representatives») в количестве 700 человек, среди которых руководство таких компаний, как Pharmaceutical Research, Manufacturers of America, the Recording Industry Association of America, the Entertainment Software Association, Gilead Sciences, Johnson and Johnson, Verizon, Cisco Systems и General Electric.

Подписанное 5 октября 2015 года соглашение о ТТП стало итогом переговоров на министерском уровне, прошедших в Атланте. Хотя переговорный процесс и его результаты подробно не разглашались, однако из утечек в СМИ и отдельных заявлений правительств стран можно судить об исходе встречи. В день подписания соглашения Вашингтон заявил об отмене пошлин на японскую продукцию автомобильной промышленности. По данным The Wall Street Journal, сторонам удалось достичь компромисса в сфере торгового сотрудничества по охране интеллектуальной собственности в области- фармпрепаратов, а также о правилах автомобильной сборки и торговле молочными продуктами. Что касается вопроса о сроках патентной защиты в Соединенных Штатах новых биологических препаратов, то США пошли навстречу Австралии и согласились на сокращение сроков. Кроме того, в результате переговоров крупнейший экспортер молочных продуктов - Новая Зеландия, добилась облегченного доступа на североамериканский рынок, в то время как американские производители - на сельскохозяйственный рынок Японии. Дополнительные соглашения также касаются продвижения в областях открытия и унификации рынков труда, урегулирования вопросов экологической нагрузки, торговли услугами и Интернет-торговли. Кроме того, в договоре речь идет не только об экономике. Например, страны-участницы ТТП обязываются придерживаться определенных стандартов в трудовой политике и это, в частности, заставит социалистический Вьетнам допустить создание независимых профсоюзов. Также соглашение о ТТП предусматривает прозрачную процедуру госзакупок и способствует снижению роли государства в экономической сфере.

С формальной точки зрения Транс-Тихоокеанское партнерство представляет собой стандартный региональный экономический блок, построенный по принципу «зона свободной торговли плюс» (ЗСТ+). То есть, он предполагает устранение большинства ценовых и количественных барьеров во взаимной торговле товарами плюс комплекс мер по либерализации торговли услугами, инвестиционно-технологического сотрудничества, гармонизации стандартов и т.п. Вместе с тем, по своему содержанию ТТП можно назвать серьезным шагом вперед, значение которого выходит далеко за рамки вопросов регионального экономического сотрудничества, поскольку это соглашение накладывает дополнительные требования по сравнению с обязательствами, связанными с членством в ВТО, а также охватывает широкий круг регуляторных вопросов, которые сейчас к компетенции ВТО не относятся. Поэтому вполне вероятно, что ВТО и другим международным экономическим организациям в будущем придется учитывать заданные Транс-Тихоокеанским партнерством новые ориентиры. В частности, профессор МГИМО (У) МИД России, содиректор Научно-образовательного центра по мировой экономике ИМЭМО РАН и МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Афонцев выделяет следующие новшества, появившиеся в договоре о Транс-Тихоокеанском партнерстве, которые могут оказать влияние на будущее формирование системы международной торговли:

Во-первых, соглашение о ТТП предусматривает радикальное усиление защиты прав интеллектуальной собственности. С одной стороны, это отражает ведущую роль активов, основанных на интеллектуальной собственности (товарные знаки, патенты, ноу-хау, программное обеспечение, медиапродукты и т.п.), в современных процессах международной торговли (особенно торговли услугами) и трансграничного инвестирования. С другой - соответствует реальным проблемам региона, где весьма вольное (выражаясь дипломатично) отношение к объектам интеллектуальной собственности традиционно представляет весьма болезненную проблему для правообладателей.

Во-вторых, в рамках ТТП предусмотрен беспрецедентно высокий уровень защиты прав инвесторов, которые в числе прочего получили возможность в случае возникновения спорных ситуаций с правительствами суверенных государств обращаться в международные судебные инстанции, находящиеся вне национальных юрисдикций. Отношение к этим нововведениям демонстрирует радикальную поляризацию - от приветствий в адрес окончания эры «безнаказанных конфискаций частных активов безответственными правительствами» до эмоциональных протестов против «триумфа международных корпораций над общественными интересами». О последствиях принятых решений можно будет судить только по прошествии нескольких лет (в частности, на основе реальной судебной практики), но уже сейчас можно сказать, что благодаря повышению гарантий защиты инвесторов страны ТТП имеют все шансы кардинально упрочить позиции в международной конкуренции за инвестиционные ресурсы.

