Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Списание нма при принятии к учету как. Списание нма. Безвозмездное поступление НМА

В ходе проведения годовой инвентаризации учреждение может выявить имущество, не используемое в процессе деятельности по причине полной или частичной утраты им потребительских свойств, в том числе физического или морального износа. Если восстановить такое имущество нельзя или дальнейшее его использование экономически нецелесо­образно, то его списывают с учета. О том, как правильно провести и отразить в бюджетном учете мероприятия по списанию пришедших в негодность активов, расскажем в статье.

Выявляем неиспользуемое имущество

С целью выявления имущества, не используемого при ведении деятельности учреждения, проводится инвентаризация. Порядок ее проведения устанавливается учреждением самостоятельно в рамках формирования учетной политики, с учетом положений законодательства РФ (п. 6, 20 Инструкции № 157н ).

Напомним, что перед составлением годовой бюджетной отчетности осуществление инвентаризации обязательно (п. 7 Инструкции № 191н ). Такая инвентаризация должна проводиться учреждением не ранее 1 октября отчетного года.

В Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее - Методические указания по инвентаризации), прописаны общие правила ее проведения. Согласно этому документу на основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная инвентаризационная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших данные объекты к непригодности (порча, полный износ и т. п.) (п. 3.6 Методических указаний по инвентаризации). Полагаем, что аналогичным образом следует оформить инвентаризационные описи и в отношении иных нефинансовых активов. То есть факт обнаружения не пригодных к использованию объектов имущества должен быть зафиксирован в отдельной описи. Составляется она по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ № 52н , - инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). Именно этот документ будет являться основанием для проведения последующих мероприятий по списанию имущества.

Решение о списании пришедшего в негодность имущества с учета принимается не инвентаризационной комиссией, а специально созданной для этих целей комиссией, состоящей из компетентных сотрудников, обладающих соответствующими знаниями и навыками.

Создаем комиссию по списанию имущества

Для определения целесообразности дальнейшего использования имущества, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления необходимой документации на его списание (выбытие) с баланса учреждения приказом руководителя назначается постоянно действующая комиссия. Как правило, в состав комиссии включаются:
  • заместитель руководителя учреждения (председатель комиссии);
  • начальники соответствующих структурных подразделений (служб);
  • специалисты экономических служб (главный бухгалтер или заместитель главного бухгалтера (бухгалтер));
  • специалисты технических служб (инженер, техник и т. д.);
  • представители иных служб.
В случае отсутствия у учреждения работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя могут приглашаться эксперты.

Лица, чьи обязанности связаны с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности, исследуемые в целях принятия решения о списании имущества, не могут быть привлечены в качестве экспертов для участия в заседаниях комиссии.

В компетенцию комиссии по списанию имущества входит:

  • осмотр имущества, подлежащего списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
  • установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, возможности и эффективности его восстановления;
  • установление причин списания (физический и моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания имущества);
  • выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие имущества по причине нарушения технологических режимов эксплуатации, преступной халатности или бесхозяйственности, и внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;
  • установление возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов выбывающего имущества, контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;
  • организация физического уничтожения неоприходованных составных частей списанного имущества и их утилизация;
  • оформление актов обследования имущества;
  • подготовка акта о списании имущества и формирование пакета документов для согласования списания имущества в соответствии с перечнем, утверждаемым вышестоящим органом власти (местного самоуправления), в ведении которого находится учреждение.
Решение о списании имущества принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, путем подписания акта о списании.

Согласуем списание имущества

Имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ). Собственником такого имущества выступает соответствующее публично-правовое образование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование). Учреждение владеет, пользуется им согласно целям своей деятельности и назначению этого имущества в пределах, установленных законодательством РФ. Отчуждать либо иным способом распоряжаться им без согласия собственника имущества казенное учреждение не может (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Таким образом, процедура списания имущества в обязательном порядке должна быть согласована с собственником имущества.

Основными нормативными правовыми документами, регламентирующими процесс списания федерального имущества, являются:

Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее - Положение № 834), которое определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными казенными учреждениями, федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) и их территориальными органами;

Порядок представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ № 96, Минфина РФ № 30н от 10.03.2011 (далее - Порядок № 96/30н).

Для казенных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований) порядок списания имущества устанавливается нормативно-правовыми актами, принятыми на региональном (местном) уровне.

В целях согласования решения о списании федерального имущества руководитель учреждения направляет (сопроводительным письмом, содержащим полное наименование учреждения) в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится, следующие документы (п. 1, 2 Порядка № 96/30н):

1) перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию. В нем указываются:

  • номер по порядку;
  • наименование объекта федерального имущества;
  • инвентарный номер объекта федерального имущества в случае его присвоения;
  • год ввода в эксплуатацию (год выпуска) объекта федерального имущества;
  • балансовая стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании;
  • остаточная стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании;
  • срок полезного использования, установленный для данного объекта федерального имущества, и срок фактического использования на момент принятия решения о списании;
2) копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением положения о комиссии и об ее составе, утвержденного приказом руководителя учреждения) в случае, если такая комиссия создается впервые или в ее положение либо в состав внесены изменения;

3) копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества;

4) акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти с учетом отраслевой специфики используемого имущества.

