Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Сокращение расходов на строительство. Обоснование сметной стоимости работ и услуг Уменьшение сметной стоимости

Директивами намечено снизить сметную стоимость строительства не менее чем на 3—5% за счет более рациональных проектных решений, улучшения проектно-сметного дела, экономного расходования материалов и других мероприятий. Важную роль в этом должно сыграть постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 390 от 28 мая 1969 г. «Об улучшении проектно-сметного дела».

В этих целях необходимо:

  • повысить ответственность проектных организаций, министерств, ведомств, органов экспертизы за качество проектов и правильное определение сметной стоимости строительства;
  • улучшить использование материальных ресурсов в строительстве, обеспечить за пятилетие экономию: металлопроката в размере 9—11, цемента 8—10, лесоматериалов 18—20, стекла 10—12%.

Все это с учетом заданий по экономному расходованию материальных ресурсов в промышленности и на транспорте позволит в 1975 г. сэкономить, по примерным подсчетам, проката черных металлов 10 млн г, лесоматериалов 40 млн. м 3 , условного топлива 40—50 млн. т, электроэнергии 50 млрд. квт-ч и др.

Для осуществления поставленных задач предусмотрены высокие темпы развития капитального строительства (смотрите таблицу ниже).

Капитальные вложения в народное хозяйство СССР за восьмую пятилетку и запланированные на девятую пятилетку, млрд. руб.

Наименование
показателей
1966— 1970 гг. (фактически) 1971— 1975 гг. (запланировано) В том числе
1971 г. 1972 г. 1973 г. 1974 г. 1975 г.
Общий объем капитальных вложений в народное хозяйство 353,8 501 86,3 92,5 100,9 107,7 113,6
В том числе государственных 301,9 432,2 73,5 79,5 87,4 93,4 98,4
Общий объем строительно-монтажных работ 220,0 306,0 53,2 57,2 61,8 65,4 68,4

Общий объем капитальных вложений планируется на 41,6% больше по сравнению с восьмой пятилеткой.

Предусмотрено ввести в эксплуатацию 580 млн. м 2 общей площади жилых домов, на что ассигновано 73,5 млрд. руб. против 60,5 млрд. руб., освоенных за восьмую пятилетку. Рост объема подрядных строительно-монтажных работ предусмотрен девятым пятилетним планом на 43,2%, а по важнейшим министерствам-подрядчикам—в пределах 51,7—69,6%. Для осуществления дальнейшего развития всего народного хозяйства на пути повышения благосостояния народа капитальным вложениям даны следующие направления млрд. руб. :

В производственную сферу запланировано 77,4, а в непроизводственную — 22,6% всех капитальных вложений.

«Справочник строителя», М.С.Екельчик

Уровень индустриальности строительства можно охарактеризовать отношением объёма выполненных строительно-монтажных работ (в сметных ценах) на объектах полносборного строительства к общему объему выполненных строительно-монтажных работ. Объемы полносборного строительства и темпы его роста (смотрите таблицу ниже) зависят от объемов производства сборных, главным образом несущих и ограждающих конструкций. Показатели развития полносборного строительства Наименование показателей Годы 1960…

Ввод в эксплуатацию жилых домов в крупнопанельном исполнении возрастает в 1975 г. до 42,6 млн. м2 общей площади против 28,7 млн. м2 в 1970 г. , а производство крупнопанельных элементов жилых и соцкультбытовых зданий увеличится в 1,5 раза по сравнению с 1970 г. . Особое внимание уделяется внедрению сборности в сельском строительстве, усиливается мощность предприятий…

В условиях высокого уровня сборности и насыщенности строек механизмами особо важное значение приобретают поточные методы строительства, обуславливающие его организованность, ликвидацию простоев и эффективность. Наиболее прогрессивная форма организации строительного производства, обеспечивающая равномерное, непрерывное и ритмичное производство строительно-монтажных работ, постоянную загрузку рабочих, полное использование материально-технических ресурсов — поточное строительство. Особенно широкое распространение получил поточный метод в жилищном…

Снижение затрат на строительство интересует любого участника строительства , но каждого по своему.