В-третьих, соглашение о ТТП стало первым региональным блоком, где в контекст вопросов экономического регулирования включены экологические и трудовые стандарты. Наиболее важное значение имеет прямой запрет использовать заниженные стандарты в соответствующих областях для создания искусственных преимуществ (например, за счет низкого уровня заработный платы в отраслях, где запрещена деятельность независимых профсоюзов) и обеспечения инвестиционной привлекательности (например, за счет отсутствия действенной системы штрафов за загрязнение атмосферы и водных ресурсов). За введение соответствующих норм уже давно выступали не только бизнес-субъекты, действующие на территории экономически развитых стран, но и экологические и гуманитарные НПО по всему миру. ТТП впервые сделало их предложения реальностью.

По сути, эти нововведения, в основном, обеспечивают продвижение интересов крупных инвесторов и правообладателей, которыми, соответственно, являются ведущие транснациональные корпорации, большинство из которых базируются в Соединенных Штатах. Но говорить о том, что ТТП выгодно только США и ТНК было бы неверно, поскольку в этом случае договор вряд ли мог быть подписан. Основа успеха переговоров по ТТП заключается в тесной увязке уступок конкретных государств странам-партнерам со встречными выгодами, полученными в ответ.

Транс-Тихоокеанское партнерство при всей его очевидной завязке на интересы США, в разной степени учитывает интересы всех участников. Так, по оценке экспертов, такие страны, как Малайзия, Вьетнам и Япония получать довольно ощутимую экономическую выгоду за счет получения возможности максимально нарастить свой экспорт в рамках ТТП. Например, примерно 60 % вьетнамского экспорта текстиля сейчас приходится на страны-участницы ТТП, но в этих странах существуют довольно высокие таможенные барьеры - в частности, в США вьетнамский текстиль облагается 18% таможенной пошлиной. Обнуление пошлин, конечно же, подстегнет экспорт вьетнамского текстиля, но, в то же время, обнажит вьетнамский рынок для еще большего проникновения, например, молочной продукции из Новой Зеландии, так что для вьетнамской компании Винамилк ТТП является серьезным вызовом. Вьетнам все же будет среди главных победителей, ведь ВВП страны должен будет вырасти к 2025 году на 11%, рост экспорта составит 28% за этот период, так как компании будут перемещать производство в эту страну с низким уровнем зарплат. Японские производители автомобилей и запасных частей для них также могут оказаться среди главных победителей, так как они получают более дешевый доступ к крупнейшему экспортному рынку США. Соглашение снизит импортные пошлины для Австралии на A$9 миллиардов. Тарифы для Новой Зеландии будут снижены в 93% торговых направлений, что в денежном эквиваленте будет равно экономии на 168 миллионов долларов.

По сути, от запуска ТТП выгоды и потери понесут не конкретные страны (те же американские автопроизводители уже весьма недовольны перспективами усиления конкуренции со стороны японцев), а определенные отрасли, поскольку каждая страна имеет как сильные сегменты экономики, так и откровенно слабые, неконкурентоспособные. Эти слабые отрасли сейчас поддерживаются на плаву благодаря протекционистской политике, но со временем, в том числе и благодаря ТТП, будет происходить переформатирование структуры экономик стран-участниц. Например, можно предположить, что японские производители риса, не выдержат конкуренции со стороны Вьетнама, также сократится и вьетнамское молочное производство под натиском новозеландских производителей. То есть, в рамках ТТП будет складываться новая система разделения труда с постепенным отмиранием в странах-участницах нежизнеспособных отраслей, что будет способствовать росту взаимозависимости экономик стран-участниц партнерства.

По оценкам китайских экспертов, вступление в силу договора о Транс-Тихоокеанском партнерстве будет иметь ряд негативных последствий для экономики КНР. В первую очередь, ожидается перенос многими иностранными корпорациями своих производств с территории Китая в другие страны-участницы ТТП (в частности, Вьетнам и Малайзию). Так, датская рыбоперерабатывающая компания Эсперсен уже заявила о переносе своей деятельности из КНР на новый завод во вьетнамском Хошмине и частично в ЕС. Кроме того, о планах перемещения производств во Вьетнам заявили Майкрософт и Интел. Вместе с тем, данные действия обусловлены не только стремлением избежать уплаты пошлин в рамках ТТП, но и желанием снизить производственные расходы за счет уменьшения расходов на оплату труда, которая во Вьетнаме гораздо ниже, чем в КНР.