Все документы, представляемые на согласование, должны быть заверены уполномоченным лицом учреждения с ясными оттисками печатей и штампов и расшифровкой подписей.

В большинстве случаев на рассмотрение комплекта документов уходит не больше месяца, за исключением ситуаций, требующих дополнительной проверки обоснованности списания имущества или дополнительного изучения документов.

Решение о согласовании списания имущества оформляется в форме приказа (распоряжения) органа, осуществляющего координацию деятельности учреждения. Копия этого документа, заверенная в установленном порядке, направляется в учреждение. На основании полученного приказа (распоряжения) составляется приказ руководителя учреждения на списание имущества с баланса. Датой списания имущества с учета будет считаться дата утверждения акта о списании руководителем учреждения.

До утверждения в установленном порядке акта о списании реализация мероприятий по разборке, демонтажу, извлечению деталей, узлов, пригодных для использования, уничтожению или утилизации имущества не допускается.

Отражаем списание имущества в бюджетном учете

Пришедшее в негодность имущество списывается с учета на основании следующих первичных учетных документов, утвержденных Приказом Минфина РФ № 52н:
Объекты учета Наименование первичного документа
Основные средства, нематериальные активы, иные материальные ценности (кроме транспортных средств, сырья, материалов, а также готовой продукции, произведенной учреждением) Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104)
Транспортные средства Акт о списании транспортного средства (ф. 0504105)
Объекты библиотечных фондов Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144)
Материальные запасы Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230)
Мягкий инвентарь, посуда, однородные предметы хозяйственного инвентаря стоимостью от 3 000 до 40 000 руб. включительно за единицу Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143)

Учет операций по выбытию имущества ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) (п. 55, 69, 120 Инструкции № 157н).

Выбытие основных средств по причине их морального и физического износа, нецелесообразности дальнейшего использования, непригодности, невозможности или неэффективности восстановления отражается в бюджетном учете по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т. п.), пре­дусмотренных при принятии решения о списании объектов (п. 51 Инструкции № 157н). Вместе со списанием с балансового учета стоимости объекта основных средств списанию подлежит сумма накопленных амортизационных отчислений по этому объекту.

Операции по списанию пришедших в негодность основных средств отразятся в бюджетном учете следующими проводками (п. 10 Инструкции № 162н ):

Содержание операции Дебет Кредит
Списана сумма начисленной амортизации на объекты основных средств:
- недвижимого имущества 1 104 1х 410 1 101 1х 410
- движимого имущества 1 104 3х 410 1 101 3х 410
Списана остаточная стоимость объектов основных средств:
- недвижимого имущества 1 401 10 172 1 101 1х 410
- движимого имущества 1 401 10 172 1 101 3х 410

Одновременно списанные объекты основных средств принимаются к учету на забалансовый счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» (в условной оценке: один объект - один рубль) до момента их демонтажа и (или) утилизации (п. 335 Инструкции № 157н, п. 10 Инструкции № 162н).

Выбытие нематериальных активов может производиться в случае прекращения их использования вследствие морального износа (п. 65 Инструкции № 157н). Одновременно со списанием с учета балансовой стоимости объектов нематериальных активов подлежит списанию с учета сумма накопленных амортизационных отчислений по этим активам.

Списание с учета пришедших в негодность нематериальных активов отразится в бюджетном учете так (п. 13 Инструкции № 162н):

После утверждения в установленном порядке акта о списании основных средств, нематериальных активов в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) делается отметка о выбытии объекта (приложение 5 к Приказу Минфина РФ № 52н).

Выбытие материальных запасов вследствие полной или частичной утраты ими потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости (п. 108 Инструкции № 157н). Применение одного из указанных способов должно быть закреплено в учетной политике учреждения. При этом установленный порядок определения стоимости не может быть изменен в течение финансового года.

Операции по списанию с учета пришедших в негодность материальных запасов отразятся в бюджетном учете следующим образом (п. 26 Инструкции № 162н):

Материальные ценности, полученные в результате разборки, утилизации (ликвидации) имущества, подлежат оприходованию. Их стоимость определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 106 Инструкции № 157н).

Принятие к учету указанных материальных запасов отразится на основании акта приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) следующей бухгалтерской записью (п. 23 Инструкции № 162н):

Казенным учреждением принято решение списать морально устаревшее оборудование, которое не может использоваться по назначению. Балансовая стоимость оборудования составила 150 000 руб., сумма начисленной по нему амортизации - 100 000 руб.

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Списана сумма начисленной на оборудование амортизации 1 104 34 410 1 101 34 410 100 000
Списана остаточная стоимость оборудования

((150 000 - 100 000) руб.)