Для человека, не так хорошо разбирающегося в строительстве, важно знать следующее:

Сметная стоимость — стоимость строительства, реконструкции или ремонта того или иного объекта.

Но снижение сметной стоимости — это еще не снижение стоимости строительства .

В чем же отличие?

Изначально, составление смет производится на основе проекта, входящих в его состав спецификаций, содержащих все оборудование и материалы, необходимые для . При отсутствии проекта для конкретного объекта смета составляется на основе перечня работ и применяемых материалов, составленного заказчиком или подрядчиком.

Интерес заказчика в том, чтобы стоимость строительства, ремонта или реконструкции была ниже, не ухудшая качества работ и применяемых материалов.

Подрядчик заинтересован в получении высокой сметной стоимости . Для него она дает такие преимущества как:

1. Повышение прибыли.

2. Некоторый запас средств для исправления возможных ошибок.

Для каждой из сторон при этом решающее значение имеет сметная стоимость . Получив не удовлетворяющую сметную стоимость , заказчик заинтересован в ее снижении.

Снижение сметной стоимости — это лишь снижение потенциальных затрат на работы.

Грубо говоря, не глядя снизить сметную стоимость тех или иных работ с 1 000 000 р. до 500 000 р. конечно же возможно и весьма нетрудно.

Но важно знать всем и особенно заказчику — смета при таком подходе грозит оказаться «красивой бумажкой», которая будет радовать ровно до того момента, пока деньги на работы не закончатся фактически и не потребуется дополнительное вливание уже по доп. смете.

Многие компании и сметчики предоставляют такую услугу — «смета на сумму » или «оптимизация сметы «. Если бы мы хотели назвать корректирование сметной стоимости используя эти слова, мы бы сказали:

умная оптимизация сметы

Понимаем, что данная услуга востребована и актуальна. Здесь главное правильно ставить рамки. Сметчик , каждый конкретный, должен помимо своей работы видеть дальше, понимать, что итоговая стоимость очень важна, уважать клиента и его деньги и поступать по совести. Долг каждого сметчика доводить до заказчика суть всех изменений и решений по его смете, напоминать, что в конечном счете, строительство будет осуществляться и его необходимо будет довести до конца.

Нельзя увлечься и просто занизить смету, в конечном счете никто не продаст кирпич за пол-цены.

При обращении клиента с подобной заявкой к нам, рассматриваются все стороны будущего строительства, ремонта или реконструкции , взвешиваются все стороны и совместно с клиентом принимается решение по принципу определения сметной стоимости .

Был заключен договор в 2012 году на строительство объекта по предварительной стоимости,т.к. не было заключения гос.экспертизы. В этом году заключение получено и сметная стоимость изменилась в сторону уменьшения, каким образом можно скорректировать объемы?

Чтобы скорректировать объемы, необходимо заключить дополнительное соглашение к основному договору на изменение сметной стоимости. Окончательная цена работ по договору будет определяться на основании уже новой сметы, в которой объемы будут уменьшены. В соглашении к договору обязательно сделайте ссылку на первоначальную смету.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Статья: Изменение цены договора

Во время проведения СМР заказчик и подрядчик решили внести изменения в объем работ в сторону уменьшения (за счет изъятия некоторого оборудования и стоимость работ снизится). Как правильно внести корректировку в смету? Каким образом это лучше оформить? В дополнительном соглашении всю смету отразить или только по позициям, в которые вносятся поправки?