Кроме того, создание ТТП может привести к уменьшению объемов китайского экспорта в США и другие страны-участницы данного договора, поскольку китайская продукция, импорт которой будет облагаться пошлинами, потеряет свою конкурентоспособность по сравнению с продукцией из развивающихся страны - членов ТТП. Наряду с этим, стоит ожидать и сокращения импорта странами ЮВА сырья из Китая. Так, предполагается, что вьетнамские компании, выпускающие одежду и обувь, резко сократят закупки сырья в Китае, поскольку одним из условий беспошлинной торговли в рамках ТТП является использование сырья национального производства либо поставляемого из стран, входящих в ТТП. В этих условиях вьетнамские фирмы будут вынуждены переориентироваться с китайских хлопковых тканей на американские. Еще одним негативным для Китая моментом может стать сокращение поставок в КНР сырья и комплектующих из Японии и других стран региона. До 60 процентов компонентов, используемых Китаем при производстве продукции, импортируется из Японии и стран АСЕАН, при этом порядка двух третей произведенной продукции отправляется на экспорт.

Вместе с тем, наибольшую угрозу для Китая представляет не само создание ТТП, а то, что оно может стать катализатором заключения договора о Транс-Атлантическом торговом и инвестиционном партнерстве между ЕС и США. Оба этих договора, ТТП и ТТИП, в совокупности способны оказать негативное влияние на продвигаемые Пекином интеграционные проекты, в том числе идеи «Один пояс и один путь». Соглашение о ТТИП, в случае его заключения, может резко ослабить позиции Китая на европейском рынке, поскольку КНР и США поставляют в Европу почти одинаковые категории товаров, но ТТИП даст американской продукции значительные преимущества за счет снятия тарифных барьеров, тогда как китайская продукция может дополнительно столкнуться с повышением Европейским союзом стандартов на импорт. В этих условиях значимость Нового Шелкового пути как транспортного коридора доставки грузов из Китая в ЕС резко упадет. В связи с этим, ряд китайских экспертов считает целесообразным не торопиться с капиталовложениями в создание инфраструктуры сухопутного Шелкового пути до тех пор, пока не будет ясности с перспективами ТТИП и ТТП.

Часть китайских экономистов, напротив, считает необходимым форсировать создание Нового Шелкового пути, чтобы обеспечить его запуск еще до того, как будет подписано соглашение о ТТИП (китайцы полагают, что это может произойти в течение полугода - года после начала работы ТТП), чтобы показать представителям Евросоюза преимущества и выгоды торговли с Китаем. Одновременно с этим предлагается активизировать инвестиционную деятельность китайских компаний в ЕС, а также оказать поддержку европейским движениям и отдельным влиятельным лицам, выступающим против заключения соглашения о ТТИП с США.

Следует отметить, что представители КНР также намерены оказать поддержку политическим партиям, движениям и профсоюзам в странах-участницах ТТП, выступающим против договора о Транс-Тихоокеанском партнерстве, чтобы максимально осложнить и затянуть процесс ратификации этого соглашения парламентами этих государств. Китайцы рассчитывают, что процесс ратификации может затянуться до 2018 года, что позволит им за это время принять меры, нивелирующие негативный эффект от создания ТТП. Среди этих мер, в частности, стоит выделить планы по приобретению акций компаний стран-членов Транс-Тихоокеанского Партнерства в тех отраслях, которые получат наибольшее развитие в рамках данного соглашения.

По сути, у Китая есть два основных варианта действий по отношению к Транс-Тихоокеанскому партнерству, которые должны способствовать решению ключевой задачи - попытаться использовать ТТП для построения предложенной Китаем Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли, что предполагает встраивание ТТП в структуру Регионального всеобъемлющего экономического партнерства и дальнейшее построение на этой базе АТЗСТ. Первый вариант предполагает заявление КНР о готовности присоединиться к ТТП или выдвижение идеи соглашения между ТТП и КНР по схеме ТТП+1. Этот шаг призван убедить инвесторов не спешить с переносом производств из КНР и переориентацией инвестиционных потоков до завершения переговоров. Расчет здесь делается на том, чтобы попытаться затянуть рассмотрение парламентами стран ТТП вопроса о ратификации этого соглашения до получения ими ясности о вступлении в него Китая и условиях его членства. Для этого могут быть инициированы соответствующие заявления со стороны отдельных влиятельных лиц или оппозиционных партий в странах ТТП, а также протестные выступления в отдельных государствах странах (в первую очередь, в Малайзии) с требованиями вообще отказаться от участия в ТТП в пользу Регионального всеобъемлющего экономического партнерства и Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли. Затягивание ратификации договора о ТТП в связи с ожиданием присоединения Китая, который может даже начать консультации и переговоры по этому вопросу с каждой из сторон, позволит Пекину выиграть время и за счет форсирования работы по созданию РВЭП на базе двусторонних и многосторонних соглашений о свободной торговле довести ситуацию до того, что ТТП и РВЭП, имеющие перекрестное членство, влились в Азиатско-Тихоокеанскую зону свободной торговли, продвигаемую Китаем.