1 401 10 172 1 101 34 410 50 000
Принято оборудование на забалансовый учет Забалансовый счет 02 1

Казенным учреждением списана с учета пришедшая в негодность спецодежда (мягкий инвентарь) на общую сумму 5 000 руб. В результате списания принята к учету ветошь. Ее оценочная стоимость на дату принятия к учету составила 500 руб.

В бюджетном учете необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

* * *

В заключение обобщим вышесказанное. Решение о списании пришедшего в негодность имущества принимается специально созданной для этих целей комиссией, назначенной приказом руководителя учреждения. Однако, прежде чем списывать имущество с учета, казенному учреждению следует заручиться согласием его собственника. С этой целью вышестоящему органу власти (местного самоуправления) направляется комплект необходимых документов. После получения соответствующего разрешения учреждение отражает списание имущества в бюджетном учете. Данная процедура оформляется актами на списание, утвержденными Приказом Минфина РФ № 52н. Материальные ценности, образовавшиеся в результате разборки, утилизации (ликвидации) имущества, должны быть оприходованы.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

22.08.2019

Когда у завершается регламентированный , данный актив подлежит списанию. Общие принципы такой процедуры предусматриваются ПБУ14/2007, а именно – главой V этого нормативного акта.

Снятие объекта НМА с баланса оформляется документально и сопровождается фиксацией необходимых корреспонденций в бухучете.

Причины снятия нематериальных активов с баланса

Данный принцип регламентируется ПБУ14/2007 (пункт 34).

Одновременному списанию подлежит , аккумулированная по счету 05 (если, конечно, этот счет применялся предприятием для накопления возмещенного износа).

Документы при износе, истечении срока полезного использования

Если завершился регламентированный срок полезного использования НМА, его списание будет сопровождаться оформлением надлежащей первичной документации, что предусматривается требованиями ФЗ-402, актуального по состоянию на 06.12.2011 (статья 9).

Руководство предприятия вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать формы (бланки) соответствующих бумаг (актов). В этих документах обязательно должны указываться все необходимые реквизиты, в том числе и причина (основание) выбытия.


Так, если нематериальный актив списывается предприятием по причине истечения установленного срока его полезного использования, обязательно оформляются следующие бумаги:

  • . В ней фиксируется информация о списании актива с хозяйственного баланса организации. Если вносится соответствующая запись, данного объекта перестает начисляться с месяца, который следует после месяца списания.
  • Приказ руководства организации о необходимости списать объект. В документе обязательно указывается основание (причина) для подобного действия.
  • Акт списания НМА. На основании этого документа вносится запись в учетную карту списываемого актива. Как и вышеупомянутый приказ, данная бумага подписывается руководителем и содержит сведения о причине, по которой нематериальный актив списывается.

Если процедура осуществлялась особой комиссией, состав которой заблаговременно утверждается руководителем предприятия, данный акт обязательно подписывается всеми её участниками.

Образец приказа

Приказ о списании нематериального актива составляется руководителем организации-правообладателя и содержит следующие реквизиты:

  • Наименование приказа, его регистрационный номер, дата составления.
  • Субъекты – сотрудники организации, – ответственные за выполнение данного приказа. Каждому субъекту, принимающему участие в процедуре, назначаются конкретные задачи с указанием предельных сроков выполнения.
  • Наименование НМА, его краткое описание, инвентарный номер.
  • Причина, по которой нужно списать объект.
  • Документальное основание (если имеется). Как вариант, решение (заключение) особой комиссии.
  • Приказ подписывается непосредственно руководителем организации, а также всеми ответственными субъектами, подтверждающими ознакомление с данным актом.

Скачать образец приказа о списании нематериальных активов – word.

Пример акта

Списать НМА и внести необходимые сведения в его учетную карточку в организации можно на основании соответствующего акта, содержащего такую информацию:

  • Наименование акта, его номер регистрационный, дата составления.
  • Название организации-правообладателя, списывающей актив.
  • Структурное подразделение предприятия, использующее объект.
  • Корреспонденция счетов бухучета по факту списания.
  • Наименование списываемого объекта НМА.
  • Первичная стоимость (по балансу).
  • Накопленная амортизация.
  • Инвентарный номер.
  • Сведения об особой комиссии, производившей ревизию списываемого объекта, и её полномочиях.
  • Дата поступления в организацию.
  • Причина (основание) списания (например, моральный износ).
  • Заключение (решение) особой комиссии.
  • Список правоустанавливающих документов.
  • ФИО и подписи членов комиссии (в том числе и руководителя).
  • Данные о финансовом результате (убытке) по итогам списания.
  • Упоминание о закрытии инвентарной карточки.

Скачать образец акта о списании нематериальных активов – word.

Бухгалтерский учет и проводки

Финансовый итог процедуры снятия с баланса нематериального актива отражается по счету 91. Операции фиксируются бухучетом в периоде возникновения доходов/расходов.