Отвечает
А.Ю. Дементьев,
генеральный директор ООО «Аудит-Эскорт»

Как следует из вопроса, речь идет о смете, которая явилась основанием для определения цены договора строительного подряда. Изменение цены договора строительного подряда осуществляется путем составления соглашения к договору. Поскольку в основе цены договора лежала смета, то и в качестве основы цены, скорректированной в соответствии с соглашением, также целесообразно приложить измененную смету. Для этого можно взять основную смету и переписать ее, исключив те позиции, которые исполняться не будут.

Справедливости ради следует сказать, что если в соглашении об изменении цены договора будет всего лишь ссылка на основную смету с указанием тех позиций, которые исключаются из цены договора, а новая смета составляться не будет, то при недвусмысленном изложении содержания соглашения цену договора можно считать измененной. Здесь уже все зависит от квалификации юристов, которые будут составлять соглашение о корректировке цены договора.*

2. Статья: Изменение сметной стоимости

Цена работ по договору строительного подряда определяется сторонами самостоятельно и указывается в самом договоре или в его приложениях. Она устанавливается либо в твердой сумме за весь комплекс работ (или за каждый вид работ), либо в виде тарифов за определенный объем выполненных работ каждого вида и т. п. Цена работ по договору строительного подряда может быть твердой или приблизительной.

Твердая цена

Определение цены строительных работ возможно путем составления сметы.

Обратите внимание: когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. Это определено пунктом 3 статьи 709 Гражданского кодекса РФ.

Исключением из этого правила являются случаи существенного возрастания стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также стоимости услуг, оказываемых ему третьими лицами, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора.

Если подрядчик установит факт наступления таких условий, то он обязан сообщить об этом заказчику и согласовать с ним удорожание (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28 января 2010 г. по делу № А70-4950/2009 , ФАС Северо-Западного округа от 8 октября 2008 г. № А56-21443/2007 и др.).

А при отказе заказчика выполнить это требование подрядчик вправе расторгнуть договор в соответствии со Гражданского кодекса РФ.

Расторжение договора происходит по решению суда, если подрядчик докажет факт наступления указанных условий. Но суды факт наличия таких обстоятельств признают неохотно (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27 ноября 2008 г. № Ф08-6647/2008).

Поэтому единственный способ добиться пересмотра утвержденной сметы – это заключить дополнительное соглашение к договору. Такой вывод можно сделать из постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 15 апреля 2009 г. № А53-13463/2008 .

Увеличение стоимости договорных работ, в частности, может быть подтверждено дополнительными сметами, утвержденными заказчиком, согласованием индекса удорожания и т. п. (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31 августа 2005 г. № Ф04-5777/2005(14528-А75-39)).

Особенности госконтрактов

Следует также иметь в виду, что в случае инвестирования в строительство средств государственного (регионального) или муниципального бюджета стороны будут руководствоваться не только нормами Гражданского кодекса РФ, но и положениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ .

В соответствии с общим правилом цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения (п. 4.1 ст. 9 закона № 94-ФЗ).

В специально установленных случаях (касающихся энергоснабжения, ремонта техники и некоторых других) цена договора может быть изменена.

Это означает, что все взаиморасчеты за выполненные работы должны осуществляться в порядке, предусмотренном государственным контрактом в пределах твердой договорной цены. На данное обстоятельство обращено внимание в письме Минрегиона России от 7 мая 2009 г. № 13786-ИМ/08 .

Приблизительная цена

То, что цена строительных работ является приблизительной, специально оговаривается в тексте договора. В противном случае будет считаться, что цена, установленная в договоре, твердая (п. 4 ст. 709 Гражданского кодекса РФ).

Если у подрядчика возникает необходимость существенно превысить смету, то он, согласно Гражданского кодекса РФ, обязан своевременно предупредить об этом заказчика и согласовать увеличение сметной стоимости строительства. Иначе он будет обязан исполнить договор, но потребовать оплаты дополнительных работ уже не сможет.