Второй вариант, к которому, судя по всему и склоняется Китай, предполагает заявление о том, что КНР пока воздержится от участия в ТТП, но не исключает этого в будущем, в зависимости от того, насколько эффективным окажется это соглашение на практике и насколько оно будет более успешным, чем работа в рамках имеющихся двусторонних и многосторонних соглашений о свободной торговле. При этом случае Китай также будет пытаться активно воздействовать через прокитайские структуры и различные официальные и, в большей степени, неофициальные позиции на представителей парламентских кругов в странах ТТП, чтобы максимально затянуть или вообще заблокировать ратификацию этого соглашения. Одновременно с этим будет активизирована работа в рамках имеющихся двусторонних соглашений о свободной торговле со странами-членами ТТП, с тем, чтобы расширить сферу их действия и предоставить своим партнерам больше преимуществ. В частности, такие переговоры о расширении договора о свободной торговле уже начаты с Сингапуром. Главной задачей здесь является демонстрация того, что сотрудничество с Китаем дает гораздо больше преимуществ, по сравнению с участием в ТТП. При этом Пекин будет пытаться продвинуть инициативы по переходу от двусторонних к многосторонним соглашениям о свободной торговле, на примере планируемого соглашения между Китаем, Южной Кореей и Японией, работу по созданию которого КНР намерена резко форсировать. Еще одним подтверждением того, что Пекин склоняется к работе именно в этом направлении, является начало переговоров о заключении договора о свободной торговле с Канадой.

Следует отметить, что в планах Пекина значится ускорение переговоров о свободной торговле с Евроазиатским экономическим союзом, что позволит в будущем на этой базе и с учетом соглашения КНР-РК-Япония перейти к многостороннему соглашению о свободной торговле в Северо-Восточной Азии, к которому вполне может подключиться и Монголии. Дальнейшим развитием этого проекта вполне может стать создание, например, Восточноазиатской зоны свободной торговли, в которую могут также войти страны АСЕАН, Пакистан и Индия, что фактически станет базой для единой АТЗСТ.

Данные перспективы, вырисовывающиеся из возможных действий Китая, вполне приемлемы для России, поскольку они гораздо больше отвечают российским интересам, чем озвучиваемые некоторыми специалистами предложения о вступлении нашей страны в Транс-Тихоокеанское партнерство. На самом деле, сейчас заключение соглашения по ТТП вряд ли серьезно отразится на российских интересах. Как заявил замминистра экономического развития России Станислав Воскресенский в эфире телеканала «Россия 24», создание ТТП не окажет значительного давления на торговые отношения России с участниками нового объединения: «Влияние этого соглашения на российскую экономику и торговлю находится в пределах погрешности 0,01 процента. Более того, важно понимать, что на долю стран, заключающих это соглашение, приходится не более 10 процентов нашей торговли». Это совсем немного, в отличие от того же Китая, потому прямого негативного влияния от запуска ТТП и неучастия в нем России наша экономика не ощутит, хотя в будущем могут возникнуть ограничения, способные повлиять на российскую торговлю, поскольку ТТП в целом можно назвать новой формой изощренного протекционизма.

По сути, сейчас единственным фактором, который может привлечь Москву в ТТП, является то, что присоединение к данному соглашению фактически будет означать отмену всех введенных против РФ санкций, но это вполне может произойти и безотносительно Транс-Тихоокеанского Партнерства. Что же касается перспектив более активного продвижения российской продукции на внешние рынки за счет вступления в ТТП, то рассчитывать на это бессмысленно, поскольку даже при отсутствии тарифных барьеров большинство российских товаров будут неконкурентоспособны на внешнем рынке в силу высоких производственных расходов и несоответствия западным стандартам. Между тем, негативный эффект для российской экономики окажется весьма значительным, особенно в сельском хозяйстве, машиностроении, автомобильной отрасли и фармацевтической промышленности, которые не выдержат конкуренции с транснациональными корпорациями на своем внутреннем рынке.