Типичные корреспонденции указаны в таблице.

Амортизация

Если для накопления износа (начисления амортизации) применялся 05-счет, сумма аккумулированной амортизации будет списываться корреспонденцией дебета 05 с кредитом 04, а остаточная стоимость нематериального актива, определенная по 04-счету, переносится на иные затраты корреспонденцией дебета 91/2 с кредитом 04.

Если же для накопления износа 05-счет не открывался, амортизация списывалась напрямую с кредита 04. В этом случае остаточная стоимость выявляется и переносится на иные затраты.

Как списать при закрытии организации?

Денежные средства и прочие активы закрывающейся (ликвидируемой) организации, оставшиеся после погашения всех кредиторских обязательств, передаются на законном основании её учредителям (участникам).

Данная норма предусматривается Гражданским кодексом РФ.

Поскольку объекты НМА, правообладателем которых является ликвидируемая организация, не могут применяться в её хозяйственных процессах дольше срока деятельности самой организации, такие активы списываются с баланса при закрытии предприятия.

Составляются такие корреспонденции:

  • Первичная стоимость списывается.
  • Накопленный износ списывается.
  • Финансовый итог от списания отражается.

Выводы

Таким образом, списание НМА осуществляется в бухучете организации по регламентированным правилам. Это касается указания причины (основания) списания, а также документального оформления и бухучета соответствующей процедуры.

Составляются приказ руководства и документальный акт о списании актива, содержащие нужные сведения (реквизиты). Вносится необходимая информация в учетную (инвентарную) карту НМА.

Журнал "Российский налоговый курьер" № 21 - 2004 год.

Состав НМА в налоговом и бухгалтерском учете

Проанализировав правила налогового и бухгалтерского учета нематериальных активов (НМА), можно обнаружить существенные отличия как в перечне этих активов, так и в порядке их учета.

В бухгалтерском учете внеоборотные активы можно отнести к НМА, если выполняется единовременно ряд условий. Эти условия перечислены в пункте 3 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов». Так, к НМА можно отнести внеоборотные активы, если они:

Не имеют материально-вещественной (физической) структуры;

Могут быть идентифицированы (выделены, отделены) организацией от другого имущества;

Используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

Используются в течение длительного времени, то есть срока полезного использования свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

Изначально не предназначены для последующей перепродажи;

Способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

На них имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительное право организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.).

В пункте 4 ПБУ 14/2000 приведен примерный перечень НМА. К ним, например, относятся:

Исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

Исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания;

Наименование места происхождения товаров;

Исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

В составе НМА в бухгалтерском учете также учитываются деловая репутация организации и организационные расходы. К последним относятся затраты, связанные с образованием юридического лица и признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации.

Определение НМА в налоговом учете дано в пункте 3 статьи 257 НК РФ. Оно практически идентично определению НМА в бухгалтерском учете. Примерный перечень НМА в налоговом учете, приведенный в этом же пункте, также схож с перечнем нематериальных активов из ПБУ 14/2000. Однако есть исключения. Так, в налоговом учете в составе НМА не учитываются деловая репутация организации и организационные расходы. Поэтому при амортизации (списании первоначальной стоимости) таких НМА в бухгалтерском учете возникнут постоянные разницы, которые приведут к появлению постоянных налоговых обязательств.

Обратите внимание на особые виды НМА, перечисленные в подпункте 6 пункта 3 статьи 257 НК РФ: ноу-хау, секретная формула или процесс, информация в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта, которыми владеет организация. Они не поименованы в ПБУ 14/2000. Поэтому некоторые специалисты считают, что такие активы не относятся к НМА в бухгалтерском учете. Однако это неверно. В бухучете перечень НМА является открытым. Следовательно, ноу-хау, секретная формула или процесс, информация в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта могут быть отнесены к НМА и в бухучете, но при соблюдении тех условий, которые установлены пунктом 3 ПБУ 14/2000.

Формирование первоначальной стоимости НМА

Порядок формирования первоначальной стоимости нематериальных активов и в налоговом, и в бухгалтерском учете организации зависит от того, как они поступили в организацию.

И в бухгалтерском, и в налоговом учете в первоначальную стоимость НМА, приобретенных организацией, включаются расходы на их приобретение, а также на приведение в состояние, в котором они пригодны для использования. Это установлено пунктом 6 ПБУ 14/2000 и пунктом 3 статьи 257 НК РФ. При этом в бухгалтерском и налоговом учете может сформироваться разная первоначальная стоимость НМА. Это связано с тем, что в налоговом учете такие виды расходов, как курсовые и суммовые разницы, проценты по кредиту, начисленные до принятия НМА к учету, признаются внереализационными расходами, а в бухучете они включаются в первоначальную стоимость НМА. Расходы по страхованию нематериального актива, начисленные до принятия его к учету, также включаются в первоначальную стоимость НМА в бухучете, а в налоговом учете они признаются одномоментно. Поэтому возникают налогооблагаемые временные разницы.