Если же заказчик не даст согласия на превышение сметы, то подрядчик имеет право отказаться от исполнения договора и потребовать уплаты цены за выполненную работу.*

3. Статья: Если объем работ изменился

Нередко в ходе проведения строительно-монтажных работ возникает необходимость корректировки объема работ. Как оформить дополнительные работы? По какой стоимости принимать объект?

В условия договора внесены поправки

В договор строительного подряда вносится пункт: одним из условий уточнения цены договора может быть внесение заказчиком изменений в проект, увеличивающих (уменьшающих) стоимость работ по договору в базисных ценах 2001 года более чем на 5 процентов. При этом на увеличение (уменьшение) цены договора относится только стоимость, превышающая 5 процентов. То есть возникающие в ходе строительства (ремонта) дополнительные работы до 5 процентов не оплачиваются заказчиком. Как оформить выполненные и принятые заказчиком, но не оплачиваемые работы в формах № КС-2 и № КС-3 ? Какую стоимость указывать в акте приемки объекта и постановки на баланс (с учетом дополнительно выполненных, но не оплаченных работ или без них)?*

Что включает цена договора?

В данном случае речь идет о порядке изменения цены договора. Она должна покрывать издержки подрядчика и предусматривать его вознаграждение (). При этом заказчик обязан принять результат работ и оплатить обусловленную договором цену. Указанная цена покрывает весь объем работ, предусмотренный договором. Поэтому, если стороны решили не менять ее при увеличении объемов работ не более чем на 5 процентов, это не говорит о том, что допработы не оплачиваются. За них перечисляются деньги (ведь дарение, к которому относится и безвозмездное выполнение работ, между коммерческими организациями запрещено Гражданского кодекса РФ), но в рамках первоначальной цены договора. Действительно, в этом случае возникает вопрос о порядке внесения в форму № КС-2 тех объемов работ, которые выполняются дополнительно, но не влияют на общую цену договора. Ведь если эти объемы поставить без цены, у налоговых органов может возникнуть вопрос о безвозмездном выполнении части работ.

Корректировка сметы

Попробуем разобраться с этой проблемой. Допустим, что у нас есть первоначальная смета, определяющая базовую стоимость работ и цену по договору (с учетом коэффициентов пересчета), рассчитываемую как итог по смете. Она предполагает покрытие затрат подрядчика и его вознаграждение, например, 20 процентов от прямых затрат по смете (сметная прибыль). В процессе строительства в смету вносятся допработы, стоимость которых составляет 4 процента от первоначальной сметной стоимости. По договоренности сторон, общая цена договора при этом не меняется. Допработы нужно внести в смету либо составить к ним дополнительную смету. Но поскольку это привело бы к увеличению итога по смете (суммы по основной и дополнительной сметам), какую-то позицию в ней надо уменьшить, чтобы итог, определяющий цену договора, остался прежним. Поскольку затратные позиции по смете изменить нельзя (ведь старый объем работ не уменьшается), изменить можно, например, сметную прибыль. В данном случае ее следует пересчитать так, чтобы общий итог по первоначальной смете (сумма по первоначальной и дополнительной сметам) остался неизменным. Эта смета и ляжет в основу заполнения № КС-2 . При этом в нее попадут все работы, предусмотренные новыми условиями, со своей ценой, но общая сумма по № КС-2 , с учетом уменьшенной нормы прибыли, останется неизменной.

Помимо нормы прибыли, можно уменьшить иные расчетные величины: накладные расходы, зимнее удорожание и т. д. Конечно, может возникнуть вопрос, а почему, собственно, подрядчик должен получить меньшие суммы на покрытие указанных расходов? Ответ очевиден: раз подрядчик согласился за счет старой цены выполнить новый, увеличенный объем работ, значит, нужно пожертвовать какой-либо позицией по смете. Ведь чтобы сохранилось равновесие, если в одном месте прибавилось, в другом должно обязательно убавиться. Где конкретно – выбирать самим сторонам договора. Самое главное, что следует уяснить: речь не идет о безвозмездном выполнении какого-то объема работ, а лишь об изменении состава работ за ту же цену.*

4. Статья: Фактическая стоимость работ оказалась меньше...