Стоит учитывать, что только три главы в соглашении о ТТП касаются тарифов, всё остальное - это не тарифные барьеры и ограничения: экология, качество рабочей силы и так далее. Вводимые ТТП новые стандарты мировой торговли затрагивают крайне широкий круг вопросов, касающихся, например, охраны интеллектуальной собственности, таможенного сотрудничества и много чего еще. При этом по ряду позиций Россия проводит совсем другую политику. В частности, по локализации хранения баз интернет-данных наше законодательство не соответствует их требованиям. Кроме того, есть серьезные расхождения в правилах патентования фармацевтической продукции, технических и экологических стандартах

По сути, в наибольшей степени Россию должно беспокоить не создание ТТП, а то, какое влияние это окажет на Китай. В частности, если Пекин решит сконцентрировать внимание на странах Юго-Восточной Азии и сократит объемы финансирования работ по Экономическому поясу Шелкового пути в западном направлении, это может повлечь за собой замораживание работ по сопряжению этого проекта с планами развития Евроазиатского экономического союза.

В этой ситуации России следует обратить внимание на инициативы Китая и учесть их опыт. В частности, надо придвигать свои интеграционные проекты, активизировать заключение договоров о свободной торговле со странами АТР, в том числе входящими в ТТП, и обеспечить ускоренный запуск этих соглашений. При этом надо учитывать и то обстоятельство, что предложенные Соединенными Штатами жесткие стандарты ТТП невыгодны не только России, но и Китаю, и даже тем странам, которые присоединились к Транс-Тихоокеанскому партнерству. Характерным примером этого является ситуация с вьетнамским текстильным экспортом, около 60 процентов которого сейчас приходится на страны ТТП. В настоящее время вьетнамский текстиль в США облагается таможенной пошлиной в размере около 18 %, и запуск ТТП означает отмену этих пошлин. Однако, правила Транс-Тихоокеанского Партнерства предполагают нулевую таможенную пошлину лишь на товары, произведенные из местного сырья или из сырья стран-членов ТТП, а текстильная промышленность СРВ до 46% сырья получает из стран, не являющимися членами ТТП - в основном из Китая и Южной Кореи. Очевидно, что вьетнамские текстильные предприятия будут вынуждены искать поставщиков сырья среди стран-партнеров по ТТП, а одним из мировых экспортеров хлопка являются США. Но такое сырье окажется значительно дороже китайского и южнокорейского, в связи с чем стоит ожидать, что ряд предприятий Вьетнама не будет обрывать сложившиеся торговые цепочки с КНР и РК и будет продолжать производить из китайского и корейского сырья продукцию, которую, учитывая американский текстильный протекционизм, вряд ли пустят на американский рынок даже при условии завышенных таможенных пошлин. Следовательно, производители такой продукции будут выходить на другие рынки, в том числе на рынки Таможенного Союза России, Беларуси и Казахстана.

Этот пример показывает, что нам необходимо уделить особое внимание уточнению деталей соглашения о ТТП для каждой из стран, чтобы попытаться использовать систему двусторонних соглашений о свободной торговле со странами ТТП для продвижения свих интересов и укрепления сотрудничества. При этом необходимо проработать возможность использования такого сотрудничества для продвижения своей продукции на рынки ТТП за счет создания там совместных производств. В частности, следует обратить внимание на требования к локализации производства, поскольку при уровне локализации выше 60-65 процентов можно использовать производство во Вьетнаме для продвижения продукции на рынки стран ТТП.

Транс-Тихоокеанское партнерство сейчас необходимо рассматривать не как прямую угрозу, а как вызов, заключающий в себе и потенциальные угрозы, и перспективы. От того, как мы ответим на этот вызов, будет зависеть и то, какое влияние на развитие нашей страны окажет это новое образование.

Фото: сайт

Транстихоокеанское партнерство, изначально многими экспертами оцениваемое как нечто не имеющее шансов на воплощение, становится все более реальным. На прошлой неделе в новозеландском Окленде министры торговли 12 стран-участниц: Австралии, Брунея, Вьетнама, Канады, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, США, Сингапура, Чили и Японии - подписали соглашение о создании нового торгового блока.