Первоначальная стоимость НМА, созданных самой организацией, и в налоговом, и в бухгалтерском учете формируется из фактических расходов на их создание и изготовление (п. 3 ст. 257 НК РФ и п. 7 ПБУ 14/2000). К ним относятся:

Материальные расходы;

Расходы на оплату труда;

Расходы на услуги сторонних организаций;

Патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств, и др.

Обратите внимание: по мнению налоговых органов, в налоговом учете в первоначальную стоимость НМА, созданного организацией, включаются суммы единого социального налога, взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и на обязательное пенсионное страхование, начисленных на оплату труда работников, участвовавших в создании нематериального актива. Основание тому - пункт 5 статьи 270 Кодекса, согласно которому расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества не учитываются при определении налоговой базы.

Таким образом, если сравнить бухгалтерский и налоговый учет, то увидим, что при формировании первоначальной стоимости НМА, созданного в организации, образуются разницы только по расходам, учитываемым в особом порядке.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, в бухгалтерском учете определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (п. 9 ПБУ 14/2000).

В налоговом учете порядок формирования первоначальной стоимости таких НМА не определен.

Некоторые специалисты считают, что первоначальную стоимость НМА в налоговом учете можно формировать по правилам бухучета. То есть исходя из оценки, согласованной учредителями.

По мнению налоговых органов, первоначальную стоимость нематериального актива в налоговом учете следует формировать аналогично первоначальной стоимости основных средств, внесенных в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации. Напомним, что основные средства, полученные в виде взноса (вклада) в уставный капитал организации, в целях налогообложения оцениваются по их остаточной стоимости, которая определяется по данным налогового учета у передающей стороны. Об этом говорится в пункте 3 раздела 5.3 Методических рекомендаций по применению главы 25 «налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Документ утвержден приказом МНС России от 20.12.2002 № БГ-3-02/729.

Если провести аналогию, то получится, что первоначальную стоимость НМА следует определять как их остаточную стоимость по данным налогового учета передающей стороны. Эта стоимость, скорее всего, будет отличаться от оценки НМА, согласованной учредителями. Разная первоначальная стоимость приведет к разным суммам амортизации. Согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» такие разницы в амортизации являются постоянными, поскольку они никогда не погасятся.

Нематериальные активы, полученные безвозмездно, учитываются и в налоговом, и в бухгалтерском учете по рыночной стоимости (п. 8 ст. 250 НК РФ и п. 10 ПБУ 14/2000). Однако в налоговом учете первоначальная стоимость безвозмездно полученного НМА не может быть меньше остаточной стоимости этого объекта в налоговом учете передающей стороны. Получается, что различия в оценке могут появиться, только если рыночная стоимость НМА окажется ниже, чем остаточная стоимость по данным налогового учета передающей стороны. В этом случае первоначальная стоимость НМА в бухгалтерском учете будет меньше, чем в налоговом. Та часть первоначальной стоимости, которая определена по правилам налогового учета, никогда не будет отражена в бухучете. Следовательно, разница в суммах амортизации таких НМА в бухгалтерском и налоговом учете приведет к образованию постоянных разниц и постоянного налогового актива.

Нематериальные активы, которые получены по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, в бухучете учитываются по стоимости товаров (работ, услуг), передаваемых (выполняемых) в обмен на НМА. А если в договоре не указана стоимость передаваемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг)? Тогда ее устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно определяется стоимость аналогичных товаров (работ, услуг). То есть по рыночным ценам. Об этом сказано в пункте 11 ПБУ 14/2000.

В налоговом учете НМА, полученные по договору мены или в счет выполнения работ (оказания услуг), всегда оцениваются по рыночной стоимости. Поэтому если стоимость передаваемых ценностей, указанная в договоре, ниже рыночной стоимости полученного нематериального актива, то первоначальная стоимость НМА в бухучете будет ниже их первоначальной стоимости в налоговом учете. Эта разница между бухгалтерской и налоговой стоимостью НМА никогда не будет признана в бухучете. Поэтому по мере начисления амортизации возникнут постоянные разницы, которые приведут к образованию постоянного налогового актива.

Амортизация НМА

В бухгалтерском учете применяются более строгие правила начисления амортизации по нематериальным активам, чем в налоговом учете. Для НМА, по которым невозможно определить срок полезного использования, в налоговом учете нормы амортизации устанавливаются в расчете на 10 лет, а в бухгалтерском - на 20 лет (п. 2 ст. 258 НК РФ и п. 17 ПБУ 14/2000).

Можно ли минимизировать различия между налоговым и бухгалтерским учетом? Да, можно. Вспомним о пункте 10 статьи 259 НК РФ. Он допускает применение норм амортизации ниже тех, которые установлены по правилам главы 25 НК РФ. Если «налоговую» норму амортизации уменьшить вдвое, то сумма амортизации совпадет с бухгалтерской. Решение о применении пониженных норм амортизации организация обязательно должна закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Остальные различия, возникающие при амортизации НМА, такие же, как и при амортизации основных средств . Единственный способ амортизации НМА, не порождающий временных разниц (при условии одинаковой первоначальной стоимости), - линейный. Его можно применять и в налоговом, и в бухгалтерском учете.