Компания является заказчиком строительно-монтажных работ, стоимость которых по договору составляет 15 500 000 руб. В ходе выполнения работ их стоимость уменьшилась за счет удешевления материалов. Какую стоимость фирма-подрядчик должна отразить в акте и справке, если фактически окончательная стоимость уменьшилась до 13 500 000 руб.?

Ответ зависит от порядка определения цены в договоре.

Цена договора подряда должна покрывать издержки подрядчика и предусматривать его вознаграждение (). При этом стороны договора свободны в определении расчета цены. Так, цена договора может определяться:
– на основании сметы;
– без сметы;
– приблизительно;
– в твердой цене, не предусматривающей ее изменения и т. д.

Если договором предусмотрено, что цена договора может корректироваться в зависимости от изменения стоимости материалов, то до окончания выполнения всех работ по договору стороны должны пересчитать цену договора и составить соглашение о ее изменении.

В этом случае подрядчик отразит в документах, подписываемых сторонами, новую согласованную цену договора.

Если договором определена твердая цена без возможности ее корректировки, то подрядчик при наличии экономии расходов по сравнению с их стоимостью, предполагаемой при заключении договора, имеет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором (). То есть на получение от заказчика всей суммы. При этом обязательно должно выполняться условие о качестве работ: оно не должно пострадать от экономии. В этом случае в предъявленных заказчику документах отражается первоначальная цена договора.*

Подрядчик настаивает на значительном увеличении стоимости одного из объектов строительства. Как обосновать данное увеличение? Можно ли сделать это за счет экономии на других сметных расходах? Если да, то что необходимо для этого сделать?
Александр

Добрый день!

Если речь идет про 44-ФЗ, то в таком случае


1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

Во всех остальных случаях(то есть увеличение более чем на 10 %) невозможно.

За исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1. статьи 95

Статья 95. Изменение, расторжение контракта
1.1. В 2015 и 2016 годах допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 и 2016 годах, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.

Постановление Правительства РФ от 14.03.2016 N 191

«Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году»

2. Изменение условий контрактов, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, допускается в пределах доведенных заказчикам объемов финансового обеспечения на принятие и (или) исполнение в 2016 году обязательств по контрактам.
3. Настоящие Правила применяются к контрактам со сроком исполнения свыше 6 месяцев, исполнение которых по независящим от сторон обстоятельствам без изменения их условий невозможно и предметом которых являются:
б) строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, входящего в смету строительства, реконструкции, технического перевооружения, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства.
4. Настоящие Правила применяются в отношении контрактов, валютой которых является российский рубль.
5. Изменение условий контракта, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, оформляется дополнительным соглашением к контракту, основанием для подготовки которого является направленное в адрес заказчика в письменной форме обращение поставщика (подрядчика, исполнителя) с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заказчик не вправе принимать решение об увеличении цены контракта, цены единицы товара, выполняемой работы, оказываемой услуги без обращения поставщика (подрядчика, исполнителя), указанного в абзаце первом настоящего пункта.
6. Заказчик принимает решение о внесении изменений в контракт, исходя:
а) из необходимости исполнения в первоочередном порядке контрактов, предметом которых является поставка товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства);
б) из необходимости достижения результатов мероприятий государственных (муниципальных) программ, федеральных целевых программ либо непрограммных направлений деятельности (функций, полномочий) органов государственной власти (органов местного самоуправления), а также принятых в установленном порядке решений о предоставлении средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений;
в) из объема фактически исполненных обязательств, предусмотренных контрактом, на дату принятия решения о внесении в него изменений;
г) из утвержденного и доведенного до заказчика объема финансового обеспечения на принятие и (или) исполнение в 2016 году обязательств по контрактам.
7. Заказчик принимает решение о внесении изменений в контракт в срок не более чем 30 дней со дня поступления документов и информации, указанных в абзаце первом пункта 5 настоящих Правил, и направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомление о принятом решении.
8. При подготовке дополнительного соглашения к контракту заказчик обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.
9. Расчет и обоснование изменений условий контракта, указанных в пункте 1 настоящих Правил, оформляется приложением к дополнительному соглашению к контракту, которое является неотъемлемой частью контракта.
10. В дополнительном соглашении к контракту, заключенном в соответствии с настоящими Правилами, не может предусматриваться увеличение количества поставляемого товара, объема выполняемых работ или оказываемых услуг.
11. Изменение срока исполнения контракта осуществляется по соглашению сторон в пределах 2016 года.