Теперь для того, чтобы соглашение вступило в силу официально, его в течение двух лет должны ратифицировать парламенты как минимум шести стран, суммарная доля которых в партнерстве должна равняться 85% (при этом только ВВП самых заинтересованных в договоре стран: США и Японии - в совокупности составляет долю в 74% от общего ВВП всех стран вместе взятых).

В администрации президента уже заявили , что намерены приложить все усилия для ратификации документа до конца 2016 года:

«Транстихоокеанское партнерство позволяет Америке, а не таким странам, как Китай, писать правила игры для ХХI века, что особенно важно для столь динамичного региона, как Азиатско-Тихоокеанский».

В значимости проекта для Соединенных Штатов сомнений не возникает. Переговоры о Транстихоокеанском партнерстве стартовали еще в 2003 году, когда Новая Зеландия, Сингапур и Чили заявили о желании создать в соответствии с нормами ВТО зону свободной торговли. Долгое время организация никоим образом о себе не напоминала, пока в 2008 году проектом не заинтересовались Штаты.

После этого момента переговоры активизировались. О желании присоединиться к проекту одно за другим заявили еще семь государств, в период с 2010 по 2013 годы между странами было проведено 19 раундов официальных переговоров по проекту соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. При этом консенсуса достигнуть не удавалось вплоть до конца 2015 года.

Но в условиях, когда геополитические соперники Штатов - Россия и Китай - о сопряжении ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути», медлить уже было нельзя. Cпешка обусловливалась в первую очередь нежеланием США потерять инициативу в перспективном Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому между 12 странами 5 октября 2015 года в Атланте в срочном порядке было подписано соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства

Многие аналитики и эксперты тогда даже заявили как минимум о локальной победе Штатов над Китаем. Однако даже сейчас, после подписания соглашения министрами торговли стран-участниц ТТП, шансы проекта на реализацию все еще остаются туманными, хоть он уже приобретает некоторые реальные черты.

Так, даже в самих Штатах не все поддержали соглашение, часть конгрессменов вполне готова проголосовать против его ратификации. Неоднозначна позиция и некоторых других стран-подписантов, в частности в Минторге Канады заявили, что «подписание соглашения не эквивалентно ратификации».

Подобные сомнения вполне поддаются объяснению. Сам проект ТТП в своей основе содержит несколько внутренних бомб замедленного действия, способных в итоге не просто развалить новый торговый блок, но и нанести непоправимый урон экономикам стран-участниц. Да и перспективность участия в проекте сегодня все еще находится под сомнением из-за ряда причин.

1. Засекреченность самого соглашения от широкой общественности сама по себе создает немало вопросов как у чиновников и общественности самих стран-участниц, так и у глав других государств.

Например, свои сомнения по этому поводу высказывал президент России Владимир Путин. Он отметил , что конфиденциальный характер переговоров о создании Транстихоокеанского партнерства вряд ли помогает устойчивому развитию в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

2. Отсутствие в соглашении Китая и других крупных экономик региона уменьшает, а не увеличивает его значение

Сама подоплека проекта, заключающаяся в создании экономического противовеса влиянию Китая в регионе обрекает на невыполнение его главную цель - построение зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На данный момент другие экономически мощные страны региона: Индонезия, Южная Корея, Таиланд - с опаской говорят о возможном присоединении к проекту. Индонезия вообще кардинально изменила свою позицию: изначально заявив о своем намерении вступить в ТТП, .

Кроме того, наличие Китая в проекте, безусловно, значительно сказалось бы на его привлекательности. Однако последовательность действий на пути к созданию ТТП говорит лишь об одном - Китай никогда не станет членом партнерства и будет делать все возможное для создания собственного альтернативного проекта.

3. Наличие внутренних противоречий между странами-участницами ТТП

С экономической точки зрения результат вступления в ТТП для той или иной страны-участницы может оказаться весьма плачевным. Жаркие споры о экономической целесообразности идут даже между производителями двух самых заинтересованных в проекте стран - Японии и США. Так, например, по японским оценкам, либерализация аграрного рынка может привести к падению на 40% собственного производства в Японии основных продовольственных товаров. В совокупности с вероятным снижением цен на импортируемые в Японию продукты питания, страна рискует стать зависимой от продовольственных поставок из-за границы. С другой стороны, выгоду от вступления в ТТП получат японские экспортеры автомобилей, электроники и другой продукции обрабатывающей промышленности, в связи с чем ведущие американские автомобилестроительные компании выступили против участия Японии в ТТП.