Различия между бухгалтерским и налоговым учетом могут возникнуть в том случае, если срок полезного использования НМА в бухучете определяетcя исходя из ожидаемого срока его использования, в течение которого организация может получать экономические выгоды. Об этом сказано в пункте 17 ПБУ 14/2000. В налоговом учете такой способ определения срока полезного использования не предусмотрен. Срок полезного использования в налоговом учете определяется строго по документам: договору, патенту, свидетельству и др. Если в этих документах временных ограничений нет, то срок полезного использования НМА в налоговом учете устанавливается равным 10 годам. Об этом сказано в пункте 2 статьи 258 НК РФ. При разных сроках полезного использования НМА в налоговом и бухгалтерском учете появляются временные разницы. Если срок полезного использования меньше в бухучете, образуются вычитаемые временные разницы и отложенный налоговый актив. Если же наоборот - возникают налогооблагаемые временные разницы и отложенное налоговое обязательство.

Чтобы избежать разниц, в бухучете надо установить такой же срок полезного использования НМА, как и в налоговом учете, то есть 10 лет.

Данные налогового и бухгалтерского учета по амортизации НМА совпадут, если, во-первых, будут одинаковыми их оценка и срок полезного использования и, во-вторых, применяется линейный способ амортизации.

Существуют различия в порядке отнесения НМА к амортизируемому имуществу. В бухгалтерском учете все НМА подлежат амортизации, а в налоговом - только НМА стоимостью более 10 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). В налоговом учете НМА, стоимость которых меньше или равна 10 000 руб., списываются на расходы единовременно, а в бухучете - постепенно, путем начисления амортизации в течение срока полезного использования. Поэтому по таким НМА в бухучете возникают налогооблагаемые временные разницы, которые приводят к образованию отложенного налогового обязательства.

ПРИМЕР 1

ООО «Шанс» приобрело исключительные права на компьютерную программу за 11 210 руб., включая НДС - 1710 руб. Срок полезного использования НМА установлен исходя из ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды. Этот срок составил 3 года. В бухучете амортизация по НМА начисляется линейным способом.

Бухгалтер отражает операции по приобретению НМА следующими записями:

ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение нематериальных активов» КРЕДИТ 60

9500 руб. (11 210 руб. – 1710 руб.) - приобретены исключительные права на компьютерную программу;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

1710 руб. - отражен НДС по исключительным правам на компьютерную программу;

ДЕБЕТ 04 КРЕДИТ 08 субсчет «Приобретение нематериальных активов»

9500 руб. (11 210 руб. – 1710 руб.) - учтены в составе НМА исключительные права на компьютерную программу.

В налоговом учете расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 10 000 руб. признаются единовременно в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Это установлено в подпункте 26 пункта 1 статьи 264 НК РФ. В бухучете стоимость программы списывается постепенно, через амортизацию. Это приводит к формированию налогооблагаемых временных разниц и отложенного налогового обязательства:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 77

2280 руб. (9500 руб. х 24%) - начислено отложенное налоговое обязательство.

Начиная со следующего месяца в бухучете ежемесячно начисляется амортизация по компьютерной программе по норме 2,78% (1/36 х 100%). При этом происходит частичное погашение отложенного налогового обязательства:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 05

264,1 руб. (9500 руб. х 2,78%) - начислена амортизация по компьютерной программе;

ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68 «Расчеты по налогу на прибыль»

63,38 руб. (264,1 руб. х 24%) - погашена часть отложенного налогового обязательства.

Выбытие НМА

Нематериальные активы могут выбывать из организации по следующим причинам:

Прекращение срока действия патента, свидетельства или других охранных документов;

Уступка (продажа) исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

Непригодность к дальнейшему использованию;

Истечение срока полезного использования.

В налоговом учете выручка от реализации НМА определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 249 НК РФ. Она рассчитывается исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные НМА.

Особенности определения расходов при реализации амортизируемого имущества, к которому относятся и НМА, приведены в подпункте 1 пункта 1 статьи 268 НК РФ. В нем говорится, что доходы от реализации амортизируемого имущества можно уменьшить на его остаточную стоимость, которая определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ. Однако в этом пункте говорится о порядке расчета остаточной стоимости основных средств, а не НМА.

Специалисты трактуют подпункт 1 пункта 1 статьи 268 НК РФ двояко. Одни считают, что в качестве расхода можно учитывать остаточную стоимость НМА, исчисленную по правилам определения остаточной стоимости основных средств. Другие полагают, что поскольку прямой нормы об остаточной стоимости НМА Налоговый кодекс не содержит, то уменьшать налоговую базу на остаточную стоимость НМА вообще нельзя.