Государство выделяет на строительство и ремонт жилья, возведение инфраструктуры и социальных объектов огромные деньги. Но немалая их часть уходит в землю, вернее, распределяется по карманам участников строительного процесса. Как повысить эффективность использования бюджетных средств и оптимизировать денежные потоки в отрасли? Об этом "РГ" беседует с директором департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы Ассоциации Строителей России, президентом Союза инженеров-сметчиков Павлом Горячкиным.

Павел Владимирович, как можно повысить эффективность использования выделяемых на строительство государственных средств?

Если начинать "от печки", то, во-первых, - за счет оптимизации нормативной базы. Дело в том, что нормативные документы, определяющие стоимость строительства и ремонта, безнадежно устарели. В них заложены технологии строительства пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века. Действующие нормы и расценки на строительные, ремонтно-строительные, монтажные и пусконаладочные работы не учитывают применение высококачественных и высокопроизводительных машин и механизмов, новых технологий и материалов. Но поскольку эти нормативы являются обязательными, строительные организации вынуждены закладывать в сметы и исполнительную документацию устаревшие расценки с явно завышенными и неадекватными показателями затрат. Получается так: реально стройка идет по новой технологии, применяются более эффективные решения, применяются другие материалы, а сметчивается эта стройка по нормативам, которые завышены. Возникает ситуация, когда государство само создает условия для завышения сметной стоимости работ.

А подрядчику от этого какой прок?

Подрядчику это на руку. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда строители не заинтересованы, чтобы на те или другие виды работ появились новые нормативы, потому что им выгоднее работать по завышенным, устаревшим. К нам иногда обращаются компании с какими-то новыми технологиями, мы делаем соответствующие нормативы, просчитываем стоимость строительства, показываем, а они отказываются применять - мол, слишком дешево получилось.

На объектах, где работают частные инвестиции, частные застройщики, деньги считать умеют, потому что они свои. И подрядчикам зачастую очень не сладко работать на внебюджетных объектах: там сметы не раздувают. А вот для государственного заказчика бюджетные деньги чужие. А сам объект частенько воспринимается как источник личной наживы. Если есть возможность на законных основаниях заявить стоимость работ больше, чем в реальности, какой подрядчик от этого откажется? Не секрет ведь, что слово "откат" из всех сфер экономики в первую очередь ассоциируется со строительством. И, увы, это так и есть.

При строительстве каких объектов происходит раздувание смет?

На тех стройках, где есть бюджетные средства. Это не только строительство жилья. У нас огромное количество инфраструктурных, транспортных строек, строительных проектов, связанных с энергетикой, нефтью, газом. Это, наконец, муниципальные программы, капитальный ремонт. То есть объем строительства с участием государства огромный. И на сметах государство может сэкономить до 15% средств.

Чтобы решить эту проблему, нужно оптимизировать нормативную базу, по которой определяется стоимость строительства. Между тем за последние 20 лет новые сметные нормы практически не разрабатывались, а опубликованные нормы на новые строительные материалы и технологии немногочисленны и разработаны по методике советской системы нормирования в строительстве. Сметы на строительство постоянно пересматриваются в сторону увеличения, зачастую в разы. Достоверность определения сметной стоимости строительства в проектной документации вызывает сомнения. Во многих проектах (около 85%) стоимость существенно завышается.