Сложно представить, какие последствия ждут страны с меньшей по объемам и конкурентоспособностью экономикой.

4. Транстихоокеанское партнерство может обесценить принципы ВТО

ВТО - организация, созданная для либерализации международной торговли, обеспечения доступа иностранных товаров на внутренние рынки и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. Однако значимость ее с созданием таких «привилегированных» торговых блоков, как ТТП, ведет к нарушению принципов равенства в мировой политике.

Это, несомненно, вызывает беспокойство среди мировых лидеров и способно внести дисбаланс в существующее мировое устройство.

5. Н аличие других составляющих, помимо экономической

Если даже не брать явную антикитайскую направленность проекта, можно выделить еще целый ряд претензий к нему. Например, антиглобалисты считают, создание Транстихоокеанского партнерства представляет собой «корпоративный переворот»: лишь две из 26 глав соглашения о новом блоке имеют какое-либо отношение к торговле. Большая его часть направлена на предоставление привилегий глобальным корпорациям, преимущественно связанным с защитой авторских и патентных прав, а также на ограничение государственного регулирования.

Всем известно, что Дональд Трамп не стал долго праздновать свою инаугурацию, а приступил к выполнению обязанностей американского президента незамедлительно. Сразу же, в первый день работы на новой должности, он подписал несколько распоряжений, в числе которых - указ о прекращении членства США в Транстихоокеанском партнерстве. Это свидетельствует о том, какое значение придаётся этому вопросу. Возможно, кто-то считает, что его можно было бы отложить, и так уж сильно не спешить. Однако Трамп имеет своё мнение.

Слово и дело

Сделать это Дональд Трамп пообещал ещё в ходе предвыборной кампании, причём именно в первый же день. И это, разумеется, не каприз, а один из важнейших пунктов плана, общая цель которого состоит не просто в сохранении уровня занятости на американском рынке труда, а в создании максимального количества новых рабочих мест. Для этого нужно, чтобы в стране производилось как можно больше продукции. США - огромная держава, способная обеспечить себя качественными товарами в необходимых количествах, да и ещё продавать их всему миру, как это было несколько десятилетий назад. Теперь же национальный рынок заполонил импорт, а многие американцы вынуждены жить на пособие по безработице. При чём тут Транстихоокеанское партнерство? Чтобы на этот вопрос ответить, для начала следует разобраться в сущности этого экономического объединения.

Что такое ТТП?

Идея партнёрства принадлежит не американцам, а правительствам Чили, Сингапура и Новой Зеландии, а возникла она в 2003 году. К этим странам через два года примкнуло государство Бруней. В таком составе было подписано соглашение о TPP, то есть Trans-Pacific Partnership, вступившее в силу в 2005 г.

Замысел состоял в том, чтобы максимально упростить перемещение товаров и капиталов через границы, а в идеале создать единый рыночный механизм вроде того, что существует в Европе. В США было принято решение о вхождении в это финансово-экономическое сообщество в 2008 году. Процесс, что называется, пошёл. Новые страны, привлекаемые объёмными потенциальными рынками сбыта, устремились в ТТП. «Тихоокеанскими торговыми партнёрами» стали столь разные по размерами и уровню развития производства государства, как Вьетнам, США, Канада, Япония, Перу, Мексика, Австралия и Малайзия, не считая учредителей - Сингапура, Новой Зеландии, Брунея и Чили. Всего по состоянию на 2015 год - двенадцать участников. Правда, для полноценного членства требовалась ратификация парламентами, но соглашение было подписано 4 февраля 2016 года.

Для чего это было нужно Америке?

Барак Обама в инициативе учредителей ТТП разглядел начинание, которое следовало организовать и возглавить как крайне полезное для США. В том, что Америка в силу своей наибольшей экономической мощи будет доминировать при таком раскладе, у него даже сомнений, очевидно, не было. Выгода представлялась очевидной. Товары, произведенные в США, теоретически могли завоёвывать, не встречая пошлинного противодействия, обширные рынки. Встречный же поток не обещал быть очень уж огромным. В некоторых случаях торговый баланс мог быть и отрицательным, но в целом Америка должна была иметь положительное сальдо. Следствием расширения рынка сбыта стали бы новые рабочие места и рост дохода населения США на 0,5% ВВП или в денежном выражении на $131 млрд (прогноз Института Питерсона). В общем, предсказывался значительный рост экспорта из США в страны ТТП.