Обратите внимание: официальная позиция МНС России по данному вопросу не высказывалась.

Если налогоплательщик при реализации НМА списывает его остаточную стоимость, ранее накопленные разницы по амортизации погашаются. Если же организация решила при реализации НМА не признавать его остаточную стоимость в составе расходов в налоговом учете, то образуется постоянная разница. Ведь в бухучете остаточная стоимость НМА обязательно списывается.

ПРИМЕР 2

У организации на балансе числится нематериальный актив, остаточная стоимость которого в бухгалтерском учете - 200 000 руб., а в налоговом - 150 000 руб. За фактический срок амортизации объекта начислено отложенное налоговое обязательство в сумме 12 000 руб. Организация реализует этот объект НМА.

Посмотрим, как применяется ПБУ 18/02 при разных вариантах учета остаточной стоимости НМА.

Первый вариант . Организация решила в налоговом учете уменьшить доходы от выбытия НМА на его остаточную стоимость. В этом случае между бухгалтерским и налоговым учетом возникает разница в сумме остаточной стоимости НМА. Эта разница, умноженная на 24%, должна быть равна непогашенному отложенному налоговому обязательству (активу). Оно подлежит списанию при реализации НМА.

Бухгалтер организации должен сделать следующую проводку:

ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68

12 000 руб. [(200 000 руб. – 150 000 руб.) х 24%] - погашена сумма отложенного налогового обязательства.

Второй вариант . Организация решила при реализации НМА не признавать его остаточную стоимость в составе расходов в налоговом учете. В этом случае возникают постоянная разница и постоянное налоговое обязательство. Ведь в бухучете остаточная стоимость НМА при его выбытии обязательно списывается. Помимо этого организации следует погасить отложенное налоговое обязательство:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68

48 000 руб. (200 000 руб. х 24%) - начислено постоянное налоговое обязательство исходя из остаточной стоимости нематериального актива, списанной в бухгалтерском учете;

ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 99

12 000 руб. - списана сумма отложенного налогового обязательства.

Если НМА был передан другой организации безвозмездно, его остаточную стоимость в налоговом учете признать нельзя. Это следует из пункта 16 статьи 270 Кодекса. В бухгалтерском учете остаточная стоимость НМА, переданного безвозмездно, списывается на операционные расходы. Такой порядок установлен пунктом 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации». Разный способ признания остаточной стоимости в бухгалтерском и налоговом учете приводит к образованию постоянных разниц и постоянного налогового актива.

Если НМА реализован с убытком, то в целях налогового учета убыток учитывается в составе прочих расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования НМА и фактическим сроком его эксплуатации. На это указывает пункт 3 статьи 268 НК РФ. В бухгалтерском учете убыток от реализации НМА признается сразу. Поэтому при реализации НМА с убытком появляются вычитаемые временные разницы, которые приводят к образованию отложенного налогового актива.

О разницах, возникающих в учете основных средств, читайте в статье «Применение ПБУ 18/02 в учете основных средств» // РНК, 2004, № 10. - Примеч. ред .

В статье я расскажу, как происходит учет нематериальных активов при их поступлении и выбытии на предприятие. Какие при этом составляются проводки? А также рассмотрим некоторые примеры, облегчающие понимание материала.

Что такое нематериальные активы?

Нематериальные активы относятся к внеоборотным активом, в отличие от они не имеют физической формы и являются результатом интеллектуальной деятельности.

В бухучете понятие нематериальных активов подробно рассмотрено в ПБУ 14/2007, это положение регламентирует всю деятельность, связанную с НМА.

К нематериальным активам относится: (нажмите для раскрытия)

  1. Исключительное право на изобретение, промышленный образец, полезную модель.
  2. Исключительное авторское право на программы ЭВМ, базы данных.
  3. Имущественное право на топологии интегральных микросхем.
  4. Исключительное право на товарный знак, фирменное наименование, коммерческие обозначения.
  5. Исключительное право на селекционные достижения.
  6. Деловая репутация организации (Гражданский кодекс).
  7. Ноу-хау (Налоговый кодекс).

Учет нематериальных активов (поступление)

Покупка нематериальных активов (проводки, пример):

В бухгалтерском учете существует счет 04 «Нематериальные активы». Также, как и в случае с основными средствами, учет нематериальных активов происходит по его первоначальной стоимости плюс дополнительные затраты за вычетом . Причем с 2008 года НДС не облагается исключительное право на изобретения, промышленные образцы, программы ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, ноу-хау, полезные модели. В качестве дополнительных затрат могут выступать уплата различных пошлин, оплата услуг каких-либо посреднических организаций, оплата консультационных и информационных услуг и другие затраты, связанные с покупкой нематериального актива.

Первичные документы для учета нематериальных активов - Карточка учета НМА-1, также составляется акт-приема передачи.