По каким нормативам сейчас строят?

Сегодня действует система сметных нормативов ГЭСН-2001. Однако нормы и показатели этой базы почти не отличаются от разработанных в советское время СНиП-84 и СниР-91, разве что слегка отредактированы. Некоторые изменения чисто косметические. Корректировка показателей выполняется без необходимых обоснований и экономических расчетов, без проведения формальных процедур, регламентов и экспертиз, без профессиональной оценки отдельных нормативов и баз данных в целом. Устаревшие сметные нормативы постоянно переиздаются с небольшими изменениями и выдаются за новые разработки. Деятельность же госучреждения, в обязанности которого входит создание новых нормативных документов, фактически свелась к продаже за немалые деньги сомнительных сметных нормативов и платным услугам по согласованию различных индивидуальных индексов и расценок. Это создает дополнительную финансовую нагрузку на строительные организации и искажает достоверность определения сметной стоимости по объектам бюджетного финансирования.

Сейчас мы пожинаем плоды нормотворческой деятельности чиновников как на федеральном, так на региональном уровне. Возвращение к административным методам ценообразования в строительстве в последние годы, попытки задушить зарождающийся рынок инжиниринговых и консультационных услуг в строительстве уже обернулись чрезмерным ростом стоимости строительства. Это вызывает недоверие к работе сметчиков, а их расчеты расцениваются как документальное подтверждение неэффективного, а нередко и коррумпированного строительного менеджмента - причем, увы, совершенно справедливо.

А как именно происходит раздувание смет? Какие нарушения при этом допускаются?

Таких нарушений много, основные перечислю. Это производство работ без утвержденной рабочей документации; постоянная корректировка сметной стоимости за счет различного рода дополнительных работ; несоответствие показателей расхода материалов при списании и производственных норм расхода материалов (в особенности на скрытые работы); закупка материалов по заведомо завышенным ценам; несоответствие транспортных схем доставки материалов; завышение объемов выполненных работ; неправильное применение норм и расценок на работы по новым технологиям, когда применяется импортная техника и современные материалы; учет затрат на эксплуатацию подержанной импортной строительной техники, приобретенной подрядчиком как новой; завышение затрат на подготовительные работы, трудно поддающиеся проверке; оплата выполненных ранее работ по текущим, более высоким ценам; применение завышенных индивидуальных расценок и индексов пересчета сметной стоимости, согласуемых на основе сговора с отдельными чиновниками и государственными структурами и т.п.

Кроме того, к необоснованному увеличению стоимости работ приводят существенные задержки с проведением конкурсов, заключением госконтрактов и открытием финансирования; частая смена подрядчиков - особенно на крупных объектах с длительными сроками строительства; применение некачественных материалов и устаревших технологий; неумение организовать эффективный производственный процесс строительства; низкая квалификация рабочих и инженерно-технического персонала; несовершенство законодательства.

Как можно изменить ситуацию?

Нужно создавать новую современную нормативную базу, максимально открытую и доступную для всех участников инвестиционно-строительного и ремонтно-строительного процесса. Если срочно не принять меры по разработке и внедрению новых правил, норм и расценок для определения затрат в строительстве, стоимость реализации проектов будет и дальше необоснованно расти. Новая база должна адекватно отражать достигнутый технологический и организационный уровень строительства, соответствовать современным требованиям по качеству конечной продукции, применяемым эффективным строительным материалам, существующему уровню квалификации рабочих, используемым строительным машинам, механизмам, оборудованию и инструменту при производстве строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ. Сейчас в первую очередь необходимо сосредоточиться на ускоренной разработке норм и расценок на новые, эффективные технологии в строительстве и ЖКХ. На этом и нужно сконцентрировать усилия всех заинтересованных организаций.