Реалии

По плану всё выходило очень хорошо, а на деле получилось несколько иначе. Ожидаемого положительного сальдо почему-то не вышло. Сначала всё шло просто отлично, и наибольший профицит возник на самом объемном рынке сбыта, японском (на более чем $216 млрд в 2012 году). Однако к 2015 году ситуация изменилась. Как подсчитал Институт экономической политики, суммарно все одиннадцать стран-партнёров сумели продать в Соединённые Штаты своих товаров на $177,9 млрд больше, чем купить у них, что привело к снижению валового внутреннего продукта США на $284,6 млрд и сокращению от одного до двух миллионов работников по стране, в основном в промышленном производстве. Больше всего пострадали семь центральных восточных штатов, входящих в «Ржавый пояс». Они голосовали за Трампа, обещавшего прекратить это безобразие.

Причины неудачи

Надежды на успешное продвижение американских товаров в страны Транстихоокеанского партнёрства не оправдались по нескольким причинам, предвидеть которые объективно было можно. Зачастую играли роль значительно более скромные тарифы оплаты труда (Вьетнам, Мексика) или сознательное занижение курсов национальных валют, что создавало существенные конкурентные преимущества. Американские рабочие привыкли к лучшей оплате и высоким стандартам социальной защиты, что неизбежно сказывается на себестоимости производимой ими продукции. В общем, вместо триумфальной победы экспорта из США случилось фиаско.

Китайский фактор

Одной из причин активного продвижения идеи Транстихоокеанского партнёрства администрацией Барака Обамы была надежда на то, что совокупная экономическая мощь участников «подвинет» региональное торговое доминирование КНР. Китай и так ведёт себя в последнее время чересчур независимо, и в экономическом, и в военно-политическом смысле. Создаваемая при поддержке США новая система должна была, по замыслу, стать геополитическим инструментом, обеспечивающим противовес экспансии Поднебесной и в тихоокеанском бассейне, и вообще в мире. В ТТП КНР не звали. Ситуация, конечно, не совсем соответствовала понятию «торговой войны», но чем-то напоминала действия НАТО вблизи российских границ. Нападать вроде бы никто не собирается, но «нервы помотать» можно. Мелочь - а приятно. «И нам польза, и людям вред», - как сказал один антагонистический персонаж старого советского детского фильма.

Теперь, однако, ситуация полностью меняется. Без мощного «локомотива» ТТП существовать практически не может. И если Америка из партнёрства вышла, то Китай может запросто в него войти. Уже прозвучало заявление премьер-министра Австралии Тернбулла о «высоком потенциале» сотрудничества с КНР.

Роботы страшнее ТТП?

В 2001 году Китай стал членом Всемирной торговой организации, после чего американский производственный бизнес получил доступ к недорогим трудовым ресурсам. Следствием этих процессов стала потеря рабочих мест в США и массовое размещение мощностей в КНР. Товары, ранее изготавливавшиеся в Америке, даже такие традиционные, как джинсы и бейсболки, стали продаваться с ярлыками «Сделано в Китае». Что касается ситуации внутри страны, то многие работники потеряли свои места не только по причине переноса производств в «дешёвые» азиатские регионы, но и потому, что процессы автоматизировались. За первое десятилетие нового века количество занятого населения в США сократилось на 5 миллионов человек при наблюдаемом росте производительности. Специалисты Государственного университета Болла считают, что лишь 15% из них стали жертвой расширения ВТО, виновники безработицы остальных - роботы и АСУ. Кстати, такие же неприятные последствия автоматизации имеют место и в Азии.

Эти факты наводят на мысли о сомнительности прогнозируемого от действий Трампа эффекта.

Побочные эффекты

Нет сомнения в том, что, ограничивая дешёвый импорт пошлинами, новое руководство США создаст определённые преференции внутренним производителям. Однако эти меры практически неизбежно вызовут рост цен на потребительские товары, особенно те, которые американцы привыкли покупать за считанные копейки (то есть центы, конечно). Стоимость футболки, сшитой в Китае, к примеру, составляла несколько долларов, теперь же она будет исчисляться, по крайней мере, двузначной цифрой.

Впрочем, Дональд Трамп настроен оптимистично. Он не собирается полностью перекрывать путь товарам из стран ТТП на рынок США, а планирует заключать двусторонние соглашения в противовес коллективным. Возможно, что, сочетая разумную жёсткость с гибкостью, он добьётся хороших результатов.