Проводки при покупке нематериального актива:

Дебет Кредит Название операции
60 (76) 51 Оплачена стоимость НМА
08 60 (76) Учтена стоимость купленного НМА
19 60 (76) Выделен НДС
08 60 (76) Учтены все затраты по приобретение НМА
04 08 НМА принят к учету

Разберем на примере, как ведется учет при покупке нематериального актива, и какие составляются проводки.

Пример покупки нематериального актива:

Фирма 1 купила у фирмы 2 исключительное право на изобретение. Договор уступки патента был зарегистрирован в Роспатенте с уплатой пошлины 2400 рублей. Стоимость патента 59000 рублей.

В данном примере в бухучете будут следующие проводки:

Сумма Дебет Кредит Название операции
59000 60 51 Оплачена стоимость патента
59000 08 60 Учтена стоимость купленного патента
2400 08 60 Учтена уплата пошлины
61400 04 08 НМА принят к учету

Создание нематериального актива (проводки, пример):

Нематериальные активы считаются созданными, если они получены:

  1. В результате выполнения служебных обязанностей или по конкретному заданию работодателя
  2. От посторонних лиц по заключенному договору на создание.

Проводки при создании нематериальных активов аналогичны предыдущему случаю покупки, только к дополнительным затратам еще можно отнести оплату услуг работников сторонних организаций, участвовавших в создании НМА, оплату труда собственных специалистов, занятых в создании НМА, отчисления на социальный нужды, затраты по содержанию научно-исследовательского оборудования и других основных средств, занятых в создании НМА, а также начисленная амортизация по ним.

Пример:

Научно-исследовательское бюро разработало новый двигатель, провело успешные испытания, в Роспатент отправили заявку на получение патента.

  • заработная плата работников 30 000;
  • страховые взносы 7800;
  • материальные затраты 10000;
  • госпошлина 2000;
  • сбор за проведение экспертизы 990.

Патент получен на 5 лет.

Проводки в данном примере:

Сумма Дебет Кредит Название операции
30000 08 70 Учтена з/п работников
7800 08 69 Выделен ЕСН
10000 08 10 Учтены материальные затраты
2000 60 51 Оплачена госпошлина
990 60 51 Уплачен сбор за проведение экспертизы
2000 08 60 Учтена уплата госпошлины
990 08 60 Учтена уплата сбора за проведение экспертизы
50790 04 08 НМА принят к учету

В данном примере стоит отметить, что так будет выглядеть учет нематериальных активов в бухгалтерском учете, в согласно ст. 257 Налогового кодекса уплачиваемые налоги не учитываются в качестве затрат при создание НМА.Д20 (44) К05 .

  • Путем уменьшения первоначальной стоимости, когда амортизационные отчисления списываются непосредственно со счета 04, проводка Д20 (44) К04 .
  • Подробнее об особенностях начисления амортизации НМА читайте в . Периодически можно проводить переоценку нематериальных активов, чтобы их учетная стоимость соответствовала текущей действительности. Подробно о переоценки НМА читайте .

    Учет нематериальных активов (списание)

    Первичный документ, на основании которого происходит списание нематериальных активов – это акт на списание, также делается соответствующая отметка в карточке учета НМА.

    Если амортизация начислялась на счете 05, то проводки при списании нематериальных активов следующие:

    Д05 К04 - списана сумма начисленной амортизации,

    Д91/2 К04 - списана остаточная стоимость в расходы.

    Если амортизация начислялась без использования счета 05, то остаточная стоимость нематериального актива списывается проводкой Д91/2 К04 .

    Выбытие нематериальных активов так же, как и их поступление, о котором подробно говорилось , должно быть правильно документально оформлено, в бухгалтерии необходимо отразить правильные проводки. Ниже мы разберемся, как НМА могут покинуть предприятия, и как это грамотно оформить.

    Выбывают нематериальные активы в следующих случаях:

    1. Если наступил моральный или физический износ актива, в связи с чем он становится непригоден к дальнейшему использованию.
    2. При передаче НМА другому предприятию за плату, то есть продажа.
    3. При безвозмездной передаче актива другому предприятию, то есть дарение.
    4. Внесение в уставный капитал другого предприятия.

    По сути дела, нематериальные активы могут покинуть предприятие в тех же случаях, что и основные средства. Учет выбытия основных средств подробно рассмотрен .

    Выбытие НМА при списании

    Если нематериальный актив испорчен, закончен срок его полезного использования, НМА потерял свои функции и свойства и не пригоден к дальнейшему использованию по назначению, то его необходимо списать с учета.

    Оценивает состояние актива специальная комиссия, которая выносит решение о необходимости списать объект. При этом составляет приказ, в котором указывается, какой именно НМА подлежит списанию и по какой причине. Сам процесс списания происходит на основании акта списания. Когда объект снимается с учета в карточке учета нематериальных активов НМА-1 делается отметка об этом.

    При выбытии нематериальных активов нужно списать остаточную стоимость в расходы предприятия. Остаточная стоимость определяется как разность между первоначальной стоимостью и амортизацией, начисленной на дату списания.